Атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. Является неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

Качество атмосферного воздуха - совокупность физических, химических и биологических свойств атмосферного воздуха, отражающих степень его соответствия гигиеническим нормативам качества атмосферного воздуха и экологическим нормативам качества атмосферного воздуха

Атмосферный воздух как объект правоотношений . Право собственности: атмосферный воздух и воздушное пространство не рассматриваются как объекты собственности. Однако любое государство обладает суверенитетом на высоту 100 +– 10 км, ограничивается проекцией государственной границы. Применительно к атмосферному воздуху можно говорить о правах субъектов в области охраны атмосферного воздуха.

Охрана атмосферного воздуха - система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду.

Права (в соответствии со статьёй 29): 1. Граждане, юридические лица и общественные объединения имеют право на:

информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также об источниках загрязнения атмосферного воздуха и вредного физического воздействия на него;

участие в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха;

обсуждение программ охраны атмосферного воздуха и внесение в них своих предложений об улучшении его качества.

2. Граждане и общественные объединения имеют право предъявлять иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, окружающей природной среде, причиненного загрязнением атмосферного воздуха.

3. Представители общественных объединений имеют право доступа на территории объектов хозяйственной и иной деятельности, имеющих источники загрязнения атмосферного воздуха и вредного физического воздействия на него, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Имущественные отношения, возникающие при осуществлении деятельности по охране атмосферного воздуха, регулируются гражданским законодательством (статья 2, пункт 3).

Обязанности (согласно статье 30): 1. Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны:

обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;

согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти;

внедрять малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;

планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;

осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;

осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

обеспечивать соблюдение режима санитарно - защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух;

обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья.

2. Юридические лица при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок и граждане при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств и установок непревышение установленных технических нормативов выбросов.

Государственное управление (статья 3) в области охраны атмосферного воздуха основывается на следующих принципах:

приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений;

обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека;

недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей природной среды;

обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него;

гласность, полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении;

научная обоснованность, системность и комплексность подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей природной среды в целом;

обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.

Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха осуществляется (статья 4) Правительством Российской Федерации непосредственно или через специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется посредством мониторинга атмосферного воздуха (статья 23), который осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, его территориальными органами и другими органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

Билет № 22

"

Объектом регулирования в рамках права окружающей среды является не воздух вообще, а атмосферный воздух.

Атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

К атмосферному воздуху не относится также воздух, находящийся в компрессорах, баллонах и т.п. Отношения по поводу воздуха помещений и находящегося в емкостях регулируются санитарным, в том числе гражданским, жилищным законодательством. Критерием разграничения атмосферного воздуха и иного воздуха служит естественная связь первого с природной средой.

Атмосферный воздух является одним из основных жизненно важных элементов природы. Прежде всего, он служит незаменимым источником кислорода, необходимого для существования всего живого на Земле. При характеристике особой важности воздуха в жизни человека подчеркивается, что человек может прожить без воздуха лишь несколько минут.

У атмосферного воздуха и атмосферы в целом множество других экологически и социально полезных свойств. Он является проводником энергии Солнца, служит защитой от губительных космических излучений, образует основу климатических и погодных условий на Земле. В экономической деятельности общества атмосфера интенсивно эксплуатируется как транспортная коммуникация. Наконец, атмосфера - это среда для удаления газообразных и пылевидных отходов человеческой деятельности.

Особенностью правового режима атмосферного воздуха является то, что в силу физических свойств он не может быть объектом права собственности, поскольку к нему не применимы традиционные полномочия собственника. Он не может быть индивидуализирован для того, чтобы стать объектом права собственности.

Не являясь собственником атмосферного воздуха, находящегося в конкретный момент над территорией государства, оно имеет на него суверенные права. Эти права вытекают из принадлежности государству его естественной природной среды. Любое государство в пределах своего воздушного пространства пользуется всеми правами территориального верховенства, государственного суверенитета, исключительным правом на использование атмосферы. В соответствии с Воздушным кодексом РФ, принятым 19 марта 1997 г., Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства РФ. Под воздушным пространством РФ понимается воздушное пространство над территорией РФ, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.

Какова пространственная сфера действия законодательства об охране атмосферного воздуха? Она определяется пределами государственного суверенитета России над своим воздушным пространством. Охрана атмосферного воздуха должна обеспечиваться в пределах практически возможного использования воздушного пространства или практического воздействия на состояние атмосферы. В определенной мере граница действия законодательства определяется возможным высотным пределом, который достигают самолеты или иные летающие устройства. Однако известно, что вредное воздействие на состояние озонового слоя Земли оказывается при эксплуатации озоноразрушающих веществ на объектах, расположенных на земле.

Как никакой другой природный ресурс, атмосферный воздух, "не признающий" никаких политических границ, образует единую в глобальном масштабе среду жизни.

Понятие атмосферного воздуха в качестве объекта природы дается в преамбуле Федерального закона РФ от 4 мая 1999г. «Об охране атмосферного воздуха»1. В ней атмосферный воздух определяется как жизненно важный компонент окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

Физическое состояние атмосферного воздуха представляет собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений (ст.1 Закона).

Атмосфера – тонкая газовая оболочка, окружающая Землю и разделенная на несколько сферических слоев. Около 95 % массы воздуха приходится на внутренний слой - тропосферу, простирающуюся вверх над поверхностью Земли примерно на 17км.

Если Землю сравнивать с яблоком, то обеспечивающая нашу жизнь воздушная оболочка соответствует толщине его кожуры. Около 99 % объема чистого сухого воздуха в тропосфере состоит из двух газов: азота (78%) и кислорода (21%). Оставшийся объем воздуха в тропосфере содержит небольшое количество аргона (менее 1%) и около 0,35% диоксида углерода. Атмосферный воздух в тропосфере содержит также водяные пары в количестве, меняющемся от 0,01% у холодных полюсов до 5% - во влажных тропиках.2 Воздух, находящийся в тропосфере, подлежит регулированию по использованию и охране. Воздух, находящийся в различных помещениях, установках, компрессорах, баллонах и т.д., изъятый из природной среды, является объектом гражданского, трудового, административного законодательства.

Правовому регулированию не подлежат: климат местности, зоны ветров и магнитные бури. Говоря о роли атмосферного воздуха, необходимо напомнить, что рост загрязнения атмосферы увеличивается с каждым годом. Так, наблюдение за составом атмосферного воздуха показывает, что происходит постоянный рост содержания углекислого газа в атмосфере. Концентрация его сто лет назад, т. е. до начала бурного промышленного развития, была на уровне 0,029%, сейчас она достигает 0,032%, а в перспективе может привести к серьезным необратимым изменениям биосферы.

Охрана атмосферного воздуха приобретает особую актуальность в условиях интенсивного развития промышленности и сельского хозяйства, роста городов и увеличения количества транспортных средств; расширение исследований космического пространства также усиливает отрицательные антропогенные воздействия на атмосферу. Атмосферный воздух выступает своего рода посредником загрязнения всех других объектов природы, он способствует распространению больших масс загрязнения на значительное расстояние.

Промышленными выбросами, переносимыми по воздуху, загрязняется мировой океан, окисляется почва и вода. Так, на территорию Российской Федерации вместе с воздушными массами ежегодно поступает 2 млн. тонн двуокиси серы и около 10 тонн сульфатов. С осадками на сельскохозяйственные угодья центральных областей европейской части страны выпадает около 1 млн. тонн серной кислоты. Для ее нейтрализации необходимо 1,5 млн. тонн технической извести, стоимость которой составляет миллионы рублей.

Увеличивается количество выбрасываемых в атмосферу тяжелых металлов – таких как свинец, медь, хром, бериллий, мышьяк, кобальт и другие. Опасность их для человека заключается в том, что в процессе эволюции организм не выработал защитных механизмов к этим веществам. По этим причинам, возможно, их отрицательное воздействие на здоровье человека. Вызывает беспокойство увеличивающаяся концентрация в воздухе канцерогенных соединений. Так, пробы льда на станции Пионерская в Антарктиде показали, что концентрация соединений бензопирена в три раза выше, чем 600 лет назад.

Это объясняется переносом на большие расстояния продуктов деятельности человека, усиливающейся за последние сто лет. К канцерогенным веществам, загрязняющим атмосферный воздух, относятся некоторые соединения полициклических углеводородов, которые выбрасываются в атмосферу стационарными источниками (90%), а оставшиеся 10% приходятся на выбросы автотранспортных средств. Из общего количества полициклических углеводородов, находящихся в отработавших газах автомобилей, примерно 20 – 30 % составляют канцерогенные вещества.

К загрязнителям атмосферы относятся и вредные физические воздействия на нее. Одним из них является шум, сопровождающий нас в быту. Он может оказывать вредное воздействие на человеческий слух. Диапазон звуков, воспринимаемых человеком, простирается от порога слышимости до порога болевых ощущений, равного 130 ДБ. При уровне звукового давления более 140 ДБ возможен разрыв барабанной перепонки.

Уровень загрязнения атмосферного воздуха в городах и промышленных центрах остается недопустимо высоким. В отечественной системе учет выбросов по ряду веществ не существует, но они составляют заметную величину, сравнимую с антропогенными выбросами (например, леса являются достаточно мощным источником выделения метана и окислов азота). Так, заболоченные земли и озера являются источником выделения метана. Вулканы и лесные пожары являются заметными источниками диоксидов серы и азота, оксида углерода и др. В настоящее время действуют два перечня методик исчисления: 1) перечень методик измерения концентраций загрязняющих веществ в промышленных выбросах; 2) перечень технических средств контроля промышленных выбросов.

Правовая охрана атмосферного воздуха заключается в установленной законодательством совокупности государственных и общественных мероприятий направленных на сохранение воздушного бассейна от загрязнения, истощения его кислородных запасов, рациональное использование воздуха в хозяйственных целях, воспроизводство его запасов в интересах оздоровления и улучшения

окружающей человека среды, животного мира, жизни и здоровья настоящего и будущих поколений. Основные законодательные акты об охране атмосферного воздуха в РФ составляют достаточно большой массив. Сюда относятся и международно-правовые акты (к примеру, Венская конвенция об охране озонового слоя 1985г.; Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой 1987г; Рамочная конвенция об изменении климата 1992г., Киотский протокол и другие). Центральным законом, регулирующим охрану атмосферного воздуха, озонового слоя и климата, является Федеральный закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г.2 Существует также ряд постановлений Правительства РФ, такие как постановление Правительства РФ «Об усилении мер государственного регулирования ввоза в РФ и вывоза из РФ озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции» от 9 декабря 1999 г., а также постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха» от 15 января 2001г., ряд ведомственных актов Росгидромета, Минздрава РФ и другие.

Таким образом, российское законодательство соответствует международным требованиям в области охраны атмосферного воздуха и основывается на принципах приоритета охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных условий для жизни труда и отдыха, недопущения вредных воздействий на атмосферный воздух, обеспечения гласности, полноты, достоверности информации о состоянии атмосферного воздуха и его загрязнения и другие.

Охрана атмосферного воздуха осуществляется различными способами: биологическими (проведением работ по воспроизводству природных ресурсов, их охране и защите от истощения), технологическими (совершенствованием технологических процессов, систем очистки, организацией безотходных

производств), экономическими (планированием охраны, материально –техническим обеспечением, развитием материального стимулирования за выполнение природоохранительных мероприятий), санитарными (принятием мер по оздоровлению окружающей среды), организационными (организацией

рационального использования воздушного бассейна и контроля за его состоянием и охраной), идеологическими (проведение эколого–воспитательной работы, улучшением экологической подготовки кадров и т.п.), правовыми. Однако, говоря о современном законодательстве в области регулирования охраны атмосферного воздуха, следует отметить, что оно далеко не совершенно. Недостатки его

заключаются в том, что в нем присутствует нечеткость и неопределенность понятия атмосферного воздуха и его охраны.

Кроме того, в нем отсутствует инструмент, реализующий механизм воздухоохранной деятельности. Большинство норм Федерального закона носят декларативный характер, они, как правило, не обеспечены подзаконными актами по процедурам нормирования воздействия на него, информирования населения и хозяйствующих субъектов о качестве воздуха и прогнозов его изменения и т. д.

Тема № 17. Правовая охрана атмосферного воздуха

В соответствии со ст. 5 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» атмосферный воздух выделяется как самостоятельный объект отношений в области охраны окружающей среды, который следует отграничивать по правовым и естественно-природным признакам от других элементов атмосферного пространства, таких как озоновый слой, климат, а также от околоземного космического пространства, выходящего за пределы земной атмосферы.

Понятие и признаки атмосферного воздуха как объекта правового регулирования закреплены в Законе Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха». В соответствии с данным Законом атмосферный воздух определяется как охраняемый природный объект, представляющий собой газовую оболочку нашей планеты. Таким образом, атмосферный воздух охватывает собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. При этом не весь газовый состав атмосферы подпадает под правовое регулирование законодательства об атмосферном воздухе. Так, озоновый слой атмосферы, охрана которого названа как одно из требований по охране атмосферного воздуха (ст. 42 Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха»), составляет самостоятельный объект правового регулирования. В рамках выполнения международных обязательств Республики Беларусь по реализации положений Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата осуществляется регулирование выбросов парниковых газов, т. е. газообразных составляющих атмосферы как природного, так и антропогенного происхождения, которые поглощают и переизлучают инфракрасное излучение.

В отличие от других компонентов природной среды, являющихся объектами природоресурсных отношений, атмосферный воздух рассматривается в законодательстве как охраняемый объект, а не объект использования. Приоритет охраны в правовом регулировании отношений, возникающих по поводу атмосферного воздуха, связан с его жизненно важным значением для обеспечения благоприятного состояния окружающей среды, а также с особыми естественно-природными свойствами атмосферного воздуха, которые существенно отличают его от других объектов природопользования. В силу своих физических свойств, таких как наличие постоянного не контролируемого человеком движения и непрерывного перемешивания, атмосферный воздух не может быть объектом права собственности. Эти же свойства атмосферного воздуха ограничивают его использование как индивидуализированного объекта природопользования.

Государство имеет суверенные права на воздушное пространство, образующее составную часть государственной территории Республики Беларусь, но не являющееся компонентом природной среды. По отношению к атмосферному воздуху государство обладает определенными полномочиями по регулированию общественных отношений, связанных с охраной атмосферного воздуха, в том числе выполнению международных обязательств, принятых на себя Республикой Беларусь в данной области.



Право пользования атмосферным воздухом как совокупность норм, которые регулируют использование полезных свойств данного компонента природной среды, в законодательстве об охране атмосферного воздуха специально не выделяется. Учитывая имеющееся в экологическом законодательстве понятие природопользования как деятельности, в процессе которой используются природные ресурсы и оказывается воздействие на окружающую среду, есть основания вести речь о постепенном формировании такого института применительно к атмосферному воздуху.

Можно выделить некоторые составляющие атмосферы, которые могут использоваться в человеческой деятельности и которые в будущем могут получить статус ресурсов, например, смесь газов, составляющих атмосферный воздух, полезные свойства атмосферы, формирующие погоду и климат, и некоторые другие. Пользование этими природными элементами специально не регулируется. В соответствии со ст. 39 Закона Республики Беларусь «Об охране атмо­сферного воздуха» предусмотрено только потребление атмосферного воздуха для производственных нужд.

27. Атмосферный воздух как объект правового регулирования

В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух – это жизненно важный компонент окружающей природной среды, который представляет собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

В целях его охраны государством проводятся следующие мероприятия:

1) нормирование качества атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на атмосферный воздух – установление гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха и предельно допустимых уровней физических воздействий на него;

2) установление нормативов выбросов и воздействий – технических нормативов выбросов и предельно допустимых выбросов;

3) государственная регистрация вредных и потенциально опасных веществ;

4) выдача разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ и на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух, устанавливающих предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. За выдачу разрешений взимаются сборы;

5) установление требований к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.

Виды воздухопользования:

1) пользование воздухом для жизнеобеспечения людей и других организмов;

2) пользование воздухом для производственных нужд в качестве сырья;

3) пользование атмосферой для выброса загрязняющих веществ и поглощения вредных физических воздействий;

4) пользование атмосферой в целях искусственного изменения погоды, климата, предотвращения природных катаклизмов.

В целях сохранения благоприятного качества атмосферного воздуха государством предусмотрены следующие нормативы воздействия на атмосферный воздух:

1) производственные нормативы – предельно допустимые выбросы (ПДВ) загрязняющих веществ; нормативы шумового, теплового, вибрационного, радиационного, электромагнитного и других физических воздействий; временно согласованные выбросы (лимит) загрязняющих веществ;

2) территориальные нормативы – величина критических совокупных нагрузок на атмосферный воздух от различных хозяйственных и иных объектов с учетом трансграничного и межрегионального переноса загрязняющих веществ в пределах территориально-административного образования.

Наряду с этим устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) различных загрязняющих веществ и для каждой модели транспортных и иных передвижных средств.

В целях поддержания качества атмосферного воздуха на безопасном для людей уровне органами специализированного контроля производится государственный учет неблагоприятных воздействий на него, а также наблюдение за состоянием атмосферного воздуха и источников его загрязнения.

Из книги Предпринимательское право автора Шевчук Денис Александрович

2. Методы правового регулирования Под методом правового регулирования, применяемым в отрасли права, понимается набор способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета регулирования.Каждая отрасль права

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

Тема 17. Область экономики как объект государственного регулирования и управления (общая характеристика) 1. Социально-правовая характеристика структуры экономики как объекта государственного регулирования и управления Экономическая деятельность - это любая

Из книги Административное право [Конспект лекций. 5-е издание] автора Макарейко Николай Владимирович

2. Понятие и система государственного регулирования и управления (административно-правового регулирования) в области экономики Государственное регулирование в области экономики представляет собой государственное управление в широком социально-политическом смысле

Из книги Информация. Собственность. Интернет. Традиция и новеллы в современном праве автора Якушев Михаил Владимирович

Тема 1. УПРАВЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ 1.1. Управление: понятие, признаки, видыУправление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Из книги Уголовное право. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

5. Предмет уголовно-правового регулирования Исходя из общетеоретического постулата, образование отдельных отраслей права можно обосновать, прежде всего, спецификой предмета регулирования. Предметом правового регулирования выступают социальные отношения.

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

6. Задачи уголовно-правового регулирования Специфика и содержание уголовного права обусловливаются задачами, стоящими перед этой отраслью права.Социальная ценность уголовного права состоит, прежде всего, в охране общественных отношений, а именно: мира и безопасности

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

8. Принципы уголовно-правового регулирования Принцип законности, который вытекает из положений Всеобщей декларации прав человека: никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в

Из книги автора

24.1 Понимание механизма правового регулирования Регулирование общественных отношений - главная функция права, его основная характеристика в действии, в движении, в процессе реализации его возможностей. Поэтому изучение механизма правового регулирования важно для

Из книги автора

24.3 Эффективность механизма правового регулирования Обобщающей характеристикой механизма правового регулирования является его эффективность.Под эффективностью правового регулирования понимается соотношение между результатом правового регулирования и стоящей

Из книги автора

§ 1. Понятие правового регулирования Человеческое общество характеризуется той или иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообщества людей (больших или малых социальных

Из книги автора

§ 2. Предмет правового регулирования Право не должно да и не может регулировать все общественные отношения, все социальные связи членов общества. Поэтому на каждом конкретно-историческом этапе общественного развития должна быть достаточно точно определена сфера

Из книги автора

§ 4. Стадии правового регулирования Правовое регулирование есть длящийся во времени процесс. Оно предполагает активную деятельность людей, их коллективов и в процессе создания права, и в ходе его воплощения в жизнь.Процесс воздействия права на поведение людей и

Из книги автора

§ 5. Механизм правового регулирования После ответа на вопрос, как право регулирует общественные отношения, логично искать ответы на вопросы, чем, какими средствами право воздействует на общественные отношения, каков механизм правового воздействия.В теории права

Из книги автора

§ 13.1. Понятие механизма правового регулирования Регулирование общественных отношений - главная функция права, его основная характеристика в действии, в движении, в процессе реализации его возможностей. Поэтому изучение механизма правового регулирования важно для того,