Значение вод как важнейшего компонента природной среды, обеспечивающего экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира, определяет необходимость осуществления их охраны, определение некоторых общих требований к ней и обозначение ответственных за нее государственных и муниципальных органов, юридических и физических лиц.

Отнесенное к совместной компетенции управление в области охраны водных объектов требует выработки единства требований и объединения усилий Российской Федерации и субъектов Федерации, нуждается в регулировании, основанном на их взаимодействии и разграничении полномочий.

На федеральном уровне определяются вопросы научно-технической политики в области охраны вод, организации и финансирования фундаментальных и прикладных научных исследований, принципы экономического регулирования восстановления и охраны водных объектов и другие вопросы общегосударственного значения, связанные с использованием, восстановлением и охраной водных объектов.

Субъекты Федерации организуют охрану водных объектов, разрабатывают и принимают законодательные и иные нормативные акты, регулирующие охрану водных объектов в пределах территории субъектов Федерации, участвуют в осуществлении государственного контроля и надзора над использованием и охраной вод. К их полномочиям относится разработка и реализация территориальных государственных программ по использованию, восстановлению и охране вод, а также проведение других региональных водоохранных мероприятий в соответствии с положениями статей 25 и 26 ВК РФ.

Граждане и юридические лица при использовании вод должны осуществлять производственно-технические, мелиоративные, санитарные и другие мероприятия, способствующие охране вод.

К производственно-техническим относятся разработка и внедрение технологических процессов, исключающих или сводящих к минимуму сбросы сточных вод, создание водооборотных и бессточных систем, очистка стоков с целью удаления вредных веществ.

Мелиоративные работы, способствующие охране водных ресурсов, подразделяются на лесную, агротехническую, гидротехническую мелиорацию. Это выращивание древесной и кустарниковой растительности с целью уменьшения поверхностного стока и ослабления процессов эрозии; правильное ведение сельскохозяйственных работ; регулирование водно-воздушного режима почв при возделывании различных сельскохозяйственных культур. К мелиоративным мероприятиям относятся работы в целях предотвращения образования оврагов, оползней, борьба с селями.

Водные объекты подлежат охране от загрязнения и засорения.

В тексте Водного кодекса не расшифровываются понятия "загрязнение" и "засорение".

В целях предупреждения и устранения загрязнения водных объектов должны определяться источники их загрязнения и засорения. Источниками загрязнения признаются объекты, с которых осуществляется сброс или иное поступление в водные объекты вредных веществ, ухудшающих качество поверхностных и подземных вод, ограничивающих их использование, а также негативно влияющих на состояние дна и берегов водных объектов. Охрана водных объектов от загрязнения и засорения осуществляется посредством регулирования деятельности как стационарных, так и других источников загрязнения и засорения.

Водный объект считается загрязненным, если в результате сброса или поступления иным образом с суши, деятельности на поверхности или дне водного объекта, а также в результате образования в нем вредных веществ изменились в сторону ухудшения установленные нормативы качества вод, ограничилось его использование, проявилось негативное влияние на состояние дна и берегов водоемов.

Охрана вод осуществляется с помощью нормативов качества вод, представляющих собой допустимую норму воздействия, гарантирующую экологическую безопасность населения, сохранение генетического фонда, обеспечение рационального использования водных объектов. Установленные нормативы качества вод (предельно допустимые концентрации водных веществ) носят обязательный характер и используются в практике проектирования и контроля над состоянием водных объектов. Нормативы качества воды для водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, нормативы качества воды водных объектов, используемых для рыбохозяйственных целей, установлены действующими Правилами охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами (ст. 35 ВК РФ).

Источниками загрязнения и засорения являются и объекты, осуществляющие сброс или поступление иным образом вредных веществ в водные объекты: промышленные предприятия, сбрасывающие производственные сточные воды; коммунально-бытовое хозяйство с хозяйственно-фекальными стоками; предприятия сельского хозяйства, применяющие ядохимикаты и другие химические вещества, стоки животноводческих комплексов и ферм; суда и иные передвижные средства и установки на воде; сплав древесины; проведение строительных, дноуглубительных, взрывных и других работ на водных объектах.

Юридические лица и граждане, осуществляющие эксплуатацию источников загрязнения и засорения, должны принимать установленные природоохранным, водным и иным законодательством меры по предотвращению загрязнения и восстановлению водных объектов.

Выполнение водоохранных требований начинается со стадии выбора места расположения источника загрязнений при его проектировании и строительстве. Запрещено вводить в эксплуатацию источники загрязнения, не обеспеченные современными технологиями и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации сбросов до уровня предельно допустимых. Все источники загрязнения должны быть оснащены средствами контроля над сточными водами. Запроектированные работы по охране окружающей природной среды должны быть выполнены к стадии ввода в эксплуатацию источника загрязнений.

Для источников загрязнений определяется предельно допустимый норматив воздействия на водный объект, который он обязан соблюдать. Не допускается сброс в водные объекты не очищенных и не обезвреженных в соответствии с установленными нормативами сточных вод, а также сброс сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации или содержащих возбудителей инфекционных заболеваний.

При эксплуатации источников загрязнения должны проводиться технические мероприятия, направленные на предотвращение загрязнения водных объектов; очистка сточных вод и повторное их использование; устройство оборотных систем водоснабжения; сокращение или прекращение поступления примесей в сточные воды путем упорядочения и изменения технологических процессов производства; переход на безводные технологические процессы; ликвидация отвалов производственных и бытовых отходов, из которых загрязнения вымываются поверхностным и дренажным стоком.

Владелец каждого источника загрязнений обязан вести учет сбрасываемых вод, производить их анализы, информировать органы государственной власти и органы местного самоуправления об аварийных и чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние вод.

Специальные требования охраны вод установлены к таким видам деятельности, как ведение работ на дне водных объектов и их поверхности; передвижение судов на воде, эксплуатация на поверхности воды различных установок: применение ядохимикатов и других химических веществ в сельском хозяйстве; применение радиоактивных, токсичных веществ (материалов); взрывные, строительные, дноуглубительные и другие работы на водоемах. Они определены в Водном кодексе РФ, а также устанавливаются в процессе согласования проведения этих работ со специально уполномоченными государственными органами в области использования и охраны водного фонда.

В Российской Федерации водные объекты охраняются от всех видов загрязнения: химического, бактериального, теплового (отклонение температуры воды от установившегося в данном водном объекте температурного уровня), естественными радиоактивными элементами и радиоактивными элементами и веществами, попадающими при испытании атомного оружия, и выбросах разнообразных радиоактивных отходов, включая диффузное (загрязнение через поверхность земли и воздух).

Аварийное загрязнение водных объектов возникает при залповом сбросе вредных веществ в поверхностные или подземные водные объекты, который причиняет вред или создает угрозу причинения вреда здоровью населения, нормальному осуществлению хозяйственной и иной деятельности, состоянию окружающей среды, а также биологическому разнообразию.

Меры предупреждения и ликвидации аварийного загрязнения водных объектов определяются федеральным водным законодательством, законодательством о недрах, о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Некоторые международные нормы предусматривают меры предупреждения залповых сбросов вредных веществ, возмещение ущерба от воздействия промышленных аварий; осуществляется при этом основной принцип, согласно которому ответственность за загрязнение возлагается на его виновника.

Значительными полномочиями по предупреждению и ликвидации аварийного загрязнения водных объектов обладает МЧС России.

Основным критерием качества вод является содержание предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах.

В качестве одной из мер охраны водных объектов следует рассматривать установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос.

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от соответствующей береговой линии, а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы - от линии максимального прилива. При наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.

Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

На территориях населенных пунктов при наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.

В границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных вод для удобрения почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

В границах прибрежных защитных полос дополнительно запрещаются:

1) распашка земель;

2) размещение отвалов размываемых грунтов;

3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Юридическое понятие "воды" отличается от естественнонаучных и житейских представлений о воде как о химическом соединении водорода и кислорода. В действующем Водном кодексе РФ отсутствует определение понятия "воды". Водный кодекс РФ 1995 г. определял воды как природные запасы воды, находящиеся в пределах государственных границ России в поверхностных водных объектах, т.е. поверхностных водотоках и водоемах (реках и водохранилищах на них, ручьях, каналах, озерах, болотах, прудах), ледниках и снежниках, внутренних морях, территориальном море Российской Федерации и подземных водных объектах. Это юридическое понятие вод.

В соответствии с водным законодательством к водам не относится вода, изъятая из водных объектов. Речь идет о воде, которая течет из крана в наших домах или используется в технологическом процессе. Отношения, связанные с использованием такой воды, регламентируются гражданским, санитарным и иным законодательством РФ. К водам не относится и та вода, которая хотя и находится в природной среде, но не представляет самостоятельного естественного блага, а является структурным элементом других природных объектов (атмосферная влага, почвенная влага, вода, находящаяся в организмах растений и животных).

Наиболее важные отношения собственности на водные объекты, водопользования и охраны водных ресурсов регулируются Водным кодексом РФ. Одновременно имеется значительный массив подзаконных актов в данной сфере.

Основными организационно-правовыми инструментами обеспечения рационального использования и охраны вод и одновременно функциями государственного управления в данной сфере являются:

Планирование рационального использования водных объектов;

Нормирование допустимого воздействия на воды;

Государственный мониторинг водных объектов;

Государственный водный реестр;

Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов.

Планирование рационального использования водных объектов ведется в форме схем комплексного использования и охраны водных объектов (ст. 33 ВК РФ). Схемы разрабатываются в целях: определения допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты; определения потребностей в водных ресурсах в перспективе; обеспечения охраны водных объектов; определения основных направлений деятельности по предотвращению негативного воздействия вод.



Схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, рассматриваются бассейновыми советами и утверждаются для каждого речного бассейна уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Схемы являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Нормирование допустимого воздействия на воды осуществляется в целях поддержания поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства (ст. 35 ВК РФ). Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц (ст. 30 ВК РФ). Такой мониторинг осуществляется в целях: своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов; оценки эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов; информационного обеспечения управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе для государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов.

Организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов проводятся уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ.

Государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах (ст. 31 ВК РФ). В реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования.

Государственный водный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

В государственный водный реестр включаются, в частности, документированные сведения: о водных объектах; об использовании водных объектов, в том числе о водопотреблении и водоотведении; о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, других зонах с особыми условиями их использования; о решениях о предоставлении водных объектов в пользование; о договорах водопользования.

Государственный надзор за использованием и охраной водных объектов проводится в целях обеспечения соблюдения требований к использованию и охране водных объектов; особого правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон и зон специальной охраны источников питьевого водоснабжения; иных требований водного законодательства (ст. 36 ВК РФ).

В соответствии с Водным кодексом РФ все воды (водные объекты) подлежат охране от загрязнения, засорения и истощения. При использовании водных объектов граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов.

Понятием "загрязнение" охватывается не только сброс сточных вод, содержащих химические вещества в количествах свыше допустимых норм, но и так называемое тепловое загрязнение, а также появление в воде микроорганизмов в недопустимых концентрациях. Критерием загрязненности воды является ухудшение ее качества вследствие изменения физических (повышение температуры), химических, биологических, органолептических свойств (вкус, запах, цветность, прозрачность) и появления вредных веществ для человека, животного и растительного мира. На органы исполнительной власти РФ и ее субъектов возложена обязанность осуществлять охрану водных объектов от всех видов загрязнения, включая диффузное загрязнение (загрязнение через поверхность земли и воздух).

В отличие от загрязнения, которое затрагивает качество воды в водоемах, под засорением понимается поступление в водоем посторонних нерастворимых предметов (древесины, шлаков, металлолома, строительного мусора и т.п.), не изменяющих качество воды. Юридических критериев для определения засорения вод законодательство не устанавливает, предоставляя тем самым органам по регулированию использования и охране вод в каждом конкретном случае с учетом местных условий решать вопрос о засорении водного объекта.

Под истощением понимается сокращение количества воды в водоеме, происходящее под влиянием человеческой деятельности и носящее устойчивый характер. Оно не относится к сезонным колебаниям стока воды в реках или естественным изменениям запаса воды в морях и озерах и т.д.

В целях регулирования охраны водных объектов от загрязнения и засорения Водный кодекс РФ предусматривает ряд конкретных мер, в том числе запретительных. Так, запрещаются:

Захоронение в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных веществ;

Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты;

Проведение на основе ядерных и иных видов промышленных технологий взрывных работ, при которых выделяются радиоактивные и (или) токсичные вещества, на водных объектах;

Несанкционированный сброс сточных вод на ледники, снежники, а также засорение ледников, снежников отходами производства и потребления, загрязнение их нефтепродуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами.

В целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира на территориях, примыкающих к водным объектам, создаются водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы (ст. 65 ВК РФ). В их пределах устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности.

В границах водоохранных зон запрещаются: использование сточных вод для удобрения почв; размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ; осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными ВК РФ ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Основные требования по охране вол от загрязнения, засорения и истощения. Основные направления обеспечения охраны вод обусловлены двумя факторами. Во-первых, на состояние водных объектов непосредственно влияет их эксплуатация, т. е. различные виды водопользования. Во-вторых, необходимость охраны водных объектов возникает из-за хозяйственной эксплуатации других объектов природы: земель, недр и лесов. Негативное влияние на состояние вод оказывает вырубка лесов, прежде всего в прибрежных районах рек, озер, морей, водохранилищ. Крайне неблагоприятно воздействует добыча полезных ископаемых, особенно открытым способом: понижается уровень грунтовых вод, большие объемы сточных вод сбрасываются в водные объекты. В связи с этим решение проблемы охраны вод связано с необходимостью четкой регламентации как процессов водопользования, так и эксплуатации сопредельных природных ресурсов путем установления разного рода ограничений.
Основные неблагоприятные последствия антропогенного влияния на состояние вод выражаются в загрязнении, засорении и истощении водных объектов. Загрязнение водных объектов представляет собой сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов. Засорение водных объектов — это сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов. Истощение вод — постоянное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод.
Общие требования к охране водных объектов, касающиеся предотвращения загрязнения, засорения и истощения вод, установлены ВдК РФ, Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», некоторыми другими законодательными и нормативными правовыми актами.
Предусмотрено, что собственники водных объектов проводят мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, принимают меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления. При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с ВдК РФ и другими федеральными законами, а также с правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством РФ (ст. 55 ВдК РФ).

Правовая охрана вод в процессе водопользования.

Статья 56 ВдК РФ запрещает сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов). Проведение на водном объекте работ, в результате которых образуются твердые взвешенные частицы, допускается только в соответствии с требованиями законодательства РФ. Меры по предотвращению загрязнения водных объектов вследствие аварий и иных чрезвычайных ситуаций и по ликвидации их последствий определяются законодательством РФ.
Установлено, что содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать, соответственно, предельно допустимых уровней естественного радиационного фона, характерных для отдельных водных объектов, и иные установленные нормативы. Особо следует подчеркнуть, что захоронение в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных веществ запрещается.
Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается, также как и проведение на основе ядерных и иных видов промышленных технологий взрывных работ, при которых выделяются радиоактивные и (или) токсичные вещества.
В ст. 57 и 58 ВдК РФ особые меры предусмотрены по охране болот, ледников и снежников от загрязнения и засорения. Так, загрязнение и засорение болот отходами производства и потребления, загрязнение их нефтепродуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами запрещаются. Осушение либо иное использование болот или их частей не должно приводить к ухудшению состояния неиспользуемых частей этих болот, других водных объектов и к истощению вод.
Запрещены несанкционированный сброс сточных вод на ледники, снежники, а также загрязнение ледников, снежников отходами производства и потребления, загрязнение их нефтепродуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами. Забор (изъятие) льда из ледников не должен оказывать негативного воздействия на состояние водных объектов и приводить к истощению вод.
Специальные меры предусмотрены для охраны подземных водных объектов. Так, физические и юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны не допускать загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты.
На водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не допускается нахождение объектов размещения отходов производства и потребления, кладбищ, скотомогильников и иных объектов, оказывающих негативное воздействие на состояние подземных вод. Использование сточных вод для орошения и удобрения земель может вестись только в соответствии с санитарным законодательством. В случае если при использовании недр вскрыты водоносные горизонты, необходимо принять меры по охране подземных водных объектов.
При проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, при эксплуатации водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных водных объектов, должны быть предусмотрены меры по предотвращению негативного воздействия таких сооружений на поверхностные водные объекты и другие объекты окружающей среды (ст. 59 ВдК РФ).
Согласно ст. 60 ВдК РФ при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В случае необходимости изъятие для государственных нужд земельных участков, которые расположены в границах зоны подтопления, осуществляется в соответствии с земельным и гражданским законодательством.
Не допускается ввод в эксплуатацию объектов, предназначенных для орошения и удобрения земель сточными водами, без создания пунктов наблюдения за водным режимом и качеством воды в водных объектах. Ввод в эксплуатацию объектов, предназначенных для транспортирования, хранения нефти и (или) продуктов ее переработки, без оборудования таких объектов средствами предотвращения загрязнения водных объектов и контрольно-измерительной аппаратурой для обнаружения утечки указанных веществ запрещается.
Нарушение требований к использованию и охране водных объектов влечет ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем в порядке, предусмотренном ВдК РФ, иными федеральными законами.
Проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями водного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности (ст. 61 ВдК РФ).
Водопользователи обязаны принимать меры по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения, осуществлять мероприятия по предотвращению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня.
Орошение, в том числе с использованием сточных вод, качество которых соответствует требованиям нормативов допустимого воздействия на водные объекты, осушение и другие мелиоративные работы должны проводиться одновременно с мероприятиями по охране окружающей среды, защите водных объектов и их водосборных площадей.
Согласно ст. 62 ВдК РФ при использовании водных объектов для обеспечения технологических нужд теплоэнергетики и атомной энергетики необходимо соблюдать температурный режим водных объектов. Их применение для производства электрической энергии осуществляется с учетом интересов других водопользователей при соблюдении требований к использованию и охране водных объектов, к сохранению водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира, требований о предотвращении негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

Режим особой охраны водных объектов и специальный режим водных объектов.

Водные объекты или их части, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, могут быть признаны особо охраняемыми водными объектами. Статус, режим особой охраны и границы территорий, в пределах которых расположены такие водные объекты, устанавливаются в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях и с законодательством РФ об объектах культурного наследия.
Особый режим использования водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения работ, определенных ВдК РФ, при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам и проведения археологических полевых работ.
Как предусмотрено ст. 67 ВдК РФ, в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций зонами экологического бедствия, зонами чрезвычайных ситуаций могут объявляться водные объекты и речные бассейны, в которых в результате техногенных и природных явлений происходят изменения, представляющие угрозу жизни или здоровью человека, объектам животного и растительного мира, другим объектам окружающей среды.
Донный грунт может использоваться для предотвращения негативного воздействия вод при возникновении чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий таких ситуаций в порядке, установленном Правительством РФ, в соответствии с законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Правовая охрана сопредельных природных ресурсов в интересах охраны вод.

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в водоохранных зонах, осуществляются согласно лесному законодательству (ст. 63 ВдК РФ).
Для охраны водных объектов, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами, устанавливаются зоны, округа санитарной охраны в соответствии с законодательством РФ о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
Особый правовой режим ограниченной хозяйственной и иной деятельности устанавливается в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос.

Правовая охрана водных объектов - представляет собой систему предумсотренных в законодательстве требований по охране вод, водных объектов (других природных объектов, комплексов), взаимосвязанных с ними систему мер организационно-правового, экономического. Технико-технологического, идеологического характеров и мер юридической ответсвенности, направленных на сохранение и предотвращение загрязнения, засорения, истощения вод и деградацию водных объектов, иных негативных последствий, охрану смежных природных объектов и окружающей среды. По содержанию форм охраны правовая охрана водных объектов весьма сложное образование. Внутри правовой охраны выделяют различные виды:

    в зависимости от видов охраняемых водных объектов:

Поверхностных водных объектов

Подземных водных объектов

    в зависимости от видов водопользования:

Правовая охрана Водных объектов при их использовании для:

А) питьевого и водохозяйственного снабжения

Б) сброса сточных вод

В) сплав леса

    в зависимости от условия предоставления водных объектов:

Обособленное

Совместное

    в зависимости от стадий хозяйственной деятельности:

При размещении

Проектировании

Строительстве

Вводе в эксплуатацию

    в зависимости от содержания водоохранных мер:

От загразнения

От истощения

Засорения

При проведении различного рода работ

    виды пользования смежными природными объектами:

При землепользовании

При лесопользовании

При недропользовании

7) при ОПТТ:

Особо охраняемые территории

Требования по охране водных объектов - ст 39 ВК РФ:

В частности они обязаны вести учет изъятых водных ресурсов, учитывать объемы сброшенных сточных вод, содержать в исправном состоянии и использовать очистные сооружения и гидротехнические сооружения, наблюдать за состоянием водного объекта, водоохранной зоны...etc

Эти требования конкретизтруются с учетом специфики отдельных видов водопользования. Например, ст 62 ВК РФ - деятельность предпритятий, которые используют водные объекты для производства электроэнергии. Поскольку хозяйствующие субъекты существенно загрязняют водные объекты, поэтому требования общего характера, касающиеся их деятельности и обеспечивающие сохранение благоприятной водной среды, содержатся в Главе 7 ФЗ «Об охране окружающей среды»; ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» ВК РФ, кроме того, они могут устанавливаться в договорах водопользования и определяться в соответсвии с социально-экономическими и экологическими особенностями территории.

Выделяют две подгруппы требований:

    общего характера требования, которые должны соблюдаться на всех стадиях хозяйственной деятельности. В частности, выполнение мер по охране окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству водных ресурсов и других природных объектов, обеспечение экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий деятельности хозяйствующих субъектов при приоритете сохранения благоприятной окружающей среды.

    Устанавливаются к отдельным стадиям хозяйственной деятельности. На стадии выбора места размещения объекта хозяйственной деятельности - пр выборе места должно быть обеспечено благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных, в том числе водных систем.

Согласно ВК РФ, в водоохранных зонах допускается размещение хозяйственных объектов при условии их оборудования очистными сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от засорения, загрязнения. Пр размещении предприятий ВК РФ требует учитывать данные, содержащиеся в схемах комплексного использования и охраны водных ресурсов. При размещении водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных вод должны быть предусмотрены меры по предотвращению загрязнения поверхностных водных объектов и иного (ст 59 ВК РФ). При размещении гидротехнических сооружений следует учитывать их влияние на состояние водного объекта и должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия (Санитарные правила). При проектировании следует учитывать особенности предприятий, связанные с их влиянием на здоровье человека. Для этого законодатель предполагает учитывать пределы антропогенной нагрузки на окружающую среду, в том числе на водные объекты. Так же требуется предупреждение и устранение водных объектов вредными отходами, сбросами, следует применять ресурсосберегающие, малоотходные, бесотходные и иные наилучшие существующие технологии, способствующие охране вод и окружающей среды в целом. Законодвтель запрещает изменять стоимость проектных работ за счет исключения из проектов мироприятий по охране окружающей среды и водных объектов. При проектировании предприятий, ранее нарушенных хозяйственной деятельностью дожны соблюдаться гигиенические требования с целью предупредить заболевания населения. Учитывая, что водные объекты - среда обитания тех или иных ресурсов - проекты подлежат согласованию с органами рыбохраны. В ВК РФ содержится запрет на проектирование прямоточных систем технического водоснабжения (ст 60 ВК РФ).

Строительство - возможно только по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов, а так же запрещается вносить в эти проекты изменения в ущерб охране окружающей среды, в том числе и водных объектов. При строительстве объектов должны соблюдаться санитарные правила.

Ввод в эксплуатацию объектов возможен при условии выполения в полном объеме водоохранных и экологических требований, предусмотренных проектами. Запрещается ввод в эксплуатацию тех объектов, которые не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания выбросов и сброса загрязняющих веществ и безопасного размещений отходов производства, не оснащенных средствами контроля за загрязнением вод и окружающей среды. Не допускается ввод в эксплуатацию объектов, которые не обеспечены сооружениями для предотвращения и устранения загрязнения вод. При эксплуатации объектов необходимо соблюдать технологии и требования в области охраны водных объектов, должны соблюдаться хозяйствующими субъектами нормативы в области охраны окружающей среды (нормативы качества и нормативы допустимого воздействия).

Особые требования установлены к отходам. Согласно ст 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы подлежат сбору, обезвреживанию, использованию, транспортировке, хранению, захоронению способами, безопасными для окружающей среды.

Запрещается сброс отходов в поверхностные и подземные водные объекты, размещение опасных отходов вблизи нерестилищ, захоронение опасных отходов на водосборных площадях подземных вод, используемых в качестве водоснабжения или извлечения ценных минералогических ресурсов. Ст 22 Фз «О санитарно-эпид. Благополучии населения» требует соблюдения санитарных требований, когда речь идет об отходах.

Предпрития обязаны обеспечить благосостояние подведомственной территории. В ВК РФ есть требования к лесопользователям, недропользователям, землепользователям с целью обеспечить охрану водных объектов. Кроме того водное законодательство учитывает экологоэкономическое и социальное значение территорий, где расположены водные объекты.

Для осуществления правовых требований обеспечивается система мер, таких как:

ОВОС - оценка воздействия на окружающую среду

Экологическая экспертиза

Нормирование

Экологический аудит

Государственный надзор

Эффективность мер организационно-правового характера подкрепляется мерами юридической ответственности. Специальные составы есть в КоАП (главы 7 и 8), уголовная ответственность (ст 250-252 УК РФ), ответственность за ущерб установлена ст 69 ВК РФ.

Понятие правовой охраны лесов и защита лесов Ст 51 - ЛК РФ - основные направления охраны.

Леса подлежат охране от:

  • Загрязнения

    Защита от вредных организмов Охрана и защита лесов осуществляется ОГВ и ОМС в пределах их полномочий. Охрана лесных участков, предоставленых гражданам и ЮЛ в аренду осуществляется арендаторами на основании проекта освоения лесов (см ст 53 и 55 ЛК РФ). В случае возникновения ЧП - могут превлекаться все. Основы пожарной безопасности лесов (ст 53-53.8 ЛК РФ).

Кроме того, обязательны к исполнению требования, установленные правилами пожарной безопасности в лесах. За нарушение этих правил предусмотрена административная и уголовная ответственность. Охрана лесов от пожаров предполагает осуществление целого комплекса мероприятий, котореы должны предупредить, обнаружить, ограничить распространение, потушить пожар. К таким мероприятиям относят:

    мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров

    Разработка и утверждение планов пожаров - Иные меры пожарной безопасности.

Защита лесов от вредных организмов: под ними ЛК РФ понимает растения и животных или болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред лесам и лесным ресурсам. Чтобы этого не случилось, законодатель требует осуществлять лесозащитное районирование, лесопатологическое обследование, лесопатологический мониторинг, авиационные, наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, проведения санитарно-оздоровительных мероприятий - ст 55 Лк РФ, а так же правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительтсва РФ от 29.06.07 №414.

Лесозащитное районирование предполагает определение зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы.Основной кретерий - степень повреждения лесов вредными организмами. Лесопатологические обследования позволяют получить информацию о текущем санитарном и лесопатологическом состоянии. Результаты лесопатологического обследования используются для лесопатологичсекого мониторинга, который необходим для осуществления управления в области защиты лесов и обеспечения санитарной охраны. Для того чтобы ликвидировать очаги вредных организмов используют ферамоны, а потом используют пестициды для уничтожения. К санитарно-оздоровительным мероприятиям относят вырубку погибших поврежденных лесных насаждений. Особо ценные растения с целью обеспечить охрану заносят в красные книги.

Правовая охрана вод от загрязнения, засорения и истощения. Основные направления обеспечения охраны вод обусловлены двумя факторами. Во-первых, на состояние водных объектов непосредственно влияет их эксплуатация, т.е.

Различные виды водопользования. Во-вторых, необходимость охраны водных объектов возникает из-за хозяйственной эксплуатации других объектов природы: земель, недр и лесов. Негативное влияние на состояние вод оказывает вырубка лесов, прежде всего в прибрежных районах рек, озер, морей, водохранилищ. Крайне неблагоприятное воздействие имеет добыча полезных ископаемых, особенно открытым способом: понижается уровень грунтовых вод, большие объемы сточных вод сбрасываются в водные объекты. В связи с этим решение проблемы охраны вод связано с необходимостью четкой регламентации процессов водопользования и эксплуатации сопредельных природных ресурсов путем установления разного рода ограничений.

Основные неблагоприятные последствия антропогенного влияния на состояние вод выражаются в загрязнении, засорении и истощении водных объектов. Загрязнение водных объектов представляет собой сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов. Засорение водных объектов - сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов. Истощение вод - устойчивое сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод (ст. 1 ВК).

Общие требования к охране водных объектов, касающиееся предотвращения загрязнения, засорения и истощения вод, установлены ВК, Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»* и некоторыми другими законодательными и нормативными правовыми актами.

* СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3833.

Органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ принимают совместимые с принципом устойчивого развития меры по сохранению водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения, а также по ликвидации последствий указанных явлений. При использовании водных объектов граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. Использоваться водные объекты должны с минимально возможными негативными для них последствиями (ст. 94 ВК).

Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, обеспечивается установлением и соблюдением нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты (ст. 109 ВК). Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты устанавливаются законодательством РФ об охране окружающей природной среды и водным законодательством РФ.

предельно допустимая величина антропогенной нагрузки, длительное воздействие которой не приведет к изменению экосистемы водного объекта;

предельно допустимая масса вредных веществ, которая может поступить в водный объект и на его водосборную площадь.

Предусмотрены два вида таких нормативов. Нормативы предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты устанавливаются исходя из условия недопустимости превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах. Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах и сточных водах устанавливаются исходя из условия целевого использования водного объекта. Порядок разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты устанавливается Правительством РФ.

19 декабря 1996 г. было принято постановление Правительства РФ № 1504 «О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты»*. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты разрабатываются и утверждаются по бассейну водного объекта или его участку в целях поддержания поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям.

* СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 165.

Для разработки таких нормативов применяются Методические указания по разработке нормативов предельно допустимых вредных воздействий на поверхностные водные объекты, утвержденные Минприроды РФ, Госкомэкологии РФ 26 февраля 1999 г., и Методические указания по разработке нормативов предельно допустимых вредных воздействий на подземные водные объекты и предельно допустимых сбросов вредных веществ в подземные водные объекты, утвержденные Минприроды РФ 29 декабря 1998 г.

Определение понятия «нормирование качества воды» закреплено в Правилах охраны поверхностных вод, утвержденных Госкомприроды СССР от 21 февраля 1991 г. Нормирование качества воды состоит в установлении для воды водного объекта совокупности допустимых значений показателей ее состава и свойств, в пределах которых надежно обеспечиваются здоровье населения, благоприятные условия водопользования и экологическое благополучие водного объекта.

Правила установливают нормы качества воды водоемов и водотоков для хозяйственно-питьевого, коммунально-бытового и рыбохозяйственного водопользования. Например, Правила признают рыбохозяйственным водопользованием использование водных объектов для обитания, размножения и миграции рыб и других водных организмов.

Рыбохозяйственные водные объекты или их участки могут относиться к одной из трех категорий:

к высшей категории относятся места расположения нерестилищ, массового нагула и зимовальных ям особо ценных и ценных видов рыб и других промысловых водных организмов, а также охранные зоны хозяйств любого типа для искусственного разведения и выращивания рыб, других водных животных и растений;

Нормы качества воды водных объектов включают:

общие требования, предъявляемые к составу и свойствам воды водотоков и водоемов для различных видов водопользования;

перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) нормированных веществ в воде водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевых и коммунально-бытовых нужд населения;

перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) нормированных веществ в воде водных объектов, используемых в рыбохозяйственных целях.

Водный объект или его участок считается загрязненным, если в местах водопользования не соблюдаются нормы качества воды в водном объекте. В случае одновременного использования водного объекта или его участка для различных нужд населения и народного хозяйства к составу и свойствам воды предъявляются наиболее жесткие нормы из числа установленных.

Для уникальных водных объектов, имеющих экологическую, научную, историческую или культурную ценность, могут предъявляться особые требования к качеству воды. Таким водным объектам может быть придан статус заповедника или заказника в установленном законом порядке.

Специальные требования касаются охраны водных объектов от загрязнения и засорения из источников загрязнения, находящихся на суше (ст. 98 ВК). Так, источники загрязнения, находящиеся на суше, не должны вызывать загрязнения и засорения водных объектов сверх нормативов воздействия на водные объекты. Соблюдение этого требования должно обеспечиваться приоритетным применением технологий, не оказывающих негативного воздействия на окружающую природную среду, ограничением использования токсичных веществ и тяжелых металлов, введением научно обоснованных методов измерения и расчетов сбросов сточных вод в водные объекты и выбросов в атмосферу.

Для предотвращения загрязнения и засорения вод в результате деятельности на дне водных объектов установлено, что добыча полезных ископаемых, торфа и сапропеля со дна водных объектов или возведение сооружений с опорой на дно должны осуществляться такими способами, которые не оказывали бы вредного воздействия на поверхностные воды, дно, берега водных объектов и водные биоресурсы. При выполнении на дне водных объектов работ, направленных на использование недр, но не связанных с добычей полезных ископаемых, недропользователи обязаны не допускать загрязнения, засорения и истощения водных объектов.

Не разрешается эксплуатация самоходных и несамоходных судов, а также иных объектов, находящихся на поверхности водных объектов, без устройств по сбору сточных вод, отходов и отбросов, образующихся на этих судах и объектах (ст. 100 ВК).

Ледники и снежники - важные источники водных ресурсов. В целях их охраны запрещается засорение ледяного покрова водных объектов, ледников и снежников производственными, бытовыми и иными отходами и отбросами, а также загрязнение их нефтяными продуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами. Забор льда не должен влиять на состояние водных объектов и приводить к истощению запасов поверхностных и подземных вод. Кроме того, установлено, что водосборные площади водных объектов подлежат охране от загрязнения и засорения в порядке, определяемом Правительством РФ.

Правила экологически обоснованной эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, закреплены в ст. 106 ВК. Так, граждане и юридические лица при эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, обязаны принимать меры, предотвращающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов и вредное воздействие вод.

Кроме того, в этих случаях установлен ряд прямых запретов. При эксплуатации хозяйственных и других объектов запрещается:

сбрасывать в водные объекты не очищенные и не обезвреженные в соответствии с нормативами сточные воды;

забирать воды из водных объектов, если это существенно влияет на их состояние;

сбрасывать сточные воды, содержащие вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации, или содержащие возбудителей инфекционных заболеваний.

Нарушение этих требований влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов. Применяются указанные меры Правительством РФ и (или) органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению Минприроды РФ и Минздрава РФ.

В ст. 107 ВК отражены особенности охраны подземных водных объектов. На граждан и юридических лиц, деятельность которых оказывает или может оказывать вредное влияние на состояние подземных водных объектов, возложена обязанность принимать меры, предотвращающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов и вредное воздействие вод.

Выражением принципа приоритета питьевого и хозяйственнного бытового водопользования является правило о том, что на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не допускается размещение захоронений отходов, свалок, кладбищ, скотомогильников и других объектов, влияющих на состояние подземных вод.

Орошение земель сточными водами, если это влияет или может повлиять на состояние подземных водных объектов, запрещается.

К недропользователям адресованы следующие требования по охране вод. Устройство и эксплуатация скважин, а также использование отработанных месторождений полезных ископаемых для сброса сточных и дренажных вод допускаются с соблюдением требований, предусмотренных В К и законодательством РФ о недрах. Буровые скважины, в том числе самоизливающие и разведочные, а также скважины, не пригодные к эксплуатации или использование которых прекращено, подлежат оборудованию регулирующими устройствами, консервации или ликвидации в установленном порядке.

Если при использовании недр вскрыты водоносные горизонты, недропользователи должны принять в действующем порядке меры по охране подземных водных объектов и сообщить об этом в органы местного самоуправления, органы Минприроды РФ. При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных водных объектов, должны быть предусмотрены меры, предотвращающие их вредное влияние на поверхностные водные объекты и окружающую природную среду.

При добыче полезных ископаемых, проведении работ по водопонижению, при строительстве сооружений или при защите от вредного воздействия вод, а также при строительстве и эксплуатации дренажных систем на мелиорированных землях извлечение подземных вод допускается при наличии лицензии на водопользование.

Водные объекты могут загрязняться и засоряться с суши при поступлении химических веществ, применяемых в сельском хозяйстве, производстве работ, влияющих на состояние вод на берегах водоемов, смывом загрязнений и засорением мусором, скапливающимся в населенных пунктах.

В целях предупреждения и устранения загрязнения водных объектов определяются источники их загрязнения. Такими источниками признаются объекты, с которых осуществляется сброс или иное поступление в водные объекты вредных веществ, ухудшающих качество поверхностных и подземных вод, ограничивающих их использование, а также негативно влияющих на состояние дна и берегов водных объектов. Существует порядок выявления таких источников. Например, приказом Минприроды РФ от 2 августа 1994 г. № 241 была утверждена Инструкция по идентификации источника загрязнения водного объекта нефтью.

Водные объекты охраняются от загрязнения посредством регулирования деятельности как стационарных, так и других источников загрязнения. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют охрану водных объектов от всех видов загрязнения, включая диффузное загрязнение (загрязнение через поверхность земли и воздух) (ст. 95 ВК).

Огромный вред состоянию водных объектов наносит так называемое аварийное загрязнение водных объектов, которое возникает при залповом сбросе вредных веществ в поверхностные или подземные водные объекты, причиняет вред или создает угрозу причинения вреда здоровью населения, нормальному осуществлению хозяйственной и иной деятельности, состоянию окружающей природной среды, а также, биологическому разнообразию.

Меры предупреждения и ликвидации аварийного загрязнения водных объектов определяются водным законодательством РФ и законодательством РФ о недрах. Так, порядок действий и координации государственных органов в таких случаях регулируется Временным положением о порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении окружающей природной среды, утвержденным Минприроды РФ, МЧС РФ, Госкомсанэпиднадзором РФ, Минсельхозпродом РФ, Росгидрометом, Роскомземом, Роскомводом, Роскомнедрами, Роскомрыболовством, Рослесхозом 23 июня 1995 г. № 05-11/2507, 3, 18 августа, 4 июля, 30 июня, 8, 22, 11, 14, 10 августа 1995 г.

В некоторых случаях вследствие аварии водный объект может быть объявлен зоной чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия (ст. 116 ВК). Зонами чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия могут объявляться водные объекты, их части и их водосборные площади, если в результате хозяйственной деятельности или природных процессов происходят изменения, угрожающие здоровью людей, животному и растительному миру, состоянию окружающей природной среды. Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия определяется законодательством РФ.

В водном законодательстве (ст. 104 ВК) содержатся особые требования по охране водных объектов от загрязнения радиоактивными и токсичными веществами. Предусмотрено, что содержание радиоактивных и токсичных веществ (материалов) в водных объектах должно поддерживаться на уровне, который не приведет к причинению вреда здоровью населения, а также окружающей природной среде.

Захоронение и сброс радиоактивных и токсичных веществ в водные объекты запрещаются. Сброс сточных вод, содержащих токсичные вещества, в водные объекты допускается только после их очистки в установленном порядке. Проведение на водных объектах взрывных работ, при которых используются ядерная и иные виды технологий, сопровождающихся выделением радиоактивных и токсичных веществ, запрещается. Государственный контроль за уровнем загрязнения водных объектов радиоактивными и токсичными веществами (материалами) ведется специально уполномоченными на то государственными органами РФ.

Водный кодекс содержит прямой запрет засорения водных объектов. Запрещаются сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов. Поступление взвешенных частиц в водный объект допускается только в соответствии с нормами водного законодательства РФ.

Действуют также специальные нормы, касающиеся предотвращения истощения вод. Так, ст. 110 ВК устанавливает требования к экологическим попускам и нормированию предельно допустимого безвозвратного изъятия поверхностных вод. Для поддержания состояния водных объектов, соответствующего экологическим требованиям, осуществляются сбросы воды из водохранилищ (экологические попуски) и устанавливается объем безвозвратного изъятия поверхностных вод. Порядок проведения такого рода мероприятий определяется для каждого водного объекта Минприроды России в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Удовлетворение потребностей водопользователей в водных ресурсах за счет экологического попуска не допускается.

Водоохранные зоны. Другим направлением охраны вод является регулирование эксплуатации сопредельных природных ресурсов и хозяйственной деятельности путем ограничений. Эта задача решается главным образом путем установления водоохранных зон и санитарно-защитных зон.

Для поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, для предотвращения загрязнения, засорения и истощения поверхностных вод, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира устанавливаются водоохранные зоны (ст. 111 ВК). Водоохранной зоной является территория, примыкающая к акватории водного объекта, на которой действует специальный режим использования и охраны природных ресурсов и осуществления иной хозяйственной деятельности.

В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы. В прибрежных защитных полосах запрещаются распашка земель, рубка и корчевка леса, размещение животноводческих ферм и лагерей, а также другая деятельность, за исключением случаев, предусмотренных ВК. В прибрежных защитных полосах водоохранных зон допускается размещение объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйств, а также водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензии на водопользование.

Порядок установления размеров и границ водоохранных зон и их прибрежных защитных полос, а также режима их использования определяется Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. № 1404 утверждено Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах*, в котором урегулирован порядок установления таких зон и режим хозяйственной деятельности на их территориях.

* СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5567.

Вод сохранная зона - территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира. Соблюдение специального режима на территории водоохранных зон является составной частью комплекса природоохранных мер по улучшению гидрологического, гидрохимического, гидробиологического, санитарного и экологического состояния водных объектов и благоустройству их прибрежных территорий. В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования.

Размеры и границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также режим их использования устанавливаются исходя из физико-географических, почвенных, гидрологических и других условий с учетом прогноза изменения береговой линии водных объектов.

В пределах водоохранных зон запрещены: авиационно-химические работы; применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками; использование навозных стоков для удобрения почв; размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов, площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами, животноводческих комплексов и ферм, мест складирования и захоронения промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод; размещение дачных и садово-огородных участков при определенных условиях; работы по добыче полезных ископаемых, землеройных и другие работы. На расположенных в пределах водоохранных зон приусадебных, дачных, садово-огородных участках должны соблюдаться правила их использования, исключающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов.

В пределах прибрежных защитных полос дополнительно к указанным ограничениям запрещаются: распашка земель; применение удобрений; складирование отвалов размываемых грунтов; размещение дачных и садово-огородных участков и выделение участков под индивидуальное строительство.

Поддержание в надлежащем состоянии водоохранных зон, прибрежных защитных полос и водоохранных знаков возлагается на водопользователей. Собственники земель, землевладельцы и землепользователи, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать режим использования этих зон и полос. Установление водоохранных зон не влечет за собой изъятия земельных участков у собственников земель, землевладельцев, землепользователей или запрета на совершение сделок с земельными участками, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Водоохранные зоны водных объектов, являющихся источниками питьевого водоснабжения или местами нереста ценных видов рыб, объявляются особо охраняемыми территориями в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Водное законодательство регулирует порядок использования земель, лесов и недр в этих зонах. Земельные участки в водоохранных зонах водных объектов предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном земельным законодательством РФ, по согласованию с Минприроды РФ.

Использование и охрана лесов водоохранных зон водных объектов направлены на предотвращение загрязнения, засорения и истощения водных объектов. В лесах водоохранных зон и прибрежных защитных полос рубки главного пользования запрещены. Разрешаются рубки промежуточного пользования и другие лесохозяйственные мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. Леса водоохранных зон предоставляются в пользование по согласованию с Минприроды РФ в соответствии с лесным и водным законодательством РФ. Минприроды РФ контролирует использование лесов водоохранных зон и вправе приостановить либо запретить работы, оказывающие вредное влияние на состояние водных объектов.

При геологическом изучении недр, разведке и добыче полезных ископаемых, строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, недропользователи обязаны не допускать загрязнение, засорение и истощение водных объектов. Строительные, дноуглубительные, взрывные и иные работы на водных объектах и в их водоохранных зонах ведутся по согласованию с Минприроды РФ. Порядок использования полезных ископаемых и других ресурсов, извлекаемых при работах на водных объектах, определяется органами исполнительной власти субъектов РФ.

Государственный контроль за соблюдением режима использования и охраны природных ресурсов и иной хозяйственной деятельности граждан и юридических лиц в водоохранной зоне осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, Минприроды РФ и др. в пределах их полномочий.

Для обеспечения охраны вод кроме водоохранных зон могут устанавливаться также зоны и округа санитарной охраны. В целях охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственнобытового водоснабжения, а также содержащих природные лечебные ресурсы, устанавливаются зоны и округа санитарной охраны в соответствии с законодательством РФ. Например, постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1425 утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения*.

* СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5798.

Особо охраняемые водные объекты. Эффективное средство охраны водных объектов - установление режима особо охраняемых водных объектов (ст. 118 ВК). Особо охраняемые водные объекты - природные водные экосистемы, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Особо охраняемые водные объекты полностью или частично, постоянно или временно изымаются из хозяйственной деятельности на основании решений соответствующих органов исполнительной власти по представлению специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда и специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды.

Особо охраняемые водные объекты могут быть отнесены к особо охраняемым водным объектам федерального, территориального (регионального) и местного значения. Особо охраняемый водный объект может являться отдельной особо охраняемой природной территорией либо быть частью особо охраняемой природной территории, определенной законодательством РФ.

Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ могут быть установлены следующие категории особо охраняемых водных объектов:

участки внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;

водно-болотные угодья;

водотоки и водоемы, отнесенные к уникальным природным ландшафтам;

зоны охраны истока или устья водных объектов;

места нереста ценных видов рыб;

Кроме перечисленных, могут быть предусмотрены и иные категории особо охраняемых водных объектов. Особо охраняемые водные объекты, находящиеся в федеральной собственности и являющиеся частью уникального природного комплекса, могут использоваться и охраняться в соответствии с федеральным законом. Охрана и использование особо охраняемых водных объектов осуществляются в соответствии с законодательством РФ об особо охраняемых территориях.

Могут выделяться также особо охраняемые водные объекты международного значения. Так, особо охраняемые водные объекты международного значения (трансграничные (пограничные) водные объекты, участки внутренних морских вод и территориального моря РФ, водно-болотные угодья) определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ в соответствии с международными договорами РФ и законодательством РФ. Режим использования и охраны особо охраняемых водных объектов международного значения определяется международными договорами РФ и законодательством РФ.

Правовая охрана озера Байкал. Для обеспечения охраны уникального озера Байкал, являющегося природным объектом всемирного наследия, 1 мая 1999 г. принят Федеральный закон № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал»*. Закон предусматривает правовые средства решения проблемы Байкала.

* СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2220.

Так, Байкальская природная территория подлежит экологическому зонированию. В состав этой территории входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории РФ, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 км на запад и северо-запад от него.

На этой территории выделяются центральная экологическая зона - территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал; буферная экологическая зона - территория за пределами центральной экологической зоны, включающая в себя водосборную площадь озера Байкал в пределах территории Российской Федерации, и экологическая зона атмосферного влияния - территория вне водосборной площади озера Байкал в пределах территории РФ шириной до 200 км на запад и северо-запад от него, на которой расположены хозяйственные объекты, деятельность которых негативно воздействует на уникальную экологическую систему озера Байкал. Экологическое зонирование Байкальской природной территории осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

На основании экологического зонирования территории определяется режим хозяйственной деятельности на ней, запрещение или ограничение отдельных ее видов в соответствии со следующими принципами:

приоритет видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны;

учет комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал;

сбалансированность решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития;

обязательность государственной экологической экспертизы.

На Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал:

химическое загрязнение озера Байкал или его части, а также его водосборной площади, связанное со сбросами и с выбросами вредных веществ, использованием пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ, эксплуатацией транспорта, размещением отходов производства и потребления;

физическое изменение состояния озера Байкал или его части (изменение температурных режимов воды, колебание показателей уровня воды за пределами допустимых значений, изменение стоков в озеро Байкал);

биологическое загрязнение озера Байкал, связанное с использованием, разведением или акклиматизацией водных биологических объектов, не свойственных экологической системе озера Байкал, в озере Байкал и водных объектах, имеющих постоянную или временную связь с озером Байкал.

Запрещаются строительство новых хозяйственных объектов, расширение, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы соответствующих проектов. Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, утверждается Правительством РФ.