В бухгалтерском учете под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности, согласно ПБУ 1/2008.

На выбор учетной политики влияют следующие факторы:

  • * организационно-правовая форма организации (акционерное общество, государственное и муниципальное унитарное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив и т.д.);
  • * отраслевая принадлежность и вид деятельности (промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство, посредническая деятельность и т.д.);
  • * масштабы деятельности предприятия (объем производства и реализации продукции, численность работающих, стоимость имущества организации и т.д.);
  • * управленческая структура и структура бухгалтерии;
  • * финансовая стратегия предприятия;
  • * материальная база (наличие технических средств регистрации информации, компьютерной техники и т.д.);
  • * степень развития информационной системы, в том числе управленческого учета;
  • * уровень квалификации бухгалтерских кадров.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы:

  • -группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности;
  • -погашения стоимости активов;
  • -организации документооборота;
  • -инвентаризации;
  • -применения счетов бухгалтерского учета;
  • -организации регистров бухгалтерского учета;
  • -обработки информации;

Согласно ст.6 Федерального закона №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» руководитель организации может в зависимости от объема учетной работы:

учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

ввести в штат должность бухгалтера;

передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

вести бухгалтерский учет лично.

ПБУ 1/98 предусматривало, что учетная политика организации формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации.

ПБУ 1 /2008 с 01.01.2009г. позволяет формировать учетную политику организации главному бухгалтеру или иному лицу, на которое в соответствии с законодательством Р.Ф. возложено ведение бухгалтерского учета организации (п.4 ПБУ 1/2008).

Принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. Изменения учетной политики может производиться в случаях:

изменения законодательства Р.Ф;

разработки организацией иных способов ведения бухгалтерского учета;

существенного изменения условий деятельности организации (п.10 ПБУ 1/2008).

С 01.01.2009г. не является основанием для изменения учетной политики смена собственника.

П.15 ПБУ 1/2008 уточняет порядок отражения последствий изменения учетной политики по причинам, не связанным с изменением законодательства РФ: последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно.

При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с моментов возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Ретроспективное отражение учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье «нераспределенная прибыль(непокрытый убыток)» за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась бы с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть проведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно).

В соответствии с п.12 1/2008 изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения. Отчетным годом на основании ст.14 Федерального закона от 21.11.1996г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября,- по 31 декабря следующего года.

Роль учетной политики в организации всего учетного процесса крайне велика. Это связано с тем, что действующие нормативно-правовые акты в ряде случаев допускают выбор юридическим лицом способа организации учета из нескольких, определенных соответствующим нормативно-правовым актом, а иногда даже устанавливают обязанность разработать соответствующий порядок самостоятельно.

Учетная политика организации выполняет сразу несколько функций:

Во-первых, учетная политика представляет собой руководство по организации и ведению учета внутри компании - правила, установленные для всех работников организации, принимающих участие в учетном процессе. Данная функция приобретает особую актуальность для организаций, имеющих обособленные подразделения, самостоятельно ведущие учет результатов своей финансово-хозяйственной деятельности. В этом случае качественная учетная политика часто выступает единственным способом надлежащей организации унифицированного учета.

Во-вторых, грамотно сформированная учетная политика - это очень весомый аргумент для предотвращения или, по крайней мере, решения в свою пользу споров с налоговыми органами. Не секрет, что чем подробнее (в случае отсутствия противоречий с действующим законодательством) учетная политика определяет правила ведения учета в каждом конкретном случае, тем сложнее проверяющим оспорить правомерность их применения.

Наконец, в-третьих, учетная политика - это нередко и мощный инструмент оптимизации. Здесь уместно оговориться, что учетная политика может обеспечивать не только оптимизацию налогообложения, но и в очень многих случаях оптимизацию учетного процесса с точки зрения снижения его трудоемкости, повышения качества представления и группировки учетной информации и т.п.

Введение

Учетная политика является одним из основных документов, устанавливающих правила ведения в организации бухгалтерского и налогового учета.

Выбор и реализация рациональной, экономически обоснованной учетной политики позволяет оказывать влияние на эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, ускорить оборачиваемость элементов капитала, получить дополнительные внутренние источники финансирования капитальных вложений и оборотных активов, улучшить дивидендную политику, привлечь внешние ресурсы для расширения деятельности.

Ценность учетной политики признается и судебными органами.

При организации учетного процесса и при формировании налоговой базы по отдельным налогам организация сталкивается с целым рядом сложностей и проблем.

Иногда это связано с заключением так называемых сложных сделок, таких как цессия, факторинг, доверительное управление имуществом.

Проблемы возникают из-за неточностей и коллизий в нормативной базе, регулирующей бухгалтерский и налоговый учет. С этим борется законодатель, регулярно пересматривая нормативные документы. В последнее время каждый год принимается по несколько федеральных законов, вносящих изменения в Налоговый кодекс. Также регулярно обновляются и положения по бухгалтерскому учету. Хотя, конечно, неточностей в нормативной базе все равно осталось достаточно много.

А вот третья причина возникновения сложностей - это совершенно разные подходы к одним и тем же, в общем-то типовым операциям в системах бухгалтерского учета, налогового учета для целей налога на прибыль и в системе налогового учета для НДС. Эти три системы учета зачастую используют одинаковые термины, но содержание, заложенное в этих терминах, может различаться.

О наличии трех систем учета необходимо помнить при разработке учетной политики. Каждая из учетных политик решает свои задачи. Бухгалтерская учетная политика решает задачу организации учетного процесса на предприятии. Налоговые учетные политики решают задачу правильности формирования налоговой базы.

Целями данной работы являются:

· Сближение налогового и бухгалтерского учетов

· Минимизация налогообложения в организации

· Использование данных финансового учета для рационального и оптимального планирования будущей деятельности организации.

учетная политика оптовая торговля

Нормативное регулирование учетной политики

Значение учетной политики в организации учета

На современном этапе развития российской системы учета зачастую руководство организаций, от бизнесменов до бухгалтеров, не понимает значение и возможностей учетной политики, воспринимает ее исключительно как второстепенную обязанность, продиктованную требованиями законодательства и вместо того, чтобы создавать ее с учетом интересов фирмы, используют стандартные формулировки приказа. Вместе с тем учетная политика является важнейшим информативным источником, посредством которого организация может сама определять правила игры в правоотношениях с заинтересованными лицами и обеспечить высокий уровень организации учета и системы внутреннего контроля в процессе осуществления своей деятельности. Поэтому в данном параграфе автор представленной работы попытается предъявить веские причины необходимости и важности такого документа как приказ об учетной политике.

В соответствии с требованиями п. 3 ст. 5 Закона № 129-ФЗ и п. 3 ПБУ 1/2008 все организации независимо от организационно-правовой формы должны формировать учетную политику в целях бухгалтерского учета. При этом учетная политика трактуется как совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Также учетная политика утверждается для целей налогообложения, что предусмотрено нормами п. 12 ст. 167 и ст. 313 НК РФ. Однако налоговое законодательство не дает расшифровку термина «учетная политика».

Невыполнение требований, закрепленных в учетной политике организации, может повлечь за собой как административную, так и налоговую ответственность.

Так статьей 15.11 Кодекса об административных правонарушениях установлены штрафы на должностных лиц за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности в размере от двух до трех тысяч рублей.

Заметим, что в соответствии со ст. 7 Закона № 129-ФЗ должностным лицом, ответственным за формирование учетной политики, является главный бухгалтер, а согласно ст. 6 этого же закона и ст. 167 НК РФ именно подпись руководителя делает приказ об учетной политике руководством к действию.

В свою очередь, налоговое законодательство предусматривает санкции за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов, которые колеблются в диапазоне от 5 000 рублей до 10% от суммы неуплаченного налога (но не менее 15 000 рублей) (ст. 120 НК РФ).

Необходимость разработки и утверждения учетной политики связана с вариантностью учетного процесса: по ряду позиций организация самостоятельно принимает решения, то есть осуществляет выбор, исходя из возможных вариантов, заложенных в действующей нормативной базе.

В положениях по бухгалтерскому учету и других документах вариантность решения может быть явной. В частности это касается п. 16 ПБУ 5/01: «При отпуске материально-производственных запасов (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих способов:

по себестоимости каждой единицы;

по средней себестоимости;

по себестоимости первых по времени приобретения материально- производственных запасов (способ ФИФО)».

Организациям также может быть предоставлено право выбора из допустимых вариантов не в столь явной форме. Чаще всего это встречается, когда существует альтернатива, т. е. предполагаемых вариантов всего два. При этом используются словосочетания «организация вправе», «организации могут» и т. п. Примером может служить п. 11 ПБУ 19/02, которым установлено: «В случае несущественности величины затрат (кроме сумм, уплаченных в соответствии с договором продавцу), на приобретение таких финансовых вложений, как ценные бумаги, по сравнению с суммой, уплачиваемой в соответствии с договором продавцу, такие затраты организация вправе признавать прочими расходами организации…». Применительно к данному пункту, если организация решает воспользоваться предоставленным ей правом, она должна сделать соответствующую оговорку в учетной политике.

Бывают ситуации, когда по конкретному вопросу в нормативных документах не установлен метод ведения учета, тогда предприятие разрабатывает этот способ на основе действующих законодательных норм. Однако при этом существует риск, что специалисты фирмы недостаточно полно изучат действующую нормативную базу и пропустят норму, которая регулирует соответствующий вопрос. В этом случае, если самостоятельно выработанный компанией способ ведения учета отличается от общеустановленного, соответствующее положение учетной политики будет признано неправомерным.

Следствием многовариантных предписаний действующего нормативного регулирования является возможность один и тот же факт хозяйственной жизни представить то как прибыльную, то как убыточную операцию. А это значит, что, выбирая какой-либо из предложенных законодательством сценариев действия, можно легальным способом минимизировать величину налогооблагаемой прибыли и одновременно максимизировать бухгалтерскую прибыль. В результате финансовое положение организации отражается в ее бухгалтерской отчетности в соответствии с интересами компании и ее собственников, а бюджет получает налоги в пределах нормативных требований, но по легально разрешенному минимуму.

Также значение приказа об учетной политике проявляется в том, что на практике грамотная подготовка и использование этого документа помогает компаниям успешно отстаивать свою позицию в налоговых спорах и судебных разбирательствах.

Как указано в ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», учетная политика организации – это совокупность способов ведения бухгалтерского учета, а именно первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Учетная политика предприятии – это документ, который должен быть на каждом предприятии. Каждая организация должна самостоятельно разрабатывать учетную политику, потому что законодательство РФ позволяет применять различные способы учета по отношению к одинаковым объектам.

Учетная политика обязательно должна содержать: рабочий план счетов бухгалтерского учета на предприятии; формы первичных документов; порядок проведения инвентаризаций (сроки, причины); методы оценки активов и обязательств; правила документооборота; порядок контроля за хозяйственными операциями (кто визирует первичные документы, ответственные исполнители и т.п.).

Учетная политика разрабатывается главным бухгалтером в срок не позднее 90 дней со дня государственной регистрации предприятия. Она утверждается руководителем и направляется в налоговую инспекцию до первой публикации бухгалтерской отчетности.

Выбор учетной политики зависит от специфики организации, особенностей управления, коммерческой деятельности, текущих и долгосрочных целей. На учетную политику влияют налоговые условия, льготы, валютная политика государства, характер владения, формы собственности, квалификация персонала и другие факторы.Выбор одного из предлагаемых нормативными документами вариантов методики учета конкретных операций, самостоятельная разработка способов ведения учета и обоснование отступлений от предписаний нормативных документов составляют учетную политику организации.

Главный бухгалтер, подчиняясь непосредственно руководителю организации, несет ответственность за формирование учетной политики. Согласно п. 3 ст. 6 Закона РФ от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" лицо, ответственное за организацию и состояние бухгалтерского учета в организации, а таковым в соответствии с п. 1 ст. 6 указанного Закона выступает руководитель организации, своим приказом или распоряжением утверждает учетную политику. Таким образом, Закон возлагает на руководителя предприятия ответственность за содержание учетной политики, именно подпись руководителя делает приказ об учетной политике руководством к действию.

Часть 2. Анализ

4. Значение экономического анализа в управлении производством и перспективы развития.

Тема 2. Предмет и метод экономического анализа

    Предмет и задачи экономического анализа.

    Пользователи результатов экономического анализа

    Понятие метода экономического анализа.

    Этапы проведения экономического анализа.

Тема 3. Виды экономического анализа

      Типология видов экономического анализа.

      Классификация видов анализа по методике изучения объектов.

      Финансовый и управленческий анализ.

Тема 4. Методы и приемы экономического анализа

1. Основные методы экономического анализа

2. Основные приемы экономического анализа

3. Способы (приемы) факторного анализа

Тема 5. Экономико-математические методы анализа

          Классификация экономико-математических методов.

          Экономико-математическое моделирование.

Тема 5. Информационное обеспечение экономического анализа

    Понятие экономической информации и ее классификация.

    Бухгалтерская отчетность как источник информационной базы.

    Требования, предъявляемые к экономической информации.

    Система экономических показателей.

Тема 6. Методология комплексного анализа хозяйственной деятельности

                Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности.

                Оценка имущественного состояния предприятия

                Вертикальный и горизонтальный анализ.

4. Анализ ликвидности и финансового равновесия между активами и пассивами.

Тема 8. Поиск резервов повышения эффективности производства

        Классификация резервов

        Методика подсчета резервов.

Тема 9. История и перспективы развития экономического анализа

1.Этапы возникновения и становления экономического анализа.

2. Перспективы развития экономического анализа в условиях рыночных отношений.

Тема 1. Научные основы экономического анализа

1.Понятие экономического анализа.

2. Основные принципы экономического анализа.

3. Место экономического анализа в системе экономических наук.

4. Значение экономического анализа в управлении производством.

    Понятие экономического анализа.

Экономический анализ – это комплекс процедур, с помощью которых оценивается текущее состояние организации, выявляются существенные связи и характеристики и прогнозируется будущее развитие организации в самых существенных аспектах деятельности: финансовом, производственном, рыночном. Экономический анализ, уменьшая степень неопределенности и являясь базой принятия управленческих решений, должен обеспечивать разработку рекомендаций по улучшению деятельности организации с целью повышения ее финансовых результатов, снижения риска и увеличения рыночной стоимости.

Анализ – это способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на разделении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей. Анализ выступает в единстве с понятием синтез – соединение ранее расчлененных частей изучаемого объекта в единое целое с целью получения знания о целом. Помимо анализа и синтеза среди методов научного исследования выделяют индукцию, дедукцию, моделирование, эксперимент и др.

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний о методах и приемах исследования, применяемых для обработки и анализа экономической информации о деятельности предприятий. Экономический анализ как практика – это вид управленческой деятельности, предшествующий принятию управленческих решений и сводящийся к обоснованию этих решений на базе имеющейся информации. Макроэкономический анализ изучает экономические явления и процессы на уровне мировой и национальной экономики, отраслей производства. Микроэкономический анализ изучает эти процессы и явления на уровне отдельных субъектов хозяйствования.

Наряду с планированием, учетом и контролем анализ является базовой функцией управления. Именно с него начинается и заканчивается оценка деятельности и принятие управленческих решений.

Выработка управленческого решения составляет одну из главных задач процесса управления. Экономический анализ представляет бухгалтерскую и иную информацию пригодную для принятия решения. Экономический анализ выполняет обслуживающую функцию в процессе принятия решения. Без качественного анализа нельзя добиться эффективности системы управления предприятием.

Позволяет установить основные закономерности развития предприятия, выявить внешние и внутренние факторы, является инструментом обоснованного планирования;

Способствует лучшему использованию ресурсов, выявляя неиспользованные возможности, резервы и пути их реализации;

Воздействует на совершенствование системы управления, вскрывая ее недостатки, указывая пути улучшения организации управления.

Бухгалтерские отношения претерпели достаточно много изменений за последнее время. В настоящее время они представляют собой баланс регулирования процесса государством и самостоятельной деятельности организации. Организация теперь могут самостоятельно разрабатывать такую учетную политику, которая подходит для решения задач,поставленных перед бухгалтерским учетом.

Значение учетной политики

Значение учетной политики предприятия и организации в последнее время немного недооценивается. Учетная политика, которую выбирает и разрабатывает для себя организация, имеет огромное значение на то, как будет в дальнейшем развиваться финансовая деятельность организации, каковы будут прибыли, какова будет величина налогов на добавленную стоимость и имущество и так далее. Пункт 5 статьи 8 Закона о бухучете подтверждает, что предприятие самостоятельно определяет свою учетную политику. Эффективность учетной политики зависит от руководства компании. Основное значение в оптимизации этого процесса определяется документу, который в отечественной практике бухгалтерского учета принято называть приказом об учетной политике.

Если говорить об определении, то учетная политика предприятия, организации – это средство формирования величины всех основных показателей деятельности организации или предприятия, налогового планирования и ценовой политики. Учетная политика, вернее ее отсутствие, препятствует проведению сравнительного анализа показателей деятельности организации или предприятия за определенные периоды.

Условия формирования учетной политики

Занимается главный бухгалтер. Утверждается она руководителем организации или предприятия. Важными условиями для формирования учетной политики можно назвать несколько важных моментов. Утверждения требуют несколько документов.

  • Возможные варианты учета и оценки объектов учета.
  • Порядок проведения инвентаризации активов организации или предприятия.
  • Порядок контроля за всеми хозяйственными операциями.
  • Правила документооборота и технология обработки учетной информации.
  • Рабочий план счетов бухгалтерского учета.
  • Формы первичных учетных документов и так далее.

Требования к формированию учетной политики

Для формирования учетной политики необходимо учитывать несколько важных требований.

  • Предприятие или организация будет планировать вести и дальше свою деятельность.
  • Учетная деятельность должна вестись последовательно.
  • Активы и обязательства предприятия или организации существуют отдельно от активов и обязательств ее учредителей.

Бухгалтерский учет называют языком бизнеса. Он широко используется в деловом мире для описания сделок между различными субъектами. Понятиями бухгалтерского учета оперируют менеджеры, собственники, инвесторы – все, кто так или иначе вовлечен в деловую жизнь.

Переход к рыночной экономике ведет к значительному расширению роли бухгалтерского учета и отчетности. Это связано с расширением круга субъектов, принимающих инвестиционные и прочие хозяйственные решения и опирающихся при этом на данные бухгалтерского учета. Соответственно меняются и требования, предъявляемые к учету и отчетности. Основной целью системы учета и отчетности сейчас становится обеспечение достоверной информацией широкого круга лиц, заинтересованных в деятельности компании, представляющей отчетность.

Совокупность избранных предприятием способов осуществления первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итого обобщения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете должна быть отражена в учетной политике предприятия.

В системе планового управления экономикой страны, учетная политика предприятия формировалась государством, в лице Госплана, Министерства финансов и отраслевых министерств, которые снабжали предприятия различного рода положениями, инструкциями и методическими указаниями. Этими документами и руководствовались предприятия при формировании учетной политики. Основными функциями бухгалтерского учета того времени были: контроль за хранением и использованием государственной собственности; учет и описание хозяйственной деятельности предприятия с целью оценки выполнения плана.

Когда же стали появляться многочисленные акционерные общества, товарищества с различными формами собственности, когда возникли рыночные структуры, стало необходимым принять новые критерии оценки деятельности предприятия и отражать в бухгалтерском учете особенности конкретного хозяйственного субъекта, то есть создавать учетную политику на каждом из них.

Финансовая отчетность не может быть составлена без взаимодействия бухгалтерского, управленческого и налогового учета. Каждый из этих участников требует определенных правил и положений для подготовки исходной информации, используемой для составления отчетов. Таким образом, учетная политика является специальным внутрифирменным документом, представленным совокупностью нормативных документов предприятия. Она содержит принципы, способы, правила и практические установки, принятые в соответствии с основами, предложенными национальными и международными стандартами финансовой отчетности.

Формирование учетной политики является важной и ответственной процедурой, которая влияет на подготовку и представление финансовой отчетности.

Формирование учетной политики заключается в выборе одного из способов, предлагаемых в каждом стандарте, обоснование их исходя из условий деятельности субъекта и принятии в качестве основы для ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности.

Возможность выбора конкретных способов по формированию учетной информации определена степенью свободы руководителя предприятия в формировании учетной политики.

Предприятие должно выбрать и применять учетную политику последовательно для одинаковых операций, событий и условий. При разработке учетной политики должны быть соблюдены определенные требования. В учетной политике должна быть отражена специфика деятельности предприятия, его организационно-правовая форма, форма собственно и т.д. По каждому виду активов и обязательств должны быть отражены выбранные предприятием из предлагаемых МСФО методы оценки. Кроме того, в ней следует указать частоту и сроки проведения инвентаризаций отдельных видов активов и обязательств, должностных лиц, ответственных за выполнение учетной политики.

Основной целью учетной политики является создание информации, позволяющей производить оценку капитала, активов, обязательств, доходов и расходов, за любой период деятельности предприятия для: составления финансовой отчетности; эффективности менеджмента; своевременных и правильных налоговых исчислений.

Раскрытие учетной политики называется процесс описания в финансовой отчетности ее аспектов, примененных субъектом в отчетном периоде. Раскрывается учетная политика в пояснительной записке к финансовой отчетности. В структуре пояснительной записки раскрытие учетной политики занимает первое место, только после освещения основных вопросов учетной политики раскрывается информация бухгалтерского отчета за период.

Учетная политика, являясь инструментом управления предприятием, должна обеспечить целостность системы учетного процесса. Это означает, что она должна объединить воедино все аспекты учетного процесса организации, то есть решать вопросы методического, технического и организационного характера.

Необходимость решения методических вопросов при формировании учетной политики вызвана тем, что, то или иное решение этих вопросов оказывает влияние на формирование финансового результата предприятия.

Решение организационно-технических вопросов при формировании учетной политики не оказывает принципиального влияния на формирование финансового результата предприятия, однако, имеет огромное влияние в целом на систему управления компанией и, соответственно, косвенно отражается на показателях эффективности предприятия.

Таким образом, учетная политика (при ее правильном формировании) позволяет обеспечить наиболее эффективное взаимодействие всех структур организации, участвующих в учетном процессе, и минимизировать затраты (материальные, трудовые и затраты времени) по разрешению возникающих вопросов.

Литература: Попова Л.А. Финансовый учет хозяйствующих субъектов – учебное пособие, Караганда, 2009 год. Путеводитель бухгалтера. Алматы: ТОО «Центральный Дом Бухгалтера», 2009. Шуванова В. И., Абдиманапов А. А. Организация бухгалтерского учета и формирование учетной политики предприятия: учебное пособие – Алматы, 2001.