Садясь за руль автомобиля, немногие из нас задумываются о подстерегающих опасностях на дороге. Покупка авто не дает полных прав передвижения на нем, потому как, прежде нужно получить права и оформить страховку.

ДТП по сути неприятное событие, которое занимает много времени, нервов, а иногда и денег. Сложно сориентироваться сразу при ситуации, когда автомобиль попал в ДТП, что делать дальше и куда обращаться. В данной статье рассмотрим алгоритм действий в ситуации, что делать, если попал в ДТП.

Попал в ДТП порядок действий

Авария может возникнуть по многим причинам: по собственной вине или вашего оппонента, из-за неисправностей автомобиля либо плохому обзору на дороге. Какие бы эмоции ни бушевали в вашей душе в момент аварии, важно не рубить сгоряча. Возможно, отчасти вина лежит на ваших плечах, поэтому нужно думать о главном: безопасности пассажиров в собственном и соседнем авто и возможном возмещении ущерба.

Что нужно делать первоочередно при аварии:

  1. Остановить авто, проверить бак на наличие утечки топлива, включить аварийку и установить аварийный знак. В населенном пункте знак устанавливается на расстоянии 15 м от авто, за городом 30 метров.
  2. Следует проверить, есть ли пострадавшие, если нужна медицинская помощь, то нужно вызвать скорую помощь. Если по каким-то причинам скорая не может добраться до места происшествия или у пострадавшего серьезные травмы, разрешается самостоятельно транспортировать человека (покинув место происшествия).
  3. Об аварии нужно сообщить в ГИБДД и в страховую компанию. Диспетчер соберет все необходимые данные и попросит ожидать инспекторов. Страховщик также может направить на место события аварийных комиссаров для составления схемы ДТП.

Что нужно сделать до приезда сотрудников ГИБДД

С момента происшествия до приезда гаишников может пройти несколько часов. Юристы советуют не терять время, а заняться следующим:

  • Участники аварии должны обменяться контактными данными и номерами страховых полисов.
  • Необходимо собрать максимум сведений о ДТП, нужно проверить видео на регистраторе, опросить очевидцев, взять их контактные данные, сфотографировать место происшествия, тормозной путь, соколки, положение машин.
  • До приезда инспекторов нужно заполнить графы бланка извещения (выдается страховой компанией). Обычно извещение заполняется водителями совместно, но при видимых разногласиях разрешается заполнить бланк по отдельности, при этом нужно известить об этом страховщика.

Все эти процедуры можно ускорить, ведь, что делать, когда попал в мелкое ДТП и автомобилисты не имеют существенных претензий. Можно оплатить мелкий ремонт и обойтись без вызова ГАИ, однако, юристы не рекомендуют этого делать, потому как уже завтра к вам могут явиться пострадавший в аварии, показать видео с регистратора и вновь вымогать деньги. В таких случаях нужно писать расписку о том, что владельцы автомобилей претензий друг к другу не имеют.

Существует другой вариант, но его должны предварительно одобрить сотрудники ГИБДД по телефону. Нужно заполнить извещение, нарисовать схему ДТП самостоятельно и сфотографировать место происшествия обоим участникам, после чего необходимо двигаться до ближайшего поста ДПС.

При мелких повреждениях можно заполнить извещение и европротокол. В этом случае сотрудники ГАИ не вызываются, протокол предоставляется сразу в страховую компанию. Составление европротокола разрешается при наличии ущерба не более 50 000 рублей. Если документ заполнен неправильно, то возмещение ущерба не выплачивается.

Что нужно делать при попадании в ДТП после приезда полиции

По прибытии на место ДТП сотрудники ГАИ заполняют перечень необходимых документов. Участники аварии могут давать комментарии и требовать зафиксировать любую важную информацию. Аварийный комиссар страховой компании имеет полное право знакомиться с документами и защищать интересы своего клиента.

Если в результате аварии пострадало только имущество, заполняются такие документы:

  • Схема ДТП,
  • Справка о ДТП,
  • Протокол об административном правонарушении (копии предоставляются участникам).

Дополнительно документируются сведения очевидцев и участников ДТП.

Важно! На случай, если административная ответственность не установлена, то составляется отказ от возбуждения дела. В таком случае протокол не составляется.

Если в аварии есть пострадавшие, то составляются такие документы:

  • Протокол осмотра ТС,
  • Схема ДТП,
  • Справка медицинского освидетельствования пострадавшего (выдается скорой помощью),
  • Акт медицинского освидетельствования на наличие алкогольного или наркотического опьянения участников ДТП (делается в контрольном пункте),
  • Справка о ДТП,
  • К протоколу прилагаются записи о сведениях пострадавших и свидетелей.

Как оформить протокол о ДТП правильно?

Протокол должен содержать верные данные, водители обязаны ознакомиться с документом и подписать его. При необходимости участники имеют право добавить свои замечания в письменном виде.

Важно! Нельзя подписывать протокол, содержащий пустые сроки. Нужно удостовериться, что все ваши замечания зафиксированы.

В протоколе должны быть верно отражены данные о техническом состоянии транспортных средств, перечень повреждений, а также полные контактные данные участников ДТП и свидетелей.

В схеме ДТП должны содержаться полные данные о состоянии дорожного покрытия, дорожной разметке, близ расположенных светофорах и т. д.

Вина действующих лиц может зависеть от нескольких факторов:

  • Технической исправности авто,
  • Состояние дорожного покрытия, наличие дорожной разметки, предупреждающих знаков, выбоин,
  • Погодные условия: гололед, дождь, туман и т. д.

Перечисленные факторы могут смягчить наказание, подобные сведения в протоколе могут быть предоставлены в суде. В случае если виновник аварии находился под наркотическим или алкогольным опьянением, это может быть весомым аргументом для лишения прав.

Попал в ДТП порядок действий в страховой

В случае если человек попал в ДТП, порядок действий по ОСАГО практически не отличается от действий с полисом КАСКО. Существенным отличием этих полисов является то, что ОСАГО покрывает ущерб третьим лицам, а КАСКО подразумевает ремонт застрахованного авто.

Этот вид страхования позволяет возместить ущерб после большинства аварий. Несмотря на это, далеко не всем водителям в деталях известно, как действует ОСАГО при ДТП. Наш обзор устранит пробелы в знаниях и позволит лучше сориентироваться на месте в тех ситуациях, которые принято считать критическими.

По факту эта страховка является обязательной для всех водителей (за исключением собственников транспортных средств, передвигающихся со скоростью до 20 км/ч) – по этому полису страхуется автогражданская ответственность. Если гражданин не застрахует свой автомобиль и окажется виновником аварии, то страховое возмещение выплачено не будет. Таким образом, ОСАГО предназначено для пострадавшей невиновной стороне для возмещения ущерба, нанесенного здоровью, жизни или имуществу. Расходы, возникшие в результате ДТП, оплачивает страховая компания виновника аварии, сам водитель не производит выплат. На текущий момент установлены максимальные суммы, предусмотренные по этому полису:

  • 400 тыс. рублей по возмещению имущественного ущерба;
  • 500 тыс. рублей по возмещению вреда здоровью и жизни участника ДТП (сумма указана из расчета на одного человека).

По ОСАГО не производится компенсация морального вреда или упущенной выгоды.

Внимание! Если страховка не покрывает всей стоимости ущерба, пострадавший может обратиться в суд с иском к виновнику происшествия. Оставшуюся сумму нарушитель будет выплачивать из собственных средств.


Существуют ситуации, когда страховая компания может отказать в выплате:

  1. Водителем был человек, не вписанный в страховку. Исключением является страховка, оформленная на неограниченный круг лиц.
  2. Авария произошла на специализированной площадке в момент проведения экспериментальной или учебной деятельности.
  3. Авария произошла на территории предприятия при выполнении погрузо-разгрузочных работ или при исполнении работником своих должностных обязанностей.

Если водитель не имел права управлять автомобилем, причинил вред умышленно, находился в алкогольном, наркотическом или токсическом опьянении или скрылся с места происшествия, страховка все равно выплачивается, но страховщик может обратиться в суд и взыскать понесённые .

Что делать виновнику в случае ДТП

При возникновении ДТП виновнику важно не паниковать и , чтобы попытаться избежать ответственности, сделать это, скорее всего, не получится, а неприятностей прибавится. Сейчас с развитием технологий найти водителя по номеру машины не составит труда. Поэтому крайне важно знать, как действовать после ДТП по ОСАГО, если водитель является виновником аварии. Правильное поведение в таких случаях помогает свести к минимуму возможные негативные последствия. В целом же алгоритм действий виновника после аварии автомобиля по ОСАГО предельно прост:

    1. Вызвать сотрудников ГИБДД. При незначительной аварии и отсутствии разногласий между участниками, можно договориться без привлечения третьих лиц и . Если пострадал не только автомобиль, но и другой человек, в первую очередь нужно вызвать скорую помощь.

  1. Нельзя переставлять автомобиль в другое место или перемещать его части. На дорогах должны быть выставлены аварийные знаки. Однако в случае отсутствия пострадавших и критических повреждений у автомобилей, транспорт после фиксации всех деталей на схеме ДТП нужно убрать с проезжей части.
  2. Необходимо сделать видео- или фотосъемку места происшествия – она производится в присутствии пострадавшего. На видеозаписи или фотографиях должно быть видно положение автомобилей после столкновения, их повреждения и другие детали, характеризующие аварию. Внимательно осматривается автомобиль пострадавшего, все повреждения обязательно фотографируются, чтобы избежать дальнейших разногласий по возмещению ущерба.
  3. Нужно записать личные и контактные данные всех участников ДТП и свидетелей.
  4. Следует обменяться данными о страховке с потерпевшим. Передаются контакты страховых компаний, если есть полис КАСКО, записывается и его номер.
  5. Необходимо оформить , его должны подписать все участники происшествия.
  6. Требуется узнать, когда будет выноситься решения по ДТП, если это делает полицейский на месте, внимательно ознакомиться с ним. Когда виновник не согласен с некоторыми фактами при оформлении аварии, он делает об этом запись в протоколе, после чего может оспорить заключение по ДТП в течение 10 дней.
  7. В конце процедуры получить и проверить правильность оформления документов по ДТП: справку об аварии, протокол и постановление по административному правонарушению.
  8. Поставить в известность своего страховщика.

По ст.11, 11.1 закона об ОСАГО при оформлении Европротокола обеим сторонам нужно направить свой экземпляр документа в страховую компанию. Срок – 5 дней. Затем от страховщиков должно прийти требование о направлении транспортных средств на осмотр (на это дается 5 дней с момента получения письма).

Доводилось ли Вам составлять Европротокол после ДТП?

Европротокол может быть оформлен только при незначительном ДТП, если соблюдаются следующие условия:

  • жертвы и пострадавшие отсутствуют;
  • сумма имущественного ущерба не превышает 100 тыс. рублей;
  • в аварии только два участника, и у каждого из них есть действующий полис ОСАГО;
  • не причинен иной имущественный ущерб, помимо повреждения транспортного средства;
  • стороны не имеют разногласий по факту инцидента.

Документ заполняется простой ручкой с двух сторон, обстоятельства аварии должны быть изложены в краткой и четкой форме.

Как действовать, если попал в ДТП и не виноват

В первую очередь необходимо для составления протокола. Нельзя передвигать автомобиль до приезда сотрудников дорожной полиции. Место происшествия и повреждения нужно снять на камеру или сфотографировать. Также потребуется получить у виновника аварии контакты его страховой компании. Кроме того, потерпевший вправе требовать от сотрудника дорожной полиции направления виновника аварии на медицинское освидетельствование для выявления возможного алкогольного или иного опьянения.


По ст. 11 правильные действия потерпевшего после ДТП по ОСАГО должны представлять собой следующую последовательность:

  1. Необходимо позвонить страховщику нарушителя и рассказать о происшествии, при необходимости ответить на вопросы.
  2. Написать заявление на возмещение ущерба и передать его страховой компании. Обычно представитель страховщика производит осмотр транспортного средства, и эту процедуру нужно обязательно проводить в присутствии виновного лица. Если повреждения серьезные, потребуется пригласить эксперта.
  3. Составить копии документов по аварии, предоставляемых страховщику (рекомендуется делать это по описи). Принципиально важно, чтобы на документе была проставлена дата принятия, так как от нее зависит день выплат.
  4. Дождаться выплаты. Страховая компания должна перевести деньги в течение 20 дней после получения документов, иначе за каждый день просрочки насчитывается неустойка.
  5. Произвести ремонт транспортного средства.

Страховая выплата может не окупить ремонт, и это нормально, так как при возмещении производится приблизительный расчет. Если общая стоимость ремонта не укладывается в установленный лимит, нужно просто сохранить чеки на недостающую сумму и предоставить их страховщику нарушителя.

Внимание! При обнаружении в процессе ремонта скрытых дефектов, необходимо провести дополнительную экспертизу в присутствии представителя страховой компании.

  • Европротокол или справка о ДТП;
  • извещение об аварии;
  • протокол об административном нарушении;
  • права;
  • документы, подтверждающие право собственности на машину;
  • доверенность на автомобиль (при необходимости);
  • полис ОСАГО;
  • реквизиты счета для перечисления денег.

Если в процессе всех мероприятий была проведена экспертиза, предоставляются документы и по ней: заключение и квитанции об оплате услуг. При эвакуации машины дополнительно выдаются документы, подтверждающие этот факт.

Внимание! Если пострадавшего не устраивает работа страховщика, то ему нужно написать жалобу. К ней прикладывается документальная аргументация. Срок рассмотрения жалобы – 5 дней. Если ситуация не поменяется, водитель может обратиться в суд. Без составления жалобы этого сделать нельзя.

Обязан ли виновник извещать свою страховую

Правильные действия водителей, попавших в эту категорию, крайне важны. Поскольку не все спровоцировавшие ДТП ясно представляют, что делать со страховой виновнику аварии, некоторые из них могут не сообщить о происшествии. Поставить в известность свою страховую компанию – обязанность виновника ДТП. Это требование установлено статьей 11 об ОСАГО. В противном случае страховщик может либо отказать в выплате, либо взыскать через суд сумму своих затрат с виновника.

При разговоре с представителем страховщика, водитель должен проинформировать его, что он явился виновником аварии и сообщить следующие данные:

  • количество участников ДТП;
  • место и время;
  • данные по транспортным средствам (номера, марки, даты выпуска);
  • информацию о наличии жертв и пострадавших, а также их состояние.

Справка! Страховая компания может отправить на место происшествия своего специалиста, который будет участвовать в оформлении ДТП.

Что делать, если виновник аварии не признает свою вину


Порой при ДТП возникает спорная ситуация, в которой сложно установить нарушителя, либо он отказывается признавать свою вину. Многие не знают, что делать в этом случае и доводят ситуацию до неприемлемой. При этом правильный порядок действий, если виновник не признает свою вину, представляет собой следующий алгоритм:

  • оставить машину в исходном состоянии, при этом нужно включить аварийную сигнализацию и поставить на дорогу специальные знаки;
  • вызвать сотрудника ГИБДД для фиксации происшествия;
  • обратиться в страховую компанию;
  • обратиться в ГИБДД, чтобы документально зафиксировать все факты, влияющие на принятие в суде решения по виновному лицу – свидетели происшествия также должны прийти и представить свои показания.

В ситуации, когда нарушитель не признает свою вину, лучше прибегнуть к помощи грамотного юриста. Иногда сотрудники ГИБДД предлагают подождать два месяца и договориться с виновником, ведь по истечении этого срока протокол об административном нарушении уже нельзя составить. Но это чревато проблемами с получением компенсации от страховщика, ведь все компании требуют незамедлительного предоставления документов по аварии.

Важно! Законодательного основания отказать в выплате при позднем предоставлении документов у страховой компании нет, так как четких сроков не предусмотрено, а срок исковой давности по гражданским делам составляет 3 года.

Иногда случается, что виновник, ранее признавший свою вину, впоследствии отказывается от своих слов и обращается в суд. В этом случае потерпевшему придется доказывать свою правоту в судебном разбирательстве, и эта процедура может затянуться на несколько месяцев.


Отказ нарушителя признать свою ответственность является частой практикой, ведь по ОСАГО выплаты положены только пострадавшему. Поэтому важно самостоятельно производить видео- и фотосъемку места происшествия, давать четкие показания при составлении протокола и оставлять у себя копии документов о ДТП. Все это поможет доказать свою правоту в суде.

Действует ли ОСАГО, если происшествие произошло на парковке или во дворе

Повредить автомобиль можно . Причем не все водители в состоянии быстро сообразить, что делать, если притерли или поцарапали машину во дворе или на стоянке. Если повреждение автомобиля наступило в результате столкновения с другим транспортным средством, это является страховым случаем по полису ОСАГО, за который положена компенсация. Когда же ущерб был причинен пешеходом, сторонним предметом (например, сосулькой или веткой дерева) или самим владельцем, страховка не положена.

При ДТП по полису ОСАГО выплату получит только пострадавший. Для этого ему нужно зафиксировать факт аварии с помощью сотрудника ГИБДД или путем оформления Европротокола. Документы по ДТП предоставляются в страховую компанию виновника, а выплата производится в течение 20-дневного срока. Законом установлены максимальные лимиты для сумм компенсации. Если нарушитель отказывается признавать свою вину, другой стороне нужно обратиться в ГИБДД или суд.

Задайте свой вопрос бесплатно

Получите ответ в течение 5 минут!

Откровенная история о том, как красивая женщина, мать двоих детей переживает последствия страшной аварии, в которой потеряла правую руку, и как борется за жизнь, находя в ней настоящий смысл
Порой одна секунда радикально меняет всю жизнь, все события и факты ставит с ног на голову, а затем заставляет нас «наводить порядок». И уже только от нас зависит, как нам это удастся, как мы сумеем управлять событиями, как сумеем воспользоваться возможностями, как сломаем стереотипы.

Саломэ Гогешвили – мать двоих детей. В 33 года она, можно сказать, родилась во второй раз и заново начала жить. О дне, который в корне изменил ее реальность, она расскажет сама… Сегодня Саломэ занимается несколькими видами спорта, танцами. Она – пара-атлет, спринтер. Никогда не пугается препятствий и стойко противостоит трудностям.

Миг, радикально меняющий жизнь
Я жила, как все. Работала, растила двоих детей, занималась домом. Всегда старалась быть идеальной, от себя требовала максимума. И вдруг моя жизнь совершенно изменилась…

В один обычный вечер я вышла с работы, села в машину и возвращалась домой. Дорога от дождя была мокрой, скользкой, водитель не смог справиться с управлением, и мы врезались в железный бордюр. Я потеряла сознание. Как будто издалека послышался незнакомый голос: «Не бойся, не бойся…». Сознание затуманено, пытаюсь понять, где я, почему не чувствую свое тело, что это за горячая жидкость, которая на меня течет? Никакой боли я не ощущала… Помню, приподняв голову, почувствовала, что на мою ногу упала какая-то тяжесть. Это была моя рука… Я на месте же потеряла правую руку.
Стараюсь открыть глаза, но тщетно, вокруг шум, крики, вопли. Нужно понять, что же произошло. Пытаюсь собраться с силами… Как сквозь туман, вижу людей, но не могу понять, что происходит. Лежу в луже крови и думаю: неужели это я?
Снова слышу незнакомый голос: «Не бойся, с тобой все будет хорошо». Во мне будто включился инстинкт самосохранения, и я прошу: «Обязательно спасите меня! Я не должна умереть!». Снова вокруг все стало темно. Издалека слышится сирена скорой помощи, надо мной суетятся, силы меня покидают, погружаюсь в глубокий сон. Не могу с собой справиться, вокруг беспросветная тьма. Истекаю кровью, сердце остановилось. … Позднее врач сказал, что мое спасение было настоящим чудом, потому что шансов на это практически не было.

Все это и сейчас мне кажется сном, страшным сном. С момента окончания моей прошлой жизни и рождения новой прошло два года…

Второе рождение
Когда спасатели извлекали меня из машины, инстинкт самосохранения сработал настолько, что я говорила врачам, какая у меня группа крови, как меня зовут, сколько мне лет. Словом, предоставила им полную информацию.
Я рано вышла замуж, у меня двое детей. Всю жизнь было ощущение, что должна сделать что-то очень важное, выполнить какую-то большую миссию, что могу сделать намного больше, чем делаю. В тот страшный момент все это всплыло в моем сознании, и я думала, что не должна умереть, поскольку не сделала того, ради чего родилась. Потом снова потеряла сознание…


SPUTNIK / LEVAN AVLABRELI

Пришла в себя уже в больнице. Попыталась двигать ногами и поняла, что смогу ходить. Но врачи постоянно ходили вокруг, странно шептались, и было понятно, что что-то неладно. Правая рука была перевязана, я ее вообще не чувствовала. Спросила врача – я потеряла руку? Он утвердительно ответил. Я попала в шоковое состояние. Начала плакать. Мне вкололи успокоительное… Позднее перевели в палату. Думала, что такую меня уже никто любить не будет, я никому не нужна, для всех стану лишним грузом, моя жизнь закончилась.
В те минуты рядом со мной была ближайшая подруга, фактически, моя правая рука. Она мне сказала: «Все хорошо, главное, что ты снова с нами». Эти слова придали мне большую силу…

Невыносимая боль
При выписке из клиники я попросила врача отменить мне морфий, чтобы сопротивляться проблемам в трезвом состоянии. Помню, в первый день дома у меня была жуткая боль, процесс заживления еще продолжался. Боль становилась невыносимой, хотелось выпрыгнуть в окно, отравиться или вскрыть себе вены… Всю ночь меня сторожили друзья, родственник, чтобы я с собой что-то не сотворила. Эти боли продолжались несколько дней. Потом постепенно стала успокаиваться. Очень хотелось вернуться к нормальному ритму жизни, меня ждали дети, друзья, коллеги…

Наедине с собой
Самые тяжелые и трудные минуты наступили тогда, когда я осталась наедине с собой и своим «изъяном». Ни работы, ни руки, ни стимула… Жизнь нужно было начинать сначала, но я не знала, как. Собрала силы и сказала: я должна вернуться к привычной жизни. Пошла в салон, привела себя в порядок, сделала прическу. Старалась быть жизнерадостной. Но чувствовала, что все время избегала зеркал – боялась увидеть…
С момента аварии прошли две недели, когда я впервые самостоятельно зашла в ванную. Швы еще не были сняты… Разделась и встала перед зеркалом. Взглянула на себя и расплакалась навзрыд. Задавала вопрос - почему это должно было со мной произойти?! Наплакавшись вдоволь, взяла себя в руки и сказала, что должна полюбить себя такой, какой я стала. Но в тот момент это трудно было себе представить…
Вроде бы старалась выходить из дому, общаться с людьми, но подсознательно всячески избегала встреч и потому выходила на улицу, когда уже темнело. Был период, когда у меня была навязчивая идея сделать протез. Но потом решила, что нужно принять себя такую, какая есть. Хотела снова почувствовать себя полноценным членом общества, начала искать работу, хотя безуспешно… В одной из компаний мне прямо сказали, что с таким визуалом я не могу претендовать на работу у них. Меня охватило чувство, будто бы я снова потеряла руку, а вместе с ней – сердце. Начались ужасные дни, депрессия. Я слегла, повесила черную штору. Две недели не вставала с постели. Только делала записи о моей боли, переживаниях, проблемах. В один прекрасный день захотелось подойти к окну. Осторожно отодвинула штору и почувствовала приятную прохладу. После этого широко распахнула шторы, и мне на лицо упал свет, а на улице щебетали птицы и шелестели листья… И в тот момент во мне произошел перелом – я почувствовала, как ценна жизнь, пусть даже без правой руки…

Новая жизнь
Со временем привыкла справляться с трудностями. Сегодня для меня уже не существует препятствий, знаю, что преодолею любое.
Однажды пришла в Пара-центр. Начала тренироваться. Тогда я впервые сняла майку с длинными рукавами. По сей день активно тренируюсь, и танцы стали неотъемлемой частью моей жизни.
Этим летом мне написала наш хореограф Кети, спросила, хочу ли я принять участие в проекте «Талантливый». Я немного растерялась, потому что не являюсь профессиональной танцовщицей. Подумала, что не сумею справиться. Но, как я уже сказала, вызовы меня не пугают, и я часто борюсь с трудностями. Я согласилась. Танцую с тремя замечательными девочками, интенсивно тренируемся. Посмотрим, каким будет результат.


Что изменилось в моей жизни?
Этот случай сделал меня самой сильной, показал то, что я до сих пор не видела, не чувствовала и не могла делать. Из кокона вылетела бабочка с одним сломанным крылом, но бесконечно благодарная Создателю за то, что имеет возможность наслаждаться жизнью, любить всех и вся, в плохом открывать хорошее, зло заменять добром и на собственном примере показывать другим, что нет ничего невозможного!

Оригинал: https://sputnik-georgia.ru/

Каково это: в 17 лет попасть в автомобильную аварию и остаться без ноги? При этом как умудриться не потерять себя, а увечье сделать своей сильной стороной?

Историей невероятной борьбы с обстоятельствами и самим собой стала жизнь простого архангельского парня. 13 апреля 2013 года 17-летний Сергей Кутовой шёл домой. От конечного пункта его отделяла буквально сотня метров и односторонняя автомобильная дорога. Сергей, подойдя к «зебре», предусмотрительно остановился и дождался, пока автомобили и в левой и в правой полосе остановятся – и только тогда стал переходить. «Находясь уже на обочине, я почувствовал сильный удар в голову. Оказалось, это грузовик WAF, у которого отказали тормоза, избегая столкновения с остановившимися перед пешеходным переходом машинами, вылетел на обочину. Машина протащила меня около 15 метров и врезалась в столб под номером 13. Между капотом машины и столбом оказалась моя левая нога. Подняв голову, я увидел, что она раздроблена и держится на одной коже. Ни боли, ни страха тогда я не почувствовал».

Спасти Сергея пытались очевидцы, вызывали скорую, номер которой был непрерывно занят, а каждая секунда промедления могла стоить парню жизни. Помочь молодому человеку смогла реанимационная бригада, чисто случайно проезжавшая мимо, врачи сделали всё возможное и невозможное, слишком большой была потеря крови. Сергей пролежал в коме 10 дней, ногу спасти не удалось. Все его больничные мытарства продолжались девять месяцев. В то время, пока парень боролся за жизнь, его одноклассники отгуляли последний звонок, выпускной, Сергей отметил своё совершеннолетие. «Стоит поблагодарить моих друзей и родных, которые всё время находились рядом. Не было ни дня, чтобы ко мне кто-нибудь не приходил, брат – тот и вовсе жил со мной в больнице».

Именно тогда, в больнице, Сергей решил во что бы то стало побороть себя, а свой «недостаток» сделать своим достоинством. «Незадолго до аварии я решил худеть, ведь в свои 17 лет я весил 140 килограммов. До ДТП я похудел до 95 килограммов. После аварии я снова набрал килограммов 20. Но как только позволило физическое состояние, я стал заниматься: отец с братом установили дома турники и брусья». Теперь Сергей практически ежедневно посещает спортзал, тренер безвозмездно решил помогать парню в его начинаниях. Сегодня Серёжа весит уже 68 кг и находится в отличной физической форме. «Лёжа в больнице, я подумал, кому будет нужен толстый парень, да ещё и инвалид. Не оставалось ничего другого, как заняться собой».

Однако злоключения молодого человека на этом не окончились. Следствие по делу тянулось около восьми месяцев. Виновник ДТП признал свою вину, суд назначил ему 1,5 миллиона выплаты потерпевшему и 1,5 года условно. Сергей и вся его семья сами просили не давать реальный срок мужчине, чтоб тот мог работать. Две недели спустя после вынесения приговора мужчина, невольно сделавший Сергея инвалидом, скончался от рака. Присужденные деньги молодой человек так и не увидел. «Затем вся эта история заглохла, мы ничего не требуем, и я даже не знаю, имею ли на что-то право от родных виновника ДТП. А если честно, я считаю, что родственники не обязаны держать за это ответ». На моё возражение, что семья самого Сергея и так достаточно потратилась на лечение и реабилитацию (около 280 тысяч рублей), а также в перспективе Сергею понадобится протез (это ещё три миллиона рублей), он ответил следующее: «Понимаете, сбор средств на протез и его покупка – для меня это мотивация двигаться вперёд. Я не хочу ни от кого зависеть материально, я хочу эти деньги заработать собственным трудом. Это меня постоянно подстёгивает развиваться и двигаться дальше».

Непростую ситуацию прокомментировал юрист Дмитрий Ивахнов : «Потерпевшему в ДТП всё же стоит обратиться в суд по месту жительства виновника ДТП, оттуда уже будет сделан запрос в нотариальную контору и будет известно, вступал ли кто-то из родственников в право наследования имущества виновника аварии. Если ответ будет положительным, то тогда можно будет требовать с данных лиц возмещения ущерба, но только в пределах унаследованного. Так, если унаследовать удалось лишь транспортное средство стоимостью, допустим, 100 тысяч рублей, то и возместить родственники обязаны лишь эту сумму, не более того. А если же наследство превысило назначенные 1,5 миллиона рублей, то тогда наследники обязаны будут возместить полную сумму. Вообще, в своей практике я всегда советую сторонам расходиться мирным путём. Для виновника аварии это составит меньшую сумму, исключая все судебные издержки. А для потерпевшего это быстрое получение денег на то же лечение и реабилитацию».

Следж-хоккей – командная спортивная игра на льду, аналог хоккея с шайбой для людей с ограниченными возможностями. Вместо коньков игроки используют полозные сани. Следж-хоккей входит в программу зимних Паралимпийских игр.

Благодаря активной жизненной позиции молодого человека и его популярности в социальных сетях (где он активно даёт советы начинающим спортсменам по питанию и занятиям), Сергея приметил тренер следж-хоккейного клуба «Югра» из Ханты-Мансийска. Сергей уже съездил на просмотр и его пригласили приезжать на регулярные тренировки. «Возможность попасть в сборную по следж-хоккею – мощный стимул для меня. Тогда я смогу ездить по всему миру и достойно зарабатывать на себя и свою семью, ведь в перспективе я хочу пятерых детей. Но основная цель, конечно, это паралимпиада в 2018 году, на которую я, надеюсь, попаду как участник». Жизнь Сергея не ограничивается спортом, он учится в университете на факультете государственного и муниципального управления, не исключает, что в будущем станет депутатом.

Вообще, глядя на этого сильного жизнерадостного 19-летнего парня, язык не поворачивается назвать его инвалидом. Напротив, наблюдая, насколько тверды жизненные установки, начинаешь чувствовать свою ущербность и размытость собственных жизненных целей. «Я счастлив, что судьба сделала выбор за меня, и что сегодня я такой – какой есть. До аварии я был разгильдяем, очень нетерпим к людям, не знал, чего хочу добиться в жизни, это был другой человек, не я. Будь у меня выбор – я бы ни за что не вернулся к себе прежнему, и уже не представляю себя с двумя ногами. Я себя очень полюбил таким. Могу сказать, что в день ДТП я переродился и стал тем, кем должен быть. Да и вообще, быть инвалидом – это круто. Наше общество очень любит делать таким, как я, поблажки, идти на уступки, на многое закрывать глаза. Главное, уметь этим пользоваться. Я удивляюсь, когда слышу от инвалидов, что от них отворачиваются друзья, семья. Думаю, дело в них самих, они закрываются и не могут принять новую реальность и нового себя. С инвалидностью у меня качественно расширился круг общения, со всей страны подписчики мне шлют подарки, сувениры. Я – чистый лист, открытый всему новому и ставлю себе только высокие цели, ведь, как известно, все ограничения существуют лишь в головах самих людей».

Дорожно-транспортные происшествия происходят очень часто и повсеместно. Человек, доселе никогда не сталкивающийся с подобной ситуацией, не знает, как работает ОСАГО, и уверен, что весь ущерб при ДТП обязательно будет покрыт из средств страховой фирмы.Однако на практике это далеко не всегда так – для получения компенсации необходимо соблюсти определенный порядок действий и собрать пакет документов.

Что делать после ДТП

Чтобы получить положенное страховое возмещение в случае происшествия на дороге, надо сразу после него действовать по определенному алгоритму. Необдуманное поведение может привести к получению отказа со стороны страховщика по получению суммы страховки. Итак, что делать после ДТП пострадавшему:

  1. Сразу убедиться в отсутствии пострадавших во всех авто, попавших в аварию. Если таковые имеются, вызвать скорую помощь.
  2. Вызвать ГИБДД. Перед их приездом надо запросить у виновника столкновения его права, страховку и техпаспорт на машину. Лучше всего сразу сделать фотографии этих документов.
  3. Сообщить в свою страховую компанию о наступлении страхового случая.
  4. Сделать фотографии и снять видео (при необходимости) на месте произошедшего столкновения. Необходимо запечатлеть тормозной путь, осколки на дороге, повреждения на вашем автомобиле и все остальные детали, касающиеся аварии.
  5. Опросить свидетелей. Если найдется человек, который стал очевидцем аварии, обязательно попросите его контактные данные. Отлично, если происшествие окажется запечатленным на видеорегистратор. Если видео попало на чужое устройство, не забудьте попросить запись.
  6. Обратите внимание на состояние асфальтового покрытия и дорожного оборудования, погодные условия и другие обстоятельства, которые могли стать причиной происшествия.


Помните о правиле: если попал в ДТП — не перемещай свое транспортное средство никуда. Также нельзя двигать и другие элементы с места происшествия. Это может быть расценено, как попытка повлиять на ход расследования. Желательно, чтобы авто виновника также оставалось на своем месте хотя бы до приезда ДПС.

После аварии ни при каких обстоятельствах не употребляйте алкоголь или запрещенные препараты! Вполне вероятно, придется пройти медицинское обследование, и тогда вопросы со стороны правоохранительных органов возникнут именно к вам.

Решение проблемы на месте и без посредников — Европротокол

Сотрудники ГИБДД не обязаны выезжать абсолютно по всем вызовам. Если авария незначительная, решить все вопросы можно без посредников, составив так называемый Европротокол. Это возможно при следующих обстоятельствах:

  • в аварию попали только два автомобиля;
  • у обоих водителей есть полисы ОСАГО;
  • сумма ущерба составляет не более 100 тысяч рублей.

Если у обеих сторон нет страховки, то оба водителя окажутся виновными, и никто компенсации не получит!

Преимущество данного пути в том, что пострадавший быстро получает положенную компенсацию, а виновник избежит штрафа за нарушение ПДД.

Оформление документов после аварии

Если согласие между сторонами не достигается и/или сумма ущерба составляет более 100 тысяч рублей, обязательно присутствие ГИБДД. Их действия зависят от того, был ли причинен вред здоровью граждан или нет.


Если в результате аварии был причинен вред здоровью людей, сотрудники полиции должны оформить следующие документы:

  • протокол осмотра и схема аварии;
  • пояснения от обеих сторон;
  • определение о возбуждении административного дела в отношении виновника;
  • справки о ДТП (выдаются и виновному, и пострадавшему).

Для получения страховой компенсации необходимо, чтобы в документах, составленных ГИБДД, было четкое указание на причину произошедшего, а также упоминание о вменяемости страхователя и отсутствии с его стороны нарушений ПДД. Речь идет о расширенной справке ГИБДД. Именно ее требуют практически все страховые компании.

Если вред здоровью водителей и пассажиров не причинен, то:

  • составляется схема аварии;
  • участники происшествия пишут объяснения и получают на руки справки о ДТП.

Не подписывайте пустые схемы ДТП и бланки объяснений, даже если сотрудник ГИБДД убеждает, что сейчас у него нет времени, а потом он все сделает «как надо». Все замеры и карта ДТП должны быть выполнены в присутствии обоих водителей.

Возмещение ущерба

Покрытие убытков, выплата компенсаций за причинение материального вреда – обязанность страховой компании виновника. Но что делать после ДТП, если ты не виноват, а ОСАГО у виновной стороны отсутствует? Рассмотрим два варианта.

Виновник застрахован

В данном случае действия пострадавшей стороны следующие:

  1. После ДТП следует обратиться в свою страховую компанию и представить следующий пакет документов:
  • европротокол или протокол, составленный ГИБДД, и справку с места аварии;
  • техпаспорт ТС;
  • паспорт и водительское удостоверение страхователя;
  • реквизиты счета, куда можно перевести страховое возмещение.
  1. Компенсировать предъявленную сумму ущерба страховщик обязан в течение 30 календарных дней или в этот же срок аргументировать в письменном виде свой отказ от уплаты денег либо натурального возмещения.

Выплата может быть произведена одним из следующих способов:

  • из кассы компании наличными деньгами;
  • перечислив деньги на счет СТО-партнера в случае натурального возмещения.

Чтобы ускорить процесс, пострадавшая сторона может обратиться в ГИБДД и написать ходатайство об ускорении рассмотрения дела. После окончания судебного заседания можно лично доставить копию постановления в страховую для выплаты возмещения.

Виновник не застрахован

Если авария произошла по вине человека, у которого нет полиса ОСАГО, ситуация значительно усложняется. В идеале, конечно, виновник добровольно выплатит вам необходимую для восстановления автомобиля сумму. Хоть и редко, но такие ситуации тоже случаются. Если вы не попали в число этих «счастливчиков», действовать нужно только через суд, а также обращение в Российский союз автостраховщиков.

Важное значение отводится подготовке документов и доказательств вины второй стороны. К исковому заявлению прикладываются:

  • протокол ГИБДД и справка с места ДТП;
  • заключение независимого автоэксперта;
  • паспорт и удостоверение водителя;
  • техпаспорт транспортного средства;
  • чеки на оплату стоянки, эвакуатора, технического эксперта и других услуг, связанных с последствиями аварии;
  • при получении физического вреда можно приложить чеки на лекарства, прохождение реабилитации, лечения и др.

В исковом заявлении указывается суммарная сумма ущерба. Она складывается из:

  • суммы, определенной автоэкспертом на восстановление автомобиля;
  • оплаты всех товаров и услуг, связанных с последствиями ДТП;
  • возмещения морального вреда.

Добиться успеха по страховке без содействия квалифицированного юриста в этом деле очень сложно. Он поможет грамотно составить исковое заявление, а также получить информацию о платежеспособности виновной стороны (сведения о состоянии счета, наличии движимого и недвижимого имущества).

Не забудьте в иске указать пожелание о наложении ареста на транспортное средство, на котором было совершено ДТП! При отсутствии возмещения ущерба судебные приставы смогут его выставить на торги, а вам выплатить причитающуюся компенсацию.

В случае если у виновника нет полиса по страхованию ответственности, помимо судебной инстанции пострадавший должен составить и подать заявку в РСА.

Если автомобиль разрушен полностью

Вышеприведенный порядок получения страховой суммы подходит в случае, когда авто требует ремонта, но не утратило своих функций. Если же восстановление невозможно или нецелесообразно, то страховая будет настаивать на конструктивном уничтожении транспортного средства.

Как правило, это происходит, если для восстановления машины требуется порядком 60-80% от ее стоимости. Окончательное решение зависит от составленного автоэкспертом заключения о стоимости ремонта.

Если принимается решение об уничтожении авто, остается узнать, в чью собственность отойдут его остатки. Если их владельцем остается страхователь, то ему присуждают компенсацию.

Все спорные моменты, касающиеся конструктивного уничтожения транспортного средства, оговариваются в страховом соглашении, поэтому перед подписанием, тщательно читайте все положения договора.

Выше рассмотрены общие случаи получения возмещения при ДТП. На практике же, могут возникнуть тысячи различных вариаций, например, если за рулем был один человек, а собственником является другой. По утверждению юристов, более реально требовать возмещения с владельца машины. При возникновении той или иной неоднозначной ситуации может помочь юридическая контора, работающая в сфере автострахования.