Вариант-1.

    Правовое государство отличается от других государств:

а) верховенство закона; б) наличие государственного аппарата;

в) наличие суверенитета; г) наличие публичной власти.

2. Прочитайте фрагменты из публицистических материалов. Выделите из них примеры, характерные для функционирования правового государства и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) «Глава государства отдал приказ, чтобы верные ему войска открыли огонь против оппозиции и разогнали митинг»,

2) «Племянник президента страны был задержан полицией за драку в баре и предстал перед судом».

3) «Парламент страны выступил с инициативой отставки правительства и проведения досрочных выборов».

4) «Конституциональный суд принял на экспертизу на соответствие Конституции страны новый указ президента».

5) По распоряжению главы государства оппозиционные силы и партии были исключены из предвыборных списков и не смогли участвовать в парламентских выборах».

6) «В средствах массовой информации негласно запрещено размещать какие-либо материалы без согласования со службами безопасности».

3. У известного режиссера отключили за неуплату коммунальных услуг телефон и электроэнергию. С позиции требований правового государства действия властей:

1) неправомерны, т.к. известные люди должны быть уважаемыми и почитаемыми; 2) неправомерны, т.к. задеты честь и достоинство личности 3)правомерны, т.к. с известных обществу людей спрос всегда выше 4) правомерны, т.к. законы должны соблюдаться всеми гражданами независимо от их соц. статуса

1. «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам» (Д. Аламбер).

2. «Как в природе, так и в государстве, легче изменить сразу многое, чем что-то одно» (Ф. Бэкон).

3. «Выборы – единственная гонка, в которой выигрывает большинство участников» (Л. Питер).

Практическая работа по Социологии.

Тема: Гражданское общество и правовое государство.

Вариант-2.

    К принципам правого государства не относится:

а) верховенство права; б) разделение властей;

в) защита прав и свобод гражданина и взаимная ответственность;

г) доминирование интересов государства над интересами личности.

Без правового государства мы не жили бы в условиях свободы, поэтому всем нам нужно защищать _____(А). Решающим условием осуществления либерализма в различных сферах жизни является проведение различий между государством и ____(Б). Либеральная демократия немыслима без дееспособной общественности. Предпосылкой этого является ___(В) как выражение различных мнений и интересов. Спор имеет смысл до тех пор, пока есть какая-то форма общности. Иначе споры разжигают еще более сложные ____(Г), которые могут разрушить и погубить общество. Либеральное государство не требует от своих ____(Д) принятия решений, принятых в соответствии с установленной процедурой, в качестве правильных. Обязанность гражданина – признать ______(Е), принятые корректно и в установленном порядке., даже в том случае, если он считает их неверными..

    Либеральные принципы; 2) гражданское общество; 3) граждане; 4) частная собственность; 5) плюрализм; 6) индивидуальная свобода; 7) конфликты; 8) ответственность; 9) решения.

3.Институтом гражданского общества, призванным оказывать на власть влияние с целью принятия определенных решений, является (-ются)

1) государственные органы; 2) предпринимательские и профсоюзные союзы; 3) правоохранительные органы; 4) СМИ.

4. Изложите свои мысли (свою точку зрения) по поводу поднятых в приведенных высказываниях проблем. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

1. «Даже когда приходит к власти истинный правитель, человечность может утвердиться лишь через поколение» (Конфуций).

2. «Политическая свобода является высшим развитием свободы личной» (Б. Чичирен).

3. «Мы можем стать свободными только тогда, когда станем рабами закона» (Цицерон).

Практическая работа по Социологии.

Тема: Гражданское общество и правовое государство.

Вариант-3.

    Что относится к признакам любого государства?

а) разделение властей; б) федеративное устройство;

в) верховенство закона; г) отделение публичной власти от общества.

2. Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов, выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. В списке слов больше, чем вам необходимо.

Суверенитет означает ____(1). Это такое свойство власти, которое обеспечивает _____(2) возможность свободно, самостоятельно осуществлять свою политику. Суверенитет предполагает ______(3) государства во внешнеполитической сфере и верховенство его решений в делах внутренних. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России признается ____(4). Этот является отличительным признаком демократических государств с республиканской _______(5). РФ, как всякое подлинно независимое, свободное государство, обладает всей полнотой _____(6) на всей территории.

А) форма государственного устройства; Б) верховенство; В) политический режим; Г) государство; Д) форма правления; Е) власть; Ж) могущество; З) независимость; И) многонациональный народ.

3. Заполните таблицу.

Выберите из предложенного списка: семья, союзы предпринимателей и фермеров, общества защиты прав потребителей, союзы деятелей культуры, кооперативы, детские организации, спортивные общества, рабочие профсоюзы, ассоциации банкиров, благотворительные фонды, религиозные объединения, общества культурных связей с зарубежными странами.

4. Изложите свои мысли (свою точку зрения) по поводу поднятых в приведенных высказываниях проблем. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

1. « Не будет свободы в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной» (Ш. Монтескье).

2. «Бесполезные законы лишают силы законы необходимые» (Ш. Монтескье).

3. «В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа» (Г. Фрейтаг).

Вопросы для обсуждения.

    Основные концепции становления и развития гражданского общества.

    Исторические предпосылки возникновения и функционирования гражданского общества.

    Понятие, структура и черты современного гражданского общества.

    Конституционализм как основа взаимодействия гражданского общества и правового, социального государства.

    Особенности взаимодействия гражданского общества и государства в современной России.

Темы реферативных сообщений.

Идейные истоки и основные этапы формирования концепции гражданского общества.

Взаимообусловленность процессов возникновения и функционирования гражданского общества и правового государства.

Развитие гражданского общества в постсоветской России: реалии и перспективы.

Проблемы создания в России социального государства.

Основная:

Мухаев Р.Т. Политология. –М., 2006. Раздел III. Тема 10.

Гаджиев К.С. Политология. –М., 2005. Раздел II. Гл.4.

Воробьев К.А. Политология. Учебное пособие. –М., Раздел III. Гл. 10.

Дополнительная:

Гражданское общество: мировой опыт и проблемы России. –М., 1998.

Гражданское общество в России: структуры и сознание. –М., 1998.

Евдокимов В.И. Государство: теория, практика, проблемы. Т. 1. – М., 2005.

Политическая энциклопедия: в 2-х т. –М., 1999.

Вопросы для самоконтроля.

Дайте определение гражданского общества.

Перечислите основные признаки гражданского общества.

Назовите основные исторические вехи развития гражданского общества.

Какие концепции гражданского общества существуют в политической науке?

Что такое конституционализм?

Охарактеризуйте основные модели конституционализма.

В чем заключается взаимосвязь гражданского общества и правового государства?

Какие проблемы стоят на пути развития гражданского общества в современной России?

Семинар по теме: «Политические процессы».

Вопросы для обсуждения.

    Понятие, особенности и типы политического процесса.

    Режимы протекания политического процесса и проблема политического участия в нем граждан.

    Сущность, этапы и пути политической модернизации общества.

    Специфические кризисы политического развития и особенности их проявления в ходе реформирования российского общества.

Темы реферативных сообщений.

Природа и структура развития политических конфликтов.

Пути и способы преодоления кризиса политического участия.

Теории политической модернизации.

Основная:

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. –М., 2005. Раздел VII. Гл.18, 19, 22.

Мухаев Р.Т. Политология. –М., 2006. Раздел VI. Тема 17, 19.

Василик М.А. Политология. –М., 2000. Раздел VI. Гл.15. 16.

Воробьев К.А. Политология. Учебное пособие. –М., 2005. Раздел II. Гл.7, 8.

Дополнительная:

Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации. –М., 2000.

Василенко И.А. Политические процессы на рубеже культур. –М., 1998.

Жеребкин М.В. Политический процесс: типология и режимы функционирования. –М., 1999.

Политическая энциклопедия6 в 2-х т. –М., 1999.

Вопросы для самоконтроля.

В чем заключается значение конфликта в политике?

Дайте определение политического процесса.

Какие критерии определяют классификацию политических процессов?

Что характерно для современного политического процесса в России?

Раскройте сущность процесса политической модернизации.

Сделайте сравнительный анализ либеральной и консервативной моделей политической модернизации.

Назовите кризисы политического развития и дайте их характеристику.

Учебные вопросы:

1. Сущность и структура гражданского общества.

2. Политическая жизнь гражданского общества.

3. Выборы: типы и функции.

4. Избирательные системы.

5. Особенности гражданского общества современной

Литература:

1. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений/К.С. Гаджиев. С.45-68.

2. Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений/К.С. Гаджиев. С.65-81, 244-254.

3. Зосименко И.А. Политология: Учебно-методический комплекс. Электронная обучающая система/И.А. Зосименко. С.65-71.

4. Касьянов В.В., Самыгин С.И. Политология для технических вузов/В.В. Касьянов, С.И. Самыгин. С.132-165.

5. Политология: Учебник для вузов/Под ред. М.А. Василика. С.130-162, 272-297, 401-405.

6. Политология: Учебное пособие для вузов/Научн. ред. А.А. Радугин. С.175-189, 255-268.

7. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов/В.П.Пугачев, А.И. Соловьев. – 4-е изд., перераб. и доп. С.384-405.

Семинар 6. Тема: Политические партии и партийные системы.

Учебные вопросы:

1. Сущность политических партий.

2. Партийные системы.

3. Общественно-политические организации и движения

4. Политическая культура – основа политического

поведения.

5. Субъекты и направления формирования

политической культуры.

6. Политические отношения и процессы.

Литература:

1. Введение в политологию: Учебное пособие/Под ред. М.Х. Фарукшина. С.79-101.

2. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений/К.С. Гаджиев. С.162-210, 434-464.

3. Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений/К.С. Гаджиев. С.203-243, 312-346.

4. Зосименко И.А. Политология: Учебно-методический комплекс. Электронная обучающая система/И.А. Зосименко. С.78-93.

5. Касьянов В.В., Самыгин С.И. Политология для технических вузов/В.В. Касьянов, С.И. Самыгин. С.201-219, 220-249.

6. Политология: Учебник для вузов/Под ред. М.А. Василика. С.336-362, 363-378, 386-400, 448-480.

7. Политология: Основы теории/Под ред. В.А. Михайлова. С.57-82.

8. Политология: Учебное пособие для вузов/Научн. ред. А.А. Радугин. С.96-123, 190-203, 301-316.

9. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов/В.П.Пугачев, А.И. Соловьев. – 4-е изд., перераб. и доп. С.267-285, 306-329, 365-383, 406-443.

Семинар 7. Тема: Личность в политике.

Учебные вопросы:

1. Личность как начальный субъект политики.

2. Типы личности по отношению к политической

деятельности.

3. Факторы участия личности в политике.

4. Политическое сознание.

5. Политические элиты.

6. Основные концепции политических элит.

7. Политическое лидерство.

8. Типы политических лидеров.

Литература:

1. Введение в политологию: Учебное пособие/Под ред. М.Х. Фарукшина. С.102-123.

2. Зосименко И.А. Политология: Учебно-методический комплекс. Электронная обучающая система/И.А. Зосименко. С.93-102.

3. Касьянов В.В., Самыгин С.И. Политология для технических вузов/В.В. Касьянов, С.И. Самыгин. С.220-249, 274-291.

4. Политология: Учебник для вузов/Под ред. М.А. Василика. С.163-201, 379-385, 406-410.

5. Политология: Основы теории/Под ред. В.А. Михайлова. С.41-56.

6. Политология: Учебное пособие для вузов/научн. ред. А.А. Радугин. С.220-254.

7. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов/В.П.Пугачев, А.И. Соловьев. – 4-е изд., перераб. и доп. С.132-170, 318-329.

Семинар 8. Тема: Национальная политика. Политический конфликт.

Учебные вопросы:

1. Национальные отношения и их характеристика.

2. Этносы как субъекты национальных отношений и

национальной политики.

3. Сущность политических конфликтов.

4. Типология политических конфликтов.

5. Этнический конфликт как тип политического

конфликта.

6. Меры предотвращения и разрешения политических

конфликтов.

Литература

1. Введение в политологию: Учебное пособие/Под ред. М.Х. Фарукшина. С.140-156.

2. Зосименко И.А. Политология: Учебно-методический курс. Электронная обучающая система/И.А. Зосименко. С.102-109.

3. Касьянов В.В., Самыгин С.И. Политология для технических вузов/В.В. Касьянов, С.И. Самыгин. С.292-334.

4. Политология: Учебник для вузов/Под ред. М.А. Василика. С.481-507.

5. Политология: Учебное пособие для вузов/Научн. ред. А.А. Радугин. С.280-300.

6. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов/В.П.Пугачев, А.И. Соловьев. – 4-е изд., перераб. и доп. С.349-364.

Семинар №9. Тема: Мировая политика.

Учебные вопросы:

1. Международные отношения и внешняя политика.

2. Субъекты мировой политики.

3. Международные организации как субъекты

мировой политики.

4. Национальные интересы.

5. Национальные интересы современной России.

6. Национальная безопасность РФ.

7. Концепция национальной безопасности РФ.

Литература:

1. Введение в политологию: Учебное пособие/Под ред. М.Х. Фарукшина. С.157-186.

2. Зосименко И.А. Политология: Учебно-методический комплекс. Электронная обучающая система/И.А. Зосименко. С.109-118.

3. Касьянов В.В., Самыгин С.И. Политология для технических вузов/В.В. Касьянов, С.И. Самыгин. С.335-365.

4. Политология: Учебник для вузов/Под ред. М.А. Василика. С.508-566.

5. Политология: Основы теории/Под ред. В.А. Михайлова. С.83-95.

6. Политология: Учебное пособие для вузов/Научн. ред. А.А. Радугин. С.317-333.

7. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов/В.П.Пугачев, А.И. Соловьев. – 4-е изд., перераб. и доп. С.444-469.

Темы рефератов.

1. История становления и этапы развития политической науки.

2. Особенности развития политической мысли в России.

3. Обоснования периодизации развития политической мысли в России.

4. Сущность и специфика политики как общественного явления.

5. Обоснования классификации политики.

6. Экономическая политика в современной России.

7. Сущность политической власти, ее легитимация и легитимность.

8. Легитимность современной политической власти в России.

9. Особенности разделения политической власти в современной России.

10. Конституция Российской Федерации о формах реализации законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

11. Правительство Российской Федерации как основной инструмент реализации экономической политики.

12. Гражданское общество и его структура.

13. Специфика гражданского общества в современной России.

14. Российская Федерация как правовое государство.

15. Президентская республика как форма государственного правления.

16. Парламентская республика как форма государственного правления.

17. Государство как основной институт политической власти.

18. Сущность политической партии и ее функции.

19. Политические партии современной России: программа и деятельность (по выбору, одна – две партии).

20. Обоснования и классификация политических партий.

21. Партийная система в современной России.

22. Политические организации и движения в современной России (по выбору).

23. Характеристика современного политического процесса.

24. Взаимосвязь политических и экономических отношений.

25. Социокультурные процессы политики.

26. Политика и мораль: современный аспект.

27. Культура электорального процесса.

28. Пути и направления формирования политической культуры.

29. Сущность и функции политической элиты.

30. Политическая элита современной России.

31. Системы рекрутирования элит: история и современность.

32. Экономическая и финансовая элиты современной России.

33. Сущность политического лидерства.

34. Политические лидеры России: история и современность.

35. Политический конфликт: сущность и причины.

36. Основания и типология политических конфликтов.

37. Политические конфликты современной России: причины и характеристика.

38. Взаимосвязь и взаимозависимость политических конфликтов и политических кризисов.

39. Этнический конфликт как форма политического конфликта.

40. Военный конфликт как форма политического конфликта.

41. Пути разрешения и недопущения политических конфликтов.

42. Современные политические идеологии.

43. Сущность политического сознания и механизм его формирования.

44. Особенности современной политической социализации.

45. Политическая социализация студентов технических вузов.

46. Мировая политика и международные отношения.

47. Международные организации как субъекты мировой политики.

48. Современная внешняя политика Российской Федерации.

49. Политика как наука и государственная политика.

50. Национально-государственные интересы Российской Федерации.

51. Национальная безопасность Российской Федерации.

52. Этнический фактор политики.

53. Военный фактор политики.

54. Политический менеджмент и его роль в управлении политическим процессом.

55. Сравнительная политология и ее методы.

56. Политический маркетинг.

57. Геополитика.

58. Политический рынок.

59. Политические технологии.

60. Политическая антропология.

5. Вопросы итогового контроля по дисциплине.

1. Политология как наука: предмет, категории, функции и изучаемые проблемы.

2.Сущность политики, ее функции и роль в обществе.

3. Назовите субъекты и объекты политики.

4. Раскройте сущность и содержание либерализма как политической идеологии.

5. Раскройте сущность и содержание консерватизма как политической

идеологии.

6. Социал-реформизм и коммунизм как политические идеологии: общее и

различия.

7. Политическое сознание, его уровни, типы и функции.

8. Политическая система, ее структура и функции.

9. Раскройте сущность политической власти, ее функции и типологию.

10. Что такое легитимность политической власти и типы легитимности.

11. Раскройте механизм разделения и деятельности политической власти на

законодательную, исполнительную и судебную ветви.

12. Постройте вертикали законодательной, исполнительной и судебной ветвей

власти в РФ.

13. Охарактеризуйте демократический политический режим.

14. Охарактеризуйте тоталитарный политический режим.

16. Раскройте сущность государства, основные концепции его возникновения

и признаки.

17. Раскройте структуру государства как основного института политической

власти и его функции.

18. Типология государства.

19. Правовое государство и его признаки.

20. Сущность и структура гражданского общества.

21. Раскройте механизм взаимодействия государства и гражданского общества.

22. Сущность политической партии, ее цели и структура. Закон РФ

«О политических партиях».

23. Охарактеризуйте функции и типологию политических партий.

24. Партийные системы и их типология. Партийная система в РФ.

25. Выборы: типы и функции.

26. Избирательная система: типы и основные процедуры избирательного

процесса. Избирательная система в России.

27. Раскройте сущность и содержание принципов избирательного права.

28. Политическая культура как основа политического поведения и ее структура.

29. Функции политической культуры и основные направления формирования

политической культуры.

30. Политическая элита: сущность, концепции и типология.

31. Сущность и типология политического лидерства.

32. Политический конфликт. Причины и типы политических конфликтов.

33. Военный конфликт как форма политического конфликта.

34. Методы предотвращения и разрешения политических конфликтов.

35. Политическая бюрократия и ее формы.

36. Группы давления, их типология и методы воздействия.

37. Политический рынок, его сущность и предназначение.

38. Мировая политика и международные отношения.

39. Внешняя политика: сущность, принципы, специализированные органы.

40. Раскройте соотношение политики и морали.

41. Что такое национальный интерес?

42. Раскройте сущность и содержание национальной безопасности.

43. Охарактеризуйте личность как субъект политики.

44. Что такое политическая социализация?

45. Назовите типы личности по отношению к политической деятельности.

46. Сущность и содержание национальной политики.

47. Назовите основные этнические общности.

48. Что такое национальный вопрос и каковы пути его решения?

49. Этнический конфликт как тип политического конфликта.

50. Особенности российской политической мысли.


6. Библиографический список.

6.1. Введение в политологию: Учебное пособие/Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань: Казанский гос. ун – т, 1992. – 192с.

6. 2. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений/К.С. Гаджиев. М.: Логос, 2000. – 544с.

6.3. Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений/К.С. Гаджиев. М.: Логос, 2005. – 488с.

6.4. Зосименко И.А. Политология: Учебно-методический комплекс. Электронная обучающая система/И.А. Зосименко. Ульяновск: УлГТУ, 2003. – 138с.

6.5. История политических учений: Учебник для вузов/Под общ. ред. проф. О.В. Мартышкина. М.: издательство НОРМА, 2002. – 912с.

6.6. Касьянов В.В., Самыгин С.И. Политология для технических вузов/В.В. Касьянов, С.И. Самыгин. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 384с.

6.7. Политология: Учебник для вузов/Под ред. М.А. Василика. М.: Юристъ, 2002. – 592 с.

6.8. Политология: Основы теории/Под ред. В.А. Михайлова. Ульяновск: УлГТУ, 1998. – 96 с.

6.9. Политология: Учебное пособие для вузов/Научн. ред. А.А. Радугин. М.: Центр, 2001. – 336 с.

6.10. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов/В.П.Пугачев, А.И. Соловьев. – 4-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2003. – 447с.


Учебное издание

ПОЛИТОЛОГИЯ

Методические материалы

Составитель: ЗОСИМЕНКО Иван Андреевич

Редактор

Подписано в печать Формат

Бумага писчая. Печать трафаретная. Усл. печ. л.

Уч.-изд. л. Тираж экз. Заказ

Ульяновский государственный технический университет

432027, Ульяновск, Сев. Венец, 32.

Типография УлГТУ, 432027, Ульяновск, Сев. Венец, 32.


ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО»
Для подготовки к занятию студентам необходимо собрать и проанализировать информацию о состоянии гражданского общества в России. Цель работы – ответить на вопрос: есть ли в России гражданское общество? В ходе обсуждения выясняются основные проблемы его формирования , значение в этом процессе различных институтов. Студенты определят формы своего участия в нем.
Эпиграф занятия

«Каждой стране наступает

Рано иль поздно черед,

Где не покорность тупая –

Дружная сила нужна;

Грянет беда роковая –

Скажется мигом страна.

Единодушье и разум
Всюду дадут торжество…»

Н.Некрасов. Кому на Руси жить хорошо (отрывок).

К занятию студенты пишут эссе «А что такое гражданин? Отечества достойный сын» (Н.Некрасов)
Студентам заранее предлагается подумать над следующими вопросами.

1. Кто должен в первую очередь заботиться о решении тех или иных социальных проблем? Каковы функции государства? Как они реализуются в России? Что зависит от самих граждан?

2. Что понимается под термином «гражданское общество»? Какие оценки развития гражданского общества в России даются политиками и в научной литературе? Докажите или опровергните фактами мнение социолога О.А.Митрошенкова, что «признаки гражданского общества в России как будто очевидны» (Социс. 2007.№1.С.54).

3. О деятельности каких общественных организаций, объединений и ассоциаций вы знаете? Принимаете ли вы в них участие? Чем можно объяснить возрастание интереса к таким объединениям? Найдите материал и расскажите о деятельности неправительственных организаций в России.

4. Найдите материал и расскажите о гражданских протестах в России и за рубежом. Доводилось ли вам в них участвовать?

5. Какими, по вашему мнению, должны складываться отношения гражданского общества и бизнеса, бизнеса и государства?
Во время занятия студенты выполняют задания практикума по теме.

Задание 1

Заполните самостоятельно следующую таблицу:

Сравните ваши ответы с данными полученными социологами (Н.Е.Тихонова. Куда ведет коридор? (О социальной политике с позиции общественного мнения) //Общественные науки и современность. 2006. №3, с.12). Прокомментируйте их.

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КТО ДОЛЖЕН В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ЗАБОТИТЬСЯ О РЕШЕНИИ СЛЕДУЮЩИХ ПРОБЛЕМ? (В %)


предприниматель

профсоюзы

государство

сами работники

Трудовая занятость

10,8

7,1

65,2

16,9

Достоянная оплата труда

29,0

9,0

56,5

5,5

Предоставление отпуска

23,4

27,7

45.6

3,3

Условия и охрана труда

20,5

33,0

44,1

2,4

Профессиональный рост

17,3

6,4

24,1

52,3

Медицинское страхование

11,6

12,6

72,8

3,1

Пенсионное обеспечение

5,8

6,9

84,9

2,4

Жилищная проблема

5,8

4,8

76,1

13,3

Соблюдение трудовых прав и социальных гарантий

12,0

25,9

59,0

3,2

Задание 2

«В США в 1930-1960–х гг.действовал кодекс Хейса –он запрещал показывать на экране обнаженную натуру, эротические танцы, употребление наркотиков и жестокие преступления. К тому же регулировал продолжительность поцелуев (от одной до двух секунд) и глубину декольте. Цензуре подвергались даже диалоги: героям не разрешалось высмеивать религию и таинство брака, а также отпускать неприличные шуточки» //Все ясно. 2005. №44. С.18.

Должно ли государство устанавливать цензуру на ТВ? Должно ли такую цензуру устанавливать само телевизионное сообщество? Должен ли быть просмотр передач на ТВ свободой выбора самого зрителя? Обоснуйте свою позицию и запишите ответ в соответствующей колонке таблицы.
Задание 3

«В 2005 г. глава МВД Северной Осетии Сергей Аренин объявил о создании в республике вооруженных групп самообороны. Правда, чуть позже пресс-служба министерства оговорилась: речь идет об «отрядах содействия милиции», оснащенных охотничьим оружием, которое у населения и так уже есть. В любом случае, пишет журнал, инициатива североосетинского МВД – фактически попытка переложить ряд государственных функций на гражданское население. И если население такой шаг приветствует, значит, убеждено, что государство защитить его не может» (Все ясно. 2005.№36.С.7)

Чем можно объяснить такое предложение министра? Как вы к этому предложению относитесь? Является ли обеспечение общественной безопасности исключительно прерогативой государства в лице правоохранительных органов? Как могут граждане побеспокоится о своей личной безопасности? Пойдете ли вы в добровольную народную дружину (ДНД)? Знаете ли вы что-то об их деятельности?
Задание 4

Из интервью В.Суркова, зам. руководителя администрации президента РФ: «Все должны осознать – враг у ворот. Фронт проходит через каждый город, каждую улицу, каждый дом. Нам нужны бдительность, солидарность, взаимовыручка, объединение усилий граждан и государства…

Раскрепостить частную инициативу в деле государственного строительства и общественной безопасности – первейшее условие нашей победы в войне с террором. К этой работе надо подключить и гражданские союзы, и систему образования, и масс-медиа, и правоохранительные органы…» (Комсомольская правда». 2004. 29 сентября).

Какую цель преследуют подобные обращения государства к обществу? Вспомните, в момент каких исторических событий звучали подобного рода обращения? Расскажите, как вы противостоите террористической угрозе?
Задание 5

«Кто должен платить пособия уволенным?» - спрашивает «Комсомольская правда» (2008, 28 ноября. С.9). Государство может (и должно) гарантировать выплаты увольняемым сотрудникам, полагает президент РСПП А.Шохин. «Наш бизнес еще не в критической ситуации, чтобы государство брало на себя финансирование по увольнению работников, - считает Л.Овчарова, замдиректора Независимого института социальной политики. – Но если начнется массовое банкротство предприятий, то властям придется поддержать бизнес». «В экономически благоприятное время, а это последние 8 лет, бизнес говорил: не вмешивайтесь в то, что мы делаем. Да, мы выплачиваем себе повышенные бонусы и огромные зарплаты топ-менеджерам. Но у нас же рынок, это наши деньги, мы взрослые… Но, заслышав о кризисе, бизнесмены оказались не большими дядями, а маленькими детьми, которых государство должно выручать. Это безответственно», - уверен председатель Комитета Госдумы по труду и социальной политике А.Исаев.

А как бы вы ответили на вопрос «Комсомольской правды»? Что бы вы стали делать, окажись перед угрозой увольнения? Чьи интересы должно отстаивать государство: бизнеса или работников?

Задание 6

Прочитайте отрывок из выступления президента РФ Д.А.Медведева на заседании Петербургского международного экономического форума 17 июня 2011 года.

«Государство также должно создать такую систему социальной защиты и публичных услуг, которая стимулировала бы российские семьи к увеличению числа детей , к здоровому образу жизни, к непрерывному образованию, наконец – к долгому и плодотворному труду. Здесь нам ещё предстоит пройти большой путь, чтобы избавиться от наследия прежней системы, в которой сосуществовали распределительные механизмы для избранных и минимальный риск, а также паёк, который уравнивал всех остальных в бедности и бесправии».

О каких функциях государства говорит президент? Как они осуществляются в РФ?

Задание 7

В своем первом президентском послании Путин говорил: «Господствует представление, что все в России зависит от власти. Власть действительно отвечает за все. Но очень многое зависит и от самих российских граждан. Развитие страны во многом определяется степенью их ответственности, зрелостью политических партий, общественных организаций, гражданской позицией средств массовой информации» (Политика эпохи Путина. 28 статей о Путине и его политике. 1999 – 2007 //Эксперт. Лучшие материалы. 2007.№2, с.1)

Что зависит от самих граждан? Что значит «зрелые» политические партии, общественные организации? В чем должна заключаться гражданская позиция средств массовой информации?
Задание 8

Какие из трех альтернатив поведения граждан вы выбрали бы:


  1. самостоятельное, индивидуальное решение проблемы («каждый сам за себя», «спасение утопающих – дело рук самих утопающих»);

  2. решение проблемы специально уполномоченными государственными институтами, действующими на основании закона;

  3. решение проблемы путем самоорганизации граждан, минуя государство.

Задание 9

«В среднем 80% предпринимают реальные действия для того, чтобы обезопасить себя и семью, близких от нападений, разбоев, грабежей и возможности подвергнуться негативному экологическому влиянию на бытовом уровне. При этом 5-12% респондентов предположительно объединяются с другими в целях предотвращения этих угроз для всего общества, народа. 70% были абсолютно уверены, что этого они делать не будут. Соответственно, в среднем лишь 20% остаются «в раздумье», будут ли они что-то предпринимать, объединяться с другими, чтобы снизить эту угрозу для народа, страны или нет».

«Декларируется опора только на себя , семью, ближайшее окружение… Почти 50% респондентов подыскивают средства зашиты внутри малой группы (обсуждают с близкими), а 30% считают, что даже семья, близкое окружение не смогут предоставить им средств защиты, адекватных угрожающим им опасностям…» //Социс. 2005.№2. С.26, 27.

Таким образом, россияне отдают предпочтение первой альтернативе. Как вы думаете, почему?
Задание 10

Прочитайте экспертные оценки этого феномена.

Директор Института социологии РАН М.Горшков: «Каждая социальная страта российского общества научилась жить своей внутренней жизнью, не обращая внимания на остальных. Люди – особенно это характерно для среднего класса – живут по принципу «мой дом – моя крепость». Сейчас, по данным социологов, до 40 процентов граждан РФ признаются, что готовы решать свои проблемы без помощи государства. Одни потому, что на него не надеются, но другие, и их большинство, - так как действительно могут это сделать» (Российская газета. 2005. 7 декабря. С.22).

Можете ли вы сказать, что относитесь к этим 40% гражданам?

Задание 11
В апреле – мае 2006 г. ИС РАН провел масштабное исследование «Социальное неравенство в социологическом измерении».
Как лучше действовать, чтобы отстоять свои интересы и добиться чего-то важного, - сообща или рассчитывая только на свои силы? 51% - за коллективные действия, 49% - за чисто индивидуальные.

Ясно, что мы сталкиваемся в данном случае с ситуацией социокультурного и социально-психологического раскола. Перед нами как бы две России, одна солидаристская, ставящая перед собой те или иные общие цели, другая – сосредоточенная на индивидуальном выживании.

«Итак, усредненный портрет россиянина в плане его стиля жизни можно выразить двумя словами – семьянин и «рабочая лошадка». Не рвущийся в «заоблачные выси», он в большинстве случаев лоялен и готов старательно работать на своем месте, рассчитывая на то, что это обеспечит ему возможность спокойной жизни со скромным, но верным достатком» (А.Л.Андреев. Ценностные и мировоззренческие аспекты социального неравенства //Социс. 2007. №9. С.39, 40, 43).

К какой России принадлежите вы? К каким последствиям может привести ситуация социокультурного и социально-психологического раскола?

Задание 12

Прочитайте комментарий социолога С.В.Туманова:

«Психологи считают, что в нормальном обществе существует 13-19% активного населения. Для молодежи эта норма – 25-30%. По данным опросов 2003 г., только 10% молодежи считало, что их будущее зависит целиком от них, и более 80% - что государство обязано обеспечить им социальные гарантии. В других возрастных группах уровень патернализма еще выше. Только 7% взрослого населения считает, что каждый человек обязан сам заботиться о себе… и более 40% уверено, что их жизнь целиком зависит от деятельности Правительства и Президента» (Социс. 2007.№1.С.52).

Как вы думаете, какие последствия для общества сулит такая позиция граждан?
Задание 13

По убеждению заместителя руководителя Администрации президента РФ В.Суркова, наше общество, вопреки привычной со славянофильских времен сказке, это общество индивидуалистов. «Аргумент в пользу данного утверждения прост и потому неопровержим: «Если кто из вас пытался хоть раз уговорить соседей общими средствами установить в подъезде домофон, тот знает, как дорого дается минимальная коллективизация. А как у нас водят машины? Поперек дороги, по встречной, в пьяном виде, бессмысленно и беспощадно.

Коллективист так не водит. Он уважает других членов коллектива».

Именно отсюда, делает вывод Сурков, «и избыточная персонификация коллегиальных структур: сильные личности часто компенсируют слабую эффективность коллективов, дефицит взаимного доверия и самоорганизации» (В.Рудаков. «Суверенная демократия»: история с продолжением //Профиль. №26(534) от 09.07.2007).

Согласны ли вы с выводом заместителя руководителя Администрации президента РФ, что Россия – общество индивидуалистов? Приведите свои аргументы, доказывающие или опровергающие данную точку зрения. Можно ли утверждать , что индивидуализм разрушает гражданское общество? Согласны ли вы, что гражданское общество невозможно без коллективизма?
Задание 14

Есть точка зрения, что Россия сегодня не общество граждан, а общество обывателей.

На основе данных опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения в конце 2001 г., социологи пришли к выводу, что россияне уже стали обывателями (Коммерсантъ, 2002. 1 февраля):

Все неприятности воспринимаются народом как объективно неизбежные, поэтому в ближайшее время рейтингу президента ничто не помешает;

Простых граждан России все больше интересует не политика, а их собственная частная жизнь, межчеловеческие общения;

Большинство людей теперь не соотносят себя со страной в целом, а внимание обращают только на свою семью;

Большинство людей живут с установкой на недоверие как к властям, так и ко всем вообще. Около 80% россиян «думают, что их кинут»;

Большинство людей ориентированы на достижение благосостояния любыми путями, работают исключительно ради денег;

- «общество хочет, чтобы его оставили в покое, и другого президента им не надо»;

В отличие от советских, никто из нынешних российских граждан не готов ничем пожертвовать ради идеи».

Давайте порассуждаем, кто такой обыватель?
Задание 15

Из сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»:

«Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере беспомощные пискари. Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия… Живут, даром место занимают да корм едят».

Перечитайте сказку. Много ли вы встречаете в жизни таких «премудрых пискарей»? В чем заключается их мудрость? Найдите оправдание их существованию.
Задание 16

Из интервью писателя В.Сорокина журналу «Шпигель»:

«И немец, и француз, и англичанин могут заявить: «Государство – это я». А я этого о себе сказать не могу. В России это могут о себе утверждать лишь люди из Кремля. А все остальные – не более, чем человеческий материал, с которым можно делать все, что вздумается…» (Профиль. 2007. 5 февраля. С.88, 89).

Согласны ли вы с мнением писателя?
Задание 17

Из интервью писателя В.Сорокина журналу «Шпигель»: «В каждом из нас живет гражданин. Во времена Брежнева, Андропова, Горбачева и Ельцина я постоянно старался гражданина в себе отодвигать на задний план, уговаривал себя, что я художник. Сформировался как литератор я в московском андерграунде, где хорошим тоном считалась аполитичность. Я помню притчу, которая ходила из уст в уста: когда немецкие войска входили в Париж , Пикассо сидел и рисовал яблоко. Такой была и наша позиция: сиди и рисуй свое яблоко… Такой была и наша позиция: сиди и рисуй свое яблоко, независимо от того, что происходит вокруг. И так я жил, пока мне не исполнилось 50. Сейчас гражданин во мне проснулся» (Профиль. 2007. 5 февраля. С.88, 89).

Попробуйте объяснить изменение позиции писателя? Сформулируйте «плюсы» и «минусы» положения Пикассо?
Задание 18

Выполнив задание 15, вспомните другой пример - из «Молодой гвардии» А.Фадеева. Немцы входят в Краснодон. А Ульяна Громова убегает в сад и читает «Остров сокровищ». Иная девочка так всю, оккупацию пряталась в книгу. Уля же, подзарядившись от героев Стивенсона мужеством и благородством, пошла создавать комсомольское подполье.

Чья позиция вам ближе: великого художника или простой советской девочки?
Задание 19

Ректор ВШЭ, член Общественной палаты при президенте РФ Я.Кузьминов убежден, что «гражданское общество – это зона, где люди поднимаются над своими частными интересами. Не когда кто-то кого-то нанимает, а когда люди убеждаются, что похожие проблемы легче решать вместе» (Профиль. 2007. 5 февраля. С.33).

Но ведущей тенденцией в современной России остается растущее разобщение людей, что подтверждается данными исследований, проведенных Общественной палатой РФ: «В 1991 году тех, кто считал, «что людям можно доверять», было 41%, считавших, что «с людьми надо быть осторожнее», - 36%. В 2006 году «доверчивых» осталось только 22%, «настороженных» стало 74%... На вопрос «В какой среде вы могли бы рассчитывать на помощь в случае тяжелых жизненных проблем?» 83% опрошенных ответили, что обратятся к близким родственникам. К помощи общественных организаций обратились 4%, в госучреждения – 6%» (Профиль. 2007. 5 февраля. С.31).

Если вы обнаружите в подъезде своего дома шприцы наркоманов, то как вы поведете себя в такой ситуации?
Задание 20

Прокомментируйте данные таблицы.

ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ:

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ВЛИЯНИЕ (%)

Источник: Общественная палата РФ

Прочитайте отрывок из журнального материала «Как создать царство свободы».

«Когда житель американского города Анистона (штат Алабама) Джеймс К., на неделю отлучившись из дома, оставил без присмотра аквариум с рыбками, он думал, что это личное его дело. Но про аквариум знал сосед Джеймса, активист Общества защиты живого мира планеты. Он позвонил в полицию, и когда легкомысленный Джеймс вернулся, ему влепили солидный штраф за жестокое обращение с животными.

Общественность - великая сила. Гурманы города Чикаго теперь лишены возможности есть свое любимое лакомство – фуа-гра из гусиной печени. Этого добился знаменитый актер Роджер Мур, по совместительству борец за права домашних животных. Он убедил членов городского совета Чикаго, что гусей и уток ради приготовления деликатеса подвергают невыносимым страданиям: их насильно кормят так, чтобы у них разбухала печень.

В Канаде, в городе Калгари, супруги П. Наказали за хулиганство семилетнего сына, оставив его без ужина. Об этом возмутительном факте узнали в Лиге защиты детей от домашнего насилия. Нанятые лигой адвокаты добились возбуждения уголовного дела против жестокосердных родителей»

(Все ясно. 2006.№6.С.48).

Прокомментируйте эту информацию. Возможно ли такое поведение граждан в России? «Суть правового государства по-американски у нас написана на каждом ларьке: «Открыто! Стучите» (из анекдота). Можно ли доносительство рассматривать как проявление активности гражданского общества? О деятельности каких общественных организаций, объединений и ассоциаций вы знаете? Принимаете ли вы в них участие? Чем можно объяснить возрастание интереса к таким объединениям?
Задание 22

Из стенограммы Послания Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации 26.04.2007 (Постоянный адрес документа http://www.edinros.ru/news.html?id=120050):

«Отмечу, что увеличивается и государственная поддержка общественных организаций. В прошлом году она составила 500 млн. рублей, на этот год запланировано в 2,5 раза больше.

В стране растет и число действующих неправительственных организаций. А также их членов – добровольцев, выполняющих различную социально значимую работу. Их в России уже около 8 млн. человек.

Всё это – реальные индикаторы формирования в России активного гражданского общества».

Найдите материал и расскажите о деятельности неправительственных организаций в России.
Задание 23

Ректор ВШЭ Я.Кузьминов считает, что «у нас начинает воссоздаваться круг досужего знания, досужих интересов. 10-15 лет мы были отрезаны от всего этого. Сначала мы читали Шмелева, потом боролись на площадях , потом лихорадочно зарабатывали деньги. Когда социальная структура подвижна, идут постоянные процессы перемешивания, люди озабочены тем, чтобы ухватить кусок. И совершенно не озабочены тем, чтобы почитать книжку, помочь ближнему, вообще о душе подумать… Сейчас мы стали другой страной, мы этого просто не замечаем. Другой мониторинг – образования – в 2006 году показал фантастические вещи: несколько лет назад люди выходили на рынок дополнительного образования и платили деньги, чтобы уйти с того места, где работали, и найти лучшее. Сейчас 65% людей платят, чтобы удержаться на своем месте. Замирает экономическая и социальная структура общества; люди расселись по своим местам. И начинают осматриваться».

Что это порождает?

Свободное время. Возможность заняться чем-то ПОМИМО своего дохода и карьерного продвижения» (Профиль.2007. 5 февраля. С.34).

На чем основывается оптимизм Я.Кузьминова в отношении перспектив гражданского общества в России? Согласны ли вы с тем, что для развития гражданского общества требуется известный уровень материального достатка граждан, и что основой гражданского общества является многочисленный средний класс?
Задание 24

Писатель В.Сорокин убежден:

«Гражданина в себе каждый должен пробудить сам. Российский философ Николай Бердяев однажды сказал, что в России изобилие идей и дефицит вещей. И так было на протяжении всего ХХ века. Лишь в последние 15 лет россияне получили возможность хорошо одеться и вволю наесться. А сытого человека клонит ко сну. Это и объясняет аполитичность студенчества. Ни в одной стране вы не найдете такого инертного, как у нас» (Профиль. 2007. 5 февраля. С.88).

Согласны ли вы с писателем?
Задание 25

Социолог О.А.Митрошенков считает что тезис о наличии в России гражданского общества весьма спорен. «Сегодня на просторах страны наблюдается скорее совокупность атомизированных и довольно бесправных индивидов, фрагментированных образований, которые гражданского общества не создают» //Состоялось ли гражданское общество в России. См.: Социс. 2007.№1.С.54.

О бесправности российского гражданина говорит директор Левада – Центра Л.Гудков: «В нашей ситуации, по нашим замерам, абсолютное большинство, то есть 90% считают, что они не в состоянии влиять ни на какие дела, которые выходят за пределы ближайшего круга. 45% говорят, что, максимум, на что они могут повлиять, - это на ситуацию в собственном доме и во дворе. Все остальное вне их контроля, они чувствуют, что над ними господствуют какие-то отчужденные от них силы, сами они не готовы за что-то отвечать и ни на что не рассчитывают» (Фоторобот российского обывателя //Новая газета. 2008. №23. С.8).

Подтвердите или опровергните примерами выводы социологов.
Задание 26

Социолог О.А.Митрошенков считает, что «признаки гражданского общества в России как будто очевидны. Конституцией закреплены основные права и свободы , отменена цензура. Есть разные партии, парламент, социальные группы и акторы – бизнес, многочисленные СМИ, профсоюзы, суд. Есть гражданские протесты: против монетизации льгот (январь 2005, 240 тыс. чел.), увеличения цен на бензин (февраль, 50 тыс.), реформы ЖКХ (март, 100 тыс.), новых правил дорожного движения (январь 2006, 10 тыс. чел.), митинги в поддержку О.Щербинского (февраль, 25 тыс.). На некоторые протесты власть реагирует вполне конструктивно. Создана общественная палата. Пожалуй, значимые штрихи гражданского общества этим и ограничиваются» (Социс. 2007.№1.С.54).

Найдите материал и расскажите о гражданских протестах в России и за рубежом. Доводилось ли вам в них участвовать?
Задание 27

По данным ФОМ, на вопрос о том, знают ли они, что такое гражданское общество: «да, слышали» ответили 16%; что-то слышали об этом – 28%; слышат об этом впервые – 40%; затруднились ответить – 16%. Согласно подсчетам А.Ослона, в общей сложности всего 22% дали ответ, который согласуется с изначальным понятием «гражданское общество». (Мировая экономика и международные отношения. 2001.№12. С.75 – 78).

К какой части респондентов вы бы отнесли себя, если бы вас спросили до того, как вы начали изучать эту тему? А теперь дайте определение понятия «гражданское общество».
Задание 28

«Я категорически против любых революций, мы их уже наелись. Я за то, чтобы у нас было цивилизованное, демократическое развитие, чтобы большинство населения были обывателями, чтобы люди выходили на свой газончик, садились, жарили шашлыки, играли со своими детьми. Не интересовались политикой, получали хорошую зарплату. Имели возможность съездить туда, куда они хотят. Чтобы их не донимали чиновники своими взятками. И я думаю, что этого хотят все».

Евгений Гонтмахер, руководитель

Центра социальной политики

Института экономики РАН.

//Новая газета. 2008. №47. 5.12.

Продолжите перечень того, чего хочет и не хочет обыватель.
Задание 29

Мальчик опоздал из школы. Отец спросил почему. Сын сказал, что помогал одной старушке переходить улицу. Отец его похвалил и дал ему конфетку. На другой день сын пришел с приятелем. «Папа, мы переводили старушку». Отец дал им по конфетке. На следующий день сын привел с собой полкласса. «Папа, мы переводили через улицу старушку. «А почему же вас так много?» - «А она сопротивлялась».

Можно ли назвать гражданами персонажей шутливой истории? Часто ли люди совершают гражданские поступки, гражданские подвиги? Все ли способны их совершить?
Задание 30

Демонстрируется фрагмент из кинофильма «Доживем до понедельника», в котором учительница, разбирая школьные сочинения, упрекает ученицу за то, что она ставит перед собой «сомнительные» жизненные ценности: девочка хочет посвятить свою жизнь не высоким гражданским поступкам, а созданию крепкой и дружной семьи, «где никто не будет один».

Кем, по-вашему, является юная героиня фильма – гражданином или обывателем? Какие качества проявила девушка, написав в сочинении не то, чего ждала от нее учительница, а то, о чем она мечтала? Создать хорошую семью и вырастить достойных людей – это обыденная жизнь или гражданский поступок?
Задание 31

«Кто хочет жить спокойно, тот пусть не делает много ни для себя лично, ни для пользы общества» (Демокрит). Представьте, что вы последовали совету Демокрита. Как будет проходить ваша «спокойная» жизнь?
Задание 32

Прочитайте отрывок из выступления лидера партии «Справедливая Россия» Сергея Миронова на II Международном социалистическом форуме 24.04.2008 (www. sprawedliwo. ru)

«Нам остро не хватает научной экспертизы реального состояния гражданского общества в стране. В печати, к сожалению, распространены голословные утверждения о том, что в России никакого гражданского общества нет. Надо понять, как сегодня выстраиваются взаимодействия общественных организаций с властью и друг с другом , каков набор и качество предоставляемых ими социальных услуг, могут ли они на определенных условиях заменить или дополнить социальные услуги, предоставляемые государственными органами социального обеспечения, что происходит в союзах предпринимателей, созданных в большом количестве в различных отраслях. И многое другое».

Попробуйте, используя различные источники информации, сделать такую экспертизу. К каким выводам вы придете?
Задание 33

В 1903 г. министр финансов граф С.Ю.Витте писал русскому биржевому комитету: «Постарайтесь чаще встречаться. Сделайте собственный орган печати. Постарайтесь оказать влияние на общественное мнение. Заведите постоянную канцелярию или иное учреждение, которым вы будете спаяны между собой» (Интеллигенция. Власть. Народ. М., 1993. С.289-290).

Попробуйте самостоятельно обосновать предложение С.Ю. Витте. О чем свидетельствовала бы реализация данного предложения?
Задание 34

Самоорганизация, формирование молодежных организаций, движений не рассматриваются молодыми респондентами как эффективный способ защиты своих прав, реализации интересов. Из перечня предложенных вариантов оценки значимости различных способов гражданского участия его выбрали лишь 12,6% опрошенных. Правда, традиционные пользуются еще меньшей поддержкой: участие в политических партиях - 5%, обращение в органы государственной власти - 6%, обращение в средства массовой информации - 7%. 15% респондентов вообще ответили, что не видят таких способов. Но большая часть (40%) выбрала в качестве наиболее эффективного способа индивидуальную активность, использование личных и семейных ресурсов.

Следовательно, имеются веские основания утверждать, что саморефлексия современной молодежи носит в большинстве случаев неполный, "одномерный " характер. Ее неполнота, как отмечено, проявляется, прежде всего, в гиперболизации индивидуальных практик. С нею тесно связана преимущественная интернализация индивидуалистских ценностей и довольно ярко выраженное преуменьшение значения ценностей коллективистских. Логическими следствиями подобного дисбаланса является ограниченность внутригрупповой и межгрупповой солидарности молодых людей, а также крайне противоречивое восприятие ими общества. При всем критическом восприятии его молодые люди не предпринимают сознательных усилий по изменению социума. В тех же случаях, когда протест "прорывается наружу", он носит спонтанный характер и выражается в приобщении к деструктивным объединениям. Впрочем, и они характеризуются нестабильностью и сравнительной малочисленностью.

В.П.Бабинцев, Е.В.Реутов.

Постройте диаграмму результатов социологического исследования? Какой вывод вы сделаете? Какой вывод делают социологи? Сравните его с вашим выводом.

Как объясняют полученные результаты социологи? Что бы вы добавили к их объяснениям?

Как полученные результаты характеризуют особенности массового поведения в молодежной среде?
Задание 35

Анализ деятельности молодежных организаций показал: участие молодых людей в организациях с позитивной программой деятельности (политических, волонтерских, профсоюзах и др.) носит преимущественно мобилизованный характер, то есть инициируется "сверху" руководством учебных заведений, государственными структурами, "взрослыми" общественными организациями, либо же основано на сугубо карьерных соображениях - рассматривается исключительно как социальный лифт. Большое количество действующих молодежных организаций (в 2008 г. в России действовало более 400 тыс. молодежных и детских общественных объединений) не должно вводить в заблуждение, ибо многие из них носят формальный характер. Рекрутирование же участников в организации и сообщества с негативной программой (националистические организации, криминальные сообщества) протекает гораздо более автономно. Наблюдается эффект "негативной консолидации" молодежи. И хотя круг участников данных групп во много раз уже, чем организаций "позитивной" направленности, их деятельность зачастую получает гораздо больший резонанс вследствие внимания СМИ к проблемным и болезненным точкам общества.

В.П.Бабинцев, Е.В.Реутов.

Самоорганизация и «атомизация» молодежи

как актуальные формы социокультурной рефлексии

//Социс. 2010, №1. С.109 - 115

К какому выводу приходят социологи, анализируя участие молодежи в деятельности общественных организаций и движений? Что подразумевается авторами под «эффектом негативной консолидации»? Какие последствия для общества этот эффект может иметь?
Задание 36

«Гражданское общество возникает и может функционировать только в условиях частной собственности. Только частный собственник может иметь свободу в различных ее проявлениях, участвовать в политической жизни, оказывать воздействие на политические структуры и в конечном счете на государство. Только обладание собственностью делает граждан ответственными за ее сохранение и приумножение. Собственность порождает стремление индивидов к высокую качеству жизни, реализации политических и социальных прав. В условиях государственной собственности возможен лишь тоталитарный режим, исключающий активность отдельных граждан и их организаций, а, следовательно, не допускающий возможности формирования гражданского общества».

Стегний В.Н. Политология: учеб. пособие

/Пермь: Изд-во Пермского гос. тех. ун-та, 2011. С.123

Согласны ли вы с таким утверждением?
Задание 37

Идеология бизнеса – делать деньги. А для денег либеральная среда вовсе не есть необходимость.

…Гражданское общество чаще мешает бизнесу, чем помогает. Потому что оно отстаивает права наемных работников, защищает от бесцеремонного вмешательства в окружающую среду, открытость экономических проектов, ограничивает коррупцию. А все это – уменьшает прибыли. Предпринимателю – говорю это как бывший руководитель одной из крупнейших нефтяных компаний России – гораздо легче договориться с горсткой в меру жадных чиновников , чем согласовать свои действия с разветвленной и дееспособной сетью общественных институтов.

Бизнес не взыскует либеральных реформ в политической сфере, не одержим манией свободы – он всегда сосуществует с тем государственным режимом, который есть. И хочет, прежде всего, чтобы режим защитил его – от гражданского общества и наемных работников. Посему бизнес, особенно крупный, обречен бороться с настоящим (не бутафорским) гражданским обществом…

Независимо от того, нравится нам Владимир Путин или нет, пора осознать, что глава государства – не просто физическое лицо. Президент – это институт, гарантирующий целостность и стабильность страны. И не приведи господь нам дожить до времени, когда этот институт рухнет, - нового февраля 1917 г. Россия не выдержит. История страны диктует: плохая власть лучше, чем никакая…»

М.Ходорковский «Кризис либерализма»

«До сих пор абсолютному большинству людей не понятно - они просто не думали об этом, - что такое гражданское общество, каковы его институты, чем они по сути своей отличаются от государственных, как, к примеру, должна осуществляться экономика гражданского общества, какие еще функции есть у него кроме защиты прав человека (в частности, не только надзор за властью, но и за рынком, отслеживание развития личности, формирование гражданского самосознания, оценка состояния морали и др.). Все то, с чем государство давно не в состоянии справиться»