-Сегодня мы будем говорить о безопасном поведении человека при неблагоприятной экологической обстановке . И чтобы лучше понять смысл этого термина неблагоприятная экологическая обстановка , я предлагаю вам поработать с иллюстрациями.

Слай №3 Разделите предложенные вам иллюстрации на группы и аргументируйте ваш ответ.

В итоге работы групп мы пришли к выводу, что все иллюстрации можно разделить на группы:

  • загрязнение почвы
  • загрязнение воды
  • загрязнение воздуха

Слайд №4 Верная классификация

Ответьте на вопросы:

Это естественные загрязнения природы?

Как сказывается загрязнение окружающей среды на здоровье человека?

Что же такое неблагоприятная экологическая обстановка. Сформулируйте определение понятия

Слайд №5 для проверки Неблагоприятная экологическая обстановка это загрязненная окружающая среда, вызванная деятельностью человека и отрицательно влияющая на его здоровье

Какие факторы определяют экологическую обстановку в районе вашего проживания (см. Новоуральский городской округ):

По загрязнению почвы?

По загрязнению воды?

По загрязнению воздуха?

Учитель дополняет ответы учащихся:

Загрязнение почв: удобрения, пестициды, применяемые в сельском хозяйстве, а также ртуть, свинец от промышленных предприятий

Загрязнение воды: основное загрязнитель - нефть и нефтепродукты, синтетические моющиеся вещества, сбросы промышленных предприятий, термическое загрязнение и т.д.

Загрязнение воздуха: выхлопные газытранспорта, вредные газы азота, серы, зола, сажа, волокна асбеста и т.д.

Слайд № 6 Демонстрация мутаций в живом мире

Под воздействием химических и физических факторов окружающей среды (вывешивается понятие на доску)в организме возникают изменение генов - мутации ( вывешивается понятие на доску). Если это произойдет в клетке тела, то может развиться рак, если мутация произойдет в клетке развивающегося зародыша, то у ребенка могут развиться врожденные уродства. Вещества и факторы среды, изменяющие нормальную структуру гена и вызывающие мутации, называются мутагены (вывешивается понятие на доску).

Можем ли мы предложить варианты снижения отрицательного влияния загрязнения на здоровье человека, повысив культуру в области экологической безопасности?

Для подтверждения выдвинутых гипотез применяется прием "Пометки на полях" (Приложение 2):

Уважаемые, участники групп. Перед вами лежит конверт, в нём находится важная информация и план работы. У вас есть 5 минут на выполнение задания. Удачи!

Итак, все готовы? Внимательно слушаем результаты работы групп.

По итогам работы групп сделайте общий вывод, ответив на вопросы:

Что должен знать каждый, чтобы снизить отрицательное влияние загрязнений среды на здоровье человека.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15» Городское поселение Скоропусковский Сергиев Посадского района Московской области 14 ноября 2014 года «Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке». Презентацию к открытому уроку подготовил учитель ОБЖ высшей квалификационной категории Хазов А.И. Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда... Есть твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Сент-Экзюпери Антуан де

Цель урока: Формировать навыки безопасного поведения в экологически-неблагоприятной обстановке через знания вариантов поведения и экологическую культуру

Загрязнение воды Загрязнение воздуха Загрязнение почвы

Неблагоприятная экологическая обстановка это загрязненная окружающая среда, вызванная деятельностью человека и отрицательно влияющая на его здоровье

Под влиянием воздействия окружающей среды в организме могут происходить изменения генов (мутации). Этот процесс называется мутагенезом.

Процесс мутации в условиях загрязнения окружающей среды ускоряется и с определенной для каждого конкретного случая вероятностью может выйти из под контроля. Если мутация произойдет в половой клетке или в клетке развивающегося зародыша, то такая клетка может привести к развитию у ребенка наследственного заболевания или врожденного уродства

Вещества и факторы, изменяющие нормальную структуру генов, носят название мутагенов. Мутагены- это физические и химические факторы, вызывающие наследственные изменения - мутации

Попав в организм мутаген испытывает влияние множества веществ- компонентов пищи, гормонов, продуктов обмена веществ, ферментов. Одни из них усиливают действие мутагена, другие уменьшают и даже исправляют поврежденный ген. Постоянное ухудшение экологической обстановки приводит к снижению защитных свойств организма и его способности сопротивляться мутагенам

Физкультминутка

Физкультминутка «Половинки» Повторяй за нами!

Организм обладает немалыми возможностями для борьбы со свободными радикалами, но до определенного уровня. Когда экологическая обстановка ухудшается и растет уровень загрязнения окружающей природной среды, то для усиления возможностей организма противостоять этому ему необходима помощь извне, определенное увеличение в организме веществ (антиоксидантов), которые помогали бы ему локализовать действия излишних свободных радикалов.

Варианты поведения в условиях неблагоприятной экологической обстановки: 1.Увеличить в ежедневном рационе содержание витаминов А, С и Е. 2. Вносить посильный вклад в сохранение окружающей природной среды. 3.Уметь в повседневной жизни избегать места, где концентрация вредных веществ превышает установленные нормы. 4. Регламентировать время проводимого за компьютером и телевизором, использования мобильного телефона.

Игра «Исключи лишнее» 1 2 3 4 5

Экологическая культура Отсутствие вредных привычек Здоровое и сбалансированное питание с витаминами и микроэлементами Ответственность за сохранение окружающей среды Соблюдение установленных норм времени проведения за компьютером и телевизором Умение избегать места, где концентрация вредных веществ превышает ПДК

ВЫВОД: Для обеспечения здоровья в неблагоприятных экологических условиях человеку необходимо: 1. Соблюдать экологическую культуру 2 . Вносить посильный вклад в сохранение окружающей природной среды. 3. Бережно относиться к своему здоровью

Что нового Вы узнали на уроке?

Мое настроение Пессимист Оптимист

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15»

Открытый урок

На тему:

«Правила безопасного поведения

при неблагоприятной

Экологической обстановке».

Открытый урок подготовил:

Учитель ОБЖ

I квалификационной категории

Хазов А.И.

г. Сергиев Посад.

Цели урока:

Образовательные – закрепить у учащихся знания в области экологической культуры, сформировать понятия «мутагены», «свободные радикалы», дать представление о положительном влиянии на здоровье витаминов.

Развивающие:

Продолжить развитие умений проводить наблюдения и самонаблюдения.

Учить работать с разными информационными источниками;

Сформировать потребность к получению знаний об окружающей среде и способах защиты организма при неблагоприятной экологической обстановке;

Аналитические:

- анализировать последствия загрязнения окружающей среды, влияние на здоровье и причины их возникновения.

Воспитательные

Сформировать понимание значения экологии в здоровье и жизни человека;

Воспитать культуру поведения на природе, стремление к здоровому образу жизни, отрицательное отношение к вредным привычкам.

Задачи урока:

Актуализировать и развить знания о воздействии состояния экологии на организм человека;

Продолжить формирование убеждения в необходимости ведения здорового образа жизни, отказа от вредных привычек;

Продолжить формировать информационную и коммутативную компетентность.

Основные методы и приёмы : выявление и постановка проблемы, работа над заданиями проблемного характера, изучение и анализ материала, побуждающий и подводящий диалог, аналитическая беседа, обобщение, игровые приёмы

Формы работы:

  • самостоятельная работа с источниками информации (иллюстрации, текст);
  • работа в группах;
  • игра.

1.Оборудование. Персональный компьютер, демонстрационный экран, мультимедийный проектор, слайдовая презентация по теме, ватман для составления проектов, фломастеры, клей, ножницы, заготовки для экологической газеты, линейки, карандаши, ластики.

Эпиграф урока:

« Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда…

Есть твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету » Сент - Экзюпери Антуан де

(слайд 1)

Ход урока.

I Организационный момент.

Весь класс поделен на 3 команды по 5-6 человек.

Учитель:

Ребята, на прошлом уроке мы изучили вопросы загрязнения окружающей природной среды, их виды, значение знания вами понятия ПДК в дальнейшей вашей жизни. Для проверки и закрепления знаний параграфа 4.1,сейчас, я вам раздам тестовую работу. На выполнение задания отводится 8 минут.

Учащиеся: Отвечают на поставленные вопросы.

Учитель:

Собираю тестовые работы и формулирую тему урока, его цели.

« Формировать навыки безопасного поведения в экологически-неблагоприятной обстановке через знания вариантов поведения и экологическую культуру».

(слайд 2)

II. Основная часть.

Учитель:

Ребята, сейчас каждая группа получит файл в котором находятся картинки различных видов загрязнения. На листах ватмана Вам необходимо определив вид загрязнения приклеить в столбик по группам и подписать вид загрязнения. После выполнения задания от каждой команды выходит один представитель обосновывает проект группы. На выполнение работы отводится 4 минуты.

Учащиеся: Выполняют проект.

Учитель: Так время истекло, представитель каждой команды с проектом выйти к доске.

Учащиеся: (Защищают свой проект)

Учитель:

Подвожу итоги. В итоге работы групп мы пришли к выводу, что все иллюстрации можно разделить на группы:

  • загрязнение почвы
  • загрязнение воды
  • загрязнение воздуха (слайд 3).

Все молодцы. Так что же такое неблагоприятная экологическая обстановка? (слайд 4). Правильно ребята, давайте запишем в рабочих тетрадях определение « это загрязненная окружающая среда, вызванная деятельностью человека и отрицательно влияющая на его здоровье»

Под влиянием воздействия окружающей среды в организме могут происходить изменения генов (мутации). Этот процесс называется мутагенезом. (слайд 5).

Мутагенез (от мутации и …генез), процесс возникновения в организме наследственных изменений – мутаций. Основа мутагенеза – изменения в молекулах нуклеиновых кислот, хранящих и передающих наследственную информацию .(слайд 6)

Процесс мутации в условиях загрязнения окружающей среды ускоряется и с определенной для каждого конкретного случая вероятностью может выйти из под контроля. Если мутация произойдет в половой клетке или в клетке развивающегося зародыша, то такая клетка может привести к развитию у ребенка наследственного заболевания или врожденного уродства (слайд 7).

Вещества и факторы, изменяющие нормальную структуру генов, носят название мутагенов.

Мутагены- это физические и химические факторы, вызывающие наследственные изменения – мутации. (слайд 8)

Попав в организм мутаген испытывает влияние множества веществ- компонентов пищи, гормонов, продуктов обмена веществ, ферментов. Одни из них усиливают действие мутагена, другие уменьшают и даже исправляют поврежденный ген.

Постоянное ухудшение экологической обстановки приводит к снижению защитных свойств организма и его способности сопротивляться мутагенам

(слайд 9)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Слайд 11-28

Продолжаем работу. Организм обладает немалыми возможностями для борьбы со свободными радикалами, но до определенного уровня. Когда экологическая обстановка ухудшается и растет уровень загрязнения окружающей природной среды, то для усиления возможностей организма противостоять этому ему необходима помощь извне, определенное увеличение в организме веществ (антиоксидантов), которые помогали бы ему локализовать действия излишних свободных радикалов . (слайд 29)

Ребята, кто из вас помнит определение – «свобоный радикал», к какой науке он относится? Правильно, это наука – химия.

СВОБОДНЫЙ РАДИКАЛ , короткоживущая (менее 1мс) молекула, которая имеет непарный ЭЛЕКТРОН и, таким образом, вступает в кратковременные связи с другими молекулами. Возникающие как побочные продукты химических процессов в КЛЕТКЕ, свободные радикалы могут привести к необратимым изменениям в организме и поразить даже те клетки, которые вырабатывают защитные энзимы. Считается, что они играют ведущую роль в процессе старения организма и в возникновении ряда заболеваний, включая рак и сердечнососудистые болезни.

Учитель:

Какие мы можем выработать варианты поведения в условиях неблагоприятной обстановки ? (слайд 30) Ребята, я дам вам конверт в котором вы найдете 10 вариантов. Вам в течении 5 минут необходимо отобрать только правильные варианты. Учащиеся: (Защищают свой проект)

От каждой команды выходит один учащийся и прикрепляет на доске предложения команды.

Учитель: Подвожу итоги , оцениваю работу группы бонусными фишками .

Открываю в презентации правильные варианты. (слайд 30)

Учитель: У Вас на столе лежит конверт в котором 5 цифр. Мы сыграем в игру

(слайд 31) «Исключи лишнее» В течении 1 минуты вам необходимо выбрать правильный вариант

Учащиеся: Показывают варианты ответов.

Учитель: Подвожу итоги, оцениваю работу группы бонусными фишками.

Учитель: Ребята теперь нам необходимо сформулировать понятие «экологическая культура» Время работы 5 минут.

Каждая группа получает 5 стандартных листов и формулирует. Передает по команде учителя для взаимной проверки

Учитель: Подвожу итоги , оцениваю работу группы бонусными фишками .

Открываю слайд 32 с определением экологической культуры.

Учитель: Молодцы ребята. Нам осталось сделать вывод по теме.

Для обеспечения здоровья в неблагоприятных экологических условиях человеку необходимо: (слайд 33) Слушаю мнения учащихся.

В основном правильно ребята. Смотрим правильное определение. (слайд 33)

1. Соблюдать экологическую культуру

2 . Вносить посильный вклад в сохранение окружающей природной среды.

3. Бережно относиться к своему здоровью

Учитель : Молодцы! Запишите сделанный вывод

Подвожу итоги , оцениваю работу группы бонусными фишками .

III . Домашнее задание, рефлексия.

Рефлексия (обобщение и подведение выводов).

Что вы узнали полезного для себя?

Какие вопросы вызвали наибольшие трудности?

Домашнее задание .

  1. Изучите § 4.2 учебника и ответьте на вопросы.

Учитель: Мы с Вами хорошо поработали. Вы молодцы. Полученные знания активно внедряйте в свою жизнь

Какое у Вас настроение? (слайд 35-37)

Выставляю оценки за урок.













Свободные радикалы – это очень активные молекулы, у которых есть свободное место для электронов, и это место они стремятся заполнить, отняв электрон у других молекул. Ферменты – это вещества, без которых невозможно течение множества процессов в организме. На самом деле, ферменты принимают участие не только в переваривании пищи, но и в работе центральной нервной системы, в процессах роста новых клеток.


Правила поведения в не совсем благоприятных условиях: Первое направление расширения возможностей вашего организма противостоять различным опасным для здоровья веществам и факторам окружающей среды, которое можно достичь за счёт увеличения в различных пределах в ежедневном пищевом рационе продуктов, содержащих витамины А,С,Е.




Если ваш дом находится рядом с территорией промышленных объектов, то для того чтобы проветрить помещение, необходимо учитывать направление ветра. Если ветер дует от промышленной зоны, окна лучше держать закрытыми. Не стоит ходить пешком вдоль автомобильных магистралей с интенсивным движением транспорта, особенно если ветер дует со стороны автомагистрали. Для прогулок и занятий физической культурой лучше выбирать место в парке. Купаться можно только в установленных местах, где состояние воды проверено и не опасно для здоровья.



Для современного этапа развития человеческого общества характерны высокие темпы научно-технической революции. Однако вместе с создаваемыми благами прогресс принес нашей планете нарушения биологического равновесия, что вызвало снижение качества среды обитания для всего живого. Неблагоприятная экологическая обстановка негативно сказывается и на здоровье самого человека. Ведь по данным экспертов загрязнение окружающей нас среды по силе своего отрицательного воздействия находится на втором месте после образа жизни людей.

Признаки неблагоприятной экологии

К загрязнению относят проникновение в среду новых агентов химического, физического, биологического характера. Возникновение неблагоприятной экологической обстановки происходит, как правило, в результате той хозяйственной деятельности, которую ведет человеческое общество. О наступлении данной проблемы говорят такие признаки:

  • резкое изменение климатических условий;
  • разрушение озонового слоя планеты и т. д.

Возникновение всех этих ситуаций не только ухудшает условия жизни человека, но и угрожают его здоровью. Какими же должны быть наши правила поведения при неблагоприятной экологической обстановке? Кратко они описаны в данной статье.

Загрязнение атмосферы

Наше здоровье во многом зависит от того, каким воздухом мы дышим. Состояние этого природного ресурса влияет и на жизнедеятельность животного и растительного мира. К сожалению, активная привела к тому, что атмосфера нашей планеты загрязнена такими вредными газами, как диоксид серы и окись углерода, окислы азота и пары углеводородов, а также кислотами металлов и разнообразной органической и неорганической пылью.

Города с неблагоприятной экологической обстановкой страдают от стоящего над промышленными зонами смога. В его облаке находится большое содержание загрязняющих веществ. Особую опасность для горожан представляет Попадая в организм человека, он вызывает различные патологи органов дыхания, снижая их сопротивляемость другим вредным примесям (асбестовой, асфальтовой, грунтовой пыли и т. д.).

Негативное влияние на наше здоровье может оказать и домашний воздух. И это подтверждают данные научных исследований. Специалистами в лабораторных условиях было проведено сравнение воздуха городских улиц и жилых помещений. Результат оказался неожиданным. Оказывается, что воздух в наших комнатах грязнее уличного в 4-6 раз и токсичнее его в 8-10 раз. Все это вызвано воздействием линолеума, стиральных порошков, лака, красок, различных полимеров, мебели, изготовленной с применением синтетических клеящих веществ и т. д.

Снижение негативного влияния загрязненного воздуха

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке, сложившейся в наших населенных пунктах, на сегодняшний день рекомендуют, прежде всего, дышать носом. Дело в том, что слизистая оболочка этого дыхательного органа покрыта большим количеством ресничек, которые, подобно щетке, вбирают в себя большую часть вредной пыли, не пуская ее в легкие. Кроме того, в повседневной жизни нужно избегать тех мест, где воздух особенно загрязнен. Так, не следует заниматься оздоровительным бегом на городских улицах и ходить пешком возле автомобильных магистралей, отличающихся интенсивным движением транспортных средств. Особенно это актуально в тех случаях, когда со стороны трассы дует ветер. Каким должно быть безопасное поведение при неблагоприятной экологической обстановке, если маршрут поменять просто невозможно? В таком случае следует делать поверхностные и неглубокие вдохи.

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке в условиях загрязненного воздуха должны знать не только жители городов. Нужны они и сельскому населению. В дни, когда проводится агрохимическая обработка полей, им не нужно лишний раз выходить на улицу. Двери и окна домов в такой период должны быть обязательно закрыты.

Безопасность при неблагоприятной экологической обстановке следует соблюдать и в быту. Так, для ремонта лучше всего купить краску, в составе которой нет свинца. А в качестве чистящего средства целесообразней всего применять кальцинированную соду, буру или традиционное хозяйственное мыло.

Также стоит избегать покупки мебели, если она изготовлена из прессованных плит (ДСП). Ведь в этом материале находятся вредные для здоровья формальдегиды. Каковы правила безопасности при неблагоприятной экологической обстановке, если подобные плиты уже смонтированы в качестве стеновых панелей, настила полов и т. д.? Такие поверхности следует покрыть герметиком (естественным уплотнителем). Это позволит значительно снизить вредное воздействие формальдегида.

Какие можно будет применить еще меры безопасности? При неблагоприятной экологической обстановке в помещении его следует почаще проветривать. Только имейте в виду, что если недалеко от вашего дома располагается промышленная зона, то, открывая форточку, следует учитывать направление дующего ветра. Если воздушные потоки идут от территорий загрязняющих атмосферу объектов, то от проветривания лучше пока воздержаться. Также рекомендуется иметь в доме большое количество комнатных растений.

Загрязнение воды

Здоровье человека зависит не только от чистоты атмосферного воздуха. В не меньшей степени на него влияет и качество используемой им воды. По данным статистики ее загрязнение вызывает 80% патологий, связанных с плохой экологией.

Почему возникла эта проблема? Дело в том, что сегодня в водоемы сбрасывается большое количество отходов промышленных и хозяйственно-бытовых предприятий, а также агропромышленного комплекса. Именно эта сфера деятельности человека в значительной степени отравляет реки, моря и океаны. В них сливаются отходы, содержащие щелочи и нефтепродукты, кислоты и аммиак, соли металлов и фенолы, синтетические смолы, сернистые соединения и т. д.

Серьезную опасность для нашего здоровья несет в себе и химический состав воды. В условиях техногенного загрязнения в реки и озера попадает большое количество несвойственных для природной жидкости примесей, вызывающих у человека различные патологии. Заболевания возникают и в связи с наличием в воде нитратов. Эти вещества провоцируют образование метгемоглобина в крови, что препятствует протеканию в организме нормального окислительного процесса. Особенно страдают от этого грудные дети, которым готовят молочные смеси на воде с повышенной концентрацией нитратов.

Снижение негативного влияния загрязненной воды

Каковы правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке, когда загрязнена столь нужная для нашего организма жидкость? В этом случае специалисты рекомендуют пользоваться кипяченой водой. Тогда организм будет защищен от попадания в него болезнетворных микробов, вызывающих дизентерию, холеру и т. д., а также от избыточного количества солей кальция. При этом стоит иметь в виду, что воду, поступающую в наш дом из водопроводной системы, прежде всего хлорируют. Порой для дезинфекции берутся гипердозы этого обеззараживателя. В результате хлорирования воды в ней появляются опасные яды - диоксины, которые также могут нанести вред нашему здоровью. Каким должно быть обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке в данном случае?

Для устранения негативного влияния воду из-под крана нужно налить в стеклянную посуду и выдержать в ней на протяжении трех часов. Только после этого приготовление пищи или чая станет безопасным, ведь большая часть хлора выйдет из жидкости в виде газа.

Еще одним способом удаления диоксинов и иных вредных веществ является использование фильтра. В этом устройстве вода проходит через активированный уголь и полностью очищается.

Качество продуктов

Огромное влияние на здоровье человека оказывает и его пища. В сложившихся в современном мире условиях, когда вредными веществами загрязнена вода и атмосферный воздух, а также ведется повсеместная химизация почв, снижается и качество употребляемых нами продуктов.

Так, огромные дозы пестицидов и минеральных удобрений, разбрасывающихся на поля для борьбы с возбудителями болезней и сорняками, приводят к повышенному содержанию и фруктах. Попадая в организм, эти вступают в реакцию с гемоглобином. В результате такого соединения образуется мегагемоглобин. Природный гемоглобин теряет свои качества и утрачивает способность переносить в организме кислород. Все это негативно действует на человека. У него возникает кислородное голодание, сопровождающееся посинениями кожи, увеличением селезенки и печени, а также анурией. В самых тяжелых случаях возможен даже летальный исход.

Снижение негативного влияния загрязненных продуктов

Каковы правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке, когда наша пища может стать источником болезней? Прежде всего, они состоят в тщательном мытье овощей и фруктов перед их употреблением. Эта мера проста, но довольно эффективна. Ведь большая часть пестицидов накапливается именно на поверхности этих даров природы.

Меры, при которых становится возможным обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке, включают в себя и снятие с овощей и фруктов кожуры. Это особенно важно в том случае, если вам неизвестно, в каких условиях были выращены эти плоды. Не рекомендуется также употреблять в пищу картофель, запеченный в кожуре. В этом случае под ней соберется большое количество нитратов. Для приготовления овощей лучше всего использовать варку. При этом концентрация нитратов снизится:

  • в картофеле - на 80%;
  • в капусте и моркови - на 70%;
  • в свекле - на 50%.

Стоит иметь в виду, что бланширование, тушение и варка овощей на пару снижают концентрацию нитратов лишь в незначительной степени.

Если вы стремитесь выполнять правила поведения при неблагоприятной экологической обстановке и желаете максимально избавить от нитратов овощи и фрукты, предназначенные в пищу, то лучше всего перед приготовлением нарезать их маленькими кусочками. Это позволит вредным веществам быстрее раствориться в воде. Также корнеплоды желательно вымочить. Для этого их два или три раза заливают теплой водой и выдерживают в ней от 5 до 10 минут.

Воздействие шума

Австрийскими специалистами было установлено, что население небольших городов, отличающихся своей тишиной, живет на 10-12 лет дольше, чем люди в мегаполисе. На этом сказывается отсутствие такого негативного фактора, как шум. Его показатель имеет предельное значение, установленное закрепленными законодательством санитарными нормами. Так, днем в жилой зоне шум не должен превышать 60 дБ. В ночные часы этот показатель снижается до 40 дБ. Самое высокое значение шума, которое не может вызвать негативных последствий для человека, - 100 дБ. Но на оживленных городских улицах этот показатель значительно больше. Он нередко достигает значения 120-125 дБ. Причем эта проблема также вызывает беспокойство у экологов. Ведь уровень шума в крупных российских городах только за последние десять лет вырос почти в пятнадцать раз. Он складывается из гула самолетов и грохота строительной техники, стука колес на железной дороге и т. д.

Шум оказывает негативное влияние на здоровье человека. При этом он вредит не только слуху, но и повышает кровяное давление, вызывает патологии сердца и сосудов, тормозит умственную деятельность, а также является причиной раздражительности и преждевременного утомления.

Снижение негативного влияния шума

Каковы же правила поведения при неблагоприятной экологической обстановке, когда человека окружают раздражающие громкие звуки? На производствах для устранения шума рабочим выдаются специальные наушники. Они поглощают звук и позволяют сохранить высокую производительность человека в течение длительного периода.

Каким должно быть в таком случае поведение при неблагоприятной экологической обстановке в быту? Если источник громких звуков располагается в соседней квартире, то стены и потолок в своих комнатах желательно отделать каким-либо шумопоглощающим материалом. Это может быть и обычный пенопласт.

Если ваш дом стоит на оживленной улице, то не стоит открывать в комнате окна в часы пик. Также не следует проводить много времени перед экраном телевизора и включать на всю мощность радиоаппаратуру.

Заключение

Наша планета находится на пороге И для того чтобы не допустить катастрофы, человечество ищет все пути для сохранения Земли для будущих поколений. Все мы верим в победу разума. Однако не стоит при этом оставаться только сторонним наблюдателем. Каждый из нас должен бережно относиться к окружающей среде и к своему здоровью, выполняя правила поведения при неблагоприятной экологической обстановке.

Экологической обстановке

Основные мероприятия, обеспечивающие безопасность населения и территорий при неблагоприятной экологической обстановке

Методические указания
Неблагоприятная экологическая обстановка порождается хозяйственной деятельностью людей и оказывает вредное воздействие, прежде всего, на них самих, на животный и растительный мир и на окружающую среду в целом.
Признаками неблагоприятной экологической обстановке являются загрязнение почвы, водных ресурсов и атмосферы вредными веществами, разрушение озонового слоя Земли, резкое изменение климата и другие ситуации, которые не только ухудшают условия жизни людей, но и угрожают самой их жизни, их здоровью.
Наше здоровье в немалой степени зависит от чистоты воздуха, которым мы дышим. Однако в результате хозяйственной деятельности человека окружающая воздушная среда постоянно загрязняется вредными веществами: газами, среди которых наиболее широко распространены окись углерода, диоксид серы и окислы азота; парами углеводородов и кислот; металлами; разнообразной пылью, имеющей органическое и неорганическое происхождение. Не менее серьезную опасность для здоровья человека представляет и домашний воздух.
В не меньшей мере здоровье человека зависит и от чистоты используемой им воды. 80% всех заболеваний, вызванных экологическими проблемами, связано с грязной водой. Тем не менее, в настоящее время водная среда в значительной степени загрязняется агропромышленным комплексом, хозяйственно-бытовыми и промышленными предприятиями, сбрасывающими в воду свои отходы, среди которых нефтепродукты, кислоты, щелочи, соли различных металлов, сернистые соединения, аммиак, фенолы, синтетические смолы и т.д.
На здоровье человека в огромной мере влияет и качество продуктов, употребляемых им в пищу.

Вредное воздействие на человеческий организм оказывают шум и электромагнитное излучение (ЭМИ).

При изучении данной темы студентам следует подробно изучить способы защиты человека от воздействия различных факторов неблагоприятной экологической обстановки.

Литература: (1) с 43 - 47, (2) с 123 – 125, (3) с 137 – 139, (7) с 318 – 335.

Вопросы для самоконтроля

· Перечислите признаки неблагоприятной экологической обстановки.

· Как бороться с шумом?

· Как защитить себя от воздействия источников электромагнитного загрязнения?

· Что нужно делать при проживании на местности с повышенным радиационным фоном?

Тема 1.8 Обеспечение безопасности при неблагоприятной социальной

Обстановке

Обеспечение безопасности при эпидемии.

Обеспечение безопасности при нахождении на территории ведения боевых действий и во время общественных беспорядков.

Обеспечение безопасности в случае захвата заложником.

Методические указания
Неблагоприятная социальная обстановка возникает в результате эпидемий, разрешения социальных, межнациональных и религиозных конфликтов непарламентскими способами, действиями бандформирований и групп, что приводит к нарушению нормальной жизнедеятельности населения, гибели людей, разрушению и уничтожению материальных и культурных ценностей.
Последствия от неблагоприятной социальной обстановки могут быть самыми различными: от возникновения опасных для здоровья условий проживания при эпидемии до разрушений, пожаров, возникновения обширных очагов химического, биологического, радиационного заражения, массовой гибели людей при ведении боевых действий, во время общественных беспорядках, совершенном теракте.

Существование социальных опасностей связано с состоянием демографических процессов и поведенческими особенностями людей отдельных социальных групп. Социальные опасности весьма многочисленны. В их число входят войны и военные конфликты, терроризм, криминализация общества, болезни и др. Студентам следует обратить внимание при изучении этой темы на серьезные последствия этих ЧС, а также на вопросы защиты и обеспечения безопасности при терактах и эпидемиях.

Литература: (1) с 43 - 47, (2) с 125 – 127, (3) с 139 – 141, (7) с 303 – 309.

Вопросы для самоконтроля

· В результате чего возникает неблагоприятная социальная обстановка?

· Каковы последствия от неблагоприятной социальной обстановки?

· Что называется эпидемией (пандемией)? Приведите примеры их последствий.

· Что является основным направлением деятельности по обеспечению эпидемиологической безопасности?

· Что представляют собой дезинфекция, дезинсекция и дератизация?

· Какие существуют основные правила, соблюдение которых способствует уменьшению угрозы Вашей жизни при нахождении на территории ведения боевых действий?

· Что нужно делать, если Вы находитесь дома, а на улице возникла стрельба?

· Какие меры безопасности следует соблюдать при нахождении в толпе?

· Какие меры обеспечения безопасности следует применять, если Вас захватили преступники в качестве заложника?

· Каких мер предосторожности следует придерживаться для того, чтобы уменьшить риск похищения?

· Как следует вести себя в захваченном террористами транспортном средстве и при контакте с ними?