При обвинении в нарушении ПДД позволяется записать все озвученные статьи для последующей сверки с протоколом .

В случае составления протокола можно обжаловать его в течение 10 суток.

Согласно закону, сотрудник ДПС может останавливать автомобили только на стационарном посту .

Остановка авто на дороге допускается при серьезном нарушении правил дорожного движения.

Проверка документов водителя, осмотр салона и багажника автомобиля, проведение теста на уровень алкоголя в организме также допустимы только на постах дорожно-патрульной службы .

Как правильно вести себя?

В случае встречи с инспектором ДПС на дороге водитель должен помнить:

Причинами остановки на дороге чаще всего являются :

  • проверка документов, под предлогом задержания угнанной машины;
  • проведение спецоперации по задержанию преступников;
  • обвинение в употреблении алкоголя или наркотиков.

В любом из перечисленных случаев самым разумным действием будет звонок в службу доверия ГИБДД для уточнения личности инспектора и ориентировок по проводимым спецоперациям.

В случае обвинения в вождении авто в нетрезвом виде, если уверены в своей трезвости, нужно требовать медицинское освидетельствование .

Если остановивший машину инспектор ДПС ведет себя подозрительно, позвоните в службу доверия ГИБДД. Вам ответят, числится ли в штате сотрудник с такими фамилией и званием и на каком участке он несет службу.

Совершить звонок нужно в присутствии вызвавшего недоверие инспектора: если перед вами мошенник, он вынужден будет ретироваться.

Чем руководствоваться при общении?

Разговор водителя с инспектором ДПС должен происходить на равных.

Однако, водители часто занимают зависимое положение. Причиной является недостаток знаний .

Чтобы чувствовать себя уверенно в любой ситуации, водитель должен знать :

  1. Постановление Правительства РФ «О правилах дорожного движения».
  2. Закон о безопасности дорожного движения.
  3. Постановление Правительства РФ «О правилах задержания автомобиля».
  4. КоАП РФ.
  5. Положение о ГИБДД.
  6. Наставления по работе ДПС.

Кроме того, основным законом, на который опираются все когда-либо принятые законы, является Конституция РФ .

Для облегчения получения информации можно воспользоваться различными памятками для водителей:

  • о ПДД;
  • об участниках дорожного движения;
  • о правилах взаимодействия с инспектором ДПС и т.д.

Некоторые из них в разное время выдавались водителям в разных регионах России. Сейчас найти большинство образцов памяток можно в интернете.

Прочтение памятки не заменит знание законов, но все же позволит правильнее оценивать все происходящее на дороге.

Законные способы фиксации разговора

При остановке автомобиля инспектором ДПС у водителя есть четыре варианта зафиксировать беседу :

  • диктофон;
  • фотоаппарат;
  • видеокамера;
  • видеорегистратор.

Запись общения может пригодиться при обращении в суд в случае нарушения прав водителя или неправильном поведении инспектора.

Законом не запрещено проводить аудио, видео и фотосъемку во время общения с сотрудниками ДПС, кроме особых случаев. О наличии особого условия инспектор должен предупредить водителя в начале разговора.

Возможность записи общения видеорегистратором зависит от его функциональности и возможности подключения дополнительных гаджетов. Кроме того, инспектор может попросить выключить прибор .

Видеокамера и фотоаппарат могут помочь в фиксации вида места ДТП или неправильного положения машины ДПС. Однако, если инспектор решает общаться «не по форме», то он постарается не допустить записи общения .

На практике для записи разговора удобнее всего использовать диктофон .

Его можно включить при остановке и наговорить дату и время пока инспектор идет к машине.

Преимущество диктофона в легкости его маскировки в салоне – инспектор может его не заметить.

В российском законодательстве нет правового акта, запрещающего проведение видео или аудио записи во время разговора с инспектором дорожной службы. Соответственно, закон вы не нарушите . А то, что в случае возникновения спора подобная запись может очень пригодится в суде, многократно доказано на практике.

При возникновении конфликтной ситуации и намерении водителя обратится в суд, важно сохранить запись общения на том аппарате, на котором она была сделана.

Что делать, если взаимодействие не сложилось?

Неприятным исходом общения с сотрудником ГИБДД для водителя является написание протокола и/или выписка штрафа. В обоих случаях паниковать не стоит.

При составлении протокола вам обязаны подробно разъяснить, что вы нарушили . Внимательно случайте и помечайте статьи.

После составления протокола его нужно внимательно прочесть и сверить все, что вам удалось записать и запомнить.

Затем вы можете написать под текстом протокола свое объяснение ситуации, отметить согласны вы или нет с доводами составившего протокол.

Помните, что в течение 10 дней любой протокол можно обжаловать . А за это время вы сможете проконсультироваться с юристом или самостоятельно просмотреть законы. В случае необходимости не бойтесь обращаться в прокуратуру или суд.

А если вы действительно виновны, примите наказание без споров с инспектором. Нарушать закон не позволительно никому.

Если нарушены права владельца авто

Если водитель считает, что инспектор ДПС действовал неправомерно, он может подать жалобу в суд или должностному лицу , которое выносило решение о виновности водителя.

Жалоба подается в произвольной форме. На ее оформление у водителя есть 10 суток .

В течение трех рабочих дней жалоба, вместе со всеми материалами дела, должна быть передана в вышестоящий суд для рассмотрения.

На практике дело до суда доходит не часто. Обычно уверенному в своей невиновности водителю достаточно демонстрировать знание законов и не поддаваться на провокации, чтобы недобросовестные сотрудники ДПС прекратили совершение правонарушения.

Если водитель преступил закон

При нарушении ПДД водителю с инспектором лучше не спорить. Спокойное, уравновешенное поведение и в этой ситуации будет играть в пользу водителя.

В случае явного правонарушения спорить с сотрудником ДПС не имеет смысла.

Пытаться его подкупить – противозаконно .

Единственный верный вариант – получить копию протокола и в течение 60 дней уплатить штраф.

На дороге могут возникнуть непредсказуемые ситуации.

В общении с сотрудниками ДПС водителю всегда пригодятся знание законов, а также спокойствие и доброжелательность .

Для подстраховки всегда можно использовать технику – вовремя включенный диктофон может помочь в решении возможных проблем.

Как вести разговор с сотрудником ДПС при остановке — подробности на видео:

Что делать, если сотрудник ГИБДД требует провести осмотр или досмотр автомобиля (видео):

О правилах общения с ГИБДД при подозрении на алкогольное опьянение рассказывается в этом видео ролике:

Как часто вам приходится общаться с сотрудниками ГИБДД и от чего это зависит?

Сразу бы хотелось развеять миф о том, что у сотрудников есть какие-то конкретные параметры, по которым они могут останавливать авто для выявления нарушений. Да, конечно за многолетний опыт работы сотрудники ГИБДД учатся определять некоторые «звоночки», которые косвенно могут указывать на какие-то нарушения со стороны водителя.

Например, если вы едете в условиях темного времени суток без головного освещения, будьте уверены, что при первой же возможности инспектор захочет узнать, что послужило причиной такого фиаско: простая невнимательность или алкогольное, а может быть, наркотическое опьянение или и то, и то вместе.

Второй пример: если вы любите покататься по ночному городу без пробок и помечтать о чем-то сокровенном, при этом еще и передвигаетесь на автомобиле, который входит в списки самых угоняемых машин в вашем регионе, будьте уверены, что сотрудник ГИБДД, возможно, захочет познакомиться с вами поближе и узнать, о чем же таком интересном вы рассуждали с самим собой, вместо того, чтобы спокойно спать в столь поздний час.

Мнение о том, что в большинстве случаев инспектор, скорее, остановит большой черный внедорожник, нежели автомобиль отечественного производства или старую иномарку, ушло в давно забытое прошлое. Теперь же, лишь с небольшой корреляцией по регионам России, внимание сотрудников могут привлечь все вышеупомянутые категории транспортных средств.

До октября 2017 года на территории Российской Федерации действовал Приказ МВД №185, регламентирующий порядок взаимодействия представителей власти с участниками дорожного движения. Но, в связи с внедрением в службу сотрудников полиции большого числа информационных технологий, правоохранительные органы вынуждены были утвердить новый приказ, №664, вступивший в силу в октябре 2017 года.

Коротко о том, что изменилось.

  1. Инспектор может остановиться транспортное средство в любом месте, даже без патрульной машины.
  2. Отныне автомобиль сотрудников ГИБДД может быть замаскирован, если ведётся фото- и видеофиксация, а также в условиях ограниченной видимости.
  3. Водитель обязан передавать документы на проверку без каких-либо обложек и удерживающих устройств.
  4. Инспектор может снимать правонарушения на специальную технику (на камеру), принадлежащую не только государству и муниципальным органам, но и частным организациям. Это связано с привлечением ГИБДД ряда частных организаций, которые устанавливают собственные камеры автоматической фиксации и получают процент за каждый выписанный штраф.
  5. Инспектора нельзя снимать. Да, теперь, без разрешения сотрудника, проводить собственную видеосъёмку нельзя. За неисполнение требований можно получить штраф от 500 до 1000 рублей, а также административный арест на срок до 15 суток.
  6. Водитель обязан выйти из транспортного средства по первому требованию.
  7. Блюстителям порядка на дороге разрешили курить. Если вы обладаете такой же вредной привычкой, угостите инспектора сигареткой.

Как мы видим, права представителей власти на дороге стали более обширными. Связано это с большим количеством жалоб на работу сотрудников ГИБДД, поступающих в органы внутренних дел. Новый приказ направлен на минимизированное разногласий, возникающих в ходе общения с инспектором, но при этом страдает и презумпция невиновности водителя, который теперь в случае отказа выхода из машины или при проведении видеосъемки может не только получить штраф, но ещё схлопотать и арест на 15 суток.

Так как же вести себя с сотрудниками ГИБДД?

Больше всего инспекторы не любят «законников». Если вы жаждите показать представителям власти, что знаете все законы на зубок, то вам с инспектором будет явно тяжело подружиться.

В первую очередь, нужно помнить, что представители власти на дороге обладают такой суперспособностью, как психология.

Пример: когда вы видите, что сотрудник ГИБДД жаждет вас остановить и уже направляется в вашу сторону с жезлом, не совершайте резких и необдуманных движений. Если инспектор увидел, как вы, заметив его, начали резко оттормаживаться или сворачивать в другую сторону, в его голове появится первый «звоночек», который будет сигнализировать о наличии у вас каких-то нарушений.

Когда вас уже остановили и попросили предъявить документы, не стоит путаться и паниковать. Обычно это присуще начинающим водителям, чей опыт общения с представителями власти крайне мал или отсутствует полностью. Совет: если вас впервые остановил инспектор, и вы трясётесь, как осиновый лист, попытайтесь сгладить своё волнение шуткой. Например, скажите инспектору, что хотите его поздравить от всей души. На недоумевающий ступор сотрудника можно ответить, что в этот замечательный вечер (или день) он стал у вас первым. Для людей с плохим чувством юмора напомним, что анекдоты про двух «гаишников» или генерала и подчинённого в таких случаях не допускаются. Конкретно в моей водительской практике был случай, когда с помощью удачной шутки мне удалось уйти от административного наказания.

Если вас остановили из-за нарушения и вы с ним согласны, то стоит вести себя спокойно, без нервов, и в случае возникновения вопросов, задавать их напрямую сотруднику ГИБДД.

Как вести себя, если вы не согласны с нарушением, вас может научить бесчестное количество «экспертов» любящих поскандалить с представителям власти. Совет: если вы не согласны с инкриминируемыми вам нарушениями, скажите об этом сотруднику ГИБДД сразу, ещё до составления протокола. Так вы сразу обозначите свою позицию и дадите понять инспектору, что в случае выписанного протокола, будете оспаривать его в вышестоящих органах. Идти на конфликт с полицейскими ни в коем случае не надо, ваше главное оружие - это спокойствие и уверенность в своей правоте.

Алгоритм правильного поведения при встрече с инспектором дорожно-постовой службы интересует многих водителей. Это часто позволяет не только не испортить свое настроение, но и сэкономить деньги.

Рассмотрим распространенные действия автолюбителей, которые заведомо являются ошибочными, и разберем, как правильно поступать в конкретных ситуациях. При этом здесь будет учтена не только буква закона, но и психологические аспекты, ведь общение с представителями правоохранительных органов порой представляет собой стратегически сложный и тонкий процесс.

Не нужно выходить из своего автомобиля.

При этом совершенно неважно, сделали вы это по своей инициативе или по просьбе стража правопорядка. Ни один водитель, опираясь на правила дорожного движения, не обязан покидать свой автомобиль. А вот согласно Приказа министра МВД (Административный регламент № 185 п.70), инспектор может предложить автовладельцу выйти из авто, переместить транспортное средство в другое место, на которое укажет работник ДПС, или перейти в патрульную машину в случаях:

  • явного наличия у водителя симптомов алкогольного опьянения или видимых проблем со здоровьем;
  • необходимости устранения технической неисправности ТС;
  • установленного факта нарушения транспортировки грузов;
  • необходимости сверки фактических номеров кузова и агрегатов транспортного средства с данными, зафиксированными в регистрационных документах;
  • когда владелец транспортного средства может оказать какую-либо помощь сотрудникам органов или пострадавшим на дороге, а также при осуществлении любых процессуальных действий;
  • когда своим поведением владелец ТС несет потенциальную угрозу работнику ГИБДД;
  • когда пребывание сотрудника дорожно-постовой службы около остановленного автомобиля угрожает его непосредственной безопасности (в частности, если он находится на проезжей части) или становится помехой для остальных участников дорожного движения.

Таким образом, инспектор не может требовать выйти из автомобиля, он может лишь попросить, мотивируя вышеупомянутыми обстоятельствами. Выполнять же его просьбу или нет – это решение водитель принимает по своему желанию.

Документируйте происходящее с помощью диктофона или видеорегистратора.

Использовать диктофона или видеорегистратора в любых случаях при остановке автомобиля инспектором ГИБДД имеет право каждый водитель. Это подтверждено нормами действующего законодательства, а именно «Законом о Полиции», статья №8 которого указывает на открытость и публичность, которыми должен руководствоваться инспектор. Более того, в соответствии со ст. 25 Административного регламента, представитель ДПС не имеет права запретить автовладельцу вести фото- и видеосъемку, а также аудиозапись, если эти действия не нарушают закон. При этом на наличие таких нарушений сотрудник в этом случае обязан указать.

Руководство ГИБДД не раз инициировало обращение к владельцам транспортных средств, в котором призывало их использовать диктофон и видеокамеру.

Не слишком ярко оперируйте диктофоном.

Особо темпераментные водители нередко суют диктофон прямо инспектору в лицо. Днем это может сыграть на руку автовладельцу, так как сотрудник ДПС получит прямой намек вести себя соответствующим образом. Другое дело, если на улице ночь, и вы откровенно нарушили. Ваши агрессивные и открытые манипуляции с диктофоном могут быть неверно трактованы инспектором. Поэтому лучшим решением станет положить его в нагрудный карман, наговорив на пленку дату и время происшествия.

Помните, что аудиозапись – не инструмент воздействия на представителя органов, а скорее механизм, который позволит грамотно вести дело в суде.

Спрашивайте, почему вас остановили.

Административный регламент предусматривает все ситуации, при которых инспектор имеет право остановить транспортное средство. Такими ситуациями являются:

  • Факт нарушения правил дорожного движения;
  • Наличие ориентировки, указывающей на совершенное правонарушение со стороны водителя, его пассажиров или непосредственно транспортного средства;
  • Существование документально подтвержденной информации о том, что автомобиль находится в угоне или используется в противоправных целях;
  • Возникновение необходимости привлечь водителя или находящихся в авто людей в качестве свидетелей или понятых, в случае совершения третьими лицами дорожно-транспортного происшествия;
  • Осуществление распорядительно-регулировочных мероприятий, а также необходимость эксплуатации транспортного средства в целях обеспечения правопорядка;
  • Необходимость оказания помощи сотрудникам органов или третьим лицам в случае дорожно-транспортного происшествия;
  • Проверка документов на пользование автомобилем, на перевозимый груз, а также проверка водительских прав (на это уполномочены сотрудники только стационарных постов ДПС).

При этом, случаи проведения спецопераций всегда сопровождаются наличием соответствующих документов, которые инспектор обязан предъявить по требованию водителя. Чтобы убедиться в достоверности выдаваемой ему информации, автовладелец может позвонить по телефону доверия ГИБДД (номер телефона сотрудник также обязан предоставить).

Требуйте предъявить рабочее удостоверение в развернутом виде.

В любом фильме сотрудник милиции/полиции предъявляет удостоверение. Инспектор ДПС – такой же точно сотрудник, поэтому он также обязан это делать по первому требованию водителя. В случае отказа на вашу просьбу у вас есть все основания предположить, что перед вами оборотень в погонах. Закрывайте окна, блокируйте двери и набирайте «02» или «112», чтобы сообщить о возникшей ситуации.

Если вам показали удостоверение, внимательно ознакомьтесь с его данными – как минимум, вам не помешает обращаться к инспектору, зная его ФИО, звание и рабочее подразделение. В дальнейшем такая информация может стать полезной, если придется обжаловать противоправные действия сотрудника ДПС в суде. Да и знать, кому вы отдаете на ознакомление свои документы, тоже полезно.

При этом водитель имеет полное право подробно ознакомиться с удостоверением, поэтому не нужно стесняться просить подержать его в открытом виде подольше. А вот пытаться брать документ в свои руки категорически не следует.

Этого не следует делать по нескольким причинам. Во-первых, зачем давать те документы, которые инспектору, возможно, не нужны. Поэтому поинтересуйтесь, что именно он хочет видеть. Во-вторых, если вы ведете видеосъемку, там четко будет видно, что вы давали, а чего нет. При использовании диктофона можно озвучивать свои действия и перечислять передаваемые документы.

Не следует пытаться избегать передачи документов в руки сотруднику ДПС. Не нужно рождать ненужные подозрения в свой адрес. Тем более, инспектор обязан досконально ознакомиться с ними, убедившись в подлинности.

Не выходите из машины по просьбе инспектора сверить номера кузова и двигателя.

Закон не обязывает водителя помогать разглядеть инспектору номера агрегатов, чтобы сравнить их с данными, указанными в техпаспорте. Если такая просьба поступила, вы вправе отказать. Если же вы решили пойти навстречу, не стесняйтесь уточнить у инспектора: «открыть капот – просьба или требование?». Юридически эти два понятия сильно различаются.

При этом подобное требование уместно лишь после составления протокола о правонарушении и предоставлении сотрудником ДПС понятых в количестве двух человек.

Каждый видел фильмы западных режиссеров, в которых при задержании полицейские извещают нарушителя, что все им сказанное может быть использовано против него самого. Ситуация с открытием капота и прочими видами выполнения просьб могут сложиться схожим образом. Инспектор может спокойно сказать потом что-то вроде: «я попросил, мне показали». То есть вы сделали это по своей инициативе, и ему в таком случае невозможно что-либо инкриминировать.

Помните, что просьба выйти вас из авто – это всего лишь попытка навязать вам свои правила игры, выманить на свою территорию, что психологически подавляет.

Не отвечайте на все вопросы работника ДПС.

Распространены случаи, когда при остановке транспортного средства инспектор задает его владельцу множество вопросов, некоторые из которых сложно назвать конструктивными. В их числе можно перечислить: «куда едете», «почему спешите», «откуда едете», «какой знак был 200 метров назад», «знакомы ли Вам такие-то пункты правил дорожного движения» и т. п. В подобном случае водитель вправе задать встречный вопрос, что-то вроде «А должен ли я отвечать на все Ваши вопросы?».

При этом не нужно бояться инспектора, и не следует пытаться хамить ему. Ведите диалог вежливо и уверенно – закон на вашей стороне. Помните, что перед вами такой же точно человек, как и вы, только сейчас на его плечах погоны. Чтобы психологически было легче, можно представить, что надетая на нем форма – это обычная одежда, только наизнанку. После этого сразу станет легче и комфортнее.

Не фамильярничайте с инспектором.

Не нужно в процессе общения обращаться к работнику ГИБДД как «Начальник», «Командир» и использовать другие избитые и не очень корректные формы. Более того, такие манеры распределят ваши позиции не лучшим образом, ведь если кто-то начальник или командир, он же и заказывает музыку. Вы просто подтолкнете инспектора к доминирующей роли, и занять позицию «сверху» после этого будет очень тяжело.

Разговаривайте с ним с определенным чувством такта, но при этом на равных. Если вы не расслышали его имя и фамилию, смело переспрашивайте, чтобы было удобно обращаться. Кроме того, можно уверенно попросить показать служебное удостоверение, о чем был сказано в одном из пунктов данной статьи.

Обращаться лучше не по званию, а по имени отчеству. Это так же поможет распределить чаши весов удобным для вас образом.

А теперь несколько типичных ошибок с краткими комментариями к ним. Чего категорически не следует делать?

Не обращать внимания на наличие нагрудного знака у работника ДПС.

Отсутствие нагрудного знака у инспектора можно без преувеличения приравнять к отсутствию номерных знаков на вашем транспортном средстве. Обязательно обращайте на этот момент внимание, и если не обнаружите его, у вас есть все основания заподозрить что-то неладное.

Полностью опускать стекла.

Чем шире открыто окно автомобиля, тем в меньшей степени вы защищаете свое пространство. Если вы ведете видео или аудиозапись, повышается вероятность того, что инспектор попросту вырвет у вас из рук используемый девайс, после чего события могут разворачиваться каким угодно образом. Но уже вряд ли в вашу пользу.

Держать двери незаблокированными.

Даже если вы будете вести запись, фиксируя происходящее на камеру или диктофон, в силу ряда причин сотрудники ГИБДД могут попытаться вытащить вас из машины, что сделать гораздо проще, когда двери можно открыть. Чаще всего такой поворот событий происходит на фоне неуважительного разговора с инспектором (или ему может показаться, что вы разговариваете неуважительно), поэтому соблюдайте такт при общении и не забывайте надежно закрыть двери, слегка приоткрыть окно и включить аудио или видео устройство.

Не придавать значения тому, что инспектор не представился.

П. 20 Административного регламента гласит, что при остановке транспортного средства работник ДПС должен подойти к водителю и назвать свою должность, спецзвание, фамилию, а также сообщить причину остановки. При этом любой работник правоохранительных органов обязан внимательно выслушивать обратившихся к ним граждан, оказывая помощь в рамках своей компетенции, включая предоставление рекомендации, куда можно обратиться с возникшим вопросом.

Любые случаи, связанные с нарушением инспектором прав и свобод граждан, требуют с его стороны соответствующих разъяснений. Необходимость представиться водителю является одним из непреложных правил, несоблюдение которых, согласно Инструкции, может повлечь ответственность работника ДПС.

Отсутствие ошибок со стороны водителя при общении с инспектором ДПС становится залогом скорейшего и мирного завершения диалога и продолжения своего маршрута. Обратные ситуации нередко чреваты потерей времени, иногда – денег, и просто испорченным настроением. Предупрежден – значит, вооружен, и знание своих прав всегда делает сильнее и порождает уверенность.

При возникновении каких-либо сомнений или спорных моментов, всегда можно тут же набрать службу доверия ГИБДД, номера телефонов которой указаны на остановившем вас патрульном автомобиле. В любом случае, сам инспектор должен предоставить эту информацию по первому требованию. В службе доверия оперативно реагируют на поступающие сигналы, поэтому далеко не всегда сотрудники ДПС заинтересованы в разрешении конфликта таким путем.

Всем удачной дороги и поменьше встреч с инспекторами ГИБДД!