Французский Индокитай приказал долго жить в 1954 году: соблюдая международные договоренности, Франция ушла с индокитайского полуострова. Так на карте мира возникли новые самостоятельные государства: Лаос, Камбоджа и два Вьетнама. После этого на полуострове начались интересные времена, в эпоху которых, как известно, не пожелаешь жить никому.

Вьетнам и Лаос тоже отличились всемерно, но все-таки пальму первенства заслуженно получает Камбоджа, она же Кампучия, - за красных кхмеров и за месье Пол Пота лично. Ни один другой режим за всю человеческую историю, видимо, не уничтожил в столь сжатые сроки столько своего населения: за четыре года правления Пол Пот истребил каждого седьмого камбоджийца. И ни один другой режим мира не был столь алогичен и столь явно ненормален.

Брат номер один


На самом деле его звали не Пол Потом (камбоджийцы вообще редко называют своих детей Полами, им гораздо больше нравятся имена типа Кхтьау или Тьомраын). Будущего сотрясателя страны звали Салот Сар, и, как у многих диктаторов, его происхождение темно и запутанно. По одной из версий, он вообще племянник царедворца и чуть ли не королевских кровей. Сам он любил описывать тяготы своего нищего крестьянского детства под гнетом проклятых империалистов. Но правы, вероятнее всего, основные биографы Пол Пота - австралийский исследователь Бен Кирнан и американский историк Дэвид Чендлер, которые, перетряся доказанные факты родословной нашего героя, сочли, что на самом деле он принадлежал к зажиточной полусельской, получиновнической семье, причем его сестры - родная и двоюродная - были придворными танцовщицами и королевскими наложницами (коих, впрочем, во дворце находилось множество).

Надо отдать биографам должное: они занимались поистине детективной работой, ибо Пол Пот настолько избегал всякой публичности, что первый год его правления фактически никто в Кампучии, не говоря уже о внешнем мире, не знал, кто скрывается под именем Брат номер один, - он ухитрился захватить страну инкогнито. Прозвище Пол Пот, взятое им за десять лет до того, по свидетельству некоторых уцелевших бывших соратников, было сокращением французского «politique potentielle» («могучий политик») и являлось одной из форм термина «вождь». Лишь на втором году правления Пол Пота нечеткий фотоснимок, попавший в западную печать, позволил установить, что палачом Камбоджи является добродетельный и скромный школьный учитель Салот Сар, которого опознали его бывшие соратники по Коммунистической партии Индокитая.

Исходя из предпосылки, что любое зверство человека есть результат пережитых потрясений в детстве, историки ужасно хотели найти свидетельства того, что Пол Пот - невинная жертва обстоятельств, игрушка в руках судьбы, превратившая доброго мальчика в страшное чучело. Но все выжившие знакомые и родные Пол Пота хором уверяли, что это был милый и тихий ребенок, которого любили родные, который получил весьма приличное образование на государственную стипендию и который меньше всего на свете походил на несчастное оборванное дитя третьего мира. Да, во французском колледже его заставляли говорить по-французски и играть на скрипке, но следов других империалистических истязаний в жизни Пол Пота обнаружить не удалось.

В 1947 году он уехал учиться в Париж, стал там убежденным антизападником, вступил в Коммунистическую партию Франции и даже напечатал пару статей об угнетенности рабочих, но по-прежнему оставался ровным, доброжелательным и приятным в общении юношей без особых амбиций и без особых же талантов. А вернувшись домой, он стал активно сотрудничать с местными коммунистами, работая в то же время учителем в лицее, - до тех пор, пока в стране не развернулась полномасштабная война.

Гражданская война в Камбодже


Сейчас будет очень интересно. Тот, кто сумеет уследить за логикой происходящего до конца, получит бонус. В 1954 году, после освобождения от французского протектората, Камбоджа получила статус нейтральной страны с более или менее конституционной монархией. К власти пришел законный наследник, принц Сианук, выбранный государственным советом из числа возможных претендентов, коих при таком изобилии наложниц, сам понимаешь, во дворцах всегда хватало. Принц не был коммунистом, но имел, надо признаться, весьма схожие с коммунистами убеждения. Он хотел всячески дружить с Китаем, помогать Северному, просоветскому, Вьетнаму сражаться с Южным, империалистическим. Заодно Камбоджа разорвала дипотношения с главными империалистами мира - США, после того как американцы немножко пошастали за их границу, выясняя отношения с вьетконговцами*.

*

Примечание Phacochoerus"a Фунтика : «Вьетконговцами называли боевые отряды южновьетнамских коммунистов, которые, сотрудничая с войсками Северного Вьетнама, все же соблюдали определенную автономность. Если в статье иногда встречаются одни «вьетконговцы» или одни «северные вьетнамцы», то считай, что автор просто ленится всегда упоминать их вместе ».

14 лет - средний возраст бойцов армии красных кхмеров

3 000 000 из 8 000 000 жителей Камбоджи сразу были лишены гражданских прав

1 500 000 кампучийцев погибли за четыре года правления красных кхмеров

2 500 000 человек должны были покинуть все города в 24 часа

20 000 фотографий узников тюрьмы Туол-Сленг стали основой Музея геноцида

16.04.1998 биология и история сообща покончили с Пол Потом

Американцы извинились и категорически запретили своим солдатам даже приближаться к камбоджийским границам. Взамен принц Сианук широким жестом разрешил вьетконговцам и войскам Северного Вьетнама проходить по камбоджийским территориям и устраивать там базы. О чем принц Сианук думал в тот момент, одним буддам известно, так как даже не очень интеллектуальный пятиклассник мог бы предсказать дальнейшее развитие событий. Какое-то время коммунисты Вьетнама играли в игру «я в домике».

Они атаковали южновьетнамские войска, после чего тикали в Камбоджу, на границе которой их преследователи были вынуждены останавливаться и жалобно глядеть на веселые дымки над очагами вьетконговских баз. Надо сказать, что местное население не было в восторге от бегающих по их стране вьетнамских солдат. Кроме того, им очень не нравилось, что Сианук считал возможным посылать своих солдат отбирать у крестьян зерно (точнее, насильно выкупать его за копейки). Неудивительно, что собственное коммунистическое подполье Камбоджи стало пользоваться огромной поддержкой начинавших голодать крестьян. Самая крупная из таких организаций называлась «Красные кхмеры», и руководил ею милый школьный учитель по кличке Пол Пот. Да, он так и не стал ярким лидером и гением, за которым пошли бы серьезные зрелые революционеры, зато он умел хорошо работать с детьми. Под свое крыло он, как и положено учителю, принимал юношество: в красные кхмеры набирали крестьянских подростков 11-12 лет, а сам Пол Пот неоднократно говорил, что для блага Кампучии надо было бы убить всех, кто старше четырнадцати, так как только новое поколение способно создать новую идеальную страну.

Народные восстания и террористические вылазки красных кхмеров заставили принца Сианука немного очнуться и оценить положение дел во вверенных ему землях. А в стране шла - будем называть вещи своими именами - гражданская война. Красные кхмеры брали под контроль поселения и совершали налеты на правительственные организации. Вьетконговцы чувствовали тут себя как дома и брали что хотели, в том числе угоняли крестьян воевать в своих рядах. Крестьяне бежали от всей этой красотищи в города, начинался качественный голод... И тогда принц Сианук кинулся за помощью к США. Отношения были восстановлены, Штаты провели бомбардировку районов, в которых находились вьетконговские и северовьетнамские базы. Но официально просить американцев о помощи в гражданской войне Сианук все же не решился: мешали политические убеждения. Тогда принца быстро свергли его министры во главе с премьер-министром Лон Нолом, который потребовал от северных вьетнамцев в 72 часа вывести войска с территории Камбоджи.

Северные вьетнамцы высказались примерно в том духе, что а не пошел бы ты, любезный, топиться в Меконге. Тогда Лон Нол воззвал к американцам. В 1970 году рано поседевший президент Ричард Никсон, которого дома и так уже рвали на куски пацифисты, совершил еще один крайне непопулярный шаг и приказал провести наземную операцию в Камбодже. Два месяца американцы и южные вьетнамцы вышибали из Камбоджи северных вьетнамцев и вьетконговцев - надо сказать, весьма и весьма успешно. Но Штаты, которые сами уже были на пороге бунтов в связи с колоссальным антивоенным движением в стране, вынуждены были вывести свои войска. Милые девушки в вязаных шарфиках с пацификами своего добились: Штаты помогали властям Камбоджи деньгами и техникой, но военных действий избегали. Голубь мира снес на головы камбоджийцам претухлое яйцо: после ухода американских войск тут закипела уже совсем полноценная гражданская война с участием правительственных войск, армии красных кхмеров (уже подчинивших себе некоторые области), других антиправительственных группировок, южных вьетнамцев и северных вьетнамцев. Камбоджа до сих пор возглавляет печальный список «Самые заминированные страны мира»: джунгли и рисовые поля тут все еще напичканы страшными ловушками, которые стороны подсыпали друг другу.

Правда, совсем уж масштабных сражений не наблюдалось - скорее, имела место быть партизанская война всех со всеми. И в 1975 году в этой войне выиграли красные кхмеры. Перебив несколько десятков тысяч солдат и чиновников, 17 апреля они захватили столицу Пномпень, объявили о создании нового государства, Демократической Кампучии, и принялись жить-поживать.

Вьетнамцев они ненавидели так страстно, что в конце концов вступили в войну с объединившимся к тому времени Вьетнамом, проиграли ее и были изгнаны обратно в джунгли. Таким образом, красные кхмеры продержались у власти четыре года, успев, однако, сделать серьезную заявку в борьбе за звание самого кровавого режима всех времен. Подробнее на этих четырех годах мы остановимся в следующей главе.

И вот что интересно. Красные кхмеры не нравились никому, потому что они были совершенно спятившей кучей ублюдков. Беженцы, которым посчастливилось уползти из Демократической Кампучии, хором рассказывали чудовищные вещи о воцарившихся в стране порядках: о массовых казнях, о младенческих трупах вдоль дорог, о страшном голоде и фанатизме властей… Но еще меньше ООН и странам НАТО нравился тот факт, что просоветский Вьетнам после падения кхмеров фактически прирос еще одной провинцией, в результате положение СССР в южноазиатском регионе опасно укрепилось, перекосив чашу на весах геополитической гармонии. Поэтому ООН очень аккуратничало с признанием деяний коммунистов-полпотовцев геноцидом - в отличие от Советского Союза, где любой октябренок в школе слушал про гадского дядьку Палпота, а во дворе - популярную частушку «За…бу-замучаю, как Пол Пот Кампу`чию!»

А вот и обещанный бонус. Сегодня коммунисты и националисты, ностальгирующие по СССР, любят оправдывать красных кхмеров, ругая при этом американцев, которые в свое время тоже немало потрудились, чтобы этих красных кхмеров хоть немного оправдать. Почему так происходит - это к психоаналитикам от геополитики.

Праздник послушания


17 апреля, заняв Пномпень и другие крупные города, запустив на их улицы тысячи малолетних дикарей с автоматами, красные кхмеры сообщили горожанам, что все они, поголовно, отныне становятся «буржуями» и «испытуемыми», поражаются в правах и должны покинуть города в 24 часа вместе с детьми и стариками. С этого дня их называют «людьми апреля», потому что, пока все хорошие ребята делали революцию, эти предатели и империалистические наймиты отсиживались в городах и пили кровь трудового народа. На самом деле в городах к тому времени большая часть жителей была крестьянами, бежавшими туда от войны, но в глазах красных кхмеров они вовсе не были классово близкими - напротив, были жалкими трусами и предателями.

Падение Пномпеня (1975)

«Людям апреля» под страхом немедленной казни было велено построиться в колонны, и в сопровождении тяжеловооруженных подростков два с половиной миллиона человек - треть всех жителей страны - поползли по своему крестному пути. Надо отдать должное невозмутимости Пол Пота: вместе с прочими «людьми апреля» в путь тронулись и члены его семьи, в том числе семья старшего брата, в доме которого он фактически и вырос. Этот брат умер в дороге, его жену забили до смерти, но в живых осталась сестра диктатора, которая в дальнейшем и смогла поведать миру этот интересный факт. Впрочем, никто из семейства тогда и вообразить себе не мог, что безликий вождь, отправивший их на гибель, - это их милый братишка Салот Сар.

Чтобы понять энергичность, с которой строилась новая Кампучия, нужно знать, что вообще-то это небольшая и не слишком многолюдная страна. В 1975 году ее население составляло от 8 до 8,5 миллиона человек. За четыре года Пол Пот с сотоварищи изничтожили, как минимум, седьмую часть камбоджийцев (это по самым осторожным расчетам, обычно называется цифра в два раза большая).

Программа по развитию Демократической Кампучии, созданная правительством красных кхмеров, сохранилась, ибо была напечатана в единственной оставшейся в стране газете «Революция», которая издавалась раз в десять дней и была предназначена для высших партийцев, имевших несчастье быть грамотными, - для остального населения ее зачитывали по радио. Документ этот - в высшей степени увлекательный, содержащий массу удивительных сведений.

Вот, например, отрывок из главы о культурном развитии:

«Отринув буржуазную, чуждую ему культуру, победивший народ проводит досуг в прослушивании революционных стихов и песен, а также в легком изучении политики и культуры».

А таковы были планы роста благосостояния кампучийского народа:

«В 1977 году будут выдаваться каждому два сладких кушанья в неделю.

В 1978-м - одно сладкое кушанье каждый второй день.

В 1979-м сладкие блюда будут выдавать каждому ежедневно.

Глава об импорте начинается словами:

«Мы будем импортировать болты, гайки и более сложную технику…»

ТУОЛ-СЛЕНГ

Никакой документации по казненным, умершим от голода и болезней людям красные кхмеры не вели по вполне уважительной причине: большинство из них не умели ни читать, ни писать.

Тела погибших просто запихивали в ямы или вываливали в лесу, так что помимо мин земля Камбоджи усеяна еще и скелетами. Единственное место, где узников хоть как-то пытались регистрировать, - это пномпеньская тюрьма S-21, расположенная на холме Туол-Сленг, чье название красноречиво переводится как Ядовитый Холм.

Так как города стояли пустыми и находились там только революционеры и члены их семей, то неудивительно, что в Туол-Сленге истребляли в основном «предателей» из собственных рядов. В тюремном архиве обнаружили множество фотографий заключенных и их «признательные письма».

Большинство из содержавшихся здесь - это подростки-кхмеры. Известно, что минимум половина примерно из 20 тысяч узников, попавших сюда за четыре года, были убиты после жестоких пыток. Сейчас здесь находится Музей геноцида.

Впрочем, и язык, которым была написана программа, и упоминание в ней сладких блюд далеко не случайны. Как уже говорилось, практически все красные кхмеры были детьми. Средний возраст бойцов составлял 14 лет, и эти крестьянские дети, выросшие во время войны, не имели вообще никакого понятия об устройстве жизни на Земле. С таким материалом работать было удобно: они не боялись смерти, не задавались сложными вопросами, не страдали излишней цивилизованностью и свято верили всему, что говорили их вожди. Они прекрасно умели обращаться с автоматами, гораздо хуже - с мотыгами, а читать, писать и думать не умели вовсе, но это как раз было плюсом. Потому что именно такие бравые солдаты и нужны были Пол Поту, или, как его стали называть, Брату номер один (остальные члены правительства были братьями под другими номерами, вплоть до брата номер восемь).

Города стояли пустынными и страшными памятниками самим себе. «Людей апреля» направляли в сельские и лесные районы, где они под надзором кхмеров обустраивали лагеря, расчищали лес, разминировали своими телами поля и принимались воплощать главный план партии, имевший название «Мы дадим три тонны риса с каждого гектара!». Рис был страшно нужен Пол Поту. Его власть быстро признал легитимной Китай, который пообещал обеспечить Кампучию необходимой техникой, прежде всего военной, при наличии, конечно, у товарищей кхмеров валюты. А валюту проще всего выменивать на рис, который сам фактически является валютой. Пол Пот никогда в жизни не занимался сельским хозяйством. Его ближайшие соратники тоже не были большими спецами в рисоводстве.

С какого потолка они взяли эту цифру - три тонны с гектара, - ответить сложно. Сейчас с современной техникой и удобрениями гибридные сорта могут принести и больше десяти тонн, но в 70-х годах, когда зеленая революция только начиналась, полторы тонны с гектара были отличным результатом. Как указывалось в «Революции», «три тонны риса с гектара станут блестящим свидетельством коллективной революционной воли народа». Они и стали. Так как спор с высшими начальниками считался бунтом и карался немедленной казнью, надзиратели за трудовыми поселениями не писали правдивых рапортов - они слали в центр бодрые отчеты, точно зная, что никаких трех тонн с гектара собрать не сумеют. Спасаясь от закономерного расстрела, они быстро продавали собранный рис китайцам и сбегали из страны, оставляя «апрельских людей» дохнуть с голоду. Меньше всего, впрочем, Пол Пот беспокоился о «людях апреля»: они все равно подлежали уничтожению.

Мотыгой по очкам

Свадьба красных кхмеров

Едва придя к власти, Пол Пот отменил деньги, религию, частную собственность, длинные женские волосы (как слишком негигиеничные и буржуазные), образование, книги, любовь, семейные обеды, разнообразие в одежде и медицину. Все это было сочтено чуждыми истинно кампучийскому духу явлениями. И «апрельские люди», и прогрессивные крестьяне и рабочие, и кхмерские солдаты, и члены правительства должны были носить одинаковые черные хлопковые костюмы - брюки и рубашку.

Между мужской и женской одеждой разницы не было. Кормились все сообща за длинными столами, так как Пол Пот лично настаивал, что традиции семейных обедов - это буржуазная церемония, рассадник затхлых мещанских идей. В брак вступали по приказанию начальства, которое и составляло подходящие пары по своему вкусу. Медиками назначали подростков из числа военных. Так как медикаментов все равно не было, а производить их в Камбодже не умели, то дан был приказ ориентироваться на «давние традиции народной медицины». Конечно, первое время в стране имелись врачи, учителя и даже недобитые инженеры, но интеллигенцию Пол Пот ненавидел с совершенно звериной страстью, ее даже не причисляли к «людям апреля».

Это были официальные враги, которым запрещено было жениться и рожать детей, их использовали на самых тяжелых работах, а тех, кто был слишком слаб или болен, забивали особенно рьяно. Тем из врачей, кто все же сумел выжить, категорически запрещено было заниматься лечением. Книги во многих поселениях были под полным запретом. Страшно преследовалось и ношение очков - надеть стеклышки на глаза было равносильно признанию, что ты тайный книгочей, практикующий крамольные мысли. Убить человека, подозреваемого в том, что он скрывает свою образованность, можно было даже без согласования с начальством. Единственное, что строго запрещалось, так это тратить на такую дрянь ценные патроны, поэтому юные кхмеры должны были учиться проламывать головы мотыгами и дубинками. Детей в возрасте 5-6 лет забирали у родителей и отправляли в отдельные детские поселения, где они учились сельскому труду, боевым действиям в условиях джунглей и революционным речевкам. В 11 лет их призывали в армию.

Красные кхмеры еще с нами?


Как ни странно, но нашлось немало камбоджийцев, которых вполне устраивало такое положение дел. Приятно знать, что у соседа штаны ничуть не лучше твоих; легко жить, когда не надо ни о чем задумываться; тяжкая ноша свободы выбора снята с твоих плеч, а ты знай расчищай тростник да пой про священную ненависть трудящихся… Так что, когда вьетнамцы изгнали Пол Пота с красными кхмерами с большей части Камбоджи, заперев их в глухих горных районах, не меньше ста тысяч крестьян ушли следом. Почти двадцать лет кхмеры не сдавались. Кампучия, опять ставшая Камбоджей, давно живет в любви и дружбе с большинством своих врагов, США интегрируют ее в мировую экономику, на троне сидит увлекающийся балетом потомок Сианука, политические партии сменяют друг друга у руля - а красные кхмеры все маршируют у костров с речевками и совершают боевые вылазки на территорию рабов империализма...

Противостояние длилось до 1998 года, когда больной и старый Пол Пот окончательно выпустил из рук бразды правления. Красные кхмеры сами арестовали своего бывшего лидера и судили - правда, присудили всего лишь к домашнему аресту. Но значения это уже не имело, так как 16 апреля 1998 года Пол Пот умер. За несколько месяцев до смерти он успел дать интервью для гонконгского журнала «Фар истерн экономик ревью», где сказал, что «все, что он делал, он делал из любви и жалости к людям», и категорически отказался признать вину в геноциде своего народа, напирая на то, что все это выдумки врагов. После его смерти организация кхмеров рассыпалась окончательно. Бывших красных кхмеров, кроме совсем уж одиозных персонажей, особо не преследуют, некоторые из них сегодня даже занимают вполне высокие государственные посты.

По негласному общественному договору, пожалуй, всех жителей Кампучии решено не устраивать шумных процессов над таким еще недавним и болезненным прошлым.

(род. в 1928 г. – ум. в 1998 г.)

Глава левоэкстремистского режима «красных кхмеров» в Кампучии . Организатор геноцида собственного народа.

«Около 9 часов 30 минут утра на авеню Монивонга [в Пномпене] появилась первая колонна победителей. Население, высыпавшее на улицу, встретило их радостными аплодисментами и приветственными возгласами. Но что это? Женщину, бросившуюся по-матерински обнять солдата-освободителя, отшвырнули ударом приклада. Девочки, подбежавшие вручить цветы, натолкнулись на холодную сталь штыков… Из оцепенения людей вывели приказы, которые раздались из громкоговорителей, установленных на военных джипах: «Все – вон из города! Быстрее покидайте дома и уходите вон из города! Навсегда! Возврата не будет!» Среди горожан началась паника. Людей гнали, как скот. Если семья замешкалась – во двор нередко бросали гранату или поторапливали очередью из автомата, выпущенной по стеклам окон. В поднявшейся сумятице, неразберихе и спешке жены теряли мужей, родители – детей. Насильственному массовому угону подлежали даже больные, которых стаскивали с коек…»

Так описывал советский журналист В. Серегин первое появление в столице, Пномпене «красных кхмеров» – «освободителей» камбоджийцев от гнета антинародного проамериканского режима. Чтобы понять ситуацию, нужно вернуться на пять лет назад.

В первой половине 70-х гг. власть в Камбодже принадлежала так называемой пномпеньской группировке, совершившей в марте 1970 г. государственный переворот при поддержке США. Пять лет боролись камбоджийцы с узурпаторами и американскими интервентами. Наконец 17 апреля 1975 г. столица государства была освобождена от войск американского ставленника генерала Лонг Нола. Однако чаяния народа на счастливую спокойную жизнь не оправдались. На смену пномпеньской группировке пришла власть «красных кхмеров», ставшая одним из самых кровавых кошмаров ушедшего столетия, дебют которой и отобразил Серегин. А во главе этой власти стоял человек, известный под именем Пол Пот, безжалостность которого наводит на мысль о психической патологии.

О жизни Салот Сара (таково настоящее имя диктатора) известно довольно мало. Неизвестна даже точная дата его рождения. Называют 1927, а чаще – 1928 год. Родители будущего тирана – Пием Лот и Док Нием – имели китайские корни и были крестьянами. В официальных биографиях периода правления Пол Пота их называли бедняками. На самом деле Пием Лот. по местным понятиям, был человеком зажиточным. Ему принадлежало около сорока буйволов, и он имел возможность нанимать батраков. Дети – а было их немало: семь сыновей и две дочери – получили неплохое образование. Салот Сар в пять лет научился читать, успешно окончил местную школу, а в 15 лет отправился в Пномпень, где поступил в технический колледж. Выросший в мятежной провинции Кампонгтхом юноша не мог не интересоваться политикой. Еще совсем юным, в годы Второй мировой войны, он стал членом коммунистической партии Индокитая. Потом деньги отца и семейные связи позволили юноше отправиться на учебу за границу.

В 1949 г. Салот Сар прибыл в Париж. Здесь он вступил во французскую компартию, сблизился с камбоджийскими студентами, исповедовавшими марксизм сталинского толка, и вместе с ними в 1950 г. создал кружок по изучению сталинской теории классовой борьбы, тактики тоталитарного организационного контроля и сталинского подхода к решению национальных проблем. Параллельно юноша увлекался французской поэзией и между делом писал памфлеты, направленные против камбоджийской королевской семьи.

В Париже Салот Сар встретился с камбоджийкой Кхиеу Полнари. Поженились они уже в Камбодже, куда в 1953 или 1954 г. вернулся будущий диктатор. Брак, однако, не сложился. Есть сведения, что несчастная женщина сошла с ума, не выдержав совместной жизни с мужем-чудовищем.

На родине вооруженный сталинскими идеями Салот Сар начал преподавать в престижном частном лицее в Пномпене. На этом основании много лет спустя он стал называть себя «профессором истории и географии». Однако, судя по всему, главным в его деятельности этого периода было совсем не преподавание. Салот Сар не афишировал своих политических пристрастий, но исподволь пропагандировал среди студентов марксистские идеи. Причем сталинские тезисы со временем были дополнены изрядной долей «великого учения Мао».

Вскоре молодой пропагандист примкнул к одной из фракций камбоджийской компартии, которая исповедовала идеи создания сильной Камбоджи с помощью «сверхвеликого скачка» с упором на собственные силы. Уже в начале 60-х гг. Салот Сар стал одним из лидеров фракции, а после смерти секретаря Компартии Камбоджи Ту Самута, погибшего при невыясненных обстоятельствах, стал его преемником. Поговаривали, что новый лидер причастен к гибели предшественника, но никто не стал разбираться с этим.

В 1963 г. Салот Сар покинул лицей и перешел на нелегальное положение. В новой роли он делал ставку на налаживание отношений с единомышленниками за рубежом. Для этого он в 1965 г. посетил Вьетнам, а не найдя общего языка с вьетнамскими коммунистами, отправился в Пекин, где получил полную поддержку у Мао.

Постепенно единомышленники Салот Сара заняли командное положение в партии. Для устранения соперников использовались систематические чистки, а особо опасных просто физически устраняли. Для укрепления положения лидера была создана специальная служба безопасности, которая подчинялась лично Салот Сару. Позже она разрослась до размеров целой армии. Ее бойцы стали называться «красными кхмерами» и вошли в историю как образец невероятной жестокости и произвола.

В начале 1975 г. имя Салот Сара исчезло со страниц газет. А примерно через год, 14 апреля 1976 г., мир узнал о назначении нового премьер-министра Камбоджи, никому не известного Пол Пота. Однако вскоре стало ясно, что Салот Сар просто сменил имя и положение. К власти он пришел не в результате переворота: был достигнут компромисс между несколькими политическими фракциями в правительстве; видимо, имела место и поддержка Китая.

«Большой скачок», к которому стремился Пол Пот, предусматривал «развитие» исключительно сельского хозяйства. Предполагалось строить «общинно-деревенский социализм». Для этого и проводилось принудительное переселение горожан в сельскую местность, где создавались «сельскохозяйственные коммуны». На каждую приходилось примерно по 10 тыс. человек.

Города обезлюдели, а многие тысячи их бывших жителей погибли, не дойдя до места назначения, от голода, болезней и жестокого обращения. Массовая гибель людей наблюдалась и в коммунах. В «общественных столовых» людей кормили впроголодь несвежими продуктами. На 10 человек приходилось по одной миске риса. Чтобы выжить, люди были вынуждены есть кору банановых деревьев. Слабых и недовольных убивали.

В коммунах все камбоджийцы, начиная с семилетнего возраста, были вынуждены трудиться по 12–16 часов. Работали по 9 дней, а десятый день был предназначен для политических занятий. Люди не имели права не только на личную собственность, но и на личные вещи. Каждому выдавали матрас и раз в год – черную рабочую одежду. По мнению руководителя страны и его приспешников, все остальное было лишь следствием буржуазной развращенности.

Промышленные предприятия были переориентированы на производство мотыг и лопат, а все камбоджийцы от мала до велика должны были выращивать рис и строить ирригационные сооружения. Однако при первом же разливе все дамбы и плотины были размыты. Их строили без участия специалистов, которых в стране просто не осталось. Техническая интеллигенция, врачи, учителя подлежали физическому уничтожению как «зараженные буржуазной идеологией и старой культурой».

Чтобы не тратить патронов, многочисленным жертвам режима проламывали черепа кирпичами или мотыгами. Людей убивали палками, железными прутьями, ножами и даже листьями сахарной пальмы, которые имеют чрезвычайно жесткие и острые края. Не угодившим перерезали горло, вспарывали животы. Извлеченную печень часто съедали, а желчные пузыри шли на изготовление лекарств. Людей бросали на съедение крокодилам, давили бульдозерами, сжигали, хоронили живьем, закапывали в землю по шею. Детей подбрасывали в воздух, а потом накалывали на штыки, разбивали им головы о деревья, отрывали конечности. Беспрецедентные репрессии, направленные фактически против всего народа страны, не могли не вызвать протеста. Уже в 1975 г. против режима Пол Пота вспыхнуло восстание, которое было жестоко подавлено. Казнили всех участников и сочувствующих до третьего поколения, чтобы внуки не могли отомстить за отцов и дедов. Пол Пот был убежден, что народное недовольство подрывает власть, а поэтому всех недовольных уничтожали.

Но в середине 1976 г. политика премьера стала вызывать протесты других членов правительства. А поскольку позиции Пол Пота сильно ослабли в связи со смертью Мао Цзедуна, его отправили в отставку под предлогом ухудшившегося здоровья. Если принять на веру заявления министра иностранных дел Иенг Сари, бывшего вторым человеком в государстве, к этому приложили руку власти Вьетнама и КГБ. Однако новое правительство Китая помогло Пол Поту вернуться к власти: уже через две недели он вновь стал премьер-министром.

Глава исполнительной власти продолжил прежнюю политику, но расширил ее за счет усиления идеологического влияния. Под лозунгом «За политическое образование кадров» из числа «красных кхмеров» была создана политическая организация «Ангка». Ее целью было уничтожение тысяч людей, не проявивших достаточного рвения в политическом образовании. Людям старшего поколения понятно, что за этим «преступлением» стоит недостаточно ревностное ведение конспектов и нежелание высказываться на политзанятиях в духе преданности существующему режиму.

Все население было разделено на три категории: «старые жители» – те, которые до прихода к власти «красных кхмеров» жили на территориях, сопротивлявшихся режиму Лонг Нола; «новые жители» – обитатели районов, находившихся под контролем Лонг Нола; лица, сотрудничавшие с прежним режимом. Прежде всего уничтожению подлежали последние. Потом чисткам подверглись вторая и первые категории. Первым делом уничтожили офицеров, солдат и чиновников вместе с семьями, включая даже малолетних детей, которые, по мнению Пол Пота, «могут стать опасными позднее».

Национальным меньшинствам было приказано говорить на кхмерском языке. Тех, кто не владел им, тоже уничтожили. Так, например, 25 мая 1975 г. были истреблены 12 из 20 тыс. тайцев, проживающих в провинции Кахконг.

Левоэкстремистское правительство Пол Пота, чьи действия довели до кровавого абсурда марксистские идеи, конечно, не могло оставить в покое и религиозные воззрения камбоджийцев. Буддизм и ислам – основные религии, которые исповедовали камбоджийцы, – были запрещены. Священнослужителей отправили в «коммуны» или убили. Храмы были превращены в склады зерна, свинарники и тюрьмы.

Попутно, подражая Мао, Пол Пот проводил и «культурную революцию». Было запрещено исполнение народных танцев и песен. Школы превратили в тюрьмы и склады навоза, музеи – в свинарники. На кострах сожгли все книги, включая учебники и технические издания – как «носящие реакционный характер». Уничтожались памятники архитектуры и искусства древней и уникальной культуры кхмеров. Не осталось ни одной из 2800 пагод, которые украшали страну до прихода к власти Пол Пота и его клики.

«Революционные мероприятия» коснулись даже такой деликатной стороны человеческих отношений, как брак и семья. Молодые люди лишились права создавать полноценные семьи и выбирать партнеров по своему вкусу. Руководство определяло семейные пары, нимало не заботясь об их чувствах. Часто молодожены видели друг друга впервые только на свадьбе. Свадьбы были коллективными. Супругами одновременно объявляли от 6 до 20 пар. Песни и танцы, естественно, были запрещены. Вместо них звучали речи о необходимости хорошо трудиться. Дальше – еще больший абсурд. Муж и жена жили отдельно. Раз в три недели им разрешали уединиться в специально выделенном пустом доме для исполнения супружеских обязанностей. Одна из жертв произвола при даче показаний так изобразила свои ощущения: «Мы ни разу даже не пообедали вместе. Нам абсолютно не о чем говорить. Это меня угнетает. Мне жаль мужа: его тоже не спросили; как и я, он подчинился принуждению и также несчастен».

Всего за четыре года правления Пол Пот сумел превратить Камбоджу, которая при нем стала называться Кампучией, в кладбище. А еще ее стали называть Землей Ходячей Смерти. Ведь даже Иенг Сари, явно заинтересованный в преуменьшении количества жертв режима, свидетельствовал, что страна потеряла около трех миллионов человек. Среди этих несчастных были четыре брата и сестра Пол Пота. Из 643 врачей в живых осталось только 69.

Тем не менее Камбоджи амбициозному тирану было мало. Выдвинув расистский лозунг «заботы о кхмерской расе», он решил захватить Вьетнам, который, по мнению идеологов режима, когда-то в своей южной части входил в состав древней Камбоджи. Пол Пот всерьез говорил о том, что, соблюдая пропорцию убийства «1 кхмер – 30 вьетнамцев», можно уничтожить всех жителей соседнего государства. Провоцируя войну, диктатор поощрял постоянные стычки на границе с Вьетнамом.

Однако тиран, использующий зверские патологические методы издевательства над собственным народом, в XX столетии не мог долго находиться у власти. За четыре года своего правления Пол Пот не имел ни минуты покоя. Уже в 1977 г. начался мятеж в армии. Он, однако, был подавлен, а его руководители – сожжены заживо. Однако в январе следующего года полпотовский режим все же пал под натиском вьетнамских войск и восставшего народа. Пол Пот и его приспешники, приговоренные заочно к смертной казни, сумели бежать в джунгли Таиланда. Укрепившись на секретной базе, бывший глава Кампучии создал Национальный Фронт Освобождения Кхмерского Народа. При этом некоторое время в Пномпене действовали представители «красных кхмеров». Их поддерживали США, которые настояли на присутствии полпотовцев в ООН. Но в 1993 г. после проведения в стране под наблюдением ООН первых демократических выборов бойкотировавшие их «красные кхмеры» были вынуждены окончательно уйти в джунгли.

Несколько лет в печати появлялись скудные сообщения о мнимых болезнях и даже смерти Пол Пота. Тем не менее в 1997 г. он дал несколько интервью журналистам. Бывший диктатор Кампучии заявил, что «совесть его чиста, что к геноциду собственного народа его вынудили вьетнамцы… а что касается миллионов погибших, то все это преувеличение». Мемориал Туолсенг, созданный в память полпотовских «полей смерти» на месте бывшего пыточного центра, Пол Пот тоже считал «орудием вьетнамской пропаганды». «Моей задачей была борьба, а не убийство людей», – цинично заявил он.

В июне 1997 г. соратники бывшего диктатора, напуганные развязанным им террором внутри организации, поместили Пол Пота, его вторую жену Миа Сом и дочь Сет Сет под домашний арест. А через несколько месяцев США неожиданно потребовали его выдачи международному трибуналу. Таким образом Вашингтон пытался сохранить лицо перед мировой общественностью, поняв, что к этому времени их протеже уже стал политическим трупом. Сильно удивленные таким поворотом событий, «красные кхмеры» решили обменять своего лидера на собственную безопасность. Но смерть Пол Пота в ночь с 14 на 15 апреля 1998 г. нарушила их планы. По официальной версии, он скончался от сердечного приступа.

Правда это или нет, вряд ли когда-нибудь можно будет сказать определенно. Ясно одно – Пол Пот сумел объединить самые страшные стороны фашистской и коммунистической практики в масштабах маленькой несчастной Кампучии-Камбоджи.

Пномпень (Phnom Penh), как и вся Камбоджа, до сих пор хранит память о геноциде, режиме Красных кхмеров, о жутких временах в истории страны, когда люди буквально за считанные годы стали нелюдями. Это позорное явление — страшное и невыносимое — кто-то хочет забыть, как страшный сон, а кто-то сохраняет память, чтобы предупредить потомков о том, как тонка грань между добрыми намерениями и геноцидом. В этот раз мы расскажем о трагической истории Камбоджи — о полях смерти, о музее геноцида Туол Сленг, о книгах очевидцев и о мнении знаменитостей. И, конечно, о своем взгляде на эту непростую проблему.

Камбоджа довольно долго была закрыта для туристов. По очень простой причине: правительство страны — режим Пол Пота — решило построить здесь рай на земле, а чтобы жители не смели сбежать, границы стали непреодолимой стеной. Всем пришлось остаться для получения смертельно дозы счастья. А кто не хотел, выход тоже был предоставлен – вон из тела! Способов же были тысячи, фантазия у Красных кхмеров Камбоджи работала на все сто. Пуль для своих граждан им было жалко, поэтому они убивали их долго и мучительно. И не обязательно наверняка.

И совершенно не все вспоминают о печальной участи жителей этой страны, которые пережили одно из самых страшных бедствий, какое может случиться с людьми. Говорят, что за 4 года правления Красных Кхмеров (1975-1978) под предводительством Пол Пота было убито около 3 миллионов человек. Это чуть ли не половина тогдашнего населения страны. Как же так вышло?

Пол Пот, руководитель Кампучии (так тогда называлась Камбоджа), вообще считал, что ему нужен всего один миллион сельских жителей, а всех остальных требуется уничтожить. И убиты они были по разным причинам. Не принадлежали к чистой кхмерской расе. А если принадлежали, то были слишком умны. Не дай бог носили очки, умные очкарики не были нужны в стране аграрного коммунизма.

Пол Пот полагал, что цивилизация сгубила человека, что необходимо уничтожить все следы достижений человечества и построить рай в Кампучии. Он закрыл все школы, сжег книги, разорил храмы и уничтожил больницы. Он согнал всех горожан и деревенских жителей в поля, велел всем выращивать рис, выдал людям по рабочей робе и поселил мужчин и женщин отдельно. А рожать детей приходилось по команде: Красные Кхмеры решали, кто с кем должен провести ночь, и когда женщине рожать. Рожденных детей, правда, отнимали, чтобы воспитывать из них идеальных товарищей, людей без корней и прошлого, и учили их ненавидеть своих родителей.

Очень мнительным был этот человек. Настолько, что не хотел, чтобы люди его знали, и потому подписывался псевдонимами (Пол Пот – тоже его «имя», сокращение от французского «перспективный политик»): Товарищ №87 или Брат №1.

Не согласных с режимом Пол Пот отправлял в тюрьмы. Все школы, все храмы и все государственные учреждения превратились в пыточные камеры, где люди терпели издевательства и мучения. Для чего? Чтобы они сознались в том, что хотели смерти кому-то из руководства, являлись агентами ЦРУ или КГБ, и что сделали много неприятных вещей. А затем из этих камер людей вывозили за город, и убивали под громкую музыку революционных песен. Чтобы крики не были слышны, пока жадные до пуль Красные кхмеры истязают до смерти людей, не жалея, разумеется, ни женщин, ни детей.

Что может быть в голове у человека, который решил принести счастье, убивая и мучая население? Но больше удивляет другое: почему ООН и правительства других стран, прекрасно знающие, что творится в закрытой Камбодже, не кинулись на помощь? Быть может, потому, что это развязанная Америкой во Вьетнаме война стала причиной прихода к власти Пол Пота?

Джунгли Камбоджи использовались вьетнамцами для своих целей, а американцы сбрасывали бомбы без разбора (от бомб пострадал даже мирный Лаос). Генерал Лон Нол, добившийся свержения короля Сианука, был американским ставленником. Ведь Камбоджа только получила независимость от Франции, и пыталась научиться жить в новом мире, однако не все получалось. Гражданская война раздирала страну. И в этом хаосе король обратился к коммунистической партии (будущим Красным Кхмерам) за помощью. Он хотел вернуться на престол и продолжить свою работу по выхождению из кризиса. Пол Пот пошел навстречу королю, освободил народ от Лон Нола, а затем посадил короля под домашний арест. И начал свои нечеловеческие эксперименты.

Сейчас в одной из бывших тюрем S-21 располагается Музей геноцида (Tuol Sleng ). S-21 – это бывшая школа. Все здания ее стали камерами для заключенных, а в центре двора похоронены последние 14 человек, которых не успели увезти отсюда, так как в январе 1979 года Вьетнамские войска вошли в и освободили людей из-под гнета Красных Кхмеров. В Музее нет ничего особенного, фото Туол Сленга кажутся скучными, вы лишь увидите бывшие камеры. Но вам просто стоит прийти, зная, что творилось здесь. Тогда могилы в дворе, пыточные в каждом классы, колодцы с перекладинами и электрические провода по периметру будут иметь для вас смысл.

Цена билета: Вход в музей геноцида стоит $2.

Адрес музея геноцида в Камбодже : пересечение 113 и 359 улиц, город Пномпень.

Здание школы, ставшее тюрьмой и местом пытки для тысячи людей. теперь это — Музей геноцида в Пномпене

Под деревьями — могилы последних 14 человек, которых Красные кхмеры не успели убить и которых похоронили в собственных могилах, а не в братской.

Поле смерти Чоенг Эк

Также пусто другое место, связанное с памятью о геноциде в Камбодже. Поле Смерти в местечке Чоенг Эк (Choeung Ek Killing fields ). Сейчас там стоит мемориальная ступа, сложенная из 17 уровней в 1988 году (17000 человек было убито здесь), в которых хранятся найденные здесь черепа и кости бывших заключенных (в том числе и бывших узников Туол Сленг). Кроме ступы, других сооружений здесь нет. Но именно сюда привозили людей, и здесь их убивали, бросая в братские могилы. Здесь же до сих пор растет крепкое высокое дерево Чанкири, о которое разбивали головы детей. Здесь все еще есть есть пруд, в который сталкивали трупы. Здесь после дождей до сих пор находят кости жертв.

Раньше здесь было китайское кладбище, и люди приносили сюда своих умерших, отпевали, прощались. А затем количество мертвых вдруг увеличилось.

Чоенг Эк – не единственное поле смерти в Камбодже, как легко догадаться. Таких полей были сотни. Вся Камбоджа стала Полем Смерти. И пустые музеи лишь служат напоминание о том, что забыть о такой катастрофе нельзя.

Стоимость входа на Поле смерти – $8. В эту сумму входит аудиогид.

Поле смерти находится в 17 км к югу от Пномпеня. Координаты GPS —11.484394 °, 104.901992 °. Чтобы добраться, лучше нанять тукера.

Мемориальная ступа в честь 17000 погибших и замученных людей

Бывшие братские могилы

На полях смерти теперь растут цветы. Все в этой Вселенной идет своим чередом. Дай бог и люди забудут о пережитых ужасах, и земля простит, и никто не посмеет повторить преступления Пол Пота и Красных кхмеров

Как можно узнать о геноциде в Камбодже

Среди достопримечательностей Пномпеня есть и весьма грустные, если не сказать трагичные. Именно их стоит посетить, если у вас есть интерес к истории Камбоджи.

  • Музей геноцида Туол Сленг (Tuol Sleng ) - это бывшая школа, ставшая тюрьмой и местом пыток для тысячи людей, а ныне превратившаяся в музей геноцида, который развязали Пол Пот и Красные кхмеры во время своего правления.
  • Поле смерти Чоенг Эк (Choeung Ek Killing Fields ) - это несчастное место, где камбоджийцы умирали во время режима Пол Пота в Камбодже. Ныне в этом месте стоит мемориальная пагода с заботливо собранными черепами жертв режима.

Книги и фильмы о режиме Красных кхмеров


Книги Луонг Унг не переводились на русский язык, их можно прочесть только на английском:

  • Loung Ung – First they killed my father
  • Loung Ung – Lucky child

Фильм «Сначала они убили моего отца » (First they killed my father) по книге Лоунг Унг в 2016 году начала снимать Анджелина Джоли в Камбодже (в Баттамбанге и Пномпене). Голливудская актриса и камбоджийская писательница вместе написали сценарий, а одним из продюсеров фильма выступает сын Анджелины Мэддокс Джоли-Питт, который родился в Камбодже.

Фильм будет снят в основном на кхмерском языке и детально расскажет о трагедии режима Пол Пота глазами маленькой девочки. По словам режиссера Джоли, этот фильм не только для всего мира, который мало знает о Камбодже, но и для самих камбоджийцев, которым еще предстоит осознать то, что случилось в их стране. А также для ее сына, который должен знать, кто он и откуда он. Это «Любовное послание» Камбодже, так говорит Анджелина Джоли.

В феврале 2017 года в Сием Рипе в присутствии короля состоялась премьера фильма, куда Анджелина Джоли приехала вместе со своими детьми.

Трейлер фильма «Сначала они убил моего отца» Анджелины Джоли

В 1968 году было создано военизированное течение, являвшее собой одну из сторон гражданской войны, развернувшейся на территории Камбодже. Такое течение получило название красные кхмеры, а его лидером являлся Салот Сар. До сих пор эти два имени символизируют собой геноцид и бесчеловечность. Свою деятельность политик начал развивать с отдела массовой пропаганды, публикуясь в печатных изданиях, что вскоре принесло ему известность. В 1963 году он становится генеральным секретарем партии.

А как же все начиналось? А начиналось все не так страшно, как оказалось в итоге. Салот Сар родился 19.05.1925 на территории одной из кхмерских деревень, располагающейся посреди тропических джунглей. В 1949 году юноша награждается правительственной стипендией и отправляется во Францию для обучения в Сорбонне. Именно в этом месте молодой человек начинает увлекаться политикой, поэтому он вступает в марксистский кружок. Революционные идеи настолько сильно поглотили человека, что вскоре студента отчисляют из образовательного учреждения. Теперь он был вынужден вернуться на свою родину, где он вступает в Народно-революционную партию, которую потом переформировали в коммунистическую.

Пол Пот: красные кхмеры – идеология

Коммунистическая партия с каждым годом набирала силу, пропагандируя радикальные левые взгляды. Красные кхмеры активно выступали против сохранения денег, которые являлись важнейшей чертой общественных капиталистических отношений. По их мнению, было необходимо активно развивать сельское хозяйство, полностью отказываясь от городских жизненных устоев, из-за чего взгляды партии и Советского Союза конфликтовали. Поэтому в качестве своего союзника Салот Сар избрал Китай.

После того как партия оказалась у власти, страна была переименована в Кампучию. В этот период ее лидер выделяет 3 стратегические цели развития. Первой целью Салот Сар ставил отказ от разорения сельского хозяйства, прекращение коррупции и ростовщичества. Вторым намерением стала ликвидация зависимости страны от иных государств. Последней целью партия ставила принятие мер по борьбе с беспорядками.

Однако вся выдвинутая идеология на деле обернулась террором. По статистике, при переформировании общества и жизненных государственных устоев было убито примерно 3 миллиона человек. К тому же Кампучия была фактически ограждена от внешнего мира «железным занавесом».

Во время перестройки общества красные кхмеры придерживались собственной радикальной идеологии. Для ее реализации они полностью отказались от денежных единиц, городских жителей стали насильно переселять в деревенские области. В это время были уничтожено большинство социальных и государственных институтов. Власть полностью отказалась от медицинской, образовательной, культурной и научной сферы. Под строжайшим запретом стали все иноязычные книги, а также любой, кроме кхмерского, язык. Многих жителей арестовывали за простое ношение очков.

Буквально за несколько месяцев все прежние государственные устои были уничтожены с корнем. Преследованию подвергались даже все религии. Особому гонению был подвержен буддизм , хотя большое количество его приверженцев находилось на территории страны. Красные кхмеры делили общество на 3 группы.

  1. Крестьяне – большинство населения.
  2. Жители тех областей, в которых в течение длительного времени происходило сопротивление коммунистам при гражданской войне. Каждый такой район подвергался жесткому перевоспитанию, а точнее – зачисткам в массовых масштабах.
  3. Интеллигенция, духовенство, чиновники, офицеры, которые осуществляли государственную службу при прежних властях. На большинстве из них впоследствии проверялись жестокие кхмерские пытки.

Все репрессии проводились исключительно под лозунгом устранения врагов народа.

В этом видео рассказана история о подростках с автоматами во времена красных кхемеров.

Пол Пот: Камбоджа – социализм и геноцид

Жители, которые насильно были изгнаны из городов в деревню, должны были осуществлять свою деятельность, соблюдая жесткие правила. В основном на камбоджской территории ими выращивался рис, также была возможна заниматься иным сельскохозяйственным трудом.

Кхмерские приверженцы наказывали людей за любые проступки, в особенности за преступления. Все воры, мошенники, нарушители порядка сразу же приговаривались к расстрелу. Воровством считался даже сбор фруктовых плодов на плантациях, находившихся в государственной собственности.

Стоит учесть, что все земельные участки и предприятия, располагающиеся на них, были национализированы. Несколько позже преступления Салот Сара стали рассчитываться, как геноцид. Убийства осуществлялись в массовых объемах, исходя из социальных и этнических признаков. Смертную казнь исполняли по отношению к иностранцам. Также расправлялись с теми, кто имел высшее образование.

Красные кхмеры и трагедия Кампучии: Пол Пот – причины убийств

Салот Сар четко двигался поставленной перед собой идеологии, по которой для формирования социалистического рая необходим был только 1 миллион работоспособных людей. А все остальные жители должны быть уничтожены. То есть геноцид не был порожден борьбой с предателями и врагами народа, а являлся средством для четкого следования намеченному политическому курсу.

Так как диктаторский режим старался не оставлять доказательств своей преступности, статистика погибших в ходе репрессий значительно разнится. По некоторым данным, их число составляет 1 миллион человек, а исходя из других – более 3 миллионов. Из-за «железного занавеса» о том, что творится в стране, было узнать достаточно сложно, эти факты стали просачиваться в мировую историю после падения Пола Пота.

В этом видео представлен фильм о самом кровавом диктаторе ХХ века. Не забывайте оставлять свои пожелания, вопросы и

«Красные кхмеры» и трагедия Кампучии. Пол Пот. 17 апреля 1975 года войска «красных кхмеров» вошли в Пномпень. В стране начался эксперимент, который привел страну к ужасающим последствиям. Стремление кхмерских коммунистов построить «стопроцентное коммунистическое общество» слишком дорого обошлось всему кхмерскому народу. Но нельзя, видимо, рассматривать события исключительно под углом влияния маоизма или желания каких-то отдельных личностей осуществить задуманный эксперимент. Коммунисты Камбоджи имели определенную идеологическую базу своей политики. Лидеры Коммунистической партии, разрабатывая концепцию камбоджийской революции, использовали определенные положения марксистской политэкономии и философии, особенно теорию диктатуры пролетариата и идею уничтожения враждебных классов и вообще всех врагов революции. Безусловно, на Пол Пота и его сторонников большое влияние оказал Мао Цзэдун. Пол Пот признавал в Мао Цзэдуне «великого учителя мирового пролетариата». Используя положения марксизма, ленинизма и маоизма, полпотовцы изобретали новое общество, но в этом плане были не единственными. Большинство их положений отражались в давних идеях анархистов-баку-нинцев и модных в 60-е годы максималистски радикальных теориях Г. Маркузе и Д. Кон-Бендита.
Широкое распространение в Камбодже получили концепции и труды одного из главных идеологов полпотовской группы Ху Юна, выступивший с теорией двух экономических систем. Одну из них он назвал «природной, или естественной», другую - «товарной». Все беды социальной жизни, разделение труда и классовое неравенство, по данной теории, рождала товарная система, которую необходимо было уничтожить и заменить ее «естественной системой», где производство ведется не на продажу, а на удовлетворение потребностей каждой семьи и коллектива. В этом конгломерате идей рождались основные принципы политической деятельности Пол Пота и его сподвижников.
Вопрос о собственности есть главный вопрос любой революции. Взгляд лидеров Компартии Камбоджи на частную собственность как источник эксплуатации имел свои глубинные корни, уходящие вглубь традиционализма кхмерского народа. Частная собственность в стране возникла относительно недавно. Веками кхмерская деревня развивалась на основе корпоративной собственности, право на которую осуществляли государство и в меньшей степени крестьянская община. За многие столетия до появления частной собственности государство даровало и отбирало землю, организовывало прокладку дорог, каналов и т. д. Государство в лице монарха и чиновников распоряжалось не только материальными богатствами, но и самой жизнью человеческой. Поэтому объявление Пол Потом «общества чистого коллективистского социализма» идеалом общественного устройства было понятным основной массе кхмерского населения. По теории Самфана, ближайшего соратника Пол Пота, следовало, что Камбоджа в целях достижения прогресса, должна была повернуть вспять, отречься от капиталистического развития.
Абсолютизация кхмерских представлений о собственности позволила «красным кхмерам» приступить к обобществлению собственности и полной ликвидации любой формы предпринимательства. В этом случае Пол Пот выступил как крайний консерватор, сделав попытку насильственно втиснуть современные средства производства в рамки старых отношений собственности. Ху Юн мечтал о повороте назад, к «золотому веку» крестьянина. В этих мечтах кооперативы представлялись как орудие беднейшего народа. По замыслам партийных лидеров компартии, крестьянство должно объединиться в кооперативы, а затем в коммуны. В них обобществлению подлежало все, за исключением предметов личного пользования. Вся страна виделась как сообщество коммун.
В послевоенное время в Камбодже индустриальная промышленность и города только начинали развиваться на основе развития частной собственности и рынка. Поэтому у Пол Пота и его сторонников города стали воплощением эксплуатации. Пропагандировалась идея о том, что город это огромный насос, вытягивающий жизненные силы из кхмерской деревни. Началось переселение городского населения в деревни на сельскохозяйственные работы, что привело к запустению городов, к полному развалу экономических основ государства и разрухе. В идеях М. Бакунина содержится мысль, что в сообществе коммун должны отсутствовать товарно-денежные отношения. В полпотовской «республике» в 1975 году была произведена полная ликвидация денежного обращения, ва-лютно-финаисовой и кредитно-банковской системы, осуществлен переход к натуральному товарообмену. Бакунин мог бы гордиться, что впервые в мире его идеи почти в полном объеме воплощены в жизнь. Воплощалось в жизнь намерение создать «невиданное в мире государство» без городов, денег и собственности. Но вместо «всеобщего благоденствия» страна нищала и разорялась. Толпы голодных беженцев стали типичным явлением в повседневной жизни страны.
Сианук фактически способствовал приходу к власти Пол Пота. До начала 1976 года формально продолжал существовать НЕФК, и его как ширму продолжали использовать «красные кхмеры». Сианук вернулся из Китая в Камбоджу только осенью 1975 года и тут же попал под домашний арест. Противники монархии, лидеры Компартии уничтожили многих членов семьи Сианука, родственников и соратников. Сианук уцелел только потому, что Мао Цзэдзш и Ким Ир Сен называли его личным другом. Коммунисты до конца старались использовать авторитет и влияние Сианука в стране. После выборов в Собрание народных представителей на первом и последнем его заседании была принята формальная отставка Сианука. В начальный период проведения «эксперимента» Сианук был заложником политических действий Пол Пота.
«Красные кхмеры» приняли республиканскую форму правления и в япваре 1976 года провозгласили новую конституцию, так как прекрасно понимали необходимость юридического оформления своей диктатуры. Согласно конституции, страна получила название Демократическая Кампучия (древнее название страны). Этим полпотовцы старались увязать страну с глубокими традициями, на самом деле возвращая народ кхмеров в средневековую древность. В провозглашенной Демократической Кампучии Кхиеу Самфан стал президентом, Иенг Сари занял пост министра иностранных дел. Однако вся власть сосредоточилась в руках Пол Пота, который был премьер-министром республики. Им был создантоталитарный режим, равного которому не было за всю историю второй половины XX века.
В теории и практике «красных кхмеров» идея равенства прослеживалась буквально во всем. Придя к власти и решая национальные проблемы, Пол Пот и его сторонники объявили, что национального вопроса в стране нет. В стране существует только одна нация и один язык, кхмерский, Партия поставила задачу вытравить сознание национальной принадлежности, этнические особенности, обычаи национальных меньшинств. Использование вьетнамского, тайского и китайского языков запрещалось под страхом смерти. В этой связи и проблема религии разрешалась сама собой. Она была признана вредной для дела революции, и поэтому ее просто запретили.
Практически все, что делали полпотовцы, не могло осуществляться без насилия. Насилие и террор стали главным спутником власти, без которых невозможно стало осуществить ни одного мероприятия. Как-то Пол Пот сказал, что «вокруг все враги». Революционная бескомпромиссность сподвижников Пол Пота, рожденная и воспитанная десятилетней гражданской войной в джунглях, породила в них неограниченную веру в насилие как наиболее эффективный инструмент решения любых проблем. Заняв Пномпень, «красные кхмеры» столкнулись с огромным количеством трудностей, справиться с ними цивилизованными средствами малограмотному представителю госаппарата было практически невозможно. Отказавшись от прежней администрации, полпотовцы создали свою систему управления, но на принципах, привнесенных из джунглей партизанской войны.

Гражданская война научила «красных кхмеров» не считаться с человеческой жизнью. Террор продолжался весь период нахождения Пол Пота у власти. Из семи с половиной миллионов населения страны более трех миллионов человек погибло в ходе организованных Пол Потом преследований и террора. Хотя эти цифры сегодня оспариваются историками, которое называют количество погибших более миллиона человек, все равно, эти цифры носят ужасающий характер. Для кхмерского народа режим и преобразования Пол Пота стали величайшей трагедией, принесшей не только гибель огромной массы людей, но и отбросившей страну в среду средневекового общества. Пол Пот возвратил Камбоджу, которая находилась на стадии капиталистического развития, в ее средневековое состояние. Однако следует обратить внимание на факт, что Пол Пот и его небольшая кучка сторонников вряд ли смогли бы совершить эти многочисленные по размаху преобразования. Лидеры коммунистов опирались на монолитную и воспитанную в духе фанатизма политическую партию, своего рода «орден меченосцев». Компартия использовала критическое положение кхмерского населения, измученного гражданской войной. Почти половина населения страны превратилась в беженцев, лишилась крова и работы. Именно этот слой был питательной средой партии Пол Пота. Обещание построить в короткие сроки справедливое общество находило отклик не только у обездоленного населения, но и у интеллигенции.
Пол Пот сумел привлечь значительную часть интеллигенции к участию уникальном в мире эксперименте. Сианук признавал за Пол Потом редкий дар популиста, умение обращаться к людям так, что они верили ему и шли за ним. По воспоминаниям, Пол Пот был приветливым, мягким и вежливым в общении с людьми, улыбчивым, всегда располагал к себе собеседника. Конечно, Пол Пот был авантюристом и революционером-фанатиком, пренебрегшим личными сторонами своей жизни. Он так же, как и многие другие лидеры Востока, пытался играть роль мессии в своем народе и стране. К этому он шел всю свою жизнь и верил в свое предназначение. Его настоящее имя Салст Сар, затем в период революционной борьбы и подпольной деятельности он сменил свое имя. Пол Поту удалось получить хорошее образование во Франции, он был выпускником Сорбоны, хотя происходил из большой крестьянской семьи середняка, где был седьмым ребенком. Как и многие другие студенты в Париже, был вовлечен в левое радикальное движение, знакомился с работами Троцкого, Сталина и пр. На родине активно включился в деятельность Кхмерской Народно-революционной партии и в 1963 году стал ее генеральным секретарем, и по его настоянию она была преобразована в Коммунистическую партию Камбоджи (КПК). Вершиной его деятельности стало руководство преобразованиями в Кампучии на посту премьер-министра.
События в Кампучии оказались втянутыми в водоворот внешнеполитических противоречий, хотя Пол Пот и его окружение меньше всего стремились к участию в международных делах. Осуществляя политику «опоры на собственные силы», «красные кхмеры» проводили изоляционистскую политику, насколько она была возможной в тот период. Сложность внешнеполитической ситуации состояла в том, что все страны Индокитая оказались в фокусе борьбы между Москвой и Пекином. Во многом эти противоречия определяли содержание и исход политической борьбы в Кампучии и за ее пределами. Мао Цзэдун одновременно протянул руку помощи «красным кхмерам» и предоставил убежище Сиануку. Пекин выглядел как миротворец, и в то же время он готовил необходимую базу в Кампучии для антисоветской и антивьетнамской политики. Китай поставлял Пол Поту оружие и все, что ему требовалось. В совместных политических документах Пекин и полпотовцы клеймили советский «гегемонизм».
СССР влиял на события в Кампучии, используя вьетнамские позиции в Индокитае. Вплоть до свержения Пол Пота Советский Союз упорно молчал о преступлениях кампучийских коммунистов. В 1978 году Вьетнам вступил в СЭВ и одновременно начал получать большие партии оружия. В ноябре того же года был подписан главный договор Вьетнама с СССР, имевший и военный смысл. Этот договор был смертельным приговором режиму Пол Пота. В свою очередь в Пномпене надеялись на помощь Пекина. Столкновение стало неизбежным. Первые крупные военные стычки начались уже с января 1977 года, когда «красные кхмеры» вели регулярный обстрел вьетнамской территории, а к концу года начались приграничные бои. Летом 1978 года после крупномасштабной полпотов-ской «чистки» из Кампучии хлынул поток беженцев в приграничную зону Вьетнама. Люди спасались от преследований в джунглях и во Вьетнаме. Из числа бежавших в восточной зоне удалось создать организованные группы вооруженных людей, готовых воевать против кампучийского режима. Их возглавил Хенг Самрин. Ханой получил союзников-кхмеров.
Решение о вторжении в Кампучию было принято в Ханое на пленуме КПВ в феврале 1978 г., а в апреле ханойское радио призвало кхмерский народ к свержению режима Пол Пота. В январе 1979 года вьетнамцы вошли в Пномпень. В Китае никто не ожидал, что кхмеры получат такое сокрушительное поражение. Пол Пот бежал, но «красным кхмерам» удалось удержаться в районе гористой местности вдоль таиландской границы. Война «красных кхмеров» была продолжена и не прекращалась вплоть до конца 90-х годов.
Поражение полпотовцев означало поражение Китая. Китайцы не могли простить Вьетнаму столь дерзкого выступления против китайских интересов. В январе 1979 года Дэн Сяопин в США произнес слова угроз в адрес Вьетнама. В феврале 1979 года Народно-освободительная армия Китая перешла вьетнамскую границу. Этот факт рассмотрен в нашем разделе по истории Вьетнама. Война не приняла широкого размаха, но обе стороны сделали соответствующие выводы. Полпотовцы продолжали получать необходимую экономическую и военную помощь из Китая. Они снабжались китайским оружием через территорию Таиланда и успешно сопротивлялись правительственной армии. «Красные кхмеры» были уверены, что с помощью Китая они вернутся к Еласти,
С поражением Пол Пота и вводом вьетнамских войск на территорию Кампучии вновь в стране происходит перегруппировка политических сил. Власть с января 1979 г. перешла к созданному при поддержке вьетнамцев Народно-революционному совету Кампучии во главе с Хенг Самрином. Новый режим предпринял попытки восстановления нормальной жизни в стране. Правительство постепенно ввело товарно-денежную систему, восстановило в правах верующих и т. д. Полностью разрушенную Кампучию можно было восстановить, только опираясь на экономическую и военную помощь Вьетнама, за спиной которого стоял Советский Союз. Вьетнамским войскам пришлось ликвидировать основные опорные базы полпотовцез в стране, но они продолжали контролировать пограничную территорию с Таиландом. В Пномпене был создан трибунал, который заочно приговорил Пол Пота к смертной казни. Значительная часть «красных кхмеров» порвала с прежней Компартией, признав прежние эксперименты «трагической ошибкой». Это позволило в будущем решать многие проблемы мирными способами. Ориентируясь на Вьетнам, Хенг Самрин взял курс на постепенное создание в Кампучии предпосылок перехода к строительству социализма.
После того как вьетнамцы выбили «красных кхмеров» из Пномпеня, Сианук во второй раз оказался в эмиграции. Он обосновался в Пхеньяне, где Ким Ир Сен выстроил ему виллу и оплачивал его расходы. Но в 1982 году Сианук покинул добровольное заточение и выехал в КНР. Китаю в переговорах с Сиануком удалось добиться соединения всех оппозиционных сил Вьетнама и СССР в единую коалицию. В июне 1982 года в столице Малайзии встретились соратник Пол Пота Кхиеу Сам-фан, глава свободных кхмеров Сон Сан и монархист-демократ Сианук. Они подписали соглашение о создании «коалиционного правительства Демократической республики Кампучии в изгнании». Объединялись ультралевые, в какой-то мере признавшие свои ошибки, республиканцы и монархисты в борьбе против провьетнамского режима. Такой коалиции еще не было. Национализм брал верх. Влияние Вьетнама на события в Кампучии постепенно ослабевало.
Присутствие вьетнамских войск в Кампучии создавало напряженную атмосферу как внутри страны, так и на международней арене. Народная республика Кампучия (так она называлась при Хенг Самрине) была признана только странами социалистического содружества, кроме Румынии, а также их союзниками в странах «третьего мира». Что касается США, КНР и большинства стран - членов ООН, то они продолжали официально признавать коалиционное правительство в изгнании. Период перестройки в СССР также привел к ослаблению внимания Советского Союза к политическим событиям в Юго-Восточной Азии. СССР постепенно покидал Вьетнам. Вынуждены покинуть Кампучию и вьетнамские войска. С уходом вьетнамских войск из Кампучии в 1989 году началась новая страница и новый поворот истории кхмерского государства.