Установление земельного сервитута является легальным способом закрепить ограниченное право пользования чужим наделом. По своему правовому статусу сервитуты могут являться частными и публичными, а их условия могут оформляться в виде добровольного соглашения или судебного акта.

В этом материале можно узнать, что такое сервитут на земельный участок, и какие нюансы сопровождают процедуру его установления.

Что это такое

Правовое понятие сервитута закреплено в статье 274 ГК РФ и статье 23 ЗК РФ и подразумевает установление ограниченного права пользования соседним земельным наделом. Эта процедура может существенно ограничить законное право владельца чужого земельного надела, поэтому произвольное введение сервитута не допускается. Исходя из анализа статьи 274 ГК РФ, правоотношения сервитута могут возникать в следующих ситуациях:

  • необходимость закрепления права граждан или уполномоченных ведомств на беспрепятственный доступ через смежный земельный надел - по условиям сервитута будет определено право прохода или проезда, в том числе через строго ограниченную зону участка;
  • необходимость государственных или муниципальных работ для возведения, реконструкции или использования линейных объектов - в данном случае введение режима сервитута не может нарушать право на использование участка по разрешенному пользованию;
  • необходимость проложить систему ресурсоснабжения к соседнему участку;
  • введение ограничений для пользования участком в интересах неограниченно круга лиц;
  • иные ситуации, когда законное право пользования может быть ограничено в пользу иных лиц.

Как правило, перечисленные ограничения устанавливаются в форме частного сервитута, условия которого определяются по соглашению сторон или на основании судебного акта. Если условия ограничений регламентируются законодательными актами, вводится публичный земельный сервитут. Рассмотрим правовые основания для введения режима частного или публично сервитута.

Введение публичного сервитута не требует обращения в суд или оформления соглашения между определенными лицами. Для этого властными органами РФ, региона или муниципального образования принимается нормативный акт, в котором будет зафиксированы все существенные условия сервитута. Для принятия указанных актов нужно обязательно провести общественные слушания с участием местного населения.

Статьей 23 ЗК РФ регламентирован исчерпывающий перечень ситуаций, когда на временный или постоянный срок будет вводиться сервитут публичного характера. Выделим наиболее распространенные случаи, когда в интересах местных граждан, либо государственных и муниципальных органов, может вводиться ограничение прав собственников:

  • обеспечение беспрепятственного прохода или доступа для неограниченного круга лиц (например, для свободного прохода к местам общего пользования);
  • использование частного надела для проведения ремонтных работ на ресурсоснабжающих коммуникациях;
  • использование чужого участка для прогона скота;
  • для размещения различных видов государственных геодезических меток (например, межевых знаков);
  • иные ситуации, перечисленные в статье 23 ЗК РФ.

Поскольку введение сервитута публичного характера существенно ограничивает законные интересы правообладателя, должны досконально соблюдаться все требования законодательных актов. При выявлении нарушений владелец участка может обжаловать нормативный акт властных органов в судебном порядке.

Также закон предусматривает обязательную регистрацию любых видов сервитутов, для этого необходимо обратиться в службу Росреестра. Сведения о сервитуте, а также его сроках, будут доступны для ознакомления путем получения выписки из госреестра ЕГРН .

Частный сервитут устанавливается в отношении конкретных лиц либо группы субъектов, т.е. носит персональный характер. Установление указанного ограничения может происходить в добровольном или принудительном порядке. Если правообладатель надела не возражает против ввода сервитута, все договоренности сторон можно оформить в виде письменного соглашения.

Соглашение об установлении сервитута земельного участка должно предусматривать все существенные условия, которые будут соблюдаться сторонами:

  • дата и место составления документа;
  • личные данные каждого участника соглашения (владельцев смежных участков и правообладателя земли);
  • сведения о земельном наделе, в отношении которого вводится ограничение - кадастровый номер, описание площади и т.д.;
  • суть вводимых ограничений - для каких целей устанавливается сервитут (проход или проезд, и т.д.);
  • срок введения ограничений;
  • перечень лиц, имеющих право пользования сервитутом;
  • описание зоны, на территорию которой будет распространяться режим частного сервитута - весь участок или отдельная его часть.

Обратите внимание! За ограничение в виде частного сервитута допускается взимание платы, если иное прямо не указано в законодательных актах. Размер платежей может устанавливаться по договоренности сторон, а при отсутствии взаимного компромисса - в рамках судебного производства.

Добровольное соглашение о сервитутном ограничении должно быть зарегистрировано в службе Росреестра с внесением сведений в ЕГРН. Для этого нужно предварительно заказать и получить межевой план на землю у кадастрового инженера. Необходимость получения межевого плана связана с требованием Федерального закона № 218-ФЗ - любые изменения данных в госреестре ЕГРН должны быть изначально изложены в межевом плане. Графическая и текстовая часть межевого плана должна соответствовать условиям соглашения, этот момент будет проверяться во время регистрационных действий.

Если переговоры с правообладателем участка не привели к результату, есть возможность урегулировать спор в судебном порядке. Для этого можно использоваться вариант установления сервитута, который предлагался для досудебного соглашения. Рассмотрение споров, связанных с указанными ограничениями земельных прав, входит в компетенцию судов общей юрисдикции (районные или городские суды).

На что нужно обратить внимание при обращении в суд? В содержание искового заявления рекомендуется включить следующие пункты:

  • наименование судебного учреждения, которое будет рассматривать дело;
  • личные данные всех заинтересованных сторон (владельцем соседних участков);
  • сведения о возникновении спора - что именно позволит решить ограничение права;
  • вариант условий сервитута, который предлагает истец;
  • обоснование срока, на который необходимо ввести ограничение права.

Суд не вправе обязать собственника надела подписать соглашение о сервитуте, поэтому в решении будут зафиксированы все условия ограниченного права пользования. При этом суд обязан принять во внимание не только требование владельца смежного участка, но и интересы правообладателя.

При вынесении решения судебное учреждение будет учитывать следующие нюансы:

  1. если у сторон и суда недостаточно специальных познаний в сфере земельных правоотношений, может назначаться экспертное исследование или к участию в процессе может привлекаться специалист в указанной отрасли (как правило, приглашается кадастровый инженер с квалификационным аттестатом);
  2. решение суда должно содержать точные пространственные метки, в пределах которых будет действовать сервитут (это необходимо для внесения данных о сервитуте в госреестра ЕГРН);
  3. надлежащим ответчиком по делу может выступать только собственник спорного земельного надела, так как временный владелец объекта (арендатор, пользователь) не вправе участвовать в урегулировании такого спора.

Также в судебном процессе должен разрешаться вопрос и о размере платы за пользование чужим наделом земли. Поскольку закон не содержит правила взимания платы в таких случаях, будут использованы положения судебной практики, либо понадобится заключение специализированной экспертизы.

Отдельного внимания заслуживает регистрационная процедура в службе Росреестра. Если условия сервитута были определены в соглашении, для регистрации потребуется участие обеих сторон. На основании судебного акта заявление будет подавать только заинтересованное лицо.

В службу Росреестра представляются следующие документы:

  • заявление о проведении регистрационных действий;
  • правоустанавливающие документы на спорный и смежный земельный надел (свидетельство о праве, выписка из госреестра ЕГРН и т.д.);
  • межевой план с выделением зоны действия сервитута;
  • обоюдное соглашение или судебный акт, на основании которого будет проводиться регистрация;
  • документы, удостоверяющие личность сторон сервитута;
  • нотариальная доверенность на представителя;
  • платежное поручение, подтверждающее перечисление госпошлины.

Для проведения регистрационных действий уплачивается госпошлина в размере 1500 рублей для физлиц и 6000 для предприятий.

Прекращение сервитута происходит по истечении срока его действия, либо по обращению в суд заинтересованного лица. Например, основанием для обращения в суд будет являться существенное нарушение условий ограниченного пользования в виде нарушения правил разрешенного землепользования. Для официального прекращения действия сервитута в госреестр ЕГРН должны быть внесены соответствующие сведения.

Граждане помните, Вы не можете остаться без доступа (прохода и проезда) к Вашему участку на основании ФЗ-221
2.1. Орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления постановки на учет земельного участка также в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута.

Еще на этапе назревания конфликта, закажите в Рос реестре (https://rosreestr.ru/site/)межевой план 1).на Ваш участок и 2).на участок через который осуществляется доступ . Кадастровые номера данных участков можно узнать на публичной кадастровой карте (http://maps.rosreestr.ru/PortalOnline/) В межевом плане обязательно указывается, через какие земли осуществляется доступ (проход и проезд) к Вашему участку: земли общего пользования или с указанием кадастрового номера соседнего участка. Пример такого межевого плана: (ЗОП могут находиться в частной собственности)
Обратите внимание: 1. В случае, если образуемый (измененный) земельный участок является земельным участком общего пользования, раздел "Сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или измененным земельным участкам" межевого плана не заполняется.(ЗОП могут быть в частной собственности)
Обратите внимание: 2. Если доступ к землям общего пользования обеспечивается через смежный земельный участок, сведения об обеспечении образуемых (измененных) земельных участков доступом к земельным участкам общего пользования посредством ограничения прав правообладателей смежных земельных участков включаются в межевой план на основании соответствующих договоров, либо соглашений, заключаемых между собственниками земельных участков, либо лицами, которым такие земельные участки предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения или на праве постоянного (бессрочного) пользования (п.64 Приказа Минэкономразвития РФ №412 от 24.11.2008 г).
Обратите внимание: 3. В графу «Характеристика части» разделов текстовой части межевого плана вносятся слова: «Часть земельного участка образована в целях обеспечения земельного участка №_ (указывается его кадастровый номер или обозначение) доступом к землям (земельным участкам) общего пользования. Там должно быть написано: «Сведения об обременениях и ограничениях: осуществляется доступ к участку с кадастровым номером ХХХХХ» Если на соседний участок обременений нет, то это ошибка кадастрового инженера, которую необходимо исправить . Ошибка допущена на этапе разделения участков. Не должно быть такой записи (на участок, через который осуществляется доступ): ограничений и обременений не установлено.

ФЗ-221
Требования к проекту межевания земельных участков
(утв.приказомМинистерства экономического развития РФ от
3 августа 2011 г. N 388) Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 сентября 2011 г. Регистрационный N 21825 (имеет силу закона)
3. Проект межевания утверждается: 2) решением собственника земельной доли или земельных долей.
6. Проектмежевания состоит из текстовой и графической частей,
которые делятся на разделы.
В случаях, предусмотренных Требованиями, в состав Проекта межевания включается приложение.
7. К текстовой части Проекта межевания относятся следующие разделы:
6) сведения об обеспечении доступа к образуемым или
измененным земельным участкам.
Обратите внимание: Сначала подготавливается и утверждается собственником участка проект межевания. В проекте есть сведения об обеспечении доступа к образуемым или
измененным земельным участкам. Утверждая данный проект, собственник, берет на себя обязательства по обеспечению доступа к вновь образуемым участкам. Данное обременение становится постоянной характеристикой для участка, с помощью которого осуществляется доступ и уже не зависит от собственника.

Подробнее в прикрепленных файлах

Граждане помните, Вы не можете остаться без доступа (прохода и проезда) к Вашему участку
Хочу уточнить - бесплатному.

27.06.2018 , Сашка Букашка

Сервитут - это официальное разрешение на ограниченное пользование определенным участком земли, которое выдается третьему лицу (заявителю) для обеспечения собственных нужд. Право собственности на землю дает возможность полностью ограничить доступ третьих лиц на свою территорию. Однако такое ограничение можно обойти. Для этого потребуется оформить специальный юридический документ. О том, что такое сервитут земельного участка простым языком, расскажем в нашей статье.

Что такое сервитут

Что такое сервитут на земельный участок простыми словами? Это ограниченное право воспользоваться чужой территорией для собственных нужд. Такое разрешение потребуется получить для проезда или прохода по чужой территории, например, для строительства недвижимости или для проведения ремонтных работ.

Важно отметить, что получить такое разрешение можно двумя способами:

  • заключив соглашение с собственником;
  • добившись разрешения через суд.

Однако в обоих случаях документ придется зарегистрировать в Едином госреестре недвижимости. В противном случае он считается ничтожным (то есть недействительным).

Ключевое условие получения сервитута (права ограниченного пользования чужим земельным участком) - это невозможность удовлетворить нужды заявителя другим путем. То есть земельный участок обязательно нужен для проезда или провоза чего бы то ни было и обойти его другим путем невозможно. Например, если существует возможность обеспечить потребности заявителя иным способом, то получить официальные документы не получится.

ВАЖНО! Собственник земли, которая подлежит обременению, имеет полное право требовать платы за предоставление возможности пользоваться его землей. Для определения периодичности и размера выплат потребуется составить исковое заявление в суд общей юрисдикции.

Виды сервитутов по земельному законодательству

Законодатели определили несколько действующих видов документального разрешения на ограниченное использование частных и государственных земель. Так, например, официальные разрешения принято классифицировать на частные и публичные, а также на срочные и постоянные. Теперь рассмотрим каждый из видов подробнее.

Частный сервитут на земельный участок оформляется между физическими лицами. То есть один гражданин получает возможность использовать земучасток другого лица. Условия предоставления определяются путем переговоров, а достигнутые соглашения регистрируются в госорганах. Если же собственник земли не желает идти на компромисс, то получить разрешение можно через соответствующую судебную инстанцию. Однако перед обращением в суд необходимо реально оценить ситуацию и просчитать все возможные пути решения возникшей проблемы. В ином случае суд откажет в выдаче разрешительного документа.

Публичный сервитут на земельный участок устанавливается в ином порядке. Это право закрепляется специальным законом либо иным нормативно-правовым актом соответствующего органа власти (федерального, регионального или муниципального уровней). Ключевое значение публичных разрешений - это возможность решения государственных и муниципальных задач без постоянного или временного занятия частных земель. Например, для ремонта коммунальных сетей, прогона сельскохозяйственного скота, прохода строительной техники, установки специальных знаков, проведения изыскательных исследований и прочих нужд.

Отметим, что публичный сервитут можно оспорить. То есть если установит, что его права и свободы нарушены (например, обеспечить госнужды можно через другие участки), то суд может отменить установление публичного сервитута на земельный участок.

Не стоит забывать, что при оформлении публичного обременения на землю собственник вправе истребовать соответствующую плату с органа государственной власти, который утвердит данное ограничение. Для назначения выплат придется обратиться в суд. Однако плату назначат только при существенном обременении. Например, если использовать участок по назначению уже нельзя (скажем, там проложили ЛЭП и теперь уже ничего не посадить).

Срочные и постоянные разрешения классифицируют по сроку действия. То есть постоянное право выдается без какого-либо временного ограничения, а срочное оформляется на конкретный период времени.

Как восстановить проезд к Вашему земельному участку, если соседи этот проезд отмежевали и перегородили? Поделюсь своими соображениями.

1. Скажу сразу, что эти споры не простые и если разрешать их формально, то абсолютное большинство граждан, которым соседи перекрыли проезд, останется без защиты. Дело вот в чем.

Из содержания п.п. 11, 12 ст. 1 ГрК РФ следует, что территории общего пользования – это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования обозначаются красными линиями.

Согласно ст.ст. 42, 43 ГрК РФ красные линии утверждаются в составе проекта планировки территории или проекта межевания территории.

В п. 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2017) (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 15 ноября 2017 г.) разъяснено, что «…исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в п. 12 ст. 1 ГрК РФ, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства. Установление границ территорий общего пользования в соответствии с ч. 1 ст. 42 ГрК РФ осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются в том числе красные линии (ч. 3). Согласно ч. 6 ст. 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются также красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с п. 2 ч. 2 этой статьи».

По градостроительному законодательству получается, если для захваченного соседом проезда документацией по планировке территории не установлены красные линии, то нет оснований утверждать, что сосед отмежевал и перекрыл территорию общего пользования.

2. По вопросу о том, как восстановить перекрытый проезд мое мнение следующее.

Практика показывает, что в большинстве населенных пунктов документация по планировке территории с красными линиями если и будет когда-либо утверждена, то очень не скоро. Тем временем недобросовестные соседи будут захватывать проезды. Споры будут возникать и разрешать их нужно не формально, а по существу.

В соответствии с п. 1 ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Из данной нормы не следует, что речь идет только о земельных участках, формально отнесенных к территориям общего пользования в соответствии с градостроительным законодательством.

Далее. Согласно ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Приведенные выше нормы не допускают самовольного занятия земель или земельных участков в рамках уточнения местоположения границ. При выполнении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка, кадастровый инженер должен руководствоваться документами, указанными в законе, либо сведениями о фактическом местоположении уточняемых границ земельного участка, существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии с п. 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства (утверждены Росземкадастром 17 февраля 2003 г., редакция от 18 апреля 2003 г.) в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом – в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3,5 метров). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом. Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута.

Статьей 12 ГК РФ установлено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Таким образом, если сосед при межевании своего земельного участка самовольно захватил не закрытые для общего доступа государственные или муниципальные земли, через которые возможен доступ к Вашему участку, то Вы вправе оспаривать местоположение границ соседского участка и требовать освобождения проезда.

Ваши требования будут направлены на восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и устранение нарушений права, не связанных с лишением владения земельным участком. Применение этого способа защиты не обусловлено формальным отнесением спорного проезда к территориям общего пользования в соответствии с градостроительным законодательством.

Думаю, такая позиция имеет полное право на жизнь и подтверждается материалами судебной практики.

Например, в определении Верховного Суда РФ от 13 марта 2018 г. № 77-КГ17-37 по делу об исключении из ГКН сведений о месторасположении границ земельного участка указано следующее: «Еремин В.И., обратившись в суд с иском и уточнив исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении границ принадлежащего Костомаровой А.Н. земельного участка, расположенного по адресу: .
В обоснование своих исковых требований Еремин В.И. указал, что он является собственником земельного участка N по ул. в с. области. Граница земельных участков N 87 и 89 является смежной не на всем протяжении, а только в части, так как в другой ее части между земельными участками имеется земельный участок из состава земель общего пользования, которым стороны пользовались для проезда на свои огороды в соответствии со сложившимся в течение длительного времени порядком пользования. В 2015 году ответчик провел межевание границ своего земельного участка таким образом, что часть земельного участка, входящего в состав земель общего пользования и используемого сторонами для проезда, вошла в границы земельного участка N 87. Еремин В.И. полагает, что в результате указанных действий ответчика нарушен сложившийся порядок землепользования, а также его права, поскольку затруднен проезд к его земельному участку и расположенному на нем гаражу.
Решением Добринского районного суда Липецкой области от 26 декабря 2016 г. исковые требования Еремина В.И. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 19 апреля 2017 г. решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение об отказе в иске.
…Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, установил, что в 2015 году при межевании и постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером в него включена часть земельного участка из состава земель населенного пункта, при этом согласование границ с администрацией сельского поселения и с заинтересованными лицами не проводилось.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции исходил из того, что данные кадастрового учета земельных участков Еремина В.И. и Костомаровой А.Н. не соответствуют их фактическим границам, что исключает возможность удовлетворения иска.
С указанными выводами суда апелляционной инстанции нельзя согласиться по следующим основаниям.
…При этом судебной коллегией по гражданским делам Липецкого областного суда не учтено, что требования истца не связаны с установлением смежных границ земельных участков сторон, а сводятся исключительно к устранению препятствий в пользовании земельным участком общего пользования, включенным в границы земельного участка с кадастровым номером, то есть к восстановлению права истца на проезд по землям общего пользования к его земельному участку и гаражу».

В постановлении Президиума Московского областного суда от 11 апреля 2018 г. № 139 по делу об устранении препятствий в проезде к земельному участку, признании недействительным межевого плана, исключении сведений из ЕГРН о границах указано следующее: «К.Е. обратилась в суд с иском к Ю.Ю., Ю.О., К.Т. о возложении обязанности устранить препятствия в проезде к ее земельному участку и демонтировать ограждения, признании недействительным межевого плана земельного участка, принадлежащего Ю., исключении из ЕГРП сведений о его границах, взыскании судебных расходов.
В обоснование иска сослалась на то, что она является собственником земельного участка площадью 1 800 кв. м с кадастровым номером, расположенного по адресу: . Указанным участком семья истца пользуется с 1989 года. К участку имелся единственный проезд по муниципальной земле, который располагался между земельными участками Ю-ных и К.О. В результате межевания участка Ю-ных в 2013 году, установления ответчиками ограждений с запользованием части муниципального проезда его ширина сократилась до 1,2 метра, в связи с чем стал невозможным подъезд к участку истца на транспорте.
…Заявляя настоящий иск об оспаривании кадастровых границ и обязании ответчиков демонтировать ограждения, истец ссылалась на то, что они установлены с захватом муниципальной земли общего пользования, по которой истец осуществляла проход и проезд к своему земельному участку и дому.
Данные доводы подтверждены заключением проведенной по делу судебной экспертизы. Названное экспертное заключение судом не опровергнуто и недостоверным доказательством не признано, в связи с чем у судебных инстанций не имелось оснований для выводов об отсутствии нарушений прав и законных интересов истца».

Еще пример. В определении Верховного Суда РФ от 17 июля 2018 г. № 32-КГ18-8 по делу о признании дороги территорией общего пользования, признании недействительными результатов межевания земельных участков, решения об образовании земельных участков, восстановлении границ земельного участка указано следующее: «Солдатенко В.А. обратилась в суд с иском к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области (далее — Территориальное управление), Шмелькову В.А., ООО «Поволжское агентство корпоративной безопасности» (далее — Общество), Пенькову Д.Ю., Отставному А.В., администрации муниципального образования «Город Саратов», комитету по управлению имуществом г. Саратова о признании дороги территорией общего пользования, признании недействительными результатов межевания земельных участков, признании недействительным решения об образовании земельных участков, восстановлении границ земельного участка.
В обоснование требований Солдатенко В.А. указала, что она является собственником земельного участка площадью 7973 кв. м с кадастровым номером и земельного участка площадью 4976 кв. м с кадастровым номером, расположенных по адресу: г. Саратов, Волжский район, пос. Зональный. На этих земельных участках истцом возведены нежилые строения. Проезд к названным строениям осуществляется через земли общего пользования, которые на основании распоряжения Территориального управления от 14 ноября 2013 г. N 372-р переданы в собственность Отставному А.В., Шмелькову В.А., Пенькову Д.Ю. и Обществу. По мнению истца, передача ответчикам земель общего пользования противоречит закону, поскольку земельные участки общего пользования не подлежат отчуждению.
Решением Волжского районного суда г. Саратова от 22 июня 2017 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 20 сентября 2017 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
…Суды указали, что земельные участки ответчиков не могут быть отнесены к землям общего пользования, поскольку эти участки не расположены в границах красных линий и не включены в состав территорий общего пользования в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом Российской Федерации. Суды также сослались на наличие возможности проезда к земельным участкам истца без использования земельных участков Отставного А.В., Шмелькова В.А., Пенькова Д.Ю. и Общества.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что с обжалуемыми судебными постановлениями согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Приведенной императивной правовой нормой предусмотрен запрет передачи в частную собственность земель общего пользования, в том числе занятых проездами.
Названный запрет не поставлен в зависимость от каких-либо обстоятельств, в том числе от того, находятся ли земли общего пользования в границах красных линий и включены ли эти земли в состав территорий общего пользования в порядке, предусмотренном градостроительным законодательством.
В обоснование заявленных требований Солдатенко В.А. указывала, что в частную собственность ответчиков незаконно переданы земли общего пользования, занятые проездом.
При таких обстоятельствах для правильного разрешения спора судам следовало установить, входят ли занятые проездом земли общего пользования в состав земельных участков, предоставленных в собственность Отставному А.В., Шмелькову В.А., Пенькову Д.Ю. и Обществу.
Однако в нарушение приведенной правовой нормы какой-либо оценки этому вопросу суды не дали, формально сославшись на то, что названные земельные участки не расположены в границах красных линий и не входят в состав территорий общего пользования».

Нужна помощь по этой теме? Записывайтесь на прием по тел.: +7 906 074 76 14.

С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович

Две организации заключили договор пользования внутренней территорией одной из организаций для прохода/проезда. Т.е. фактически установили сервитут. Договор подписан. Деньги за проход/проезд ежемесячно перечисляются. Но договор не зарегистрирован. Какие последствия могут наступить для стороны, которая пользуется территорией по договору?

Ответ

Возможность наступления негативных последствий для организации не усматривается.

Если договор (соглашение о сервитуте), который нужно было зарегистрировать, в итоге не был зарегистрирован, то это повлечет следующие правовые последствия.

Незарегистрированное соглашение обязательно для его сторон с момента подписания. Разумеется, если стороны согласовали все существенные условия. Во взаимоотношениях друг с другом они не вправе ссылаться на незаключенность договора в обоснование неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств.

Незарегистрированный договор по общему правилу не порождает правовых последствий для третьих лиц, которые не выступали сторонами по договору. Поскольку из-за того, что договор не зарегистрирован, третьи лица не могут знать о факте заключения договора и его условиях.

Такие разъяснения содержатся в информационного письма Президиума ВАС РФ № 165.

«Последствия несоблюдения требования о регистрации договора

Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации (). Если такой договор не зарегистрирован, то для всех третьих лиц он считается незаключенным и не порождающим правовых последствий.

Однако отсутствие регистрации не означает, что стороны могут не исполнять условия договора.

Таким образом, если договор, который нужно было зарегистрировать, в итоге не был зарегистрирован, то это повлечет следующие правовые последствия.

1. Незарегистрированный договор обязателен для его сторон с момента подписания. Разумеется, если стороны согласовали все существенные условия. Во взаимоотношениях друг с другом они не вправе ссылаться на незаключенность договора в обоснование неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств.

Сама по себе государственная регистрация имеет целью защиту третьих лиц, которые могут приобретать права на имущество, ставшее предметом договора. Однако стороны обязаны исполнять его условия независимо от наличия или отсутствия регистрации.

2. Незарегистрированный договор по общему правилу не порождает правовых последствий для третьих лиц, которые не выступали сторонами по договору. Поскольку из-за того, что договор не зарегистрирован, третьи лица не могут знать о факте заключения договора и его условиях.

Но это правило не действует, если третьему лицу по тем или иным причинам было известно о наличии незарегистрированного договора. Например, если новый собственник объекта недвижимого имущества узнал о наличии арендатора и не изъявил желания прекратить арендные правоотношения. Это означает, что арендодатель был согласен на сохранение договорных отношений с таким арендатором. И если впоследствии он потребует выселения на том основании, что договор не был зарегистрирован, то в иске может быть отказано. Это объясняется тем, что собственник недвижимого имущества (арендодатель) действует недобросовестно, ссылаясь на отсутствие государственной регистрации договора, о котором он знал в момент приобретения имущества.

Такие разъяснения содержатся в информационного письма Президиума ВАС РФ № 165.*

В то же время, если договор, требующий государственной регистрации, совершен в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от его регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации договора. В этом случае договор будет зарегистрирован на основании решения суда (). Сторона, необоснованно уклоняющаяся от регистрации договора, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации сделки ().

Таким образом, при использовании данного способа защиты истец должен доказать, что одновременно выполняются два условия.

Во-первых, что договор совершен в надлежащей форме. Это обстоятельство, как правило, можно доказать, представив подписанный экземпляр договора, на котором отсутствует штамп регистрирующего органа. Так, закон прямо требует, чтобы договор аренды здания или сооружения был совершен в письменной форме путем составления единого документа (). Если же, к примеру, долгосрочный договор аренды будет совершен не путем составления единого документа, как этого требует статьи 651 Гражданского кодекса РФ, а путем обмена документами, то в этом случае у суда не будет оснований для вынесения решения о регистрации договора. В этом случае будет нарушена форма договора аренды недвижимого имущества, что исключает удовлетворение искового требования о регистрации договора.

Во-вторых, что контрагент уклоняется от регистрации договора. Это можно подтвердить, к примеру, письмом, в котором истец просил контрагента предоставить необходимые для регистрации договора документы. Важно иметь доказательства того, что контрагент это письмо получил. Таким доказательством может быть подпись контрагента, его представителя или его работника о принятии письма либо квитанция об отправке этого письма контрагенту по почте с уведомлением о вручении.

Срок исковой давности по требованиям о регистрации договора составляет один год (). Этот срок исчисляется с момента, когда истец узнал или должен был узнать о том, что другая сторона уклоняется от государственной регистрации ( «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - постановление Пленума Верховного суда РФ № 25)). При этом сторона, которая фактически исполняла сделку до ее необходимой государственной регистрации, не вправе ссылаться на истечение срока исковой давности по требованию другой стороны о ее государственной регистрации ().

Срок исковой давности по требованиям одной стороны сделки к другой стороне о возмещении убытков, которые вызваны уклонением последней от государственной регистрации этой сделки, составляет три года ().

Если от регистрации договора уклонялись обе стороны, то у суда не будет оснований для вынесения решения о регистрации договора».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.