Правовые основы безопасности жизнедеятельности имеют иерархическое строение, то есть требования верхних уровней должны быть учтены при разработке нижних, конкретных подзаконных актов.

Государства, входящие в межгосударственные объединения (например, ООН), должны учитывать международные соглашения и декларации при разработке своего внутреннего правового поля. Так, например, в Конституции должны быть учтены такие статьи "Всеобщей декларации прав человека" как:

· статья N 3 "Каждый человек имеет право на жизнь...";

· статья N 23 "Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия..." и т.п.

Упрощенно существующую иерархию в правовом пространстве БЖД можно представить следующим образом.

1. Высший уровень иерархии представлен Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года. Конституция РФ включает ряд статей, посвящённых охране труда, природы и здоровья человека.

2. Кодексы законов и отдельные законы РФ. Так, например, 9 декабря 1971 года был принят кодекс законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ), а 23 июня 1999 года принят федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации".

3. Указы и распоряжения Президента РФ.

4. Постановления и распоряжения Правительства РФ;

5. Система стандартов безопасности труда (ССБТ), строительные нормы и правила (СНиП), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), гигиенические нормы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН) и др.

6. Инструкции, правила, памятки, руководства, методические указания и т.п. Высшая судебная власть в России осуществляется Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. Надзор за исполнением законности осуществляет институт прокуратуры РФ.

2. Законодательные основы охраны труда

В основном законе нашего государства. Конституции Российской Федерации, принцип охраны труда определён в статье 37: "...Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены...".

В "Кодексе законов о труде Российской Федерации" отражены следующие вопросы:

· в главе Х - "Охрана труда";

· в главе XI - "Труд женщин";

· в главе XII - "Труд молодёжи".

Основные принципы государственной политики в области охраны труда представлены в федеральном законе РФ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", принятом 23 июня 1999 года. В частности:

· признание приоритета жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности;

· государственное управление и координация деятельности в области охраны труда, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

· установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности;

· обеспечение общественного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда;

· обязательность расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· обучение безопасным методам труда и подготовка специалистов в области охраны труда;

· гарантирование компенсаций за вред, причинённый работникам другие принципы.

Дополнительные условия охраны труда рассматриваются при составлении коллективного договора и контракта, т.е. индивидуального трудового договора (КЗоТ РФ, глава 3).

Правительством Российской Федерации 12 августа 1994 года принято постановление N937 "О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерация", которым утверждён перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в Российской Федерации.

Этим же постановлением установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, обязательные для применения при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Согласно постановлению, можно выделить следующие виды нормативных правовых актов по охране труда (в скобках приводятся сокращённые обозначения).

1. Государственные стандарты Системы Стандартов Безопасности Труда (ГОСТ Р ССБТ) - утверждают Госстандарт России и Минстрой России.

2. Отраслевые стандарты системы стандартов безопасности труда (ОСТ ССБТ) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.

3. Санитарные правила (СП), санитарные нормы (СН), гигиенические нормативы (ГН) и санитарные правила и нормы (СанПиН) - утверждает Госкомсанэпиднадзор России.

4. Строительные нормы и правила (СНиП) - утверждает Минстрой России.

5. Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) - утверждают федеральные органы надзора в соответствии с их компетенцией.

6. Правила по охране труда межотраслевые (ПОТ М) - утверждает Минтруд России.

7. Межотраслевые организационно-методические документы (положения, рекомендации, указания) - утверждают Минтруд России и федеральные органы надзора.

8. Правила по охране труда отраслевые (ПОТ О) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.

9. Типовые отраслевые инструкции по охране труда (ТОИ) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.

10. Отраслевые организационно-методические документы (положения, указания, рекомендации) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе государственных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, разрабатывают и утверждают соответствующие нормативные правовые акты по охране труда.

Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия системы стандартов безопасности труда (СТП ССБТ), инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных нормативных правовых актов и соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда.

3. Инструкции по охране труда на предприятии

Сложность современного производства требует комплексного подхода к охране труда. В этих условиях предприятие решает следующие задачи:

· обучение работающих вопросам охраны труда;

· обеспечение безопасности производственного оборудования;

· обеспечение безопасности зданий и сооружений;

· обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты;

· обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха;

· обеспечение безопасности производственных процессов;

· нормализация условий труда и др.

Одним из важнейших направлений охраны труда на предприятиях является обеспечение работников инструкциями по охране труда. Данная работа должна осуществляться в соответствии с "Методическими указаниями по разработке правил и инструкций по охране труда", утверждёнными постановлением Минтруда РФ N 129 от 1 июля 1993 года.

Инструкция по охране труда - нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, на строительных площадках и в иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные обязанности.

Инструкции по охране труда могут быть типовые (отраслевые) для работников предприятий, участков и конкретного рабочего места. Инструкции по охране труда разрабатываются на основе межотраслевых и отраслевых правил по охране труда и не должны им противоречить.

Утверждённые инструкции для работников учитываются службой охраны труда предприятия в журнале учёта. Надзор и контроль за соблюдением правил и инструкций по охране труда осуществляется федеральными органами надзора.

Инструкции для работников по профессиям и на отдельные виды работ разрабатываются в соответствии с утверждённым работодателем перечнем, который составляется при участии руководителей подразделений, служб главных специалистов и др. Разработка инструкций для работников осуществляется на основе приказа работодателя.

Инструкции для работников разрабатываются руководителями подразделений (цехов, отделов, лабораторий и др.).

Служба охраны труда организации осуществляет контроль за своевременной разработкой и пересмотром инструкций для работников, а также оказывает методическую помощь разработчикам.

Типовая инструкция и инструкция для работников должны содержать следующие разделы:

· общие требования безопасности;

· требования безопасности перед началом работ;

· требования безопасности во время работы;

· требования безопасности в аварийных ситуациях;

· требования безопасности по окончанию работы.

Инструкции для работников не должны содержать ссылок на какие-либо нормативные акты, кроме ссылок на другие инструкции для работников, действующие на данном предприятии. В инструкциях не должны применяться слова, подчёркивающие особое значение отдельных требований (например, "категорически", "особенно", "строго" и т.п.), так как все требования инструкции должны выполняться работниками в равной степени. Замена слов в тексте буквенным сокращением допускается при условии полной расшифровки.

Эффективный и безопасный труд возможен только в том случае, если производственные условия на рабочем месте отвечают всем требованиям международных стандартов в области охраны труда.

В условиях становления рыночной экономики и социальной нестабильности обостряется проблема соблюдения прав работников на нормальные условия и охрану труда. В Российской Федерации в последние годы практически во всех отраслях народного хозяйства наблюдалась тенденция ухудшения условий труда, увеличения числа аварий, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, сокращения продолжительности жизни. Например, уровень смертельного травматизма на производстве в России превышал аналогичные показатели развитых стран мира:

  • * Российская Федерация -- 0,139 (на 1000 работающих);
  • * США -- 0,054 (в 3 раза меньше);
  • * Финляндия -- 0,038 (в 4 раза меньше);
  • * Япония -- 0,02 (в 7 раз меньше);
  • * Великобритания -- 0,016 (в 10 раз меньше).

Причем уровень травматизма на предприятиях частного сектора, в кооперативах, обществах с ограниченной ответственностью в 2 и более раза выше, чем на предприятиях государственного сектора.

В настоящее время ситуация несколько меняется в связи с тем, что внесены существенные изменения в основные нормативно-законодательные акты по обеспечению производственной безопасности.

Законодательство по охране труда

Право на безопасный труд закреплено в Конституции РФ.

В области охраны труда на предприятиях и в учреждениях основными законодательными актами являются Трудовой кодекс РФ (ТК РФ), Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).

Основные законодательные акты, обеспечивающие безопасные и безвредные условия труда, представлены в ТК РФ.

ГК РФ устанавливает ответственность работодателей вследствие причинения вреда работнику на производстве (ст. 1064-1083), а также определяет формы и размер возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина (ст. 1084-1101).

Трудовой кодекс РФ устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками. В нем рассматривается большой спектр вопросов, связанных с конкретным решением проблем охраны труда физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работодателем. Действие ТК РФ многостороннее и распространяется как на работодателей, так и работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях, а также на студентов и учащихся различных образовательных учреждений, проходящих производственную практику. В нем акцентируется внимание всех участников трудовых отношений на том, что при осуществлении указанными юридическими и физическими лицами любых видов деятельности, в том числе при организации производства и труда, требования охраны труда обязательны для исполнения.

В том случае, если служба охраны труда или специалист по охране труда в учреждении (организации) отсутствует, работодатель должен заключать соответствующий договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

Работодатель обязан ознакомить работников с требованиями охраны труда и обеспечить такие условия труда на каждом рабочем месте, которые соответствовали бы требованиям охраны труда; проводить аттестацию рабочих мест по условиям труд а Работодатель обязан осуществлять за счет собственных средств проведение предварительных медицинских осмотров (обследований) работников, равно как и периодических (в течение трудовой деятельности) внеочередных медицинских осмотров (обследования) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров. Работник со своей стороны обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу).и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования). Работодатель обязан не допускать работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний.

Среди подзаконных актов по безопасности жизнедеятельности на производстве следует отметить постановления Правительства РФ, приказы министерств и ведомств и других федеральных органов исполнительной власти, например Федеральной службы по труду и занятости, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В отраслях экономики разрабатывается нормативная и нормативно-техническая документация по охране труда (рис. 7.4).


Cодержание
Введение 3
1. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве. Понятие охраны труда 4
2. Химическое оружие. Зоны химического заражения и очаги поражения от ОВ и ОХВ. Защита населения от ОВ и ОХВ 13
Заключение 21
Список литературы 22
Ведение
Обеспечение безопасности всегда являлось важнейшей проблемой человечества во всех сферах деятельности. Человек с момента своего зарождения подвергается изменяющимся опасностям природного, техногенного, антропогенного, биологического, социального, экологического характера.
Современное общество развивается в условиях нарастающего кризиса взаимоотношений человека и окружающей среды. В последние годы это демонстрируется ощутимым ростом количества техногенных и социально обусловленных катастроф, чрезвычайных ситуаций.
Воздействие человека на окружающую среду за последние годы по своим масштабам, интенсивности и сложности сравнивают со стихийными бедствиями. В этих условиях всё более необходимым становится формирования знаний по безопасности жизнедеятельности, как условия обеспечения устойчивой безопасной жизни.
Безопасность жизнедеятельности представляет собой междисциплинарный комплекс знаний, основывающийся на научной концепции в системе человек - среда обитания - машины - чрезвычайные ситуации.

1. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве. Понятие охраны труда.
Правовые основы безопасности жизнедеятельности имеют иерархическое строение, то есть требования верхних уровней должны быть учтены при разработке нижних, конкретных подзаконных актов.
Государства, входящие в межгосударственные объединения (например, ООН), должны учитывать международные соглашения и декларации при разработке своего внутреннего правового поля. Так, например, в Конституции должны быть учтены такие статьи "Всеобщей декларации прав человека" как:
- статья N 3 "Каждый человек имеет право на жизнь...";
- статья N 23 "Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия..." и т.п.
Упрощенно существующую иерархию в правовом пространстве БЖД можно представить следующим образом.
1. Высший уровень иерархии представлен Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к конституции РФ от 21.072014 №11-ФКЗ). Конституция РФ включает ряд статей, посвящённых охране труда, природы и здоровья человека.
2. Кодексы законов и отдельные законы РФ. Так, например, 30 декабря 2001 года был принят Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ), а 30 июня 2006 года принят федеральный закон "О внесении изменений в трудовой кодекс российской федерации, признании не действующими на территории российской федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) российской федерации ".
3. Указы и распоряжения Президента РФ.
4. Постановления и распоряжения Правительства РФ;
5. Система стандартов безопасности труда (ССБТ), строительные нормы и правила (СНиП), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), гигиенические нормы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН) и др.
6. Инструкции, правила, памятки, руководства, методические указания и т.п. Высшая судебная власть в России осуществляется Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. Надзор за исполнением законности осуществляет институт прокуратуры РФ.
2. Законодательные основы охраны труда
В основном законе нашего государства. Конституции Российской Федерации, принцип охраны труда определён в статье 37: "...Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены...".
Дополнительные условия охраны труда рассматриваются при составлении коллективного договора и контракта, т.е. индивидуального трудового договора в Трудовом кодексе Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 31.12.2014г)
Правительством Российской Федерации 27 декабря 2010 года принято постановление N1160 об утверждении положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда в Российской Федерации.
Согласно постановлению, можно выделить следующие виды нормативных правовых актов по охране труда (в скобках приводятся сокращённые обозначения).
1. Государственные стандарты Системы Стандартов Безопасности Труда (ГОСТ Р ССБТ) - утверждают Госстандарт России и Минстрой России.
2. Отраслевые стандарты системы стандартов безопасности труда (ОСТ ССБТ) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.
3. Санитарные правила (СП), санитарные нормы (СН), гигиенические нормативы (ГН) и санитарные правила и нормы (СанПиН) - утверждает Госкомсанэпиднадзор России.
4. Строительные нормы и правила (СНиП) - утверждает Минстрой России.
5. Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) - утверждают федеральные органы надзора в соответствии с их компетенцией.
6. Правила по охране труда межотраслевые (ПОТ М) - утверждает Минтруд России.
7. Межотраслевые организационно-методические документы (положения, рекомендации, указания) - утверждают Минтруд России и федеральные органы надзора.
8. Правила по охране труда отраслевые (ПОТ О) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.
9. Типовые отраслевые инструкции по охране труда (ТОИ) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.
10. Отраслевые организационно-методические документы (положения, указания, рекомендации) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе государственных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, разрабатывают и утверждают соответствующие нормативные правовые акты по........

Список литературы
1. Амбросьев В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов - М.: Юнити, 1998.
2. Атаманюк В.Г. и др. Гражданская оборона: Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 1986.
3. Безопасность жизнедеятельности. /под ред. Э.А. Арустамова. - М.: Юнити, 2006.
4. Белов С.В., Морозова Л.Л., Сивков В.П. Безопасность жизнедеятельности. - М.: Высшая школа, 2001.
5. Иванов К.А. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие для студентов втузов. - М.: Графика М., 1999.
6. Шаламов А.С. Гражданская оборона: Пособие для студентов вузов. - М.: Гелеос, 1998.
7. Шевченко Н.Г. Основы безопасности жизнедеятельности. - М.: Инфра-М, 2004.

Одним из главных условий обеспечения безопасности на производстве является предупреждение аварий, поэтому в за­конодательстве создается определенный механизм, основны­ми элементами которого станут требования безопасности к тех­нико-экономическому обоснованию, проектированию и раз­мещению промышленных объектов, к конструированию и из­готовлению оборудования, к строительству промышленньгх объектов и вводу их в эксплуатацию.

В качестве правовых средств и инструментов предупреж­дения чрезвычайных ситуаций в законодательстве предусмат­ривается государственная и иная экспертиза (техническая, экологическая, санитарная, экономическая) проектов и объ­ектов экономики, а также лицензионный (разрешительный) порядок ведения опасной промышленной и иной деятельности. Для получения такой лицензии на право опасной промышлен­ной деятельности в соответствии с требованиями Директивы Се-везо вся необходимая информация должна быть представлена предприятием в едином документе - Декларации безопасности.

Необходимость декларирования безопасности промыш­ленного объекта вызвана потребностью оценки наиболее уяз­вимых мест предприятия, связанных с потенциально опасным производством или переработкой (хранением) опасных гру­зов, разработкой мер по готовности к ликвидации аварий. "Декларация безопасности" - это официальный документ, в котором оценивается характер и масштабы возможных чрезвы­чайных ситуаций на объекте, определяется их опасность для персонала и населения, намечаются мероприятия по предуп­реждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

"Положение о декларации безопасности" утверждено По­становлением Правительства РФ от 1 июня 1995 г. № 675, а

374 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обесп. без-ти жиз-ности

основным руководящим документом в сфере промышленной безопасности стал Федеральный закон "О промышленной бе­зопасности опасных производственных объектов" от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ. Положения настоящего закона распростра­няются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие дея­тельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории РФ.

Закон определяет промышленную безопасность опасных производственных объектов как состояние защищенности жиз­ненно важных интересов личности и общества от аварий на таких объектах и последствий указанных аварий.

В ст. 9 Закона указывается, что организация, эксплуати­рующая опасный производственный объект, обязана:

Иметь лицензию на эксплуатацию опасного производствен­
ного объекта;

Обеспечивать укомплектованность штата работников опас­
ного производственного объекта;

Допускать к работе на опасном производственном объекте
лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификацион­
ным требованиям и не имеющих медицинских противопо­
казаний к указанной работе;

Обеспечить проведение подготовки и аттестации работников в
области промышленной безопасности;

Иметь на опасном производственном объекте нормативные
правовые акты и нормативные технические документы,
устанавливающие правила ведения работ на опасном про­
изводственном объекте;

Организовывать и осуществлять производственный контроль
за соблюдением требований промышленной безопасности;

Обеспечивать наличие и функционирование необходимых
приборов и систем контроля за производственными про­
цессами в соответствии с установленными требованиями;

Обеспечивать проведение экспертизы промышленной без­
опасности зданий, а также проводить диагностику, испыта­
ния, освидетельствование сооружений и технических устройств,
применяемых на опасном производственном объекте;

Предотвращать проникновение на опасный производствен­
ный объект посторонних лиц;

Обеспечивать выполнение требований промышленной бе­
зопасности к хранению опасных веществ;


375

Разрабатывать декларацию промышленной безопасности;

Заключать договор страхования риска ответственности за
причинение вреда при эксплуатации опасного производст­
венного объекта;

Осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации
последствий аварий на опасном производственном объекте,
оказывать содействие государственным органам в рассле­
довании причин аварии;

Принимать меры по защите жизни и здоровья работников в
случае аварии на опасном производственном объекте.

В Приложении №1 к Закону указаны критерии, по кото­рым предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты могут быть отнесены к опас­ным производственным объектам. К ним, например, отно­сятся объекты, на которых получаются, используются, пере­рабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества: воспламеняющие­ся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные и т.д. В Приложении № 2 указаны количества опасных веществ, нали­чие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации про­мышленной безопасности. Так, например, предельное коли­чество аммиака равно 500 т, хлора - 25 т и т.д.

Законом расписываются требования промышленной безопас­ности к эксплуатации опасного производственного объекта.

Настоящий закон обеспечивает федеральный надзор в об­ласти промышленной безопасности и определяет права долж­ностных лиц, управомоченных в данной области, а также устанавливает ответственность за нарушение законодательства в области промышленной безопасности.

Порядок разработки документов в области промышленной безопасности, их экспертиза поручены МЧС, горному и про­мышленному надзору России по согласованию с другими ми­нистерствами и ведомствами.

На обеспечение радиационной безопасности персонала и населения направлен Федеральный закон от 9 января 1996 г. №3-Ф3 "О радиационной безопасности населения". Он опре­деляет правовые основы обеспечения радиационной безопас­ности населения в целях охраны его здоровья.

Радиационная безопасность населения определяется как состояние защищенности настоящего и будущего поколений

376

Людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующе­го излучения. Основными принципами обеспечения радиаци­онной безопасности являются:

Принцип нормирования - непревышение допустимых пре­
делов индивидуальных доз облучения граждан от всех ис­
точников ионизирующего излучения;

Принцип обоснования - запрещение всех видов деятель­
ности по использованию источников ионизирующего излу­
чения, при которых полученная для человека и общества
польза не превышает риска возможного вреда, причинен­
ного дополнительным к естественному радиационному
фону облучением;

Принцип оптимизации - поддержание на возможно низ­
ком и достижимом уровне с учетом экономических и соци­
альных факторов индивидуальных доз облучения и числа
облучаемых лиц при использовании любого источника
ионизирующего излучения.

Глава V Закона посвящена вопросам обеспечения радиа­ционной безопасности при радиационной аварии; в частности, в ст. 19 отмечается, что организации, в которых возможно возникновение радиационной аварии, обязаны иметь:

Перечень потенциальных радиационных аварий с прогно­
зом их последствий и прогнозом радиационной обстановки;

Критерии принятия решений при возникновении радиаци­
онной аварии;

План мероприятий по защите работников (персонала)
и населения от радиационной аварии и ее последствий,
согласованный с органами местного самоуправления, ор­
ганами исполнительной власти, осуществляющими госу­
дарственный надзор и контроль в области обеспечения ра­
диационной безопасности;

Средства для оповещения и обеспечения ликвидации пос­
ледствий радиационной аварии;

Медицинские средства профилактики радиационных пора­
жений и средства оказания медицинской помощи постра­
давшим при радиационной аварии;

Аварийно-спасательные формирования, создаваемые из
числа работников (персонала).


18.2. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве 377

В случае радиационной аварии организация, осущест­вляющая деятельность с использованием источников ионизи­рующего излучения, в соответствии со ст.20 обязана:

Обеспечить выполнение мероприятий по защите работни­
ков (персонала) и населения от радиационной аварии и ее
последствий;

Проинформировать о радиационной аварии органы госу­
дарственной власти, в том числе федеральные органы испол­
нительной власти, осуществляющие государственный надзор
и контроль в области обеспечения радиационной безопас­
ности, а также органы местного самоуправления, население
территорий, на которых возможно повышенное облучение;

Принять меры по оказанию медицинской помощи постра-
. давшим при радиационной аварии;

Локализовать очаг радиоактивного загрязнения и предот-
вратить распространение радиоактивных веществ в окру­
жающей среде;

Провести анализ и подготовить прогноз развития радиаци­
онной аварии, изменений радиационной обстановки;

Принять меры по нормализации радиационной обстановки
на территории организаций, осуществляющих деятель­
ность с использованием источников ионизирующего излу­
чения, после ликвидации радиационной аварии.

В соответствии с законом граждане имеют право на возме­щение вреда, причиненного их жизни и здоровью и (или) на возмещение им убытков, обусловленных облучением ионизи­рующим излучением сверх установленных основных пределов доз. В случае радиационной аварии граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков.

Лица, виновные в невыполнении или в нарушении требо­ваний к обеспечению радиационной безопасности, несут ад­министративную, гражданско-правовую и уголовную ответст­венность в соответствии с законодательством РФ.

Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" от. 21 июля 1997 г. №117-ФЗ регулирует отноше­ния, возникающие при осуществлении деятельности по обес­печению безопасности при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восста­новлении, консервации и ликвидации гидротехнических соору-

378 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обесп. без-ти жнз-ности

Жений; устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплу­атирующих организаций по обеспечению безопасности гидро­технических сооружений.

Закон дает понятие гидротехнических сооружений. К ним относятся; плотины, здания гидроэлектростанций, водо­сбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, тун­нели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судо­подъемники; сооружения, предназначенные для защиты от на­воднений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственньйс орга­низаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ре­сурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.

Законом устанавливаются общие требования к обеспече­нию безопасности гидротехнических сооружений. Некоторы­ми из них являются:

Обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехни­
ческих сооружений;

Непрерывность эксплуатации гидротехнических сооруже­
ний;

Осуществление мер по обеспечению безопасности гидро­
технических сооружений и др.

Законом гарантируется надзор за безопасностью (опреде­ляются полномочия надзора), а также закрепляется финансо­вое обеспечение безопасности (страхование гражданской от­ветственности за причинение вреда, возмещение вреда, при­чиненного в результате нарушения законодательства о без­опасности гидротехнических сооружений).

Настоящим законом устанавливается ответственность за нарушение законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.

Одним из важнейших направлений обеспечения безопас­ности жизнедеятельности на производстве является обеспече­ние безопасности условий труда. Право на безопасный труд закреплено в Конституции РФ (п. 3 ст. 37).

В области охраны труда на предприятиях и в учреждениях основными законодательными актами являются: Трудовой ко-


18.2. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве 379

Деке Российской Федерации (Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ); Гражданский кодекс Российской Федерации; Фе­деральный закон от 17.07.1999 г. № 181-ФЗ "Об основах охра­ны труда в Российской Федерации".

Раздел X Трудового кодекса РФ посвящен вопросам охра­ны труда. В общих положениях этого раздела (ст. 209) отме­чается, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, ор­ганизационно-технические, санитарно-гигиенические, ле­чебно-профилактические, реабилитационные и иные меро­приятия.

В ст. 210 раскрываются направления государственной поли­тики в области охраны труда, основными из которых являются:

Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья ра­
ботников;

Государственное управление охраной труда;

Государственный надзор и контроль за соблюдением требо­
ваний охраны труда;

Содействие общественному контролю за соблюдением тре­
бований прав и законных интересов работников в области
охраны труда;

Расследование и учет несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний;

Защита законных интересов работников, пострадавших от
несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний, а также членов их семей на основе обязатель­
ного социального страхования работников от несчастных слу­
чаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Установление компенсаций за тяжелую работу и работу с
вредными и (или) опасными условиями труда, неустрани­
мыми при современных уровне производства и организа­
ции труда.

Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, кон­струировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производ­ства и труда (ст. 211).

380 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обет, без-ти жиз-ности

В соответствии со ст. 212 обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя, который, в частности, должен обеспечить:

Безопасность работников при эксплуатации зданий, соору­
жений, оборудования, осуществлении технологических про­
цессов, а также применяемых в производстве инструмен­
тов, сырья и материалов;

Применение средств индивидуальной и коллективной за­
щиты работников;

Соответствующие требованиям охраны труда условия труда
на каждом рабочем месте;

Режим труда и отдыха работников в соответствии с дейст­
вующим законодательством;

Приобретение и выдачу за счет собственных средств специ­
альной одежды, специальной обуви и других средств инди­
видуальной защиты работникам, занятым на работах с
вредными и (или) опасными условиями труда;

Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ
по охране труда и оказанию первой помощи при несчаст­
ных случаях на производстве, инструктаж по охране труда,
стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований
охраны труда, безопасных методов и приемов выполнения
работ;

Недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном
порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажи­
ровку и проверку знаний требований охраны труда;

Организацию контроля за состоянием условий труда на ра­
бочих местах, а также за правильностью применения ра­
ботниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с
последующей сертификацией работ по охране труда в орга­
низации;

Информирование работников об условиях и охране труда
на рабочих местах, о существующем риске повреждения
здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах
индивидуальной защиты;

Принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций,
сохранению жизни и здоровья работников при возникно­
вении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадав­
шим первой помощи;


18.2. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве 381

Расследование и учет в установленном порядке несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслужи­
вание работников в соответствии с требованиями охраны
труда;

Обязательное социальное страхование работников от не­
счастных случаев на производстве и профессиональных за­
болеваний.

Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, установ­лена ст. 419.

Гражданский кодекс РФ определяет ответственность рабо­тодателей, вследствие причинения вреда работнику на произ­водстве (ст. 1064-1083), а также определяет формы и размер возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражда­нина (ст. 1083-1101).

Федеральный закон "Об основах охраны труда в Россий­ской Федерации" устанавливает правовые основы регулирова­ния отношений в области охраны труда между работодателями и работниками. Действие данного закона многосторонне и рас­пространяется как на работодателей, так и на работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях, а также на студентов и учащихся различных образовательных учрежде­ний, проходящих производственную практику. Законодатель акцентирует внимание на том, что при осуществлении указан­ными юридическими и физическими лицами любых видов де­ятельности требования охраны труда обязательны для испол­нения.

Государство в лице органов законодательной, исполни­тельной и судебной властей гарантирует право на охрану труда работникам, участвующим в трудовом процессе по трудовому договору (контракту) с работодателем. Условия трудового до­говора (контракта) должны соответствовать требованиям зако­нодательных и нормативных актов по охране труда.

На федеральном уровне установлено, что в Российской Федерации действует система нормативно-правовых актов, содержащих единые требования по охране труда, которые должны соблюдаться министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности. В нее входят:

382 Гл. 18. Правовые,-нормат.-техн. и организ. основы обесп. без-ти жиз-ности

Государственные стандарты (ГОСТы) РФ;

Система стандартов безопасности труда (ССБТ);

Отраслевые стандарты (ОСТ ССБТ);

Санитарные правила (СП);

Гигиенические нормативы (ГН);

Правила безопасности (ПБ);

Правила по охране труда отраслевые (ПОТО);

Инструкции по безопасности (ИБ);

Типовые отраслевые инструкции по охране труда (ТОИ).

ССБТ - комплекс взаимосвязанных стандартов, направ­ленных на обеспечение безопасности труда, сохранение здоро­вья и работоспособности человека в процессе труда. Она насчи­тывает несколько сот государственных и отраслевых стандар­тов. На основе ССБТ создаются новые безопасные техника и технологии, планируются и осуществляются мероприятия по улучшению санитарно-гигиенических условий труда на рабо­чих местах, осуществляется контроль состояния условий и охраны труда.

Обеспечение безопасности производственного оборудова­ния и технологических процессов должно достигаться приведе­нием их в соответствие с требованием ССБТ.

Стандарты предприятий по безопасности труда (СТПБТ) являются составной частью ССБТ. Стандарт предприятия рег­ламентирует организацию работы по обеспечению безопаснос­ти труда на предприятии.

Инструкция по охране труда (ИОТ) - нормативный доку­мент, устанавливающий требования безопасности при выпол­нении работ в производственных помещениях или в иных мес­тах, где работающие выполняют порученную им работу или служебные обязанности. Инструкции могут разрабатываться как для работников отдельных профессий, так и для отдель­ных видов работ. Инструкции должны включать только те тре­бования, которые касаются безопасности труда и выполняют­ся самими работающими.

Инструкции разрабатываются на основе типовых инструк­ций, требований безопасности, изложенных в эксплуатаци­онной документации используемых технических средств, а также с учетом конкретных условий работы.

Требования ИОТ являются обязательными для работни­ков. Невыполнение их рассматривается как нарушение произ­водственной дисциплины.


18.2. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве 383

Для организации работы по охране труда на предприятии создаются службы по охране труда или привлекаются специа­листы по охране труда на договорной основе.

Оценка фактического состояния условий труда произво­дится на основании данных аттестации рабочих мест или спе­циальных инструментальных замеров уровней факторов про­изводственной среды, которые отражаются в карте условий труда на рабочем месте.

Превышение ПДК и ПДУ на рабочих местах считается на­рушением норм и правил по охране труда.

Государственный надзор и контроль за соблюдением тру­дового законодательства и нормативных правовых актов, со­держащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы фе­деральной инспекции труда.

Государственный надзор за соблюдением правил по бе­зопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной ин­спекции труда осуществляют специально уполномоченные ор­ганы - федеральные надзоры (ст. 353 ТК РФ).

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда - задача главного государственного инспектора труда Россий­ской Федерации, назначаемого на должность и освобождаемо­го от должности Правительством Российской Федерации.

Руководители государственных инспекций труда, главные государственные инспекторы труда назначаются на должность и освобождаются от должности главным государственным ин­спектором труда Российской Федерации (ст. 354 ТК РФ).

Государственный надзор в Российской Федерации осу­ществляют:

за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объек­тах - специальный орган, ведающий вопросами горного и промышленного надзора в Российской Федерации, который вправе следить за соблюдением норм по охране труда в органи­зациях угольной, горнорудной, горнохимической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, метал­лургической и нефгегазоперерабатывающей промышленности, в геологических экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспорта-

384 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обесп. без-ти жиз-ности

Ровкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности (ст. 366 ТК РФ);

за проведением мероприятий, обеспечивающих безопас­ное обслуживание электрических и теплоиспользующих уста­новок, - специальный орган, ведающий вопросами энерге­тического надзора в Российской Федерации (ст. 367 ТК РФ).

за соблюдением организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил - спе­циальный орган, ведающий вопросами санитарно-эпидемио­логического надзора в Российской Федерации (ст. 368 ТК РФ);

за соблюдением правил ядерной и радиационной безопас­ности - специальный орган, ведающий вопросами надзора за ядерной и радиационной безопасностью в Российской Федера­ции (ст. 369 ТК РФ);

В Трудовом кодексе РФ (ст. 352) отмечается, что основ­ными способами защиты трудовых прав и законных интересов работников являются:

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудо­
вого законодательства;

Защита трудовых прав работников профессиональными со­
юзами;

Самозащита работниками трудовых прав.

Организация работы на предприятии по созданию здоро­вых и безопасных условий труда работающих, предупрежде­нию несчастных случаев и профессиональных заболеваний возлагается на службу охраны труда. Она является самостоя­тельным структурным подразделением предприятия и подчи­няется непосредственному руководителю или главному инже­неру, проводит свою работу совместно с другими подразделе­ниями предприятия и во взаимодействии с комитетом профсо­юза, технической инспекцией труда и местными органами государственного надзора.

Служба охраны труда в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие функции:

Проводит анализ состояния и причин производственного
травматизма и профессиональных заболеваний, разраба­
тывает совместно с соответствующими службами меро­
приятия по предупреждению несчастных случаев на произ­
водстве и профессиональных заболеваний, а также кон­
тролирует их выполнение; организует работу по проведе-


18.2. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве 385

Нию паспортизации санитарно-технического состояния на рабочих местах по подразделениям предприятия;

Организует совместно с соответствующими службами пред­
приятия разработку и выполнение комплексного плана улуч­
шения условий труда, охраны труда и санитарно-оздорови-
тельных мероприятий, а также участвует в разработке согла­
шений по труду;

Подготавливает и вносит руководству предприятия предло­
жения по разработке и внедрению более совершенных кон­
струкций, предохранительных устройств и других средств за­
щиты от опасных производственных факторов;

Участвует в работе по внедрению стандартов безопасности
труда и научных разработок по охране труда;

Проводит совместно с соответствующими службами пред­
приятия и с участием профсоюзного актива проверки (или
участвует в проверках) технического состояния зданий,
сооружений, оборудования, эффективности работы вен­
тиляционных систем, состояния санитарно-технических уст­
ройств и санитарно-бытовых помещений;

Контролирует правильность составления и своевремен­
ность представления заявок на приобретение спецодежды,
спецоборудования и других средств индивидуальной защиты,
а также оборудования и материалов для осуществления ме­
роприятий по охране труда;

Оказывает помощь подразделениям предприятия в органи­
зации контроля состояния окружающей производственной
среды;

Участвует в работе комиссий по приемке в эксплуатацию
новых и подвергшихся реконструкции объектов производ­
ственного назначения, оборудования и машин, проверяя
выполнение требований по обеспечению здоровых условий
труда;

Проводит вводный инструктаж и оказывает помощь в орга­
низации обучения работников по вопросам охраны труда в
соответствии с ГОСТом 12.0.004-93 и действующими нор­
мативными документами;

Участвует в работе аттестационной комиссии и комиссии
по проверке знания специалистами правил и норм по охране
труда, инструкций по технике безопасности.

Как уже отмечалось выше, в соответствии с Трудовым кодексом РФ организация обеспечения безопасности труда в

386 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обесп. без-ти жиз-ности

Подразделениях возложена на их руководителей. Они прово­дят инструктаж по охране труда на рабочих местах. Общую ответственность за организацию работ по охране труда несет руководитель предприятия, а в его отсутствие - главный ин­женер. В составе комитетов профсоюза предприятий имеются комиссии по охране труда, а в каждой подгруппе выбирается общественный инспектор по охране труда. Комиссии по охра­не труда организуют и проводят общественные смотры по охране труда и культуре производства, принимают участие в подготовке проектов соглашений по охране труда между адми­нистрацией и профсоюзной организацией, контролируют вы­полнение администрацией этих соглашений и законодательст­ва о труде. Общественные инспектора подразделений осу­ществляют контроль охраны труда непосредственно на рабочих местах. Старшие общественные инспектора принимают учас­тие в расследовании и документальном оформлении несчаст­ных случаев на производстве.


Похожая информация.


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и защиты территорий регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует устройство и назначение специальных органов управления в области защиты от ЧС, определяет ответственность всех уровней власти и граждан. Она направлена на то, чтобы каждый гражданин страны знал основные положения законодательства и был защищен им, чтобы его жизненная позиция, повседневное поведение строго соответствовали правовым предписаниям. Нормативно-правовая база в области защиты населения и территорий от ЧС активно разрабатывалась в последнее десятилетие с учетом требований мировых стандартов и четко вписывается в общее законодательное поле государства. Однако, как показывает практика, реальная жизнь часто опережает законодательные инициативы. Поэтому проблемы законодательного обеспечения безопасных условий жизнедеятельности в ряде случаев требуют своего решения. В частности, проблемы ядерной и экологической безопасности, рационального использования природных ресурсов.

3 слайд

Описание слайда:

Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являетсяКонституция – Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются: - Федеральные законы. - Указы Президента РФ. - Постановления Правительства РФ. - Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций. - Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (Указы, постановления). - Приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.

6 слайд

Описание слайда:

Обеспечение безопасности жизнедеятельности базируется на следующих законодательных актах: 1. Федеральный Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 30.10.2007 г. Закон определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

7 слайд

Описание слайда:

2. Федеральный Закон РФ «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 19.06.2007 г. Закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

8 слайд

Описание слайда:

3. Федеральный Закон РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. Закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации и определяет: - правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; - права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав; - полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; - права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья; - права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.

9 слайд

Описание слайда:

4. Указ Президента РФ от 21. 04. 08 г № 868 «Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» Указ обязывает субъекты РФ принять на своём уровне правовые акты в развитие федеральных законов применительно к условиям данного региона по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуациях и ликвидации последствий стихийных бедствий.

10 слайд

Описание слайда:

5. Указ Президента РФ «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» № 991 от 11.07.2004 г. Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти принять ряд правовых актов в области совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.