Конспект открытого учебного занятия по теме "Правовые основы, задачи, полномочия, структура и система Министерства внутренних дел Российской Федерации" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и организация социальной работы" (повышенный образовательный уровень).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема 9. обеспечение охраны правопорядка.

ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

МЧС РОССИИ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Народы! Старайтесь прежде иметь добрые нравы, нежели законы: нравы суть самые первые законы 1 .

Пифагор

9.1. Правовые основы, задачи, полномочия,

структура и система Министерства внутренних дел Российской Федерации

Органы внутренних дел - это специализированная система органов исполнительной власти, осуществляющая правоохранительную деятельность на основании и в порядке, определенном законодательством по защите жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов физических лиц; прав и законных интересов юридических лиц; духовных и материальных ценностей общества; конституционного строя, территориальной целостности и охраны правопорядка в целом 2 .

Органы внутренних дел осуществляют правоохранительную деятельность на основе принципа централизации и единства системы органов внутренних дел, с учетом федерального устройства и административно-территориального деления государства.

Правовой основой организации и деятельности системы органов МВД России являются:

1) Конституция РФ;

  1. Федеральные конституционные законы;
  2. общепризнанные принципы и нормы, международные договора РФ - ратифицированные ФЗ;
  3. ФЗ «О полиции»;
  4. ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»;
  5. ФЗ о ратификации Договора о противодействии легализации (отмыванию) доходов; ФЗ о контроле за соответствием расходов и др. ;
  6. Указ Президента РФ от 01.03.2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 01.03.2011 г. № 249 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» и др.;
  7. правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления в объеме их компетенции.

В Указе Президента РФ «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» отмечено, что в целях повышения эффективности деятельности МВД России по защите прав и свобод человека и гражданина и в связи с принятием ФЗ «О полиции» утверждены:

а) Положение о МВД России;

б) структура центрального аппарата МВД России.

Положением о МВД России определены территориальные органы:

а) на окружном уровне - главные управления МВД России по федеральным округам, управления на транспорте МВД России по федеральным округам;

б) на межрегиональном уровне - оперативные бюро МВД России, центры специального назначения МВД России, линейные управления МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

в) на региональном уровне - МВД по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам РФ;

г) на районном уровне - управления, отделы МВД России по районам , городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управления, отделы МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейные отделы МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспор те, Управление МВД России на комплексе «Байконур».

Подчиненность территориальных органов определяется МВД России.

Должности федеральной государственной гражданской служим учреждаются МВД России в подразделениях территориальных opганов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Министерство внутренних дел РФ является федеральным органом исполнительной власти (ФОИВ), осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

МВД России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, ФКЗ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, ФЗ, актами Президента РФ и Правительства РФ и Положением о МВД России.

Основными задачами МВД России являются:

  1. разработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел, а также разработка государственной политики в сфере миграции;
  2. нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;
  3. обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности;
  4. управление органами внутренних дел РФ и внутренними войсками МВД России;
  5. обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органон внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России, а также социально-правовое обеспечение работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в ОВД и с военной службы, членов их семей и иных лиц.

Руководство деятельностью М ВД России осуществляет Президент РФ.

МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через ОВД и органы управления внутренними войсками.

М ВД России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими ФОИВ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Деятельность МВД России является открытой для общества и публичной в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ.

При МВД России действует общественный совет, который формируется в порядке, устанавливаемом Президентом РФ.

МВД России является уполномоченным ФОИВ в сфере управления и распоряжения имуществом органов внутренних дел и внутренних войск.

МВД России осуществляет следующие полномочия:

  1. формирует на основе анализа и прогнозирования состояния преступности, охраны общественного порядка и собственности, обеспечения общественной безопасности, а также миграционных процессов основные направления государственной политики в сфере внутренних дел;
  2. разрабатывает и осуществляет меры по реализации государственной политики в сфере внутренних дел;
  3. разрабатывает и представляет Президенту РФ и в Правительство РФ проекты ФКЗ, ФЗ, актов Президента РФ и Правительства РФ, а также подготавливает другие документы, по которым требуется решение Президента РФ или Правительства РФ;
  4. осуществляет нормативно-правовое регулирование вопросов в сфере внутренних дел;
  5. определяет основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск;
  6. обобщает практику применения законодательства РФ в сфере внутренних дел, проводит анализ реализации государственной политики в своей сфере и анализ оперативной обстановки, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию деятельности органов внутренних дел и внутренних войск;
  7. разрабатывает и принимает в пределах своей компетенции меры по предупреждению преступлений и административных правонарушений, по выявлению и устранению причин и условий, способ ствующих их совершению;
  8. организует и проводит мероприятия по обеспечению безопасности граждан и правопорядка в общественных местах;
  9. организует и осуществляет в соответствии с законодательством РФ оперативно-розыскную деятельность;
  10. организует и осуществляет в соответствии с законодательством РФ розыск лиц и похищенного имущества;
  11. организует и осуществляет в соответствии с законодательством РФ дознание и производство предварительного следствия по уголовным делам;
  12. выявляет, предупреждает, пресекает, раскрывает и расследует тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные организованными группами, преступными сообществами.
  13. принимает в соответствии с федеральным законом меры, направленные на выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности;
  14. организует и осуществляет экспертно-криминалистическую деятельность;
  15. организует и осуществляет в соответствии с законодательством РФ контроль в области оборота оружия;
  16. организует и осуществляет контроль в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности, контроль деятельности вневедомственной охраны;
  17. участвует в формировании и реализации основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации;
  18. организует производство по делам об административных правонарушениях, которые отнесены к компетенции органов внутренне дел и внутренних войск ;
  19. организует в соответствии с федеральным законом проведение государственной дактилоскопической регистрации и государственной геномной регистрации;
  20. обеспечивает планирование деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, а также осуществляет их инспектирование и контроль их деятельности;
  21. участвует в организации территориальной обороны РФ, а также в совместных действиях с Вооруженными Силами РФ, другими войсками по обеспечению обороны РФ;
  22. обеспечивает по решению Президента РФ участие сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности;
  23. обеспечивает исполнение законодательства РФ о противодействии коррупции в системе МВД России и др.

Структура центрального аппарата МВД России.

  • Министр внутренних дел РФ.
  • Первый заместитель министра МВД России.
  • Заместители министра МВД России.
  • Статс-секретарь - заместитель министра МВД России.
  • Заместитель министра МВД России - главнокомандующий внутренними войсками МВД России.

Служим России, служим закону!

Руководство

Главные управления

Департаменты

Управления

Центры

Генерал-полковник полиции Владимир Александрович Колокольцев родился 11 мая 1961 г. в городе Нижний Ломов Пензенской области. На службу в органы внутренних дел поступил в 1982 г. в отдел милиции по охране дипломатических представительств иностранных государств, аккредитованных в г. Москве.

В 1984 г. был назначен на должность командира взвода отдельного батальона ППСМ УВД Гагаринского райисполкома г. Москвы.

В 1985 г. поступил на очное отделение Высшего политического училища имени 60-летия ВЛКСМ МВД СССР на факультет по специальности "Правоведение", который закончил в 1989 г. По окончании учёбы вернулся на службу в ОВД на должность оперуполномоченного отдела уголовного розыска УВД Кунцевского райисполкома г. Москвы.

После этого был назначен заместителем начальника 20 отделения милиции г. Москвы, затем начальником
8 отделения милиции г. Москвы.

В 1992 г. Владимир Александрович направляется в Управление уголовного розыска на должность старшего оперуполномоченного 2 отдела УУР ГУВД г. Москвы. В начале 1993 г. назначается начальником 108 отделения милиции г. Москвы. Через 2 года утверждён в должности начальника отдела уголовного розыска
2 РУВД Центрального административного округа г. Москвы.

В 1997 г. переходит на службу в МВД России на должность начальника 4 регионального отдела РУОП по г. Москве при МВД России. Спустя два года назначен на должность начальника регионального оперативно-розыскного бюро по Юго-Восточному административному округу г. Москвы Центрального регионального управления по борьбе с организованной преступностью при Главном управлении по борьбе с организованной преступностью МВД России.

В 2001 г. становится начальником 3 отдела оперативно-розыскного бюро Главного управления МВД России по Центральному федеральному округу. Впоследствии назначается заместителем начальника оперативно-розыскного бюро ГУ МВД России по Центральному федеральному округу.

В 2007 г. назначен начальником Управления внутренних дел по Орловской области. В апреле 2009 г. становится первым заместителем начальника Департамента уголовного розыска МВД России.

7 сентября 2009 г. Указом Президента РФ генерал-майор милиции Владимир Александрович Колокольцев назначен начальником Главного управления внутренних дел по г. Москве.

10 июня 2010 г. Указом Президента РФ присвоено специальное звание "генерал-лейтенант милиции".

24 марта 2011 г. после прохождения переаттестации Указом Президента РФ назначен на должность начальника Главного управления МВД России по г. Москве с присвоением специального звания "генерал-лейтенант полиции".

21 мая 2012 г. Указом Президента РФ Владимира Путина генерал-лейтенант полиции Владимир Александрович Колокольцев назначен Министром внутренних дел Российской Федерации.

12 июня 2013 г. Указом Президента Российской Федерации № 556 Владимиру Александровичу Колокольцеву присвоено специальное звание "генерал-полковник полиции".

Колокольцев Владимир Александрович женат, имеет сына и дочь. Доктор юридических наук. Заслуженный сотрудник ОВД. Имеет государственные и ведомственные награды.

Родился 11 мая 1961 года в городе Нижний Ломов Пензенской области в семье рабочего. Работал водителем погрузчика, затем машинистом насосной установки в котельном цехе фанерного завода «Власть труда» Пензенской области. В 1979 году был призван в армию, служил в пограничных войсках на границе СССР и Афганистана.

В 1982 году поступил на службу в органы внутренних дел в отдел милиции по охране дипломатических представительств иностранных государств, аккредитованных в Москве. В 1984 году назначен командиром взвода отдельного батальона патрульно-постовой службы милиции УВД Гагаринского райисполкома Москвы.

В 1985 поступил в Высшее политическое училище имени 60-летия ВЛКСМ МВД СССР , с отличием окончив его в 1989 году. После окончания училища вернулся в Москву, начал работать в ОВД оперуполномоченным отдела уголовного розыска УВД Кунцевского райисполкома Москвы. Позднее был назначен заместителем начальника 20-го отделения милиции Москвы, затем - начальником 8-го отделения милиции.

В 1992 году перешёл в Управление уголовного розыска на должность старшего оперуполномоченного 2-го отдела УУР ГУВД Москвы . В начале 1993 года назначен начальником 108-го отделения милиции Москвы. В 1994 году, будучи начальником 108-го отделения милиции Москвы, Владимир Колокольцев снялся в эпизодической роли оперативного уполномоченного в детективном фильме « На углу, у Патриарших ), что не будет «висяка», так как покойный, обнаруженный на месте происшествия, является самоубийцей, а не жертвой убийства.

В 1995 году назначен на должность начальника отдела управления уголовного розыска 2-го РУВД Центрального административного округа. В 1997 году стал начальником 4-го регионального отдела РУОП по Москве при МВД России . В 1999 году назначен на должность начальника регионального Оперативно-розыскного бюро по Юго-Восточному административному округу Центрального регионального управления по борьбе с организованной преступностью при Главном управлении по борьбе с организованной преступностью МВД России.

В 2001 году назначен начальником 3-го отдела оперативно-розыскного бюро главного управления МВД России по Центральному федеральному округу. В 2003 году назначен заместителем начальника бюро. В январе 2007 года назначен начальником Управления внутренних дел по Орловской области . В период его работы в области были предъявлены обвинения двум первым вице-губернаторам Виталию Кочуеву и Игорю Сошникову, а также нескольким главам подразделений областной администрации . Также были арестованы и приговорены к тюремному заключению некоторые активные участники так называемой «воробьёвской» ОПГ. В апреле 2009 года назначен первым заместителем начальника Департамента уголовного розыска МВД России.

7 сентября 2009 года указом президента России назначен начальником Главного управления внутренних дел Москвы милиции».

Указом Президента Российской Федерации от 24 марта 2011 года В. А. Колокольцеву присвоено специальное звание генерал-лейтенанта полиции, и он назначен на должность начальника Главного управления МВД России по г. Москве. Этим же указом он освобождён от должности начальника ГУВД г. Москвы.

Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года назначен Министром внутренних дел Российской Федерации, и под его руководством реформа правоохранительной системы продолжилась.

Указом Президента Российской Федерации № 556 от 12 июня 2013 В. А. Колокольцеву присвоено специальное звание генерал-полковника полиции.


Органы внутренних дел играют ключевую роль во всей структуре правоохранительного управления России. Правовая основа деятельности полиции выступает гарантом результативности ее работы. Полиция несет ответственность за охрану общественного порядка и безопасность на улице, за соблюдение легитимных интересов учреждений и трудовых союзов независимо от формы собственности, за защиту прав и свобод граждан, а также за предупреждение преступности и правонарушений. В данной статье обсудим, на основании каких документов работает эта структура и какие полезные функции для общества она выполняет.

Центральные положения

Организационно-правовые основы деятельности полиции представляют собой комплекс федеральных актов, которые принимаются компетентными органами в пределах своих полномочий и регламентируют деятельность, функциональные обязанности полиции. При этом законодательные положения фиксируют то, как должна осуществляться деятельность полиции, а также обозначают условия, нормы, основания применения мер принуждения, федеральную гарантию компетенций сотрудников полиции.

В чем сложность законодательного управления работниками внутренних дел? Она заключается в множественности объектов и субъектов, а также причинах правонарушений, многообразии решаемых полицией вопросов.

Точка зрения

Правовая основа и принципы деятельности полиции являются основополагающими гарантами правомерности. Они содержат описание работы полиции и нормы, на основании которых она производится.

Характерные особенности принципов работы сотрудников внутренних дел:

  • нормативное требование, закрепленное в документах, подкрепленных юридической силой;
  • главное правило, отражающее суть работы органов полиции.

Действие либо бездействие, совершенное работником внутренних органов, которое противоречит принципам работы полиции, не может признаваться законным.

Основные принципы деятельности полиции отражены во второй главе государственного закона «О полиции». Данный документ № 3-ФЗ принят 7 февраля 2011 года.

Уважение и соблюдение свободы с правами граждан

Полиция выполняет свою работу, основываясь на уважении и соблюдении свобод и прав граждан. Деятельность органов, которая ограничивает или нарушает данные условия, запрещается, потому что ущемление прав и свобод человека в демократическом государстве непозволительно.

При обращении гражданина к работнику полиции последний должен указать свое звание, занимаемую должность и фамилию, затем выслушать и принять необходимые действия в рамках своих компетенций или указать на того, чьих полномочий будет достаточно для решения вопроса.

Правовые основы организации деятельности полиции отражают, что приобретенные в ходе работы полиции сведения о личной жизни людей не могут распространяться без их согласия. Исключениями являются ситуаций, прописанные и зафиксированные в государственных актах.

Законность и беспристрастность

Правовая основа деятельности полиции определяется согласно принципу беспристрастности и законности. Произвольное ограничение свобод, прав, легитимных интересов людей и общественных объединений, учреждений, уполномоченных лиц не предусмотрено, оно возможно в рамках согласованного и установленного государственного акта.

Работники внутренних органов при выполнении служебного долга не вправе оправдывать свои поступки либо их отсутствие, а также ссылаться на личную заинтересованность, экономическую эффективность, обстоятельства, указание или постановление вышестоящих уполномоченных лиц.

Внутренние органы обеспечивают равную защиту прав, свобод, интересов личности, вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, денежного или служебного положения, места жительства, вероисповедания, убеждений, причастности к группировкам, союзам или других обстоятельств.

Работнику полиции необходимо относиться с уважением к обычаям и традициям разных народов, принимать во внимание культурные и иные особенности разных этнических народностей, религиозных сообществ, межнациональных и межконфессиональных объединений.

Открытость и публичность

Правовая основа деятельности российской полиции сформирована на принципе открытости для граждан в пределах, установленных в государственных нормах уголовного права, оперативно-розыскной работы и административного права. При этом она не нарушает права человека и разных объединений.

Внутренние органы систематически уведомляют государственные (муниципальные) органы, граждан о выполненной ими работе через каналы СМИ, сеть Интернет. Также это реализуется путем предоставления исполнительным региональным органам власти, работникам муниципальных управлений и гражданам аналитической и статистической отчетности о деятельности уполномоченных органов.

Доверие и поддержка общества

Правовая основа деятельности полиции необходима для формирования доверия и поддержки со стороны общества к работе правоохранительных органов. Для граждан действия работников полиции должны быть максимально понятными и обоснованными.

При нарушении работником внутренних дел прав человека либо организаций он обязан на основании своих компетенций предпринять шаги для возобновления этих прав.

Мнение общества выступает важнейшим показателем для оценки работы внутренних органов, которыми выступают государственные структуры исполнительной власти, то есть полиция.

Взаимодействие и сотрудничество

Правовой основой деятельности полиции является сотрудничество с взаимодействием. При выполнении поставленной задачи сотрудники внутренних органов систематически взаимодействуют с правоохранительными структурами, государственными или муниципальными службами, разными объединениями, учреждениями и рядовыми гражданами.

Сотрудники для достижения максимальной эффективности в своей работе (при исполнении должностных обязанностей) могут обращаться к государственным либо муниципальным службам, разным объединениям, учреждениям в порядке, который установлен законом России.

Применение специальной техники и достижений науки

Правовая основа деятельности полиции включает согласованные положения о применении специальной техники, каналов связи, достижений науки и модифицированной системы лабораторных и испытательных приборов.

К основным видам технических устройств можно отнести приборы с видео-, аудио-, фотофиксацией. Они крайне необходимы при установлении обстоятельств совершения правонарушений и деталей на месте происшествия. Также благодаря техническим приборам осуществляется контроль действий работников полиции, которые выполняют возложенные на них обязанности.

Служебная работа

Правовые основы административной деятельности полиции крайне важны. Ведь деятельность внутренних органов предполагает властный характер и заключается в реализации полицией в рамках своих полномочий внешних административных, процедурных, юрисдикционных мероприятий, а также в проведении внутриорганизационной работы для осуществления надежного функционирования всех структур полиции.

В процессе своей работы органы полиции выполняют значительное количество административных функций, при реализации которых они, в соответствии со своими компетенциями, вступают в особые правовые взаимоотношения с государственными или муниципальными службами, разными объединениями, учреждениями или гражданами.

Административные задачи полиции выполняются в рамках административной работы, которая вместе с уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью относится к числу наиболее важных и емких по содержанию видов работ.

Буква закона

Характерная особенность, которая отличает правовые нормы внутренних органов от других структур, - большое число возможных субъектов правонарушений. Именно поэтому существует так много актов, регулирующих деятельность полиции. Ниже обозначим ключевые документы, закрепляющие определенные аспекты организационно-правовых основ деятельности полиции. Все они в содержательном плане отличаются друг от друга, потому что характеризуют разнонаправленные аспекты разрешаемых сотрудниками полиции задач.

Законодательство

Правовую основу деятельности полиции составляют следующие документы:

  1. Конституция РФ, фиксирующая фундаментальные основы нормативного регулирования взаимоотношений в обществе, находящиеся под охраной государства права, свободы и права каждого гражданина страны, а также регулирование общественного порядка со стороны полиции.
  2. Международные договоры, представляющие собой соглашения в письменной форме и подписывающиеся между Россией и зарубежным государством (либо несколькими странами) или международным учреждением. На сегодняшний день действует около 1 000 таких договоров межгосударственного, правительственного, ведомственного действия с более чем 50 странами.
  3. Общепризнанные нормы с принципами права международных отношений определяются как первостепенные нормы права на международном юридическом поле. Права всех стран утверждаются и признаются международными органами без возможности отклонения и изъятия.
  4. Государственные законы (конституционные, федеральные, региональные). Основные акты регулируют вопросы военного, чрезвычайного положения, деятельность самой полиции.
  5. Издаваемые легитимные документы Президента и Правительства РФ. Указами главы государства регулируется значительный круг проблем работы структуры МВД России, в том числе полиции. Постановления правительственных органов регулируют всевозможные вопросы касательно принципов работы внутренних органов.

Контроль на посту

Определение «патрульно-постовая структура» на практике имеет два смысла. В первом значении понимается комплекс структур, подразделений, частей, которые осуществляют контроль обеспечения охраны порядка (безопасности) в общественных местах. Во втором варианте это понятие рассматривается как вид работы особых подразделений в полиции по пресечению преступных деяний с охраной порядка (безопасности) в общественных местах. Оба представленных описания с разных сторон раскрывают содержание понятия службы патрульно-постовой полиции.

Правовые основы деятельности патрульно-постовой службы полиции определяются Конституцией РФ, концепциями и актами МВД России, международными договорами, государственными конституционными нормами, президентскими и правительственными нормами.

В рамках рабочего режима выполняется подсчет групп и средств, распределяются наряды патрульных групп, занимающиеся обеспечением правопорядка. Все выполняемые функции во время дежурства закреплены приказом, общим распорядком осуществления правопорядка, графиком расстановки личного состава.

Помощь рядом

Участковые органы уполномоченных ведомств имеют большое значение для всей структуры внутренней службы. Они, находясь на дежурстве на определенном территориальном участке, выполняют работу по защите легитимных свобод, прав и интересов, как любого гражданина России, так и лиц, не получивших гражданство.

Правовая основа деятельности участковых уполномоченных полиции состоит из норм Конституции России, принципов, признанных во всем мире, ратифицированных международных договоров России, государственных конституционных норм, актов МВД России, а также государственных законов, президентских и правительственных актов. При выполнении рабочего задания участковый в рамках своих полномочий придерживается норм региональных органов, затрагивающих вопросы осуществления охраны порядка, общественной безопасности.

Одной из самых значимых и важных задач его деятельности является работа с заявлениями граждан по возникшим вопросам либо персональный прием. Эта деятельность является одним из основных методов конструктивного налаживания взаимоотношений участкового с различными общественными институтами. Вместе с тем она выступает способом реализации полномочий внутренних органов по оказанию помощи населению, защите законных свобод, прав, интересов каждого человека и предупреждению противоправных поступков.

Данный вопрос регламентируется, в первую очередь, Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О полиции» (далее - Закон о полиции). Новым Законом о полиции устанавливается более цивилизованная модель отношений полиции и общества, сотрудника полиции и гражданина. Закон дает исчерпывающий перечень обязанностей полиции, делает деятельность ее сотрудников более прозрачной для гражданского общества. К сотруднику полиции предъявляются совершенно новые требования.

Закон о полиции создает законодательные основы организации и деятельности полиции в РФ в соответствии с новыми общественными отношениями, предусматривает комплексное решение задач по устранению пробелов, которые существовали в правовом регулировании деятельности милиции.

В соответствии со ст. 4 Закона о полиции, полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей.

Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.

Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом РФ.

Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Сотрудником полиции является гражданин РФ, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание.

Сотрудник полиции считается проходящим службу в полиции также в случае:

1) нахождения в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориального органа, организации, входящей в систему указанного федерального органа;

2) прикомандирования к государственным органам, а также к организациям на условиях и в порядке, устанавливаемых Президентом РФ.

Сотрудник полиции, проходящий службу в территориальном органе, выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в пределах территории, обслуживаемой этим территориальным органом, в соответствии с замещаемой должностью и должностным регламентом (должностной инструкцией).

За пределами указанной территории сотрудник полиции выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Сотруднику полиции выдаются служебное удостоверение, специальный жетон с личным номером, нагрудный знак, образцы которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Сотрудник полиции обеспечивается форменной одеждой за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Образцы форменной одежды сотрудника полиции утверждаются Правительством РФ. На форменной одежде сотрудника полиции, несущего службу в общественных местах, размещается нагрудный знак, позволяющий идентифицировать сотрудника полиции.

Сотрудник полиции имеет право на ношение и хранение огнестрельного оружия и специальных средств. Порядок выдачи, ношения и хранения огнестрельного оружия и специальных средств определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Сотрудник полиции подлежит обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Отдельные должности в полиции могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими. Специальные звания начальствующего состава полиции являются пожизненными. При увольнении сотрудника полиции со службы в полиции к специальному званию добавляются слова «в отставке». Сотрудник полиции может быть лишен специального звания в порядке, установленном федеральным законом.

В число квалификационных требований к должностям в ОВД входят требования: к уровню профессионального образования, стажу службы в ОВД или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья сотрудников.

Назначение на должности высшего начальствующего состава и освобождение от этих должностей осуществляются Президентом РФ. Назначение на должности рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем в порядке, определяемом Федеральным законом «О службе в ОВД РФ», Федеральным законом «О полиции» и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Профессиональная служебная деятельность сотрудников ОВД осуществляется в соответствии со специально разработанными должностными регламентами (инструкциями). Порядок разработки и утверждение должностных регламентов находится в компетенции руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (то есть МВД).

В первую очередь полиция РФ в своей деятельности руководствуется правилами, установленными Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, федеральными конституционными законами, Законом о полиции, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, касающимися ее деятельности. До внесения соответствующих изменений в законодательство полиция в пределах своего назначения и компетенции вправе выполнять обязанности, которые нормативными правовыми актами возложены на милицию.

К числу законов, в которых содержатся положения, регулирующие управление полицией, относятся:

Конституция РФ;

Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ;

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ;

Гражданский кодекс РФ (четыре части);

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

Федеральный закон от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»;

Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии»;

Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;

Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»

Другие Федеральные законы (от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»; от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы»).

Правовой статус и деятельность полиции урегулированы также Постановлениями Правительства РФ:

От 17.07.1995 № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию»;

От 25.04.1995 № 420 «Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением» и мн. др.

Обязательными для исполнения полицией являются ведомственные правовые акты. Это, прежде всего:

Административный регламент МВД РФ предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах МВД заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;

Инструкция о деятельности ОВД по предупреждению преступлений;

Инструкция о порядке учета и хранения лицензий и разрешений, выдаваемых ОВД при осуществлении государственного контроля за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ;

Инструкция о порядке допуска сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников ОВД, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД России к государственной тайне;

Инструкция о порядке проведения сотрудниками ОВД гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий и др.

Однако деятельность полиции регулируют не только принимаемые МВД России ведомственные нормативные правовые акты. Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» по не требующим законодательного регулирования вопросам дознания обязательными для органов дознания признаются указания генерального прокурора РФ. Полиция не названа среди органов дознания. Однако сотрудники полиции являются одновременно сотрудниками ОВД. Последние же, согласно п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ, признаются органами дознания.

Известно, что полиция входит в систему правоохранительных органов, в связи с чем компонентами правовой основы деятельности полиции являются и те законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, которые одновременно адресуются МВД России, Федеральной службе безопасности России (ФСБ) и определяют этим ведомствам задачи и конкретные меры по борьбе с терроризмом, бандитизмом, проявлениями организованной преступности и усилению охраны правопорядка.

Для деятельности полиции важное значение имеют и нормативные правовые акты, регулирующие взаимодействие ОВД с правоохранительными органами зарубежных стран и международными организациями. Полиции при осуществлении правоприменения надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы. Полиция не вправе применять нормы закона, если вступившим в силу для РФ международным договором, решение о согласии на обязательность которого для РФ было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора РФ.

Также необходимо отметить, что правовую основу деятельности полиции составляют не только акты, издаваемые на федеральном уровне, так и нормативно-правовые акты субъектов РФ, изданные в пределах их полномочий.

Если законом не урегулирован порядок производства какого-либо непосредственно связанного с правоприменительной деятельностью полиции или даже названного в законе действия, допустимо использование нормы права, регулирующей производство наиболее сходного с ним случая.

К примеру, процедура требования в порядке, установленном ст. 144 УПК РФ, необходимых материалов и опроса лиц с их согласия в соответствии со ст. 86 УПК РФ, законом не урегулированы. Именно поэтому при оформлении протокола-требования, как правило, используется предусмотренная в уголовном процессе форма протокола выемки, а в случае опроса лица, не достигшего 14 лет, как и при допросе таких свидетелей такого же возраста, рекомендуется приглашать педагога. Законодатель не запрещает применение правовых норм по аналогии, если при этом не будут ущемлены права и законные интересы вовлеченных в процесс правоприменения субъектов.

Подчеркнем, что принятие Закона о полиции обусловило необходимость разработки значительного числа новых нормативных правовых актов, а также приведения действующих нормативных правовых актов в соответствии с новым законом. Для организации этой большой правовой и организационной работы на плановой основе в МВД России подписаны Приказы от 28.02.2011 № 92 «О первоочередных мерах по реализации Федерального закона «О полиции» и от 21.03.2011 № 129 «Об утверждении Плана-графика подготовки первоочередных проектов нормативных правовых актов РФ».

Таким образом, правовую основу деятельности полиции составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, федеральные конституционные законы, Федеральный закон о полиции, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, субъектов РФ в пределах их компетенций, приказы и инструкции МВД РФ и др. Так как деятельность служб, подразделений и учреждений полиции столь многогранна, ее сотрудникам требуются знания практически по всем отраслям права - профилирующим, специальным, и комплексным. Профессиональные кадры сотрудников полиции должны иметь базовую юридическую подготовку, в том числе знать и уметь применять все законодательные и иные документы, составляющие правовую основу деятельности полиции.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Нижегородский - Архитектурно Строительный Университет

на тему: Органы внутренних дел Российской Федерации, правовые основы и основные направления деятельности

Выполнила:

Студентка 1 курса

Юридического факультета

Руденок К.Е.

Проверил: Сухов

Нижний Новгород 2011

Введение

3. Полиция: Задачи, структура, функции

4. Основные права и обязанности сотрудников полиции

Заключение

Список литературы

Введение

Одно из центральных мест в системе правоохранительных органов РФ занимают органы внутренних дел (ОВД), которые обеспечивают значительный объем работы по охране общественного порядка, укреплению законности, защите прав и свобод человека, охраны законных интересов государственных и негосударственных предприятий, организаций различных форм собственности и трудовых коллективов, по борьбе с преступностью и иными правонарушениями. Организация и деятельность органов внутренних дел РФ определены Конституцией РФ, Федеральным законом «О полиции» от 07.02.2011 г., другими федеральными законами, приказами и распоряжениями министра внутренних дел РФ.

По вопросам, отнесенным Конституцией и законодательными актами РФ к его компетенции, МВД России подчиняется президенту, а так же Правительству РФ. правовой полиция министерство

1. Правовые основы внутренних дел

Систему органов внутренних дел возглавляет Министерство внутренних дел РФ (МВД России). Основными структурными звеньями этой системы являются:

Территориальные органы внутренних дел (министерства внутренних дел республик, главные управления внутренних дел и управления внутренних дел краев, областей и других субъектов РФ);

Управления (отделы, отделения) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте (УВДТ, ОВДТ);

Управления и отделы Главного управления внутренних дел (на режимных объектах);

Региональные управления по борьбе с организованной преступностью (РУОП);

Окружные управления материально-технического и военного снабжения (ОУМТ и ВС);

Образовательные, научно-исследовательские учреждения и иные подразделения (Академия управления, Санкт-Петербургская академия),(Всероссийский научноисследовательский институт (ВНИИ)) ;

Внутренние войска, состоящие из округов внутренних войск, воинских частей и т.д.;

Кроме того, в структуру МВД входит так же: Следственный комитет, Главное управление государственной противопожарной службы (ГУГПС), Главное управления исполнения наказаний (ГУИН), а так же иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел.

Правовой основной деятельности МВД являются: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, акты Государственной Думы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Положение о Министерстве внутренних дел РФ, а так же приказы, инструкции и другие нормативные акты МВД РФ.

Свою деятельность МВД РФ строит в соответствии с принципами уважения и соблюдения, прав человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности, взаимодействия с органами государственной власти и управления, общественными объединениями, гражданами, средствами массовой информации.

В соответствии с возложенными задачами МВД РФ:

определяет основные приобретенные направления в деятельности органов внутренних дел;

разрабатывает и реализует комплексные программы совершенствования их деятельности;

Участвует вформировании и выполнении государственных федеральных целевых программ в сфере охраны правопорядка и борьбы с преступностью.

МВД организует и проводит научные исследования проблем охраны общественного порядка, предупреждения, выявления, и расследования преступления, исполнения уголовных наказаний, безопасности дорожного движения и пожарной безопасности (ПБ).

В органах внутренних дел широко налажено обобщение практики применения законодательства по вопросам, отнесенным к компетенции МВД, разрабатываются предложения по совершенствованию действующего законодательства, подготавливаются проекты нормативных актов связанных с регулированием деятельности органов внутренних дел. Вышестоящие органы системы МВД организуют оказание подведомственным органам и подразделениям методической и практической помощи по всем вопросам, отнесенным к их компетенции.

Министерство внутренних дел проводит работу по обеспечению исполнения уголовных наказаний, конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу.

МВД подчиняется Президенту РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции Конституцией и законодательными актами РФ, а так же Правительству РФ.

Министерство внутренних дел возглавляет министр, который как его заместители и главнокомандующий внутренними войсками, назначается и освобождается от должности Президентом РФ по предложению Правительства РФ.

2. Основные направления деятельности МВД

Положением о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 01 марта 2011 года № 248, на МВД возлагаются

Основные задачи:

1) разработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел, а также разработка государственной политики в сфере миграции;

2) нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;

3) обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности;

4) управление органами внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел) и внутренними войсками МВД России (далее - внутренние войска);

5) обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России, а также социально-правовое обеспечение работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел и с военной службы, членов их семей, иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России.

Реализуя свои функции, МВД РФ осуществляет следующие полномочия:

1) формирует на основе анализа и прогнозирования состояния преступности, охраны общественного порядка и собственности, обеспечения общественной безопасности, а также миграционных процессов основные направления государственной политики в сфере внутренних дел и в сфере миграции;

2) разрабатывает и осуществляет меры по реализации государственной политики в сфере внутренних дел;

3) разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также подготавливает другие документы, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере внутренних дел;

4) осуществляет нормативно-правовое регулирование вопросов, относящихся к сфере внутренних дел, если эти вопросы не являются предметом регулирования Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; определяет порядок реализации прав и обязанностей полиции, если этот порядок не является предметом регулирования федеральных законов, актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

5) определяет основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск;

6) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в сфере внутренних дел, проводит анализ реализации государственной политики в указанной сфере и анализ оперативной обстановки, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию деятельности органов внутренних дел и внутренних войск;

7) обеспечивает разработку и реализацию государственных программ в сфере внутренних дел;

8) подготавливает по поручению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты отзывов и заключений на проекты законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

9) разрабатывает и принимает в пределах своей компетенции меры по предупреждению преступлений и административных правонарушений, по выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению;

10) организует и проводит мероприятия по обеспечению безопасности граждан и правопорядка в общественных местах;

11) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность;

12) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации розыск лиц и похищенного имущества, а также деятельность по установлению имущества, подлежащего конфискации;

13) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание и производство предварительного следствия по уголовным делам;

14) выявляет, предупреждает, пресекает, раскрывает и расследует тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящие транснациональный или межрегиональный характер, либо преступления, вызывающие большой общественный резонанс;

15) принимает в соответствии с федеральным законом меры, направленные на выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности;

16) обеспечивает участие органов внутренних дел и внутренних войск в мероприятиях по противодействию терроризму, в обеспечении правового режима контр террористической операции, в защите потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, а также в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов;

17) организует и осуществляет экспертно-криминалистическую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

18) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль в области оборота оружия;

19) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности, контроль деятельности ведомственной охраны;

20) участвует в формировании и реализации основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации; организует и проводит мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий; организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения;

21) координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения;

22) организует охрану особо важных и режимных объектов, важных государственных объектов и специальных грузов, объектов на коммуникациях, объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, а также охрану имущества физических и юридических лиц по договорам; организует в соответствии с законодательством Российской Федерации во взаимодействии с ФСБ России охрану дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, представительств международных организаций, если такая охрана предусмотрена международными договорами Российской Федерации;

23) обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную защиту потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

24) организует производство по делам об административных правонарушениях, которые отнесены к компетенции органов внутренних дел и внутренних войск;

25) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности;

26) организует в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание органами внутренних дел задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, их охрану и конвоирование;

27) организует участие органов внутренних дел в осуществлении контроля (надзора) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений, а также в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно;

28) организует в соответствии с федеральным законом проведение государственной дактилоскопической регистрации и государственной геномной регистрации;

29) обеспечивает участие органов внутренних дел в выполнении возложенных на них в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанностей в ходе избирательных кампаний, при подготовке и проведении референдумов;

30) принимает участие в разработке мер по обеспечению авиационной безопасности в области гражданской авиации;

31) обеспечивает совместно с ФМС России взаимодействие органов внутренних дел с территориальными органами ФМС России;

32) обеспечивает планирование деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, а также осуществляет их инспектирование и контроль их деятельности;

33) организует служебно-боевую деятельность внутренних войск в мирное и военное время, поддерживает внутренние войска в постоянной боевой и мобилизационной готовности, разрабатывает и реализует планы строительства и развития внутренних войск;

34) участвует в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в проведении мероприятий военного времени и мероприятий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

35) организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию в системе МВД России, а также контролирует и координирует деятельность ФМС России по мобилизационной подготовке и мобилизации;

36) обеспечивает выполнение мероприятий гражданской обороны, повышение устойчивости работы органов внутренних дел и внутренних войск в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время; участвует в выполнении мероприятий гражданской обороны и мероприятий по повышению устойчивости работы ФМС России в условиях военного времени, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;

37) участвует в организации территориальной обороны Российской Федерации, а также в совместных действиях с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами по обеспечению обороны Российской Федерации;

38) организует специальные и воинские перевозки в пределах Российской Федерации в интересах органов внутренних дел и внутренних войск, а также на основании решений Правительства Российской Федерации и межведомственных соглашений - в интересах соответствующих федеральных органов исполнительной власти;

39) обеспечивает по решению Президента Российской Федерации участие сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности;

40) организует и осуществляет регулярное информирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, граждан о своей деятельности, обеспечивает отчеты должностных лиц органов внутренних дел перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами;

41) организует и осуществляет предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации сведений о своей деятельности средствам массовой информации;

42) организует постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности органов внутренних дел и организаций системы МВД России, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества;

43) создает информационные банки (базы) данных, обеспечивает их ведение и функционирование, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации содержащихся в них сведений федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и гражданам;

44) участвует в работе по стандартизации, метрологическому обеспечению, подтверждению соответствия установленным требованиям и каталогизации оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу для органов внутренних дел и внутренних войск;

45) обеспечивает проведение федеральных государственных статистических наблюдений в сфере внутренних дел в соответствии с официальной статистической методологией;

46) организует кадровое обеспечение системы МВД России, в том числе подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров; организует повышение квалификации и стажировку сотрудников органов внутренних дел, включенных в список федерального кадрового резерва МВД России; принимает участие в разработке и реализации программ кадрового обеспечения, а также в осуществлении подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки кадров ФМС России; обеспечивает в соответствии с международными договорами Российской Федерации подготовку кадров для правоохранительных органов зарубежных стран;

47) организует и осуществляет в установленном порядке учет военнообязанных сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России;

48) обеспечивает контроль за законностью решений и действий должностных лиц системы МВД России, соблюдение законности при осуществлении сотрудниками органов внутренних дел оперативно-служебной деятельности и военнослужащими внутренних войск служебно-боевой деятельности, поддержание служебной дисциплины сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск; организует воспитательную, психологическую, социальную, культурно-просветительную работу с личным составом органов внутренних дел и внутренних войск;

49) обеспечивает исполнение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в системе МВД России;

50) обеспечивает в системе МВД России собственную безопасность и защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, а также собственную безопасность в ФМС России; участвует в защите сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, в ФМС России;

51) организует укрепление и развитие материально-технической базы органов внутренних дел и внутренних войск, их централизованное обеспечение боевой, специальной и шифровальной техникой, вооружением, боеприпасами и другими материально-техническими средствами; участвует в укреплении и развитии материально-технической базы ФМС России;

52) осуществляет функции государственного заказчика государственного оборонного заказа, кроме отнесенных к компетенции Рособоронпоставки функций по размещению заказов, заключению, оплате, контролю и учету выполнения государственных контрактов по всей номенклатуре вооружения, военной, специальной техники и материальных средств, за исключением специальной техники и материальных средств, номенклатуру которых утверждает Министр внутренних дел Российской Федерации;

53) разрабатывает и устанавливает обязательные требования к оборонной продукции (работам, услугам), поставляемой для органов внутренних дел и внутренних войск по государственному оборонному заказу, а также к процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации указанной продукции;

54) реализует в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, функции по государственному метрологическому надзору в отношении органов внутренних дел и внутренних войск при осуществлении деятельности в области обороны и обеспечения безопасности;

55) организует и проводит государственную экспертизу проектной документации объектов обороны и безопасности, находящихся в ведении МВД России, и государственную экспертизу результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой документации;

56) обеспечивает внедрение достижений науки, техники и положительного опыта в деятельность органов внутренних дел и внутренних войск, а также развитие связи и автоматизированного управления в системе МВД России;

57) осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, ведение баз данных правовой информации в сфере внутренних дел;

58) организует подготовку водителей к управлению транспортными средствами системы МВД России, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;

59) обеспечивает государственный санитарно-эпидемиологический надзор на объектах системы МВД России;

60) организует прием граждан, своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

61) организует работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов МВД России;

62) представляет в установленном порядке в Минфин России предложения по формированию федерального бюджета;

63) осуществляет функции главного распорядителя бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него задач;

64) разрабатывает и реализует меры по обеспечению правовой и социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России; оказывает в соответствии с законодательством Российской Федерации правовую помощь сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск, федеральным государственным гражданским служащим в защите их прав и свобод по делам, возникшим в связи с осуществлением ими служебной деятельности;

65) организует государственное страхование жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск;

66) организует и осуществляет профилактические, лечебные, санаторно-курортные, оздоровительные и реабилитационные мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, членов их семей, федеральных государственных гражданских служащих, работников и пенсионеров системы МВД России и ФМС России, а также лиц, соответствующее обеспечение которых возложено на МВД России в соответствии с законодательством Российской Федерации;

67) осуществляет пенсионное обеспечение граждан - бывших сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, членов их семей, а также иных лиц, пенсионное обеспечение которых возложено на МВД России в соответствии с законодательства Российской Федерации;

68) осуществляет иные полномочия в сфере внутренних дел в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

3. Полиция: Задачи, структура и функции

Полиция в РФ подразделяется на криминальную полицию и полицию общественной безопасности.

Криминальная полиция в своей деятельности подчиняется МВД России; полиция общественной безопасности-МВД России, а так же соответствующим органам исполнительной власти субъектов РФ.

Криминальная полиция:

Уголовный розыск;

По борьбе с экономическими преступлениями;

Оперативно-розыскное бюро;

Оперативно-поисковые;

Специальных технических мероприятий;

Собственной безопасности;

Отряды милиции специального назначения.

В криминальную полицию так же входят Национальное центральное бюро Интерпола и его территориальные подразделения.

Основные задачи криминальной полиции являются:

Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно;

Организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

Содействие полиции общественной безопасности в исполнении возложенной на неё обязанностей

Криминальная полиция финансируется за счет средств федерального бюджета.

Полиция общественной безопасности:

В полицию общественной безопасности входят:

дежурные части, которые одновременно являются дежурными частями соответствующего органа внутренних дел;

участковые уполномоченные полиции;

Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России;

изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых;

специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке;

отряды полиции особого назначения;

подразделения: полиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел; дознания; патрульно-постовой службы полиции; лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью; охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых; по делам несовершеннолетних; по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства; по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств.

Основными задачами полиции общественной безопасности являются:

Обеспечение безопасности личности, общественной безопасности;

Охрана собственности, общественного порядка;

Выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

Раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия необязательно;

Оказание содействия криминальной полиции в исполнении возложенных на нее обязанностей.

Полиция общественной безопасности является органом дознания, т. е. наделена правом осуществлять предварительное расследование в форме дознания по делам, по которым предварительное следствие необязательно.

Состав, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений, а также численность полиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, определяются Правительством РФ.

Численность милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, устанавливается соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. При этом она не должна быть ниже нормативов, утверждаемых Министром внутренних дел РФ.

4. Основные права и обязанности сотрудников милиции

В соответствии со Статьей 27 федерального закона "О полиции". Основные обязанности сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции обязан:

1) знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов в указанной сфере;

2) выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией);

3) выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральному закону;

4) обращаться по служебным вопросам к своему непосредственному начальнику, а при необходимости и к прямому начальнику, поставив при этом в известность непосредственного начальника;

5) соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций;

6) соблюдать внутренний распорядок территориального органа, распорядок организации, входящей в систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, где он проходит службу;

7) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей;

8) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

9) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для выполнения служебных обязанностей;

10) представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

11) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства (подданства) иностранного государства;

12) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в полиции, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника полиции;

13) сообщать непосредственному начальнику о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов при выполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению такого конфликта;

14) уведомлять непосредственного начальника, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

2. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан:

1) оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

2) в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.

В соответствии со Статьей 28 Федерального закона "О полиции". Основные права сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции имеет право:

1) на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для выполнения служебных обязанностей;

2) на ознакомление с должностным регламентом (должностной инструкцией) и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности, с критериями оценки эффективности выполнения служебных обязанностей, показателями результативности служебной деятельности и условиями продвижения по службе в полиции;

3) на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

4) на оплату труда и другие выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации и контрактом о прохождении службы в полиции;

5) на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для выполнения служебных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности полиции;

6) на доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности связано с использованием таких сведений;

7) на доступ в установленном порядке в государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации в связи с выполнением служебных обязанностей;

8) на ознакомление с отзывами о его служебной деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, с материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

9) на защиту своих персональных данных;

10) на продвижение по службе в полиции;

11) на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку в установленном порядке;

12) на рассмотрение служебного спора в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) на проведение по его заявлению служебной проверки;

14) на защиту своих прав и законных интересов, включая обжалование в суд их нарушения;

15) на обязательное государственное страхование жизни и здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации;

16) на государственную защиту жизни и здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему и членам его семьи имущества;

17) на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

2. Сотрудник полиции с согласия руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя территориального органа либо руководителя организации, входящей в систему указанного федерального органа, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, вправе наряду с выполнением обязанностей по замещаемой должности выполнять обязанности по другой должности сотрудника полиции.

3. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток при выполнении обязанностей, указанных в части 2 статьи 27 настоящего Федерального закона, имеет право:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;

2) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность и (или) подтверждающие их полномочия;

3) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям (за исключением транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, представительствам международных организаций), а в исключительных случаях - транспортные средства, принадлежащие гражданам, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия;

4) требовать от лиц, подозреваемых в совершении преступления, административного правонарушения, оставаться на месте до прибытия представителей территориального органа или подразделения полиции либо представителей других правоохранительных органов, а также доставлять лиц, подозреваемых в совершении преступления, административного правонарушения, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение;

5) применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

Заключение

В своей деятельности органы внутренних дел как РФ. Так и других республик руководствуются прежде всего основным законом государства то есть Конституцией РФ, Законом « о милиции », то есть иными актами, которые четко определяют права, обязанности и полномочия тех или иных структурных подразделений ОВД, положением о прохождении службы.

Как уже было отмечено, задачи и функции Министерства внутренних дел в рамках регионов (субъектов РФ), а так же городов и районов выполняют соответствующие структурные службы и подразделения нижестоящих уровней системы МВД. Их структура строиться с учетом объема и содержания выполняемой ими работы. Министров внутренних дел республик в составе РФ назначают в порядке, установленном конституциями этих республик. Начальников ГУВД, УВД, УВДТ, назначает Министр внутренних дел РФ по согласованию с главами местных администраций. Начальников городских и районных органов внутренних дел назначают министры внутренних дел республик, начальники ГУВД, УВД, по согласованию с главами местных администраций. Начальников линейных органов внутренних дел на транспорте назначают начальники УВДТ.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ

2. Правоохранительные органы Российской Федерации. Для студентов Вузов. М.Б. Смоленский

3. Правоохранительные органы. Учебное пособие. С.Л. Маслёнков

4.Правоохранительные органы Российской Федерации. Поляков М.П., Федулов А.В.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Создание, структура и основные направления деятельности Министерства внутренних дел России. Законодательное закрепление оснований организации и функционирования органов внутренних дел. Новый этап в истории органов внутренних дел – образование полиции.

    презентация , добавлен 21.02.2014

    Понятие и структура органов внутренних дел Российской Федерации на современном этапе. Задачи и организация Министерства. Правовая основа деятельности полиции. Виды контроля в органах внутренних дел. Классификация правового обеспечения по В.Л. Соколову.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2013

    Система, структура, задачи и полномочия Министерства внутренних дел Российской Федерации. Организация деятельности МВД России. Задачи, функции и структура главных управлений по федеральным округам и органам внутренних дел субъектов Российской Федерации.

    реферат , добавлен 25.06.2009

    Министерство внутренних дел (МВД). Основные задачи МВД. Единая централизованная система МВД. Органы внутренних дел, полиция, внутренние войска. Полиция общественной безопасности, криминальная полиция. Контроль и надзор за деятельностью полиции.

    презентация , добавлен 09.09.2015

    Осуществление деятельности Министерства на основе принципов уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Руководство Министерством внутренних дел Российской Федерации Президентом Российской Федерации. Основные задачи Министерства.

    реферат , добавлен 03.06.2008

    Система правоохранительной деятельности Российской Федерации, структура ее органов, формы и принципы организации, функции и задачи. Основные признаки и направления правоохранительной деятельности. Анализ работы органов внутренних дел на примере полиции.

    дипломная работа , добавлен 02.09.2016

    Полномочия нарядов полиции по предупреждению и пресечению преступлений. Правовое положение сотрудников органов внутренних дел, задачи, права и обязанности нарядов полиции. Действия нарядов полиции по обеспечению общественного порядка и безопасности.

    реферат , добавлен 19.11.2014

    Исторический аспект становления и развития Министерства внутренних дел России. Задачи, полномочия и функции Министерства внутренних дел РФ. Анализ организации органов внутренних дел, действующих на территориях субъектов РФ и в муниципальных образованиях.

    дипломная работа , добавлен 21.10.2014

    Федеральная служба безопасности России (ФСБ) как орган исполнительной власти, принципы и направления деятельности. Структура, задачи и полномочия Министерства внутренних дел (МВД). Законодательное закрепление и стратегия взаимодействия ФСБ и ОВД.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2010

    Общие понятия судов и системы арбитражных судов Российской Федерации. Полномочия их структурных подразделений: президиума, аппарата, судебных коллегий. Структура Министерства внутренних дел РФ, его правовое регулирование. Направления деятельности ОВД.