(392 слова)

Главным героем романа Ф.М. Достоевского является студент Родион Раскольников. Именно через повествование о судьбе этого персонажа писатель пытается донести до читателя свои мысли.

Всё произведение является, по сути, разоблачением первых около-ницшеанских идей, которые приобрели определённую популярность в конце XIX века. Не случайно герой является выходцем из студенческой среды, более всего подверженной самым разнообразным веяниям и волнениям.

Родион – привлекательный, умный, но крайне бедный молодой человек, он живёт в убогой квартирке и не может продолжать обучение. В голове героя приживается идея о превосходстве одних людей над другими. Себя он, само собой, относит именно к высшей категории, а остальных считает бесполезной серой массой. Следуя своей же логике, теоретик ницшеанства решается на убийство мерзкой старухи, чтобы использовать её деньги на благие дела.

Однако Достоевский сразу же показывает борьбу героя с самим собой. Раскольников постоянно сомневается, то отказываясь от этой затеи, то снова возвращаясь к ней. Он видит сон, в котором он ещё ребёнком плачет над забитой лошадью, и понимает, что не сможет убить человека, но случайно услышав, что старуха будет дома одна, всё-таки решается на преступление. Наш герой разработал безупречный план, однако всё заканчивается настоящей бойней: он убивает не только Алену Ивановну, но и её беременную сестру, и в панике сбегает, прихватив с собой лишь горстку украшений. Раскольников — не злодей и не безумец, но безденежье, болезнь и безысходность доводят его до отчаяния.

Совершив преступление, Родион теряет покой. Его болезнь обостряется, он прикован к постели и страдает от кошмаров, в которых вновь и вновь переживает случившееся. Постоянно усиливающийся страх разоблачения терзает его, а изнутри героя мучает совесть, хоть и сам он в этом не признаётся. Ещё одно чувство, ставшее неотъемлемой частью Раскольникова, стало одиночество. Переступив закон и мораль, он отделил себя от других людей, даже его лучший друг Разумихин, его сестра Дуня и мать Пульхерия становятся ему чужими и непонятными. Свою последнюю надежду он видит в проститутке Соне Мармеладовой, которая, по его мнению, тоже переступила закон и мораль, а потому может понять убийцу. Возможно, он надеялся на оправдание, но Соня призывает его покаяться и принять наказание.

В конце концов, Раскольников разочаровывается в себе и сдаётся полиции. Однако, Родион все еще продолжает верить в свою теорию о «право имеющих» и «тварях дрожащих». Только в эпилоге к нему приходит осознание бессмысленности и жестокости этой идеи, и, отрёкшись от нее, герой встаёт на путь духовного возрождения.

Именно через образ Раскольникова Достоевский низвергает эгоцентризм и бонапартизм, а возвышает христианство и человеколюбие.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сочинение на тему "Путь Раскольникова в романе Достоевского"

Раскольников находился в таком положении, при котором все лучшие силы человека поворачиваются против него самого и вовлекают его в безнадежную борьбу с обществом. Самые святые чувства и самые чистые стремления, которые обыкновенно поддерживают, ободряют и облагораживают человека, когда человек лишается возможности доставлять им правильное удовлетворение.

Д. Писарев.

Роман «Преступление и наказание» был написан Ф. М. Достоевским в 70-е годы XIX века. В это время писатель размышляет о нравственных последствиях повсеместного обнищания, роста преступности и народного пьянства, вызванного реформой 1961 года и последующим разгулом капиталистического хищничества, Достоевский воспринимает свою эпоху не просто как хаос, ломку, неустойчивость и переходность. Он видит в этом приближающуюся катастрофу. И поэтому писатель считает, что не случайно эта эпоха породила таких людей, как Раскольников. Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. Главная мысль романа раскрывается как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненным процессом, отвергающим эту теорию. Как же шел главный герой романа к этой теории? Герой Достоевского утверждает свое право пролить кровь «по совести», то есть исходя из своего личного убеждения. Писатель показывает, что это еще более страшно, чем «официальное разрешение кровь поливать», потому что открывает широкую дорогу для полного произвола.

Раскольников хочет помочь людям, но в то же время и узнать, способен ли он быть человеком, который может управлять судьбами людей. «Тварь я дрожащая или право имею?» Рядом с любовью к людям в нем живет страшная гордыня — желание взять на себя решение участи всех людей. Раскольников не способен был примириться с действительностью, с ее неправдами и ее несправедливостями. Положительное отношение к миру, такому, как он е"сть, — подлость, думает Раскольников. Он вознамерился поставить себя против мира, чтобы устранить несправедливый порядок или погибнуть вместе со взорванным миром, только бы не сидеть сложа руки. Раскольников движется не вместе с миром, а против мира. Он не только вступает в конфликт с ним, он его решительно не принимает. Неприятие мира вело Раскольникова к преступлению его законов, к преступлению как таковому.

Раскольников делит людей на подлецов и не подлецов, а практику их — на подлую и не подлую. Его волнуют различия бедности и богатства, счастья и несчастья, доли и обездоленности. Он перестал бояться каких бы то ни было преград и стеснять себя какими бы то ни было нормами — лишь бы не примириться с «гнусной», с неправедной действительностью, лишь бы не пройти по миру «подлецом».

Раскольников уже давно вынашивал в голове свою ужасную идею и свой ужасный замысел, но все это до поры до времени оставалось мрачной фантазией, не более того. Он уже встретился с Мармеладовым, уже сердце его пронзили вопли униженных и оскорбленных, а он еще ничего не решил. Но вот пришло письмо от матери. Он остался наедине с ним, он прочел наивную и жестокую по правде своей исповедь, и она поставила его на роковую черту: или смириться перед участью своих родных и перед законом, царствующим в мире, или попытаться что-то сделать для спасения своих близких и тем самым восстать против царствующей в мире закономерности. «Не хочу я вашей жертвы, Дунечка, не хочу, мамаша! Не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать!» Давняя тоска, давние думы, терзавшие его, сконцентрировались в одном пункте. То, что месяц тому назад и даже еще вчера было только «мечтой», теоретическим предположением, стало в дверях и требовало под угрозой гибели самых близких людей, немедленного раз-. решения, немедленного действия.

Раскольников просто так никого бы не убил, даже в случае самозащиты. А вот за мать, за честь сестры, охраняя ребенка, за идею готов убить — и убил. В преддверии преступления Раскольникова звучит фраза, подслушанная им в трактире: «Убей ее и возьми ее деньги, — с тем, чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу».

Раскольников решает «сразу» совершить преступление, чтобы себя проверить и в то же время, чтобы уже «начать». Он задумал убить старуху-процентщицу — злую, беззастенчиво грабящую людей, — к как бы «отомстить» ей за обездоленных. Вместе с тем, он собирался с помощью старухиных денег помочь бедным и несчастным, смягчить жизнь матери и сестре, создать себе независимое положение, чтобы затем использовать его для «счастья всего человечества».

Страшный сон снится Раскольникову еще перед «делом», сон, в котором истязают маленькую, тощую крестьянскую клячонку, — символический сон, вобравший в себя все его думы о зле и несправедливости в мире. Такие сны не снятся людям, утратившим всякую совесть и примирившимся с вековечной и всеобщей неправдой мирового порядка.

Раскольников решился проложить путь в будущее не вместе с трудно и сравнительно медленно видоизменявшейся передовой общественной мыслью, а в одиночку и сплеча. Решившись на убийство, Раскольников должен был отказаться от демократических социально-утопических мечтаний, с особой силой вспыхивавших в его сознании, когда он стоял и думал на берегу Невы. Да и само решение убить могло возникнуть только тогда, когда он признал своих прежних товарищей бессильными перед мировым злом, когда он пришел к заключению, что путь утопии — это в итоге путь капитуляции перед отвергаемой действительностью.

«Теория» для Раскольникова, как и для Базарова в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева, становится источником трагедии. Во имя людей Раскольников заставляет себя переступить законы человечности — убить. Но он не может перенести нравственной тяжести своего поступка. Страшные муки совести — его наказание.

О пути к преступлению и собственно убийствах рассказывает лишь 1 часть романа, а остальные 5 и эпилог - о наказании и возрождении. Почему? Очевидно, автор хотел подчеркнуть, что не сами события волнуют его, а история души и больного разума героя-убийцы. Психология важнее событийности, а психологическое наказание важнее уголовного.

Путь героя к преступлению также имеет психологический сюжет. Вот почему, как и в «Герое нашего времени» М.Лермонтова, хронология (фабула) не совпадает с сюжетным построением. «Арифметическая сумма» человеческих страданий, ведущая героя к убийству, складывается из плюсов (событий, убеждающих в необходимости преступления) и минусов (событий, словно останавливающих героя на его греховном пути).

Восстановим эти события хронологически. Первые из них описаны лишь в 6 главе 1 части, когда полгода назад студент Покорев сообщил Раскольникову на всякий случай адрес старухи-процентщицы Алёны Ивановны. Это первое событие выглядит вполне нейтрально с точки зрения суммы деталей на пути к преступлению, является лишь небольшим плюсом.

Второй мимоходом описанный факт: полтора месяца назад Раскольников закладывает у старухи колечко – подарок сестры – и сразу чувствует отвращение к ростовщице, а в его голове «наклёвывалась странная мысль». Это начало пути к убийству (плюс).

Сразу после этого – случай в трактире, где Родион случайно слышит разговор студента с офицером и неожиданно соотносит слова студента со своими «странными» мыслями и написанной им ещё раньше статьёй «О преступлении», в которой он доказывает возможность идеологического убийства – «разрешения крови по совести» (вновь плюс).

Только теперь по времени идёт эпизод начала романа (1 глава), когда Раскольников посещает старуху, делая очередной заклад (часы) и совершая разведку, которую сам называет «пробой». Здесь, с одной стороны, - плюс, так как ненависть к старухе разрастается, а с другой – минус, потому что после возвращения он погружается в ужас от задуманного и его охватывает необъяснимая тоска.

Сразу после этого в главе 2 – большой и важный эпизод встречи в трактире с Мармеладовым, а затем и посещение семьи Мармеладовых. Раскольников становится свидетелем ещё одной несчастной судьбы, и теперь – «нет никаких преград» (плюс).

В главах 4-5 – встреча Раскольникова с пьяной обесчещенной девушкой на Конногвардейском бульваре. Ужас пережитого, казалось, ещё больше приближает героя к убийству (плюс), однако Родиону вновь становится страшно и противно (борьба плюса и минуса).

5-я глава – страшный сон Раскольникова: картинка детства, где маленький Родя сочувствует убиваемой лошади. После сна он полон сомнений, страха и ужаса, сон как будто рушит уже построенное прочное здание убийства (жирный минус).

Но для осуществления преступления хватило маленькой капли, которая, впрочем, становится самым весомым плюсом, – вести о том, когда старуха останется дома одна. Интересна фраза автора: «Он вошёл к себе, как приговорённый к смерти». Достоевский словно говорит читателю, что, убивая старуху и её ни в чём не повинную сестру, Раскольников убьёт себя. Об этом – весь остальной роман.

­Путь Раскольникова

Роман «Преступление и наказание» писался Ф. М. Достоевским в 1860-е гг., в тот период, когда в стране происходили неминуемые изменения. Народ двигался к капитализму, и в обществе становилось все больше людей, ценящих материальны блага. Без денег невозможно было учиться, питаться, жить, расти и развиваться. Главный герой произведения - молодой студент, вынужденно оставивший учебу на юридическом факультете из-за отсутствия денег.

Фактически, Родион Раскольников оказался в состоянии материального тупика. Он жил в убогой коморке в Петербурге, еле успевая заплатить арендную плату, он не мог помочь матери и сестре , что его еще больше угнетало. Он понимал, что честным трудом на жизнь не заработать и эти мрачные мысли его угнетали. Идею убить старуху-процентщицу он придумал не сам. Она была им подслушана в трактире. До своего преступления молодой человек написал и опубликовал в газете статью под названием «О преступлении».

В ней он выложил свою теорию о разделении общества на две группы людей: «обыкновенных» и «необыкновенных». Первые от рождения были слабыми и безвольными, не способными изменить ход истории. А вторые могли принести много пользы обществу, даже если решили бы убить определенное количество людей. Этой теорией он оправдывал убийство несносной старушонки . Ему казалось, что, убив одного плохого человека, он спасет сразу сто невинных людей.

Его идея потерпела крах в тот момент, когда ему пришлось убить и внезапно нагрянувшую сестру старушки Лизавету Ивановну - женщину, которая в жизни комара не обидела. Это было поражение. Он понял всю несостоятельность своей теории, но было уже поздно. В голове у героя происходит внутренняя борьба. Он вроде бы понимает, что больше некуда идти, а сделать ничего не может. В перерывах, отвлекаясь от своих мрачных мыслей, он наблюдает за жизнью бедных Мармеладовых.

Все больше времени он проводит со старшей дочерью Катерины Ивановны - Соней , которая помогает ему обрести себя. Соня с ранних лет была вынуждена торговать своим телом, чтобы помочь матери прокормить всех детей в семье. С точки зрения общества она блудница, а с точки зрения христианства - святая, потому что жертвует собой ради блага других. Родион Раскольников с точки зрения христианства - грешник, и не только потому что совершил преступление из гордости ума, но и потому что не любил людей.

В конце произведения мы видим, что герой раскаялся и после признания был отправлен на каторгу в Сибирь. Соня последовала за ним и часто его навещала. Именно эта сильная героиня помогла ему найти мир в себе, стать смиренным душой. Таким образом, Достоевский показал путь раскаяния главного героя и победы над собой.

Для самолюбивого юноши Раскольникова послужили одним из первых толчков к принятию решения (см. также статью Теория Раскольникова). Закладывая свои вещи у старухи , занимавшейся ростовщичеством, Раскольников испытывал отвращение и злобу, вызываемый в нем видом и всей обстановкой зловещей процентщицы. И когда однажды ему удалось нечаянно подслушать в пивной беседу двух молодых людей по вопросу об убийстве, то доводы одного из них были как бы отголоском бессознательного убеждения самого Раскольникова.

Теория Раскольникова

«С одной стороны, – говорил студент, – глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и напротив всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. С другой стороны, молодые свежие силы, пропадающие даром, без поддержки, и это тысячами и это всюду. Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченный в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семейств, избавленные от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, – все это на её деньги. Убей ее и возьми себе её деньги, с тем, чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно крошечное преступленьице тысячами добрых дел. За одну жизнь – тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной и злой старушонки? Не более, как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна».

Хотя защищавший так горячо эту точку зрения студент и сознался, что сам бы не мог подтвердить он действием и на убийство бы не пошел, но в голову Раскольникова запала эта мысль, и он много о ней думал.

Он останавливался и на практических последствиях преступления: деньги старухи дали бы ему возможность окончить университет, помочь матери и сестре, начать полезную для общества деятельность. Но потом его всецело захватывает собственная теория о гении и толпе, о людях силы и волн, о строителях – сильных одиночках – и толпе, как материале для построек. Раскольникову становится необходимым, во что бы то ни стало, доказать, что у него сил и решимости хватит оправдать на деле свою смелую теорию. Совершенно разбитый лихорадочной и упорной работой мысли, истощенный голодовкой, он в конце концов делается жертвой своей навязчивой идеи, и, как загипнотизированный, уже не имеет сил оторваться от намеченного пути.

Вначале он боролся сам с собой, в нем что-то протестовало против его решения, мысль об убийстве наполняла тоской и отвращением. Но потом он как-то механически подчинился своей идее, уже не владея собой, а словно исполняя чужую волю. «Как будто, – говорит Достоевский , – его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественной силой, без возражений. Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в нее втягивать». Случайные внешние обстоятельства побуждают его пойти и привести в исполнение весь задуманный план.

Предусмотрев некоторые мелочи, Раскольников думал, что произвёл полную подготовку к новой жизни по своей «новой морали». Но развернувшиеся вслед за свершением убийства обстоятельства показали теоретику, что в непосредственной жизни и её событиях есть своя особая логика, разбивающая в прах все доводы и рассуждения отвлеченной человеческой теории. На собственном страшном опыте Раскольников убедился в сделанных им ошибках.