ВОПРОСЫ:

1.
2.
3.
4.
Понятие органа государственной власти
Признаки органа государственной власти
Классификация органов государственной власти
Принципы организации и деятельности органов
государственной власти
5. Система органов государственной власти
современной России
6. Отличие органа государственной власти от
органа местного самоуправления

Основные акты:

1. Конституция Российской Федерации
2. Федеральный закон от 06.10.1999г. (ред. от 13.07.2015) N 184ФЗ «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации»
(далее по тексту – ФЗ от 06.10.1999г. №184-ФЗ)
3. Федеральный закон от 06.10.2003г. (ред. от 29.06.2015г.) N
131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту –
ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ)
4. Определение Конституционного Суда РФ от 29.05.1997 N 55-О
«О прекращении производства по делу о проверке
конституционности Указа Президента Российской Федерации
от 2 октября 1996 г. N 1412 «Об утверждении Положения об
Администрации Президента Российской Федерации»
тема: органы государственной власти

Народ осуществляет свою власть непосредственно (референдум и свободные выборы), а также через органы государственной власти и органы мест

Народ осуществляет свою власть
непосредственно (референдум и свободные
выборы), а также через органы
государственной власти и органы
местного самоуправления

В Конституции РФ используются следующие понятия:

1. Государственные учреждения (п.1 ст.41; п.2
ст.68)
2. Государственные органы (ст.33; п.п. «в» п.3
ст.125)
3. Органы государственной власти (п.2 ст.3; п.2, 3
ст.11; п.1 ст.77)
4. Органы законодательной, исполнительной и
судебной власти (ст.10; ст.78)
данные термины не тождественны и имеют ряд различий
тема: органы государственной власти Вопрос №1

Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культ

Учреждением признается унитарная
некоммерческая организация, созданная
собственником для осуществления
управленческих, социально-культурных или иных
функций некоммерческого характера
(правовой статус госучреждений регламентируется
гражданским законодательством – §7 п.2 ст.123.22
Гражданского кодекса РФ часть 1)
тема: органы государственной власти Вопрос №1

Государственный орган – это обособленная часть механизма государства, предназначенная для выполнения от имени государства его функций, о

Государственный орган – это
обособленная часть механизма
государства, предназначенная для
выполнения от имени государства его
функций, определенным образом
организованная, действующая в рамках
установленной правом концепции
государственно-властных полномочий
тема: органы государственной власти Вопрос №1

Орган государственной власти – это часть государственного аппарата, наделенная властными полномочиями, определенной компетенцией и необ

Орган государственной власти – это часть
государственного аппарата, наделенная
властными полномочиями, определенной
компетенцией и необходимыми
средствами для осуществления задач,
стоящих перед государством на
конкретном участке государственного
руководства обществом
тема: органы государственной власти Вопрос №1

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти – это частный случай термина орган государственной власти, в котором особо подч

Органы законодательной,
исполнительной и судебной власти
– это частный случай термина орган
государственной власти, в котором
особо подчеркивается принцип
разделения властей, лежащий в
основе построения
государственного аппарата
тема: органы государственной власти Вопрос №1

Различие терминов государственный орган и орган государственной власти лежит в плоскости властных полномочий. Государственные органы не

Различие терминов
государственный орган и орган
государственной власти лежит в
плоскости властных полномочий.
Государственные органы не
обладают правом принятия
правовых актов внешнего действия
(например, Президент РФ – это орган
государственной власти, а Администрация
Президента РФ – это государственный орган)
тема: органы государственной власти Вопрос №1

Наиболее общим термином является термин «орган государства» Орган государства = государственные органы + органы государственной власти ф

Наиболее общим термином является термин
«орган государства»
Орган государства = государственные
органы + органы государственной
власти
формула:
каждый орган государственной власти является
органом государства, но не каждый орган
государства является органом государственной
власти
тема: органы государственной власти Вопрос №1

Признак органа государственной власти – это внутреннее свойство, характерное для данного конституционно-правового института

Вся совокупность признаков органов
государственной власти делится на:
1. Основные или обязательные
2. Дополнительные или факультативные

Основные признаки органа государственной власти:

1. Особый порядок образования или
формирования
2. Государственно-властные
полномочия
3. Особый порядок деятельности
тема: органы государственной власти Вопрос №2

Выделяют следующие способы образования или формирования органов государственной власти:

1. Непосредственное избрание народом
(Государственная Дума, Президент РФ, Главы субъектов РФ)
2. Назначение на должность (Правительство РФ,
Коллегия Администрации Кемеровской области)
3. Назначение на должность путем голосования
(судьи Конституционного Суда РФ)
4. Формирование на основе сочетания принципов
выборности и назначения (Совет Федерации)
тема: органы государственной власти Вопрос №2

Государственно-властные полномочия = компетенция + предметы ведения компетенция – это закрепленные в правовых нормах, права и обязанности

органа
государственной власти, позволяющие выступать
от имени государства и издавать обязательные
веления
предмет ведения – это сфера деятельности органа
государственной власти, в которой он
осуществляет определенные управленческие
функции применительно к объектам управления
тема: органы государственной власти Вопрос №2

1. В Конституции РФ исчерпывающим образом определены полномочия Президента РФ, Государственной Думы, Совета Федерации, Конституционного С

1. В Конституции РФ исчерпывающим образом
определены полномочия Президента РФ,
Государственной Думы, Совета Федерации,
Конституционного Суда РФ
2. Полномочия других органов государственной
власти в Конституции РФ определяются самым
широким образом, а в деталях регламентируются
специальными законами (исключения: Прокуратура
РФ, Центральная избирательная комиссия,
Следственный Комитет РФ)
3. Властные полномочия органов государственной
власти субъектов РФ закреплены в ФЗ от 06.10.1999г.
№184-ФЗ и детализируются в актах субъекта РФ
тема: органы государственной власти Вопрос №2

Особый порядок деятельности:

1. Отступить от установленного порядка орган
государственной власти не вправе
2. Степень правовой регламентации процедуры
деятельности органа государственной различна:
Она более высока для законодательных и судебных
органов государственной власти, органов
государственной власти с особым статусом
Порядок деятельности Президента РФ и органов
исполнительной власти регламентируется наименее
четко. Эти органы государственной власти
осуществляют свою деятельность, не выходя за рамки
общих принципов
тема: органы государственной власти Вопрос №2

Дополнительные признаки органа государственной власти:

1. Внутренняя структура органа государственной власти –
2. Наделение органа государственной власти частью
единого фонда государственной собственности
3. Каждый орган государственной власти осуществляет
задачи и функции государства
4. Возможность принятия в процессе деятельности
органа государственной власти присущих ему
юридических актов
5. Каждый орган государственной власти является
составной частью единой системы органов
государственной власти России
тема: органы государственной власти Вопрос №2

1. В зависимости от территориальной сферы
деятельности, обусловленной формой
государственного устройства:
Федеральные органы государственной власти (Президент
РФ, Правительство РФ, Парламент РФ)
Органы государственной власти субъектов РФ (Коллегия
Администрации Кемеровской области, Совет народных

2. По способу волеизъявления и принятия
решений:
Коллегиальные (Правительство РФ, ЦИК)
Единоначальные (Президент РФ, Министерства)

Классификации органов государственной власти:

3. По людскому составу:
Единоличные (Президент РФ, Уполномоченный по
правам человека РФ)
Коллективные (Правительство РФ, ЦИК, Парламент РФ)
4. По способу формирования:
Выборные (Государственная Дума, Совет народных
депутатов Кемеровской области)
Назначаемые путем избрания (Счетная палата РФ)
Назначаемые в распорядительном порядке
(Министерства)
Смешанные (ЦИК, Совет Федерации)
тема: органы государственной власти Вопрос №3

Классификации органов государственной власти:

5. По объему компетенции органов государственной
власти:
Органы общей компетенции (Президент РФ, Государственная
Дума)
Органы специальной компетенции (Министерства, Счетная
палата РФ)
6. По характеру выполняемых задач и исполняемых
функций
:
Законодательные (Парламент РФ)
Исполнительные (Правительство РФ)
Судебные (Конституционный Суд РФ)
Контрольные (Счетная Палата)
Глава государства (Президент РФ)
Избирательные (ЦИК)
Надзорные (Прокуратура РФ)
тема: органы государственной власти Вопрос №3

Принципы организации и деятельности органов государственной власти - это основополагающие начала в соответствии с которыми формируются и

функционируют органы государственной власти
1. Народовластие (п.п.1,3 ст.3 Конституции РФ) –
2. Суверенность государственной власти (п.4 ст.3
Конституции РФ)
3. Единство государственной власти (п.3 ст.5
Конституции РФ)
4. Разграничение предметов ведения и полномочий
между органами госвласти РФ и субъектов РФ
(п.п.1,3 ст.3, ст. ст. 71,72,73 Конституции РФ)
5. Приоритет прав и свобод человека и гражданина
(ст.2, ст.18 Конституции РФ)
6. Законность (п.п.2,3 ст.15, ст.76 Конституции РФ)

Принципы организации и деятельности органов государственной власти:

7. Участие граждан в формировании и деятельности
органов госвласти (п.2 ст.3, ст.32 Конституции РФ)
8. Гласность (п.2 ст.24 Конституции РФ)
9. Разделение властей (ст.ст.10, 11 Конституции РФ)
10.Деидеологизация (п.2 ст. 13 Конституции РФ)
11.Светскость (ст. 14 Конституции РФ)
тема: органы государственной власти Вопрос №4

Органы государственной власти не существуют разрознено, они представляют собой целостную систему, состоящую из множества элементов Систе

Органы государственной власти не существуют
разрознено, они представляют собой целостную
систему, состоящую из множества элементов
Система органов государственной
власти – это обусловленная
функциями государства и
национальными традициями
совокупность органов
государственной власти и их
подразделение на отдельные виды

Система органов госвласти современной России обусловлена двумя базовыми принципами:

1. Принцип разделения властей, который
позволяет делить органы госвласти погоризонтали (законодательные,
исполнительные, судебные, глава
государства, органы госвласти с особым
статусом)
2. Принцип федерализма, который позволяет
делить органы госвласти по-вертикали
(федеральные органы госвласти и органы
госвласти субъектов РФ)
тема: органы государственной власти Вопрос №5

Система федеральных органов государственной власти России:

1. Глава государства – Президент РФ
2. Законодательная власть – Федеральное Собрание –
3.
4.
Парламент РФ (Совет Федерации + Государственная Дума)
Исполнительная власть – Правительство РФ,
Министерства, Федеральные службы, Федеральные
агентства
Судебная власть – Конституционный Суд РФ,
федеральные суды общей юрисдикции и федеральные
арбитражные суды во главе с Верховным Судом РФ
5. Органы государственной власти с особым
статусом – Уполномоченный по правам человека в РФ,
ЦИК, Прокуратура РФ, Следственный комитет РФ,
Центральный Банк России, Счетная палата РФ
тема: органы государственной власти Вопрос №5

Система органов государственной власти субъектов РФ:

1. Законодательная власть – законодательный
2.
3.
(представительный) орган субъекта РФ
Исполнительная власть – высший исполнительный
орган государственной власти субъекта РФ во главе с
высшим должностным лицом субъекта РФ;
исполнительные органы государственной власти
субъектов РФ
Судебная власть – Конституционные (уставные)
суды субъектов РФ, мировые судьи
4. Органы государственной власти с особым
статусом – Уполномоченный по правам в субъекте РФ,
Избирательная комиссия субъекта РФ, контрольносчетные органы субъектов РФ
тема: органы государственной власти Вопрос №5

В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти

тема: органы государственной власти Вопрос №6

Различия между органами государственной власти и органами местного самоуправления являются нормативными, т.е. они могут быть обнаружены т

Различия между органами
государственной власти и органами
местного самоуправления являются
нормативными, т.е. они могут быть
обнаружены только при анализе
действующих правовых норм

1. Правовой статус ОМС регламентируется
специальным актом ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ.
Правовой статус органов государственной власти
регламентируется Конституцией РФ (Президент РФ),
ФКЗ (Правительство РФ), ФЗ (Счетная палата РФ),
Указами Президента РФ (Министерства)
2. ОМС – это избираемые непосредственно
населением и (или) образуемые представительным
органом муниципального образования органы,
наделенные собственными полномочиями по
решению вопросов местного значения (п.1 ст.2 ФЗ
от 06.10.2003г. №131-ФЗ). Определение органа
государственной власти связано с государственным
аппаратом и не содержится в правовых нормах
тема: органы государственной власти Вопрос №6

Отличие органа государственной власти от органа местного самоуправления (ОМС):

3. ОМС обладают специфической компетенцией,
содержание которой определено кругом вопросов
местного значения («местные дела»). Вопросы местного
значения определены в главе 3 ФЗ от 06.10.2003г. №131ФЗ. Перечень государственных вопросов вытекает из
ст.ст. 71,72 и 73 Конституции РФ
4. Структура ОМС определяется населением
самостоятельно (п.1 ст.131 Конституции РФ). ОМС
формируются населением соответствующей
территориальной единицы и осуществляют свои
полномочия только в рамках этой территории.
Структура, состав участников и способы
формирования органов государственной власти более
сложный
тема: органы государственной власти Вопрос №6

Отличие органа государственной власти от органа местного самоуправления (ОМС):

5. ОМС напрямую не подчиняются федеральным
органам государственной власти. Однако они
руководствуются и соблюдают законы и иные
нормативно-правовые акты органов
государственной власти (п.1 ст.15 Конституции РФ).
6. ОМС могут наделяться законом отдельными
государственными полномочиями с передачей
необходимых для их реализации материальных и
финансовых средств (п.2 ст. 132 Конституции РФ).
Реализация переданных полномочий
подконтрольна государству.
тема: органы государственной власти Вопрос №6

Отличие органа государственной власти от органа местного самоуправления (ОМС):

7. В соответствии со ст.4 п.10 ФЗ «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан РФ» от 12.06.2002г. №67-ФЗ - на основании
международных договоров Российской Федерации и в
порядке, установленном законом, иностранные
граждане, постоянно проживающие на территории
соответствующего муниципального образования, имеют
право избирать и быть избранными в органы местного
самоуправления, участвовать в иных избирательных
действиях на указанных выборах, а также участвовать в
местном референдуме на тех же условиях, что и
граждане Российской Федерации. Избирательными
правами на выборах в органы государственной власти
иностранные граждане не обладают избирательными
правами ни при каких условиях.
тема: органы государственной власти Вопрос №6

Целью работы является изучение органов государственной власти субъектов Российской Федерации Задачи работы: Изучить систему органов государственной власти субъектов РФ; Проанализировать принципы осуществления деятельности органов государственной власти субъектов РФ; Рассмотреть полномочия высшего должностного лица субъекта РФ Объектом исследования являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации Предмет исследования – деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации Источниками информации выступили нормативные и законодательные акты, специальная литература


В соответствии со ст. 5 Конституции Российской Федерации: 1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов равноправных субъектов Российской Федерации. 2. Республика имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свои устав и законодательство. 3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. 4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.




В соответствии с Конституцией РФ установление общих принципов организации системы государственной власти субъектов РФ входит в совместное ведение Российской Федерации и субъектов РФ, а система органов государственной власти формируется субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами Констуционного строя и общими положениями, вводимыми федеральным законом.


В отсутствие необходимых законов функционирование органов государственной власти субъектов РФ регулируется указами Президента РФ и законодательством субъектов РФ. Субъектам РФ предоставлено право самостоятельно устанавливать дату прямых выборов органов государственной власти на основе принятия собственных постановлений.


Органы государственной власти субъектов РФ функционируют в соответствии с: Законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. 184-ФЗ (ред)


Систему органов государственной власти субъектов РФ составляют: 1. Законодательный (представительный) орган государственной власти 2. Высший исполнительный орган государственной власти 3. Иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с Конституцией (уставом) субъекта РФ (в частности может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ)


Деятельность органов государственной власти субъектов РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами: 1. Государственная и территориальная целостность 2. Распространение суверенитета России на всю ее территорию 3. Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России 4. Единство системы государственной власти 5. Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную 6. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и субъектов РФ 7. Самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления принадлежавших им полномочий


Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ. Наименование органа, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Число депутатов законодательного органа устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ. Срок (полномочий депутатов одного созыва не может превышать пять лет. Число депутатов, работающих на постоянной основе, устанавливается законодательным органом самостоятельно.


Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ: 1. Принимает Конституцию (устав) субъекта РФ и поправки к ним 2. Утверждает бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении; программы социально-экономического развития субъекта РФ 3. Устанавливает налоги и сборы, отнесенные к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания; порядок управления собственностью субъекта; порядок проведения референдума субъекта РФ, выборов в законодательный орган власти и руководителя высшего исполнительного органа государственного власти субъекта РФ 4. Устанавливает административно - территориальное устройство и утверждает схему управления субъектом РФ 5. Регулирует иные вопросы, относящиеся к ведению и полномочиям субъекта РФ


Высшее должностное лицо субъекта РФ: 1. Представляет субъект РФ в отношениях с органами власти, при внешнеэкономических связях, подписывает договоры и соглашения от имени субъекта РФ 2. Формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ 3. Вправе требовать созыва внеочередного заседания з законодательного органа государственной власти субъекта РФ; участвовать в его работе с правом совещательного голоса 4. Обнародует законы или отклоняет законы, принятые законодательным органом субъекта РФ 5. Осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством России и субъекта РФ Высшее должностное лицо субъекта РФ издает приказы (распоряжения), обязательные к исполнению в субъекте РФ


Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ в определенных случаях прекращаются досрочно, в том числе в связи с выражением недоверия ему законодательного органа государственной власти субъекта РФ, признания судом недееспособным, утраты гражданства России и др. Законодательный орган государственной власти субъекта РФ вправе выразить недоверие высшему должностному лицу в случаях издания им актов, противоречащих законодательству России и субъекта РФ, если противоречия установлены судом и не устранены в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения, иного грубого нарушения законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, если это повлекло массовое нарушение прав и свобод граждан. Решение законодательного органа о недоверии влечет немедленную отставку высшего должностного лица и возглавляемого им высшего исполнительного органа государственной власти. Президент РФ может применить к высшему должностному лицу субъекта РФ меры воздействия: предупреждение, отрешение от должности. В случае отрешения от должности, а также временного отстранения Президент РФ назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ.


Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обеспечивает исполнение нормативно-правовых актов России и субъекта РФ. Наименование, структура, порядок формирования высшего исполнительного органа устанавливается конституцией (уставом) и законами субъекта РФ. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по комплексному социально-экономическому развитию субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии. Он разрабатывает проекты бюджета, программы развития субъекта РФ, обеспечивает исполнение бюджета и программ социально-экономического развития; управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ, заключает договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий; формирует иные органы исполнительной власти субъектов РФ.


Законодательный и высший исполнительный органы государственной власти субъекта РФ взаимодействуют в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития и в интересах населения. Правовые акты исполнительной власти направляются в законодательный орган, который вправе предложить внести в них изменения или дополнения или отменить их, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке. Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе обратиться в законодательный орган с предложением о внесении изменений и дополнений в постановление законодательного органа либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные постановления в судебном порядке. Законодательный орган направляет высшему должностному лицу планы законопроектных работ и проекты законов субъекта РФ. На заседаниях законодательного органа могут присутствовать с правом совещательного голоса руководители органов исполнительной власти или уполномоченные ими лица. На заседаниях органов исполнительной власти могут присутствовать депутаты или работники аппарата законодательного органа.


ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ Конституция Российской Федерации [Текст]. - М.: Юрайт, с. Резепов, И.Ш. Конституционное право России [Текст] / И. Ш. Резепов.- М.: Окей-книга, с. Умнова, И.А. Конституционное право РФ [Текст] / И. А. Умнова, И. А. Алешкова.- М.: Юрайт, с. Закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. 184-ФЗ (ред) // СПС Консультант плюс



ИОГВ) субъекта РФ – главы субъекта РФ

Губернаторы, президенты, главы администраций – наименования разные Путаница: м.б. глава субъекта и при нем руководитель высшего ИОГВ Наделяется полномочиями (лукавый эвфемизм) ЗАКС по представлению Президента РФ не более чем на 5 лет Если ЗАКС против, кандидатура вносится повторно Если и второй раз против назначается ВРИО главы субъекта не более чем на 6 месяцев Президент проводит консультации, после которых он вновь вносит кандидатуру либо вновь (?!) назначает ВРИО главы В соответствии со статьей о досрочном прекращении полномочий ЗАКС иное: Президент вправе распустить ЗАКС через месяц после консультаций Если не распустил, вносит третий раз. И если опять принято решение об отклонении или не принято никакого решения, Президент опять же вправе распустить ЗАКС. Регулирование с юридической т. зрения – ужасное. (Будет засчитано как реферат полная схема назначения главы с указанием на противоречия в ней) Глава субъекта РФ не может быть одновременно депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации, судьей, замещать иные государственные должности РФ и должности государственной службы, а также выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Органы государственной власти Российской Федерации Занятие подготовила Конорева Елена Степановна, учитель обществознания МБОУ «Золотухинская СОШ» 17 мая 2016 года

2 слайд

Описание слайда:

Цель занятия: создание условий для формирование правового сознания и правовой культуры школьников на основе осмысления конституционного понятия органов власти РФ, ее признаков, структуры и компетенций. Задачи: воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к работе государственных органов страны; изучение обучающимися основных функций органов государственной власти РФ; формирование представлений учащихся об основных функциях органов государственной власти РФ; развитие умений и навыков исследовательской работы обучающихся с документом- Конституцией РФ; развитие навыков решения учебных задач для подготовки к государственной итоговой аттестации.

3 слайд

Описание слайда:

М.Дебре Ж.-Ж. Руссо Ш. Монтескье «Государство – это то, без чего невозможно осуществить ни порядок, ни справедливость…» «Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам» «Не будет свободы в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной»

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Государственное устройство РФ Глава государства – Президент РФ Уровни государственнойвласти Ветви государственной власти Законодательная Исполнительная Судебная Система федеральных органов государственной власти Федеральное Собрание –парламент РФ Правительство РФ Федеральные министерства и ведомства Полномочные представители Президента в федеральных округах Конституцион-ныйсудРФ Верховный суд РФ Другие федеральные суды Система региональных органов государственной власти Государственные собрания, законодательные собрания, думы и т.д. Правительства (в республиках) Администрации, мэрии (в др. субъектах РФ) Региональные министерства, департаменты, комитеты и т.д. Конституцион-ныесуды(в республиках) Уставные суды(в др. субъектах РФ) Мировые суды

6 слайд

Описание слайда:

Высшая законодательная власть в РФ Федеральное Собрание – двухпалатный парламент России, ее постоянно действующий представительный и законодательный орган (ст. 94 Конституции РФ) Палаты Федерального Собрания Матвиенко В.И. Председатель Совета Федерации Нарышкин С.Е. Председатель Государственной Думы Особенности формирования Совет Федерации Государственная Дума Состоит из 170 членов: по 2 представителя от каждогосубъекта РФ. Состоит из 450 депутатов,избираемых населением страны сроком на 5 лет.

7 слайд

Описание слайда:

Конституция РФ ст.102, 103: Предмет ведения СоветФедерации Государственная Дума Обсуждение и принятие законов Обсуждение и принятие федерального бюджета Установление налогов и сборов, финансовое регулирование Ратификация международных договоров, вопросы войны и мира Вопросы статуса и защиты государственных границ Утверждение изменения границ между субъектами РФ Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределамитерритории РФ Назначение выборов Президента РФ Назначение на должность судей Конституционного и Верховного судов РФ Назначение и освобождение от должности Генерального прокурора РФ Выражение согласия ПрезидентуРФ на назначение Председателя Правительства РФ Решение вопроса о доверии Правительству РФ Назначение и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека в РФ Объявление амнистии Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности

8 слайд

Описание слайда:

В приведенном перечне найдите верные суждения о Федеральном Собрании РФ: 1) Федеральное Собрание РФ является представительным и законодательным органом Российской Федерации 2) Федеральное Собрание РФ осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан 3) Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы 4) Федеральное Собрание РФ является постоянно действующим представительным органом РФ 5) Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы не обладают неприкосновенностью в течение срока их полномочий 6) Федеральное собрание разрабатывает проект федерального бюджета

9 слайд

Описание слайда:

Установите соответствие между функциями и государственными институтами Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ФУНКЦИИ А) назначает выборы Президента РФ Б) выражает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ В) утверждает изменения границ между субъектами РФ Г) объявление амнистии Д) решает вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории РФ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ 1) Совет Федерации 2) Государственная Дума РФ А Б В Г Д

10 слайд

Описание слайда:

Установите соответствие между функциями и государственными институтами в Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ФУНКЦИИ А) назначает выборы Президента РФ Б) выражает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ В) утверждает изменения границ между субъектами РФ Г) объявляет амнистию Д) решает вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории РФ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ 1) Совет Федерации 2) Государственная Дума РФ А Б В Г Д 1 2 1 2 1

11 слайд

Описание слайда:

Высшая исполнительная власть в РФ Правительство РФ – высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории Российской Федерации. Медведев Д.А. Председатель Правительства РФ Дом Правительства РФ Статья 114 Конституции РФ 1. Правительство Российской Федерации: а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; г) осуществляет управление федеральной собственностью; д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

12 слайд

Описание слайда:

Процедура формирования Правительства РФ Статья 111 Конституции РФ: 1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы… 3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. Статья 112 Конституции РФ: 1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. 2. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

13 слайд

Описание слайда:

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «Правительство РФ»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о процедуре формирования Правительства РФ, и одно предложение, раскрывающее любую функцию Правительства РФ. Правительство РФ – высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории Российской Федерации. Председатель Правительства РФ предлагает Президенту РФ кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров. Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики. Вариант ответа:

14 слайд

Описание слайда:

Судебная власть в РФ Судебная власть – вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства Зорькин В.Д. Председатель Конституционного суда РФ Лебедев В.М. Председатель Верховного суда РФ Конституционныйсуд РФ: Верховный суд РФ 1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ нормативных правовых актов, издаваемых на территории РФ; 2)разрешает споры о компетенции между органами власти; 3)по жалобам граждан и по запросам судов проверяет конституционность законов; 4)дает толкование Конституции Российской Федерации; 5)дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, осуществляет судебный надзор за деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики

15 слайд

Описание слайда:

Институт президенства в Российской Федерации Президент – глава государства, занимающий высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивающий стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляющий верховное представительство страны на международной арене. В.В.Путин Президент РФ

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

В приведенном перечне найдите верные суждения о Президенте РФ и его полномочиях: 1) Президент РФ утверждает изменения границ между субъектами Российской Федерации. 2) Президент РФ осуществляет помилование. 3) Президент Российской Федерации принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации. 4) Президент РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет. 5) Президент РФ, согласно Конституции, является Председателем Правительства. 6) Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет.

19 слайд

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Конституция РФ Конституция РФ ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.2002 N 9-П"По делу о проверке конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.П. Быкова, а также запросами Верховного Суда Российской Федерации и Законодательного Собрания Красноярского края« (о неприкосновенности депутатов ЗАКС. Не требуется согласие ЗАКС на привлечение к ответственности). Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 37-О"Об отказе в принятии ходатайства Законодательного Собрания Санкт-Петербурга об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2002 года по делу о проверке конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации« (о согласии ЗАКС на лишение неприкосновенности до принятия Постановления от 12.04.2002. Указано, что прокурор субъекта должен вносить запрос в ЗАКС, тот может отказать, но это решение можно обжаловать в суде). Постановление КС РФ от 4 апреля 2002 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея» (подтверждено право роспуска ЗАКС, отрешать ВДЛ, временно отстранять его от должности) Постановление КС от 18 января 1996 года N 2-П по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края (о выборах ВДЛ непосредственно населением субъекта РФ) Постановление КС РФ от 21 декабря 2005 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан» (о представлении кандидатур на пост ВДЛ в ЗАКС)

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом. (ст. 13) Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом. (ст. 13) Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.2002 N 9-П"По делу о проверке конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.П. Быкова, а также запросами Верховного Суда Российской Федерации и Законодательного Собрания Красноярского края"

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 18

Описание слайда:

Слайд 19

Описание слайда:

Слайд 20

Описание слайда:

Слайд 21

Описание слайда:

Слайд 22

Описание слайда: Описание слайда:

Законом субъекта, регулирующим отзыв ВДЛ должны предусматриваться основания и процедура Законом субъекта, регулирующим отзыв ВДЛ должны предусматриваться основания и процедура Основания отзыва: (1) нарушение законодательства РФ и (или) субъекта, факт совершения которого установлен судом; (2) неоднократное грубое без уважительных причин неисполнение своих обязанностей, установленное судом. Обратиться в суд с заявлением об установлении этих фактов вправе политические партии, их региональные отделения, иные общественные объединения, а также группа граждан в количестве не менее 100 человек, проживающих на территории субъекта и обладающих активным избирательным правом на выборах ВДЛ. Процедура отзыва должна обеспечивать возможность проведения агитации за и против его отзыва, проводится по инициативе граждан, проживающих на территории субъекта обладающих активным избирательным правом на выборах ВДЛ, в порядке, установленном для проведения референдума субъекта РФ. Инициатива проведения голосования может быть выдвинута не ранее чем по истечении одного года со дня вступления в должность В поддержку инициативы собираются подписи избирателей, количество которых определяется законом субъекта и должно составлять не менее ¼ от числа избирателей, зарегистрированных на территории субъекта. Не более чем через 15 дней комиссия должна принять решение по документам, а ЗАКС не более чем через 15 дней должно назначить голосование или отказать. Голосование проводится не позднее 60 дней со дня принятия ЗАКСом решения о назначении голосования по отзыву. Отзыв признается состоявшимся, если за него проголосовало более половины от числа участников голосования, включенных в списки для голосования по отзыву

Слайд 26

Описание слайда: