Гражданское процессуальное право
Шишкина И.В.,
Учитель истории и обществознания,
Киселевский городской округ,
Лицей № 1
- Материальное:
- Конституционное
- Гражданское (ГК РФ)
- Семейное (СК РФ)
- Трудовое (ТК РФ)
- Экологическое и др.
- Процессуальное:
- Гражданское процессуальное (ГПК РФ)
- Уголовно-процессуальное (УПК РФ)
- Административный процесс (КоАП РФ)
Судопроизводство
- Деятельность судов по рассмотрению конкретных дел.
Основной предмет гражданского процесса
- Гражданско-правовые споры и порядок их разрешения.
- Собраны в ГПК РФ
Гражданское процессуальное право -
- Отрасль права, регулирующая, рассмотрение и разрешение гражданских дел в суде, в том числе порядок и последовательность процессуальных действий, права и обязанности участников процесса
- Право на обращение в суд за защитой
- Равенство перед законом и судом всех граждан
- Независимость суда
- Гласность судебного разбирательства
- Состязательность и равноправие сторон
Основные принципы гражданского процесса
6. Обязательность судебных постановлений
7. Возможность обжалования любых судебных постановлений
- Исковые дела по спорам (семейные, жилищные, трудовые, экологические и т.д.)
- Дела по которым судьи выдают судебные приказы (н-р, взыскание алиментов)
3. дела, возникающие из публичных правоотношений (оспаривание решений органов власти и должностных лиц)
4. Дела особого производства (установление родственных связей; признание: отцовства, смерти, усыновления, недееспособности и т.д.)
Участники гражданского процесса
- Ответчик (тот которому предъявили требования)
- Истец (тот кто предъявил требования)
- Третьи лица: прокурор, свидетели, эксперты, специалисты, переводчики и т.д.
Процессуальные права участников
- Знакомство с материалами дела
- Заявлять ходатайства (н-р, о вызове дополнительных свидетелей)
- Обжалование решения и т.д.
Обязанности участников процесса
- Дееспособность
- Соблюдение порядка во время слушания дела
- Отвечать на вопросы суда и т.д.
Процессуальные сроки (выполнение процессуальных действий)
- 2 месяца общий срок для рассмотрения судом иска
- 10 дней для обжалования решения суда
Прохождение дела в суде
I . Исковое заявление в суд
(к которому прилагаются необходимые документы), возбуждает дело - судья
Прохождение дела в суде
II . Возбуждение производства по делу:
- Стадия подготовки.
Судья проверяет:
- Подсудность дела
- Дееспособность истца
- Документы по делу
- Уточнение требований истца и возражений ответчика и т.д.
(может быть предварительное заседание)
Прохождение дела в суде
2. Разбирательство дела (судебное заседание):
- Подготовительный этап (оглашение, доверие судье, разъяснение прав и обязанностей сторон, ходатайства, порядок ведения протокола)
Прохождение дела в суде
- Рассмотрение дела по существу:
А. доклад судьи о споре
Б. объяснения лиц, участвующих в споре
В. Исследование обстоятельств дела
Г. Судебные прения+ право на реплику
Прохождение дела в суде
3. Вынесение и объявление решения
4. Выдача исполнительного листа . Истец вправе передать исполнительный лист с просьбой о принудительном исполнении в службу судебных приставов (Мин. юстиции РФ)
Прохождение дела в суде
III . Обжалование решения –кассация (в течение 10 дней).
Кассационная инстанция – судебная коллегия по гражданским делам вышестоящего суда.
Кассационный суд проверяет законность и обоснованность решения.
Прохождение дела в суде
Кассационный суд:
- Может отставить решение без изменения
- Изменить решение:
А. новое рассмотрение дела
Б. принять новое решение
В. Прекратить производство по делу
Выносится определение, которое вступает в силу немедленно.
Арбитражный процесс
Процесс прохождения дел в арбитражных судах по экономическими спорам юридических лиц и ИП .
Собраны в АПК РФ.
Порядок обжалования в АПК РФ
- Решение первой инстанции в течение 1 месяца может быть обжаловано во вторую – аппеляционный суд, где дело рассматривается повторно.
- Постановление аппеляционного суда может быть обжаловано в кассационном суде (Суд федерального округа) в течение 2 месяцев
Класс: 11
Класс: 11.
Технология: Технология интенсификации обучения на основе схем и знаков моделей учебного материала, информационно-коммуникационные технологии.
Обоснование выбора вида урока
В условиях современного образования повышаются требования к качеству подготовки учащихся, увеличивается объём знаний. В таких условиях ученик сталкивается с необъемлемым потоком информации, которую он имеет возможность почерпнуть разных источниках. Информационная перенасыщенность и недостаточное структурирование учебного материала ставят перед школьником проблему запоминания и усвоения теоретических и практических знаний получаемых в школе. Форсированное прохождение материала (чаще всего традиционными методами) препятствует усвоению, главным здесь выступает прохождение программы. Такая ситуация особенно актуальна для изучения общественных дисциплин, в том числе и обществознания особенно в старшей школе, где необходимо изучить и усвоить большие объемы учебного материала.
Для того чтобы помочь учащимся в изучении насыщенной и объемной информации и сделать процесс её запоминания и обобщения более эффективным, считаю необходимым использование опорно-логических схем или опорных конспектов, дающих возможность ученику самостоятельно структурировать учебный материал, находить причинно-следственные связи.
Система опорных конспектов интересна тем, что позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические рецепты традиционной системы. Неотъемлемой частью данной системы является рефлексия, как один из компонентов учебной деятельности школьников, что сильно повышает уровень понимания и осмысления изучаемого материала.
Опорные конспекты позволяют варьировать темпы прохождения материала и его структуру, в соответствии с индивидуальными особенностями усвоения исторических знаний. А использование компьютера в преподавании особенно перспективно. Это не только визуализация излагаемого материала, но и развитие визуального мышления. Формируя последовательно «живое созерцание» учебной информации, мы не только используем природные свойства зрительного аппарата учащихся, но и формируем способность трансформировать визуальное мышление в мышление продуктивное. Всё это способствует более качественному усвоению материала учащимися по изучаемым темам.
Тип урока: освоение нового материала, систематизация и закрепление полученных знаний.
Цели урока:
1) Образовательная:
- ознакомиться с нормами уголовно-процессуального права;
- на основе изучения УПК РФ выявить, как реализуются положения УК, каковы правила изобличения преступников, предания их суду и назначения наказания;
- выработать понимание отличий уголовного процесса от гражданского процесса (уголовный процесс охватывает и досудебное производство – возбуждение уголовного дела и предварительное расследование)
2) Развивающая:
- развитие умений: выделять главное, существенное; обобщать имеющиеся факты; логически и абстрактно мыслить;
- развивать логическое мышление, обобщать конкретизировать;
- формирование внимания, умения наблюдать и закреплять знания;
- формирование способности сопоставлять, находить отличия и сходства.
3) Воспитательная:
- вызвать интерес учеников через рассказ учителя об УПК РФ, а также об основных его функциях;
- создание положительной мотивации обучения;
- повышение информационной компетентности учащихся;
- формирование личности учащихся, готовых к жизни в современном обществе.
Методы обучения: наглядный, информационно-развивающий, репродуктивный, фронтальный опрос.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, задания для практической работы.
Основные понятия: уголовный процесс, уголовное производство (уголовное преследование); принципы уголовного судопроизводства; субъекты уголовного процесса; меры процессуального принуждения и меры пресечения; досудебное производство (возбуждение уголовного дела); предварительное расследование (следственные действия: допрос, очная ставка, опознание, выемка, обыск); судебное производство (судебное разбирательство, судебное следствие); суд присяжных заседателей (вердикт, права заседателей, приговор); обжалование, апелляция по судебному решению.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация.
- Мотивация.
- Работа с теоретической информацией.
- Практическая работа.
- Домашнее задание.
- Итоги урока.
Ход урока
1. Организационный момент
Взаимное приветствие, объявление темы урока.
2. Актуализация
На прошлом уроке мы изучали особенности гражданского и арбитражного процесса в РФ. Сейчас проверим, как вы усвоили этот материал. У вас одна минута для повторения. Вы получили листы с вопросами в форме ЕГЭ. Ваша задача – в течение 3 минут ответить на эти вопросы. Затем мы вместе проверим эту работу.
Вопросы:
1. Вставьте пропущенное понятие:
Правила арбитражного процесса собраны в ________ ________ кодексе Российской Федерации.
Ответ: АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССУАЛЬНОМ.
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда:
Предмет иска, исковое заявление, основания иска, сведения об истце, сведения об ответчике.
Ответ : ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ.
3. Найдите в приведённом ниже перечне участников гражданского процесса и запишите в строку ответов цифры, под которыми они указаны.
1) подсудимый
2) истец
3) ответчик
4) эксперт
5) прокурор
6) второе лицо
3. Мотивация
Знакомясь с уголовным правом, вы узнали, какие действия Уголовный кодекс (УК РФ) объявляет преступлением и какие наказания за них устанавливают. А сегодня мы познакомимся с реализацией положения УК, с правилами изобличения преступников, преданием их суду и назначением наказания. Также вы узнаете об отличиях уголовного процесса от гражданского судебного разбирательства.
4. Работа с теоретической информацией
1) Самостоятельная работа с материалом параграфа – составление опорного конспекта-плана темы (задание в формате ЕГЭ).
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Уголовный процесс». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах (работа выполняется в тетрадях
);
- проверка составленного плана (фронтальный опрос с комментариями учителя).
Пример плана:
- Понятие уголовного процесса.
- Основные принципы уголовного процесса:
А) принцип законности;
Б) правосудие осуществляется только судом;
В) принцип уважения чести и достоинства личности;
Г) принцип неприкосновенности личности;
Д) принцип неприкосновенности жилища;
Е) принцип презумпции невиновности;
Ж) принцип состязательности сторон;
З) принцип независимости судей;
И) принцип права на защиту;
К) принцип возможности обжалования процессуальных действий суда и должностных лиц;
Л) принцип государственного языка.
- Участники (субъекты) уголовного процесса:
А) прокурор;
Б) следователь;
В) дознаватель;
Г) потерпевший;
Д) подозреваемый;
Е) обвиняемый;
Ж) подсудимый;
З) адвокат защиты и адвокат обвинения;
И) свидетели;
К) эксперты, специалисты, переводчики, понятые.
- Меры процессуального принуждения:
А) задержание;
Б) подписка о невыезде;
В) личное поручительство;
Г) залог;
Д) домашний арест;
Е) заключение под стражу.
- Досудебное производство:
А) предварительное расследование;
Б) следственные действия.
- Прохождение дела в суде:
А) судебное разбирательство;
Б) судебное следствие;
В) объявление вердикта и приговора.
- Порядок обжалования и апелляции.
- Функции УПК РФ.
2) На примерах (фрагменты из фильма «Место встречи изменить нельзя») мы определим:
Следственные действия;
Участников следственных действий;
Определим, есть ли процессуальные нарушения в действиях персонажей фильма (должна быть приведена соответствующая аргументация с опорой на материал параграфа).
5. Практическая работа
Используя раздаточный материал, выполните тестовые задания (в формате ЕГЭ).
Задания по теме "Процессуальное право: уголовный процесс". - § 26
Часть 1.
1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Уголовный процесс». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Часть 2.
2. Запишите термин, пропущенный в таблице:
Досудебное производство.
3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий, представленного ниже ряда.
1) прокурор;
2) адвокат;
3) подозреваемый;
4) обвиняемый;
5) свидетель;
6) субъекты уголовного процесса;
7) дознаватель;
8) следователь;
9) свидетель.
4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «уголовно-процессуальное право».
1) меры процессуального производства;
2) участники субъекты уголовного процесса;
3) основные принципы уголовного судопроизводства;
4) взыскание ;
5) меры процессуального принуждения;
6) процедура банкротства .
5. Установите соответствие между стадиями судебного производства и их содержанием.
Содержание стадии | Стадии судебного производства |
|||||||
А. Судебное следствие. |
1. Досудебное производство. |
|||||||
6. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Наказание – мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда и применяемая к лицу, признанному виновным в совершении преступления. (Б) Все лица, совершившие преступление на территории РФ, подлежат уголовной ответственности по УК. (В) При привлечении лица к УО применяется закон, который действовал во время совершения деяния. (Г) Предполагается. Что меры воспитательного воздействия к несовершеннолетним: (за преступления небольшой или средней тяжести) такие как: предупреждение. Передача под надзор родителей или специализированного государственного органа, возложение обязанности загладить причинённый вред, ограничение досуга и установление особых требований к поведению. (Д) Ряд законодателей высказывают мнение о том, что необходимо снизить возраст наступления уголовной ответственности в связи их с соучастием подростков в ряде преступлений против личности и имущества. (Е) Соучастие – умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении и умышленного преступления.
Определите, какие положения текста носят:
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) теоретических положений.
А | |||||
7. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Правосудие по уголовному делу в Российской Федерации осуществляется только _________(А). Никто не может быть признан виновным в совершении ________(Б) и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом. В ходе уголовного судопроизводства запрещается осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участника уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство, либо создающее опасность для его жизни и здоровья. Суд. Прокурор, следователь, дознаватель обязаны разъяснять _____(В), а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав. _____(Г) считается невиновным. Пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне ____(Д). Обвинительный _____(Е) не может быть основан на предположениях.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) преступление;
2) потерпевший;
3) обвинение;
5) защита;
6) обвиняемый;
7) приговор.
6. Домашнее задание
7. Подведение итогов урока
А) Выставление оценок за практическую работу.
Б) Итоги урока (рефлексия):
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполнял задания…
- Я понял, что…
- Теперь я знаю…
- Я научился…
- Урок дал мне для жизни…
Слайд 3
Процессуальное право – это порядок реализации и защиты материального права.
Слайд 4
К числу наиболее «старых» процессуальных отраслей относятся:
Уголовно-процессуальное право Гражданско-процессуальное право Административно-процес. право Арбитражно-процессуальное право Конституционно-процес. право РЕГУЛИРУЮТ СУДОПРОИЗВОДСТВО
Слайд 5
Система судопроизводства
Арбитражный суд: Разрешает экономические споры между гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью, и организациями Мировые суды: рассматривают гражданские, уголовные, административные дела незначительной сложности в качестве суда первой инстанции Конституционный суд: отменяет законы, противоречащие Конституции и нарушающие права граждан Верховный суд: важнейший орган судебной власти по гражданским, уголовным делам
Слайд 6
Арбитражное процессуальное право, арбитражный процесс
арбитражный суд рассматривает споры между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя (граждане-предприниматели).
Слайд 7
Уголовный процесс и его участники
Уголовный процессуальное право (уголовный процесс) - это процесс государственных органов по расследованию и разрешению дел, связанных с совершением преступлений. I.Органы государства и должностные лица: суд (судья), прокурор, следователь, орган дознания и лицо, дознаватель. II. Участники уголовного процесса: подозреваемый, обвиняемый, их защитники, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители. III. Лица, привлекаемые в процессе для содействия органам государства в выполнении задач правосудия: свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятые, секретарь судебного заседания.
Слайд 8
Судья на уголовном процессе
а) судья единолично рассматривает дела (если санкция не превышает 10 лет лишения свободы); б) судья и 12 присяжных заседателей (рассматривают дела, затрагивающие общественный интерес и имеющие общественный интерес, согласно перечню в УПК); в) коллегия из трех судей (дела о тяжких и особо тяжких преступлениях); г) мировой судья (если санкция не превышает трех лет).
Слайд 9
Гражданский процесс (гражд-процессуальное право)
Участники гражданского процесса истец, ответчик, третьи лица, прокурор, адвокат, свидетели, эксперты, специалисты Гражданское процессуальное право (процесс) - это отрасль права, регулирующая порядок рассмотрения судом гражданских дел.
Слайд 10
Администартивный процесс (адм-процессуальное право)
Административный процесс - это порядок осуществления государственно-управленческой деятельности, с целью реализации норм административного права
Слайд 11
Подготовительный этап
Судья открывает заседание, объявляет, какое дело рассматривается; проверяет явку участников процесса; удаляет из зала заседания свидетелей; объявляет состав суда
Слайд 12
«Уважаемый суд!»
Все участники процесса должны давать свои показания и объяснения стоя, к суду обращаются со словами: «Уважаемый суд!».
Слайд 13
Главный этап- рассмотрение сути дела
судья докладывает дело, выясняет, поддерживает ли истец свои требования, признает ли ответчик требования не желают ли стороны закончить дело миром
Слайд 14
Главный этап- рассмотрение дела
После этого судья заслушивает объяснения лиц, участвующих в деле (и соответственно их представителей), в следующей последовательности: Истец, третьи лица на стороне истца, Ответчик, третьи лица на стороне ответчика.
Слайд 15
Исследование доказательств: Вначале допрашивают свидетелей, Затем оглашают письменные доказательства, исследуют вещественные доказательства, воспроизводят и исследуют аудио- или видеозапись, исследуют заключение эксперта.
Слайд 16
Третий этап – судебные прения
ПРЕНИЯ Выступления лиц, участвующих в деле с обоснованием своей правовой и фактической позиции, с учетом всех сведений и обстоятельств, которые были исследованы в ходе судебного заседания. Последовательность выступления в прениях аналогична последовательности дачи объяснений: прокурор, истец и его представитель; ответчик и его представитель.
Слайд 17
Последнее слово
Каждый имеет право выступить с речью (Приложение 3) Но последнее слово – подсудимого (право) .
Слайд 18
Последний этап
По окончании прений суд удаляется в совещательную комнату для вынесения решения. Однако тут есть оговорка: если в прениях выявлены некоторые новые обстоятельства, суд может вернуться к судебному следствию.
Слайд 19
Судебное решение
Суд принимает решение немедленно после рассмотрения дела в совещательной комнате, тайно, т.е. с участием только тех лиц, которые входят в состав суда.
Слайд 20
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
Генеральный прокурорназначается и освобождается Советом Федерации по представлению президента на 5 лет Прокуратура (Генеральная п., п. субъектов РФ, п. городов, районов) * осуществляет надзор за исполнением законов * Наблюдает правильно ли исполняются законы * Не нарушаются ли права граждан? * Выступает на суде со стороны обвинения * Может не согласиться с решением суда, наложив на него протест.
Процессуальное правоэто совокупность отраслей, основная
задача которых - определить
правила судебного процесса, чтобы
установить ИСТИНУ.
Процессуальное право – это порядок реализации и защиты материального права.
К числу наиболее «старых» процессуальных отраслей относятся:
Уголовно-процессуальное правоГражданско-процессуальное право
Административно-процес. право
Арбитражно-процессуальное право
Конституционно-процес. право
РЕГУЛИРУЮТ СУДОПРОИЗВОДСТВО
Система судопроизводства
Конституционный суд:отменяет законы,
противоречащие
Конституции и
нарушающие права
граждан
Арбитражный суд:
Разрешает
экономические споры
между гражданами,
занимающимися
предпринимательской
деятельностью,
и организациями
Верховный суд:
важнейший орган
судебной власти
по
гражданским,
уголовным делам
Мировые суды:
рассматривают
гражданские,
уголовные,
административные дела
незначительной
сложности в качестве
суда первой инстанции
Арбитражное процессуальное право, арбитражный процесс
арбитражный суд рассматривает спорымежду юридическими лицами,
гражданами, осуществляющими
предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица и
имеющими статус предпринимателя
(граждане-предприниматели).
Уголовный процесс и его участники
I.Органы государства идолжностные лица: суд (судья),
прокурор, следователь, орган
дознания и лицо, дознаватель.
II. Участники уголовного
процесса: подозреваемый,
обвиняемый, их защитники,
потерпевший, гражданский
истец, гражданский ответчик и
их представители.
III. Лица, привлекаемые в
процессе для содействия
органам государства в
выполнении задач правосудия:
свидетель, эксперт, специалист,
переводчик, понятые, секретарь
судебного заседания.
Уголовный
процессуальное право
(уголовный процесс) -
это процесс
государственных органов
по расследованию и
разрешению дел,
связанных с
совершением
преступлений.
Судья на уголовном процессе
а) судья единоличнорассматривает дела (если
санкция не превышает 10 лет
лишения свободы);
б) судья и 12 присяжных
заседателей (рассматривают
дела, затрагивающие
общественный интерес и
имеющие общественный
интерес, согласно перечню в
УПК);
в) коллегия из трех судей (дела
о тяжких и особо тяжких
преступлениях);
г) мировой судья (если санкция
не превышает трех лет).
Гражданский процесс (гражд-процессуальное право)
УЧАСТНИКИ ГРАЖДАНСКОГОПРОЦЕССА
истец,
ответчик,
третьи лица,
прокурор,
адвокат,
свидетели,
эксперты,
специалисты
Гражданское
процессуальное право
(процесс)
- это отрасль права,
регулирующая порядок
рассмотрения судом
гражданских дел.
Администартивный процесс (адм-процессуальное право)
Административныйпроцесс - это порядок
осуществления
государственноуправленческой
деятельности, с
целью реализации
норм
административного
права
Подготовительный этап
Судья открывает заседание,объявляет, какое дело рассматривается;
проверяет явку участников процесса;
удаляет из зала заседания свидетелей;
объявляет состав суда
«Уважаемый суд!»
Все участники процесса должныдавать свои показания и объяснения
стоя, к суду обращаются со словами:
«Уважаемый суд!».
Главный этап- рассмотрение сути дела
судья докладывает дело,выясняет, поддерживает ли истец свои
требования,
признает ли ответчик требования
не желают ли стороны закончить дело
миром
После этого судья заслушивает
объяснения лиц, участвующих в деле (и
соответственно их представителей), в
следующей последовательности:
1. Истец, третьи лица на стороне истца,
2. Ответчик, третьи лица на стороне
ответчика.
Главный этап- рассмотрение дела
Исследование доказательств:Вначале допрашивают свидетелей,
Затем оглашают письменные
доказательства, исследуют вещественные
доказательства, воспроизводят и
исследуют аудио- или видеозапись,
исследуют заключение эксперта.
Третий этап – судебные прения
ПРЕНИЯВыступления лиц, участвующих в деле с
обоснованием своей правовой и фактической
позиции, с учетом всех сведений и
обстоятельств, которые были исследованы в
ходе судебного заседания.
Последовательность выступления в прениях
аналогична последовательности дачи
объяснений: прокурор, истец и его
представитель; ответчик и его
представитель.
Последнее слово
Каждый имеет право выступить с речью(Приложение 3)
Но последнее
слово – подсудимого (право)
.
Последний этап
По окончании прений суд удаляется всовещательную комнату для вынесения
решения.
Однако тут есть оговорка: если в прениях
выявлены некоторые новые
обстоятельства, суд может вернуться к
судебному следствию.
Судебное решение
Суд принимает решение немедленно послерассмотрения дела в совещательной
комнате, тайно, т.е. с участием только тех
лиц, которые входят в состав суда.
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
Генеральныйпрокурор
назначается и
освобождается
Советом Федерации
по представлению
президента на 5 лет
Прокуратура
(Генеральная п., п. субъектов
РФ,
п. городов, районов)
* осуществляет надзор за
исполнением законов
* Наблюдает правильно ли
исполняются законы
* Не нарушаются ли права
граждан?
* Выступает на суде со стороны
обвинения
* Может не согласиться с
решением суда, наложив на
него протест.