1 слайд

2 слайд

1. Правомерное и противоправное поведение Правомерным называется поведение субъектов права, отвечающее, соответствующее требованиям правовых норм Осуществление субъективных прав Исполнение юридических обязанностей Не нарушение правовых запретов Противоправным (неправомерным) называется поведение, не соответствующее, противоречащее требованиям норм права В чем оно может выражаться?

3 слайд

2. Правонарушение, его признаки Правонарушение - противоправное общественно вредное деяние (действие или бездействие), виновно совершённое деликтоспособным (способным нести юридическую ответственность) лицом Из определения назовите признаки правонарушения Совершение деликтоспособным субъектом права. 2. Совершение в форме деяния - действия или бездействия (мысли и намерения не могут быть правонарушениями). 3. Противоправность - правонарушения противоречат требованиям правовых норм 4. Общественно вредный характер - причинение или создание угрозы причинения вреда общественным отношениям и интересам 5. Виновное совершение - совершение умышленно или по неосторожности 6. Юридическая ответственность - санкции правовых норм

4 слайд

2. Правонарушение, его признаки Субъект правонарушения - деликтоспособное лицо, то есть лицо, способное нести юридическую ответственность Административная ответственность – с 16 лет Уголовная ответственность – с 16 лет (по некоторым преступлениям с 14 лет) Субъектом преступления может быть только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности Правомерно ли понятие «малолетний преступник»? Вменяемый – т.е. отдающий отчет своим действиям

5 слайд

2. Правонарушение, его признаки Объект правонарушения - охраняемые правом общественные отношения и интересы Кража ОБЪЕКТ Собственность Деяние Действие Бездействие Приведите пример, когда бездействие является правонарушением Бездействие может выражаться: В воздержании от совершения общественно полезного действия В не совершении действий, направленных на предотвращение ущерба Уж е существующему благу

6 слайд

2. Правонарушение, его признаки Вина - психическое отношение лица к своему правонарушению, к общественному вреду, которое оно причинило или могло причинить Умысел - осознание общественной вредности правонарушения, предвидение наступление общественно вредных последствий Неосторожность – возможность предвидение наступление общественно вредных последствий, но не желание их наступления Прямой Косвенный Небрежность Легкомыслие Осознавал, предвидел и желал наступление общественно опасных последствий Осознавал, предвидел, не желал, но допускал наступление общественно опасных последствий Осознавал, предвидел, не желал, но самонадеянно рассчитывал на предотвращение наступления общественно опасных последствий Не предвидел, хотя при необходимой внимательности должен был предвидеть наступление общественно опасных последствий

7 слайд

3. Виды правонарушений Правонарушения по степени общественной опасности (вредности) подразделяются на преступления и проступки Преступления - виновно совершённые общественно опасные деяния и запрещённые уголовным законом под угрозой наказания Противоправные проступки имеют меньшую степень общественной опасности и подразделяются в зависимости от объектов правонарушений и порядка привлечения к юридической ответственности на Дисциплинарные Гражданско-правовые Административные


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ ЭТО СИСТЕМА МЕР, ПРЕДПРИНИМАЕМЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ, ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ВЛАСТИ И ДРУГИМИ ЛИЦАМИ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРОЦЕССАМ ДЕТЕРМИНАЦИИ ПРЕСТУПНОСТИ, ИМЕЮЩИЕ ЦЕЛЬЮ РЕСОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ПРЕСТУПНИКОВ, ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ СОВЕРШЕНИЯ НОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ. ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ВЛАСТИ ДЕТЕРМИНАЦИИ ПРЕСТУПНОСТИ РЕСОЦИАЛИЗАЦИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ВЛАСТИ ДЕТЕРМИНАЦИИ ПРЕСТУПНОСТИ РЕСОЦИАЛИЗАЦИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ


ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ БЫЛО ПОНЯТНО ЕЩЁ МЫСЛИТЕЛЯМ АНТИЧНОСТИ И НОВОГО ВРЕМЕНИ. ЧЕЗАРЕ БЕККАРИА ПИСАЛ: ЛУЧШЕ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ЧЕМ КАРАТЬ ЗА НИХ. ЭТО СОСТАВЛЯЕТ ЦЕЛЬ ЛЮБОГО ХОРОШЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, КОТОРОЕ, В СУЩНОСТИ, ЯВЛЯЕТСЯ ИСКУССТВОМ ВЕСТИ ЛЮДЕЙ К НАИВЫСШЕМУ СЧАСТЬЮ ИЛИ К ВОЗМОЖНО МЕНЬШЕМУ НЕСЧАСТЬЮ, ЕСЛИ РАССУЖДАТЬ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СООТНОШЕНИЯ ДОБРА И ЗЛА В НАШЕЙ ЖИЗНИ. БЕККАРИА Ч. О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ И НАКАЗАНИЯХ. М., АНТИЧНОСТИ НОВОГО ВРЕМЕНИ ЧЕЗАРЕ БЕККАРИА АНТИЧНОСТИ НОВОГО ВРЕМЕНИ ЧЕЗАРЕ БЕККАРИА Значение предупреждения преступлений


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ ИМЕЕТ СВОЕЙ ЦЕЛЬЮ НЕ ДОПУСТИТЬ НАСТУПЛЕНИЯ ЭТОГО УЩЕРБА. ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ НА РАННИХ СТАДИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕСТУПНОЙ ЛИЧНОСТИ, ПОЗВОЛЯЮТ « МАЛОЙ КРОВЬЮ » ОСУЩЕСТВИТЬ РЕСОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ПРЕСТУПНИКА, ВЕРНУТЬ ЕГО К НОРМАЛЬНОЙ ЖИЗНИ В ОБЩЕСТВЕ. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ МОЖЕТ БЫТЬ КАК ОТДЕЛЬНЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО ОРГАНА ИЛИ КОНКРЕТНОГО ЛИЦА, ТАК И ВЫСТУПАТЬ ПОБОЧНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ ЕГО ДЕЙСТВИЙ. В СООТВЕТСТВИИ С ЭТИМ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ И НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ СУБЪЕКТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ HTML: ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ ИМЕЕТ СВОЕЙ ЦЕЛЬЮ НЕ ДОПУСТИТЬ НАСТУПЛЕНИЯ ЭТОГО УЩЕРБА. ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ НА РАННИХ СТАДИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕСТУПНОЙ ЛИЧНОСТИ, ПОЗВОЛЯЮТ « МАЛОЙ КРОВЬЮ » ОСУЩЕСТВИТЬ РЕСОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ПРЕСТУПНИКА, ВЕРНУТЬ ЕГО К НОРМАЛЬНОЙ ЖИЗНИ В ОБЩЕСТВЕ. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ МОЖЕТ БЫТЬ КАК ОТДЕЛЬНЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО ОРГАНА ИЛИ КОНКРЕТНОГО ЛИЦА, ТАК И ВЫСТУПАТЬ ПОБОЧНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ ЕГО ДЕЙСТВИЙ. В СООТВЕТСТВИИ С ЭТИМ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ И НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ СУБЪЕКТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ HTML: ПРЕСТУПНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕСОЦИАЛИЗАЦИЮ ПРЕСТУПНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕСОЦИАЛИЗАЦИЮ


В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СФЕРЫ ОХВАТА МЕР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КРИМИНОЛОГАМИ ВЫДЕЛЯЕТСЯ ОБЩЕЕ, СПЕЦИАЛЬНОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ ОБЩЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ КОРНИ ПРЕСТУПНОСТИ ВСЕГДА КРОЮТСЯ В НЕГАТИВНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЯВЛЕНИЯХ, СОЦИАЛЬНЫХ, ПОЛИТИЧЕСКИХ, ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ДУХОВНЫХ ПРОБЛЕМАХ, ПРИСУЩИХ КОНКРЕТНОМУ ОБЩЕСТВУ. ПОЭТОМУ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫМИ В ПЛАНЕ УМЕНЬШЕНИЯ ЧИСЛА СОВЕРШАЕМЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ ЯВЛЯЮТСЯ МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УКРЕПЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ РАБОЧИМИ МЕСТАМИ, СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО УРОВНЯ, ФОРМИРОВАНИЯ В ОБЩЕСТВЕ ПОЗИТИВНОГО НРАВСТВЕННОГО КЛИМАТА, ПОДАВЛЕНИЕ ТАКИХ СВЯЗАННЫХ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ ЯВЛЕНИЙ, КАК ПЬЯНСТВО И НАРКОМАНИЯ, БРОДЯЖНИЧЕСТВО, БЕДНОСТЬ, НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ, МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ И ПРОЧИЕ КОНФЛИКТЫ. ЭКОНОМИКИ РАБОЧИМИ МЕСТАМИ ПЬЯНСТВО НАРКОМАНИЯ БРОДЯЖНИЧЕСТВО БЕДНОСТЬ НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РАБОЧИМИ МЕСТАМИ ПЬЯНСТВО НАРКОМАНИЯ БРОДЯЖНИЧЕСТВО БЕДНОСТЬ НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ Виды предупреждения преступности


СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПУТЁМ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ, ОТДЕЛЬНЫХ ЛИЦ И ОРГАНИЗАЦИИ ИЛИ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ЕСТЬ ОСНОВАНИЯ ПОЛАГАТЬ, ЧТО ОНИ ОБЛАДАЮТ ПОВЫШЕННОЙ КРИМИНОГЕННОСТЬЮ ИЛИ ВИКТИМНОСТЬЮ. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ АДРЕСАТОМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ, КОТОРОЕ МОЖЕТ РАССМАТРИВАТЬСЯ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ, ЯВЛЯЕТСЯ КОНКРЕТНЫЙ ЧЕЛОВЕК, ЛИЧНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОТОРОГО ОБЪЕКТИВНО ГОВОРЯТ О ВОЗМОЖНОСТИ СОВЕРШЕНИЯ ИМ В БУДУЩЕМ ПРЕСТУПНОГО ДЕЯНИЯ. ОБЪЕКТОМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ МОЖЕТ СТАНОВИТЬСЯ КАК НЕПОСРЕДСТВЕННО ЧЕЛОВЕК, ЕГО НЕГАТИВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА, ТАК И СОЦИАЛЬНАЯ МИКРОСРЕДА, ЕГО ОКРУЖАЮЩАЯ (СЕМЬЯ, БЫТ, ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ) СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ ВИКТИМНОСТЬЮ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ ВИКТИМНОСТЬЮ

Правонарушения и преступления.

Ответственность несовершеннолетних


Правонарушение – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и караемое по закону

Виды правонарушений:

  • нахождение на чердаках в подвалах;
  • поджоги;
  • драки;
  • оскорбления;
  • порча стен в подъезде;
  • токсическое опьянение;
  • бродяжничество;
  • выражение нецензурной бранью;
  • нахождение в пьяном виде в общественных местах;
  • взрыв пиротехнических средств.

Преступление – опасное для общества деяние, предусмотренное уголовным кодексом

Виды преступлений:

  • угон транспортного средства;
  • умышленное причинение вреда здоровью;
  • кража, грабёж, вымогательство;
  • хищение и вымогательство оружия и боеприпасов;
  • приведение в непригодность транспортного средства;
  • похищение человека;
  • изнасилование;
  • убийство человека.

Виды ответственности

при правонарушениях и преступлениях:

  • Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
  • Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет . Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
  • Уголовная ответственность – это ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет .

начала XXI века.

Духовный кризис общества, проявлением которого является рост алкоголизации и наркотизации населения, падение традиционных нравственных ценностей. Резкое обострение социальных противоречий в период политической, идеологической, экономической и правовой реформы. Всеобъемлющий системный кризис общества, включающий в себя кризис власти, экономики, социальной сферы, идеологии, права, значительно возросшее неравенство между богатыми и бедными. Кризис системы борьбы с преступностью, вызванный как недостатками её правовой базы, так и прекращением или резким ухудшением функционирования отдельных её элементов (в частности, таких важных элементов системы профилактики преступлений, как добровольные народные дружины, товарищеские суды, наблюдательные и административные комиссии), недостаточным материальным обеспечением деятельности правоохранительных органов. Экономические противоречия, связанные с прекращением работы многих промышленных предприятий и сельскохозяйственных объединений, безработицей и бедностью. Правовой нигилизм, распространившийся на все слои российского общества, и выражающийся в пренебрежении как правилами поведения в обществе и безопасности на производстве и на транспорте, так и уголовно-правовыми нормами, утрате доверия к коррумпированным правоохранительным органам и властным структурам.

  • "Необходимо предъявлять к ребенку твердые, непререкаемые требования общества, вооружать нормами поведения, чтобы он знал, что можно и чего нельзя, что похвально и что наказуемо."
  • А.С. Макаренко
Огромное большинство окружающих нас людей живут нормальной жизнью. Они работают, учатся, отдыхают, ходят в театр, ездят за город, чтобы полюбоваться природой, любят своих близких и друзей, заботятся друг о друге, помогают друг другу. Их действия подчинены нормам, принятым в нашем обществе. Но иногда это нормальное взаимодействие людей с окружающей средой нарушается...
  • Огромное большинство окружающих нас людей живут нормальной жизнью. Они работают, учатся, отдыхают, ходят в театр, ездят за город, чтобы полюбоваться природой, любят своих близких и друзей, заботятся друг о друге, помогают друг другу. Их действия подчинены нормам, принятым в нашем обществе. Но иногда это нормальное взаимодействие людей с окружающей средой нарушается...
  • В борьбе с антиобщественными явлениями применяется сила закона.
  • Огромное значение нравственного воспитания обусловлено тем, что оно представляет собой "воспитательную деятельность, направленную на формирование качеств личности, определяющих отношение человека к обществу, к самому себе".
  • Преступность - большое социальное зло, а преступность несовершеннолетних - зло, многократно увеличенное. Профилактика правонарушений несовершеннолетних есть важнейшее средство профилактики преступности.
Физиологические и психологические особенности умственно отсталого ребенка.
  • 1. Слабость замыкательной функции коры головного мозга.
  • 2. Склонность к частому охранительному торможению.
  • 3. Трудность выработки дифференцировок и их малая стойкость.
  • 4. Нарушение взаимодействия I и II сигнальной системы. Это нарушение обусловлено недоразвитием второй сигнальной системы, что выражается в частности, в ослаблении регулирующей функции речи, которая является важнейшим звеном, обеспечивающим формированием нравственного облика ребенка.
Познавательная деятельность
  • 1. Слабость обобщений или конкретность мышления.
  • 2. Непоследовательность мышления
  • 3. Некритичность мышления
  • 4. Недоразвитие или неправильное развитие нравственной сферы, обусловленное названными выше особенностями познавательных процессов, частое, но не обязательное вторичное осложнение уо. Напряженный и вдумчивый труд педагогов обеспечивает адекватное развитие личности ребенка на основе предупреждения или преодоления этих осложнений.
Эмоционально – волевая сфера
  • Слабость воли. В основе этого явления лежат два фактора: слабое осознание целей и отсутствие необходимых побуждений к их достижению
  • Незрелость личности, это предопределяет сложность формирования воли и обуславливает особенности воспитания нравственных чувств.
  • Переживания примитивны, полюсны. Они испытывают только или удовольствие, или неудовольствие, дифференцированных, тонких оттенков переживаний почти нет.
  • Сравнительно долгое время господствуют элементарные чувства. Объясняется это слабостью интеллектуальной регуляции чувства, которая приводит к трудности формирования высших духовных чувств / чувство долга, совесть, чувство ответственности/.
Различные группы детей с нарушениями интеллекта, обусловленные клинической формой.
  • 1. Основная группа детей – олигофренов / недоразвитие познавательной деятельности сочетается с относительной сохранностью поведения/
  • 2. Возбудимые олигофрены / общее умственное недоразвитие в соединении с заметными дефектами поведения/
  • 3. Тормозные олигофрены/ анализаторы и их функции сохранны/
  • 4. Олигофрены с нарушением слуха и слухоречевой системы / на фоне общего недоразвития отмечаются отчетливые частные дефекты /.
  • 5. Олигофрены с грубым недоразвитием личности / глубокое недоразвитие мозга /
  • 6. Дети после позднего травматического поражения.
  • 7. Дети после перенесенного энцефалита.
  • 8. Дети с ревматическим поражением нервной системы.
Психологическая характеристика личности подростка с нарушением интеллекта и окружающей его социальной среды
  • любого человека можно охарактеризовать как сложную
  • саморегулирующую систему, которая находится в постоянном подвижном равновесии с окружающей средой. Это равновесие поддерживается с помощью действий, которые подчинены социальным нормами – нормам морали и права. Нормы морали обеспечиваются общественным мнением. Усвоение принятых общест-вом моральных и правовых норм – активный и действенный процесс: он включает в себя не только получение определенной системы знаний, но также выработку навыков и умений правильно вести себя в обществе. В нормальных условиях усвоение моральных и правовых запретов заканчивается в подростковом возрасте – к 14 – 16 г.
На формирование сознания несовершеннолетнего большое влияние оказывают условия материальной и духовной жизни всего общества. Кроме того подросток оказывается под влиянием микросреды. Именно в семье будущий гражданин приобретает свой первый опыт общественного существования.
  • Личность ребенка с интеллектуальным недоразвитием характеризуется низким уровнем социализации, отражающим пробелы и недостатки таких сфер воспитания как семья и школа. Неблагоприятные семейные условия важный фактор формирования такого подростка. Весьма часто такое искажение нравственной атмосферы бывает связано с алкоголизмом родителей или родственников, их аморальным поведением. Частые ссоры в семье, скандалы родителей, физические наказания подростков приводят к разрушению тормозных процессов, к вспыльчивости, повышенной возбудимости, несдержанности.
  • В связи с этим можно отметить следующие отрицательные психические состояния:
  • - озлобление
  • - неудовлетворенность
  • - враждебность
  • - страх
  • - недоверие
  • - чувство одиночества
Но не следует считать, что неблагоприятные условия обязательно порождают типичные недостатки умственно отсталого ребенка. Трудновоспитуемость возникает в результате взаимодействия неблагоприятных внешних условий с определенными искажениями в психике самого подростка. Если антисоциальные формы поведения подростков связаны:
  • С другой стороны, тепличные условия, создаваемые ребенку в некоторых семьях, устранение его от любой активной деятельности приводят к инфантильности и неспособности преодолеть жизненные трудности в критической ситуации.
  • Но не следует считать, что неблагоприятные условия обязательно порождают типичные недостатки умственно отсталого ребенка. Трудновоспитуемость возникает в результате взаимодействия неблагоприятных внешних условий с определенными искажениями в психике самого подростка. Если антисоциальные формы поведения подростков связаны:
  • - с органическими поражениями нервной системы
  • - явлениями интеллектуальной неполноценности
  • - психопатическими чертами личности
  • То такие подростки отличаются большой степенью внушаемости, некритичностью поступков, а их влечения нередко принимают извращенный характер /садистский оттенок агрессии/.
  • Конфликтные ситуации, неуживчивость часто являются следствием неправильной самооценки - завышенной или заниженной, что не являются исключением и воспитанники детского дома « Родничок ».
  • Одним из способов самоутверждения среди подростков и юношей являются ранние половые связи. Снижение нравственных критериев в этой области. / Безъязыкова Т., Безъязыкова А, Паникоровская М., Каргачева В. ,Тетерина Н./
1. Взаимное влияние отрицательных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего.
  • Причины и условия преступности подростков с нарушениями интеллекта
  • 1. Взаимное влияние отрицательных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего.
  • 2. Наследственно – биологические факторы / отрицательно влияют алкоголизм, предрасположение к нервным или психическим заболеваниям одного из родителей или ребенка, патологическое протекание беременности и родов и др./
  • 3. Ближайшее социальное окружение подростка:
  • семья
  • - отношения в семье
  • - ценностные ориентации родителей, братьев, сестер.
  • - особенности воспитания подростка
  • школа
  • - отношение к учебе
  • - отношения с учителями
  • - положение подростка в классе
  • - друзья
1. Особенности характера и темперамента
  • Личностные характеристики подростка
  • 1. Особенности характера и темперамента
  • 2. Ценностно-мотивационный блок
  • 3. Ценностные ориентации подростка
  • 4. Мотивация достижения
  • 5. Уровень притязаний
  • 6. Самооценка
  • 7. Отношение к профессии
  • 8. Планы на будущее
Правосознание подростка
  • Правосознание формируется в течение всей социальной жизни индивида. Связь правосознания с нравственными чертами личности обычно проявляется в единстве правовых и моральных оценок. Правосознание расширяет круг социальных знаний личности, определяющих в конечном итоге правовую надстройку.
  • Несоответствие индивидуального правосознания подростка и общественного правосознания создает предпосылки для его противоправного поведения и в том числе для совершения различных правонарушений и преступлений.
  • Важнейшая потребность подросткового возраста, является потребность в самоутверждении, в реализации своих возможностей и способностей и в признании окружающих. В связи с этим сферой общения и местом проявления активности подростка становится неформальная подростковая группа / пример Гамаев Василий/. Ее нормы и ценности, формирующиеся вне социально значимой деятельности, направлены на достижение групповой интеграции и стимулируют асоциальное поведение подростков / употребление спиртных напитков, нецензурная брань, озорство и т.д.
А.С. Макаренко писал: « … отвращение к воровству и всякому незаконному присвоению надо воспитывать с того момента, когда ребенок начинает понимать,что ему говорят. К воровству надо воспитывать такое отношение, как некогда в патриархальных крестьянских семьях: нет большего оскорбления, чем слово « вор »…»
  • Нравственные и правовые воззрения личности определяют ее направленность, ее поведение. Психологические особенности подростков, часто приводят к тому, что случайные обстоятельства могут способствовать правонарушению – это и повышенная эмоциональность, и впечатлительность, неумение критически оценить побудительный мотив, стремление к немедленному действию. Тем более необходимо учитывать прямое принуждение к совершению преступления или различные способы вовлечения в него.
  • Результативность воспитания несовершеннолетнего с нарушением интеллекта зависит от умения направить его интересы. Трудность в том, что для подростков характерна шаткость, противоречивость мнений, взглядов. Трудная задача в воспитании несовершеннолетних с нарушением интеллекта – научить их правильно оценивать свои поступки, осознавать свою вину как перед конкретными людьми, так и перед обществом. Для этого необходимо развивать их нравственные в правовые воззрения как путем торможения всего отрицательного, так и путем развития положительного.
Предупреждение и пресечение преступности несовершеннолетних с нарушением интеллекта
  • Профилактическая работа по предупреждению преступности несовершеннолетних должна охватывать сферу образования, организацию досуга и быта.
  • Важнейшей составной частью профилактической работы является выяснение и установление дефектов воспитания и среды, окружающей подростка, которые сформировали у него антиобщественные взгляды и привычки, непосредственную причину преступления, с тем чтобы предотвратить влияние этих факторов в дальнейшем.
  • При ликвидации условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетних, необходимо сугубое внимание обратить на предупреждение пьянства среди несовершеннолетних.
  • В профилактике преступности большое место занимают правильно организованный досуг, разумное использование свободного времени с учетом интересов и потребностей. Предупреждение преступности среди несовершеннолетних заключается в комплексном решении целого ряда социальных, педагогических и психологических проблем.
Функция воспитателя в организации совместной деятельности заключается в умении ставить обоснованные цели и задачи, побуждать воспитанника к достижению этих целей, к выполнению деятельности. При этом воспитателю необходимо уметь понять мотивы, потребность, социальные ожидания воспитуемого.
  • Поэтому, если мы хотим предупредить правонарушение, необходимо решить задачу – восстановить у каждого подростка положительное отношение к учебе.
  • Особенно чутким должен быть подход к подросткам в вопросах полового воспитания. Основа правильного полового воспитания – развитие нравственных эстетических чувств.
  • Одним из лучших методов работы с подростком является метод убеждения и сопоставления фактов, определение требований.
  • Большое значение имеет включение несовершеннолетних через труд в широкие социальные связи.
Воспитательный процесс – процесс творческий, строящийся на учете индивидуальных особенностей личности подростка, группы подростков и всего коллектива в целом.
  • Воспитательная работа с подростками требует от воспитателя проявления незаурядных личностных качеств: настойчивости и целеустремленности, чуткости и внимания, разносторонних педагогических знаний и навыков. Воспитатель в своей работе должен отобрать те средства, которые дают максимальный эффект в данном случае. Воспитатель должен обладать умением слушать и общаясь с ним, составлять представление об его индивидуальных особенностях / темперамент, тип в.н.д., черты характера, направленность личности и состояние подростка /.