Cлайд 1

Тема «Правовой режим отдельных категорий земель» Вопросы: Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения. 2.Правовой режим земель населенных пунктов. 3.Правовой режим земель специального назначения. 4.Правовой режим земель иных категорий.

Cлайд 2

Категории земель в РФ: Земли сельскохозяйственного назначения Земли населенных пунктов Земли специального назначения Земли особо охраняемых территорий и объектов Земли лесного фонда Земли водного фонда Земли запаса ст.7 ЗК РФ

Cлайд 3

Cлайд 4

Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» Областной закон Ленинградской области от 2 июня 2005 г. № 51-оз «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в Ленинградской области»

Cлайд 5

Правовой режим земель – определение в законодательстве содержания права собственности, иных прав на землю, управления использованием и охраной земель, мер по охране земель, посредством установления основного целевого назначения земель, территориального зонирования, ограничения прав, публичных сервитутов и установления разрешенного использования. гл.XIV-XVIII Земельного кодекса РФ

Cлайд 6

Вопрос 1 – Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения Земли сельскохозяйственного назначения (ЗСН)- земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (п.1 ст.77 ЗК РФ)

Cлайд 7

Состав ЗСН земли, предоставленные для нужд с/х земли, предназначенные для нужд с/х с/х угодья земли, занятые объектами инфраструктуры с/х Основной фонд ЗСН резервный фонд ЗСН Фонд перераспределения земель (ст.80 ЗК РФ) Считаются приоритетными в использовании и подлежат особой охране?

Cлайд 8

Фонд перераспределения земель (ст.80 ЗК РФ) цели создания перераспределение земель для с/х производства создание и расширение КФХ и ЛПХ ведение садоводства, животноводства, огородничества сенокошение и выпас скота

Cлайд 9

субъекты использования ЗСН (ст.78 ЗК РФ) некоммерческие организации, в т.ч. потребительские кооперативы хозяйственные общества и товарищества казачьи общества подразделения НИИ образовательные учреждения с/х и иного профиля ГУП и МУП граждане для ведения ЛПХ, КФХ, огородничества, садоводства, животноводства религиозные организации

Cлайд 10

оборот ЗСН п.6 ст.27 ЗК РФ специальный ФЗ ФЗ от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте ЗСН» Областной закон Ленинградской области от 2 декабря 2005 года №107-оз «Об обороте ЗСН на территории Ленинградской области» публичный оборот частный оборот ФЗ Областной закон

Cлайд 11

ПРИНЦИПЫ ОБОРОТА ЗСН Сохранение целевого назначения Установление особенностей при предоставлении иностранцам Ограничение размера общей площади земель, предоставляемых в собственность Преимущественное право субъекта РФ или муниципального образования при покупке Преимущественное право участников долевой собственности при продаже только аренда

Cлайд 12

Нормирование размеров з/у, предоставляемых гражданам и ю/л Общая площадь с/х угодий административного образования субъекта РФ мin размер з/у может быть установлен субъектом РФ мax размер з/у не может быть меньше 10 % В ЛО 10 % общей площади В Ленинградской области не менее 1 га

Cлайд 13

Купля-продажа ЗСН Продажа в течение года третьему лицу по цене, не ниже указанной в извещении Продажа по цене, указанной в извещении Продавец з/у Выставляет з/у на публичные торги Извещает субъект РФ о намерении продать з/у, указывает цену и др. существенные условия договора Субъект РФ готов приобрести з/у Субъект РФ от покупки отказывается срок–1 месяц

Cлайд 14

Аренда ЗСН Срок аренды – не более 49 лет Ограничений на площадь арендуемых земель нет Арендатор имеет преимущественное право заключить договор аренды на новый срок Договором аренды может быть предусмотрено право выкупа з/у: Участок – в собственности граждан и ю/л Участок – в государственной и муниципальной собственности На условиях договора По истечении 3 лет аренды

Cлайд 15

Покупка и аренда государственной земли покупка аренда Через аренду: грамотное использ-е з/у Продажа после 3 лет аренды В СМИ публикуется сообщение Наличие 2 и более заявок Наличие 1 заявки ПУБЛИЧНЫЕ ТОРГИ ПОКУПКА АРЕНДА СРОК-1 МЕСЯЦ

Cлайд 16

Вопрос 2 – Правовой режим земель населенных пунктов. Земли населенных пунктов (ЗНП) – земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (п.1 ст.83 ЗК РФ) ОСОБОЕ МЕСТО – градостроительное регулирование использования земель населенных пунктов Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г.

Cлайд 17

Особенности управления в сфере использования ЗНП Планирование использования земель в соответствии с генеральными планами н/п New!!! генеральные планы городских округов (ст.18 ГрК) Принимаются ОМС и ОГВ субъекта (для городов) Этапы разработки Опубликование Согласование м/у заинтересованными органами власти и населением Утверждение

Cлайд 18

Порядок использования ЗНП определяется в соответствии с зонированием их территории Территориальные зоны н/п жилые военных объектов и др. общественно- деловые рекреаци- онные с/х использования инженерных и транспортных инфраструктур специального назначения производст- венные земельные участки общего пользования (п.12 ст.85 ЗК)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Право собственности на землю это право собственника (субъекта права собственности) владеть, пользоваться и распоряжаться земельным участком, принадлежащим ему на праве собственности путем совершения каких либо действий, не запрещенных законом, либо путем воздержания от совершения действий (бездействием) в своих интересах. (ст.9, 36 Конституция РФ)

3 слайд

Описание слайда:

Объекты целевого назначения В соответствии с Земельным кодексом РФ все объекты по целевому назначению подразделяются на различные категории. Не допускается приобретение в собственность земель лесного фонда. Они могут принадлежать только на праве аренды сроком от 1 года до 49 лет. Водные объекты (в соответствии с Водным кодексом РФ) находятся в государственной собственности, муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты.

4 слайд

Описание слайда:

Ограничение это Действие, направленное на то, чтобы установить допустимый предел, норму чего-либо, сократить, уменьшить что-либо. (ч. 1 ст. 56 ЗК РФ)

5 слайд

Описание слайда:

Земельный кодекс РФ ч 1.ст 56 Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ФЗ РФ №136. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Под ограничениями прав на землю понимаются в основном ограничения в использовании земельных участков, причем перечень их не является исчерпывающим.

6 слайд

Описание слайда:

Ограничения прав на землю: 1) Особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. 2) Особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных. 3) Условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. 4) Иные ограничения в случаях, установленных федеральными законами. (ч.2 ст.56 ЗК РФ)

7 слайд

Описание слайда:

Ограничения устанавливаются 1) - актами исполнительных органов государственной власти. 2) - актами органов местного самоуправления. 3) - решением суда бессрочно или на определенный срок.

8 слайд

Описание слайда:

Обжалование ограничение Ограничения прав могут быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке. Ограничения сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.

9 слайд

Описание слайда:

Резервирование земель Ограничиваются права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков (возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями) могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.

Подобные документы

    Земельное право-это относительно обособленная отрасль российской системы права. Общественные отношения в области использования и охраны земель. Понятие земельного права. Сущность земельного права.Система земельного права. Нормативно-правовая база.

    курсовая работа, добавлен 02.10.2008

    Понятие, предмет и источники земельного права. Особенности государственного управления земельными ресурсами и охраной земель. Государственный земельный кадастр, контроль за использованием и охраной земель. Субъекты и объекты земельных правоотношений.

    шпаргалка, добавлен 26.09.2010

    Общая характеристика, предмет, система и принципы земельного права. Земельные правоотношения, правовой режим земель, право собственности, плата за землю. Кадастр земельных ресурсов, юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства.

    лекция, добавлен 21.05.2010

    Правовой режим земель граждан, предусмотренный законодательством РФ. Государственный контроль за использованием и охраной земель, система органов земельного контроля. Основания прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком.

    контрольная работа, добавлен 05.03.2010

    Понятие, предмет и система земельного права и земельного законодательства. Земельное право как наука. Правовой режим земель населенных пунктов (городов, поселков, сельских поселений). Состав земельных поселений. Режим ограничения пользования землей.

    контрольная работа, добавлен 02.10.2008

    Особенности земельных правоотношений - урегулированных нормами земельного права отношений, участники которых являются потенциальными или фактическими носителями субъективных прав и обязанностей. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.

    контрольная работа, добавлен 18.05.2010

    Понятие земельного права, законодательные источники его принципов. Субъекты земельных правоотношений, их виды и классификация. Метод правового регулирования земельных отношений. Право собственности на землю в России. Земельный кодекс Российской Федерации.

    контрольная работа, добавлен 14.04.2016

    Земельное право как отрасль. Соотнесение земельного права с конституционным, гражданским, административным и экологическим правом. Предоставление иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права собственности на землю.

    контрольная работа, добавлен 10.02.2016

    Сущность термина "земельное право", его нормы и цель. Влияние изменений в экономике на земельные отношения. Особенности земли - природного объекта и ресурса. Земельное право - наука и учебная дисциплина. Предмет, объекты и особенности земельного права.






3.Понятие и значение принципов земельного права. Виды и содержание: принципов охраны и использования земель; принципов, связанных с правом граждан и их объединений на землю; принципов государственного управления землей; принципов, связанных с землей, как с объектом недвижимости.




1. Предмет земельного права. Предметом любой отрасли права выступает обособленная группа общественных волевых отношений, выделяемых в зависимости от наличия особого объекта общественных отношений либо по признаку особого субъектного состава, либо определения особой сферы жизнедеятельности общества и др. выступает обособленная группа общественных волевых отношений, выделяемых в зависимости от наличия особого объекта общественных отношений либо по признаку особого субъектного состава, либо определения особой сферы жизнедеятельности общества и др. Соответственно могут быть выделены гражданские, административные, трудовые отношения. В рамках этой схемы могут быть обособлены и земельные отношения, так как здесь имеется свой самостоятельный объект – земля. Соответственно могут быть выделены гражданские, административные, трудовые отношения. В рамках этой схемы могут быть обособлены и земельные отношения, так как здесь имеется свой самостоятельный объект – земля.


Земля – один из компонентов окружающей среды, важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людьми для удовлетворения разнообразных потребностей – ведения сельского хозяйства, размещения жилых и производственных объектов, получения доступа к другим природным объектам (недрам, лесам и т.д.).


По площади земель Россия обладет самым обширным в мире земельным фондом в 1709,8 млн га. Земли используются для разнообразных целей. Более половины всех земель приходится на лесные площади, которые составляют 1046,3 млн. га, или 62% земель РФ, и лишь 8,9%, или 190,3 млн. га используется под пашню. Такая разница объясняется главным образом природно-климатическими условиями страны, ее географическим положением. В силу этих же причин неравномерно осваиваются земли. Основная нагрузка приходится на земли европейской части России, где сконцентрировано промышленное производство, развивается сельское хозяйство и наиболее интенсивно расселяются люди.


Земельное право – самостоятельное направление правового регулирования, которое сформировалось в связи с выделением интересов по справедливому распределению земель между субъектами права, рациональному использованию и охране земель в процессе общественного развития в самостоятельную категорию. Своей целью земельное право ставит конструирование такой модели поведения людей, при которой будет поддерживаться эффективное использование земель для удовлетворения экономических и неэкономических потребностей с учетом сохранения земель как части единой экосистемы Земли и условия дальнейшего развития общества.


Земельные отношения – предмет земельного права. Они представляют собой юридически значимые связи, взаимозависимое между субъектами права, возникающие в процессе их взаимодействия и касающиеся использования земель, приобретения прав земельные участки, распоряжения землями, охраны земель, государственного управления в области использования и охраны земель. Везде, где отношения между субъектами права складываются по поводу земель, земельных участков, независимо от того, какими нормативными актами регулируются эти отношения, следует говорить о возникновении земельных отношений. Везде, где отношения между субъектами права складываются по поводу земель, земельных участков, независимо от того, какими нормативными актами регулируются эти отношения, следует говорить о возникновении земельных отношений.


Отношения, возникающие по поводу земли, земельные отношения, характеризуются триединством целей и задач: 1) обеспечение наиболее рационального использования земель; 2) охрана земель; 3) обеспечение земельных прав и предусмотренных законом интересов граждан и юридических лиц.


Предметом земельного права выступают следующие виды земельных отношений: 1. Отношения собственности, вещные и иные права на землю; 2. Экономические земельные общественные отношения; 3. Договорные земельные отношения, предметом которых выступают земельные участки; 4. Отношения, связанные с управлением земельными ресурсами; 5. Отношения в сфере использования земель (земельных участков); 6. Отношения по защите законных земельных прав и земельных интересов граждан и юридических лиц;


7. Отношения, связанные с возмещением потерь сельскохозяйственного производства и потерь лесного хозяйства при переводе лесных земель в нелесные земли; 8. Организационно-правовые отношения в сфере охраны земель; 9. Охранительные земельные отношения, вытекающие из охранительной функции права.


Отношения собственности, вещные и иные права на землю Именно они образуют государственно-правовую основу земельного строя Российской Федерации. Сущность его представлена провозглашенным Конституцией РФ разнообразием форм собственности (частной, государственной, муниципальной и других форм собственности) и равновеликой защитой всех форм и видов собственности. Содержание права собственности определяется правомочиями собственника по владению, пользованию и распоряжению земельными участками. В процессе реализации отношений собственности определяются объекты права федеральной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности, виды собственности и установленный земельным законодатель­ством порядок разграничения объектов права собственности. В связи с расширением сферы применения вещных и иных прав на землю земельным правом и иными отраслями законодательства закрепляется порядок приобретения и прекращения таких, например, прав, как права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права срочного безвозмездного пользования, публичного или частного сервитута, права аренды на земельный участок. Заглавную роль здесь играют отношения собственности на землю. Отношения по приобретению, прекращению и переходу вещных и иных титульных прав на землю являются производными от права собственности на землю.


Экономические земельные общественные отношения Они носят многоплановый характер и могут складываться в сфере взимания земельного налога, арендной платы за пользование земельным участком, расчета нормативной цены земли, рыночной или кадастровой стоимости земельного участка. Экономические отношения фрагментарно присутствуют в сфере возмещения убытков, потерь сельскому хозяйству в случаях изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, а также в случаях ограничения прав собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и в иных предусмотренных законом случаях.


Договорные земельные отношения, предметом которых выступают земельные участки Это качественно новый вид земельных общественных отношений, возникший в ходе проведения земельной реформы. Они представляют собой комплексный правовой институт как земельного, так и гражданского права, при этом основные формы, виды существенные условия договоров определяются гражданским правом, а содержательная часть договора (цена, сроки, права и обязанности, договорные виды ответственности) определяется требованиями земельного законодательства.


Отношения, связанные с управлением земельными ресурсами (управленческие земельные отношения). Ими определяется система, структура и правомочия федеральных органов исполнительной власти как общей, так и специальной компетенции. Особое значение в управленческих отношениях имеют основные направления их деятельности, т. е. функции управления. Поэтому определение содержания этих функций, правовые механизмы их реализации составляют приоритетную задачу действующего земельного законодательства.


Отношения в сфере использования земель (земельных участков) В процессе их правового регулирования земельным законодательством устанавливаются общие принципы землепользования, обязательные требования к использованию земельных участков, а при необходимости запреты и ограничения в целях обеспечения их рационального и эффективного использования, а также обеспечения государственных и муниципальных интересов. Достижение этих целей во многом определяется содержанием прав и обязанностей собственников, владельцев, землепользователей, арендаторов земельных участков, а также их неукоснительным исполнением. При государственном регулировании данных отношений может ограничиваться правосубъектность участников отношений по землепользованию, к примеру, субъектов права сельскохозяйственного землепользования.


Отношения по защите законных земельных прав и земельных интересов граждан и юридических лиц Как самостоятельный вид земельных отношений вытекают прежде из ст. 2 Конституции РФ и последующего развития норм земельного законодательства. Земельный кодекс РФ (ст. 5963) закрепляет судебный порядок признания земельных прав и интересов граждан, порядок восстановления нарушенных земельных прав, порядок возмещения причиненных при этом убытков и потерь, а также устанавливает основные гарантии защиты земельных прав на земельный участок как для граждан, так и для юридических лиц.


Отношения, связанные с возмещением потерь Эти земельные отношения по своему содержанию являются имущественными отношениями. В то же время они обособлены и отличаются от охранительных тем обстоятельством, что возмещение данных потерь, в случаях изъятия земельных участков или ограничение прав собственников, землевладельцев, землепользователей, и арендаторов земельных участков при изъятии их для государственных или муниципальных нужд, осуществляется на основе актов государственных органов исполнительной власти или муниципальных органов (органов местного самоуправления) и не образуют состава земельного правонарушения.


Организационно-правовые отношения в сфере охраны земель Этот вид отношений не следует смешивать с управленческими отношениями, поскольку они связаны с проведением мероприятий по восстановлению нарушенных земельных участков, проведению, в частности, работ по рекультивации земель, проведению гидротехнической, культурно-технической и иной мелиорации, проведению работ, направленных на предотвращение ветровой и водной эрозии, переувлажнению и заболачиванию земельных участков и т. п.


Охранительные земельные отношения, вытекающие из охранительной функции права Носят комплексный характер, поскольку они связаны с применением мер юридической ответственности, предусмотренных нормами не только земельного, но и уголовного, административного, трудового, гражданского и других отраслей российского законодательства.


Система и структура – архитектурно-конструктивные основы земельного права. Система относится к предметной характеристике земельного права и, по сути, отражает систему регулируемых этим правом общественных отношений. относится к предметной характеристике земельного права и, по сути, отражает систему регулируемых этим правом общественных отношений.Структура отражает вертикальное построение права. Каждая отрасль (подотрасль) права, будучи элементом в системе национального права, обладает внутренней структурой. отражает вертикальное построение права. Каждая отрасль (подотрасль) права, будучи элементом в системе национального права, обладает внутренней структурой.


Структурные единицы земельного права - Основная структурная единица- правовая норма, или принятое в установленном порядке и обязательное для соблюдения правило поведения соответствующих субъектов по отношению к земле. Совокупности правовых норм объединяются и образуют правовые институты по признаку однородности регулируемых общественных отношений.


Институты земельного права объеденины в общую и особенную части. Институты общей части содержат нормы, имеющие общее для всей отрасли значение. К таковым можно отнести институт собственности на землю, институт землепользования, институт государственного управления, институт правовой охраны земель, институт юридической ответственности. Критерием выделения институтов особенной части признается принадлежность земельного участка к той или иной категории земель. Соответственно к ним относятся институты земель сельскохозяйственного назначения, поселений, земель промышленности и иного специального назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, водного и лесного фондов, земель запаса. Каждый из этих институтов объединяет нормы, устанавливающие правовой режим соответствующей категории земель.

Признаки принципов земельного права Принципы земельного права характеризуются следующими признаками: они являются руководящим началом в нормативно правовом регулировании земельных отношений, им не могут противоречить «рядовые» нормы земельного права; система принципов земельного права является схемой земельного права; иерархичность одни принципы занимают вышестоящее положение по отно шению к остальным (принцип обеспечения благоприятной окружающей среды является главенствующим по отношению к принципу рационального использования земель); система принципов динамична: по мере развития правовой системы появляются новые принципы, уходят в прошлое старые.

Основополагающие положения земельного законодательства закрепляются в Конституции РФ, детализируются, конкретизируются в специальных законах, постановлениях, управленческих актах, имеющих общенормативное значение. Принципы земельного права содержатся: » в Конституции РФ (человек, его права и свободы являются высшей ценностью, закреплено и гарантировано право граждан иметь в частной собственности землю (ч. 2 ст. 9 ч. 1 ст. 36);

» в декларациях нормативно правовых актов (провозглашен принцип равноправия всех форм земельной собственности и форм хозяйствования на земле); » в конкретных нормах земельного права. (ЗК РФ закрепляет принципы приоритета земель с/х назначения по сравнению с другими категориями земель, целевого использования земель, при постоянном (бессрочном) пользовании создает предпосылки для устойчивости прав на землю и т. д.); » в текстуальном смысле действующего законодательства (нормы ЗК РФ, определяют приоритет экологических интересов общества над экономическими, задачи землеустройства подчинены созданию благоприятной окружающей среды и улучшению природных ландшафтов).

Общеправовые принципы (принципы общей части земельного права) К общеправовым принципам относятся: признание, соблюдение и зашита прав граждан, включая права на землю, как обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ); юридическое равенство граждан в получении (приобретении) прав на землю (доступа к земле); принцип свободного выбора гражданами прав на землю и обязанности государства, органов местного самоуправления по обеспечению земельных прав граждан объединений; принцип гуманизма; принцип законности в земельных отношениях; принцип интернационализма, имеющий международную и национальную стороны; принцип стимулирования рационального использования земли ее пользователями; принцип субъективного вменения, т. е. применение земельно правовой ответственности за виновные земельные правонарушения, др.

Отраслевые принципы земельного права обусловлены особым характером регулируемых общественных земельных отношений, которые в свою очередь определены спецификой регулируемого объекта земельного фонда Российской Федерации, состоящего из разных по своему правовому режиму отдельных категорий земель. Эта специфика породила принципы, которые можно разделить на две части: относящиеся к Общей части земельного права и относящиеся к Особенной части. В основу деления полжены уникальные свойства, присущие земле как специфическому объекту.

Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека Регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

Приоритет интересов народов, населяющих данную территорию, и защиты прав человека. Этот принцип выражается в том, что: » земля основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9 Конституции РФ); » каждый житель России является «собственником» этого природного дара (ч. 1 ст. 36 Конституции РФ); » приобретение земельных участков в собственность осуществляется лишь в порядке, предусмотренном законом; » в интересах охраны здоровья человека устанавливается право каждого гражданина Российской Федерации на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ); » не допускается отказ в предоставлении в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства (п. 4 ст. 28 ЗК РФ); » участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю, означающее, что граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и формах, которые установлены законодательством.

Целевое использования земель елевое назначение земель – установленные законодательством порядок, условия, предел эксплуатации (использования) для конкретных целей в соответствии с категориями земель. Целевое назначение и правовой режим основных категорий земель определяются федеральными законами, законами субъектов РФ и отражаются в градостроительной и землеустроительной документации. Принцип целевого использования земель выражается в том, что: = земли России подразделяются на семь категорий по их целевому назначению; = внутри категорий земель происходит подразделение их по угодьям, (земли сельскохозяйственного назначения подразделяются на пахотные, пастбищные, сенокосные и др. ; земли поселений - на земли застройки, общего пользования, сельскохозяйственного использования и т. п. , земли природоохранного назначения включают в себя земли заказников, земли лесов, выполняющих защитные функции, и т. п. ;

= земельная территория, ее организация обязательны для собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов; = устанавливаются дополнительные правила, возникающие из соседства режимов землепользователей. Законом устанавливаются разные сервитута, а также водоохранные зоны рек и водоемов, границы которых закрепляются на местности. Земельные участки в пределах зон у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются. Пользование этими земельными участками осуществляется с соблюдением установленного на них режима. Категория земель указывается: › в постановлениях органов исполнительной власти и решениях органов местного самоуправления о предоставлении (передаче) земельных участков или об установлении особых правовых режимов использования земель особо охраняемых территорий и земель иного назначения; › свидетельствах, договорах и иных документах, удостоверяющих права на землю; › документах государственного кадастра недвижимости; › документах государственной регистрации. Реализация этого принципа обеспечивается ст. 27, 30- 32, 79, 94, 101 ЗК РФ и специальным федеральным законом.

Устойчивость прав на землю Право на землю всех пользователей землей является конституционным правом, защищается и гарантируется ст. 2 Конституции РФ. Гарантии стабильности прав на землю выражаются в следующем: ◊ гражданам гарантируется право на получение земельных участков и на судебное обжалование отказа в предоставлении этих участков; ◊ в законе дан исчерпывающий перечень оснований изъятия земельных участков у собственника, землевладельца, землепользователя и арендатора; ◊ свобода хозяйственной деятельности гарантируется определенным перечнем прав и обязанностей по хозяйственной эксплуатации земель, закреплением положений о недопустимости вмешательства государства и его органов в деятельность предприятия без законных оснований, под страхом возмещения убытков, причиненных таким вмешательством.

Равенство всех форм земельной собственности выражается: а) в отсутствии господства каких либо форм собственности или хозяйствования над другими. В Конституции РФ и федеральном законодательстве установлено разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований. б) в выравнивании способов хозяйственной эксплуатации земель путем освобождения от платы за землю лиц, осваивающих ее или восстанавливающих нарушенные не по их вине угодья, установлении дифференцированных земельных налогов в зависимости от качества угодий.

Платное использование земель Формами платы являются: земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата и нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи (кроме арендаторов, с которых взимается арендная плата) облагаются ежегодным земельным налогом. Нормативная цена земли устанавли вается для обеспечения экономического регулирования отношений при передаче земли в собственность гражданам, определении общей долевой собственности на землю, передаче ее по наследству, дарении, путем получения банковского кредита под залог земельного участка и в других случаях. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Рациональное использование земель, Выражающийся в их эффективной эксплуатации при одновременном повышении качества. Содержание данного принципа различно для различных категорий земель.

Комплексный подход в использовании земель Обусловлен тем, что земля неразрывно связана со всеми другими объектами природы и человеческой деятельностью. Этот принцип выражается в том, что: › при решении вопросов предоставления, передачи продажи) земли в собственность, землевладение, землепользование или в аренду: учитываются экологические, экономические и социальные последствия такого отвода, перспективы использования данной территории и ее недр; › деятельность всякого пользователя земли, нарушающая установленный законом режим природопользования, может быть приостановлена в порядке, определенном законодательством, до устранения допущенных нарушений.

Плановость в использовании земель Соблюдение его необходимо для правильной организации хозяйственной эксплуатации земель и их охраны. Планирование осуществляют: а) органы местного самоуправления (местная администрация), которые обязаны планировать использование земли, разрабатывать программы по рациональному их использованию, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями; б) землепользователи, землевладельцы, собственники и другие субъекты земельных правоотношений, ведущие хозяйствование на земле, поскольку каждое предприятие обязано планировать свою деятельность; в) землеустроительные органы, обязанные разрабатывать программы и схемы использования и охраны земельных ресурсов и схемы землеустройства.

Подконтрольности государству использования и охраны земель: соблюдение земельного законодательства подконтрольно государству в отношении всех субъектов земельных правоотношений; установлена специальная процедура, в рамках которой осуществляется государственный земельный контроль; своевременное предоставление сведений о состоянии и использовании земель является обязанностью каждого собственника земельного участка, землевладельца, землепользователя и арендатора; государству подконтрольна хозяйственная деятельность любого предприятия, в том числе и связанная с использованием земель.

Сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение земельным участком.

Принципы Особенной части земельного права Особенность принципов Особенной части земельного права состоит в специфике правового режима отдельных категорий земель, входящих в государственный земельный фонд России. Земли сельскохозяйственного назначения имеют приоритет. Земли поселений (городов, поселков городского типа - дачные, рабочие и курортные поселки и сельские поселения). Земли специального назначения (промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и др.). Земли особо охраняемых территорий и объектов (природоохранного, природно заповедного, оздоровительного, рекреационного и историков культурного назначения). Земли лесного фонда представляют собой один из элементов экологической системы лесов, участвующих в природном функционировании всей экосистемы. Земли запаса - резерв государства и др.