ОСОБЕННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Е.А. БЫКОВА

    Президент России во время пребывания у власти и, соответственно, в процессе выполнения своих полномочий обладает неприкосновенностью. Однако в то же время он как высшее должностное лицо и как представитель государства за свои действия несет ответственность.
    Максимальная общественная опасность последствий нарушений, допущенных Президентом, вытекает из того высокого положения, которое занимает Президент как глава государства, как высшее должностное лицо страны, наделенное очень широкими и важными полномочиями, от действий или бездействия которого зависит во многом жизнь всей страны, всего народа и каждого отдельного человека, их настоящее и будущее.
    Отличительной особенностью Президента как субъекта конституционно-правовой ответственности является ответственная высокая должность, особое положение в системе органов государственной власти. Его положение среди органов и должностных лиц отличается отсутствием подчиненности при осуществлении государственных обязанностей - своего рода должностная независимость, неприкосновенность, особый занимаемый им государственный статус . Таким образом, Президент одновременно выступает как субъект конституционной ответственности (ответственный за нарушение конституционных норм) и как лицо, полномочное применять санкции конституционной ответственности к иным структурам и должностным лицам.
    Из занимаемого Президентом положения вытекает необходимость признания особого характера последствий нарушения им Основного Закона страны - общественная опасность здесь максимальна.
    Действующее законодательство России предусматривает лишь один вид конституционно-правовой ответственности Президента РФ - в Конституции Российской Федерации эта процедура именуется как "отрешение".
    Отрешение Президента от должности - это мера конституционно-правовой ответственности главы государства за тяжкое преступление, реализуемая в форме принудительного отстранения лица, избранного Президентом РФ, от высокой должности и применяемая к нему компетентными органами государственной власти в надлежащем процессуально-правовом порядке с целью защиты конституционных ценностей .
    Впервые такая процедура под названием "импичмент" была установлена Конституцией США. Вскоре подобная процедура закрепилась в конституциях многих других государств, в т.ч. и Российской Федерации . В России впервые такая мера была предусмотрена при введении поста Президента в 1991 г.
    Действующая Конституция РФ существенно изменила основания и порядок отрешения Президента от должности. Процедуры отрешения юридически усложнены, в их осуществлении задействованы многие институты верховной власти страны. Действующая Конституция РФ также установила такие основания для постановки вопроса об отрешении, при которых оно практически невозможно. Президент РФ, согласно ст. 93 Конституции, может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Совершенно очевидно, что уличить Президента в совершении государственной измены или другого тяжкого уголовного преступления, да еще силами Государственной Думы, не располагающей никакими специальными процессуальными полномочиями, - дело безнадежное и бессмысленное.
    Хотя такие нормы навеяны опытом конституционного регулирования некоторых зарубежных стран, трудно себе вообразить, чтобы Президентом России был избран человек, способный совершить столь тяжкие деяния. Кроме того, формулировка ст. 93 Конституции в определенном смысле вызывает удивление: получается, что лицо, занимающее пост Президента РФ и совершившее деяние, которое хотя и не подпадает под признаки тяжкого преступления, но все-таки является уголовным преступлением, не может быть отрешено от должности. Того, что уголовный преступник вправе оставаться на посту Президента РФ, Конституция не исключает. Конечно, наверное, предполагается, что его все-таки заставят подать в отставку. И все же, что делать, если такого не произойдет? Очевидно, при грядущих конституционных реформах в России придется решить более четко и вопрос об основаниях отрешения Президента от должности, в частности, Президент страны должен быть подвергнут уголовной ответственности даже в случае неудавшегося импичмента при наличии состава преступления, которое он совершил.
    Также уголовную ответственность Президент должен нести и в случае отрешения или освобождения от должности. С этой целью необходимо разработать и принять закон, который позволял бы привлекать его к ответственности. Например, в США в случае отрешения Президента от должности его как рядового гражданина могут привлечь к соответствующей уголовной ответственности .
    Сразу же отметим главную отличительную особенность прописанного в нынешней российской Конституции института импичмента Президента: этот институт смешивает два независимых друг от друга понятия - политической ответственности главы государства и его уголовно-правовой, судебной ответственности. Именно это сознательно сделанное составителями так называемого президентского проекта Конституции смешение делает задачу отрешения от должности Президента фактически неосуществимой.
    Процедура отрешения Президента от должности проводится в три этапа, и данный порядок отрешения Президента РФ от власти практически нереализуем. В нем участвуют четыре органа государственной власти, и все они коллегиальные, что затягивает принятие решений. Причем судьи Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ назначаются на эти должности по представлению Президента РФ (пункт "е" ст. 83 Конституции РФ) и получают материальные блага согласно его указам. Вряд ли такие судьи позволят отрешить Президента РФ от должности .
    Безусловно, нельзя обойти молчанием процедуру отрешения от должности российского Президента. В 1999 г. Государственной Думой была предпринята попытка отрешить от должности Президента Б.Н. Ельцина. Но уже на первом этапе процедуры эта попытка потерпела неудачу: при рассмотрении в Государственной Думе за решение о выдвижении обвинения Б.Н. Ельцину проголосовало менее двух третей депутатов.
    Но независимо от этого в процессе обсуждения вопросов отрешения Президента от власти всплыли не решенные в действующем законодательстве проблемы, в частности неурегулированность нормами права процедур предъявления обвинения и дачи заключения Верховным Судом РФ. Попытка отрешения бывшего Президента Б. Ельцина со всей очевидностью показала, что у парламента практически нет шансов на успех, если считать успехом досрочное прекращение полномочий главы государства за уголовно наказуемые деяния. Российский парламент юридически и практически беспомощен в проведении полноценного расследования инкриминируемых Президенту деяний.
    В России допускается привлечение Президента к ответственности не только за юридически наказуемые деяния, но и за аморальное, недостойное поведение. Однако система санкций за нарушение Президентом конституционно-правовых норм и механизм их применения почти не разработаны. Набор санкций должен быть более разнообразным, сами санкции - более гибкими, предусматривающими, например, такие меры, как предупреждение, что позволит в необходимых случаях избежать применения такой крайней меры, как отрешение Президента от должности.
    Недейственность механизма отрешения Президента Российской Федерации от должности зачастую может порождать уверенность главы государства в собственной безнаказанности, стремление действовать по собственному усмотрению, не взирая на Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации.
    Считаю, что необходимо упростить технологию отрешения в России, разработать механизм его реализации и четко закрепить все это в соответствующем законодательстве.
    Н.М. Колосова отмечает, что в России в "перспективе можно поставить вопрос о создании кодифицированного закона о конституционной ответственности, но для этого российское законодательство должно созреть, пройдя определенные этапы" .
    Г.А. Василевич считает: "Более основательно вопросы конституционно-правовой ответственности следовало бы решать в специальном законе, который мог бы не только вобрать в себя уже имеющиеся положения, содержащиеся в разрозненных актах, но и пойти дальше - комплексно решить вопросы, связанные с такой ответственностью, целями которой являются обеспечение оптимального функционирования государственного механизма, наиболее безболезненное устранение сбоев в нем, совершенствование системы сдержек и противовесов, эффективное обеспечение основных прав и свобод граждан и исполнения ими, а также должностными лицами возложенных на них обязанностей" .
    Кроме того, глава государства должен находиться под контролем общества, нести юридическую и политическую ответственность за злоупотребление властью. Решение данной проблемы представляется наиболее сложным. Причина в том, что необходимо сочетание двух факторов - психологического и институционального, но в нашем случае это выглядит своего рода утопией.
    Как отмечает Л.А. Окуньков, следует признать, что процедура отрешения Президента РФ от власти настолько сложна, что делает почти нереальным само отрешение от власти. Мы отдаем себе отчет в том, что отрешение от власти Президента - достаточно ответственное решение. И здесь недопустимы легкость и упрощенность процедуры. Это одна крайность. Другая - в чрезмерном ее усложнении. Нужна золотая, разумная середина .

    Литература

    1. Курдубанова М.Ю. Конституционно-правовая ответственность Президента Российской Федерации // Вестник ВГУ. Серия "Право". 2009. N 1. С. 17.
    2. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. О.Г. Румянцева, В.И. Додонова. М.: Инфра-М, 2008. С. 348.
    3. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебник для вузов. М., 1999. С. 412.
    4. Зиновьев А.В. Конституционная ответственность // Правоведение. 2003. N 4. С. 4 - 16.
    5. Мазуров А.В. Комментарий к Федеральному конституционному закону "О Конституционном Суде РФ". М., 2006. С. 357.
    6. Колосова Н.М. Особенности конституционной ответственности в России // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран / Под ред. проф. С.А. Авакьяна. М., 2001. С. 92.
    7. Василевич Г.А. Конституционно-правовая ответственность - особый вид юридической ответственности // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран / Под ред. проф. С.А. Авакьяна. М., 2001. С. 53 - 54.
    8. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М., 1996. С. 54.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Президент занимает особое место в системе государственного управления, поскольку этот государственный орган (или должностное лицо, данный вопрос в теории конституционного права окончательно не решен до сих пор) – единственный в системе государственного управления, кто никогда не исполняет функций объекта управления.

Административно-правовой статус президента РФ определяется его полномочиями. Полномочия президента в сфере государственного управления могут быть объединены в следующие группы:

    Кадровые полномочия.

    Общие полномочия: согласованное функционирование органов исполнительной власти; определение внутренней и внешней политики; проведение согласительных процедур; полномочия главы Совбеза; полномочия главнокомандующего.

    Полномочия по вводу специальных режимов.

    Прямое руководство органами исполнительной власти: Минобороны, Минюст, МВД, МИД, МЧС, ФСБ.

Административно-правовой статус президента РФ имеет особый механизм реализации.

Он выражается в существовании специальных структур, способствующих реализации полномочий президента.

    Администрация Президента РФ.

Администрация Президента РФ является государственным органом, который обеспечивает деятельность Президента РФ и осуществляет контроль за исполнением решений Президента РФ.

Общее руководство Администрацией осуществляет Президент РФ.

Нормативная основа деятельности: «Положение об Администрации Президента РФ», утверждено Указом Президента РФ от 06.04.2004 №490.

В состав Администрации входят:

    Руководитель Администрации, его первый заместитель, два заместителя Руководителя Администрации, помощники Президента РФ, руководитель протокола Президента РФ, пресс-секретарь Президента РФ, полномочные представители Президента РФ, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, советники Президента РФ, старшие референты, референты Президента РФ;

    управления Президента Российской Федерации;

    иные самостоятельные подразделения Администрации.

    обеспечение реализации Президентом РФ своих полномочий;

    осуществление контроля за исполнением решений Президента РФ;

    разработка общенациональных проектов и контроль за их реализацией.

    обслуживание законопроектной и законотворческой деятельности (подписание и обнародование законов);

    подготовка необходимых Президенту РФ документов;

    обеспечение деятельности совещательных и консультативных органов при Президенте РФ;

    осуществление контроля за исполнением федеральных законов и указов Президента РФ;

    учет и анализ обращений граждан, предложений общественных объединений и органов местного самоуправления.

    Представители Президента РФ.

Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе является должностным лицом, представляющим Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа в целях обеспечения реализации конституционных полномочий главы государства.

Нормативная база статуса: Положение «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе», утверждено Указом Президента РФ от 19.01.2010.

Задачи полномочного представителя:

    организационная, состоящая в проведении работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства;

    контролирующая, которая включает в себя контроль за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;

    информационная, в рамках которых полномочный представитель готовит регулярные доклады и предложения.

    получать необходимую информацию;

    направлять своих заместителей и сотрудников своего аппарата для участия в работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа;

    организовывать в пределах своей компетенции проверки исполнения указов и распоряжений Президента Российской Федерации, а также хода реализации федеральных программ, использования федерального имущества и средств федерального бюджета в федеральном округе;

    привлекать сотрудников Контрольного управления Президента Российской Федерации, а в необходимых случаях и сотрудников федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов к проведению проверок, анализу состояния дел в организациях, находящихся в пределах федерального округа;

    образовывать совещательные и консультативные органы.

    Государственный совет.

Государственный совет РФ является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Нормативная основа статуса: «Положение о Государственном совете РФ», утверждено Указом Президента РФ от 01.09.2000 в ред. от 12.03.2010.

Председатель Государственного совета и члены Государственного совета участвуют в его работе на общественных началах. Председателем Государственного совета является Президент Российской Федерации. Членами Государственного совета являются по должности высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации. По решению Президента Российской Федерации в состав Государственного совета могут быть включены лица, замещавшие должности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и имеющие большой опыт публичной (государственной и общественной) деятельности. Члены Госсовета обязаны лично принимать участие в его работе.

исполнительный президент власть федеральный

Орган исполнительной власти - это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально - культурной, административно - политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.

Среди субъектов административного права органы исполнительной власти занимают особое место. Это самая многочисленная из числа организаций группа субъектов административного права.

Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, и эти акты являются обязательными для тех, кому они адресованы, применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.

Главной задачей органов исполнительной власти является осуществление управленческих полномочий в отношении иных субъектов административного права. Исполнительные органы, являясь одним из видов органов государственной власти, обладают рядом характерных только для них черт:

  • 1. Они осуществляют исполнительно - распорядительную деятельность;
  • 2. Наделены оперативной самостоятельностью;
  • 3. Имеют, как правило, постоянные штаты;
  • 4. Образуются вышестоящими органами;
  • 5. Подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти.

Органы исполнительной власти призваны повседневно организовывать практическое исполнение законов и других органов законодательной власти и указов Президента.

Административно-правовой статус органов исполнительной власти определяется Конституцией РФ, конституциями республик в составе России, федеральными и иными законами (например, ФКЗ РФ от 17.12.1997 г. «О правительстве РФ» с изм. 1 июня 2005 года №4-ФКЗ), положениями.

Административно-правовой статус органа исполнительной власти определяется также его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления.

Задачи и цели органа исполнительной власти - это то, чего он должен достичь в процессе и в результате своей деятельности в порученной ему области.

Функции органа указывают, из чего складывается практическая повседневная деятельность органа, направленная на выполнение поставленных перед ним задач.

Основными функциями, присущими компетенции почти всех органов управления, являются: прогнозирование, планирование, кадровое дело, финансирование, материально-техническое обеспечение, контроль и др.

Права и обязанности определяют границы полномочий органа исполнительной власти в осуществлении каждой из его функций.

Формы и методы работы органа исполнительной власти определяются применительно к его задачам, функциям, правам и обязанностям. Наиболее общими методами и формами работы органов исполнительной власти являются: принятие нормативных, общих и индивидуальных правовых актов; разработка мер по их обеспечению: инструктирование, инспектирование; организация взаимодействия с общественностью и др.

Как и иные субъекты административного права, органы исполнительной власти наделены административной дееспособностью, возникает она одновременно с их образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением.

Правовой статус органов исполнительной власти характеризуется тем, что эти органы являются самостоятельными и независимыми именно в осуществлении предоставленных им полномочий. Независимость органов законодательной власти устанавливается Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также другими норма-тивными правовыми актами. Превышение пределов установленных компетенции означает незаконное присвоение властных полномочий.

Организационная структура органов государственного правления обеспечивается разработкой и утверждением их штатного расписания, представляющего собой перечень структурных подразделений органа (с их наименованиями), должностей и их количества (в целом по органу управления и в структурных подразделениях в особенности), должностных окладов. Денежное содержание выплачивается государственному служащему согласно установленному в штатном расписании размеру должностного оклада. Таким образом, штатное расписание устанавливает организационную структуру органа исполнительной власти объем денежных средств, необходимых на содержание этого органа. Порядок составления и утверждения штатных расписаний органов управления контролируется вышестоящими органами исполнительной власти. Штатные расписания подлежат государственной регистрации в финансовых органах.

Конституция РФ, закрепляя единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации, не дает их полного перечня; неясны конституционные термины «система» и «структура» федеральных органов исполнительной власти» отсутствует четкая научная классификация субъектов, нет законов о федеральных органах исполнительной власти. Ликвидация этих пробелов позволила бы на уровне субъектов Федерации разработать и внедрить различные модели их управленческих органов. При этом законы и положения о всех звеньях управления обязательно должны включать все элементы их правового статуса: цели, функции, связи, полномочия, ответственность, организацию работы.

В Российской Федерации создано множество органов исполнительной власти, различающихся по уровню их нахождения в структуре исполнительной власти, роли и масштабу деятельности, сферам и отраслям управления, порядку принятия решений, способу образования, характеру компетенции, в связи с чем представляется важным вопрос классификации этих органов. В зависимости от критерия, который лежит в основе классификации, можно выделить следующие виды органов исполнительной власти.

  • 1. По уровню нахождения органа в системе исполнительной уластив Российской Федерации (в зависимости от федеративного государственного устройства страны):
    • а) федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства);
    • б) органы исполнительной власти субъектов РФ: республик, краев, областей, городов республиканского значения (Москва и Санкт - Петербург), автономной области и автономных округов. Для данного раздела классификации важнейшее значение имеет установление территориальных границ, в рамках которых тот или иной орган исполнительной власти может осуществлять государственно-властные полномочия. Традиционно в этом случае говорят о территориальном масштабе деятельности соответствующих органов исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляя государственное управление на территории всей Российской Федерации, могут создавать свои территориальные органы, которые не входят в систему органов исполнительной власти субъектов РФ (хотя их деятельность осуществляется в соответствующих субъектах РФ), также территориально-региональные органы исполнительной власти, компетенция которых распространяется на территорию нескольких субъектов РФ (экономический район, военный округ; соответственно можно говорить об органах управления в определенном экономическом районе, органах военного управления).

Принцип федерализма способствует формированию единой системы органов исполнительной власти, предполагающей как непосредственную подчиненность нижестоящих органов вышестоящим, так и известную самостоятельность, которая обеспечивается действующим законодательством. Именно с учетом принципа федерализма следует разрабатывать основные критерии распределения полномочий федеральных, региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также определять основы взаимодействия и порядок разрешения споров и коллизий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

  • 2. По субъекту, в ведении которого находится право формировать (учреждать) органы:
    • а) органы исполнительной власти, которые формируются (учреждаются) самой Российской Федерацией в соответствии с конституционными положениями, отнесшими процедуру образования этих органов к ведению Федерации. Следовательно, к этой группе принадлежат лишь федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы;
    • б) органы исполнительной власти, которые формируются (учреждаются) самими субъектами РФ на основании положений Конституции РФ, конституций (уставов) и законов субъектов РФ. Право образования этих органов отнесено к ведению субъектов РФ.

Органы исполнительной власти, формируемые в субъектах РФ, могут находиться в так называемом двойном подчинении, т.е. подчиняться не только президентам, главам администраций, но и соответствующим федеральным органам исполнительной власти. Например, управление внутренних дел МВД России, действующее в субъекте РФ, подчиняется и главе администрации, и министру (министерству) внутренних дел РФ.

  • 3. По способу и процедуре формирования (учреждения) органов:
    • а) органы» руководители, которых (главы исполнительной власти) избираются населением соответствующей территории (например, президенты и председатели правительств республик, главы администрации краев и областей, городов федерального значения);
    • б) органы, формируемые в установленном порядке высшими должностными лицами «(глава Государства, президент) или главами исполнительной власти (президент, глава администрации, - высшее должностное лицо).
  • 4. По организационно-правовым формам.
  • а) правительства (советы министров, которые имеют статус правительств), например Правительство РФ, Правительство республики, города федерального значения, краев, областей;
  • б) министерства (федеральные, республиканские, некоторых областей субъектов РФ);
  • в) государственные комитеты (республиканские);
  • г) федеральные службы и федеральные агентства (они могут иметь свои территориальные органы государственного управления);
  • д) администрации;
  • е) мэрии;
  • ж) департаменты, управления, главные управления, комитеты, отделы (они образуются в качестве структурных подразделений, как на уровне федеральных органов исполнительной власти, так и в субъектах РФ).
  • 5. По характеру компетенции (или содержанию деятельности):
    • а) органы исполнительной власти общей компетенции осуществляют управление на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер деятельности (управления) по всем основным вопросам их деятельности. Этим органам принадлежит так называемая общая компетенция, т.е. они могут решать общие вопросы социального, экономического, культурного, административно - политического строительства на соответствующей территории;
    • б) органы отраслевой компетенции осуществляют управление; подчиненными им отраслями в различных сферах государственной деятельности. Ими являются, как правило, федеральные и республиканские министерства и образуемые ими иные отраслевые органы государственного управления. В субъектах РФ также создаются органы отраслевого управления, выступающие структурными образованиями (например, администраций краев, областей) и осуществляющие деятельность в рамках конкретной отрасли управления;
    • в) органы межотраслевой компетенции выполняют специальные функции для всех или, для большинства отраслей и сфер деятельности (управления). Орган исполнительной власти межотраслевой компетенции учреждается в целях обеспечения координации в управлении делами в конкретной отрасли и сфере деятельности.
  • 6. По порядку принятия управленческих решений (правовых актов управления):
    • а) коллегиальные органы;
    • б) единоначальные органы.
<*> Balayan G.K. President of the Republic of Armenia as a subject of constitutional control.

Балаян Габриел Кимович, старший преподаватель Ереванского государственного лингвистического университета имени В.Я. Брюсова, кандидат юридических наук.

В результате сравнительного анализа конституционных норм, а также иных актов и правоприменительной практики автор делает вывод: Президент РА является стратегическим органом государственной власти, можно видеть совмещение в нем некоторых законодательных и исполнительных функций государственной власти, и вполне правомерно, что Президент обладает контрольными функциями. В Армении подконтрольными субъектами президентского контроля являются все органы государственной и муниципальной власти, а в качестве контролирующих субъектов могут выступать те же подконтрольные органы государственной власти и структурные подразделения администрации Президента.

Ключевые слова: Президент Республики Армения; конституционный контроль; полномочия президента; органы государственной власти.

As a result of comparative analysis of constitutional norms and also other acts of enforcement practice the author makes a conclusion: the President of the Republic of Armenia is a strategic body of state power, one can see overloading in this figure of some legislative and executive functions of state power and it is quite legitimate that the President has controlling functions. In Armenia all agencies of state municipal power are under control of the President and the same controlled agencies of state power and structural subdivisions of the administration of the President can act as controlling subjects.

Key words: President of the Republic of Armenia; constitutional control; powers of the President; agencies of state power.

Контроль как вид государственной функции, направленный на четкое исполнение предписаний законодательства и обеспеченный средствами воздействия в случае неисполнения предписаний, является основополагающим инструментом государственной власти, необходимым для поддержания конституционного порядка и функционирования всех ветвей власти, развития экономики и социального благосостояния населения. По мнению А.М. Тарасова, президентский контроль является стратегическим видом контроля, особенностью стратегического контроля является то, что он осуществляется за основными, главенствующими направлениями деятельности, которые включает в себя изучение и анализ совокупности происходящих процессов в деятельности государственных органов исполнительной власти и их влияния на общую глобальную цель <1>.

<1> См.: Тарасов А.М. Государственный контроль в России. М.: Континент, 2008. С. 208.

Согласно ст. 49 Конституции Армении Президент обеспечивает соблюдение конституционных норм и нормальное функционирование законодательной, исполнительной и судебной властей. В Основном Законе закреплены основные полномочия Президента как высшего должностного лица государства. В том числе согласно ст. 56 Конституции Президент издает указы и распоряжения, которые не могут противоречить Конституции и законам. Хотя в Конституции прямо об этом не сказано, но в ст. 13 Закона РА "О правовых актах" говорится о том, что издаваемые Президентом акты не могут противоречить решениям Конституционного суда Армении, к тому же решения Конституционного суда имеют большую юридическую силу, и такими решениями президентские акты могут признаваться не соответствующими Конституции. Указы и распоряжения Президента - это конституционно-правовые средства реализации его конституционных полномочий, включая и контрольные функции.

Действующее армянское законодательство (как, впрочем, и российское) не формулирует различий между названными двумя видами президентских актов. Согласно части 4 ст. 13 Закона "О правовых актах" оба могут быть нормативными и индивидуальными, однако ни на конституционном, ни на законодательном уровнях не объясняется их различие. В правоприменительной практике складывается такая картина. Решения Президента, имеющие нормативный характер и содержащие общие правовые предписания, адресованные неопределенному кругу субъектов, рассчитанные на длительное и многократное применение, как правило, должны оформляться указами. Данное предположение доказывается тем фактом, что в ч. 3 ст. 13 Закона "О правовых актах" говорится, что распоряжения Президента не могут противоречить его указам. Следовательно, указы имеют большую юридическую силу, чем распоряжения. На практике указы больше бывают нормативными, а распоряжения - индивидуальными. Индивидуальными указами в основном делаются назначения на государственные должности, предоставляется гражданство и политическое убежище, производятся награждения государственными наградами, присуждаются высшие военные и почетные звания, дипломатические ранги и т.д. <2>. Распоряжениями, как правило, регулируются вопросы, требующие оперативного решения, организационные, кадровые, а также структурные и рабочие вопросы администрации Президента.

<2> Комментарии к Конституции Республики Армения. Ереван: Право, 2010. С. 655.

В любом случае актами Президента решаются наиболее важные вопросы государственного управления, излагаются направления развития государства, определяются принципы взаимодействия и сотрудничества органов государственной власти и методы контроля над исполнением предписаний.

Поскольку институт президентства имеет в Армении лишь двадцатилетнюю историю, необходимы четкие методологические и научные обоснования для регламентации президентского контроля. Несмотря на то что контрольные функции главы государства закреплены в разных главах и статьях Конституции <3>, они составляют совокупную систему контрольных функций и полномочий Президента. Данный вывод вытекает из анализа особого конституционного статуса Президента - он не входит ни в одну из общеизвестных ветвей власти, а является своего рода арбитром и гарантом функционирования и взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной властей.

<3> Конституция Республики Армения, ст. 55, 56, 61, 70, 72, 83.3, 83.4, 56, 88.1, 95, 103, 111 // URL: http://concourt.am/russian/constitutions/index.htm.

Контрольные полномочия Президента можно определить в качестве главенствующего и стратегического вида в системе государственного контроля <4>. Президентский контроль осуществляется посредством нескольких видов контрольных функций. Учитывая стратегическую роль Президента в пирамиде государственного управления, его контрольные полномочия можно классифицировать следующим образом:

<4> См.: Тарасов А.М. Указ. соч. С. 207.

  • законодательный контроль;
  • административный контроль;
  • контроль силовых и правоохранительных ведомств (военный контроль);
  • финансовый контроль;
  • внешнеполитический контроль.

Вышеперечисленные виды контроля в основном являются видами внешнего контроля, хотя некоторые из них содержат также элементы внутреннего контроля.

За последние 20 лет развитие правовой системы Армении повлекло за собой ключевые изменения в законодательстве, в том числе конституционные. Конституция Республики Армения была принята на референдуме в 1995 г. В 2005 г. также на референдуме были приняты изменения и дополнения Конституции.

До конституционных изменений 2005 г. абз. 2 ст. 5 Конституции гласил: "Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица правомочны совершать только такие действия, на которые они уполномочены законодательством". При реформе 2005 г. слово "законодательство" было заменено словами "Конституцией или законами". Соответственно если до конституционных изменений Президент был правомочен наделять полномочиями государственные органы и должностных лиц, то после этих изменений такими полномочиями он не обладает. В действующем законодательстве до сих пор существуют несоответствия конституционным нормам.

Законодательный контроль Президента производится посредством нескольких его полномочий. Во-первых, Президент после получения принятого парламентом закона в двадцатиоднодневный срок подписывает и обнародует его либо в течение этого срока может возвратить закон с возражениями или предложениями в Национальное Собрание с требованием нового его обсуждения <5>. В случае, если Президент не подписывает закон, он тем самым налагает вето на закон, которое, по мнению Л.А. Окунькова <6>, есть сильное средство воздействия на законодательную деятельность парламента. Президент также правомочен обращаться в Конституционный суд РА для определения соответствия Конституции законов, постановлений Национального Собрания, постановлений Правительства <7>, премьер-министра, органов местного самоуправления <8>. Издавая указы и распоряжения, Президент не только осуществляет нормотворческую деятельность, но и может осуществлять превентивный контроль в отношении правовых актов, являющихся нижестоящими относительно президентских актов. О субординации актов дает ясное представление глава 2 Закона "О правовых актах", согласно которой постановления Правительства РА и премьер-министра, постановления Совета Центрального банка, постановления Центральной избирательной комиссии, постановления регулирующих комиссий, приказы министров, постановления и распоряжения губернаторов и муниципальных органов власти не могут противоречить указам и распоряжениям Президента. Таким образом, Президент вправе ставить конституционные рамки для других органов государственной исполнительной власти, тем самым осуществляя контроль за исполнением требований законодательства. Как уже выше говорилось, после конституционных изменений 2005 г. президентские акты не могут уполномочивать государственные органы и должностных лиц совершать какие-либо действия, однако до сих пор в силе остаются ранее принятые указы и распоряжения Президента, в которых содержатся положения, уполномочивающие должностных лиц и органы. В данном случае Конституция является контрольным инструментом для оценки действий Президента.

<5> Часть 2 ст. 55 Конституции Республики Армения.
<6> Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М.: Инфра-М; Норма, 1996. С. 34 и др.
<7>
<8> Часть 1 ст. 101 Конституции Республики Армения.

Исследуя практические проблемы конституционализма, можно сделать вывод, что до настоящего времени не исполнено требование ст. 117 Конституции, и Национальным Собранием не все законы приведены в соответствие с Конституцией, хотя двухлетний срок, отведенный на этот процесс при конституционной реформе, давно истек. В частности, можно говорить о коллизии с требованиями Конституции в следующем случае: согласно ст. 7 Закона РА "О государственных управленческих учреждениях" <9> Президент от имени государства является учредителем администрации Президента, похожая норма закреплена в ст. 61 Конституции, где говорится, что Президент в установленном законом порядке формирует свою администрацию. В ч. 2 ст. 7 названного Закона закреплено право учредителя государственного управленческого учреждения (в данном случае Президента) определять полномочия государственного учреждения в решении о создании учреждения. Однако данный Закон был принят в 2001 г., а после конституционных изменений он не приведен в соответствие с Конституцией. И получается, что фактически Президент на уровне требований Закона может уполномочивать государственные органы и должностных лиц, хотя это и не будет соответствовать Конституции.

<9> Закон РА "О государственных управленческих учреждениях" ЗР-247 от 23 октября 2001 г. // СДЗ РА. 2001.12.03/37(169). Ст. 907.

По нашему мнению, президентский контроль как вид контроля главы государства в некоторой мере должен распространяться на действия депутатов Национального Собрания - в частности, его полномочие подписывать законы, принятые Национальным Собранием, не должно быть осуществлено, если закон принят с нарушениями правил законодательного процесса. В парламенте неоднократно журналистами и оппозиционными депутатами были зафиксированы случаи голосования вместо <10> других депутатов. Если учесть тот факт, что в Уголовном кодексе РА за повторное голосование на одних и тех же выборах предусмотрено наказание с лишением свободы до трех лет <11>, то голосование в парламенте, которое непосредственно влияет на ограничение прав и свобод человека и гражданина, должно находиться под пристальным вниманием гаранта Конституции.

Президент свой законодательный контроль также осуществляет над деятельностью Правительства. Если в редакции Конституции 1995 г. Президент поручал премьер-министру вести заседания Правительства и все постановления Правительства скреплялись подписью Президента, то после конституционных изменений 2005 г. премьер-министр сам созывает и ведет заседания Правительства и подписывает его постановления <12>. Конституция дает право Президенту созывать и вести заседания Правительства по вопросам внешней политики, обороны и национальной безопасности. Согласно п. 77 Указа Президента N 174-Н от 26 июля 2007 г. "Об установлении порядка деятельности Правительства и органах при Правительстве" <13> на заседаниях Правительства должен присутствовать руководитель администрации Президента <14>. Кроме этого, Президент вправе приостанавливать действие постановления Правительства сроком на один месяц и обратиться в Конституционный суд для выяснения вопроса о соответствии решения Правительства требованиям Конституции <15>.

<12> Статья 86 Конституции Республики Армения.
<13> Согласно ст. 85 Конституции РА, порядок организации деятельности Правительства и иных органов государственной власти устанавливается указом Президента.
<14> СЗД РА. 2007.07.25/37(561) Ст. 829.
<15> Статья 86 Конституции Республики Армения.

Контрольные полномочия Президент также реализует посредством структурных подразделений своей администрации. И речь идет не только о названной возможности присутствовать на заседаниях Правительства руководителя администрации Президента. В самой администрации Президента как отдельное структурное подразделение действует Контрольная служба. Согласно п. 7 Устава контрольной службы <16> ее задачей является обеспечение функции Президента следить за соблюдением Конституции, а также за исполнением закрепленных в Конституции и законах полномочий Президента. Для этого Устав контрольной службы содержит положения, определяющие статус соответствующих должностных лиц администрации <17>. Естественно, что для исполнения своих контрольных полномочий Президент должен опираться на свою администрацию; но вопрос состоит в том, что президентским актом уполномочивать должностные лица на какие-либо действия не закономерно, данные полномочия должны быть закреплены на уровне Конституции или законов, так как работники администрации Президента являются государственными служащими.

<16> Распоряжение Президента РП N 126-Н от 18 июля 2008 г. "Об утверждении Устава контрольной службы Президента" // СЗД РА. 2008.08.06/50(640). Ст. 814.
<17> Пункт 8 Устава Контрольной службы Президента.

Президент, являясь высшим должностным лицом государства, осуществляет административный контроль над деятельностью органов исполнительной и судебной властей. Данный вид контроля производится в первую очередь посредством прямых назначений на соответствующие государственные должности. Административный контроль является наиболее важным видом президентского контроля, который применим почти ко всем указанным выше основным видам президентского контроля. Своим решением о назначении того или иного лица на какую-либо государственную должность Президент тем самым осуществляет административный контроль при подборе соответствующих функциям государственного органа кадров. Согласно ст. 38 Закона РА "О публичной службе" <18> Президент назначает членов комитета по этике высокопоставленных служащих. Данный орган ведет реестр заявлений о доходах высокопоставленных должностных лиц, проверяет на предмет конфликта интересов и в случае обнаружения несоответствия требованиям законодательства, представляет соответствующие предложения непосредственно Президенту.

<18> Закон Республики Армения "О публичной службе" // СЗД РА. 2011.06.17/37(840). Ст. 863.

Кроме случаев, предусмотренных Конституцией и касающихся избираемых государственных должностей, Президент уполномочен назначать на высшие государственные должности. К примеру, согласно пункту 4 ст. 55 Конституции премьер-министр и члены Правительства назначаются Президентом, порядок организации деятельности Правительства тоже устанавливается Президентом. Данное полномочие содержит в себе важнейшие элементы административного контроля, так как Президент, издавая, к примеру указ о регламентации делопроизводства в Правительстве, ставит рамки, определяет соотношение ведомств и баланс между ними.

Проявлением административного контроля Президента является подбор и представление Национальному Собранию кандидатуры на должности председателя Центрального банка <19>, Генерального прокурора <20>, председателя Контрольной палаты <21>. Хотя формально парламент своим голосованием производит назначение на перечисленные должности, однако без согласия Президента он не вправе этого сделать, т.е. в отсутствие представления соответствующей кандидатуры главой государства парламент не может сделать назначение по своей инициативе.

<19> Статья 83.3 Конституции Республики Армения.
<20> Статья 103 Конституции Республики Армения.
<21> Статья 83.4 Конституции Республики Армения.

В осуществлении функций контроля Президент широко опирается на свою администрацию и ее подразделения. Это следует из утвержденного Указом Президента "Устава администрации Президента" <22>. В частности, раздел 7 Устава определяет функции структурных подразделений, которые относятся ко всем сферам общественной жизни. На основе своей деятельности подразделения администрации представляют главе государства не только отчеты, но и предложения по соответствующим сферам. Исходя из таких отчетов и предложений глава государства принимает решения, которые способствуют укреплению государственного строя, а также контроля над исполнительной властью.

<22> Указ Президента РА УП-193-Н от 17.08.2007 // СЗД РА. 2007.08.29/43(567). Ст. 916.

Одним из наиболее важных инструментов административного контроля над деятельностью территориальных органов государственной власти является полномочие Президента подписывать решения Правительства о назначении марзпетов (губернаторов). Это единственный случай, где Конституция РА дает право Президенту подписывать решения Правительства. Согласно ст. 83.2 Конституции Президент назначает половину членов регулирующих комиссий, в том числе национальной комиссии по телевидению и радио, антимонопольной комиссии, комиссии по урегулированию общественных услуг.

Контроль над исполнением судьями требований законодательства Президентом проводится в нескольких видах в сотрудничестве с Советом правосудия. Два члена этого Совета (ученых-юриста) назначаются Президентом. Согласно ст. 95 Конституции Президент утверждает список кандидатур и служебного продвижения судей на основании предложения Совета правосудия. Данное полномочие Президента дает возможность до назначения судьи выбрать подходящую для должности кандидатуру из представленных, кроме этого, Президент назначает судей всех инстанций судебной власти и по предложению Совета правосудия приостанавливает полномочия судьи. Президент также назначает 4 из 9 членов Конституционного суда, и на уровне закона закреплена обязанность Президента, что при выборе кандидата на должность судьи Конституционного суда им должны быть учтены нравственные качества кандидата <23>.

<23> Часть 2 ст. Закона РА "О Конституционном суде Республики Армения" // СЗД РА. 2006.06.21/32(487). Ст. 645.

Важным шагом по осуществлению административного контроля является создание Президентом "Общественного совета" как совещательного органа при Президенте <24>. Согласно пп. 5 п. 7 Устава этого органа целью данного органа является "привлечение внимания Президента к проблемам, имеющим общественное звучание и значимость, посредством альтернативных решений и подходов, предлагаемых обществом и экспертными кругами". Таким образом, Президент может производить контроль над органами государственной власти посредством общественных организаций и совмещать президентский контроль и общественный контроль <25>.

<24> Распоряжение Президента ПР-36-Н от 11 марта 2009 г. "Об утверждении Устава и назначении членов Общественного совета Республики Армения" // СЗД РА. 2009.03.18/15(681). Ст. 258.
<25> Согласно главе 3 Устава Общественного совета в ее структуре действуют 12 комиссий по всем общественным, политическим и правовым сферам // URL: http://www.publiccouncil.am/ru/legal-acts/item/2011/03/24/bylaws/.

Как Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами глава государства осуществляет военный контроль . Данный вид контроля за силовыми структурами государства имеет важнейшую роль, так как и в прошлом, и в настоящее время силовые структуры государства становятся исполнителями, а иногда и зачинщиками массовых волнений. Согласно Конституции Президент формирует и возглавляет Совет национальной безопасности, назначает секретаря и руководителя аппарата <26>, по закону является учредителем этого органа государственной власти <27>. Так как структура и устав Совета безопасности являются секретными, мы не имеем возможности проанализировать эти документы. В ст. 55 изложены основные конституционные полномочия Президента в сфере военного управления, он, в частности, "координирует деятельность государственных органов в области обороны, назначает и освобождает высший командный состав Вооруженных Сил и других войск, объявляет военное положение в случае агрессии против Республики, наличия непосредственной ее угрозы или объявления войны, может объявить общую или частичную мобилизацию и принимает решение об использовании Вооруженных Сил, во время войны может назначать или освобождать Главнокомандующего Вооруженными Силами, в случае применения Вооруженных Сил или объявления военного положения в силу права незамедлительно созывается специальное заседание Национального Собрания, в случае непосредственной опасности, угрожающей конституционному строю, после консультаций с Председателем Национального Собрания и премьер-министром объявляет чрезвычайное положение, осуществляет продиктованные ситуацией мероприятия и обращается с посланием об этом к народу".

<26> Пункт 11 ст. 15 Закона "О специальной гражданской службе" // СЗД РА. 2007.12.26/66(590). Ст. 1339.
<27> Распоряжение Президента ПР-139-Н от 13 сентября 2008 г. "О создании аппарата Совета безопасности, утверждении Устава и структуры" // СЗД РА. 2008.09.03/55(645). Ст. 899. Приложения данного распоряжения, где изложены Устав и структура, являются засекреченными.

Рассмотрим некоторые особенности вышеперечисленных полномочий Президента, все они содержат элементы контроля, например, все органы государственной власти, задействованные в обеспечении обороны (Министерство обороны, Служба национальной безопасности, полиция и т.д.), подотчетны Президенту, так как именно Президент координирует их действия, контролируя целесообразность и правомерность решений и предпринятых ими шагов. Принимая решения о назначении, повышении в должности или освобождении высших военных чинов, Президент оценивает их работу на занимаемых должностях, проверяя соответствие должностного лица требованиям, поставленным перед ним. Согласно ч. 7 ст. 29 Закона "О прохождении воинской службы" Президент также лишает высших военных званий и восстанавливает их. Президент назначает на должности министра обороны, начальника полиции, директора службы национальной безопасности и их заместителей, принимает решения об объявлении выговора высшим должностным лицам силовых структур. В структуре президентской администрации действует Главная военная инспекция. В ее функции входит проведение проверок в Вооруженных Силах и на оборонных предприятиях, по результатам которых Президенту докладывается о реальном состоянии дел в оборонной сфере, Президентом принимаются соответствующие решения. Утверждая военную доктрину <28> и стратегию национальной безопасности <29> республики, Президент оценивает внешние и внутренние угрозы и излагает концептуальное видение путей их нейтрализации.

<28> Военная доктрина Республики Армения // URL: http://www.mil.am/files/mil-doctrine-rus.pdf.
<29> Стратегия национальной безопасности Республики Армения // URL: http://www.mil.am/files/NATIONAL%20%20SECURITY%20STRATEGYrus.pdf.

Президент также осуществляет контроль в отношении различных правоохранительных органов. Например , заместители генерального прокурора, главный судебный пристав, начальник службы исполнения наказаний <30> назначаются президентскими актами. Генеральный прокурор ежегодно представляет главе государства отчет о проделанной прокуратурой работе. Назначением на вышеперечисленные должности контроль Президента не ограничивается. Президент как сам лично, так и через свой аппарат дает поручения, которые обязательны для исполнения.

<30> Пункт 1 ст. 16 Закона "О тюремной службе" // СЗД РА. 2005.08.17/52(424). Ст. 991.

Финансовый контроль Президента в первую очередь осуществляется посредством подписания главного финансового документа страны - Закона "О государственном бюджете". Финансовая сфера Армении регулируется несколькими законами, которые без подписи Президента не могут иметь юридической силы, все эти законы взаимоувязаны между собой, и соблюдение норм этих законов должно гарантировать оптимальное и рациональное использование бюджетных средств. Президент от имени государства подписывает соглашения с международными кредитными организациями и представляет эти документы на рассмотрение Конституционного суда и ратификацию в парламент. В структуре администрации Президента действует экспертно-аналитическое управление, которое осуществляет исследования относительно различных сфер экономики, на основании этого представляет соответствующие предложения Президенту РА и руководителю администрации Президента.

В соответствии с Указом Президента УП-675 от 25 ноября 1996 г. при Президенте действует постоянная комиссия по вопросам структурного реформирования банковской системы. Согласно пункту 9 Устава Контрольной службы Президента, она в ходе своих проверок, обнаруживая нарушения финансово-экономического характера, вносит ходатайства республиканским и территориальным органам государственной власти и контролирует исполнение предписаний. Особую роль в осуществлении финансового контроля Президента играют Контрольная палата и Центральный банк Республики Армения. Как выше говорилось, председателей Центрального банка и Контрольной палаты назначает парламент по предложению Президента, и если здесь наблюдается совмещение административно-контрольных функций Президента и парламента, то при назначении заместителей <31> председателей и членов советов Центрального банка и Контрольной палаты <32> Президент выступает как единственный субъект, который производит подбор кандидатур и назначения на эти должности. Контрольная палата является высшим органом финансового контроля в Республике Армения и согласно ст. 83.4 Конституции это независимый орган, осуществляющий контроль за расходованием бюджетных средств. Президентский финансовый контроль в целях его эффективности должен проводиться в тесном и постоянном взаимодействии с Контрольной палатой <33>. Формально являясь независимым органом, Контрольная палата согласно ч. 1 ст. 20 Закона "О Контрольной палате Республики Армения" после утверждения своих отчетов советом Контрольной палаты в десятидневный срок посылает их Президенту Республики. В той же части закреплено положение о том, что в тридцатидневный срок отчеты публикуются на официальном сайте Контрольной палаты. Хотя это не закреплено Законом, однако из анализа данной статьи можно сделать вывод, что наличие срока между представлением отчета Президенту и его опубликованием на официальном сайте содержит элемент президентского контроля над деятельностью Контрольной палаты, так как теоретически вполне возможно, что Президент предложит внести соответствующие корректировки в отчет перед опубликованием.

<31> Статьи 18 и 19 Закона РА "О Центральном банке Республики Армения" N ЗА-69 // ВНС РА. 1996/12.
<32> Статья 8 Закона РА "О Контрольной палате Республики Армения" // СЗД РА. 2007.01.12/3(527). Ст. 18.
<33> См.: Тарасов А.М. Указ. соч. С. 230.

Финансовый контроль Президента осуществляется также посредством назначений руководителей налоговых и таможенных органов, присвоения им специальных званий.

Президентский контроль внешнеполитической деятельности государства производится согласно п. 7 ст. 55 Конституции, которая закрепляет за Президентом право "представлять Республику в международных отношениях, осуществлять общее руководство внешней политикой, заключать международные договоры, представлять международные договоры на ратификацию Национальному Собранию и подписывать их ратификационные грамоты, утверждать, приостанавливать действие или денонсировать международные договоры, не требующие ратификации".

Из анализа данных положений складывается впечатление, что Президент является олицетворением государства на международной арене, похожие полномочия главы государства встречаются во многих Конституциях зарубежных стран. Данная роль обусловлена не только особым статусом Президента, но и необходимостью представления государства перед международным сообществом в качестве единого субъекта государственной власти <34>. В структуре администрации Президента действует управление по внешним связям, которое участвует в подготовке программных документов, касающихся вопросов внешней политики, собирает, обрабатывает и анализирует информацию относительно социально-экономических, политических и правовых процессов в зарубежных государствах и представляет их Президенту, осуществляет мониторинг деятельности органов исполнительной власти в области внешней политики и представляет предложения, направленные на повышение эффективности их работы, Президенту и руководителю администрации Президента. Согласно ст. 86 Президент может созывать и вести заседания Правительства по вопросам внешней политики.

<34> Комментарии к Конституции Республики Армения. Ереван: Право, 2010. С. 621.

На внешнеполитической арене Президент является носителем государственной власти и, основываясь на международных и конституционных принципах внешнеполитической деятельности, формирует приоритетные направления внешней политики государства. Важным шагом в регулировании президентских полномочий в международных отношениях стали конституционные изменения 2005 г. Если ст. 6 редакции Конституции 1995 г. позволяла ратифицировать международные договоры, противоречащие Конституции, только после соответствующих изменений в Конституции, то после конституционных изменений она была переформулирована следующим образом: "Международные договоры, противоречащие Конституции, не могут быть ратифицированы". Президент как контрольный орган над внешнеполитической деятельностью государственных органов своим Указом УК-541 от 31 марта 2000 г. <35> установил ее порядок в ведении единой внешней политики. Исследование этого Указа позволяет увидеть, что Президент некоторые свои полномочия по внешнеполитическому контролю делегирует Министерству иностранных дел, так как согласно пункту 1 именно это министерство является головным органом внешней политики страны и реализует общий контроль над исполнением международных обязательств Республики Армения. Пункт 8 данного Указа обязывает МИД докладывать лично Президенту о допущенных государственными органами нарушениях в сфере внешнеполитической деятельности. Согласно Закону РА "О дипломатической службе" <36> именно Президент вправе издать Указ об открытии посольства Республики Армения в иностранном государстве.

<35> Указ Президента "О регламентации деятельности государственных органов в деле ведения единой внешней политики" // СЗД РА. 2000.04.05/6(104).
<36> Закон РА "О дипломатической службе" // СЗД РА. 2001.12.12/39(171). Ст. 911.

Таким образом, глава государства контролирует внешнеполитические приоритеты страны. Согласно Конституции Президент назначает и отзывает послов и дипломатических представителей Республики Армения. Подчеркивая особую роль Президента во внешней политике страны, ст. 14 того же Закона дает Президенту возможность создавать специальные миссии и назначать посла по особым поручениям. Верительные грамоты, подписанные Президентом, являются юридической основой для деятельности посла или дипломатического представителя на территории иностранного государства, а послы иностранных государств, вручая Президенту свои верительные грамоты, заканчивают процесс своей аккредитации и фактически начинают свою деятельность на территории страны.

Обращаясь к положению о полномочиях Президента по части международных договоров, нужно отметить, что международное право не определяет, какие договоры подлежат ратификации национальными парламентами. Исходя из этого п. 2 ст. 81 Конституции РА устанавливает перечень тех международных договоров, которые подлежат парламентской ратификации, в данном случае мы наблюдаем совмещение парламентского и президентского контроля над деятельностью исполнительной власти. Исходя из этого можно предположить, что все иные формы международных договоров, приведенные в ч. 3 ст. 2 Закона РА "О международных договорах", находятся под контролем главы государства без участия других органов государственной власти. По нашему мнению, для такой страны, как Армения, помимо существующих законов и президентских актов необходимо разработать и на уровне президентского акта принять внешнеполитическую концепцию, которая может послужить инструкцией для государственных органов в их международной деятельности, а также инструментом президентского контроля при оценке внешнеполитической деятельности органов исполнительной власти.

* * *

Подводя итоги, необходимо отметить, что нами рассмотрена лишь некоторая часть контрольных полномочий Президента РА как стратегического органа государственной власти. Однако в результате проведенного сравнительного анализа конституционных норм, а также иных актов и правоприменительной практики можно сделать вывод: Президент РА является стратегическим органом государственной власти, можно видеть совмещение в нем некоторых законодательных и исполнительных функций государственной власти, и вполне правомерно, что Президент обладает контрольными функциями.

По нашему мнению, к инструментам президентского контроля в Армении по примеру Российской Федерации <37> можно отнести ежегодное послание Президента парламенту. Правда, если в РФ на конституционном уровне Президент обязан обращаться с ежегодным посланием, то в ст. 55 армянской Конституции это положение закреплено не императивно, без указания каких-либо сроков. Отсюда можно сделать вывод, что Президент вправе обращаться к народу, и это не является его конституционным обязательством.

<37> Конституция Российской Федерации, статья 84, пункт "е" // URL: http://constitution.kremlin.ru/.

Исходя из анализа обсуждавшихся конституционных норм можно сделать вывод, что в Армении подконтрольными субъектами президентского контроля являются все органы государственной и муниципальной власти, а в качестве контролирующих субъектов могут выступать те же подконтрольные органы государственной власти и структурные подразделения администрации Президента.

Результаты контрольной деятельности Президента не отражаются в отдельных документах или же публикациях, что значительно занижает стратегическое значение и восприятие президентского контроля в общественном сознании, здесь тоже можно следовать примеру РФ <38> и публиковать периодические издания, отражающие контрольную деятельность Президента, и размещать их на официальном сайте Президента.

<38> Информационный бюллетень "Президентский контроль" // URL: http://jurizdat.ru/editions/periodics/presidentcontrol/.

Вполне естественно, что по мере развития общества необходимо развивать законодательную базу, регламентирующую контрольную деятельность, однако учитывая тот факт, что полномочия Президента в основном регламентируются Конституцией, и сложную процедуру конституционных изменений, на данном этапе необходимо некоторые президентские полномочия закреплять законами, тем более что такая практика уже существует.

Президент как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, определяет основные направления внутренней и внешней политики, выступает в качестве представителя государственной власти, высшего должностного лица государства. Действующая Конституция РФ ставит институт президентства на первое место среди федеральных государственных органов. Президент Российской Федерации наделен большими реальными полномочиями, которые он применяет самостоятельно, юридически независимо от других государственных органов, но в тесном взаимодействии с ними.

Президент Российской Федерации в соответствии со ст. 80 обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В Российской Федерации координационные функции возлагаются на Президента как главу государства. Для этого он наделен полномочиями (ст. 83,84 Конституции), дающими ему возможность оказывать влияние на все ветви власти. Такая координация хорошо видна, например, при решении важнейших для страны кадровых вопросов, назначение на высшие должности в государстве.

Президент взаимодействует с Государственной Думой и Советом Федерации и с Председателем Правительства. Безусловно соответствующие полномочия Президента - это и его обязанности, их исполнение является средством осуществления конституционных прав Государственной Думы и Совета Федерации, закрепленных в ст. 102 и 103 Конституции РФ. Необходимость подобной же координации возникает и применительно к такому важному вопросу, как законодательная деятельность. В этом вопросе крайне важно использовать потенциал всех властей, соединить наработки и профессионализм исполнительной власти с возможностями депутатов высказывать решающее слово о судьбе законопроектов. Кроме того, через право вернуть Государственной Думе законопроект со своими замечаниями (право отлагательного вето) он имеет возможность известным образом отстаивать свою точку зрения по поводу содержания того или иного законопроекта.

Президент не подчинен и не подотчетен никакому органу власти, его полномочия основаны на Конституции РФ. Он представляет собой единство государства и государственной власти в целом, а не какой либо отдельно. Президент является гарантом Конституции РФ. Это очень важная президентская функция, она состоит в том, что основные направления внутренней и внешней политики нашего государства должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам.

Президент обеспечивает должное исполнение конституционных законов всеми органами государства. Достигает этого Президент путем обращения к органам и лицам, нарушающим требования Конституции РФ, так и через уполномоченные органы, например суды. Конституция РФ отводит Президенту особую роль в деле защиты прав и свобод человека и гражданина, он выступает гарантом прав и свобод, издавая указы, направленные на защиту правового положения личности в нашей стране.

В сфере охраны суверенитета Президент наделен особыми полномочиями, например, он единолично принимает решения по введению военного или чрезвычайного положения на территории Российской Федерации. На Президента возложена очень важная функция в системе органов государственной власти. Он обеспечивает согласованную работу и взаимодействие органов государственной власти. При выполнении данной функции Президент выступает своего рода «арбитром», помогая разрешить противоречия между государственными органами. Это, прежде всего относится к взаимоотношениям законодательной и исполнительной властей, а также федеральных органов государственной власти субъектов Федерации. Для разрешения разногласий Президент может использовать согласительные процедуры. Конституция РФ наделила Президента Российской Федерации правом определения внутренней и внешней политики государства. Эти правомочия Президент реализует различными путями, так ему разрешено обращаться к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внешней политики. Характеризуя конституционный статус Президента, необходимо помнить важную особенность его положения как главы федеративного государства. Он выполняет функцию «Президента всех россиян» независимо от того, как проголосовало большинство избирателей в том или ином регионе.

Федеральное Собрание представляет многонациональный народ России в лице своих избирателей, т.е. население избирательных округов и регионов, и отсюда неизбежность известной несогласованности выражаемых депутатами парламента интересов. Но Президент Российской Федерации, получая свой мандат на прямых всеобщих выборах, представляет совокупные, т.е. общие, интересы всего народа и всей России. Вот почему неправомерны какие либо его действия в интересах одних регионов при безразличии к другим. Президент Российской Федерации как глава федеративного государства вправе контролировать президентов республик, входящих в Российскую Федерацию. Он также вне интересов отдельных политических партий или каких-либо общественных объединений, это своеобразный правозащитник и «лобби» всего народа.

Взаимодействие Президента и Парламента должно обеспечить единство общегосударственных и региональных интересов.

В статье 83 определены полномочия Президента по отношению к Правительству:

1. Президент в соответствии с Конституцией РФ назначает Председателя Правительства Российской Федерации с согласия Государственной Думы. Представление Президента по данному вопросу вносится в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры на пост Председателя Правительства Государственной Думой;

2. Президент имеет право председательствовать на заседания Правительства, т.е. вести заседания Правительства, высказываться на них, он также определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в данном случае Президент выступает как глава исполнительной власти;

3. Президенту принадлежит право принятия решения об отставке Правительства в случаях: подачи Правительством заявления об отставке, выражения недоверия Правительству Государственной Думой, отказа Государственной Думы в доверии Правительству. Президент имеет право по собственной инициативу принять решение об отставке Правительства, в таком случае не требуется согласия Государственной Думы на освобождение Председателя Правительства. При подаче Правительством заявления об отставке Президент может не согласиться с этим заявлением и поручить ему продолжить выполнение обязанностей. Президенту дано право не согласиться с решением Государственной Думы о выражении недоверия Правительству или об отказе в доверии, но при повторном недоверии Государственной Думы Правительству Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу;

4. В особую группу можно выделить полномочия Президента, закрепленные в этой статье, назначать и освобождать должностных лиц Российской Федерации, занимающих ключевые посты на федеральном уровне:

а) назначение на должность и освобождение от должности заместителей Председателя Центрального банка Российской Федерации, членов Совета директоров Центробанка производится Государственной Думой, при этом Председатель Центрального банка назначается и освобождается по представлению Президента. При отклонении кандидатуры, предложенной на должность Председателя Центрального банка, Президент в течение двух недель вносит новую кандидатуру. Одна кандидатура не может вноситься более двух раз;

б) назначение на должность и освобождение от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, хотя эти лица и назначаются по предложению Председателя Правительства, но Президент оставил за собой все права персонального назначения лиц, входящих в состав Правительства.

в) Президент представляет Совету Федерации кандидатуры на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего арбитражного Суда, Генерального прокурора Российской Федерации. Назначение этих должностных лиц осуществляет Совет Федерации. Он же по представлению Президента может освободить от должности Генерального прокурора. Президент России самостоятельно назначает судей других федеральных судов;

г) Президент формирует администрацию Президента, которая представляет собой государственный орган, создаваемый в целях обеспечения деятельности Президента. В Администрацию входят Руководитель Администрации, первые заместители, заместители Руководителя, помощники Президента, главные управления, полномочные представители Президента, аппараты Совета Безопасности и Совета Обороны, иные подразделения. Администрация Президента осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента России;

д) в соответствии с Конституцией РФ Президент назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента, которые представляют интересы Президента в федеральных органах государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, а также в российских иностранных и международных организациях;

е) Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил (командующих родами войск, военных округов и др.), определяет основные направления военной политики государства, осуществляет руководство Вооруженными Силами России, другими воинскими формированиями и организациями. К полномочиям Президента относятся издание указов на военную службу, а также утверждение плана гражданской обороны Российской Федерации, им также утверждаются планы дислокации Вооруженных Сил и других войск, размещение военных объектов. Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации о совместной обороне и военном сотрудничестве по вопросам коллективной безопасности. Как Верховных Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент в пределах своих полномочий издает приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями. Управление Вооруженными Силами России осуществляет Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил. Президент Российской Федерации вводит своим Указом военной положение на всей территории страны или в отдельных местностях и незамедлительно сообщает об этом обеим палатам Федерального Собрания. Указ Президента о введении военного положения подлежит утверждению Совета Федерации, который подтверждает юридическую силу Указа. Военное положение вводится Президентом в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии и представляет собой особый правовой режим жизнедеятельности государства. Во время военного положения органы государственной власти и местного самоуправления наделяются особыми полномочиями. Введение военного положения связано с определенными ограничениями прав граждан, государственная власть сосредотачивается в руках военных. В период действия на всей территории Российской Федерации военного положения Государственная Дума не подлежит роспуску.

ж) Президенту дано конституционное право назначать и отзывать дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. Назначению или отзыву дипломатических представителей предшествуют консультации с комитетами и комиссиями Федерального Собрания, которые Президент может учитывать, но обязательного характера они не носят. По данному вопросу Президент издает Указ.

з) Президент имеет полномочия по введению чрезвычайного положения. Целью введения чрезвычайного положения является обеспечение безопасности граждан и защита конституционного строя. Порядок введения чрезвычайного положения определен Законом Российской Федерации от 17 мая 1991 г. «О чрезвычайном положении». Чрезвычайное положение вводится Указом Президента России в случаях попытки насильственного изменения конституционного строя, межнациональных конфликтов, массовых беспорядков, стихийных бедствий и др. С прекращением чрезвычайного положения утрачивают силу все акты, принятые в связи с введением чрезвычайного положения. Право Президента вводить на территории Российской Федерации или отдельных местностях чрезвычайное положение сопряжено с его обязанностью немедленно сообщать об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о чрезвычайном положении подлежит утверждению Совета Федерации;

и) Президент имеет право использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти как Российской Федерации, так и ее субъектов. Президент может применять согласительные процедуры как по собственной инициативе, так и по инициативе законодательного или исполнительного органа государственной власти. В процессе проведения согласительных процедур, переговоров или иных форм согласования спорных вопросов Президент использует не только свои властные полномочия, но и свой авторитет. В ходе согласительных процедур стороны вырабатывают согласованное решение. В случае не достижения в ходе согласительных процедур, переговоров согласованного решения Президент может передавать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Президенту Российской Федерации дано конституционное право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, если эти акты противоречат Конституции РФ, Федеральным законам и международным обязательствам России. Такие акты не будут действовать до решения вопроса соответствующим судом. Сфера деятельности Президента в области внешней политики очень широкая и многоплановая. Президент полномочен вести переговоры и подписывать международные договоры на территории своей страны, так и во время пребывания в иностранном государстве. При этом глава государства не нуждается в специальных полномочиях, т.к. Президент обладает ими по должности. В данном случае необходимо знать, что международные договоры Российской Федерации подлежат ратификации Федеральным собранием (т.е. обе палаты принимают федеральный закон). Ратификация международного договора правомочным органом государства подтверждается ратификационной грамотой. Ратификационные грамоты нашего государства подписывает Президент и министр иностранных дел. Если в подписании договора участвуют две стороны - его участники обмениваются ратификационными грамотами. Как глава государства Президент принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей. Верительная грамота - это документ, который удостоверяет

назначение определенного лица дипломатическим представителем. Грамота выдается и подписывается Главой посылающего государства и адресуется Главе Российского государства. Дипломатический представитель считается приступившим к выполнению своей работы с момента вручения верительной грамоты. Отзывная грамота направляется Президенту Российской Федерации главой государства, дипломатический представитель которого отзывается;

к) Президент уполномочен решать вопросы гражданства Российской Федерации. Под гражданством понимают устойчивую политико-правовую связь человека с государством, в силу которой на человека распространяется суверенитет этого государства, и он пользуется его защитой, и может участвовать в управлении государственными делами. Эта связь с государством создает взаимные права, обязанности и ответственность, а также основывается на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Согласно Закону «О гражданстве Российской Федерации». Президент решает вопросы:

Приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства;

Принимает решения по вопросам восстановления гражданства;

Дает разрешение на выход из гражданства;

Разрешает гражданину Российской Федерации иметь двойное гражданство. До решения указанных вопросов Президентом они предварительно рассматриваются в Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. В компетенцию Президента входит также решение вопросов предоставления политического убежища, которое является суверенным правом государства - субъекта международного права. В Российской Федерации только Президент имеет право предоставления политического убежища. Президент осуществляет высшую форму государственного поощрения - награждение государственными наградами России. Президент также присваивает почетные звания Российской Федерации, утверждает статусы орденов и положения о медалях, издает указы об учреждении государственных наград и награждения ими. Президент Российской Федерации присваивает воинские звания маршалов, генералов и адмиралов. Для предварительного рассмотрения данных вопросов при Президенте создана комиссия по государственным наградам.

Президенту предоставлено право помилования. Помилование - это акт верховной власти, который полностью или частично освобождает осужденного от наказания или заменяет наказание на более мягкое. Актом помилования может быть снята судимость с лиц, уже отбывших наказание. Акты помилования носят всегда индивидуальный характер, т.е. они принимаются в отношении конкретного лица или нескольких определенных лиц;

л) Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, которые по своим правовым свойствам делятся на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся указы и распоряжения - содержащие правовые нормы, будучи обнародованными они приобретают государственно-властный характер, т.е. становятся обязательными для исполнения всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами. Правовые нормы представляют собой общие правила поведения людей, т.е. относятся не только к тому или иному случаю, а предлагают возможность своего неоднократного применения. К индивидуальным относятся указы и распоряжения Президента, которые касаются конкретных отношений или лиц. Например, указы Президент о присвоении различных почетных званий конкретным деятелям науки, искусства и так далее. Такого рода указы не содержат каких-либо общих правил, т.е. юридических норм. Указы и распоряжения Президент Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории России. Издаваемые Президентом правовые акты не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Акты Президента, носящие нормативный правовой характер вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования, если при принятии акта не установлен иной срок.

м) Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

1) неприкосновенность Президента связана с тем, чтобы создать ему все гарантии в течение срока его полномочий, т.е. в период своих полномочий Президент не может быть задержан, арестован и подвергнут обыску и личному досмотру;

2) неприкосновенность также распространяется на жилье и служебные помещения, которые Президент занимает, на используемые личные и служебные транспортные средства, вещи;

3) Президент не может подвергаться уголовной, административной и гражданской ответственности за правонарушения. Таким образом, Конституция РФ предоставляет Президенту абсолютную неограниченную неприкосновенность.

Одной из главных задач Президента нашей страны является охрана суверенитета Российской Федерации, ее целостности и независимости. При выполнении своих полномочий в решении этих вопросов Президент опирается на Федеральную службу безопасности. Федеральная служба безопасности осуществляет подготовку решений Президента в области обеспечения безопасности, рассматривает вопросы внутренней, внешней и военной политики и иные виды безопасности (экономической, общественной, экологической и др.). Постоянные члены и члены Федеральной службы безопасности назначаются Президентом Российской Федерации. По важнейшим вопросам решений ФСБ издаются Указы Президента России.

Военная доктрина определяет военно-политическую деятельность нашего государства. Основные положения военной доктрины Российской Федерации представляют совокупность официальных взглядов по военным вопросам, в том числе по вопросам предотвращения войн, военных конфликтов, защиты жизненно важных интересов нашего государства. Предложения по военной доктрине разрабатываются Генеральным Штабом Вооруженных Сил. Основные положения военной доктрины гарантируют неукоснительное соблюдение Россией Устава ООН, международных норм, принципов и имеют оборонительную направленность.

Статья 84 устанавливает полномочия Президента, которые относятся к его взаимоотношениям с законодательной властью. Президент Российской Федерации как глава государства с целью непрерывной работы государственной власти назначает выборы Государственной Думы. В Конституции РФ определен срок полномочий Государственной Думы - четыре года. Днем выборов является первое воскресенье после истечения срока, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва. Необходимо иметь ввиду, что Президент вправе распускать только одну палату Федерального Собрания. Роспуск другой палаты - Совета Федерации - Конституцией РФ вообще не предусмотрен.

Весьма сложной и ответственной является функция Президента Российской Федерации по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. В отличие от ряда стран (Франция и др.) Президент Российской Федерации не называется в Конституции Российской Федерации «арбитром» во взаимоотношениях трех властей, откуда и родилось мнение, будто он стоит «над тремя властями», но по существу Президент Российской Федерации и есть арбитр, если основные власти не находят согласованных решений или порождают конфликты во взаимоотношениях.

Исходя из этой роли, Президент Российской Федерации вправе прибегать к согласительным процедурам и другим методам преодоления кризисов и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов государственной власти Федерации и субъектов Российской Федерации и между различными субъектами Российской Федерации. В полномочия Президента входит и назначение референдума, который наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением воли народа.

В Конституции РФ установлено, что Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Эти послания не имеют силу закона, они носят характер установочных документов. Послания Президента рассматриваются на совместных заседаниях палат парламента. Представительские функции Президент осуществляет единолично. Он вправе направлять своих представителей в субъекты Российской Федерации (это и есть право представительства «внутри страны»), и эти представители наделены полномочиями от имени всего государства. Выступая в сфере международных отношений, Президент Российской Федерации ведет переговоры с главами других государств, вправе подписывать от имени России международные договоры, вступать в международные организации, назначать послов и представителей в другие государства. В соответствии с международным правом он пользуется по протоколу правом на высшие почести при нанесении официальных визитов в другие государства. Любые международные обязательства, принятые должностными лицами от имени Российского государства без поручения Президент Российской Федерации, могут быть дезавуированы (объявлены недействительными).

Процедура отрешения Президента от власти.

Президент Российской Федерации вступает в должность с момента принесения торжественной присяги и, как правило, прекращает осуществление своих полномочий с истечением срока, на который был избран. Конституцией РФ для Президента предусмотрена возможность досрочного прекращения исполнения полномочий в случаях:

1) отставки (по инициативе самого Президента);

2) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия (по причине, не зависящей ни от какой воли);

3) отрешения от должности (по инициативе Федерального Собрания). При отставке Президента Российской Федерации или досрочном прекращении его полномочий выборы нового Президента России должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения полномочий. Досрочные выборы Президента должны проводиться на основе федерального закона о выборах Президента. В тех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Сюда можно отнести длительную болезнь Президента (которая признана достаточным основанием для досрочного прекращения им своих полномочий), смерть Президента. Исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства ограничена сроком на три месяца - до избрания нового Президента. Объем прав и обязанностей Председателя Правительства меньше, чем у законно избранного Президента. Исполняющий обязанности Президента не имеет права распускать Думу, назначать референдум, вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ. Действующая Конституция Российской Федерации предусматривает возможность отрешения Президента от должности на основании выдвинутого в отношении его обвинения в государственной измене или совершении тяжкого преступления, составы этих преступлений определяются в Уголовном кодексе. Конституция установила четкую процедуру рассмотрения вопроса об отрешении Президента. В этой процедуре участвуют обе палаты Федерального Собрания, Верховный Суд, Конституционный Суд Российской Федерации.

Процедура отрешения Президента от должности проходит следующие этапы:

1) Государственная Дума, числом голосов не менее чем одной трети депутатов, выдвигает обвинение против Президента, которое может служить основанием для отрешения его от должности. Постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента должно приниматься двумя третями голосов от общего числа депутатов палата (т.е. квалифицированным большинством голосов);

2) Верховный Суд и Конституционный Суд России дают заключение по решению Государственной Думы. Верховный Суд дает заключение о наличии в действиях Президента признаков преступления. Конституционный Суд дает заключение о соблюдении или несоблюдении порядка выдвижения обвинения (в случае принятия решения о несоблюдении порядка - рассмотрение обвинения против Президента прекращается);

3) принятие Советом Федерации решения об отрешении Президента от должности. Постановления об отрешении Президента от должности принимается Советом Федерации тайным голосованием квалифицированным большинством голосов (не менее двух третей) на основании рассмотрения всех материалов: решения Государственной Думы, заключений Верховного Суда и Конституционного Суда. Совет Федерации вправе принять постановление об отрешении Президента от должности не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, все обвинения против Президента считаются отклоненными. Отрешение Президента от должности не состоится, если до истечения трехмесячного срока Совет Федерации отклоняет обвинения против Президента. После отрешения от должности (импичмента) Президент может нести ответственность, если он совершил преступление, по нормам уголовного законодательства как обычное лицо.