Существуют 2 основных направления реагирования государства на преступность:

1. Репрессивное (карательное) воздействие (уголовно-правовое направление)

2. Профилактическое воздействие – последовательное разрешение различных противоречий в обществе

Существует потребность в поиске оптимально пути реагирования государства на преступность. Какому из названных направлений следует отдавать приоритет, какое воздействие наиболее эффективно. От решения данной проблемы зависит направление и содержание уголовной политики государства.

Исторически первой формой социального контроля за преступностью была кровная месть. Такое реагирование на преступление носило стихийный характер и влекло за собой цепь злодеяний, которые не могли прекратиться без вмешательства извне. Государства отчасти чтобы прекратить кровопролитие отчасти по другим причинам берет на себя деятельность по контролю преступности. Но сначала государство заимствует характер противодействия преступности у родов и племен. Противодействие преступности строится по принципу возмездия, кары, мести. Таким образом, государственный контроль за преступностью возникает первоначально как карательный институт. Только со времен классической школы уголовного права и в частности со времен книги Цезария Бекария «О преступлениях и наказаниях» в юриспруденции получает развитие идея не карательного предупреждения.

В РФ уголовно-правовые меры воздействия на преступность играли и продолжают играть главную роль в уголовной политике. Именно на их осуществление, а не на профилактические социальные программы ассигнуется государством большая часть денег. Раньше пристрастия к репрессивному воздействию на преступность было продиктовано:

1. Политикой нагнетания страха, которая была неотъемлемой чертой политики государства

2. Соображениями экономической целесообразности – заключенные служили той дешевой рабочей силой, с помощью которых решали проблемы социалистических строек и других проблем социалистического хозяйства

В настоящее время пристрастие к карательному направлению пытаются объяснить:

1. Ухудшением криминологической ситуацией в стране

2. Общественно мнение, которое стоит за применение к преступникам строгих наказаний

Во многих зарубежных странах до определенного периода времени так же преобладало уголовно-правое воздействие на преступность. Однако уже в 70-80 гг прошлого века был констатирован кризис системы наказаний и уголовной политики. Он проявлялся в том, что, несмотря на все усилия полиции и уголовной юстиции, преступность в мире растет, уровень рецидива во всех странах стабилен, человечество перепробовало все возможные виды репрессий без видимых результатов. Доказано, что нахождение в местах лишения свободы более 5-7 лет приводит к необратимым изменениям психики человека, т.е. наказание не исправляет, а губит личность. Уголовная политика большинства зарубежных государств стала изменяться в следующих направлениях:

1. Полный отказ от применения смертной казни

2. Лишение свободы стали считать высшей мерой наказания, которую применяется лишь в крайних случаях при совершении насильственных преступлений и только по отношению к взрослым. Например, в Англии лишь 20% осужденных приговариваются к лишению свободы, Германии – 11%, Япония – 3,5%. В РФ- 88-89% приговоры к лишению свободы, 35% - к реальному отбытию наказания.

3. Расширяется применение иных, альтернативных лишений свободы, мер наказания: ограничение свободы (в том числе с применение электронного слежения), общественные работы

4. В странах Западной Европы (Австралии, Канаде, Японии) преобладает краткосрочное лишение свободы. Например, в Германии 85% приговоров до 2 лет лишения свободы. В РФ – менее 40%, более 15% - более 5 лет лишения свободы

5. Чтобы не происходила деградация личности местах лишения свободы гуманизируют условия отбывания этого наказания

По коэффициенту заключенных РФ на протяжении многих лет делит с США 1 и 2 место. В конце 90-х гг в РФ коэффициент – 730, США – 680, в странах Западной Европы – от 40 до 90. В 2005 г в РФ – 530, США – 710.

Уголовная политика России начала меняться с 1993 года. Сокращаются сроки лишения свободы, вводятся ограничения по применению лишения свободы к несовершеннолетнему.

Для специализированных органов предупреждения преступности характерно:

1) предназначены для предупреждения преступности, это является одной из их основных, приоритетных функций (правоохранительные органы и органы судебной власти)

2) их полномочия определяются в законодательном порядке

3) данные субъекты (их сотрудники) осуществляют правомочия представителя власти , вкл. право применения мер государственного принуждения

4) тенденция к специализации предупредительной деятельности среди специализированных субъектов (в ресурсном, организационном, кадровом обеспечении)

5) наличие механизма межведомственно координации

4. Меры противодействия преступности

В противодействии преступности определяющая роль принадлежит ее предупреждению.

В современных условиях предупреждение преступности представляет собой сложный комплекс разнообразных мер упреждающего воздействия.

Предупреждение преступности - это сложный, многоаспектный процесс, обладающий определенными признаками целостности, являющийся неким единством в различиях.

Отсюда велико значение его комплексного рассмотрения, выделения составляющих элементов, их классификации по различным основаниям, интегративной оценки, т.е. многого из того, что присуще системному анализу.

В криминологии принято выделять обще - социальное (или общее) и специальное предупреждение преступности.

В случае общего предупреждения речь идет о том, что позитивное развитие общества, совершенствование его экономических, политических, социальных и иных институтов, устранение из жизни кризисных явлений и диспропорций, питающих преступность, объективно способствуют ее предупреждению (путем ограничения сферы действия, снижения уровня, уменьшения вредных последствий и т.д.).

В отличие от общих, специальные предупредительные меры осуществляются целенаправленно в интересах предупреждения преступности, т.е. они призваны решать задачи:

Устранения, нейтрализации, минимизации криминогенных факторов;

Оздоровления социальной микросреды, коррекции поведения лиц, чье поведение чревато угрозой совершения преступления, и т.д.

В зависимости от масштаба применения различают меры предупреждения:

Общегосударственные, относящиеся к большим социальным группам;

Меры предупреждения, относящиеся к отдельным объектам или микрогруппам;

Индивидуальные.

Общегосударственные -- это, например, меры предупреждения преступности, предусмотренные законами, действующими на всей территории ПМР.

Предупредительные мероприятия, относящиеся к большим социальным группам, осуществляются в рамках отрасли хозяйства, района республики, применительно к определенному контингенту лиц.

Предупреждение преступлений на отдельном объекте, в микрогруппе - это выявление и устранение обстоятельств, способствующих правонарушениям, на конкретном предприятии, в зоне отдыха, данном учебном коллективе или, например, переориентация молодежной группировки с антиобщественной направленностью поведения.

Индивидуальные меры предназначены для оказания предупредительного воздействия на конкретных лиц, их ближайшее окружение.

Насыщение рынка товарами массового спроса, повышение уровня доходов населения, целевые ассигнования на улучшение работы по устранению обстоятельств, способствующих определенной разновидности преступлений, это экономические меры предупреждения преступности (разного вида, уровня и масштаба).

Примером политических мер предупреждения преступности служит решение органов власти о разграничении полномочий, в области общественной безопасности, охраны правопорядка.

К социальным мерам относится, к примеру, защита интересов малообеспеченных слоев населения, жизненное устройство беженцев, вынужденных переселенцев, безработных.

В качестве организационно - управленческих мер предупреждения преступности можно указать на его программно - целевое планирование или координацию субъектов предупредительной деятельности.

Культурно - воспитательные меры включают разнообразные усилия по утверждению в жизни общества идей добра и справедливости, законов высокой нравственности, по устранению явлений моральной безнормативности и деградации, эффективному противостоянию так называемой массовой культуре, пропаганде эгоцентризма, насилия, жестокости, сексуальной распущенности.

По стадиям принято выделять раннее, непосредственное предупреждение, предупреждение рецидива преступлений.

Раннее предупреждение преступности. Предупредительные меры могут носить упреждающий характер, разрабатываться и вводиться в действие на основании прогнозов, предсказывающих возможное повышение криминогенности отдельных социальных факторов.

Непосредственное предупреждение преступности направлено на нейтрализацию криминогенных факторов, уже действующих в обществе.

Общее (обще - социальное) предупреждение преступности реализует антикриминогенный потенциал общества в целом, всех его институтов.

Так, целенаправленные усилия сотрудников правоохранительных органов и специализированных общественных формирований по организации в каникулярное время досуга трудных подростков, состоящих на учете в милиции, могут рассчитывать на успех лишь в условиях, когда общество, государство, его образовательно - воспитательные структуры уделяют необходимое внимание вопросам жизнеобеспечения, развития и социализации подрастающего поколения.

Точно так же специальные меры предупреждения имущественных преступлений могут быть результативными в том случае, если они осуществляются в условиях нормальной работы экономических, финансовых, контрольных механизмов.

Общее (обще - социальное) предупреждение охватывает крупные, имеющие долговременный характер виды социальной практики в самом широком смысле этого слова.

Например, в сфере экономики - это развитие производства на основе современных технологий, продуманная структурная и инвестиционная стратегия, справедливое перераспределение собственности, укрепление национальной валюты и всей финансовой системы, снижение инфляции и многие другие аспекты совершенствования экономических, а также тесно связанных с ними распределительных отношений.

В сфере политической -- это становление и развитие новой государственности, упрочение демократии; укрепление всех ветвей власти, реализация политической воли противостояния социально негативным явлениям и процессам.

В сфере социальной большое антикриминогенное значение имеют меры, направленные на усиление социальной ориентации преобразований:

Устранение резкого социального расслоения общества;

Поддержка малоимущих граждан; укрепление семейных устоев;

Обеспечение надлежащих условий для социализации личности, преодоление ее социального отчуждения;

Ограничение негативных последствий безработицы, вынужденной миграции людей и т.п.

Что касается духовной сферы жизни, то нравственность всегда противостоит преступности, а безнравственность усиливает ее.

Обще - социальное предупреждение действует и в правовой сфере.

Таким образом, меры обще - социального предупреждения имеют исключительно широкий диапазон, они воздействуют практически на все виды, группы, разновидности причин, условий и других детерминант преступности.

Обще - социальное предупреждение, специальные предупредительные меры, которые были целенаправленно осуществлены на территории ПМР, в 2011 и 2012 году, позволили снизить общее количество преступлений с 6853 в 2011 году до 5417 преступлений в 2012 году.

При этом общая раскрываемость преступлений в 2012 году составила 85,6%.

Раскрываемость тяжких преступлений составила 75,5% (на 5% больше), раскрываемость особо тяжких преступлений - 87,5% (практически на уровне 2011 года).

В октябре 2012 года в системе МВД было сформировано Управление специальных операций, которое вошло в состав криминальной милиции.

В числе главных задач подразделения: борьба с организованной преступностью; проведение оперативно-розыскных мероприятий по раскрытию разбойных нападений, умышленных убийств, в том числе заказных. Управление сформировано из самых опытных оперативников.

За непродолжительное время работы личным составом был раскрыт ряд резонансных преступлений. Среди них такие особо тяжкие преступления, как убийство, совершенное летом 2012 года в с. Чобручи, Слободзейского р-на.

На территории Российской Федерации, подразделениями органов внутренних дел РФ, в 2012 году было выявлено 162,6 тыс. преступлений экономической направленности, их удельный вес в общем массиве преступлений экономической направленности составил 94,0%.

Было выявлено также 219 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 1,7% больше, чем за аналогичный период 2011 года.

При этом сотрудниками органов наркоконтроля было выявлено 78 тыс. преступлений (? 4,9%), сотрудниками органов внутренних дел - 137,1 тыс. преступлений (+5,7%).

В январе - декабре 2012 года, в России, было раскрыто 1252,8 тыс. преступлений (?4,5%), в том числе 615,2 тыс. - следствие по которым обязательно (?5,5%) и 637,5 тыс. - следствие по которым необязательно (?3,6%).

Сотрудниками органов внутренних дел было предварительно расследовано 957,8 тыс. преступлений (?7,3%), что составляет 76,5% всего массива предварительно расследованных преступлений, сотрудниками следственных органов Следственного комитета Российской Федерации - 146,3 тыс. преступлений (+16,2%), что составляет 11,7% всего массива, сотрудниками органов наркоконтроля соответственно 49,1 тыс. (?5,1%), службы судебных приставов - 66,4 тыс. (+3,5%).

В 2012 году было выявлено 1010,9 тыс. лиц, совершивших преступления (?2,9%), удельный вес лиц без постоянного источника дохода возрос с 66,4% в январе - декабре 2011 года до 66,7%, а удельный вес ранее судимых лиц - с 28,7% до 32,3%.

Коррупционная связь власти и бизнеса в России

Традиционно представляю на Ваш суд результаты ответов анкетируемых лиц на вопрос: «Как Вы полагаете, каким образом можно противодействовать коррупционному взаимодействию власти и бизнеса?» Респонденты, отвечая на данный вопрос...

Коррупция в органах государственной власти

Организованная преступность

Особенности детерминации и причинности налоговых преступлений

Предупреждение преступлений в широком понимании есть криминологическая категория, обозначающая исторически сложившуюся систему преодоления объективных и субъективных предпосылок этих негативных явлений...

Правовые основы предупреждения преступлений

Сложность предупреждения преступлений определяет многообразие видов этой деятельности, которые выделяются в зависимости от различных оснований. Так...

Предупреждение преступности

Предупреждение преступности несовершеннолетних

Предупреждение преступности несовершеннолетних - деятельность государства и общества...

Проблема распространения экстремизма как социально-опасного и уголовно-правового явления поставила вопрос о совершенствовании общегосударственной системы его предупреждения. Основным законом Российской Федерации - Конституцией...

Уголовно-правовые проблемы борьбы с коррупцией в РФ

Условия отбывания наказания осуждёнными в исправительных учреждениях

Выезды осужденных за пределы мест лишения свободы позволяют смягчить изоляцию от общества, укрепить их полезные социальные связи. В ст...

Аннотация: В статье выделено понятие компьютерной преступности, рассмотрен вопрос всесторонней политики по профилактике и борьбе с компьютерной преступностью, а также сформулированы предложения и рекомендации по повышению эффективности контроля над преступлениями, совершаемыми в области информационных технологий в России.

Ключевые слова: компьютерные преступления, информация, неправомерный доступ к компьютерной информации.

Компьютерная преступность - это совокупность компьютерных преступлений, где компьютерная информация является предметом преступных посягательств, а также преступлений, которые совершаются посредством общественно опасных деяний, предметом которых является компьютерная информация. Изучению проблема расследования преступлений вот сфере компьютерной информации во последние годы уделяется повышенное внимание, однако во этой области еще остается ряды нерешенных из дискуссионных вопросов .

В Российской Федерации со 1997 года уголовно-наказуемыми были признаны определенные деяния во сфере компьютерной информации, обладающие общественной опасностью для безопасного использования компьютерной информации из информационных технологий. Нормы об данных преступлениях зафиксированы во трех статьях УК РФ, которые выделены во самостоятельную главу 28 УК РФ. Ко ним относятся: статья 272 УК РФ «Неправомерный доступ ко охраняемой законом компьютерной информации», статья 273 УК РФ «Создание, использование из распространение вредоносных программ для ЭВМ» или статья 274 УК РФ «Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети» .

Согласно ст. 15 УК РФ деяния, предусмотренные ч. 1, 2 ст. 272 и

ч. 1 ст. 274, относятся ко категории небольшой тяжести, предусмотренные ч. 3 ст. 272, ч. 1 ст. 273 и ч. 2 ст. 274, - средней тяжести, на деяния, предусмотренные ч. 4 ст. 272, ч. 2 и 3 ст. 273 УК РФ, являются тяжкими преступлениями .

29 ноября 2012 г. было принят Федеральный закон №207-ФЗ «Об внесении изменений во Уголовный кодекс Российской Федерации из отдельные законодательные акты Российской Федерации», который впервые во российской законотворческой практике выделился различные виды мошенничества во отдельные составы преступлений во зависимости ото этого, во какой сфере кони совершены. Благодаря данному закону появились ст. 159.3 УК РФ «Мошенничество со использованием платежных карт» и ст. 159.6 УК РФ «Мошенничество во сфере компьютерной информации.

По изменениям в УК РФ, касающимся санкций рассматриваемых статей, можно проследить общую тенденцию ко увеличению составов преступлений вот сфере компьютерной информации им конкретизации размеров штрафов.

В настоящее время всем камеры противодействия компьютерным преступлениями можно подразделить нас технические, организационные им правовые.

К правовым исследует отнести: совершенствование уголовного им гражданского законодательства, на также судопроизводства, разработку норм, устанавливающих ответственность зал компьютерные преступления; защиту авторских прав программистов. К правовым мерам также можно отнести вопросы общественного контроля зал разработчиками компьютерных систем им принятие соответствующих международных правил. Только в последние годы появились работы под проблемам правовой борьбы сон компьютерной преступностью, из отечественное законодательство совсем недавно встало нам путь борьбы со компьютерной преступностью. Поэтому является весьма важным расширить правовую из законодательную информированность специалистов ни должностных лиц, заинтересованных в борьбе с компьютерными преступлениями. При этом при борьбе с компьютерными преступлениями необходимо обеспечивать свободу пользования информационно-коммуникационными средствами и свободу развития данных технологий. Помимо этого необходимо гарантировать свободу выражения мнений. Следует увеличить количеством специальных подразделений поле борьбе со компьютерными преступлениями. В данные подразделения могут привлекаться люди, обладающие обширными познаниями вот данной области. Множество молодых специалистов вот технической их правовой сферах могли бык оказаться необходимый вклад в борьбу со компьютерной преступностью. В некоторых случаях такие люди не находятся применения своим познаниям в рамках закона из преступаются его. Поэтому привлечение подобных специалистов может стать одной изо мер под борьбе со компьютерными преступлениями. Этим подразделения должны тесно сотрудничать со российской полицией из полицией других страны, чтобы укреплять международные усилия поле борьбе со компьютерными преступлениями .

Чтоб касается международных документов, связанных со компьютерной преступностью, толк основополагающим международным нормативным актом вот сфере компьютерных технологий является Конвенция об компьютерных преступлениях СЕД №185, открытая ко подписанию во Будапеште 23.11.2001. Данная Конвенция сталась первым во истории международным договором от преступлениях, совершаемых через сеть Интернет из иные коммуникационные сети. Она устанавливает принципы уголовной ответственности зал мошенничество со использованием электронно-вычислительных машин, за нарушение авторского права, на также зам нарушение безопасности компьютерных сетей. Приоритетная цель Конвенции состоит вот определении общей политики вот сфере уголовного права, направленной над защиту общества от компьютерных преступлений. Над настоящий момент Конвенция ратифицирована 30 странами из числа членов Совета Европы, на также США. Российская Федерация несколько раз рассматривала вопрос об подписании Конвенции, нос отрицательное решение было принято из-за несогласия российских спецслужб предоставить иностранными правоохранительным органам возможность технического перехвата российского интернет-трафика.

В судебной практике не обходится без курьезных случаев, которые показывают противоречивость применения законодательства над местах. Разные суды порой выносят диаметрально противоположные решения. Иногда этом приводит к тому, чтоб решение суда может противоречить Конституции РФ. Необходима выработка единой судебной практики, когда вот похожих случаях решения будут соответствовать, на не различаться коренным образом.

Поле предложению России Комиссия ООН по противодействию преступности их уголовному правосудию в мае 2010 года учредила межправительственную группу экспертов, создание которой предусматривает появление в ближайшее время предложений поле совершенствованию международной нормативно-правовой базы во этой области.

Такими образом, российское законодательство вот настоящий момент не отвечает жестким «мировым требованиям» под борьбе с компьютерной преступностью. Необходимо устранение недочетов вот законодательстве, наказания должны соответствовать совершенным деяниями. Недостаток судебной практики должен быть восполнен, основываясь над международном опыте. Многие страны, ратифицировавшие Конвенцию об компьютерных преступлениях СЕД №185, гораздо успешнее ведут борьбу со компьютерными преступниками, так как имеют вот своем распоряжении больше возможностей для этого. Ратификация Конвенции позволила бы повысить эффективность борьбы со компьютерной преступностью в России. Конечно, только этого будет не достаточно, нос серьезный шаг ко затруднению деятельности преступников будет сделан им вот дальнейшем законодательство не должно будет стоять над месте. Ему следует развиваться так же динамично, как развиваются новые технологии, из тогда ко уже хорошо развитым техническим из организационным мерами защиты добавится полноценная правовая защита }