Образец обращения граждан

к главе Муниципального образования город Ирбит

(или заместителям главы администрации Муниципального образования город Ирбит)

Главе (заместителю главы администрации) Муниципального образования город ирбит

От ____________________________

(фамилия, имя, отчество)

проживающего по адресу:

_______________________________

телефон для связи: ______________

ОБРАЩЕНИЕ

_____________________________________________________________________________

(Изложить суть вопроса, касающегося полномочий главы (заместителя главы администрации) Муниципального образования город Ирбит)

Приложение: (по желанию заявителя, в случае необходимости подтверждения своих доводов) копии предыдущих обращений (жалоб, заявок, ответов и т.п.) с указанием количества листов.

Если обращение коллективное, то обязательно должны быть подписи всех обратившихся (в оригинале) и указано, кому направить ответ (Ф.И.О., адрес, телефон).

Примечание:

В обращении указываются Ф.И.О. заявителя, точный адрес места жительства с почтовым индексом и контактный телефон. В самом заявлении необходимо указать причину обращения, а именно: кратко изложить суть вопроса, воздерживаясь от эмоциональных оценок. Не следует перегружать заявление излишними малозначительными деталями, за которыми может потеряться суть самого вопроса. При этом желательно, чтобы объем заявления не превышал одного листа.

Желательно указать, к кому из должностных лиц (сообщить их Ф.И.О., должность) и в какое время ранее обращался заявитель, приложить копии всех предыдущих обращений (жалоб, заявок и т.п.) с ответами уполномоченных лиц.

Подробные заранее предоставленные документы значительно экономят время и позволяют уполномоченному лицу, ответственному за подготовку ответа на обращение, более оперативно рассматривать вопросы, затронутые в обращении.

В коллективном обращении необходимо указать, кому из подписавших обращение граждан и по какому адресу направить ответ и его контактный телефон.

Контактный телефон необходим для того, чтобы должностное лицо, ответственное за подготовку проекта ответа на обращение, могло связаться и совместно с заявителем определить время выезда на место для рассмотрения обращения (при необходимости).

Права граждан на обращение в органы государственной власти

Важнейшим конституционным правом граждан в сфере государственного управления является право на обращение в органы государственной власти: граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции Российской Федерации).

Данная конституционная норма находит свое дальнейшее развитие в Федеральном законе от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – ФЗ № 59), который вступил в юридическую силу 02.11.2006.

Обращение гражданина – направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления (ст. 4 ФЗ № 59).

Следует отметить, что гражданин реализует право на обращение свободн и добровольно. Осуществление им своего права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 2 ст. 2 ФЗ № 59).

Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно. Любое взимание денежных средств государственными органами и должностными лицами за прием, регистрацию или рассмотрение обращений в любой форме – незаконно (ч. 3 ст. 2 ФЗ № 59).

В обращении должна быть указана следующая информация (ст. 7 ФЗ № 59):

Наименование лица или органа, к которому обращается заявитель;

Фамилия, имя и отчество заявителя;

Почтовый адрес гражданина, подающего обращение;

Предельно ясное описание сути обращения;

Дата подачи обращения и личная подпись заявителя.

Обращение гражданина не может быть проигнорировано. Гражданин имеет право получить письменный ответ. А государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица, соответственно, обязаны дать своевременный письменный ответ на обращение по существу указанных вопросов.

В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов не входит в компетенцию данных органов, письменное обращение направляется в течение 7 дней в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением заявителя о переадресации обращения (п. 3 ст. 8 ФЗ № 59).

Своевременность рассмотрения обращения означает соблюдение сроков: 30 дней с момента регистрации обращения, в отдельных случаях этот срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней (ст. 12 ФЗ № 59).

Ответ на обращение направляется лично заявителю, за исключением случаев когда в обращении не указан почтовый адрес заявителя, его фамилия и инициалы или если весь текс обращения написан неразборчивым почерком и не поддается прочтению (ст. 11 ФЗ № 59).

Бывают случаи, когда ответы государственных органов не устраивают заявителя или недостаточно понятны ему. В таких случаях гражданин имеет право потребовать разъяснений по существу вопроса.

Должностные лица, в свою очередь, могут прекратить переписку с гражданином, если все ответы на поставленные вопросы были даны повторно. При этом уведомив заявителя о прекращении переписки в письменной форме (ч. 5 ст. 11 ФЗ № 59).

Обращения граждан позволяют укрепить законность, повысить эффективность работы органов управления, исправить их ошибки. Обращения выступают и как форма обратной связи, по каналам которых руководители получают информацию о положении дел на местах, об отношении граждан к деятельности государственных органов и реализации их компетенции. Это гарантирует эффективное и прямое взаимодействие между государством и населением

В нашей стране граждане обладают правом обращаться в муниципальные органы власти.

Эта норма содержится в Основном законе Российской Федерации и регламентируется:

  • Статьей 33 Конституции РФ.
  • Статьей 32 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в которой прописано право на обращения и дополнительно – ответственность за неисполнение регламента и сроков рассмотрения обращения.
  • Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», где указан регламент рассмотрения, обратная связь с заявителями, санкции за нарушения представителями власти действующего законодательства.

В некоторых субъектах действуют и региональные правовые нормы.

Обращения подразделяются по форме подачи, количеству обращающихся и содержанию.

Обращения подаются устно и письменно , причем вариантом письменной формы является электронный способ подачи .

По количеству обращающихся – индивидуальные и коллективные. Коллективные – могут быть составлены инициативной группой на общем собрании, их подписывают участники или только организаторы.

Но существуют ситуации, при которых для решения проблемы группа граждан после написания коллективного обращения принимают меры для сбора подписей. Вариант – в форме встреч с теми, чьи интересы или права могут быть восстановлены подобным путем. Пример – заявление жильцов многоквартирного дома.

Обращения по содержанию:

  • заявления;
  • ходатайства;
  • жалобы;
  • предложения;
  • петиции.

Заявление . Содержат просьбу о помощи в реализации определенных прав. В нем также могут быть сведения о фактах нарушения законодательства, допущенных в отношении заявителя или иного лица. Оно может сигнализировать о нарушениях в действиях должностных лиц и органов власти.

Ходатайство. Направляется в государственные органы, если нужно признать права, льготы. Как правило, к ходатайству следует приобщить подтверждающие права документы.

Жалоба. Составляется по факту нарушения прав или интересов, произошедшим из-за действия или бездействия представителей органов власти, предприятий или организаций.

Предложение имеет целью реформирование работы государственных органов, предприятий, организаций, повышение эффективности их функционирования. Предложение носит конкретный характер и содержит перечень мер, целесообразных для решения возникшей проблемы.

Петиция. Это обращение группы граждан с целью привлечь внимание органов муниципальной власти к определенной проблеме и решении её путем реформ. В последние годы подобный вид обращений подается в электронном виде путем голосования в интернете.

Петиции инициируются инициативной группой, размещаются в сети, затем разнообразными путями привлекается внимание общественности к ним. Петиция считается эффективным средством быстрого информирования общества о возникших конфликтных ситуациях и вовлечения населения. Продвижение петиции одновременно приводит к широкому освещению проблемы и побуждает граждан принять участие в ее решении.

Устные обращения, как правило, исходят от граждан при личном приеме представителя органов муниципального управления. Такие обращения уместны тогда, когда проблема, о которой информирует гражданином, достаточно очевидна, а в уточнениях и документальном подтверждении нет необходимости.

Сообщенные сведения вносятся в карточку приема с целью учета и контроля. Ответ должностного лица может быть устным, если на то имеется согласие гражданина. Если это необходимо, то гражданину направляется письменный ответ.

Важно: Даже при устном обращении следует подтвердить личность, а это значит, что на личный приём нужно взять с собой паспорт или иной удостоверяющий документ.

Письменные обращения

К ним предъявляются определенные общие требования .

Анонимные обращения по существу не рассматриваются, ответы по понятным причинам не даются. Поэтому обязательно следует указывать данные, которые могут идентифицировать обратившегося. Это его имя, фамилия и отчество, адрес, в некоторых случаях – место работы и учебы. Нужны дата и подпись.

Другое обязательное требование – наименование адресата и данные представителя органа власти.

Еще одно условие – обращение должно быть читаемым. При невозможности прочесть оно не рассматривается, о чем гражданин информируется письменно (если адрес идентифицирован).

Если заявитель высказывал оскорбления чести и достоинства либо угрозы в адрес представителей власти и их близких, то это тоже становится причиной отказа в рассмотрении обращения. Гражданину лишь направляется предупреждение о том, что подобное злоупотребление неприемлемо.

Существует и такое ограничение: гражданин не имеет права бесконечное количество раз писать заявления на одну и ту же тему, если ранее ему на подобные вопросы уже были направлены исчерпывающие ответы . В таком случае должностное лицо может решить вопрос о нерассмотрении заявления по существу, о чем гражданину направляется сообщение.

Местные органы власти рассматривают вопросы строго в пределах своей компетенции. Если вопрос, который содержится в обращении, выходит за ее пределы, то гражданин получает разъяснение о порядке его дальнейших действий.

Работа по контролю над соблюдением законности при работе с обращениями граждан является одним из приоритетов органов надзора за законностью и находится их под пристальным вниманием.

Обращения граждан в органы местного самоуправления считаются институтом демократии рекомендательного характера. Конституция РФ гарантирует право на обращение, направление индивидуальных и коллективных жалоб, писем в государственные органы и органы на местах.

Данное право является конституционным и регламентируется ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Из закона следует:

Определение 1

Гражданин РФ имеет право обратиться в органы государственной власти и органы местного самоуправления или к уполномоченным должностным лицам с предложением, заявлением, вопросом, жалобой.

Перечисленные органы обязаны в установленный законом срок рассмотреть полученное обращение и принять по нему решение.

Таким образом общественность оказывает воздействие на решение значимых вопросов в ходе деятельности местной власти. Обращения должны быть основаны на законе и направлены на защиту интересов волеизъявления.

Определение 2

Субъектами права на обращение являются граждане Российской Федерации.

Замечание 1

Данное положение не исключает возможности обратиться с обращением иностранным гражданам и лицам без гражданства, но только в том случае, когда в обращении присутствует политический аспект.

Например, предложения по улучшению работы государственного органа РФ у иностранного гражданина не примут, так как это внутренняя проблема.

Квалификация обращений граждан

Обращения бывают:

  • письменными и устными;
  • индивидуальными и коллективными;
  • непосредственными и опосредованными.

Данная классификация разделяет обращения по форме, количеству и способу внесения. Существует еще классификация по цели обращения, можно выделить три вида.

Предложение

Как правило, подается в соответствующий орган письменно, носит рекомендательный характер и содержит предложения по улучшению законодательной базы, работы органов гос.структуры или местного самоуправления, улучшению работы различных сфер деятельности: медицинской, образовательной, экономической.

Заявление

Подается в органы власти на местах письменно, содержит просьбу или требование о содействии в решении вопроса, касающегося соблюдения конституционных прав и свобод. Может содержать сообщение о нарушении закона лицом или группой лиц. Часто излагаются факты о недостатках в работе органов местного самоуправления или критикуется должностное лицо. Задача местных органов скрупулезно проверить все описанные факты и принять меры, если это требуется.

Жалоба

Подается в письменном виде, содержит просьбу о принятии мер и восстановлении гражданина в правах, которые были нарушены.

Гражданин обязательно должен указать орган, куда он обращается, если это определенное должностное лицо, то его фамилию, должность. Также в обращении должны быть указаны данные гражданина: ФИО, адрес места жительства, телефон. Ответ на жалобу или другое обращение будет направлен в письменной форме по указанному адресу. В конце обращения должна стоять дата и личная подпись, если это коллективное обращение, то несколько подписей.

Замечание 2

По мере необходимости к обращению могут быть приложены документы, подтверждающие изложенное.

В течение месяца после регистрации обращение рассматривается, в особых случаях срок рассмотрения может быть продлен. Муниципальные органы уведомляют об этом гражданина, направившего обращение.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления находится в ряду основных конституционных прав и свобод человека и гражданина (ст. 33 Конституции) и в то же время служит одной из гарантий других конституционных прав и свобод . Сами обращения граждан в органы местного самоуправления служат важным каналом обратной связи органов местного самоуправления с населением.

Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления установлены Федеральным законом от 2 ноября 2006 г. "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", заменившим действовавший до него Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан".

Субъекты Федерации также могут участвовать в законодательном регулировании порядка рассмотрения обращений граждан, но сферы этого регулирования ограничены установлением положений, направленных на защиту права граждан на обращение, в том числе установлением гарантий права граждан на обращение, дополняющих гарантии, установленные Федеральным законом. Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан" регулирует процедуру рассмотрения обращений как в государственных, так и в муниципальных органах, а региональные законы должны в полной мере ему соответствовать.

Согласно указанному Федеральному закону обращение гражданина - это направленное в орган или должностному лицу местного самоуправления письменное предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в орган местного самоуправления.

Заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

Жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов других лиц.

Осуществляя свое право на обращение, гражданин может представлять дополнительные документы или обращаться с просьбой об их истребовании; знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц; получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации; обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.


Указанный Федеральный закон запрещает преследовать гражданина в связи с его обращением в орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование органа местного самоуправления, в который направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

Праву граждан на обращение соответствуют обязанности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающие обращение орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

Орган местного самоуправления или должностное лицо:

Обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

Запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

Принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

Дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;

Уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

В случае если в обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

Письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях руководитель органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Значение Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" для укрепления связей органов местного самоуправления с населением заключается еще и в том, что он устанавливает обязанность личного приема граждан руководителями органов местного самоуправления и уполномоченными на то лицами. Практика показывает, что некоторые руководители муниципальных органов в отсутствие закона не считали себя обязанными принимать граждан, так же как полагали излишним рассматривать их жалобы, ссылаясь на то, что установлен судебный порядок рассмотрения жалоб, и этого достаточно.

Закон установил, что информация о месте приема руководителями граждан, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения населения.

Содержание устного обращения, с которым гражданин приходит на прием, заносится в карточку личного приема гражданина. В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

В случае если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

В случае если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.