Помимо самого определения и характеристики правового статуса личности, необходимо так же обозначить начала, принципы, на основе которых осуществляется использование прав и свобод человека.

Итак, принципы правового статуса личности – это начала, охраняемые и признаваемые государством и правом, исходя из которых осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина, а также выполнение его обязанностей.

Единого, признанного всеми учеными-конституционалистами перечня принципов правового статуса личности не существует. Некоторые выделяют 4 основных универсальных принципа, некоторые больше. Мы будем рассматривать перечень принципов по С. А. Авакьяну, считает систему принципов правового положения человека и гражданина в Российской Федерации более разветвленной и его версия мне кажется наиболее полной и обоснованной.

Принципы, которые мы будем рассматривать наиболее универсальны, поскольку они определяют главные черты статуса всех членов общества, распространяются на все без исключения права, свободы и обязанности независимо от того, какой отраслью права они зафиксированы. 1

Самое важное место занимает принцип равноправия, отмеченный в ст. 19 Конституции РФ, которая устанавливает, что все равны перед законом и судом. Государство, подчеркивается в п. 2 этой статьи Конституции, гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. 1

Равноправие значит, что государство гарантирует обеспечить равные права и свободы своим гражданам.

Принцип равноправия прежде всего включает в себя равенство всех перед законом и судом, что предписания закона обязательны для всех, а суд должен принимать решения, руководствуясь только законом.

Равенство прав и свобод человека и гражданина означает, что они признаются за всеми людьми в равной мере, не допускается дискриминация в пользовании правами и свободами по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее социального статуса. Конституция фиксирует широкий, причем не закрытый, перечень таких оснований.

Равенство прав и свобод человека и гражданина или равноправие Конституция понимает, как равенство возможностей, а не как фактическое равенство, которое в жизни реально недостижимо.

Следующий принцип - это непосредственное действие прав и свобод. Этот принцип закрепляется в Конституции РФ, в которой говорится: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления». 2

Неотчуждаемость основных прав и свобод – еще один принцип правового статуса человека так же сформулирован в Конституции РФ, где говорится: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». 3 Конституция РФ впервые признает естественную природу прав и свобод человека и подтверждает, что эти права не дарованы государством и не могут быть им отобраны. Обязанность государства заключается только в признании этих прав в создании специальных условий, чтобы эти права могли реализовываться.

Не менее важный принцип - это недопустимость произвольного ограничения прав и свобод. В общем виде этот принцип в ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, запрещающей издание в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина.

Наряду с этим Конституция РФ содержит и положение о законных ограничениях прав и свобод человека и гражданина в строго определенных случаях: в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничения прав и свобод могут устанавливаться только федеральным законом.

Осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ). Закон формируется таким образом, чтобы удовлетворить интересы людей и суметь предотвратить нарушение прав и свобод.

Правовой статус личности основывается на обладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями.

Еще один принцип находит свое выражение в том, что правовой статус личности основывается на обладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями. Имеют характер общественного долга такие права, как право на образование, избирательные права, и др.

И последний принцип – это гарантированность прав и свобод, который означает обязанность государства обеспечить человеку и гражданину возможность пользоваться предоставленными ему Конституцией правами и свободами. Этот принцип получает правовое выражение в различных формах – и как общее начало реализации всего объема прав и свобод личности, и как конкретные гарантии каждого права и каждой свободы в отдельности. 1

­­­­­1.3 Структура правового статуса личности

В заключительной части первой главы необходимо выделить гарантии правового статуса личности и гражданство, поскольку оно является важной составной частью института, закрепляющего основы правового статуса личности.

Итак, прежде всего раскроем понятие гражданства и его роль в правовом статусе человека и гражданина. Обладание гражданством - предпосылка полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.

Непосредственно само гражданство - это устойчивая правовая связь данного лица со своим государством, основанная на их взаимных правах, обязанностях и ответственности и выражающаяся в распространении на данное лицо суверенной власти и юрисдикции этого государства. Гражданство - неотъемлемое свойство, атрибут государственного суверенитета. Благодаря наличию гражданства на соответствующих лиц распространяется суверенная власть и законы данного государства вне зависимости от того, находятся ли они постоянно или временно на территории своей или другой страны. На основе признания гражданства то или иное лицо не только становится обладателем определенной совокупности субъективных прав, но и получает возможность принимать участие в управлении делами соответствующего общества и государства. 2

Правовой характер связи лица с государством, образующий отношения гражданства, выражается в юридическом оформлении этой связи. Гражданство - правовое, а не просто фактическое состояние.

Отношения гражданства не зависят напрямую от факта проживания человека в стране. Немало граждан России постоянно проживает за границей, а население России включает не только граждан, но и постоянно проживающих на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Все эти категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демографическое.

Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Они основаны на юридическом оформлении отношений гражданства.

Государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.

Гражданство каждого человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Ими являются паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, содержащий указание на гра Государство регистрирует такие акты гражданского состояния, как рождение и смерть своего гражданина.

Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений гражданства по ходатайству гражданина требует решения государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты.

Определение в Законе гражданства как связи лица с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, знаменовало собой утверждение новой концепции взаимоотношений личности и государства.

Конституция РФ и Закон о гражданстве устанавливают прежде всего те общие основы, которые определяют сущностные черты отношений гражданства. Среди них надо выделить следующие.

1. Гражданство Российской Федерации является единым. В силу федеративного устройства России этот принцип - один из важнейших и закрепляется в Конституции (ст. 6).

Единое гражданство в федеративном государстве - необходимое условие его суверенного статуса, сохранения целостности.

2. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований приобретения. Законодательство не устанавливает никаких особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами Российской Федерации по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и др. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.

3. Гражданство Российской Федерации имеет открытый и свободный характер. Во-первых, это выражается в том, что, согласно Закону, в РФ каждый человек имеет право на гражданство; в наличии такой формы приобретения гражданства, как прием, осуществляемый к тому же на доступных для человека основаниях. В соответствии с международными документами о правах человека, призывающими государства стремиться к сокращению числа лиц без гражданства, Российская Федерация проводит в этом отношении активную политику, поощряя приобретение гражданства Российской Федерации проживающими на ее территории лицами без гражданства и не препятствуя приобретению ими иного гражданства.

Далее, что касается гарантий правового статуса личности. Одно из центральных мест в вопросе о правах личности занимает проблема гарантий, так как о реальной ценности прав, свобод и обязанностей личности судят прежде всего по их охране и реализации.

Расширение и углубление правового статуса личности зависят от условий, которые предоставляет государство, а также и от добросовестного выполнения своих обязанностей каждой личностью перед государством и, разумеется, перед своими согражданами. Главная гарантия прав человека - это экономическое состояние государства. Сознательность и самодеятельность людей являются решающей гарантией осуществления Конституции, ее статей и гражданских нрав, обозначенных законом.

Систему гарантий прав, свобод и обязанностей личности традиционно подразделяют на две группы: общие и специальные правовые (юридические). Неразрывность правового статуса личности и его юридических гарантий не вызывает сомнений. Правовой статус личности нельзя рассматривать как реальный, если он не снабжен правовыми гарантиями, которые, в свою очередь, обеспечивают реализацию прав, свобод и обязанностей личности и охраняют их от нарушений. В таком случае правовой статус будет носить лишь формальный характер. Специальные или, другими словами, юридические гарантии – это правовые нормы, которые определяют порядок и условия при которых реализуются права, определяют юридические средства охраны и защиты этих прав в случае их нарушения. При помощи этих гарантий обеспечивается реализация правового статуса личности с использованием государственного принуждения или возможности такого принуждения со стороны государственных органов. 1

С точки зрения формы закрепления правовые гарантии делятся на конституционные и отраслевые. Конституционные гарантии являются базой гарантирования основных прав, свобод и обязанностей граждан, подобно тому как сами конституционные права и обязанности граждан фиксируют не все правовое положение граждан, а лишь его основы. Но по конституционным гарантиям - и это важно подчеркнуть - уже можно судить о реальности провозглашенных прав, об их субъективном, личностном, действующем характере обеспеченности не только и не столько индивидуальными возможностями отдельного гражданина, сколько всем существующим строем. 2

С точки зрения своей структуры, юридические гарантии входят в правовое положение личности. Мне кажется, что можно считать вполне обоснованным высказанное в литературе мнение о подразделении юридических гарантий на гарантии реализации и охраны, поскольку они тесно связаны между собой. Однако выделять гарантии охраны в качестве самостоятельного вида было бы не совсем верно. Прежде всего в силу того, что эти гарантии, их действие проявляются в тех случаях, когда нарушается нормальный, четкий ритм реализации правового статуса, когда юридических гарантий реализации по существу оказывается недостаточно, они "не срабатывают" вообще или частично, не хватает их воздействующего качества. Нужно более жесткое принуждение, заключающееся во вступлении в действие юридических гарантий охраны. Поэтому гарантии реализации и гарантии охраны взаимосвязаны, их подразделение скорее условное, чтобы выделить, оттенить воздействие и собственно регулирование. 1

По-видимому, гарантии охраны правового статуса следует рассматривать в качестве подвида юридических гарантий реализации, ибо их наличие тоже способствует правильной реализации правового статуса.

Общими гарантиями традиционно принято считать экономические, политические, идеологические, которые представляют собой совокупность экономических, политических, идеологических факторов, создающих максимум возможных на данном этапе развития общества и государства условий и предпосылок для реализации прав и свобод граждан.

Некоторые авторы из политических гарантий в самостоятельную группу выделяют социальные, а идеологические гарантии рассматривают как составную часть духовных. 2 Возможно, выделение социальных гарантий в качестве самостоятельных, еще имеет право на отдельное существование, а включение идеологических в состав духовных - нет. Скорее всего, они существуют самостоятельно, так как отражаются в политико-правовом сознании общества в целом, отдельных социальных групп, личности.

Экономические гарантии являются определяющими в системе гарантий, поскольку они создают такие материальные условия, которые обеспечивают более полное удовлетворение материальных и духовных потребностей личности, которые непрерывно возрастают. Экономическими гарантиями выступают прежде всего различные формы собственности, экономическая политика государства, состоящая в поддержке различных слоев граждан.

Социальные гарантии углубляют реальное содержание правового статуса личности на основе принципов гуманизма, справедливости, равенства, расширения реальных условий в реализации потенциальных возможностей как для каждой личности, так и для всего общества.

Итак, подводя итог всему вышесказанному на тему гарантий правового статуса личности необходимо еще раз повторить, что каждый человек должен ощущать свою социальную защищенность в обществе и должен понимать, что государство обязано обеспечить реализацию его прав, свобод и обязанностей и охранять их от нарушений. Социальная защищенность человека в обществе определяется реализацией его права на определенный уровень благосостояния, отраженный в системе гарантий. 1

Основополагающие принципы, определяющие характер взаимоотношений личности и государства, провозглашаются в гл. 1 Конституции - «Основы конституционного строя» и гл. 2 - «Права и свободы человека и гражданина». Нельзя не согласиться с М.И. Абдулаевым, который утверждает, что «Это такие исходные принципы, как: признание человека, его прав и свобод высшей социальной ценностью; обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; признание прав и свобод человека и гражданина критерием деятельности государственной власти и основой содержания и применения российского законодательства; признание и гарантированность прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права; недопустимость отрицания и умаления других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина; равенство всех перед законом и судом и т.д.».

Принципы правового статуса личности есть те признаваемые и охраняемые правом, государством начала, исходя из которых осуществляются использование прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей.

В Конституции РФ получили закрепление следующие принципы правового статуса человека и гражданина :

1. Центральное место занимает принцип равноправия (ст. 19). Равноправие означает, что каждому члену общества государство гарантирует равные с другими его членами права и свободы, требует от него выполнения равных обязанностей и обеспечивает ему возможность осуществления прав, свобод и обязанностей на равных с другими основаниях.

Принцип равноправия включает в себе следующие положения :

· Равенство всех перед законом и судом означает, что закон, его предписания в равной мере обязательны для всех его адресатов, что суд в равной мере доступен для всех и должен руководствоваться только законом, а не какими-либо посторонними соображениями и не принимать во внимание, не предусмотренные законом обстоятельства, касающиеся обращающегося за судебной защитой или отвечающего перед судом за свои действия.

· Равенство прав и свобод человека и гражданина означает, что они признаются за всеми людьми в равной мере, не допускается дискриминация в пользовании правами и свободами по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее социального статуса. Конституция фиксирует широкий, причем не закрытый, перечень таких оснований.

· Равенство прав и свобод признается от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

· Равенство прав и свобод человека и гражданина – равноправие – Конституция понимает как равенство возможностей, а не как фактическое равенство, которое в жизни реально недостижимо.

Следует различать понятия «равенство» и «равноправие». В. Е. Чиркин рассматривая проблему пишет, что даже если рассуждать только абстрактно, абсолютного равенства прав и обязанностей для всех быть не может. Это относиться также к основным правам и обязанностям в конституционном праве. Они могут быть неодинаковыми для различных групп людей, но в пределах каждой группы лиц эти права и обязанности должны быть одинаковыми для всех ее членов.

Однако каждый человек в силу субъективных и объективных причин и обстоятельств по-разному реализует свои возможности, раскрывает свой творческий потенциал, у людей неодинаковые способности к инициативной, самостоятельной деятельности, обеспечивающей соответствующий уровень жизни.

2. Непосредственное действие прав и свобод. Данный принцип получил впервые свое закрепление в ст. 18 Конституции РФ, которая гласит: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления».

Принцип непосредственного действия конституционных прав и свобод тесно связан с общим принципом высшей юридической силы и прямого действия Конституции РФ (ст. 15), что означает возможность человека и гражданина осуществлять конституционные права и свободы, защищать их в силу нарушения всеми законными способами, руководствуясь непосредственно конституционными нормами.

3. Неотчуждаемость основных прав и свобод как принцип правового статуса человека сформулированы в ч. 2 ст. 17 Конституции РФ, где говорится: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Тем самым Конституция РФ впервые признает естественную природу прав и свобод человека, подтверждая, что эти права не дарованы государством личности и не могут быть им отобраны. Обязанность государства заключается всего лишь в признании этих прав в создании условий для их беспрепятственной реализации.

4. Недопустимость произвольного ограничения прав и свобод . В общем виде принцип недопустимости произвольного ограничения прав и свобод содержится в ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, запрещающей издание в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Это положение дополняется нормой Конституции РФ о том, что любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего обозрения (ч.3 ст.15). Кроме того, на недопустимость произвольного ограничения прав и свобод направлены нормы Конституции РФ о невозможности пересмотра положений гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» Федеральным Собранием РФ (ст. 135).

Вместе с тем Конституция РФ содержит положение о законных ограничениях прав и свобод человека и гражданина в строго определенных случаях: в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничения прав и свобод могут устанавливаться только федеральным законом.

5. Осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ). Ни одно общество не может представить своим членам абсолютной свободы, поскольку это сделает невозможным их совместное общежитие. Поэтому система прав и свобод человека и гражданина объективно формирует таким образом, чтобы обеспечить законные интересы всех людей и предотвратить возможные нарушения их прав и свобод в результате злоупотребления ими со стороны других лиц.

6. Правовой статус личности основывается на обладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями.

Этот универсальный принцип находит свое выражение не только в том, что у каждого есть и права, и обязанности, но и в том, что многие права одновременно являются и обязанностями – одни в правовом плане, другие – в моральном, в виде общественного долга.

Так, в ч. 2 ст. 38 Конституции РФ закрепляется, что забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. В ст. 59 записано, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Статья 42 устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а ст. 58 говорит о том, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду.

Имеют характер общественного долга такие права, как право на образование, избирательные права, и др.

7. Гарантированность прав и свобод означает обязанность государства обеспечить человеку и гражданину (путем создания соответствующих экономических, политических, правовых условий) реальную возможность пользоваться предоставленными ему Конституцией правами и свободами.

Этот принцип получает правовое выражение в различных формах – и как общее начало реализации всего объема прав и свобод личности, и как конкретные гарантии каждого права и каждой свободы в отдельности.

Как общее начало правового статуса личности указанный принцип закреплен в ряде статей Конституции. Так, в ст. 2 устанавливается в качестве одной из основ конституционного строя обязанность государства признавать, соблюдать права и свободы человека и гражданина. В ст. 17, 19 также предусмотрено, что Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина. Причем надо отметить, что такого рода общие нормы являются новыми, их не было и в последней редакции Конституции 1978 года.

В ст. 45 Конституции РФ записано, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Роль государства как главного гаранта прав и свобод вытекает и из содержания ст. 2, 17, 19 и др. Она осуществляется через систему государственных органов. В ст. 18 установлено, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

14.Права, свободы и обязанности – главный элемент правового статуса человека и гражданина.

Особый характер основ правового статуса человека и гражданина состоит в том, что они включают в себя наиболее значимые права, свободы и обязанности, имеющие особую ценность как для человека, так и для государства.
Содержание основ правового статуса человека и гражданина как конституционно-правового института образуют следующие элементы:
1) конституционная правосубъектность (право- и дееспособность). Конституционная правоспособность означает способность лица иметь конституционные права и нести обязанности. Правоспособность человека возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Конституционная дееспособность - способность лица своими действиями приобретать и осуществлять конституционные права, создавать для себя конституционные обязанности и исполнять их. Дееспособность в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (ст. 60 Конституции РФ). Однако общая конституционная дееспособность может не совпадать со способностью осуществлять отдельные виды прав. Так, ст. 97 Конституции РФ устанавливает, что депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года, а Президентом РФ -гражданин, достигший возраста 35 лет (ст. 81 Конституции РФ).
В отдельных установленных законом случаях совершеннолетний гражданин может быть признан недееспособным либо ограничен в дееспособности. Это возможно только по вступившему в законную силу решению суда;
2) гражданство;
3) принципы правового статуса человека и гражданина;
4) конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина;
5) гарантии реализации конституционных прав и свобод.

Характерные черты основ конституционно-правого статуса личности в РФ: 1) конституционные права и свободы личности – основа государственной заботы и всей системы права в РФ; 2) они обладают высшей юридической силой; 3) эти права и свободы подлежат особой охране со стороны государства.

Конституция РФ регулирует основы правового статуса личности не в полном объеме, а устанавливает лишь основы этого статуса. Поэтому институт основ конституционно-правового статуса личности является комплексным и включает в себя нормы не только конституционного права, но и нормы других отраслей российского права, например нормы семейного, гражданского, уголовного, экологического и трудового права.

Элементы конституционно-правового статуса личности: 1) права и свободы человека и гражданина; 2) принципы конституционного статуса личности; 3) наличие либо отсутствие российского гражданства.

Конституционные права, свободы и обязанности личности – базовый элемент всего конституционно-правового статуса той или иной категории лиц. При этом вид категории определяется именно объемом этих прав и обязанностей лица.

Принципы конституционно-правового статуса личности в РФ – основополагающие начала всего взаимодействия РФ и лиц, находящих на ее территории на законных основаниях.

Гражданство – основополагающий элемент конституционно-правового статуса личности, необходимый для обладания лица всеми исключительными гражданским правами, но одновременно налагающий на это лицо совокупность гражданских обязанностей перед РФ. Конституционно-правовой статус личности предполагает, что он обеспечивается государством (в том числе государственным принуждением в случае нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина).


Похожая информация.


Основні принципи правового статусу особи Принципи конституційно-правового статусу особи. Загалом їх можна визначити як основоположні ідеї на яких базується правове становище людини і громадянина в державі й суспільстві реалізуються основні права свободи та обов"язки є одним з важливих його елементів. В узагальненому вигляді основними принципами конституційноправового статусу особи конституційноправового інституту прав і свобод людини і громадянина в Україні можна визначити такі принципи як: визнання людини її життя і здоров"я...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


41 . Основні принципи правового статусу особи

Принципи конституційно-правового статусу особи. Загалом їх можна визначити як основоположні ідеї, на яких базується правове становище людини і громадянина в державі й суспільстві, реалізуються основні права, свободи та обов"язки, є одним з важливих його елементів.

В узагальненому вигляді основними принципами конституційно-правового статусу особи, конституційно-правового інституту прав і свобод людини і громадянина в Україні можна визначити такі принципи, як:

визнання людини, її життя і здоров"я, честі і гідності, недоторканності і безпеки найвищою соціальною цінністю (ст. 3 Конституції України);

Вільності й рівності людини у своїх правах (ст. 21);

Невідчужуваності і непорушності її прав і свобод (ст. 21);

Невичерпності прав і свобод людини і громадянина (ст. 22);

гарантованості прав і свобод людини і громадянина і неможливості їх скасування (ст. 3, ст. 22);

неприпустимості звуження змісту та обсягу закріплених Конституцією прав і свобод людини та громадянина (ст. 22);

рівності громадян перед законом (ст. 24); права і свободи людини і громадянина визнаються за всіма однаково, незалежно від статі, раси, національності, мови, походження, місця проживання (частина третя ст. 24);

— неприпустимості обмеження конституційних прав і свобод
людини і громадянина, окрім випадків, передбачених Конституцією
України
(ст. 64);

Принцип відповідності правового статусу особи в Україні вимогам і стандартам, які склалися в міжнародному співтоваристві, проявляється в тому, що в нормах Конституції України втілені моделі, апробовані світовою практикою конституціоналізму. Крім того, в ст. 9 Конституції встановлюється, що чинні міжнародні договори, згода на обов"язковість яких надана Верховною Радою України, є частиною національного законодавства України. В ст. 55 Конституції закріплено, що кожен має право після використання всіх національних засобів правового захисту звертатися за захистом своїх прав і свобод до відповідних міжнародних організацій, членом або учасницею яких є Україна.

Визнаючи міжнародні норми з прав людини, Українська держава бере на себе зобов"язання не тільки перед міжнародним співтовариством, а й перед усіма, хто перебуває під її юрисдикцією. Кожний індивід має право вимагати від держави виконання взятих нею на себе міжнародних зобов"язань, і з цією метою особа може використовувати як національні механізми захисту, в тому числі можливості Уповноваженого Верховної Ради України з прав людини, так і звертатись до міжнародних судових й несудових органів.

Юридична рівність громадян України , їх рівність як принцип основ конституційного статусу людини і громадянина в Україні є одним з основоположних. Ст. 24 Конституції встановлює, що «громадяни мають рівні конституційні права і свободи та є рівними перед законом», а частина перша ст. 21: «Усі люди є вільні і рівні у своїй гідності та правах». У ст. 24 Конституції виділені два основні аспекти цього принципу: а) рівність громадян перед законом; б) рівність жінки і чоловіка.

Гарантованість конституційного статусу особи як принцип правового статусу людини і громадянина насамперед проявляється в положенні частини другої ст. З Конституції України, що права і свободи людини та їх гарантії визначають зміст і спрямованість діяльності держави. Держава відповідає перед людиною за свою діяльність. Утвердження і забезпечення прав і свобод людини є головним обов"язком. Кабінет Міністрів України «вживає заходів щодо забезпечення прав і свобод людини і громадянина» (п. 2 ст. 116 Конституції). Місцеві державні адміністрації на відповідній території забезпечують «законність і правопорядок; додержання прав і свобод громадян» (п. 2 ст. 119 Конституції). На прокуратуру України покладається представництво інтересів громадян у суді у випадках, визначених законом (п. 2 ст. 121 Конституції).

Принцип єдності прав і обов"язків як принцип основ конституційного статусу особи виражається не тільки в тому, що у кожного є як права, так і обов"язки, а й у тому, що багато прав є водночас і обов"язками. Найбільш чітко цей принцип закріплений у ст. 23 Конституції України, що не буває прав без обов"язків. Так, ст. 13 Конституції проголошує, що кожний громадянин має право відповідно до закону користуватися об"єктами права власності, а п. 8 ст. 41 Основного Закону передбачає, що використання власності не може завдати шкоди правам, свободам та гідності громадян, інтересам суспільства, погіршувати екологічну ситуацію і природні якості землі, а ст. 66 Конституції встановлює, що «кожен зобов"язаний не заподіювати шкоди природі». З установленим у частині першій ст. 50 Конституції правом кожного на безпечне для життя і здоров"я довкілля кореспондується обов"язок оберігати природу (ст. 66 Конституції).

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

3581. Загальні засади конституційно-правового статусу людини і громадянина 16.67 KB
Поняття і сутність правового статусу особи. Етимологічно поняття “Правовий статус” (з лат. “status” означає положення чи становище) означає правове положення чи становище соціального суб’єкта в суспільстві та державі. В юридичній літературі існують різні визначення правового статусу особи
8553. Загальні положення правового статусу господарських товариств. Акціонерне товариство, його види та характеристика 25.17 KB
Мета: дати загальну характеристику господарському товариству визначити види господарських товариств дати правову характеристику акціонерним товариствам та його видам визначити поняття акції та її види характеристика дивідендів студенти повинні знати законодавство яке регулює діяльність господарських товариств. План заняття: Поняття та види господарських товариств Правова характеристика та типи акціонерного товариства Цінні папери та девіденди акціонерного товариства. Закон України Про акціонерні товариства від 17 вересня...
4875. Основні принципи навчання та дидактичні правила їх реалізації 28.61 KB
На сьогоднішній день для роботи у загальноосвітніх навчальних закладах широко впроваджуються принципи навчання. До них включається принцип всестороннього розвитку особистості школяра в процесі навчання, науковості і посильної трудності, свідомості й творчої активності учнів при керівній ролі вчителя, наочності навчання і розвитку творчого мислення, систематичності, звязку навчання з життям, переходу від навчання до самоосвіти.
8791. Exіt-poll: методика та основні принципи організації дослідження 133.51 KB
Exіtpoll: методика та основні принципи організації дослідження Сутність методу опитування на виході. Провідні функції exіtpoll. Мітофскі відомий американський соціолог журналіст дослідник громадської думки творець методу exіtpoll. Історія проведення exіtpoll в світі Україні.
8282. Основні принципи і положення захисту населення і територій у разі надзвичайної ситуації 30.68 KB
Рівень національної безпеки не може бути достатнім якщо в загальнодержавному масштабі не буде вирішено завдання захисту населення об’єктів економіки національного надбання від надзвичайних ситуацій техногенного природного або іншого характеру. Зовнішні загрози – це загрози пов’язані з розв’язанням війни або локальних збройних конфліктів іншою державою виникненням глобальних катастроф за межами України на землі або навколоземному просторі які можуть негативно вплинути на населення та територію нашої держави. Забезпечення безпеки...
13897. Універсам Полтава Структура комерційної діяльності Основні принципи комерційної діяльності 26.82 KB
Другий блок містить також складні елементи, що сприяють реалізації обміну за участі оптової та роздрібної торгівлі. Вони характерні для сегментів ринку, які не можуть функціонувати без організованої оптової торгівлі. Йдеться про ринок непродовольчих товарів, фармацевтичної продукції, частково продовольчих товарів, не переробленої сільгосппродукції. У третьому блоці «роздрібна торгівля – сфера споживання» зосереджені найтонші комерційні інструменти.
11329. ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОСТРОЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 104.04 KB
Изучение установок и представлений людей о законе, о значимости его соблюдения, о своих правах, институтах суда и государственной власти является важным, поскольку позволяет выяснить отношение общества к тем основным структурам, на которых базируется правовое государство.
18273. Анализ правового статуса Президента Республике Казахстан с позиций общепринятых критериев правового государства и принципа разделения властей 73.64 KB
Суть подхода Президента состояла в том что страна должна развиваться естественным образом эволюционно. Президентское правление - предусмотренное Конституцией государства это прекращение деятельности институтов самоуправления определенного регионального административного образования и осуществление управления последним посредством уполномоченных назначаемых главой государства - президентом и подотчетными ему лицами; предусмотренное Конституцией наделение главы государства - президента чрезвычайными полномочиями в масштабе всего...
21264. ФІЗИЧНІ ОСОБИ, ЯК СУБ’ЄКТИ МІЖНАРОДНОГО ПРАВА 54.04 KB
Іноземці які тимчасово перебувають на території України. Правове становище громадян України за кордоном. Страсбург діє щодо держав-членів Ради Європи та двохсторонні міжнародні договори за участю України про усунення випадків подвійного громадянства наприклад Договір між Україною та Республікою Узбекистан про запобігання виникненню випадків подвійного громадянства від 05.
1315. Пчелиная семья. Развитие пчелиной особи 341.58 KB
Состав пчелиной семьи Пчелиная семья сложный организм состоящий из нескольких тысяч рабочих пчел нескольких сот трутней и матки связанных в единое целое обменом веществ. Рабочие пчелы заботливо ухаживают за маткой чистят ее убирают за ней и кормят ее. Во время кормления пчелы передают матке...

Принципы основ правового статуса личности это совокупность основных идей, на основании которых строится вся система конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина и происходит процесс их реализации.

К принципам основ правового статуса личности относятся:

Принцип равноправия (или правового равенства);

Принцип неотчуждаемости основных прав и свобод;

Принцип непосредственного действия;

Принцип гарантированности конституционных прав и свобод;

Принцип общедоступности нормативно-правовых актов, закрепляющих основные права и свободы

Принцип равноправия (или правового равенства) означает равную свободу всех членов общества, равный набор их правовых возможностей.

Он является ведущим и определяющим в правовом статусе личности.

Этот принцип включает:

Равенство конституционных прав и свобод независимо от фактических различий людей;

Равенство перед законом;

Равенство перед судом;

Равноправие мужчины и женщины;

Равенство в социальном государстве.

Государство согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 19) гарантирует равенство прав и свобод независимо от личностных характеристик (пол, возраст, национальность, раса) и социального положения (происхождения, имущественного и должностного положения и др.). В российской Конституции РФ устанавливается императивный запрет на любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19).

Принцип равенства конституционных прав и свобод независимо от фактических различий людей означает, прежде всего, формальное равенство возможностей, равные стартовые условия человека в обществе. Его содержание направлено на недопущение каких-либо привилегий для отдельных граждан или групп граждан в зависимости от различных признаков и обстоятельств.

Принцип равенства перед законом имеет самостоятельное значение.

Он означает: а) запрет на установление в законодательных актах мер дискриминационного характера (например, закрепление правила, в соответствии с которым не допускаются осуществлять торговлю на рынках лица, не знающие русский язык); б) требование равной для всех защиты законом (милиция в равной мере должна защищать права всех граждан); в) обеспечение принципа равенства при формировании и реализации всей системы национального законодательства.

Принцип равенства перед законом допускает определенные исключения. Так, федеральное законодательство устанавливает особый порядок привлечения к ответственности Президента РФ, депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ и других лиц.



Принцип равенства перед судом означает: а) равный доступ к правосудию; б) равное для всех применение норм права; в) равенство сторон

в судебном заседании. Равенство перед судом обеспечивается рядом положений, например, гласностью, открытостью судопроизводства, гарантиями обеспечения беспристрастности суда и т. д. Принцип равноправия мужчины и женщины выделен в отдельный конституционный принцип. Он не означает фактического уравнения полов. Более того, женщины имеют по российскому законодательству больший набор социальных гарантий, чем мужчины. Этот принцип направлен на предотвращение дискриминации женщин в политической и социально-экономической сферах жизни.

Принцип равенства в социальном государстве не означает: установление фактического равенства прав и свобод; абсолютного равенства прав и свобод членов общества. Не могут на равных выступать в обществе ребенок и взрослый человек; здоровый и инвалид и т. д. Поэтому этот принцип допускает формальное неравенство объема прав и свобод граждан.

С учетом этого принцип равенства в полной мере проявляется в равенстве одинаковых категорий граждан.

Принцип равноправия тесно взаимосвязан с принципом справедливости. Во-первых, эта взаимосвязь проявляется в том, что отдельные категории граждан имеют больший объем социальных прав и гарантий (дети, пенсионеры, инвалиды, малоимущие, многодетные семьи, представители малочисленных народов, жители регионов Крайнего Севера и т. д.). Во-вторых, государственная и, прежде всего судебная защита прав и свобод предполагает учитывать идеи социальной справедливости в обеспечении прав и свобод граждан. Так, Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 29 января 2004 г. при оценке конституционности отдельных положений ФЗ «О трудовых пенсиях» указал, что исключение льготного порядка исчисления пенсий нарушает принцип правовой справедливости.

Принцип неотчуждаемости основных прав и свобод (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ)означает признание государством того, что естественные права и свободы имеют особое положение в системе конституционных прав и свобод: а) государство не устанавливает их, а только подтверждает обязательство по их обеспечению; б) устанавливается определенный приоритет этих прав и свобод (повышенная степень защиты ряда естественных прав и свобод).

Принцип непосредственного действия означает, что а) конституционные права и свободы могут применяться без дополнительного условия конкретизации в специальных законодательных актах; б) разработка и принятие законов, применение законодательства, деятельность органов публичной власти и их должностных лиц должны соответствовать смыслу исодержанию конституционных прав и свобод.

Принцип гарантированности конституционных прав и свобод означает: а) обязанность государства защищать права и свободы как высшую ценность конституционного строя (ст. 2); б) гарантированность прав и свобод согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и Конституции РФ (ч. 1 ст. 17); в) запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55); г) регламентация условий ограничения прав и свобод (ч. 3 ст. 55).

Гарантированность конституционных прав и свобод предполагает также обеспечение социальных и экономических условий реализации этих прав и свобод.

Принцип общедоступности нормативно-правовых актов, закрепляющих основные права и свободы. Этот принцип означает, что любые нормативные правовые акты, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ).

Правовой статус личности базируется на конституционных принципах, которые отражают конкретные основы отношений между государством и физическим лицом. К конституционным принципам правового статуса личности относятся: принцип всеобщности прав и свобод; принцип равенства; принцип единства прав и обязанностей; принцип гарантированности прав и свобод; принцип взаимной ответственности государства и личности.

Принцип всеобщности прав и свобод означает, что все люди являются свободными и наделены правами от рождения (ст. 21 Конституции Украины).

Принцип равенства означает, что права, свободы и обязанности признаются за всеми в одинаковом объеме, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места проживания и иных обстоятельств. Принцип равенства провозглашает равенство всех перед законом и судом (ст. 24 Конституции Украины).

Принцип единства прав и обязанностей проявляется в чет кой сбалансированности прав и обязанностей в правовом статусе личности. В социально организованном обществе у субъектане может быть прав без обязанностей, как и обязанностей без прав. Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения человеком и гражданином своих обязанностей. В Конституции Украины устанавливается, что использование субъективных прав и свобод не должно причинять ущерб интересам общества и государства, правам иных участников общественных отношений (ст. 23 Конституции Украины).

Принцип гарантированности прав и свобод заключается в том, что государство выступает в качестве главного субъекта, обеспечивающего возможность реализации конституционных прав и свобод с помощью правовых, политических, экономических, социальных и иных средств. Права и свободы гарантируются государством и не могут быть отменены; при принятии новых законов, а также при внесении изменений в действующее законодательство не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод. Гарантированность прав и свобод в значительной степени определяется политическим режимом, уровнем развития демократии, наличием специальных органов, занимающихся защитой прав и свобод, высоким уровнем правовой культуры, социально-правовой активностью личности и т.д.

Принцип взаимной ответственности государства и гражданина проявляется в их взаимных правах и обязанностях. Конституция Украины устанавливает ответственность государства перед обществом личностью за свою деятельность (ст. 3 Конституции Украины).

Гражданство Украины

Правовой статус личности определяется, прежде всего,ее принадлежностью к государству, наличием или отсутствием гражданства. В полном объеме права и свободы государство гарантирует только собственным гражданам. Соответственно, на граждан налагается и больше обязанностей.

Основы правового регулирования института гражданства в Украине составляют Конституция Украины, Закон Украины «О гражданстве Украины», а также иные нормативно-правовые акты. Закон Украины «О гражданстве Украины» определяет гражданство Украины как правовую связь между физическим лицом и Украиной, которая находит свое проявление в их взаимных правах и обязанностях.

Согласно ст. 2 Закона Украины «О гражданстве» гражданство Украины основывается на следующих принципах:

Единого гражданства - гражданства государства Украина, которое исключает существование гражданства административно-территориальных единиц Украины. Если гражданин Украины приобрел гражданство (подданство) другого государства, то в правовых отношениях с Украиной он признается только лишь гражданином Украины. Если иностранец приобрел гражданство Украины, то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь гражданином Украины;

Предотвращения случаев возникновения безгражданства;

Невозможности лишения гражданина Украины гражданства Украины;

Признания права гражданина Украины на смену гражданства;

Невозможности автоматического приобретения, а также прекращения гражданства Украины;

Равенства перед законом граждан Украины независимо от оснований, порядка и момента приобретения ими гражданства Украины;

Сохранения гражданства Украины независимо от местожительства гражданина Украины.

Гражданами Украины являются:

а) все граждане бывшего СССР, которые на момент провозглашения независимости Украины (24 августа 1991 года) постоянно проживали на территории Украины;

б) лица, независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, местожительства, языковых и иных признаков которые на момент вступления в силу Закон Украины «О гражданстве Украины» (13 ноября 1991 года) года постоянно проживали в Украине и не являлись гражданами других государств;

в) лица, прибывшее в Украину на постоянное проживание после 13 ноября 1991 года и которым в паспорте гражданина бывшего СССР образца 1974 года органами внутренних дел Украины внесена надпись «гражданин Украины», а также дети таких лиц, прибывшие вместе с родителями в Украину, если на момент прибытия в Украину они не достигли совершеннолетия;

г) лица, которые приобрели гражданство Украинысогласно законам Украины и международным договорам Украины.

Гражданство Украины приобретается:

1) по рождению;

2) по территориальному происхождению;

3) вследствие принятия в гражданство;

4) вследствие восстановления в гражданстве;

5) вследствие усыновления;

6) вследствие установления над ребенком опеки или попечительства;

7) вследствие установления над лицом, признанным судом не дееспособным, опеки;

8) в связи с пребыванием в гражданстве Украины одного или обоих родителей ребенка;

9) вследствие установления отцовства;

10) по иным основаниям, предусмотренным международными договорами Украины.

Согласно ст. 9 Закона Украины «О гражданстве Украины» условиями приема в гражданство Украины являются:

1) признание и соблюдение Конституции Украины и законов Украины;

2) обязательство прекратить иностранное гражданство или не пребывание в иностранном гражданстве;

3) беспрерывное проживание на законных основаниях на территории Украины в течение последних 5 лет;

4) получение разрешения на постоянное проживание в Украине;

5) владение государственным языком или его понимание в объеме, достаточном для общения;

6) наличие законных источников существования.

Положения, предусмотренные пп. 3-6, не распространяются на лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед Украиной, и на лиц принятие которых в гражданство Украины представляет государственный интерес для Украины.

В гражданство Украины в силу ст. 9 Закона Украины «О гражданства Украины» не могут быть приняты лица, которые:

1) совершили преступление против человечества или осуществляли геноцид;

2) осуждены в Украине к лишению свободы за совершение тяж кого преступления до погашения или снятия судимости;

3) совершили на территории другого государства действия, признанные законодательством Украины тяжким преступлением.

Конституция Украины содержит широкий перечень прав и свобод человека и гражданина: из 161 статьи Основного Закона правовому статусу личности посвящено 48 статей - без малого третья часть текста Конституции. При этом права и свободы закреплены во втором разделе Конституции, который следует после раздела, устанавливающего основы конституционного строя.

Конституционные (основные) права и свободы по содержанию подразделяются на гражданские (личные), политические, социально-экономические, культурные и права в области экологии.

1. Личные права и свободы включают в себя: право на жизнь;

право на уважение чести и достоинства; право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфной и иной корреспонденции; право на невмешательство в личную и семейную жизнь;

право на свободу передвижения и свободный выбор места жительства, право на свободу мысли и слова, право на свободу мировоззрения и вероисповедания и другие права и свободы.

2. К политическим правам и свободам относятся: право принимать участие в управлении государственными делами; право избирать и избираться; право на свободу союзов и ассоциаций; право на свободу мирных собраний и т.д.

3. Социально-экономическими правами и свободами являются:

право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, право на свободу предпринимательской деятельности; право на труд; право работающих на забастовку для защиты всех своих экономических и социальных интересов; право на отдых; право на социальную защиту; право на жилище; право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи; право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование и другие.

4. Культурные права это: право на свободу литературного, художественного, научного и технического творчества, право на защиту интеллектуальной собственности; право на свободный доступ к культурному наследию; право на образование т.д.

5. Впервые на конституционном уровне (ст. 50 Конституции Украины) в нашем государстве устанавливается, что каждый имеет право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и на возмещение причиненного нарушением этого права вреда. Каждому гарантируется право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также право на распространение такой информации. Перечисленные права составляют категорию экологических прав и свобод.

К основным обязанностям относятся: обязанность неукоснительно соблюдать Конституцию Украины и законы Украины; не посягать на права, свободы, честь и достоинство других субъектов; защищать Отечество; независимость и территориальную целостность Украины; уважать государственную символику, не причинять ущерб природе, культурному наследию, возмещать причиненный убытки; платить налоги и сборы.


Похожая информация.