В соответствии с пунктом 3 статьи 13.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (Собрание законодательства Российской Федерации 2002, № 30, ст. 3018; 2003, № 28, ст. 2882; 2004, № 27, ст. 2711, № 41, ст. 3993, № 52, ст. 5276; 2005, № 10, ст. 758, № 30, ст. 3098; 2007, № 7, ст. 832; 2008, № 20, ст. 2251, № 49, ст. 5748; 2009, № 1, ст. 5, № 19, ст. 2283; 2011, № 1, ст. 32, ст. 47), приказываю:

Утвердить прилагаемые требования к проекту межевания земельных участков.

Врио Министра И. Манылов

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минэкономразвития России

ТРЕБОВАНИЯ к проекту межевания земельных участков

I. Общие положения

1. Требования к проекту межевания земельных участков (далее - Требования) устанавливают правила оформления проекта межевания земельных участков (далее - Проект межевания).

2. Проект межевания подготавливается в отношении земельного участка (земельных участков), выделяемых в счет земельной доли (земельных долей), с учетом требований Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

3. Проект межевания утверждается:

1) решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок (земельные участки) из земель сельскохозяйственного назначения;
2) решением собственника земельной доли или земельных долей.

4. Проектом межевания определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей (далее - образуемые земельные участки).

В Проект межевания, подлежащий утверждению решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок (земельные участки) из земель сельскохозяйственного назначения, также включаются сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности (при их наличии), и о земельном участке или земельных участках, право общей собственности на которые сохраняется или возникает.

5. Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли в порядке, установленном статьей 13 Закона об обороте.

6. Проект межевания состоит из текстовой и графической частей, которые делятся на разделы.

В случаях, предусмотренных Требованиями, в состав Проекта межевания включается приложение.

7. К текстовой части Проекта межевания относятся следующие разделы:

1) пояснительная записка;
2) исходные данные;
3) список собственников земельного участка или земельных участков, из которых осуществляется выдел земельных участков в счет земельных долей (далее - измененные земельные участки);
4) сведения об образуемых земельных участках и их частях;
5) сведения об измененных земельных участках и их частях;
6) сведения об обеспечении доступа к образуемым или измененным земельным участкам.
В состав текстовой части Проекта межевания также включаются титульный лист и содержание.

8. В состав графической части Проекта межевания включается раздел "Проектный план".

9. Проект межевания комплектуется в следующей последовательности: титульный лист, содержание, разделы текстовой части, разделы графической части, приложение.

П. Общие требования к подготовке Проекта межевания

11. Проект межевания оформляется на бумажном носителе в количестве не менее двух экземпляров.

По желанию заказчика Проект межевания дополнительно оформляется в виде электронного документа.

12. Проект межевания должен быть прошит и скреплен подписью и оттиском печати кадастрового инженера. Подпись и оттиск печати кадастрового инженера проставляются на титульном листе Проекта межевания, на Проектном плане и на обороте последнего листа Проекта межевания.

13. Проект межевания оформляется с применением средств компьютерной графики. При оформлении Проекта межевания также может применяться комбинированный способ. Внесение текстовых сведений вручную (от руки) производится разборчиво тушью, чернилами или пастой синего цвета. Опечатки, подчистки, приписки, зачеркнутые слова и иные неоговоренные исправления не допускаются. Все исправления в Проекте межевания должны быть заверены подписью (с указанием фамилии и инициалов) и оттиском печати кадастрового инженера.

Оформление карандашом Проекта межевания не допускается. Все записи, за исключением оговоренных случаев, производятся на русском языке. Числа записываются арабскими цифрами.

Проект межевания оформляется на листах формата A4. Раздел "Проектный план" может оформляться на листах большего формата.

14. Нумерация листов Проекта межевания является сквозной в пределах документа. Документы, включаемые в состав приложения, не нумеруются.

Если сведения не умещаются на одном листе какого-либо раздела, допускается размещать их на нескольких листах либо на обороте соответствующего листа. В указанном случае на каждом листе либо на каждой странице соответствующего раздела воспроизводятся следующие сведения: слова "Проект межевания земельных участков" и название соответствующего раздела Проекта межевания.

Если разделы Проекта межевания размещены на листах с оборотом, при заполнении реквизита "Лист N ___" соответствующего раздела Проекта межевания дополнительно через запятую приводится номер страницы.

Общее количество листов Проекта межевания, включая количество листов документов приложения, указывается на титульном листе.

15. Незаполненные реквизиты разделов текстовой части Проекта межевания не исключаются, в таких реквизитах проставляется знак "-" (прочерк).

16. Проект межевания составляется на основе кадастровой выписки о соответствующем земельном участке или кадастрового плана соответствующей территории.

17. При необходимости для подготовки Проекта межевания могут быть использованы картографические материалы и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.

18. В состав приложения Проекта межевания, утверждаемого решением собственника земельной доли или земельных долей, включаются:

1) все поступившие кадастровому инженеру, подготовившему Проект межевания, возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка (при их наличии), оформленные в соответствии с пунктом 13 статьи 13.1 Закона об обороте;
2) заключение кадастрового инженера о снятии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка (при наличии возражений, указанных в подпункте 1 настоящего пункта);
3) заключение кадастрового инженера об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, представляемых в соответствии с пунктами 13 и 14 статьи 13.1 Закона об обороте (при отсутствии возражений, указанных в подпункте 1 настоящего пункта);
4) заверенные кадастровым инженером копии документов, удостоверяющих права на земельную долю или земельные доли, в счет которых выделяется земельный участок;
5) копия извещения о необходимости согласования Проекта межевания, предусмотренного пунктом 10 статьи 13.1 Закона об обороте (если такое извещение направлялось участникам долевой собственности);
6) копия страницы печатного издания, содержащей извещение о необходимости согласования Проекта межевания, предусмотренное пунктом 10 статьи 13.1 Закона об обороте, и копия первого листа, содержащего реквизиты печатного издания (если такое извещение было опубликовано в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации).

19. В состав приложения Проекта межевания, утверждаемого решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок (земельные участки) из земель сельскохозяйственного назначения, включаются акт соответствующего органа местного самоуправления, подтверждающий полномочия должностного лица органа местного самоуправления, указанного в пункте 10 статьи 14.1 Закона об обороте, либо заверенная в установленном порядке копия такого акта.

20. В заключении кадастрового инженера о снятии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка в виде связного текста приводятся сведения о лице, представившем соответствующие возражения, причины его несогласия с предложенными размером и местоположением границ образуемого земельного участка, а также информация о способе устранения таких причин.

Заключение кадастрового инженера о снятии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка подписывается лицом, снявшим ранее представленные возражения (с указанием его фамилии, инициалов и даты подписания), и кадастровым инженером (с указанием его фамилии, инициалов и даты подписания). Подпись кадастрового инженера заверяется его печатью.


Страница 1 - 1 из 4
Начало | Пред. | 1 |

В описи каждый земельный надел зарегистрирован под соответствующим шифром – . А в реальности – он отделён от остальных межевыми границами, которые устанавливаются в результате проведения межевания.

Общая информация

Межевание земельного участка является целостной процедурой или завершённым процессом, результатом которой является составление межевого плана, а также – межевого проекта.

Межевание состоит из последовательно проводимых работ, в число которых входит:

  1. Восстановление или закрепление межевых границ;
  2. Определение его площади;
  3. Выявление специфических характеристик земли;
  4. Юридическое оформление.

Межевание проводит специализированная межевая компания , которая уполномочена проводить геодезические работы.

В процессе межевания выявляются все характеристики участка, их соответствие кадастровым записям и юридическое оформление.

Завершающим этапом будет составление межевого плана или межевого проекта .

В тех случаях, когда один большой участок планируется разделить на более мелкие или провести работы, не учтённые в кадастровых записях – появляется необходимость в составлении межевого проекта .

Все изменения или уточнения, выявленные в процессе межевания, становятся достоянием учётных записей. Они подробно вносятся в межевой план и составление межевого проекта, будет опираться только на них.

Межевание является обязательным требованием и проводится в следующих случаях:

  1. Нарезание земель;
  2. Перераспределение земель (обычно дробление крупного участка на более мелкие участки или наоборот – соединение более мелких);
  3. Уточнение границ (обычно в случае споров с соседями, судебных разбирательствах и т.п.);
  4. Оформление земельной собственности;
  5. Осуществление сделки;
  6. Застройка земельного участка капитальными строениями.

После межевания составляется межевой план, на основании которого производится учётная кадастровая запись.

В отличие от межевого плана, который должен иметься у каждого землевладельца, чей участок прошёл межевание, межевой проект является вспомогательным документом . Но в него вносятся основные учётные сведения об участке на основании межевого плана.

Пример (образец) проекта межевания земельного участка можете скачать .

Для участников долевого землевладения документом , подтверждающим земельную собственность, будет межевой проект .

Это связано с тем, что общий участок подлежит кадастровому учёту на основании единого для всех кадастрового номера, определяя единое право общего земельного имущества.

Так как отдельные земельные участки (доли) не могут подлежать – они фактически определяют имущественную принадлежность к лицу только в соответствии с проектом межевания.

Как сделать?

Проект межевания можно сделать , обратившись в органы местного самоуправления при условии, что субъектом землевладения является муниципальная организация или частное лицо, планирующее провести крупномасштабные работы.

Решение по этому вопросу будет принято на основании Приказа Минэкономразвития России от 03.08.2011 N388 . При этом будет учтена форма собственности земель и их целевое назначение.

Если владение осуществляется на правах владения долевой собственности, дольщики обязаны представить решение общего собрания.

Для того чтобы заказать проект межевания, его необходимо согласовать и подготовить пакет документов:

  1. Проект планировки строений;
  2. Эскиз генерального плана земельного участка (со схемами коммуникаций);
  3. земельного участка;
  4. Топографическая съёмка земельного участка.

С этими документами необходимо подойти в уполномоченный муниципальный орган.

Если целевая принадлежность земель не предусматривает наличия строений, то межевой план будет основан только на нанесении внутренних границ участка.

Если дачный кооператив или иная организация дольщиков приходит к общему решению без конфликта – решение принимается на основании общего голосования, после чего уполномоченные лица обращаются к специалистам.

Утверждение

Кто утверждает проект межевания земельного участка? Утверждение проекта осуществляется собственником . Административный земельный ресурс управляется непосредственно главой местной администрации, в ведении которой находится земельный объект, предназначенный под запланированные работы (если земли являются муниципальной собственностью). Ему подаётся заявление от пользователя земельного участка, либо решение комиссии, ответственной за проведение работ.

Когда собственником земель является частное лицо, он решает вопрос о межевом проекте единолично, кроме случаев состыковки межевых границ с другими собственниками, если происходит рассогласование интересов.

Если субъектом земельной собственности выступают дольщики – утверждение межевого проекта производится решением общего собрания кооператива.

Утверждение межевого плана происходит в соответствии с формой собственности земель и установленными по отношению к землям, целевыми требованиями.

Карта межевания

Карта проекта межевания составляется на бумажном носителе. Электронный вариант карты будет являться основой, с которой будет скопировано общее поле участка с учётом кадастровых данных и проведённых границ межевания.

Нужно учесть, что кадастровая карта – план содержит в себе сведения только о тех данных, которые являются фактом сегодняшних материальных объектов .

Для того чтобы осуществить планирование будущих работ или реорганизацию участка, их необходимо внести в имеющийся контекст.

Поэтому карта проекта межевания будет основана на данных, нанесённых вручную . По существующему положению, они должны быть синего цвета и располагаться в соответствии с положениями объектов кадастровой карты.

Подготовка

Подготовка проекта межевания осуществляется в соответствии с требованиями к проекту межевания земельного участка. Она содержит перечень всех критериев на соответствие документации нормативам, регламентированным федеральным законом, которые содержатся в Приказе Минэкономразвития России от 03.08.2011 N388.

В число пунктов по подготовке входят положения:


Соответствующие требования к подготовке обозначают стандарты проекта межевания по следующим параметрам:

  • Сведения о заказчике;
  • Сведения об исполнителе;
  • Пояснительная записка;
  • Исходные кадастровые данные земель;
  • Кадастровые данные о создаваемых в планировании частях участка;
  • Информации о доступе к участкам соответствующих лиц;
  • Графического плана;
  • Наличие соответствующих приложений.

Согласование

Согласование проекта будет производиться административной комиссией. В течение 30 дней административная комиссия будет проверять соответствия земель планируемым работам и назначит слушание, о времени проведения которого, должно быть сделано оповещение.

Слушание по данному вопросу должно быть проведено квалифицированной комиссией, с учётом полученных данных проверки. Основанием согласования являются технические требования и планируемые характеристики, а также – общий муниципальный план , составленный в картографической форме.

По результатам слушания будет вынесено положительное или отрицательное решение , которое зависит от объективного характера ситуации в рассматриваемой земельной зоне, которое может повлиять на сейсмические процессы или на общий фон ландшафта.

Учитываться будет и то, кто является собственником участка, на котором будут проводиться проективные работы: частное лицо или муниципалитет.

При условии отрицательного решения, причины запрета будут подробно изложены в тексте решения отдельными пунктами и подкреплены экспертными заключениями.

Если целью составления межевого проекта явились внутренние работы по ограничению земельной собственности дольщиков, то привлечение администрации не потребуется. Согласование должно производиться по решению общего собрания.

Извещение о согласовании проекта администрацией, будет произведено по результатам слушания. Результаты слушания должны быть представлены в трёхдневный срок. Их можно получить , позвонив по телефону в уполномоченный орган муниципалитета, в назначенный вам срок, или подойти лично.

Результаты согласования также должны быть представлены на сайте .

Форма

Форма проекта носит регламентированный характер . Проект состоит из текстовой и картографической части. Текстовая часть составляется в виде таблицы, которая содержит подробный описательный вариант межевого плана, со всеми необходимыми сведениями.

Она включает следующие пункты :

  1. Общие положения;
  2. Общие требования и отдельные требования к текстовой и картографической частям;
  3. Текстовая и картографическая части межевого проекта, которая занимает основную часть документа и состоит из пунктов и подпунктов, требуемых для конкретного исполнения работ;
  4. Содержание.

Текст оформляется титульным листом, на котором указываются все данные юридического лица – исполнителя проекта и краткие характеристики работы. К проекту межевания приобщаются приложения и пояснительная записка.

В них излагаются все нюансы, на которые можно обратить внимание, но которые не являются основополагающими в проектировании.Также приложения содержат документационное обеспечение, подтверждающее правомочность проектирования.

Доработка

Подробнее, что такое доработка проекта межевания земельного участка смотрите ниже.

Доработка проекта может быть осуществлена в том случае, если в процессе организации или производства работ выявятся неучтённые сведения, которые потребуют изменений в проектировании.

В этом случае межевой проект не переделывается, а дорабатывается .

Для этого, в муниципальном органе, уполномоченном на согласование, должно быть проведено рассмотрение этого вопроса. Инициатору необходимо представить доказательства , в виде расчётов или экспертных заключений и написать заявление с просьбой о доработке проекта межевания.

После утверждения работ администрацией, будет составлен дополнительный документ, с учётом обновлённых данных.

Если вопрос касается долевого землевладения и внутренних работ – вопрос о доработке решается общим собранием дольщиков.

Все работы , связанные с межевым проектом, являются платными . Сумма оплаты зависит от объёма и уровня сложности проводимых работ.

Заключение

В заключение нужно отметить, что проведение межевых работ является сложным и предельно важным процессом, который осуществляется в соответствии с определённым алгоритмом :

  1. Планирование учётной кадастровой процедуры;
  2. Заключение договора с геодезической компанией;
  3. Проведение межевание и составление межевого плана;
  4. Утверждение межевого плана и внесение результатов межевания в кадастровые записи;
  5. Утверждение и согласование проекта межевания;
  6. Оплата работ;
  7. Создание проекта межевания;
  8. Утверждение и реализация проекта межевания;
  9. При необходимости – доработка.

Чтобы обозначить все внешние границы, а также нанести границы особых зон, создаются так называемые проекты планировки и межевания территории. Это технические документы, содержащие чертежи различных участков и описание к ним. О том, из каких этапов складывается процедура разработки и согласования таких документов – в этой статье.

Законодательное описание, состав содержания документов приводится в Градостроительном кодексе РФ:

  • статья 42 – проект планировки;
  • статья 43 – проект межевания.

С технической точки зрения такие документы представляют собой детализацию Генерального плана по развитию города или других населенных пунктов, хотя формально (с юридической точки зрения) они не связаны друг с другом. Сравнение этих типов документации представлено в таблице.

сравниваемый признак Проект планировки территории Генеральный план
какие объекты описываются только отдельный элемент населенного пункта (он относится к так называемой планировочной структуре) – это могут быть отдельные районы, кварталы и т.п. населенный пункт в целом (представляется план по развитию территории конкретного города)
какие чертежи входят в состав документа детальный чертеж, полностью отражающий схему местности
  • карта с точными границами существующего или возникающего населенного пункта (в проекте);
  • карта отдельных функциональных зон – жилые, производственные, природные.
что входит в описательную (текстовую) часть документа
  • аналитические материалы, обосновывающие границы и возможные изменения границ;
  • технические характеристики развития территории и их изменение во времени (например, плотность застройки).
  • аналитические материалы, обосновывающие такие границы, решения о возможном изменении границ, а также расположение отдельных функциональных зон;
  • все технические параметры функциональных зон (площадь, высота домов и т.п.).

Таким образом, рассмотренные документы относятся к проектной документации, а их основная цель – отражение существующих границ всего населенного пункта и его отдельных зон (внешних и внутренних). При этом учету подвергаются границы всех земельных участков – уже застроенных, а также с планирующейся застройкой (в этом случае дополнительно указываются предполагаемые сроки и стадии освоения территории).

Например, на карте города, как правило, намечается несколько таких планировочных зон. Каждая из этих зон имеет свои названия, которые обычно даются по наименованию районов, берегов рек (например, Правый берег Иртыша).

По каждому проекту составляется одно Постановления Администрации за подписью главы населенного пункта (в случае с областным центром – мэра), как показано на рисунке ниже. В документе содержится:

  • содержание вносимых изменений (при дальнейшем освоении территории, образовании новых участков путем разделения или объединения уже существующих);
  • площади каждой зоны – жилой застройки, дорожных зон, улиц, зон озеленения;
  • указания различным Департаментам местной Администрации с описанием дальнейших действий в связи с вносимыми изменениями.




В приложениях к такому Постановлению содержится подробное описание основных показателей территории (технических и экономических):

  • площади каждой зоны (жилая, улицы, дороги и т.п.);
  • детализация данных по каждой зоне (площади жилых домов разной высоты — 1-2 этажа, 3-5 этажей, 6-18, от 18);
  • плотность застройки;
  • численность и плотность населения;
  • данные по объектам, относящимся к образовательной сфере (места, посещения в смену, минимальные площади);
  • данные по объектам здравоохранения;
  • данные по объектам физкультурно-оздоровительных центров с приведением их площадей.

Для каждого из этих параметров указывается 2 значения – существующее в настоящий момент и планируемое.




Вторая часть приложения – собственно планировка территории, отраженная на схеме с условными обозначениями.

Состав проекта планировки

Любой проект, описывающий тот или иной элемент структуры планировки города или другого населенного пункта, состоит из технической (чертежи) и описательной (аналитические материалы) частей. Требования к содержанию четко регулируются законодательством, поэтому вне зависимости от назначения, расположения и других особенностей территории следует исходить из следующих разделов проекта планировки:

  1. Основная часть – это собственно чертеж (схема) участка. На ней наносятся:
  • все границы застроенных, освоенных областей, а также зон, на которых предполагается строительство жилых и/или производственных объектов;
  • так называемые красные линии, которые выделяют границы земли с линейными объектами.
  1. Аналитическая часть – подробное положение, содержащее материалы о предполагаемом развитии территории, а также о технических характеристиках развития и их изменении во времени:
  • жилые здания;
  • производственные помещения;
  • объекты любой инфраструктуры, обслуживающей район (дороги, инженерные сети, больницы, школы и т.п.);
  • очередность введения объектов, которые предполагается возводить на данной территории.
  1. Наконец, отдельно выделяется раздел с материалами, обосновывающими особенности именно такого проекта:
  • результаты и интерпретация результатов исследований инженеров;
  • обоснование границы каждой зоны, а также возможного изменения этой границы, предусмотренного в плане развития;
  • схема с расположением каждого капитального объекта;
  • проходы ко всем водоемам (искусственным и естественным), предназначенным для свободного доступа;
  • полный список планируемых мероприятий, связанных с охраной природы, мер гражданской обороны, экологической защиты территории (в особенности для тех населенных пунктов, которые располагаются рядом с атомными электростанциями);
  • так называемая вертикальная планировка участка, а также другие материалы, учитывающие индивидуальные особенности земельного участка.

Пример реального проекта приведен на рисунке.

Состав проекта межевания

  1. Основная часть с чертежами, схемами установления границ, межевания земли. На чертежах и схемах территории должны обязательно учитываться:
  • красные линии и величина отступа от них для установления зоны, где разрешается возведение капитальных строений;
  • границы и описание публичного сервитута – например, для прохода к водоему общего пользования, для проведения специальных работ на земле (дренирование) и т.п.
  1. Аналитическая часть содержит:
  • площади и способы возникновения земельных участков, которые образуются в результате процедуры межевания;
  • виды использования территории в соответствии с утвержденным классификатором (например, для выращивания сельскохозяйственных культур, для строительства высотных домов, индивидуальных домов и т.п.).

Сроки создания и согласования

Любая проектная документация, связанная с изысканиями для организации планировки территории, ее межевания проходит обязательное согласование проекта с органами местной Администрации (департаменты по градостроительству). Сроки в каждом случае могут быть разными, в том числе и значительно увеличиваться в силу специфики территории или разногласий между заинтересованными сторонами, судебными разбирательствами и т.п. В случае стандартного проведения процедуры ориентировочный срок составляет порядка 3-4 месяцев .

При этом все этапы можно условно разделить на 3:

  1. Распоряжение соответствующего органа власти, в котором дается указание на начало работы над проектом планировки.
  2. Собственно разработка. Она осуществляется только лицензированными компаниями. Ориентировочная стоимость услуги от 400 тысяч до 1 млн рублей .
  3. Согласование с местной Администрацией готового проекта, внесение корректив и окончательное утверждение документации, после чего проект вступает в силу и получает юридическое значение.

Этапы и ориентировочные сроки приведены в таблице

Подробное рассмотрение этапов разработки

На практике разработка представляет собой сложную техническую процедуру, в ходе которой проводятся соответствующие изыскательные работы. Отличительная особенность стадий этого процесса состоит в том, что основное внимание уделяется собственно разработке проекта. В то время как этап согласования – это соблюдение исключительно юридических требований к документам, коррекция отдельных параметров в соответствии с требованиями органов местной власти. Далее подробно рассматривается каждый этап.

Получение распоряжения КГА

Чтобы начать работу над составлением чертежей и аналитических материалов, следует получить разрешение от Комитета по градостроительству и архитектуре. Документ выполняет 2 функции:

  1. Дает разрешение на проведение застройки на обозначенном участке.
  2. Дает техническое задание по разработке проекта этой территории с учетом особенностей ее планировки.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Срок действия такого документа составляет 1 год с момента его подписания. Однако если срок истек, нет необходимости подавать повторную заявку – достаточно обратиться в Комитет для пролонгации.

Обращение в Администрацию и проведение общественных слушаний

После получения распоряжения КГА следует обратиться в местные органы власти, куда подается другое заявление. В ответ на заявление непосредственно глава Администрации издает постановление и назначает уполномоченное лицо, курирующее данный проект. Наряду с этим этот же сотрудник организовывает обязательные общественные слушания, на которые подготавливаются презентационные материалы для дальнейшего согласования.

В публичных слушаниях принимают участие:

  • собственники участков территории, предполагающейся для застройки;
  • представители экспертного сообщества;
  • лица, чьи интересы непосредственно могут быть затронуты в связи с принимаемым решением;
  • представители органа местной Администрации.

После принятого положительного решения, получения соответствующих отзывов всех заинтересованных сторон составляется протокол, который публикуется в открытых источниках (сайт, официальная газета региона). Срок действия этого решения составляет 11 месяцев, т.е. именно в течение этого срока проект планировки территории должен быть составлен и согласован в конечном варианте.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. По установленным правилам основным источником финансирования изысканий должен стать муниципальный или региональный бюджет. Тем не менее, гражданское законодательство не исключает привлечения средств из других источников. На практике финансирование чаще всего осуществляется за счет заинтересованных сторон (инвестора, застройщиков).

Подготовка к созданию

После получения разрешения на разработку технической документации компания приступает собственно к созданию проекта. На подготовительном этапе проводится детальный анализ сведений юридического и геодезического характера:

  1. Изучение картографических материалов, результатов топографических съемок для определения физических особенностей территории (рельеф, отсутствие/наличие поверхностных водоемов, природные зоны).
  2. Получение исчерпывающих сведений о юридическом статусе участка, а также его отдельных зон. Такие данные содержатся в ЕГРН: собственники участка, наличие/отсутствие обременения, история изменения собственников участка и его отдельных территорий.
  3. Анализ кадастровой документации на землю – прежде всего, интересует кадастровая стоимость и соответствующее заключение государственных оценщиков.
  4. Анализ специфических данных, которые запрашивают из реестра по лесам и реестра по поверхностным водоемам.
  5. Получение справки, которая подтверждает отсутствие в недрах рассматриваемой земли полезных ископаемых. Такой документ имеет большое значение, поскольку в противном случае компания, намеренная использовать недра, может оспорить разработку и утверждение проекта.

Подготовка документов, подтверждающих выбор участка

Основная задача проводимых изысканий сводится к обоснованию выбора земельного участка под заранее намеченные цели (строительство капитальных объектов, особенности их размещения). Для этого необходимо представить следующие документы:

  • экспликация земли и отдельных зон;
  • результаты вычисления площадей каждой зоны и всего участка в целом;
  • обоснование предварительных расчетов;
  • документы, подтверждающие информирования граждан, проживающих на этой территории и всех заинтересованных сторон (владельцев участков, пользователей на основе договора долгосрочной аренды, арендодателей);
  • положительные заключения от всех уполномоченных органов надзора;
  • согласовательная документация, отражающие согласие представителей организаций, чьи интересы могут быть непосредственно затронуты в ходе освоения территории (крупные предприятия с располагающимися подземными и надземными сетями);

Среди градостроительной документации особое место занимают документы, касающиеся земель. Чтобы воспользоваться отдельными участками земли под строительство зданий и возведение сооружений, а также для ведения хозяйства или прочих видов работ важно определить характер местности.

Требуется документальное фактическое подтверждение рельефа почвы и наличия на применяемой территории уже возведенных социальных и технических объектов.

К тому же требуются данные о границах – межах , вновь образуемых или переделываемых земельных участков.

Поэтому для оформления правомерных действий с землей требуется разработка проекта межевания территории.

Что такое проект межевания земельного участка?

Межевание — процедура очерчивания границ территории, проводимая на местности и юридическое закрепление полученных результатов.

Межевание становится базой для корректировки кадастра земельных участков.

Межевание включает в себя спектр работ:

  • установка на разграничиваемой местности межевых знаков , определяющих границы участков;
  • определение географических координат нахождения границ и создание их технической характеристики;
  • формирование топографической карты ;
  • создание межевого плана .

Проект межевания относится к разновидности юридической документации в отношении землевладений.

Представляет собой схему, созданную с целью последующего планирования стройки с учетом уже имеющихся на обрамляемой территории возведенных объектов.

Согласно Градостроительному Кодексу проект межевания — вспомогательный документ, содержащий схематическую информацию о границах земельных участков, которые далее будут собственностью физических и юридических лиц.

Образец проекта межевания территории линейного объекта

Проект межевания территории линейного объекта составляется по общим правилам межевого проектирования.

Образец проекта межевания территории скачать:

Техническое задание на проект межевания территории:

Пример проекта межевания территории многоквартирного жилого дома:

Проект межевания территории для строительства автомобильной дороги:

Кто разрабатывает документацию?

Основной заказчик проекта межевания территорий — административные органы власти любого уровня. Издается Постановление о разработке проекта межевания территории.

Обязанность по проведению межевания и разработки соответствующего проекта возложена на архитектурный отдел администрации субъекта РФ.

При этом государственное архитектурное управление полноправно определяется с решением о подготовке проекта, то есть кто будет делать работы по проектированию:

  1. Специалисты самого органа местной власти.
  2. Специалисты профильной организации, занимающиеся разработкой межевых проектов и прочих градостроительных документов.

Выполнение разработки межевых проектов организацией или ИП возможно только при наличии определенной разрешительной документации.

В обязательном порядке должны быть:

  • полный список, установленных законодательством, сертификатов;
  • свидетельство о допуске к проектированию и разработке соответствующих бумаг.

Как проходит процедура проектирования?

Фактически межевое проектирование проводится в три этапа:

  1. Выпускается распоряжение государственного органа , который представляет Глава администрации, на межевые работы в отношении конкретного участка и разработку проекта. Решение в обязательном порядке публикуется.

Запрос на проведение межевых работ поступает от:

  • самого территориального органа;
  • арендатора земли;
  • иных заинтересованных лиц.
  1. Разрабатывается проект. Исполнителями выступают кадастровые инженеры профильных компаний.
  2. Согласование проекта с распорядителем и утверждение.

В обязательном порядке проект межевания земли проверяется и утверждается администрацией, которая проводит сверку соответствия градостроительного документа:

  • техническим нормам;
  • планированию земельных площадей;
  • законодательному порядку использования земель и застроек.

Карта межевания земельных участков

Фактически проект межевания включает карту границ земельных участков и территории вокруг них.

На карте отражено:

  • красными линями выводятся межи, предусмотренные проектом;
  • линиями отступа отражаются площади, предназначенные дляразмещения различных сооружений;
  • межевыми линиями в пределах застраиваемых площадей отражают линейные объекты: железные дороги, автодороги, трубопроводы и другие или объекты особого предназначения: водоохранные территории, электростанции, газовые станции и т.п.;
  • условными номерами и определенными линиями обрамляют размеры земельных участков под капитальное строительство;
  • межи зон, в пределах которых находятся объекты, утвержденные государством культурными ценностями ;
  • обрамление территорий, на которые имеются общественные сервитуты: охотничьи и рыболовные участки, зоны дренажных работ и т. п.

Если разрабатывается проект межевания земли под размещение линейных объектов под транспортные направления любого государственного уровня, то его графическая часть содержит чертежи границ, существующих или находящихся на этапе образования земельных участков.

Чаще всего это земли, определяемые под государственные и муниципальные запросы.

В проекте межевания указываются площадь земельных участков или их частей:

  • подлежащих образованию или изменению;
  • образующихся для общего пользования.

Для каждого из вышеуказанных земельных участков, в определенных Земельным Кодексом случаях, указывается вид разрешенного предназначения исходя из проекта перепланировки.

Проект межевания и проект планировки земель

Наравне с проектом межевания земельных участков в состав полного пакета градостроительной документации входит и проект перепланировки земель, который содержит два основных раздела информации:

  1. Чертежи, отражающие линии инфраструктурных и капитальных объектов:
  • дороги различного характера;
  • общественные зоны;
  • улицы и т.д.
  1. Нормативные положения о законности расположения на проектируемых землях:
  • строений и их частоте застройки;
  • транспортных развязок;
  • общественных и технических зон.

В состав проекта перепланировки входит:

  1. Пояснительная записка проектировщика с точными данными предназначенности планируемого строительства.
  2. Нормативные положения по вопросам:
  • защиты земель в непредвиденных обстоятельствах;
  • противопожарной обеспеченности;
  • мероприятий по гражданской обороне.

Проектирование межей и перепланировки проводятся параллельно, так как в обязательном порядке согласовываются между собой. Для проекта межевания базовыми чертежами становятся схемы проекта перепланировки.

Проект планировки территории микрорайона:

Документы, необходимые для создания проекта

Для создания проекта межевания земельных участков исполнителю требованием является наличие определенного списка земельной документации:


В нем содержится техническая информация о конкретном земельном участке, собранная и установленная органами кадастрового учета субъектов РФ:

  • кадастровая стоимость;
  • величина площади;
  • категория участка;
  • схема границ с указанием масштаба, координат точек их отсчета и длины.
  1. Наглядный генеральный план расположения объектов технической и общественной значимости.
  2. Топографическая съемка земельных участков, предназначенная для определения фактического расположения строений и коммуникаций. Также обеспечивает данными относительно рельефа почвы.

Стоимость разработки проекта межевания

Определенной фиксированной стоимости разработки проекта межевания не существует, так как ее смета зависит от влияния множества факторов:

  • объема геодезических и инженерных работ;
  • величины площади земли для межевания;
  • уровня сложности проектирования;
  • количества, значимости и размеров сооруженных или возводимых объектов на проектируемой территории;
  • и много другого.

Стоимость проекта зависит от уровня заказчика и предназначения использования земли.

В основном инициатором проектирования и планировки становятся государственные органы, но при отсутствии бюджетных средств, заказчиком становится организация или физическое лицо.

Для чего требуется разработка проекта межевания?

Процедура межевания важна для владельцев земельных участков, так как позволяет:

  • установить точные межи владений;
  • поставить земельный участок на учет в кадастре и оформить предоставляющие право собственности документы на свои владения;
  • совершать свободные законные сделки со своим земельным участком;
  • обратиться за разрешением соседских споров в отношении границ в суд;
  • в случае необходимости установить сервитут.

Кроме того, Земельный Кодекс определяет ряд обязательных моментов, когда требуется межевое проектирование:

  1. При разбивке земельного участка для целей комплексного освоения на несколько значимых территорий.
  2. При разбивке земельного участка, выданного не бюджетной компании, созданной группой лиц в целях ведения дачного подсобья. В этом случае стоит обратить внимание на часть исключений, оговоренных земельным законодательством.
  3. При определении земельных участков на межах территорий , на которые имеется договор развития по всем нормам градостроительной деятельности.
  4. При определении земель среди границ территорий, застроенных многоквартирными жилыми домами .
  5. При установлении земель для создания линейных объектов любого государственного уровня.

При всех законных обстоятельствах, связанных с решением вопросов в отношении земельных владений возникает необходимость межевого проектирования.

Создание проекта межевания земель — объемная и кропотливая работа, требующая навыков и знаний, поэтому разработка проекта межевания недешевая услуга.