Ляшенко Татьяна, студентка 3 «а» д/о.

Руководитель: Катмашова Александровна

Проект «Развивающая игра по информатике для дошкольников с применением информационных технологий»

Предмет: Методика обучения дошкольников деятельности с компьютером.

Тип проекта: практико-ориентированный

Оборудование: персональный компьютер

Цель проекта: создать развивающую игру по информатике средствами программы Microsoft Power Point.

В рамках дошкольной подготовки по Образовательной программе «Школа 2100» разработан курс для дошкольников по обучению информатике авторами А. В. Горячевым и Н. В. Ключом «Все по полочкам. Пособие по информатике для детей 5-6 лет». Из объяснительной записки: «Современное представление о работе за компьютером как о творческой созидательной деятельности, требующей наряду с развитым логическим и системным мышлением способности мыслить изобретательно и продуктивно, ориентирует подготовительное дошкольное изучение информатики на развитие умения рассуждать строго и логически и одновременно на развитие фантазии и творческого воображения». В результате изучения информатики дети должны приобрести ряд умений. Одним из необходимых умений является выделение свойств предметов, нахождение предметов, обладающих заданным свойством. Изучив разработанные автором, занятий для дошкольников мы решили создать развивающую компьютерную игру по этой теме. Для решения этой проблемы был разработан план для разработки проекта:

Этапы разработки мультимедийного проекта:

    Постановка проблемы.

    Определение цели создания конкретной учебной презентации, учет возраста учащихся, на которых ориентирована данная презентация.

    Составление плана работы над созданием проекта.

    Планирование содержания и структуры презентации.

    Сбор информации по теме, предоставляемой сетью Интернет и другими источниками.

    Создание презентации в режиме слайдов с помощью программы Microsoft Power Point. Настройка презентации: анимации, переход слайдов.

    Итоги проекта.

    Проведение защиты проекта перед аудиторией.

Проект создавался с помощью программы Microsoft Power Point. При разработке проекта были использованы дополнительные возможности программы: применение гиперссылок, которые позволяют сделать переходы к нужному объекту на любом слайде. Перед созданием презентации был подобран материал из Интернета: иллюстрации для каждого слайда, анимационные картинки. Каждый слайд содержит объекты: картинки, анимации. Все картинки относятся к одному множеству, за исключением одного. При выборе правильного объекта на картинке должен следовать слайд с весёлым изображением и сопровождаться звуком, в противном случае с грустным. Множества, расположенные на слайдах выбраны в соответствии с программой старшей группы. Это классификация геометрических фигур по форме, цвету и размеру, классификация множеств: фрукты, овощи, времена года и т.д.

В результате проекта была разработана развивающая игра по информатике для дошкольников.

Игра «Угадай-ка»

Ход игры:

Дидактическая задача: закреплять умение детей классифицировать предметы, учить детей мыслить, делать правильные умозаключения, приучать их быстро думать и отвечать.

Игровые правила. Поиск предмета и картинки с изображением, не относящейся к данной группе.

Игровое действие. Угадывание лишнего предмета.

Ход игры. Дети рассматривают слайд с изображениями. На слайде выбирают лишний объект.

Слайд 26 Слайд 32

В результате работы над проектом мы выяснили, что на сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

    предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

    несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

    движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

    проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

    ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

    компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Используемая литература:

    Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-IIPЕСС, 1998г.

    Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., №5 - с. 92-95.

    А. в. Горячев, Н. Ключ. Всё по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников. Москва: Баласс. 2000г.

    Э. С. Ларина. Проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2009г.

    Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. М.: "Гелиос АРВ", 2000г.

Список литературы

А. В. Горячев, Н. В. Ключ. Всё по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников. Баласс. М. 2000 г.

Авраменко Е.А. Проектная деятельность на уроках информатики. // Вопросы Интернет Образования, 2006, №35

Королева И.Н. Ярочкина Г.А. Защита экзаменационного компьютерного проекта – одна из форм итоговой аттестации учащихся // Вопросы Интернет Образования, 2006, №38

Э. С. Ларина. Проектная деятельность учащихся. Издательство «Учитель», 2007 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

ПО ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ.

Разработчик программы: , учитель информатики и ИКТ МОУ «СОШ №7 г. Пушкино»

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством подготовки дошкольников 5-6 лет по информатике по учебному пособию «Всё по полочкам» в рамках Образовательной системы «Школа 2100» - «Детский сад 2100».

В начальной школе этот курс называется «Информатика в играх и задачах». Он прошёл апробацию, рекомендован специалистами Министерства образования РФ, включён в федеральный список учебников и является составной частью комплекта учебников Образовательной системы «Школа 2100».

Пособие «Всё по полочкам» предназначено для занятий с детьми 5-6 лет в подготовительной или старшей группе детского сада, в УВК, группах подготовки к школе, а также для индивидуальной работы с детьми. Предлагаемые сценарии занятий носят частично рекомендательный характер, с возможностью использовать этот материал творчески, отбирая содержание, которое доступно детям конкретной группы, изменяя и дополняя. Методическое пособие содержит 32 занятия продолжительностьюминут.

Настоящая рабочая программа написана с учётом возрастных особенностей и начальной подготовки детей 5-6 лет и рассчитана на 64 занятия (32 занятия в группах 5 лет и 32 занятия в группах 6 лет) продолжительностьюминут, без использования компьютера на занятиях.

Школьный курс информатики ставит одной из своих задач формирование навыков работы на компьютере и освоение популярных компьютерных технологий (эти умения приобретаются в средней и старшей школе). Главное для эффективного применения компьютера – это развитое логическое, алгоритмическое и системное мышление, для развития которых компьютер использовать необязательно, достаточно подобранной серии игр и задач. Это ориентирует подготовительное дошкольное изучение информатики на развитие мышления, фантазии и творческого воображения детей, а для учителя информатики это пропедевтика базового курса информатики.

Цели программы :

· развитие логического мышления, развитие речи;

· развитие фантазии и творческого воображения;

· приобретение и развитие ряда умений и навыков.

Задачи программы :

1.Воспитательная: формирование мотивации учения, выработка умения устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, воспитание интереса к процессу обучения.

2.Учебная : формирование умения строить информационные логические модели (объектами таких операций будут простейшие предметы, процессы, явления и действия); освоение базиса аппарата формальной логики (знакомство с простейшими истинными и ложными высказываниями, с отрицанием – без ввода терминологии).

3.Развивающая: подготовка к творческой деятельности (развитие фантазии и воображения), развитие памяти, внимательности.

В соответствии с поставленными задачами можно выделить основные темы курса информатики для дошкольников :

1. Свойства, признаки и составные части предметов.

2. Действия предметов.

3. Элементы логики.

4. Развитие творческого воображения.

На занятиях дети выполняют задания, относящиеся к нескольким темам, поэтому точное количество занятий, отводимых на изучение отдельной темы, не указывается.

Требования к знаниям и умениям:

В виду подготовительного характера программы по информатике для дошкольников не ставится цель приобретения новых знаний, поэтому специальная терминология не вводится, но формируются некоторые понятия, приобретается и развивается ряд умений.

В результате занятий по информатике дети 5-6 лет будут уметь :

Выделять свойства предметов; находить предметы, обладающие заданными свойствами;

Разбивать множества на подмножества (группы на подгруппы);

Обобщать по некоторому признаку, находить закономерности по признаку;

Сопоставлять части и целое для предметов;

Называть главную функцию (назначение) предметов;

Расставлять события в правильной последовательности;

Выполнять перечисляемую или изображённую последовательность действий;

Описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

Находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;

Приводить примеры истинных и ложных высказываний («правда», «неправда»), отрицаний («наоборот»);

Пользоваться разрешающими и запрещающими знаками;

Видеть позитивные и негативные стороны предметов, явлений;

Находить схожее у разных предметов.

1. , Всё по полочкам. Пособие для дошкольников 5-6 лет. Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2007. –64с., ил. ISBN -8.

3.Сычёва элементарных математических представлений у дошкольников. Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2007. – 104 с. (Интеллектуальное развитие.) ISBN 4-80-9.

4.Сычёва элементарных математических представлений у дошкольников. Рабочая тетрадь. – М.: Книголюб, 2007. – 64 с. (Интеллектуальное развитие.) ISBN 4-78-6.

5.Бурдина с заданиями для развития детей . Игровая информатика. (Часть 1,2).

Календарно-тематическое планирование занятий по информатике

для дошкольников (группа 5 лет)

№ занятия

Тема занятия.

Выделение признаков предмета. Цвет предметов.

Выделение признаков предмета. Большой, маленький.

Выделение признаков предмета. Круг.

Выделение признаков предмета. Длинный, короткий.

Выделение признаков предмета. Треугольник.

Развитие пространственный представлений: вверх, низ.

Развитие пространственный представлений: слева, справа, посередине.

Закономерность в расположении предметов.

Выделение признаков предмета. Широкий, узкий.

Выделение признаков предмета. Квадрат.

Выделение признаков предмета. Высокий, низкий.

Больше, меньше. Равно, не равно.

Соотнесение элементов двух групп между собой. Столько же, поровну.

Выделение признаков предмета. Овал.

Выделение признаков предмета. Прямоугольник.

Выделение признаков предмета. Название предметов.

Сравнение признаков предметов.

Состав предметов. Формирование понятий «часть-целое».

< ,> , =).

Сравнение предметов по количеству.

Кодирование действий условными знаками (< ,> , =).

Последовательность событий. Утро, день, вечер, ночь.

Последовательность событий. Раньше, позже, сначала, потом.

Последовательность событий. Впереди, сзади, между.

Действия предметов.

Разбиение действий на этапы.

Формирование понятия «алгоритм».

Повторение. Задачи на смекалку.

Повторение. Развитие творческого воображения.

Календарно-тематическое планирование занятий по информатике

для дошкольников (группа 6 лет)

№ занятия

Тема занятия.

Выделение признаков предмета.

Выделение признаков предмета.

Формирование понятия «функция».

Формирование понятия «функция».

Сравнение признаков предметов.

Сравнение признаков предметов.

Сравнение признаков предметов.

Формирование понятий «часть-целое».

Разбиение группы на подгруппы.

Разбиение группы на подгруппы.

Выделение подгруппы в группе.

Соотнесение элементов двух групп между собой.

Соотнесение элементов двух групп между собой.

Упорядочение предметов.

Закономерность в расположении предметов.

Закономерность в расположении предметов.

Последовательность событий.

Последовательность событий.

Разбиение действий на этапы.

Формирование понятия «алгоритм».

Формирование понятия «алгоритм».

Формирование понятия «алгоритм».

Кодирование действий условными знаками.

Формирование понятия «логическая операция «И».

Формирование понятия «истинное и ложное высказывание».

Формирование понятия «отрицание».

Формирование умения пользоваться разрешающими и запрещающими знаками.

Задачи на смекалку.

Развитие творческого воображения.

Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.. Интерактивные средства обучения, такие как интерактивная доска, станет отличной помощницей в развития детей: внимания; памяти; мышления; речи; личности; навыков учебной деятельности. Использование интерактивной доски на занятиях позволяет перейти от объяснительно- иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.

Программа кружковой работы по подготовке детей к школе «Информатика для дошкольников» разработана в соответствии с действующим приказом от 17.10.2013 № 1155 Минобразования РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Данная программа кружковой работы реализуется с детьми 6-7 лет. Данная программа является хорошим стартом для ознакомления дошкольников с интерактивной доской.

Цель: оптимизация образовательного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, создание у ребенка более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению, заинтересованности детей к занятиям в современных условиях развитие логического мышления, внимания, памяти и познавательной активности

Задачи:

  • развитие творческого мышления детей, способности к свободному фантазированию и творчеству;
  • развитие коммуникативной компетентности дошкольника в процессе коллективной творческой работы;
  • развитие умения ясно и логично излагать свои мысли и идеи окружающим, обосновывать свои мысли и высказывания;
  • развитие навыка работы в интерактивных средах, умения творчески моделировать объекты, изменять их свойства для решения задач;
  • развитие и коррекция психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия;
  • развитие познавательной активности, самоконтроля;
  • активизация словаря;
  • развитие мелкой моторики руки;
  • создание положительного эмоционального фона;
  • помочь освоить детьми модели коммуникации с вымышленными героями мультимедийных разработок, как основные для освоения межличностной коммуникации;
  • воспитание стремления достичь положительного результата в работе.

Организация работы и её содержание. Работа с интерактивной доской происходит при первостепенной роли воспитателя по принципу тройственного взаимодействия: воспитатель - интерактивная доска - ребенок. Срок реализации программы кружка «Информатика для дошкольников» - 1 год (для детей 6-7 лет). Занятия кружка начинаются с 1 сентября и заканчивается 25 мая. Программа рассчитана на 36 занятий (1 в неделю). Длительность образовательной деятельности 20 минут.

Занятия носят итоговый характер по разделам общеобразовательной программы учреждения «Речевое развитие», «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора», «Математическое развитие», «Изобразительная деятельность».

Методы и приемы : игровые, экспериментирование, моделирование, воссоздание, преобразование.

Ожидаемые результаты: В результате проведения занятий дети будут уметь:

  • выделять свойства предметов, находить предметы, обобщающие заданным свойством или несколькими свойствами, разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
  • обобщать по некоторому признаку, находить закономерность по признаку;
  • сопоставлять части и целое для предметов и действий;
  • называть главную функцию (назначение) предметов;
  • расставлять события в правильной последовательности;
  • выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
  • применять какое-либо действие по отношению к разным предметам;

; . находить ошибки в неправильной последовательности простых действий.

  • приводить примеры истинных и ложных высказываний;
  • приводить примеры отрицаний (на уровне слов и фраз «наоборот»);
  • формулировать отрицание по аналогии;
  • пользоваться разрешающими и запрещающими знаками;
  • видеть пользу и вред свойства в разных ситуациях;
  • проводить аналогию между разными предметами;
  • находить похожее у разных предметов;
  • научить представлять себя разными предметами и изображать поведение этих предметов. . переносить свойства одного предмета на другие.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Современное общество - это общество, которое живет в мире постоянного умножения потока информации. Правильно ориентироваться в огромном потоке информации и решать практические задачи человеку помогает компьютер.

Актуальность программы состоит в том, чтобы дети были успешны необходимо заранее их готовить к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями в школе. Взаимодействие дошкольного и школьного образования по программе информатики, согласуется с программой по информатике для начальной школы.

Данная программа соответствует требованиям установленным законодательством:

Закон «Об образовании в Российской Федерации» (273-Ф3,гл.1,ст.2,п.14)

Концепция развития дополнительного образования детей распоряжение от 4 сентября 2014 года №726 р.

Письмо МО и Науки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Направленность: общеинтеллектуальная.

Вид программы - модифицированная. Она основана на программе А.В. Горячева. “Все по полочкам”, рекомендованной Министерством образования РФ, и является начальным звеном непрерывного курса информатики 0-11.

Новизна программы А.В. Горячева «Все по полочкам» заключается в углубленном развитии общих и специальных интеллектуальных способностей путем вооружения детей инструментом интеллектуального действия и обучения методам самостоятельного добывания знаний и создания специальной образовательно-интеллектуальной среды.

Цель: развитие логического мышления и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста путем применения компьютера.

Задачи программы:

Обучающие:

    создать базу знаний, связанную с информатикой

    развивать образное и логическое мышление

    формировать понятия и способы информационной деятельности

Развивающие:

    развивать творческие способности и наклонности детей

    создать мотивацию к использованию собственных умений, интереса к решению учебных и жизненных задач, создать высокие стартовые возможности для обучения в начальной школе

Воспитывающие:

    воспитывать умение работать в группе

    самостоятельно оценивать и анализировать свою деятельность и деятельность других детей

    воспитывать положительное отношение к сверстникам и взрослым

Специфические задачи обучения дошкольников информатике можно условно разделить на три группы:

Задачи, связанные с подготовкой к предстоящему обучению - построению информационно-логических моделей, деятельности, требующей применения умственных операций:

    абстрагирования;

    иерархической декомпозиции (т.е. разделения целого на составные части и представление целого в виде иерархии составных частей);

    создание иерархии понятий (т.е. разделение набора понятий на более и менее общие и представление системы понятий в виде иерархии). Объектом применения таких операций будут не только предметы, процессы, явления, но и действия, которые объекты могут выполнять (или над ними можно выполнять):

    научить выделять свойства предметов, находить предметы, обладающие заданным свойством или несколькими свойствами, разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;

    научить обобщать по признаку, находить закономерность по признаку;

    познакомить с вложенными подмножествами (не вводя термин);

    научить сопоставлять части и целое (для предметов и действий);

    познакомить с главной функцией (назначением) предметов;

    научить расставлять события в правильной последовательности;

    научить описывать свои действия;

    научить выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;

    познакомить с функцией как действием, применяемым по отношению к разным предметам;

    научить описывать порядок действий для достижения заданной цели;

    научить находить ошибки в неправильной последовательности действий;

Планируемые результаты

В программе «Компьютерная грамотейка» по информатике для дошкольников не ставится цель приобретения новых знаний и формирования каких-либо устойчивых навыков. Можно говорить о приобретении и развитии ряда умений.

В результате проведения занятий по данной программе дети будут уметь:

    выделять свойства предметов, находить предметы, обладающие заданным свойством или несколькими свойствами, разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;

    обобщать по некоторому признаку, находить закономерность по признаку;

    сопоставлять части и целое предметов и действий;

    называть главную функцию (назначение) предметов;

    расставлять события в правильной последовательности;

    выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;

    применять какое- либо действие по отношению к разным предметам;

    описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

    находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;

    приводить примеры истинных и ложных высказываний;

    приводить примеры отрицаний (на уровне слов и фраз «наоборот»);

    формулировать отрицание по аналогии;

    пользоваться разрешающими и запрещающими знаками;

    видеть пользу и вред свойства в разных ситуациях;

    проводить аналогию между разными предметами;

    находить похожее у разных предметов;

    представлять себя разными предметами и изображать поведение этих предметов;

    переносить свойства одного предмета на другие;

Диагностика детей проводится 2 раза в год (в середине и в конце года) в рамках диагностики по ФЭМП и развития психических процессов.

Уровень развития детей, занимающихся по данной программе, предполагается быть выше в следующих разделах: математика, и по уровню психического развития в разделах: внимание, мышление, память.

Активность детей отслеживается по показателям достижений детей по 3-м уровням.

Показатели достижений детей в освоении программы «Компьютерная грамотейка»

п/п

Фамилия,

имя ребёнка

выделять свойства предметов, находить предметы, обладающие заданным свойством или несколькими свойствами, разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством

обобщать по некоторому признаку, находить закономерность по признаку

сопоставлять части и целое предметов и действий

называть главную функцию (назначение) предметов

расставлять события в правильной последовательности

выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий

применять какое- либо действие по отношению к разным предметам

описывать простой порядок действий для достижения заданной цели

находить ошибки в неправильной последовательности простых действий

приводить примеры истинных и ложных высказываний

приводить примеры отрицаний (на уровне слов и фраз «наоборот»)

формулировать отрицание по аналогии

пользоваться разрешающими и запрещающими знаками

видеть пользу и вред свойства в разных ситуациях

проводить аналогию между разными предметами

находить похожее у разных предметов

представлять себя разными предметами и изображать поведение этих предметов

переносить свойства одного предмета на другие

Успешно справился;

Выполнил все задания, но с помощью педагога;

Не справился с заданием.

Учебно-тематический план

Свойства, признаки и составные части предметов.

Свойства предмета. Предметы, обладающие указанным свойством. Множества предметов, обладающих указанным свойством. Подмножества предметов, обладающих совокупностью указанных свойств. Целое и часть. Признаки предметов и значения признаков. Обобщение по признаку. Закономерности в значении признаков у серии предметов.

Действия предметов.

Последовательность действий, заданная устно. Последовательность действий, заданная графически. Последовательность действий и состояний в природе. Порядок действий, ведущих к заданной цели. Целое действие и его части. Одно действие, применяемое к разным предметам.

Элементы логики.

Истинные и ложные высказывания. Отрицания (слова и фразы «наоборот»).

Разрешающие и запрещающие знаки.

Логическая операция «И»

Развитие логического воображения

Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств с одних предметов на другие. Поиск совпадающих свойств у разнородных предметов. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов.

Календарно-тематическое планирование

Название занятия

Программное содержимое (практическая часть 15 мин., теоретическая часть 15 мин.)

Ожидаемые результаты

план

факт.

    Знакомство с компьютером. Курсор.

Знакомство с компьютером. Правила поведения. Техника безопасности.

Перемещение квадрата в программе MSWord .

Запомнить правила поведения за компьютером. Умение управлять курсором с помощью клавиатуры

    Выделение признаков предмета. Манипулятор “мышь”.

Знакомство с рабочим столом компьютера. Презентация «Выделения признаков предмета» и работа с ней.

Умение работать с манипулятором “мышь”, знание назначения основных кнопок.

3.Сравнение предметов по свойству. Меню.

Презентация «Сравнение предметов по свойству» работа с ней. Перетаскивание объектов в Paint .

Умение находить нужный объект.

Умение использовать манипулятор мышь.

    Формирование понятия «отрицание». Клавиатура.

Знакомство с курсорными клавишами, их назначением. Презентация «Формирование понятия «отрицание» работа с ней.

    Формирование понятий «истинное и ложное высказывание».

Работа с презентацией « Формирование понятий «истинное и ложное высказывание»».

Рисование домика Paint .

Умение выделять свойства предметов.

Умение находить закономерность по признаку .

Рисование простых объектов Paint .

    Отрицание по аналогии. Поиск закономерностей.

Презентация « Отрицание по аналогии. Поиск закономерностей». Работа в программе «Мир информатики-1 год»- раскрашивание рисунков.

Умение выполнению изображенной в рисунках последовательности.

Умение формулировать отрицание по аналогии.

    Подмножества с общим свойством.

Презентация «Подмножество с общим свойством». Работа в программе «Мир информатики-1 год» - пиктограммы.

Умение разбивать множества на подмножества.

    Описание последовательности действий.

Презентация «Последовательность действий». Рисуем зайку в лесу (применение фонов).

Умение правильно выделять последовательность. Умение самостоятельно описывать свои действий.

    Функции предметов.

Презентация «Знакомство с функцией предмета». Рисуем кораблик на море (применение фонов).

Знание функции предмета.

    Элементы кодирования

Презентация «Элементы кодирования». Рисунок на свободную тему в программе Paint .

Умение находить спрятанный предмет по подсказке преподавателя.

Умение разбиению множества на подмножества.

    Обобщение по признаку.

Презентация «Обобщение по признаку». Мир информатики 2-ой год обучения- множества.

Умение восстанавливать нарушенную закономерность.

Умение сравнивать предметы по свойству.

    Выделение главных свойств предмета.

Презентация «Выделения главных свойств предмета». Рисование простых объектов (геометрических фигур).

Умение различать части и целое.

Умение делить на группу предметных картинок.

Умение соотносить множества

    Разбиение множества на подмножества с общим свойством.

Презентация « Разбиение множества на подмножества с общим свойством». Мир информатики 1 год - собери рисунок.

    Вложенность множеств предметов с общим свойством.

Презентация « Вложенность множеств предметов с общим свойством». Рисование простых объектов Paint.

Умение находить закономерности в расположении фигур.

Умение подбирать родовое понятие к видовым, видовые к

родовому.

    Соотнесение элементов двух множеств между собой.

Презентация « Соотнесение элементов двух множеств между собой». Рисование и перенос объектов в программе Paint .

Умение сравнивать объекты по названному признаку.

Умение устанавливать последовательность событий.

Презентация « Копирование и перенос части рисунка в программе Р aint .

Умение находить предметы по двум заданным условиям.

    Действия при наличии разрешающих и запрещающих знаков.

Презентация « Действия при наличии разрешающих и запрещающих знаков».

Копирование и перенос части рисунка.

Умение находить ошибки в неправильной последовательности действий.

Умение различать истинные или ложные высказывания.

    Разбиение действий на этапы.

Презентация « Разбиение действий на этапы». Закрепление умения выделять и копировать объекты. Рисуем картинку «Цветочная поляна» в программе Paint.

Умение называть объединение множества.

Умение выделять главные свойства.

Умение описывать порядок действий для достижения заданной цели.

    Формирование понятия «алгоритм»

Презентация « Формирование понятия «алгоритм»». Закреплять и выделять объекты в программе Paint .

Умение анализировать простейшие алгоритмы.

Умение сравнивать геометрические фигуры.

    Простейшие алгоритмы расстановки.

Презентация « Простейшие алгоритмы расстановки». Копировать, изменять размер у объектов в программе Paint .

Умение сравнивать порядок расположения предметов и находить изменения.

    Закономерность в расположении фигур и предметов.

Презентация « Закономерность в расположении фигур и предметов». Мир информатики- 1 год – раскрашивание рисунков.

Умение выполнять действия, закодированных рисунком.

Умение сравнивать предметы по свойствам.

    Логическая операция «и»

Презентация « Логическая операция «и»». Рисование сказочных героев в программе Paint .

Умение выделять свойства предмета. Умение находить по заданной функции предмет.

    Упорядочение серии предметов по разным признакам.

Презентация « Упорядочение серии предметов по разным признакам». Мир информатики-1год - собери картинку.

Умение называть объединение множества.

Умение выделять главные свойства.

    Расстановка и перестановка.

Презентация « Расстановка и перестановка». Мир информатики 1 год – конструирование.

Умение выполнять действия, используя разрешающие и запрещающие знаки.

    Задачи на смекалку.

Рисуем насекомых из загадок в программе Paint . Отгадываем загадки и решаем задачи.

Умение решать задачи и отгадывать закономерности.

Умение находить предмет по указанной группе свойств.

    Части и целое.

Выделение и копирование объектов, картинка «Много золотых монеток».

Умение разделять действие - целое на действия и на части.

    Части и целое.

Презентация « Части и целое».

Рисуем картинку «Снегопад».

Умение расставлять действия

действия - части по порядку так, чтобы добиться лучшего результата.

    Повторение темы

Рисование на свободную тему.

Повторение пройденного материала.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа информатики ориентирована на развитие у детей умения рассуждать строго логически и одновременно на развитие фантазии и творческого воображения. В процессе освоения программы необходимо заботиться о подготовке детей к предстоящему обучению построению информационно-логических моделей деятельности. Ребенку доступно освоение умственных операций, которые будут необходимы ему в последующем школьном обучении: абстрагирование, иерархическая декомпозиция, создание иерархии понятий.

Развитие логического мышления

1. Свойства, признаки и составные части предметов.

Свойства предмета. Предметы, обладающие указанным свойством.

Множества предметов, обладающих указанным свойством. Подмноже-

ства предметов, обладающих совокупностью указанных свойств. Це-

лое и часть. Признаки предметов и значения признаков. Обобщение по

признаку. Закономерности в значении признаков у серии предметов.

2. Действия предметов.

Последовательность действий, заданная устно. Последовательность

действий, заданная графически. Последовательность действий и состо-

яний в природе. Порядок действий, ведущих к заданной цели. Целое

действие и его части. Одно действие, применяемое к разным предметам.

3. Элементы логики.

Истинные и ложные высказывания.

Отрицания (слова и фразы «наоборот»). Разрешающие и запрещающие знаки. Логическая операция «И».

Развитие творческого воображения

Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств с од-

них предметов на другие. Поиск совпадающих свойств у разнородных

предметов. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон од-

них и тех же свойств предметов.

Методическое обеспечение

Основные формы обучения: практические занятия.

Методы и приемы

практические (игровые);

экспериментирование;

моделирование;

воссоздание;

преобразование;

конструирование.

Материально- техническое обеспечение

    Технические средства - компьютеры, проектор, интерактивная доска.

    Единая система образовательных ресурсов ().

    Мир информатики 1 класс.

    Клавиатурный тренажер.

    Стандартные программы Windows: Р aint, WordPad, Open office.

    Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников. /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – М.: Баласс, 2014. – 64 с. ISBN: 5-85939-183-8, 978-5-85939-183-7.

    Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам. Учебник тетрадь для дошкольников 5-6 лет. А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – М.: Баласс, 2014.-64 с. ISBN: 9785859391837.

    Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам. Пособие для дошкольников 5-6 лет. /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – М.: Баласс, 2014. – 64 с. ISBN: 9785859391837, 9785905824241.

Литература для обучающихся

Энциклопедия профессора Фортрана. Авторы: , Издательство: , 2012 .ISBN: 200002258977.

Пояснительная записка

Наряду с традиционными учебными пособиями в настоящее время появилось большое количество образовательных электронных ресурсов. Компьютерное обучение - новый способ обучения, одним из его разновидностей можно считать использование обучающих игровых программ.

Целью введения компьютера в жизнь дошкольника является «...прежде всего, формирование у него психологической готовности к жизни в обществе, широко использующем информационные технологии».

С расширением рынка игрового программного обеспечения компьютерные игры все больше места занимают в жизни ребенка. В настоящее время рынок переполнен играми, насаждающими агрессию и насилие. Психологическая зависимость от компьютерных игр отрицательно влияет на психическое и соматическое состояние ребенка. Чтобы оградить ребенка от негативного влияния компьютерных игр необходимо тщательно следить за выбором игровых программ.

В данную программу включены такие компьютерные игры, которые будут способствовать развитию познавательной активности ребенка и побуждать его к активному пополнению знаний об окружающем мире. Благодаря этому у детей развиваются психические процессы, необходимые для обучения в школе: мышление, память, восприятие, познавательная активность. В этих играх, как и во всякой творческой деятельности, ребенку потребуется активизировать свое мышление, сообразительность, находчивость, умение рассуждать.

Ребенок не всегда способен концентрировать свое внимание в течение всего занятия на его содержание. Внимание обладает рядом свойств: концентрация, устойчивость, переключаемость. Обучающие игровые программы позволяют ребенку развивать в игровой форме указанные свойства внимания, что позволит ему быть более усидчивым, сосредоточенным в процессе учебной деятельности. Кроме того, у ребенка задействованы все виды памяти: образная, эмоциональная, зрительная, слуховая, логическая. Одна из основных заповедей улучшения памяти, -повторение. Дети, как правило, с большим интересом играют в одну и ту же игру много раз, тем самым укрепляют свою память. От занятия к занятию перед ребенком ставятся различные дидактические задачи, которые требуют от него определенный объем знаний и умений. В процессе игры начинает формироваться интерес к учебной деятельности, а игровая мотивация ребенка постепенно смещается на учебную.

Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.

Ребенок овладевает новым способом, более простым и быстрым, получения и обработки информации, меняет отношение к новому классу техники и вообще к новому миру предметов.

Использование компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста являются еще пока нетрадиционной методикой, но с ее помощью можно более эффективно решать образовательные задачи, которые будут способствовать подготовке ребенка к обучению в школе.

Цель программы: развитие интеллектуальных способностей и познавательных процессов у дошкольников.

Задачи:

Развитие и формирование зрительно-пространственной ориентации;

Формирование и развитие произвольных психических функций (произвольное внимание, мышление, память и поведение);

Развитие абстрактного, наглядно-образного мышления;

Формирование и развитие логического мышления (классификация, сравнение, обобщение);

Закрепление навыков счёта и чтения;

Приобретение практических навыков при работе с ПК.

Организация учебного процесса

Программа ориентирована на работу с учащимися 5–6 лет и рассчитана на один год обучения.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному учебному часу. Общее количество часов в год на одну группу - 36.

Форма проведения занятий: индивидуальные, групповые.

Используемые методы:

- практические занятия;

- беседы;

- работа с дидактическим материалом (различные карточки с цифрами, картинками и буквами, различные предметы для классификации и т.д.);

- активные групповые методы обучения: игры, дискуссии, занятие- соревнование.

Характеристика ожидаемых результатов

В результате освоения программы «Компьютер для дошкольников» учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения.

Учащиеся должны знать:

Назначение основных устройств, входящих в состав компьютера: системный блок, монитор, клавиатура, манипулятор «мышь»;

Правила безопасной работы с компьютером.

Пользоваться манипулятором «мышь»;

Различать на экране монитора указатель курсора и указатель мыши;

Выбирать объект на экране с помощью мыши (устанавливать указатель мыши и щелкать левой кнопкой мыши);

Рисовать рамку на экране с нажатой левой кнопкой мыши;

Перемещать объект с нажатой левой кнопкой мыши;

- пользоваться клавиатурой: вводить буквы и цифры, пользоваться клавишей «Е nter »;

Выбирать щелчком мыши нужную строку в поле запроса типа «список» (главное меню, меню уровней);

Нажимать щелчком мыши кнопки действий на экране;

Вводить строку символов в окно ввода, удалять символы с помощью клавиши « BackSpace ».

В конце учебного года проводится диагностика уровня усвоения образовательной программы. Для анализа овладения используются имеющиеся развивающие и обучающие компьютерные игры.

Как показывает практика уровень усвоения постоянно повышается. Управление компьютером (клавиатурой, мышью) усваивается детьми автоматически. Во время игры не акцентируется внимание ребенка на то, что его диагностируют, а перед ним ставятся определенные дидактические задачи, которые ребенок должен решить самостоятельно, и он «просто играет». Важно, чтобы во время компьютерных игр ребенок был раскрепощен, свободно владел компьютером, несмотря на то, что это новый вид игры.

Критериями оценки усвоения разделов образовательной программы служит самостоятельность ребенка, показанная в играх:

- ребенок практически не справляется с выполнением поставленной перед ним задачей даже с помощью взрослого - это говорит о низком уровне развития;

- на среднем уровне - справляется с помощью взрослого;

- на высоком - выполняет задание самостоятельно.

Результаты диагностики и анализ усвоения детьми образовательной программы используется для того, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности в усвоении программы, обратить внимание специалистов на проблему и совместно решить её.

Принципы и средства обучения

Работа с детьми всегда требует от педагога массу усилий, тем более с детьми дошкольного возраста. Исходя из специфики этой возрастной категории, используются следующие принципы обучения при подаче изучаемого материала:

Доступнность

Тема занятия преподносится в простой, доступной для детей этого возраста форме, а также с использованием различного дидактического материала.

Доступность является также одним из основных критериев при отборе компьютерных программ для занятий. Они должны быть легкими в управлении и материал в них должен преподноситься в простой, удобной для восприятия форме.

Наглядность

Так как у детей дошкольного возраста в обучении все еще ведущую роль оказывает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, то важным моментом на занятии является наглядность материала. Это:

- специальная оснащенность кабинета: яркие коврики для мыши;

Магнитофон и CD-ROM для использования музыки на занятиях;

- принтер для распечатки картинок, букв, цифр и т.д.

- различный дидактический материал для занятия (картинки, фигурки из бумаги);

Использование картинок в домашних заданиях и поощрениях;

- включение элемента рисования в домашнее задание (рисование в тетрадях);

- подборка компьютерных программ для занятий (с использованием красочных, ярких картинок, анимации, звуковых эффектов).

Индивидуальный подход

Работа с дошкольниками требует гораздо большего внимания, чем с учащимися, и не только из-за возраста. Малыши еще не умеют «работать», не умеют «учиться» целенаправленно, именно по теме занятия. Кроме того, в этом возрасте очень сильно заметна разница в развитии между детьми. Поэтому, целесообразно больше говорить об индивидуальном обучении.

Даже если работа ведется в группах, лучше их делать небольшими – до 3 человек, чтобы у педагога была возможность в течение занятия каждому уделять внимание, каждому отдельно давать задание, следить за его выполнением.

Индивидуальная работа - это один из самых эффективных способов обучения дошкольников.

Домашнее задание

Домашнее задание - один из главных моментов: на него возложено создание мотивационной деятельности, творчества, т.е. умения работать самостоятельно, воссоздавать забытое, поддерживать себя в активной форме. В его выполнении участвуют как сам ребенок, так и его родители. Домашние задания должны помочь осмыслить то, что происходило на занятиях, выявить суть занятий, ощутить важность самих занятий.

Учебно-тематический план

п/п

Тема, раздел

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Компьютерная азбука

8

Учимся работать на компьютере

10

Развиваемся с компьютером

- игры на развитие внимания,
мышления, памяти;

- развитие речи;

- знакомство с окружающим миром;

- формирование математических
представлений;

- развитие творческого воображения.

16

Культурно – досуговая деятельность

2

Итого :

36

Содержание программы

1. Компьютерная азбука.

Знакомство с детьми.

Знакомство с компьютером. Для чего нужен компьютер. Значение компьютера в жизни человека. Правила работы за компьютером.

Правила включения и выключения компьютера.

Устройство компьютера. Монитор. Клавиатура. Мышь. Системный блок.

Дополнительные устройства, которые можно подключить к компьютеру: колонки, наушники, принтер, сканер, джойстик, фотоаппарат, видеокамера.

Практическая работа

Игра на знакомство «Имечко».

Беседа по картинкам «Как работать за компьютером».

Дидактическая игра «Собери компьютер».

Отработка навыков движения компьютерной мыши по экрану, одинарного щелчка левой кнопки мыши, перемещение объектов по экрану с зажатой левой кнопкой мыши.

Отработка навыка включения и выключения компьютера.

Электронная поддержка

«Компьютер для малышей (часть 1). Учимся пользоваться мышкой».

«Компьютер для малышей (часть 2). Учимся пользоваться мышкой и клавиатурой».

Flash -игра «Загадки о животных».

2. Учимся работать на компьютере.

Рабочий стол. Внешний вид рабочего стола. Основные элементы рабочего стола: Мой компьютер, Корзина, кнопка Пуск, Часы, Календарь.

Работа с клавиатурой. Основные группы клавиш клавиатуры. Язык раскладки клавиатуры. Печать заглавных букв. Цифровая клавиатура.

Компьютерная мышь. Левая/правая кнопка мыши. Колесо прокрутки. Основные манипуляции с мышью: щелчок и двойной щелчок.

Программа. Запуск программы. Выключение программы.

Файл и папка. Перемещение, удаление, переименование папок и файлов.

Приемы изменения фонового рисунка рабочего стола.

Практическая работа

Перемещение объектов рабочего стола. Удаление файлов и папок в корзину.

Отработка навыков двойного щелчка левой кнопки мыши.

Самостоятельное включение детских игр и корректное их выключение.

Выход из игры с использованием клавиши Esc .

Смена языка раскладки клавиатуры на языковой панели и с помощью клавиш Ctrl + Shift или Alt + Shift .

Печать заглавных букв с зажатой клавишей Shift .

Включение дополнительной цифровой клавиатуры клавишей NumLock .

Изменение фонового рисунка рабочего стола.

Электронная поддержка

«Компьютер для дошкольников».

«Компьютер для малышей (часть 3). Учимся играть на компьютере».

«Компьютер для малышей (часть 4). Учимся играть на компьютере».

3. Развиваемся с компьютером

Игры и задания для развития у ребенка:

Внимания;

Зрительной и слуховой памяти;

Навыков простого счета и чтения;

Распознавания цветов и геометрических фигур;

Логического, образного и ассоциативного мышлений;

Творческого подхода к изучению нового;

Навыков усидчивости и самостоятельной работы.

Электронная поддержка

«Компьютер для дошкольников».

«Компьютер для малышей (часть 5). Раскрашиваем на компьютере».

Сборник развивающих игр для детей «Веселые моторы» (часть 1,2).

«Несерьёзные уроки. Учимся мыслить логически».

«Художественное творчество. Мурзилка. Рисуем сказку».

«Школа маленьких зверят. Занимательные игры и упражнения для подготовки к школе».

Методическое обеспечение программы

Весь курс рассчитан на 36 занятий; один раз в неделю по 30 мин. Используется выполнение домашнего задания. В течение курса предполагается проведение двух контрольных занятий.

Занятия проходят по следующей схеме:

Просмотр домашнего задания (3 мин.). Для домашних заданий используются специально разработанные для этого курса брошюрки.

Технические вопросы (5 мин.). При рассмотрении технических вопросов целесообразно как можно чаще обращаться к вопросам по технике безопасности (адаптированной для детей этого возраста), повторять части компьютера, для чего они нужны, как работает мышка, для чего нужны диски, принтер и т.д.

Игры для разминки - по теме занятия (5 мин.). Для разминки используются упражнения - игры, для участия в которых требуется переключение внимания на другой вид деятельности (движение, рисование и т. д.).

Работа с компьютерными программами по теме занятия (15 мин.).

Раздача «мышек» (поощрение) – 2 мин.

Учебно-тематический план программы содержит три основных раздела «Компьютерная азбука», «Учимся работать на компьютере», «Развиваемся с компьютером».

При изучении раздела «Компьютерная азбука» используются видеоматериалы о назначении и способах использования компьютера, а также обучающие видеоролики, повествующие о правилах работы за компьютером, устройстве компьютера, правильном включении и выключении компьютера, дополнительных устройствах, которые можно подключить к компьютеру.

После просмотра с детьми обсуждаются вопросы, которые возникли при просмотре материала.

Уделяется особое внимание компьютерным терминам, чтобы ребенок лучше запомнил новые понятия.

При изучении раздела «Учимся работать на компьютере» ребята получают основные навыки работы на компьютере в понятном для ребёнка виде.

Каждое занятие излагается от простого к сложному, для того, чтобы ребёнок с любым уровнем подготовки смог извлечь из него что-то полезное.

Чтобы ребёнок мог усвоить материал в том темпе, в котором ему это будет удобно, используются учебные ролики с проигрывателем, который позволяет приостановить изучение или начать его с любого нужного момента.

При изучении раздела «Развиваемся с компьютером» используются всевозможные игры и задания для развития у ребенка внимания, памяти, логического, образного и ассоциативного мышлений, навыков простого счета и чтения, распознавания цветов и геометрических фигур, творческого подхода к изучению нового, навыков усидчивости и самостоятельной работы.


Условия реализации программы

Пока психологи и педагоги спорят, с какого возраста ребенка можно подпускать к компьютеру, производители давно решили этот вопрос, выпустив огромное количество программ для детей, начиная с трех лет. Действительно, если малыш с удовольствием смотрит мультики, то ему будут интересны и развивающие игры с рисованными и кукольными персонажами. Но нельзя спешить сажать ребенка за экран, перед которым взрослый не выдерживает больше часа. Компьютер для ребенка еще надо подготовить.

Монитор должен иметь диагональ не менее 17 дюймов. Так как ребенок лучше воспринимает крупные и четкие картинки, на экране лучше установить невысокое разрешение. Очень важна частота мерцания экрана, желательно настроить ее на 80 Гц, а еще лучше 100-120 Гц - тогда нагрузка на зрение будет минимальной.

Необходимо обратить внимание на клавиатуру. Две буквы на каждой клавише - русская и латинская - способны озадачить даже вундеркинда. Поэтому желательно, чтобы клавиатура имела только русский алфавит, либо аккуратно заклеить лишний ряд букв.

Существуют определенные правила, требования безопасности при работе с компьютером. Если эти рекомендации выполняются, то можно быть совершенно спокойным за здоровье детей: компьютер не принесет им вреда.

Техническое обеспечение

Компьютер IBM PC совместимый, ОС Microsoft Windows 2000/ XP , привод CD - ROM , колонки, наушники.

Информационно-методическое обеспечение

1. Барташникова И.А., Барташников А.А.. Учись играя.- Харьков, ФОЛИО, 1997.

2. Брыскина О. Информатика в начальных классах. - М.: Просвещение, 1986.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А.. Атлас по психологии. - М.: Просвещение, 1986.

4. Горячев А. В. Информатика в играх и задачах. - М.: Просвещение, 2003.

5. Гуткина Н.И.. Психологическая готовность к школе. - М.: Просвещение, 1993.

6. Кордемский БА. Математическая.смекалка. - М.: Наука, 1991.

7. Кёршан Б. Основы компьютерной грамотности. - М.: Наука, 1989.

8. Леонова Л.А., Макарова Л.В. Как подготовить ребенка к общению с компьютером. (Ваш ребенок: азбука здоровья и развития от 4 до 6). - М.: Вента-Графт, 2004.

9. Михайлова ЗА., Непомнящая РЛ. Вырежи и сложи. - Минск: Народная асвета, 1992.

10. Макарова Н. В. Информатика. - М.: Наука, 2001.

11. Нижегородцева Н.В. Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М.: Владос. 2001

12. Останина Е.Е. Секреты великого комбинатора. - М.: Просвещение, 2004.

13. Пекелис Виктор. Твои возможности, человек! - М.: Изд.«3нание, 1984.

14. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос, 1996.

15. Саватеева С.С. Как помочь ребенку сохранить хорошее зрение. (Ваш ребенок: азбука здоровья и развития от 6 до 10). - М.: Вента-Графт, 2004.

16. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль. Академия развития, 1996.

17. Тур С. Н., Бокучава Т. П. Первые шаги в мире информатики. - М.: Айрис Пресс, 2004.

18. Тур С. Н. Программирование в среде Ьо§о. - М.: Айрис Пресс, 2004.

19. Федины Ольга и Сергей. Как научить ребенка читать. - М.: Айрис Пресс, 2004.