Официальный текст :

Статья 14.4. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований

1. Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от семи тысяч до пятнадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

Комментарий юриста :

Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей " регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Согласно статье 4 указанного Закона продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.

Если законами или в установленном ими порядке, в частности стандартом предусмотрены обязательные требования к качеству товара (работы, услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям. Согласно пункту 4 статьи 7 Закона "О защите прав потребителей" если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке, в частности стандартами, установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.

Перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательному подтверждению их соответствия указанным требованиям, утверждаются Правительством РФ. Правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов в Российской Федерации, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации устанавливает Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании". Сертификация продукции - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер. Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. При обязательной сертификации действие сертификата и знака соответствия распространяется на всей территории РФ. Подтверждение соответствия может также проводиться посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии. Декларация о соответствии является документом, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям. Перечни продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, требования к декларации о соответствии и порядок ее принятия утверждаются Правительством РФ.

Декларация о соответствии, принятая в установленном порядке, регистрируется в органе по сертификации и имеет юридическую силу наравне с сертификатом. Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии утверждены постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982. Под санитарными правилами понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Согласно статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, в том числе, обязаны:

Выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

Разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

Обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Судебная практика :

Вопрос: Как следует квалифицировать действия лица, если на момент продажи товара в месте его реализации отсутствует сертификат соответствия (декларация о соответствии) на него - по пункту 2 статьи 14.4 Кодекса об Административных правонарушениях РФ или по пункту 2 статьи 19.19 Кодекса об Административных правонарушениях РФ?

Ответ: Под продажей товаров, исходя из положений статьи 492 Гражданского Кодекса РФ следует понимать реализацию товаров путем заключения договора купли-продажи, по которому продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязан передать покупателю товар, предназначенный для личного использования, надлежащего качества и безопасный для жизни и здоровья.

Право потребителя на безопасность товаров (работ, услуг), обязанность продавца предоставить необходимую и достоверную информацию о товарах предусмотрены Законом РФ "О защите прав потребителей". Согласно пункту 4 статьи 7 вышеуказанного Закона не допускается продажа товара (работ, услуг) без информации об обязательном подтверждении его соответствия обязательным требованиям, обеспечивающим его безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя.

В силу пункта 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства от 19 января 1998 года № 55, при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия, ознакомления с подтверждающим сертификацию документами.

Пункт 2 статьи 14.4 предусматривает ответственность граждан, индивидуальных предпринимателей, должностных и юридических лиц, в частности, за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей. Данное правонарушение посягает на права потребителей и интересы государства в области предпринимательской деятельности. Исходя из субъекта административной ответственности следует, что данная норма распространяется на отношения в сфере розничной купли-продажи.

Исходя из субъектного состава и существа административных правонарушений, регламентированных статьей 19.19 КоАП РФ, данные нормы должны применяться к правоотношениям, возникающим при производстве продукции, ее поставке и сертификации, распространяться на изготовителей продукции. Понятие продукции рассматривается как результат производственной деятельности.

Учитывая изложенное, если на момент продажи товара в месте его реализации отсутствует сертификат соответствия (декларация о соответствии), удостоверяющий безопасность такого товара, виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности на основании пункта 2 статьи 14.4 Кодекса об Административных правонарушениях РФ независимо от того, прошел товар сертификацию или нет.

Судебная практика по ст. 14.4 КоАП РФ обжалование штрафов за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Резолютивная часть определения объявлена 28.07.2017.
Полный текст определения изготовлен 03.08.2017.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Тютина Д.В.,
судей Антоновой М.К., Прониной М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи «» на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.09.2016 по делу N А71-5086/2016 и на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2016 по тому же делу,
по заявлению Публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи «» к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности.
В заседании приняли участие представители:
от публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи «» — .Ю., С.Г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Тютина Д.В., выслушав представителей участвующего в деле лица и изучив материалы дела, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Публичное акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (далее — общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (далее — административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 06.04.2016 N 67 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), которым обществу назначен штраф в размере 20 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен гражданин Б.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.09.2016, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2016, обществу отказано в удовлетворении заявленного требования.
В кассационной жалобе общество ставит вопрос об отмене оспариваемых судебных актов в связи с допущенным, по его мнению, нарушением норм материального права.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Тютина Д.В. от 07.06.2017 кассационная жалоба вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее — АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив в соответствии с положениями статьи 291.14 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, Судебная коллегия считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению, обжалуемые судебные акты — отмене, с принятием нового судебного акта, ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 21.09.2015 в пункте обслуживания общества при подаче гражданином В.К. заявления на заключение договора об оказании услуг связи сотрудником общества был затребован паспорт. В.К. предъявить паспорт отказался, вследствие чего в приеме заявления ему было отказано.
Административный орган, проведя проверку, пришел к выводу, что обществом нарушен пункт 16 постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 N 785 «Об утверждении правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания». В связи с указанными обстоятельствами административным органом в отношении общества был составлен протокол об административном правонарушении от 11.03.2016 и вынесено оспариваемое постановление от 06.04.2016 N 67.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходили из того, что административным органом в действиях общества доказан состав административного правонарушения по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ; процедура привлечения к ответственности соблюдена.
По мнению Судебной коллегии, такой вывод нельзя признать верным.
В силу статьи 5 Федерального закона от 07.08 2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в редакции, действовавшей в период подачи заявления В.К., далее — Федеральный закон N 115-ФЗ), в целях данного Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных и оказывают услуги связи на основании договоров с абонентами — физическими лицами.
Как следует из подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ (в редакции, действовавшей в период подачи заявления Богатыревым В.К.), организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4 и 1.4-1 настоящей статьи, установив следующие сведения: в отношении физических лиц — фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), а в случаях, предусмотренных пунктами 1.11 и 1.12 настоящей статьи, фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серию и номер документа, удостоверяющего личность, а также иную информацию, позволяющую подтвердить указанные сведения.
Таким образом, общество, 21.09.2015 принимая от гражданина Богатырева В.К. заявление на заключение договора об оказании услуг связи, было обязано идентифицировать клиента, в том числе установив реквизиты документа, удостоверяющего личность.
Кроме того, в силу части 1 статьи 14.4 КоАП РФ наказуема продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 КоАП РФ.
В рассматриваемой ситуации указанная статья неприменима, так как сам факт оказания услуг связи Богатыреву В.К. не имел места.
При таких обстоятельствах, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167, 176, 291.11 — 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

Определила:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.09.2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2016 по делу N А71-5086/2016 отменить.
Постановление Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике от 06.04.2016 N 67 о привлечении публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи «» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20 000 рублей, признать незаконным и отменить.

Кодекс об административных правонарушениях, N 195-ФЗ | ст. 14.4 КоАП РФ

Статья 14.4 КоАП РФ. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований (действующая редакция)

1. Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от семи тысяч до пятнадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 14.4 КоАП РФ

1. Обязательства сторон договора купли-продажи (продавца и покупателя) обусловлены их взаимными правами и обязанностями: продавец обязуется передать вещь (товар) в собственность (но не во владение и распоряжение), а покупатель - оплатить его цену и, естественно, принять купленный товар. Целью договора купли-продажи может быть продажа имущественных прав. Продажа неимущественных прав, в том числе объектов интеллектуальной собственности (например, издательских прав), регулируется федеральными законами, а также принимаемыми на их основе постановлениями Правительства РФ и указами Президента РФ.

Обязательными юридическими фактами, предшествующими торговой деятельности, являются регистрация физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также последующее получение ими лицензии на осуществление определенного вида предпринимательской деятельности. Юридические лица, действующие в сфере торговли, также непременно проходят обе указанные разрешительные процедуры.

Различия понятий "продавец" и "потребитель" зависят от особенностей договорных отношений. Понятие "потребитель" регламентировано Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ) "О защите прав потребителей" (в ГК соответствующая дефиниция отсутствует). По смыслу этого Закона потребителем может быть физическое лицо, собственник, владелец или распорядитель товаров, работ и услуг, заказывающий, приобретающий или использующий их для личных (бытовых) нужд.

Следует отметить и некоторые особенности, свойственные только потребителю, но не покупателю (последняя дефиниция в ГК также отсутствует), а именно: потребитель приобретает товары (работы, услуги) для целей, не связанных с извлечением прибыли.

По ГК как продавцом, так и потребителем имущества (работ, услуг) может быть не только физическое, но и юридическое лицо. Кроме того, необходимо иметь в виду, что предметом договора купли-продажи может быть только вещь (товар), в отличие от Закона РФ "О защите прав потребителей", в соответствии с которым объектами потребительской деятельности физического лица могут быть работы или услуги.

Торговля представляет собой санкционируемую государством постоянную предпринимательскую деятельность юридического или физического лица, разовая торговая деятельность торговлей не является.

Купля-продажа представляет собой договор или сделку, причем материальные выгоды может обеспечить для покупателя не всякий имущественный объект.

Разовая деятельность в сфере торговли не требует государственного санкционирования, однако продолжающаяся коммерческая деятельность легитимна лишь при получении разрешительных документов - свидетельства о государственной регистрации, лицензии, свидетельства о соответствии товаров и услуг государственным стандартам, документов, подтверждающих соблюдение санитарных норм и правил, и др.

2. Применительно к отношениям, регулируемым НК, под товаром понимается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации; под работой понимается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организаций и (или) физических лиц.

В действующем законодательстве понятие "услуги" определяется применительно к целям регулируемых отношений. По смыслу различие понятий "работа" и "услуги" обусловлено способом исполнения обязательств гражданско-правового договора: в соответствии с п. 2 ст. 167 ГК работа выполняется, а услуга предоставляется (оказывается).

Согласно п. 5 ст. 38 НК услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" под "услугами" понимается предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений.

3. О статусе национального стандарта, иных стандартов, установленных Федеральным законом "О техническом регулировании", см. п. 1, 2 комментария к ст. 9.4.

4. Согласно Правилам продажи отдельных видов товаров, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55, продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Указанная информация, в частности, должна содержать:

Фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара, место нахождения организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара;

Обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар;

Сведения об основных потребительских свойствах товара;

Правила и условия эффективного и безопасного использования товара;

Гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара;

Срок службы или срок годности, если они установлены для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению.

Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом).

5. Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать от продавца:

Судебная практика по статье 14.4 КоАП РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 305-АД17-14735, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Суды установили наличие вины общества в совершенном правонарушении, соблюдение процедуры и срока давности привлечения к ответственности, соответствие размера назначенного штрафа санкции части 1 статьи 14.4 КоАП РФ. При изложенных обстоятельствах суды двух инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмены постановления административного органа...

  • Решение Верховного суда: Определение N 305-АД17-10625, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Суды установили наличие вины предприятия в совершенном правонарушении, соблюдение процедуры и срока давности привлечения к ответственности. Штраф назначен предприятию в пределах санкции нормы части 2 статьи 14.4 КоАП РФ с учетом обстоятельства, отягчающего административную ответственность. При изложенных обстоятельствах суды двух инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмены постановления административного органа...

  • Решение Верховного суда: Определение N 309-АД17-2766, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Суды, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходили из того, что административным органом в действиях общества доказан состав административного правонарушения по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ процедура привлечения к ответственности соблюдена. По мнению Судебной коллегии, такой вывод нельзя признать верным...

+Еще...

9765

Задать вопрос


Правомерно ли нашу организацию пытаются привлечь к административной ответственности по ст. 14 4 КоАП на 40000 руб?

Наша организация занимается оптовой торговлей продуктами питания. В накладных на отпуск товара содержится информация о сертификатах соответствия. Работник организации допустил техническую ошибку указав в накладной данные просроченного сертификата, хотя в распоряжении организации имеются все нормальные не просроченные сертификаты. В ходе проверки Роспотребнадзора был выявлен этот факт. В следствии чего нашу организацию пытаются привлечь к административной ответственности по ст. 14 4 КоАП на 40000 руб. Правомерно ли это? Заранее благодарна благодарна за ответ.

Ответы юристов

Лучший ответ

Морозов Игорь Владимирович (07.03.2014 в 11:42:41)

Нужно возражать в порядке КоАП РФ. У Вас отсутствует вина, указанная в ст. 2.2 КоАП РФ: "1. признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. 2. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть". У Вас применяется максимум ст. 2.4 КоАП РФ "Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей". И не более того. Статья 2.9 КоАП РФ позволяет Вам ходатайствовать о применении этой статьи "При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием".

Лучший ответ

Александр (07.03.2014 в 11:52:07)

Уважаемая Диляра!

Я хотел бы обратить Ваше внимание на следующие статьи КоАП Статья 1.5. Презумпция невиновности 1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Далее у Вас на руках есть не просроченные сертификаты. Статья 2.1. Административное правонарушение 2. признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Статья 14.4. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований 1. Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 настоящего Кодекса. При НАЛИИЧИИ СООТВЕТСТВУЮЩИХ СЕРТИФИКАТОВ УКАЗЫВАЙТЕ ЧТО В ВАШИХ ДЕЙСТВИЯХ ОТСУТСТВУЕТ СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ. НАДЕЮСЬ НА ВАШ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОТЗЫВ.

Лучший ответ

Ищите ответ? Задайте вопрос юристам!

9765 юристов ждут Вас Быстрый ответ!

Задать вопрос

Дионис Остапов (07.03.2014 в 12:17:40)

Здравствуйте!

В соответствии с ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, административная ответственность наступает за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.

Обратите внимание, что максимальная ответственность за данное правонарушение – 30 т.р., при условии привлечения к ней юридического лица. Таким образом та сумма штрафа, о которой Вы говорите, похоже на часть 2 данной статьи, в соответствии с которой наказание предусмотрено до 50 т.р.

Вместе с тем, по ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ могут привлечь только в том случае, если ранее организация (лицо) привлекалось к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 1 данной статьи.

То есть здесь уже какие-то противоречия, либо Вы в чём-то ошибаетесь.

Кроме того, обратите внимание на то, что исходя из Вашего вопроса, ошибка – техническая, при этом, никакого вреда никому не причинено, поэтому в Вашем случае есть основания руководствоваться положениями статей 2.1 и 2.2 КоАП РФ, в соответствии с которыми, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При этом, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Березуцкий Владимир Николаевич (07.03.2014 в 11:59:11)

Добрый день. Статья 14.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований.

Из Вашего вопроса следует, что Вашу организацию пытаются привлечь к административной ответственности за нарушение, совершённое при оптовой продаже товаров. В связи с этим возникает сомнение о правомерности наказания организации, если товар был реализован не населению. Для более точного ответа на Ваш вопрос необходимо ознакомиться с протоколом по делу об административном правонарушении, в котором должны быть указаны конкретные нормы права, нарушенные Вашей организацией.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что санкцией ч.1 ст.14.4 КоАП установлен максимальный размер штрафа, налагаемый на юридических лиц, - 30000 рублей. Та сумма штрафа, о которой Вы написали в своём вопросе, предусмотрена частью 2 данной статьи, и применяется при повторном нарушении требований, указанных в части 1.

Зубков Сергей Васильевич (07.03.2014 в 14:16:54)

Уважаемая Диляра. В соответствии со ст.14.4 КоАП РФ ответственность наступает за продажу товаров населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных

Новая редакция Ст. 14.4 КоАП РФ

1. Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от семи тысяч до пятнадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

Комментарий к Статье 14.4 КоАП РФ

1. Объект правонарушения - общественные отношения, возникающие в процессе продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг населению.

Правовое регулирование данной сферы отношений осуществляется посредством Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании". Обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правилам идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам устанавливаются техническими регламентами - документами, принятыми в соответствии с федеральными законами, указами Президента или постановлениями Правительства, а также ратифицированными международными договорами.

2. Объективная сторона правонарушения состоит в совершении противоправных деяний: продаже товаров, выполнении работ либо оказании услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке (ч. 1 комментируемой статьи).

Технические регламенты в качестве обязательных должны содержать требования, гарантирующие безопасность продукции и процессов и их соответствие предоставленной о них информации.

Правительство РФ разрабатывает предложения об обеспечении соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам. В этих целях Правительством РФ утверждается программа разработки технических регламентов, которая должна ежегодно уточняться и опубликовываться.

3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, состоит в совершении противоправных деяний - продаже товаров, выполнении работ либо оказании населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - это нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Санитарные правила разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, и иными органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека.

На территории РФ действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством РФ.

Санитарные правила подлежат регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством РФ (см. Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные Постановлением Правительства от 13 августа 1997 г. N 1009).

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Формой подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов является декларирование соответствия. Декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

Декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать:

наименование и местонахождение заявителя;

наименование и местонахождение изготовителя;

информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект;

наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого подтверждается продукция;

указание на схему декларирования соответствия;

заявление заявителя о безопасности продукции при ее использовании в соответствии с целевым назначением и принятии заявителем мер по обеспечению соответствия продукции требованиям технических регламентов;

сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, сертификате системы качества, а также документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;

срок действия декларации о соответствии;

иные предусмотренные соответствующими техническими регламентами сведения.

Срок действия декларации о соответствии определяется техническим регламентом.

Форма декларации о соответствии утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Оформленная по установленным правилам декларация о соответствии подлежит регистрации федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию в течение трех дней.

Для регистрации декларации о соответствии заявитель представляет в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию декларацию о соответствии.

Декларация о соответствии и составляющие доказательственные материалы документы хранятся у заявителя в течение трех лет с момента окончания срока действия декларации. Второй экземпляр декларации о соответствии хранится в федеральном органе исполнительной власти по техническому регулированию.

Сказанное в полной мере подтверждается следующим примером из судебной практики.

Открытое акционерное общество (далее - ОАО) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Территориальному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (далее по тексту - Управление Роспотребнадзора) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания в виде штрафа за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.4 КоАП.

В ходе проверки прокуратурой Советского района г. Томска был установлен факт нарушения ОАО действующего законодательства, регламентирующего поставку электрической энергии потребителям, выразившегося в том, что качество отпускаемой электрической энергии гражданам не подтверждено сертификатами соответствия.

По результатам проверки прокурором Советского района г. Томска вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.4 КоАП, а ОАО привлечено к административной ответственности в виде штрафа.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ОАО отпускает электрическую энергию гражданам без сертификата соответствия, то есть без документа, подтверждающего соответствие продукции установленным требованиям.

Таким образом, в действиях ОАО имеется состав и событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.4 КоАП.

4. Субъекты данного правонарушения - граждане и юридические лица, а также должностные лица.

5. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

6. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП" при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.4 КоАП, судьям необходимо выяснять, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие факт реализации товаров (например, акт контрольной закупки). При этом необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (п. 2 ст. 494 ГК).

Другой комментарий к Ст. 14.4 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения выступают правила торговли, установленные с целью обеспечения прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, а также интересов государства, предусмотренные в Законе РФ от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей", Федеральном законе от 2 января 2000 г. "О качестве и безопасности пищевых продуктов", иных законодательных и подзаконных актах.

2. Непосредственным объектом является нарушение правил продажи отдельных видов товаров либо оказание услуг населению ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил: нарушение правил продажи продовольственных товаров, текстильных, трикотажных, швейных и меховых товаров и обуви, сложных товаров бытового назначения, парфюмерно-косметических товаров, легковых автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней. В частности, Правительством РФ утверждены правила продажи отдельных товаров; перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении на период ремонта или замены аналогичного товара; перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации; правила комиссионной торговли непродовольственными товарами.

Под продажей товаров по смыслу данной статьи следует понимать реализацию товаров путем заключения договора розничной купли-продажи, по которому согласно ст.492 ГК РФ продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Этот критерий позволяет выделить предмет этой деятельности: не любая продажа товаров, а только продажа в розницу.

Под качеством товаров понимается совокупность характеристик товара, способных удовлетворить потребности человека при обычных условиях их использования.

Под продажей товара, выполнением работ либо оказанием населению услуг ненадлежащего качества следует понимать несоответствие товара (работы, услуги) обязательным требованиям (государственным стандартам), предусмотренным законом либо в установленном порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу.

3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 комментируемой статьи, характеризуется совершением противоправного деяния в форме действия либо бездействия и выражается в продаже товаров, выполнении работ либо оказании населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке. Содержание диспозиции ч.1 ст.14.4 свидетельствует о том, что административное правонарушение совершается чаще всего путем невыполнения той или иной обязанности продавцом по продаже товаров (выполнению работ или услуг) населению. Например, неисполнение обязанности продавца передать покупателю все товары, входящие в комплект, одновременно, если такая комплектность предусмотрена; несоблюдение обязательных требований к таре и (или) упаковке или несоблюдение обязанности продавцом передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, соответствующих обязательным требованиям.

Диспозиция ч.1 ст.14.4 является бланкетной: в каждом конкретном случае при привлечении лица к ответственности следует устанавливать, какое правило нарушено и в чем это нарушение выразилось. Так, при привлечении к ответственности за нарушение правил продажи товаров по образцам следует руководствоваться Правилами продажи по образцам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. При этом квалификация нарушений по ч.1 ст.14.4 возможна в случае продажи продавцом товаров ненадлежащего качества.

4. Объективная сторона ч.2 ст.14.4 выражается в продаже товаров, выполнении работ либо оказанию населению услуг: с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей.

Санитарные правила - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний (ст.1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Так, при продаже продуктов питания нарушения санитарных правил могут быть выражены в нарушении требований к оборудованию, инвентарю, посуде, к приему и хранению пищевых продуктов, отпуску продуктов, влияющих на качество товаров, что в конечном итоге влечет угрозу жизни и здоровью человека. Перечень нарушений является далеко неисчерпывающим, поэтому в каждом конкретном случае следует руководствоваться соответствующими правилами, установленными законодательством. В настоящее время правовое регулирование качества и безопасности пищевых продуктов осуществляется Федеральным законом о качестве и безопасности пищевых продуктов, санитарными правилами и нормами СанПИиН 2.3.5.021-94 для предприятий продовольственной торговли, утвержденными постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 30 декабря 1994 г.

5. Качество товаров при их продаже, качество работ при их выполнении либо качество оказания услуг должно подтверждаться сертификатом, знаком или декларацией соответствия.

Сертификат соответствия - документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

Знак соответствия - зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям (ст.6 Закона РФ от 10 июня 1993 г. "О сертификации продукции и услуг".

Декларация о соответствии - документ, которым изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая, продаваемая им продукция или оказываемая услуга соответствует установленным требованиям, предусмотренным для обязательной сертификации данной продукции или услуги (п.1 Порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 г.).

6. Необходимо отметить, что под действие ст.14.4 не подпадают случаи нарушения правил торговли, составы которых предусмотрены специальными нормами КоАП РФ. Например, специальные составы предусмотрены: за незаконную торговлю товарами (иными предметами), свободная реализация которых запрещена или ограничена (ст.14.2); за продажу товаров без применения контрольно-кассовых машин (ст.14.5); за обман потребителей (ст.14.7); за нарушение иных прав потребителей (ст.14.8); за нарушение правил продажи отдельных видов товаров (ст.14.15); за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст.14.16).

7. С субъективной стороны правонарушение характеризуется умыслом: лицо осознает, что совершаемое им действие либо бездействие носит противоправный характер.

8. Субъектом правонарушения по данному составу может быть как общий субъект - лицо, достигшее 16 лет, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, так и специальный субъект - должностное лицо торговой организации независимо от ее организационно-правовой формы. Как вытекает из смысла данной статьи, субъектом ответственности может выступать и юридическое лицо - организация независимо от ее организационно-правовой формы, осуществляющая продажу товаров по договору розничной купли-продажи.

  • Вверх