1. Обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его реализацию, осуществляемую должником самостоятельно, или принудительную реализацию либо передачу взыскателю.

1.1. Взыскание на заложенное имущество на основании исполнительной надписи нотариуса может включать изъятие имущества и его передачу залогодержателю для последующей реализации этого имущества в установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об ипотеке (залоге недвижимости)" порядке.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Взыскание на имущество должника, в том числе на денежные средства в рублях и иностранной валюте, обращается в размере задолженности, то есть в размере, необходимом для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с учетом взыскания расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, за исключением денежных средств и драгоценных металлов должника, находящихся на залоговом, номинальном, торговом и (или) клиринговом счетах. Взыскание на денежные средства должника в иностранной валюте обращается при отсутствии или недостаточности у него денежных средств в рублях. Взыскание на драгоценные металлы, находящиеся на счетах и во вкладах должника, обращается при отсутствии или недостаточности у него денежных средств в рублях или иностранной валюте в соответствии с частью 3 статьи 71 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. При отсутствии или недостаточности у должника денежных средств взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, за исключением имущества, изъятого из оборота , и имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание, независимо от того, где и в чьем фактическом владении и (или) пользовании оно находится.

5. Должник вправе указать имущество, на которое он просит обратить взыскание в первую очередь. Окончательно очередность обращения взыскания на имущество должника определяется судебным приставом-исполнителем.

6. Если должник имеет имущество, принадлежащее ему на праве общей собственности, то взыскание обращается на долю должника, определяемую в соответствии с федеральным законом.

6.1. При выделе в соответствии с Федеральном законом "Об инвестиционном товариществе" доли товарища в общем имуществе товарищей по долгам участника договора инвестиционного товарищества не может быть обращено взыскание на денежные средства, составляющие доли других участников договора инвестиционного товарищества в общем имуществе товарищей и находящиеся на счете инвестиционного товарищества для осуществления операций по договору инвестиционного товарищества.

7. Должник по требованию судебного пристава-исполнителя обязан представить сведения о принадлежащих ему правах на имущество, в том числе исключительных и иных правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, правах требования по договорам об отчуждении или использовании указанных прав, в размере задолженности, определяемом в соответствии с частью 2 настоящей статьи. При этом должник предоставляет документы, подтверждающие наличие у должника принадлежащих ему имущества , доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, в том числе денежных средств, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, а также имущества, которое является предметом залога.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Если сведений о наличии у должника имущества не имеется, то судебный пристав-исполнитель запрашивает эти сведения у налоговых органов, иных органов и организаций, исходя из размера задолженности, определяемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи. При этом у органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на имущество, лиц, осуществляющих учет прав на ценные бумаги, банков и иных кредитных организаций, владельцев номинальных банковских счетов судебный пристав-исполнитель запрашивает необходимые сведения с разрешения старшего судебного пристава или его заместителя, данного в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного старшим судебным приставом или его заместителем усиленной квалифицированной электронной подписью. Взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении этих сведений.

Ответ

В законодательстве такое определение отсутствует. Суды указывают, что распоряжение имуществом - это полномочие собственника, заключающееся в возможности передачи, продажи, сдачи в аренду, самостоятельного использования имущества (см., например, Постановление АС МО от 30.09.2015 № ).

Таким образом, передача имущества в аренду является распоряжением имуществом.

Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции является также формой распоряжения имуществом.

Не любой запрет на распоряжение имуществом влечет за собой ничтожность сделки в этой части. Такой подход согласуется с предложениями Концепции развития гражданского законодательства РФ (далее — Концепция), которые, правда, адресованы к ГК РФ, но, как представляется, имеют более общий характер. Так, в Концепции отмечено, что «нарушение не любой императивной нормы закона приводит к ничтожности сделки, а лишь такой, в которой содержится явно выраженный запрет со стороны правопорядка». Аналогичная позиция поддерживается и в немецком праве (применительно к § 134 ГГУ). Отмечается, что данные нормы созданы не для ограничения свободы договора как таковой, а для запрета определенного типа поведения безотносительно, какую юридическую форму данное поведение принимает 1 . Недействительность в данном случае — только косвенная реакция, скрывающаяся за основной целью законодателя не допустить подобного поведения.

Согласно Концепции «суд исследует волю законодателя и объявляет ничтожной сделку только при условии, что законодатель намеревался установить именно ничтожность сделки в качестве санкции за нарушение введенного им запрета».

Не всегда при нарушении сделкой закона требуется признание ее недействительной, иногда может быть достаточно, к примеру, штрафа. Так, в Германии запрещена продажа в большинстве магазинов в определенное время суток (после 20.00) и по воскресеньям. Однако если какой-то продавец все же заключит сделку позже 20.00, договор будет действителен несмотря на нарушение нормы закона. Признание данной сделки ничтожной считается чрезмерным последствием.

Аналогичные примеры можно найти и в российском законодательстве. Так, условно выпущенные товары запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом (). Отчуждение имущества нарушило бы правила, установленные законом. В результате чего мог бы возникнуть вопрос о применении комментируемого положения (ст. 168 ГК РФ не применялась бы ввиду наличия специальной нормы).

Вероятно, сделка по продаже товара была бы действительной, а к нарушителю применялась бы административная ответственность (). На практике в таких случаях ответственность нередко выражается в форме штрафа без конфискации предмета правонарушения ().

В российском законодательстве представлено немало случаев, когда запрет на распоряжение имуществом вытекает из закона. К примеру, требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в частности требования об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом, не могут быть предметом залога ().

Запрет на распоряжение имуществом установлен для концессионера (по отчуждению объекта концессионного соглашения или передаче его в залог) (). Кроме того, Федерального закона от 22.07.2005 № 116- ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» установлено, что резидент особой экономической зоны — арендатор земельного участка, находящегося в государственной и (или) муниципальной собственности, не вправе сдавать его в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять земельный участок в безвозмездное срочное пользование и т. д.

Помимо этого, в указанном пункте прямо закреплено, что запреты и ограничения установлены, в том числе, и законодательством о несостоятельности (банкротстве). Так, внешний управляющий не вправе отчуждать отдельные виды имущества, имущественных и иных прав, которые входят в состав имущественного комплекса должника — стратегического предприятия или организации, предназначенного для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации ().

СДЕЛКА В ОБХОД СУДЕБНОГО ЗАПРЕТА НЕ ПРЕПЯТСТВУЕТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ КРЕДИТОРА, ОБЕСПЕЧЕННЫХ ЗАПРЕТОМ

Сделка, совершенная с нарушением запрета на распоряжение имуществом должника, наложенного в судебном или ином установленном законом порядке в пользу его кредитора или иного управомоченного лица, не препятствует реализации прав указанного кредитора или иного управомоченного лица, которые обеспечивались запретом, за исключением случаев, если приобретатель имущества не знал и не должен был знать о запрете ().

Арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости — ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества (п. 4 ст. 80 Федерального закона от 02.10.2007 № 229- ФЗ «Об исполнительном производстве»; далее — ). В целях обеспечения нахождения имущества во владении ответчика в период судебного спора о праве на это имущество суд по ходатайству истца может принять обеспечительные меры. Суд может запретить ответчику распоряжаться и (или) пользоваться спорным имуществом (арест), запретить государственному регистратору изменять запись в ЕГРП о праве на это имущество, передать спорное имущество на хранение другому лицу в соответствии с ст. 926 ГК РФ ().*

Следует отметить, что в первоначальном варианте, который вносился в Государственную Думу, указанное правило отсутствовало. Напротив, устанавливалось, что сделка, совершенная с нарушением ареста или иного запрета на распоряжение, наложенного на имущество в судебном или ином установленном законом порядке, является ничтожной 2 . При применении последствий недействительности такой сделки должны быть обеспечены права лица, в интересах которого наложен арест или иной запрет. Такой подход во многом соответствовал судебной практике.

Если суды устанавливали, что лицо распорядилось имуществом в нарушение установленного запрета, то сделка признавалась ничтожной со ссылкой на ГК РФ вследствие нарушения Закона № 229- ФЗ. Так, ФАС Уральского округа указал следующее: «Установив, что договор купли-продажи подписан и исполнен сторонами в отношении имущества, находившегося под арестом, что противоречит положениям ст. 80 Закона об исполнительном производстве, суды правомерно признали его недействительной (ничтожной) сделкой» ().

В новой редакции в качестве последствия предусматривается, что сделка не препятствует реализации прав указанного кредитора или иного управомоченного лица, которые обеспечивались запретом. Данный проект подвергся критике в официальном отзыве Правительства РФ 3 , которое обратило внимание на «неясность правового смысла положения о том, что такой запрет не препятствует лицу, в интересах которого наложен запрет, в реализации его прав в отношении указанного имущества». Предлагалось скорректировать редакцию пункта, что, однако, не было сделано.

Следовательно, необходимо определить, какие последствия порождает распоряжение должником имуществом в нарушение запрета, наложенного в судебном или ином установленном законом порядке в пользу его кредитора или иного управомоченного лица.

В Комментарии к ГК РФ под редакцией П. В. Крашенинникова указывается, что похожие правила содержатся в § 135 и 136 Германского гражданского уложения. Поэтому интересно проанализировать немецкий опыт и определить, какое регулирование предусмотрено в Германии.

ОТНОСИТЕЛЬНО НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ СДЕЛКИ ПО ГГУ НЕ ПОРОЖДАЮТ ПРАВОВОГО ЭФФЕКТА В ОТНОШЕНИИ ЛИЦА, ЗАЩИЩЕННОГО НОРМОЙ ЗАКОНА

По германскому праву если распоряжение предметом нарушает установленный законом запрет его отчуждать, направленный лишь на защиту интересов определенных лиц, распоряжение недействительно лишь в отношении этих лиц (абз. 1 § 135 ГГУ). Следующий параграф устанавливает, что запрет отчуждения, который устанавливается судом или органом власти в пределах их компетенции, приравнивается к установленному законом запрету отчуждения, указанному в § 135.

В немецких комментариях указывается, что последствием в таком случае будет относительная недействительность сделки 4 . Тут понимаются ситуации, когда сделка нарушает закон, направленный на защиту определенного лица, и потому эффект в отношении указанного защищаемого лица не возникает. В остальном же сделка действительна 5 . Как правило, такие случаи имеют место, когда правообладателю запрещено распоряжение правом в интересах другого лица. Защищаемому лицу должна быть предоставлена (и сохранена) возможность будущего приобретения определенной вещи (или обращения на нее взыскания).

Относительную недействительность не следует смешивать с оспоримостью, поскольку относительно недействительные (ничтожные) сделки изначально не имеют силы в отношении конкретных заинтересованных лиц, в сделке не участвовавших; для всех же остальных, в том числе для контрагентов, они полностью действительны 6 . При оспоримости ситуация иная: сделка, в зависимости от того, была она аннулирована судом или нет, либо действительна, либо недействительна, но в обоих случаях действительность или недействительность является абсолютной в том смысле, что устанавливается в отношении всех.

Можно ли говорить о том, что ст. 174.1 ГК РФ предусматривает аналогичные последствия? Для ответа на этот вопрос необходимо учитывать также немецкую конструкцию распорядительных сделок и входящий в нее подвид вещных сделок. Наличие последних связано с проведением в немецком праве строгого разграничения между заключением договора об отчуждении вещи (оформляемого обычной обязательственной сделкой) и его исполнением — передачей права собственности на вещь (оформляемой вещным договором) 7 . Вещной сделке, благодаря которой достигается вещно-правовой эффект, присуща абстрактность (независимость от основания).

СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ЗАПРЕТОВ РАСПОРЯЖЕНИЯ

В отличие от относительных запретов, абсолютный запрет делает невозможным возникновение правовых последствий вследствие совершения сделки, нарушающей норму закона, содержащую подобный запрет (§ 134 ГГУ). Нарушение распоряжением запрета, установленного законом (к примеру, соглашение о передаче права собственности согласно § 929 ГГУ в отношении объектов, ограниченных в обороте), влечет общий отказ в признании того, что сделка породила правовые последствия.

В Мюнхенском комментарии к § 135 ГГУ указывается, что на сегодняшний день правила об относительном запрете используются крайне редко. Ограничения на распоряжение, установленные законом, или имеют абсолютный характер, или предусматривают специальные последствия 8 . Однако правила § 135 ГГУ успешно применяются в тех случаях, когда запрет отчуждения установлен судом или органом власти (§ 136 ГГУ).

Запрет отчуждения, устанавливаемый судом и направленный на защиту определенного лица реализуется, как правило, через обеспечение иска, а также через меры исполнительного производства.

К примеру, кредитору предоставлено денежное требование к должнику, данное требование подтверждено судебным решением и в рамках его исполнения установлено удержание из заработной платы должника, начисляемой его работодателем. В Германии такой должник не может распоряжаться своим правом на заработную плату (1 § 829 ГПК Германии). Если же он уступит указанное право третьему лицу, данное распоряжение не производит правового эффекта в отношении кредитора, и он может в дальнейшем требовать платежей из зарплаты. То же самое имеет место, если работодатель выплатит должнику всю зарплату, не вычтя из нее причитающуюся кредитору сумму. Исключение представляет лишь случай, когда работодатель не знал об удержании, тогда он сможет сослаться на § 407 ГГУ (исполнение должником обязательства прежнему кредитору ввиду незнания об уступке).

В СДЕЛКАХ СОБСТВЕННИКА АРЕСТОВАННОГО ИМУЩЕСТВА ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ ПРИОБРЕТАТЕЛЯ

Распоряжение, осуществленное вопреки имеющемуся запрету, не производит правового эффекта только в отношении того лица, на защиту которого данный запрет направлен. Распоряжение не препятствует лицу осуществить свое притязание против распорядившегося или получить удовлетворение в исполнительном производстве.

Если речь идет о движимых вещах, защищаемое лицо может потребовать от распорядившегося передачи права в соответствии с § 929, 931 ГГУ, а затем или вместе с этим передачи вещи от приобретателя в силу § 985 ГГУ.

В случае с недвижимостью защищенное лицо требует от распорядившегося передачи права собственности, от приобретателя — согласия на внесение записи в реестр, а также погашения предыдущей записи о праве приобретателя.

Если произошла цессия, кредитор может потребовать от цедента уступить ему право, а если должник уже заплатил третьему лицу, кредитор получает иск против последнего.

Возможность применения относительной недействительности ограничивается случаями добросовестного приобретения. В таком случае сделка породит правовые последствия, в том числе и для лица, защищенного запретом 9 . Необходимо отметить, что законодатель использует конструкцию добросовестного приобретателя только в отношении распоряжения вещами, а не требованиями 10 . Исключение составляет лишь случай уступки требования, обусловленного предъявлением документов (§ 405 ГГУ). Поэтому необходимо рассмотреть, какое значение имеет добросовестное приобретение в рамках ГК РФ, а также оценить возможность использования конструкции относительной недействительности сделки при применении ст. 174.1 ГК РФ.

Таким образом, раньше вопрос о добросовестности приобретения при наличии ареста ставился только тогда, когда вещь приобреталась не у собственника () (). Теперь же критерий добросовестности имеет значение и при приобретении арестованной вещи, принадлежащей должнику на праве собственности, поскольку именно на данные случаи направлено регулирование ст. 174.1 ГК РФ.

Конструкция относительной недействительности встречается и в российском праве, подтверждением чему является , где термин «относительная недействительность» используется именно в том смысле, что сделка порождает правовые последствия не для всех лиц: «Последствием передачи недвижимого имущества по договору доверительного управления от учредителя управления к доверительному управляющему без государственной регистрации в нарушение Кодекса является то, что стороны договора не могут противопоставлять его добросовестным третьим лицам, ссылаться на него (относительная недействительность сделки). Однако такой договор действителен для сторон в их отношениях между собой и обязанность доверительного управляющего возвратить имущество во владение учредителю управления в предусмотренный договором срок сохраняется. Поэтому нельзя считать, что в момент передачи владения имуществом по договору нарушаются права учредителя управления».

Кроме того, применительно к договору аренды недвижимого имущества предусматривается, что в отсутствие его государственной регистрации он все равно связывает стороны обязательством 12 . Однако права, предоставленные лицу, пользующемуся имуществом по договору аренды, не прошедшему государственную регистрацию, не могут быть противопоставлены им третьим лицам. В частности, такое лицо не имеет преимущественного права на заключение договора на новый срок (), а к отношениям пользователя и третьего лица, приобретшего на основании договора переданную в пользование недвижимую вещь, не применяется ст. 617 ГК РФ ().

Правда, в обоих случаях сделка порождает правовые последствия только в отношении ее сторон, а не для третьих лиц, что существенно отличает их от немецкого варианта относительной недействительности.


Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел письмо о порядке передачи земельных участков собственникам помещений в многоквартирном доме и в пределах компетенции сообщает.

В соответствии с п. 2 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

В соответствии с п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) земельный участок, на котором расположен дом, входит в состав общего имущества в многоквартирном доме. Общее имущество в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Пункт 2 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав данного дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

С учетом изложенного у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположены такие дома, возникает в силу прямого указания закона.

В соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество. При этом свидетельство о государственной регистрации права в связи с государственной регистрацией права общей долевой собственности на объекты недвижимости собственнику помещения в многоквартирном доме не выдается. Согласно Инструкции об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.02.2007 N 29, сведения о государственной регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимости включаются в свидетельство о государственной регистрации права, выдаваемое собственнику помещения в многоквартирном доме, посредством внесения в него описания объектов недвижимости и указания размера доли в праве общей собственности на него.

Учитывая положения ст. 23 Закона N 122-ФЗ, ст. 16 Закона N 189-ФЗ, государственная регистрация права общей долевой собственности на земельный участок, являющийся общим имуществом в многоквартирном доме, носит правоподтверждающий характер.

Таким образом, у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположены такие дома, в соответствии со ст. 16 Закона N 189-ФЗ, возникает с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. При этом государственная регистрация права хотя бы одного собственника жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме (и одновременная государственная регистрация неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе на земельный участок) является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения прав собственников помещений в многоквартирном доме на указанное имущество, в том числе на земельный участок. Заключения каких-либо дополнительных договоров передачи общего имущества в многоквартирном доме в общую долевую собственность действующим законодательством не предусмотрено, в Законе N 189-ФЗ также отсутствуют требования об издании органами государственной власти или органами местного самоуправления решений о предоставлении земельных участков собственникам помещений в многоквартирных домах.

Исключение сведений о переданных в соответствии со ст. 16 Закона N 189-ФЗ земельных участках из реестра федерального имущества осуществляется в порядке, предусмотренном п. 16 Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" (далее - Положение).

В соответствии с п. 16 Положения после прекращения права собственности Российской Федерации на имущество лицо, которому оно принадлежало на соответствующем вещном праве, в 2-недельный срок со дня получения сведений о прекращении указанного права представляет для исключения из реестра сведений об имуществе в соответствующий территориальный орган установленные п. 16 Положения документы.

Согласно п. 32 Положения после прекращения права собственности Российской Федерации на имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, Росимущество или территориальный орган в 3-недельный срок со дня получения документа, подтверждающего прекращение либо государственную регистрацию прекращения указанного права на имущество, если им является недвижимое имущество, после проведения экспертизы поступившего документа формирует запись о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, и исключает все сведения из соответствующих карт сведений об объекте учета.

По мнению Департамента недвижимости, документами, подтверждающими государственную регистрацию прекращения указанного права на имущество, могут служить предоставленные Росреестром в установленном порядке документы, содержащие информацию о правообладателях на все жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме. При отсутствии Российской Федерации в списке правообладателей на жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме право Российской Федерации на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, прекращается. При наличии зарегистрированного права собственности Российской Федерации на помещение(я) в многоквартирном доме (и, соответственно, наличии неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе на земельный участок) право собственности Российской Федерации на весь земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, преобразуется в соответствующую долю в праве собственности на данный земельный участок пропорционально площади помещений в многоквартирном доме.

На основании изложенного Департамент недвижимости считает, что издание органом государственной власти или органом местного самоуправления ненормативного правового акта о предоставлении земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома (решения о предоставлении земельных участков собственникам помещений в многоквартирных домах) не требуется.


Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ

Под договором мены недвижимого имущества понимается договор, в соответствии с которым каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один объект недвижимости в обмен на другой объект недвижимости или иной товар. Договор мены -, отраслевой, консенсуальный, возмездный, меновый, двусторонний. К договору применимы правила купли-продажи.

Особенности договора мены представляет собой самостоятельный гражданско-правовой договор, обладающий рядом характерных признаков, которые позволяют отличить договор мены от иных гражданско-правовых обязательств. Если из договора мены не вытекает иное, товары подлежащие обмену предполагаются равноценными (ст. 568 ГК)
Договор мены обладает следующими основными признаками :
1. цель договора мены - непосредственная передача товара (обмен имуществом);
2. товар, который передается на основании заключенного договора мены, передается сторонами в собственность, в том числе в хозяйственное ведение, оперативное управление;
3. договор мены - возмездный договор, который отличается от других возмездных гражданско-правовых договоров в наличии встречного предоставления, таким образом, товар, передаваемый по договору мены, предоставляется в обмен на другой товар, при этом нельзя предусмотреть при заключении договора мены оплату стоимости товара взамен его передаче;
4. в отличие от общего правила, установленного в п. 1 ст. 223 ГК РФ, право собственности на товары, подлежащие обмену, в соответствии со ст. 570 ГК РФ, переходит к каждой стороне договора мены одновременно и после того, как обязательства по передаче товаров сторонами исполнены.
Договор мены не подлежит регистрации, только переход права.
Существенные условия:
предмет договора;
перечень лиц, сохраняющих право пользования жилым помещением после его передачи.
Цена не относится к числу существенных условий договора мены даже в случае, если обменивается недвижимое имущество.
Стороны - любые субъекты гражданских прав и обязанностей: граждане, юридические лица, публично-правовые образования. В качестве стороны может выступать государство (РФ и субъекты РФ), а также муниципальные образования в части обмена имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не закрепленного за юридическими лицами.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения могут выступать участниками договора мены при том условии, что такой договор не выходит за рамки их специальной правоспособности. Для заключения унитарным предприятием договора мены в отношении недвижимого имущества требуется согласие собственника такого имущества. Учреждения не вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом. Существенным условием договора мены жилого дома, квартиры, части дома, комнаты является перечень лиц, сохраняющих право пользования жилым помещением после его передачи новому собственнику. При несоблюдении этого требования договор считается незаключенным, а значит, в его регистрации должно быть отказано. Государственная регистрация мены жилых помещений проводилась!!! по правилам, предусмотренным Инструкцией о порядке госуд. регистрации договоров купли-продажи и перехода права собственности на жилые помещения, утвержденной Приказом Минюста России от 6 августа 2001 г. N 233 (на сегодняшний день д окумент утратил силу в связи с изданием Приказа Минюста РФ от 12.04.2012 N 53, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" - 16.04.2012).
В случае заключения и исполнения сторонами договора мены совершаются следующие регистрационные действия:
регистрация перехода права на одно;
регистрация перехода права на другое.
Порядок регистрации договора мены объектов недвижимости, находящихся в различных субъектах РФ установлен Инструкцией о порядке государственной регистрации договора мены и (или) перехода прав на объекты недвижимого имущества, находящиеся на территориях различных регистрационных округов, утвержденной Приказом Минюста РФ № 183 от 01.07.02г.» О порядке гос. регистрации договора мены и перехода права на объекты, расположенные на территории различ. рег. округов». с 01.10.2013 г. по выбору сторон сделки гос. рег. договора мены проводится в любом из территориальных органов Росреестра. Если в разных тер.органах, то при поступлении в тер.орган заявлений и соответ. документов на переход права на один из объектов недвижимого имущества данный тер. орган в тот же день направляет сообщение об этом и копию договора во второй тер. орган с целью внесения 2-ым тер. органом записи в ЕГРП о правопритязаниях. В сообщении 1 тер. орган также запрашивает у другого тер. органа сведения о зарегистрированном праве на соответствующий объект недвижимого имущества, ограничениях (обременениях) права, а также о наличии правопритязаний на данный объект недвижимого имущества. В 5-дневный срок 2-ой тер.орган сообщает в 1-ой тер.орган, имеющуюся информацию об объекте, правах на него и обременениях. После принятия решения о регистрации перехода в течение 5 дн. инфор. о проведении перехода права направляется во 2й тер.орган (сообщается дата регистрации и регистрационный №), в случае отказа в регистрации или приостановления регистрации направляется копия сообщения. После перехода права 1-ым тер.органом 2-ой проводит регистрацию перехода права на другой объект с учетом проведенной 1-ым тер. перехода по договору мены.
Сложность в реализации данного договора заключается лишь в том, чтобы найти лицо, у которого находится интересующее вас имущество, и которое будет заинтересовано получить ваше имущество в обмен на свое. При обмене объектов, которые принадлежат отчуждающим сторонам, нет никаких ограничений в обмене одного объекта на другой (за исключением объектов, изъятых или ограниченных в обороте). Стороны вправе обменять по одной сделке один дорогостоящий объект на несколько менее ценных, обменять недвижимость на движимые вещи и т.п. Механизм договора мены в определенных случаях обеспечивает более эффективное проявление своих правомочий (в частности по распоряжению) собственником. Кроме того, лицо, при отсутствии денежных средств, но при наличии имущества, с помощью такого механизма как мена может принимать непосредственное участие в гражданском обороте.
Форма договора мены: должен быть заключен в письменной форме в виде одного документа, подписанного сторонами (ст. 550 ГК РФ).
Статья 39.21. Случаи обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности
Обмен земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности, допускается при обмене:
1) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности и изымаемый для государственных или муниципальных нужд;
2) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, который находится в частной собственности и предназначен в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории для размещения объекта социальной инфраструктуры (если размещение объекта социальной инфраструктуры необходимо для соблюдения нормативов градостроительного проектирования), объектов инженерной и транспортной инфраструктур или на котором расположены указанные объекты.
Статья 39.22. Условия договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности
1. Здания, сооружения, расположенные на земельных участках, являющихся предметом договора мены, также должны быть предметом этого договора мены.
2. В случае, если земельный участок и расположенные на нем объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур находятся в частной собственности одного лица, договор мены может предусматривать безвозмездную передачу в государственную или муниципальную собственность указанных объектов.
3. Различие видов разрешенного использования земельных участков не является препятствием для заключения договора мены таких земельных участков.
4. При заключении договора мены земельных участков в соответствии с настоящей статьей земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, за исключением объектов недвижимого имущества, передаваемых безвозмездно в государственную или муниципальную собственность, подлежат обязательной оценке для установления их рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
5. При заключении договора мены земельных участков в соответствии с настоящей статьей цена обмениваемых земельных участков, в том числе с расположенными на них объектами недвижимого имущества (за исключением объектов недвижимого имущества, передаваемых безвозмездно в государственную или муниципальную собственность), должна быть равнозначной, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 настоящей статьи.
6. В случае изъятия земельного участка, находящегося в частной собственности, для государственных или муниципальных нужд с согласия собственника такого земельного участка по договору мены ему может быть передан в собственность земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и цена которого ниже выкупной цены изымаемого земельного участка. В этом случае собственнику, у которого изымается земельный участок, возмещается указанная разница в срок, не превышающий трех месяцев со дня перехода права собственности на изъятый земельный участок

Название документа:
Номер документа: 160-р
Вид документа:
Принявший орган: Правительство РФ
Статус: Действующий

Документ будет изменен

Опубликован:
Дата принятия: 31 января 2017
Дата начала действия: 31 января 2017

В настоящий документ вносятся изменения на основании:

Об утверждении перечня недвижимого имущества, закрепленного за ФГБУ "Российская академия наук" (РАН) учредителем или приобретенного указанным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

[Об утверждении перечня недвижимого имущества, закрепленного за ФГБУ "Российская академия наук" (РАН) учредителем или приобретенного указанным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества]

1. Утвердить прилагаемый перечень недвижимого имущества (в том числе земельных участков), закрепленного (предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования) за федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" учредителем или приобретенного указанным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества.

2. Росимуществу совместно с федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" (далее - Российская академия наук) до 1 апреля 2017 г. обеспечить выявление недвижимого имущества, используемого Российской академией наук и ее региональными отделениями и необходимого им для осуществления уставной деятельности.

3. Рекомендовать Российской академии наук до 1 августа 2017 г. обеспечить постановку на государственный кадастровый учет имущества, указанного в пункте 2 настоящего распоряжения, и его государственную регистрацию.

4. ФАНО России оказать содействие Российской академии наук в организации кадастровых работ в отношении имущества, указанного в пункте 2 настоящего распоряжения.

5. Минэкономразвития России совместно с Российской академией наук до 1 ноября 2017 г. обеспечить включение имущества, указанного в пункте 2 настоящего распоряжения, в перечень, утвержденный настоящим распоряжением.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Перечень недвижимого имущества (в том числе земельных участков), закрепленного (предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования) за федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" учредителем или приобретенного указанным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества

Наименование объекта

Местонахождение

Площадь, кв. м

Кадастровый (или условный) номер объекта

1. Квартира из 3 комнат

г. Москва, Нахимовский проспект, д. 47, к. 1, кв. 28

77:06:0004004:3235

2. Квартира из 3 комнат

г. Москва, Нахимовский проспект, д. 47, к. 1, кв. 29

77:06:0004004:3236

3. Квартира из 3 комнат

г. Москва, Нахимовский проспект, д. 47, к. 1, кв. 30

77:06:0004004:3237

4. Квартира из 3 комнат

г. Москва, Нахимовский проспект, д. 47, к. 1, кв. 31

77:06:0004004:3238

5. Квартира из 3 комнат

г. Москва, Нахимовский проспект, д. 47, к. 1, кв. 38

77:06:0004004:3245

6. Квартира из 3 комнат

г. Москва, Нахимовский проспект, д. 47, к. 1, кв. 39

77:06:0004004:3246

7. Квартира из 3 комнат

г. Москва, Нахимовский проспект, д. 47, к. 1, кв. 76

77:06:0004004:3270

8. Квартира из 4 комнат

г. Москва, Нахимовский проспект, д. 47, к. 1, кв. 81

77:06:0004004:3275

9. Квартира из 3 комнат

г. Москва, Нахимовский проспект, д. 47, к. 1, кв. 82

77:06:0004004:3276

10. Квартира из 4 комнат

г. Москва, Нахимовский проспект, д. 47, к. 1, кв. 84

77:06:0004004:3278

11. Квартира из 4 комнат

г. Москва, Нахимовский проспект, д. 47, к. 1, кв. 102

77:06:0004004:3296

12. Нежилое здание

г. Москва, Ленинский проспект, д. 14, строение 1

77:01:0006001:1061

13. Нежилое здание

г. Москва, Ленинский проспект, д. 14, строение 1А

77:01:0006001:1076

14. Нежилое здание

г. Москва, Ленинский проспект, д. 14, строение 2

77:01:0006001:1062

15. Нежилое здание

г. Москва, Ленинский проспект, д. 14, строение 2А

77:01:0006001:1004

16. Нежилое здание

г. Москва, Ленинский проспект, д. 14, строение 3

77:01:0006001:1056

17. Земельный участок

77:06:0008009:131

18. Земельный участок

г. Москва, Литовский бульвар, владение 3А

77:06:0008009:132

19. Земельный участок

г. Москва, ул. Донская, владение 1

77:01:0006005:21

20. Земельный участок

г. Москва, Ленинский проспект, владение 1/2, корп. 1

77:01:0006004:12

21. Земельный участок

г. Москва, Ленинский проспект, владение 20, стр. 4

22. Земельный участок

г. Москва, Ленинский проспект, владение 14, строения 1, 1А, 2, 2А, 3, 4

23. Земельный участок

г. Москва, Ленинский проспект, владение 20, строения 5, 6, 7, 8

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
электронный текст НТЦ "Система"

Об утверждении перечня недвижимого имущества, закрепленного за ФГБУ "Российская академия наук" (РАН) учредителем или приобретенного указанным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества

Название документа:
Номер документа: 160-р
Вид документа: Распоряжение Правительства РФ
Принявший орган: Правительство РФ
Статус: Действующий

Документ будет изменен

Опубликован: Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.02.2017, N 0001201702030026

Собрание законодательства Российской Федерации, N 6, 06.02.2017, ст.1010

Дата принятия: 31 января 2017
Дата начала действия: 31 января 2017