Рассмотрение дела – наиболее важная стадия административного процесса, поскольку ее задачей является проверка, юридическая оценка всех обстоятельств дела и принятие по нему решения. На подготовительном этапе, прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению дела, судья, должностное лицо выясняют следующие вопросы:

· относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

· имеются ли обстоятельства, исключающие административный процесс;

· правильно ли составлен протокол об административном правонарушении;

· достаточно ли имеющихся по делу материалов;

· имеются ли ходатайства и отводы;

· извещены ли участники процесса о времени и месте рассмотрения дела.

Статья 11.2 ПИКоАП устанавливает сроки рассмотрения дела об административном правонарушении. Общий срок рассмотрения дела составляет пятнадцать дней со дня получения судьей, должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола и иных материалов.

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест или депортацию, рассматривается в день получения протокола и других материалов дела, но не позднее сорока восьми часов с момента административного задержания физического лица в случае, если такое задержание было осуществлено и личность задержанного установлена.

Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется процесс, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. Исключения из общего правила устанавливаются для рассмотрения дел, по которым было проведено административное расследование (по месту нахождения органа расследования), дел о правонарушениях несовершеннолетних (по месту жительства лица, в отношении которого ведется процесс), дел об административных правонарушениях, влекущих лишение права управления транспортным средством (по месту учета транспорта).

Рассмотрение дела об административном правонарушении может быть приостановлено: при назначении экспертизы – на срок проведения экспертизы; при утрате физическим лицом дееспособности – до назначения ему представителя; в случае болезни либо если имеются другие уважительные причины и если лицо не ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие. Рассмотрение дела возобновляется, если отпали основания для его приостановления.

Судья, должностное лицо, ведущее административный процесс, в случае несоблюдения требований к форме или содержанию протокола либо прилагаемых материалов в пятидневный срок возвращает дело органу, направившему его для рассмотрения. После устранения недостатков дело вновь может быть направлено в орган, ведущий процесс. Срок в этом случае исчисляется со дня повторного поступления дела.

Судья, должностное лицо, ведущее процесс, направляет дело по подведомственности, если будет установлено, что его рассмотрение не относится к их компетенции.

При рассмотрении дела участие физического лица, в отношении которого ведется процесс, законных представителей несовершеннолетнего или недееспособного обязательно. Дело может быть рассмотрено без их участия, если:

· физическое лицо признает свою вину или письменно ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие;

· физическое лицо и законный представитель, извещенные надлежащим образом, уклоняются от участия в процессе и невозможно осуществить их привод. При неявке защитника рассмотрение дела откладывается, но не более чем на пять дней.

Участие представителя юридического лица, если статья КоАП предусматривает административную ответственность, обязательно, за исключением случаев, когда он уклоняется от явки либо юридическое лицо письменно ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Другие участники административного процесса могут участвовать в рассмотрении дела, если судья или должностное лицо признают их участие необходимым.

Непосредственное разбирательство дела об административном правонарушении несет особую правовую нагрузку, поскольку именно на этом этапе разрешается дело по существу. Порядок рассмотрения дела представляет собой совершение определенных процессуальных действий, осуществляемых в логической последовательности. Прежде всего, объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности. Далее устанавливается факт явки всех лиц, участвующих в процессе, проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя. Выясняется, извещены ли участники процесса по делу, выясняются причины неявки и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела. Участникам процесса разъясняются их права и обязанности; рассматриваются заявленные отводы и ходатайства (ст.11.5 ПИКоАП).

Председательствующий коллегиального органа или судья обязан выяснить:

· было ли совершено административное правонарушение;

· виновно ли данное физическое лицо в его совершении;

· подлежит ли физическое лицо административной ответственности;

· имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

· причинен ли вред административным правонарушением;

· виновно ли юридическое лицо в совершении административного правонарушения;

· подлежит ли юридическое лицо административной ответственности, если статьей КоАП за данное правонарушение установлена административная ответственность юридического лица.

Могут учитываться и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В ходе рассмотрения дела оглашается протокол об административном правонарушении и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического или представителя юридического лица, в отношение которых ведется процесс, показания других лиц, пояснения специалиста и заключение прокурора. Данные процессуальные действия направлены на обеспечение принципов равенства всех перед законом, открытости, состязательности и гласности процесса по делу.

При рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом (в судебном заседании) ведется протокол. В нем отражаются все процессуальные действия, которые совершались в ходе непосредственного разбирательства. Протокол является важным источником информации для судей и должностных лиц вышестоящих органов, поэтому его форма и содержание должны соответствовать ПИКоАП (ст.11.7, 11.8). В нем указываются:

· место и дата заседания;

· время его начала и окончания;

· наименование и состав коллегиального органа (или каким судьей);

· секретарь судебного заседания;

· сведения о явке лиц, участвующих в процессе;

· данные о лице, в отношение которого ведется процесс;

· ход заседания;

· ходатайства участников процесса;

· разъяснение участникам процесса их прав и обязанностей;

· указание на вынесенное постановление, разъяснение срока и порядка его обжалования;

· ознакомление с протоколом и разъяснение срока подачи на него замечаний.

После подписания протокола участники процесса в течение трех суток вправе представить свои замечания в отношении полноты и правильности его составления.

Рассмотрев дело, суд, орган, ведущий процесс, выносят постановление. В нем должны быть указаны:

· время и место вынесения постановления;

· фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица;

· состав коллегиального органа, вынесшего постановление;

· сведения о лице, в отношении которого ведется процесс;

· обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

· статья КоАП, предусматривающая административную ответственность;

· мотивированное решение по делу;

· срок и порядок обжалования постановления;

· размер имущественного ущерба, сроки и порядок его возмещения.

В постановлении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест (ст.11.9 ПИКоАП).

В постановлении по делу об административном правонарушении в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, за которое в качестве взыскания предусмотрена депортация, при принятии должны быть решены вопросы: о сроке закрытия въезда в Республику Беларусь; о государстве, в которое депортируется иностранный гражданин или лицо без гражданства; о пункте пропуска через Государственную границу, в котором будет осуществляться депортация, дате и времени ее проведения; о порядке и сроке депортации.

Виды постановлений:

1) о наложении административного взыскания;

2) о прекращении дела об административном правонарушении;

3) о передаче материалов дела по месту работы, для привлечения к дисциплинарной ответственности.

Постановление о назначении взыскания выносится в том случае, если виновность лица доказана, или если нет обстоятельств, исключающих административную ответственность, или отсутствуют основания для его освобождения. Данный документ влечет за собой правовые обязанности по их исполнению как для правонарушителя, так и для государственных органов.

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. По ходатайству участника процесса ему вручается копия постановления. В случае отсутствия лица при рассмотрении дела в течение трех дней копия должна быть ему вручена или выслана заказным письмом.

По делам, связанным с огнестрельным оружием и боеприпасами, копия постановления направляется соответствующему юридическому лицу для сведения и органу внутренних дел для рассмотрения вопроса о запрещении этому лицу пользоваться огнестрельным оружием.

Постановление о наложении взыскания вступает в законную силу по истечении срока на обжалование и опротестование.

1. При рассмотрении дела об административном правонарушении:

1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с частью 3 статьи 29.4 настоящего Кодекса;

9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 настоящего Кодекса.

2. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

3. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

Комментарий к Ст. 29.7 КоАП РФ

1. Рассмотрение дела об административном правонарушении начинается с объявления о том, кто рассматривает данное дело, какое дело подлежит рассмотрению и о каком правонарушении, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности.

Затем устанавливается явка физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела, устанавливается личность каждого из явившихся, проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя. Выясняется, извещены ли в установленном порядке участники производства по делу и каковы причины их неявки.

В отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшего и некоторых иных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении их о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступили ходатайства об отложении рассмотрения дела либо такие ходатайства оставлены без удовлетворения.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, привлекаемого к ответственности, законного представителя несовершеннолетнего лица, совершившего правонарушение, и законного представителя юридического лица. При рассмотрении некоторых категорий дел присутствие привлекаемого к ответственности физического лица является обязательным.

С учетом изложенного принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие соответствующих лиц, если это допускается КоАП РФ, или решение об отложении рассмотрения дела, которое выносится в виде определения.

2. После принятия решения о продолжении рассмотрения дела лицам, участвующим в рассмотрении, разъясняются их процессуальные права и обязанности, рассматриваются заявленные отводы и ходатайства.

Определение об отложении рассмотрения дела выносится в случае поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу. Отвод члена коллегиального органа может не повлиять на процедуру рассмотрения дела, если количество оставшихся членов является достаточным для признания заседания правомочным. Аналогичное определение выносится при отводе специалиста, эксперта или переводчика.

Если рассмотрение дела отложено в связи с неявкой без уважительных причин ранее упомянутых лиц, участие которых признается или является обязательным при рассмотрении дела, выносится определение о приводе указанных лиц.

В случае продолжения рассмотрения дела оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и другие материалы дела, заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, привлекаемых к ответственности, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, заслушиваются пояснения специалиста и заключение эксперта, если они были привлечены к участию в производстве по делу, исследуются иные доказательства.

В случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

При необходимости осуществляются другие процессуальные действия, предусмотренные КоАП РФ.

Новая редакция Ст. 29.7 КоАП РФ

1. При рассмотрении дела об административном правонарушении:

1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с частью 3 статьи 29.4 настоящего Кодекса;

9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 настоящего Кодекса.

2. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

3. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

Комментарий к Статье 29.7 КоАП РФ

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении представляет собой определенную последовательность процессуальных действий, направленную на защиту прав и законных интересов лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, и установление объективной истины. Прежде чем перейти к рассмотрению дела по существу, субъект, уполномоченный рассматривать дело, должен установить наличие всех условий, необходимых для рассмотрения дела об административном правонарушении.

Субъект, уполномоченный рассматривать дело, объявляет, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению и каковы правовые основания привлечения к административной ответственности.

Важно установить наличие полномочий законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя. Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Полномочия защитника или представителя удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, либо доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

Важным условием рассмотрения дела по существу является наличие участников производства по делу об административном правонарушении. В случае их отсутствия необходимо принять решение либо о рассмотрении дела, либо об отложении рассмотрения дела. Решение о рассмотрении дела в отсутствие некоторых участников производства по делам об административном правонарушении (лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законных представителей физического и юридического лица) возможно лишь в том случае, если имеются данные о надлежащем извещении данных лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от этих участников не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности и рассматриваются заявленные отводы и ходатайства.

По итогам проверки наличия условий, необходимых для рассмотрения дела, могут быть вынесены определения трех видов: об отложении рассмотрения дела; о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела; о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.

Основанием вынесения определения об отложении рассмотрения дела может быть: поступление заявления о самоотводе или отводе лица, рассматривающего дело; отвод специалиста, эксперта или переводчика; необходимость явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов, назначения экспертизы.

В том случае, если все условия, необходимые для рассмотрения дела по существу, соблюдены, необходимо огласить протокол об административном правонарушении и иные материалы дела. Затем заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания иных участников рассмотрения дела. Именно на данной стадии устанавливается факт противоправности совершенного деяния, виновности субъектов, привлекаемых к административной ответственности, наличие отягчающих или смягчающих обстоятельств.

Другой комментарий к Ст. 29.7 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Непосредственное разбирательство дела об административном правонарушении несет особую правовую нагрузку, поскольку именно на этом этапе разрешается дело по существу.

Разбирательство дела об административном правонарушении по существу означает выяснение обстоятельств, с которыми связываются такие правовые последствия, как привлечение лица к административной ответственности и наложение административного взыскания. Выяснение обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, является обязанностью органа (должностного лица), рассматривающего дело об административном правонарушении. Так, подлежат выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении следующие обстоятельства: а) было ли совершено административное правонарушение; б) виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности; в) имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность; г) причинен ли имущественный ущерб; д) другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

2. В комментируемой статье впервые законодательно регламентируется логическая последовательность совершения процессуальных действий при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу:

согласно п.1 ч.1 рассмотрение дела начинается с объявления судьей состава коллегиального органа или представления должностного лица, рассматривающего дело. Судья, председательствующий в заседании коллегиального органа, или должностное лицо, рассматривающее дело, объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

проверяется явка участников. Их полномочия проверяются путем проверки представленных соответствующих документов (удостоверений личности, доверенностей, документов, удостоверяющих полномочия законных представителей, а также представителей общественных организаций. Например, полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение);

путем опроса выясняется, кто из участников производства не явился и какова причина неявки. При этом могут быть уточнены причины отсутствия путем изучения поступивших писем, сообщений, телеграмм, отметок на возвращенных повестках, на извещениях об их вручениях;

лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности с тем, чтобы они имели возможность принимать активное участие в процессе. Например, переводчику разъясняется, что перевод должен касаться объяснений, показаний, заявлений, ходатайств, задаваемых вопросов и ответов, высказанных мнений и пожеланий лица, не владеющего языком, на котором осуществляется производство дела об административном правонарушении.

При разъяснении обязанностей нелишне указать на возможные последствия их несоблюдения. Разъяснения даются в доступной для лиц, участвующих в деле, форме, четко и ясно. Формальный подход к разъяснению прав и обязанностей может привести к тому, что лица, которым адресовано разъяснение, останутся в неведении относительно своих процессуальных прав и обязанностей;

рассматриваются ходатайства лиц, участвующих в производстве, в частности, ходатайства об отводе лиц, участвующих в деле; о рассмотрении дела в отсутствие одного из участников производства по делу; об отложении дела; о возвращении протокола и других материалов дела лицу, составившему протокол; об оказании помощи в собирании доказательств; о привлечении дополнительных свидетелей; о назначении экспертизы; о прекращении дела, о приостановлении дела и др.

3. Отложение рассмотрения дела представляет собой процессуальные действия судьи, должностного лица по переносу разбирательства дела по существу на другое назначенное время. Его осуществление возможно в любой части рассмотрения дела об административном правонарушении, если имеются к этому основания.

Во всех случаях отложение оформляется определением, в котором указываются мотивы отложения, время рассмотрения и те действия, которые должны быть выполнены до нового рассмотрения. О новом рассмотрении дела об административном правонарушении присутствующие извещаются под расписку, а отсутствующим направляются повестки и извещения.

4. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении КоАП РФ установлена определенная последовательность процессуальных действий, направленная на обеспечение принципов производства, таких как равенство всех перед законом, открытость, устность и гласность, состязательность:

оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. После оглашения протокола и иных материалов дела судья, должностное лицо, председательствующий коллегиального органа выясняет у лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, понятно ли ему содержание данных документов;

заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, пояснения специалиста и заключение эксперта, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. По окончании объяснений каждым из лиц, участвующих в деле, их представителям задаются вопросы.

5. При многообразии процессуальных действий, которыми обладают лица, участвующие в деле, нет необходимости в полном и подробном их перечислении и разъяснении в частности в тех случаях, когда совершение процессуальных действий, право на которые имеется по обстоятельствам дела, вряд ли предполагаются. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия, в соответствии с настоящим Кодексом.

6. На стадии рассмотрения возможно соединение и выделение дел об административных правонарушениях. Так, в одном производстве могут быть соединены дела о нарушениях, за совершение которых привлекаются к ответственности одно и то же лицо или несколько лиц в соучастии. Выделение дела о нарушении таможенных правил допускается только в случаях, вызываемых необходимостью, если это не отразится на всесторонности, полноте и объективности разрешения дела. Соединение и выделение дел производится по постановлению должностного лица, судьи, на рассмотрении которого находится дело об административном правонарушении.

7. Если в ходе рассмотрения первоначальная квалификация действий лица, привлекаемого к ответственности по двум и более статьям, не подтверждается в какой-либо части, выносится мотивированное постановление о прекращении производства по делу в отношении вменяемого состава административного правонарушения.

После рассмотрения, исследования и проверки всех доказательств, собранных и представленных участниками производства по делу об административном правонарушении, судья, должностное лицо, рассматривающие дело, спрашивают у лиц, участвующих в деле, и представителей, не желают ли они дополнить материалы дела.

Участники могут высказать свое мнение по поводу юридической оценки, обоснованности привлечения к административной ответственности, квалификации административного правонарушения, меры наказания, по всем другим вопросам, подлежащим разрешению при назначении наказания. Ограничение во времени при высказывании мнений законом не предусмотрено. Однако судья, должностное лицо вправе останавливать участвующих в прениях лиц, если они касаются обстоятельств, не имеющих отношения к рассматриваемому делу. В свою очередь участники прений при несогласии с замечаниями судьи, должностного лица вправе заявить свои возражения, требовать занесения их в протокол. Право последнего высказывания всегда принадлежит физическому лицу, привлекаемому к административной ответственности, и его защитнику. Выступление защитника в судебных прениях должно быть подчинено отстаиванию интересов своего доверителя. В связи с этим защитник в прениях излагает судье, должностному лицу соображения защиты по существу дела и обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, о мере наказания и о гражданско-правовывх последствиях.

Если в прениях участвует потерпевший, то он вправе изложить свое мнение по поводу доказанности обстоятельств, которые должны быть разрешены в постановлении.

  • Вверх

С вопросами административного права сталкиваются все граждане, независимо от своего статуса, занимаемой должности или рода деятельности. Данная отрасль охватывает такие сферы как: работа в государственных учреждениях на госслужбе, отношения на дорогах, взаимоотношения граждан, общественный порядок и многое другое. Соответственно, в силу большого количества предусмотренных норм и правил, в данной области устанавливается наибольшее число нарушений.

Правонарушением принято называть противоправное действие (либо же бездействие) лица (физ., юр.), за которое законодательством предусматривается ответственность. Административным называют то, что рассматривается и предусматривает выбор наказания по КоАП.

Правонарушения в данной сфере расцениваются как представляющие наименьшую опасность общественности, поэтому слишком строгих последствий такой деликт не повлечёт. Но стоит знать об особенностях рассмотрения таких дел, чтобы в случае неприятностей уметь отстоять свои права и сохранить справедливость. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

В отличие от уголовных дел, являющихся исключительной компетенцией судебной системы, административные правонарушения с присуждением наказания для лиц, совершивших их, рассматриваются многочисленными органами. Это определяется сферой, которой был нанесён ущерб вследствие виновных деяний.

Гражданам следует, как минимум, понимать, к компетенции какого органа относится то или иное дело – это поможет избежать ошибок и манипуляций со стороны представителей законодательной власти. Рассмотрение дела об административном правонарушении

Итак, приведем несколько примеров:

  • органы внутренних дел, осуществляющие контроль за общественным порядком, уполномочены решать большое количество деликтов. Например, к компетенции полиции относится контроль за соблюдением правопорядка относительно: запрета о курении или распитии алкогольных напитков в общественных местах, мелкого хулиганства, использования технических приспособлений, способных нарушить нормы экологического права или нанести вред окружающим людям, шумоограничивающих предписаний, охраны посевов и так далее;
  • комиссиями по делам несовершеннолетних рассматриваются некоторые дела относительно воспитания и поведения подростков и юношей, не достигших 18-летнего возраста, нарушения обязанностей опекуном и пр.;
  • органы уголовно-исполнительной системы рассматривают некоторые дела в части нарушения правил обращения с изъятыми из свободного оборота вещами. Не пугайтесь названия учреждения – это не влияет на форму постановления по итогам процесса. Также в рассмотрении подобных дел принимают участие налоговые органы;
  • у судебной власти, безусловно, наибольшая доля компетенции. Судами рассматриваются дела практически во всех сферах, начиная от трудового права, где решаются вопросы об ответственности работодателей, например, за допущение работника несоответствующей квалификации к особо опасным работам или неправильное оформление трудовых правоотношений. На судебном заседании рассматриваются все спорные вопросы и имеющие неоднозначность определений, мер ответственности и т.д., в том числе смежные дела.

Видео – Административное производство

Особенности процессуального порядка

Порядок рассмотрения , если данное дело касается административного правонарушения , четко регламентирован на законодательном уровне и прописан в ст. 29.7 КоАП .

Ещё на этапе подготовки к предстоящему рассмотрению, соответствующий орган определяет несколько существенных моментов:

  • наличие документальных оснований;
  • возможность начала производства (то есть соответствие своей компетенции и категории деликта);
  • наличие/отсутствие обстоятельств, исключающих саму возможность рассмотрения (о них поговорим в следующем разделе), также решается вопрос об обстоятельствах, лишающих возможности участия отдельных лиц (судей, экспертов);
  • правильность составления и полноту заполнения документации, прилагаемой к делу;
  • достаточность собранных материалов для объективности принятия решения.
Статья 29.7. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

В обязательном порядке учитывается наличие ходатайств сторон, отводы/самоотводы и прочие нюансы. После этого начинается непосредственное разбирательство.

В ходе рассмотрения дела уполномоченный орган обязан установить все обстоятельства и принять их к вниманию. В частности, заслушать показания сторон, рассмотреть ходатайства, особенно важны меры по привлечению свидетелей и назначение судебной экспертизы (данный механизм существенно увеличил шансы отстоять свою правоту, ведь каждый может даже нанять независимого специалиста и предать его заключение судье).

Закон обязывает произвести также формальные процессуальные действия: объявить, кто рассматривает, какой деликт является предметом исследования, установить явку участников (ведь в некоторых случаях она влияет на порядок дальнейшего развития событий и принятых решений). Крайне важно разъяснить представителям обеих сторон процессуальные права. Нарушение любого из указанных пунктов прямо влияет на процесс, ведь может стать поводом для начала нового рассмотрения или пересмотра дела в дальнейшем. Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Срок, на протяжении которого могут рассматриваться дела о деликтах, составляет пятнадцать дней от даты получения судом или другим органом всех собранных материалов и непосредственно самого протокола о совершённом проступке. Данный срок может быть продолжен до одного месяца при наличии мотивированного определения. Если санкция статьи предусматривает возможность ареста, и лицо, совершившее нарушение, задержано, то рассмотрение проводится в день получения.

Обычно рассмотрение проводится по месту совершения, однако могут быть исключения. Например, в отношении несовершеннолетних рассмотрение происходит по месту их жительства, хотя и по ходатайству сторон-участников события, в некоторых случаях дело может быть передано другому судебному органу. Если перед непосредственным рассмотрением проводилось админ. расследование, то разбираться дело будет по месту расположения органа, совершающего действие.

В процессе заседания оглашается Протокол, составленный по факту самого правонарушения, детально рассматриваются приложенные материалы.

Важно! В Протоколе должен быть указан не только номер статьи, а и четко расписано её название, т.к. влияет на определение ведомственности, а затем – на установление меры ответственности.

Пример заполнения протокола об административном задержании за мелкое хулиганство

В процессе рассмотрения дела подлежат заслушиванию объяснения физлица по совершенному факту противоправного деяния или представителя на законных основаниях юрлица, в отношении которого было открыто рассматриваемое производство, кроме того, принимаются показания иных лиц-участников производства. Особенное внимание уделяется пояснениям специалистов и заключению эксперта, изучаются все предъявленные доказательства, а при участии прокурора в процессе заслушивается и его заключение.

Результаты любого админпроцесса оформляются постановлением, предписывающим определённое наказание или содержащим заключение о закрытии производства. Все вынесенные решения должны быть оглашены сразу по окончанию процесса (это тоже процессуальное требование). Копии документа вручаются физическому или юрлицу, его законному представителю или защитнику, обязательно под расписку о получении. Если указанные лица не присутствовали при рассмотрении дела, то копия документа может высылаться по почте в течение трёх дней. Как должна выглядеть копия постановления, выдаваемая участникам процесса

Есть ли случаи, при которых производства может и не быть?

Некоторые факты законодательно исключают саму возможность проведения производства по рассмотрению админправонарушения. Их нужно всегда помнить, ведь в отдельных ситуациях они спасают людей от произвола (или просто позволяют выиграть время).

  1. Наиболее очевидный повод – отсутствие самого факта деликта или же состава правонарушения (здесь прибавляется фактор вины).
  2. Если лицо действовало в ситуации крайней необходимости, не причинив вреда общественности, то его деяния не могут наказываться вне зависимости от сферы нарушения и отрасли права, поскольку отсутствует общественная опасность.
  3. Априори не может существовать процесс против умершего человека или юрлица, о котором в реестр внесены сведения о прекращении деятельности.
  4. Интересно, что, если будет издан новый законодательный акт, отменяющий положение, по которому рассматривается нарушение, процесс прекращается за неимением фактического нарушения.
  5. Издание амнистии также включено в этот перечень, однако довольно редко данный акт касается админправонарушений.
  6. Истечение сроков давности события.
Этапы административного процесса

Заключение

В КоАП слишком много статей и видов ответственности, предусмотренных за то или иное правонарушение. Каждый случай индивидуален и подлежит отдельному рассмотрению с учетом всех нюансов и малейших деталей. Попав в неприятную ситуацию, не стоит пускать её «на самотёк», обязательно проконсультируйтесь с юристом. Компетентный в правовых вопросах специалист обязательно подскажет, на что стоит обратить внимание, как защитить вам собственные интересы, как подать апелляцию (если будет нужно) и т.д.


Важнейшей составляющей производства по делам об административных правонарушениях является стадия рассмотрения дела об административном правонарушении и вынесение постановления по делу. Именно на этом этапе решается вопрос о виновности или невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности, подтверждается обоснованность административной ответственности. Следовательно, на указанной стадии производства значительно повышается значимость института защиты прав и законных интересов граждан, в данном случае могут нарушаться права граждан на свободу, на чистоту своего имени, деловой репутации.
Обращает внимание, что обязанность соответствующих должност- ных по защите прав привлекаемых к административной ответственности лиц распространяется в равной мере на всех субъектов административно-правовых отношений - граждан Российской Федерации, иностранных граждан, а также лиц без гражданства.
Административная ответственность может существенно затрагивать конституционные права и свободы граждан, - отмечает А. С. Прудников, - поэтому правовое государство должно строго регламентировать порядок ее применения, предоставляя тем, на кого она распространяется, необходимые гарантии62. Некоторые из них прямо содержатся в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Так, например, ст. 1.6 Кодекса «Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением» императивно предписывает правомочным должностным лицам органов административной юрисдикции четко регламентированные условия наложения наказаний:

100
лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом;
применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом;
при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.
Столь подобное правовое предписание условий наложения административных наказаний в условиях построения правового государства представляется оправданным и целесообразным. В повседневной практической правоприменительной деятельности, одной из сторон которой является гражданин, соблюдение указанных условий является обязательным. Более того, в иных статьях КоАП России законодатель уточняет порядок действий правоприменителя по наложению административных наказаний. Путем анализа соответствующих статей Кодекса рассмотрим этот порядок.
Начальным этапом деятельности компетентных должностных лиц по рассмотрению дел является подготовительный период. Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в соответствии со ст. 29.1 КоАП обязаны выяснить следующие вопросы:
относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
62 См.: Прудников А.С., Андриашин Х.А. Административно-правовое обеспечение прав и свобод человека и гражданина: Учебник для вузов. М.: Закон и право, 1998. С. 55.

  • имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рас
    смотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должност
    ным лицом;
  • правильно ли составлены протокол об административном пра
    вонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодек
    сом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;
  • имеются ли обстоятельства, исключающие производство по де
    лу;
  • достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмот
    рения по существу;
  • имеются ли ходатайства и отводы.
В данном случае представляется необходимым чаще обращаться к правовым предписаниям, направленным на защиту чести и достоинства личности, права на неприкосновенность частной жизни. Имеется в виду наделение должностных лиц административной юрисдикции правом проведения закрытого рассмотрения дела. Это представляется целесообразным в случаях, когда недопустимо разглашение интимных обстоятельств жизнедеятельности лица, привлекаемого к ответственности, а также иных лиц (например, законных представителей)63.
Субъекты административной юрисдикции, на рассмотрение которых передано дело об административном правонарушении, не могут рассматривать данное дело в случае, если это лицо:
  • является родственником лица, в отношении которого ведется
    производство по делу об административном правонарушении, потерпев
    шего, законного представителя физического или юридического лица, за
    щитника или представителя;
  • лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела.
63 См.: Якимов А. Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации: Монография. М: Проспект, 1999. С. 136 - 137.

102
В случае выявления указанных обстоятельств судья, член коллегиального органа, должностное лицо обязаны заявить самоотвод. Заявление о самоотводе подается председателю соответствующего суда, руководителю коллегиального органа, вышестоящему должностному лицу. Заявление об отводе рассматривается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.
При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в соответствии с ч. 1 ст. 29.4 КоАП России разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:

  1. о назначении времени и места рассмотрения дела;
  2. о вызове заинтересованных лиц, об истребовании необходимых
    дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;
  3. об отложении рассмотрения дела;
  4. о возвращении протокола об административном правонаруше
    нии и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые соста
    вили протокол, в случае составления протокола и оформления других ма
    териалов дела неправомочными лицами, неправильного составления про
    токола и оформления других материалов дела либо неполноты представ
    ленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении
    дела;
  5. о передаче протокола об административном правонарушении и
    других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если
    рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должност
    ного лица, к которым протокол об административном правонарушении и
    другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено опре
    деление об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного
    лица.

103
При анализе изложенных правовых предписаний спорным представляется содержание пункта 4 о возможности возвращения протокола и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол. По нашему мнению, выполнение данных процессуальных действий неизбежно приведет к неоправданному затягиванию процедуры привлечения граждан к административной ответственности. Не следует забывать, что дела об административных правонарушениях характеризуются, прежде всего, небольшим объемом процессуального материала. В случае же выявления каких-либо погрешностей при оформлении поступившего на рассмотрение протокола и/или других необходимых при этом документов соответствующему органу (должностному лицу) административной юрисдикции самому надлежит их устранять в рабочем порядке. При возникновении подобной ситуации представляется уместной рекомендация Е. В. Ламанова, верно, по нашему мнению, считающего, что «необходимо рассматривать дело по существу и выносить определение о прекращении производства по делу в связи с недоказанностью или отсутствием события или состава административного проступка, а не возвращать протокол (материалы дела) ... Не следует реанимировать в административно-юрисдикционном процессе негативную практику уголовного судопроизводства, когда в связи с отсутствием вины в целях невынесения оправдательного приговора дело возвращалось для производства дополнительного
64 /-\
расследования» . Очень верное пожелание, которое заслуживает рассмотрения и внесения в виде отдельной правовой нормы в действующий КоАП России.
При решении данных вопросов необходимо также, по нашему мнению, уточнить статус привлекаемых к ответственности лиц. Очень важно при этом обратиться к уточнению некоторых встречающихся в административно-правовой литературе терминов, имеющих принципиальное
64 См.: Ламанов Е. В. Деятельность судьи районного (городского) суда в производстве по делам об административных правонарушениях: Монография. Воронеж: Из-

104
правовое значение. Анализ отдельных научных работ позволил выявить
¦ неоднозначность толкования и правильного понимания терминов, напри-
мер, «субъект административной ответственности», «субъект административного правонарушения». В структуре административно-юрисдикционных отношений необходимо точное уяснение их сути.
В данном случае целесообразно обратиться к трудам В. В. Денисенко, одному из немногих ученых-административистов, уделивших необходимое внимание этому важному вопросу. «Понятие «субъект административной ответственности» необходимо отграничивать от понятия «субъект административного правонарушения», поскольку последний не всегда подлежит административной ответственности. Так, сотрудники органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам, за исключением случаев, прямо пре-дусмотренных законодательством. Иными словами, круг субъектов административного правонарушения шире, нежели круг субъектов административной ответственности»65. Вспомним, что к административной ответственности не привлекаются лица, не достигшие 16-летнего возраста (ч. 1 ст. 2.3 КоАП России), к тому же следует иметь в виду, что за некоторые противоправные поступки ответственность может наступить в более позднем возрасте. Например, применение административного наказания, к примеру, за умышленную порчу или уничтожение военного билета возможно лишь к лицам старше 18 лет. Военный билет выдается при призыве граждан на военную службу, а это возможно по общему правилу лишь после исполнения полных 18 лет.
Далее, возвращаясь к отличию понятий «субъект административного правонарушения» и «субъект административной ответственности», уместно напомнить, что в соответствии со ст. 2.8 КоАП России не подлежит
дательство Воронежского государственного университета, 2002. С. 188.
65 См.: Денисенко В. В. Виды административных правонарушений и взыскания,
применяемые за их совершение: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Ростовская ВШ
ШМВД России, 1997. С. 10-11.

105
административной ответственности также физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики. Содержание приведенной правовой нормы при определенном стечении фактических обстоятельств сокращает общее количество субъектов административной ответственности по отношению к субъектам административных правонарушений. Применение в практической деятельности изложенного понимания понятийного аппарата будет способствовать исключению возможных ошибок.
Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно когда этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц. В то же время следует иметь в виду, что ино- -гда, с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, может быть принято решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении. Данный вердикт выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения.
По общему правилу рассмотрение протокола об административном правонарушении, а также решение вопроса о возможном выборе вида и размера наказания за совершенный проступок осуществляется в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол, и иных заинтересованных в деле лиц. Изучение практики рассмотрения дел об административных правонарушениях в различных регионах Российской Федерации свидетельствует о недопустимо низком участии в производстве по делам

106
об административных правонарушениях некоторых участников данного
производства. Зачастую указанные выше процессуальные действия осуществляются в отсутствие главного субъекта - подозреваемого в совершении правонарушения лица. Редко на заседаниях коллегиальных органов, а также при рассмотрении дел должностными лицами административной юрисдикции присутствуют свидетели, потерпевшие. Отсутствие указанных участников при рассмотрении дел не способствует всестороннему, полному и объективному изучению всех обстоятельств выявленного и должным образом задокументированного поступка лица, подозреваемого в совершении административного правонарушения.
В случае если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины вызванных лиц, отсутствие которых препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц. Как правило, привод осуществляют органы внутренних дел. В целях обеспечения личного участия, а следовательно и защиты прав привлекаемых к ответственности лиц за день-два до начала судебного заседания связаться с органом, исполняющим определение о приводе, и узнать, кому именно оно передано и будет ли обеспечено его исполнение. Изучение правоприменительной практики в г. Москве и Московской области показало, что об исполнении (неисполнении) определения о приводе орган административной юрисдикции, как правило, узнает после начала рассмотрения дела, что представляется не совсем верным, не обеспечивающим необходимый уровень правовой защиты граждан. Особое беспокойство изложенное обстоятельство вызывает в связи с вступлением Российской Федерации в Совет Европы и взятыми при этом на себя правозащитными обязательствами.
Как правило, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Но законодатель по ходатайству лица, в

107 отношении которого ведется производство, допускает рассмотрение по
месту жительства данного лица. В то же время дело, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, его проводившего.
Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также предусмотренных статьями 5.33, 5.34, 6.10, 20.22 КоАП, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство. Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства.
Законом при рассмотрении дела об административном правонарушении предусмотрено совершение ряда процессуальных действий:

  1. объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рас
    смотрению, кто и на основании какого закона привлекается к администра
    тивной ответственности;
  2. устанавливается факт явки физического лица, или его законного
    представителя, или законного представителя юридического лица, в отно
    шении которых ведется производство по делу об административном пра
    вонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;
  3. проверяются полномочия законных представителей физического
    или юридического лица, защитника и представителя;
  4. выясняется, извещены ли участники производства по делу в ус
    тановленном порядке, устанавливаются причины неявки участников про
    изводства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутст
    вие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;
  5. разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их пра
    ва и обязанности;
  6. рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;
  7. выносится определение об отложении рассмотрения дела в слу
    чае:
  1. поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, чле
    на коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, ес
    ли их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
  2. отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный
    отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
  3. необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела,
    истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспер
    тизы;
  1. выносится определение о приводе лица, участие которого при
    знается обязательным при рассмотрении дела;
  2. в необходимых случаях выносится определение о передаче дела
    на рассмотрение по подведомственности в соответствии со ст. 29.5 КоАП
    России.
После выполнения указанных действий должностными лицами ад-министративно-юрисдикционного органа в соответствии с действующим законодательством:
оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела;
заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении;
показания других лиц, участвующих в производстве по делу;
пояснения специалиста и заключение эксперта;
исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.
В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с действующим законодательством об административных правонарушениях.
В практической деятельности должностных лиц органов административной юрисдикции следует руководствоваться вышеизложенными об-

109
щепринятыми правовыми нормами. Повышение уровня правовой культуры населения в ряде случаев усложняет работу по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Привлекаемое к ответственности лицо, в первую очередь, иные заинтересованные в деле лица, вправе знакомиться со всеми материалами дела. Как правило, это право субъекты правоотношений реализуют при составлении протокола и иных материалов дела, в намного меньшей степени - при непосредственном рассмотрении протокола и иных материалов дела. В данном случае представляется заслуживающей внимания озабоченность И. Ш. Килясханова о предоставлении участвующим в рассмотрении дела лицам реальной возможности ознакомления со всеми материалами дела «в окончательно оформленном варианте (с пронумерованными страницами, описью включенных в дело документов). Одним из основных условий рассмотрения дела об административном правонарушении должно стать отсутствие в деле документов, не предъявленных лицу, привлекаемому к административной ответственности, если законом предусмотрено обязательное ознакомление с ними»66. Должностное лицо в повседневной практической деятельности должно неукоснительно руководствоваться требованием закона о применении административного наказания в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В его отсутствие наказание может быть применено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от нарушителя не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Действующим законодательством не определена форма ходатайства. В то же время в процессе применения административных наказаний, по нашему мнению, нужно учитывать следующее обстоятельство. Привлекаемое к ответственности лицо с учетом неопределения формы ходатайства имеет право заявить его
66 См.: Килясханов И. Ш. Права и свободы граждан в сфере административно-юрисдикционной деятельности милиции: Монография. Омск, 1996. С. 47.

по
как в устной, так и в письменной форме. При этом представляется, что предпочтение надо отдать второй - письменной форме. Нельзя исключать при определенном развитии административно-деликтных отношений возможности обжалования (опротестования) постановления о применении административного наказания. Подшитое же к материалам дела письменное ходатайство заинтересованного лица о переносе места и/или времени, безусловно, будет способствовать объективному, полному и всестороннему рассмотрению жалобы (протеста).
Следовательно, хотя присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, и не является обязательным условием рассмотрения дела, однако необходимо надлежащее извещение его.
При этом хотелось бы обратить внимание на некоторые процессуальные особенности извещения лица, имеющие непосредственное отношение к защите прав привлекаемых к административной ответственности граждан. В широко доступной юридической литературе встречаются ошибочные мнения о правовых требованиях к извещению лица. Например, можно прочитать, что «извещение, особенно несудебного органа, может быть выслано заказным письмом с уведомлением без каких-либо «судебных» отметок. В этом случае оно доставляется почтальоном в почтовый ящик адресата с отметкой работника почты на уведомлении о доставке (роспись адресата в этом случае не предусмотрена). Такое уведомление в деле может служить доказательством доставки адресату извещения»67. Думается, что в данном случае отсутствует главная составляющая процесса - конечная направленность, достижение желаемой правоприменителем цели данного процессуального действия.
В материалах дела должны быть данные, позволяющие достоверно судить о надлежащем извещении привлекаемого к ответственности лица о времени и месте рассмотрения дела об административном правонаруше-
67 См.: Турусов А. А. Осторожно: КоАП - защищайтесь! (Административные правонарушения). Ростов-на-Дону, 1999. С. 109.

Ill
нии. Причем, как отмечалось в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 октября 1995 г., наличие только корешков направленных повесток без росписи лица о получении их является явно недостаточным. Данное обстоятельство при отсутствии сведений о получении повесток не означает надлежащего уведомления о времени и месте рассмотрения дела.
Заочное применение административного наказания нежелательно. Задача юрисдикционного органа заключается не столько в наказании, сколько в воспитании и перевоспитании нарушителей, а это может быть достигнуто лишь в случае личного присутствия виновного при наложении на него административного наказания. Особенно важно присутствие нарушителя в случае применения к нему таких мер административного воздействия, как предупреждение69.
Верховный Суд Российской Федерации неоднократно обращал внимание на необходимость присутствия при рассмотрении дела лица, привлекаемого к административной ответственности. По мнению высшей судебной инстанции, неизвещение лица о месте и времени рассмотрения дела, а также рассмотрение дела заочно без его согласия следует рассматривать как нарушение порядка применения административного наказания, являющегося обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело и применяющих наказание70. Обращает внимание четко выраженная позиция Верховного Суда по рассматриваемому вопросу, что вытекает из определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2002 г. Данным решением производство по делу об административном правонарушении в отношении гр. П. было прекращено. Основанием для этого явилось вынесение постановления о наложе-
68 См.: Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1996. № 8. С. 8.
69 См.: Галаган И. А. Административная ответственность в СССР (процессуаль
ное регулирование). Воронеж, 1976. С. 128.
См.: Определение Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 1997 г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1997. № 10. С. 3-4.

112
нии судебным приставом-исполнителем административного штрафа в отсутствие привлекаемого к ответственности лица71. Повторимся, что в отсутствие привлекаемого к ответственности лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от нарушителя не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
При этом следует также иметь в виду, что нормами КоАП России допускается с учетом фактических обстоятельств конкретного дела признание обязательного присутствия при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу. К примеру, таковыми являются дела, влекущие административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства.
Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать на него отрицательное влияние.
Важной проблемой при рассмотрении материалов дела и определении вида и размера наказания является предусмотренная законом обязанность правомочного должностного лица выяснить имущественное положение привлекаемого к административной ответственности лица. Установление фактического имущественного и материального положения правонарушителя в значительной степени повышает эффективность наказания. Малоэффективно, например, применение наказания в виде административного штрафа на неработающего или находящегося на чьем-то иждивении правонарушителя, гражданина, получающего пенсию по случаю по-
71 См.: Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2002. № 10. С. 7 - 8.

113
тери кормильца72. Игнорирование в правоприменительной практике данного правового положения по понятным причинам не будет способствовать повышению авторитета закона, а также исполнительной власти в целом.
Следует иметь в виду, что в правоприменительной практике в соответствии со здравым рассудком участники административно-юрисдикционного процесса вправе как на стадии подготовки, так и непосредственно при рассмотрении материалов дела достичь соглашения об освобождении от доказывания обстоятельств, признанных сторонами. Думается, что административно-юрисдикционный процесс значительно выиграет от так необходимой ему оперативности в случае использования положительного опыта в смежных отраслях российского права. Например, в арбитражном судопроизводстве «предусмотрен новый для нашего права институт освобождения от доказывания обстоятельств, признанных сторонами. Признанные сторонами в результате достигнутого между ними соглашения фактические обстоятельства принимаются арбитражным судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания. Соглашение сторон по фактическим обстоятельствам удостоверяется их заявлениями в письменной форме и заносится в протокол судебного заседания»73. Использование данного опыта значительно сократит общее время правовой процедуры разрешения дела по существу. Вторым важнейшим обстоятельством при этом будет существенное сокращение себестоимости админист-ративно-юрисдикционного процесса в целом за счет отмены проведения возможных экспертиз, а также вызова свидетелей, потерпевших, чье отсутствие в это время на работе подлежит возмещению.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, преду-
72 Более подр. см.: Дугенец А. С. Индивидуализация административной ответственности // Вопросы экономики, управления и права: Сборник научных трудов. М.:
МГУКИ,2002. С. 109.
т

114
сматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП России.
При назначении административного наказания физическому и юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения правомочными судьей, органом, должностным лицом протокола об административном правонарушении и других материалов дела. В случае же поступления ходатайств от участников производства по делу либо при необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо выносят мотивированное определение.
В соответствии с ч. 3 ст. 29.6 КоАП России дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 5.1 -5.25, 5.45 - 5.52 Кодекса, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения компетентным должностным лицом протокола об административном правонарушении и иных материалов дела. Продление срока рассмотрения указанной категории дел действующим законом не предусмотрено.
Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола и других его материалов, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания. В правоприменительной деятельности следует соотносить также сроки привлечения к административной ответственности со сроками давности
73 См.: Бойков О. Арбитражный процессуальный кодекс 2002 года: повышение эффективности судебной защиты // Российская юстиция. 2002. № 10. С. 4.

115 привлечения к ней, что в ряде случаев приобретает определенную про-
ф блематичность. «В ходе разрешения дела об административном правона-
рушении, влекущем применение административного ареста, может сложиться такая ситуация, что лицо, в отношении которого ведется производство, скрывается от явки в суд, умышленно затягивает рассмотрение дела. Учитывая, что КоАП не позволяет рассмотреть дело в отсутствие этого лица, а срок давности применения к административной ответственности ограничен в основном 2 месяцами со дня совершения правонарушения, целесообразно принятие нормы, предусматривающей возможность приостановления производства по делу об административном правонарушении и продлении срока давности привлечения к административной ответственности, влекущего административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или
лица без гражданства, а также при совершении других административных
правонарушений, если лицо умышленно скрывается, уклоняется от явки в суд для рассмотрения дела»74.
Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2 месяцев со дня его совершения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства РФ, законодательства РФ об охране окружающей природной среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе - по истечении 1 года со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня его обнаружения.
74 См.: Ламонов Е. Протокол рассмотрения судьей дела об административном правонарушении // Российская юстиция. 2002. № 10. С. 57.

116
За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее года со дня его совершения, а при длящемся административном правонарушении - года со дня его обнаружения.
В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки исчисляются со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.
В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до времени поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство.
По общему правилу назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за нарушение которой административное наказание было назначено.
Действующее российское законодательство об административной ответственности содержит очень важное положение - никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же совершенный административный проступок.
При рассмотрении дела коллегиальным органом составляется протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении, в котором указываются:

  1. наименование и состав коллегиального органа, рассматривающе
    го дело;
  1. событие рассматриваемого административного правонарушения;
  2. сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, а также
    об извещении в установленном порядке отсутствующих лиц;
  3. отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения;
  4. объяснения, показания, пояснения и заключения соответствую
    щих лиц, участвующих в рассмотрении дела;
  5. документы, исследованные при рассмотрении дела.
Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарем. Часть 1 ст. 29.8 КоАП России не предусматривает ведения протокола единоличного рассмотрения дела об административном правонарушении. По нашему мнению, подобная позиция законодателя направлена на обеспечение оперативности административно-юрисдикционного процесса. В то же время следует иметь в виду существование иных подходов к данной проблеме. Например, М. Я. Масленников выступает за ведение протокола судебного рассмотрения дела. «По наиболее сложным делам ведение протокола судебного заседания было бы, безусловно, целесообразно. Хотя бы уже потому, что в одном только постановлении невозможно полноценно выразить позиции всех участников сложного судебного разбирательства, с участием многих лиц: одного или нескольких подсудимых, потерпевших, свидетелей, экспертов и переводчиков»75. В практической деятельности нельзя исключать ведения протокола, но, представляется, это необходимо только в случаях принципиального расхождения позиций субъектов административно-юрисдикционных отношений, настаивающих на диаметрально противоположных сведениях по существу дела.
Судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одно-
75 См.: Масленников М. Я. Полномочия судьи районного суда при рассмотрении " дел об административных правонарушения // Российская юстиция. 2002. № 7. С. 35.

118 временно с назначением административного наказания решить вопрос о
возмещении имущественного ущерба. Споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства. По делу об административном правонарушении, рассматриваемому иными уполномоченными органом или должностным лицом, спор о возмещении имущественного ущерба разрешается судом в порядке гражданского судопроизводства.
Логическим завершением рассмотрения дела об административном правонарушении является вынесение постановления:

  1. о назначении административного наказания;
  2. о прекращении производства по делу об административном пра
    вонарушении.
В соответствии с ч. 1 ст. 29.9 КоАП России постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении может выноситься только в случаях:
  1. наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих произ
    водство по делу;
  2. объявления устного замечания в соответствии со ст. 2.9 КоАП;
  3. прекращения производства по делу и передачи материалов дела
    прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в
    случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступле
    ния.
В то же время в соответствии с ч. 2 ст. 29.9 КоАП России по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении с учетом выявленных обстоятельств может быть вынесено одно из следующих определений:
1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;

119
2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если
выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.
В постановлении по делу об административном правонарушении в соответствии с действующим законодательством об административной, ответственности должны быть указаны:

  1. должность, фамилия и инициалы судьи, должностного лица, на
    именование и состав коллегиального органа, вынесших постановление;
  2. дата и место рассмотрения дела;
  3. сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
  4. обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
5) статья Кодекса об административных правонарушениях или
иного закона субъекта Федерации, предусматривающих административ
ную ответственность за совершение правонарушения либо основания
прекращения производства по делу;
  1. мотивированное решение по делу;
  2. срок и порядок обжалования постановления.
Если при решении вопроса о назначении судьей административного наказания за совершенное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу об административном правонарушении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.
В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. При этом:
1) вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собст-

120
венность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  1. вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствую
    щие организации или уничтожению;
  2. документы, являющиеся вещественными доказательствами, под
    лежат оставлению в деле в течение всего срока его хранения либо в соот
    ветствии с законодательством страны передаются соответствующим заин
    тересованным лицам;
  3. изъятые ордена, медали, нагрудные знаки к почетным званиям
    Российской Федерации, РСФСР, СССР подлежат возврату их законному
    владельцу, а если он неизвестен, должны быть отправлены в Администра
    цию Президента Российской Федерации.
Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, принимается простым большинством голосов его членов, присутствующих на заседании, и подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление. Оно объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.
Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или его законному представителю, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. Копия может быть также выслана указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения постановления. В данном случае уместно проявление общеправового принципа процессуальной оперативности. Следует также иметь в виду, что от вручения копии постановления по делу зависит в ряде случаев также реализация института обжалования данного постановления в целом.
Значимость указанного процессуального действия определяется прежде всего тем, что постановление по делу является юридическим фактом, порождающим для привлеченного к ответственности лица отношения

121 ответственности. Невыполнение данного процессуального действия, как
отмечалось в юридической литературе, а также несоблюдение предусмотренного действующим законодательством срока его реализации может повлечь обжалование или опротестование постановления и признание его не соответствующим закону в части обеспечения гарантированных Основным законом конституционных прав и законных интересов личности76.
Вручение копии решения по делу имеет свою актуальность и проблематичность также и в смежных отраслях российского права, что лишний раз подчеркивает значимость данного процессуального действия. Например, Пленум Верховного Суда Российской Федерации при изучении вопроса о сроках рассмотрения судами уголовных и гражданских дел указал на многочисленные факты несвоевременного изготовления протокола судебного заседания и ознакомления с ним сторон, что влечет нарушение сроков направления жалоб и протестов77. Изложенные применительно к уголовному и гражданскому судопроизводству недостатки напрямую могут быть отнесены и к административно-юрисдикционному производству.
Конституция Российской Федерации провозгласила права человека и гражданина высшей ценностью, их защита является обязанностью государства. Следовательно, защита прав граждан, привлекаемых к административной ответственности, должна определять смысл и содержание действий органов (должностных лиц), осуществляющих административную юрисдикцию. В этой связи представляется необходимой постановка вопроса о совершенствовании порядка вручения копии постановления по делу лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему, с тем чтобы данный институт производства по делам об административных пра-
См., напр.: Дугенец А. С. Копия постановления по делу об административном правонарушении как средство защиты конституционных прав граждан // Конституционное и муниципальное право. 2002. № 1. С. 17.
77 См.: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 1996 г. № 4 «О выполнении судами Постановления № 7 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. «О сроках рассмотрения уголовных и гражданских дел судами Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1996. № 8. С. 3 -4.

122
вонарушениях превратился в действенный механизм защиты прав привлекаемых к административной ответственности граждан. Необходимость постановки данного вопроса диктуется также результатами изучения правоприменительной практики. В последнее время все чаще встречаются случаи, когда лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу, настаивает на вручении ему копии постановления немедленно после объявления результатов рассмотрения дела. С принятием в 1993 г. новой Конституции Российской Федерации следует признать правомерность данной просьбы. К тому же на необходимость своевременного вручения копии постановления о наложении административного взыскания обращал внимание правоприменительных органов Пленум Верховного Суда Российской Федерации78.
Принципиальное значение вручения копии постановления, по нашему мнению, определяется следующим обстоятельством. Все предусмотренные законом процессуальные действия подчинены определенным целям. Анализ же ряда статей Кодекса РФ об административных правонарушениях позволяет сделать вывод о том, что целью вручения копии постановления по делу является обеспечение защиты прав лица, в отношении которого вынесено постановление, а также потерпевшего.
В соответствии с изложенным представляется целесообразным в правоприменительной практике поддержать ряд вариантов вручения копии постановления, которые предложил в свое время А.С. Дугенец. В случаях личного присутствия и согласия с принятым решением по делу копию постановления о наложении наказания необходимо вручить в течение трех дней.
В случае же личного присутствия и несогласия с принятым решением по делу лица, в отношении которого вынесено постановление или
78 См.: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 апреля 1988 г. № 4 в редакции постановления № 11 Пленума от 21 декабря 1993 г. «О некоторых вопросах рассмотрения судами в порядке гражданского судопроизводства

123 потерпевшего, копию постановления по их заявлению надлежит вручать в
тот же день. Это будет способствовать обеспечению максимальной возможности реализации права обжалования в установленный законом 10-дневный срок79.
В специальной юридической литературе существуют и иные предложения. Так, А. Ю. Якимов в целях усиления защиты прав и законных интересов граждан, предлагает копию постановления по делу вручать в день его вынесения, независимо от согласия или несогласия лиц с выне-сенным решением, наличия или отсутствия соответствующего заявления.
Предложенные варианты действий органов (должностных лиц), рассматривающих дела об административных правонарушениях, во-первых, не выходят за рамки действующего законодательства об административной ответственности, а, во-вторых, будут способствовать усилению гарантий прав и законных интересов граждан, а также дальнейшей демократизации внутренней политики государства.
К тому же следует заметить, что в течение предусмотренного законом 3-дневного срока следует вручать привлеченным к административной ответственности лицам копию постановления по делу об административном правонарушении, независимо от присутствия или отсутствия правонарушителя при собственно рассмотрении дела. В условиях построения правового государства подлежит сомнению встречающееся в специальной литературе утверждение о необходимости «вручения в течение 3-х дней ко-
жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях» // Сборник постановлений Пленума Верховного Суда РФ. 1961 - 1993. М., 1994. С. 90.
79 См.: Дугенец А. С. Процессуальные сроки в производстве по делам об адми
нистративных правонарушениях: Монография. М., 2002. С. 93 - 94; Он же. Проблемы
защиты прав граждан, привлекаемых к административной ответственности // Вопросы
совершенствования работы подразделений милиции общественной безопасности:
Сборник. М.: ВНИИ МВД России, 1998. С. 102.
80 См.: Якимов А. Ю. Субъекты административной юрисдикции (правовой ста
тус и его реализация). Часть 3. М., 1996. С. 74.

124
пии постановления только лицам, отсутствующим при рассмотрении материалов дела»81.
По нашему твердому убеждению, в правоприменительной практике лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, должно в любом случае получить копию постановления. В случае личного присутствия правонарушитель также должен получать копию документа, наличие которой позволит ему осмыслить происшедшее, а в необходимых случаях в течение 10-дневного срока обратиться к адвокату за получением квалифицированной юридической помощи и возможной подготовки соответствующей жалобы.
При оглашении и вручении копии постановления о наложении взыскания не менее важна и необходимость разъяснения сроков обжалования постановления по делу. Как показывают результаты правоприменительной практики, подобные разъяснения в ряде случаев не даются. Это затрудняет реализацию участниками производства по делам об административных правонарушениях права на обжалование постановления.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым ему в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
В заключение вопроса об институте рассмотрения дел и применения административных наказаний необходимо указать на утвержденное Правительством Российской Федерации 4 марта 2003 г. постановление № 140 «О порядке и размерах возмещения расходов некоторых участников производства по делам об административных правонарушениях и оплате их труда». Этим же постановлением было утверждено Положение о возмещении расходов лиц в связи с их явкой по вызову в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об администра-
81 См., напр.: Прудников А. С, Андриашин X. А. Административно-правовое обеспечение прав и свобод человека и гражданина: Учебник. М., 1998. С. 59.

125
тивном правонарушении, а также об оплате их труда82. Однако, как показывает изучение правоприменительной практики, данному постановлению, к сожалению, присущ ряд недостатков, что, в свою очередь, специалисты в специальной литературе подвергли критике. Например, В.Г. Гаршин утверждает, что «запись в п. 4 ст. 24.7 КоАП о том, что размер издержек по делу определяется на основании приобщенных к делу документов о произведенных затратах, можно толковать двояко: либо участнику процессуальных действий должны быть возмещены расходы в размерах, указанных в документах, либо документы являются лишь основанием для выплаты расходов, но эти расходы возмещаются в определенных, разумных пределах. Второй точки зрения придерживается, в частности, Минфин России, предлагающий возмещать расходы в пределах, установленных для возмещения командировочных расходов в бюджетной сфере. Следовательно, вышеуказанная статья Кодекса нуждается в необходимом совершенствовании83.
82 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 10. Ст. 905.
83 Более подр. см.: Гаршин В. Г. Необходимо унифицировать порядок и размеры возме
щения процессуальных издержек // Российская юстиция. 2003. № 8. С. 32-33.