Начало разработки проблем социальной мобильности было положено П. А. Сорокиным в книге "Социальная стратификация и мобильность" (1927). Термин получил признание сначала в американской, а затем в мировой социологии.

Под социальной мобильностью , понимают переход индивида (группы) из одной социальной позиции в другую. Выделяют два основных типа социальной мобильности.

  • 1. Горизонтальная мобильность связана с переходом индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне. При этом меняются второстепенные и сохраняются в прежнем виде основные показатели статусного положения индивида (престиж, доход, образование, власть). Таков характер переезда на жительство из одного населенного пункта в другой того же ранга, смена вероисповедания или гражданства, переход из одной семьи в другую (при разводе или повторном браке), с одного предприятия на другое и т.п. Во всех этих случаях отсутствуют заметные изменения социального положения индивида в вертикальном направлении.
  • 2. Вертикальная мобильность предполагает такую ситуацию, которая складывается в результате перемещения индивида (группы) с одного уровня социальной иерархии на другой. Вертикальная мобильность может быть восходящей и нисходящей.

В зависимости от факторов, вызвавших социальные перемещения граждан, выделяют организованную и структурную мобильность.

Организованная мобильность связана с тем, что изменения социального положения человека и целых групп людей направляются государством и различными общественными институтами (партиями, церковью, профсоюзами и др.). Такая деятельность может быть:

добровольной, в том случае, когда она осуществляется с согласия граждан (например, практика направления на учебу в высшие и средние специальные учебные заведения);

вынужденной, если осуществляется под воздействием каких-либо независимых от нас обстоятельств (переезд из мест, где отсутствует работа, туда, где она есть в наличии; перемещение из мест, где произошло стихийное бедствие, техногенная катастрофа);

принудительной, если это связано с направлением граждан по решению суда в места лишения свободы.

Структурная мобильность обусловливается изменениями, вызванными социальными преобразованиями (национализацией, индустриализацией, приватизацией и т.п.) и даже сменой типов социальной организации (революцией). Результатом такого рода изменений оказывается:

  • а) массовое перемещение людей и целых социальных групп;
  • б) изменение принципов социальной стратификации;
  • в) переориентация направлений, по которым происходит социальное перемещение людей, на длительный исторический период.

Яркие примеры, иллюстрирующие характер такого рода процессов, – Французская революция 1789 г. и Октябрьская 1917 г. в России. Их результатом стал не только захват власти определенными политическими силами, но и изменение самого типа общественного устройства, всей социальной структуры общества.

Соотношение горизонтальной и вертикальной мобильности может быть достаточно сложным. Например, при переезде на жительство из села в город, из малого города в большой, из провинции в столицу индивид поднимает свой социальный статус, но в то же время по каким-то иным параметрам он может его понизить: меньший уровень доходов, неустроенность с жильем, невостребованность прежней профессии и квалификации и т.д.

В том случае, если территориальные перемещения сочетаются со сменой статуса, речь идет о миграции (от лат. migratio – передвижение). Миграция может быть внешней (между разными странами) и внутренней (между регионами одной страны). Различают также эмиграцию , т.е. выезд граждан за пределы страны, и иммиграцию , т.е. въезд иностранцев в страну. Оба вида предполагают перемещение граждан на длительные сроки либо даже насовсем. Существуют различные формы миграции: экономическая, политическая, миграция жертв войны и стихийных бедствий и т.п.

Массовые миграции имели место и в прошлом (нашествие монголо-татар на Русь, крестовые походы, колонизация Нового Света и др.). Однако только в конце XIX века, когда миграционные потоки приобрели устойчивый характер, были выявлены основные направления перемещений. Кроме того, было установлено следующее:

  • 1. Миграция осуществляется с юга на север и с востока на запад.
  • 2. Миллионы мигрантов стремятся покинуть страны и территории, ввергнутые в сферу военных действий, этнических и религиозных конфликтов, стихийных бедствий (засухи, наводнения, землетрясения и т.п.).
  • 3. Конечными пунктами назначения миграции становятся страны Запада с устойчивой экономикой и развитой демократией (Северная Америка, Западная Европа, Австралия).

Россия в XX столетии пережила три волны эмиграции.

Одновременно Россия сама стала местом, где по разным данным проживают от 5 до 15 млн нелегальных иммигрантов, из них более полутора миллионов составляют граждане КНР.

Процессы социальной мобильности (подвижности) присутствуют в любом обществе. Другое дело, что ее масштабы и расстояния могут быть различны. Как восходящая, так и нисходящая мобильность в равной мере бывает близкой и дальней.

Чем более открыто конкретное общество, тем большее количество людей обретает возможность перемещения по социальной лестнице, совершая, в частности, восходящее движение вплоть до самых высоких позиций. Одним из важных моментов американской социальной мифологии оказывается идея так называемого общества равных возможностей, где каждый может стать миллионером или президентом США. Пример Билла Гейтса, создателя и руководителя компании "Microsoft", говорит о том, что этот миф имеет под собой реальную почву.

Закрытость традиционного общества (кастового, сословного) ограничивает перспективы людей, сводя дальнюю мобильность практически к нулю. Социальная мобильность обслуживает здесь цели воспроизводства господствующей модели стратификации. Так, в Индии перемещения традиционно ограничиваются пределами касты, к которой принадлежит индивид, а мобильность имеет жестко заданные параметры (в тоталитарном обществе добавляется еще и идеологический момент).

Большинство моделей общественного устройства прошлого и настоящего в равной степени демонстрируют характеристики открытости и закрытости. Например, сословное деление российского общества в XVIII – начале XX века сочеталось с подписанным Петром I Законом о порядке государственной службы (1722), более известным как "Табель о рангах". Им была узаконена сама возможность обретения лицом более высокого статуса сообразно личным заслугам. Благодаря этому закону Российское государство получило сотни и тысячи одаренных администраторов, государственных деятелей, полководцев и т.п.

Помимо восходящей и нисходящей мобильности выделяют межпоколенную и внутрипоколенную мобильность.

Межпоколенная мобильность указывает на соотношение позиций, достигнутых детьми, с позициями, занимаемыми их родителями. Сравнивая показатели, которые характеризуют социальное положение разных поколений (отцов и сыновей, матерей и дочерей), социология получает представление о характере и направленности изменений в обществе.

Внутрипоколенная мобильность характеризует соотношение позиций, занимаемых одним и тем же индивидом в различные моменты его жизни, на протяжении которой он может неоднократно приобретать либо терять определенные статусы, занимая в одних более привилегированное положение, в других – теряя его, совершать подъемы или спуски.

Факторы социальной мобильности. Вертикальная мобильность в обществе оказывается возможной благодаря наличию специальных каналов социальной мобильности. П. А. Сорокин, впервые описавший их действие, говорит о них, как "неких “мембранах”, “отверстиях”, “лестницах”, “лифтах” или “путях”, по которым позволительно индивидам перемещаться вверх или вниз из одного слоя в другой". Все эти формулировки укоренились в социологической литературе и используются при объяснении того, благодаря каким факторам одни индивиды и целые группы поднимаются вверх, а другие в это же время опускаются вниз.

К каналам мобильности традиционно относятся институты образования, собственности, брака, армии и др. Так, получение образования дает индивиду знания и квалификацию, позволяющие претендовать на профессиональную деятельность либо на занятие соответствующей должности. Выгодное вложение средств в покупку земельного участка может со временем привести к значительному росту его стоимости или открытию на нем какого-либо ценного природного ресурса (нефти, газа и т.п.), что придаст его владельцу статус состоятельного человека.

Как отмечает П. А. Сорокин, каналы мобильности выступают еще и как "сито", "фильтры", посредством которых общество "тестирует и просеивает, отбирает и распределяет своих индивидов по различным социальным стратам и позициям". С их помощью обеспечивается процесс социальной селекции (отбора), разными способами ограничивающий доступ на верхние этажи иерархии. Последнее связано с интересами тех, кто уже достиг привилегированного положения, т.е. высшего класса . Западные социологи утверждают, что "существующие системы классификации вообще не определяют эту группу". Между тем она существует и имеет свои черты:

  • 1) наследственное богатство, передаваемое и приумножаемое из поколения в поколение. Этот признак объединяет владельцев "старых" денег, легитимность которых ни у кого не вызывает сомнений. Основу капитала, как правило, составляет семейный бизнес;
  • 2) схожий образовательный опыт и уровень культуры. Так, в Великобритании 73% директоров больших компаний, 83% руководителей финансовых учреждений и 80% судей посещали привилегированные школы, хотя в них учатся лишь 8,2% британских школьников;
  • 3) поддержание установившихся со времен учебы личных контактов, которые распространяются на сферу деловых отношений, бизнеса и политики, государственной службы;
  • 4) высокий процент браков внутри класса, что называется гомогамией (от греч. homos – равный и gamos – брак), в результате чего внутренняя сплоченность группы усиливается.

Указанные признаки характеризуют постоянную составляющую этой группы, именуемую истэблишментом (англ, establishment – правящая элита). Вместе с тем выделяется слой людей, которые проникли в высший класс, сделав собственную карьеру. Конечно, высший класс нуждается в подпитке свежими силами, теми, кто благодаря собственным усилиям способен подняться по социальной лестнице. Идея обновления и пополнения высшего класса наиболее способными, подтвердившими свои заслуги людьми нашла обоснование в трудах итальянского социолога Вильфредо Парето (1848–1923). Его подход, названный меритократическим (от лат. meritus – достойный и греч. kratos – власть), состоит в том, что если элита общества не будет кооптировать в свой состав наиболее достойных представителей низших классов, то она неизбежно потерпит крах. В современных трактовках, например американского ученого Даниела Белла, к высшему классу также относятся группы профессионалов с высшим образованием, использующие свои специальные знания как средство утверждения собственного властного статуса.

В социологии при описании форм социальной иерархии часто прибегают к геометрическим образам. Так, П. А. Сорокин модель стратификации общества, созданную по экономическим параметрам, представил в виде конуса, каждый из уровней которого фиксирует определенную позицию богатства и доходов. По его мнению, в разные периоды форма конуса способна меняться, то чрезмерно заостряясь, когда социальное расслоение и неравенство в обществе растет, то, наоборот, становясь более приземистой, вплоть до превращения в плоскую трапецию при уравнительно-коммунистических экспериментах. И первое, и второе опасно, грозя социальным взрывом и обвалом в одном случае и полной стагнацией общества в другом.

Представитель американского функционализма Б. Барбер считает, что в зависимости от большей или меньшей степени иерархии в обществе, т.е. более или менее крутой заостренности к вершине, стратифицированность общества может быть изображена в виде пирамиды и ромба. Эти фигуры показывают, что в обществе всегда есть меньшинство, т.е. высший класс, располагающее рангами ближе к вершине. При пирамидальной структуре очень незначительна прослойка среднего класса, а большинство составляет низший класс. При ромбовидном строении характерно преобладание среднего класса, придающего равновесие всей системе, тогда как меньшинство представлено в верхнем и нижнем острых углах ромба.

К среднему классу , как правило, относят тех, кто обладает экономической независимостью, т.е. имеет собственное дело (небольшое предприятие, мастерскую, бензоколонку и т.п.); их же чаще всего характеризуют как старый средний класс. Выделяют верхний слой среднего класса, который составляют менеджеры и специалисты-профессионалы (врачи, преподаватели колледжей, адвокаты высшей квалификации и т.п.), а также нижний слой (конторские и торговые служащие, медсестры и множество других). По своему положению средний класс исключительно неоднороден. Размещаясь в системе иерархии между "верхами" и социальными "низами", он оказывается и наиболее мобильным. В современном обществе средний класс, с одной стороны, подпитывает талантливыми и предприимчивыми людьми элиту, а с другой – обеспечивает стабильность основных социальных структур.

Низший класс , по марксистской терминологии, – рабочий класс, состоящий из людей, занятых физическим трудом. Он так же глубоко структурирован, как и все остальные составляющие социальной иерархии.

Разница между высококвалифицированными рабочими и представителями так называемого андеркласса (англ. underclass – низший класс) весьма велика по всем основным показателям (доход, профессиональная подготовленность, образование и т.д.). Представители последнего имеют плохие условия труда, их жизненный уровень значительно ниже, чем у большинства населения. Многие из них подолгу остаются без работы либо периодически теряют ее. Формирование андеркласса осуществляется преимущественно за счет этнических меньшинств и разного рода маргинальных элементов. Например, в Великобритании среди них преобладает чернокожее и цветное население из бывших британских колоний, во Франции – выходцы из Северной Африки, а в ФРГ – турки и курды.

В последние годы западные правительства стремятся более активно фильтровать миграционные потоки, устремляющиеся в эти страны и потенциально умножающие численность андеркласса. Так, в Канаде законодательные требования к иммигрантам предполагают наличие у них профессионального образования, квалификации и опыта работы по специальности. Удовлетворение указанным требованиям на практике означает, что переселенцы смогут более успешно вписаться в существующую систему стратификации общества.

Билет 10. Социальная мобильность: понятие, виды, каналы

Понятие «социальная мобильность» ввел П. Сорокин. Он считал, что общество – это огромное социальное пространство, в котором люди перемещаются как реально, так и условно, во мнении окружающих и своем собственном.

Социальная мобильность – это изменение индивидом или группой своей позиции в социальном пространстве. По направлениям социальных перемещений различают вертикальную и горизонтальную социальную мобильность.

    Вертикальная мобильность — социальное перемещение, которое сопровождается повышением или понижением социального статуса.

    Переход на более высокую социальную позицию называется восходящей мобильностью , а на более низкую – нисходящей мобильностью .

    Горизонтальная мобильность — социальное перемещение, не связанное с изменением социального статуса, — переход на другое место работы в той же должности, смена места жительства. Если при переезде меняется социальный статус, то географическая мобильность превращается в миграцию.

По видам мобильности социологи выделяют межпоколенную и внутрипоколенную. Межпоколенная мобильность — изменение социального статуса между поколениями.. Внутрипоколенная мобильность связана с социальной карьерой, , означающей изменение статуса в рамках одного поколения.

В соответствии с изменением индивидом своей социальной позиции в обществе выделяют две формы мобильности: групповую и индивидуальную. Групповая мобильность — перемещения совершаются коллективно, и целые классы, социальные слои изменяют свой статус. (Случается в периоды кардинальных изменений в обществе — социальных революций, гражданских или межгосударственных войн, военных переворотов). Индивидуальная мобильность означает социальное перемещение конкретного человека.

Каналами социальной мобильности могут выступать: школа, образование, семья, профессиональные организации, армия, политические партии и организации, церковь. Безусловно, в современном обществе особое значение приобретает образование, институты которого выполняют функцию своеобразного «социального лифта», обеспечивающего вертикальную мобильность. Социальный лифт - это механизм повышения (или понижения) социального статуса.

В то же время следует отметить, что процессы социальной мобильности могут сопровождаться маргинализацией и люмпенизацией общества. Под маргинальностью понимается промежуточное, «пограничное» состояние социального субъекта. Маргинал при переходе из одной социальной группы в другую сохраняет прежнюю систему ценностей, связей, привычек и не может усвоить новые (мигранты, безработные). Люмпен , пытаясь в процессе социальной мобильности перейти из старой группы в новую, оказывается вообще вне группы, разрывает социальные связи и со временем теряет основные человеческие качества - способность к труду и потребность в нем (нищие, бомжи).

Понятие и виды социальной мобильности

Анализ причин социального неравенства всегда влечет за собой вопрос, может ли индивид сам добиться повыше­ния своего социального статуса и влиться в состав социального слоя, расположенного выше его собственного на шкале обеспе­ченности и престижа. В современном обществе принято считать, что стартовые возможности всех людей равны и индивид непре­менно добьется успеха, если приложит соответствующие усилия и будет действовать целеустремленно. Часто эту мысль иллюстриру­ют примерами головокружительной карьеры миллионеров, на­чавших с нуля, и пастушек, превратившихся в кинозвезд.

Социальной мобильностью называется перемещение индиви­дов в системе социальной стратификации с одного слоя на другой. Имеется по крайней мере две основные причины существования в обществе социальной мобильности. Во-первых, общества меня­ются, а социальные изменения видоизменяют разделение труда, создавая новые статусы и подрывая прежние. Во-вторых, хотя элита может монополизировать возможности для получения об­разования, она не в состоянии проконтролировать естественное распределение талантов и способностей, поэтому высшие слои неизбежно пополняются за счет талантливых выходцев из низших слоев.

Социальная мобильность проявляется во множестве форм:

вертикальная мобильность - изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса. Например, если автомеханик станет директором авто­сервиса, это проявление восходящей мобильности, но если авто­механик станет мусорщиком, такое перемещение будет показате­лем нисходящей мобильности;

горизонтальная мобильность - изменение положения, которое не приводит к повышению или понижению социального статуса.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит географи­ческая мобильность.

Она подразумевает не изменение статуса или груп­пы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежне­го статуса. Примером может служить международный и межрегио­нальный туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия на другое.

Если к перемене места добавляется перемена статуса, то геогра­фическая мобильность превращается в миграцию. Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это гео­графическая мобильность. Если же он переселился в город на посто­янное жительство и получил здесь работу, то это уже миграция.

межпоколенная (интергенерационная) мобильность - выявляет­ся сравнением социального статуса родителей и их детей в опреде­ленный момент карьеры тех и других (по рангу их профессии в приблизительно одинаковом возрасте).

внутрипоколенная (интрагенерационная) мобильность - предпо­лагает сравнение социального статуса личности в течение продол­жительного времени.

Классификация социальной мобильности может быть проведена и по иным критериям. Так, например, различают индивидуальную мобильность, когда перемещения вниз, вверх или по горизонтали про­исходят у индивида независимо от других, и групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру после соци­альной революции старый господствующий класс уступает свои по­зиции новому господствующему классу.

На других основаниях мобильность может классифицироваться, скажем, на стихийную или организованную. Примером стихийной мобильности могут служить перемещения с целью заработка жите­лей ближнего зарубежья в крупные города России. Организованная мобильность (перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали) управляется государством. Как показал на огромном историческом материале П. Сорокин, причинами групповой мобильности выступали следующие факторы:

Социальные революции;

Иностранные интервенции, нашествия;

Межгосударственные войны;

Гражданские войны;

Военные перевороты;

Смена политических режимов;

Замена старой конституции новой;

Крестьянские восстания;

Междоусобная борьба аристократических родов;

Создание империи.

V

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Понятие и параметры социальной мобильности

Понятие «социальная мобильность » в науку ввел П.А. Сорокин. По его определению «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой». В социальную мобильность П.А. Сорокин включал:

Перемещение индивидов из одной социальной группы в другую;

Исчезновение одних и появление других социальных групп;

Исчезновение целой совокупности групп и полная замена ее другой.

Причину социальной мобильности П.А. Сорокин видел в осуществлении в обществе принципа распределения благ пропорционально заслугам каждого его члена, т.к. даже частичная реализация этого принципа ведет к усилению социальной мобильности и обновлению состава высших страт. Иначе в этих стратах с течением времени накапливается большое количество вялых, неспособных людей, а в низких стратах, наоборот, — талантливых. Так создается горючий в социальном отношении материал в виде недовольства и протеста в низких стратах, что может привести к революции. Чтобы этого не случилось, общество должно отказаться от жесткой социальной структуры, осуществлять постоянно и своевременно социальную мобильность, совершенствовать и контролировать ее.

Факторы, влияющие на социальную мобильность :

Уровень развития экономики (например, в период экономической депрессии – мобильность нисходящая);

Исторический тип стратификации (сословные и кастовые общества ограничивают социальную мобильность);

Демографические факторы (пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения). Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции, чем иммиграции; там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.

Показатели (параметры) социальной мобильности.

Социальная мобильность измеряется при помощи двух главных показателей :

дистанция

объем.

Дистанция мобильности – количество ступеней, на которое удалось подняться или пришлось опуститься индивидам. Нормальной дистанцией считается перемещение на одну-две ступени вверх или вниз. Ненормальная дистанция – неожиданный взлет на вершину социальной лестницы или падение к ее основанию.

Объемом мобильности называется число индивидов, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Если объем исчисляется количеством переместившихся индивидов, то он называется абсолютным , а если отношением этого количества ко всему населению, то – относительным и указывается в процентах.

Итак, социальная мобильность – это перемещение индивида или социальной группы из одного социального слоя в другой, либо внутри социального слоя, изменение места того или иного социального субъекта в социальной структуре.

Виды социальной мобильности

Существует два основных вида социальной мобильности :

Межпоколенная

Внутрипоколенная

и два основных типа :

Вертикальная

Горизонтальная.

Они, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы, которые тесно связаны друг с другом.

Межпоколенная мобильность – когда дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступень, чем их родители.

Внутрипоколенная мобильность – один и тот же индивид на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе ее называют социальная карьера.

Вертикальная мобильность представляет собой перемещение индивида или социальной группы из одной страты в другую, при этом происходит смена социального статуса. В зависимости от направления перемещения выделяют следующие виды вертикальной мобильности :

Восходящая (социальный подъем);

Нисходящая (социальный спуск).

Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия: все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение — явление добровольное, а нисхождение – принудительное.

Каналы вертикальной мобильности.

По мнению П.А. Сорокина, в любом обществе между стратами существуют каналы («лифты»), по которым индивиды перемещаются вверх и вниз. Особый интерес представляют социальные институты – армия, церковь, школа, семья, собственность, которые используются в качестве каналов социальной мобильности .

Армия наиболее интенсивно функционирует в качестве такого канала в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов.

Церковь переместила большое число людей как с низов к вершинам общества, так и наоборот. Институт безбрачия обязывал католическое духовенство не иметь детей. Поэтому после смерти должностных лиц освободившиеся позиции заполнялись новыми людьми. В то же время тысячи еретиков были отданы под суд, уничтожены, среди них было немало королей, аристократов.

Школа : институт образования во все времена служил мощным каналом социальной мобильности, т.к. образование ценилось всегда, а образованные люди имели высокий статус.

Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег, которые являются одним из самых простых и действенных способов социального продвижения.

Семья и брак становятся каналом вертикальной мобильности в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов.

Горизонтальная мобильность – это переход индивида или социальной группы из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне, т.е. без смены социального статуса.

Разновидностью горизонтальной мобильности является географическая мобильность . Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Примером служат туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия на другое.

Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию.

Также различают индивидуальную и групповую мобильность.

Индивидуальная мобильность – перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходит у каждого человека независимо от других.

К факторам индивидуальной мобильности, т.е. причинам, позволяющим одному человеку достичь больших успехов, чем другому, относят: социальный статус семьи; уровень полученного образования; национальность; физические и умственные способности; внешние данные; полученное воспитание; место жительства; выгодный брак.

Групповая мобильность – перемещения происходят коллективно. Например, после революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу. По мнению П.А. Сорокина причинами групповой мобильности служат следующие факторы: социальные революции; иностранные интервенции; нашествия; межгосударственные войны; гражданские войны; военные перевороты; смена политических режимов и т. п.

Также можно выделить организованную и структурную мобильность .

Организованная мобильность происходит тогда, когда перемещение индивида или социальной группы вверх, вниз или по горизонтали управляется государством. Этот процесс может происходить с согласия самих людей (например, общественные призывы на комсомольские стройки) и без их согласия (переселение малых народов, раскулачивание).

Структурная мобильность вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов. Например, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещению больших масс людей, занятых в них.

В процессе мобильности может возникнуть состояние маргинальности . Это специальный социологический термин для обозначения пограничного, переходного, структурно-неопределенного социального состояния субъекта. Людей, по разным причинам выпадающих из привычной социальной среды и неспособных примкнуть к новым общностям (зачастую по причинам культурного несоответствия), испытывающих большое психологическое напряжение и переживающих своеобразный кризис самосознания, называют маргиналами . Среди маргиналов могут быть этномаргиналы, биомаргиналы, экономические маргиналы, религиозные маргиналы.

Процесс миграции в обществе

Миграция представляет собой процесс изменения постоянного места проживания индивидов или социальных групп, выражающийся в перемещении в другой регион, географический район или другую страну.

Миграционный процесс тесно связан как с горизонтальной, так и с вертикальной мобильностью, поскольку каждый мигрирующий индивид стремится найти на новом месте лучшие экономические, политические или социальные условия существования.

Механизм миграции . Для того, чтобы люди захотели изменить привычное для них место жительства, необходимы условия, заставляющие их это сделать. Эти условия обычно делят на три основные группы:

Выталкивание

Притяжение

Пути миграции.

Выталкивание связано с тяжелыми условиями существования индивида в его родных местах. Выталкивание крупных масс людей связано с серьезными социальными потрясениями (межнациональные конфликты, войны), экономическими кризисами, стихийными бедствиями (землетрясения, наводнения). При индивидуальной миграции выталкивающей силой может служить неудача в карьере, смерть родственников, одиночество.

Притяжение – совокупность привлекательных черт или условий для проживания в других местах (более высокая оплата труда, возможность занять более высокий социальный статус, большая политическая стабильность).

Пути миграции – это характеристика непосредственного передвижения мигранта из одного географического места в другое. Пути миграции включают в себя доступность попадания мигранта, его багажа и семьи в другой регион; наличие или отсутствие барьеров на пути; информацию, помогающую преодолеть финансовые препятствия.

Различают международную (переезд из одного государства в другое) и внутреннюю (переезд в пределах одной страны) миграцию.

Эмиграция – выезд за пределы страны. Иммиграция – въезд в данную страну.

Сезонная миграция – зависит от времени года (туризм, учеба, сельхозработы).

Маятниковая миграция – регулярные передвижения из данного пункта и возвращение в него.

Миграция считается нормальной до определенных пределов. В том случае, если число мигрантов превышает некий уровень, говоря, что миграция становится избыточной. Избыточная миграция может привести к изменению демографического состава региона (выезд молодежи и «старение» населения; преобладание мужчин или женщин в регионе), к недостаче или избытку рабочей силы, к неконтролируемому росту городов и т.д.

Литература

Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В.

Социология: учебник / под ред. проф.

Ю.Г. Волкова. – М.: Гардарики, 2007.- Гл. 6.

Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов. – М., 2003. – Гл. 11.

Радуев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация: учебное пособие. М., 1996.

Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций. М., 1996. – Тема 8.

Смелзер Н. Социология. М., 1994. – Гл. 9.

Фролов С.С. Социология: учебник. – М.: Гардарики, 2006. – Гл.17.

Тестовые задания по теме «Социальная мобильность»

1. Социальная мобильность – это:

1. изменение человеком места своего постоянного проживания

2. смена ценностных ориентаций личности

3. изменение социального статуса индивида или группы

4. расширение профессионального и общекультурного кругозора

2. Основными видами социальной мобильности являются:

1. вертикальная и горизонтальная

2. межпоколенная и внутрипоколенная

3. восходящая и нисходящая

4. индивидуальная и групповая

3. Географическая мобильность переходит в миграцию когда:

1. человек перемещается из одного места в другое, сохраняя при этом свой социальный статус

2. человек перемещается из одного места в другое, изменяя при этом свой социальный статус

3. человек перемещается из одного гражданства в другое

4. человек временно переезжает из одной социально-географической зоны в другую

4. Примером нисходящей социальной мобильности можно считать:

1. повышение в должности

2. изменение вероисповедания

3. увольнение по сокращению штатов

4. смена профессии

5. Под социальной карьерой следует понимать:

1. повышение социального статуса представителей последующих поколений по сравнению со статусом нынешнего

2. достижение более высокой социальной позиции индивидом по сравнению с родителями

3. изменение индивидом, вне сравнения с отцом, несколько раз в течение жизни своих социальных позиций

4. изменение индивидом своего положения в социальной и профессиональной структуре

Социальная мобильность может быть вертикальной и горизонтальной. При горизонтальной мобильности социальное перемещение индивидов и социальных групп происходит в иные, но равные по статусу социальные общности. Таковыми можно считать перемещение из государственных структур в частные, перемещение с одного предприятия на другое и т. п. Разновидностями горизонтальной мобильности являются: территориальная (миграция, туризм, переселение из деревни в город), профессиональная (смена профессии), религиозная (смена религии), политическая (переход из одной политической партии в другую).

При вертикальной мобильности происходит восходящее и нисходящее перемещение людей. Примером такой мобильности является понижение рабочих из «гегемона» в СССР до простого класса в нынешней России и, наоборот, подъем спекулянтов в средний и высший класс. Социальные перемещения по вертикали связаны, во-первых, с глубокими изменениями в социально-экономической структуре общества, появлением новых классов, социальных групп, стремящихся к завоеванию более высокого социального статуса, а во-вторых, -- со сменой идеологических ориентиров, системы ценностей и норм, политических приоритетов. В этом случае наблюдается движение наверх тех политических сил, которые смогли уловить изменения в умонастроениях, ориентациях и идеалах населения.

Для количественной характеристики социальной мобильности используют показатели ее скорости. Под скоростью социальной мобильности понимается вертикальная социальная дистанция и число страт (экономических, профессиональных, политических и т. п.), которые проходят индивиды в их движении вверх или вниз за определенный промежуток времени. Например, молодой специалист после окончания института может в течение нескольких лет занять должности старшего инженера или заведующего отделом и т. п.

Интенсивность социальной мобильности характеризуется числом индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном положении за определенный промежуток времени. Число таких индивидов дает абсолютную интенсивность социальной мобильности. Например, за годы реформ в постсоветской России (1992-1998) до одной трети «советской интеллигенции», составлявшие средний класс Советской России, стали «челноками.

Совокупный индекс социальной мобильности включает в себя ее скорость и интенсивность. Таким путем можно сравнить одно общество с другим, чтобы выяснить, (1) в каком из них или (2) в какой период социальная мобильность по всем показателям выше или ниже. Такой индекс может быть рассчитан отдельно по экономической, профессиональной, политической и иной социальной мобильности. Социальная мобильность -- важная характеристика динамичности развития общества. Те общества, где совокупный индекс социальной мобильности выше, развиваются значительно динамичнее, особенно если этот индекс относится к управляющим слоям.

Социальная (групповая) мобильность связана с появлением новых социальных групп и влияет на соотношение основных социальных слоев, чей статус перестает соответствовать сложившейся иерархии. К середине XX столетия такой группой, например, стали управляющие (менеджеры) крупных предприятий. На основе этого факта в западной социологии сложилась концепция «революции управляющих» (Дж. Бернхейм). Согласно ей, административная страта начинает играть решающую роль не только в экономике, но и в социальной жизни, дополняя и вытесняя класс собственников средств производства (капитанистов).

Социальные перемещения по вертикали интенсивно идут во времена структурной перестройки экономики. Появление новых престижных, высокооплачиваемых профессиональных групп способствует массовому передвижению по лестнице социальных статусов. Паление социального статуса профессии, исчезновение некоторых из них провоцируют не только движение вниз, но и появление маргинальных слоев, теряюших свое привычное положение в обществе, утрачивающих достигнутый уровень потребления. Происходит размывание ценностей и норм, ранее сплачивавших их и определявших их устойчивое место в социальной иерархии.

Маргиналы - это социальные группы, утратившие прежний социальный статус, лишенные возможности заниматься привычной деятельностью, оказавшиеся неспособными адаптироваться к новой социокультурной (ценностной и нормативной) среде. Их прежние ценности и нормы не поддались вытеснению со стороны новых норм и ценностей. Усилия маргиналов для адаптации к новым условиям порождают психологические стрессы. Поведение таких людей отличается крайностями: они либо пассивны, либо агрессивны, а также легко преступают нравственные нормы, способны на непредсказуемые поступки. Типичный лидер маргиналов в постсоветской России -- В. Жириновский.

В периоды острых социальных катаклизмов, коренного изменения социальной структуры может произойти почти полное обновление высших эшелонов общества. Так, события 1917 г. в нашей стране привели к низвержению старых правящих классов (дворянства и буржуазии) и быстрому подъему нового правящего слоя (коммунистической партийной бюрократии) с номинально социалистическими ценностями и нормами. Такая кардинальная замена высшего слоя общества всегда протекает в обстановке крайнего противостояния и жесткой борьбы.

Вопрос № 10 «Понятие социального института, его признаки»

Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле -- это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

Социальные институты (insitutum -- учреждение) -- ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества.

Все элементы общества связаны между собой общественными отношениями -- связями, возникающими междусоциальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (политической, правовой, культурной) деятельности.

В процессе развития общества некоторые связи могут отмирать, некоторые -- появляться. Связи, которые доказали свою пользу для общества, упорядочиваются, становятся общезначимыми образцами и в дальнейшем повторяются из поколения в поколение. Чем стабильнее эти полезные для общества связи, тем устойчивее само общество.

Социальными институтами (от лат. institutum -- устройство) называются элементы общества, представляющие стабильные формы организации и регулировании общественной жизни. Такие институты общества, как государство, образование, семья и т.д., упорядочивают социальные отношения, регулируют деятельность людей и их поведение в обществе.

Основная цель социальных институтов -- достижение стабильности в ходе развития общества. В соответствии с этой целью выделяют функции институтов:

· удовлетворение потребностей общества;

· регуляция социальных процессов (в ходе которых обычно эти потребности удовлетворяются).

Потребности, которые удовлетворяются социальными институтами, многообразны. Например, потребность общества в безопасности может поддерживаться институтом обороны, духовные потребности -- церковью, потребности в познании окружающего мира -- наукой. Каждый институт может удовлетворять несколько потребностей (церковь способна удовлетворять собственно религиозные, моральные, культурные потребности), а одна и та же потребность -- удовлетворяться разными институтами (духовные потребности могут удовлетворяться искусством, наукой, религией и т.д.).

Процесс удовлетворения потребностей (скажем, потребление товаров) может институционально регулироваться. Например, существуют правовые ограничения на покупку ряда товаров (оружия, алкоголя, табака). Процесс удовлетворения потребности общества в образовании регулируется институтами начального, среднего, высшего образования.

Структуру социального института образуют:

· социальные группы и социальные организации, призванные удовлетворять потребности групп, личности;

· совокупность норм, социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей;

· система символов, регулирующих отношения в экономической сфере деятельности (торговая марка, флаг, бренд и т.д.);

· идеологические обоснования деятельности социального института;

· социальные ресурсы, используемые в деятельности института.

К признакам социального института относятся:

· совокупность учреждений, социальных групп, целью которых является удовлетворение тех или иных потребностей общества;

· система культурных образцов, норм, ценностей, символов;

· система поведения в соответствии с этими нормами и образцами;

· материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения задач;

· общественно признанная миссия, цель, идеология.

Рассмотрим признаки института на примере среднего профессионального образования. Оно включает в себя:

· преподавателей, чиновников, администрации учебных заведений и т.д.;

· нормы поведения студентов, отношение общества к системе профессионального образования;

· сложившуюся практику отношений между преподавателями и студентами;

· здания, аудитории, учебные пособия;

· миссию -- удовлетворение потребности общества в хороших специалистах со средним профессиональным образованием.

В соответствии со сферами общественной жизни можно выделить четыре основные группы институтов:

· экономические институты - разделение труда, собственность, рынок, торговля, заработная плата, банковская система, биржа, менеджмент, маркетинг и т.д.;

· политические институты -- государство, армия, милиция, полиция, парламентаризм, президентство, монархия, суд, партии, гражданское общество;

· институты стратификации и родства - класс, сословие, каста, половая дискриминация, расовая сегрегация, дворянство, социальное обеспечение, семья, брак, отцовство, материнство, усыновление, побратимство;

· институты культуры -- школа, высшая школа, среднее профессиональное образование, театры, музеи, клубы, библиотеки, церковь, монашество, исповедь.

Число социальных институтов не ограничивается приведенным списком. Институты многочисленны и разнообразны по своим формам и проявлениям. Крупные институты могут включать в себя институты более низкого уровня. Например, институт образования включает в себя институты начальной, профессиональной и высшей школы; суд -- институты адвокатуры, прокуратуры, судейства; семья -- институты материнства, усыновления и т.д.

Поскольку общество представляет собой динамичную систему, одни институты могут исчезать (например, институт рабства), а другие -- появляться (институт рекламы или институт гражданского общества). Формирование социального института называется процессом институционализации.

Институционализация -- процесс упорядочения общественных отношений, формирования стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на четких правилах, законах, образцах и ритуалах. Например, процесс институционализации науки -- это превращение науки из деятельности одиночек в упорядоченную систему отношений, включающую в себя систему званий, ученых степеней, исследовательских институтов, академий и т.д.

Научное определение

Социальная мобильность - изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Резко ограниченная в кастовом и сословном обществе, социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального общества .

Горизонтальная мобильность

Горизонтальная мобильность - переход индивида с одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (пример: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое). Различают индивидуальную мобильность - перемещение одного человека независимо от других, и групповую - перемещение происходит коллективно. Кроме того выделяют географическую мобильность - перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (пример: международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно). В качестве разновидности географической мобильности выделяют понятие миграции - перемещения из одного места в другое с переменой статуса (пример: человек переселился в город на постоянное место жительства и поменял профессию).И подобна кастам.

Вертикальная мобильность

Вертикальная мобильность - продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.

  • Восходящая мобильность - социальный подъём, движение вверх (Например: повышение в должности).
  • Нисходящая мобильность - социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).

Социальный лифт

Социальный лифт - понятие, похожее на вертикальную мобильность, но чаще употребляемое в современном контексте обсуждения теории элит в качестве одного из средств ротации правящей элиты.

Поколенная мобильность

Межпоколенная мобильность - сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (пример: сын рабочего становится президентом).

Внутрипоколенная мобильность (социальная карьера) - изменение статуса в рамках одного поколения (пример: токарь становится инженером, затем начальником цеха, потом директором завода). На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом мужчины и молодые более мобильны, чем женщины и пожилые. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции (переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам), чем иммиграции (переезд в регион на постоянное или временное жительство граждан из другого региона). Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.

Литература

  • Социальная мобильность - статья из Новейшего философского словаря
  • Sоrоkin Р. Α. Social and cultural mobility. - N. Y. - L. , 1927.
  • Glass D. V. Social mobility in Britain. - L. , 1967.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Плетинк, Жозеф
  • Амстердам (альбом)

Смотреть что такое "Социальная мобильность" в других словарях:

    Социальная мобильность - (social mobility) Перемещения из одного класса (class) или, чаще, из группы с определенным статусом в другой класс, в другую группу. Социальная мобильность как между поколениями, так и в рамках профессиональной деятельности отдельных лиц является … Политология. Словарь.

    СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ - изменение индивидом или группой социальной позиции, места, занимаемого в социальной структуре. С. м. связана как с действием законов обществ. развития, классовой борьбы, обусловливающих рост одних классов и групп и уменьшение… … Философская энциклопедия

    СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ - СОЦИАЛЬНАЯ мобильность, изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя… … Современная энциклопедия

    СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ - изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность).… … Большой Энциклопедический словарь

    Социальная мобильность - СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ, изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ - понятие, посредством которого обозначаются социальные перемещения людей в направлении общественных позиций, характеризующихся более высоким (социальное восхождение) либо более низким (социальная деградация) уровнем доходов, престижа и степенью… … Новейший философский словарь

    СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ - см. МОБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ - СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ, термин, используемый (наряду с понятиями социальные перемещения и социальная подвижность) в социологии, демографии и экон. науках для обозначения переходов индивидов из одних классов, социальных групп и слоев в другие,… … Демографический энциклопедический словарь

    СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ - (vertical mobility) См.: перелив рабочей силы (mobility of labour). Бизнес. Толковый словарь. М.: ИНФРА М, Издательство Весь Мир. Грэхэм Бетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 1998 … Словарь бизнес-терминов

    Социальная мобильность - личностное качество, приобретенное в процессе учебной деятельности и выраженное в способности оперативно осваивать новые реалии в различных сферах жизнедеятельности, находить адекватные способы разрешения непредвиденных проблем и выполнения… … Официальная терминология

Книги

  • Спорт и социальная мобильность. Пересекая границы , Спааий Рамон. Великих спортсменов, олимпийских чемпионов, известных футболистов, хоккеистов или гонщиков знают во всем мире. Несомненно, что знаменитыми и богатыми их сделал ставший их профессией спорт. А…

ПЛАН

Введение

1. Сущность социальной мобильности

2. Формы социальной мобильности и ее последствия

3. Проблемы социальной мобильности в России в 20-21вв.

Заключение

Литература

Введение

Важное место в изучении социальной структуры занимают вопросы социальной мобильности населения, то есть перехода человека из одного класса в другой, из одной внутриклассовой группы в другую, социальные перемещения между поколениями. Социальные перемещения носят массовый характер и по мере развития общества становятся все более интенсивными. Социологи изучают характер социальных перемещений, их направленность, интенсивность; перемещения между классами, поколениями, городами и регионами. Они могут носить позитивный и негативный характер, поощряться или, наоборот, сдерживаться.

В социологии социальных перемещений изучаются основные этапы профессиональной карьеры, сравнивается социальное положение родителей и детей. В нашей стране десятилетиями на первый план в характеристике, биографии ставилось социальное происхождение, и преимущество получали люди с рабоче-крестьянскими корнями. Например, молодые люди из интеллигентных семей, чтобы поступить в вуз, первоначально шли на год-другой поработать, получить трудовой стаж, сменить социальное положение. Таким образом, получив новый социальный статус рабочего, они как бы очищались от своего "ущербного" социального происхождения. Кроме того, абитуриенты, имеющие трудовой стаж, получали льготы при поступлении, зачислялись на самые престижные специальности практически без конкурса.

В западной социологии также очень широко исследуется проблема социальной мобильности. Строго говоря, социальная мобильность - это изменение социального статуса . Есть статус - реальный и мнимый, приписываемый. Любой человек получает определенный статус уже при рождении в зависимости от принадлежности к определенной расе, полу, места рождения, положения родителей.

Во всех общественных системах действуют принципы как мнимых, так и реальных заслуг. Чем больше при определении социального статуса преобладают мнимые заслуги, чем жестче общество, меньше социальная мобильность (средневековая Европа, касты в Индии). Такое положение может сохраняться только в предельно простом обществе и то до определенного уровня. Дальше оно просто тормозит общественное развитие. Дело в том, что по всем законам генетики талантливые и одаренные молодые люди встречаются одинаково равномерно во всех социальных группах населения.

Чем более развито общество, чем оно динамичней, тем больше в его системе работают принципы реального статуса, реальных заслуг. Общество в этом заинтересовано.

1. Сущность социальной мобильности

Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех социальных слоях и социальных классах. Если не существует барьеров для социального достижения, можно ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые личности быстро поднимаются и получают высокие статусы, другие же опускаются на более низкие. Но между слоями и классами существуют барьеры, мешающие свободному переходу индивидов их одной статусной группы в другую. Один из самых главных барьеров возникает из-за того, что социальные классы обладают субкультурами, готовящими детей представителей каждого класса для участия в классовой субкультуре, в которой они социализированы. Обычный ребенок из семьи представителей творческой интеллигенции с меньшей вероятностью будет усваивать привычки и нормы, помогающие ему впоследствии работать крестьянином или рабочим. То же можно сказать о нормах, помогающих ему в работе в качестве крупного руководителя. Тем не менее в конечном счете он может стать не только писателем, как его родители, но и рабочим или крупным руководителем. Просто для продвижения из одного слоя в другой или из одного социального класса в другой имеет значение "различие в стартовых возможностях". Скажем, у сыновей министра и крестьянина разные возможности для получения высоких должностных статусов. Поэтому общепринятая официальная точка зрения, состоящая в том, что для достижения любых высот в обществе нужно только трудиться и иметь способности, оказывается несостоятельной.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что всякое социальное перемещение происходить не беспрепятственно, а путем преодоления более или менее существенных барьеров. Даже переезд человека с одного места жительства на другое предполагает определенный период адаптации к новым условиям.

Все социальные перемещения личности или социальной группы включают в процесс мобильности. Согласно определению П.Сорокина, «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой».

2. Формы социальной мобильности и ее последствия

Существует два основных типа социальной мобиль­ности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта -из единой социальной группы в другую, рас­положенную.на одном и том же уровне. Перемещение некоего индивида из баптистской в методистскую религиозную группу, из одного граждан­ства в другое, из одной семьи (как мужа, так и жены) в другую при разводе или при повторном браке, с одной фабрики на другую, при сохранении при этом своего профессионального статуса, - все это примеры горизонтальной.социальной мобильности. Ими же являются перемещения социальных объектов (радио, автомобиля, моды, идеи коммунизма, теории Дарвина) в рамках одного социального пласта, подобно перемещению из Айовы до Калифорнии или с некоего места до любого другого. Во всех этих случаях "перемещение" может проис­ходить без каких-либо заметных изменений социального положения индивида или социального объекта в вертикальном направлении. Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отноше­ния, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения, существует два типа вертикальной мобиль­ности: восходящая и нисходящая, то есть социальный подъем и социа­льный спуск. В соответствии с природой стратификации есть нис­ходящие и восходящие течения экономической, политической и профес­сиональной мобильности, не говоря уж о других менее важных типах. Восходящие течения существуют в двух основных формах: проникнове­ние индивида из нижнего пласта в существующий более высокий пласт; или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта. Соответственно и нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы, к которой он ранее принадлежал; другая форма, проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или в разрушении ее социального единства. В первом случае падениё напоминает нам человека, упавшего с корабля, во втором - погружение в воду самого судна со всеми пас­сажирами на борту или крушение корабля, когда он разбивается вдребезги.

Случаи индивидуального проникновения в более высокие пласты или падения с высокого социального уровня на низкий привычны и понятны. Они не нуждаются в объяснении. Вторую форму социального восхождения, опускания, подъема и падения групп следует рассмотреть подробнее.

Следующие исторические примеры могут служить в качестве ил­люстраций. Историки кастового общества Индии сообщают нам, что каста брахманов навсегда находилась в позиции неоспоримого превос­ходства, которую она занимает последние два тысячелетия. В далеком прошлом касты воинов, правителей и кшатриев не располагались ниже брахманов, а, как оказывается, они стали высшей кастой только после долгой борьбы. Если эта гипотеза верна, то продвижение ранга касты брахманов через все другие этажи является примером второго типа социального восхождения. До принятия христианства Константином Великим статусы христианского епископа или христианс­кого служителя культа были невысокими среди других социальных рангов Римской империи. В последующие несколько веков социальная позиция и ранг христианской церкви в целом поднялись. Вследствие этого возвышения представители духовенства и, особенно, высшие цер­ковные сановники также поднялись до самых высоких страт средневеко­вого общества. И наоборот, падение авторитета христианской церкви в последние два столетия привело к относительному понижению социа­льных рангов высшего духовенства среди прочих рангов современного общества. Престиж папы или кардинала еще высок, но он, несомненно, ниже, чем был в средние века 3 . Другой пример - группа легистов во Франции. Появившись в XII веке, эта группа быстро росла по своему социальному значению и положению. Очень скоро в форме судейской аристократии они вышли на позицию дворянства. В XVII и особенно в XVIII веке группа в целом начала "опускаться" и наконец вовсе исчезла в пожарище Великой французской революции. То же происходило и в процессе восхождения аграрной буржуазии в средние века, привилегированного Шестого корпуса, купеческих гильдий, аристократии многих королевских дворов. Занимать высокое положе­ние при дворе Романовых, Габсбургов или Гогенцоллернов до революции означало иметь самый высокий социальный ранг. "Паде­ние" династий привело к "социальному падению" связанных с ними рангов. Большевики в России до революции не имели какого-либо особо признанного высокого положения. Во время революции эта группа преодолела огромную социальную дистанцию и заняла самое высокое положение в русском обществе. В результате все ее члены в целом были подняты до статуса, занимаемого ранее царской аристократией. Подобные явления наблюдаются и в ракурсе чистой экономической стратификации. Так, до наступления эры "нефти" или "автомобиля" быть известным промышленником в этих областях не означало быть промышленным и финансовым магнатом. Широкое распространение отраслей сделало их самыми важными промышлен­ными сферами. Соответственно, быть ведущим промышленником - нефтяником или автомобилистом - значит быть одним из самых влиятельных лидеров промышленности и финансов. Все эти примеры иллюстрируют вторую коллективную форму восходящих и нисходящих течений в социальной мобильности.

С количественной точки зрения следует разграничить интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности. Под интенсивностью пони­мается вертикальная социальная дистанция или количество слоев - эко­номических, профессиональных или политических, - проходимых ин­дивидом в его восходящем или нисходящем движении за определенный период времени. Если, например, некий индивид за год поднимается с позиции человека с годовым доходом в 500 долларов до позиции с доходом в 50 тысяч долларов, а другой за тот же самый период с той же исходной позиции поднимается до уровня в 1000 долларов, то в первом случае интенсивность экономического подъема будет в 50 раз больше, чем во втором. Для соответствующего изменения интенсив­ность вертикальной мобильности может быть измерена и в области политической и профессиональной стратификации.

Под всеобщностью вертикальной мобильности подразумевается чис­ло индивидов, которые изменили свое социальное положение в вер­тикальном направлении за определенный промежуток времени. Абсо­лютное число таких индивидов дает абсолютную всеобщность верти­кальной мобильности в структуре данного населения страны; пропорция таких индивидов ко всему населению дает относительную всеобщность вертикальной мобильности.

Наконец, соединив интенсивность и относительную всеобщность вертикальной мобильности в определенной социальной сфере (скажем, в экономике), можно получить совокупный показатель вертикальной экономической мобильности данного общества. Сравнивая, таким об­разом, одно общество с другим или одно и то же общество в разные периоды своего развития, можно обнаружить, в каком из них или в какой период совокупная мобильность выше. То же можно сказать и о совокупном показателе политической и профессиональной верти­кальной мобильности.

3. Проблемы социальной мобильности в России в 20-21вв.

Процесс перехода от экономики, в основе которой лежал административно-бюрократический способ управления общественным производством и распределением, к экономике, базирующейся на рыночных отношениях, и от монопольной власти партгосноменклатуры к представительной демократии происходит чрезвычайно болезненно и медленно. Стратегические и тактические просчеты в радикальном преобразовании общественных отношений отягощаются особенностями созданного в СССР экономического потенциала с его структурной асимметричностью, монополизмом, технологической отсталостью и т. д.

Все это нашло отражение в социальной стратификации российского общества переходного периода. Чтобы дать ее анализ, понять особенности, необходимо рассмотреть социальную структуру советского периода. В советской научной литературе в соответствии с требованиями официальной идеологии утверждался взгляд с позиций трехчленной структуры: два дружественных класса (рабочий и колхозное крестьянство), а также социальная прослойка - народная интеллигенция. Причем в данном слое как бы на равных оказывались и представители партийной и государственной элиты, и сельская учительница, и библиотечный работник.

При таком подходе вуалировалась существовавшая дифференциация общества, создавалась иллюзия движения общества к социальному равенству.

Разумеется, в реальной жизни дело обстояло далеко не так, советское общество было иерархизировано, притом весьма специфически. По мнению западных и многих российских социологов, оно представляло собой не столько социально-классовое, сколько сословно-кастовое общество. Господство государственной собственности превратило подавляющую массу населения в наемных работников государства, отчужденных от этой собственности.

Решающую роль в расположении групп на социальной лестнице играл их политический потенциал, определявшийся местом в партийно-государственной иерархии.

Высшую ступень в советском обществе занимала партийно-государственная номенклатура, объединявшая высшие слои партийной, государственной, хозяйственной и военной бюрократии. Не являясь формально собственником национального богатства, она обладала монопольным и бесконтрольным правом его использования и распределения. Номенклатура наделила себя широким кругом льгот и преимуществ. Это был по существу закрытый слой типа сословия, не заинтересованный в росте численности, ее удельный вес был невелик - 1,5 - 2% населения страны.

Ступенью ниже находился слой, обслуживавший номенклатуру, работники, занятые в сфере идеологии, партийной прессы, а также научная элита, видные деятели искусства.

Следующую ступеньку занимал слой, в той или иной степени причастный к функции распределения и использования национального богатства. К ним относились государственные чиновники, распределявшие дефицитные социальные блага, руководители предприятий, колхозов, совхозов, работники материально-технического снабжения, торговли, сферы обслуживания и т. д.

Отнести эти слои к среднему классу вряд ли правомерно, поскольку они не имели свойственной этому классу экономической и политической независимости.

Представляет интерес анализ многомерной социальной структуры советского общества 40-50-х годов, данный американским социологом А. Инкельсом (1974 г.). Он рассматривает ее как пирамиду, включающую 9 страт.

На вершине находится правящая элита (партийно-государственная номенклатура, высшие военные чины).

На втором месте - высший слой интеллигенции (видные деятели литературы и искусства, ученые). Обладая значительными привилегиями, они не имели тех властных полномочий, которыми располагал высший слой.

Достаточно высокое - третье место отводилось «аристократии рабочего класса». Это стахановцы, «маяки», ударники пятилеток. Этот слой также имел большие привилегии и высокий престиж в обществе. Именно он олицетворял «декоративную» демократию: его представители были депутатами Верховных Советов страны и республик, членами ЦК КПСС (но не входили в партийную номенклатуру).

Пятое место занимали «белые воротнички» (мелкие управленцы, служащие, не имевшие, как правило, высшего образования).

Шестой слой - «преуспевающие крестьяне», работавшие в передовых колхозах, где создавались особые условия труда. С целью формирования «образцово-показательных» хозяйств им выделялись дополнительные государственные финансовые и материально-технические ресурсы, что позволяло обеспечить более высокую производительность труда и уровень жизни.

На седьмом месте находились рабочие средней и низкой квалификации. Численный состав этой группы был достаточно велик.

Восьмое место занимали «беднейшие слои крестьянства» (а такие составляли большинство). И, наконец, внизу социальной лестницы находились заключенные, которые были лишены практически всяких прав. Данный слой был весьма значительным и составлял несколько миллионов человек.

Нельзя не признать, что представленная иерархическая структура советского общества весьма близка к той реальности, которая существовала.

Исследуя социальную структуру советского общества второй половины 80-х годов, отечественные социологи Т. И. Заславская и Р. В. Рывкина выделили 12 групп. Наряду с рабочими (этот слой представлен тремя дифференцированными группами), колхозным крестьянством, научно-технической и гуманитарной интеллигенцией они выделяют такие группы: политические руководители общества, ответственные работники аппарата политического управления, ответственные работники торговли и бытового обслуживания, группа организованной преступности и др. Как видим, это уже далеко не классическая «трехчленка», здесь использована многомерная модель. Разумеется, это деление весьма условно, реальная социальная структура «уходит в тень», поскольку, к примеру, огромный пласт реальных производственных отношений оказывается нелегальным, скрытым в неформальных связях и решениях.

В условиях радикального преобразования российского общества в его социальной стратификации происходят глубокие изменения, которые имеют ряд характерных черт.

Во-первых, наблюдается тотальная маргинализация российского общества. Дать ей оценку, а также спрогнозировать ее социальные последствия можно лишь исходя из всей совокупности конкретных процессов и условий, в которой это явление функционирует.

К примеру, маргинализацию, обусловленную массовым переходом из низших слоев общества в более высокие, т. е. восходящую мобильность (хотя она и имеет определенные издержки), в целом можно оценить положительно.

Маргинализация, которая характеризуется переходом в низшие слои (при нисходящей мобильности), если к тому же носит долговременный и массовый характер, приводит к тяжелым социальным последствиям.

В нашем обществе мы видим как восходящую, так и нисходящую мобильность. Но тревогу вызывает то, что последняя приобрела «обвальный» характер. Особо следует выделить растущий слой маргинален, выбитых из своей социокультурной среды и превратившихся в люмпенизированный слой (нищие, бомжи, бродяги и т. д.).

Следующая особенность - это блокирование процесса формирования среднего класса. В советский период в России существовал значительный слой населения, который представлял собой потенциальный средний класс (интеллигенция, служащие, высококвалифицированные рабочие). Однако превращения этих слоев в средний класс не происходит, отсутствует процесс «классовой кристаллизации».

Дело в том, что именно эти слои опустились (и этот процесс продолжается) в низший класс, находясь на грани бедности или за ее чертой. Прежде всего это относится к интеллигенции. Здесь мы сталкиваемся с явлением, которое можно назвать феноменом «новых бедных», исключительным, не встречавшимся, вероятно, в истории цивилизации ни в одном обществе. И в дореволюционной России, и в развивающихся странах любого региона современного мира, не говоря уже, разумеется, о развитых странах, она имела и, имеет достаточно высокий престиж в обществе, ее материальное положение (даже в бедных странах) находится на должном уровне, позволяющем вести достойный образ жизни.

Сегодня в России доля отчислений на науку, образование, здравоохранение, культуру в бюджете катастрофически уменьшается. Заработная плата научных, научно-педагогических кадров, медицинских работников, работников культуры все больше отстает от средней по стране, не обеспечивая прожиточного, а у отдельных категорий физиологического минимума. А поскольку почти вся наша интеллигенция «бюджетная», на нее неотвратимо надвигается обнищание.

Происходит сокращение научных работников, немало специалистов переходят в коммерческие структуры (огромную долю в которых составляют торгово-посреднические) и дисквалифицируются. Падает престиж образования в обществе. Следствием может быть нарушение необходимого воспроизводства социальной структуры общества.

В аналогичном положении оказался слой высококвалифицированных рабочих, связанных с передовыми технологиями и занятыми прежде всего в сфере ВПК.

В результате низший класс в российском обществе составляет в настоящее время примерно 70% населения.

Наблюдается рост высшего класса (по сравнению с высшим классом советского общества). Его составляют несколько групп. Во-первых, это крупные предприниматели, владельцы капиталов разного типа (финансового, торгового, промышленного). Во-вторых, это государственные чиновники, имеющие отношение к государственным материально-финансовым ресурсам, их распределению и передаче в частные руки, а также осуществляющие надзор за деятельностью полугосударственных и частных предприятий и заведений.

Следует подчеркнуть при этом, что значительную часть этого слоя в России составляют представители бывшей номенклатуры, сохранившие места во властных государственных структурах.

Аппаратчики в основной своей массе сегодня осознают, что рынок экономически неизбежен, более того, они заинтересованы в появлении рынка. Но речь идет не о рынке «европейском» с безусловной частной собственностью, а о рынке «азиатском» - с усеченно-реформированной частной собственностью, где главное право (право распоряжения) оставалось бы в руках бюрократии.

В-третьих, это руководители государственных и полугосударственных (АО) предприятий («директорский корпус»), в условиях бесконтрольности как снизу, так и сверху назначающих себе сверхвысокие оклады, премии и использующих в своих интересах приватизацию и акционирование предприятий.

Наконец, это представители криминальных структур, которые тесно переплетаются с предпринимательскими (или собирают с них «дань»), а также все более смыкаются с государственными структурами.

Можно выделить еще одну особенность стратификации российского общества - социальную поляризацию, в основе которой лежит имущественное расслоение, которое продолжает углубляться.

Соотношение заработной платы 10% самых высокооплачиваемых и 10% самых низкооплачиваемых россиян составляло в 1992 г. 16:1, а в 1993 г. уже 26:1. Для сравнения: в 1989 г. это соотношение в СССР было 4:1, в США - 6:1, в странах Латинской Америки - 12:1. По официальным данным, 20% самых богатых россиян присваивают 43% совокупных денежных доходов, 20% самых бедных - 7%.

Существует несколько вариантов деления россиян по уровню материальной обеспеченности.

Согласно им, на вершине находится узкий слой сверхбогатых (3-5%), далее слой средне обеспеченных (7% по этим расчетам и 12-15% - по другим), наконец, бедные (25% и 40% соответственно) и нищие (65% и 40% соответственно).

Следствием имущественной поляризации неизбежно являются социальная и политическая конфронтация в стране, нарастание социальной напряженности. Если данная тенденция будет сохраняться, это может привести к глубоким социальным потрясениям.

Особо следует остановиться на характеристике рабочего класса и крестьянства. Они представляют сейчас крайне неоднородную массу не только по традиционным критериям (квалификации, образованию, отраслевому признаку и т. д.), но и по форме собственности и доходам.

В рабочем классе происходит глубокая дифференциация, связанная с отношением к той или иной форме собственности - государственной, совместной, кооперативной, акционерной, индивидуальной и т. д. Между соответствующими слоями рабочего класса углубляются различия в доходах, производительности труда, экономических и политических интересах и т. д. Если интересы рабочих, занятых на государственных предприятиях, состоят прежде всего в увеличении тарифов, обеспечении финансовой поддержки со стороны государства, то интересы рабочих негосударственных предприятий - в сокращении налогов, в расширении свободы хозяйственной деятельности, правового обеспечения ее и т. д.

Изменилось и положение крестьянства. Наряду с колхозной собственностью возникли акционерная, индивидуальная и другие формы собственности. Процессы преобразования в сельском хозяйстве оказались крайне сложными. Попытка слепого копирования западного опыта в плане массированной замены колхозов фермерскими хозяйствами потерпела провал, поскольку изначально была волюнтаристской, не учитывающей глубокой специфики российских условий. Материально-техническая оснащенность сельского хозяйства, развитие инфраструктуры, возможность государственной поддержки фермерских хозяйств, правовая необеспеченность, наконец, менталитет народа - учет всех этих составляющих является необходимым условием эффективных реформ и пренебрежение ими не может не дать негативного результата.

В то же время, к примеру, уровень государственной поддержки сельского хозяйства постоянно падает. Если до 1985 г. он составлял 12-15%, то в 1991 - 1993 гг. - 7-10%. Для сравнения: государственные субсидии в доходах фермеров в этот период в странах ЕС составили 49%, США - 30%, Японии - 66%, Финляндии - 71 %.

Крестьянство в целом относят сейчас к консервативной части общества (что подтверждают результаты голосований). Но если мы сталкиваемся с сопротивлением «социального материала», разумный выход не в обвинении народа, не в использовании силовых методов, а в поиске ошибок в стратегии и тактике преобразований.

Таким образом, если изобразить стратификацию современного российского общества графически, она будет представлять пирамиду с мощным основанием, представленным низшим классом.

Такой профиль не может не вызывать тревоги. Если основную массу населения составляет низший класс, если истончен стабилизирующий общество средний класс, следствием будет нарастание социальной напряженности с прогнозом вылиться в открытую борьбу за перераспределение богатства и власти. Пирамида может опрокинуться.

Россия находится сейчас в условиях переходного состояния, на крутом изломе. Стихийно развивающийся процесс стратификации несет в себе угрозу стабильности общества. Необходимо, используя выражение Т. Парсонса, «внешнее вторжение» власти в формирующуюся систему рационального размещения социальных позиций со всеми вытекающими последствиями, когда естественный профиль стратификации станет залогом и устойчивости и прогрессивного развития общества.

Заключение

Анализ иерархической структуры общества показывает, что она не является застывшей, в ней постоянно происходят колебания и перемещения как по горизонтали, так и по вертикали. Когда мы говорим об изменении социальной группой или индивидом своей социальной позиции, мы имеем дело с социальной мобильностью. Она может быть горизонтальной (при этом используется понятие социального перемещения), если осуществляется переход в другие профессиональные либо иные, но равные по статусу группы. Вертикальная (восходящая) мобильность означает переход индивида или группы на более высокую социальную позицию с большим престижем, доходом, властью.

Возможна также нисходящая мобильность, предполагающая движение к более низким иерархическим позициям.

В периоды революций, социальных катаклизмов происходит коренное изменение социальной структуры, радикальная замена высшего слоя с низвержением прежней элиты, появление новых классов и социальных групп, массовая групповая мобильность.

В стабильные периоды социальная мобильность возрастает в периоды структурной перестройки экономики. При этом важным «социальным лифтом», обеспечивающим вертикальную мобильность, выступает образование, роль которого возрастает в условиях перехода от индустриального общества к информационному.

Социальная мобильность является достаточно достоверным показателем уровня «открытости» или «закрытости» общества. Ярким примером «закрытого» общества может служить кастовый строй в Индии. Высокая степень закрытости характерна для феодального общества. Напротив, буржуазно-демократические общества, будучи открытыми, характеризуются высоким уровнем социальной мобильности. Однако следует отметить, что и здесь вертикальная социальная мобильность не является абсолютно свободной и переход из одного социального слоя в другой, более высокий осуществляется не без сопротивления.

Социальная мобильность ставит индивида в условия необходимости адаптации в новой социокультурной среде. Процесс этот может быть весьма непростым. Человек, утративший привычный для него социокультурный мир, но не сумевший воспринять нормы и ценности новой группы, оказывается как бы на грани двух культур, становится маргиналом. Это характерно также для мигрантов, как этнических, так и территориальных. В таких условиях человек испытывает дискомфорт, стрессы. Массовая маргинальность порождает серьезные социальные проблемы. Она, как правило, отличает общества, находящиеся на крутых переломах истории. Именно такой период переживает в настоящее время Россия.

Литература

1. Романенко Л.М. Гражданское общество (социологический словарь-справочник). М., 1995.

2. Осипов Г.В. и др. Социология. М., 1995.

3. Смелзер Н.Дж. Социология. М., 1994.

4. Голенкова З.Т., Виктюк В.В., Гридчин Ю.В., Черных А.И., Романенко Л.М. Становление гражданского общества и социальная стратификация // Социс. 1996. №6.

5. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших заведений. – М.: Наука, 1994.

6. Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М.: Интерпракс, 1995.

7. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Наука, 1994.

8.Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. Учебник для гуманитарных вузов. – М.:Интерпракс,1995. – 344с.

9.Основы социологии. Курс лекций. Ответственный редактор д. фил. наук А.Г. Эфендиев. – М.: Общ-во «Знание» России, 1993. – 384с.