Министр культуры Владимир Мединский шоком ситуацию с возбуждением уголовного дела о хищениях против представителей руководства ведомства.

16 марта Лефортовский суд Москвы Пирумова. В подтверждение его вины следствие приобщило к делу расшифровки телефонных переговоров задержанных, на которых, как утверждают обвинители, они обсуждали суммы взяток для организации победы на конкурсе.

К вечеру 17 марта количество арестованных по делу шести человек. Помимо Пирумова, ими стали директор департамента управления имуществом Минкультуры Борис Мазо, директор ФГУП «Центрреставрация» Олег Иванов, директор компании «БалтСтрой» Дмитрий Сергеев, управляющий компании «БалтСтрой» Александр Коченов и советник гендиректора компании «Линнит-консалт» Никита Колесников. Всех их подозревают в хищениях во время реставрации памятников культуры, все они отказались признавать свою вину.

Как стало известно в суде, следствие считает Пирумова организатором преступной группы. По версии обвинения, весной 2015 года они добились заключения госконтрактов с подконтрольной им компанией ЗАО «Стройфасад» на реставрацию Новодевичьего монастыря общей суммой 127 млн руб. Следствие настаивает, что участники группы фальсифицировали справки о выполнении работ и завышали их стоимость. В итоге же с апреля по декабрь фирме был перечислен аванс в 50 млн руб. из бюджетных средств.

По данным СПАРК, учредителями «Стройфасада» являются Денис Буряков и Гузель Мустафина — они, в свою очередь, числятся учредителями еще нескольких десятков юрлиц. В 2014 году в большинстве реставрационных конкурсов (в частности, по реконструкции роддома на улице Маяковского в Петербурге, восстановлению колокольни в Петергофе и реконструкции Малого театра в Москве) компания постоянно участвовала на пару с «БалтСтроем» — крупной реставрационной компанией, которая входит в холдинг «Форум» петербургского бизнесмена Дмитрия Михальченко. «БалтСтрой» выигрывал все конкурсы. На хедхантинговых сайтах компания «Стройфасад» упоминается как подразделение «БалтСтроя».

Дмитрий Сергеев (Фото: Сергей Петров / ТАСС)

28 августа Куйбышевский районный суд Петербурга к 4,5 годам условно главу компании «БалтСтрой» Дмитрия Сергеева. Он был признан виновным в хищении, однако приговор оказался столь мягким благодаря признанию Сергеевым своей вины, возмещению причиненного государству вреда на сумму 13 млн руб. и заключению им сделки со следствием.

Однако сразу после оглашения приговора, когда Сергеев должен был быть освобожден в зале суда, в здании внезапно появились сотрудники ФСБ, и Сергеев вновь был задержан — на этот раз по делу о хищении бюджетных средств в ходе реконструкции президентской резиденции в «Ново-Огарево».

29 августа стало известно, что Сергеев в качестве подозреваемого в создании организованной преступной группы (ОПГ) и трех случаях мошенничества.

Главе «БалтСтроя» обвинение по тому же делу, в рамках которого весной 2017 года Андрей Каминов, директор ФГУП «Атэкс», получившего подряд на реконструкцию резиденции президента России в «Ново-Огарево».

У «дела реставраторов», связанного с хищениями на строительных объектах Министерства культуры, может оказаться продолжение. В центре внимания Следственного комитета, Генеральной прокуратуры и Счетной палаты - исчезновение средств, выделенных на работы по сохранению культурного наследия Соловецкого архипелага. Фигурантами нового процесса могут стать как ранее осужденные подрядчики ведомства, так и новые персонажи, а также сам министр Владимир Мединский.

По итогам прокурорской проверки на Соловках возбуждено дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ в связи с выявленным хищением около 20 млн рублей, выделенных в рамках госконтрактов. Эту информацию подтвердили официальные лица в СКР, отказавшись приводить подробности расследования. По некоторым данным, это лишь часть комплексной проверки строек Минкульта на архипелаге, начатой в связи с письмом советника президента по культуре Владимира Толстого. Он доложил Владимиру Путину о нарушениях, выявленных проводившими проверку на Соловках чиновниками кремлевской администрации. Президент велел проверить факты и наказать виновных. На сохранение памятников Соловецкого архипелага до 2020 года должно быть выделено 6 млрд рублей. По данным источников, около половины этой суммы уже потрачено.

Выемка документов по реставрации Соловецкого монастыря была проведена в подведомственном Минкульту ФГКУ «Центрреставрация» и офисах петербургских подрядчиков. ФГКУ фигурировала в громком предыдущем «деле реставраторов» Минкульта, а после вынесения приговора ее руководителю Олегу Иванову лишилась функций госзаказчика объектов министерства.

Ее преемниками на соловецких стройках стали Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации (СЗД) Минкульта и «Опрстрой» петербургского предпринимателя Владимира Новосельцева. Объем контрактов этой компании со структурами Минкульта, по данным «Картотеки.ру», с 2014 года составил около 1 млрд рублей, в том числе 826 млн рублей в 2016 году и 93 млн рублей- в 2017-м. В офисе подрядчика информацию о следственных мероприятиях разглашать отказались. В СЗД сообщили, что дирекция работает с «Опрстроем» на шести объектах Соловецкого монастыря, претензий к компании не имеет и участником уголовного судопроизводства не является.

Не обращался к правоохранителям по поводу объектов на Соловках и возглавляющий с 2016 года «Центрреставрацию» Алан Ардасенов. Он отметил, что «проблемы по Соловкам с «Опрстроем»» решаются в рамках «претензионной работы в гражданском правовом поле». 5 февраля «Центрреставрация» добилась в Арбитражном суде Москвы удовлетворения иска о расторжении контракта с «Опрстроем» на 65 млн рублей и сейчас взыскивает с компании около 20 млн рублей, в том числе 17,5 млн рублей неосновательного обогащения. Именно эта сумма фигурирует в новом уголовном деле. Отметим, что контракт с «Опрстроем» в конце прошлого года также расторгло Управление делами президента, в июле 2017 года выбравшее эту компанию как единственного поставщика для капремонта представительской резиденции главы РИСИ Михаила Фрадкова в бывшем особняке Морозовых в Москве.

Между тем в постановлении о выемке документов «Центрреставрации» указан интересующий следователей период с 2012 года, когда ФГКУ возглавлял Олег Иванов. Он был арестован в марте 2016 года, а в 2017 году приговорен Дорогомиловским райсудом Москвы к полутора годам лишения свободы и освобожден от наказания в связи с его отбытием. В связи с новым делом, по словам его адвоката Евгения Зобова, «правоохранительные органы к господину Иванову пока не приходили и вопросов не задавали».

Одновременно Министерство культуры посетили сотрудники Генпрокуратуры, приступив к проверке реализации программы сохранения культурного наследия Соловков. Документы по этим проектам затребовала у Минкульта и Счетная палата, которая еще в 2014 году сообщала о затягивании и низком качестве реставрационных работ на соловецких объектах Минкультуры, проектировании без культурно-исторической экспертизы и завышении сметной стоимости заключенных госконтрактов на 81 млн рублей Напомним, что состояние ансамбля Соловецкого архипелага, включенного в список объектов всемирного наследия, и угрожающее памятникам новое строительство не раз вызывали критику экспертов ЮНЕСКО.

Проверки реставрационно-строительных работ на Соловках совпали с решением правительства учредить спецфонд для сохранения и развития Соловецкого архипелага под председательством премьера Дмитрия Медведева и патриарха Кирилла. В опубликованном 12 февраля Минкультом проекте указа президента говорится, что фонд будет обеспечивать проведение и финансирование работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту инфраструктуры и работ по сохранению объектов культурного наследия на Соловках. Глава Минкульта Владимир Мединский заявлял, что фонд сможет финансировать проведение строительных и реставрационных работ, не попадая под действие федерального закона о госзакупках.

Последний год ознаменовался несколькими громкими расследованиями в сфере культуры. В октябре 2017 года по «делу реставраторов» осудили бывшего заместителя министра Мединского — Григория Пирумова, с августа под домашним арестом по делу о хищении находится Кирилл Серебренников — художестенный руководитель «Гоголь-центра», лауреат множества российских и международных театральных премий. Как сообщало агентство «Руспрес», ФСБ отрапортовала о раскрытии уголовного дела о хищении в размере 45 млн рублей при строительстве малой сцены Малого драматического театра. Очередное уголовное дело Владимир Мединский назвал «успехом». «Вся ответственность будет полностью лежать на подрядчике… Мы театр полностью вывели из-под удара в этой истории», - сказал министр, пообещав «и дальше выкорчевывать эту скверну».

Соловки - это, конечно, не Афон, но тоже святое место, очень важное для президента. Неудивительно, что он отдал поручение разобраться, что ж там с ним происходит, и если что - наказать виновных. Мутная история с реставрацией архипелага тянется шестой год.

Отсюда заявление Владимира Толстого: «Был ряд поручений президента по Соловкам, и мы совместно с Контрольным управлением отслеживаем их исполнение. На Соловках сложно выполнять работы, учитывая сезонность, труднодоступность. Поскольку ситуация там достаточно сложная, мы обратили внимание на недостатки, которые накопились. Во всех случаях есть существенные отставания в сроках и большие проблемы с качеством работ. На многих объектах начаты работы и ни по одному не закончены. Финансирование открыто, но не закрыто».

Часть работ на Соловках выполняется Архангельской областью, другая часть - Минстроем, реставрация - Минкультуры. Пресс-служба министерства пока комментариев не дает. Вроде как Мединский лично взялся курировать этот вопрос, потому что «дело реставраторов» принесло ему немало хлопот.

Нам стало известно, что по итогам прокурорской проверки на Соловках Следственный комитет возбудил новое «дело реставраторов» по ч. 4 ст. 159 УК РФ, то есть мошенничество в особо крупном размере. На сохранение памятников Соловецкого архипелага до 2020 года должно быть выделено 6 млрд руб. Сотрудник музея-заповедника, который попросил из-за опасения преследований не называть своего имени, подтвердил, что половина этой суммы по документам уже потрачена, но многие недоумевают - на что.

Соловецкий монастырь.

Директор Соловецкого музея-заповедника, наместник Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий (Владимир Шутов) признался «МК», что реставрацией он недоволен: «У нас, к сожалению, всё - от качества материалов до квалификации рабочих - на низком уровне.

Есть, конечно, исключения, например, профессионально выполнена реставрация иконостаса Спасо-Преображенского собора. На этом объекте на удивление все грамотно сработали: от архитекторов до технического персонала, но такое редко бывает.

Если нас что-то не устраивает, привлекаем внимание авторского технического надзора. Есть такое звено в сложившейся модели отношений (федеральная целевая программа, когда Минкульт выступает заказчиком, исполнителем - выбранный по тендеру подрядчик. - Авт.)».

Однако совершенно иное мнение по этому вопросу у независимого эксперта Юрия Бродского, известного специалиста по Соловкам, связанного с архипелагом почти 50 лет и написавшего про них не одну книгу: «Реставраторы снесли гранитную лестницу вместо замены одной ступени. Под временный кабель раздолбили валуны стены.


Юрий Бродский.

Когда решили срочно поставить в Спасо-Преображенском соборе иконостас в южнорусском стиле, отринув профессиональный проект реставрации памятника, то спилили и выбросили на свалку кованые тяги времен игумена Филиппа. Они мешали установке новодела, сработанного в столичной мастерской Ильгиза Ханова в 2002 году. Свежие иконы пухнут, глотая соловецкую влагу, и выдавливают друг друга из чина, но на такие мелочи мало кто обращает внимание».

«Религиозные постулаты не изменились за столетия, но как люди верили, какое настроение сопровождало их молитву, что творилось в душах этих верующих людей, отражено только в искусстве. Посмотрите на новый иконостас Спасо-Преображенского собора и сравните свои впечатления с подлинными иконостасами XVI–XVII веков. Это совсем другое искусство. Я не хочу сказать, лучше оно или хуже. Просто старое невосполнимо. Такова и наша вера - она как этот иконостас», - так отозвался на освящение патриархом всея Руси иконостаса в Преображенском соборе крупнейший искусствовед Алексей Комеч.

Полагаю, что, не имея на Соловках партнера или сообщника, хищения произвести невозможно, - продолжает Бродский. - Ответственными за реставрацию являются музей и монастырь, то есть за все отвечает лично Шутов. За ним стоит РПЦ во главе с патриархом, который официально является и настоятелем монастыря. Сотрудники музея строго отстранены от любых вопросов, связанных с реставрацией.


Владимир Мединский, патриарх Кирилл, архимандрит Порфирий.

- Соловки - это какой-то особенный объект?

Патриарх постоянно сюда приезжает. К каждому приезду пригоняют из Архангельска баржу с дюжиной вип-автомобилей для кортежа. В один из таких приездов обсуждался вопрос о проведении электричества на остров, дескать, дорого дизелями пользоваться. Местные предложили провести подводный кабель из Карелии, где избыток дешевой электроэнергии. Тут губернатор Архангельской области Игорь Орлов говорит, что лучше сделать это от Архангельска через Летний берег, где жуткие болота и нет до сих пор дорог. Патриарх кивает головой и говорит: «Пожалуй, господин Орлов прав, а вы, Ольга (зампредседателя правительства Голодец), так и запишите». Все поняли, кто хозяин в доме, а кто при нем секретарь.


Патриарх Кирилл благословляет футболиста Николая Валуева на Соловках.

- Как на это отреагировала местная власть?

Я бы сказал, ее давно не существует, там сплошные «шестерки» по сути. Всю власть сконцентрировал в своих руках монастырь.

На заседаниях местного совета депутатов обычно присутствовал чин КГБ, который отвечал за Соловки, он возглавлял агентство по развитию острова. Как только кто-то из местных депутатов пытается что-то ему сказать, Балашов говорит: «А что, вам уже участок под дом не нужен?» Он владел информацией о людях и дергал их за ниточки. Он тоже человек патриарха, позволяет себе благословлять крестным знамением массовые мероприятия. Реально на острове решает все церковь.

- Не Минкульт?

Нет, мне их жалко. Они здесь второстепенные лица, на мой взгляд. Хотя если патриарх приезжает на остров, то Мединский тоже всегда за ним. В кортеже патриарха его машина 5-я или 6-я, их всего 12. Мединский играет здесь в футбол на лагерном стадионе, а некоторые - в хоккей на валенках. Гикают мячиком там, где убивали людей. Об этом еще Солженицын писал в «Архипелаге ГУЛАГ». В общем, пир во время чумы.

Владимир Шутов сказал нам, что он ничего по реставрации не решает и деньги через него по этому делу не проходят: «Хозяйственный механизм из-за федеральной целевой программы сложился тяжелый. Много противоречий и возможностей для махинаций. Для нас главное, чтобы реставрацию закончили. Определенные надежды, связанные с преодолением этой проблемы, мы связываем с созданием правительственного фонда. Этот инструмент уже сработал при реставрации Новоиерусалимского монастыря. Для нас это тоже стало бы важным инструментом для решения многих проблем».

Многие местные жители, мнение которых озвучивает правозащитник, гид по Соловкам Олег Кодола, в шоке от этой новости: «Речь здесь не идет о реставрации, музее, монастыре, о людях, которые давно сидят по некоторым делам... Речь идет о перераспределении финансового потока! Больше не будет никаких аукционов и конкурсов по Соловкам. Все деньги будут направляться в один фонд, который возглавит глава Российского института стратегических исследований Михаил Фрадков. Больше никто ничего не узнает. Мы ни на что хорошее не надеемся...»


Москва. 28 февраля. сайт - Расследование уголовного дела о мошенничестве в особо крупном размере начато по итогам проверки использования средств, выделенных Министерством культуры РФ для реставрации охраняемых ЮНЕСКО памятников архитектуры на Соловках, пишет в среду "Коммерсантъ".

Об этом изданию сообщили в Следственном комитете России, не уточнив подробности расследования. По данным издания, СКР, Генеральная прокуратура и Счетная палата провели масштабную проверку по поручению президента РФ Владимира Путина в связи с письмом советника президента по культуре Владимира Толстого о нарушениях на Соловках.

Как отмечает "Ъ", на реставрацию памятников Соловецкого архипелага до 2020 года должно быть выделено 6 млрд рублей, и, как отмечают источники газеты, половина этих средств уже реализована.

По данным издания, проверки в Минкультуры РФ провели как сотрудники Генпрокуратуры, так и Счетная палата, которая еще в 2014 году сообщала о затягивании и низком качестве реставрационных работ на Соловках, проектировании без культурно-исторической экспертизы и завышении сметной стоимости заключенных госконтрактов на 81 млн рублей. "Ъ" отмечает, что качество работ на Соловках вызывало вопросы и у экспертов ЮНЕСКО.

В ходе проверки документы были изъяты в подведомственном Минкультуры РФ ФГКУ "Центрреставрация", а также в офисах петербургских подрядчиков "Балтстрой" и "Опрстрой" предпринимателя Владимира Новосельцева.

"Ъ" отмечает, что в постановлении о выемке документов "Центрреставрации" указан период с 2012 года, когда ФГКУ "Центрреставрация" возглавлял Олег Иванов, проходивший по предыдущему "делу реставраторов". Адвокат Иванова Евгений Зотов сообщил изданию, что в связи с новым уголовным делом контактов с правоохранительными органами пока не было.

Газета со ссылкой на данные "Картотеки.ру" сообщает, что объем контрактов "Опрстроя" со структурами Минкультуры РФ за последние четыре года составил около 1 млрд руб. В "Опрстрое" изданию отказались комментировать информацию о следственных мероприятиях. В СЗД сообщили, что сотрудничают с "Опрстроем" на шести объектах на Соловках и претензий к этой компании не имеют. В "Центрреставрации" газете также сообщили, что все проблемы, связанные с реставрацией на Соловках, решаются с "Опрстроем" в рамках "претензионной работы в гражданском правовом поле".

Как пишет издание, 5 февраля Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск "Центрреставрации" о расторжении контракта с "Опрстроем" на 65 млн рублей, также компания подала иск к "Опрстрою" на сумму около 20 млн рублей, в том числе 17,5 млн рублей неосновательного обогащения. Именно эта сумма, по данным "Ъ", фигурирует в новом уголовном деле. Также с "Опрстроем" контракт расторгло Управление делами президента.

Проверка на Соловках совпала с решением правительства учредить спецфонд для сохранения и развития Соловецкого архипелага под председательством премьера Дмитрия Медведева и патриарха Кирилла, отмечает "Ъ".

"Дело реставраторов"

15 марта 2016 года ФСБ возбудила уголовное дело в отношении высокопоставленных чиновников Минкультуры, подозреваемых в хищении средств при проведении реставрации памятников истории и культуры.

По версии следствия, бывший заместитель министра культуры Григорий Пирумов и другие фигуранты дела нанесли ущерб на сумму не менее 100 млн рублей при заключении контрактов на реставрацию нескольких объектов культурного наследия, в том числе Псковского драмтеатра, Новодевичьего монастыря, монастыря Иоанна Предтечи в Москве и музея космонавтики в Калуге, Изборской крепости. Также в материалах дела содержатся сведения о хищении при реставрации Крепости Фридриха Великого в Калининградской области и усадьбы фабриканта Асеева в Тамбовской области.

9 октября 2017 года Пирумов был приговорен к полутора годам лишения свободы и освобожден из-под стражи в зале суда. Такое же решение было вынесено в отношении еще четырех фигурантов дела: директора управления имуществом и инвестполитики Минкультуры Бориса Мазо, главы государственного предприятия "Центр реставрации" (подведомственного министерству культуры) Олега Иванова, руководителя проектов ЗАО "Балтстрой" Владимира Сванбека и главы ФГУБ "Дирекция по строительству и реставрации" Минкультуры Бориса Цагараева. Пирумову, Иванову и Мазо дополнительно назначили наказание в виде штрафа. Еще трех фигурантов приговорили к условным срокам лишения свободы.

Совсем неохотно центральные СМИ сообщали о развитии ситуации по так называемому « », центральным лицом которого является бывший заместитель министра культуры РФ Григорий Пирумов . Высокопоставленные чиновники Минкульта сознательно завышали стоимость реставрационных работ, а деньги потом делили с исполнителями, владельцами строительных компаний. Среди объектов - Изборская крепость Псковской области, башня Кронпринц в Калининграде, Московский Новодевичий монастырь. Речь идет примерно о 160 миллионах рублей.

В дальнейшем средства обналичивались через подконтрольные фирмы, участники «схемы» распределяли миллионы между собой. Фигурантами, помимо Пирумова, стали директор Департамента управления Министерства культуры Борис Мазо, управляющий строительной компанией АО «Балтстрой» Александр Коченов, директор подведомственного министерству ФГКУ «Центрреставрация» Олег Иванов, руководитель Дирекции по строительству, реконструкции и реставрации Минкульта Борис Цагараев, руководитель проекта ООО «Стройкомплект» Владимир Сванбек, предприниматель Андрей Кокушкин. Но нас в большей степени интересует Михаил Миндлин , директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева и экс-руководитель Государственного центра современного искусства.

Он предстал наряду с другими по обвинению в мошенничестве, совершенном организованной группой в особо крупном размере (Ст. 159, Ч. 4 УК РФ, дело № 01-0442/2017). Миндлин в ходе следствия признал свою вину и просил о рассмотрении уголовного дела в особом порядке, без изучения доказательств и допроса свидетелей: «Вину признаю полностью и полностью согласен с предъявленным обвинением».

Михаил Борисович Миндлин - крупный специалист в области . Любопытно, что Миндлин до этого руководил «Государственным центром современного искусства», создал сеть филиалов «современного искусства» по стране. Можно лишь догадываться, чем руководствовался министр Мединский при назначении «специалиста современного искусства» директором музея древнерусской культуры и искусства. С назначением директором Музея имени Андрея Рублева Миндлина, конечно, попёрли креативные прожектики: магазины, кафе да рестораны, новые экспонаты, «комфортная среда», «эфемерность», «прозрачность», «мираж» на территории древнего монастыря, где покоятся герои Куликовской битвы. Можно послушать самого Миндлина на эти темы. То есть, все как всегда у представителей «новой культуры»: разложение традиционной и классической культуры, «тусовка», креативные лозунги, создание коррупциогенной среды. По-другому они не могут, натура такая утонченная у адептов «современного искусства». Везде, где «новая культура» - там воровство. Везде, где «либеральные реформы» - там воровство.

И вот, в Дорогомиловском суде Москвы 9 октября вынесен окончательный приговор бывшему замминистра культуры Григорию Пирумову и его подельникам. Гособвинение настаивало для Пирумова на пяти годах колонии и штрафе в размере 1 миллиона рублей, а для его пособников - условные сроки (от 2 до 4,5 года) и штрафы в размере от 200 тысяч до 900 тысяч рублей.

Реально же Пирумов, обвиняемый в хищении более 160 миллионов рублей, по решению суда получил 1,5 года колонии, однако тут же был выпущен, поскольку, как бы, уже успел отбыть этот срок в СИЗО.

Миндин осужден 9 октября 2017 г. по ст. 159, ч. 4 УК РФ: «Признать Мидлина, Кокушкина и Коченова виновными, применить ст. 73 УПК РФ и назначить им наказание в виде условного срока лишения свободы». Суд, как бы, учел бессчетные позитивные характеристики на участников «группы», бесчисленные поручительства от «видных деятелей культуры и искусства». Например, среди поручителей Миндлина на суде выступила гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, тоже большой специалист и ценитель «современного искусства». Говорят, что «публика», состоявшая в основном из друзей и «поклонников» обвиняемых, приветствовала решение суда аплодисментами.

Интересно, что дело рассматривается в особом порядке, то есть, подсудимые в ходе следствия признали свою вину, а также вернули ущерб, нанесенный государству, около 160 миллионов рублей. Факт по возвращению 160 миллионов тоже интересен, потому, как сообщается, что в сентябре 2017 года, накануне очередного судебного заседания, Министерство культуры объявило об отзыве иска о взыскании ущерба по «делу реставраторов». Как пояснил журналистам министр культуры Владимир Мединский, «сумма ущерба выплачена давно и полностью».

Из каких средств «сумма ущерба выплачена»? Из награбленных? А если это так, то почему бы из этих же средств не выплатить еще и штрафы? Не для того ли был отозван иск Министерством культуры, чтобы «стимулировать» фигурантов дела в большей степени молчать, не раскрывать иные детали и эпизоды дела? Почему суд пошел по пути «упрощенного» и неадекватно «мягкого» рассмотрения дела?

За хищение миллионов из бюджета Пирумов «вышел из зала суда», директор Музея Рублева Михаил Миндлин, наряду с такими же, как он, получил всего лишь условный срок и никакого штрафа! Судя по всему, Миндин останется на своем ответственном месте работы, продолжит свои «реформы» музея и «выставочную деятельность» «современного искусства», ну и сопутствующую этому «деятельность».

Интересно сопоставить, каков реальный срок будет назначен гражданину за кражу, скажем, нескольких мешков картошки? И потом, совсем не ясен сам подход. Должна же быть хоть какая-то соразмерность ответственности за совершенные преступления. Если в соответствии с действующим законодательством, например, за получение взятки лицо карается в размере от 25 до 100-кратного размера взятки, то в случае «распила» народных средств, как в случае с «реставраторами», оказывается, достаточно просто «выплатить сумму ущерба». Хотя, уровень опасности деяния от прямого хищения, никак не ниже, чем от взяток.

Такими решениями суда, неохотным информированием со стороны СМИ по сути дела «реставраторов» (и подобных делах) подается «сигнал» потенциальным «расхитителям общественной собственности», что можно воровать миллионы бюджетных средств без всяких последствий и денежных штрафов.

Вот и дело Кирилла Серебренникова, подозреваемого в хищении 68 миллионов рублей, идет примерно по этому же сценарию. Все «подозреваемые» там довольны, отпущены под подписку или находятся под домашним арестом. «Прогрессивная культурная общественность» в массовом порядке выступает в его поддержку, конечно, пишутся бессчетные позитивные характеристики и бесчисленные поручительства.

Ведь, что получается? Адепты «новой культуры», они же - поборники «современного искусства», во-первых, за государственный счет проталкивают в массы свои порочные идеи, разлагая молодежь и общество в целом, а во-вторых, - еще и берут с государства, то есть, с налогоплательщиков всей страны, за это мзду. А государство, мягкими и символическими приговорами за совершенные преступления, поощряет их «деятельность».

Андрей Сошенко , секретарь МОО «Русское собрание»