Первая четверть IX в. — 879 г.

Основатель Новгородского государства на севере Руси и династии, правящей в России до конца XVI в. Русские летописи сообщают о нем дважды - под 862 г. («Сказание о призвании варягов») и под 879 г. (смерть Рюрика, власть перешла к князю Олегу).

Рюрик - биография (жизнеописание)

Рюрик (первая четверть IX в - 879 г.) - основатель Новгородского государства на севере Руси и династии, правящей в России до конца XVI в. Эту историческую личность часто называли легендарной и даже мифической, ведь сведений о Рюрике в письменных источниках насколько было мало, настолько же они были противоречивы.

О призвании варягов Рюрика в русских источниках

Все же наиболее достоверные сведения о появлении Рюрика, как полагают, содержатся в самых ранних из дошедших до нас русских летописях - Повести временных лет (начала XII в.) и Новгородской первой летописи, текст которой отразил Начальный свод (XI в.), непосредственно предшествовавший Повести. Создание и этих хроник отстояло более чем на двести лет от описываемых событий и, видимо, с этим связаны противоречия в информации даже в одном и том же источнике, сообщающем о призвании варягов и Рюрика.

Текст, повествующий о появлении варяжского конунга на северо-западе современной , являлся частью некоего, реконструируемого учеными, Сказания о призвании варягов, которое частично вошло в гораздо более поздние летописные своды. Итак, что нам сообщают о Рюрике Повесть временных лет и Новгородская первая летопись.

Под 859 г. есть запись о том, что некие «варяги из заморья» собирали дань со славянских и финно-угорских народов - Чуди, Словен, Кривичей и Мери. А в 862 г. эти народы (дополнительно упоминается еще и Весь) «изгнали варягов за море» и сами стали «собой владеть». Однако вскоре между ними возникли усобицы, они «стали воевать друг с другом». И решили они «поискать себе князя, который бы владел ими и судил по праву». И «пошли за море к варягам… Те варяги назывались русью…». На призыв посольства откликнулись трое братьев «со своими родами». Старший из них, Рюрик, обосновался в (исходя из археологических данных, ученые полагают, что речь шла не об известном нам Новгороде, а о Рюриковом городище, расположенном в 3 км к югу от него), другой, - на , третий, осел в . «И от тех варягов прозвалась Русская земля».

Спустя два года Синеус и Трувор умерли, и Рюрик стал единолично править, раздавая «мужам своим» города. , Полоцк, - «над всеми властвовал Рюрик». Двое дружинников из его окружения - и , «отпросились» у него и отправились на завоевание южных земель. Они отбили у хазар Киев и совершили в 866 г. поход на Царьград, но о Рюрике русские хроники ничего не сообщают до 879 г. Под этой датой в летописи появляется скупая запись о смерти князя и о том, что он передал власть своему родичу у, поручив ему и воспитание своего малолетнего сына .

В Ипатьевской летописи (XV в.) в основном повторяется та же информация о Рюрике, но есть и важные расхождения по вопросу о его резиденции. Согласно ее тексту, варяги еще раньше пришли к словенам «и срубили город и сел старший из них Рюрик в Ладоге». После смерти братьев в 864 г. он стал править один и «пришел к Ильмерю и срубил город над Волховом и прозвался и сел тут княжить». Как отметил главный исследователь древностей Новгорода - В. Л. Янин, именно это сообщение способствовало созданию легенды о том, что была столицей Северной Руси. Судя по археологическим данным, это поселение возникло задолго до появления Рюрика на русском Северо-Западе.

Предводитель варягов на какое-то время останавливался в Ладоге, поскольку быстрому продвижению к Ильменю препятствовали пороги на Волхове. К их преодолению нужно было подготовиться, например, поменять суда, предназначенные для морского плавания, на приспособленные для передвижений по рекам. Вынужденная остановка отнюдь не превращала это место в столицу.

Некоторые иные важные моменты, касающиеся деятельности и происхождения Рюрика, не встречающиеся в ранних русских летописях, есть в других, гораздо более поздних хрониках, и потому считаются многими исследователями менее достоверными. В частности, в Никоновской (Патриаршей) летописи XVII в. сообщается о том, что в 864 г. Рюрик подавил смуту в Новгороде, возглавляемую неким Вадимом Храбрым.

Безусловно спорны, но заслуживают внимания специалистов сведения о происхождении новгородского князя в Густынской и Иоакимовской летописях (обе - XVII в.). Эти источники показывают связь Рюрика с - по-видимому, старейшиной новгородских словен. В Густынской хронике сообщается о том, что Гостомысл направлял посольство в Мальборк, город в Восточной Пруссии на южном берегу Балтики. О ранге и полномочиях этого человека известно и из Новгородской четвертой летописи, утверждавшей, что основал именно Гостомысл, и это случилось еще до призвания Рюрика.

Наиболее подробные сведения о жизни и происхождении Рюрика предоставляет Иоакимовская летопись. К сожалению, ее текст сохранился частично и только в изложении . Известный историк полагал, что она написана первым новгородским епископом Иоакимом Корсунянином (умер в 1030 г.). Однако позднее было установлено, что сочинение увидело свет при патриархе Иоакиме (1674-1690 гг.), когда тот был новгородским митрополитом. Исследователи относятся к данным Иоакимовской летописи, как правило, с недоверием и используют их осторожно.

Согласно известиям Иоакимовской летописи, у славянского вождя Гостомысла, правившего в неком Великом граде (историки видят в нем или , или город Велиград в земле южнобалтийских славян ободритов), было 4 сына и 3 дочери. Сыновья умерли, не оставив детей мужского пола, а вот у средней дочери, Умилы, «бывшей за королем финским, родился сын Рюрик». Перед смертью Гостомысл (860 г. по В. Н. Татищеву) распорядился позвать сыновей Умилы на княжение. Рюрик, «придя из Финляндии в 862 г., имел жену Енвинду, королеву урманскую, братьев: Трувора, псковского или изборского, и Синеуса на Беле озере, умер в 879-м».

Исходя из данных Иоакимовской летописи, полагал, что был «шурином Рюриковым, князем урманским, из Швеции». Историк предположил, что был сыном Рюрика, а «княгине его пасынком, из-за того по-сарматски дирар назван», то есть получается, что Аскольд и Дир одно и тоже лицо.

Исторические реалии предания о Рюрике

Реальность исторической фигуры Рюрика часто соотносят с проблемой исторической достоверности Сказания о призвании. Давно замечено, что аналогичные легенды, повествующие о зарождении государственных институтов, существовали у многих народов Европы. Например, летописный рассказ о Рюрике практически совпадает с сюжетом хроники «Деяния саксов», написанной на столетие раньше Видукиндом Корвейским. В нем говорится о приглашении саксов бриттами. Общая модель подобных средневековых преданий предполагает, что для русского летописца было важно не столько описать конкретное реальное историческое событие, очень давнее для него, сколько передать сам смысл легендарного призвания Рюрика.

Подчеркивалась в науке и мифо-эпическая основа Сказания. Многие ученые отвергают реальность существования братьев Рюрика и объясняют имена Синеуса и Трувора оборотами «sine use» и «tru war», то есть «своими сородичами» и «верной дружиной». Некоторые исследователи обращали внимание и на библейские параллели Сказания о призвании варягов и на этом основании приходили к выводу, что оно не отражало элементов народного эпоса и вообще не имело никакой исторической достоверности.

Однако в решении вопроса о реальности предания о Рюрике с самого начала доминировала другая крайность. Российская историческая наука уже почти три столетия, собственно с момента своего рождения, исследует Сказание о призвании варягов Рюрика. И именно его буквальное, как справедливо заметил И. Н. Данилевский, понимание немецкими учеными И. Байером и Г. Миллером (приглашенными для работы в в 1724 г.) и ответная патриотическая реакция породили так называемую «норманнскую проблему» или борьбу норманистов и антинорманистов.

Сегодня уже многие признают, что в норманнской дискуссии всегда было больше политического оттенка, чем конкретно-исторического содержания. в свое время назвал варяжскую «проблему» патологией общественного сознания и разделил фиктивную в научном плане «норманнскую проблему» (способны ли восточные славяне к самостоятельному созданию государственных институтов?) на ряд реальных и существенных для понимания ранней истории Руси вопросов.

Среди основополагающих проблем, связанных с историческими интерпретациями Сказания о призвании варягов, главными для исследователей и сегодня остаются - происхождение и первоначальное значение слов «русь» и «варяги». И за одним, и за другим термином видят этническое (скандинавы, германцы и западные славяне побережья Южной Балтики, восточные славяне и т.д.) или социальное содержание (мореходы, профессиональные воины, наемные дружинники, сборщики дани и т.д.). Периодически появляются новые гипотезы, растет количество аргументов в пользу уже давно выдвинутых версий. Но, как заметил современный исследователь А. В. Назаренко, «беда не в том, что существующие гипотезы происхождения Руси исключают друг друга, а в том, что каждая из них вынуждена закрывать глаза на те или иные «не подходящие» для нее данные». Многочисленные гипотезы этнического происхождения самого Рюрика зеркально отражают практически все существующие в историографии версии появления варяжской Руси.

Рюрик - норманн?

Норманнские версии происхождения Рюрика, прежде всего, аргументируются данными, относящимися к Руси и варягам в целом:

  • содержательный анализ известий письменных источников;
  • лингвистические исследования имен варяжских князей, имен, упоминаемых в летописных текстах русско-византийских договоров Х в., «славянских и русских» названий днепровских порогов в сочинении Х в. византийского императора Константина Багрянородного;
  • многочисленные, атрибутируемые как скандинавские, археологические находки на памятниках русского Северо-Запада. Особую важность представляют скандинавские по происхождению артефакты, найденные в и на Рюриковом городище в слоях IX - X вв.

Среди норманнских или скандинавских гипотез происхождения Рюрика присутствует «интернациональное» многообразие: финская, норвежская, шведская и датская. В пользу финской, например, свидетельствуют известие Иоакимовской летописи о том, что Рюрик прибыл из Финляндии, и популярность лингвистической версии, что само слово «русь» финского происхождения. Но Иоакимовская летопись наряду с другими аргументирует и норвежскую версию: Рюрик, хоть и пребывал в Финляндии, но все же был варяжским князем и родственником «урманского князя» Олега.

Шведская версия

Она основана на следующих аргументах:

  • Рюрик назван варягом, а варяги, согласно давней историографической традиции, соотносятся, в первую очередь, с викингами. Русь по звучанию близко финскому ruotsi, так называли финны шведских «гребцов» - мореходов;
  • Руническая надпись «Рюрик» выбита на камне, который использовался для строительства церкви в Норрсунде в Швеции;
  • Отождествление Рюрика с упоминавшимся в сочинении Снорри Стурлусона «Круг земной» (XIII в.) Эйриком Эмундарсоном, конунгом шведской Уппсалы (начало правления 850-860 гг. - ум. в 882 г.). Последний, согласно данному источнику, покорил много земель на востоке, в том числе и в Аустрленде (территория Руси).

Датская (фрисландская) версия

В ее пользу свидетельствует выяснение того региона, куда было отправлено совместное посольство словен новгородских и чуди. Ведь маловероятно, что оно могло быть направлено к тем варягам, которые незадолго до этого притесняли эти народы. Но скандинавский мир в эту эпоху был обширен и включал не только Швецию и Норвегию, но и Данию, Британию и Фрисландию.

Согласно Повести временных лет, те варяги, которые пришли с Рюриком, называвшие себя Русь, не были ни шведами (свеями), ни норвежцами (урманами), ни британцами (англянами), ни готландцами (готами). В пользу приглашения князя из Ютландии или Фрисландии может свидетельствовать и упоминавшееся сообщение Густынской летописи о посольстве Гостомысла на Южную Балтику.

Главный аргумент - отождествление Рюрика с конунгом викингов Рёриком Ютландским (Hroerekr) из клана Скъелдунгов. Сходство имени, историческая обстановка и «не противоречащая» хронология делают эту версию одной из самых обоснованных даже для тех ученых, которых можно отнести к антинорманистам. До 850 г. Рёрик, будучи одним из мелких датских конунгов, владел Дорестадом во Фрисландии. В 850 гг. он обосновался в южной Ютландии, участвовал во многих военных мероприятиях - набегах на Англию и континент, в осаде шведской Бирки (852 г.). В хрониках тех лет Рёрик заслужил прозвище «язва христианства». Обращение посольства именно к этому конунгу, враждовавшему с немцами и со шведами, было бы логично с точки зрения политической ситуации. Умер Рюрик, согласно русским источникам, в 879 г., и по данным западных - Рёрика не было в живых в 882 г.

Рюрик - славянин?

В отличие от гипотез происхождения термина Русь славянские версии родословной самого Рюрика связаны только с западнославянским миром. Ученые видели Рюрика выходцем из разных славянских народов - руян, вагров, ободритов, поморян и т.д., проживавших на побережье Южной Балтики.

Общим аргументом для этих версий выступают археологические данные:

  • Исходя из анализа древностей археологических культур псковских длинных курганов и новгородских сопок, исследователи полагают, что славянское население русского Северо-Запада в VI - VIII вв. - словене новгородские и кривичи ведут свое происхождение от западных славян южного балтийского побережья;
  • В последние годы появились выразительные археологические находки западнославянского происхождения даже на таких «скандинавских» памятниках, как и Рюриково городище. Речь идет не только об украшениях, но и о такой этноспецифичной категории артефактов, как лепная, то есть, сделанная от руки, глиняная посуда;
  • О западнославянском по происхождению населении в Новгородской земле свидетельствует и лингвистический анализ текстов многочисленных берестяных грамот, найденных при раскопках.

«Прусская» версия

Своим появлением в исторической науке эта версия происхождения Руси и Рюрика обязана . «Когда Рурик с братьями, со всем родом и с Варягами Россами переселился к Славянам Новгородским, тогда оставшиеся жители после них на прежних своих местах Поруссами или оставшимися по Руссах проименованы…». В рамках «прусской» версии, увидев некоторое созвучие с Русью и Рюриком, ученый упомянул и о руянах - жителях острова Рюген.

На сегодняшний день можно считать выясненным источник этой версии. В начале XVI в., в условиях политического противостояния с Польско-Литовским государством, «в ответ» на литовскую этногенетическую легенду о римском происхождении литовцев аналогичная легенда появилась и в Московии. Согласно этой легенде римский император Август «послал своего брата Прусса на берега Вислы - в страну, которая затем была по его имени названа Прусской землей. От этого Прусса и повелись русские князья. В Прусскую землю пришли искать себе князей по совету новгородского воеводы Гостомысла послы новгородцев. Отсюда они взяли себе Рюрика - потомка Прусса и, следовательно, родственника Августа кесаря».

Почти дословно, с указанием, что Прусс приходился Августу «сродником», эта версия была воспроизведена в «Сказаниях о князьях Владимирских» (середина XVI в.) и как официальная идеологема вошла в «Государев родословец». Несмотря на то, что «Прусская» версия подвергалась жесткой критике со стороны историков и лингвистов, те или иные ее элементы в последние десятилетия получили активное развитие в историографии.

Вагры, Варины, Варяги, Варанги…

Побывавший в Московии в первой половине XVI в. австрийский путешественник С. Герберштейн, познакомившись по летописям с русской историей, предположил, что варяги Рюрика, а соответственно и сам Рюрик, происходят от поморских славян вагров. Вагры, именующиеся в некоторых письменных источниках как Варины, - западнославянское племя, проживавшее в средневековую эпоху на полуострове Вагрия. Они входили в состав племенного союза Ободритов (Бодричей).

С. Герберштейн полагал, что «Варяжское море» (так именуют Балтийское море русские летописи) получило свое название от вагров-варинов. Некоторые лингвисты сближают термины варины, вэрины, вэринги/веринги, варяги общим происхождением и считают разными формами одного слова. Дискуссионным является вопрос о так называемых Варангах - так греки именовали скандинавских наемников на византийской военной службе.

Ободриты, Рареги и Мекленбургские генеалогии

Среди западнославянских версий происхождения Рюрика - гипотеза о его связи с племенем ободритов обеспечена источниками наиболее комплексно. В первой четверти XVIII в. появилось несколько трудов по генеалогии правящей династии в германской земле Мекленбург, когда-то заселенной ободритами. Поводом послужил заключенный в 1716 г. брак герцога Мекленбурга Карла Леопольда с Екатериной Ивановной, племянницей , матерью будущей правительницы Анны Леопольдовны.

В сочинении «Разыскание родства» Ф. Томас проводил идею о родстве между русскими и полабско-поморскими славянами (называвшимися германскими источниками вендами), а также о родстве между правящими российской и мекленбург-шверинской династиями. Отвергая скандинавское происхождение Рюрика, он считал его выходцем из славянской Вагрии. Ссылаясь на источники XV в., Ф. Томас проводит мысль о том, что Рюрик был внуком короля ободритов Витслава (умер в 795 г.) и сыном Годлиба (Годслава), погибшего в 808 г. при штурме датчанами города Рерик. Другой немецкий историк начала XVIII в. И. Хюбнер, используя тот же источник, полагает, что сыновья Годлиба - Рюрик, Сивар и Трувор отправились в 840 г. в . Замечено, что привязка Рюрика к Годлибу серьезно противоречит хронологии событий, описываемых русскими летописями.

Многие исследователи связывают появление Мекленбургских генеалогий с подъемом славянского этнического самосознания в XVI - начале XVIII вв., что выразилось в формировании этногенетических легенд. В частности, по работам И. Хюбнера видно, как в более ранние мифоэпические сюжеты о братьях Чехе и Лехе постепенно вплетаются «реалии» о третьем легендарном брате - Русе.

В связи с Мекленбургскими генеалогиями часто рассматривают появление «народного» предания о Рюрике, записанного в среде немецких крестьян в Мекленбурге французом Ксавье Мармье в первой трети XIX в. Предание повествует о короле бодричей Годлаве и о его сыновьях Рюрике,Сиваре и Труваре, которые в поисках славы «пришли в Руссию». Свергнув местных угнетателей, братья по просьбе народа остались на новой родине. При этом Рюрику досталось Новгородское княжество, Сивару - Псковское, а Трувару - .

Исследователи отмечали, что данное предание о Рюрике - единственное зафиксированное в фольклоре. Учитывая, что германское население давно сменило здесь славян-ободритов, а также принимая во внимание «подозрительную» точность и конкретность в хронологии, локализации и именах, обычно не характерных для устных преданий, живущих веками, предполагают книжный характер и позднее происхождение данного источника. Вероятно, на его возникновение повлияли труды по генеалогии, изданные за сто лет до этого.

Ободритской версии происхождения Рюрика не противоречат сведения германского источника XI в. Адама Бременского, который писал: «… ободритов теперь называют рарегами». Слово «рарег» и сходные с ним во многих славянских языках означают название сокола. На этом основании известный историк С. А. Гедеонов выдвинул гипотезу о том, что имя Рюрик является родовым именем вождей ободритов.

Ободритская гипотеза происхождения Рюрика в определенной мере согласуется с данными некоторых русских летописей (Густынская, Иоакимовская, Новгородская четвертая) о Гостомысле. «Великий град», в котором последний правил, мог быть тем Велиградом, который считается столицей бодричей. И, кажется, уже не вызывает удивления сообщение известного исследователя скандинавских древностей на территории Руси, автора книги «Эпоха викингов в Северной Европе», Г. С. Лебедева о том, что «недавно в еще одной франкской хронике, Ксантенских анналах, обнаружено известие о «Густимусле», славянском вожде в земле ободритов».

Происхождение Рюрика и Руси - это одна из тех научных проблем, решение которых напоминает путь к горизонту. Он бесконечен, всегда будет занимать умы ученых и волновать души простых людей. Но, несмотря на всю противоречивость и скудность сведений о Рюрике, ясно, что эта историческая личность реальна. Рюрик, независимо от того, кем он был, откуда пришел, был и остается основателем северной русской государственности, родоначальником одной из двух династий, с которыми связана вся история .

Роман Рабинович, канд. ист. наук ,
специально для портала

Список источников и литературы:

  • Вернадский Г. В. 2004. История России. Древняя Русь. Москва Тверь: «Аграф. Леан».
  • Данилевский И. Н. 1999. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX - XII вв.). М.: «Аспект пресс».
  • Клейн Л. С. 2009. Спор о варягах. История противостояния и аргументы сторон. СПб: «Евразия».
  • Кузьмин А. Г. 2003. Начало Руси. Тайны рождения русского народа. М.: «Вече».
  • Ловмяньский Х. 1985. Русь и норманны. М.: «Прогресс».
  • Мыльников А. С. 2000. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы. Этногенетические легенды, догадки, протогипотезы XVI - начала XVIII века. СПб.
  • Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов, 1950. М.-Л., Издательство АН СССР.
  • Петрухин В. Я. 2013. Русь в IX-X веках. От призвания варягов до выбора веры. М.: «Форум»; «Неолит».
  • Повесть временных лет. 1996. Издание второе. СПб.: «Наука».
  • Славяне и Русь: проблемы и идеи. Концепции, рожденные трехвековой полемикой, в хрестоматийном изложении. Четвертое издание. М.: «Флинта», «Наука». 2001.
  • Татищев В. 2003. История Российская. Том 1. М.:«Издательство АСТ».
  • Фомин В. В. 2008. Начальная история Руси. М.: «Русская панорама».
  • Янин В. Л. 2008. Очерки истории средневекового Новгорода. М.: «Языки славянских культур».

Норманнская или варяжская теория, раскрывающая аспекты становления государственности на Руси, основана на одном простом тезисе – призвании варяжского князя Рюрика новгородцами для управления и защиты большой территорией племенного союза словен ильменских. Таким образом, ответ на вопрос о том, с каким событием связано появление династии, вполне понятен.

Этот тезис присутствуют в древней , написанной Нестором. В настоящий момент он является спорным, но один факт всё же неоспорим – Рюрик стал основателем целой династии государей, которые правили не только в Киеве, но и в других городах Русской земли, в том числе и в Москве, и именно поэтому династию правителей Руси называли Рюриковичи.

Вконтакте

История династии: начало

Родословная довольно сложная, разобраться в ней не так-то просто, но начало династии Рюриковичей проследить очень легко.

Рюрик

Рюрик стал первым князем в своей династии. Его происхождение – крайне спорный вопрос. Одни историки предполагают, что он был из знатного варяжско-скандинавского рода.

Предки Рюрика происходили из торгового Хедебю (Скандинавия) и были в родстве с самим Рагнаром Лодброком. Другие историки, разграничивая понятия «норманн» и «варяг», считают, что Рюрик был славянского рода, возможно, он состоял в родстве с новгородским князем Гостомыслом (считается, что Гостомысл был его дедом), и долгое время жил с семьёй на острове Рюген.

Скорее всего, он был ярлом, то есть имел военную дружину и держал ладьи, занимаясь торговлей и морским разбоем. Но именно с его призванием сначала в Старую Ладогу, а потом в Новгород связано начало династии.

Рюрик был призван в Новгород в 862 году (когда он начал править точно, конечно, неизвестно, историки опираются на данные из ПВЛ). Летописец утверждает, что он пришёл не один, а с двумя братьями — Синиусом и Трувором (традиционные варяжские имена или прозвища). Рюрик осел в Старой Ладоге, Синиус на Белоозере, а Трувор в Изборске. Интересно, что каких-либо иных упоминаний о братьях в ПВЛ нет. С ними не связано начало династии.

Олег и Игорь

Рюрик умер в 879 году, оставив малолетнего сына Игоря (или Ингвара, по скандинавской традиции). Дружинник, а возможно и родственник Рюрика, Олег (Хелг) должен был править от имени его сына до совершеннолетия.

Внимание! Существует версия, что Олег правил не просто как родственник или доверенное лицо, а как избранный ярл, то есть имел все политические права на власть по скандинавским и варяжским законам. То, что он передал власть Игорю, действительно могло означать, что тот был его близким родственником, возможно племянником, сыном сестры (по скандинавской традиции дядя ближе, чем родной отец; мальчиков в скандинавских семьях отдавали на воспитание дяде по матери).

Сколько лет княжил Олег ? Он успешно управлял молодым государством до 912 года. Именно ему принадлежит заслуга полного завоевания пути «из варяг в греки» и захват Киева, затем его место занял Игорь (уже как киевский правитель), к тому моменту женатый на девушке из Полоцка (по одной из версий) – Ольге.

Ольга и Святослав

Правление Игоря нельзя назвать успешным . Он был убит древлянами в 945 году во время попытки взять двойную дань с их столицы – Искоростеня. Так как единственный сын Игоря, Святослав, был ещё маленьким, то престол в Киеве по общему решению бояр и дружины заняла его вдова Ольга.

Святослав взошёл на киевский престол в 957 году. Он был князем-воином и никогда не задерживался надолго в столице своего быстро растущего государства . Ещё при жизни он разделил земли Руси между тремя своими сыновьями: Владимиром, Ярополком и Олегом. Владимиру (незаконному сыну) он отдал в удел Новгород Великий. Олега (младшего) посадил в Искоростене, а старшего Ярополка оставил в Киеве.

Внимание! Историкам известно имя матери Владимира, также известно, что она была обеленной холопкой, то есть не могла стать женой правителя. Возможно, Владимир был старшим сыном Святослава, его первенцем. Именно поэтому он был признан отцом. Ярополк и Олег были рождены от законной жены Святослава, возможно, болгарской княжны, но по возрасту они были младше Владимира. Все это, впоследствии, повлияло на отношения братьев и привело к первой княжеской междоусобице на Руси.

Ярополк и Владимир

Святослав погиб в 972 году на острове Хортица (Днепровские пороги). После его смерти киевский престол на несколько лет занял Ярополк. Между ним и его братом Владимиром началась война за власть в государстве, закончившаяся убийством Ярополка и победой Владимира, который и стал, в конечном итоге, очередным киевским князем. Правил Владимир с 980 по 1015 год. Главная его заслуга – крещение Руси и русского народа в православную веру.

Ярослав и его сыновья

Между сыновьями Владимира сразу после его смерти разгорелась междоусобная война, результате которой престол занял один из старших сыновей Владимира от полоцкой княжны Рагнеды — Ярослав.

Важно! В 1015 году киевский престол занял Святополк (прозванный в последствии Окаянным).Он не был родным сыном Владимира. Его отцом был Ярополк, после смерти которого Владимир взял в жёны его жену, и признал родившегося ребёнка своим первенцем.

Ярослав княжил до 1054 года . После его смерти в силу вступило лестничное право – передача киевского престола и «младших» по старшинству в роду Рюриковичей.

Киевский престол занял старший сын Ярослава — Изяслав, Черниговский (следующий по «старшинству» престол) – Олег, Переяславский – младший сын Ярослава Всеволод.

Долгое время сыновья Ярослава жили мирно, соблюдая заветы отца, но, в конечном итоге, борьба за власть перешла в активную фазу и Русь вступила в эпоху Феодальной раздробленности.

Родословная Рюриковичей . Первые киевские князья (таблица или династия Рюриковичей схема с датами, по поколениям)

Поколение Имя князя Года правления
I поколение Рюрик 862-879 (новгородское княжение)
Олег (Вещий) 879 – 912 (новгородское и киевское княжение)
II Игорь Рюрикович 912-945 (киевское княжение)
Ольга 945-957
III Святослав Игоревич 957-972
IV Ярополк Святославич 972-980
Олег Святославич Князь-наместник в Искоростене, погиб в 977 году
Владимир Святославич (Святой) 980-1015
V Святополк Ярополкович (пасынок Владимира) Окаянный 1015-1019
Ярослав Владимирович (Мудрый) 1019-1054
VI Изяслав Ярославович 1054-1073; 1076-1078 (киевское княжение)
Святослав Ярославович (Черниговский) 1073-1076 (киевское княжение)
Всеволод Ярославович (Переяславский) 1078-1093 (киевское княжение)

Родословная Рюриковичей периода Феодальной раздробленности

Прослеживать династическую линию рода Рюриковичей в период Феодальной раздробленности невероятно сложно, так как правящий княжеский род максимально разросся . Главными ветвями рода на первом этапе феодальной раздробленности можно считать черниговскую и переяславскую линии, а также галицкую, о которой нужно говорить отдельно. Галицкий княжеский дом берёт своё начало от старшего сына Ярослава Мудрого, Владимира, который умер ещё при жизни отца, и наследники которого получили в удел Галич.

Важно отметить, что все представители рода стремились занять Киевский престол, так как в таком случае они считались правителями всего государства.

Галицкие наследники

Черниговский дом

Переяславский дом

С Переяславским домом, номинально считавшимся младшим, всё намного сложнее. Именно потомки Всеволода Ярославовича дали начало владимиро-суздальским и московским Рюриковичам. Главными представителями этого дома являлись:

  • Владимир Всеволодович (Мономах) – был киевским князем в 1113-1125 гг (VII поколение);
  • Мстислав (Великий) – старший сын Мономаха, был киевским князем в 1125-1132 гг (VIII поколение);
  • Юрий (Долгорукий) – младший сын Мономаха, становился киевским правителем несколько раз, последний в 1155-1157 гг (VIII поколение).

Мстислав Владимирович дал начало Волынскому дому Рюриковичей, а Юрий Владимирович — Владимиро-Суздальскому.

Волынский дом

Родословная Рюриковичей: Владимиро-Суздальский дом

Владимиро-суздальский дом стал главным на Руси после смерти Мстислава Великого. Князья, сделавшие своей столицей сначала Суздаль, а потом и Владимр-на-Клязьме, играли ключевую роль в политической истории периода Ордынского вторжения.

Важно! Даниил Галицкий и Александр Невский известны не только как современники, но и как соперники за великокняжеский ярлык, а ещё у них был принципиально разный подход к вере – Александр держался православия, а Даниил принял католичество в обмен на возможность получить титул Короля Киевского.

Родословная Рюриковичей: Московский Дом

В завершающий период Феодальной раздробленности Дом Рюриковичей насчитывал больше 2000 членов (князей и младших княжеских семей). Постепенно лидирующие позиции занял Московский дом, который ведёт свою родословную от младшего сына Александра Невского – Даниила Александровича.

Постепенно, Московский дом из великокняжеского трансформировался в царский . Почему это произошло? В том числе и благодаря династическим бракам, а также успешной внутренней и внешней политике отдельных представителей Дома. Московскими Рюриковичами была продела гигантская работа по «собиранию» земель вокруг Москвы и по свержению Татаро-Монгольского Ига.

Московские Рюрики (схема с датами правления)

Поколение (от Рюрика по прямой мужской линии) Имя князя Годы правления Значимые браки
XI поколение Александр Ярославович (Невский) Князь Новгородский, Великий князь по ордынскому ярлыку с 1246 по 1263 гг _____
XII Даниил Александрович Московский 1276-1303 (московское княжение) _____
XIII Юрий Даниилович 1317-1322 (Московское княжение)
Иван I Даниилович (Калита) 1328-1340 (Великое Владимирское и Московское княжение) _____
XIV Семен Иванович (Гордый) 1340-1353 (Московское и Великое Владимирское княжение)
Иван II Иванович (Красный) 1353-1359 (Московское и Великое Владимирское княжение)
XV Дмитрий Иванович (Донской) 1359-1389 (Московское княжение, а с 1363 по 1389 – Великое Владимирское княжение) Евдокия Дмитриевна, единственная дочь Дмитрия Константиновича (Рюриковича), Суздальско – Нижегородского князя; присоединение к Московскому княжеству всех территорий княжества Суздальско-Нижегородского
XVI Василий I Дмитриевич 1389-1425 гг Софья Витовтовна, Дочь Великого литовского князя Витовта (полное примирение князей Литовских с правящим Московским домом)
XVII Василий II Васильевич (Тёмный) 1425-1462 гг _____
XVIII Иван III Васильевич 1462 – 1505 гг Во втором браке с Софьей Палеолог (племянница последнего Византийского императора); номинальное право: считаться приемником императорской византийской короны и кесарем (царём)
XIX Василий III Васильевич 1505-1533 гг Во втором браке с Еленой Глинской, представительницей богатого литовского рода, ведущего своё происхождения от сербских правителей и Мамая (по преданию)
XX

Правление Рюрика (кратко)

Правление Рюрик - краткое описание основных событий

Имеется не много достоверных источников об истории Руси до правления Рюрика. Кроме того, даже имеющиеся факты трактуются по-разному различными исследователями (например, норманистами и антинорманистами). Историкам даже неизвестно, к какому народу принадлежал легендарный князь Рюрик.

Споры о происхождении князя Рюрика

Происхождения Рюрика вызывает до сих пор множество споров. Одни утверждают, что сам Рюрик и его дружина были скандинавами (викингами), основываясь на этимологии княжеского имени, которое обозначает «король» с латинского rex. Общеизвестным фактом является то, что имя Рюрик широко используется и в современном мире в Финляндии, Швеции и других странах. В свою очередь, сторонники западнославянской версии развития Руси предпочитают сравнивать биографические данные Рюрика со славянским племенем ободритов, которое также называли «соколами».

Призвание князя Рюрика на княжение

Согласно литературным источникам, а именно «Повести временных лет» призвание Рюрика произошло в 862 году, явившись результатом совместного решения славянских племён (кривичи, ильменские словене, чудь и весь) в ходе споров о том, кто будет править ими без выгоды для собственного племени.

В Новгород Рюрик вошёл с братьями. Также имеет место быть версия, что правление князя началось не в Новгороде, а в Старой Ладоге, а сам Новгород был построен только спустя два года. Археологические находки (например, Рюриково Городище) полностью подтверждают данную теорию.

Если верить летописному варианту, то братья Рюрика также получили на княжение славянские земли. Так брату Синеусу досталось Белоозеро, а Трувору Изборск, однако правили они не долго. Уже через два года после их кончины Рюрик становится единым правителем. Многие исследователи Руси склонны считать, что братьев у Рюрика не было, утверждая, что «трувор» переводится как «верная дружина», а «синеус» - «свой род».

Сведений о политическом руководстве Рюрика очень мало. В летописях довольно скупо описано его стремление укрепления государственных границ, возведения городов и пр. Одним из самых важных событий в его правлении было то, что он сумел подавить мятеж в Новгороде Вадима Храброго, чем укрепил собственный княжеский авторитет. В целом можно сказать одно – правления Рюрика способствовало централизации власти на Русской земле.

Умер Рюрик примерно в 879 году , а его власть унаследовал его сын (предположительно от норвежской княжны) Игорь.

В последнее время с новой силой развернулась дискуссия о происхождении российского государства, роли и этнической принадлежности варягов, прежде всего Рюрика и его братьев, которые, согласно летописным источникам, были призваны восточными славянами на княжение. Какие исторические факты скрывает это предание? Об этом журналист Александр Пронин попросил рассказать члена-корреспондента Российской академии наук Андрея Николаевича Сахарова .

И.Глазунов. Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор, Синеус. Центральная часть триптиха. 1986 г.

– Появление Рюрика и его братьев в северо-западных русских землях – не просто версия, а историческая реальность, в которой вряд ли могут быть какие-то сомнения. К такому выводу пришла в последнее время историческая наука – и отечественная, и зарубежная. Сведения о приходе на Русь варягов отражены во многих источниках и прочно вошли в научный оборот.

Кстати, сам факт их княжения в Новгороде и в других русских городах не является чемто необычным, экстраординарным. Во времена Средневековья практика приглашения со стороны не вовлечённых во внутренние конфликты князей с дружинами была делом обычным, традиционным. Званые гости помогали останавливать кровавые междоусобицы и примирять враждующие стороны, на приглашённых воинов часто возлагалась и защита от внешней агрессии. Надо иметь в виду и постоянные давнишние связи восточных славян (ильменских, или новгородских) с землями, которые были заселены варягами, что также подтверждает реальность пришествия Рюрика на Русь.

Наконец, давайте вспомним о человеке, благодаря которому, собственно, до нас и дошло предание о Рюрике и его роде, – о летописце Несторе. Создатель «Повести временных лет» – совершенно уникального произведения в русском летописании – был не каким-нибудь полуграмотным шарлатаном, склонным к мистификациям и фальсификациям, а исследователем исключительно добросовестным, скрупулёзным. Там, где у него появлялись сомнения в достоверности происходившего, где он чувствовал налёт легендарности, обязательно делал оговорку. Обратитесь к тексту «Повести…» и убедитесь в этом. К тому же излагаемые им сведения подтверждаются и другими данными. Всё это и даёт нам право считать созданную им летопись основным и достаточно убедительным источником по истории Древней Руси.

– Итак, по словам Нестора, в 862 году состоялось призвание варягов на новгородские земли. К нам прибыли три брата с родами своими: Рюрик, Синеус, Трувор. Рюрик сел на княжение в Новгороде Великом, Синеус – на Белоозере, Трувор – в Изборске. По смерти Синеуса и Трувора вся власть перешла к Рюрику. К какому же этносу принадлежали Рюрик и его братья? Долгое время считалось, что они были норманнами. Так ли это?

– Ни в коей мере. Этническая принадлежность Рюрика и его братьев стала предметом споров около двухсот лет назад. Между прочим, и сама версия о норманнском их происхождении появилась лишь в XVII столетии, совпав со шведским завоеванием русского Северо-Запада. Занятное совпадение, не правда ли? Оно легко объяснимо: шведам потребовалось обосновать свои притязания на исконные славянские земли, в частности приладожские – Ингерманландию. Из летописей же однозначно следует, что варяги – выходцы из южнобалтийского славянства, представители этноса, близкого к восточнославянскому, по сути родственного.

Н.Рерих. Заморские гости. 1901 г.

Если мы обратимся к труду Нестора, то увидим, что варягов он чётко отделяет от скандинавов. Среди самостоятельных этносов перечисляет такие, как урмане (норвежцы), свеи (шведы), дане (датчане), варяги. Заметьте: и речи нет ни о каком отождествлении варягов с первыми тремя этническими группами, которых Европа знала под именем викингов.

– Появилась, однако, теория, что пришедшие на Русь варяги представляли некий конгломерат искателей счастья из многих племён: и скандинавов, и балтов, и прочих. Этакий интернационал…

– Варяги действительно были «интернационалом», но славянским, достаточно однородным по своему корню (во всяком случае, в IX веке). Возможно, позднее в него добавились представители других национальностей, но ядро оставалось прежним – славянским. И Нестор указывает район расселения варягов – южное побережье Балтийского моря. Здесь, в устьях рек Лабы (Эльбы), Одры (Одера), Вислы, жили многочисленные племена южнобалтийских славян. В VIII–X веках они представляли довольно сильные племенные конфедерации, со своими князьями, дружинами, самобытной языческой религией. Это была уникальная цивилизация, во многом определявшая политический и этнический климат Южной Балтии (это часть территории современной Германии, Калининградская область и польское Поморье).

– Цивилизация, стёртая с лица земли?

– Совершенно верно. Эти славянские этносы исчезли в XI–XII веках, когда тевтоны захватывали их земли, огнём и мечом онемечивали. Кроме того, часть южнобалтийских славян поглотила польская нация. Оставшиеся мигрировали к восточным славянам, которых считали своими братьями по крови.

– А на чём основывается предположение о братских узах, соединявших варягов с нашими предками?

– На общности языка. Она стала основой тесных отношений. Не случайно Нестор говорит: славянский и русский языки суть «одно есть». Варяги же многократно упоминаются под именем Русь. Не только в наших летописях, но и в сочинениях западноевропейских, латинских хронистов упоминаются обитавшие в различных регионах Европы славянские племена, в корнях названий которых присутствует одинаковое созвучие: русичи, русины, рутены, руги… Огромный славянский мир, населявший большие территории и Восточной, и Западной Европы.

– Если пригласившие Рюрика и его родичей новгородцы (ильменские славяне) хорошо понимали их речь, знали нравы, обычаи, традиции и не считали иноплеменниками, тогда многое становится на свои места и описанные Нестором события перестают казаться фантастическими.

– Конечно. Языковое родство и другие признаки этнической близости и побудили новгородцев пригласить варягов. Это было вопросом элементарного здравого смысла, о чём нынешние защитники норманнской теории умалчивают. Вдумайтесь: кому придёт в голову звать к себе во властители чужеземцев, воинственных, жестоких и жадных (а именно такими остались викинги в памяти народов Франции, Великобритании и других европейских стран), с которыми вдобавок и объясниться-то трудно?

Это, однако, не значит, что отношения населявших русские земли народов с варягами были такими уж безоблачными. Они и воевали, и мирились, и торговали.

– Кроме родственного со славянами языка, какие ещё существуют аргументы в пользу южнобалтийского происхождения варягов?

– Их очень много. Обратимся снова к Нестору. Созданная им летопись свидетельствует, что он великолепно знал географию народов Европы. Но, последовательно перечисляя этносы и называя, кто где обитал, о поморских славянах он не обмолвился ни словом. О чём это говорит? Да всё о том же: южнобалтийские славянские племена известны были ему под именем варягов! Их место расселения он указал в районе южнобалтийского побережья.

Или вот ещё пример. Из летописи мы знаем, что в последней четверти X века, в период усобицы между сыновьями Святослава, князь Владимир бежал за море, к варягам, спасаясь от Ярополка. Давайте на миг предположим, что местом его изгнания была Скандинавия. Тогда, вернувшись с варяжской дружиной и победив около 980 года Ярополка, он, наверное, попытался бы утверждать в Киеве порядки, чем-либо напоминавшие норманнские, хотя бы отдалённо, например в области верований.

Владимир действительно проводит в жизнь религиозную реформу – я имею в виду реформу, предшествовавшую принятию христианства им и дружиной, а затем и всеми киевлянами и новгородцами. В дохристианский период, явно под влиянием впечатлений от пребывания на чужбине, он насаждал в благодарность варягам за помощь в завоевании Киева культ языческих богов, ничего общего с богами викингов не имеющих. В древнеславянских капищах нет и намёка ни на Одина, ни на Торна… Зато насаждается культ языческих богов во главе с Перуном, которому приносят человеческие жертвы, как у поморских славян – жертвы богу Световиту. Это, между прочим, главный бог южнобалтийских славян, вагров и ранов. Нельзя забывать, что именно варяжская дружина помогла Владимиру добыть престол.

Или возьмём имена. Приходится слышать утверждения, что Рюрик и прочие имена (скажем, Ивор), упомянутые в летописи и относящиеся к концу IX – началу X вв., – скандинавского происхождения. Да ничего подобного, они характерны и для поморского славянства, для балтов, пруссов…

– Кстати, о пруссах. Мог Рюрик быть прусским князем, о чём сейчас тоже говорят?

– В принципе, это не исключено. Пруссы были балтийским племенем. А балты и славяне – фактически двоюродные братья. Долгое время они представляли единую балто-славянскую общность, которая, сначала отсоединившись от германцев, в последние века первого тысячелетия сама начала разделяться. Так появились литовцы и латыши. Пруссы близки им. А проведённые недавно археологические раскопки в районе Калининграда дали новые материалы, подтверждающие тесные связи местных жителей с теми, что заселяли восточнославянские земли.

Однако есть существенное «но»: Нестор называет пруссов, считая их самостоятельным этносом. То есть с варягами он их не отождествляет. Тем не менее, даже не будучи пруссами, Рюрик и его братья могли выйти из прусской земли – археологи нашли свидетельства расселения поморских славян и на этой территории.

– Мы с вами говорим о варягах как о родичах наших предков. Но ведь известно, что Киев большой промежуток времени платил им дань, как, скажем, позднее – монголо-татарам. Выходит, вели себя поморские братья на Руси как завоеватели. Нет ли здесь противоречия со сказанным вами ранее?

– Современному человеку действительно такие отношения могут показаться странными. А в Средневековье это было нормальным делом. После того как родственник умершего Рюрика Олег (тоже варяг), опираясь на ильменских славян, кривичей, чудь и свою дружину, двинулся из Новгорода на юг и подчинил себе Смоленск, Любеч, а затем и Киев, объединив северную и южную Русь и образовав единое древнеславянское государство со столицей на Днепре, он заключил мир с варягами. И ради упрочения этого мира с 882 года выплачивал им дань: по 300 гривен ежегодно. Деньги эти должен был платить Новгород. Так Олег обезопасил границы Киевского государства на севере, развязав себе руки для более активной политики на юге. Но ведь выплату дани продолжали и его потомки, и длилось это по меньшей мере вплоть до княжения Ярослава Мудрого (1019–1054 гг.). Полтора столетия получали её варяги от Руси.

И это ещё один аргумент против попыток выдавать норманнов за варягов. В Скандинавии в ту пору просто не было целостного государственного образования, стабильно существовавшего столь длительный период. Зато многие признаки государственности наблюдаются у южнобалтийских славян.

Какой из варяжских конфедераций платил Киев дань, в летописи не уточнено. Возможно, это были вагры. Во всяком случае, историк Татищев полагал, что от них-то и произошло название варяги.

– Однако единой варяжской державы в Балтии так и не сложилось. Способны ли были в таком случае варяги принести нам государственность?

– Утверждение, что государственность появилась на Руси с приходом варягов, – абсолютно ложное. Множество фактов свидетельствует, что она сложилась задолго до их призвания, и на северо-западных территориях, где со временем возвысился Новгород, и в поднепровских землях полян с центром в Киеве. Другой вопрос – в каких формах, насколько она была развитой. Но то, что государственность существовала, – несомненно.

Вот яркий пример. Летом 860 года Константинополь подвергся масштабному нашествию восточных славян – Руси. Его результатом стал заключённый византийским императором с северными «варварами» (они названы всё тем же именем – Русь) мирный договор. Договор дружбы и любви, включавший в себя такие характерные для межгосударственных отношений той эпохи обязательства, как выплата дани, привилегии купцам, приглашение русской дружины на службу. Ну а межгосударственные отношения без государства, сами понимаете, невозможны.

Уместен здесь, конечно, вопрос: с кем же мирились византийцы? Одни историки считают, что это были черноморские славяне, возможно, киевские поляне; другие настаивают на их северном, ильменском происхождении. По моему мнению, это был мощный союз племён во главе с государственным центром в Киеве, который только и мог в ту эпоху осилить столь масштабное военно-политическое предприятие, как поход на Византию. Можно вспомнить также факт из истории дипломатии: 838–839 годами датируется посольство русов (в данном случае речь идёт именно о восточных славянах) в Константинополь и во Франкскую империю. Активная внешнеполитическая деятельность – это ли не признак государственности?

– Некоторые авторы порой высказывают мнение, что раннее государственное образование под названием Русь первоначально возникло для обеспечения стабильности восточного торгового пути. Вы согласны с этой точкой зрения?

– Лишь отчасти. Роль пути «из варяг в греки» действительно была велика и безусловно повлияла на складывание древнерусского государства. Но преувеличивать её не стоит. Государственность не возникает из торгового предприятия, это всегда результат действия многих исторических факторов – социальных, политических, экономических, культурных, этнических, религиозных… Главное же заключается в том, что у восточных славян развивалось структурированное общество, со всеми присущими ему отношениями и институтами. Это развитие и привело к появлению государства Русь. А проходивший через его земли важнейший трансъевропейский путь лишь ускорил многие процессы.

Беседовал Александр Пронин

Восточные славяне жили «каждо своим родом», собираясь время от времени на совместное вече. Уже в VI веке у них возникли межплеменные союзы, во главе которых стояли старейшины или вожди. Славяне вели оседлый образ жизни. В борьбе за новые земли они теснили угро-финские и балтские этносы. Северные племена нередко терпели набеги скандинавов. некоторые из них, не имея сил отразить грабительские вторжения, становились данниками варягов.

Обилие водных путей сообщения обусловило укрепление культурных и коммерческих связей между славянскими племенами и их соседями. На местах меновой торговли возникли Переяславль, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Ростов, Полоцк. Вокруг них стали образовываться городовые области, в которых обитали представители не одного, а разных племен. Формирование Древнерусского государства в IX веке началось в двух местах: Среднем Поднепровье (Киев) на юге и Новгородской земле (Новгород) на севере.

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ

  862 г. Летописное сообщение об отказе ильменских словен, чуди, мери, веси и кривичей платить дань варягам и изгнание скандинавов «за море «. Начало межплеменных усобиц. Призвание союзом славянских и финно-угорских племен династии варягов — Рюрика, Синеуса и Трувора. Начало княжения Рюрика в Ладоге, Синеуса — в Белоозере, а Трувора — в Изборске.

  862-882 гг. Легендарные даты правления в Киеве Аскольда и Дира.

  863 г. Создание братьями Кириллом и Мефодием славянской азбуки.

  864 г. Смерть Синеуса и Трувора. Летописное указание на то, что «принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города «. Рюрик обосновался в городище у истока Волхова (т.н. Рюриково Городище).

  Позднее 864 г. Женитьба Рюрика на урманской княжне Ефанде. Возвращение Рюрика в Европу. Восстание в Новгороде под предводительством Вадима Храброго против своевластия Рюрика. Возвращение Рюрика в Новгород. Убийство Рюриком Вадима Храброго и подавление восстания. Бегство многих «новгородских мужей » в Киев во избежание расправы. Отъезд из Новгорода Аскольда и Дира. Начало их княжения в Киеве. Рождение у Рюрика сына Игоря.

  865 г. Военный поход киевского князя Аскольда против Полоцка.

  Позднее 865 г. Войны киевского князя Аскольда с древлянами и уличами.

  866 г. Легендарный поход киевских князей Аскольда и Дира на Царьград (Константинополь).

  867 г. Прибытие в Киев византийского епископа и массовое крещение русов. «Окружное послание» патриарха Фотия византийским епископам, где он сообщает о крещении русов.

  867 г. Началось правление византийского императора Василия I Македонянина (867-886 гг.), основателя Македонской династии. Успешно вел борьбу против арабов на востоке империи и в Италии.

  867 г. Патриарх Фотий (в Константинополе) учредил первую епархию для славян и варягов, принявших христианство.

  869 г. Поход князей Аскольда и Дира на кривичей.

  874 г. Поход киевского князя Аскольда на Византию. Заключение мирного договора между ним и императором Василием I Македонянином. Крещение части дружины русов в Константинополе.

  Конец 870-х гг. Поход русов на Каспий и нападение на город Абаскун (Абесгун).

  879 г. Смерть Рюрика, князя Новгородского.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

 Возникновение праздника Ризоположения
 Легендарная дата образования Русского государства
 Рюриково городище