Общая характеристика. Формирование государственности у франкских племен сопровождалось созданием права. Это осуществлялось с помощью записи древнегерманских обычаев. Так появились «варварские правды»: Салическая, Рипуарская, Бургундская, Алле- менская и др. Наиболее типичным и одним из самых древних сборников записей обычного права германцев является Салическая правда, созданная в 507-511 гг. - последние годы жизни и правления первого франкского короля Хлодвига.

Первоначальный текст Салической правды до настоящего времени не сохранился. В течение ряда веков этот судебник переписывался, дополнялся и изменялся. В результате до нас дошло несколько вариантов Салической правды, из которых наиболее близкой к древнейшему первоначальному тексту памятника считается Парижская рукопись.
Салическая правда характеризуется отсутствием общих, абстрактных понятий, ей присущ казуистический характер. Правовые действия и акты, описанные в Салической правде, отличаются формализмом.
Основное содержание Салической правды - нормы, посвященные судебному процессу и определяющие штрафы за различные правонарушения. Нормы гражданского права, занимающие второстепенное положение, дают представление о процессе, развития права собственности на землю. Из текста Салической правды можно также составить представление об общественном строе франков начала VI в.
Общественный строй по Салической правде. Отличительная черта франкского общества V-VI вв. - наличие общины. В этот период осуществляется переход от земледельческой общины, когда еще сохраняется коллективная собственность рода на всю землю, к соседской общине - марке, в которой наряду с общинной собственностью появляется индивидуальная собственность малых семей. О том, какую роль играет община, наиболее ярко свидетельствует статья 45 «О переселенцах»: «Если кто захочет переселиться в виллу к другому и если один или несколько жителей виллы захотят принять его, но найдется хоть один, который воспротивится переселению, он не будет иметь права там поселиться». Если же пришелец все-таки поселялся в деревне, то протестующий мог добиться его изгнания через суд. Франкская община отмечена сохранением родовых отношений. Сородичи играли большую роль в жизни свободного франка. Они выступали в суде в качестве соприсяжников, в случае убийства франка сородичи участвовали в получении и уплате штрафа - вергельда.
Вместе с тем Салическая правда показывает процесс разложения и упадка родовых отношений, что связано с имущественным расслоением общества. Об этом свидетельствуют статьи 58 и 60. Статья 58 «О горсти земли» предусматривает случай, когда обедневший сородич не мог помочь своему родственнику в уплате вергельда: «Если же кто из них окажется слишком бедным, чтобы заплатить падающую на него долю, он должен в свою очередь бросить горсть земли на кого-нибудь из более зажиточных, чтобы он уплатил все по закону». Статья 60 «О
желающем отказаться от родства» выражает стремление со стороны более зажиточных членов выйти из союза родичей; публичный отказ от родственников в судебном заседании освобождал от соприсяжни- чества, от участия в уплате и получении вергельда, от наследства и от других отношений с родичами.
Итак, основную массу свободного населения Франкского государства составляли земледельцы, бывшие в большинстве своем общинниками. Значительная часть общества была представлена воинами. Особое место занимали королевские слуги. К тому времени служилая знать, очевидно, слилась с родовой знатью, о которой Салическая правда не упоминает. Об особом статусе служилой знати говорит то, что штраф за убийство королевского слуги втрое превышал штраф за убийство простого свободного человека. Вместе с тем статья 36 упоминает живших при дворе знатного франка дворового слугу, свинопаса, конюха. Штраф за убийство этих слуг был значительно меньше штрафа за убийство свободного общинника, что свидетельствует о зависимом состоянии указанных лиц.
Салическая правда упоминает о вольноотпущенниках и литах. Вольноотпущенники - это отпущенные на волю рабы. Что касается литов, то происхождение их не выяснено. Правовое положение этих двух категорий было одинаковым. Они выполняли различные службы и оброки для своего господина, однако имели собственность, могли вступать в сделки, выступать в суде, браки их признавались законными. Особый акт освобождения делал вольноотпущенников и литов полноправными членами общества.
Самое низкое положение в.обществе занимали рабы. Убийство и кража раба приравнивались к убийству и краже животных; за преступления, совершенные рабом, отвечал его господин, обязанный возместить ущерб, причиненный рабом потерпевшему. Браки свободных с рабами влекли за собой потерю для первых свободы.
Особенности общественного строя франков соответствуют особенностям в области земельных отношений. Часть земли составляла личные владения короля, существовало также крупное индивидуальное владение могущественных господ, приближенных короля. Основная часть земли принадлежала сельской общине. Переходный период от земледельческой общины к общине-марке проявляется в том, что дома и приусадебные участки находились в индивидуальной собственности семьи, пахотная земля сохранялась в собственности общины, однако находилась в наследственном пользовании отдельных семей. Ежегодные переделы земли уже не проводились, принадлежащий
семье участок огораживался. Однако все пахотные наделы после снятия урожая превращались в общее пастбище, на это время с них снимались все изгороди. Пока изгороди не были сняты, их нарушение влекло за собой привлечение к ответственности. Право свободно распоряжаться наследственными наделами принадлежало только общине. Согласно главе 59 «Об аллодах», земля наследовалась по мужской линии: «Земельное же наследство ни в коем случае не должно доставаться женщине, но вся земля пусть поступает мужскому полу, т.е. братьям». В случае отсутствия сыновей у умершего земля переходила в распоряжение общины. Такие земли, как леса, пустоши, болота, дороги, неподеленные луга оставались в собственности общины, и каждый ее член имел равную долю в пользовании этими угодьями. В Салической правде не упоминается о купле-продаже земли, ее дарении, о передаче земли по завещанию. Все это свидетельствует об отсутствии частной собственности на землю у франков в период составления Салической правды. Употребленный в ее тексте термин «аллод» применительно к земле обозначал наследственное владение.
Во второй половине VI в. во франкском обществе произошли значительные изменения. Эдиктом короля Хильперика было установлено, что в случае отсутствия сына землю могут наследовать дочь, брат или сестра умершего, но «не соседи». Таким образом, наследственный надел свободных франков превращается в индивидуальную отчуждаемую земельную собственность отдельных малых семей- аллод. С этого времени земля становится объектом завещания, дарения, купли-продажи.
Утверждение частной собственности на землю привело к углублению имущественной дифференциации в общине, к ее разложению, росту крупного землевладения и установлению феодальной зависимости.
Обязательственные отношения в Салической правде освещаются довольно слабо. Это объясняется неразвитостью товарно-де- нежных отношений, частной собственности. Упоминаются такие виды сделок, как купля-продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение. Передача права собственности при этих сделках осуществлялась публично путем простой передачи вещи. Неисполнение обязательств влекло за собой имущественную ответственность. Просрочка в исполнении обязательств влекла за собой дополнительный штраф. Истребование долга происходило и строго установленной форме. В Салической правде говорится о принуждении «упорного должника», об описании имущества «упорного должника». Салическая правда знает обязательства из
причинения вреда, которые чаще всего возникали в результате совершения преступления.
Салическая правда описывает в общих чертах брачно-семейные отношения. Брак заключался в форме покупки невесты женихом. Похищение девушки с целью вступления в брак наказывалось штрафом. Препятствиями к заключению брака служили следующие обстоятельства: существование законного брака, объявление лица вне закона, наличие близкого кровного родства, несвободное состояние человека. О расторжении брака Салическая правда не упоминает. При заключении брака жених в качестве выкупной платы вносил брачный дар. После смерти одного из супругов брачный дар сохранялся и передавался детям. Положение женщины в семье определяли довольно сильные пережитки матриархального строя.
По мере того как распадаются большие семьи развивается наследственное право. Было известно наследование по закону и по завещанию. Наследование по закону осуществлялось различно применительно к движимому и недвижимому имуществу. Движимое имущество наследовалось в следующем порядке: первую очередь составляли дети, затем мать, братья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники. Такой порядок, устанавливающий преимущество женского родства, свидетельствовал об остатках матриархата. Что касается недвижимости, то женщины исключались из числа наследников. Земля передавалась только по мужской линии. Наследование по завещанию осуществлялось путем дарения (аффатомии), совершавшегося публично в народном собрании по строго установленной форме. При аффатомии имущество передавалось третьему лицу, которое было обязано не позже чем через год после смерти дарителя передать это имуществе указанному лицу.
Основное внимание в Салической правде уделяется преступлениям и наказаниям. Ни определения преступления, ни термина, определяющего это понятие, Салическая правда не дает. Из смысла статей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие включалось причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира. Все известные Салической правде преступления можно свести к четырем видам: 1) преступления против личности (убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование и некоторые другие); 2) преступления против собственности (кража, поджог, грабеж); 3) преступления против порядка отправления правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство); 4) нарушение предписаний короля (примером может служить титул 45 «О переселенцах»).

В Салической правде упоминаются отягчающие обстоятельства (групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления), говорится о подстрекательстве к краже или убийству. Субъектами преступления могли быть не только свободные франки, но также литы и рабы.
Целью наказания является возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.
Эпоха создания Салической правды характеризуется отмиранием кровной мести. Взамен кровной мести устанавливается выкуп: вер- гельд - за убийство и пеня - за менее тяжкие преступления, размер выкупа зависел от национальности, сословной принадлежности, возраста, пола потерпевшего и был достаточно высоким: жизнь свободного франка оценивалась в 200 солидов. Высокий размер штрафов объясняется тем, что система взысканий сложилась еще в родовом обществе и уплата осуществлялась родом роду. Выкуп делился на три части: семье убитого, родственникам со стороны отца и матери и казне.
Судебный процесс по Салической правде носил состязательный характер. Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялось в одинаковых формах. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права, и процесс протекал в виде состязания. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом.
Салическая правда называет три вида доказательств, применяемых в судебном процессе. Среди них важное место занимает сопри- сяжничество. Соприсяжники - это родственники, друзья или соседи обвиняемого, которые являются «свидетелями доброй славы» обвиняемого. Большое значение имело свидетельство очевидцев. Распространенным видом доказательства являлись ордалии, при которых преступник устанавливался при помощи «божественной силы». Салическая правда описывает «суд божий» в форме испытания «котелком». К ордалию обычно прибегали те, кто не мог представить соприсяжни- ков. Вместе с тем обвиняемому предоставлялось право за определенную плату откупиться от испытания «котелком».
Судебные споры разбирались на собраниях свободных людей сотни под председательством выборного судьи - тунгина. Приговор выносили выборные заседатели - рахинбурги. Впоследствии осуществление суда постепенно переходит в руки королевской администрации. Место тунгнна занимает граф, назначаемый королем, а роль народных заседателей исполняют скабины, которые избираются графом

из среды «лучших» людей округа и отправляют свои обязанности пожизненно. Высшей судебной инстанцией являлся суд короля.

Одной из древнейших правд является Салическая правда, представляющая собой запись обычаев салических франков. Запись этих обычаев ученые относят ко времени правления Хлодвига, самому начальному периоду франкского раннефеодального государства (V в.н.э.).

Статьи касаются главным образом жизни и быта обыкновенной франкской деревни. В последующие годы ее содержание неоднократно дополнялось королевскими капитуляриями, последний из которых относится к IX веку.

Основной текст Салической правды представляет собой разрозненную и бессистемную запись обычаев, сложившихся в основном еще до образования Франкского государства, а также тех обычаев, которые возникали в период формирования классового общества и образования государства. Поэтому ее содержание отражает тот социальный и правовой строй, который характеризует переход от первобытнообщинного строя к классовому обществу. Она раскрывает процесс разложения первобытнообщинной собственности и возникновения частной собственности, рост имущественного неравенства. Одна из ее основных задач - защита частной собственности, шедшей на смену коллективной собственности. Самым примечательным является признание права коллективной собственности общины - марки на принадлежащие ей земли, за исключением приусадебных. Это право выражалось в том, что: а) поселение чужого человека на землях общины было невозможно без единодушного согласия всех ее членов; б) пахотный участок, не имевший наследника, переходил общине; в) после снятия урожая соседскому скоту не возбранялось пастись на чужой земле. Не распаханные пустоши, леса, выгоны принадлежат всем сообща. Но заборы окружают пахотные наделы и «засаженное место» - неприкосновенно, пока не убран урожай, после его снятия скоту позволяется пастись повсюду. Частное и общинное уживаются здесь на основе временного компромисса.

Огороженная земля еще не стала частной собственностью: если в семье нет наследника, пахотный участок возвращался общине. Ничего в Салической правде не говорится и о купле-продаже земли. Зато законодатель стремится оградить от посягательств частное хозяйство крестьянина. Штрафы, назначенные за кражу вещей, разработаны очень тщательно.

Как и другие «варварские правды» Салическая правда характеризуется отсутствием общих, абстрактных понятий и соответствующих им наказаний. Ее язык носит казуистический характер, т.е. предусматривает конкретные случаи правонарушений и соответствующие им наказания. Например, Салическая правда не знает общего понятия телесного повреждения, а перечисляет его отдельные виды: « Если кто изувечит руку или ногу другому, лиши его глаза или носа...»; « Если кто вырвет другому глаз...»; « Если кто оторвет большой палец на руке или на ноге...» и т.д. (см. Титул XXIX).

Характерной чертой Салической правды является формализм, то есть все правовые действия и акты совершались в строго установленной форме, нарушение которой лишало эти действия и акты законной силы. Огромную роль при этом играли всевозможные символы. Например, кусок земли, дерн, соломина, стебель, ветви и т. п., символизировали земельные участки или имущество; длинные волосы на голове - свободное состояние человека; ключ символизировал дом и т.д.

Территориальная сельская община (марка), социально-экономическая единица франкского общества, сохраняла значительные пережитки первобытно-общинного строя. Это нашло отражение в Салической правде. Так, члены рода связаны между собой многочисленными кровнородственными узами: сородичи принимают участие в наследовании, в уплате штрафа за убийство (вергельда) и в получении части штрафа в случае убийства сородича, в судебной защите сородича в виде соприсяжничества.

В то же время Салическая правда рисует картину разложения первобытно общинного строя.

1. Она свидетельствует о появлении частной собственности и о

возникновении имущественного неравенства среди свободных общинников. Хотя еще сохраняется коллективная, общинная собственность на пахотную землю, луга и леса, но дом с приусадебным участком, сельскохозяйственные орудия и скот уже находятся в частной собственности. Этой собственностью, именовавшейся аллодом, можно было распоряжаться и передавать по наследству по мужской и женской линии. Вскоре после издания Салической правды и пахотная земля превратилась в отчуждаемую частную собственность (аллод).

С возникновением частной собственности возникает и имущественное неравенство. Об имущественном неравенстве свидетельствует появление статей о займе и долговых обязательствах, и особенно титул «О горсти земли». В этом титуле говорится не только о несостоятельности убийцы, но и о родственниках, которые окажутся «слишком бедными, чтобы заплатить» падающую на них долю штрафа.

2. Она свидетельствует о процессе распада кровно-родственных связей, ибо предусматривает возможность отказаться от родства путем специального символического обряда, совершаемого в судебном собрании. Отказ от родства означал отказ от соприсяжничества, от наследования и от всяких счетов с сородичами. « И если потом кто-нибудь из его родственников или будет убит, или умрет, он совершенно не должен участвовать в наследстве или в уплате виры, а наследство его самого должно поступить в казну» (Титул LX). Это положение отражало интересы разбогатевших общинников, не желавших нести тяготы совместных расходов по уплате вергельда с обедневшими родственниками.

Появление частной собственности породило институт наследования имущества после смерти собственника. Движимые вещи наследовались в первую очередь детьми. Движимое имущество сын и дочь наследовали в равной доле. В случае отсутствия детей наследовали в порядке очередности: 1) мать, 2) братья и сестры, 3) сестры матери, 4) сестры отца и 5) ближайшие родственники. Земля первоначально переходила по наследству только наследникам мужского пола (так называемый «салический закон») (Титул LIX, п.5). Это диктовалось стремлением сохранить землю в данном роде. Когда рода не стало, отпало и это ограничение. Во второй половине VI в., согласно эдикта Хильперика (561-584 гг.), право наследования земли получают и дочери наследодателя, а также братья и сестры умершего при отсутствии у умершего сыновей.

Ранее не было известно наследование по завещанию. Однако развитие частной собственности привело к появлению у собственника права передавать свое имущество после смерти определенному лицу путем дарения (так называемая «аффатомия»), совершавшегося публично в народном собрании в строго установленной форме, с соблюдением определенных процедур и использованием определенных символов (Титул XLVI). Суть «аффатомии» сводилась к тому, что даритель фиктивно передавал свое имущество или его часть какому-либо доверенному лицу с обязанностью последнего не позже чем через год после смерти дарителя

передать это имущество указанному им лицу.

В области обязательственных отношений Салическая правда знает только такие простейшие формы сделок, как купля-продажа, ссуда, заем, мена и дарение. Передача права собственности при этих сделках осуществлялась публично путем простой передачи вещи. Предметом купли- продажи могли быть все другие вещи, кроме земли. Признавалась приобретательская давность в один год.

Особой защитой пользовались займовые операции. Неисполнение обязательства влекло по Салической правде имущественную ответственность. В случае отказа должника уплатить сумму долга или вернуть полученную вещь кредитор мог через суд получить не только положенное ему, но и дополнительный штраф за просрочку. Истребование долга происходило в строго установленной форме (Титул L и LII).

Брак и семья. Ко времени Салической правды покупки жены уже не было. Место выкупной платы заняли вещи или деньги, которые при заключении брака жених приносил невесте в качестве утреннего дара. Они оставались в семье и входили в состав общего имущества. Жена приносила приданное. Салическая правда ничего не говорит о расторжении брака. Однако в формуле Маркульфа содержится общее правило о расторжении брака по взаимному согласию. Впоследствии под влиянием церкви разводы были запрещены. Похищение свободной девушки каралось огромным штрафом (Титул XIII). Запрещались браки между свободными и рабами: в случае заключения такого брака свободный человек становился рабом. Не признавались законными браки с кровными родственниками. Если вдова снова выходила замуж, то ее жених должен был уплатить родным покойного определенную сумму - reipus (Титул XLIV).

Основное внимание в Салической правде уделяется преступлениям и наказаниям. Под преступлением понималось причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского «мира», а под наказанием - возмещение вреда потерпевшему или членам его рода (композиция) и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.

Для преступлений и наказаний по Салической правде характерны следующие черты:

1. Как правило, кровная месть и изгнание из общины в виде основного средства принуждения при первобытнообщинном строе заменяются системой штрафов (композиций). Тем не менее, еще сохраняются пережитки первобытно-общинного строя:

а) если убийца не в состоянии уплатить штраф за убийство (вергельд), то он расплачивается своей жизнью. «Если беден, должен заплатить своей жизнью» (Титул LVIII). Ограничивается круг ответчиков, последствия кровной мести несет сам убийца и его сыновья (Титул XIX). Ограничивается круг мстителей - отец, сын, брат. Где еще допускается кровная месть, имеются в виду главным образом два случая - убийство и неспособность выплатить денежный штраф.

б) ближайшие родственники принимают участие в уплате вергельда и

в его получении;

в) в случае объявления человека вне закона он подлежит изгнанию из общины с запрещением кому бы то ни было принимать его.

2. Размер штрафа устанавливается в зависимости от социального и правового положения преступника и пострадавшего, а также от пола и возраста пострадавшего. Там, где для раба предусматривалась смертная казнь, свободный человек платил штраф. Если за убийство свободного франка-общинника устанавливался вергельд в размере 200 солидов, а землевладельца - римлянина, не приближенного к королю - 100 солидов, то за убийство представителей королевской администрации (графов, сацебаронов), королевских дружинников вергельд предусматривался в тройном размере (600 солидов), за убийство римлянина, приближенного к королю (королевского «сотрапезника»), - 300 солидов.

Если раб или лит убивали свободного человека, то убийца отдавался родственникам убитого в качестве половины вергельда, а остальное платил его хозяин. Свободный человек за убийство раба платил штраф в пользу его хозяина.

3. Салическая правда не устанавливает общих принципов для квалификации преступлений и назначения наказаний. Однако анализ ее статей позволяет выделить некоторые такие общие принципы:

а) субъектами преступлений являлись не только свободные, но и зависимые люди (литы), и рабы. Кража рабом (помимо возмещения убытков и возвращения похищенного), предусматривала и телесное наказание (Титул XII);

б) ответственность перед королем за нарушение королевского «мира» наступала с 12-летнего возраста;

в) наказание, как правило, не зависело от вины и назначалось лишь за конечный результат действия, причиняющего вред личности или имуществу. Но в ряде случаев при назначении наказания учитывается характер умысла и тяжесть причиненного вреда. Проявление «злого» умысла влечет более тяжкое наказание. Например, за кражу из закрытого помещения предусматривался штраф в три раза больше, чем за кражу из открытого помещения. На убийцу, пытающегося скрыть следы преступления, налагался штраф в тройном размере. Наказанию подлежало не только само причинение вреда, но и покушение на это. В особый состав выделяется подстрекательство к краже или убийству (Титул XXVIII).

Отягчающим обстоятельством, свидетельствующим о «злом» умысле, являлось убийство «скопищем».

4. Обращает на себя внимание чрезмерная тяжесть материального наказания. Самый низкий штраф за кражу составлял 3 солида, а за убийство - 200 солидов. Если иметь в виду, что стоимость быка составляла 2 солида, а коровы - 3 солида, то эти штрафы были весьма обременительными. Возникнув при родовом строе, штрафы в условиях перехода от коллективной собственности к частной становятся эффективным средством защиты частной собственности и личности имущих людей. Величина штрафа говорит и о том, что их платили родом (Титул LVIII).

Необычайная детализация при оценке нанесенных ранений - размер штрафа зависит от величины раны (Титул XVII).

Анализ Салической правды позволяет выделить следующие виды преступлений и наказаний.

1. Преступления против личности, к которым относятся убийство, изнасилование, нанесение увечий, клевета, оскорбление, похищение свободных людей, посягательства на честь, достоинство и свободу.

2. Преступления против собственности, среди которых особое внимание уделяется краже, грабежу поджогу и причинению вреда имуществу. Особой защитой пользуется имущество, находящееся в доме и на огороженном участке. Кража со взломом или с огороженного участка каралась повышенным штрафом. При установлении размера штрафа учитывалась также стоимость похищенного: в случае кражи вещи вне дома на сумму 2 денария штраф составлял 15 солидов, а на сумму 40 денариев - 35 солидов.

3. Преступления против порядка отправления правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство).

4. Нарушение предписаний короля. Так, например, если король выдавал кому-либо грамоту на право поселения в какой-нибудь деревне, то всякий, кто этому противился, наказывался штрафом в размере 200 солидов, т.е. в таком же размере, как за убийство.

Основным видом наказания, применявшимся к свободным людям, являлся штраф. Он делился на две части: одна шла потерпевшему или его ближайшим родственникам, а другая в размере 1/3 штрафа поступала в пользу государства в лице короля. Кроме того, во всех случаях, связанных с преступлениями против собственности, предусматривалось возвращение украденного, уплата стоимости уничтоженного и возмещение убытков.

В случае наказания в виде объявления вне закона предусматривалась также конфискация имущества. Основной текст Салической правды не знает для свободных такого вида наказания, как смертная казнь, членовредительные и телесные наказания. Уплату несостоятельным человеком за убийство «виры своей жизнью» следует рассматривать не как смертную казнь, а как пережиток кровной мести, осуществляемой под контролем государства. Смертная казнь, членовредительные наказания (кастрация), телесные наказания (удары плетью) применялись только к рабам. Однако уже при сыновьях Хлодвига наказание в виде смертной казни распространяется и на свободных. Смертная казнь в самых мучительных формах применялась и при подавлении восстаний крестьян.

Процесс по Салической правде носит обвинительный характер, основными чертами которого являются:

а) единая процессуальная форма осуществления гражданского и уголовного процесса;

б) возбуждение дела только по инициативе истца или потерпевшего;

в) равенство прав и обязанностей сторон процесса;

г) строгое соблюдение установленных процессуальных форм при

осуществлении судебного разбирательства (формализм);

д) форма процесса - состязание сторон;

е) суд лишь оценивает доказательства, сам в сборе последних не участвует.

Процесс начинался с вызова в установленной форме и при свидетелях обвинителем обвиняемого. Неявка любой из сторон каралась штрафом. От штрафа избавлялся только тот, кто представлял уважительную причину для неявки (королевская служба, болезнь, смерть кого-либо из близких и т.п.).

Разбирательство начиналось с выслушивания обвинителя, который должен был облекать обвинения в строго установленную форму, позволявшую обвиняемому ответить только «да» или «нет». В случае положительного ответа обвиняемого суд тут же выносил решение. В противном случае судьи решали вопрос о порядке представления доказательств.

Доказательством факта совершения преступления свободным человеком являлись задержание преступника на месте совершения преступления, его собственное признание и свидетельские показания. Для того чтобы снять с обвиняемого обвинение, Салическая правда предусматривала три вида доказательства: соприсяжничество, свидетельские показания и ордалии («суд божий») в форме испытания «котелком», упоминая при этом «другие законные способы» доказывания (Титул XLVI).

Наиболее распространенным видом доказательств являлось соприсяжничество, которое применялось для подтверждения присяги (клятвы) обвиняемого в том, что он не совершал того, в чем его обвиняют. Соприсяжники - это обычно родственники, друзья или соседи обвиняемого, которые в отличие от свидетелей не являются очевидцами факта, а являются «свидетелями доброй славы» обвиняемого. По Салической правде должно быть 12 соприсяжников. Своей присягой, совершаемой в строго определенной форме, нарушение которой вело к проигрышу дела, они подтверждали, что обвиняемый в силу присущих ему качеств не мог совершить приписываемого ему деяния и что не может быть сомнений в честности и правдивости его присяги.

Салическая правда различает два вида свидетелей: а) свидетелей факта совершенного преступления, т.е. лиц, оказавшихся на месте совершения преступления (очевидцев), и б) специально приглашавшихся свидетелей, т.е. лиц, которые приглашались для засвидетельствования тех или иных процессуальных действий, например вызова в суд, или той или иной сделки. Количество специально приглашаемых свидетелей колебалось от 3 до 12 в зависимости от характера факта, который нужно было засвидетельствовать. Например, для засвидетельствования вызова в суд приглашались 3 свидетеля, а для подтверждения решения рахинбургов перед королем - 12. Лжесвидетельство, так же как и отказ свидетелей явиться в суд, каралось штрафом в 15 солидов.

Распространенным видом доказательств являлись ордалии («суд божий»), при которых преступник устанавливался при помощи божественной силы - бога, который как бы указывал преступника («бог шельму метит»). Чаще всего для этого использовались огонь, кипящая вода и железо. Салическая правда знает только один вид ордалий - испытание «котелком», т.е. при помощи кипящей воды. Испытание заключалось в том, что руку обвиняемого опускали в котелок с кипящей водой и затем завязывали, приложив к повязке печать. По истечении трех дней ее развязывали, и, если на руке не было следов ожога, обвиняемый считался не совершившим преступления, в котором его обвиняли.

К подобному испытанию обычно прибегали те, кто не мог представить соприсяжников. Обвиняемому предоставлялось право за определенную плату откупиться от испытания «котелком».

Основным средством получения признания при обвинении рабов являлась пытка.

Если обвиняемый соглашался с приговором суда, то ему давался льготный срок для уплаты штрафа, по истечении которого в случае неуплаты штрафа истец (обвинитель) обращался за помощью к графу. Последний вместе с 7 рахинбургами должен был отправиться к дому обвиняемого и конфисковать его имущество на сумму, которую он должен был уплатить. В случае несогласия обвиняемого с решением суда рахинбургов обвиняемый вновь вызывался в сотенный суд через 40 дней, а затем в случае его неявки или отказа исполнить приговор обвинитель должен был в течение 14 дней вызвать его на суд короля. Вызов на суд короля также осуществлялся в строго установленной форме. В случае неявки на суд короля или отказа выполнить его решение король объявлял обвиняемого вне закона и тогда «сам виновный и все его имущество делаются собственностью истца» (Титул LVI, п. 1).

П р а в о Ф р а н к о в

Черты и особенности:

Бессистемная запись обычаев салических франков.

Отражает пережитки первобытнообщинного строя.

Наличие символики, связь с религией.

Раскрывает процесс разложения первобытнообщинной собственности и появления частной собственности.

Защищает частную собственность и интересы имущих.

Формализм.

Казуистичность.

Салическая правда среди варварских судебников. Основным источником права в раннем Средневековье были правовые обычаи, так называемое «народное», общинное право. Принятие христианства варварскими народами и распространение письменности способствовали появлению записей таких обычаев. Как правило, письменная фиксация обычного права проводилась по инициативе королевской власти. В результате появились варварские правды – судебники, составленные на основе правовых обычаев и судебных прецедентов разных народов Европы, германских, кельтских и славянских. Самые ранние среди германских правд:Вестготская правда короля ЭрихаVв. (сохранилась фрагментарно);Бургундская правда короля Гундобада концаV– началаVIвв.;Салическая правда короля ХлодвигаIтого же времени. ВVII–VIIIвв. появились редакцииРипуарской ,Аламаннской иБаварской правд . ВVIII– началеIXвв. «государевы посланцы» Карла Великого записывают текстыФризской , Тюрингской и Саксонской правд . Издавались и другие варварские судебники. Для всех варварских правд, как правило, были характерны: отсутствие строго определенной системы в изложении правовых норм, символизм юридических процедур, влияние старых архаических представлений родового общества. Нормы права в большинстве случаев носили казусный характер, регулировали ограниченный круг правоотношений. В основном они касались сферы уголовного и процессуального права, отчасти относились к регулированию отношений собственности и семейно-родового быта. Большая часть частноправовых отношений в них не затрагивалась.

В использовании правд в раннее время действовал принцип персональности права . Нормы права применялись с учетом этнической принадлежности лица. Вне зависимости от местона-хождения салического франка судили по Салической правде, бургунда – по правде Гундобада, вестгота – по правде Эриха. К римлянам применялись нормы римского права. В империи Каролингов использовался ужетерриториальный принцип. Действие единых норм права (обычно варварской правды) распространялось на определенную область Империи, без учета этнической принадлежности ее отдельных жителей.

«Салический закон» (LexSalica– историческое название Салической правды) стоит в ряду самых ранних варварских судебников. Поэтому от поздних правд его отличает архаизм применяемых институтов. В отличие же от современных правд, Вестготской и Бургундской, германское право в нем было представлено в наиболее чистом виде. На римское влияние в Салической правде указывают лишь искаженная варварами латынь, на которой был написан текст памятника, и принятый римский денежный счет на золотые солиды и серебряные денарии. Текст судебника поделен на титулы (главы), в самых ранних рукописях их насчитывается 65 (в более поздних их число доходит до 99). Титулы, в свою очередь, делятся на параграфы, иногда с прибавлениями.

Регулирование имущественных и брачно-семейных отношений. Институт частной собственности на землю в эпоху Салической правды еще не был развит. Упоминаемый в ее тексте терминаллод указывал только на имущество, передаваемое по наследству (тит. LIX.Dealodis). Правда не говорит о каких-либо сделках, совершаемых с землей. Земля станет предметом купли-продажи лишь позднее: об этом будет сказано в Рипуарской правде, изданной столетие спустя. Во времена Салической правды в собственности семей были дома и приусадебные участки, а пахотная земля находилась в общинной собственности, но в пользовании отдельных семей. Наделы могли переходить по наследству, но право распоряжения ими сохранялось за общиной. На движимые вещи уже вполне развилось право частной собственности. Салическая правда подробно устанавливает штрафы за кражу того или иного имущества, в особенности домашних животных. Кража раба приравнивалась к краже коня (штраф в размере 30 солидов в обоих случаях).

Договорное право у франков также не было развито. Салическая правда упоминает такие виды сделок, как купля-продажа, заем, ссуда, поклажа, наем, мена, дарение. Для совершения сделки достаточно было простой передачи вещи при свидетелях (публично). При неисполнении обязательства должник не нес личной ответственности, но отвечал своим имуществом. В случае неуплаты долга в срок на должника налагался штраф в размере 15 солидов. При отказе выплатить долг кредитор имел право обратиться в суд к тунгину и затем троекратно требовать выплаты долга с должника. В случае злостного неплатежа прибегали к насильственному изъятию имущества в доме должника. Его осуществляли граф с семью рахинбургами (выборными судьями). Из имущества неплательщика изымалось ровно то количество, которое соответствовало сумме долга, но кредитор получал лишь 2 / 3 изъятого, остальное забирал граф в качествефритуса (fritus– штраф или часть штрафа, шедшая в королевскую казну).

Брак у франков с древнего времени носил характер покупки невесты. Родители не должны были принуждать своих детей к заключению брака, но и без их согласия его нельзя было составить. Можно было обойти это согласие, похитив невесту, но Салическая правда такой способ заключения брака уже отвергает: виновные в похищении должны были уплатить по 30 солидов штрафа (тит. XIII, § 1). Препятствием к заключению брака было близкое родство и несвободное состояние лица. Брак свободного лица и раба приводил к порабощению свободного (тит. XIII, § 8, 9). Но по КапитуляриюIк Салической правде свободная женщина, вступившая в брак с рабом, объявлялась вне закона, ее имущество подлежало конфискации, а раб подвергался смертной казни колесованием. Можно предположить, что более суровая санкция была связана с тем, что женщина в данном случае вступала в связь с собственным рабом (рабом своих родителей), чем создавала неприемлемые условия для своих родственников. Право также препятствовало бракам свободных лиц и литов: брак с чужой литкой наказывался штрафом. Хотя христианский брачный союз предполагал моногамию, но у древних германцев был обычай многоженства, допускаемого для знатных лиц. Он продолжал действовать и после принятия франками христианства.

Процедура заключения брака включала три основных элемента: обручение, соглашение об условиях союза и свадьбу. Первоначально жених должен был преподнести семье невесты памятный дар (arrha). Это был реликт древнего выкупа за невесту. После поднесения дара помолвка могла быть расторгнута только по согласию обеих сторон. Позднее вVI–VIIвв. этот дар стал целиком пере-даваться невесте. Кроме того, супруг вручал жене после первой брачной ночи так называемыйMorgenGabe– «утренний дар». Размеры первого дара невесте и «утреннего дара» обычно устанавливались заранее при определении условий брачного союза и фиксировались в денежном выражении. С течением времени они могли представлять собой и земельные владения. Эти дары передавались затем в наследство детям, рожденным в браке. Кроме того, невеста могла принести из отцовского дома приданое, которое также наследовалось ее детьми. Франкское право вводило некоторые препятствия для повторных браков вдов. По Салической правде жених вдовы обязан был выплатить особую сумму (reipus) в пользу одного из родственников покойного мужа, в противном случае он подвергался штрафу. Сама вдова для удержания в своих руках приданого, полученного от покойного мужа, тоже должна была внести плату (achasius) его родственникам (по КапитуляриюIк Салической правде).

Салическая правда не знала института развода, но обычному германскому праву он был известен. По германским обычаям расторгнуть брак имел право только муж, мотивами к расторжению союза служили бесплодие жены, ее измена, болезнь, служащая препятствием к исполнению супружеских обязанностей. Если же супруг не претендовал на имущество жены и мог выплатить ей компенсацию, он мог расторгнуть брак без всяких обоснований. Измена жены могла быть наказана смертью ее и сожителя. В дальнейшем под влиянием католической церкви в брачном праве начинает доминировать доктрина о нерасторжимости брака. В 744 г. был издан королевский капитулярий, запретивший разводы у франков (запрет был подтвержден в 789 г. при Карле Великом).

Наследование осуществлялось в основном по закону. Салическая правда вводила следующий порядок, по которому родственники призывались к наследованию имущества. Сначала наследовали сыновья, при отсутствии сыновей – мать покойного. Нет матери – брат или сестра, далее – сестра матери, дальше – сестры отца. После этого – «кто-нибудь более близкий родственник» (тит. LIX, § 1–4). Преимущественное право женщин говорит о реликтовых остатках матриархата. Но указанный порядок не распространялся на наследование земли. В титуле LIX, § 5 сказано: «Земельное же наследство ни в каком случае не должно доставаться женщине, но вся земля пусть поступает мужескому полу, т.е. братьям» (имеются в виду сыновья покойного). Данное положение было введено только для сохранения земли в собственности рода, так как женщина могла его покинуть, выйдя замуж. По мере распада родовых связей необходимость в таком ограничении отпала, и уже эдикт короля ХильперикаI(561–584) допускал наследование земли сначала сыновьями по Салическому закону, а после их смерти и дочерьми. Эдикт также устанавливал, что в случае смерти одного из братьев ему должен был наследовать другой брат, а «не соседи», при отсутствии брата наследует сестра. Наследование по завещанию у франков еще не было развито. Аналогом завещания было дарение через посредника, не являвшегося родственником наследодателю –аффатомия . Процедура аффатомии производилась посредством символического обряда в присутствии короля или наmallus’е.

Уголовное право. Определение преступного деяния в Салической правде отсутствует, но из смысла статей можно усмотреть, что под ним законодатель понимал причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира (прежде всего порядка в королевском доме). Можно выделить следующие группы преступлений по Салическому закону: 1) против порядка управления и суда (например, должностные преступления графа, неявка в суд, лжесвидетельство); 2) воинские (в тит. XXX, § 6 есть намек на дезертирство: ложное обвинение в том, что воин бросил щит в сражении); 3) нарушение общинных прав (тит. XLV. О переселенцах); 4) религиозные (например, поджог часовни, осквернение могил и надгробий, колдовство и др.); 5) имущественные (разные виды краж, грабеж, порча имущества); 6) против личности (убийство, нанесение телесных повреждений, побоев, оскорбление словом и действием); 7) против семьи и нравственности (изнасилование, сожительство с девушкой, похищение женщины).

Салическая правда обнаруживает знакомство законодателя с понятием умысла и неосторожности, она различает соучастника и исполнителя преступления, выделяет подстрекателя преступного деяния. При этом соучастник наказывался менее строго, чем исполнитель, а исполнитель – менее строго, чем подстрекатель. Правда устанавливала отягчающие вину обстоятельства, которые влекли усиление наказания: групповой характер преступления (убийство или изнасилование «скопищем»); убийство в походе; кража со взломом; попытка сокрытия следов содеянного. Уголовное право допускало объективное вменение. Так, в случае изнасилования наказание распространялось не только на преступников, но и вообще на всех лиц, присутствовавших в этом месте и даже не знавших о преступлении (тит. XIII, § 13, приб. 5).

Главной целью наказания было не возмездие преступнику и не устрашение, а возмещение вреда, причиненного пострадавшей стороне, компенсация за обиду. Поэтому основным видом наказания по Салической правде были штрафы, закон вводил систему композиций. Эта система являлась важным средством для предотвращения кровной мести и самосуда. Салическая правда устанавливает пассивную градацию штрафов: их величина зависела не от положения преступника, а от положения его жертвы (ее социального статуса, пола, возраста, этнической принадлежности). Штраф за убийство,вергельд («цена человека»), уплачивался родственникам погибшего. Половину получали сыновья, вторую половину – ближайшие родственники их отца или матери. При отсутствии таковых вторая половина вергельда поступала в казну (тит. LXII). Позднее обязательно часть вергельда отпускалась в качестве фритуса королю. Вергельд должен был платить преступник, но в случае неплатежеспособности он мог переложить эту обязанность на родственников (посредством особой символической процедуры бросания в них горсти земли (chrenecruda), во время которой преступник отказывался в их пользу от своей недвижимости). Если некому было выплатить вергельд за преступника, и община не брала его на поруки, он подлежал смертной казни (тит. LVIII). Смертная казнь вообще применялась к свободным лицам довольно редко, в основном она была наказанием для рабов и литов. Помимо приведенного случая, к смерти могли быть приговорены: граф, отказавшийся от исполнения своих обязанностей по взысканию долга (тит. L, § 4) или совершивший лихоимство (тит. LI, § 2) и не выкупивший свою жизнь за определенную сумму денег; лицо, совершившее поджог и не явившееся на суд без уважительных причин (тит. XVI, § 1, приб. 1). Телесные наказания для свободных лиц по Салическому закону не были предусмотрены, они считались позорными и предназначались для несвободных лиц. Среди других наказаний, установленных для свободных, можно отметить: лишение виновного юридической защиты – объявление лица вне закона (aspellis); изгнание из общины; обращение в рабство; конфискацию имущества.

Судебный процесс. Различий между уголовным и гражданским процессом еще не проводилось. Дело возбуждалось в большинстве случаев по заявлению потерпевшей стороны. Только дела, затрагивавшие интересы публичной власти, могли возбуждаться по инициативе государст-венных органов. Процесс носил обвинительно-состязательный характер. Стороны сами должны были заботиться о представлении необходимых доказательств и свидетелей, поддерживать обвинение и вести защиту своих интересов. Судьи играли роль нейтральных арбитров. Процесс велся устно и гласно. Для выигрыша дела необходимо было заручиться поддержкой наибольшего числа свидетелей (особенно важно это было для обвиняемого). Отказ свидетеля явиться в суд наказывался штрафом, отказ давать необходимые показания под клятвой на суде мог привести также к объявлению свидетеля вне закона (помимо штрафа). При отсутствии свидетелей и нежелании обвиняемого признать вину прибегали к ордалии – Божьему суду. Салическая правда упоминает два вида ордалий: испытание котелком и испытание водой (тит. LIII, LVI). В первом случае обвиняемый должен был достать кольцо со дна котелка с кипящей водой, его раны после этого перебинтовывали и следили за ходом заживления. Если оно протекало быстро и без последствий, это было знаком невиновности. Процедура второй ордалии не совсем ясна. Скорее всего, это было испытание холодной водой, освященной определенным образом. Обвиняемого связанным погружали в воду, если освященная вода его не принимала, и он плавал на поверхности, это было знаком виновности. На практике могли применяться и другие виды ордалий (испытание жребием, огнем, железом, крестом и т.д.), стороны могли прибегнуть и к судебному поединку с применением смертоносного оружия. От участия в ордалии (испытании котелком) можно было откупиться, но в этом случае следовало прибегнуть к другому способу доказательства невиновности – привестисоприсяжников . Соприсяжники не были свидетелями преступления, но они были свидетелями доброй славы и благонадежности обвиняемого. Они должны были подтвердить это, участвуя в совместной клятве с обвиняемым. Совместное очищение клятвой носило название компургации . На судебном заседании соприсяжники числом 12 (могло быть и больше: 36 или 72) приносили клятву на мечах вместе с обвиняемым. Любая ошибка в произнесении слов клятвы истолковывалась как знак виновности обвиняемого. Таким образом, данная процедура тоже являлась видом Божьего суда.

В V-VI века салические франки создали самое большое королевство в Западной Европе. На основе древних обычаев был выпущен сборник законов – Салическая правда. Он не является единственным и первым сборников закон, но выделяется своей полнотой и архаичен. Римское влияние в нем проявляется в виде пересчета на римские монеты (денарии и солиды) и латинский языком с варварским акцентом. Салическая правда франков дает представление о древнем германском праве, быте и нраве народа задолго до того, как был описан Тацитом и Юрием Цезарем.

Салическая правда франков

В развитии королевства франков выделяют два периода:


  • конец V – VII века;
  • VIII – середина IX века.

В первую очередь произошла смена главенствующих династий. Началась политическая и социально-экономическая перестройка общества с образованием феодального государства.

В V-VI веке франки продолжали проживать общинами, малочисленной была знать и неразвиты эксплуатационные отношения.

Важным источником изучения франкского общественного строя стала Салическая правда. Запись судебных обычаев произошла еще при правлении Хлодвига. Влияние римлян здесь было ослаблено.

Салическая правда показывает архаичный порядок первобытнообщинного строя франков, который сложился и существовал до их завоевания. В последующие века каждый франкский король вносил изменения в сборник законов. Таким образом можно увидеть эволюцию общественно-экономических отношений и формирование феодального общества.

Салическими франками называли тех, которые проживали в прибрежных краях – «приморские» франки. После присоединения к королевству Галлии у франков усложнилась жизнь и появились важные вопросы и многочисленные конфликты. Для урегулирования проблем записали Салическую правду.

В повседневной жизни франки общались на германском диалекте с примесью латинского языка. Свод законов издан на латинице.

Ярко в нем представлены социально-классовые различия на ранней стадии развития франкского общества. К примеру, положение рабов. Они не получили широкого использования, но по законам считались вещью. Если свободный человек заключит брак с рабом, то он теряет свою свободу. Кража раба приравнивалась к краже животного.

Кроме рабов были и другие социальные группы: полусвободные литы, свободные франки и служилая знать. Экономические различия между ними были размыты, а вот правовые наоборот. Денежные возмещения зависели от социально-правового статуса.

Литы были полузависимыми людьми, которые были в материальной и личной зависимости от господина. Их жизнь оценивалась в половину стоимости жизни свободного человека. Наказывали лита как раба, а права у него были почти те же, что и у франка.

Салическая правда – законы франков

Сборник законов был разделен на главы. В них указан порядок заключения сделок, судопроизводства, преступления с соответствующими наказаниями.

Франки позаимствовали у германцев совершенные методы ведения хозяйства. Хорошо развита свободоотчуждаемая и частная собственность. Земли были во владении деревни и его жителей. Общины состояли из разных поселений родственных семей: отец, сыновья и его дети. Начинали появляться отдельные семьи. Дома были индивидуальной собственностью, а пахотные земли предавались по наследству. Распоряжаться наследственными наделами могла только община. Индивидуально-семейное владение землей на рубеже V и VI века только начинало развиваться.

Тесные были родственные отношения. До шестого колена родственники выступали в суде соприсяжными обвиняемого. Однако были и те, которые стремились выйти из рода. Чаще ими становились более зажиточные люди. Салическая правда подробно описывает процедуру выхода из общины и права индивидуального землевладельца. Со временем больше семей станут индивидуальными.

Община была судебной властью, а король только следил за исполнением приговоров. Его приближенные выполняли фискальные и полицейские функции. В Салической правде написаны права царя – вызывать в суд, призывать войско. Одновременно король мог оправдать отсутствие обвиняемого в суде и разрешать чужакам проживать на общей земле.

Источники Салической правды у франков

В те времена источниками права были обычаи. Салическая правда не стала исключением. В ней собраны правовые нормы многих племен салических франков, которые носили обязательный характер. Однако в жизнь ее «впустил» определенный акт. Авторы воспользовались этим и добавили в нее некоторые постановления, неизвестные простым франкам. Большая часть была взята из более старших племенных сборников. Примером можно назвать вестготскую правду, которая содержала юридический материал, не принявший еще обязательного характера.

Правда содержит примитивный план – попытка обобщить написанное. Первая часть описывает штрафные санкции и порядке вызова в суд. Во второй части рассмотрено судебное производство.

Из римского влияния выделяют язык сборника. Хотя он сильно разниться с классической латынью: нет этимологии, синтаксиса и т.д.

Суть Салической правды франков

Записанные законы имели отличия от римских законов, составленных юристами. Законодательство регламентирует общие положения: виды и размеры наказаний. Каждый отдельный случай подводился под положения права. В Салической правде нет общих положений. Составители описывают конкретные случаи и наказания по ним.

За убитого человека выплачивали вергельд. Его размер зависел не только от личности убитого, но и убийцы. По описанным видам ранений можно изучать анатомию человека. Каждая рана имела свое наказание.

Аналогичная ситуация с кражей. Общая формулировка заменена на перечень скота и домашнего имущества. Причем указывается возраст и обстоятельства кражи (где и в какое время произошла). Даже при одинаковом размере наказания, каждый случай идет отдельным пунктам.

Характеристика Салической правды

Салическая правда носит казуистический характер. В ней нет общих и абстрактных понятий. Описание выделяется формализмом. В своем содержании Салическая правда состоит из перечня преступлений и наказаний.

Обязательные отношения в ней раскрыты слабо, так как товарно-денежные отношения и частная собственность плохо развита у франков. Можно встретить виды сделок: ссуда, заем, купля-продажа, наем, дарение и мена. Права передаются публично при передаче вещи. Установлены формы возмещения ущербов и истребование долга.

Семейное право описано в общем. Жених покупает невесту. Похищение девушки наказывалось штрафом. Расторжение брака не было рассмотрено. Запрещалось вступать в браки с несвободными людьми, кровными родственниками и лицами вне закона.

В наследственном праве учитывался тип имущества: движимое и недвижимое. На движимое имущество претендовали сперва дети, потом мать, сестры и братья, тетки по материнской и отцовской линии, близкие родственники.

Недвижимое имущество не могло передаваться женщинам. Наследство оформлялось через дарение третьему лицу. За год оно должно было передать имущество указанному человеку.

Уголовное право Салической правды не дает понятия «преступления». Однако они делились на 4 группы:


  • против собственности;
  • против личности;
  • против порядка;
  • неповиновение воли царя.

Появились отягчающие обстоятельства – групповое преступление, сокрытие следов, подстрекательство и т.д.

Виновник должен компенсировать вред потерпевшему и королю за нарушения мира.

Судебные процессы проходили в устной форме с состязательным характером. Дело открывалось по инициативе истца.

Салическая правда наказания и преступления

Большинство статей Салической правды описывают виды преступлений и наказания за их свершение. Под преступлением понимали обиду или вред, который нанесен имуществу или личности, а так же нарушение королевского мира. Наказанием выступало возмещение и компенсация этого вреда.

Основным наказанием были штрафы. Это предотвращало боевые стычки, кровную месть и вражду меду родами. В виде наказания могла быть государственная кара. К примеру, графа за превышение своих полномочий могли приговорить к смертной казни при отсутствии средств для выкупа. Среди военных преступлений было дезертирство. А за оскорбление «дезертир» выплачивался штраф.

В Салической правде старые наказания родового строя заменены на штрафные санкции. Штраф препятствовал возникновению самосуда. Среди наказаний было изгнание из общины, объявление вне закона. Последнему запрещалось помогать даже близким родственникам – родителям и жене.

Смертные казни: повешение и колесование – были применимы больше к рабам. Свободный человек лишался жизни за поджег, игнорирование суда, служебные преступления графа и т.п.

Кроме штрафов обязательно было возмещение убытков истца. Например, лечение, простой рабочей силы при ранении раба и т.д.

Разные формы вины имели различные размеры штрафов. Были и отягчающие обстоятельства – признание вины и др.

Была ответственность без вины. Например, наказание всех присутствующих при насилии женщины. Подстрекателя заказчика убийства наказывали сильнее, чем исполнителя.

Салическая правда

Салическая правда (Lex Salica) является записью древних судебных обычаев салических франков, обосновавшихся на территории Римской Галлии, и создавших в V-VI в.в. самое крупное варварское королевство в Западной Европе. Салическая правда - не единственный сборник варварских законов и по времени записи, даже не самый древний. Но этот сборник - наиболее полный, дошедший до нас во многих списках и вариантах, более раннего и более позднего времени, и по содержанию отличающийся наибольшей архаичностью. В Салической правде, кроме плохого, варваризированного латинского языка да счета на римские солиды и денарии, по существу, римское влияние почти совершенно не чувствуется. В VI веке 3 солида соответствовали стоимости коровы - «зрячей, рогатой и здоровой».

Салическая правда содержит наказания заключающиеся, в основном, в назначении штрафов и вергельдов. Вергельд - штраф за убийство человека. Однако, штрафы и вергельды по Салической правде были достаточно высоки, и по серьезным проступкам свою вину искупить могли лишь очень зажиточные люди, и если преступник был настолько беден и настолько безроден, что не мог собрать денег для своего выкупа или заручиться поддержкой другого зажиточного франка или родственника, то «он должен уплатить своей жизнью».

Также Салическая правда разделяла наказания, в зависимости от того, кто совершил преступление - свободный или полусвободный человек, либо раб.

Франки, римлянине, литы и рабы

Франк - свободный человек, общинник.

Римлянин - человек, стоявший по своему положению ниже общинника.

Литы - слой полусвободного населения у германских племен франков и саксов.

Раб - бесправный человек, в большинстве случаев не имеет ни какого имущества, и ответственность за него нес его хозяин. Вольноотпущенные рабы впоследствии занимали положение лита.

В задании четко не определено, какое положение в обществе занимает Франк Хильдеберт. Будем исходить из предположения, что преступник является свободным человеком.

Наказание за грабёж

По Салической правде - «О нападениях или грабежах» - «Если франк ограбит римлянина, то он присуждается штрафу 35 солидов». «Об ограблениях полусвободных и рабов» - «Если какой-нибудь ограбит чужого раба, присуждается к штрафу 30 солидов». «Если какой-нибудь свободный человек ограбит чужого лита, и будет уличен, присуждается к уплате штрафа 35 солидов».

Из вышеперечисленного следует, что суммарный штраф за грабеж составит: 35+30+35=100 солидов.

Наказание за убийство

По Салической правде убийство свободного франка искупалось вергельдом в 200 солидов. Всякий, кто стоял ниже свободного франка, защищался меньшим вергельдом.

Особый слой во Франкском королевстве, составляли полусвободные литы и бывшие рабы, отпущенные на волю. За убийство полусвободного или вольноотпущенного, платился половинный вергельд, относительно свободного франка - 100 солидов.

Это следовало из капитуляриев Салической правды - «Если кто лишит жизни королевского раба или вольноотпущенника, повинен уплатить 100 солидов».

«Если кто лишит жизни римлянина - тяглового человека или министериала, повинен уплатить 100 солидов».

За убийство раба определялся не вергельд, а штраф или возмещение его рыночной стоимости хозяину. Пусть приблизительно стоимость раба будет равна - 30 солидов.

Суммарное решение суда за убийство - 100+100+30 = 230 солидов.

За грабеж и убийство 100+230 = 330 солидов. Сумма в то время довольно значительная, поэтому скорее всего имущества преступника не хватит для оплаты приговора суда.