Санитарно-просветительская работа медсестры – неотъемлемая часть ее профессиональной деятельности.

Наиболее популярными формами санитарной пропаганды являются выпуск санбюллетеней и беседы с пациентами.

В материале статьи: особенности санпросветработы медсестры, темы бесед, готовые памятки, этапы психологической подготовки и методы убеждения пациента, а также нюансы санитарно-просветительской деятельности медсестры.

Больше статей в журнале

Читайте в статье

Специальные темы бесед

Пациентам, имеющим конкретное заболевание, необходимо рассказывать о его особенностях, течении, лечении, профилактике, реабилитации. Для этого администрация учреждения определяет профиль отделений, по которым необходима дополнительная санитарно-просветительная работа медсестры, темы.

Эти занятия различаются в зависимости от профиля болезни, но, тем не менее, имеют похожую структуру и включают в себя следующие темы в рамках санитарно-просветительской работы медсестры:

  • особенности питания при заболевании;
  • особенности соблюдения режима и ухода при заболевании;
  • особенности подготовки к оперативному вмешательству;
  • правила послеоперационного ухода;
  • реабилитация больного после лечения.

Занятия могут иметь форму индивидуального или группового консультирования, или самостоятельного обучения по методическим пособиям. Для этого заведующие отделения совместно со старшими медсестрами и средним медперсоналом готовят памятки, презентации, буклеты, обучающие видеофильмы.

Памятки и статьи для организации санпросвет работа медсестры

Скачайте и сохраните себе готовую памятку.

  1. Физические упражнения при артериальнаой гипертонии
  2. Памятка для медицинских сестер «Вы консультируете пациенток»
  3. Аптечка маленького путешественника
  4. Осторожно: педикулез!
  5. Памятка родителям, которые выезжают с детьми за рубеж
  6. Вирусный гепатит В
  7. Вестибулярная тренировка – способ преодоления головокружения
  8. Клещевой энцефалит: сезон открыт
  9. Первая помощь при эпилептическом приступе
  10. Эпилепсия – разрушаем стереотипы
  11. Памятка «Диагностика и лечение отравлений растительными ядами»
  12. Советы молодым мамам по уходу за новорожденными

Психологическая подготовка в санпросветработе медсестры

Рассмотрим подробно 4 основных этапа убеждения больного:

  1. Информирование.
  2. Разъяснение.
  3. Аргументация.
  4. Доказательство.

Эти этапы последовательно разворачиваются в процессе общения медсестры и пациента. Убеждение пациента можно считать успешным, если он может самостоятельно обосновать принятое им решение, дать оценку его положительным и отрицательным сторонам.

Пример плаката для санпросвет работы:

Информирование

Под информированием понимается предоставление больному всей информации по конкретной теме доступными для него методами, средствами и формами. Данный этап крайне важен, так как пациенту необходимо контролировать лечебный процесс при подготовке к любому медицинскому вмешательству и манипуляции.

Потеря контроля над ситуацией влечет за собой усиление тревожности, способствует появлению необоснованных страхов, препятствует принятию решения.

Чтобы пациент мог адекватно воспринять информацию, которую выдает медсестра, она должна соответствовать «принципу трех А»:

  • адаптированность к возрасту, интеллектуальному уровню и образованию больному;
  • актуальность – информация должна быть нужной, своевременной и отвечать потребностям больного;
  • альтернатива – право выбора действий и решений должно оставаться за пациентом.

Следующие этапы детализируют этап информирования, однако рассматриваются все же как самостоятельные этапы убеждения.

Каким пациентам нужны школы здоровья , узнайте из Системы Главная медсестра.

Разъяснение

Данный этап представляет собой уточнение и углубление предоставленных ранее сведений. Он необходим для того, чтобы пациент лучше понял содержание и смысл проблемы.

Позиция медсестры в итоге должна стать понятной пациенту. Для этого необходимо опираться на его личный опыт, использовать конкретные модели поведения, ситуации и образы.

Аргументация

Аргументация – это объяснение взаимосвязи между единицами информации. Необходима для дополнительной мотивации больного.

Аргумент для пациента – это значимые для него сведения. Определить интерес к беседе можно определить по его реакции – взгляд и поза направлены в сторону говорящего (в данном случае это медицинская сестра), он поддерживает зрительный контакт, задает интересующие его вопросы. Логический стиль убеждения помогает аргументации.



Доказательство

Доказательство являет собой показ преимуществ одной или двух альтернатив по сравнению с другими. Оно необходимо, чтобы направить выбор пациента. Однако если медсестра пытается убедить больного в своей правоте, доказательство часто является разрушительным для ее позиции.

Поэтому целесообразнее рассматривать доказательство в качестве обоснования возможных выборов больного с передачей ему определенной доли ответственности за принятое решение. Предложение альтернатив укрепляет позицию медсестры и делает ее более убедительной, так как само по себе право выбора снижает сопротивление пациента.

При обучении пациента навыкам введения препаратов или ухода за собой не спрашивайте: «Вы поняли меня?» Он ответит утвердительно, даже если ничего не понял. Чтобы удостовериться в том, что пациент все правильно понял, задайте несколько наводящих вопросов:

  • Через какое время после еды вы будете принимать лекарство?
  • Чем вы будете его запивать?

Если у пациента проблемы со слухом, не рассказывайте ему правила приема лекарств устно – напишите ему подробную инструкцию.

Как медицинской сестре быть убедительной при ведении беседы

Даже если в поведенческом арсенале медсестры присутствуют навыки убеждения, это не гарантирует их использования при живом общении с больными.

Рассмотрим поведенческие модели, демонстрирующие внутреннюю готовность медсестры быть убедительной:

  • уверенная речь (темп – размеренный, громкость речи достаточна для того, чтобы быть услышанной и др.);
  • заинтересованная речь (благодаря ей беседа приобретает характер неформального общения, эмоционально окрашивает информацию, которую медсестра стремится донести до аудитории);
  • поведенческая гибкость (является показателем ее уверенности в себе и сохранения контроля над ситуацией общения; она способна признать ошибочность своих суждений или неполноту своего знания, может брать лидерство в свои руки или же передавать инициативу собеседнику);
  • наличие собственного мнения (медсестра не должна стесняться открыто высказывать свою позицию по тому или иному вопросу; стойкость ее мнения проверяется критикой со стороны аудитории – отказ от взглядов свидетельствует о том, что личность медсестры конформна, однако это не говорит о том, что это плохо, так как позиция не статична и может меняться со временем).

Таким образом, способность открыто высказывать свои взгляды говорит о силе личности медсестры.

Санпросвет работа медсестры в поликлинике

Основа работы по гигиеническому воспитанию и просвещению в условиях поликлиники – привлечение населения на медосмотры (как здоровых, так и больных, находящихся на диспансерном учете).

Важнейший компонент профилактики – исправление гигиенического поведения здоровых людей, имеющих риски развития тех или иных заболеваний, а также пропаганда и формирование потребности в ведении ЗОЖ.

К санпросветработе в поликлинике следует подключать всех специалистов, использовать все доступные методы, формы и средства обучения:

Темы бесед в рамках санпросветработы медсестры в поликлинике следует определять в соответствии с задачами, которые ставит перед собой лечебное учреждение. В плане обязательно указываются название и темы материалов, сроки исполнения и исполнители.

Профилактика неинфекционных заболеваний, проводится в форме группового или индивидуального тематического консультирования и обучения. В первом случае в занятии принимают участие целевые группы, разделенные по половому, возрастному, профессиональному, образовательному признаку или же по сходной симптоматике и наличию тех или иных факторов риска (нозологическая форма патологии, ожирение, травмы, другие нарушения здоровья).

В Едином квалификационном справочнике должностей перечислены основные должностные обязанности среднего медперсонала в отношении санпросвещения и гигиенического воспитания пациентов.

Профилактика неинфекционных патологий на индивидуальном уровне проводится в персональном режиме в ходе общения медика и больного.

Она включает в себя такие формы и методы, как:

  • опрос;
  • анкетирование;
  • консультация (очная, по телефону, посредством почтовой или электронной корреспонденции и др.);
  • беседа;
  • инструктаж.

Индивидуальная профилактическая работа должна учитывать состояние здоровья, образ жизни, режим дня и другие особенности конкретного пациента, а также характер и нюансы протекания его заболевания.

В лечебных учреждениях применяются устные, наглядные, печатные и смешанные методики санитарно-гигиенического просвещения и воспитания.

Все используемые формы, средства и методы должны быть наглядными, доступными, нести актуальные сведения и выполнять не только обучающую, но и мотивирующую функцию.

Организовать просветительскую работу по здоровому образу жизни поможет зарубежный проект Everydayhealth . Там вы найдете разделы о физкультуре, режиме сна, правильном питании, а также опыт тех, кто живет с хроническими заболеваниями.

В настоящее время положения о лечебно-профилактических учреждениях всех типов (поликлинике, амбулатории, больнице и т. д.) предусматривают работу по санитарно-гигиеническому воспитанию населения. Тем не менее, анализ практического осуществления санитарно-просветительной работы в этих учреждениях показывает, что нередко на местах к ее проведению подходят формально и часто допускаются методические ошибки, основными причинами которых являются:

Недооценка врачами действенности этого раздела профилактической работы, в силу чего они не уделяют этой работе должного внимания;

Отсутствие знаний об организации и методических подходах к этой работе, что приводит к нарушению основного принципа санитарного просвещения (дифференцированности и целенаправленности пропаганды), а среди форм санитарного просвещения преобладают чтение лекций и выпуск санитарно-просветительных бюллетеней.

Кроме того, недостаточно внимания уделяется групповым и индивидуальным формам работы.

Санитарно-просветительная работа в лечебно-профилактическом учреждении представляет собой комплекс дифференцированных, целенаправленных санитарно-просветительных мероприятий, предусматривающих гигиеническое воспитание различных контингентов населения и органически связанных с деятельностью лечебно-профилактических учреждений. Санитарно-просветительная работа проводится в соответствии с местными условиями и задачами, стоящими перед различными типами лечебно-профилактических учреждений.

Общее руководство и контроль за организацией и проведением санитарно-просветительной работы осуществляет главный врач лечебно-профилактического учреждения, который должен обеспечивать активную работу врачей и средних медицинских работников по санитарно-гигиеническому воспитанию населения как в стенах самого лечебно-профилактического учреждения, так и на обслуживаемой территории.

Главный врач лечебно-профилактического учреждения работает в тесном контакте с местным домом санитарного просвещения, откуда получает методическую помощь и материалы.

Каждый медицинский работник, помимо проведения индивидуальных бесед с больными и их родственниками в процессе оказания лечебно-профилактической помощи, обязан ежемесячно 4 часа своего рабочего времени затрачивать на проведение групповых и массовых форм санитарно-просветительной работы.

В санитарно-просветительной работе выделяют 3 основных звена: санитарное просвещение в поликлинике, стационаре и на участке.

Санитарное просвещение в работе амбулаторно-поликлинических учреждений

В современных условиях выделяют 2 основных аспекта санитарно-просветительной работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях:

Санитарное просвещение по привлечению населения на медицинские профилактические работы;

Санитарное просвещение диспансеризуемых контингентов в условиях динамического наблюдения за ними.

Успех профилактических осмотров в значительной степени зависит от отношения к ним населения и готовности в них участвовать. Для привлечения населения на медицинские профилактические осмотры применяют аккордное санитарно-просветительное воздействие, т. е. ударную, кратковременную, массированную информацию о целях, задачах и практической значимости диспансеризации. Это обеспечивается:

Агитационно-информационным санитарно-просветительным воздействием;

Наглядными средствами (плакаты, лозунги и т. д.), экспонируемыми по месту жительства населения и непосредственно в самой поликлинике;

Разъяснением и убеждением с помощью печатной информации (листовки-приглашения, тематические памятки);

Чтением лекций, разъясняющих существо диспансерного метода обслуживания населения;

Демонстрацией тематических санитарно-просветительных кинофильмов.

Цель данной работы -- выработать у населения обслуживаемой территории адекватное отношение к профилактическим мероприятиям и готовность активно в них участвовать.

Дальнейшая санитарно-просветительная работа с населением проводится дифференцированно среди здоровых, лиц с повышенным риском возникновения заболевания и больных (острыми и хроническими заболеваниями).

Гигиеническое воспитание здоровых имеет целью сохранение и укрепление их здоровья. Программа медико-гигиенической информации для них предусматривает пропаганду здорового образа жизни: гигиенические советы относительно труда, отдыха, питания, занятий физкультурой и спортом, борьбы с вредными привычками и т. д.

Методика работы с этим контингентом населения включает проведение врачом индивидуальной беседы и выдачу тематической памятки, которая содержит ряд практических советов, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

В современных условиях профилактической работы особую важность приобретает гигиеническое воспитание групп людей, имеющих повышенный риск возникновения заболеваний. Среди преморбидных состояний наиболее прогностически опасны такие, как тенденция к избыточному весу, предгипертония, гиперхолестеринемия, предиабет и т. д. В основе многих из них лежат нарушения гигиенических норм поведения: гиподинамия, курение, злоупотребление алкоголем, нерациональной питание, неправильный режим.

Санитарное просвещение лиц, находящихся под угрозой болезни, включает вопросы первичной профилактики заболевания, возможность развития или начальные признаки которого имеются и направлены на коррекцию их гигиенического поведения.

Методика санитарно-просветительной работы с указанными контингентами включает индивидуальную беседу врача, подкрепленную вручением памятки (буклета), содержащей конкретные советы, направленные на устранение имеющихся неблагоприятных для здоровья факторов, а также проведение групповой беседы-дискуссии (группы подбирают из лиц, имеющих одни и те же нарушения или подверженных влиянию одинаковых факторов риска). К проведению групповых занятий, помимо терапевтов привлекают узких специалистов поликлиники: диетолога, врача (инструктор) ЛФК, психотерапевта.

Санитарное просвещение больных имеет целью выработать у них навыки адекватного, правильного гигиенического поведения, способствующего скорейшему выздоровлению или облегчению течения заболевания. От этого в большой степени зависят успех лечения и ускорение выздоровления.

Методика гигиенического воспитания больных дифференцируется по 2 направлениям: санитарное просвещение больных с острыми и хроническими заболеваниями .

Многие хронические заболевания являются следствием недостаточно вылеченных острых, поэтому адекватное гигиеническое поведение больного с острым заболеванием является важным условием предупреждения развития хронических процессов. Программа гигиенической информации должна включать обязательный минимум сведений по лечению и рациональному режиму жизни в период болезни и реконвалесценции.

На выполнение больными лечебно-профилактических мероприятий немалое влияние оказывают члены их семьи. Санитарно-просветительная работа с родственниками больных и лицами, непосредственно ухаживающими за больными в домашней обстановке, имеет целью создать благоприятный психологический климат в семье, способствовать строгому выполнению назначений и предписаний врача и обеспечивать грамотный уход за больным. Методика работы с этим контингентом предусматривает индивидуальную беседу врача (при необходимости) и выдачу тематической памятки с рекомендациями по уходу за больным. Кроме того, они знакомятся с гигиеническими предписаниями, сделанными в адрес больного.

Санитарное просвещение людей, страдающих хроническими заболеваниями, осуществляется по методике курса очно-заочного обучения. Этот курс включает:

Индивидуальную беседу, в процессе которой больной получает необходимые гигиенические рекомендации;

Групповую беседу с участием врачей-специалистов, во время которой больной получает дополнительную медико-гигиеническую информацию, дающую возможность лучше понять советы врача, осознать необходимость следовать им. Групповую беседу лучше проводить в виде дискуссии, в процессе которой повышается познавательная активность реципиентов. Это способствует закреплению полученных знаний, выработке необходимых убеждений;

Выдачу «Книжки диспансеризуемого», которая является основным элементом заочного обучения и где отмечают сроки явки на очередной профилактический прием. Больной получает ее вместе с соответствующей заболеванию памяткой-вкладышем.

«Книжка диспансеризуемого» дает возможность больному регистрировать отдельные параметры своего гигиенического поведения, что способствует закреплению в его сознании полученных гигиенических рекомендаций, врачу - контролировать их выполнение пациентом.

В условиях диспансеризации эта форма санитарно-просветительной работы применяется также при гигиеническом воспитании лиц, имеющих повышенный риск возникновения заболеваний .

Санитарно-просветительная работа - это комплекс мероприятий, целью которых является профилактика заболеваний, воспитание здорового образа жизни, сохранение здоровья, повышение трудовой, физической и интеллектуальной активности, продление жизни каждого гражданина России. Для продвижения идей и донесения знаний используются пропагандистские, агитационные, образовательные и воспитательные методы.

Основные направления

Санитарно-просветительная работа, как отрасль медицины, формируется с учетом достижений и опыта социологии, педагогики, а также психологии. Практическое воплощение задач реализуется доступными способами, охватывающими максимальное количество граждан - СМИ, созданные на базе клиник «школы здоровья», народные университеты, печатные материалы, лекции и устное просвещение в каждом медицинском учреждении.

Проведение санитарно-просветительной работы реализуется путем агитации и воспитания по таким основным направлениям:

  • Популяризация методов, способов здорового образа жизни и профилактических мероприятий путем пропаганды, воспитания, личного примера, убеждения.
  • Обучение, воспитание гигиенических привычек с раннего возраста.
  • Пропаганда, внедрение и призыв целевой аудитории к ведению здорового образа жизни, восполнению знаний о профилактике заболеваний, способах сохранения здоровья.

Методы санитарно-просветительной работы носят пассивный и активный характер.

Актив, пассив, массовость и адресность

К пассивным средствам относятся печатные издания массового распространения среди населения, размещение листовок, постеров, бюллетеней, проведение тематических выставок, демонстрация фильмов. Активные методы - это личные беседы врача, публичные выступления, серии лекций или докладов. Обе формы санитарно-просветительной работы дополняют друг друга и позволяют донести информацию до массового сознания в неискаженном виде.

Преимуществами активной пропаганды являются непосредственные контакты с населением, возможность разрешить все затруднения в понимании, донести информацию в полном объеме в форме непосредственного диалога. Но в этом случае лектор имеет дело только с ограниченным количеством слушателей, которые, лишь по мере собственного желания, будут распространять информацию дальше.

Санитарно-просветительная работа пассивной формы не имеет ограничений во времени и в количественном охвате аудитории. Недостатком является отсутствие прямого контакта с населением, невозможность получить обратную связь в ответ на проведенные мероприятия.

Делят на формы охвата - массовое, коллективное и индивидуальное. Массовый охват предусматривает издание книг, печать статей в периодической прессе (газеты, журналы), выступления популярных спикеров на телевидении и создание тематических программ, выпуск документальных и художественных фильмов, выступления на радио.

Для распространения информации в коллективе используются лекции, доклады, выпуски специализированной литературы (бюллетени), постеры для размещения в учреждениях на стенах и т. д. Индивидуальная форма - личные беседы медицинского работника с человеком или семьей.

Агитация или пропаганда

Санитарно-просветительная работа реализуется через пропагандистские или агитационные методы распространения информации для привлечения внимания населения и получения позитивной реакции. Агитация - это адресное обращение к конкретной целевой аудитории - подросткам, детям, клеркам, домохозяйкам, рабочим и т. д.

Пропаганда акцентирует внимание на каком-либо предмете, например, гигиене рук. Внимание акцентируется на всех сторонах полезности процедуры, средствах достижения оптимального результата, причинах, по которым необходимо придерживаться гигиены рук, угрозах, если ими пренебрегать. Словом, пропаганда дает о предмете или действии полную информацию с акцентом на полезности предлагаемых мер, побуждает к действию в согласии с рекомендациями.

Общие темы

Санитарно-просветительная работа с пациентами проводится во всех типах лечебных и профилактических учреждений. Каждая организация составляет собственный план мероприятий в зависимости от своего профиля, с учетом преследуемых целей и задач.

Темы санитарно-просветительной работы в каждой клинике разнятся, но есть определенный общий спектр проблем, который освещается в лекциях и беседах:

  • Режим труда и отдыха.
  • Эмоции и их влияние на самочувствие, здоровье в целом.
  • Вред табакокурения, способы отказа.
  • Алкогольная зависимость и способы излечения.
  • Питание - рациональность, режим, диеты.
  • Кишечные инфекции - возникновение, профилактика.
  • Витамины - их значение, влияние на организм.
  • Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
  • Профилактика язвенных заболеваний.
  • Ожирение - возникновение, лечение, профилактика.
  • Профилактика онкологических заболеваний.
  • Профилактика аллергических поражений.
  • Проблемы ВИЧ\СПИДа.
  • Роль физической культуры и спорта.
  • Последствия аборта.
  • Профилактика возникновения вредных привычек в пубертатном возрасте.
  • Гиподинамия и ее пагубность для здоровья.
  • Стресс - последствия и способы профилактики.
  • Основы и прочие.

Беседы и лекции проводятся с группами пациентов (20-30 человек). Окончание мероприятия происходит после получения аудиторией всех ответов на заданные по теме лекции вопросов. Вся просветительная деятельность персонала медицинского учреждения фиксируется в журнале учета санитарно-просветительной работы (форма № 038-0/у). Фиксируются виды работ, количество часов, ответственное лицо, тема лекции, беседы, дискуссии.

Роль амбулаторно-поликлинических учреждений

В амбулаториях, поликлиниках реализуют методы санитарно-просветительской работы по направлениям:

  • Привлечение внимания населения к профилактике заболеваний и принципам гигиены, в также вовлечение населения в ежедневное выполнение санитарно-гигиенических мероприятий в рамках своей семьи, дома, рабочего места и т. д.
  • Просветительная работа в среде диспансеризуемых лиц и наблюдение за ними в динамике развития.

В период профилактических осмотров применяют краткосрочные, усиленные меры информирования населения для привлечения большего количества участников. В агитации указывается роль диспансеризации, ее значимость для каждого человека, транслируется убеждение в ее неоспоримой полезности. Целью является положительное отношение обслуживаемого населения к профилактическим осмотрам и активное желание принять в них участие.

В остальное время санитарно-просветительская работа в лечебных учреждениях данного типа ориентирована на охват здорового населения, пациентов с хроническими патологиями и лиц с потенциальной угрозой возникновения болезни. Здоровую часть посетителей ориентируют на сохранение имеющегося состояния, укрепление иммунитета. Даются рекомендации гигиенического характера по отношению к труду, отдыху, спорту, питанию, отказу от вредных привычек.

С пациентами, входящими в группу риска появления какого-либо заболевания, проводятся индивидуальные беседы, рассказываются первые симптомы и признаки начала болезни. Специалист подкрепляет свои слова тематическими печатными материалами - памятками, буклетами, где содержатся конкретные советы для устранения причин, факторов, составляющих угрозу здоровью. Также пациенты приглашаются на коллективные мероприятия - лекции, дискуссии, просмотры специальных фильмов.

К наиболее распространенным видам заболеваний на сегодняшний день относятся избыточный вес, гипертоническая болезнь, алкоголизм, преддиабетическое состояние. Пациентам очерчивают круг проблем, приводящих к началу болезни, - гиподинамия, вредные привычки, пищевые нарушения, нарушения баланса труда и отдыха, стрессы и т. д.

Санитарно-просветительская работа с этим контингентом преследует целью изменение привычек, наработку разумного поведения, практическое освоение здорового образа жизни. От произошедших позитивных перемен и собственных усилий пациента, в большей степени, чем от усилий медицинского работника, зависит скорейшее выздоровление, улучшение состояния, устранение угрозы появления патологии.

Просветительство в стационарах

Санитарно-просветительная работа в лечебных учреждениях стационарного типа проводится с целью повышения эффективности лечения заболеваний, привития пациентам гигиенических навыков. Для достижения результатов в отделениях информируют население о следующем:

  • Правилах поведения в отделении для пациентов и посетителей. Особенностях поведения больного после выписки из стационара, мерах предотвращения обострения и развития болезни. При информировании учитывается необходимость полного понимания пациентом природы своего заболевания, его течения, состояния.
  • Освещаются общие медико-гигиенические вопросы, интерес к которым у больных возрастает.

Все темы санитарно-просветительной работы затрагиваются в беседах с пациентом на каждом этапе его пребывания в стационаре:

  • В приемном отделении рассказывают о правилах поведения в учреждении, вручается памятка, где указан распорядок дня, описываются требования к пациенту.
  • В палате проводится беседа в индивидуальном порядке или вовлекается вся группа пациентов палаты.
  • В свободное от процедур время с пациентами ведут дискуссии или беседы в общих холлах. При этом используются наглядные пособия, слайды, иллюстрации с основными медицинскими сведениями, рекомендациями.
  • При выписке врач проводит личную беседу, вручает пациенту памятку о поведении, дает рекомендации по дальнейшей профилактике, реабилитации.

Больных с хроническими заболеваниями информируют о причинах возникшей патологии, дают практические советы по мероприятиям доврачебной самопомощи. Пациент должен знать и ориентироваться в признаках начала обострения своего состояния, чтобы суметь принять первичные меры до прихода врача. Основной аудиторией таких лекций являются пациенты, страдающие сердечно-сосудистыми заболеванием, сахарным диабетом, бронхиальной астмой и рядом других патологий.

Сестринское просветительство

Санитарно-просветительная работа медсестры начинается с момента попадания пациента в медицинское учреждение и длится на протяжении всего срока его лечения или диагностики. Основными задачами среднего медицинского персонала являются:

  • Рекомендации пациенту по подготовке к исследованиям.
  • Разъяснительные беседы с пациентом и его родственниками, сопровождающими лицами.
  • Проведение опросов, анкетирования больных, участие в планировании санитарно-просветительных мероприятий.
  • Ведение учета и документооборота каждого проведенного занятия, лекции, индивидуальной или коллективной беседы.

Санитарно-просветительная работа базируется на знаниях:

  • Основ гигиены труда, отдыха, психогигиены и профилактики психологических состояний.
  • Факторов риска и методов профилактики распространения заболеваний.
  • Основ физической активности, культуры, закаливания, оптимального режима физической активности для каждой возрастной категории населения.
  • Основ проблематики наркомании, алкоголизма, токсикомании, злоупотреблениями лекарственными препаратами.
  • Вопросов бытовой гигиены, личной гигиены, экологической и радиационной культуры.

Методы работы медсестры

В деятельности медсестры приветствуются различные методы организации санитарно-просветительной работы для распространения знаний и информации. Главным способом является беседа по всем интересующим больных проблемам, а также обсуждение вопросов самопомощи в случаях обострения заболевания. Для полного донесения информации из текста исключаются сложные обороты и непонятные, широкому кругу слушателей термины.

Структура беседы включает вступительную часть, где анонсируется тема и ее важность, в основной части приводится фактический материал, проводится рассмотрение проблемы или вопроса с разных сторон, заключительная часть посвящается выводам. Длительность беседы в санитарно-просветительной работе медсестры составляет не более 20 минут, после беседы необходимо ответить на все возникшие у слушателей вопросы. Перед проведением беседы пишется ее конспект или посвящается реферат (рецензируется врачом).

Темы санитарно-просветительной работы медсестры подбираются в зависимости от профиля отделения, сезонных заболеваний, проявленного интереса со стороны пациентов, уровня образования и возрастной категории больного.

Просветительство для женщин

Санитарно-просветительное воспитание в среде женского населения дифференцируется по возрастному признаку и подразделяется на работу со здоровыми лицами, женщинами групп риска и больными с гинекологическими диагнозами. Работа ведется как с группами посетительниц, так и индивидуально. Пациенткам выдаются буклеты для дальнейшего изучения с мужем.

Женщин репродуктивного возраста агитируют вести здоровый образ жизни. Рассказывают о материнстве, планировании семьи, преподносят знания о медико-генетических исследованиях с целью профилактики наследственных или генетических патологий у будущего ребенка. Также медицинские работники уделяют внимание информированности женщин о методах профилактики нежелательной беременности, гинекологических заболеваний, разъясняют вред аборта. Призывают к прохождению регулярных гинекологических осмотров и явки к специалисту при наступлении беременности.

Пациенткам с диагностированными заболеваниями даются дополнительные рекомендации по дальнейшему поведению с целью скорейшего выздоровления. Каждую посетительницу знакомят с информацией по профилактике онкологических заболеваний.

Женщинам старшей возрастной группы рассказывают об особенностях течения климакса и менопаузы, широко освещаются вопросы гигиены в этом периоде, рекомендуют меры профилактики возрастных гинекологических заболеваний, в том числе онкологических.

Работа с беременными ведется на протяжении всего срока вынашивания ребенка. Женщине прививаются знания о поведении, навыки, способствующие здоровью матери и ребенка, сохранению и благополучному разрешению беременности. Специалисты в индивидуальном порядке и на коллективных лекциях рассказывают о поведении во время родов, в послеродовом периоде, дают знания об уходе за младенцем с первых часов его жизни, пропагандируют грудное вскармливание.

Будущим матерям выдается печатный материал, где систематизирована информация о гигиеническом поведении в каждом периоде беременности, родов. Также проводится просветительная работа с родственниками женщины, в первую очередь с будущим отцом.

Просветительство в детских учреждениях

В детских медицинских учреждениях проводится санитарно-просветительная работа с родителями, другими членами семьи, а также комплекс мероприятий рассчитанный на педагогов школ и воспитателей дошкольных учреждений.

В задачи входит:

  • Распространение знаний об охране здоровья ребенка.
  • Формирование необходимости ежегодного прохождения профосмотров ребенка.
  • Формирование готовности обращения за медицинской помощью, а также неукоснительность выполнения рекомендаций врача для скорейшего выздоровления ребенка.
  • Привитие знаний и навыков создания оптимальных условий жизни, способствующих здоровому развитию ребенка.
  • Призывы формировать у детей здоровые гигиенические привычки.

В основе гигиенического просветительства семьи лежит последовательность изложения необходимых знаний для обеспечения здоровья детей. Индивидуальная беседа специалиста подкрепляется печатными материалами с подробным изложением необходимых знаний относительно особенностей организма ребенка в конкретном возрастном периоде.

В памятке для родителей могут быть собраны рекомендации по вскармливанию, режиму дня, уходу, физическим нагрузкам, закаливающим процедурам. В систему просветительства входит освещение необходимости профосмотров, планового вакцинирования, выполнения всех рекомендаций лечащего врача и т. д.

Основные принципы санитарно-просветительской работы

Санитарное просвещение - совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни. С целью обеспечения высокого уровня здоровья цель каждого медицинского работника в своей работе - опираться на профилактическую направленность. Уровень профилактики в стране отражает характер общественно-экономических, научно-технических и политических условий жизни.

Корни профилактики уходят в глубокую древность. Вопросы предупреждения болезней на основе соблюдения правил личной гигиены и рационального питания занимали важное место уже в медицине Древнего мира. Однако разработка научных основ профилактики началась лишь в 19 веке. Становлению научной профилактики в значительной степени способствовали изучение роли окружающей среды в возникновении и распространении заболеваний, достижения микробиологии, физиологии и гигиены. Передовые врачи и деятели медицинской науки России видели будущее медицины в развитии общественной профилактики в неразрывном единстве лечебной и профилактической медицины.

«Будущее принадлежит медицине предупредительной» - писал великий русский хирург Н. И. Пирогов. В наши дни в Российской Федерации законодательными актами о здравоохранении предусмотрена регуляция общественных отношений в области охраны здоровья населения в целях обеспечения гармонического развития физических и духовных сил, устранения факторов и условий, вредно влияющих на здоровье населения страны. В задачи санитарного просвещения входят: распространение медицинских и гигиенических знаний; воспитание санитарно-гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления здоровья; повышение санитарно-гигиенической культуры.

Санитарно-гигиеническое просвещение должно проводиться с учетом пола, возраста, климато-географических особенностей, национальных обычаев, традиций и других факторов. В своей работе по воспитанию здорового образа жизни фельдшер должен учитывать и условия жизни населения, куда входят материальные и нематериальные факторы (социальные, политические и духовно-нравственные). Индивидуальное и общественное здоровье зависит от вышеперечисленных факторов.

Приказом МЗ Российской Федерации о санитарно-просветительной работе для средних медицинских работников предусмотрено ежемесячно уделять 4 часа пропаганде здорового образа жизни в счет рабочего времени с проведением планирования и отчета по проделанной работе. Службу санитарного просвещения возглавляет Главное санитарно-эпидемиологическое управление, Отдел медицинских проблем формирования здорового образа жизни, Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения МЗ Российской Федерации. Организационно-методическими и координационными центрами в областях, городах, районах являются Дома санитарного просвещения. Они разрабатывают планы санитарно-просветительной работы, координируют деятельность медицинских и других учреждений, учитывая важнейшие задачи здравоохранения, предложения и пожелания населения. Большую помощь в этой работе оказывает общество «Знание», которое организуют чтение лекций и бесед, издает санитарно-просветительную литературу.

В нашей стране широко используются методы массовой, групповой и индивидуальной санитарно-просветительной информации, которая может быть осуществлена в устной, печатной и изобразительной формах. Особо важную роль играют средства массовой информации: печать, радио, телевидение, кино. Вопросы охраны здоровья и воспитания гигиенических навыков находят широкое отражение в выпусках популярной медицинской литературы (азбука здоровья, «энциклопедия», серии «Медицина для всех»); а также на страницах ряда газет и журналов. Массовым тиражом издаются памятки, буклеты, листовки, брошюры и плакаты. Все большее значение придается выпуску малых форм (микроплакатов на обертках, спичечных коробках, закладках для книг).

Методы и средства санитарно-просветительской работы

В организации своей санитарно-просветительной работы фельдшер, наряду с традиционными методами обучения населения по вопросам охраны здоровья, такими как: собеседование, групповые дискуссии, лекции, тематические вечера, вечера вопросов и ответов, беседы за круглым столом, устные журналы, школы здоровья, публикации в прессе, конференции, широко использует и методы наглядной агитации: стенгазеты, санбюллетени, выставки и уголки здоровья, книжные выставки. Чтобы эта пропаганда была привлекательна, полезна и информативна, приводим примерное описание некоторых форм санитарно-просветительной информации, которые можно использовать в своей работе.

Санитарный бюллетень. Художественно оформленный санбюллетень всегда привлекает внимание и является одним из самых доходчивых средств пропаганды. Санбюллетень - это иллюстрированная санитарно-просветительная газета, посвященная только одной теме. Тематика должна быть актуальной, с учетом задач, стоящих перед современным здравоохранением, а также сезонностью и эпидемиологической обстановки в данном режиме. Крупным шрифтом выделяется заголовок. Название его должно быть интересным, интригующим, желательно при этом не упоминать слово «болезнь» и «профилактика».

Санбюллетень состоит из 2-х частей - текстовой и иллюстрированной. Текст размещают на стандартном листе ватмана в виде колонок, шириной 13–15 см, печатают на машинке или компьютере. Разрешается написание текста каллиграфическим почерком пастой черного или фиолетового цвета. Нужно выделить передовую статью или введение, остальной текст должен быть разбит на подразделы (рубрики) с подзаголовками, в которых излагают суть вопросов и практические советы. Заслуживает внимания подача материала в виде вопросов и ответов.

Текст должен быть написан доходчивым для широкой массы языком без медицинской терминологии, с обязательным использованием местного материала, примеров правильного гигиенического поведения по отношению к своему здоровью, случаев из врачебной практики. Художественное оформление: рисунки, фотографии, аппликации должны быть изящными, иллюстрировать материал, но не дублировать его. Рисунок может быть один или несколько, но один из них – основной - должен нести главную смысловую нагрузку и привлечь внимание. Текст и художественное оформление не должны быть громоздкими.

Санитарный бюллетень заканчивается лозунгом или призывом. Он лучше смотрится, если окантован рамкой. Эмблема Красного Креста и чаши со змеей не рисуются. Название «Санбюллетень» и номер выпуска присутствовать не должны, так как санитарный бюллетень не является периодическим изданием. В правом нижнем углу указывается ответственный и дата выпуска. Необходимо обеспечить выпуск санитарного бюллетеня не реже 1–2 раз в квартал.

Уголок здоровья. Организации уголка должна предшествовать определенная подготовительная работа:
согласование организации уголка с руководством данного учреждения;
определение перечня работ и необходимых строительных материалов (стенды, планки, крепежные «рельсы», кнопки, клей, ткань);
выбор места - достаточно свежего и бойкого, то есть такого, где постоянно или часто бывает масса людей;
подборка соответствующего иллюстрированного материала: плакаты, фото- и литовыставки, диапозитивы, фотографии, памятки, листовки, вырезки из газет и журналов, рисунки.
Эта подборка осуществляется с помощью инструктора по санитарному просвещению района и в доме санитарного просвещения. Желательно, чтобы для уголка были подготовлены и укреплены специальные стенды разных форматов и крепежные планки, «рельсы», которые можно снимать и монтировать в других вариантах. Ведущая тематика уголка здоровья - различные аспекты здорового образа жизни. В случае появления какой-либо инфекции или ее угрозы в данной местности, в уголке должен быть помещен соответствующий материал по ее профилактике. Это могут быть санитарный бюллетень, листовка, подготовленная местным органом санитарно-эпидемиологического надзора, краткая памятка, вырезка из медицинской газеты.

Не надо стремиться помещать в уголке здоровья как можно больше материала. Лучше чаще экспонировать и другие материалы. Полезно делать выставку плакатов, например, о вреде пьянства, наркомании, курения, о пользе физкультуры и спорта. Очень ценны и интересны фотомонтажи, которые могут сделать фотолюбители. В школах в уголках здоровья хорошо размещать материалы, подготовленные учащимися. Уголок здоровья должен иметь доску вопросов и ответов. Ответы на вопросы должны быть всегда своевременны, оперативны и полезны.

Устные журналы. В устных журналах, помимо медработников, должны участвовать работники ГИБДД, инспекторы по делам несовершеннолетних, юристы. В своих сообщениях они выступают по вопросам не только медицинского характера, но и затрагивающих правовые, социальные и нравственные аспекты. Поэтому в устных журналах можно рассматривать сразу несколько тем.

Диспуты и конференции. Диспут - метод полемического обсуждения какой-либо актуальной, нравственной или воспитательной проблемы. Решающее значение для его успеха имеет верный выбор темы, например: «О красивом и здоровом человеке», «Об этом молчать нельзя». Диспут - это способ коллективного поиска, обсуждения и разрешения волнующих население проблем.

Диспут возможен, когда хорошо подготовлен, когда в нем участвуют не только специалисты, но и (например, в школе) учащиеся, учителя. Столкновения, борьба мнений связаны с различиями во взглядах людей, жизненном опыте, в запросах, вкусах, знаниях, в умении подходить к анализу явлений. Цель диспута состоит в том, чтобы поддержать передовое мнение и убедить всех в правоте.

Формой пропаганды, близкой к диспуту, является конференция с заранее разработанной программой и фиксированными выступлениями как специалистов, так и самого населения. К устным формам санитарно-просветительной пропаганды также относятся тематические вечера, беседы за круглым столом, вечера вопросов и ответов. Желательно, чтобы аудитория была уже подготовлена к восприятию подготовленной темы, для этого предварительно нужно провести беседы, лекции, оформить стенды, уголки здоровья, подготовить книжную выставку. Большую роль в пропаганде здорового образа жизни могут играть театрально-зрелищные мероприятия, массовые спортивные мероприятия. Содержание работы при проведении различных форм и методов гигиенического воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни на ФАПе должно быть направлено на освещение основ личной и общественной гигиены, гигиены села, поселка, жилища, благоустройства и озеленения, содержания приусадебных участков; на борьбу с загрязнением окружающей среды; профилактику заболеваний, вызываемых воздействием на организм неблагоприятных метеорологических условий (повышенная влажность воздуха, высокие и низкие температуры и другие), длительным пребыванием на солнце; на внедрение физической культуры в быт каждого человека. В круг тем этой деятельности входит также трудовая и профессиональная ориентация: создание здоровых бытовых и производственных условий, формирование здорового образа жизни. Большое внимание необходимо уделять профилактике инфекционных заболеваний, улучшению водоснабжения и водопользования.

Одной из важных задач является пропаганда мер гигиены труда при сельскохозяйственных работах, предупреждение сельскохозяйственного травматизма и отравлений ядохимикатами, разъяснение гигиенических требований к доставке, очистке и хранению воды в полевых условиях. Значительное место должна занять противоалкогольная пропаганда, разъяснение вреда курения. Курение является одним из наиболее распространенных видов наркомании. Курение табака отрицательно влияет в первую очередь на органы дыхания, сердечно-сосудистую систему, способствуя возникновению таких заболеваний, как ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, хронические заболевания гортани, бронхов. Курение - один из ведущих факторов в развитии онкологических заболеваний.

Алкоголизм также относится к заболеваниям, которые поражают не только нервно-психическую сферу больного, приводя к деградации личности, но и воздействуют на сердце, сосуды, желудочно-кишечный тракт. Работа фельдшера по антиалкогольной пропаганде должна строиться по определенной системе, включая правовые, медико-биологические и нравственные аспекты. Трезвость - одно из важнейших условий здорового образа жизни. В зависимости от пола, возраста можно подбирать темы для лучшего восприятия слушателями.

Примерные планы лекций. Для мужчин: влияние алкоголя на все органы и системы организма; алкоголь и травматизация; алкоголь и венерические заболевания; алкоголь и смертность; алкоголь и трудоспособность; алкоголь и семья; алкоголь и наследственность; экономический ущерб, наносимый государству от лиц, злоупотребляющих алкоголем.
Для женщин: влияние алкоголя на организм женщины; влияние алкоголя на беременность; алкоголь и дети; роль женщины в укреплении семьи и преодолении пьянства мужчин.
Для подростков: анатомо-физиологические особенности организма подростка; влияние алкоголя на организм подростка; влияние алкоголя на способности подростка; влияние алкоголя на потомство; алкоголь и нарушение правопорядка; как сохранить психическое здоровье.

В повседневной работе по искоренению алкоголизма нужно привлекать административные органы, общественные организации, службы правопорядка, юристов. Большой раздел профилактической работы по воспитанию здорового образа жизни нужно выделить в педиатрии. Гигиеническое обучение и воспитание начинается с раннего детства, при антенатальной охране будущего потомства.

    Гигиенические требования к поведению больных в стационаре.

    Наркомания и ее последствия.

    Отдаленные последствия табакокурения.

    Факторы риска формирования сердечно-сосудистой патологии.

    Что такое ВИЧ и СПИД? Профилактика ВИЧ-инфекции.

    Основы диетического питания при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

    Особенности диеты при анемиях.

    Особенности диеты у больных сахарным диабетом.

    Вегетарианство: за и против.

    Гиподинамия или как повысить двигательную активность?

    Холестерин под контроль! Основные положения гипохолестериновой диеты.

    Витамины и их роль в питании человека.

    Грипп. О чем должен знать каждый.

    Профилактика острого нарушения мозгового кровообращения (инсульта).

    Правила здорового образа жизни.

    Туберкулез – смертельно опасное заболевание.

    Заболевания, передающиеся половым путем.

Приложение 3

Перечень тем учебно-исследовательской работы студентов

    История и развитие сестринского дела.

    Вклад Флоренс Найтингейл в развитие сестринского дела.

    История становления и развитие сестринского дела в России.

    Ятрогенные заболевания. Действия медицинского персонала при ятрогениях.

    Медицинские ошибки и правонарушения. Юридическая ответственность медицинского персонала.

    Права пациента. Медицинское вмешательство без согласия пациента.

    Особенности биомедицинской этики в практике палатной медицинской сестры.

    Организация работы и обязанности медицинской сестры приемного отделения.

    Организация медицинского поста. Медицинская документация в работе палатной (постовой) медицинской сестры.

    Оценка тяжести состояния больного, клиническое наблюдение за больным.

    Искусственное парентеральное питание.

    Правила термометрии, основные виды температурных кривых при важнейших состояниях в клинике внутренних болезней.

    Простейшие физиотерапевтические процедуры. Показания и противопоказания к применению физиотерапевтических методов воздействия на кровообращение.

    Особенности ухода за больными с патологией органов дыхания. Правила сбора мокроты на исследование.

    Особенности ухода за больными с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Правила измерения пульса и артериального давления.

    Особенности ухода за больными с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта.

    Особенности ухода за больными пожилого и старческого возраста в стационаре.

    Особенности ухода за больными с психическими заболеваниями.

    Особенности сестринского процесса в экстренной и неотложной медицине.

    Подготовка больных к инструментальным исследованиям желудочно-кишечного тракта.

    Пролежни и способы их профилактики. Уход за больными с пролежнями.

    Гирудотерапия. Показания, противопоказания.

    История инъекций.

    Средства для ингаляционной терапии заболеваний органов дыхания. Правила проведения ингаляций. Устройства для ингаляций.

    Небулайзеры: механизм действия, виды, преимущества и недостатки применения, методика применения, используемые лекарственные средства.

    Обучение пациентов в профилактической и реабилитационной деятельности медицинской сестры.

Приложение 4

Академическому руководителю практики в качестве помощника младшего медицинского персонала

доценту кафедры пропедевтики внутренних болезней

_______________________________________

(ФИО)__________________________________

Р А С П И С К А

Я, студент __________________________ факультета, 2 курса, ____ группы

___________________________________________________________

(ФИО полностью)

информирован о программе предстоящей производственной практики, условиях допуска к ней и обязуюсь своевременно до 01.03.2014 года предоставить все необходимые документы для её прохождения курсовому руководителю (сотруднику профильной кафедры через старост групп):

а) оформленную согласно действующего Приказа Министерства здравоохранения медицинскую книжку (даты действительны до окончания практики);

б) сведения в анкете группы о предполагаемом месте прохождения практики;

в) полностью оформленную первую страницу программы и дневника практики для допуска к практике (подпись и личная печать академического курсового руководителя практики – сотрудника профильной кафедры);

г) только для студентов, желающих пройти практику не в Смоленске и студентов, обучающихся по целевым направлениям от профильных Департаментов, Министерств – Гарантийные письма от руководителей конкретных учреждений здравоохранения СТРОГО СОГЛАСНО ПРЕДСТАВЛЕННОЙ ФОРМЕ (приложение 5).

Приложение 5

Ректору ГБОУ ВПО СГМА

Министерства здравоохранения России

профессору И.В. Отвагину

от ________________________________

(должность, наименование учреждения, ФИО)

Гарантийное письмо

Я, _______________________________________________________________,

ознакомлен с программой практики, требованиями к её организацию и не возражаю против прохождения студентом(кой) ГБОУ ВПО СГМА Министерства здравоохранения России ___________________ факультета, 2 курса, ___ группы _______________________________________________

(ФИО студента)

практики в качестве помощника палатной медицинской сестры персонала в сроки, установленные учебным планом академии.

Непосредственное руководство практикой, контроль оформления медицинской книжки перед началом практики, подлинности сведений, предоставленных в Программе и Дневнике практики студента о выполнении практических навыков и графике работы возложить на ______________________________________________________________.

(должность, ФИО, контактный телефон отделения)

Подпись______________________________________ М.П.