Мученик АНДРЕЙ СТРАТИЛАТ (†302)

Мученик Андрей Стратилат Таврийский был военачальником в римских войсках в правление императора Максимиана (284-305), который был язычником и гонителем христиан.

За храбрость, непобедимость и справедливость святой был любим в римских войсках. Когда многочисленное персидское войско вторглось в сирийские пределы, правитель Антиох поручил святому Андрею руководство римскими войсками, дав ему титул «Стратилат» , т. е. главнокомандующий. Святой Андрей выбрал себе небольшой отряд храбрых воинов и выступил навстречу противнику. Его воины были язычниками. Сам святой Андрей еще не принимал Крещения, но уверовал в Иисуса Христа. Перед сражением он убеждал воинов, что языческие боги - бесы и помощи в сражении оказать не могут. Он проповедовал им Иисуса Христа, всесильного Бога Неба и земли, подающего помощь всем верующим в Него. Воины вступили в сражение, призывая на помощь Спасителя. Небольшой отряд обратил в бегство многочисленное войско персов. Святой Андрей вернулся из похода со славой, одержав полную победу. Но завистники донесли правителю Антиоху, что он - христианин, обративший в свою веру подчиненных воинов.

Святой Андрей был вызван на суд, и там он подтвердил свою веру во Христа. За это его подвергли пытке. Он сам лег на раскаленное медное ложе, и, как только обратился за помощью к Господу, ложе остыло. Воинов распяли на деревьях, но ни один из них не отрекся от Христа. Заточив святых в темницу, Антиох послал донесение императору, не решаясь сам предать смерти прославленного победителя. Император знал, как войско любило святого Андрея, и, опасаясь возмущения, послал приказ освободить мучеников, а тайно велел под каким-либо предлогом казнить каждого порознь.

Освободившись, святой Андрей вместе с дружиной воинов пришел в город Тарс. Там их крестил местный епископ Петр и епископ Верийский Нон. Затем воины перешли в местность Таксанаты. Антиох написал письмо правителю Киликийской области Селевку, чтобы тот под видом погони за оставившими знамена настиг дружину святого Андрея и умертвил их. Селевк нагнал мучеников, остановившихся в ущельях горы Тавра, где им по откровению предстояло пострадать. Святой Андрей, называя воинов своими братьями и детьми, призвал их не бояться смерти. Он молился за всех, кто будет чтить их память, и просил Господа послать людям целебный источник на месте, где прольется их кровь. Во время этой молитвы несопротивляющиеся мученики были усечены мечами (†ок.302).

Мучение св. Андрея. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г.

В тот же миг из земли истек источник. Епископы Петр и Нон, которые с клириками тайно следовали за дружиной святого Андрея, погребли их тела. Один из клириков, с давнего времени страдавший от злого духа, напился из источника воды и сразу исцелился. Молва об этом разнеслась среди окрестных жителей, и они стали приходить к источнику и, по молитвам святого Андрея и пострадавших с ним 2593 мучеников, получали благодатную помощь от Бога.

Среди Таврийских гор слышны глухие причитанья:

Природа воссылает Богу скорби воздыханья.
Лишь эхо вторит ей из седловин глубоких-
В своих страданиях природа одинока.
Но день настал, и затряслись скалистые вершины,
Как будто у подножья гор вступили в битву исполины.
И стоны новые, как некий глас иного света.
То был конец дружины храброго Андрея Стратилата,
Чьи воины главу под меч склонили, как ягнята.
Андрей оборонил империю от персов кровожадных,
Но сам стал жертвою злодеев беспощадных.
Две тысячи его товарищей колена преклонили
И из устен стратига слово мудрое ловили:
"Се час приятен! Вот настал нам день спасенья!
Нам с жизнью временной не страшно разлученье;
Так со смирением восхвалим, братья, Бога
За все те блага, что нам даровал премного,
За то, что мученичества сподобил нас,
Без страха мы пред Ним предстанем в этот час".
Окончив слово, Стратилат вознес молитву-
Собратьев по оружию звал он не на битву.
И вторил дружный хор из воинов святых,
Что пали под мечом, избавившись от уз земных.
Их сонмы Ангелов в мир горний провожали,
Врата им райские с почетом отверзали:
Ведь славный Стратилат вновь одолел врага-
Кровь пролил за Христа, венец стяжавши на века.

(Святитель Николай Сербский).

В византийском иконописном искусстве существовало несколько типов изображения Андрея Стратилата. Наиболее распространена его иконография как молодого воина-мученика в доспехах, с темными волосами и небольшой бородкой.


В древнерусском искусстве Андрей обычно изображался в воинских доспехах и плаще, с крестом в руке, с короткой бородой и вьющимися волосами с проседью; в храмовых росписях — обычно на столпе, в рост, с копьем, луком и щитом.

Почитание св. Андрея Стратилата было на востоке чрезвычайно. На Руси св. Андрей пользовался особым почитанием в княжеской среде. В 1089 г. Всеволод Ярославич построил в Переяславле-Южном церковь во имя Андрея Стратилата. Внук Всеволода, младший сын Владимира Мономаха, Андрей Добрый родился 11 августа 1102г и 18 августа был наречен в честь Андрея Стратилата. Святой мученик был небесным покровителем Андрея Боголюбского. При нем в селе Сулость близ Ростова Великого стал строиться деревянный храм святого мученика Андрея Стратилата. В дальнейшем эти места по родственному наследству перешли к Димитрию Донскому, где он жил в детстве в княжеском тереме. По некоторым данным Димитрий Донской крестился именно в этом храме.

В Москве сохранилась каменная церковь во имя Андрея Стратилата над восточными вратами Андреевского монастыря в Пленницах .


Андреевский монастырь на фоне МГУ

Андреевский монастырь в Москве (вид сверху)

Андреевский монастырь был основан «ближним человеком» царя Алексея Михайловича Ф. М. Ртищевым с целью поселить в Москве ученых монахов из киевского Братского Богоявленского монастыря для обучения «детей боярских и простого чину грамоте греческой и словянской». Было выбрано место за городом, к юго-западу, на правом берегу Москвы-реки, у подножия Воробьёвых гор. Сохранилось несколько названий этого места: «в горах», «Андреевские яры», «у Воробьёвых круч», однако Пленницы - наиболее распространенное.

Первая деревянная церковь мч. Андрея Стратилата, давшая название обители, была построена на этом месте в конце XVI века в благодарность за чудесное избавление столицы от нашествия войск крымского хана Казы-Гирея летом 1591 г. Тогда воины хана расположились станом в с. Воробьёве, русский лагерь был разбит на месте современного Донского монастыря, в лагере находилась Донская икона Божией Матери. 19 августа войска хана внезапно бежали. Поскольку в этот день празднуется память мч. Андрея Стратилата, храм в его имя было решено поставить посередине между русскими и татарскими лагерями; тогда же было установлено празднование Донской иконе Божией Матери.


Вид на Андреевский монастырь со стороны Академии Наук

Первоначально монастырь именовался Преображенской пустынью, позже он был назван Андреевским: «Во имя же Андреа, Христом первозваннаго апостола». По царскому указу туда принимали ученых людей, а также священников и диаконов, «в житии, и чине, и во чтении и пении церковном, и келейном правиле изрядных». В монастыре существовала библиотека и школа для подростков различных сословий. Эта обитель, наряду с Новодевичьим, Донским и Свято-Даниловым монастырями-сторожами составлял Южное защитное кольцо Москвы.




В XVIIIв. монастырь был упразднен и обращен в приход. В его постройках были учреждены школа для детей-подкидышей и тюрьма, затем там содержались умалишенные, в 1803 году была устроена богадельня. В советское время на этой территории располагались дома-коммуны, метрологические службы. Сейчас там размещается Синодальная библиотека Московского Патриархата, действует общеобразовательная «Школа при Андреевском монастыре», а в одной из церквей - Воскресенской - возобновлены богослужения.

Фреска на стене церкви Андрея Стратилата

Русские крестьяне называли святого Андрея Стратилата Тепляком, подразумевая ветер, который дул около дня его памяти с юга, способствуя созреванию овса. По этому случаю крестьяне говорили: «Батюшка юг пустил ветер на овес». День Андрея Стратилата считался началом Бабьего лета.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

При копировании, просьба указывать ссылку на наш сайт

Тропарь, глас 5-й:
Земнаго сана славу оставив, Небесное Царство наследовал еси: кровными каплями, яко пречудным камением, нетленныя венцы украсил еси и ко Христу привел еси собор страстотерпец, с лики ангельскими в невечернем свете незаходимаго солнца Христа обрел еси, святе Андрее Стратилате. Егоже моли с пострадавшими с тобою присно, да спасет души наша.

Кондак, глас 4-й:
В молитвах Господеви предстоя, якоже звезда солнцу предтекий, и желаемое сокровище Царствия узрел еси, радости неизреченныя исполняяся, Безсмертному Царю в безконечныя веки, от ангел безпрестани хвалимому, поеши, Андрее Стратилате: с нимиже молися непрестанно о всех нас.

Церковь мученика Андрея Стратилата (Воскресения Христова) села Белая Колпь Шаховской район Московская область
Первое упоминание о селе Белая Колпь относится к 1497 году. Известно, что в селе стоял деревянный храм в честь мученика Андрея Стратилата и другая церковь Косьмы и Дамиана. Каменный храм в стиле классицизма построен в 1807 году по личному проекту владельца села - князя Михаила Александровича Шаховского. Храм был возведен в честь Воскресения Христова с приделами в честь мученика Андрея Стратилата (по наименованию деревянной старинной церкви) и в честь своих небесных покровителей кнн. Константина и чад его Михаила и Феодора Муромских чудотворцев.
Основной объем представляет бесстолпный двусветный четверик с одной апсидой, увенчанный массивным световым барабаном. С юга к храму примыкает трапезная того же времени. Фасады здания обрамлены филенками. Четверик завершен развитым дорическим антаблементом. Высокие архитектурные качества сооружения говорят об участии в постройке зрелого мастера. Трехъярусная колокольня, выстроена позднее (1818 г.) в стиле ампир, по художественным достоинствам не уступает храму.
В 1813 году была составлена "Ведомость Московской епархии и губернии Волоколамского округа Воскресенской церкви, что в селе Белая Колпь состоящей в благочинии Знаменского священника Никиты Евграфова", в которой перечисляются приходские церкви и священнослужители. Так, на 1813 год в Воскресенской церкви служили: священник Михаил Иванов, 31 года, закончивший Саввинскую семинарию и 25 декабря 1806 года произведенный в священники к Андреевской церкви епископом Дмитровским преосвященным Августином; диакон Козма Никитин, 24 лет, обучавшийся в Московской академии, произведенный в диаконы к Андреевской церкви 25 июня 1810 года тем же епископом; дьячок Николай Иванов, 31 год. Также указано, что после умершего в селе Белая Колпь священника Иосифа Яковлева остались вдова Агафья Никитина и дочь Пелагея.
Отмечается, что всего приходских дворов 192, в них проживает 764 мужчин, 889 женщин, Церковной пахотной и сенокосной земли всего 36 десятин, вся земля состоит в плане вотчинника кн.М. А. Шаховского Раскольнических дворов нет. Причт проживает в отдельных трех деревянных домах: священник в господском, а дьякон и дьячок в собственных стоящих на церковной земле.
1860 г. - священник Воскресенской церкви Николай Смирнов-благочинный Волоколамского уезда.(ЦИАМ, ф.203. on. 311, ед. хр. 21).
1864 г. - в приходе значится 240 дворов,810 мужчин,927 женщин (Благовещенский. "Краткие сведения о всех церквах Московской епархии "М. 1864: ЦГИА Г.МОСКВЫ,ф.207,ОП.1,1873,Л.1-2).
После смерти владельца села князя Михаила Александровича Шаховского
в 1817 году, во владение селом Белая Колпь вступил его сын Валентин Михайлович Шаховской. Князь В.М. Шаховской служил в армии.23 мая 1823 года был переведен в лейб-гвардии Конно-егерский полк и назначен адъютантом к генералу М.С. Воронцову. В 1826 году из Одессы князь Шаховской был переведен в Москву адъютантом к здешнему генерал-губернатору князю Д.В. Голицыну. В течение нескольких лет В.М. Шаховской был предводителем дворянства в Волоколамском уезде. Затем статский советник В. М. Шаховской возглавил Государственный коммерческий банк. 12 июня 1850 года в период отпуска отбыв на лечение в Германию, Валентин Михайлович скоропостижно скончался в Берлине. Похоронен был, как и его родители и жена, на кладбище Симонова монастыря в Москве. В настоящее время усыпальница князей Шаховских не сохранилась. Село Белая Колпь с деревнями отошла к старшему сыну Валентина Михайловича-Александру Валентиновичу, в результате беспорочной ревностной службы он дошел до звания тайного советника и в 1884 году был пожалован в гофмейстеры Двора Его Императорского Величества.
Последним наследником Белой Колпи стал сын Александра Валентиновича Шаховского - Валентин Александрович Шаховской, родившийся 13 февраля 1885 года в Петербурге. В возрасте 7 лет он был зачислен в пажи к высочайшему Двору. По окончании Александровского Императорского лицея приказом от 28 мая 1905 года он был зачислен в Государственную канцелярию сверхштатным чиновником в чине титулярного советника. Накануне первой мировой войны он занимал должность земского начальника Волоколамского уезда и постоянно проживал в Белой Колпи. По воспоминаниям потомков князей Шаховских, Валентин Александрович после Октябрьской революции остался в Советской России, жил в Москве, работал переводчиком. Умер в 1927 году, похоронен на Ваганьковском кладбище.
В 1902 году князей Шаховских в их родовом имении навестил известный автор популярных очерков о памятниках старины, председатель археологической комиссии Сергей Дмитриевич Шереметев. Так описывал он свои впечатления: "Вот мы въехали в село, миновали церковь белую с белой оградой и такой же колокольней...церковь светлая и просторная, с двумя приделами. В церкви любовались мы ризами и иконами, а также любопытным резным иконостасом. На стене мраморная доска с надписью о двух погребенных тут младенцах кн. Шаховских-братьев хозяина." (С. Д. Шереметев. Белая Колпь. М. 1902). В 1918 году имение князей Шаховских национализировано. В конце 1930-х годов была закрыта церковь. До 1997 года здание храма использовалось колхозом им. М. И. Калинина под склад зерна и холодильную камеру. В 1997 году церковь была передана Русской Православной Церкви, был назначен настоятель, которого в июле 1998 года сменил протоиерей Алексей Русин. Храм начал возрождаться. В 2001 году при церкви Андрея Стратилата была открыта Воскресная школа. С детьми проводятся паломнические поездки по святым местам.
Священнослужители церкви Андрея Стратилата:
1806 год - иерей Михаил (Иванов)
до 1813 года - иерей Иосиф (Яковлев)
1860 год - иерей Николай (Смирнов)
1997 год - 1998 год - иеромонах Андрей Михайлович (Боцаценко)
С 1998 года - благочинный протоиерей Алексей Александрович Русин.

На восстановление храма Андрея Стратилата села Белая Колпь:
Юридический адрес Местной православной религиозной организации прихода храма Андрея Стратилата с. Белая Колпь Шаховского района Московской области: 143715, Московская область, Шаховской район, с. Белая Колпь, д. № 20, церковь Андрея Стратилата.

Банковские реквизиты:
Расчетный счет № 40703810300710140292
Коррекционный счет № 30101810900000000181
ИНН № 5079008303
БИК № 044525181
КПП № 507901001
Волоколамский филиал ОАО Банка « Возрождение»

Церковь Андрея Стратилата в мкр. Оргтруд

Общество и сами частные лица - владельцы фабричных заведений - много заботились об устройстве быта фабричных рабочих и их семейств. Но эти заботы больше и чаще касались санитарного и экономического положения рабочих,- отчасти они имели в виду общее образование народное, для чего при фабриках нередко можно было встретить школу, и только в немногих случаях приходится встречать при фабричном, часто громадном, заведении свой св. храм, так нужный и так дорогой для народа православного,- этот источник наиважнейшего воспитания и образования - религиозного.
«Если кому, то именно фабричному рабочему приходится только седьмой день в неделе посвящать на служение Богу, войти в свою душу и потрудиться ради ее спасения. И самое важнейшее место для этого, конечно, св. храм Божий, который народ знает и любит,- но он или далеко, или, если и вблизи, то не для рабочего пришлеца, а для своих прихожан. Вблизи же, у себя дома, с широко открытыми дверями стоят трактир, кабак и проч. куда, вместо храма - училища благочестия, с раннего утра в воскресный день гурьбою идет фабричный люд, где и губит он свое и семейное, как материальное, так и нравственное благосостояние. Впрочем это всем известно,- все об этом говорят. Но не многие на самом деле удовлетворяют духовным нуждам фабричного рабочего, создавая для него благоприятные условия к истинно христианской жизни. Нужно и полезно при фабрике иметь школу, больницу и т. п., но существенно необходимо, и впереди всего этого, иметь свою церковь для всестороннего религиозно-нравственного воспитания народа, на котором всегда должно основываться и к которому всегда должно примыкать и всякое другое воспитание и ученье, если через них хотят дать прок народной жизни. А это-то и забывают многие владельцы заведений, на которых масса рабочего люда часто изживает все свои как духовные, так и телесные силы только в пользу и обогащение владельца».
«При Лемешенской мануфактуре имеются также больница с своею аптекою и училище для мальчиков и девочек; но ни кабака, ни трактира нет, и не будет, как говорит старец - хозяин, доколе он жив».
«Дело хозяина видимо благословил Господь; ибо, несмотря на нынешние всем известные, затруднения в торговле, на фабрике, вместо 600-700 рабочих, бывших при ее открытии, в настоящее время работает до 900 человек. В 1882 году здесь образовалось «Товарищество Лемешенской Мануфактуры Андрея Никитина» и первой мыслью Правления Товарищества было устроить для рабочих с их семействами свою церковь. Вот надлежащее понятие о нуждах рабочих и истинно доброе и дорогое дело дли них, на которое, как увидим нише, с христианскою радостью отозвались и сами рабочие.
В начале осени 1882 года на особо избранном месте, саженях в 200-х от фабричных помещений, была заложена церковь и этой же осенью она окончена каменною кладкой. Церковь по своим размерам сложена в 12 ½ саж. длины, 4 ½ саж. ширины и 3 саж. вышины; летом 1883 г. над папертью ее сложена колокольня, церковь внутри выштукатурена, сделан в ней асфальтовый, красивый и прочный пол, а осенью того же года поставлен в ней и изящный, почти сплошь вызолоченный, иконостас с иконами прекрасного, в греческом стиле, письма. Изяществом своим иконостас и достоинством своего письма св. иконы в нем много обязаны вкусу и заботам молодого Директора Правления Товарищества А.А. Никитина, сына основателя мануфактуры. Им же, с ускоренною заботливостью об освящении и открытии для рабочих церкви, приобретены священные одежды и сосуды и вся церковная утварь довольно ценные и изящные, чем особенно отличаются св. ковчег, св. кресты, хоругви и паникадило. Как самая церковь во всем своем устройстве, так и снабжение ее всеми принадлежностями, произведены исключительно на средства Товарищества Лемешенской мануфактуры. Но и фабричные рабочие, желая выразить свою признательность и радость об устройстве хозяевами их своей для них церкви, без всякого со стороны побуждения, собрали между собою более 500 р. на покупку колоколов, которые и куплены были и повешены ко дню освящения на новой колокольне.
Само освящение церкви, устроенной в честь св. мученика Андрея Стратилата, коему тезоимениты хозяева мануфактуры - отец и сын, по просьбе Правления Товарищества, назначено было на 12-е февраля 1884 года, когда и совершено самим Архипастырем с полной торжественностью.
Накануне дня освящения, для служения Всенощного Бдения, с благословения Архипастыря, прибыли в ново-устроенную церковь: протоиерей из гор. Владимира о. и местный о благочинный, которыми, вместе с местным священником, и совершено было Бдение, начатое в ½ 7-го часа и окончившееся в 10-м часу. Все всенощное Бдение пропето было, по обиходу Бахметева, местным фабричным хором, состоящим из служащих при мануфактуре лиц и из мальчиков и девочек фабричной школы, и обучаемом местным законоучителем о. С. Снятиновским. За Бдением, после первой кафизмы, о. прот. Сервицким было прочитано по-славянски, по книге, житие св. мученика Андрея Стратилата, и, окончание жития, именно тот факт, что на месте мученической смерти св. Андрея, где пролита была св. кровь мученика, открылся чудотворный источник воды, исцеляющий всякие болезни людей, дало ему тему для обильного слова о храме, как благодатном, никогда неоскудевающем источнике исцелений всех язв человеческих. Не первый раз приходится нам видеть, с каким благоговейно-напряженным вниманием народ наш слушает понятно устроенное для него чтение из церковной книги и слово пастыря, прилагающее это чтение к положению и жизни своих слушателей, и такой способ религиозного обучения и назидания для нашего народа, любящего именно церковность, а не мыслительные разглагольствия, надобно признать самым для него плодотворным.
К 9-ти часам утра 12-го числа стали собираться на освящение церкви назначенные Его Высокопреосвященством духовные лица из гор. Владимира, а также и лица светские, приглашенные хозяевами мануфактуры из Владимира и других мест. Но масса народа еще с 7-ми часов окружала церковь и путь, по которому должен был следовать Архипастырь. В начале 10-го часа Владыка прибыл, и в половине этого часа началось освящение храма по чину церковному. В освящении храма с Его Высокопреосвященством участвовали: кафедральный о. протоиерей , о. Ректор Семинарии прот. , прот. , местный благочинный о. И. Беседин, Боголюбовский о. казначей иеромонах Иероним и священник Лемешенский о. С. Снятиновский. По окончании освящения, после многолетия Государю Императору и всему Царствующему Дому, Св. Синоду и местному Архипастырю с Его богоспасаемой паствой, возглашено было протодиаконом многолетие храмоздателям и благоукрасителям нового храма. С благодарностью к строителям храма мы обратили внимание на то, что на освящение его и затем на торжественную Архиерейскую литургию были поставлены особо, на переднем месте храма, все ученики и ученицы фабричной школы, одетые весьма прилично и однообразно. Для всего же собравшегося на Архиерейское освящение храма народа, конечно, места в храме не доставало, и во все время Литургии, окончившейся в конце первого часа, народ не могший поместиться в храме, окружал его, а многие, несмотря на значительный мороз, терпеливо стояли и висели на всех окнах храма с наружной стороны.
За Литургией Высокопреосвященнейшим Архипастырем сказано было слово о значении св. храмов вообще и в частности о важности устройства храма в данной местности, для простого рабочего народа (см. ниже). По окончании Литургии долгое время Архипастырь благословлял народ, и за тем, со всеми служащими и гостями прибыл в дом хозяев мануфактуры, где был приготовлен для всех гостей обеденный стол, после которого Владыка, в 4 часа, отбыл во Владимир.
Еще повторим: нужно и полезно иметь при фабриках школу и больницу; хорошо и в высшей степени христианское дело делиться своим добром с тем, кто беден и убог; прекрасное дело - своим умом и трудом, вообще своею жизнью и примером освещать ближнему дорогу к земному счастью и совершенствованию; но высшее выражение нашей любви к ближнему,- это забота и споспешествование его вечному благу т.е. спасению души, которое вне св. церкви не возможно. И благо, поэтому, строителям св. храмов, которые, пользуясь физическими трудами своих ближних и вознаграждая за это их материально, пекутся и об их душевном спасении.
Прот. А. С-кий (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 5-й. 1-го марта 1884 года).

Слово произнесенное Высокопреосвященнейшим Феогностом, Архиепископом Владимирским и Суздальским, при освящении церкви, устроенной при мануфактуре Никитиных

«Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил! Желает и скончавается душа моя во дворы Господни» (Псал. LXXXIII, 1).
К числу христианских добродетелей принадлежит святая ревность о славе Божией. Под нею разумеется глубокое и деятельное старание христианина о том, чтобы имя Божие везде и всегда святилось, чтобы Господь более и более прославлялся верою и благочестием как его собственными, так и других христиан. Многочисленны и разнообразны плоды святой ревности о славе Божией. Один из сих плодов находится пред нашими глазами. Разумеем построение и благоукрашение храма сего, ныне освященного благодатию Божиею. Конечно, не что иное, как святая ревность о славе Божией была первым и главным побуждением к созданию святого храма сего,- ревность о том, чтобы многочисленные труженики веси сей имели полную возможность прославлять Бога усердными своими молитвами во храме, и поучаться в нем вере и благочестию, которыми преимущественно славится имя Божие. Да будут же приснопамятны и благословенны имена создателей и благоукрасителей храма сего! Да напишутся они на небе - в книге живота. Да воздаст им Господь здравием, спасением и всеми великими и богатыми милостями своими за весьма благое дело, совершенное ими!
Возлюбленные братие, трудящиеся в прилежащих храминах! Преимущественно для вас святая ревность о славе Божией создала храм сей. Да возрадуется же душа ваша о Господе, во славу Которого создан храм! Да будет она исполнена благодарных чувств к создателям храма. Между тем положите в сердце вашем глубокое и твердое намерение пользоваться созданным храмом для вашего блага и спасения.
Мы живем на земле. Наше внимание постоянно бывает обращено на предметы, находящиеся на земле. Нас постоянно снедают заботы о средствах к удовлетворению земных наших потребностей. Но душа наша создана для неба. Там истинное и вечное ее жилище. Там блага, которыми она вполне может насытиться. Назначенная для вечной, небесной жизни, душа наша стремится к небу, как бы невольно воздыхает о нем. Стремление души нашей к небу непреодолимо. Суета житейская может только ослаблять в ней святое стремление к небу, но никогда совершенно не заглушает этого стремления. И вот, чтобы стремление души нашей к небу, сколько возможно, удовлетворялось еще в настоящей жизни, Господь установил, так сказать, небо на земле. Небо на земле - это святой храм. «В храме стояще славы Твоея, на небеса стояти мним», взывает ко Господу св. церковь в одном из своих песнопений. Во храме невидимо присутствует Господь особенною своею благодатию. А, где Господь, там и Ангелы, там и небо. Посему - то во храме все изображает небо и напоминает о нем. Св. Престол в алтаре изображает тот пренебесный Престол, на котором восседает Бог Отец с Единородным Сыном Своим и Духом Святым. Св. Иконы изображают Святых, блаженствующих на небе во свете лица Божия. Песнопения, слышимые во храме, напоминают те песни Ангелов, которые они воспевают на небе пред Престолом Вседержителя. Старайтесь же с живым и благоговейным усердием посещать храм Божий. Пусть душа ваша - богоподобная, созданная для неба, находит здесь свойственную ей пищу, пусть она отдохнет здесь от житейской суеты, пусть, хотя в некоторой мере, удовлетворится во храме ее стремление к небу, насытится ее жажда небесного и божественного.
Бак созданные и назначенные для вечной небесной жизни, мы должны прежде всего и более всего искать вечного спасения, или царствия небесного. «Ищите прежде царствия Божия и правды его» (Матф. YI, 33), заповедует нам Господь. Но, чтобы достигнуть вечного спасения, или царствия небесного, нужно принадлежать к св. церкви. Вне церкви никому нельзя спастись. И не на словах только нужно принадлежать к церкви, а действительно; нужно ясно показывать наше единение с церковью, открыто свидетельствовать о нем. Что же для этого делать? Ходите в храм Божий, соединяйтесь здесь с ближними пред престолом одного Агнца, закланного от сложения мира, едиными устами и единым сердцем возносите усердные молитвы ко Господу и прославляйте Его. Этим вы и засвидетельствуете, что вы живые члены одной церкви. Господь даровал своей церкви силу и право ходатайствовать о нас, просить у Него для нас благ духовных и вещественных, небесных и земных, благословлять нас,- наши труды и предприятия. Чтобы воспользоваться молитвенным ходатайством о нас св. церкви, чтобы удостоиться ее благословения, нужно посещать св. храм. Св. церковь преимущественно во храме молится и ходатайствует о нас и преподает нам свои благословения. За молитвенное ходатайство о нас св. церкви, и вообще за материнское ее попечение о нас, нужно нам более и более прилепляться к ней преданностью ей, усердием и любовью к ней. Но это возможно только для тех, которые с усердием ходят в храм Божий, и здесь, так сказать, собственными очами убеждаются в попечении св. церкви о них. Кто не ходит в храм, тот совсем может забыть о церкви, может сделаться совершенно холодным к ней.
Принадлежа к св. церкви, мы для спасения должны иметь веру и совершать добрые дела. «Без веры не возможно угодити Богу». Но и самая вера без дел бывает мертва. Вера христианина должна быть не слепая, не безотчетная, а разумная и отчетливая. Для этого наш священный долг - более и более познавать и уразумевать ее истины. Чтобы преуспевать в добрых делах, или в благочестии, нам необходимо знать требования воли Божией,- необходимо знать, как Господь повелевает нам жить и поступать. Где же христианину можно познавать истины веры и требования воли Божией, или правила благочестия? Главное и всеобщее училище веры и благочестия - это св. храм. Здесь читаются св. Евангелие, послания св. Апостолов и другие книги Свящ. Писания. Слушайте внимательно чтения Слова Божия, и вы обогатитесь познаниями истин веры и правил благочестия. В песнопениях и молитвословиях, слышимых в храме, также преподается учение веры и благочестия. Если бы мы всегда благоговейно внимали им, то каждый раз выносили бы из храма уразумение разных истин веры и правил благочестия. В храме Божием пастырями церкви произносятся поучения, цель которых одна - научать предстоящих в храме вере и благочестию. Действия Богослужения, совершаемые в храме, особенно во время божественной Литургии изображают дело спасения нашего, совершенное Иисусом Христом, и через это глубже и глубже напечатлевают в нашем уме и сердце многоразличную премудрость Божию, явленную в деле нашего спасения. В храме Божием самые Иконы научают и назидают внимательного христианина. Они - те же книги, вещающие нам о Боге, об Иисусе Христе и Пресвятой Богородице и о Святых Божиих, только написанные не буквами, а лицами и событиями из их жизни.
Из добрых дел особенно молитва необходима христианину. Только по молитве Господь ниспосылает нам свою благодать, без которой мы не можем сделать ничего доброго. Молитва столько же нужна для души нашей, сколько - дыхание для тела. Как скоро прекращается дыхание у человека, он умирает. Так точно, если человек отвыкает от молитвы, не радеет о ней, делается холодным к ней, то он бывает близок к смерти духовной. Можно молиться Господу и дома и на всяком месте владычествия Его. Но самое первое, самое удобное, Самим Богом установленное, место молитвы, есть храм Божий. В нем все располагает к молитве, все возвышает душу нашу к Богу,- и святые иконы, и священные действия, и молитвословия и песнопения церковные. В храме Божием молитвенное настроение возбуждается и поддерживается святостью и величием этого селения славы Божией, сильными впечатлениями Богослужения, примером священнослужителей и ревностных христиан, предстоящих в нем. В храме Божием мы молимся под руководством св. церкви и даже вещаниями ее, и потому молитва наша здесь бывает совершенно правильная. В храме Божием молитва христианина, быть может, слабая и недостойная, подкрепляется молитвою св. церкви и силою бескровной Жертвы, приносимой Богу во время Литургии о нас и о всех христианах. Угодна Господу и частная, домашняя наша молитва, но гораздо угоднее Ему молитва общественная в храме. Он, как бесконечная любовь, с большим благоволением взирает на нас и внимает нам, когда мы, соединенные союзом святой любви, едиными устами и единым сердцем молимся Ему во храме.
Но, сколько бы христианин ни старался преуспевать в благочестии и в частности в молитве, тем не менее он не может избежать грехов. «Аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и несть истины в нас» (1 Иоанн. 1, 8), говорит о себе великий апостол Христов - св. Иоанн Богослов. Что же после этого мы скажем о самих себе? Увы! Мы грешим каждый день, каждый час, грешим и помышлениями, и словами и делами. Тем сильнее - тем глубже мы должны сознавать наш долг очищать себя от грехов. В том и состоит признак доброго, верующего христианина, что он, хотя и падает, но старается восставать, хотя - и согрешает, но очищает себя от грехов. Горе христианину, коснеющему во грехах. Страшно правосудие Божие, карающее нераскаянных грешников. Где же и как христианин может очищать себя от грехов и врачевать духовные язвы свои? Спешите в св. храм, в котором Господь присутствует особенною своею благодатью, исповедуйте здесь пред Ним в чистосердечной молитве согрешения ваши, открывайте Ему духовные язвы ваши, и - Он, Всеблагий, умилосердится над вами, своею благодатью очистит и освятит вас и даст вам силу на будущее время избегать грехов. В храме Божием приносится бескровная Жертва о прощении грехов всех христиан. Старайтесь с благоговейною молитвою, приносимою с верою и любовью, участвовать в этой жертве, и - сила ее воздействует на вас, ради ее Господь простит ваши грехи.
Так необходим для нас храм Божий! Так спасительно пребывание в нем во время Богослужения! Не даром св. царь и пророк Давид взывал: «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил! Желает и сконча вается душа моя во дворы Господни».
Положим все в сердце своем твердое намерение и будем стараться, сколько возможно, чаще, особенно в воскресные и праздничные дни, приходить в храм Божий. Будем приходить не по принятому только порядку, не для избежания только укоризн нашей совести, а с полною готовностью, с горячим усердием и духовною радостью, с верою и любовью. Приходя в храм, будем предстоять с благоговейным вниманием и всеми мерами стараться отлагать житейские думы и заботы, обыкновенно развлекающие нас, смущающие нас и расстраивающие наше молитвенное расположение. Этого мало: и по выходе из храма, будем в домах наших посвящать некоторое время размышлению о виденном, слышанном и прочувствованном нами во храме, чтобы святые мысли, чувства и намерения, вынесенные нами из храма, утвердились и укрепились в душах наших. Особенно же будем в воскресные и праздничные дни избегать греховных развлечений и чувственных удовольствий, которые быстро, уничтожают в нас всякое добро, вынесенное нами из храма. Аминь.

Андрей Андреевич Никитин получил подарок из кабинета Его Величества за строительство и содержание в течение 25 лет этой церкви и орден св. Анны 2-й степени за украшение ее.

Церковь Андрея Стратилата была приписана к церкви Вознесения Господня, Николая Чудотворца и Божией Матери Всех скорбящих радости села Лемешеки (современное название).
В 1893 г. на фабрике числилось прихожан 35 душ мужского пола и 47 душ женского пола.


Иконостас храма до революции

Уполномоченный экстренного обще-епархиального Съезда 17-го декабря 1913 года – Андрее-Стратилатской церкви священник Константин Софийский.
Горячее и деятельное участие в деле противосектантской миссионерской деятельности в 1913-м году проявили следующие пастыри: гор. Меленок прот. Е. Широкогоров, Владимирского уезда церкви Лемешенской мануфактуры свящ. К. Софийский, с. Саниц Суздальского уезда свящ. А. Кудрявцев…
Для примера успешной деятельности против сектантства следует указать на фабричный Лемешенский приход, Владимирского уезда. На этот приход в последнее время было обращено исключительное внимание со стороны баптистских проповедников Суздальского уезда. «Пропагаторская деятельность сообщает священник Софийский, быстро отразилась на многих из рабочих нашей фабрики… Некоторые из крестьян прекратили уже посещение фабричного храма, перестали делать крестное знамя, стали обособляться, соединяться своим братством, при чем толковали по своему Слово Божие, распевали из «Гуслей» и совершали общую молитву. Начался среди рабочих интерес к баптизму, стали раздаваться споры по религиозным вопросам, послышались похвалы баптистам за слезную молитву, за смирение и за святую жизнь (отсутствие сквернословия, пьянства, разгула). Не проходило и недели, чтобы кто-нибудь из «благовестников» не побывал на фабрике. «Но благодаря своевременно принятым мерам со стороны свящ. Софийского и Епархиального миссионера, нападение на Лемешенский приход было отбито. Минувшей св. Четыредесятницей все лица, вошедшие в состав баптистской общины, воссоединились со св. Церковью; некоторые из них причащались св. Христовых Таин в Кафедральном соборе. Теперь в частных беседах с приходским священником они сами стали подмечать неправоту, хитрость и лукавство баптизма, где раньше и не предполагали».
«Для примера успешной деятельности против пропаганды сектантства совместными силами приходских пастырей и Епархиального Миссионера о. Г. Орфеева следует указать на фабричный Лемешенский приход, Владимирского уезда. На этот приход в последнее время обращено было исключительное внимание со стороны баптистских проповедников Суздальского уезда С. И Хромова, В. И. Бусарина и поселившегося на фабрике среди рабочих Иосифа В. Абрамова. Несомненно в пропагаторских видах учтено было ими то обстоятельство, что население Лемешенской фабрики составляют рабочие не только из крестьян окрестных селений Владимирского уезда, но из других уездов епархии. «Пропагаторская деятельность Абрамова, а особенно Хромова, сообщает о. Софийский, быстро отразилась на многих из рабочих нашей фабрики. Все эти неофиты прекратили уже свое посещение фабричного храма, перестали делать крестное знамение, стали обособляться, соединяться своим братством, при чем толковали по своему Слово Божие, распевали из «Гуслей» и совершали общую молитву. Начался среди рабочих интерес к баптизму, стали раздаваться споры по религиозным вопросам, послышались похвалы баптистам за слезную молитву, за смирение и за святую жизнь (отсутствие сквернословия, разгула, пьянства). Не проходило недели, чтобы кто-нибудь из «благовестников» не побывал на фабрике. «Для всех ясна была их цель: оштундовать этот доселе совершенно православный фабричный приход. Но все усилия баптистов разбились здесь о настойчивые труды епархиального миссионера и местного священника. В минувшем полугодии здесь велась миссией упорная противосектантская борьба с полным успехом. Благодаря своевременно предпринятым со стороны о. Софийского и Епархиального миссионера мерам, нападение на этот приход баптистов было совершенно отбито. Отец Константин, с особенной пастырской радостью отмечая это в своем полугодичном отчете, говорит: «беседы, веденный о. миссионером с чувством и соответствующей простотой и общедоступностью для понимания, весьма удовлетворили слушателей, из среды которых тут же слышались возгласы по адресу баптистов: «чего их слушать, чего они морочат, какие они святые. Они правду слуги антихриста» и т. п. И после миссионерских бесед наш народ перестал уже интересоваться баптизмом, а особенно повлияла на успокоение народа Кругловская беседа о. миссионера, с которой «всезнающий» Ст. Ив. Хромов сбежал, после чего баптисты сконфузились и опустили головы. И благодарение Господу Богу, минувшей Св. Четыредесятницей все лица, вошедшие было в состав баптистской общины, воссоединились со Св. Церковью; некоторые из них причащались Св. Христовых Таин во Владимирском Кафедральном соборе. Теперь на частных беседах с приходским священником они сами стали подмечать неправоту, хитрость и лукавство баптизма, где раньше и не предполагали» (отч. о. Софийского от 11 апреля 1914 г.)» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 1-й. 2-го января 1916 года).

Поселковый клуб

«Открытие летней сцены (ф-ка Лемешки).
В воскресенье 6 августа 1922 г. состоялось открытие летней сцены, выразившееся в постановке бесплатного спектакля «Через край» и исполнения нескольких номеров струнным оркестром. Перед спектаклем директор ф-ки приветствовал рабочих с открытием сцены и указал на завоевания, достигнутые личной самоотверженной борьбой рабочих и в частности отметил тот прогресс, который наблюдается на ф-ке за 5 лет диктатуры пролетариата в области политико-просветительной работы. Выступавший затем представитель культкомиссии от имени последней благодарил правление ф-ки и в частности хозорганы за проявленную энергию по созданию культурно просветительного светоча. По окончании приветствий была поставлена пьеса. Игра артистов была безукоризненна вообще за последнее время, под руководством опытного режиссера Майского И.И. Лемешенские артистки, сделали крупный шаг вперед на театральном поприще. Тихо, но приятно для слуха исполнил несколько номеров Струнный оркестр. И если приходится констатировать прогресс лемешенцев на сцене, надо желать большего и струнному оркестру.
Месторасположение летней сцены, окруженной сосновым лесом, хорошая постановка спектакля и игра струнного оркестра - все это дало рабочим величайшее эстетическое наслаждение.
П. Л.» (газета «Призыв», 15 августа 1922).
«КЛУБ ДОЛЖЕН БЫТЬ . Работа в нашей организации за последнее время замерла, молодежь чувствует себя членом Р. К. С. М. только на собрании, а в повседневной жизни ничем не отличается от беспартийной. Также увлекаются вечеринками, свадьбами, которые, кстати сказать, у нас за последнее время превратились в эпидемию,- ходят с песнями по улице и даже интересуются самогоном.
Плохо то, что у нас совершенно нет никакого клуба, тогда как клубная работа является зимой самой важной. Мы бы сумели изжить эти отрыжки старого, которые сейчас наблюдаются у молодежи.
Вопрос этот мы не раз возбуждали, но все дело в том, что нет помещения для клуба. Вообще жилищный вопрос на нашей фабрике является весьма острым. Рабочие живут очень скученно. Народный дом находится в лесу, вдали от фабричной жизни и до него добраться через пни, деревья и ямы, особенно ночью,- рискованно.
Клуб во что бы то ни стало должен быть» (газета «Призыв», 31 октября 1922).
«ОТКРЫТИЕ ПАРТИЙНО-СОЮЗНОГО КЛУБА . 17 декабря 1922 г. при Лемешенской ф-ке «Организованный труд» состоялось открытие партийно-союзного клуба.
Клуб сам по себе не велик, на что один из членов ячейки партии и указал.
Мы бьем не на величину,- не разбрасываемся, а на уют.
И действительно - в клубе очень уютно.
Открытие клуба приветствовали представители уездного комитета РКП и РКСМ, а также больше всех старавшийся и заботившийся о нем, директор ф-ки т. Стариков. В речах всех товарищей звучало одно: клуб должен быть очагом коммунистического воспитания. А вечером, в столь знаменательный день для лемешенских рабочих, был поставлен спектакль и концерт.
В добрый путь, товарищи! Постановкой работы в клубе мы докажем всем, что мы умеем побеждать не только на военных фронтах, но умеем и строить свое хозяйство, повышая свой культурный уровень.
С. Климов» (газета «Призыв», 22 декабря 1922).
«Наше дело «нa мазях» , говорят местные рабочие, и это правда. Всмотритесь поглубже в работу предприятия, в настоящий быт текстильщиков и здесь вы подметите крупный шаг вперед за один 1922 год…
Поднимите политпросвет работу. Политико-просветительная работа идет удовлетворительно, но ожидает лучшего. 3 м-ца функционирует партийно-союзный клуб. При нем удовлетворительно поставлена кружковая работа. Недавно приступил к работе политкружок 1-й группы и на днях вводится чтение лекций по общеобразовательный и другим предметам. Посещаемость клуба приличная, а равно и библиотеки, последняя содержит исключительно классическую литературу в 3487 томов и в ней большим пробелом служит отсутствие литературы: агитационной, религиозной, по профдвижению и по движению среди женщин. Пока что на этот счет культк-ссия не беспокоится, а у клуба нет средств.
Откройте детям библиотеку читальню. Клуб вмещает 75 челов., а населения на ф-ке две тысячи с лишним и нет никакой возможности создать детскую читальню с библиотекой, а дети посещают клуб охотно и в этом им приходится отказывать.
Отдайте церкви под храм науки. Неважно обстоит дело с кинофильмами в отношении их содержательности и качественности. А на картинах, мрачный на вид, старый, небольшой Нардом полон, пальца негде просунуть. А неподалеку от Нардома, в центре ф-ки, расположилась большая каменная церковь. Идет великий пост, а «кающихся грешников» 3-5 чел. и исключительно старушенции. Молодежь давно поговаривает о занятии церкви под театр и их взгляд разделяет - не один десяток сознательных рабочих. Итак, на местном идеологическом фронте свершился поворот и, надо полагать, что к осени т/года культурники поменяются с религиозниками храмами.
Лемешенский» (газета «Призыв», 5 апреля 1923).
«ТИШЬ, ДА ГЛАДЬ... (Фабрика «Организованный Труд», Влад. у.). В нашем 3-х тысячном фабричном поселке новый человек заметит лишь мертвую тишину. Перед ним предстанут корпуса с темными пятнами окон, которые смотрят на все четыре стороны света. Вокруг корпусов ютятся домики и домишки, да разбросанные по разным углам поселка штабеля дров. Трудовой день кончается в 5 ч. вечера, но и после работы эту застывшую тишину ничто не нарушает. Иногда только можно встретить «домашних хозяйственников», плетущихся с ведрами за водой.
Где же люди труда проводят свободное oт работ время? Общественная кухня - есть самое любимое место для всех жителей фабрики. Там все злободневные разговоры: говорят о предфабкоме, которого в «Призыве» вздернули, говорят о местных «яслях»,- где на 60-70 человек детишек 35 служащих, говорят о новом бухгалтере и говорят, говорят, говорят... а вокруг говоривших снуют женщины с кочергами и ухватами.
Кто взял на себя культурную и общественную работу, приди к рабочим. Дай им лучшее понятие о проведении свободного от работы время! Среди рабочих надо усилить культурно-просветительную работу.
Лемешенский» (газета «Призыв», 21 апреля 1923).
«При клубе организован драматический кружок , членами которого являются рабочие и служащие. Но в спектаклях всегда участвуют только служащие, как могущие выступать на сцене. Нам, рабочей молодежи, тоже хочется на сцену, но нас не обучают. Неужели режиссер для мебели?
Откройте школу 2 ступени . У нас нет школы 2 ступени. Окончивший школу 1 ступени, до поступления на работу, бьет баклуши. Есть школа фабзавуча. Мала только - на 40 человек. Не открывают школу за отсутствием помещения. Правда у нас жилищный кризис. Но почему не обратят внимание на пустующую церковь? Ведь в нее ходят всего то 5 старушенций, а здание громадное. Сделайте из церкви храм науки. Мы так в нем нуждаемся!
Лемешенцы, подумайте!
Комсомолка» (газета «Призыв», 8 мая 1923).
«Меньше разговора, больше практической повседневной работы . Как раз у наших культглавков наоборот. Все заседания, и заседания. Дальше протокола ни шагу. Вырабатываются целые лестницы программ вокруг секционной работы.
Кружковая работа с бешеной быстротой катится под уклон. Если недавно была работоспособность, спайка членов в кружках, теперь этого нет. Драматический кружок распыляется. Вошедшие ранее в практику занятия по театральному искусству отжили.
Берется первый попавшийся материал в роде «Теплых ребят», «Лебединых песен», а дальше танцы.
Хор из рабочих распался. Регент хора объясняет это тем, что не было идейного руководства. Пока что с грехом попалам работают струнный и духовой оркестры.
Первый горячо взявшийся за работу, захромал: надо бы влить пару, другую инструментов, но помощи нет ни откуда. Да и музыканты заинтересованы постольку, поскольку платят. Отыграл и с колокольни долой.
Наступает лето. Надо было бы подумать о летнем спорте. А у нас опять одни планы. Взялись было на днях строить футбольную площадку, выкорчили 2 пня, на том и кончили.
Долго ли вы, культглавки, спать будете?
Оглянись! Ведь соседи твои (Собинка) работают давно.
Лемешенский» (газета «Призыв», 9 мая 1923).
«Церковь под школу 2-й ступени (ф-ка «Оргтруд»).
Общее собрание рабочих. Сегодня переизбираем фабком. Срок истек. У всех вопрос:
- Кого избрать?
- Коммунистов?! Они крепко работают,- рассуждает одна группа рабочих.
С нею согласны все рабочие. Через несколько минут фабком переизбрали. В результате в новом составе 3 коммуниста, один комсомолец, а остальные беспартийные.
По докладу ф-кома рабочие подняли вопрос об открытии на ф-ке школы 2-й ступени.
Школа необходима, но помещения нет.
Как быть?
Рабочие быстро разрешили этот вопрос.
Внесено предложение использовать церковь.
- Она теперь не нужна.
- Мы освободились от религиозного дурмана.
- Нам нужна наука. Мы хотим учить наших детей - так мыслили рабочие.
Разумное предложение поддержали все...
Церковь закрывается. Вместо ее - школа второй ступени» (газета «Призыв», 22 августа 1923).


Перестройка храма. Фото 1923 года.

«На ф-ке «Оргтруд» бывшим священником Покровским была прочтена лекция на тему «Есть ли бог и был ли он вообще»?
Он так ясно сумел доказать, что Бога никогда не было, что даже ранее верующие рабочие открыто заявляли о своем неверии и требовали закрытия церкви.
Рабочими было внесено предложение, согласно всеми принятое,- провести подписку за закрытие церкви и отдать ее под школу. Хорошее постановление вынесли рабочие,- одно плохо,- свое постановление они до сих пор не провели в жизнь. Это больнее всего отражается на детях за недостатком помещения под школу они остаются неучеными. Рабочие – оргтрудовцы, поспешите выполнить свое постановление, отдайте церковь под школу» («Призыв», 13 декабря 1923 г.).
«О клубной работе. «Ткачиха» с ф-ки «Оргтруд» пишет: «Хорош наш клуб им. т. Воровского: все в нем есть,- и достаточное количество литературы, газет, и шашки и шахматы, но нет одного - интереса к клубу у рабочей молодежи: она предпочитает бездельничать в спальных корпусах». «Ткачиха» заканчивает заметку горячим призывом к молодежи - покончить со старыми, скверными привычками и приняться за воспитательную работу в клубе» («Призыв», 14 декабря 1923 г.).
«На нашей ф-ке функционируют: школа 1-ой ступени, школа фабзавуча, школа по ликвидации безграмотности и недели две тому назад как открыта Парт. Союзным Клубом школа музыки, пения и т. п. Что-же касается церкви, то, правда, не мешало бы ее занять. И занять не под школу, а под театр» (13 февраля 1923 года).

С 1924 г. по 2011 год здание храма было поселковым клубом .
«Клуб перестроил работу. На основе решений X пленума ВЦСПС клуб фабрики «Оргтруд» (председатель правления т. А. Хлебодарова) успешно перестраивает работу, добиваясь широкого привлечения рабочих и служащих к ней.
Практикуется организация вечерoв старых производственников. Состоялось уже два вечера, на которых председатель фабкома тов. Стародубов прочитал лекции на темы «О коммунистическом воспитании» и «О коммунистическом отношении к труду». После лекций силами клубной самодеятельности были устроены концерты.
Хоровой коллектив пол руководством тов. Бурдюкова провел декаду смотра советской музыки и эстрады, во время которой было дано два концерта на темы «Украинская песня» и «Советская лирика».
Проведен вечер клубного актива, на котором пpисутствовало свыше 100 человек.
Клубный драмкружок с большим успехом поставил пьесы «Платон Кречет» Корнейчука и «Васса Железнова» Горького.
Недавно был организован выезд в подшефный Боголюбовский детдом, где воспитанникам был дан большой концерт. Проведен вечер вопросов и ответов. Были организованы литературные лекции о творчестве Маяковского и Лермонтова. По радио мы передаем показатели работы фабрики, цехов, смен, передовых помощников мастера и ткачих. В порядке обмена опытом предполагается сделать выезды клубной художественной самодеятельности в клубы фабрик «Пионер» и им. Свердлова.
И. Старадубов» (Газета «Призыв» 4 февраля 1941 года).
«Художественная самодеятельность „Оргтруда". На фабрике «Оргтруд» широко развертывается художественная самодеятельность.
Клуб имеет шесть самодеятельных кружков, которые регулярно проводят занятия.
Драмкружок, состоящий из 28 человек, поставил такие вещи, хая «Платон Кречет» Корнейчука, «Васса Железнова» Горького, «Случай на полустанке» и т.д. К дню
Красной Армии была показана пьеса «Разлом» Лавренева. Сейчас кружок готовит пьесу А. Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Кружковцы с большой серьезностью относятся к своим обязанностям. Такие товарищи, как И. Абрамов, А. Бурдюков, Н. Бородин, В. Блохина, А. Маркова и другие состоят в кружке уже несколько лет и пользуются большим успехом у зрителей.
Хор старых производственников, насчитывающий 35 участников, состоит исключительно из рабочих производства. В нем, например, занимается рабочий Н. Блохин, 70 лет, Е. Иванова, 61 года, А. Горбунова, 65 лет, и другие. В репертуаре хора - русские народные пecни.
Затем, в клубе есть еще хоровой кружок из 42 человек, эстрадный кружок из 11 человек, струнный оркестр из 42 чел., духовой оркестр.
Только за два последних месяца кружки дали на сцене клуба три концерта и два спектакля. Кружки часто выезжают в соседние колхозы - Луневский, Ново-Быковский, Давыдовский, сделан был выезд на фабрику «Пионер».
Художественную самодеятельность на фабрике можно было бы развернуть еще шире, если бы помогали как следует общественные организации. Струнному кружку, например, нужны средства на покупку некоторых инструментов, но фабком средств не отпускает. Фабричный клуб не создает условий для занятий кружков – не предоставляет помещения, дает всего одну комнату.
П. Кулаков (Газета «Призыв», 13 марта 1941 г.).


Клуб, 1970 г.


Улица Октябрьская, д. 17.

В советское время церковь подверглась значительной перестройке. Пристроена северная часть. Ширина постройки увеличена, таким образом, вдвое. В новой северной пристройке внизу сделано помещение для репетиций (дискотеки), на втором этаже помещения для кружковой работы и администрации. В старой части собственно церкви трапезная возможно старая, но есть основания полагать она частично разобрана и перестроена. Представляет собой единый, сочленённый с основным вытянутый объём, в котором размещён кинозал, с экраном и сценой в бывшей алтарной части. Подвесным потолком полностью скрыто различие в высоте помещений. С западной стороны клуба фасадная стена, выходящая на главную дорогу, сделана единой для всех пристроек, с типичным фронтоном в стиле 50-х гг., с двумя входами.



Таким образом от старой церкви остался основной объём и апсида простой прямоугольной формы. В апсиде окна заложены в одну плоскость со стенами. Архитектурные решения церкви жёстко-прагматичны, сверхэкономичны, напоминают кубы. Видимо это и спасло её от полного разрушения в период советской индустриализации, так как соответствовало представлениям победившего пролетариата о достойной его побед архитектуре. Вполне возможно, при переделке все выступающие детали, обычно украшающие храмовые постройки, были просто стёсаны топором или разобраны.

За многие годы всё, что имело отношение к православному приходу было уничтожено, причем так, что не осталось и упоминания о большом и красивейшем храме.
Часть углового помещения клуба с северной стороны арендовал ночной бар «У Палыча».

Церковь Андрея Стратилата

Здание клуба было передано в распоряжение Владимирской епархии Русской православной церкви в соответствии с решением, которое в январе 2011 года принял городской Совет народных депутатов. Церемония передачи состоялась 26 февраля 2011 г. при Архиепископе Владимирском и Суздальском Евлогии, в присутствии Владимирского градоначальника Рыбакова Александра Петровича церковь освящена и передана верующим. Дарственную грамоту на право безвозмездного пользования помещением глава города Александр Рыбаков торжественно вручил архиепископу Владимирскому и Суздальскому Евлогию.
Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Мученика Андрея Стратилата Микрорайона Оргтруд Города Владимира Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) зарегистрирована 22 августа 2011 г. Настоятелем храма был о. Антоний.

В 2011-м г. в храме начал действовать реабилитационный центр (ОО Осознание), ребята активно занимались восстановлением храма. Это уже пятый храм, который восстановили реабилитанты центра Осознания. Работали и жили прямо здесь. Наверху комната для отдыха и место для молитвы. Ремонт помещения занял пять месяцев.
13 ноября в воскресенье Архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием с настоятелем Прихода иереем Антонием была отслужена первая Божественная литургия. На первую службу в новый храм пришло около 70 человек.



На данный момент в Оргтруде в храме реабилитационного центра Осознание нет.





Церковь Андрея Стратилата

Андрей Стратилат Таврийский



2 апреля 2017 г. был освящен храм Святого мученика Андрея Стратилата и состоялся молебен по погибшим воинам-казакам. В мероприятии принимали участие члены Владимирского отдельского казачьего общества Центрального казачьего войска. Освящение и службу возглавил митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий.







Освящение храма Святого мученика Андрея Стратилата


Звонарь, Константин Попов

Настоятель, председатель приходского совета - Ефимов Алексей Викторович.
Юридический адрес: город Владимир, улица Октябрьская (Оргтруд Мкр.), д. 17.

Фабричное училище

Лемешенское - фабричное училище , Михалковской волости, при фабрике «товарищества Лемешенской мануфактуры» открыто (за это получил орден св. Станислава 2-й степени) 1-го ноября 1882 г. Ближайшие училища: Лемешенское - сельское в 3 вер., Луневское - 2 и Боголюбовское - 6 вер.
«При Лемешенской мануфактуре Никитина школа помещается в одном доме с больницей, от которой отделяется одним лишь узким входным коридором. Для нее отведена одна комната, довольно тесная и бедно обставленная учебными пособиями. Приемный покой на четыре койки, с постоянным фельдшером и с шкафчиком для лекарств; приемный покой помещается под одной крышей со школой» (Фабричный быт Владимирской губернии. Отчет за 1882-1883 г. фабричного инспектора над занятиями малолетних рабочих Владимирского Округа П.А. Пескова.).
В 1884 г. «Помещение товарищества, деревянное, вместе с квартирами служащих при фабрике; по свету и теплоте очень удобное; квартира учительнице есть; классных комнат одна - длиной 4 с., шириной 3 саж., вышиной 3 ½ арш. Учебных пособий достаточно - на 250 руб. Библиотеки нет, но книг для чтения до 30 экз. Земли нет. Законоучитель священник Иоанн Снятиновский, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1871 г., а в настоящем училище с 1-го ноября 1882 г.; учительница Александра Тюрикова, окончившая курс в Московском Мариинском институте, преподает с 1879 г., а в настоящем училище с 1-го ноября 1882 г. Попечитель Владимирский купец Андрей Никитич Никитин, снабжает всем, в чем оказывается недостаток. Учащихся к 1-му января 1883 г. 26 м. и 11 д. Выбывших и окончивших курс со свидетельствами не было. Вновь поступило 2 м. и 4 д. К 1-му января 1884 г. состояло 28 м. и 15 д. Учатся все вместе. Возраст: 7 - 8 л. - 5, 8 - 9 л. - 9, 9 - 10 л. - 13, 10 - 11 л. - 4, 11 - 12 л. - 5, 12 - 13 л. - 3, 13 - и выше - 4. Все живут при фабрике. Ночлежного приюта нет. Вероисповедания православного. По сословиям: мещан 3 м., крестьян 25 м. и 15 дев. Средства: от частных лиц 240 р.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 120 р.; жалованье - законоучителю 50 р., учительнице 250 р. Посещали классы исправно. Прием с августа по октябрь; поступили все грамотными. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с ноября по май. Пению обучаются; есть хор в 20 человек. Учатся в день 6 час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Число уроков в неделю: по Закону Божию - 3, по Русскому языку - 11, по Славянскому языку – 3, по арифметике - 6. Получили награды 12. Не окончившие курса учились до 1 г. Обозревал училище 1 раз инспектор народных училищ. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.).
Андрей Андреевич Никитин получил орден св. Станислава 2-й степени за устройство училища при фабрике.
При миткале-ткацкой фабрике Никитина Андрея (Лемешенская мануфактура) фабричная школа из прежнего помещения (располагалась вместе с больницей) переведена в новое каменное двух-этажное здание, находящееся при церкви. Школа помещалась в верхнем этаже; в нижнем устроены квартиры для священника и учительницы. Все здание обогревалось водяным отоплением. В 1885 году она еще не была оштукатурена внутри и в ней было сыро.





Здание бывшей школы. В этом здании в Советское время располагалась библиотека, с 2001 года Муниципальное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение. Сейчас принадлежит церкви.
Ул. Октябрьская, д. 19

Учащихся в училище фабрики в 1890 г. было 34 человека.

«Наш фабзавуч. (ф-ка Лемешки). Двухэтажное каменное здание - школа I ступени. Здесь-же приютился и фабзавуч. Ярко горит электричество. Просачивающийся через окна свет, белым саваном стелятся по фабричной мостовой. Сейчас в школе идут занятия фабзавучцов. Их 45 человек. Глубокая тишина. Чувствуется внимательность и жажда к знанию. А это говорит за то, что наше поколение - юноши будут грамотны и квалифицированы в своем производстве. Они пришли учиться от станка, они пришли сюда отдохнуть после тяжелой дневной работы. На уроках сугубое внимание обращается нa подготовку с технической стороны и на внедрение знаний в своей родной, кровной текстильной промышленности. Школа имеет опытных руководителей - педагогов горячо работающих и с любовью относящихся к своим обязанностям. Есть несколько и коллекций (вроде музея) фабричного сырья и его процесс превращения в продукт. Один крупный недостаток - отсутствует литература по общеобразов. и техническим знаниям.
Надо это устранить!
Пожелаем фабзавучу плодотворной работы! «Грызите гранит науки»,- ибо Республика ждет в лице вас квалифицированных и преданных сынов социалистического строительства» (газета «Призыв», 30 ноября 1922).
«По пыльной фабричной дороге, медленно тянулась полутысячная похоронная процессия. Впереди, возглавляя шествие, идут школьники, фабзавучисты и комсомольца. Вместо поповского гнусавого песнопения, - духовой оркестр.
- Спи, дорогой Ваня! Память о тебе останется навсегда у твоих товарищей по школе», - говорит учитель.
Присутствующие плачут...
В тот же день на завалинке, поглаживая седые бороды, калякали два семидесятилетние старичка.
- Эхе-хе...! До чего дожили то, Митрич! Видано-ли, слыхано-ли. Без церкви, без отца Ивана, без отпевания хоронят.
Под музыку! - Ровно бал справляют. Эко времячко-то настало.
- А все этот «просвет». - Ишь как народ-то просветил, наровит на головах ходить. Намедня мне внученок то такую штуку отмочил.
Дедушка, а дедушки, я жениться хочу.
- Ну что-ж доброе дело, говорю. Живите, да любите, а главное отца с матерью, да меня старика не забывайте. А венчаться когда? - спрашиваю.
- Да мы, говорит, в церковь не пойдем, а гражданским.
- Ну, Митрич! - поверь, меня так и прострелило, теперь и не соображусь.
Невеста, ее родители, его отец с матерью согласны на такой брак. Ну, думаю, зелья что-ли какого вкусили, поветрие ли, али уж светопреставление приходит.
А слышь, на кухне весь молодняк женится: Андрюшка, Васютка, Игнашка и все гражданским, расписываются.
- Я и то частенько ночью подумываю. Возьми вот хоть нас. Помрем. Отнесут тебя с попом на кладбище, закопают. Пройдет время, вспомнят: а где же Трофимыч, что-то его давненько не видать? Эх, скажут, хватились, он уже в земле давно.
Похороны-же с музыкой, дело другое. Хошь, не хошь а музыка заставит бежать и узнаешь, кто помер.
Так, вот, Митрич, если мы помрем, давай накажем, чтоб нас и с попом, и с музыкой хоронили.
Из-за строек высыпала толпа, вышагивая в такт музыки.
Старики ликовали!» («Призыв» 29 августа 1923 года).
«Выставка школы фабзавуча . 18 ноября - радостный день для фабзайчиков (так называют у нас учащихся школ фабзавуча).
Сегодня - выставка их работ. Здание школы украшено зеленью. Комнаты, занимаемые выставкой, также украшены портретами и чертежами. Центральное место занимает портрет «Ильича». Посреди комнаты стоят 6 столов, на которых разложены изделия учащихся. Рабочие ходят от стола к столу, с любовью рассматривая работы своих детей.
- То ли было в наше время,- думает каждый из них:- не в школе, а на заводе учились, на колотушках, на ругани.
Спокойны сердца рабочих за своих детей, знают они - смена надёжная идет. А вечером выставка еще лучше: на здании школы горит яркая электрическая звезда и вензель СССР. Радостно, весело кончается празднество.
- До будущей выставки!
Сверчек» (газета «Призыв», 25 ноября 1923 г.).
«Юбилей 3-х летия школы фабзавуча (ф-ка «Оргтруд»), 18-го ноября 1923 года школа фабрично-заводского ученичества при ф-ке «Оргтруд» праздновала юбилей своего трехлетнего существования. В 12 часов дня в школе представителем Губпрофобра была открыта выставка экспонатов школы. Все работы учащихся на выставке подразделялись на четыре отдела: 1) работы столярно-слесарных мастерских, предсталявшие из себя программные работы учащихся, 2) ткацкие работы последнего отделения по изготовлению основных цветных тканей, 3) учебные пособия по отделу физики, главным образом, из курса электричества и диаграммы и картограммы по материалам работы школы.
Посетителей было много; 400 билетов, розданных им для учета, не хватило в первые два-три часа. Особым вниманием пользовался отдел физических приборов. Вечером в 9 часов в местном клубе им. тов. Воровского было устроено торжественное заседание. С приветствием школе выступали представители Губпрофобра, местной ячейки РКП, культкомиссии, женотдела, заводоуправления и представители рабочих. Всеми приветствующими ярко подчеркивалось особенное значение школы фабзавуча и ее великое будущее. Заведующим школой был сделан краткий информационный доклад о развитии и работе школы за эти три года и о тех трудностях, какие встречала школа за этот период, отвоевывая себе право на гражданство. Особенно много препятствий, как сообщил докладчик, встречала школа в материальном отношении. Нельзя не отметить особого подъема и глубокой веры в будущее школы со стороны учащихся» («Призыв», 9 декабря 1923 г.).
«5-ти летний юбилей едино-трудовой школы.
Недавно у нас в рабочем клубе им. т. Воровского было отпраздновано 5-ти летие единой трудовой советской школы.
Собралось очень иного рабочих комсомольцев и детишек всех возрастов.
Открыл торжественное заседание местный учитель (завшколой) т. Митрофанов, работающей у нас уже 35 лет.
В своей речи уважаемый педагог доказал, что уже 5 лет, как не существует старой школы учебы и зубрежки. Ни в одном государстве мира, кроме Сов. России, нет школы, построенной на принципе гармоничного сочетания знания и труда. Новая школа, готовящая молодых строителей новой жизни, и есть залог светлого будущего. Знания теперь в руках пролетариата. Это величайшее завоевание Октябрьской революции. Oт имени своих сотоварищей шк. работников, он заявляет, что они будут работать, не покладая рук. И через знание вести молодежь к коммунизму.
С приветствиями выступил ряд ораторов от фабричных организаций.
Затем учениками были продекламированы стихотворения.
Праздник окончился пением Интернационала» (Газета «Призыв» Воскресенье, 28 октября 1923 года).

В 2001 году в здании открыто Муниципальное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение. Центр Образования действовал с 27 сентября 2001 г. Руководитель организации: директор Новикова Евгения Дмитриевна. Юридический адрес: поселок городского типа Оргтруд, Октябрьская улица, д. 19. Организация МУНИЦИПАЛЬНОЕ ВЕЧЕРНЕЕ (СМЕННОЕ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ" г. ВЛАДИМИРА ликвидирована 17 декабря 2007 г.

Copyright © 2017 Любовь безусловная

  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Церковь Святого мученика Андрея Стратилата

    Село Андреевское.

    Село Андреевское прежде находилось в Верейской десятине Верейского уезда и до отобрания монастырских вотчин принадлежало Московскому Новодевичьему монастырю .

    В 1596 г. в селе Львово-Андреевском на р. Протве уже была деревянная, построенная «клецки» церковь Андрея Стратилата.

    В 1629 г. церковь, разоренная в Смутное время, стояла «без пения», т.е. без совершения служб, «в ней всякое церковное строение было мирское, у церкви на церковной земле 9 мест дворовых церковных и причетников и нищих, что питались от церкви Божий». В селе 2 двора крестьян.

    В 1678 г. по ходатайству прихожан построена новая деревянная церковь.

    В 1715 г. церковь Андрея Стратилата деревянная. «У церкви во дворе поп Алексей Демидов, у него брат родной дьячек Гаврила».

    В 1729 г. тщанием прихожан построена новая однопрестольная церковь, тоже деревянная, с такой же колокольней.

    В 1762 г. на церкви возобновлены глава и крыша и на колокольне - крыша. По отобрании у монастыря вотчин Андреевское перешло в ведение Коллегии экономии.

    В 1760-1763 и 1765-1769 гг. в храме с. Андреевского служил священник Григорий Яковлев (умер в 48 лет).

    В 1770 г. из Тропарево в Андреевское определен священник Исаакий Иванов.

    С 1771 по 1776 г. в Андреевском служил священник Пафнутий Петров.

    В 1778 г. в селе 120 дворов, в 1798 г. -170 дворов, 669 крестьян и 703 крестьянки.

    В клировой ведомости за 1840 г. записано, что причт издавна - священник, диакон, дьячок, пономарь. Дома у свя-щенноцерковнослужителей собственные деревянные на церковной земле. Священник Григорий Александрович Бардов, дьяческий сын, обучался в Московской академии до Богословия. В 1810 г. посвящен во священника на настоящее место. Определен депутатом, имеет за 1812 г. бронзовый крест. Жена Анна Иерофеевна; дети: Пелагея, Иаков, Мария, Анна. Диакон Ксенофонт Иванов Никольский, пономарь Сергей Данилов.

    В 1848 г., в холерное время, в Андреевский приход приносили чудотворную Колоцкую икону Божией Матери из Колоцкого монастыря Гжатского уезда Смоленской губернии. После этого в храме поставили список с Колоцкой иконы, а в 1874 г., при построении ныне существующей каменной церкви Мученика Андрея Стратилата с колокольней, устроили придел в честь Колоцкой иконы Божией Матери, в трапезной по правую сторону, по левую - Всех Святых. В XVIII в. причт состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря, с 1888 г. - из священника и псаломщика. Земли при церкви было 44 десятины.

    В 1877 г. в семье пономаря Александра Соколова родился сын Николай, будущий священномученик. Николай Александрович Соколов (1877-1937) окончил Московскую Духовную семинарию.

    В 1895 г. был назначен на должность учителя церковно-приходской школы с. Крымского Верейского уезда, женился на дочери священника Преображенской церкви о. Иоанна Митропольского и в 1899 г. был рукоположен во иерея и назначен настоятелем храма Преображения Господня, в котором служил 40 лет.

    С 1899 г. священник Николай Соколов состоял заведующим школой. В советское время был дважды арестован, после ареста 11 октября 1937 г. расстрелян 31 октября того же года на Бутовском полигоне под Москвой .

    В 2002 г. канонизирован Русской Православной Церковью как новомученик Российский.

    В начале XX в. в Андреевском было земское училище, церковноприходская школа, 2 мелочные лавки и 2 кузницы.

    В советское время церковь была закрыта, в здании устроена столовая. После закрытия столовой обветшавшее здание храма было возвращено верующим и в 2005 г. восстановлено.

    В окрестностях с. Андреевского, в д. Телятьево, в начале XX в. был хутор Московского Никитского монастыря, водяная мельница, земское училище, чайная и 2 мелочные лавки.