Есть ли в ПДД указания для безопасного движения по полосам дорожного движения? Какие знаки и разметка регламентируют действия водителей? Правила общие для всех транспортных средств или есть особенности? Об этом, и об ответственности за несоблюдение правил говорит эта статья.

Определение

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Ситуация, в которой водитель не сумел вовремя сориентироваться на дороге и определить полосу для движения, чревата штрафами и серьезной угрозой для жизни.

У проезжей части всегда есть дорожные полосы. Иногда их видно сразу: они выделены соответствующей дорожной разметкой.

Отсутствие разделительных линий не противоречит законодательству. Полосой считается часть дороги, ширина которой достаточна для безопасного движения автомобилей в одном ряду.

Когда это пространство четко обозначено, вопросов не возникает. Бывает, разметка не нанесена, стерлась либо скрыта под слоем грязи или снега. При отсутствии разметки водителю нужно самому определить собственное местоположение на дороге.

Условная линия, проведенная продольно строго посередине, разделяет дорогу на две половины:

  • справа находится полоса для попутного движения автомобилей;
  • слева расположена встречная полоса.

Можно применить и такой принцип: сколько автомобилей одновременно разъедется в одном сечении участка дороги, столько на ней полос.

Как определить количество при наличии разметки

Правилами предусмотрено 3 основных разметочных линии для разделения полос:

1.1 Сплошная линия Устанавливает границы для противоположных транспортных рядов.
Символ рубежей полос на участках повышенной опасности.
Единственная черта, пересекать которую запрещено.
1.5 Одинарная линия – прерывистая Разделитель потоков со встречных направлений на двух- и трехполосных дорожных участках.
С ее помощью обозначают границы для движения по 2-м и более полосам попутного движения.
Эту разметку можно пересекать при перестроении и обгоне.
1.6 Одинарная линия – прерывистая (отличие от 1.5 – более длинный штрих). Предупреждает, что по ходу движения линия разделения станет сплошной.
Граница для транспортных рядов противоположного направления.
Важно соблюдать осторожность при пересечении этой полосы: маневр можно начать на разрешенной разметке 1.6, а закончить на 1.1, а это уже наказуемо.

На размеченном участке легко узнать количество полос: их нужно сосчитать.

Разметка разделяет только противоположные потоки – сколько полос?
Если на участок полотна нанесена одна линия, и она является разделителем потоков ТС с разных направлений, понять, сколько на дороге полос, немного сложнее:

Нумерация

В Правилах нет метода определения нумерации полос дорожного движения. Логика предлагает вести отчет полос от обочины. Считается, что первая полоса для водителей та, на которую они осуществляют въезд.

Знаки движения по полосам

Указатели, регламентирующие движение в границах дорожных полос, относятся к группе особых предписаний. Их устанавливают на перекрестке, и они обладают правом отмены действия других знаков, предусмотренных для этого перекрестка.

Направление

Знак 5.15.1 указывает, сколько на дороге полос, и показывает направление, по которому движение разрешено.

Например, этот знак предписывает и разрешает:

  • поворот из правой полосы направо;
  • прямое направление по левой и центральной полосе;
  • повернуть или совершить разворот из левой полосы.

Указания знака 5.15.2 схожи с предписаниями предыдущего. Есть и отличие: указатель размещается над определенной полосой. Его действие распространяется на регулировку движения конкретной полосы.

У этих знаков имеется ряд особенностей:

Когда транспортных потоков в одну сторону больше, чем в другую, применяется похожий знак: 5.15.7. Знак может дополняться ограничениями по скоростному режиму и виду ТС.

Начало и конец

Знак 5.15.3 чаще устанавливают при подъеме либо в случае приближения к полосе торможения. Он предупреждает: вскоре появится дополнительная полоса.

Иногда знак дополнен указанием ограничения минимальной скорости автомобилей. Это означает, что на данной полосе следует соблюдать скорость, номинал которой указан на знаке. Или передвигаться с более высокой скоростью, но в пределах общих допустимых значений.

В Правилах есть знак 5.15.4, также предупреждающий о начале дополнительной полосы в середине дороги из 3-х полос. Иногда на нем имеется предписание для определенных ТС.

Знаки 5.15.5 и 5.15.6 указывают на конец любой дополнительной полосы.

Число

Этот знак информирует о количестве дорожных полос, сообщает о режиме передвижения.

Знак 5.15.7 устанавливают предварительно: за 50-150 м до размещенных на полосами дорожных запретов.

Правила

Законодательно установленные требования к безопасному движению в границах дорожных полос – общие для всех ТС. Тем не менее, существует ряд некоторых особенностей.

Для легковых авто

Для легкового транспорта предусмотрен ряд правил:

  1. Когда городские дороги обозначены знаками 5.1 или 5.3, они пролегают в ненаселенной местности, а также на дорогах с разрешенной скоростью 80 км/ч и более, водители обязаны двигаться по правой полосе. Если правая половина проезжей части свободна для проезда, передвижение по левой половине – запрещено.
  2. В городе водители имеют право на движение по любой полосе, из личных предпочтений.
  3. Если дорога загружена транспортом, перестраиваться и занимать другую полосу разрешено только в случае необходимости повернуть, развернуться, объехать препятствие, либо остановиться.
  4. Если дорога имеет более трех полос для одного направления, движение по крайней левой запрещено. Исключение – сильная загруженность на дороге, когда остальные полосы заняты. Перестраиваться разрешено только при развороте или левом повороте.

Для грузового транспорта

Для передвижения грузового транспорта по полосам дорожного движения также имеется ряд ограничений:

  1. Грузовики более 2,5 т при движении на трехполосной (и более) городской дороге имеют право использовать крайнюю левую полосу, если необходим разворот или поворот (налево). Других запретов для движения в границах городов для грузового транспорта не установлено.
  2. Вне населенного пункта водителям всех ТС, в том числе, грузовых, запрещено двигаться по левой полосе в случае, если по правой полосе возможен свободный проезд. Занимать левую полосу можно только в случае загруженности правой.
  3. Движение грузового транспорта более 3,5 т на автомагистралях и автомобильных дорогах разрешено только справа: по двум полосам. Передвижение на других полосах категорически запрещено. Грузовикам от 2,5 до 3,5 т на автомагистрали разрешена любая полоса, за исключением, крайней слева. Для ТС менее 2,5 т запрет не распространяется.

Для общественного

На специальную выделенную полосу для общественного транспорта указывает знак 5.14:

Знак действует на полосу, над которой он размещен. Его действие продолжается до перекрестка либо до знака, отменяющего выделение полосы: 5.14.1. В случае если выделенная полоса продолжается после перекрестка, размещается повторный знак.

Выделенную полосу обозначают и другими указателями:

  1. Знак, информирующий о дороге с полосой для общественного транспорта. Согласно предписанию, маршрутный транспорт движется навстречу автомобильному потоку.

  2. Знак, указывающий на выезд на дорогу с выделенной полосой:

    На дорожном покрытии полосу дополнительно выделяют литерой А. Участки для остановок общественного транспорта обозначают зигзагообразной разметкой желтого цвета.

    Правила позволяют следовать по этой полосе не только общественному транспорту.

    Беспрепятственно могут передвигаться:

    • рейсовые автобусы;
    • школьные автобусы;
    • троллейбусы;
    • велосипедисты;
    • такси (маршрутные и легковые).

    Водителям обычных ТС разрешено временное движение по «выделенке», но только в определенных случаях:

    1. При повороте, требующем правого перестроения.
    2. При въезде на полосу с прилегающей территории или второстепенной дороги.
    3. Для посадки либо высадки пассажиров.

    При этом водитель не должен мешать маршрутному транспорту.
    Иногда выделенные полосы становятся доступными для любого транспорта – если к обозначению дополнительной полосы добавляются информационные таблички:

    Для мотоциклов

    Мотоциклисты представляют серьезную угрозу для безопасного движения автомобилистов: рискованная манера вождения по разметке, между рядов часто провоцируют .

    При этом движение мотоцикла в границах дорожных полос не регламентируют. Мотоциклист подчиняется общим правилам.

    Для любого вида ТС запрещено заезжать на линии разметки, если только это не разрешенный маневр: , объезд, перестроение.

    В иных случаях движение должно осуществляться только в пределах размеченной дорожной полосы. Это правило для всех ТС, в том числе, для мотоциклов.

    В ПДД определено: движущийся транспорт обязан выдерживать дистанцию и боковой интервал.

    В теории, мотоциклу не запрещено двигаться в междурядье:

    • при отсутствии разметки на дорожном полотне;
    • если выдерживается боковой интервал с соседними автомобилями.

    Для оценки безопасного интервала важно оценить габариты соседнего транспорта. Если это большегрузный автомобиль, мотоциклиста на междурядье признают нарушителем.

    Двигаться в междурядье при наличии разметки категорически запрещено.

    Особенности движения по встречной полосе

    Движение по встречной полосе нежелательно, но в некоторых обстоятельствах – возможно и необходимо. Чтобы избежать неприятностей на этом опасном участке, следует:

    1. При повороте и пересечении дорог автомобиль не должен оказаться на «встречке», это расценят как нарушение, без учета количества полос и вида разметки.
    2. Когда обгон совершается на дороге с двусторонним движением на четырех и более полосах, проезд по «встречке» недопустим.
    3. Разрешен выезд на «встречку», если требуется совершить один из маневров: обгон, разворот, объезд препятствия, поворот влево. При этом дорога должна быть трехполосной, а ее средняя часть – предназначаться для движения в двух направлениях.
    4. Если дорога узкая и не имеет разделительной разметки, на встречную полосу можно выехать для обгона, при отсутствии запрещающих знаков поблизости.

    На перекрестке

    К пересечению перекрестков установлены специальные требования:

    1. Если указатели полос не установлены, а на проезжую часть не нанесена разметка, при поворотах необходимо стать в соответствующий ряд. Тем, кто планирует двигаться прямо, можно выбрать любую полосу.
    2. Если есть указатели полос, но нет разметки, нужно следовать знакам и двигаться в зависимости от того, куда необходимо направиться после перекрестка.
    3. В случае наличия разделительной разметки 1.8, нужно найти свою полосу и двигаться по ней. Каждый ряд имеет обозначение стрелки, показывающей разрешенное движение. Если можно свернуть налево – разворот также разрешен.
    4. В ситуации, когда на перекрестке есть знаки и разметка, имеющие противоречивую информацию, следует ориентироваться на знак: у него приоритет.

    При перестроении

    При необходимости маневрирования в полосах или перед перекрестком нужно помнить эти правила:

    1. Если автомобилист двигался прямо и намерен так двигаться дальше, водитель, который хочет свернуть и поэтому перестраивается, обязан его пропустить.
    2. В случае, когда водители одновременно намерены совершить маневр, преимущественное право у того, кто занимает положение справа.

    Для безопасности движения необходимо заблаговременно включать поворотник, выбрать правильную скорость и не забывать о зеркалах.

    Эти указания распространяются на движение по любой дороге, независимо от наличия разметки. Стоит помнить: если разделительных полос нет, то число направлений всегда будет четным.

    По дороге с реверсивной полосой

    Специальных знаков, указывающих, что на проезжей части имеется реверсивная полоса, в ПДД не предусмотрено. Есть знак 5.8, указывающий на реверсивное движение на дороге, знак 5.10 означающий, что скоро пересечение с дорогой с реверсивным движением.

    Реверсивные светофоры тоже не имеют отношения к обозначению полос. Они регулируют движение транспортных рядов.

    Реверсивные полосы обозначаются разделительной разметкой 1.9. Если она одна, полос, соответственно, две. Если разметок на полотне несколько, то полос реверса будет столько, сколько полос имеют соответствующие границы.

    Если светофор не функционирует или его просто нет, реверсивную линию пересекать разрешено, если от водителя она находится справа. Если имеются границы реверса с двух сторон, выезжать на такую полосу нельзя.

    Что разрешено при начале кругового движения

    На основании 8.5 ПДД, на круг можно въезжать с любой полосы.
    На кольцевом движении есть одна особенность: въезд разрешен в тот ряд, где водитель находился до начала круга.

    Например, с правого ряда проезжей части в левый ряд кругового движения въезжать запрещено.

    Штрафы за нарушения

    За нарушения ПДД и при законном установлении этих нарушений работниками ГИБДД, для водителей предусмотрена административная ответственность:

    Нарушение Размер штрафа, руб.
    Движение ТС по разделительной полосе (неправильное расположение транспорта на дороге) 1500
    Пересечение «сплошной» при выезде на разделительную полосу 500
    Перестроение между полос без предупредительных сигналов 500
    Поворот из полосы, запрещающей этот маневр 1500
    Движение по «встречке» для объезда препятствия 1000 – 1500
    Выезд на полосу встречного движения для обгона 5000

    на 4 – 6 мес.
    Лишение прав на 1 год, если правонарушение совершено повторно
    Если повторное нарушение зафиксировано автоматическими средствами,
    штраф 5000
    Использование велосипедной полосы автомобильным транспортом 2000
    Проезд по выделенной полосе 1500
    (для Москвы и С-Петербурга – 3000)
    Нарушение режима движения, установленного для полосы Штраф, аналогичный за нарушение скоростного режима

    Даже опытные водители, двигаясь в дорожном потоке, могут оказаться в ДТП связанном с маневрированием между дорожными полосами. В ПДД прописаны правила перестроения, но некоторые тонкости, касающиеся такого важного элемента дорожного движения, всё же остаются спорными. Порой сложно понять кто прав, а кто виноват, ведь все участники двигались согласно правилам, а аварийная ситуация всё равно возникла.

    Ситуация на дороге может оказаться крайне спорной, тем более касаемо самого процесса движения в потоке, где каждый преследует свои интересы и желает скорее добраться к цели. Какие существуют правила, касающиеся движения по полосам, что стоит учитывать в первую очередь? Ответ на эти и многие другие важные вопросы, мы дадим в нашей статье.

    Правила движения по полосам чётко оговаривают, как водителям стоит поступать в разного рода ситуациях. Раздел 8 ПДД чётко оговаривает следующие пункты, касающиеся маневрирования:

    • Начало движения;
    • Перестроение;
    • Съезд с дороги на прилегающую территорию и полосу, предусмотренную для торможения;
    • Выезд на дорогу с прилегающей территории и полосы разгон.

    Пункты, касающиеся этих случаев, чётко оговорены в ПДД. Но что делать, если речь идёт о перестроении в плотном потоке движения, где по одной полосе двигаются 2 ряда автомобилей, или, когда происходит одновременное перестроение транспортных средств, ото и вовсе одновременный разворот? Контроль над ситуацией на дороге здесь ложится на самих водителей, которые в первую очередь обязаны руководствоваться принципом «помехи справа». Короче говоря, кто правее, тот и прав.

    «Помеха справа»

    К примеру, в ситуации, когда по одной полосе двигается 2 ряда автомобилей и возникает необходимость одновременного перестроения, тот, кто находится слева, должен позволить перестроиться тому, кто находится справа. Проблема тут конечно состоит ещё и в том, что движение происходит по одной полосе, и места для манёвра не так-то много, а поток порой настолько плотный, что из левого ряда заметить, что кто-то справа хочет перестроиться, непросто. Однако закон един для всех и даже если вас «притёр» едущий в правом ряду автомобиль, то вы, как это ни прискорбно, скорее всего, окажетесь виноваты.

    Таким образом, двигаясь в левом ряду, вы автоматически возлагаете на себя ответственность за возможные необдуманные действия того, кто находится справа. Хотя этот принцип и не совершенен в 80% случаев виновным признаётся водитель из левого ряда. На случай непредвиденных ситуаций и неадекватного поведения участников движения, когда принцип «помехи справа» играет против вас, лучше иметь видеорегистратор, чтобы в случае аварии у вас имелись подтверждения собственной правоты.

    Если речь идёт о ситуации, где наблюдается быстрый поток движения на трёхполосной автодороге, вы находитесь в правом крайнем ряду, а выехать вам надо в крайний левый ряд, не стоит выкашивать напрямик. С точки зрения правил вам ничего не мешает так поступать, однако, вы, таким образом, ставите под угрозу безопасность движения. Стоит перестраиваться поэтапно, сперва в средний, а затем в левый ряд. Рекомендуется также не выключать сигнал поворота, пока вы не займёте нужную полосу движения. Если делать всё аккуратно, то опасность вам не грозит, в противном случае, вы рискуете не только целостностью автомобиля, но и жизнью.

    Где принцип не работает?

    В случаях, когда вы собираетесь начать движение, из крайнего правого ряда и вам нужно перестроиться в средний. Необходимо сперва, включив повортник, пропустить те автомобили, которые двигаются по своей полосе движения с нужной им скоростью и только потом, начать движение самому. Здесь вы совершаете выезд из придорожной зоны, и стоит руководствоваться правилами выезда.

    Во всех случаях, когда речь идёт о придорожной зоне и прилегающей к дороге территории, принцип «помехи справа» не работает. Выезжая из двора, с парковки, заправки и т.п., вы не являетесь полноценным участником дорожного движения, и обязаны дождаться, пока поток схлынет, либо пока вас пропустят.

    Между полос

    Если вы желаете перестроиться в правый ряд из среднего, а кто-то из правого уходит влево, то вы должны пропустить того кто перестраивается из правого, а уже после перестроиться сами. Здесь работает «помеха справа».

    Важным при определении виновника аварии является положение относительно дорожной разметки. Дело здесь вот в чём, как бы правее вы ни были, перед тем, как перестроиться вы обязаны предупредить сигналом и ждать пока вас пропустят. В таких случаях правило «помехи справа» не работает, ведь по своей полосе вы можете двигаться прямо, а перестраивающийся должен ждать пока его пропустят.

    Если вдруг случится так, что вы окажетесь в положении, где на одной полосе едет сразу несколько рядов автотранспорта, то следите за тем, чтобы не вылезти на соседнюю полосу. Ведь в случае столкновения это может быть расценено, как попытка перестроиться и обстоятельства сыграют против вас.

    Маневрирование

    В общем, можно выделить несколько основных правил маневрирования на дороге, которых вы должны придерживаться:

    • Если я не собираюсь перестраиваться, то могу не уступать никому дорогу, двигаясь по своей полосе;
    • Если я хочу перестроиться в правый ряд, то должен пропустить всех;
    • Если я перестраиваюсь в левый ряд, то должен дождаться пока меня пропустят;
    • При перестроении всегда включайте поворотник. Если вы не перешли в нужный вам ряд, то его лучше не выключать.

    Начинающим автомобилистам порой нелегко преодолеть страх и выехать на оживленные улицы города. Даже когда знаешь все правила дорожного движения, поначалу большое количество знаков и машин очень пугает. Снизить страх можно, внимательно изучив еще раз регулировки и схемы движения в тех или иных ситуациях. В данной статье вы найдете правила проезда перекрестков различного типа, написанные понятным и простым языком.

    Правила дорожного движения

    ПДД появились одновременно с первым автомобилем. Созданные для защиты людей правила с самого начала регулировали порядок на улицах и тротуарах, устанавливая рамки. Современные ПДД - это довольно небольшая книжка, которая, тем не менее, включила в себя многолетний опыт вождения в людских поселениях.

    Что же регулируют ПДД? Правила проезда перекрестков четко прописаны в главе 13.

    1. Очередность движения. Помимо стандартного зеленого и красного сигнала светофора, существуют и другие правила, разобраться в которых порой бывает непросто. Что делать, если перекресток нерегулируемый? Кто должен проезжать первым? Эти и другие ответы можно найти в Правилах.
    2. Правила проезда. Знаки на дорогах - как книга для водителей. И если вы не выучили этот язык, вам придется несладко. Хорошее знание знаков ДД помогает не попасть в аварию и сохранить здоровье себе и окружающим.
    3. Направление движения. С помощью разметки и некоторых знаков можно понять, какое место автомобиль должен занимать на дороге. Четкое следование рекомендациям позволит аварийно-опасным ситуациям никогда не возникнуть.

    Правила дорожного движения - самое важное и неотъемлемое знания для автомобилиста. В каждой поездке вам обязательно повстречается хотя бы один светофор. Для того чтобы лучше понять схему движения на них, лучше начать изучать ПДД с правил движения по перекресткам.

    Правила проезда регулируемых перекрестков

    Так называемый «классический» перекресток - это пересечение двух дорог. Если он сопровождается светофором, то называется регулируемым. Но смотреть нужно не только на красный или зеленый свет, а еще и на знаки и разметку согласно ПДД. Правила проезда регулируемых перекрестков весьма просты:

    1. Если на перекрестке находится прерывистая линия, которая обозначает схему движения, ехать лучше не пересекая ее. В любом случае, есть ли обозначения или нет, двигаться вы должны строго по «своей» территории, не срезая углы и не выскакивая на встречную полосу.
    2. Перед началом движения всегда внимательно смотрите на знаки: возможно, с вашей полосы поворот запрещен, или разрешен только поворот. Внимательность и сосредоточенность очень помогают новичкам в самом начале «автомобильного пути».

    Правила проезда нерегулируемых перекрестков

    Если с регулируемыми светофорами перекрёстками все ясно, то с нерегулируемыми ситуация сложнее. Если вы видите перед собой такое пересечение дорог, не пугайтесь, а вспомните основные ПДД. которые их касаются, выделены, повторимся, в 13-й главе.

    1. Вы имеете преимущество, если вы едете по главной дороге. Смело продолжайте движение в таком случае, но не забудьте перед этим осмотреться по сторонам.
    2. Если дороги на перекрестке равнозначны, вам нужно будет пропустить все машины справа. Если вы поворачиваете, уступите дорогу тем, кто едет прямо.

    Самое главное - держите в голове мысль о том, что участники дорожного движения могут не знать или не помнить правил проезда. Будьте осторожны и дважды проверяйте каждый свой шаг, не забывая следить за другими.

    Правила проезда круговых перекрестков

    Круговые перекрестки - самые легкие из всех, ведь на них практически невозможно ни с кем столкнуться. Движение по кругу плавно приводит на дорогу тех, кто выезжает с прилегающих улиц. Несмотря на это, будет не лишним изучить правила проезда круговых перекрестков. ПДД четко регламентируют очередность движения на пересечении дорог. На что же водитель должен обратить внимание?

    • будьте внимательны, в основном дорогу должен уступать тот, кто только заезжает на перекресток. Но существуют перекрестки, на которых преимущество движения распределено наоборот. Регулируются такие перекрестки знаком «Главная дорога».
    • Разметка: чрезвычайно важно двигаться строго по ней, чтобы избежать столкновения с машинами, которые только заезжают на перекресток.
    • Скорость: круговые перекрестки обычно обладают довольно резкими поворотами, поэтому перед началом движения на таком участке рекомендуется притормозить.

    Нередко на таких перекрестах имеются пешеходные переходы, которые не всегда заметны из-за поворота. Вы обязаны пропускать людей, это указано в ПДД. Правила проезда перекрестка с круговым движением также обязывают вас уступать машинам, приближающимся справа (если не стоит знак "Главная дорога"). Будьте особо внимательны в таких случаях.

    Как выбрать траекторию

    Траектория движения особенно сложна в ПДД. Правила проезда перекрестков таковы, что проще всего повернуть направо. В этом случае вам нужно следить за работой светофора и пропустить всех пешеходов. А вот при повороте налево нужно контролировать всех участников движения. Ниже представлены этапы, которые помогут вам повернуть налево с пересечения нескольких дорог.

    1. Займите крайнее левое положение.
    2. Перед поворотом включите поворотник.
    3. Дождитесь разрешающего и займите позицию примерно на середине перекрестка, на своей полосе.
    4. Пропустите все встречные автомобили.
    5. Выполните разворот.

    При повороте налево можно занимать и крайнюю левую, и правую полосы движения. Их выбор будет зависеть от траектории движения машины.

    Что делать при аварийно-опасной ситуации

    К сожалению, на перекрестках аварии происходят чаще всего. Для того чтобы избежать различных неприятных происшествий, следуйте ПДД. В правилах проезда перекрестков указаны все необходимые условия, выполнив которые, вы можете быть уверены в том, что аварии по вашей вине точно не произойдет:

    • соблюдайте скоростной режим;
    • следите за разметкой;
    • начинайте движение только по разрешающему сигналу светофора;
    • пропускайте участников движения, едущих прямо (или справа, если перекресток нерегулируемый);
    • внимательно читайте знаки, особенно указывающие направление движения.

    Новичкам обычно очень страшно выезжать на перекрестки. Из-за боязни совершить ошибку возрастает вероятность что-то не успеть сделать или забыть. Поэтому самое главное при движении на пересечении дорог - сохранять спокойствие. Не забывайте внимательно следить за другими участниками движения. Перед поездкой внимательно изучите правила проезда круговых перекрестков согласно ПДД. Удачи на дорогах!

    Чтобы у начинающего водителя не возникло затруднений, четко оговорим: движением по полосе называют перемещение транспортного средства в рамках своей полосы – однонаправленного автомобильного ряда, огражденного от противоположного потока дорожной разметкой. Нужно понимать, что на любой дороге водители движутся либо вперед, либо возвращаются, поэтому как минимум два ряда – прямого и встречного движения – присутствуют везде.

    На больших трассах плотность потока гораздо выше, чем на обычных дорогах, поэтому там разметка нанесена даже на путях одного направления движения – для разделения и регуляции множества транспортных средств.

    Дорожные знаки движения по полосам

    Верное следование правилам ПДД невозможно без дорожных знаков – маяков для любого водителя. Основное регулирование движения по полосам осуществляется с помощью знаков особых предписаний , а именно – знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.3, 5.15.4, 5.15.5, 5.15.6, 5.15.7, 5.15.8.
    Рассмотрим наиболее значимые из этих знаков:

    • Направление движения по полосам. Знак 5.15.1 указывает количество полос на данной дороге или трассе, а также направление движения по ним. Выезжая на дорогу, водителю автомобиля необходимо ориентироваться именно на этот знак, чтобы безопасно для себя и остальных влиться в поток машин.
    • Направление движения по полосе. Дорожным знаком 5.15.2 водителям дается сигнал о том, какие маневры и направления следования можно осуществлять между однонаправленными полосами: обгоны, перестраивания, уход с полосы движения и т.д.
    • Знак 5.15.7. Он мало отличается от другого дорожного обозначения 5.15.2. Разница лишь в том, что данный знак используется на дорогах с большим числом полос, а также применяется для ограничения движения каким-либо видам транспортных средств (гужевым, грузовым и т.д.).

    Следование этим знакам поможет водителю даже в зимний период различить число направлений на дороге. Важно! Если по каким-либо причинам на проезжей части нет данных знаков и видимость дорожной разметки затруднена, то водителю требуется, учитывая направление движения остальных автомобилей, занять свое место в ряду транспортных средств и следовать за остальными участниками потока.

    Характеристика и стандарты полосы дорожного движения

    Для любой дороги характерны определенные нормы, которые позволяют сделать перемещение по ней максимально предсказуемым, комфортным и безопасным. Самой главной такой нормой является ширина проезжей части.

    Принципиально разделение на общую ширину всей дороги и ширину полосы. Также очень важные характеристики трассы: число и тип полос. Разберем с каждой из них:

    • Ширина проезжей части. Согласно ГОСТу Р 52399 , принятому в 2005-ом году, ширина проезжей части не должна быть меньше 2,75 метра , поэтому по узким дорогам движение запрещено (муниципальный и специальный транспорт – исключения). Для скоростных магистральных трасс (до 100 или 130 км/ч) ширина полосы должна составлять 3,75 метра , а общая ширина приезжей части – от 15 метров. В городе для большинства улиц, разрешенным значением является 3,5 метра, если на дороге не больше 6 полос.

    Важно! При любом нарушении водителем ПДД по причине малой ширины трассы он, доказав, что проезжая часть действительно не соответствует требованиям ГОСТа, может рассчитывать на уменьшение штрафа или же освобождение от него.

    • Число полос. Минимальное число полос для любой дороги – 2: встречная и попутная. На магистралях оно может достигать 8-и (ширина дороги при этом должна быть от 30 метров). Если на трассе нет разметки и регулирующих знаков, то количество полос всегда четно , а движение, как и в любом другом случае, осуществляется по правой стороне дороги.
    • Виды полос. Принципиально полосы движения разделяют только на встречные и попутные относительно водителя. На дорожных знаках их тип обозначается определенной стрелкой: если она указывает по направлению вашего движения – ряд попутный, если в противоположном – встречный.

    ПДД при движении по различным полосам

    Выделенная полоса общественного транспорта предназначена только для движения маршрутного транспорта, автобусов, такси и муниципальных транспортных средств.

    Обыкновенному водителю по ней передвигаться запрещено, исключая перестроение через нее на другую полосу: если иных путей перестроения нет, то выезд разрешается , согласно п. 18.2 ПДД 2018-го года.

    Транспорт с включенными проблесковыми маячками и олимпийский транспорт может передвигаться по выделенной полосе.

    Движение по трассам, магистралям или просто дороге в населенном пункте является основным типом передвижения автомобиля. В данном случае от водителя требуется соблюдение ПДД: не превышать установленную скорость, не пересекать разметки, следить за маневрами автомобилей позади себя. Перестроение или обгон может производиться, но лишь при прерывистой линии разметки.

    Приближаясь к , водителю необходимо заблаговременно перестроиться на ближайшую к нужному для него повороту полосу, руководствуясь дорожной разметкой и регулирующими знаками, или сигналами светофора, регулировщика (если перекресток регулируемый).

    Нарушение правил движения и штрафы

    Все нарушения на дороге фиксируются либо непосредственно инспекторами ГИБДД, либо камерами со встроенными радарами.

    Штраф выписывается соответственно: либо на месте, либо приходит по номеру вашего транспортного средства. Расскажем о самых частых нарушениях ПДД при движении по полосам:

    • В ПДД указано, что движение необходимо осуществлять в середине полосы. Если автомобилист двигается по разделительной линии – это штраф в размере 500 рублей . Такая же сумма взимается и за перестроение с выключенными сигналами поворота.
    • Съезд к перекрестку через разметку, запрещающую поворот на данном участке пути, наказывается штрафом в размере 1500 рублей .
    • Выезд на полосу встречного движения – это одно из самых частых нарушений ПДД, к сожалению, также одно из самых печальных. Наказание здесь куда строже: если водитель через сплошную линию совершил , ему грозит лишение права водить в течение полугода или же административный штраф в размере 5000 рублей . Уменьшить сумму до 1500 рублей можно, доказав, что полотно было уже положенного , — это рассматривается как обгон при препятствии .
    • Выезд на выделенную полосу общественного транспорта и дальнейшее движение по автобусной полосе– штраф 1500 рублей . Если же полоса предназначена для велосипедистов, то 2500 рублей .

    Соблюдение описанных правил при движении по проезжей части поможет любому водителю сохранить и средства, и здоровье. Удачи на дорогах!

    Полезное видео

    Узнайте, в каких случаях можно ехать по выделенной полосе для общественного транспорта:

    А если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

    9.5.

    Транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться по крайней правой полосе, кроме случаев объезда, обгона или перестроения перед поворотом налево, разворотом или остановкой в разрешенных случаях на левой стороне дороги.

    9.6.

    Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2 , движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

    9.7.

    Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.

    9.8.

    При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.

    9.9.

    Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 - 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

    9.10.

    Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

    9.11.

    Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7 м должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне.

    9.12.

    На дорогах с двусторонним движением при отсутствии разделительной полосы, островки безопасности, тумбы и элементы дорожных сооружений (опоры мостов, путепроводов и тому подобное), находящиеся на середине проезжей части, водитель должен объезжать справа, если знаки и разметка не предписывают иное.