Право убежища представляет собой возможность индивида получить разрешение на проживание в предоставившем убежище государстве; это предоставление государством какому-либо лицу возможности укрыться на его территории от преследования по политическим мотивам в государстве своего гражданства или постоянного места жительства. К политическим мотивам относятся не только собственно политические убеждения, но и общественная деятельность, религиозные убеждения, расовая или национальная принадлежность. Право на предоставление убежища является одним из суверенных прав государства.

Впервые в международном праве право убежища было закреплено в якобинской Конституции Франции 1793 г. В настоящее время в законодательстве практически всех государств имеется аналогичная норма. Определяя право убежища, национальное законодательство исходит из различных постулатов: право личности на получение убежища (конституции Италии и Франции) либо право государства на предоставление убежища (ст. 63 Конституции РФ).

В соответствии с Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища 1997 г. такое убежище предоставляется лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или от реальной угрозы в стране своей гражданской принадлежности или обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным международным правом и мировым сообществом.

В современном международном праве право убежища понимается в двух аспектах.

  • 1. Право индивида на убежище, т.е. право личности искать и пользоваться убежищем. Такая позиция закреплена в ст. 14 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.
  • 2. Право государства предоставлять убежище в осуществление своего суверенитета – ст. 1 Декларации о территориальном убежище 1967 г.

Убежище предоставляется только в экстренных случаях и только на период, необходимый для обеспечения безопасности лица. О предоставлении убежища уведомляется министерство иностранных дел государства, гражданином которого является соответствующее лицо. Политическое убежище прекращается, если исчезли обстоятельства, вынудившие лицо искать убежище или если лицо натурализовалось в государстве убежища.

Институт убежища имеет межотраслевой характер: его нормы зафиксированы и в дипломатическом, и в международном гуманитарном праве. В современном международном праве отсутствуют универсальные договорные нормы о праве убежища. Фундаментальные начала этого права закреплены в двух декларациях – рекомендациях ГА ООН. Основные принципы права убежища:

  • – каждый человек имеет право искать убежище в другом государстве, спасаясь от преследований по политическим мотивам; государство в силу своего суверенитета закрепляет в своем национальном законодательстве принципы и порядок предоставления убежища;
  • – право убежища не предоставляется лицам, обвиняемым в совершении международных преступлений (преступлений против человечества) и преступлений, влекущих выдачу в соответствии с международными соглашениями (преступлений международного характера);
  • – предоставление убежища означает разрешение въезда и поселения, ограничение высылки и запрещение выдачи;
  • – предоставление убежища – это акт гуманизма, и другие государства не должны расценивать такое предоставление как недружественный акт.

Виды убежища – территориальное и дипломатическое.

Территориальное убежище – это предоставление какому-либо лицу возможности укрыться от политических преследований на своей территории, использование лицом территории другого государства.

Дипломатическое убежище – это предоставление какому-либо лицу возможности укрыться от политических преследований в дипломатическом, консульском представительстве или на военном корабле другого государства.

Общий принцип дипломатического и консульского права (ст. 41 Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и ст. 55 Конвенции о консульских сношениях 1963 г.) – предоставление дипломатического убежища в принципе запрещено. Однако существует региональное право дипломатического убежища в государствах Латинской Америки. Гаванская конвенция об убежище 1928 г. и Конвенция о дипломатическом убежище 1954 г. закрепляют правило о допустимости дипломатического убежища (в дипломатических и консульских представительствах и на военных кораблях), но только на определенное время и с обязательным последующим выездом с территории государства пребывания.

Поскольку правом убежища пользуются лица, преследуемые по политическим мотивам, то общепринятым является термин "политическое" убежище. В Конституции РФ говорится именно о политическом убежище (ст. 63). В Российской Федерации получение политического убежища на ее территории считается обстоятельством, облегчающим прием в гражданство Российской Федерации (ст. 13 Федерального закона о гражданстве Российской Федерации).

Политическое убежище имеет двойственную природу: это институт как внутригосударственного, так и международного права. Как институт национального права убежище представляет собой совокупность внутригосударственных норм, относящихся к предоставлению политического убежища, и международных обязательств данного государства. Как институт международного права, предоставление политического убежища регулируется в основном обычными нормами. Этот институт общего международного права на универсальном уровне не кодифицирован. Единственным общим актом является Декларация о территориальном убежище 1967 г.

Декларация исходит из принципа, что предоставление убежища является суверенным правом каждого государства: убежище, предоставленное одним государством в порядке осуществления своего суверенитета, должно уважаться всеми остальными государствами (ст. 1).

Статусом политических эмигрантов пользуются лица, получившие политическое убежище. Правовое положение политических эмигрантов аналогично положению иностранных граждан и лиц без гражданства. Наиболее серьезное отличие заключается в предоставлении политэмигрантам определенных льгот (жилье, право на трудоустройство). Политэмигранты пользуются защитой со стороны государства убежища.

В Декларации о территориальном убежище 1967 г. в ст. 1 закреплено, что право искать убежища и пользоваться им не признается за лицами, совершившими преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности. Понятие этих преступлений закреплено в различных международных соглашениях: уставах международных военных трибуналов, в Женевских конвенциях 1949 г., в конвенциях о борьбе с геноцидом, апартеидом и расовой дискриминацией, в Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1967 г.

В международном праве уже довольно давно сложилась норма о непредоставлении политического убежища лицам, совершившим преступления международного характера. Такие преступления влекут выдачу на основании универсальных международных соглашений о борьбе с ними. В данном случае обязательство выдачи имеет преимущество по отношению к праву предоставления убежища. Убежище не предоставляется лицам, дезертировавшим из вооруженных сил, а также совершившим иные общеуголовные преступления.

Основные международно-правовые последствия предоставления политического убежища заключаются в обязанности государства не выдавать лицо, получившее такое убежище. Декларация о территориальном убежище 1967 г. закрепляет, что данная обязанность существует у государства убежища по отношению к международному сообществу, а не по отношению к физическим лицам. В Декларации установлен принцип, согласно которому вопрос о том, вправе ли индивид претендовать на статус политэмигранта, решается по закону государства убежища.

Принцип невыдачи политических эмигрантов раньше представлял собой одно из важнейших явлений в сфере международного уголовного права. В настоящее время наблюдается тенденция к утрате роли и значения этого принципа (хотя он достаточно часто применяется). Сотрудничество в сфере международного уголовного права касается только общеуголовных преступлений. Лица, обвиняемые в совершении политических преступлений либо преследуемые по политическим мотивам, не подпадают под действие международных соглашений о борьбе с преступностью.

Принцип невыдачи политических эмигрантов появился и развивался в международном праве одновременно с правом убежища, являясь его регулятором. Становление принципа невыдачи политических эмигрантов началось во внутреннем праве (французская Декларация прав человека и гражданина 1791 г.). К середине XIX в. этот принцип получил международное признание и стал общепризнанным в международном праве.

Общепризнанного определения понятия "политическое преступление" не существует. Международно-правовая практика идет по пути определения понятия этого преступления в негативном смысле, т.е. путем отрицания за теми или иными деяниями политического характера (как правило, в целях выдачи). Например, из смысла ст. 7 Монреальской конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г. следует, что лица, совершившие данные преступления, подлежат выдаче и наказанию как в случае обычных преступлений серьезного характера.

Государство, предоставившее политическое убежище, вправе оказывать квазидипломатическую защиту лицам, получившим убежище (как на территории третьих государств, так и на территории их государства гражданства). Квазидипломатическая защита имеет внешнее сходство с дипломатической, но она не оказывается собственным гражданам данного государства. Такая защита обусловлена не гражданством, а специальным статусом лиц, получивших убежище.

Государство, предоставляющее политическое убежище, несет ответственность за деятельность лиц, получивших убежище. Такое государство обязано воспрепятствовать совершению актов насилия со стороны индивида по отношению к государству, из которого он бежал, до тех пор, пока такое лицо пользуется правом убежища.

Право человека на политическое убежище провозглашено во Всеобщей декларации прав человека (часть первая статьи 14): “Каждый человек имеет право искать убежище от преследований в других странах и пользоваться этим убежищем”.

Право на политическое убежище предоставляется обычно лицам, преследуемым у себя на родине за политические или религиозные убеждения, за антивоенную пропаганду, за критику властей, т.е. за действия, не квалифицируемые в международном праве и национальном праве демократических государств как правонарушения.

Право на политическое убежище имеет различные ограничения:

“Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении преступления или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций” (часть вторая статьи 14 Всеобщей декларации прав человека). Иначе говоря, политическое убежище не должно предоставляться лицам, совершившим террористические акты, выступления расистского характера, действия, подрывающие общественный порядок, несущие угрозу здоровью или нравственности населения и т.д.

Часть 1 статьи 63 Конституции РФ предусматривает предоставление в России политического убежища.

Порядок предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства в Российской Федерации и их статус определяются Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. «Об утверждении Положения о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации».

Согласно этому Положению, политическое убежище предоставляется Указом Президента Российской Федерации. Лицо, которому предоставлено убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства законом или международным договором. Предоставление политического убежища распространяется на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Инстанция, в которую предоставляется ходатайство, является Федеральная миграционная служба МВД России, а инстанцией, направляющей свои предложения Президенту, - Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. Лицу, которому предоставлено политическое убежище в Российской Федерации, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством.

В международном праве под политическим убежищем принято понимать предоставление лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам со стороны своего государства или страны обычного места жительства.



В свою очередь, преследование по политическим мотивам означает преследование за политические убеждения, общественную, религиозную деятельность и верования, расовую, национальную принадлежность и т.д.

Следует различать политическое убежище на территории РФ и в дипломатическом представительстве или консульском учреждении РФ (дипломатическое убежище).

Применительно ко второму случаю следует, однако, иметь в виду, что ст.41 Венской конвекции о дипломатических сношениях 1961 г. запрещает использование помещений дипломатического представительства в целях, несовместимых с функциями представительства.

Согласно п. 1, ст.1 Декларации о территориальном убежище от 14 декабря 1967 г. убежище предоставляется государством в порядке осуществления его суверенитета.

Из этого следует, что индивид может просить Российскую Федерацию о предоставлении политического убежища, а право государства предоставить политическое убежище иностранному гражданину и лицу без гражданства либо отказать в нем.

Россия в праве в своих внутренних нормативных актах определять основания и порядок (судебный, административный) предоставления политического убежища, а также политического статус лиц, получивших такое убежище.

Можно говорить о существовании обычной нормы международного права, закрепляющей право государств по своему усмотрению предоставлять политическое убежище определенным лицам и обязывающий другие государства уважать это право.

Значительное число государств признают правило, запрещающее предоставлять дипломатические убежища, которое продолжает действовать в странах Латинской Америки. В международном праве растет число договорных обычных норм, обязывающих государства не предоставлять политическое убежище определенным категориям лиц. К ним относятся в частности, лица, обвиняемые в совершении преступлений против человечества, уголовных преступлений, включенных в перечень о выдаче в соответствии с международными договорами (например, террористы).

Россией производится выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах. Это возможно на основе федерального закона или международного договора России. В этих договорах определен круг подлежащих выдаче лиц и условия их выдачи. Аналогичные нормы содержатся в Конвенции стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. Вопросы о выдаче решаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

Вопрос утраты политического убежища решается Президентом РФ на основании предложений Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ, по представлению Федеральной миграционной службы, на основании заключений МИД, МВД, ФСБ.

24. Право политического убежища

Политическое убежище – это предоставление государством лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам, которым он подвергся в стране своего гражданства. Под преследованием по политическим мотивам понимается преследование не только за политические убеждения, но и за общественную деятельность, религиозные убеждения, расовую или национальную принадлежность. Согласно ст. 14 Всеобщей декларации прав человека «каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем».

Выделяют территориальное и дипломатическое убежище.

Территориальное убежище – это предоставление лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам на своей территории.

Дипломатическое убежище – это предоставление лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении дипломатического представительства иностранного государства, консульского представительства иностранного государства или на иностранном военном корабле. В международном праве запрещается предоставление дипломатического убежища. Основание и порядок предоставления политического убежища тем или иным лицам зависят от внутреннего законодательства государства, предоставляющего политическое убежище. Государство может отказать в предоставлении убежища.

В случае предоставления политического убежища государство обязано не выдавать лицо, получившее политическое убежище. Лица, получившие политическое убежище, имеют на территории данного государства статус иностранцев, если им предоставлено гражданство данного государства. Государство, предоставившее какому-либо лицу политическое убежище, приобретает право на оказание правовой защиты в случае нарушения прав этого лица за рубежом, несет ответственность за его деятельность. Согласно положениям ст. 4 Декларации о территориальном убежище «государство, предоставившее убежище, не должно разрешать лицам, которые его получили, заниматься деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций». Нормы международного права закрепляют право государства предоставлять определенным лицам политическое убежище и устанавливают обязанность других государств уважать данное право. Действие политического убежища прекращается, если исчезли обстоятельства, которые вынудили лицо искать убежище, или если лицо получило гражданство государства, предоставившего ему политическое убежище. В международном праве сложилось правило – убежище не должно предоставляться лицу, совершившему общеуголовное преступление.

Из книги Договор об учреждении Европейского Сообщества автора Европейский Союз

Из книги Конституционное право зарубежных стран автора Имашева Е Г

10. Форма государственного (территориально-политического) устройства Понятие «форма государственного устройства»предполагает национально-территориальную организацию государства и процесс взаимоотношений между государственными органами разного

Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е

33. ПРАВО УБЕЖИЩА Предоставление политического убежища – суверенное право государства. Своим внутренним актом оно определяет мотивы предоставления убежища, статус лиц, которым оно предоставлено, порядок предоставления и случаи утраты права на убежище. Политическое

Из книги Шпаргалка по истории государства и права России автора Дудкина Людмила Владимировна

10. Особенности общественно-политического и правового развития Руси в период феодальной раздробленности Феодальная раздробленность Руси оформилась к концу первой трети XII в., после смерти Великого князя Мстислава Владимировича Великого.Предпосылки феодальной

Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

10. Форма государственного (территориально-политического) устройства Форма государственного устройства – национально-территориальная организация государства, а также взаимоотношения центральных и региональных органов.Для формы государственного устройства имеют

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 2 автора Омельченко Олег Анатольевич

§ 53. Развитие государственно-политического строя Великобритании в XVIII–XIX вв В продолжение XVIII–XIX вв. английское государство в целом сохраняло неизменным конституционный строй парламентской монархии, установившийся в конце XVII - начале XVIII в. Взаимоотношения короны и

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Эволюция государственно-политического строя в XIX в. Государственно-политическое определение новых американских государств прошло под значительным влиянием конституционного опыта европейских стран, прежде всего Франции начала XIX в., и США. Это влияние было во многом

Из книги Право Европейского Союза автора Кашкин Сергей Юрьевич

§ 84. Развитие государственно-политического строя Турции Революция 1908–1909 гг. и установление конституционной монархии Установившийся в Османской империи после аннулирования Конституции 1876 г. (см. § 71) государственный режим з ю л ю м а («тирании») к началу XX в. привел

Из книги История политических и правовых учений. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна

§ 87. Развитие государственно-политического строя Японии Эволюция парламентской монархии Государственно-политическое развитие Японии в первые десятилетия XX в. характеризовалось дальнейшим возрастанием преимуществ правительственной власти сравнительно с

Из книги История государства и права Украины: Учеб, пособие автора Музыченко Петр Павлович

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

32. Как соотносятся между собой право Европейского Союза, международное право и национальное право государств-членов? Система внутригосударственного права разных стран и система международного права долгое время развивались как два различных, мало между собой

Из книги автора

156. Из каких источников складывается законодательство ЕС об иммиграции и предоставлении убежища? Иммиграционная политика Европейского сообщества (ст. 63 Договора о ЕС) направлена на введение единообразных правил в отношении иностранцев, приезжающих в государства-члены

Из книги автора

119. Три критерия политического развития Под политическим развитием понимают возрастание способности политической системы постоянно и эффективно адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые институты, обеспечивающие каналы взаимодействия

Из книги автора

Из книги автора

Глава 7. Проблемы политического и правового отчуждения в современной России Известная философская проблема отчуждения (алиенации) рассматривается сначала в аспекте общетеоретическом и историко-философском, затем применительно к государственно-политической сфере и,

В МГП нет обязательного для государств, специаль­ного международно-правового акта, закрепляющего пра­вила предоставления убежища и пользования им. В Международном пакте о гражданских и политичес­ких правах (1966 г.) также нет упоминания об ука­занном институте. В науке международного права су­ществует два подхода в определении понятия «убежи­ща». Одни ученые понимают этот институт как право государства предоставить убежище, другие - как пра­во лица получить убежище. Существует и другое, весьма обоснованное определение понятия института убежи­ща, объединяющее обе точки зрения. Так, A.M. Бойцехович и Г.И. Тункин определяют институт убежища как неразрывное единство права государства предоста­вить политическое убежище в осуществление своих су­веренных прав и права человека искать убежище в дру­гих странах. Однако Всеобщая декларация прав челове­ка (1948 г.), являющаяся рекомендательным актом, содержит общее указание, что «каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других стра­нах и пользоваться этим убежищем» (ст. 14). Подобный подход проявляется и в Декларации о территориаль­ном убежище, принятой ГА ООН 14 декабря 1967 г. в качестве рекомендации. В названной Декларации о тер­риториальном убежище (1967 г.) основанием для об­ращения лица и предоставлении ему убежища счита­ется преследование за деятельность политического или подобного характера. Однако в соответствии с Декла­рацией государствам предоставляется право устанав­ливать основания для предоставления убежища само­стоятельно. Убежище, которое предоставляется государ­ствами в соответствии с нормами Декларации 1967 г., называется «политическим убежищем», или «террито­риальным убежищем». Оно предоставляется государ­ством в силу своего суверенитета. Лицу, ищущему убе­жище, не может быть отказано в разрешении перехода границы оно не может быть выслано в страну, где воз­можна угроза преследования. Исключения допустимы по соображениям национальной безопасности или в целях защиты населения. Декларация 1967 г. перечисляет и случаи недопустимости предоставления убежища. К таковым относится преследование лица за совершение неполитического преступления или при совершении де­яния, противоречащего целям и принципам ООН. Это значит, что убежище не предоставляется лицу, совершив­шему действия, направленные на подрыв международно­го мира и безопасности, или совершившему деяния, нарушающие 10 основных принципов международного права, закрепленных в Уставе ООН, Декларации прин­ципов (1970 г.) и Заключительном акте СБСЕ (1975 г.). Данный вид убежища (территориальный) признается мно­гими государствами мира и находит развитие в нацио­нальном законодательстве.

Понятие территориального (политического) убежи­ща строится на основе использования лицом террито­рии государства в соответствии с его законодательством. В противовес территориальному убежищу на региональ­ном уровне существует институт дипломатического убе­жища в соответствии с Конвенцией об убежище 1928 г., принятой на конференции американских государств. Под ним понимается предоставление лицу, преследуе­мому по политическим основаниям, укрытия в поме­щениях дипломатических представительств, консульс­ких учреждений, на борту военного корабля или воен­но-воздушного судна, на территории военных баз и лагерей. Практика ведущих западных стран развива­ется в направлении все более широкого применения этого института. В настоящее время универсальных согла­шений о дипломатическом убежище не существует. Мно­гие государства мира исходят из необходимости предо­ставления не дипломатического убежища, а диплома­тического укрытия, мотивируя это тем, что необходимо сохранить жизнь и здоровье лица, нуждающегося в за­щите. При этом они мотивируют свое решение внут­ригосударственным актом (США). Некоторые государ­ства, не признавая дипломатическое убежище, однако, считают необходимым его применение в тех странах Латинской Америки, где указанный вид убежища предоставляется (Бельгия, Франция). Институт дип­ломатического убежища имеет место лишь в государ­ствах Латинской Америки и неизвестен общему меж­дународному праву. Следует отметить, что он

противоречит ч. 3 ст. 41 Венской конвенции о дипломатичес­ких сношениях от 18 апреля 1961 г. и ч. 2 ст. 55 Вен­ской конвенции о консульских сношениях (1963 г.), согласно которым помещения представительств не дол­жны использоваться в целях, не совместимых с их фун­кциями.

Понятие вооруженных конфликтов и его виды. Начало вооруженного конфликта. Театр войны и театр военных действий

МГП признает три категории вооруженных конфлик­тов: межгосударственные вооруженные конфликты, уча­стниками которых являются два суверенных государ­ства имеждународные вооруженные конфликты, учас­тниками которых являются более двух суверенных государств или в котором принимают участие государ­ства, объединенные в различные военно-политические союзы. Критерием деления данных видов вооруженных конфликтов является количество участвующих в нем суверенных государств. Третий вид вооруженных конф­ликтов -немеждународные вооруженные конфликты (внутренние вооруженные конфликты, гражданские и национально-освободительные войны), происходящие в пределах одного государства. Основой выделения данно­го вида вооруженных конфликтов является государствен­ная граница.

Начатые государством военные действия означают начало состояния войны для участвующих в конфликте государств и обусловливаются необходимостью соблю­дения норм международного права. Гаагская конвен­ция об открытии военных действий 1907 г. предусмат­ривает, что начало войны предполагает:

а) предварительное и недвусмысленное предупрежде­ние о начале войны;

б) объявление ультиматума, не выполнение которого приведет к началу войны.

Под театром войны понимается пространственная сфе­ра, в пределах которой происходит вооруженный конф­ликт, т.е. сухопутная, воздушная и морская территории воюющих государств. Не могут быть театром войны тер­ритории нейтральных государств, демилитаризованные территории (Антарктика, космическое пространство, не­бесные тела, международные каналы). Под театром во­енных действий понимается территория, на которой фак­тически происходят боевые действия между воюющими сторонами.

В международном праве сложился институт политического убежища, под которым понимается предоставление государством иностранным гражданам или лицам без гражданства возможности: 1) укрыться от преследований по политическим мотивам, которым они подвергаются в стране своего гражданства или обычного местожительства; 2) не подвергаться выдаче в страну, где им может угрожать опасность такого преследования; 3) пользоваться основными правами и свободами человека в стране пребывания . Преследование по политическим мотивам включает в себя преследование не только за политические убеждения, но и за общественную деятельность, религиозную, расовую или национальную принадлежность, отношение к определенной социальной или гендерной группе. По своему происхождению международно-правовые нормы, направленные на регулирование института убежища, являются обычными.

Существуют такие формы покровительства, как территориальное и дипломатическое убежище . Под первым понимается предоставление убежища лицу, находящемуся непосредственно на территории государства. Второе означает предоставление убежища в помещении дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства или на иностранном военном корабле. Пункт 3 ст. 41 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. запрещает, как общее правило, использование помещений дипломатического представительства в целях, несовместимых с его функциями. Страны Латинской Америки признают указанный институт, опираясь на региональную практику и содержание Каракасской конвенции Организации американских государств (ОАГ) о дипломатическом убежище 1954 г. Статья 1 этой Конвенции устанавливает, что "государство, осуществляющее территориальную юрисдикцию, должно уважать убежище, предоставляемое в представительствах, на военных судах, в военных лагерях или на воздушных судах лицам, разыскиваемым по политическим причинам или за политические правонарушения". Истории известны случаи использования такой формы защиты, как религиозное убежище. Беглецы получали его в считавшемся неприкосновенным помещении храмов, что исключало возможность их преследования и задержания до тех пор, пока они оставались там.

Убежище является самостоятельным институтом в международном и внутригосударственном праве. Международно-правовая регламентация убежища связана с закреплением общих прав и обязанностей принимающего государства по отношению к индивиду. В этой области регулирования отсутствуют предписания по установлению принимающим государством каких-либо правил и процедур, связанных с признанием статуса лица, получившего убежище.

Требование к государству, предоставившему убежище, состоит в том, что оно не должно позволять получившим его лицам заниматься деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН (ст. 4 Декларации ООН о территориальном убежище 1967 г.).

Внутригосударственное регулирование института убежища, как правило, включает: определение круга лиц, имеющих право на убежище, процедуры его предоставления и основы правового статуса получивших его индивидов. Зачастую право иностранных граждан и лиц без гражданства на убежище содержится в конституционном законодательстве. Так, п. 1 ст. 63 Конституции РФ предусматривает предоставление им политического убежища в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Пункт 2 ст. 63 не допускает выдачу другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения. Любое государство вправе решать вопрос о предоставлении убежища на основе своего суверенитета, поэтому само по себе обращение с просьбой о предоставлении политического убежища не означает его автоматического предоставления. Детальная регламентация порядка обращения за получением убежища и правового положения заявителя содержится в иммиграционном или административном законодательстве.

Предоставление убежища в РФ . В Российской Федерации действует Положение о порядке предоставления политического убежища, утвержденное Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746. Пункт 2 ст. 1 Положения устанавливает, что Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим его и претендующим на защиту от преследования "за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права". Политическое убежище предоставляется ходатайствующему лицу Указом Президента РФ. Иностранному гражданину или лицу без гражданства, которое его получило, выдается свидетельство о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, на основании которого территориальные органы Федеральной миграционной службы оформляют ему вид на жительство. Предоставление убежища распространяется и на членов семьи такого лица при условии их согласия с его ходатайством. В ходатайстве, поданном заявителем на имя Президента РФ, должны быть изложены обстоятельства, которые подтверждают факты преследования лица, направленного непосредственно против него, и необходимые автобиографические сведения. Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ рассматривает ходатайства и материалы по ним и вносит свои предложения для принятия решения о предоставлении убежища заявителю. Вышеуказанное Положение действует вместе с Административным регламентом Федеральной миграционной службы по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, который утвержден Приказом ФМС от 5 декабря 2007 г. N 451.