Изменения, касающиеся контрактов жизненного цикла, изложены в Федеральном законе от 27.12.2019 № 449-ФЗ . В 44-ФЗ с января внесли определение контракта жизненного цикла. Раньше оно не было нормативно закреплено. Часть 1 статьи 3 дополнили пунктами 81 и 82. В пункте 81 дается определение термина «контракт», а в пункте 82 раскрывается термин «контракт жизненного цикла».

Контракт жизненного цикла (далее - КЖЦ) - это контракт, который предусматривает не только поставку товара или выполнение работы, но и обслуживание, эксплуатацию, ремонт и утилизацию товара, который поставлен или создан в результате выполнения работы.

Добавили случаи заключения

Теперь заказчики могут заключать контракты жизненного цикла на поставку новых машин и оборудования.

Все случаи, при которых допускается заключение КЖЦ, перечислены в ПП РФ от 28.112013 № 1087. Это закупки:

  • работ по проектированию и строительству дорог, инфраструктуры портов, аэродромов, объектов системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов ЖКХ, объектов инфраструктуры метро, городского транспорта, железнодорожного транспорта;
  • работ по проектированию и строительству уникальных объектов капстроительства;
  • подвижного ж/д состава, вагонов метрополитена, транспортных средств уличного транспорта;
  • воздушных судов, морских и речных судов;
  • работ по проектированию, возведению и реконструкции объектов капстроительства для нужд здравоохранения, объектов для проживания военных, объектов для соцобслуживания населения, культурных объектов;
  • работ по возведению и реставрации объектов культурного наследия;
  • работ по созданию автоматизированных ИИС для учета энергетических и коммунальных ресурсов и т.д.

О контрактах жизненного цикла говорится в части 16 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Закон № 449-ФЗ внес в нее изменения. Они вступили в силу в январе 2020 года. По новым правилам, помимо случаев, установленных Правительством РФ и перечисленных выше, заказчики вправе заключать КЖЦ на поставку новых машин и оборудования.

Преимущества

Контракты жизненного цикла популярны за рубежом. В России они не так распространены из-за некоторых нюансов, но тоже применяются. Плюс таких контрактов в том, что они позволяют заказчикам забыть о проектных, строительных и эксплуатационных рисках. Все они перекладываются на подрядчика. Заказчику остается контролировать достижение заданных целей.

Оплата КЖЦ разбита на этапы. Соответственно, оплачиваются они тоже поэтапно. А это значит, что заказчику нет необходимости сразу закладывать на проект большой объем средств. КЖЦ дают возможность развивать социально значимую инфраструктуру при ограниченном бюджете. Размер фиксированных платежей известен наперед, что позволяет заказчику планировать будущие расходы.

Бизнесу исполнение таких контрактов также выгодно, ведь речь идет о стабильном долгосрочном бюджетном финансировании. Риски спроса на объекты инфраструктуры при этом ложатся на государство.

Минусы контрактов жизненного цикла

У таких контрактов есть и свои минусы. Во-первых, жизненный цикл проекта может быть гораздо длительнее срока планирования бюджетных трат. Заказчики могут испытывать сложности с расчетом стоимости КЖЦ в условиях нестабильной экономики и постоянно меняющихся цен. Также существует риск того, что контракт будет расторгнут из-за ошибок на стадии расчета и подготовки контракта жизненного цикла как со стороны заказчика, так и со стороны подрядчика.

Еще одна проблема - разные подходы к структурированию и сопровождению КЖЦ в зависимости от предмета контракта. Условно такие контракты делят на две группы: контракты на объекты инфраструктуры и контракты на поставку и обслуживание товаров. Если говорить о первом типе, то КЖЦ должны заключаться на период не меньше 5-10 лет. В ином случае теряется весь смысл включения в один контракт нескольких этапов жизненного цикла.

При этом второй вид КЖЦ целесообразнее заключать на 2-3 года. В ПП РФ № 1087 нет специальных механизмов бюджетного обеспечения таких контрактов. В итоге заказчики не могут заключать КЖЦ на срок более трех лет.

Контракт жизненного цикла - это соглашение на комплекс работ от проектирования объекта до его изготовления и последующего обслуживания, включая утилизацию. В законодательстве оговорены случаи, когда разрешается подписать такой договор, к примеру строительство дорог, аэродромов или закупка самолетов, поездов, кораблей. С 2020 года правила изменятся, правительство уже рассматривает пакет поправок.

Последние изменения

На сайте проектов нормативных актов Минтранс и Минфин опубликовали 2 Постановления, которые изменяют Постановление Правительства № 1087 от 28.11.2013 об определении случаев заключения контракта жизненного цикла (КЖЦ). Собрали эти изменения в таблицу.

Когда разработали проект Что меняется Скачать
18.11.2019

Добавят новое основание. Такие госконтракты разрешат подписывать в закупках медицинской техники по таким кодам ОКПД2:

  • 26.60.11;
  • 26.60.12;
  • 26.60.13.130;
  • 26.70.22.150;
  • 32.50.12.000;
  • 32.50.21.121;
  • 32.50.21.122.
Скачать проект Постановления о госконтракте жизненного цикла в закупках медтехники
30.09.2019

Изменят пп. «а» п. 1 ПП 1087. Дополнят перечень случаев, при которых заключают госконтракт жизненного цикла в области дорожного хозяйства. Разрешат подписывать такие госконтракты еще на выполнение работ по проектированию и реконструкции, по проектированию и капитальному ремонту автомобильных дорог (участков автомобильных дорог), включая дорожные сооружения, которые являются их технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Сейчас контракт по этому пункту заключают только на выполнение работ по проектированию и строительству автодорог (участков автодорог), включая сооружения на дороге, которые являются их технологической частью, — защитные и искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автодорог.

Скачать проект Постановления о новых основаниях заключения госконтрактов жизненного цикла в области дорожного хозяйства

Как регулируется

Помимо , контракт жизненного цикла подпадает под действие Постановления Правительства № 1087 от 28.11.2013, где определены случаи, при которых заключают подобные соглашения. К ним относят работы по проектированию и строительству:

  • автодорог и их участков;
  • инфраструктуры морских и речных портов;
  • аэродромов;
  • объектов коммунального хозяйства;
  • инфраструктуры городского транспорта, метрополитена;
  • инфраструктуры железнодорожного транспорта;
  • уникальных объектов капитального строительства;
  • объектов капстроительства для сферы здравоохранения (в т. ч. реконструкция);
  • зданий и сооружений для различных нужд военнослужащих (в т. ч. реконструкция);
  • зданий для социальных нужд (в т. ч. эксплуатация);
  • зданий для сферы культуры;
  • объектов культурного наследия (в т. ч. реставрация).

Эти правила применимы при приобретении транспортных средств для общественного пользования (вагоны метро, автобусы и т. д.), воздушных, морских и речных судов.

С 09.11.2018 это соглашение заключают для закупки на выполнение работ по созданию автоматизированных информационно-измерительных систем учета энергетических и коммунальных ресурсов (включая работы по установке приборов (узлов) учета, устройств сбора и передачи данных учета и по созданию программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета).

А с 11.07.2019 госконтракты жизненного цикла используют в закупках у единственного поставщика по . Когда приобретают товар, производство которого создано, модернизировано или освоено на территории России в рамках специального инвестиционного контракта, у организации оборонно-промышленного комплекса, включенной в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса (формируется по Постановлению Правительства № 96 от 20.02.2004 о сводном реестре таких организаций), которая является стороной — инвестором такого специнвестконтракта.

Особенности

Контракт жизненного цикла представляет собой обычную сделку, которую совершают в общем порядке, с учетом процедур и ограничений, прописанных в 44-ФЗ, но с определенными особенностями. Перечислим их:

  1. Есть условие о его , если заключают контракт для федеральных нужд. Это указано в п. 3 Постановления Правительства № 963 от 20.09.2014.
  2. В качестве заявок участников берут не цену контракта и последующие эксплуатацию и ремонт, а общий критерий — стоимость жизненного цикла по .
  3. Стоимость жизненного цикла формируют, используя рекомендации, которые прописаны в ч. 3 ст. 32 44-ФЗ, и национальный стандарт ГОСТ Р 27.202-2012.
  4. Есть ограничения по бюджетному кодексу для долгосрочных контрактов, если срок выходит за пределы финансового года. Такие ограничения прописаны в ч. 2 ст. 72 БК.

Не забудьте про особенности контрактов, которые, помимо обслуживания и эксплуатации, одновременно содержат работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капстроительства, т. е. «под ключ», в рамках ч. 16.1 ст. 34 44-ФЗ. Для заключения таких контрактов Постановлением Правительства № 563 от 12.05.2017 установлен особый порядок. Помимо соблюдения общих требований закона о контрактной системе, для заключения таких контрактов жизненного цикла придется:

  • получить решение Правительства или ГРБС для объектов федеральной собственности или решение губернатора (главы муниципалитета) для объектов госсобственности субъекта (муниципальной собственности);
  • получить заключение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций в объект капстроительства;
  • предусмотреть в контракте специальные условия. Они прописаны в ч. 4 ПП № 563.

Примеры

На официальном сайте ЕИС есть информация о контракте жизненного цикла по 44-ФЗ по результатам закупки работ по проектированию, строительству и техобслуживанию объектов наружного освещения (№ 0162300000814001059 от 22.08.2014).

Заказчик — Администрация г. Нижний Тагил. НМЦК — 12 497 660 670 рублей. Договор заключили с АО «ПО «УОМЗ» ИМЕНИ Э.С. ЯЛАМОВА» на сумму 9 373 245 502,50 рублей. Сумма обеспечения сделки составила 15% от НМЦК. Соглашение действует до конца 2042 года.

В контракте жизненного цикла есть таблица максимальных выплат за каждый год.

А в разделе 3 прописан срок выполнения каждого этапа работ.

1

С 01.01.2014 г. закупки за счет бюджетных средств производятся в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данный закон впервые в РФ определяет контракт жизненного цикла как контракт, предусматривающий закупку товаров или работ, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работ объекта (п. 16 ст. 34). В данной статье представлен зарубежный опыт использования контрактов жизненного цикла и основные направления развития в РФ. Также представлены наиболее значимые контракты жизненного цикла таких стран, как Великобритания, Канада, Мексика, Нидерланды, Португалия, США, Финляндия. Автором подробно рассмотрен опыт применения контракта жизненного цикла на примере строительства высокоскоростных железнодорожных магистралей в Великобритании и Нидерландах. Рассмотрены основные аспекты организации контрактов жизненного цикла с точки зрения государственно-частного партнерства.

государственно-частное партнерство

контракт жизненного цикла

1. Бурков А.В. Государственные закупки как механизм стимулирования инноваций в Великобритании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.portalzakupok.ru/library/153.

2. Государственно-частное партнерство в условиях инновационного развития экономики: монография / под ред. А.Г. Зельднера, И.И. Смотрицкой. – М. : ИЭ РАН, 2012. – 212 с.

3. Зусма Е., Аракелян К. Контракт жизненного цикла – новый механизм ГУП в России // Российская газета. – 2011. – 23 авг.

4. Лозенко Л.Л. Развитие механизма взаимодействия предпринимательских и властных структур при исполнении госзаказа: монография. – М. : ЭЛИТ, 2011. – 272 с.

5. Public Private Partnership for Urban Water Utilities: A Review of Expe-riences in Developing Countries. – World Bank. – December, 2010.

6. Andre S. The Impact of Private Sector Participation in Infrastructure: Lights, Guash, Haven. – World Bank, 2011.

Контракты жизненного цикла (далее КЖЦ) - достаточно востребованный за рубежом механизм государственно-частного партнерства, позволяющий выстраивать долгосрочные договорные отношения между органом власти и частным инвестором по предоставлению со стороны последнего услуг государству. Термин «контракт жизненного цикла» пришел из Скандинавии, но является калькой английского словосочетания «Life Cicle Contract». Во Франции, к примеру, принят термин «партнерский контракт», в других европейских странах - «Design, Building, Finance - and Operate», являясь разновидностью комиссий.

Особенностью КЖЦ является вложение частных инвестиций в строительство и организацию последующей эксплуатации объекта на протяжении его нормативного срока службы. Государство принимает на себя определенные обязательства осуществления закупки услуг у инвестора по использованию данного объекта. Среди наиболее значимых зарубежных контрактов жизненного цикла интерес представляют следующие:

  • Великобритания - аэропорт Blackpool Airport; высокоскоростное соединение между Лондоном и Парижем;
  • Канада - линии метрополитена Canada Line;
  • Мексика - аэропорт Tolica International;
  • Нидерланды - железная дорога HSL-Zuid Амстердам - Брюссель - Париж;
  • Португалия - железнодорожные линии Лиссабон - Порто, Лиссабон - Мадрид, Порто - Виго;
  • США - строительство истребителя F-16;
  • Финляндия - трасса Е-18 Турку - Хельсинки.

На примере строительства высокоскоростных железнодорожных магистралей в Великобритании и Нидерландах рассмотрим опыт применения КЖЦ более подробно.

КЖЦ в Великобритании в основном выстраиваются в соответствии с моделью «Private Finance Initiative» - «Частная финансовая инициатива». Данная модель является разновидностью более распространенной схемы, о которой уже упоминалось, «Design, Building, Finance and Operate» - «Планирование. Строительство, финансирование и эксплуатация».

Высокоскоростное соединение между Лондоном и Брюсселем признано одним из самых значимых проектов в железнодорожной отрасли Великобритании. В соответствии с контрактом частный партнер выполняет проектирование, строительство, финансирование, эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание железнодорожной магистрали. Министерство транспорта Великобритании взяло на себя обязательства в отношении финансирования проекта через предоставление денежных грантов. Часть финансирования была обеспечена гарантией правительства после начала реализации проекта. Анализ системы государственно-частного партнерства в Великобритании позволяет сделать вывод, что до 90% строительства и ремонта дорог в стране осуществляется на основе контрактов жизненного цикла. Подрядчик выполняет всю работу по разработке проектно-системной документации, строительству, ремонту, обслуживанию и эксплуатации объекта на протяжении всего жизненного цикла. Финансирование всех этих работ осуществляет подрядчик. Государство, как заказчик, гарантирует оплату «сервиса работающей дороги» равными частями на протяжении всего срока службы объекта. Деньги перечисляют после сдачи объекта в эксплуатацию. Что касается размера оплаты, то она зависит от уровня соответствия объекта заявленным в контракте требованиям (в частности, качество дороги; уровень безопасности движения по ней и др.).

КЖЦ правительства Нидерландов в области высокоскоростных железнодорожных магистралей - железная дорога Амстердам - Брюссель - Париж. Реализацию проекта осуществляла специально созданная HSL, осуществляющая управление консорциумом компаний, предоставляющих частного партнера в рамках данного контракта жизненного цикла. В консорциум входят организации по таким направлениям деятельности:

  • строительство (консорциум Infra rail);
  • инфраструктурный провайдер (консорциум Infraspeed);
  • управление движением транспорта по магистрали (консорциум High Speed Alliance).

Государственный партнер - министерство транспорта, общественных работ и управления водными ресурсами Нидерландов.

В соответствии с рассматриваемым КЖЦ правительство Нидерландов перечисляет провайдеру ежегодный платеж за обеспечение доступности инфраструктуры железнодорожной магистрали. Это позволяет провайдеру инфраструктуры компенсировать расходы на содержание объекта, что обеспечивает возврат инвестиций. Фактическая доступность объекта является критерием размера предусмотренного платежа за доступность инфраструктуры.

В России нет опыта практического применения КЖЦ, хотя возможность их применения рассматривается с 2008 года. Привлечение внебюджетных инвестиций при общем снижении доходов бюджета, отсутствие у органов публичной власти реальной возможности вкладывать финансы - эти и другие проблемы способствовали попытке совместных действий власти и бизнеса. Но вплоть до 2013 года единственной законодательно закрепленной формой привлечения внебюджетных инвестиций в инфраструктурные объекты государственной собственности рассматривались концессии. Контракт жизненного цикла аналогично концессионному соглашению является смешанным договором, включающим элементы договора строительного подряда, договора возмездного оказания услуг и др. (ст.421 ГК РФ). При этом в КЖЦ могут быть включены элементы других видов договоров. В соответствии со ст. 421, ч. 3 ГК РФ к смешанным договорам подлежат применению правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре.

Учитывая, что с 1 января 2014 года все закупки за счет бюджетных средств осуществляются в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, контракты жизненного цикла получили законодательное определение. Ст. 34, п. 16 44-ФЗ гласит, что КЖЦ - это контракт, предусматривающий закупку товаров или работ, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работ объекта.

Постановлением Правительства РФ «Об определении случаев заключения контрактов жизненного цикла и случаев применения для оценки заявок участников закупки критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта» утверждены Перечень случаев заключения контрактов жизненного цикла и Перечень случаев, когда заказчик вправе применять для оценки заявок участников закупки критерий стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта.

Остановимся подробнее на перечне случаев заключения контрактов жизненного цикла. Необходимо отметить, что к закупкам работ по проектированию, строительству (реконструкции, капитальному ремонту), содержанию либо строительству (реконструкции, капитальному ремонту), содержанию объектов капитального строительства и (или) линейных объектов относятся:

  • автомобильные дороги федерального, регионального, межмуниципального, местного значения, включая защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, элементы обустройства автомобильных дорог, а также объекты дорожного сервиса;
  • объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных отходов);
  • гидротехнические сооружения;
  • объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии;
  • объекты системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо-, и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социально-бытового назначения;
  • объекты космической инфраструктуры;
  • объекты авиационной инфраструктуры;
  • объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
  • метрополитены и инфраструктура для другого транспорта общего пользования;
  • морские и речные порты, объекты их производственной и инженерной инфраструктуры;
  • опасные производственные объекты;
  • объекты здравоохранения, в том числе объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения;
  • объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социально-культурного назначения;
  • объекты капитального строительства, относящиеся в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации к уникальным.

Закупка товаров или работ для нужд оборонного заказа в соответствии с утвержденным перечнем товаров и работ для нужд оборонного заказа, закупка которых осуществляется на основании заключения контракта жизненного цикла.

Закупка подвижного состава и технически сложных систем железнодорожного транспорта, метрополитена и другого транспорта общего пользования.

Закупка морских и речных судов, судов смешанного (река - море) плавания, а также судов, осуществляющих ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, плавучих и сухих доков.

Закупка воздушных судов государственной авиации.

Закупка автомобилей, в том числе автомобильных прицепов, а также работ по их содержанию и (или) работ по их содержанию, последующей утилизации.

Примером КЖЦ рассмотрим Государственный контракт на оказание услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимся в многоквартирных домах, расположенных на территории Юго-Западного административного округа города Москвы.

Предметом контракта со стороны исполнителя является обязательство по заданию Государственного заказчика оказать услуги по обращению с отходами (вывоз и транспортировка твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, образующегося в многоквартирных домах Юго-Западного административного округа города Москвы, от мест их сбора (контейнерных площадок) до объекта обезвреживания/размещения, обезвреживание/размещение твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора с обеспечением отбора вторичных материальных ресурсов, в объеме, на условиях и в соответствии с требованиями Технической части).

Среди целого комплекса требований к исполнителю необходимо выделить требования к экологическому обеспечению оказываемых услуг.

1. Исключить попадание перевозимых отходов в окружающую среду при транспортировке.

2. Обеспечить организацию сортировки отходов с выделением вторичного сырья:

  • в 2013 году не менее 10%;
  • в 2014 году не менее 15%;
  • в 2015 году не менее 20%

от общего объема образуемых отходов.

3. Обеспечить сбор вторичного сырья от населения мобильными пунктами приема из расчета - 1 приемный пункт на 12,5 тыс. чел. с охватом в % (процентном) соотношении от общей численности обслуживаемого населения:

  • 2013 год - 30%;
  • 2014 год - 60%;
  • 2015 год - 100%.

Необходимо отметить, что Государственный заказчик вправе требовать от Исполнителя в соответствии с Технической частью надлежащего исполнения обязательств по настоящему Контракту в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, а также требовать незамедлительного и/или своевременного устранения выявленных недостатков.

Запрашивать у Исполнителя информацию о ходе и состоянии оказания услуг.

Осуществлять контроль за выполнением Исполнителем объема и сроков оказания услуг. Не оплачивать оказанные Исполнителем услуги в случае:

  • не предоставления Исполнителем надлежаще оформленных документов, являющихся основанием для оплаты оказанных услуг;
  • представления Исполнителем подтверждающих документов не в полном объеме или не соответствующих требованиям Технической части.

Проводить выездные проверки с целью контроля за соблюдением Исполнителем требований, предъявляемых к качеству и объему оказания им услуг, предусмотренных Технической частью, иными положениями настоящего Контракта и действующего законодательства.

Привлекать независимых экспертов для проверки соответствия качества оказанных Исполнителем услуг требованиям, установленным настоящим Контрактом.

Государственный заказчик обязан:

  • Сообщать в письменной форме Исполнителю о недостатках, обнаруженных в ходе оказания услуг, в течение 3 (трех) рабочих дней после обнаружения таких недостатков.
  • Своевременно принять и оплатить надлежащим образом оказанные Исполнителем услуги в соответствии с настоящим Контрактом.
  • В случае досрочного расторжения настоящего Контракта принять и оплатить фактически и надлежащим образом оказанные Исполнителем услуги.
  • При обнаружении уполномоченными контрольными органами несоответствия объема и стоимости, оказанных Исполнителем услуг Расчету Стоимости Контракта и Акту оказанных услуг требовать от уполномоченных представителей Исполнителя разъяснения в отношении не надлежаще оказанных услуг.
  • Осуществлять контроль за целевым использованием бюджетных средств в процессе оказания Исполнителем услуг.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, установленных настоящим Контрактом, Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Таким образом, интерес инвестиционного сообщества к контрактам жизненного цикла, принятие ряда нормативных правовых актов свидетельствуют о необходимости внедрения контрактов жизненного цикла в практику.

Рецензенты:

Гладилина И.П., д.п.н., доцент, профессор кафедры управления государственными и муниципальными заказами, Московский городской университет управления правительства Москвы, г. Москва.

Банников П.А., д.и.н., доцент, доцент кафедры управления государственными и муниципальными заказами, Московский городской университет управления правительства Москвы, г. Москва.

Библиографическая ссылка

Сергеева С.А. КОНТРАКТЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12639 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Контракт жизненного цикла (сервисный контракт) - относительное новшество законодательства в сфере госзакупок. Новшество для России. В практике многих стран данный институт успешно и обширно применяется длительное время. О сущности, особенностях и проблемах КЖЦ - в сегодняшнем материале.

Зарубежный опыт по контракт жизненного цикла

В опыте других стран контракты жизненного цикла (КЖЦ) являют собой разновидность взаимовыгодного партнерства публичных субъектов (государство или муниципалитет) и предпринимательских субъектов, в рамках которого компания проектирует, строит, реконструирует, обеспечивает обслуживание какого-либо объекта, а государство ему за это платит.

Такие контракты, как правило, заключаются в отношении автомобильных, железнодорожных дорог/магистралей, тоннелей, больниц и других важных объектов общественной инфраструктуры.

Чаще всего речь идет о платежах после начала эксплуатации объекта. Условия платежей зависят от конкретных обстоятельств - качества оказываемых услуг и качества самого объекта. Таким образом, предмет такого договора составляет обеспечение сервиса в течение «срока жизни» объекта - отсюда становится понятна и логика названия контракта. Другое применимое наименование - сервисный контракт.

Сущность КЖЦ у нас в России

Нормативное регулирование данный термин получил в России в 2014 году - благодаря № 44-ФЗ : КЖЦ - контракт на приобретение товара или работы, их дальнейшее обслуживание, ремонт, эксплуатацию, уничтожение товара (объекта). Предусмотрены оговорки, что данные действия могут при необходимости включать создание проекта, конструкции объекта.

Из комплексного толкования норм указанного закона (в совокупности с конкурентным законодательством) следует, что, если контракт предполагает действие на весь период существования объекта, это можно сделать только в рамках КЖЦ. Внесение в другой контракт нескольких видов работ из тех, что должны регулироваться КЖЦ, может повлечь ответственность за нарушение норм о защите конкуренции.

Правительство РФ в Постановлении № 1087 «Об определении случаев заключения КЖЦ» определило исчерпывающее количество объектов инфраструктуры, которые могут создаваться и обслуживаться с помощью КЖЦ. В перечень вошли объекты транспортной инфраструктуры: автодорожные объекты, порты, аэродромы, метро, железнодорожный, внеуличный и электрический транспорт на земле, водные и воздушные суда, а также уникальные объекты капитальной постройки и объекты коммунального хозяйства

Специалисты считают, что данный список было бы неплохо расширить и включить в него ряд других объектов, нуждающихся в комплексном обслуживании: например, стадионы, больницы и другие объекты социального назначения.

Тем самым законодатель ясно дал понять, что в России КЖЦ будет представлять собой не способ совместного сотрудничества государства и частного сектора, а одну из форм госзакупок. Этот фактор негативно сказывается на заинтересованности частной стороны контракта, поскольку сфера закупок в России строго регламентирована и требует большей подготовки для участия в ней, нежели для заключения другого вида контракта.

Кроме того, сфера закупок лишена гибкости регулирования в зависимости от складывающихся обстоятельств. Для госконтрактов невозможно участие нескольких исполнителей, изменение цены договора, нет четких механизмов компенсации при расторжении.

Проблемным для КЖЦ является и момент применения бюджетного законодательства о финансировании на длительный срок: БК РФ ограничивает оплату государственных контрактов трехлетними сроками. КЖЦ не исключение. Положения о контрактах с долгим производственным циклом на КЖЦ пока не распространены. Таким образом, до текущего времени вопрос с финансированием КЖЦ внятно не решен, что, несомненно, не может не быть еще одной причиной его незначительного распространения.

Все это в условиях текущего регулирования КЖЦ делает КЖЦ малопривлекательным для современных инвесторов.

Содержание КЖЦ и соотношение с концессией (концессионными соглашениями)

Что же входит в содержание КЖЦ? Можем ли мы считать, что заключение КЖЦ предполагает включение в него определенного набора обязанностей подрядчика. Однозначного ответа на данный вопрос нет.

В Постановлении Правительства РФ № 1087 указаны работы по проектированию и строительству. Тогда возникает вопрос относительно обслуживания - подразумевается ли оно автоматически или должно быть озвучено отдельно. Данный вопрос не решен ни нормативно ни в правоприменении, которое в случае с КЖЦ практически отсутствует. Минэкономразвития России считает, что обслуживание подразумевается, даже если об этом нет специального указания в контракте. Однако единого мнения специалистов нет.

В ряде случаев возникает вопрос о соотношении КЖЦ с концессионными соглашениями (которые, аналогично КЖЦ, включают в себя не одну стадию периода жизни объекта и эксплуатируются негосударственной компанией).

Концессия как раз является разновидностью партнерства государства с частными лицами, располагает инструментами регулирования отношений сторон по договору. Основное отличие концессии от КЖЦ заключается в том, что она в обязательном порядке включает целевую эксплуатацию объекта. Кроме того, использование концессии не всегда возможно. Некоторые аналитики считают, что отнесение КЖЦ к регулированию концессии было бы рациональным шагом в популяризации и повышении привлекательности данного вида контрактов. С этим нельзя не согласиться с учетом обозначенных проблем в регулировании КЖЦ как инструмента госзакупок.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает заключение нового контракта, обозначаемого как «контракт жизненного цикла».

В соответствии с ч. 16 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт жизненного цикла представляет собой контракт, предусматривающий закупку товара или работы, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта. При этом контракт жизненного цикла заключается только в случаях, предусмотренных Правительством РФ.

Пункт 3 ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе определяет понятие «контракт» как гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества95), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. 1, и 5 ст. 15 Закона о контрактной системе.

Следует заметить, что в Гражданском кодексе РФ (далее - ГК РФ) не существует такого понятия. Контракт жизненного цикла по смыслу входящих в него составляющих может соединять в себе несколько видов договоров, предусмотренных ГК РФ, например, таких, как договор поставки, подряда, договор на выполнение научно- исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ, возмездного оказания услуг и др.

Встречаются высказывания, что «юридической основой контракта жизненного цикла является договор об оказании услуг, могут присутствовать и элементы других видов договоров, например договора о доверительном управлении»96. Однако, видимо, автор применила это определение лишь к конкретному случаю, рассматриваемому в статье, т.е. в автодорожной сфере. Если смотреть шире, то с такой формулировкой нельзя согласиться, так как для различной продукции основа контракта жизненного цикла может быть различной.

В соответствии с п. 3 ст. 421 ГК РФ договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, определяется как смешанный договор97. Таким образом, контракт жизненного цикла можно квалифицировать в качестве смешанного договора. Применительно к сфере государственных и муниципальных закупок определение существенных условий контракта также влияет на заключение контракта, а их несоблюдение может привести к его расторжению.

81 Стародумова С.Ю. К вопросу о признаках недвижимых вещей // Актуальные проблемы российского законодательства. 2014. № 8. С.117- 118.

82 Договор как средство правового регулирования отношений в сфере оказания услуг: проблемы теории и практики – М.: ВАКО, РГСУ, 2015. 220с.

83 Обязательственные отношения в частном праве России: Монография. – М.: ВАКО, РГСУ, 2015. 142 с.


Существенные условия государственных и муниципальных контрактов содержатся в законодательстве применительно к каждому виду договоров. Однако, по мнению ряда авторов, государственные (муниципальные) контракты «должны содержать условия, обязательные для заключения гражданско-правовых договоров данного вида (например, поставки, строительного подряда, оказания услуг)»98.

В соответствии с п. 3 ст. 421 ГК РФ к отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. Таким образом, к контракту жизненного цикла следует применять данные положения.

Следует отметить, что понятие жизненного цикла может различаться применительно к разным объектам. Так, ГОСТ 31539-2012 «Цикл жизненный железнодорожного подвижного состава. Термины и определения» определяет жизненный цикл (железнодорожного подвижного состава) как совокупность взаимосвязанных, последовательно осуществляемых процессов установления требований к потребительским свойствам и техническим параметрам железнодорожного подвижного состава, а также процессов его создания, применения и утилизации.

Жизненный цикл автоматизированной системы по ГОСТ 34.003-90 - совокупность взаимосвязанных процессов создания и последовательного изменения состояния автоматизированной системы от формирования исходных требований к ней до окончания эксплуатации и утилизации комплекса средств автоматизации автоматизированной системы (п. 4.1 ГОСТ 34.003-90).

Кроме того, у различной продукции могут быть различны и стадии жизненного цикла. В соответствии с п. 4.1 ГОСТ 31538-2012 «Цикл жизненный железнодорожного подвижного состава. Общие требования» жизненный цикл железнодорожного подвижного состава должен состоять из следующих стадий: определение исходных требований; разработка; производство; эксплуатация; модернизация; утилизация.

Пункт 4.2 ГОСТ Р 53791-2010 определяет, что жизненный цикл продукции производственно-технического назначения включает в себя следующие стадии: обоснование разработки; разработку технического задания; проведение опытно-конструкторской работы; производство и испытания; модернизацию; использование (эксплуатацию); ликвидацию (с избавлением от отходов путем их утилизации и (или) удаления).

Отличие стадий жизненного цикла различных изделий предполагает применение различных подходов к заключению контрактов жизненного цикла, их исполнению, ценообразованию. При этом процесс расчета стоимости жизненного цикла является одной из наиболее больных точек для заказчиков. В этом аспекте целесообразно дифференцированно подходить к разработке нормативных правовых актов по применению контрактов жизненного цикла по отраслям, по видам закупаемой продукции и т.п.

В ч. 3 ст. 32 Закона о контрактной системе определено, что критерий стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта включает в себя расходы на закупку товара или выполнение работы, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока их службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта. Расчет стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта производится с учетом методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. В настоящее время такие рекомендации не разработаны.

Таким образом, следует отметить, что для практического применения контрактов жизненного цикла в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сегодня не сформирована достаточная нормативно-правовая база99. Это может привести к проблемам своевременности и качества удовлетворения публичных нужд, неэффективному расходованию бюджетных средств100. С целью решения вышеназванных проблем представляется целесообразным внесение соответствующих изменений в Гражданский кодекс, иные законодательные акты, а также издание подзаконных нормативных правовых актов в части регулирования применения контрактов жизненного цикла.

84 Ответственность в сфере оказания услуг: проблемы правового регулирования и судебной практики: Монография. – М.: Русайнс, 2015. С.129-130.

85 Золотарева А.Е., Шиловская А.Л. Участие публично-правовых образований в обязательственных правоотношениях // Актуальные проблемы российского законодательства. 2016. № 13. С. 89-95.

86 Ситдикова Л.Б. Теоретические основы критериев оценки качества в сфере оказания услуг // Юрист. 2013. №6. С. 18-21.

Список литературы

1. Договор как средство правового регулирования отношений в сфере оказания услуг: проблемы теории и практики – М.: ВАКО, РГСУ, 2015. 220с.

2. Золотарева А.Е., Шиловская А.Л. Участие публично-правовых образований в обязательственных правоотношениях // Актуальные проблемы российского законодательства. 2016. № 13. С. 89-95.

3. Обязательственные отношения в частном праве России: Монография. – М.: ВАКО, РГСУ, 2015. 142 с.

4. Ответственность в сфере оказания услуг: проблемы правового регулирования и судебной практики: Монография. – М.: Русайнс, 2015. 298 с.

5. Ситдикова Л.Б. Теоретические основы критериев оценки качества в сфере оказания услуг // Юрист. 2013.№6. С. 18-21.

6. Стародумова С.Ю. К вопросу о признаках недвижимых вещей // Актуальные проблемы российского законодательства. 2014. № 8. С.117-118.