Триумфальная арка Константина в Риме расположена между Палатином и Колизеем – двумя главными достопримечательностями города. Она была возведена в 315 году в ознаменование победы римского императора в битве, которая проходила у Мильвийского моста в 312 году. Это самая поздняя арка из всех сохранившихся, в которой прослеживаются элементы декора, ранее использованные в более древних монументах.

Триумфальная арка императора Константина символизирует закат великой Римской империи, хотя и выглядит приземистой. На фоне ее арочных украшений особенно выделяются коринфские колонны – кажется, что вся арка опирается только на них.

На аттике – декоративной стенке над карнизом – находятся восемь мраморных статуй, позаимствованных с форума Траяна – последнего из императорских форумов Рима. Меньшие пролеты декорированы медальонами, на которых можно рассмотреть сцены охоты.

Историческая справка


Строительство Арки Константина велось в течение трех лет и было закончено только в 315 году. Сооружение достигает в высоте 21 метра и состоит из трех пролетов. Основная часть арки выполнена из беломраморных блоков внушительных размеров. Общий дизайн похож на дизайн арки Септимия Севера, расположенной здесь же, в Риме. Обе имеют скульптурные панно, антаблементы – балочные перекрытия пролетов, и восемь колонн украшают два фронта арки.

Архитектурные особенности

Колонны арки выполнены из желтого мрамора, на основаниях видны рельефы с изображением пленных варваров, римских солдат и богини победы Виктории. Богиня изображена и на своде главного пролета. Все рельефы относятся к эпохе Константина.

Медальоны двухметрового диаметра, относящиеся ко времени правления римского императора Адриана, расположились над боковыми арками. На них изображены охота на вепря, льва и медведя, принесение жертвы богам Аполлону, Геркулесу, Диане.

В сценах охоты, размещенных на северной стороне, головы Адриана заменены головами Константина, в жертвоприношениях — Лициния и Констанция Хлора; на южной стороне наоборот. Поход Константина против Максенция иллюстрирует рельефный фриз. На медальонах с боковых сторон арки изображены божества Солнца и Луны на колесницах.

Аттик выполнен из попарно составленных восьми барельефов, снятых с памятника эпохи Марка Аврелия. По северной стороне изображены: возвращение императора в Рим, император покидает город, раздает деньги народу, допрашивает пленника.

На южной стороне – германский вождь перед императором, обращение к войскам, принесение в жертву богам овцы, свиньи и быка. Вершины колонн увенчаны фигурами даков – группы фракийских племен. Есть предположение, что они взяты с форума Траяна. Оттуда же позаимствованы барельефы, расположенные на боковых стенах аттика арки Константина. Они иллюстрируют празднование победы над даками.

Декор

Декор для арки использован тот же, что и в ранее возведенных римских постройках, предполагаемая причина — у создателей сооружения (в силу необходимости быстрого возведения арки) не было времени на его скульптурное оформление.

Историки предлагают другое объяснение – символическое объединение Константина с правителями прошлого. На отдельных элементах декора угадываются изображения ранее правивших римских императоров – им придали сходство с Константином.

Как добраться

Арка Константина находится на улице Виа Сакра. Добраться до нее можно на метро, доехав до станции Колизей линии В. Это всего две остановки от вокзала Термини. Уже выйдя с метро, можно увидеть, насколько это массивное сооружение. Также в этот район ходят автобусы и трамвай. При желании можно заказать такси – водитель быстро доставит до места назначения.

Одна из самых больших арок за все время истории Рима, Арка Константина была построена в 315 году н. э. Находится она между Колизеем и Палантином на улице Виа Сакра. Ее строительство было посвящено победе Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста.

Размеры арки впечатляют: высота 21 м, ширина 25,7 м и глубина 7,4 м. Основная часть строения выполнена из мраморных блоков, а аттик – из кирпича, облицованного мрамором.

Оригинальный декор

  • Для оформления арки были использованы элементы, которые когда-то находились на других сооружениях. Этому есть три пояснения:
  • Для строительства арки, которая достойно бы смотрелась на фоне предыдущих построек, нужны были навыки, а их бесследно утратили в период упадка Римской империи 4 века н. э.;
  • создатели арки были ограничены во времени, ведь начало работ было положено в конце 312 года, а завершить строительство нужно было к лету 315 года;
  • применение элементов декора других времен – это чистой воды символика. Таким образом, Константин перечислялся в ряду других «хороших императоров».

Оформление Аттика

8 барельефов, которые сняты с памятника эпохи Марка Аврелия, попарно украшают аттик, а с северной его стороны можно посмотреть изображение возвращения императора в Рим после военного похода. Напротив, с южной стороны строения видно, как император встречает германского вождя и других пленников, его обращение к войскам и момент приношения в жертву животных. Барельеф с раздачей денег народу имеет следы фигуры Комода – сына Марка Аврелия.

Вершины каждой колонны уникальной достопримечательности Рима венчают фигуры даков, которые, скорее всего, были сняты с форума Траяна. Такое же происхождение имеют барельефы с боковых стен аттика арки, а также центрального пролета. На них изображен праздник победы над даками.

Центральная часть трехпролетной арки

Желтый мрамор увековечен в коринфских колоннах, чьи основания украшают рельефы с изображением Виктории, пленных варваров и римских солдат. Над боковыми арками находятся медальоны, их размер – 2 метра в диаметре. Они изображают моменты жертвенности и охоты. На таких же медальонах с боковых сторон арки народу являют свой лик божества Солнца и Луны на колесницах.

Арка Константина – это достопримечательность Италии, которая стала историей. Константин увековечил свой поход против Максенция изображением на рельефном фризе. Изучив архитектуру начала эпохи, можно с легкостью рассказать о событиях и явлениях тех времен.

Учитывайте, что осмотр достопримечательностей города займет достаточно много времени, и лучше заранее позаботиться о бронировании гостиницы в Риме . А отправиться на интересную экскурсию можно в

– расположенная в Риме трехпролетная арка. Она была построена в честь императора Константина и посвящена его победе над Максенцием в битве у Мульвиева моста, состоявшейся в 312 году.

Арка возвышается в непосредственной близости от Колизея и является, пожалуй, самой великолепной из трех сохранившихся до наших дней античных триумфальных арок Рима. Этот величественный монумент установлен на античной дороге «Via Triumphalis», по которой римские императоры входили в город после одержанных в войнах побед, и которая традиционно оканчивалась на Палатинском холме. Весьма подробная надпись на аттике арки сообщает о победе императора Константина Великого над Максенцием у Мильвийского моста и о том, что триумфальная арка была построена сенатом и народом Рима.

Строительство монумента началось уже в том же 312 году и было завершено 25 июля 315 года. В этот день Константин праздновал начало 10-го года своего правления. Заказчиком строительства выступил сенат. Предполагается, что изначально это строение было увенчано квадригой, которая исчезла в результате вторжения вестготов под предводительством Алариха в 410 году или нападения Гейзериха в 455 году.

В эпоху средневековья арка Константина, как и Колизей, была интегрирована в систему городских укреплений. В начале 19-го века монумент был приведен в нынешнее архитектурное состояние. В современном Риме эта арка, как и многие другие античные памятники архитектуры, очень сильно страдает от выхлопных газов автомобилей и мотоциклов.

Триумфальная арка Константина является крупнейшей и самой поздней из трех триумфальных арок, сохранившихся в античном квартале города вокруг Римского форума. Её высота составляет 21 метр, ширина 25,7 метра, а глубина пролета – более 7 метров. От других арок она отличается прежде всего тем, что в ней использованы некоторые элементы декора, а также рифленые коринфские колонны, ранее принадлежавшие другим памятникам и зданиям.

По четыре колонны, украшающих фронтоны арки, придают ей архитектурное сходство с триумфальной аркой Септимия Севера, которая послужила образцом для неё. На цоколях колонн расположены рельефы богини Виктории, солдат и плененных варваров. В углах арки можно различить аллегорические декорации и фигуры божеств, богов, олицетворяющих времена года, речных духов. Далее следует рельеф, расположенный над малыми пролетами арки, на котором показана история военного похода Константина, его победы и захвата власти в Риме: рельеф начинается на западной, узкой, стороне арки с картины, изображающей отбытие войск из Милана (profectio), затем следует показанная на южной стороне картина осады некоего города, возможно, Вероны (obsidio), и изображение битвы у Мильвийского моста (proelium). На восточной стороне изображено вступление победоносного императора в Рим (adventus), а на северной стороне показано выступление императора с речью в Римском форуме (oratio), а также вручение им денежных подарков народу (largitio).

Триумфальная арка Константина видна из Колизея; при этом справа от неё можно видеть античную дорогу «Via Sacra» и триумфальную арку Тита.

Восемь попарно расположенных медальонов (по 4 на боковых арках с каждой стороны монумента) относятся к эпохе императора Адриана. На них изображены сцены охоты и 4 сцены жертвоприношения. Главной фигурой медальонов является Адриан, однако на 4 из них его голова была заменена головой Константина, а на остальных 4 – головами его отца Констанция I или восточноримского соправителя Константина, Лициния (точная идентификация невозможна). Рельефы главного пролета арки ранее принадлежали базилике Ульпия в форуме Траяна.

Статуи, венчающие колонны на высоте аттика, изображают даков и напоминают о военном походе Траяна против них. Между статуями попарно расположены прямоугольные рельефы со сценами из Маркоманской войны Марка Аврелия. На них показаны отправление в поход, затем сама война и возвращение императора в 173 году. Над главной аркой расположена надпись-посвящение.

Исследователи спорят по поводу того, чем вызвано повторное использование элементов более древних строений при возведении Триумфальной арки Константина, финансовыми трудностями и вынужденной экономией, или же авторы памятника хотели таким образом возвеличить Константина в традициях ранней, сенаторской историографии. Часть ученых предполагает, что еще со времен Адриана на этом месте существовала арка-предшественник, которая позже была лишь дополнена аттиком и заново облицована. Так, доработанные и переделанные рельефы относятся к годам правления Траяна (98-117 гг.), Адриана (117-138 гг.) и Марка Аврелия (161-180 гг.).

Монумент выполнен в строгом стиле, в нем присутствует так называемая иерархическая перспектива, которая ясно подчеркивает социальные противопоставления и общественную иерархию в эпоху домината. Независимо от своего места на рельефе император изображен крупнее окружающих его персонажей, придворных и римских солдат, размер фигур которых также подчиняется иерархической градации.

Триумфальная арка Константина – это настоящий музей древнеримского искусства под открытым небом. При ближайшем рассмотрении монумента можно проследить стилистическое развитие римского скульптурного искусства на протяжении почти 200 лет.

Этот последний античный римский памятник с его великолепными рельефами различных стилей, созданный незадолго до утверждения христианства в качестве государственной религии, имеет для науки и архитектурного искусства неоценимое значение.

Колизей (от colosseus - громадный, колоссальный) или амфитеатр Флавиев (Amphitheatrum Flavium ) - амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений Древнего мира, сохранившихся до нашего времени

Начну с истории, хотя, наверняка, она многим знакома. В этом случае просто освежим свои воспоминания.

Колизей в Риме построили в 80 году нашей эры при римском императоре Тите из рода Флавиев. В первозданном своем виде амфитеатр Колизей имел 3 этажа. На первом находилась ложа императора и мраморные места для сената. На втором этаже были установлены мраморные скамьи, предназначенные для граждан Древнего Рима. На третьем этаже находились места для всех остальных зрителей, выполненные в виде деревянных скамей и просто стоячих мест. Во IIвеке был достроен последний четвертый этаж.

Так выглядел Колизей по проекту, и, наверное, он действительно был таким при постройке в первом веке новой эры.

А таким изобразил Колизей Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791-1830) на своей картине "Вид Рима. Колизей". На переднем плане Триумфальная арка Константина.

Это очень близко к тому, что мы видим сейчас спустя 2 столетия после написания этой картины

Основное предназначение Колизея в Риме было проведение гладиаторских боев. Арена амфитеатра позволяла вмещать до 3 тысяч бойцов. И хотя в наши дни Колизей в Риме наполовину разрушен, он по-прежнему производит огромное впечатление и с достоинством держит звание символа Рима.

Сейчас бесплатно Колизей можно посмотреть только снаружи. Обратите на толпы туристов вокруг. А в Древнем Риме не только вход был бесплатным, там еще зрителей бесплатно кормили. Неудивительно, что треть жизни римляне проводили в Колизее, где до 100 дней в году шли разные игры, соревнования и праздники!

Еще немножко исторических фактов.

Под ареной была целая система клеток, галерей, складских помещений, раздевальных и подвалов, сейчас открывшихся благодаря проведенным раскопкам. Речь идет о целом ряде помещений, где хранились различные предметы и механизмы, и где содержались животные до и после зрелищ. Основными зрелищами были бои гладиаторов и охота на животных (слоны, тигры, львы, медведи, бегемоты и т. д.). На арене происходили также выступления фокусников, спортивные состязания, конные турниры и даже морские битвы. Нижняя часть Колизея под ареной заполнялась водой из специально подведенных акведуков.

Из истории известно, что в день, когда официально открыли Колизей в Риме, на арене погибло более двух тысяч гладиаторов и было убито около пяти тысяч животных. А по самым скромным подсчётам, за всю историю этого уникального памятника архитектуры, здесь погибло более полумиллиона человек и не менее миллиона хищников.

В день официального открытия Колизея на его арене было убито 5 тысяч животных. По скромным оценкам, за всю историю этого сооружения в нем было убито более 500 тысяч людей и более миллиона животных.

В 1349 году мощное землетрясение в Риме явилось причиной обрушения Колизея, в особенности, его южной части. После этого на него стали смотреть как на источник добывания строительного материала. Не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали идти на новые сооружения.

В конце 13 века здесь вообще образовали каменоломню: из частей Колизея были построены более 20 аристократских домов и церквей - его использовали как дешевый строительный материал. Часть разрушенного землетрясениями Колизея была использована на строительство базилики Святого Петра… Каждый пытался утащить хотя бы кирпичик.

Камней в Колизее оказалось так много, что до сих пор из их остатков производят различные сувениры. Один из таких сувениров, как память о конференции по электролюминесценции 2008 года, я храню в своей коллекции.

Настоящий травертиновый мрамор 1 века, из которого построен Колизей.

В завершение первой части рассказа о Колизее я попытался оценить, сколько фотографий Колизея сделано человечеством за последние годы. По посещаемости всех музеев Италии Колизей уверенно занимает первое место. За год его посещают около шести миллионов туристов. За последние 20 лет, когда стали активно использоваться цифровые камеры, его посетило около 120 миллионов. Если предположить, что каждый посетитель сделал хотя бы десяток снимков (на самом деле гораздо больше), то уже получается умопомрачительная цифра, превышающая 1 миллиард снимков! Можно ли при этом что-то новое добавить в общую фото копилку о Колизее? Наверно, нет. Тем не менее, у каждого свои ассоциации, поэтому приведу несколько фотографий, каким нам запомнился Колизей.

Таким мы увидели Колизей в первый день нашего пребывания в Риме со смотровой площадки Витториано.

Величественный скелет

Триумфальные арки

Арка Тита

Возвращавшихся после успешных побед полководцев или императоров в Древнем Риме встречали всегда торжественно. Чтобы увековечить их подвиги, стали возводить специальные триумфальные арки. Это были мощные каменные сооружения, украшенные статуями выдающихся людей, барельефами с изображениями их великих деяний.

Самой старой из трех сохранившихся триумфальных арок Древнего Рима является однопролетная арка императора Тита. Ее возвели в 81 году. Тит удостоился такой высокой почести за захват Иудеи и разрушение Иерусалима в 69 году.

Арка Тита. Рим. 81 г.

Арка Константина

Более торжественной трех-пролетной триумфальной арки удостоился император Константин. Арка расположена рядом с Колизеем. Возводить ее начали в 312 году, в год победы Константина над императором Максенцием. И никак не могли закончить. Поэтому, когда Константин вошел в Рим с почестями триумфатора, то своей арки он не увидел. Это единственная в Риме триумфальная арка, которую соорудили в честь победы не над внешним врагом, а над своим собственным римским деспотом.

Триумфальная арка Константина (Arcus Constantini , Arco di Costantino ) - трёхпролётная арка, расположенная в Риме на древней Via Triumphalis. Это одна из самых огромных арок, когда-либо построенных в Риме. Высота ее достигает 21 метра, почти 36 метров составляет ее ширина, а толщина ее стен превосходит 7 метров.

Чтобы ощутить ее толщину, лучше на нее посмотреть с торца

Обойдем арку с противоположной стороны, и мысленно вернемся в 306 год.

В Риме правил Максенций - тиран, необузданный в своих желаниях правитель. Жители очень быстро пожалели, что помогли ему стать императором. И тогда Константин, которому доносили о событиях в Риме, с войском выступил из Британии, перешел Альпы, и в 312 году на территории Италии разбил части Максенция. Труп Максенция был найден и обезглавлен. Голову доставили в Рим для демонстрации всем жителям - прежний император повержен. После этого Константин со всеми подобающими императору почестями вошел в Рим. Но не через триумфальную арку, которую для него еще строили…

Закончили арку только в 315 году, и на ней появилась надпись «Императору Флавию Константину, величайшему, благочестивому, счастливому…», дальше перечислялись все его подвиги. Но Константин не оценил позднее внимание, проявленное к нему со стороны сената и граждан Рима. Он разлюбил этот город и в 326 году перенес столицу государства в Византий (в 330 г. его переименовали в Константинополь), создав там новое государственное устройство. А триумфальная арка в его честь так и осталась в Риме.

Основная часть арки сделана из мощных мраморных блоков. С обеих сторон ее украшают четыре коринфские колонны. В стены впрессованы барельефы с изображением победных эпизодов императора Константина. Некоторые декоративные элементы для монумента были взяты с других, более ранних римских сооружений. Например, с форума императора Трояна перенесли статуи, медальоны со сценами охоты, со здания императора Марка Аврелия - барельефы с изображением его триумфа…

Во время Олимпийских игр 1960 года около этой арки финишировали марафонцы.

Апрель, 2016

"Можете забрать себе весь мир, но оставьте мне Италию"

Джузеппе Верди

Более подробно с прогулками по Италии можно познакомиться в книге: "ИТАЛЬЯНСКИЕ КАНИКУЛЫ"


ИТАЛЬЯНСКИЕ КАНИКУЛЫ

Данная книга может служить коротким путеводителем по Италии за 7 дней:

Три дня в Риме (Площадь Венеции. Площадь Навона. Фонтан Треви. Площадь Испании. Капитолийский холм. Римский Форум. Колизей и Триумфальные арки. Уста истины. Мосты и набережная Тибра. Пантеон и площадь Ротонда. Римские Замки (Castelli Romani). Аппиева дорога. Гроттаферрата, Крипта Феррата. Фраскати. Кастель-Гандольфо. Тускул. Улочки Рима.

Два дня во Флоренции: Церковь Санта-Мария-Новелла. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Баптистерий Сан-Джованни. Площадь Республики. Площадь Синьории. Понте Веккьо. Галерея Уффици. Базилика Сан-Лоренцо. Санта-Кроче («Святой Крест») Площадь Микеланджело. Палаццо-Питти.

Один день в Венеции: Мурано. Площадь и собор Святого Марка. Экскурсия по городу.

В книгу я также включил не туристические маршруты, очень интересные и мало известные широкому кругу путешественников. Надеюсь, что книга вызовет интерес и у тех, кто уже побывал в этих местах, и им будет приятно еще раз мысленно пройти по знакомым местам, вспомнить и сравнить этот виртуальный поход со своими собственными впечатлениями об этой удивительной и прекрасной Италии.

Цена книги 100 рублей

Рим считается колыбелью западной цивилизации. Город насыщен уникальными памятниками и строениями, характеризующие культуру и историю античной Римской империи. Сложный государственный переход от республики к империи, внутренние противостояния олигархических общин, бесконечные военные кампании, - все эти отзывы прошлого отражены в архитектурных шедеврах. Монументальные сооружения являются неотъемлемым продолжением политики Древнего Рима. Триумфальные арки строили в честь заслуг императоров. Барельефы и колонны строений олицетворяли победы и военную мощь державы.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 30 сентября:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте tours.guruturizma.ru . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

В III веке Римская империя была истерзана нашествиями древнегерманских племён. Не добавляло стабильности в этом противостоянии внутренняя политическая смута, сложившаяся на то время. Государство состояло из нескольких провинций, в которых правили наместники со своим войском. Каждый из них норовил стать императором. В такой сложной обстановке появился лидер, сумевший сплотить страну. Это был Константин, впоследствии ставший Великим.

Константин получил превосходное военное образование. Его отец Констанций Хлор возглавлял Западную Римскую империю. Перед юношей открывались перспективы в достижении высокой цели. Молодой полководец успешно сражался против варваров на берегах Рейна. Константин зарекомендовал себя, как отважный и одарённый стратег, что способствовало приобретению авторитета среди военных. После смерти отца, армия провозгласила Константина претендентом на имперский трон. Для обретения полной власти необходимо было одержать победу над внутренним врагом.

В 306 году Римом правил узурпатор Максенций, являющийся воинствующим язычником. Любое своё решение он принимал, руководствуясь гаданиями жрецов на овечьих внутренностях. Константин, заручившись поддержкой других соправителей провинций Рима, объявляет тирана Максенция вне закона и готовит военный поход на столицу. Полководец со своей армией подходит к реке Тибр, которая считалась единственной преградой на дороге в Рим.

Там его встречает Максенций с войском, в разы превосходящее по численности армию Константина. В 312 году на берегу реки началась ожесточенная битва, в ходе которой Максенций был разбит. При постыдном бегстве узурпатор утонул в водах Тибра. Константин становится единоличным властителем Западной Римской империи.

В 315 году по решению Римского сената устанавливают триумфальную арку, символизирующую победу Константина над тираном. Архитектурное сооружение было построено и украшено фрагментами, снятыми с других античных памятников города. В этом был заключён особый политический замысел Константина. Идея собрания разновременных элементов декора в единый ансамбль заключалась в консолидации общества после гражданской войны. Были взяты барельефы и панно, изображающие события и подвиги предыдущих правителей Рима.

Стоит выделить один важный аспект, связанный с духовными ценностями императора Константина. На триумфальной арке отсутствуют символы христианства. Напротив, барельефы арки описывают сцены проведения языческих обрядов жертвоприношений. Имеются доказательства того, что во время кульминационной битвы против Максенция на щитах солдат армии Константина были изображены монограммы креста Иисуса.

Будущий император верил, что с христианским знаменем ему будет сопутствовать удача. Во время возведения арки Константин повёл себя как осторожный дипломат. Чтобы не допустить раскол в обществе, он решил объединить его позднее единым религиозным течением - христианством.

Описание

Триумфальная арка имеет три пролёта. Основная часть монумента воздвигнута из мраморных блоков. Высота сооружение составляет более 20 метров, а ширина - 25 метров. Архитектурное строение обрамляют восемь мраморных колонн, по четыре с каждой стороны. Также здесь установлены скульптурные композиции. Основания пилястр декорированы изображениями римских солдат, пленных варваров и богини победы Виктории.

Второй ярус арки представлен восемью крупными тондо, обрамлёнными красным камнем (порфиром). Изображения представляют разные эпизоды из жизни императора Адриана. Каждый медальон в отдельности — это сцены охоты и жертвоприношения богам. Рельефные композиции отображают выезд императора на охоту со своей свитой. Один из его сподвижников держит лошадь под уздцы, другой ведёт на поводке собаку. Участники облавы сражаются с медведем, кабаном и львом.

На других медальонах можно увидеть охотников, приносящих дары лесному богу Сильвану, а также Аполлону, Геркулесу и Диане. Тондо не имеют отношений к военным победам, однако их размещение на арке символизирует успехи императора во всех сферах его деятельности.

Вдоль всей средней части арки виден скульптурный фриз, характеризующий военные подвиги Константина. Данная композиция выполнена довольно примитивно в отличие от других барельефов. Отсутствуют чёткость и пропорциональность линий скульптур. В этих сценах больше идейности, чем художественной точности. Полководец со своим войском выступает в поход, осаждает города, победно сражается с Максенцием и затем входит в Рим. С другой стороны арки изображён император, раздающий деньги народу.

Оформление аттика

Верхний уровень арки считается истинным шедевром древнеримского искусства. Привлекают внимание отдельно стоящие статуи наверху колонн. Это фигуры врагов, покорённые императором Траяном. Скульптуры облачены в длинные штаны, плащи и остроконечные шапки, что свидетельствует об образах варваров. Ведь римляне носили исключительно тоги. Представители древних племён показаны в побеждённых позах: головы опущены, руки сложены вместе. Между статуями установлены барельефы, отражающие атаку римской конницы и натиск легиона на варваров.

Аттик северной части арки представлен несколькими сценами, описывающими политическую обстановку в Римском государстве при императоре Аврелии. Скульптуры изображают военные действия против сарматов в 169 году. Фигуры исполнены со скрупулёзной точностью мелких деталей. Император облачён в разных одеяниях: короткой тунике, мантии либо в походном плаще. Солдаты изображены в доспехах, шлемах со щитами и оружием. Барельеф описывают сцену обращения правителя к армии с вдохновляющей речью.

Впечатляет композиция, повествующая о допросе пленного германского вождя. Рядом расположены информативные скульптуры, демонстрирующие триумфальное возвращение Марка Аврелия в Рим после военного похода, раздачу им денег народу и проведение обряда очищения путём жертвоприношения. Центральная часть аттика украшена надписью, которая выражает благодарность Константину за освобождение Рима от тирании и гнёта.

Где находится и как добраться

Триумфальная арка Константина расположена в центре Рима возле Колизея и Римского Форума. Туристы могут воспользоваться услугами метрополитена, доехав до станции Сolosseo. К арке можно добраться на общественном транспорте. Достаточно много маршрутов автобуса курсируют к достопримечательности.