3.1. Нефть и нефтепродукты транспортируют по магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам, железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским и речным транспортом.
Виды транспортных средств для транспортирования нефти и нефтепродуктов наливом приведены в приложении 1.

3.2. Нефть и нефтепродукты транспортируют в наливных судах, железнодорожных и автомобильных цистернах с внутренним маслобензостойким и паростойким защитным покрытием, удовлетворяющим требованиям электростатической искробезопасности.
Допускается транспортировать нефть и нефтепродукты в транспортных средствах, не имеющих внутренних защитных покрытий и введенных в эксплуатацию до 01.01.93.
(Измененная редакция, Изм. № 5).

3.3. Нефть и нефтепродукты транспортируют в железнодорожных и автомобильных цистернах, оборудованных приборами нижнего налива и слива.
(Измененная редакция, Изм. № 3, 5).

3.4. Из железнодорожных и автомобильных цистерн нефть и нефтепродукты должны быть слиты полностью с удалением вязких нефтепродуктов с внутренней поверхности котла цистерн. При этом в железнодорожных цистернах, не имеющих нижнего сливного устройства, допускается остаток не более 1 см (по измерению под колпаком).
В вагонах для нефтебитума (бункерных полувагонах) допускается остаток не более 3 см (по измерению в средней части ковша).

3.5. Подготовку транспортных средств и резервуаров для налива нефтепродуктов производят в соответствии с приложением 2.
Транспортные средства и резервуары для налива масел готовят в зависимости от группы масел:
1 - турбинные, трансформаторные, для поршневых авиационных двигателей, МТ, веретенные, электроизоляционные, для вентиляционных фильтров, конденсаторные, для холодильных машин и их полуфабрикаты, индустриальные, вазелиновое медицинское для технических целей, приборное МВП, парфюмерное;
2 - моторные автомобильные для карбюраторных двигателей, моторные для автотракторных дизелей, моторные для дизельных двигателей, компрессорные, сепараторные, для направляющих скольжения металлорежущих станков, для гидросистем высоконагруженных механизмов, для опрокидывания вагонов самосвалов, поглотительное, масла-мягчители (пластификаторы), для производства химических волокон, трансмиссионные специальные;
3 - трансмиссионные, цилиндровые тяжелые, сланцевое для пропитки древесины, для прокатных станов, для механических и гидромеханических коробок передач, для гидрообъемных передач и гидроусилителей рулей, для гипоидных и спирально-конических, червячных, цилиндрических передач; жидкости смазочно-охлаждающие.

3.6. Железнодорожные цистерны, подаваемые для подготовки под налив, должны сопровождаться документом, содержащим наименование слитого нефтепродукта. При отсутствии указанного документа наименование слитого нефтепродукта устанавливают анализом остатка из цистерны.
Не допускается использовать цистерны для налива нефтепродуктов, применяемых в авиационной технике, если цистерны не имеют сопроводительных документов. Использование таких цистерн для налива бензинов, растворителей, нефтяной ароматики керосинов, масел 1-й группы допускается при условии подготовки их в соответствии с обозначением 1 табл. 1 (см. приложение 2).

3.7. Подаваемые под налив железнодорожные цистерны должны сопровождаться документом, содержащим наименование нефтепродукта, слитого из цистерн перед их подготовкой, наименование нефтепродукта, под налив которого цистерны подготовлены, и обозначение подготовки по табл. 1 (см. приложение 2).
Не допускается использовать железнодорожные цистерны, имеющие трафарет "Бензин", для транспортирования нефти, масел, мазута, моторного топлива, битума и аналогичных им по физико-химическим свойствам нефтепродуктов.

3.8. Железнодорожные цистерны, используемые для перевозки нефтепродуктов в кольцевых маршрутах, должны проходить профилактическую обработку через промежутки времени, установленные по согласованию изготовителя с потребителем, но не более пятикратного использования цистерн для нефтепродуктов, указанных в пп. 1-10, 16, 17, 19, 20, 21, 28, и одного раза в месяц - для нефтепродуктов, указанных в пп. 11-15, 18, 22-27, 29-34. При этом обработка цистерн в первом случае производится в соответствии с обозначением 2, во втором - в соответствии с обозначением 3 табл. 1 (см. приложение 2). На цистерны кольцевых маршрутов наряду с грузовыми документами должен оформляться паспорт (формуляр) маршрута, в котором отмечается дата проведения сливно-наливных операций.

3.9. Топлива для реактивных двигателей, авиационные бензины и авиационные масла следует наливать в железнодорожные цистерны через сливно-наливные эстакады, оборудованные навесами или крышами, за исключением эстакад предприятий длительного хранения и наливных пунктов магистральных нефтепродуктопроводов, а также эстакад, оборудованных устройствами, обеспечивающими герметизацию операций по наливу.

3.10. Температура наливаемой нефти не должна превышать 30 °С, температуру высоковязких разогретых нефтепродуктов при наливе устанавливают в соответствии с правилами перевозок грузов и требованиями безопасности.
Заполнение нефтепродуктами железнодорожных цистерн следует производить с учетом увеличения объема нефтепродуктов из-за повышения температуры в пути следования и в пункте назначения, а также полного использования вместимости и ограничения грузоподъемности цистерн.
Заполнение нефтепродуктами автомобильных и железнодорожных цистерн, предназначенных для транспортирования морем, должно производиться также с учетом требований, действующих на морском транспорте.
Не допускается налив нефтепродуктов свободнопадающей струей.
(Измененная редакция, Изм. № 3).

3.11. Сливные, наливные и перекачивающие устройства перед перекачкой нефтяных парафинов должны быть пропарены и просушены.

3.12. Крытые вагоны для парафина и восковых составов должны быть промыты и просушены. Для других нефтепродуктов крытые вагоны, полувагоны, платформы, контейнеры должны быть полностью освобождены от ранее перевозимых грузов.

3.13. Железнодорожные цистерны, вагоны и автоцистерны с нефтепродуктами пломбируют в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на железнодорожном и автомобильном видах транспорта.
(Измененная редакция, Изм. № 3, 4).

3.14. Высоковязкие и высокозастывающие нефти и нефтепродукты (мазуты, битумы, гудрон, масла, парафины и аналогичные им по физико-химическим свойствам нефтепродукты) следует транспортировать в судах, оборудованных средствами обогрева.

3.15. Допускается в период с 1 сентября по 1 мая наливать топочные мазуты в несамоходные баржи на остаток нефтяного топлива (мазута) не более 5 % грузоподъемности баржи.
3.16. Танки наливных судов после слива вязких нефтепродуктов допускается мыть наливаемым грузом.

3.17. Допускается для транспортирования нефтепродуктов (за исключением нефтепродуктов, указанных в пп. 1, 4, 7, 8, 9) использовать суда после слива растительных и животных жиров и патоки при условии подготовки танков в соответствии с обозначением 2 табл. 2 (см. приложение 2).
Допускается налив прямогонного бензина производить в суда, ранее использовавшиеся для транспортирования этилированных бензинов, при условии осуществления судном не менее трех промежуточных рейсов с неэтилированными нефтепродуктами.
(Измененная редакция, Изм. № 3).

3.18. Грузовые танки, оборудованные протекторной защитой, после балластного перехода должны обрабатываться в соответствии с обозначением 2 для нефтепродуктов, указанных в пп. 1-9, 17, и в соответствии с обозначением 3 - для нефтепродуктов, указанных в пп. 12-16, 18, 24, 25 (см. приложение 2, табл. 2).

3.19. При подготовке судов в соответствии с обозначением 1-4 табл. 2 грузовая система должна быть освобождена от остатков нефтепродуктов (см. приложение 2).

3.20. Нефтепродукты, упакованные в транспортную тару, следует транспортировать в контейнерах или транспортными пакетами в крытых транспортных средствах в соответствии с правилами перевозок грузов, действующими на воздушном, железнодорожном, речном, морском, автомобильном транспорте.
Пакетирование - по ГОСТ 26663.
При транспортировании мелкими отправками нефтепродукты упаковывают в плотные дощатые ящики или металлическую тару.
(Измененная редакция, Изм. № 3).

3.21. Битумы, упакованные в бумажные мешки, транспортируют в вертикальном положении открытой частью мешка вверх.
По согласованию изготовителя с потребителем допускается расположение мешков в автотранспорте комбинированным способом: нижний ряд - горизонтально, верхний - вертикально.
При транспортировании железнодорожным транспортом должны соблюдаться меры, обеспечивающие неслипаемость мешков.

3.22. Транспортирование кокса производится железнодорожным (в крытых вагонах-хопперах, полувагонах), водным и автомобильным транспортом навалом.

3.23. Транспортирование нефтей различной степени подготовки, нефтепродуктов нескольких марок или подгрупп (за исключением топлив марок РТ, Т-6 и других термостабильных топлив для реактивных двигателей, авиационных бензинов и авиационных масел) по магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам соответственно допускается производить последовательной перекачкой в соответствии с нормами по последовательной перекачке при условии сохранения качества нефтей и нефтепродуктов в пределах, установленных стандартами.
Последовательную перекачку топлив для реактивных двигателей (за исключением топлив РТ, Т-6 и других термостабильных топлив для реактивных двигателей) по одному магистральному нефтепродуктопроводу следует производить в контакте с дизельным топливом.
Топлива РТ, Т-6 и другие термостабильные топлива для реактивных двигателей, авиационные бензины и авиационные масла следует перекачивать по отдельным магистральным нефтепродуктопроводам, предназначенным только для нефтепродуктов одной подгруппы.

3.24. Перекачку различных нефтепродуктов по нефтепродуктопроводам складов нефтепродуктов следует производить в соответствии с нормами технологического проектирования складов нефтепродуктов.
Нефтепродукты, применяемые в авиационной технике, а также прямогонный бензин и другие неэтилированные бензины следует перекачивать по отдельным нефтепродуктопроводам, предназначенным только для нефтепродуктов одной подгруппы.

3.25. Температура нефтей (кроме нефтей, транспортируемых с подогревом) и бензинов, предназначенных для перекачки по стационарным магистральным нефтепродуктопроводам, не должна быть выше 30 °С, керосинов и дизельных топлив - не выше 40 °С. По согласованию с потребителем допускается перекачивание дизельных топлив с температурой не выше 60 °С по стационарным магистральным нефтепродуктопроводам с конструкцией изоляционного покрытия, позволяющей перекачивание при данной температуре.
(Измененная редакция, Изм. № 2).

3.26. Магистральные нефтепроводы и нефтепродуктопроводы должны периодически очищаться в соответствии с правилами технической эксплуатации магистральных нефтепроводов и нефте-продуктопроводов.

К основному конструкционному материалу резервуара предъявляются следующие требования: коррозионная стойкость, неподверженность химическим воздействиям со стороны продукта и непроницаемость. Поэтому основным материалом, который идёт на изготовление резервуаров, является сталь (листовой прокат) углеродистых и низколегированных сортов, для которых характерны хорошая свариваемость, устойчивость к деформации и хорошие характеристики пластичности. В отдельных случаях используется алюминий.

Из неметаллических резервуаров наибольшее распространение получили железобетонные, в которых хранят вязкие и застывающие нефтепродукты, такие как мазуты, битумы, а также тяжелые нефтепродукты с низким процентом бензиновых фракций. Нефти с большим количеством бензиновых фракций и легкоиспаряющиеся нефтепродукты хранят в резервуарах из железобетона, непроницаемость которых достигается посредством нанесения дополнительного бензо- и нефтеустойчивого покрытия.

Мягкие резервуары, называемые также нефтетанками, из специальных полимерных материалов, отличаются гибкостью, малым удельным весом и высокой химической и коррозионной стойкостью. Такие резервуары не требуют предварительной закладки фундамента и могут располагаться на простых деревянных подкладках. Малый удельный вес и компактность в сложенном состоянии делают их предпочтительными в случаях, когда требуется организовать временное хранилище нефти без необходимости возведения капитальных сооружений. Этому также способствует простота и быстрота их установки и демонтажа.

Подводные резервуары представляют собой погруженные в воду баки. Принцип подводного хранения нефти (нефтепродуктов) основан на их разности плотностей в сравнении с водой, благодаря чему они (вода и нефть) практически не смешиваются. Хранимая нефть как бы покоиться на водяной подушке. По этой причине многие такие резервуары проектируются без днищ в виде колоколов. Они изготавливаются из железобетона, металла и эластичных материалов (синтетических или резинотканевых). Подводные резервуары размещаются на дне водоемов и закрепляются с помощью якорей. Заполнение происходит с помощью насосов, а для опорожнения оказывается достаточно гидростатического давления воды, выталкивающего нефтепродукт вверх по отводящему каналу. Применяют их на морских базах и нефтепромыслах, где они могут показать большую эффективность, чем береговые резервуары.

Наиболее распространенным по форме являются цилиндрические резервуары. Они экономичны по металлоемкости, что было показано еще на примере резервуаров Шухова, достаточно просты в производстве и монтаже, а также обладают хорошей прочностью и надежностью. Изготавливаться вертикальные резервуары могут как полистовым способом, так и из рулонных заготовок.

Наряду с резервуарами цилиндрической формы на химических производствах успешно применяют сферические резервуары, корпус которых состоит из отдельных листов 25 - 30 мм толщиной, свальцованных или сваренных по форме шара. Корпус резервуара устанавливается после сборки на железобетонный фундамент в кольцо. Также форма резервуара может быть каплевидной. Такие резервуары собираются из деталей в виде лепестков, изготовленных отдельно на заводе и доставленных на место монтажа.

При хранении нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо, керосин) в межсезонье большое значение имеют сооружаемые в отложениях каменной соли подземные хранилища, размещаемые на глубине (100 м и ниже). Они создаются размывом соли водой (выщелачивание) через скважины. Для опорожнения хранилища от нефтепродуктов в него закачивают насыщенный солевой раствор.

При хранении нефтяных продуктов в подземных резервуарах пространство вокруг них заливается бетоном, что обеспечивает безопасность хранения. Степень влажности грунта, в который погружается резервуар, определяет степень его дополнительной защиты. Это может быть как специальное антикоррозийное защитное покрытие, так и гидроизоляция резервуара. Подземные резервуары обладают рядом преимуществ, заключающихся в удобстве эксплуатации, экономии места на территории, где они устанавливаются, и возможности их размещения в местах с высокой сейсмичностью. Так же важно отметить и тот факт, что подземные резервуары меньше подвержены суточным колебаниям температур.

Для хранения нефтепродуктов под землей лучше всего подходят двустенные ёмкости, в которых резервуар (основной) находится внутри защитного резервуара, а расстояние между их стенками должно составляет не менее 4 мм. Это расстояние обеспечивается с помощью вальцовочного профиля, который крепится посредством сварки к внутренней поверхности защитного резервуара. Полость между основным и защитным резервуарами хорошо загерметизирована и заполнена газом или жидкостью, плотность которых меньше, чем плотность хранимого нефтепродукта. Постоянный контроль межстенной полости дает возможность своевременного определения повреждений и предотвращения возможной аварии.

Тест

1. Какой орган решает вопрос об отзыве банковской лицензии?

А. -Арбитражный суд;

Б. +Банк России;

В. -суд общей юрисдикции;

Г. -Лицензионная Палата;

Д. -Ассоциация кредитных организаций.

2. Какие виды лицензий на осуществление банковских операций могут быть выданы вновь созданному банку?

А. -Лицензия на осуществление банковских операций со средствами физических лиц в рублях;

Б. +Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);

В. -Лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

Г. -Все перечисленные;

Д. -Ни одна из перечисленных.

  1. Обязанность платить налоги - …

А. +конституционная обязанность;

Б. -гражданская обязанность;

В. -процессуальная обязанность.

  1. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются…

А. -Конституционным судом РФ;

Б. +в пользу налогоплательщика;

В. -в пользу Российской Федерации.

  1. Налог – это…

А. -платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований;

Б. +обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований;

В. -индивидуальный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в любой форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства.

  1. Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:

А. +федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации и местные налоги и сборы;

Б. -федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации;

В. -федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации, налоги и сборы свободных экономических зон РФ.

  1. Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в…

А. -вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу);

Б. +вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд;

В. -Конституционный суд РФ.

  1. В юриспруденции налоговое право составляет подотрасль…

А. +финансового права;

Б. -гражданского права;

В. -гражданско-процессуального права.

  1. Какой принцип предпринимательского права гласит, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной экономической деятельности:

А. принцип законности;

Б. принцип свободы

В. принцип единства эконом. Пространства

Г. принцип многообразия форм собственности

Д. принцип поддержания конкуренции

10. Каким законом не регулируется предпринимательская деятельность:

А. О судебной системе РФ;

Б. О финансовой аренде;

В. О защите прав потребителей;

Г. О некоммерческих организациях;

Д. О несостоятельности (банкротстве).

11. Что из перечисленного входит в группу объектов предпринимательского права:

Б. действия обязанных лиц;

В. собственная деятельность субъектов права;

Г. неимущественные блага;

Д. все ответы верны.

12. Граждане могут заниматься предпринимательской деятельностью по достижении:

13. Индивидуальный предприниматель - это:

А. Гражданин, имеющий право заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента его государственной регистрации в этом качестве;

Б. Гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) для личных, семейных, домашних нужд;

В. Гражданин, занимающейся любой разрешенной законом экономической деятельностью, направленной на извлечение прибыли;

Г. Гражданин, являющийся учредителем юридического лица;

Д. Все ответы не правильны.

14. Что входит в обязанности предпринимателя:

А. заниматься внешнеэкономической деятельностью;

Б. распоряжаться прибылью предприятия;

В. нанимать и увольнять работников;

Г. полностью рассчитываться со всеми работниками;

Д. образовывать объединения предпринимателей.

15. Какой из способов создания субъектов предпринимательского права

говорит что для этого необходимо распоряжение компетентного госооргана

А. учредительный способ;

Б. договорно-учредительный способ;

В. учредительно-распорядительный способ;

Г. нормативно-явочный.

16. Имеет ли право физическое лицо заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица?

А. нет, не имеет права;

Б. да, имеет право;

В. да, но лишь при условии регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

Г. да, но лишь по решению органов исполнительной власти.

17. Допускается ли применение аналогии закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением предпринимательской деятельности:

А. только к области финансового права;

Б. только к области административного права;

В. нет, не допускается;

Г. да, но лишь к отношениям, регулируемым гражданским правом.

18. В случае если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством:

применяются правила гражданского законодательства РФ;

А. применяются правила международного договора;

Б. применяются правила гражданского законодательства РФ или международного договора по решению суда;

В. вопрос не урегулирован законодательством.

19. С какого момента считается, что юридическое лицо прекратило свое существование?

А. с момента завершения всех расчетов с кредиторами;

Б. с момента составления ликвидационного баланса;

В. с момента внесения записи о ликвидации в государственный реестр;

Г. с момента принятия решения учредителями о ликвидации юридического лица.

Д. все варианты неверны

20. Какие документы необходимы для создания закрытого акционерного общества?

А. а) только устав;

Б. б) только учредительный договор;

В. в) устав и договор о создании общества;

Г. г) только решение собрания акционеров.

Хранение нефтепродуктов осуществляется в наземных и подземных металлических резервуарах и таре, отвечающих требованиям ГОСТ 1510 – 84.

Резервуары оснащены заливными, сливными, замерными устройствами, смотровыми колодцами и дыхательными клапанами. Резервуары для хранения масел могут быть оснащены системой подогрева.

Для уменьшения испарения нефтепродуктов следует:

Поддерживать в полной технической исправности резервуары и технологическое оборудование и обеспечивать их герметичность;

Отрегулировать дыхательные клапаны резервуаров на требуемое избыточное давление и вакуум и следить за их исправностью;

Оборудовать резервуары с бензином газовой обвязкой;

Герметично закрывать сливные, замерные и другие устройства;

Не допускать переливов нефтепродуктов при заполнении резервуаров и заправке машин;

Сливать нефтепродукты из цистерн только с применением быстроразъёмных герметичных муфт МС-1.

Уровень масла в заполненном резервуаре при подогреве должен поддерживаться на 150 – 200 мм ниже предельного.

При приёме, отпуске и хранении нефтепродуктов неизбежны их потери, которые не могут быть устранены при современном уровне технологии и оборудования. Эти потери, обусловленные испарением нефтепродуктов, нормируются по специальным нормам.

В нормы естественной убыли не включаются потери нефтепродуктов, связанные с ремонтом и зачисткой резервуаров, трубопроводов, оборудования, потери при аварийных ситуациях, разливах и утечках нефтепродуктов.

Нормы естественной убыли дифференцированы в зависимости от вида технологических операций, вида нефтепродуктов, времени года и климатической зоны, в которой находится склад ГСМ. Для 2-й климатической зоны, в которой расположена Оренбургская область, эти нормы приведены в таблице 14.2. При этом осенне – зимний период считается с 1 октября по 31 марта, весенне – летний - с 1 апреля по 30 сентября.

Таблица 14.2 – Нормы естественной убыли нефтепродуктов

Группа нефте-продук-тов Естественная убыль, кг/т
Хранение в резер-вуарах до 1 мес. Отпуск через АЗС Отпуск через автоэстакаду Приём из ж/д цистерн
лето зима лето зима лето зима лето зима
0,213 0,213 0,4 0,36 0,19 0,07 0,41 0,24
0,044 0,038 0,02 0,01 0,02 0,01 0,036 0,032
0,007 0,007 0,02 0,01 0,02 0,01 0,013 0,013
0,042 0,042 - - - - 0,078 0,078

Группы нефтепродуктов:

1 - бензины автомобильные;

4 – дизельное топливо марок "Зимнее" и "Арктическое";

5 – дизельное топливо, кроме "Зимнего" и "Арктического";

6 – смазочные масла, мазуты, смазки.

Если температура нефтепродуктов при приеме составляет от 21 0 С до 30 0 С, естественная убыль при приёме исчисляется по нормам для весенне-летнего периода, увеличенным в 1,5 раза. При температуре нефтепродуктов выше 31 0 С нормы убыли при приёме увеличиваются в 2 раза. Если в осенне-зимний период температура нефтепродуктов при их приёме составляет от 11 0 С до 20 0 С, осенне-зимние нормы увеличиваются в 1,5 раза.

При хранении бензинов в резервуарах более 1 месяца (если за это время не было поступления в данный резервуар), начиная со второго месяца хранения, нормы составляют (кг/т): 0,1 (летняя) и 0,05 (зимняя).

В нормах естественной убыли для АЗС учтены все потери при приёме из резервного парка, хранении в раздаточных емкостях и отпуске.

Для заглубленных резервуаров при хранении бензинов в течении всего года принята норма естественной убыли для наземных резервуаров в осенне-зимний период, уменьшенная в 1,5 раза.

Нормы естественной убыли являются предельно допустимыми и применяются только при фактических недостачах нефтепродуктов. Списание нефтепродуктов в пределах этих норм до установления факта недостачи запрещается.

ХРАНЕНИЕ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ (а. storage of crude oil and oil products; н. Speicherung von Erdol und Erdolerzeugnise; ф. stockage du petrole et des produits petroliers; и. almacenamiento de petroleo у de derivados de petroleo) — содержание резервных запасов нефти и нефтепродуктов в условиях, обеспечивающих их количественную и качественную сохранность в течение установленного времени. Предусматривается при необходимости компенсации неравномерности потребления, оперативного и народно-хозяйственного резервирования. Иногда хранение нефти и нефтепродуктов совмещается с другими технологическими операциями (обезвоживание, обессоливание нефти , смешение, подогрев и т.д.). Осуществляется в ёмкостях на нефтепромыслах, перекачивающих станциях и наливных станциях магистральных нефте- и продуктопроводов, сырьевых и товарных парках нефтеперерабатывающих заводов; в ёмкостях и мелкой таре на нефтебазах и автозаправочных станциях.

Складские предприятия для хранения нефти и нефтепродуктов разделяются на самостоятельные и входящие в состав других предприятий (см. , нефтехранилище , ). Величина суммарного объёма резервуарной ёмкости хранилища зависит от грузооборота нефти и нефтепродуктов, интенсивности и характера основных технологических операций, назначения и географического расположения объекта. В основу расчёта ёмкости по сортам нефтепродуктов принимается их годовой грузооборот и графики (планы) завоза и вывоза в местной реализации. Объём хранилищ нефти и нефтепродуктов принимают по нормам технологического проектирования, равным несколько суточным производительностям объекта.

Отношение годового грузооборота по данному нефтепродукту (в м 3 /год) к суммарному объёму установленной ёмкости называется среднегодовым коэффициент оборачиваемости резервуаров, значение которого колеблется от 0,5 до 150 в год. Коэффициент оборачиваемости характеризует степень использования резервуаров, с его увеличением снижается стоимость перевалки нефтепродукта через нефтебазу. Малые значения коэффициента оборачиваемости обычно имеют речные и морские нефтебазы, расположенные в замерзающих портах, большие — перевалочные железнодорожные нефтебазы, а особенно — расположенные в начале и конце нефтепродуктопроводов. Коэффициент оборачиваемости резервуаров промыслов от 2 до 5 в год, товарных парков НПЗ, ПС, АЗС — обычно 100-150 в год.

Емкости для хранения нефти и нефтепродуктов сооружают из несгораемых материалов в наземном, подземном и полуподземном исполнении (см. нефтяной резервуар). Наибольшее распространение получили наземные вертикальные стальные цилиндрические резервуары (тип PBC), на мелких нефтебазах и АЗС — подземные и наземные горизонтальные цилиндрические резервуары (тип РГС), для хранения нефти и мазута — железобетонные резервуары (тип ЖБР).

Широко распространены резервуары типа PBC низкого давления со щитовой, конической и сферической кровлей и плоским днищем, так называемые атмосферные. Это в основном типовые резервуары (изготовляются на заводе в виде рулонов, а на месте установки их монтируют на подготовленном фундаменте), рассчитанные на внутреннем избыточное давление до 0,002 МПа и вакуум до 0,00025 МПа; сооружаются объёмом 100-120 000 м 3 . Для нефти и нефтепродуктов с высоким давлением насыщенных паров резервуары оборудуются внутренним понтоном (рис. 1) или плавающей крышей (рис. 2) вместо стационарной.

Резервуары типа РГС в отличие от вертикальных изготовляют, как правило, на заводах объёмом 3-100 м 3 и поставляют на место установки в готовом виде; используют для хранения различных нефтепродуктов и малых количествах. По сравнению с резервуарами типа PBC они более металлоёмки, но хранить нефтепродукты в них можно под высоким избыточным давлением и вакуумом. Типовые резервуары РГС выдерживают избыточное давление до 0,07 МПа и вакуум до 0,001 МПа; их габаритные размеры принимаются с учётом возможности транспортировки в готовом виде железнодорожным транспортом. Резервуары устанавливают под землёй на глубину не более 1,2 м от поверхности площадки. При необходимости самотёчного отпуска нефтепродукта или когда затруднена подземная установка из-за высокого стояния грунтовых вод , их монтируют на опорах и фундаментах .

Подземные хранилища предназначены главным образом для больших запасов нефти и нефтепродуктов. В зависимости от схемы устройства и способа сооружения различают ледогрунтовые,

4.1.1. Норма запаса нефтепродуктов на расчетный период определяется как сумма текущего и страхового запасов:

Текущий запас i-гo нефтепродукта на расчетный период, м 3 ;

Страховой запас i-го нефтепродукта на расчетный период, м 3 .

4.1.2. Нормы запаса каждой марки (сорта) нефтепродукта, независимо от функционального назначения нефтебазы, следует определять по графикам поступления и отгрузки, составленным на основании фактических данных за 2-3 года и включающих в себя сумму текущего и страхового запаса.

4.1.3. При отсутствии графиков поступления и отгрузки нефтепродуктов нормы запаса должны определяться по следующим формулам:

для распределительных железнодорожных нефтебаз:

(2)

Qi - среднее месячное потребление i-го нефтепродукта, т.

Определяется из условия помесячного равномерного потребления в течение расчетного года;

Кн - коэффициент неравномерности потребления нефтепродуктов (определяется по табл. 4);

Тц - транспортный цикл поставок нефтепродукта, сутки (определяется по табл. 3);

Ki = 1,1-1,3 - коэффициент неравномерности подачи партий нефтепродукта (цистерн);

Норма страхового запаса;

30 - среднее число суток в месяце;

  • для водных (речных) перевалочных и распределительных нефтебаз, получающих или отправляющих нефтепродукты водным транспортом, в объеме среднемесячной потребности нефтепродуктов с увеличением его на 15 % для компенсации запаздывания начала и преждевременного закрытия навигации:

(3)

Qi - среднемесячная потребность i-го нефтепродукта, т;

Кн - коэффициент неравномерности потребления нефтепродуктов (определяется по таблице 4);

1,15 - коэффициент, учитывающий увеличение среднемесячной потребности нефтепродуктов для компенсации запаздывания начала и преждевременного закрытия навигации;

  • для водных (речных) нефтебаз с поступлением нефтепродуктов только в навигационный период:

(4)

Межнавигационная потребность i-го нефтепродукта, т; при завозе один раз в год - годовая потребность;

  • для автомобильных нефтебаз норму запаса следует принимать в объеме, соответствующем не менее 20-ти суточному потреблению среднемесячной реализации и страхового запаса от этой потребности в размерах нормы страхового запаса, принятого для предприятия, с которого будут поступать нефтепродукты;
  • для трубопроводных нефтебаз:

(5)

Км = 1,1 - коэффициент неравномерности поставок нефтепродукта по трубопроводу;

Кп - коэффициент неравномерности потребления нефтепродукта (определяется по табл. 4);

Qi - объем i-го нефтепродукта, отбираемого по отводу, м3/год;

Ni - годовое число циклов, с которым работает отвод;

q max - максимальный из возможных расходов нефтепродукта в отводе (определяется при гидравлическом расчете режимов работы трубопровода или принимается по фактическим данным), м 3 /час.

Для приема смеси нефтепродуктов из отвода следует дополнительно предусматривать резервуары, вместимость которых принимается согласно ВНТП 3-90.

Таблица 3

Таблица 4

ПРИМЕЧАНИЕ. Коэффициенты неравномерности потребления нефтепродуктов при проектировании должны быть уточнены.

4.1.4. Нормы запаса для смешанных нефтебаз определяются на основании п. 4.1.3, как сумма запасов нефтепродуктов, поступающих различными видами транспорта.

  • для железнодорожных и водных (речных) нефтебаз, расположенных в средних и южных областях Европейской части (от южной границы до 60° с.ш.) - до 20 % среднемесячной потребности, в северных областях Европейской части, Сибири, Урала, Дальнего Востока - до 50 %;
  • для водных (речных) нефтебаз с поступлением нефтепродуктов только в навигационный период - до 50 % от среднемесячной потребности в межнавигационный период.

ПРИМЕЧАНИЕ. Для трубопроводных нефтебаз и нефтебаз с потребностью менее 1,0 тыс. т/год страховой запас не устанавливается.

4.1.6. Для местной реализации нефтепродукта на перевалочно-распределительных нефтебазах должна предусматриваться дополнительно отдельная группа резервуаров общей вместимостью, равной двухсуточному запасу месяца максимальной реализации. Для нефтепродуктов, поступающих на местную реализацию другими видами транспорта, норма запаса нефтепродукта определяется как для распределительных нефтебаз.

4.1.7. С учетом коэффициента использования емкости резервуара, приведенных в таблице 6, норма запаса является расчетной вместимостью (емкостью) резервуарного парка (резервуара) для каждой марки (сорта) нефтепродукта, которая определяется по формуле:

Расчетная вместимость (емкость) резервуарного парка (резервуара) для i-го нефтепродукта, м 3 ;

Vi - норма запаса i-го нефтепродукта на расчетный период, м 3 ;

h - коэффициент использования емкости резервуара, принимается по таблице 6.

4.2. Морские перевалочные нефтебазы

Величина вместимости резервуарной емкости определяется по графикам поступления и отгрузки с учетом грузоподъемности расчетного танкера или, если такие графики отсутствуют, по формуле:

(7)

Кс - коэффициент сортности. При одной марке нефтепродукта Кс = 1, при 2-х и 3-х - Кс = 1,05;

h - коэффициент использования емкости резервуара (определяется по табл. 6);

Qi - грузооборот i-го нефтепродукта, т/год;

Пр - норматив, учитывающий занятость причальных сооружений в году, определяется Пр = 365 n Кзан, где:

365 - расчетное число рабочих дней в году;

n - количество причалов;

Кзан = 0,45-0,5 - коэффициент занятости причала;

r - плотность нефтепродукта, т/м 3 ;

Ксн - коэффициент неравномерности суточной отгрузки, вызываемой нерегулярностью подхода танкеров;

Кмн - коэффициент месячной неравномерности прибытия судов;

Кспр - коэффициент спроса внешней торговли;

Среднесуточный объем поступления, отгрузки i-го нефтепродукта, т;

m - количество нерабочих дней по метеоусловиям;

Кс=0,8 - коэффициент, учитывающий частичное использование емкости, предназначенной для суточной отгрузки.

Величины коэффициентов, входящие в формулу 7 приведены в таблице 5. При соответствующем обосновании эти величины могут быть уточнены.

Таблица 5

Порт Новороссийск Тупасе
Ксн Кмн Кспр m Ксн Кмн Кспр m
Мазут 2,01 1,6 1,15 7 2,01 1,06 1,15 7
Мот. топливо 2,01 1,6 1,15 7 - - - -
Дизтопливо - - - - 2,56
2,7
1,6
2,2
1,15 7
Автобензин - - - - 3,0 1,3 1,18 7
Авиабензин - - - - - - - -
Авиакеросин - - - - - - - -

Продолжение таблицы 5

Порт Москальво Находка
Ксн Кмн Кспр m Ксн Кмн Кспр m
Мазут - - - - - - - -
Мот. топливо - - - - - - - -
Дизтопливо - - - - 3,0 1,4 1,2 4
Автобензин 3,0 1,4 1,2 4 3,0 1,4 1,2 4
Авиабензин 3,0 1,4 1,2 4 3,0 1,4 1,2 4
Авиакеросин - - - - - - - -

ПРИМЕЧАНИЕ. В числителе указами коэффициенты для транспортных операций, в знаменателе - для каботажных операций.

4.3. Резервуарные парки

4.3.1. Емкость и число резервуаров в составе резервуарного парка нефтебазы должны определяться с учетом:

  • коэффициента использования емкости резервуара;
  • однотипности по конструкции и одиночной вместимости резервуаров;
  • грузоподъемности железнодорожных маршрутов, отдельных цистерн, а также наливных судов, занятых на перевозках нефтепродуктов;
  • необходимой оперативности нефтебазы при заданных условиях эксплуатации и возможности своевременного ремонта резервуаров;
  • обеспечения не менее двух резервуаров на каждую марку нефтепродукта (исключение см. п. 4.3.3).

4.3.2. Среднее значение коэффициентов использования емкости резервуаров в зависимости от их конструкции и номинального объема следует принимать по таблице 6.

4.3.3. Установка одного резервуара на каждую марку (сорт) нефтепродукта допускается в следующих случаях:

  • операции приема и отгрузки не совмещаются во времена;
  • среднегодовой коэффициент оборачиваемости резервуара менее трех;
  • резервуар используется как промежуточная (буферная) емкость, без промежуточного замера количества нефтепродукта.

Таблица 6

ПРИМЕЧАНИЕ. Коэффициентом использования емкости резервуаров учтен объем резервуара, постоянно занятый под переходящим остатком (мертвый), равный 2% и объем резервуаров, находящихся в зачистке или ремонте - 5%.

4.3.5. Сокращение потерь от испарения нефтепродуктов с давлением насыщенных паров свыше 2×1,33×10 4 Па (200 мм. рт. ст.) при температуре 20°С следует, предусматривать путем применения резервуаров с понтонами, плавающими крышами или с газоуравнительной обвязкой.

4.3.6. В качестве дополнительного показателя для ориентировочного определения емкости резервуарного парка нефтебазы рекомендуются среднегодовые коэффициенты оборачиваемости емкости резервуарных парков различных типов нефтебаз, которые следует принимать по таблице 7.

4.3.7. При проектировании технического перевооружения или реконструкции нефтебаз, в случае выявления изменений емкости резервуарных парков, в проектах должны предусматриваться меры по переводу высвобождающихся резервуаров под хранение менее опасных в пожарном и экологическом отношениях нефтепродуктов, либо выводу их из эксплуатации. Выводу из эксплуатации прежде всего подлежат резервуары устаревших конструкций. Проектами технического перевооружения и реконструкции нефтебаз резервуары для хранения нефтепродуктов с давлением насыщенных паров, указанных в пункте 4.3.5, должны быть оснащены средствами сокращения потерь от испарения нефтепродуктов (понтон, газоуравнительная обвязка и т.п.).

Таблица 7

ПРИМЕЧАНИЕ. Коэффициент оборачиваемости определяется как частное от годового грузооборота к емкости резервуарного парка.

4.3.8. К основному оборудованию резервуара относятся:

  • приемо-отгрузочные устройства с запорной арматурой;
  • дыхательная и предохранительная арматура;
  • устройства для отбора средней пробы и подтоварной воды;
  • приборы контроля, сигнализации и защиты;
  • подогревательные устройства;
  • противопожарное оборудование;
  • хлопушки и механизмы их управления.

Оснащение резервуаров основным оборудованием и схема его расположения определяются проектом.

4.3.9. Оборудование, устанавливаемое на типовом резервуаре, должно соответствовать данному типу резервуара. Примените другого оборудования допускается при согласовании с разработчиком проекта резервуара.

4.3.10. Пропускная способность дыхательной арматуры должна определяться в зависимости от максимальной подачи нефтепродукта при заполнении или опорожнении резервуара с учетом температурного расширения паровоздушной смеси.

4.3.11. Дыхательная арматура должна выбираться в зависимости от типа резервуара и хранимого нефтепродукта:

  • на резервуарах с понтоном для приема и хранения нефтепродуктов с давлением насыщенных паров в соответствии с п. 4.3.5. и температурой застывания ниже 0°С следует устанавливать вентиляционные патрубки с огнепреградителями;
  • на резервуарах без понтона, предназначенных для приема и хранения нефтепродуктов с давлением насыщенных паров более 2×1,33×10 4 Па (200 мм. рт. ст.), следует устанавливать дыхательную и предохранительную арматуру с огнепреградителем;
  • на резервуарах без понтона, предназначенных для приема и хранения нефтепродуктов с давлением насыщенных паров ниже 2 1,33 10 4 Па (200 мм. рт. ст.), должны устанавливаться вентиляционные патрубки с огнепреградителем.

4.3.12. При оснащении резервуарных парков газоуравнительной системой (ГУС) запрещается объединять ею резервуары с авиационными и автомобильными, а также с этилированными и неэтилированными бензинами. В пониженной части трубопроводов ГУС должны быть установлены дренажные устройства, включающие в себя закрытые емкости (конденсатосборники). Уловленные нефтепродукты должны использоваться по своему прямому назначению.

4.3.13. При хранении в резервуарах высоковязких нефтепродуктов для предотвращения накопления осадков следует предусматривать на днище резервуара систему размыва.

4.4. Хранение нефтепродуктов в таре

4.4.1. Складские здания и сооружения для хранения нефтепродуктов в таре следует проектировать в соответствии со СНиП 2.11.03-93 и настоящими нормами.

4.4.2. Нормы запаса нефтепродуктов, подлежащих хранению в таре, определяются по формуле в т:

(8)

* - средняя месячная реализация нефтепродукта, поступающего на нефтебазу в таре, т, но не менее количества поступающего нефтепродукта в одном железнодорожном полувагоне, автомашине или прицепе;

* - годовое количество нефтепродукта, затариваемое на нефтебазе, т;

260 - количество рабочих дней в году;

n - количество суток хранения нефтепродуктов, затаренных на нефтебазе, принимается в зависимости от транспортных и климатических условий района расположения нефтебазы от 5 до 15 суток;

Кн - коэффициент неравномерности потребления нефтепродукта (определяется по табл. 4).

4.4.3. В зависимости от физико-химических свойств нефтепродуктов, вида транспортной тары и климатических условий, хранение их следует предусматривать в складских помещениях или на площадках.

Хранение в таре нефтепродуктов с температурой вспышки 45°С и ниже следует предусматривать только в помещениях, с температурой вспышки выше 45 °С - в помещениях или на площадках под навесом.

Допускается предусматривать хранение на открытых площадках нефтепродуктов с температурой вспышки выше 61°С в металлических бочках.

При проектировании зданий и сооружений тарных складов следует руководствоваться СНиП 2.11.03-93 и другими нормативными документами.

Хранение нефтепродуктов в деревянной таре на открытых или под навесом площадках не допускается.

При определении размеров штабелей нефтепродуктов в таре и требований к устройству площадок для тарного хранения следует руководствоваться "Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации" ППБ-01-93 МВД России.

4.4.4. Хранение порожних металлических и деревянных бочек (бывших в употреблении и загрязненных нефтепродуктами) следует предусматривать на отдельных открытых или под навесом площадках, при этом укладка бочек в штабели допускается не более чем в четыре яруса.

4.4.5. Складские здания и площадки для хранения нефтепродуктов в таре должны быть оснащены средствами механизации погрузочно-разгрузочных и транспортных операций, выбор которых определяется проектом.

4.4.6. Длину и ширину железнодорожных и автомобильных грузовых платформ (рамп) следует определять расчетом, исходя из грузооборота и вместимости хранилища нефтепродуктов в таре, а также с учетом габаритов применяемых средств транспортной механизации.

4.4.7. Нефтебазы 1-3 классов, производящие затаривание нефтепродуктов в металлические бочки, должны оснащаться средствами (автоматизированными) по санитарной обработке бывшей в употреблении транспортной тары (очистка, пропарка, промывка, просушка, проверка на герметичность и окраска), а также оборудованием по производству мелкого и среднего ремонтов: выправление вмятин (не более 2) на корпусе и доньях, заварка пробоин (не более 3) в корпусе и доньях, уторов и продольного шва (длиной не более 15 см). Металлические бочки с дефектами, превышающими указанные, ремонту не подлежат.