В целях совершенствования государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции, в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" и впредь до принятия соответствующего федерального закона постановляю:

1. Упразднить Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральную миграционную службу.

2. Передать Министерству внутренних дел Российской Федерации:

а) функции и полномочия упраздняемых Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы;

б) штатную численность упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков;

в) штатную численность упраздняемой Федеральной миграционной службы, сократив ее на 30 процентов.

3. Установить, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является:

а) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах;

б) правопреемником упраздняемых Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

4. Установить, что:

а) сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие и работники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля) и Федеральной миграционной службы продолжают исполнять возложенные на них обязанности до завершения мероприятий, предусмотренных настоящим Указом;

Б) сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации. Таким сотрудникам единовременное пособие не выплачивается;

в) сотрудникам органов наркоконтроля, принятым на службу в органы внутренних дел в порядке перевода:

присваиваются специальные звания, соответствующие специальным званиям, присвоенным в органах наркоконтроля, но не выше специального звания полковника;

сроки пребывания в специальных званиях в период прохождения службы в органах наркоконтроля засчитываются при присвоении очередных специальных званий;

выслуга лет в органах наркоконтроля засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел для назначения пенсии, выплаты денежного содержания и предоставления иных мер социальной поддержки;

сохраняются периоды и сроки предоставления основных и дополнительных отпусков, расчетные периоды для исчисления пособий и компенсаций, исчисленные во время службы в органах наркоконтроля;

г) жилищное и социальное обеспечение сотрудников органов наркоконтроля, принятых на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Завершить проведение организационно-штатных мероприятий, связанных с реализацией настоящего Указа, до 1 июня 2016 г.

6. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить в установленном порядке передачу Министерству внутренних дел Российской Федерации имущества, в том числе недвижимого, закрепленного за упраздняемыми Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службой, которое необходимо для осуществления функций и полномочий, передаваемых Министерству внутренних дел Российской Федерации;

б) перераспределить в установленном порядке бюджетные ассигнования федерального бюджета в соответствии с настоящим Указом;

в) обеспечить в установленные законодательством Российской Федерации сроки проведение ликвидационных процедур в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы;

г) представить предложения по уточнению предельной штатной численности органов внутренних дел и центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации;

д) привести свои акты в соответствие с настоящим Указом;

е) представить предложения по приведению актов Президента Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом;

ж) обеспечить решение финансовых, материально-технических и иных вопросов, связанных с реализацией настоящего Указа.

7. Министерству внутренних дел Российской Федерации:

а) обеспечить принятие к производству уголовных дел, материалов проверок сообщений о преступлениях, дел оперативного учета и других материалов, находящихся в производстве органов наркоконтроля, а также непрерывность осуществления иных передаваемых ему функций и полномочий, включая ведение дел об административных правонарушениях, упраздняемых Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы;

б) обеспечить сохранение в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации территориальных органов упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков;

в) представить предложения по уточнению перечня должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел Российской Федерации, в Федеральной миграционной службе, в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств и соответствующих этим должностям специальных званий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 253.

1 июня 2016 года в России была полностью расформирована Федеральная Служба по Контролю за Наркотиками (ФСКН), которая с 2003 года была основным государственным органом в России отвечающим за реализацию государственной наркополитики. Об этом 5 апреля 2016 года Президент России Владимир Путин подписал соответствующий указ , которым упразднил ФСКН и передал штатную численность службы в органы МВД. Процес организационно-штатных мероприятий по присоединению ведомств к МВД завершился 1 июня 2016 года.

Теперь основная часть правоохранительной деятельности по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотиков в стратене обороте будет осуществляться полицией в структуре МВД, как это и было до создания ФСКН в марте 2003 года. Для координации этого процесса в структуре МВД было создано Главное Управление по контролю за оборотом наркотиков в РФ . На региональном уровне штат сотрудников наркополиции формировался за счет бывших работников ФСКН , а в Москве перешли на работу в управление по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД Москвы почти 80% бывших сотрудников Московского УФСКН. Парралельно над раскрытием и расследованием наркопреступлений работают подразделения ФСБ и Федеральной таможенной службы, но доля наркопреступлений за этими службами традиционно невелика.

Олег Зыков, президент общероссийского благотворительного Фонда "Российский благотворительный фонд "Нет алкоголизму и наркомании" назвал одной из причин закрытия ведомства “аппаратные игры в ближнем окружении Президента”. Напомним, что Экс-главу ФСКН Виктора Иванова называют весьма близким знакомым Владимира Путина. По информации Эхо Москвы , выходец из КГБ, в мэрии Петербурга Виктор Иванов курировал правоохранительные органы. Позже Иванов занимал высокие посты в ФСБ, а в двухтысячных был помощником президента.

Однако высокий статус не помог Иванову удержать свое ведомство на плаву, ведь критические заявления в адрес Госнаркоконтроля от представителей общественных организаций звучали и ранее. Еще в 2014 году Зыков заявил Росбалту о том, что ФСКН нужно ликвидировать . По мнению эксперта, ФСКН в своей деятельности дублировала правоохранительные функции по контролю за наркотиками, которые должны исполнять сотрудники специального подразделения МВД, а также паралельно занималась деятельностью, связанной с профилактической направленностью, которая формально тоже закреплена за ФСКН. "А сегодняшняя конструкция, когда ФСКН и свои главные функции (связанные с наркотрафиком и так далее) выполняет достаточно скверно, и не справляется с выполнением различных профилактических программ, абсолютно неэффективна. Именно искусственное сочетание разных несовместимых функций приводит к тому, что все они выполняются скверно", - заключил тогда Зыков.

Главной причиной закрытия ведомства российские эксперты считают его крайнюю неэффективность. Алексей Курманаевский, российский активист Сети ЕСЛУН считает, что Путину стало нерентабельно содержать такой большой и неэффективный аппарат. «ФСКН потребляла около 35 миллиардов рублей в год, имея при этом крайне низкий КПД с точки зрения выполнения своей прямой обязанности - изъятия наиболее опасных наркотиков из незаконного оборота. К примеру героина изымали менее 1%.” – утверждает Михаил Голиченко, эксперт Канадской правовой сети по ВИЧ/СПИДУ. Кроме того, служба попала под общий процес реформирования силовых ведомоств и в условиях экономии государственного бюджета была полностью расформирована вместе с Федеральной миграционной службой.

Все опрошенные эксперты единодушны в том, что после расформирования Федеральной службы за этот короткий период после фактического закрытия службы на местах репрессивные практики направленные на наркопотребителей мало изменились. «Ничего не изменилось. Мы выходим каждый день на улице и сталкиваемся с теми же практиками фабрикации дел и подкидывания [наркотиков]”, - говорит Максим Малышев, координатор социальной работы фонда Андрея Рылькова .

Несмотря на это, в долгосрочной перспективе закрытие ФСКН можло считать положительным шагом для российской наркополитики, считает Михаил Голиченко. В апреле 2016 года он писал о том, что ликвидация Службы, основным профилем которой было преследовать за наркотики, сократит уровень репрессий. "Это хорошая новость для бюджета России. Помимо непосредственного бюджета Службы более 30 миллиардов рублей в год, бестолковые преследования, направленные в основном против потребителей наркотиков, существенно нагружали судебную систему и систему исполнения наказаний." - считает Голиченко.

Однозначные выводы по поводу закрытия ведомства давать еще рано, но одной из возможных последствий может стать сокращение колличества людей, употребляищих наркотики, которые попадают за решетку, прогнозирует Голиченко. в подтверждение своих слов, эксперт наводит статистику МВД, согласно которой за январь-июнь 2016 зарегистрировано около 103 тыс наркопреступлений, что на 17% меньше аналогичного отчетного периода в 2015 году. Однако, эти данные также могут свидетельствовать о длительном процессе расформирования структур ФСКН за период с апреля по июнь 2016 года и соответствующем снижении показателей работы в этой сфере. Так Константин Вилков, руководитель движения «Псков - город без наркотиков», заявил , что ликвидация Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков усугубила ситуацию в Псковском регионе, а председатель Свердловского облсуда Александр Дементьев констатировал , что ликвидации Госнаркоконтроля привела к снижению числа наказанных наркоторговцев на 20%.

Кроме того Михаил Голиченко уверен в том, что закрытие ФСКН сможет помочь улучшить репутацию России на международном уровне в сфере международного сотрудничества по вопросам о наркотиках. “С самого начала своей деятельности, а особенно с приходом Иванова, ФСКН обладала значительной независимостью в вопросах международного сотрудничества, благодаря чему могла интенсивно транслировать причудливую наркополитику РФ на международный уровень, например касательно перспектив внедрения заместительной терапии в России ”, - считает Голиченко.

Курманаевский также рассказывает, что за все годы работы Виктор Иванов очень активно пытался взять под свой контроль систему реалибитационных центров в России, продвигал вопросы профилактики, его ведомство контролировало процедуры сертификации ребцентров и других НКО работающих в сфере наркологии. Иванов делал заявления о необходимости привлечения больших объемов финансирования в национальную программу реабилитации. Иванов и его ведомство также тесно сотрудничали с крупными организациями, такими как “Здоровая страна”, пытаясь, по мнению Курманаевского, создать единую монополизированную систему коммерческих ребцентров, но привлечь на это огромные бюджетные средства. Так в 2013 году Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков намеревалась подключить к борьбе с наркоманией частные реабилитационные центры и запросила на эти цели 180 миллиардов рублей . Курманаевский отмечает, что с уходом Иванова эта активность значительно снизилась.

В этой связи Голиченко заключает, что за годы своего существования ФСКН неоднократно оправдывала прилипшую к ней "погремуху ГосКомДурь ”, а с упразднением этого органа можно рассчитывать на появление надежды на восстановление положительного имиджа правоохранительных органов по вопросам наркотиков в России.

Слухи про объединение ФМС и МВД возникли уже давно, однако теперь они стали реальностью. В соответствии с указом №156 от пятого апреля 2016 года (указ президента о присоединении ФМС к МВД) данная служба прекратила свое существование в качестве отдельного ведомства, а миграционные вопросы были делегированы МВД.

Передача ФСКН и ФМС в МВД

Взглянем подробнее на ситуацию, чтобы предположить, что будет с ФМС после переподчинения МВД.

Из текста указа сложно понять, какова будет дальнейшая судьба этой службы. Рассмотрим часть указа, затрагивающего ФМС:

1. Ликвидировать Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотической продукции и ФМС.

2. Делегировать МВД РФ:

3. Определить, что МВД РФ представляет собой:

  • а) федеральный орган исполнительной власти, который специализируется на выработке и исполнении политики государства и нормативно-правовом регулировании в области внутренних дел, контроля за оборотом психотропных средств, наркотиков, в миграционной сфере, а также правоприменительные функции в области федерального надзора в упомянутых сферах;
  • б) правопреемника ликвидируемых ФМС и Федеральной службы РФ в области контроля за оборотом наркотических средств, включая обязанности, появившиеся как результат исполнения решений суда. …..

5. Закончить осуществление мероприятий организационно-штатного характера, которые касаются реализации данного указа, до первого июня 2016 года.

Таким образом, ликвидируемая ФСКН попросту сменила вывеску, чего нельзя сказать о ФМС.

Сотрудники ФМС после присоединения к МВД

Выходит, что сокращение штата данной службы коснется тридцати процентов ее сотрудников (неплохо, если не сократят рядовых работников, которые напрямую работают с гражданами), а работники ФМС будут продолжать исполнение возложенных на них обязанностей до окончания мероприятий, которые предусматривает данный указ о передаче ФМС в МВД.

С какими же «новостями» и «неожиданностями» придется столкнуться иностранцам в нашей стране?

Функции ФМС в МВД: что ожидает уже бывшую ФМС в 2016 году?

Здесь возможны два ключевых варианта:

1. Немногие вспомнят, что ранее ФМС была частью МВД, и лишь в 2004 году ее выделили в самостоятельную структуру, которая объединила отделения паспортно-визовой службы и отделения, занимающиеся вопросами миграции МВД РФ.

Поэтому не исключено, что данная служба сохранит свой прежний вид, однако теперь она будет находиться в составе управления при МВД России, занимающегося миграционными вопросами.

Если говорить о нормативной базе, то ранее, когда вопросами миграции занималось МВД, применялись инструкции данного министерства, включая вопросы ВНЖ, гражданства и РВП.

Вероятно, что запланирован полный пересмотр нормативных документов ФМС, после чего ее акты будут заменены на новые, утвержденные МВД.

Кроме того, есть вероятность, что после слияния ФМС и МВД, МВД ужесточит требования, приведенные в своих инструкциях и приказах в сфере миграционной политики, что потребует еще большего количества документов, кроме тех, что предусматривает законодательство.

Несмотря на это, хочется быть оптимистом и верить, что меры будут более человечными, а не наоборот.

2. МВД сохранит за собой «разрешительные» функции, т.е. будет заниматься вопросами регистрации, миграционного учета, соблюдения визового и паспортного режима.

Кроме того, сотрудники министерства будут контролировать режим пребывания иностранных граждан. МВД опять станет оформлять ВНЖ, гражданство и РВП, а вопросы разрешений на работу и патентов перейдут к местным властям.

Какова будет судьба Константина Ромодановского? Займет ли он место заместителя министра МВД, станет ли главой основного управления, занимающегося вопросами миграции МВД РФ после перехода ФМС в МВД?

На данный вопрос ответа нет, и решение нужно будет принять российскому президенту, о чем сообщил его пресс-секретарь Дмитрий Песков.

Причины ликвидации ФМС в 2016 году

Актуальным остается другой вопрос: какова причина упразднения ФМС?

На него смог ответить Дмитрий Песков. Смысл ответа пресс-секретаря – формирование отдельной структуры, которая занимается миграционными вопросами, вначале было поддержано российскими властями.

Однако все оказалось совершенно не так, как прогнозировало российское правительство – ФМС не удалось справиться с потоками мигрантов, частично потому, что она не имела полномочий для розыска и задержания нелегальных мигрантов.

В итоге служба была вынуждена обращаться за помощью к коллегам из МВД, а полицейские были не заинтересованы в помощи ФМС, поскольку полиция и так занята своими делами.

В связи с этим чиновники из ФМС регулярно говорили, что ФМС должно быть позволено вести оперативно-розыскную деятельность. Также речь шла о том, чтобы позволить инспекторам ношение оружия. Впоследствии правительство приняло решение, что создание специальной «миграционной полиции» является чересчур «дорогим удовольствием», и решило попросту сделать так, как было ранее. Фактически власти признали свою неудачу с созданием отдельной миграционной структуры.

Принципы работы ФМС в переходный период

На вопросы о работе с гражданами после того, как ФМС передали МВД ответила пресс-служба упраздняемой организации. В письме сообщалось, что на сегодняшний день каждое отделение ФМС РФ функционирует в обычном режиме, продолжая предоставлять государственные услуги жителям согласно графику приема, не смотря на то, что сейчас ФМС в структуре МВД.

04.05.2016

ФСКН России должна была быть расформирована к 1 июня 2016 года. Об этом говорится в указе президента РФ , посвященном упразднению этой службы. Однако на практике оказалось, что полностью завершить ликвидацию ведомства не успели. «Еще не все сотрудники ФСКН официально уволены. Есть постановление за подписью Медведева о том, что

служба прекратит свое существование как юридическое лицо в декабре нынешнего года.

Связано это с тем, что передача дел от наркоконтроля в МВД идет долго, кроме того, оба ведомства не успели по объективным причинам подготовить в достаточном количестве нормативные акты, необходимые для перехода функции в Министерство внутренних дел», — рассказал «Газете.Ru» источник, близкий к руководству Госнаркоконтроля. По его словам, штат управления МВД по контролю за наркотиками будет сформирован только 15 июня.

Вместе с тем в пресс-службе ФСКН «Газете.Ru» сообщили, что сейчас в главном здании службы работает межведомственная ликвидационная комиссия. «В ее составе есть множество представителей МВД, они ходят по кабинетам, принимают нашу оргтехнику и иное имущество. «Фээскаэнщиков в здании немного, они занимаются в основном вопросами своего увольнения и ничем более», — отметил представитель ведомства. Он добавил, что директор наркополиции сейчас находится в отпуске.

До своего расформирования Госнаркоконтроль обладал значительным арсеналом оружия, которое находилось у оперативных сотрудников и бойцов спецназа ФСКН «Гром». В частности, наркополицейские располагали пистолетами Макарова и Ярыгина, автоматами Калашникова, пистолетами-пулеметами «Кедр», снайперскими винтовками различных типов, а также помповыми ружьями, гранатометами и специальным орудием для бесшумной стрельбы. Однако, как рассказал «Газете.Ru» сотрудник спецназа по имени Сергей, сразу после публикации указа Путина о ликвидации службы все оружие было передано межведомственной комиссии.

«Сейчас мы все ходим безоружные, все оружие было сдано по описи полицейским»,

— сказал он.

Что касается вещественных доказательств по делам о производстве или продаже наркотиков, то они сейчас находятся в камере хранения ФСКН, описи переданы полицейским. «Дела еще расследуются, так что ко всем вещдокам, в том числе и наркотикам, применяются общие правила хранения этих доказательств. После приговора суда вещдоки, в том числе изъятые наркотики, уничтожаются», — рассказал «Газете.Ru» источник в ФСКН.

Как удалось узнать «Газете.Ru» из разговоров с теми сотрудниками ФСКН, которые еще не уволены, в настоящий момент большая часть из них просто сидят и ждут своей участи. «Мы сдали все дела в архив, ежедневно приходим на работу вовремя, сидим на местах, ждем штатной структуры МВД, переназначения на новые должности или хотя бы выведения за штат. Мы все написали рапорт на увольнение и на согласие служить в полиции на новых должностях. Нам сообщили, что всех нас устроят на службу в МВД, однако неофициально дали понять, что оперских должностей хватит не всем», — рассказал Константин, сотрудник управления про Центральному административному округу ФСКН. По его словам, это означает, что

некоторым вчерашним операм могут предложить служить патрульными полицейскими или участковыми.

«Конечно, это понижение в статусе, а иногда и в звании. Но я больше ничего не умею, кроме как работать в правоохранительных органах, так что соглашусь на ту работу, которую мне дадут в МВД», — сказал он.

Константин добавил, что большинству следователей ФСКН уже предложили работать в следственном аппарате Министерства внутренних дел, но не все на это согласились, кто-то предпочел уволиться. Константин также отметил, что за май всем сотрудникам его подразделения выплатили всю зарплату в полном объеме. Это же подтвердил и анонимный источник «Газеты.Ru» в руководстве ликвидируемого ФСКН. «При этом нам сказали, что в июне нам выплатят уже только оклад и надбавку за звание. Это на практике означает, что если за май я получил, условно, 50 тыс. рублей, то в июне получу порядка 30 тыс. рублей», — отметил оперативник.

По словам других сотрудников ведомства, точно так же в «режиме ожидания» существуют и некоторые другие подразделения Госнаркоконтроля, например бойцы «Грома».

«В указе о создании Нацгвардии сказано, что нас переведут туда. Однако пока никаких практических шагов в этом направлении не последовало, мы просто сидим и ждем.

Некоторые уже перешли в спецподразделения других силовых структур, например в спецназ СВР России «Заслон», — отметил «громовец».

«По нормативным документам и внутриведомственным инструкциям, сразу после указа о ликвидации должен был последовать новый, внутриведомственный, — о выведении всех сотрудников за штат. И все работники ФСКН два месяца должны были, по идее, находиться за штатом. После этого им должны были предложить новые должности, уже в МВД. И если экс-наркополицейские отказались бы от новых должностей, то их должны были бы уволить из », — рассказал «Газете.Ru» источник, близкий к руководству Госнаркоконтроля. По его словам, с большей частью тех, кто еще числится в ФСКН, никто не проводит совещания и не доводит информацию о происходящем, что действует на некоторых наркополицейских удручающе. Как следует из открытых источников, всего в ФСКН к моменту ликвидации службы числилось чуть менее 34 тыс. сотрудников.

По словам источника «Газеты.Ru» в службе,

главное здание ведомства на Маросейке, 12, тоже перейдет МВД,

там будет размещено управление полиции по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, которое заменит Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков, а также, возможно, другие полицейские подразделения. Таким образом, эта постройка уже четвертый раз за свою новейшую историю меняет хозяина. В начале 1990-х годов там располагалась одна из структур завода «Моссельмаш», потом его передали налоговой полиции, однако после расформирования этого ведомства здание отошло ФСКН. И вот вскоре там разместятся полицейские.

ФСКН была создана в 2003 году, тогда эту структуру возглавил бывший высокопоставленный сотрудник , который руководил наркополицией до 2008 года. После этого ведомство возглавил другой выходец из Федеральной службы безопасности, Виктор Иванов. При Иванове ФСКН активно занималась мероприятиями в сотрудничестве с антинаркотическими подразделениями Китая, Латинской Америки, США и Прибалтики. Результатом стал целый ряд задержаний наркоторговцев и перехват сотен килограммов запрещенных веществ при попытке их ввоза в Россию или транспортировки по российской территории. В 2012 году ОСН «Гром» включен в состав Коллективных сил оперативного реагирования антинаркотических ведомств и органов внутренних дел государств — членов Организации Договора о коллективной безопасности.

Впрочем, за годы существования ФСКН не обошли и насколько крупных скандалов.

В октябре 2007 года в сотрудники ФСБ задержали генерала управления собственной безопасности ФСКН РФ . Его обвинили в незаконных телефонных прослушках, взятках, «крышевании» бандитских группировок. Сам он свое задержание связал с участием в расследовании уголовного дела в отношении фирмы «Три кита», в котором, по его словам, оказались замешаны высокопоставленные сотрудники ФСБ. В 2009 году генерал был освобожден под подписку о невыезде, а еще через год приговорен к трем годам лишения свободы условно за мошенничество и превышение полномочий.

В 2013 году два оперативника ФСКН по САО, Челидзе и Калугин, были обнаружены в собственной машине без сознания неподалеку от здания наркополиции на Ленинградском шоссе. Они были госпитализированы в состоянии передозировки наркотиками, а в машине оперов нашли 7 кг кокаина и гашиш.

В марте 2016 года заместитель директора ФСКН генерал-полковник полиции был объявлен Испанией в международный розыск и заочно арестован по обвинению в связях с оргпреступностью. Официально его причастность к преступным группам Госнаркоконтроль тогда опроверг. В 2014 году Иванов вошел в списки граждан РФ, в отношении которых США, Канада и ввели санкции.

В коридорах центрального аппарата Федеральной миграционной службы на прошлой неделе к концу рабочего дня громко играла музыка - гимн ФМС, - ходили нетрезвые люди, а из-под кабинетных дверей, несмотря на строгий запрет на курение в офисе, поднимался сигаретный дым, рассказывает источник «Медиазоны» в правоохранительных органах. Директор миграционной службы Константин Ромодановский «по состоянию здоровья» перестал появляться на рабочем месте с 31 марта 2016 года - после обсуждения участи ведомства на заседании Совета безопасности. На следующее совещание у президента, 5 апреля, Ромодановский не пришел. Поэтому решение о ликвидации ведомства из уст главы государства выслушала первый замглавы ФМС Екатерина Егорова. Она же временно исполняет обязанности директора ликвидированной службы.

Согласно президентскому указу от 5 апреля 2016 года, штаты ФМС и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) переходят МВД. При этом численность аппарата ФМС, которая теперь станет Главным управлением МВД по вопросам миграции, официально сократится на 30%. Уведомления о предстоящем увольнении сотрудники центрального аппарата ФМС уже получили. Часть из них после утверждения нового штатного расписания возьмут на работу в МВД. Однако тысячи сотрудников ФСКН и ФМС по-прежнему ничего не знают о вариантах своего будущего трудоустройства. Некоторые собеседники «Медиазоны» из обоих ведомств уже начали искать другую работу.

В указе Владимира Путина ничего не сказано, например, о будущем подразделений спецназа и следственного управления ФСКН. В антинаркотическом главке МВД они точно не останутся: следствие у полиции выделено в отдельный департамент, а ОМОН и СОБР, куда могли бы пойти служить бойцы спецподразделений наркополиции, вообще были переданы из МВД в созданную параллельным указом Национальную гвардию. В опубликованных на сайте Кремля документах говорится, что службу в МВД с сохранением специальных званий смогут продолжить все пожелавшие этого сотрудники ФСКН. «Но с такой формулировкой могут, например, оперативнику предложить работу постовым или в отдаленном регионе. Не хочешь - два раза предлагать не будут», - объясняет один из собеседников «Медиазоны». В отдельных подразделениях ФСКН ситуацию называют «разгоном» ведомства.

Пресс-секретари федеральных служб комментируют реорганизацию крайне скупо. Однако источники «Медиазоны» внутри ведомств уверяют, что реформа стала полной неожиданностью даже для руководителей в ранге заместителей Ромодановского и главы ФСКН Виктора Иванова. В ФМС ждали почетной отставки Ромодановского после 60-летия, в ноябре 2016 года, а затем уже административных преобразований. В ФСКН активно готовились к назначенной на 12 апреля третьей Московской антинаркотической конференции, которая была анонсирована как мероприятие под председательством Иванова с участием представителей иностранных правоохранительных ведомств. В итоге иностранных гостей уведомили о ее отмене только 6 апреля, после публикации указа Путина. По словам собеседника «Медиазоны», у некоторых иностранцев уже были куплены авиабилеты в Москву.

В ФМС на прошлой неделе побывал замглавы МВД Александр Горовой, который будет курировать работу миграционного ведомства. Этот визит носил скорее ознакомительный характер, однако после него в ФМС стали обсуждать вероятного кандидата на пост руководителя полицейского главка по вопросам миграции - нынешнего начальника УФМС по Москве Ольгу Кириллову, которая ранее работала в паспортно-визовой службе сахалинского главка МВД.

До сих пор ничего не известно о будущих назначениях Иванова и Ромодановского. Газета «Коммерсант» писала , что глава упраздняемой ФСКН может стать первым заместителем министра внутренних дел, вместо возглавившего нацгвардию Виктора Золотова: якобы Иванов должен будет курировать в МВД направления контроля миграции и борьбы с наркотиками. Однако уже на следующий день официальный представитель МВД Ирина Волк , что этого, скорее всего, не произойдет. В таком же ключе прокомментировал ситуацию пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Отложенная реформа

Передача ФМС и ФСКН под контроль МВД стала обсуждаться в СМИ еще в феврале 2015 года. «Коммерсант» ссылался на письмо руководителя государственно-правового управления президента Ларисы Брычевой руководителю аппарата правительства Сергею Приходько. В документе Брычева просила Приходько подготовить заключение правительства на предложение о ликвидации ФСКН 1 марта и передать документы для согласования премьеру Дмитрию Медведеву. Источник издания в аппарате правительства, в свою очередь, утверждал, что такое согласование - формальность, поскольку согласие Владимира Путина на ликвидацию ФСКН уже получено. Песков комментировать эту информацию отказался.

Точку в обсуждении надвигавшейся реформы тогда поставил глава ФСКН Виктор Иванов. «Слухи о смерти службы сильно преувеличены», - перефразировал он Марка Твена во время пресс-конференции 17 февраля 2015 года в московском офисе ведомства. Иванов также подчеркнул, что не получал никаких предложений о новой работе и не рассматривал их. «Как-то очень искусственно поддерживается в прессе это нагнетание обстановки», - отметил Иванов.

Тогда же источник, близкий к Кремлю, сообщал РБК, что на передаче полномочий ФСКН настаивают в МВД. По словам собеседника издания в администрации президента, за ликвидацию ФСКН активно выступал Золотов, бывший начальник службы безопасности президента, который в мае 2014 года стал главнокомандующим внутренними войсками и первым заместителем главы МВД. Эту же версию подтверждали собеседники РБК в центральном аппарате ФСКН: якобы много лет возглавлявший личную охрану президента Золотов рассчитывал получить пост министра внутренних дел с существенно расширенными полномочиями.

В наркоконтроле тогда предполагали, что за «информационной кампанией против ФСКН» стоят люди из МВД. Незадолго до публичного обсуждения ликвидации двух ведомств в СМИ появлялись сообщения о продаже баз данных, якобы принадлежащих ФСКН и содержащих оперативную информацию об осведомителях ведомства. Проведенная внутренняя проверка показала, что обнародованные данные на самом деле принадлежат оперативным службам МВД и ФСИН.

По данным РБК, решение о ликвидации ФСКН и ФМС в начале 2015 года, возможно, было отложено после встречи Иванова с президентом Владимиром Путиным, которая, рассказывал собеседник издания, состоялась после первых сообщений об упразднении ведомства. Песков на вопрос о такой встрече ответил, что Путин и Иванов регулярно встречаются, а сообщения о возможных структурных преобразованиях в Кремле не комментируют.

Бронка и испанская мафия

Заседание Совбеза 31 марта 2016 года, окончательно решившее судьбу ФСКН и ФМС, состоялось на следующий день после ареста в Басманном суде влиятельного петербургского бизнесмена, совладельца группы «Форум» Дмитрия Михальченко. 29 марта бизнесмен был задержан в Москве на входе в гостиницу «Украина». По данным источника «Медиазоны» в правоохранительных органах, незадолго до задержания Михальченко побывал в ФМС на встрече с Ромодановским - специально для этого он и приехал в Москву.

Структуры Михальченко тесно сотрудничают с миграционным ведомством, а именно с ФГУП «Паспортно-визовый сервис». По подсчетам РБК, бизнес по оформлению миграционных документов в Подмосковье, Санкт-Петербурге и Ленинградской области приносит десятки миллиардов рублей в год.

С января 2016 года в Москве запустился очередной совместный проект группы «Форум» Михальченко и ФГУП ФМС - Паспортно-визовый центр на Новослободской, 45. Здесь иностранцы, оформляющие вид на жительство в столице, платят до 40 тысяч рублей за возможность сутками не стоять в «бесплатной» очереди. Как выяснил РБК, структуры ФМС арендуют здание на Новослободской улице у ФГУП Федеральной службы охраны «Атэкс», которое с 2008 года выступает заказчиком реставрационных работ у компании того же Михальченко. Посредником между собственником здания и арендаторами выступает фирма «Синергия», также связанная со структурами петербургского предпринимателя.

Сейчас сам Михальченко обвиняется в контрабанде алкогольной продукции на 2 млн рублей. В марте в результате масштабной операции с обысками и задержаниями были арестованы топ-менеджеры компании «БалтСтрой» (входит в «Форум» Михальченко) Дмитрий Сергеев и Александр Коченов, а также замминистра культуры Григорий Пирумов. Всех их обвиняют в совершении хищений в ходе реставрационных работ, однако их аресты собеседники «Медиазоны» связывают с конфликтом Михальченко и спецслужб вокруг самого ценного актива «Форума» - запущенного в начале 2016 года порта Бронка.

Суммарные инвестиции в проект оценивались в 118 млрд рублей. Однако новый порт, строившийся несколько лет, начал работу в условиях санкций и кризиса российской экономики, резко сокративших импорт. В условиях острой конкуренции Бронка стала предлагать выгодные тарифы, а в начале февраля губернатор Петербурга Георгий Полтавченко и полпред президента на Северо-Западе Владимир Булавин получили письма главы Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова, который предлагал оставить за таможенными постами в конкурирующих с Бронкой терминалах только досмотр грузов, а всю проверку документов передать двум постам - Бронке и Усть-Луге. Но влиятельные конкуренты могли найти более высоких покровителей, чем глава ФСО Евгений Муров, считавшийся гарантом бизнеса Михальченко, и деловой партнер бизнесмена Николай Негодов, отставной генерал-майор ФСБ

К моменту визита Михальченко к Ромодановскому бизнесмена уже полгода прослушивали сотрудники ФСБ. Планируя его задержание, чекисты не могли не знать цель визита Михальчекно в столицу, однако намеренно задержали его не сразу после приезда из Петербурга, а уже после встречи с высокопоставленным чиновником, полагает собеседник «Медиазоны».

Если итогом разработки Михальченко и его окружения стал арест замминистра культуры России, то собранные материалы о его сотрудничестве с ФМС могли стать серьезным раздражителем для президента при принятии давно прорабатывавшегося решения о ликвидации ФМС и ФСКН, объясняет источник.

Что касается директора ФСКН Иванова, то ему могли припомнить его давние отношения с Ромодановским, который работал его замом еще в службе собственной безопасности ФСБ. Кроме того, именно Иванов, служивший еще в ленинградском управлении КГБ, а в первый срок президентства Путина ставший заместителем главы администрации президента, использовал свое влияние для спасения ФСКН и ФМС год назад. Другим «жирным минусом» для ФСКН стало объявление испанской полицией в международный розыск по делу тамбовско-малышевской ОПГ заместителя директора ФСКН, автора «Бандитского Петербурга» Николая Аулова, о чем стало известно также накануне заседания Совбеза 31 марта.