Федеральный закон от "О государственной регистрации недвижимости" (218-ФЗ) 2020, 2019

  • проверено сегодня
  • редакция от 23.01.2020
  • вступил в силу 01.01.2017

В последней действующей редакции от 23 января 2020 года .

Сравнить, что изменилось в текущей редакции по сравнению с предыдущей

Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют.

Сравнить редакции закона

Вы можете сравнить редакции данного закона, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку "Сравнить". Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони.

Даже не пытайтесь искать новее - это последняя редакция

Закон проверен сегодня в 08:33:40

Постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не имеет на данный момент никаких новых запланированных редакций.

Шансов найти более свежую действующую редакцию - нет.

Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" (218-ФЗ) регулирует отношения в связи с осуществлением на территории России государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, государственного кадастрового учёта недвижимого имущества. Также закон регулирует вопросы по ведению Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

В ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" обозначено, что единый государственный реестр недвижимости - это свод достоверных систематизированных сведений об учтённом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных данным ФЗ сведений.

В законе "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Нормы 218-ФЗ не распространяются на государственный учёт и государственную регистрацию прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, участки недр.

  • Глава 1. Общие положения

  • Глава 2. Единый государственный реестр недвижимости

  • Глава 3. Государственный кадастровый учёт недвижимого имущества и государственная регистрация прав на недвижимое имущество

  • Глава 4. Внесение сведений в единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия

  • Глава 5. Внесение сведений в единый государственный реестр недвижимости в уведомительном порядке

  • А.Д.Шут, специалист отдела технической поддержки пользователей Программного центра

    1. Закон N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

    Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" с изменениями и дополнениями (внесенными Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ ), вступивший в силу с 01.01.2017 года. Порядок вступления в силу закона № 218-ФЗ установлен в статье 72, согласно которой:

      Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года , за исключением части 4 статьи 66 и статьи 68настоящего Федерального закона.

      Ч асть 4 статьи 66 (об о тветственности органа регистрации прав ) и статья 68 (о к омпенсации за утрату права, зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости ) настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2020 года .



    2. Предисловие.

    Указанный закон № 218-ФЗ призван объединить государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и его кадастровый учет в единую систему учета и регистрации . Предполагается формирование Единого государственного реестра недвижимости , который объединит данные кадастрового учета и данные ЕГРП. Проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее теперь будет исключительно Росреестр и его территориальные органы.




    3. Новое в Законе № 218-ФЗ.

    Сведения о едином недвижимом комплексе теперь будут внесены в кадастр недвижимости.

    Согласно статье 133.1 Гражданского Кодекса РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.

    Обращаем Ваше внимание на то, что на сегодняшний день технические планы на ЕНК как на машино-места не принимаются Росреестром, так как XML-схема не утверждена.


    4. Заявления о ГКУ И ГРП.

    Заявления о государственном кадастровом учете и госрегистрации прав подаются лицами, указанными в статье 15 закона:

    Одновременно государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению :

      собственника объекта недвижимости

      лица, которому выдано разрешение на создание искусственного ЗУ либо иной документ, предусмотренный Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

      собственника исходного объекта недвижимости, из которого образованы новые объекты недвижимости

      собственника объекта недвижимости и (или) лица, в пользу которого устанавливаются ограничения прав и обременения объекта недвижимости

      кадастрового инженера, при наличии нотариальной доверенности

    Обратите внимание, что кадастровые инженеры в 2017 году получают приостановки из-за несоответствия отправленных документов данным требованиям.


    В соответствии с пунктом 3 статьи 14 государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с :

      созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в порядке, предусмотренном статьей 19 настоящего Федерального закона

    • образованием объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 - 10 части 5 настоящей статьи (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
    • прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости
    • образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 5 настоящей статьи (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ).




    При осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению:


      собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства - при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости

    • собственника объекта недвижимости или лица, в пользу которого устанавливается ограничение права или обременение объекта недвижимости, - при государственном кадастровом учете в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, если в соответствии с федеральным законом такие ограничение или обременение возникают независимо от момента их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости
    • собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости

      кадастрового инженера, при наличии нотариальной доверенности




    В соответствии с пунктом 5 статьи 14 государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется:



    Такие заявления и необходимые документы можно будет представить в бумажном виде - лично или по почте, равно как и в форме электронных документов (с помощью программного модуля "Заявление о ГКУ" платформы "Полигон Про" или через портал Росреестра).

    5. Подача заявления.

    Отныне место подачи заявления и документов не будет зависеть от места нахождения объекта недвижимости. Обращаться можно в любое подразделение Росреестра, отправлять заявления или подать документы лично через любой МФЦ.


    Новый закон устанавливает единственный случай отказа в приеме документов о кадастровом учете и госрегистрации прав - не установлена личность заявителя, обратившегося с заявлением .


    6. Сроки кадастрового учета и государственной регистрации прав.

    Статья 16 Закона устанавливает сроки осуществления государственного кадастрового учета 5-7 рабочих дней, государственной регистрации прав 7-9 рабочих дней, 10-12 рабочих дней в случае осуществления кадастрового учета и регистрации прав одновременно. Как видно, общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и госрегистрации прав сокращен.


    7. Приостановление кадастрового учета и госрегистрации прав.

    Статья 26 Закона устанавливает основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.

    В первоначальной редакции Закона статья 26 содержала 51 основание, а сейчас в данной статье содержится 55 оснований приостановления.

    Наиболее частые в 2017 году приостановления связаны с нарушением 2 части, в которой указано "если с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо " и с нарушением 8 части, в которой указано "если представленные документы подписаны (удостоверены) неправомочными лицами" пункта 1 статьи 26.

    Также, на сайте Консультант Плюс размещен проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и иные законодательные акты Российской Федерации".

    Согласно данному проекту предлагается:

      расширить перечень оснований для государственной регистрации прав

      расширить перечень лиц, по заявлениям которых государственный кадастровый учет осуществляется одновременно с государственной регистрацией прав и без одновременной государственной регистрации прав

      не распространять действие Закона "О государственной регистрации недвижимости" на объекты археологического наследия

      включить в Единый государственный реестр недвижимости список координат пунктов геодезической основы

    • включить в кадастр недвижимости сведения об ограничении оборотоспособности земельных участков, предоставленных гражданам на территории субъектов РФ в Дальневосточном федеральном округе

    8. Выписка из ЕГРН вместо свидетельства

    Согласно новым правилам, установленным Законом № 218-ФЗ кадастровый учет, государственная регистрация возникновения и перехода права будут подтверждаться выпиской из ЕГРН, а госрегистрация договора или иной сделки - специальной регистрационной надписью на документе, выражающем содержание сделки. Удостоверение проведенного учета и госрегистрации прав свидетельством новым Законом не предусмотрено.


    9. Условия выплаты компенсации за утрату права на жилое помещение

    Статья 68 Закона № 218-ФЗ содержит положения об условиях компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН.

    Компенсация за единственно пригодное для постоянного проживания жилое помещение выплачивается однократно собственнику, который по независящим от него причинам не вправе истребовать его от добросовестного приобретателя, а также добросовестному приобретателю, от которого оно было истребовано.

    Согласно Закону условием ее выплаты является невозможность получить от третьих лиц возмещение, установленное вступившим в законную силу решением суда, по причине прекращения взыскания по исполнительному документу, например, в связи с внесением записи об исключении должника-организации из ЕГРЮЛ.

    Однако, обращаем внимание на то, что положение Закона о компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН, вступает в силу лишь с 1 января 2020 г.


    Хотелось бы привести пример: В начале 2017 года нам стало известно, что житель Ленинградской области решил проверить сведения, содержащиеся с ЕГРН по многоквартирному дому, в котором живет. Как оказалось, информация о 4 собственниках квартир отсутствует в сведениях, содержащихся в ЕГРН. Но все собственники имеют на руках документы, подтверждающие собственность. Данное дело было передано в суд, но информации о завершении дела, к сожалению, у нас нет. Как мы полагаем, сведения о собственниках квартир была утеряна при объединении баз данных.

    Новый закон о регистрации недвижимости 2018 –2017 года заменил собой ФЗ No 122 и 221. В разработке федерального закона о регистрации недвижимости применялся европейский опыт в вопросе оформления и проведения сделок собственностью. Положения нового объединенного норматива регулируют отношения субъектов по следующим критериям:

    • внесение нужных сведений в ЕГРН;
    • непременная регистрация прав на владение объектами собственности и операций, проведенных с ними;
    • предоставление данных из ЕГРН по запросам граждан;
    • внесение информации о недвижимости в кадастровую базу.
    Важное уточнение! Документ 218 ФЗ с изменениями на 2018 год не отменяет действие предыдущих норм, а лишь дополняет и уточняет их.

    Изменения 218 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» касаются следующего:

    Вся информация о предприятиях в качестве имущественных комплексов или единых комплексах недвижимости отныне заносится в систему кадастра. В ст. 15 прописан круг лиц, подающих заявление о госкадастровом учете и регистрировании прав. Заявку необходимо подавать лично или же при содействии услуг почты России. Государственная регистрация права собственности на квартиру либо иное имущество возможна также через сервис электронного документооборота на онлайн-сервисе Росреестра или официальный сайт госуслуг.

    Теперь место подачи обращения и прочей документации не влияет на такой факт, как регистрация права собственности на квартиру. МФЦ или территориальное отделение Регпалаты вынуждены принять пакет документов там, где это удобно клиенту. Законным предлогом для отказа в принятии бумаг для кадастрового учета и регистрации считается невозможность достоверно установить личность заявителя.

    Комментарии 218 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» говорят, что регистрация возникновения и передачи прав, а также учет по кадастру подтверждается выкопировкой из ЕГРН. Вместе с этим регистрация договора гарантируется особой надписью на самом документе, фиксирующем суть сделки. Фиксация процедуры свидетельством в соответствии с обновленным законом о регистрации недвижимости 2018 не предусматривается.

    Закон о регистрации недвижимости 2018 («Консультант плюс» предоставляет полный обзор изменений документа) предусматривает выплату финансовой компенсации за потерю прав на жилье, если оно прошло регистрацию в ЕГРН. Норма содержится в ст. 68 правового документа.

    За единственное годное к проживанию жилье компенсация выплачивается однократно. Получить средства вправе собственник, не способный законно истребовать его от добросовестного покупателя по непреодолимым причинам. Равная норма применяется и к добросовестному приобретателю, у которого имущество было истребовано. На основании документа условием получения компенсации является доказанная невозможность истребовать ее от третьего лица в рамках исполнительного производства (к примеру, если должник был исключен из ЕГРЮЛ). Размер возмещения устанавливается судом.

    Важное уточнение! Вышеописанное положение о возможном возмещении за потерю прав, оформленных в ЕГРН, будет действовать лишь с 01.01.2020.

    ЕГРН

    Аббревиатура расшифровывается как Единый Государственный Реестр Недвижимости. Это электронная система, что с некоторых пор консолидирует в себе госреестр прав на объекты недвижимости (ЕГРП) и госкадастр (ГКН). После образования обобщенной базы ЕГРН пользователи получили возможность подавать намного меньше бумаг. Достаточно одного заявления для постановки на кадастровый учет, и процедуры регистрации прав.

    Электронный реестр представляет собой базу, куда вносятся сведения о прекращенных и действующих правах на разнообразные объекты недвижимой собственности. Туда же вносят информацию об обременениях, правообладателях, технические данные помещений (площадь, назначение).

    Росреестр

    Многим это учреждение известно под названием «Регпалата». А официальное наименование достаточно длинное - Федеральная служба государственной регистрации, кратографии и кадастра. Эта организация призвана проводить контроль и регистрацию данных, вносимых в ЕГРН. В любом регионе присутствуют территориальные организации, которые называются УФРС (управление Росреестра) и отделения Кадастровой Палаты (ФКП). Также можно проверить регистрацию в Росреестре онлайн. Для этого разработана отдельная процедура.

    УФРС

    Так называют территориальные отделения головной Федеральной организации Росреестра. Расшифровывается как Управление Федеральной Регистрационной Службы. По сути это тот же Росреестр, только местного масштаба. Здесь осуществляется государственная регистрация прав на недвижимое имущество, а также регистрация сделок с недвижимостью и прочие операции.

    ФКП

    Это подразделение непосредственно выполняет техработы: ведет кадастровый учет, вносят записи в ЕГРП или ГКН относительно незавершенных объектов. Это структурный подраздел УФРС. Тут проводят регистрацию операций с недвижимым имуществом и регистрацию всех прав. Расшифровывается как Федеральная Кадастровая Палата.

    Регистрация права собственности на квартиру через госуслуги или МФЦ начинается со сбора бумаг. Перечень зависит от того, что за договор выступает основным, есть ли у продавца супруг или несовершеннолетние дети, проводится ли сделка по первичному объекту собственности или «вторичке». Во всех случаях можно выделить основной и дополнительный список документов.

    Кстати! Регистрация права требования на квадратные метры, расположенные в строящемся здании, это не аналог регистрации прав собственности на уже готовое помещение. В последнем варианте квартира может находиться как в «первичке», так и во вторичном сегменте.

    Первичный рынок

    Для проведения регистрации права требования «квадратуры» в новостройке (еще строящемся доме) понадобится либо ДДУ, либо соглашение переуступки права требования по ДДУ. В 1-м случае обращаться за регистрацией вправе как застройщик, так и дольщик, а при втором сценарии сбором нужных бумаг занимаются непосредственно участники сделки.

    При внесении на регистрацию договора с первым дольщиком документации бывает много:

    • разрешение на строительство конкретного объекта (не целого квартала, а именно вашего дома!);
    • реквизиты, учредительные и уставные свидетельства застройщика;
    • проектная декларация с нужными подписями и печатями;
    • сертификат о внесении денежных средств в компенсационный фонд;
    • справка, подтверждающая госрегистрацию юрлица;
    • сам ДДУ;
    • персональные документы дольщика.

    Для регистрации последующих ДДУ бумаг будет меньше:

    • заявления застройщика и дольщика о проведении процедуры регистрации ДДУ;
    • собственно договор совместно с разнообразными приложениями к нему;
    • личные документы дольщика (паспорт);
    • дополнительные соглашения между дольщиком и застройщиком, когда таковые имеются.

    Дополнительный перечень документов выглядит так:

    • нотариально заверенное согласие партнера (супруга) на проведение сделки;
    • договор ипотеки от банка и другие бумаги от этой финансовой организации при оформлении ипотеки;
    • правильно оформленная доверенность, когда сделка проводится при участии посредника;
    • квитанция о внесении государственной пошлины;
    • когда в сделке участвует несовершеннолетний дополнением станет свидетельство о рождении или же паспорт ребенка (когда есть).

    Регистрация права собственности на квартиру в новостройке (уже построенном доме) чаще всего проводится именно застройщиком. Но никто не вправе запретить покупателю взять эту функцию на себя и сделать все самому. Вам понадобится:

    • заявление;
    • акт приема-передачи недвижимости;
    • кадастровый паспорт жилья;
    • закладная и ипотечный договор, при оформлении кредита;
    • личные паспорта всех будущих совладельцев и заявителя;
    • чек на оплату госпошлины;
    • доверенность, заверенную нотариально, если от имени будущего собственника выступает представитель;
    • согласие «второй половины» на совершение сделки с недвижимостью, заверенное нотариально.

    Вторичный рынок

    При регистрации сделки со вторичным жильем потребуется намного меньше бумаг, чем при подписании договора. Вам понадобится:

    заявления: от клиента - на регистрацию новой квартиры, от продавца - на передачу прав;

    чек об уплате государственного сбора (госпошлина при регистрация прав на недвижимое имущество в МФЦ или Росреестре для физлиц установлена в размере 2 тыс. руб.);

    • личные паспорта всех участников сделки;
    • доверенность (в случае надобности);
    • правоустанавливающие свидетельства на жилье (от продавца);
    • подписанный и заверенный нотариально ДКП в 3 экземплярах;
    • ипотечный договор, закладная и бумаги, упоминающиеся в закладной (когда есть);
    • кадастровый (с 01.03.08) или технический (до 01.03.08) паспорт на жилье.

    Если помещение уже состоит на кадастровом учете, то последний документ не понадобится (для Москвы и некоторых других городов).

    Все подготовленные документы самолично, через представителя или при участии почты России передаются в территориальное подразделение Росреестра. Возможна также и регистрация права собственности на квартиру в МФЦ. Зарегистрироваться на нужную дату можно в телефонном режиме или воспользовавшись услугами официального сайта.

    Внимание! В Москве подразделения УФРС с 2014 года не проводят работу с физлицами. Так что правильно будет сразу направиться в МФЦ. Для прочих территорий это правило не работает.

    Интересно, что служащие МФЦ лишь принимают документы для осуществления регистрации, а затем передают их в управление Росреестра. Вместе с тем они не обязаны проверять правильность заполнения бумаг и устанавливать их подлинность. Вследствие этого случаются ситуации, когда пакет документов оказывается неполным или неправильно заполненным. Все это приводит к задержкам в регистрации, а иногда и отказу в проведении процедуры.

    Чтобы избежать подобной ситуации, при подготовке документации лучше обратиться за помощью к нотариусу. Он изучает все нюансы и вправе сам подать бумаги на регистрацию. Можно воспользоваться и услугами других специалистов.

    Кроме того, возможна также и электронная регистрация права собственности на квартиру. Такое право является одной из новелл ФЗ-218. Однако, прежде чем подавать документы следует озаботиться получением сертификата цифровой электронной подписи. Такой «ключ» оформляется Удостоверяющим центром и стоит от 3 до 5 тыс. рублей.

    Уточнение! Кадастровый учет наличия цифровой подписи не требует.

    Электронная регистрация прав на недвижимое имущество не только удобна, но и выгодна. Госпошлина при проведении процедуры электронным способом составляет всего1,2 тыс. рублей. А электронно-цифровой ключ вам пригодится и в дальнейшем.

    Проверить готовность документов в Росреестре можно по номеру расписки. Ее вам выдадут в момент приема документов. Расписка содержит перечень поданных бумаг, номер, присвоенный вашему регистрационному делу и срок к которому будет проведена процедура.

    На основании ст. 16 закона No ФЗ-218 период регистрации прав на недвижимое имущество в 2017 году существенно сократился. Количество дней зависит от того, что за договор регистрируется:

    • для ипотечных соглашений - 3 дня (рабочих);
    • для ДКП нотариально заверенных - 5 рабочих дней;
    • для ДКП без удостоверения (в обычной письменной форме) - 7 раб. дней.

    Такие данные справедливы только при непосредственной подаче документов в Росреестр. Если оформление гос регистрации прав на недвижимое имущество производится через центр административных услуг (МФЦ), смело прибавляйте к указанному сроку от 2 до 5 дней. Этот период понадобится сотрудникам центра, чтобы передать бумаги по назначению и получить их обратно после регистрации.

    В отдельных случаях регистрация происходит не так гладко, как того хотелось бы. Согласно ст. 26 No218-ФЗ у регистратора есть целых 55 причин, чтобы прекратить или приостановить регистрационную процедуру. С полным перечнем можно ознакомиться на сайте Росреестра или же в тексте Закона.

    Внимание! В случае временной остановки регистрации срок, отведенный на процедуру аннулируется и после возобновления действий начинает исчисляться заново.

    Когда в регистрации отказано, сделка признается несостоявшейся. На практике чиновники, все же, предпочитают просто притормозить процедуру до устранения причин.

    Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это достаточно сложная процедура. Причины для отказа бывают следующие:

    • нестыковка между уже имеющимися и заявленными правами;
    • выявлены ошибки и неточности в предоставленных документах, либо выявлена их подделка;
    • подан не полный перечень бумаг, необходимых для процедуры;
    • регистратор не вовремя получил сведения, запрошенные им по межведомственным каналам связи (от нотариальной палаты, ФНС или ФМС);
    • содержание и форма выражения документа не соответствуют законам РФ (к примеру, в договоре нет одного из существенных условий);
    • не предоставлено согласие третьего лица на проведение сделки в тех случаях, когда оно необходимо (разрешение опекунского совета, согласие супруга или кредитной организации);
    • на объект накладывался арест или обременение и такое ограничение еще не снято;
    • существует судебный спор в отношении объекта недвижимости;
    • при реализации доли в общей собственности не предоставлен отказ от приобретения этой части другими участниками, имеющими на это преимущественное право;
    • не вышел месячный срок для извещения продавцом прочих дольщиков, имеющих приоритетное право на приобретение;
    • в документации, поданной для регистрации и выписке из ЕГРН имеются несовпадения.

    Также регистрация отменяется либо приостановливается по заявлению любого из участников сделки или на основании судебного решения.

    Если при регистрации был получен отказ, его можно обжаловать в суде в установленном порядке. Осуществить это вправе любой участник сделки, участвовавший в подписании договора. В отдельных случаях до суда можно и не доводить. Решение пересматривается после внесения претензии в Росреестр на основании полученного документа об отказе в регистрации.

    Заключение

    ФЗ No218 с учетом всех редакций и изменений вносит определенные коррективы в процесс оформления прав на владение объектами недвижимости. Правовой документ позволяет существенно упростить процедуру, сократить период ожидания и «отвязывает» заявителя от территориальной близости к регистрируемому объекту.

    На основании законодательной нормы можно оформить запрет на проведение сделок без личного присутствия заявителя. Это станет дополнительной защитой от мошенников. А если недвижимость, все же, была утрачена, гражданин вправе рассчитывать на компенсацию от государства.

    Новый закон о регистрации недвижимости 2020 году (видео)

    Эта подборка ответит на все Ваши вопросы. Обязательно посмотрите все экспертные видео.

    Управление Росреестра по Санкт-Петербургу напоминает предпринимателям, что с 01.01.2017 вступил в силу закон, который предусматривает введение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и единой учетно-регистрационной процедуры — Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Управление Росреестра по Санкт-Петербургу напоминает предпринимателям, что с 01.01.2017 вступил в силу закон, который предусматривает введение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и единой учетно-регистрационной процедуры — Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

    Основные нововведения Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»

    Единая процедура:

    Предусмотрена возможность подачи заявления на проведение кадастрового учета и регистрации прав в рамках единой процедуры. Введение единой процедуры сокращает срок и упрощает оформление ряда объектов недвижимого имущества. Срок:

    • 10 рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
    • 12 рабочих дней с даты приема МФЦ заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов.

    За 9 месяцев 2017 года подано 5821 заявление о проведении единой учетно-регистрационной процедуры. Всего за этот период подано 799 408 заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

    Срок проведения учетно-регистрационных действий:

    Сокращен срок проведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимость:

    • 7 рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
    • 9 рабочих дней с даты приема в МФЦ заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
    • 5 рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов;
    • 7 рабочих дней с даты приема МФЦ заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов

    В настоящее время средний фактический срок проведения регистрации прав — 6 рабочих дней.

    Экстерриториальный прием:

    Реализована возможность подать документы на государственную регистрацию прав по экстерриториальному принципу (независимо от месторасположения недвижимости). Во всех регионах Российской Федерации определены офисы приема таких документов. В Санкт-Петербурге прием документов по экстерриториальному принципу (т.е. в отношении объектов недвижимости, не расположенных на территории Санкт-Петербурга) осуществляет Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Санкт-Петербургу в двух выделенных для этого офисах. Прием осуществляется только по предварительной записи через портал Росреестра. В случае подачи заявления по экстерриториальному принципу саму регистрацию прав проводит территориальный орган Росреестра по месту нахождения объекта недвижимости на основании электронных документов, созданных в момент приема от заявителя документов в бумажном виде и подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора данного региона. В этом случае государственный регистратор также обязан провести проверку представленных документов на предмет отсутствия предусмотренных законом «О государственной регистрации недвижимости» оснований для возврата заявления без рассмотрения, а также – их соответствия требованиям закона.

    Услуга востребована в Санкт-Петербурге. За 9 месяцев 2017 года – принято 4237 заявлений по экстерриториальному принципу в отношении объектов недвижимости, расположенных в Москве и Московской области, Ленинградской и Тюменской областях, республиках Якутии и Коми, Ставропольском и Магаданском краях, т.е. практически всех регионов Российской Федерации.

    Электронные услуги:

    На портале Росреестра rosreestr.ru разработано более 30 электронных сервисов, в том числе наиболее популярные:

    • «Личный кабинет правообладателя»,
    • «Личный кабинет кадастрового инженера»,
    • «Проверка исполнения запроса» (статус учетно-регистрационной процедуры),
    • «Проверка электронного документа» (печатное представление выписки и проверка корректности электронной цифровой подписи),
    • «Справочная информация из ЕГРН в режиме онлайн»,
    • «Выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости»;
    • «Подать заявление на государственную регистрацию прав»;
    • «Публичная кадастровая карта».

    Предоставление услуг в электронном виде – одно из основных направлений развития российской учетно-регистрационной системы. Благодаря современным информационным технологиям появилась возможность дистанционно обратиться в Росреестр. Воспользовавшись услугами Росреестра в электронном виде, заявитель получает три преимущества: экономия времени, исключение влияния человеческого фактора и сокращение затрат на госпошлину. Заявитель не теряет времени на визит в офис, может получить услугу посредством сервиса на портале Росреестра дома или на работе в удобное время.

    За 9 месяцев 2017 года на государственную регистрацию прав в электронном виде поступило 22 974 заявления, что в 2,5 раза больше чем за аналогичный период 2016 года (8 905).

    «Единое окно»:

    В Санкт-Петербурге подать заявления и запросы в целях получения услуг Росреестра на бумажном носителе можно в любом из 58 офисов МФЦ во всех районах города в удобное время, том числе в выходные дни. МФЦ наделены полномочиями по приему и выдаче документов по основным государственным услугам Росреестра:

    • постановке на кадастровый учет,
    • регистрации прав на недвижимое имущество,
    • единой процедуре кадастрового учета и регистрации прав,
    • предоставлению сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

    При необходимости, имеется возможность предварительной записи. Работает более 1000 окон приема документов.В Управление Росреестра по Санкт-Петербургу более 98% документов в бумажном виде поступают через многофункциональные центры «Мои документы».

    Целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса

    Целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации разработаны по поручению Президента России и утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации. Внедряются двенадцать моделей, определяющих действия и показатели по основным направлениям, наиболее сильно влияющим на улучшение инвестиционного климата в регионах России. К таким направлениям, в том числе относятся кадастровый учет и регистрации прав на недвижимое имущество, поэтому по ним также созданы соответствующие модели. Регистрация прав и кадастровый учет являются завершающими в цепочке по оформлению недвижимости и напрямую зависят от качества и сроков подготовки документов на предшествующих этапах.

    Целевые модели направлены на снижение административных барьеров, сокращение сроков при предоставлении государственных услуг, а также на развитие бесконтактных технологий общения Росреестра с гражданами – увеличение доли услуг, оказанных в электронном виде и через сеть МФЦ.

    Сегодня в Санкт-Петербурге по части показателей целевые модели уже внедрены, в частности по доле предоставления услуг по кадастровому учету и регистрации прав на базе МФЦ от общего количества каждой из услуг.В рамках реализации целевых моделей и снижения административных барьеров сократилось количество решений об отказах и приостановлениях при проведении регистрации прав и кадастрового учета. В настоящее время доля приостановлений при регистрации прав на недвижимость составляет 6,2%.

    Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 №218-ФЗ позволяет приостанавливать регистрацию перехода прав в целях устранения недостатков, выявленных в ходе рассмотрения представленных на государственную регистрацию документов.

    В рамках работы по снижению количества решений о приостановлениях (отказах) при предоставлении государственных услуг по регистрации прав на недвижимое имущество специалисты Управления Росреестра по Санкт-Петербургу проводят анализ причин, по которым государственными регистраторами были приняты решения о приостановлении или отказе в осуществлении государственной регистрации прав на недвижимость, а также готовят для заявителей информационные материалы (памятки) и размещают их на сайте Росреестра rosreestr.ru в региональном блоке информации.

    Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя информирует.

    Вниманию заявителей!

    C 02 января 2017 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации), направленный на упрощение и ускорение процесса регистрации недвижимости, а также создание Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и единой учетно-регистрационной системы.

    Закон о регистрации предусматривает формирование ЕГРН, который объединит сведения, содержащиеся в кадастре недвижимости и в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В ЕГРН войдут, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), реестр прав, их ограничений и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), а также реестр границ.

    Если сведения об объекте недвижимости отсутствуют в ЕГРН, его учет в кадастре и государственная регистрация прав теперь осуществляются одновременно. Исключения составляют ситуации, когда кадастровый учет может проводиться без одновременной государственной регистрации и наоборот. Учет и государственная регистрация будут проводиться одновременно в следующих случаях:

    • создание объекта недвижимости (за исключением ситуации, когда кадастровый учет можно осуществить без одновременной государственной регистрации прав);
    • образование объекта недвижимости (кроме случаев, когда кадастровый учет проводится без одновременной государственной регистрации прав);
    • прекращение существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН;
    • образование или прекращение существования части объекта, на которую распространены ограничения прав и обременения объекта, подлежащие государственной регистрации.

    Установлены случаи, когда права на объекты недвижимости, сведения о которых имеются в ЕГРН, регистрируются без проведения одновременного кадастрового учета. К их числу относятся, например, государственная регистрация перехода права собственности, подтверждение ранее возникших прав.

    Также определены исключительные ситуации, при которых кадастровый учет осуществляется без одновременного проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимости. Такое проведение учета возможно, в частности, в следующих случаях:

    • создание объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, которое представлено органом государственной власти, местного самоуправления или корпорацией «Росатом» в порядке межведомственного взаимодействия;
    • прекращение существования объекта, права на который не зарегистрированы в ЕГРН;
    • изменение основных характеристик объекта.

    Установлен перечень лиц, по заявлениям которых будут учитываться объекты недвижимости и регистрироваться права на них. Так, заявление в отношении созданного объекта недвижимости может представить:

    • собственник или иной правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости,
    • при одновременном осуществлении учета и государственной регистрации;
    • орган государственной власти, местного самоуправления или корпорация «Росатом», выдавшие разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию;
    • при учете в кадастре без одновременной государственной регистрации.

    Уточнен перечень оснований для возврата заявления и документов без рассмотрения. К ним, в частности, относятся:

    • несоответствие формата заявления и документов, представленных в электронном виде, установленному формату;
    • наличие в заявлении и документах, которые представлены в бумажном виде, подчисток, приписок, зачеркиваний и других неоговоренных исправлений, в том числе выполненных карандашом, а также наличие повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание;
    • отсутствие подписи заявителя в заявлении о кадастровом учете объекта или государственной регистрации прав.

    Сокращен общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и государственной регистрации прав. При подаче документов в МФЦ он составляет теперь:

    • 7 рабочих дней — для кадастрового учета;
    • 12 рабочих дней — в случае одновременного проведения учета и государственной регистрации;
    • 9 рабочих дней — для государственной регистрации прав.

    Расширен перечень оснований, по которым кадастровый учет и государственная регистрация могут быть приостановлены (приводится 55 оснований). Установлены более продолжительные сроки приостановления государственной регистрации. Так, сроки приостановления учета объектов и госрегистрации составят:

    • 3 месяца — по решению государственного регистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления);
    • 6 месяцев — по инициативе заявителя (по заявлению приостановление возможно только 1 раз).

    В связи с вступлением в силу Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вносятся поправки в многочисленные законодательные акты, в том числе в федеральные законы от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности», от 16.07.1998 N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также в Земельный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и др.

    К недвижимым вещам отнесены машино-места, если их границы описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

    Вводится понятие «машино-место», под которым понимается предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

    Местоположение машино-места устанавливается посредством графического отображения на плане этажа или части этажа здания либо сооружения (при отсутствии этажности у здания либо сооружения — на плане здания либо сооружения) геометрической фигуры, соответствующей границам машино-места.