Статья 264 УК РФ часть 1 и наказание за нее должны быть знакомы всем, ведь многие из нас водители.

И как не печально, но ДТП может произойти с каждым и даже тяжелому травмированию пострадавших.

Законодатели четко определили, что за такое деяние и его последствия виновнику грозит ответственность, в том числе и уголовная. Но обо всем подробнее.

Что такое нанесение тяжкого вреда в ДТП

Лучше понять позицию законодателей в этом вопросе поможет четкое определение терминов:

  1. ДТП - происшествие, которое возникло при движении автомобильного транспорта по проезжей части.
  2. Квалифицировать ситуацию, как ДТП возможно только при наличии:
    • пострадавших или, погибших;
    • повреждение транспорта как виновника, так и пострадавшего;
    • нанесение урона грузу или объектам инфраструктуры населенного пункта;
    • вред материального или экономического плана.
  3. Тяжкий вред - все, что привело к потере :
    • зрения;
    • слуха;
    • органа;
    • трудоспособности как полностью, так и временно;
    • неизгладимые обезображивания на лице и теле.
  4. Ответственность - его несет виновник ДТП и чаще всего при нанесении тяжелого вреда людям она будет уголовной, но суд принимает во внимание все факторы ситуации и выносит решение на их основании.

Преступление и наказание

Нарушение правил ПДД, и как следствие ДТП, да еще и, с пострадавшим, которым причинен тяжкий вред будет наказано.

И виновный водитель понесет соответствующее наказание. Ответственность за такие деяния разделяется на два вида:

  1. Компенсацию морального вреда.
  2. Уголовная.

Приговор судьи зависит от множества факторов, и чаще всего, то, как себя ведет виновная сторона играет тут главную роль.

Компенсация морального вреда

Судебная практика в таких ситуация ориентируется не только на КОАП, но и на ГК России, а именно ст. 151, а также на ФЗ 142 от 02.07.13 года.

Согласно ему любой вред, нанесенный в такой ситуации, должен быть, компенсирован пострадавшему или его родственникам в случае смерти человека.

Важно знать: величина компенсации всегда рассчитывается индивидуально по каждой конкретной ситуации.

Каким она, будет зависеть, от:

  • степени вины нарушителя;
  • финансовое положение субъектов;
  • семейное положение как виновника, так и пострадавшего;
  • страдания, потерпевшего как моральные, так и физические;
  • позиция потерпевшей стороны;
  • вред, нанесенный его здоровью.

Только судья, может, назначить размер компенсации. Чаще всего в учет берется следующее:

  • лечение пострадавшего должны быть оплачены в полном объеме;
  • проезд на лечение или сопутствующие мероприятия также в полном объеме;
  • необходимые платные услуги на усмотрение и по потребности.

Чем тяжелее травмы, которые получил пострадавший, тем выше будет размер компенсации. Но судья будет ориентироваться на принципы разумности и справедливости.

Уголовная ответственность

Если в процессе эксплуатации транспортного средства было совершено ДТП и это нанесло кому-то тяжкий вред, то виновник автоматически попадает как под действие статьи 264 УК РФ, так и УПК.

Статья 264 имеет несколько частей 1, 2, 3, 4, 5, 6 и несколько примечаний к ним. Если обобщить, то наказание, может быть, следующим:

  • лишение воли на срок до 36 месяцев;
  • лишение воли на полгода и запрет на управление ТС до 24 месяцев;
  • принудительные работы и запрет на управление ТС сроком от 24 до 36 месяцев.

Состав преступления подробно рассматривается судьей, а наказание за тяжкий вред, согласно предусмотренной ответственности по всем пунктам вышеуказанной статьи и ее частям. Чем выше тяжесть вреда и ситуация, повлекшая ее, тем серьезнее будет наказание.

Комментарий юриста: согласно кодексу, если виновное лицо идет на контакт со следствием, признает свою вину, к нему, может быть, применен особый порядок делопроизводства, по которому мера наказания будет всего 2/3 от максимальной.

Нередко даже тюремное заключение уменьшается, если виновник контактный и сам факт нарушения ПДД. Чаще всего если движение было совершенно с нарушениями, то тюрьмы не избежать. Дополнительно учитывает и то, в каком состоянии был пострадавший и не является ли он также виновным в этой ситуации.

ДТП по неосторожности

ДТП может произойти и по неосторожности. И в таком случаем к виновной стороне будет применена:

  • ч. 1 статьи 264 УК РФ - если пострадавшему лицу нанесен тяжкий вред, это, может быть как пешеход, так и пассажир;
  • и пункт 2 этой же статьи, если к ДТП привела техническая неисправность транспорта;
  • ч 3 этой же статьи применяется, если при таком ДТП человек умер.

Обратите внимание: какое будет наказание во много зависит не только от мелких деталей ДТП, но и того, имело ли место алкогольное опьянение.

Статья 264 УК РФ имеет примечания. Прим. 1 утратило свою актуальность, в нем речь шла о расшифровке транспортных средств и специального права на некоторые из них.

Возможно ли примирение

Эта возможность прописана в 25 статье УПК РФ. Если обе стороны пойдут на примирение, то уголовное дело, может быть, прекращено, а, значит, и ответственности по нему не будет.

Чаще всего это становится возможным, когда виновник полностью заглаживает свою вину перед пострадавшим в полном объеме . Но нужно понимать, что такая практика возможна, только если тяжесть преступления инкриминирована как небольшая или средняя.

Случаев, когда стороны пошли на применение и судья это одобрил при особо тяжком вреде или даже смерти, единичны, но существуют в судебной практике.

Совет: такое соглашение (примирение), должно быть, оформлено только в письменной форме в виде нотариального договора.

Дорога - это всегда дорога, никто не застрахован от происшествий на ней. И хорошо, когда пострадает только метал, но когда страдают люди ситуация совершенно другая.

Статья 264 четко обозначает что за это будет и зависит от тяжести нанесенного человеку вреда. И чтобы свести к минимуму возможность возникновения ответственности по данной статье, соблюдайте ПДД и внимательно следите за дорогой. Она не прощает халатности!

Что говорят юристы про тяжкий вред при ДТП, смотрите консультацию в следующем видео:

Уголовный кодекс, N 63-ФЗ | ст. 264 УК РФ

Статья 264 УК РФ. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (действующая редакция)

1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, если оно:

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, -

наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

4. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, если оно:

а) совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения;

б) сопряжено с оставлением места его совершения, -

наказывается лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

5. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

6. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, если оно:

а) совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения;

б) сопряжено с оставлением места его совершения, -

наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечания. 1. Под другими механическими транспортными средствами в настоящей статье и статье 264.1 настоящего Кодекса понимаются трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

2. Для целей настоящей статьи и статей 263 и 264.1 настоящего Кодекса лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается лицо, управляющее транспортным средством, в случае установления факта употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, или в случае наличия в организме этого лица наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 264 УК РФ

1. Безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

2. Предмет преступления - автомобиль, трамвай или другое механическое транспортное средство.

Под механическим транспортным средством понимается любое транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые трактора и самоходные машины.

Нарушения правил безопасности дорожного движения на двух- или трехколесном транспортном средстве, приводимом в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющем максимальную скорость не более 50 км в час, не охватываются нормами комментируемой статьи.

К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

Иными самоходными машинами признаются любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экскаватор, грейдер, автокран, скрепер, автопогрузчик и т.п.).

3. Лицо, управляющее транспортным средством или иной самоходной машиной, может нести ответственность по ст. 264 УК в том случае, когда транспортное происшествие связано с нарушением правил безопасности движения или эксплуатации транспорта. Если же указанное лицо нарушило правила производства определенных работ, правила техники безопасности или иные правила охраны труда, хотя эти нарушения и были допущены во время движения машины, то действия виновного подлежат квалификации не по ст. 264 УК, а по ст. 143 УК, а в соответствующих случаях - по статьям о преступлениях против жизни и здоровья граждан, уничтожении или повреждении имущества.

4. Объективная сторона преступления выражается:

1) в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств;

2) причинении тяжкого вреда здоровью человека;

3) причинной связи между деянием и наступившими вредными последствиями.

Дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Оно регламентировано специальным нормативным актом - Правилами дорожного движения Российской Федерации, а эксплуатация транспортных средств - Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее - Правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств).

Кроме того, существуют правила (инструкции, наставления, указания) технической эксплуатации для отдельных видов транспортных средств, учитывающие их специфику, правила перевозки пассажиров и грузов на некоторых видах и типах транспортных средств и т.д.

5. Уголовная ответственность по комментируемой статье наступает независимо от места, где было допущено нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств.

Нарушение правил дорожного движения может выражаться в превышении скорости, неправильном обгоне, несоблюдении правил проезда железнодорожных переездов, перекрестков и т.д., управлении транспортным средством в нетрезвом состоянии и т.п.

Эксплуатация транспортных средств запрещается, если:

Не соблюдаются нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы;

Нарушена герметичность гидравлического тормозного привода;

Суммарный люфт в рулевом управлении превышает установленные значения;

Неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройства тягача прицепного звена, а также отсутствуют или неисправны предусмотренные их конструкцией страховочные тросы (цепи);

Имеются люфты в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа и т.д.

Игнорирование указанных запретов образует нарушение правил эксплуатации транспортного средства. Последнее может проявляться и в несоблюдении правил перевозки пассажиров или перевозки груза, правил технической эксплуатации и содержания подвижного состава автомобильного транспорта и др.

6. Признавая лицо виновным в нарушении Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, суды обязаны указывать в приговорах, какие именно правила им нарушены и в чем конкретно выразилось это нарушение (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. N 25 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения").

7. К последствиям преступления согласно закону относится причинение тяжкого вреда здоровью человека, его содержание раскрывается в ст. 111 УК.

8. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожностью.

9. Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, управляющее транспортным средством. Отсутствие водительского удостоверения, навыков управления транспортным средством не имеет значения для решения вопроса об уголовной ответственности.

При учебной езде за ошибочные действия обучаемого, повлекшие указанные в законе последствия, несет ответственность инструктор.

Вместе с тем надо иметь в виду, что согласно Правилам дорожного движения и эксплуатации транспортных средств обучаемый тоже относится к водителям, поскольку он управляет транспортным средством, и обязан выполнять все требования указанных Правил. Поэтому в случае, если обучаемый пренебрег указаниями инструктора и грубо нарушил Правила, он подлежит ответственности по ст. 264 УК.

10. Ответственность дифференцируется в зависимости от наступивших последствий (смерти одного человека - ч. 3, двух или более лиц - ч. 5 комментируемой статьи) и состояния опьянения (ч. ч. 2, 4 и 6 ст. 264 УК).

Судебная практика по статье 264 УК РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 56-КГ16-46, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация

    Выводы же суда апелляционной инстанции об обратном нельзя признать правомерными, так как они основаны на ошибочном толковании положений статьи 47, части 1 статьи 264% примечания к статье 264 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также положений пункта 4 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации о прекращении трудового договора с работником в случае назначения ему по приговору суда наказания исключающего возможность продолжения им прежней работы...

  • Решение Верховного суда: Постановление N 19-АД17-9, Судебная коллегия по административным делам, надзор

    Кроме того, подлежат отклонению доводы жалобы об изменении основания прекращения производства по делу в связи с тем, что в отношении Сараева СТ. 22 марта 2016 года вынесен приговор по части 2 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации. Постановлением Президиума Ставропольского краевого суда от 12 октября 2016 года приговор Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 22 марта 2016 года изменен, действия Сараева СТ. переквалифицированы с части 2 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации на часть 1 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации и назначено наказание в виде ограничения свободы сроком на 2 года...

  • Решение Верховного суда: Определение N 84-УД17-3, Судебная коллегия по уголовным делам, кассация

    Постановлением президиума Новгородского областного суда от 17 апреля 2017 г. приговор от 22 марта 2016 г. и апелляционное постановление от 31 мая 2016 г. в отношении Федорова Н.В. изменены: действия Федорова Н.В. переквалифицированы с ч. 4 ст. 264 УК РФ на ч. 3 ст. 264 УК РФ, по которой назначено наказание в виде лишения свободы на срок 3 года 2 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами сроком на 3 года...

+Еще...

Полный текст ст. 264 УК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2020 год. Консультации юристов по статье 264 УК РФ.

1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -
наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -
наказывается принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, -
наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

4. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека, -
наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

5. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

6. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -
наказывается лишением свободы на срок от четырех до девяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечание. Утратило силу с 1 июля 2015 года - Федеральный закон от 31 декабря 2014 года N 528-ФЗ.
Примечания. 1. Под другими механическими транспортными средствами в настоящей статье и статье 264.1 настоящего Кодекса понимаются трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

2. Для целей настоящей статьи и статьи 264.1 настоящего Кодекса лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается лицо, управляющее транспортным средством, в случае установления факта употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, или в случае наличия в организме этого лица наркотических средств или психотропных веществ, а также лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Комментарий к статье 264 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: основной - отношения по охране безопасности дорожного движения. Под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; дополнительный - здоровье человека (в особо квалифицированных составах - жизнь человека (людей);
2) объективная сторона: предусматривает общественно опасное деяние, общественно опасные последствия и причинную связь между ними.

Деяние выражается в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств и может совершаться в форме как действия, так и бездействия. Последствия выражаются в причинении тяжкого вреда здоровью человека. Они должны находиться в причинно-следственной связи с допущенным водителем нарушением правил. Если последствия наступили в результате действий водителя при погрузке или разгрузке, ремонте транспортных средств, производстве строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других работ, а равно в результате управления автотранспортным средством вне дороги, то они должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве работ;
3) субъект: специальный - водитель, т.е. лицо, управлявшее транспортным средством, достигший 16 лет. Наличие или отсутствие у него права на управление транспортным средством (водительского удостоверения), навыков и стажа вождения для квалификации деяния по ст. 264 УК РФ значения не имеет. Водителем признается также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением (инструктор), кроме случаев, когда обучаемый (курсант), нарушивший правила дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, пренебрег его указаниями;
4) субъективная сторона: неосторожная форма вины (легкомыслие, небрежность).

Преступление считается оконченным с момента причинения тяжкого вреда здоровью человеку (материальный состав).

К квалифицирующим признакам преступления относится совершение деяния лицом, находящимся в состоянии опьянения (ч.2), к особо квалифицированным - причинение по неосторожности смерти человеку (ч.3) или двум или более лицам (ч.5), в том числе совершенное в состоянии опьянения (ч.4 и 6 соответственно).

2. Применимое законодательство:
1) ФЗ "О безопасности дорожного движения" (ст. 2; глава 4 и др.);
2) Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" ТР ТС 018/2011, принят решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877;
________________
Данный технический регламент вступает в силу с 01.01.2015.

3) подзаконные акты:
- постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.93 N 1090 "О Правилах дорожного движения";
- постановление Правительства РФ от 10.09.2009 N 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств";
- ГОСТ Р 52302-2004 "Автотранспортные средства. Управляемость и устойчивость. Технические требования. Методы испытаний" (утв. и введен в действием приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2004 N 164-ст);
- ГОСТ Р 51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки" (утв. и введен в действие постановлением Госстандарта России от 01.02.2001 N 47-ст) и др.

3. Судебная практика:
1) постановлением ВС РФ от 09.12.2008 N 25 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения" предусмотрено, что судам следует указывать в приговоре, нарушение каких конкретно пунктов Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства повлекло наступление последствий, указанных в ст. 264 УК РФ, и в чем конкретно выразилось это нарушение (п.3);
2) 04.07.2012 в 02 часа гр.К., двигаясь на автомобиле по автодороге М 4-Дон по направлению в г.Воронеж, находясь в утомленном состоянии, не выбрал безопасную скорость движения, был невнимателен к окружающей дорожной обстановке и ее изменениям, как следствие, не справился с управлением автомобиля, выехал за пределы проезжей части, где совершил наезд на препятствие - железобетонную опору освещения. В результате нарушения им требований п.1.3, 1.5, 2.7, 9.9, 10.1, 10.3 Правил дорожного движения РФ и совершения ДТП трое пассажиров его автомобиля скончались. Действия гр.К. квалифицированы по ч.5 ст. 264 УК РФ;
_________________________
URL:http://oblsud.vrn.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&name_op=doc&srv_num=1& number=240516&delo_id=4&text_number=1.

3) Кармаскалинским районным судом (Республика Башкортостан) (приговор от 11.01.2012 по делу N 1-9/2012) установлено, что гр.Л. совершил преступление при следующих обстоятельствах: дд.мм.гггг около 12 часов 10 минут водитель гр.Л., управляя личным технически исправным автомобилем ВАЗ 21110, имеющим государственный регистрационный знак N РУС, следовал со скоростью 100 км/час по автодороге Оренбург-Уфа в направлении г.Уфы РБ. В пути следования на 34 км автодороги Уфа-Оренбург на территории Кармаскалинского района РБ водитель гр.Л. не проявил должного внимания к окружающей его дорожной обстановке и ее изменениям, нарушил требования пункта 1.3; 10.1; 14.1 Правил дорожного движения, согласно которым участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил; водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил; при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства; водитель транспортного средства обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть по пешеходному переходу. Водитель гр.Л., проявляя преступную небрежность, самонадеянно полагая, что сможет предотвратить дорожно-транспортное происшествие, пренебрег требованиями указанных пунктов Правил дорожного движения, не уступил дорогу пешеходу гр.Х., переходящему по пешеходному переходу слева направо по ходу движения автомобиля, не избрал надлежащую скорость движения управляемого им транспортного средства, обеспечивающую возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил дорожного движения и допустил наезд на пешехода гр.Х. В результате ДТП пешеходу гр.Х. причинены телесные повреждения в виде: закрытой черепно-мозговой травмы с субдуральной гематомой в теменно-затылочных областях с переходом на основание мозга (30,0 мл крови), субарахноидальным кровоизлиянием с прорывом в желудочки головного мозга, кровоизлияния в мягкие ткани и ушибленной раны в теменной области головы. Тупая травма грудной клетки с множественными переломами 3-4-5-6, 8-9-10 ребер справа с повреждением плевры, двухсторонний гемотораксом, разрывом верхней доли правого легкого и ушибом его, кровоизлияниями в мягкие ткани грудной клетки: многооскольчатого перелома обеих костей правого предплечья в средней трети, кровоподтека правой кисти; ссадины левого тазобедренного сустава, кровоподтеков нижних конечностей, в комплексе, по признаку опасности для жизни, квалифицируются как тяжкий вред здоровью, они осложнились травматическим шоком, отеком головного мозга и явились причиной смерти гр.Х. Между нарушением гр.Л. Правил дорожного движения и наступившими последствиями - причинением смерти гр.Х.. имеется прямая причинная связь. Таким образом, гр.Л. совершил преступление, предусмотренное ч.3 ст. 264 УК РФ - нарушение лицом, управляющим автомобилем, Правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека.

В России каждый год рассматриваются сотни и тысячи уголовных дел по статье 264 УК РФ, в рамках которых решаются судьбы множества людей, оказавшихся на скамье подсудимых. Наш опыт участия в такого рода делах позволяет констатировать, что большинство их них - вовсе не уголовники и душегубы, а вполне обычные граждане, которые в силу проявленной на дороге глупости или самонадеянности, оказались в незавидной роли подсудимого. Судьбы этих людей разрешались в судах по-разному: как говорится, кому как повезет…

В нашей сегодняшней статье мы расскажем, какое наказание назначают российские суды водителям, которых признали виновными по ст. 264 УК РФ. При этом, постараемся не просто продублировать общедоступные постулаты из Уголовного кодекса, а рассказать о реальной судебной практике, которая складывается в России по такого рода уголовным делам.

Прежде всего, следует сказать, что перспективы в плане наказания по уголовным делам о ДТП сильно зависят от того, по какой части статьи 264 УК РФ привлекается виновник. В действующей редакции статьи 264 УК РФ, напомним, насчитывается всего шесть частей.

Если это ч. 1 ст. 264 УК РФ, которая устанавливает уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, то, как правило, обвиняемые по этой статье отделываются «легким испугом». Мы, разумеется, немного утрируем, т.к. привлечение к уголовной ответственности вряд ли можно назвать «легким испугом», однако, подсудимые по ч. 1 ст. 264 УК РФ крайне редко выходят из зала суда в наручниках. Но обо всем поподробнее.

Первая часть статьи 264 УК РФ предусматривает довольно широкий круг наказаний, среди которых:

1) Ограничение свободы на срок до трех лет. Это самый мягкий вид наказания, предусмотренный указанной нормой. Ограничение свободы означает, что осужденный продолжает находиться на воле и проживать у себя дома, но в период наказания на него будет наложен ряд ограничений, например, не выходить из дома в ночное время, не посещать бары и рестораны и так далее… Кроме того, в настоящее время на осужденных к ограничению свободы органы исполнения наказаний надевают специальные электронные браслеты (обычно их прикрепляют на ногу), которые запрещено снимать. Эти браслеты находятся в режиме постоянной спутниковой связи с системой местных органов ФСИН и любые попытки снять или вывести из строя эти браслеты будут замечены. В России осужденным по ч. 1 ст. 264 УК РФ в абсолютном большинстве случаев назначается именно ограничение свободы.

2) Принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Этот вид наказания предполагает, что осужденный будет выполнять определенные принудительные работы в специализированных исправительных центрах. По факту в России в настоящее время принудительные работы применяются далеко не везде, по причине отсутствия во многих субъектах исправительных центров.

3) Арест на срок до шести месяцев. Это по существу то же лишение свободы, но только кратковременное. По факту, в России аресты судами не применяются ввиду отсутствия специальных арестных домов.

4) Лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Здесь все понятно, лишение свободы - это принудительная изоляция от общества.

Судебная практика назначения наказания по ч. 1 ст. 264 УК РФ свидетельствует о том, что лишение свободы по этой норме назначается крайне редко и в основном только в отношении тех, кто имеет непогашенную судимость. Обусловлено это тем, что данное преступление относится к категории деяний небольшой тяжести. Кроме того, если виновник ДТП не имеет судимости, то есть привлекается к уголовной ответственности впервые, то по ч. 1 ст.264 УК РФ наказание в виде лишения свободы ему может быть назначено только при наличии отягчающих обстоятельств, предусмотренных статьей 63 УК РФ. Но если мы проанализируем перечень отягчающих доказательств, перечисленных в указанной статье, то придем к выводу о том, что к уголовным делам о ДТП эти обстоятельства применимы весьма и весьма редко. Не вдаваясь в подробности, скажем, что нам за многие годы участия в уголовных делах о ДТП не встречался ни один обвиняемый по ч. 1 ст. 264 УК РФ, у которого имелись бы обстоятельства, отягчающие наказание.

Таким образом, мы можем констатировать, что лицам, обвиняемым по ч. 1 ст. 264 УКРФ, если они не имеют судимости и отягчающих обстоятельств, не может быть назначено наказание в виде лишения свободы, включая условное. Это положение прямо закреплено в законе, а именно - в части 1 ст. 56 Уголовного кодекса России.

Часть 2 статьи 264 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения.

Санкция указанной статьи предусматривает два вида основного наказания:

1) Принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 2) Лишение свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Это преступление средней тяжести и за его совершение суд уже вправе назначить лишение свободы на свое усмотрение. Впрочем, наш опыт участия в уголовных делах данной категории говорит о том, что здесь шансы виновника на условное осуждение весьма высоки. Главное условие - грамотная линия поведения в суде.

Подавляющее большинство реальных сроков лишения свободы по статье 264 УК РФ назначается при наличии погибших в результате совершения ДТП. Это все части статьи 264 УК РФ, начиная с третьей по шестую.

При этом, сроки наказания в виде лишения свободы по указанным статьям таковы:

По ч. 3 ст. 264 УК РФ (ДТП с одним погибшим): до 5 лет лишения свободы (без нижнего предела, который ограничен Общей частью УК РФ и составляет 6 месяцев).

По ч. 4 ст. 264 УК РФ («пьяное» ДТП с одним погибшим): от 2 до 7 лет лишения свободы.

По ч. 5 ст. 264 УК РФ (ДТП с двумя и более погибшими): до 7 лет лишения свободы (без нижнего предела).

По ч. 6 ст. 264 УК РФ («пьяное» ДТП с двумя и более погибшими): от 4 до 9 лет лишения свободы.

Обращает на себя внимание, что ДТП с одним погибшим, которое совершил пьяный водитель, наказывается строже, чем ДТП с двумя и более погибшими, совершенное трезвым водителем. Законодатель, таким образом, подчеркивает более высокую общественную опасность преступлений, связанных с управлением ТС в нетрезвом виде.

Тенденции современного российского правосудия таковы, что абсолютное большинство уголовных дел о «пьяных» ДТП, в которых имелись погибшие, заканчиваются для виновника реальным сроком лишения свободы. Избежать заключения в такой ситуации крайне сложно, хотя определенные шансы все-таки есть.

Несколько иначе выглядит ситуация о ДТП, в которых также имелись погибшие, но виновный водитель был трезв. Здесь возможны различные варианты. Конечно, значение будет иметь количество погибших. При наличии одного погибшего и лояльного отношения со стороны его родственников, избежать тюремного срока вполне реально. Если погибших двое и больше, то шансы виновника избежать заключения сильно сокращаются. Если же погибших было много, либо среди них имелись дети, а также при особо резонансных ДТП, такие шансы сводятся почти к нулю.

К слову, все части ст. 264 УК РФ, кроме первой, устанавливают в качестве обязательного дополнительного наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. По ч. 1 ст. 264 УК РФ такое наказание применяется на усмотрение суда. Формулировка «на срок до трех лет» предполагает, что суд при назначении наказания вправе установить срок лишения права управления ТС на свое усмотрение. При этом, согласно ч. 2 ст. 47 УК РФ минимальный срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, при назначении его в качестве дополнительного наказания, составляет 6 месяцев. На практике же шестимесячную «минималку» суды не назначают никогда. Стандартный срок лишения права управления по ст. 264 УК РФ, обычно, составляет 2-2,5 года. При этом, важно знать, что при осуждении виновного к лишению свободы, срок лишением права управления транспортным средством начнет течь только с момента освобождения из МЛС (ч. 4 ст. 47 УК).

Теперь поговорим о различных нюансах, которые могут увеличить шансы виновника избежать тюремного срока.

Немалое значение при назначении наказания, обычно, имеют характеристики подсудимого с места жительства и работы.

Помимо личностных характеристик подсудимого, по уголовным делам о ДТП огромное значение имеют фактические обстоятельства происшествия. В первую очередь, это ситуации, в которых причиной ДТП стало возможным не только ввиду допущенного водителем нарушения (которое признано первопричиной аварии), но и вследствие грубой неосторожности со стороны пострадавшего или погибшего.

Немалое значение в вопросе назначения наказания имеет субъективное отношение виновного к содеянному. В данном случае мы говорим не о вине, как элементе состава преступления, а о том, как человек ведет себя на следствии и в суде и как он относится к содеянному, насколько прочувствовал и переживает случившееся. Наш богатый опыт участия в судебных заседаниях дает основания утверждать, что прокуроры и судьи тоже люди и когда они видят, что человек искренне убивается и раскаивается, это может сыграть большую роль в судьбе виновника ДТП.

Состояние здоровья подсудимого. Этот фактор тоже может оказаться весьма существенным моментом. В нашей практике имелись случаи, когда суды назначали гражданам, обвиняемым по ч. 3 ст. 264 УК РФ и даже по ч. 5 ст. 264 УК РФ лишение свободы условно, принимая во внимание, что в результате ДТП виновник сам получил тяжелые травмы, ставшие причиной его инвалидности.

Родственные связи водителя и погибшего. К сожалению, очень часто на скамье подсудимых оказываются водители, по вине которых погибли пассажиры, являющиеся их близкими родственниками (жены, дети, братья, сестры). Прокуроры и судьи обязательно учитывают, что судьба уже наказала несчастного и покарать его сильнее уже вряд ли возможно.

Среди прочих моментов, которые обязательно учитываются судьями при назначении наказания, назовем признание/непризнание вины, мнение потерпевшего по вопросу наказания, наличие семьи и особенно маленьких детей у виновного, добровольное возмещение вреда.

В общем, здесь может быть очень много нюансов, ведь, каждое уголовное дело индивидуально и подход к вопросу назначения наказания тоже должен быть сугубо индивидуальным.

Какой вид исправительного учреждения назначают осужденным по ст. 264 УК РФ? В большинстве случаев, это колония-поселение. Однако, по закону (п. «а» ч.1ст. 58 УК РФ) суд, с учетом обстоятельств совершения преступления и личности виновного, может назначить отбывание наказания в исправительных колониях общего режима. Впрочем, на практике такое случается нечасто.

В завершение хотелось бы отметить, что, формально, по всем частям статьи 264 УК РФ в соответствии с законом возможно прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон. Но, о возможности прекращения уголовного дела за примирением сторон мы поговорим как-нибудь отдельно.

На этом все, удачи на дорогах и берегите себя!

Добрый день! Какое наказание грозит за повторное нарушение по ст 264.1 УК РФ?

Адвокат Анатолий Антонов

Здравствуйте! Согласно УК РФ, ответственность по статье 264.1. УК РФ (нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию) предусмотрена в виде штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Повторным считается нарушение, которое совершено в течение года после исполнения наложенного взыскания.

Кроме того, наказание за управление автомобилем водителем, лишенным прав, предусмотрено частью 2 статьи 12.7 КоАП. На водителя может быть наложено одно из следующих наказаний: штраф в размере 30 000 рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок от 100 до 200 часов. После остановки транспортного средства водителя, лишенного прав, также осуществляется задержание транспортного средства и перемещение его на штрафстоянку. Забрать свой автомобиль самостоятельно водитель сможет лишь после того, как закончится срок лишения прав, либо воспользоваться помощью другого водителя.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».