Международный договор - основной источник. Международный договор определяется Венской конвенцией о праве международных договоров как «международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования» (имеется в виду практика использования таких наименований, как «договор», «конвенция», «соглашение» «протокол», «устав» и т. д., при этом учитывается значение термина «договор» как родового понятия для всех нормативных актов в договорной форме). Аналогичное определение международного договора дано в Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (естественно, с учетом своеобразия сторон в таких договорах).

Венская конвенция о праве международных договоров презюмирует возможность заключения договоров между государствами и другими субъектами международного права или только между другими субъектами международного права, из чего следует, что сторонами международных договоров могут быть не только государства и международные организации. Тот факт, что эти договоры не входят в сферу применения данной Конвенции, не затрагивает их юридической силы.

Конвенция не исключает возможности заключения международных соглашений «не в письменной форме», т. е. устных (так называемых джентльменских) соглашений, но они, скорее, относятся к былым временам, чем к современности.

Международный договор может, как это и предусмотрено в Конвенции, представлять собой не один, а несколько взаимосвязанных документов. Нередко к основному договору дается дополнение в виде протокола или приложений, которые расцениваются как его составные части.

Известны случаи заключения комплекса договоров, каждый из которых считается самостоятельным источником международного права, но их толкование и реализация предполагают согласованное действие.

Своеобразным комплексом можно считать договорные акты по морскому праву - Конвенцию ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., Соглашение об осуществлении части XI данной Конвенции от 29 июля 1994 г. и Соглашение об осуществлении положений этой Конвенции, которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими, от 4 декабря 1995 г.

Международный договор характеризуется как основной источник международного права благодаря трем обстоятельствам. Во-первых, договорная форма позволяет достаточно четко сформулировать правомочия и обязательства сторон, что благоприятствует толкованию и применению договорных норм. Во-вторых, договорным регулированием охвачены ныне все без исключения области международных отношений, государства последовательно заменяют обычаи договорами. В-третьих, договоры наилучшим образом обеспечивают согласование и взаимодействие международных норм и норм внутригосударственного законодательства. Вполне закономерно государства, заключая Венскую конвенцию о праве международных договоров, признали «все возрастающее значение договоров как источника международного права и как средства развития мирного сотрудничества между нациями, независимо от различий в их государственном и общественном строе».

Классификация международных договоров возможна по следующим направлениям: по кругу участников; двусторонние (то есть договоры, в которых участвуют два государства, либо договоры, когда с одной стороны выступает одно государство, а с другой - несколько); многосторонние; с неограниченным числом участников (универсальные, общие); с ограниченным числом участников (региональные, партикулярные); по возможности присоединения других участников; закрытые (то есть договоры, участие в которых зависит от согласия их участников); открытые (то есть договоры, участниками которых могут быть любые государства, независимо от того, имеется ли согласие или нет других участвующих в них государств); по объекту; договоры по политическим вопросам; договоры по правовым вопросам; договоры по экономическим вопросам; договоры по гуманитарным вопросам; договоры в области безопасности и т. д.;

– по форме договора: письменные; устные;

– по времени действия: бессрочные; срочные; краткосрочные; по пространству действия; региональные; универсальные

Договор может заключаться в письменной или устной форме. Договоры в устной форме заключаются очень редко, поэтому наиболее распространённой формой является письменная.

К структуре договора относятся его составные части, такие как название договора, преамбула, основная и заключительная части, подписи сторон.

Преамбула является важной частью договора, поскольку в ней часто формулируется цель договора. Кроме того, преамбула используется при толковании договора. Основная часть договора делится на статьи, которые могут быть сгруппированы в разделы, главы или части. В некоторых договорах статьям, а также разделам (главам, частям) могут даваться наименования. В заключительной части излагаются такие положения, как условия вступления в силу и прекращения договоров, язык, на котором составлен текст договора, и т. д. Международные договоры часто имеют приложения в виде протоколов, дополнительных протоколов, правил, обменных писем и т. д.

Стадии заключения международных договоров:

– выдвижение договорной инициативы,

– подготовка текста договора,

– принятие текста договора,

– установление аутентичности текстов договора на разных языках,

– подписание договора,

– выражение согласия договаривающихся сторон на обязательность договора.

Способы выражения согласия:

– подписание,

– обмен документами (нотами либо письмами),

– ратификация,

– утверждение,

– принятие,

– одобрение,

– присоединение.

Для Российской Федерации вопрос о договорах как источниках международного права в современной ситуации имеет специфический характер, поскольку после прекращения существования СССР термином «международные договоры Российской Федерации» охватывают три категории договоров: 1) договоры, заключенные непосредственно Российской Федерацией как самостоятельным субъектом международного права; 2) договоры, заключенные Союзом ССР, вступившие в силу в период существования СССР и воспринятые Российской Федерацией в порядке правопреемства (большинство действующих договоров относится к этой группе); 3) договоры, подписанные от имени СССР, но не вступившие в свое время в силу ввиду незавершенности предусмотренной для этого процедуры и ратифицируемые уже от имени Российской Федерации.

2.Международная примирительная процедура: понятие, элементы и содержание

В международном праве посредничество — выступает одним из средств мирного разрешения споров между государствами путём переговоров с участием третьего государства (посредника) и на основе выдвинутых им условий.

Выдвижение посредником определённых предложений как базы для переговоров и урегулирования споров отличает посредничество от простого содействия или «добрых услуг».

Процедура посредничества регламентирована Гаагскими конвенциями 1899 и 1907 и Уставом ООН (ст. 33). Согласно Уставу ООН, конвенциям и существующей практике, посредник может выступать по просьбе спорящих сторон, по собственной инициативе либо по почину держав, не причастных к спору. В практике СССР известны случаи, когда Советское правительство принимало посредничество других государств или само выступало посредником. Например, в 1945 СССР согласился на посредничество временного французского правительства в переговорах со Швейцарией о положении интернированных во время войны.

В международных спорах, не затрагивающих ни чести, ни существенных интересов государств и проистекающих из разногласий в оценке фактических обстоятельств ситуации, стороны вправе учредить специальный международный орган - следственную комиссию для выяснения вопросов фактов.

Следственные комиссии учреждаются на основании особого соглашения между сторонами, в котором определяются: подлежащие расследованию факты, порядок и срок деятельности комиссии, ее полномочия, место пребывания комиссии, язык разбирательства и др.

Расследование комиссией производится в состязательном порядке. Стороны в установленные сроки излагают комиссии факты, представляют необходимые документы, а также список свидетелей и экспертов, которые должны быть выслушаны. Комиссия может запросить от сторон дополнительные материалы. В процессе разбирательства производится допрос свидетелей, о чем составляется протокол.

После того как стороны представили все разъяснения и доказательства, а все свидетели выслушаны, следствие объявляется законченным, а комиссия составляет доклад. Доклад комиссии ограничивается установлением фактов и не имеет силы решения суда или арбитража. Стороны имеют право использовать решение комиссии по своему усмотрению

Согласительные комиссии получили широкое распространение в международной практике. Они имеют более широкие полномочия, чем следственные. Согласительные комиссии, как правило, не ограничиваются только установлением того или иного факта, но и предлагают возможное решение спорного вопроса. Однако в отличие от арбитража и суда окончательное решение по делу принимается сторонами, которые не связаны выводами комиссии.

В соответствии с положениями Акта о мирном разрешении международных споров 1985 г. постоянная согласительная комиссия состоит из пяти членов. По одному члену комиссии назначают спорящие стороны, три других избираются из числа граждан третьих стран. В случае затруднения в выборе членов их назначение может быть поручено председателю Генеральной Ассамблеи ООН, третьим государствам или решено жребием.

3.Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел. Правовые вопросы спасения космонавтов

Нормы, относящиеся к международно-правовому режиму космического пространства и небесных тел, содержатся главным образом в Договоре по космосу. Ряд важных дополнительных предписаний применительно к статусу Луны и других небесных тел предусмотрен Соглашением о Луне.

Большинство элементов режима космического пространства и небесных тел идентичны. В Договоре по космосу почти во всех статьях используется термин «космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела», то есть не проводится принципиального различия с точки зрения их правового режима. Общее правовое положение космического пространства и небесных тел определяется прежде всего тем, что на него не распространяется суверенитет какого-либо государства. Они не подлежат национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами. В Соглашении о Луне также определено, что поверхность или недра Луны не могут быть собственностью какого-либо государства, международной организации, неправительственного учреждения или любого физического лица.

Природные ресурсы Луны объявлены общим наследием человечества, и установлена обязанность разработать специальный международный режим эксплуатации природных ресурсов Луны, когда возможность такой эксплуатации станет реальностью. Вместе с тем, в этом же Соглашении закреплено право государств собирать на Луне и других небесных телах образцы минеральных и других веществ и вывозить их оттуда, а также использовать их для поддержания жизнедеятельности экспедиций при проведении научных экспедиций в необходимых для этих целей количествах.

Космическое пространство и небесные тела открыты для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом.

Одновременно, как бы подчеркивая неабсолютность такой свободы, государства — участники Договора по космосу приняли на себя обязательство осуществлять эту деятельность в соответствии с международным правом, включая Устав Организации Объединенных Наций, в интересах поддержания мира и безопасности и развития международного сотрудничества, а также должным образом учитывать при ее осуществлении соответствующие интересы всех других государств и не создавать потенциально вредных помех их деятельности. Установлено обязательство государств-участников принимать необходимые меры для избежания вредного загрязнения космического пространства и небесных тел и неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки неземного вещества. Соглашение о Луне ужесточает это требование, налагая обязательство принимать меры по предотвращению внесения неблагоприятных изменений в окружающую среду Земли не только вследствие доставки внеземного вещества, но и «каким-либо иным путем».

Договор по космосу предусматривает процедуру проведения международных консультаций относительно деятельности или экспериментов, которые могут создать потенциально вредные помехи деятельности других государств по мирному исследованию и использованию космического пространства.

Принцип предотвращения потенциально вредных последствий космической деятельности получил дальнейшее развитие в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года, которая запретила применение любых научно-технических средств, в том числе и космических, для воздействия на погоду и климат, если такие средства могут вызвать долгосрочные разрушительные или губительные для природы последствия.

Договор по космосу разрешает использовать любое оборудование или средства и военный персонал для научных исследований. Вместе с тем, участники Договора обязались не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным или другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать его в космическом пространстве каким-либо иным образом, а также не создавать на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, не осуществлять испытаний любых типов оружия и не проводить военные маневры.

В соответствии с Соглашением о Луне на небесных телах могут создаваться обитаемые и необитаемые станции, которые должны располагаться таким образом, чтобы не препятствовать доступу персонала, аппаратов и оборудования других государств во все районы. На небесных телах запрещаются угроза силой или применение силы, а также использование небесных тел для совершения любых подобных действий в отношении Земли, небесных тел, космических кораблей, персонала космических кораблей или искусственных космических объектов.

За деятельность в космическом пространстве, включая небесные тела, государства-участники Договора по космосу несут международную ответственность независимо от того, осуществляется ли она правительственными организациями или неправительственными юридическими лицами, в том числе и за обеспечение того, чтобы национальная деятельность проводилась в соответствии с положениями Договора по космосу. При этом деятельность неправительственных юридических лиц должна проводиться в космическом пространстве с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства-участника Договора, которое несет ответственность наряду с таким юридическим лицом за выполнение положений Договора.

В отличие от небесных тел естественного происхождения под космическими объектами в МКП подразумеваются созданные человеком искусственные спутники, автоматические и пилотируемые корабли и станции, ракеты-носители и т.п., а также их составные части. МКП регулирует деятельность, связанную с космическими объектами, с момента их запуска или сооружения в космическом пространстве и до возвращения их на Землю, а также отношения между государствами в случае приземления космического объекта на территории иностранного государства. До запуска и после приземления космического объекта на национальную территорию такая деятельность регулируется национальным правом каждого из государств, если об этом нет специальной договоренности между соответствующими государствами.

Порядок международной регистрации космических объектов был установлен Конвенцией о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 года.

Государство-участник Договора по космосу, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле. Таким образом, на космический объект и его экипаж (независимо от гражданской принадлежности его членов) при их нахождении в космическом пространстве распространяется юрисдикция государства регистрации. В случае когда в запуске космического объекта участвуют два или более государств, эти государства совместно определяют, которое из них зарегистрирует этот объект. Соглашение о Луне предусматривает, что юрисдикция и контроль государства распространяются не только на персонал и космические аппараты, но и на оборудование, установки, станции и сооружения, находящиеся на небесных телах.

Все станции, установки и космические корабли на небесных телах открыты для представителей государств-участников Договора по космосу на основе взаимности.

Права собственности на космические объекты, запущенные в космическое пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, и на их составные части остаются незатронутыми во время их нахождения в космическом пространстве или по возвращении на Землю. При этом по просьбе запустившего государства его космические объекты, обнаруженные где-либо, должны быть возвращены владельцу.

Международное космическое право рассматривает космонавтов как посланцев человечества в космос. Договор 1967 г. о космосе обязывает его участников оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории другого государства или в открытом море. Космонавтам, совершающим такую вынужденную посадку, должна быть обеспечена безопасность. Они незамедлительно возвращаются государству, в регистр которого занесен их космический корабль. Находясь в космическом пространстве, в том числе и на небесных телах, космонавты одного государства - участника Договора оказывают возможную помощь космонавтам других государств. Лицам, терпящим бедствие на Луне, предоставляется право укрытия на станциях, сооружениях, аппаратах и других установках государств - участников Соглашения о Луне и других небесных телах.

Если авария или бедствие, вынужденная или непреднамеренная посадка экипажа космического корабля привели к приземлению на территории, находящейся под юрисдикцией какого-либо государства, то оно должно принять все возможные меры для спасения экипажа и оказания ему необходимой помощи. В операциях по поискам и спасению космонавтов могут участвовать и власти, осуществившие запуск. Такие действия предпринимаются на основе сотрудничества сторон под руководством и контролем государства, осуществляющего юрисдикцию над территорией, где проводятся операции по поискам и спасению.

Список литературы

    Устав Организации Объединенных наций от 26 июня 1945 г. // Международное право в документах. М., 2007.

  1. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Подписан в г. г. Вашингтоне, Лондоне, Москве 27.01.1967) // Ведомости ВС СССР. 1 ноября 1967 г. № 44. Ст. 588.

  2. Венская Конвенция ООН 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров // Внешнеэкономическая деятельность: международное частное право и российское законодательство. Сборник нормативных документов. М., 2007.

    Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство: Принята резолюцией 3235 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН от 12 ноября 1974 года. Ратифицирована
    Указом Президиума ВС СССР от 13.07.1977 № 6020-IX «О ратификации Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство» // Ведомости ВС СССР. 27 июля 1977 г. № 30. Ст. 457.

    Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами» (Заключена в г. г. Москве, Лондоне, Вашингтоне 29.03.1972). Ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 28.09.1973 № 4855-VIII «О ратификации Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами» // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXIX.- М., 1975. С. 95 – 101.

Под формой международного договора понимаются средства и способы, с помощью которых воля субъектов, участвующих в заключении договора, оформляется в соглашение между ними.

В международном праве отсутствуют нормы, фиксирующие определенную форму международного договора. Она зависит от усмотрения сторон, заключающих договор. Абсолютное большинство договоров оформляется в письменной форме. Однако имеются и устные соглашения. Так, в Конвенции 1969 г. указывается, что ее неприменимость по отношению к международным соглашениям «не в письменной форме не затрагивает юридической силы таких соглашений» (ст. 3). Устные международные договоры могут получать подтверждение в Коммюнике глав государств, которые не рассматриваются как самостоятельные договоры, но могут служить доказательством устной договоренности государств по какому:либо вопросу.

Основными элементами формы международного договора являются язык, структура и наименование договора. Наиболее значимым элементом договора является язык договора, с помощью которого стороны выражают свою позицию относительно содержания договора. В международном праве нет нормы, устанавливающей обязательность какого-либо языка при заключении договора.

В международной практике в целях гарантии равенства субъектов двусторонние договоры пишутся в двух экземплярах, на языках каждой из сторон договора. Причем оба текста договора аутентичны, то есть имеют равную юридическую силу, что закрепляется в самом договоре. Так, в Договоре между Республикой Беларусь и Чешской Республикой о взаимном регулировании вопросов, связанных с размещением дипломатических представительств, 1998 г. имеется такая формулировка: «Совершено в г. Праге... в двух экземплярах, каждый на русском и чешском языках». Причем оба текста имеют одинаковую юридическую силу (ст. 6).

Если язык сторон международного договора малоизвестен в международных отношениях либо в практике сотрудничества сторон, они составляют текст на третьем языке, который является преимущественным в случае расхождений в текстах на языках участников договора. Так, в Договоре о дружбе и сотрудничестве между Республикой Беларусь и Республикой Таджикистан 2001 г. закреплено: «Совершено в г. Душанбе... в двух экземплярах, каждый на белорусском, таджикском и русском языках... все тексты являются аутентичными. В случае любого расхождения в толковании преимущество имеет текст на русском языке» (ст. 19).

Следует отметить, что в некоторых двусторонних договорах текст, составленный на языке только одного участника, считается имеющим юридическую силу. Это возможно в исключительных случаях как санкция против государства, нарушившего нормы международного права. Примером могут служить мирные договоры 1947 г., заключенные Англией, Францией, СССР с государствами, выступавшими на стороне фашистской Германии во Второй мировой войне (Италия, Венгрия, Финляндия, Болгария). Только тексты этих договоров на языках стран, входивших в антигитлеровскую коалицию, считались аутентичными.

Если многосторонний договор заключен в рамках международной организации, текст договора публикуется на рабочих языках международной организации. Так, договоры, заключенные в рамках ООН, публикуются на шести рабочих языках ООН: английском, французском, испанском, русском, китайском, арабском (например, Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г.); в Совете Европы - на двух рабочих языках: английском и французском (Европейская конвенция об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г.). Что касается иных многосторонних договоров, то они публикуются на тех языках, о которых договорились стороны.

К важным элементам международного договора относится структура договора. Обычно в договоре выделяется:

Преамбула, где излагаются причины и цели, которые ставят перед собой стороны договора,

Основная (общая) часть, включающая содержание договора;

Заключительная часть, где закрепляются срок действия договора, порядок его вступления в силу, возможность присоединения, заявления оговорок, поправок к договору, процедура денонсации договора.

Сложный по структуре договор отличается не только мно- гостатейностью, но и включает главы, разделы (части), имеет приложения. Подобная структура характерна для универсальных кодифицирующих договоров либо уставов международных организаций. Так, Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности 2004 г. состоит из 6 частей и имеет приложение. Римский статут Международного уголовного суда 1998 г. включает 12 частей и 128 статей. Особой структурной сложностью отличается Конвенция по морскому праву 1982 г., которая состоит из 16 частей, каждая часть включает разделы и подразделы и 320 статей. Кроме того, данная Конвенция имеет 9 приложений.

Наряду с традиционной структурой международных договоров имеется ряд двусторонних соглашений с упрощенной структурой, заключенных нетипичным способом путем обмена письмами (нотами) либо принятием параллельных резолюций одинакового содержания (используется в практике международных организаций). Показательно в этом плане Соглашение об установлении дипломатических отношений между Республикой Беларусь и Союзной Республикой Югославия, заключенные путем обмена нотами. Министерство иностранных дел Республики Беларусь в своей ноте от 1 ноября 1994 г., предложило Министерству иностранных дел Союзной Республики Югославия от имени Правительства Республики Беларусь установить дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Союзной Республикой Югославия и считать дату ответной ноты Союзной Республики Югославия датой установления дипломатических отношений. Министерство иностранных дел Союзной Республики Югославия в своей ответной ноте подтвердило свое согласие на установление дипломатических отношений Союзной Республики Югославия с Республикой Беларусь путем обмена нотами.

В международном праве нет единого наименования международного договора. Термин «договор» используется как общее родовое понятие, так и для названия конкретного соглашения (например, Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.).Применяются другие термины: соглашение (Соглашение между Министерством образования Республики Беларусь и Министерством образования и науки Республики Армения о сотрудничестве в области образования 2001 г.), пакт (Пакт о гражданских и политических правах 1966 г.), хартия (Африканская хартия прав человека и народов 1981 г.), статут (Римский статут международного уголовного суда 1998 г.), конвенция (Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.), протокол (Протокол о статусе групп военных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств 1992 г.), меморандум (Меморандум о поддержании международного мира и стабильности в Содружестве Независимых Государств 1995 г.), конкордат (так называются соглашения, заключаемые Ватиканом с государствами).

Следует отметить, что не существует каких-либо критериев, определяющих выбор сторонами того или иного термина для наименования соглашения. По мнению Международного Суда ООН, «применяемый термин не является определяющим элементом характера соглашения или международного обязательства».

Форма международных договоров. Договор заключается, как правило, в письменной форме, но Венская конвенция о праве международного договора признает и устную форму (так называемое джентльменское соглашение). Однако договоры в устной форме заключаются очень редко, поэтому наиболее распространенной формой является письменная, поскольку только в письменной форме четко и конкретно фиксируются права и обязанности сторон.

Международные договоры представляет собой единую систему взаимосвязанных норм, которые все вместе и каждая в отдельности обязательны для сторон.

К структуре договора относятся его составные части, такие как:

    преамбула;

    заключительная часть;

    приложения.

Важной частью договора является преамбула, поскольку в ней часто формулируются мотивы заключения и цель договора. Кроме того, преамбула используется при толковании договора.

Основная часть договора делится на статьи, которые могут быть сгруппированы в разделы (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.), главы (Устав ООН) или части (Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г.). В некоторых договорах статьям, а также разделам (главам, частям) могут даваться наименования.

В заключительной части излагаются такие положения, как условия вступления в силу и прекращения договоров, срок действия, язык, на котором составлен текст договора, и т.д.

Международные договоры часто имеют приложения (содержат технико-юридические нормы по выполнению условий договора) в виде протоколов, дополнительных протоколов, правил, обменных писем и т. д. Приложения могут являться неотъемлемой частью договора, если об этом прямо указывается в самом тексте договора.

Оговорка - одностороннее действие, посредством которого государство желает исключить из текста договора положение, которое, по его мнению, противоречит тексту договора или по другим основаниям.

Оговорка может быть сделана с условиями.

1. Если договор прямо не запрещает оговорок, а также при подписании, ратификации, утверждении и присоединении к международному договору.

2. Если договор подлежит ратификации, то оговорка, сделанная при подписании, должна быть воспроизведена в ратификационной грамоте.

3. Если договор заключен между ограниченным числом участников или если из объекта и целей следует, что он должен применяться между отдельными участниками, то договор должен приниматься всеми участниками договора, однако если одна из сторон возражает против оговорки, то это не препятствует участию государств в этом договоре, но между тем государством, которое возражает против оговорки, и государством, которое эту оговорку приняло, правоотношение по вопросу оговорки не действует.

4. Участник, сделавший оговорку, вправе в любой момент ее снять. Право на оговорку является суверенным правом каждого государства.

14 Подготовка и согласование текста.

При заключении международных договоров выделяют следующие стадии его заключения.

Первая стадия: согласование воли государств относительно текста документа, проведение переговоров с государствами. В процессе переговоров государства через своих уполномоченных лиц доводят до сведения друг друга свои позиции относительно содержания документа. На основе изучения всех позиций государств предлагается согласовать проект документа. Путем взаимных уступок государств относительно текста документа проект документа подвергается изменению до тех пор, пока с ним не согласятся все участники. Для того чтобы текст договора был окончательно согласован, предусмотрена процедура принятия текста договора. Она может выражаться посредством голосования, парафирования, подписания ad referendum.

Вторая стадия: согласование воли государств относительно обязательности норм международного договора. Стадия включает в себя индивидуальные действия государств в зависимости от условий договора и требований национальных законодательств. Это могут быть подпись уполномоченного лица в знак согласия с текстом международного договора, присоединение к договору, а также ратификация или утверждение договора.

Подписание – это одна из форм принятия обязательности по договору.

Ратификация – это акт утверждения договора высшими органами государства либо в порядке референдума.

Присоединение осуществляется тогда, когда государство не имело возможности участвовать в его разработке, но изъявило желание присоединиться. Порядок и условия присоединения оговариваются в договоре к нему.

Третья стадия: вступление в силу международного договора. Договоры, не подлежащие ратификации или утверждению, вступают в силу:

1) с даты подписания;

2) по истечении определенного срока после подписания;

3) с указанной в договоре даты.

В целях обеспечения более широкого участия государств в многосторонних договорах международное право закрепляет возможность государств делать оговорки, т. е. односторонние заявления, исключающие или изменяющие действие того или иного положения международного договора.

Международный договор вступает в силу с момента и на условиях, указанных в договоре.

Четвертая стадия заключается в регистрации и опубликовании международного договора. Международные договоры должны быть зарегистрированы в Секретариате ООН. Регистрация не влияет на юридическую силу договора, но стороны не имеют права ссылаться на него в органах ООН. Опубликование международных договоров осуществляется в периодически издаваемом сборнике «Treaty Series», а Европейских Конвенций – в сборнике «Counsil of Europe Treaty Series».

Одной из самых распространенных форм правового сотрудничества государств и иных субъектов международного права является заключение международных договоров и соглашений.

Международный договор - это явно выраженное соглашение между двумя или несколькими субъектами международного права , регулирующее их отношения путем создания взаимных прав и обязанностей в политической, культурной и других областях. Международный договор является основным . В то же время это важный инструмент осуществления внешней функции государств. В настоящее время в мире насчитывается свыше полумиллиона международных многосторонних и двусторонних договоров.

Основными источниками права международных договоров являются:

  • Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.;
  • Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.;
  • Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г.

Необходимо иметь в виду, что положения, касающиеся порядка заключения, исполнения и денонсации международных договоров РФ, содержится также в Конституции РФ и Федеральном законе РФ «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г.

Венская конвенция 1969 г. подчеркивает важную роль международных договоров как средства мирного сотрудничества между государствами независимо от различия их социально-экономических систем, рассматривает самые различные вопросы договорного права, такие как порядок заключения международных договоров , их значение для третьих государств, основания недействительности договоров, право на оговорку, закрепляет такие новые моменты, как участие в договоре не признающих друг друга государств, право государств на участие в универсальных договорах, функции депозитария и другие важные вопросы права международных договоров. Конвенция 1969 г. является основным источником права международных договоров:

Объектом международного договора являются, как правило, отношения субъектов международного права по поводу материальных и нематериальных благ , действий и воздержания от действий.

Классификация и виды международных договоров .

1. По количеству участников:

  • двусторонние;
  • многосторонние.

2. По вопросам, в них рассматриваемых:

  • общие многосторонние договоры;
  • договоры, имеющие глобальное значение;
  • специальные договоры.

3. По территориальному влиянию:

  • универсальные;
  • региональные;
  • локальные.

4. По доступности участия в международном договоре:

  • открытые;
  • закрытые.

Объект международного договора определяется по его наименованию или исходя из содержания общих положений. Сторонами международного договора могут быть только субъекты международного права.

Наименования международных договоров в зависимости от содержания.

Пакт военно-политический договор. Соглашение межправительственный договор по экономическим вопросам. Конвенция договор по техническим (процессуальным) вопросам. Картель договор о выдаче преступников и о военнопленных. Конкордат договор, заключенный с Ватиканом.

Стадии заключения международных договоров. Ратификация. Вступление в силу. Регистрация

5. Денонсация договора означает правомерный отказ государства от договора на условиях, предусмотренных соглашением сторон в самом договоре, осуществляется высшим органом государственной власти , с уведомлением контрагента.

6. Признание договора недействительным в силу принуждения государства к его подписанию, обмана, ошибки, противоречия договора норме jus cogeiu.

7. Прекращение существования государства или изменение его статуса.

8. В силу коренного изменения обстоятельств не может применяться в отношении договоров, устанавливающих границу, и в результате изменения обстоятельств при нарушении договора стороной, ссылающейся на эти обстоятельства.

9. Аннулирование - признание договора недействительным в одностороннем порядке. Правомерными основаниями являются: существенное нарушение контрагентом обязательств по договору, недействительность договора, прекращение существования контрагента и т. д.

10. Наступление отменительного условия; в договоре может быть предусмотрено условие, при наступлении которого прекращается действие договора.

11. Приостановление договора - прекращение его действия на определенное (неопределенное) время. Это временный перерыв в действии договора под влиянием различных обстоятельств. Приостановление действия договора имеет следующие последствия (если участники не согласились об ином):

  • освобождает участников от обязательства выполнять его в течение периода приостановления;
  • не влияет на другие установленные договором правовые отношения между участниками.

Форма договоров . Она выбирается по усмотрению сторон - государств и других субъектов международного права. Международное право не предписывает обязательной формы договора, и она не оказывает влияния на действие договора. Существуют две основные формы: письменная и устная. Доминирующей в международной практике стала письменная форма. Международный договор Российской Федерации означает международное соглашение, заключенное с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме. Соглашение, не зафиксированное ни в каких документах, принято называть джентльменским соглашением.

Международный договор является родовым понятием, т. е. охватывает все международные соглашения. В практике встречаются различные наименования договоров: договор, конвенция, соглашение, пакт и т. д.

Встречается и такая форма международного договора, как обмен нотами и памятными записками.

Распространенной формой политических договоров являются заявления и коммюнике глав государств и правительств, а также итоговые документы международных совещаний на высшем уровне (например, совместное Советско-американское заявление от 21 ноября 1985 г.).

Структура договоров. Договор представляет собой единую систему взаимосвязанных норм, которые вес вместе и каждая в отдельности обязательны для сторон. Договор, как правило, состоит из трех основных частей: преамбулы (указывает мотивы заключения договора и его цели), содержания договора (статьи договора, определяющие предмет договора, права и обязанности сторон) и заключительной части (постановления о порядке вступления договора в силу, сроке действия и его прекращения). Иногда имеется четвертая, дополнительная часть договора - приложения (содержат технико-юридические нормы по выполнению условий договора), обладающие, как правило, силой постановлений основной части договора.

Язык договора . Международное право не содержит предписаний об общеобязательном языке договоров. Текст двустороннего договора чаще всего составляется на языках обеих договаривающихся сторон. Оба языковых варианта признаются при этом аутентичными, т. с. Имеющими одинаковую силу, равноподлинными.

Многосторонние договоры могут быть составлены на одном языке, на официальных языках ООН или на всех языках государств-участников.

Непосредственно с языком международных договоров связан вопрос о правилах альтерната (чередования). Главное правило альтерната заключается в том, чтобы при любом перечислении в тексте договора договаривающихся государств, их представителей, языков, столиц и т.п. на первом месте всегда стояли государство, фамилия представителя, язык того из участников, кому принадлежит данный экземпляр договора, включающий тексты на языках обоих участников. Применение правила альтерната подчеркивает равенство договаривающихся сторон. При подписании многостороннего договора подписи уполномоченных лиц ставятся одна под другой в порядке русского, английского, французского или иного алфавита по договоренности сторон.

36.Стадии заключения международных договоров.(М.Д.) Заключение М.Д. государствами представляет собой осуществление гос-го суверенитета и относится к числу основных прав государств.Заключение М.Д. - это сложный процесс, состоящий из ряда последовательных стадий. Юр-я сущность этого процесса состоит в практическом становлении договорной нормы М.П., формировании соглашения между государствами. Венская конвенция 1969г.,не дает полного определения термина «заключение» М.Д., но включает в это понятие целый ряд конкретных стадий и юр-х действий:составление и принятие текста договора, установление аутентичности текста,подписание договора, ратификация и др.способы выражения согласия на обязательность договора,(утверждение, принятие,присоединение,обмен документами,образующими договор. К стадиям заключения относятся обмен или депонирование ратификационных грамот. Некоторые юристы к заключению относят и вступление договора в силу.В доктрине международного права нет единого мнения о стадиях заключения договоров.Например, И.И.Лукашук полагает, что Венские конвенции о праве договоров определили три стадии заключения договоров:1 ст. - принятие текста2 ст.- установление аутентичности текста3 ст. - согласие на обязательность договора.Другие ученные,практически дробят эти стадии на большее количество, выделяя уже 11 стадий:- назначение уполномоченных для ведения переговоров;- согласование текста договора;- обсуждение и принятие текста договора;- аутентификация (парафирование) договора;- подписание договора;- заявление оговорок;- ратификация договора;- обмен и депонирование ратификационных грамот;- промульгация (опубликование) договора; 1.Подготовка и принятие текста договора . 3 основные формы подготовки согласованного текста международного договора:а) обычные дипломатические каналы (при подготовке двусторонних, реже многосторонних, договоров);б) международные конференции;в) международные организации (при подготовке многосторонних договоров).Подготовка текста договора осуществляется путем переговоров через обычные дипломатические каналы, на международных конференциях и в международных организациях. Путем дипломатических переговоров подготавливаются,тексты двусторонних договоров. В международных организациях проекты текстов договоров разрабатываются их главными органами либо специально созданными для этих целей вспомогательными органами. Принятием текста договора заканчиваются, переговоры между государствами относительно подготовки этого текста. Согласно п.1 ст. 9 Венской конвенции 1969г. «текст договора принимается по согласию всех государств, участвующих в его составлении». Формами принятия текста договора могут быть подписание или парафирование. На международных конференция текст договора принимается в соответствии с их правилами процедуры. Это предусмотрено в п.2 ст. 9 Венской конвенции 1969г., «путем голосования за него двух третей присутствующих и участвующих в голосовании представителей гос-в». Международная практика выработала новую форму принятия текста договора на международных конференциях и в международных организациях - принятие текста договора без согласования, путем согласования позиций участников и при отсутствии официальных возражений со стороны любого из участников. Такая форма принятия текста договора получила название консенсуса.Консенсус предполагает принятие решений всеми гос-и на основе добровольных компромиссов, уважение суверенитета друг друга, равенства и взаимного признания интересов сторон, исключая диктат, давление или принятие решений механическим большинством голосов на конференции. 2.Установление аутентичности текста договора. Аутентичность текста договора означает, что данный текст является подлинным и достоверным.Как указывается в ст. 10 Венской конвенции 1969г., «текст договора становится аутентичным и окончательным» путем процедуры, о которой условились участвующие в переговорах государства, либо путем подписания, парафирования самого текста договора или заключительного акта конференции, содержащего этот текст. В настоящее время принимаются следующие формы установления аутентичности текста международных договоров:- парафирование;- включение текста договора в заключительный акт международной конференции, на которой он был принят;- включение текста договора в резолюцию международной организации;- др.согласованная процедура.Подписание (условное подписание) означает,что такое подписание нуждается в последующем подтверждении соответствующем государством или соответствующей международной организацией. При парафировании представители гос-ва подписывают начальными буквами своего имени и фамилии (инициалами) первую либо последнюю страницу текста договора. В некоторых случаях парафируется каждая станица текста договора. После парафирования текст не может быть изменен даже по соглашению между уполномоченными.3.Способы выражения согласия на обязательность договора. Последней стадией заключения договора является выражение согласия гос-в и других субъектов М.П.на обязательность договора. Ст.11 Венской конвенции установ. следующие способы выражения согласия на обязательность договора: подписание договора, обмен документами, образующими договор, ратификация договора, его принятие, утверждение, присоединение к нему или др. любой способ, о котором установились стороны.Наиболее распространенным способом выражения согласия на обязательность договора является его подписание.Следующим способом выражения согласия на обязательность договора является ратификация.В соотв. с Венскими конвенциями ратификация - это международный акт.Ратификация материально воплощается в 2х аспектах:- международном - путем принятия ратификационной грамоты;- внутригосударственном - путем принятия национального нормативного акта (закона, указа).По соглашению сторон международный договор ратифицируется либо со всеми приложениями, либо без них, о чем указывается в ратификационной грамоте.Структура ратификационной грамоты состоит из трех частей:- вводной части - в ней указывается дата ратификации, ее место, орган, осуществляющий ратификацию, составители грамоты;- основной части - в ней содержится полный текст международного договора;- заключительной части, которая собственно и содержит обязательство неуклонно, в полном объеме, честно и добросовестно выполнять условия договора. Вступление договора в силу зависит от нескольких обстоятельств. МД, не подлежащий ратификации, вступает в силу сразу же после его подписания. При заключении двусторонних договоров, подлежащих ратификации, - итогом такого действия является подготовка ратификационной грамоты, которую подписывает глава парламента за скрепкой (подписью) министра иностранных дел - договор вступает в силу после обмена контрагентами ратификационными грамотами. При ратификации многостороннего международного договора ратификационные грамоты сдаются на хранение депозитарию.Регистрация и опубликование договоров. МД подлежит регистрации и опубликованию. Он направляется в Секретариат ООН, который осуществляет международную регистрацию договоров. Секретариат ООН организует публикацию зарегистрированных договоров. Не опубликованные международные договор не признаются органами международного правосудия, прежде всего Международным судом ООН, и ссылаться на них стороны в споре не вправе.

37.Способы выражения согласия на обязательность договоров. Последней стадией заключения договора является выражение согласия государств и др. субъектов МП на обязательность договора.Ст.11 Венской конвенций установила следующие способы выражения согласия на обязательность договора:подписание договора,обмен документами, образующими договор, ратификация договора,его принятие, утверждение, присоединение к нему или любой др.способ, о котором условились стороны. Распространенным способом выражения согласия на обязательность договора является его подписание.Международная практика выработала определенные правила подписания договоров. Подписи представителей гос-в под двусторонним договором располагаются друг против друга или одна под другой В текстах на обоих языках первое место (левое или верхнее) занимает подпись представителя того гос-ва, у которого будет храниться данный экземпляр договора. В названии договора на первом месте также ставится наименование гос-а, у которого будет храниться данный экземпляр подлинника договора. В текстах договора на языках, текст которых пишется справа налево, первым местом считается подпись на правой стороне.Такое чередование именуется альтернатом.Под многосторонним договором подписи представителей гов располагаются одна под другой в алфавитном порядке названий гос-в на том языке, о котором договорились участники. При этом очередность подписания представителями государств может начинаться не с первого места, а с любого др., определенного жребием.Следующим способом выражения согласия на обязательность договора является ратификация. В соответствии с Венскими конвенциями ратификация - это международный акт.Ратификация одновременно является институтом внутреннего права гос-в, поскольку только внутреннее право определяет, какие органы гос-в уполномочены ратифицировать договоры. Такими органами являются обычно главы государств и парламенты. Как международный акт ратификация означает, в сущности, ту процедуру, которую международное право признает необходимой для того, чтобы договоры стали обязательными. Это предполагает обмен ратификационными грамотами в случае двусторонних договоров и их сдачу на хранение депозитарию в случае многосторонних договоров.К ратификации приравнивается акт официального подтверждения, который осуществляется международной организацией в целях выражения согласия на обязательность договора.Ратификация требуется,когда она предусмотрена самим договором либо когда представитель государства подписал договор под условием ратификации. Законодательство многих государств устанавливает, какие договоры подлежат обязательной ратификации.Все сказанное относится также к актам принятия и утверждения.Принятие и утверждение - это акты, которые совершаются, как правило, иными органами государств, чем главы государств и парламенты.Согласие на обязательность договора может быть выражено путем обмена документами, например нотами или письмами идентичного содержания. Согласие на обязательность договора может быть выражено путем присоединения к договору. Присоединение обычно осуществляется к уже вступившему в силу договору. Присоединиться может как государство, которое не принимало участия в подготовке текста договора и его принятии, так и государство, которое даже подписало договор, но не выразило своего согласия на обязательность до его вступления в силу. Присоединение может осуществляться,путем ратификации, принятия,утверждения или подписания протокола о присоединении.Ратификация, принятие, утверждение и присоединение как международные акты означают необходимость обмена соответствующими документами, их депонирования или уведомления о принятии таких актов. При этом ратификация оформляется в виде ратификационной грамоты, а принятие, утверждение и присоединение - в виде нот, писем и др. документов.

38. Оговорка к международному договору. Венские конвенции определяют оговорку как одностороннее заявление,сделанное государством или международной организацией в любой формулировке и под любым наименованием при подписании, ратификации, акте официального подтверждения, принятии, утверждении или присоединении, посредством которого названные субъекты желают исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству или данной организации. Однако Венские конвенции ограничивают право делать оговорки. Так, государство или другой субъект не имеет права делать оговорку, если она запрещена самим договором, несовместима с объектом и целями договора либо не входит в число разрешенных договором.Если допустимость оговорки к той или иной статье прямо предусмотрена в самом договоре, она не требует какого-либо специального принятия договаривающимися сторонами. В отношении других случаев Венские конвенции устанавливают двенадцатимесячный срок для возражений против оговорок. Если такого возражения не было высказано,то оговорка считается принятой.Юридические последствия оговорки и принятия ее другим участником заключаются в том, что оговорка изменяет для сделавшего оговорку участника в его отношениях с этим другим участником положения договора, к которым относится оговорка. Если какой-либо участник возражает против оговорки другого участника, то договор действует между ними, за исключением тех положений договора, к которым сделана оговорка. Участник, возражающий против оговорки, имеет право заявить, что договор в целом не будет действовать между ним и участником, который сделал оговорку.Оговорки, возражения или согласие с оговорками должны быть сделаны в письменной форме и доведены до сведения договаривающихся сторон. Согласие с оговоркой может быть и молчаливым. Если оговорка была сделана при подписании договора, который подлежал ратификации, акту официального подтверждения, принятию или подтверждению, то она должна быть подтверждена участником при выражении согласия на обязательность для него договора.Участник, сделавший оговорку, имеет право снять ее в любое время. В этом случае согласия участников, признавших оговорку, не требуется. Возражение против оговорки также может быть снято в любое время. Снятие оговорки и возражения против нее должны быть оформлены в письменном виде.Государства при подписании, ратификации, принятии, утверждении или присоединении к договору иногда делают заявления, раскрывающие их позиции по некоторым положениям договора. Такие заявления являются односторонними актами, которые не следует смешивать с оговорками, поскольку они не направлены на изменения договорных положений и юридических последствий не имеют.

39.Срок,действительность и сфера действия международного договора. Юр. последствия для участников МД наступают только после его вступления в силу.По положениям ВК о праве МД 69 г. порядок и дата вступления договора силу определяется в его тексте или согласовывается договаривющимися сторонами в ходе переговоров.МД вступают в силу либо с даты подписания либо с момента обмена ратификационными грамотами, либо момента сдачи определенного числа ратификационных грамот депозитарию. Иногда в договоре определена процедура вступления его в силу через определенный срок после сдачи на xpанение депозитарию необходимого числа ратификационных грамот.Сроки: 1. срочные 2.бессрочные(срок договора не указан/прямо указано,что дог-р бессрочный).3.неопределенно срочные(на опред.срок,двусторонний, действюдо тех пор, пока стороны не заявят о его прекращении).Возможна пролонгация т.е.продление дог-а по взаимному согласию сторон,до истечения срока дог-а.По определенным причинам прекращенный МД м.б. возобновлен заинтересованными гос-и. Эта процедура называется восстановлением или реновацией МД.МД распространяются на все территории, находящиеся под суверенитетом государств-участников,если иное не предусмотрено в самом дог-е. Некоторые многосторонние договоры распространяются на международные территории общего пользования.В МП действует презумпция действительности МД. Действительным является МД, который заключен в соотв. с нормами МП в котором воплощено истинное соглашение субъектов международного права не противоречащее основным принципам МП.Недействительность МД в зависимости от степени его несоответствия нормам МП м.б. 2х видов: абсолютная и относительная. Относительная недействительность МД означает его оспоримость одной из сторон.(заключается в результате ошибки, обмана, подкупа представителя государства, нарушением полномочий или конституционных положений при его заключении. Право на оспаривание появляется у гос-ва в том случае, если нарушение определенных положений внутреннего законодательства, регулирующих процедуру заключения международных договоров, было существенным и явным. Если же договор заключен международной организацией с нарушением ее уставных положений о порядке заключения международных соглашений, то такой договор должен признаваться ничтожным, поскольку международные организации не имеют права заключать международные договоры вопреки правилам, предусмотренным в их уставных документах (нарушение основных принципов МП,м.б.расторгнут в одностороннем порядке).Толкование. Для эффективного применения норм МД необходимо правильно понимать его содержание. Толкование -выяснение действительного смысла и содержания МД.Принципами толкования международных договоров являются прежде всего добросовестность и придание терминам договора обычного значения. Специальное значение термину может придаваться в том случае, если участники договора имели такое намерение. Для толкования контекст договора должен охватывать его текст, включая преамбулу и приложения, а также любое соглашение, относящееся к договору. Во внимание также должен браться любой документ, составленный одним или несколькими участниками в связи с заключением договора. Если имело место любое последующее соглашение между участниками относительно толкования договора или его применения, то оно должно учитываться при толковании международного договора. При этом учитывается и последующая практика применения договора, устанавливающая соглашение участников относительно его толкования.Виды: аутентическое(толкуется самими участниками договора) и международное(различными международными органами).Способы: -грамматическое(лингвистческое)-историческое-логическое(одни статьи на основе других)-систематическое(в заимосвязи с др.дог-и).

40. Способы прекращения международных договоров. Приостановление т.е. временное прекращение действия договора, прекращение утрата договором юридической силы. Условия прекращения договора могут быть закреплены в самом договоре. Венская конвенция о праве МД. Все способы можно разделить на 2 группы. способы прекращения : (конвенция 1969 г. О международных договорах. Волевые, в основе лежит волеизъявление государств (субъективные способы) v Отмена v Аннулированиеv Новация (не путать с реновацией) Автоматически, т.е. когда субъекты права хотели бы продлить действие договора, но есть препятствия(объективные способы)v Исполнение (цель достигнута, чаще всего оформляется протоколом))v Истечение срока (нет желания пролонгировать договор прекращается)v Наступление отменительного условияv Прекращение существования субъекта МПv Прекращение существование объекта договораv Появление нового принципа) или новой императивной нормы МП), противоречащего цели договора.v Войнаv Коренное изменение обстоятельствОтмена - Утрата договором юр.силы по взаимному согласию. Чаще всего к двусторонним договорам.Например, 1955г организация варшавского договора. Военная организация. В связи с тем что к концу 90 годов во многих государств произошла замена политического строя, представители государств собрались и приняли решение о её роспуске. европейский союз 1992г.Динонсация -это односторонний отказ от договора одной из сторон с предварительным уведомлением других участников договора. На условиях предусмотренных в договоре.Если не предусматривает условия денансация то такой договор не может быть денонсирован.Предупреждение не менее чем за 12 месяцев.аннулирование договора - это односторонний отказ государства от заключенного договора в связи с существенным нарушением условий договора другим участником.Новация договора -это заключение нового договора между теми же участниками и по тому же предмету. Чаще всего новации подлежат двусторонние договоры. Наступление отменительного условия (например сокращение числа участников до недопустимого) прекращение существование объекта - например объединение Германии правовой статус берлина регулировался 4х сторонним соглашением, в связи с объединением Германии исчез Берлин, т.е.и объект договора.Появление новой императивный нормы которая регулирует отношения по новому, старый договор утрачивает силу. Коренное изменение обстоятельств Смена политического режима в стране.Война - расторгает двусторонние договоры между воюющими государствами. Некоторые могут прекращаться а некоторые могут начинать своё действие.Приостановление – это временное прекращение юридической силы договора. Оно возможно в соответствии с положениями договора, в результате соглашения участников, либо на основе норм международного права. Основанием приостановления могут быть: 1.Временная невозможность исполнения договора;2. Существенное нарушение договора.Кроме того, несколько участников многостороннего договора могут заключать соглашение о приостановлении действия договора между собой. Но такое приостановление возможно только в том случае, если оно соответствует целям договора и необременняет других участников договора.Так как договор представляет собой единство систем норм, то приостановить его можно только в целом. Приостановить же отдельные положения договора возможно только в случае, если это предусмотрено самим договором, либо согласованно между участниками, а также в случае, если это не приведёт к коренным изменениям в правах и обязанностях участников.

41. Понятие органов внешних сношений. Для осуществления официальных отношений с другими субъектами МП каждое государство имеет специальные органы внешних сношений в виде особых государственных учреждений и определенных лиц, уполномоченных государством представлять его в международных отношениях с другими государствами, выражать его волю и защищать интересы как государства, так и его граждан. По месту расположения и по характеру деятельности органы внешних сношений подразделяются на: внутригосударственные или центральные; зарубежные. Внутригосударственные органы - это органы, представляющие государство по всем аспектам его международных связей и выполняющие общеполитические функции в международных отношениях. Они действуют на основе конституции государства. К ним относятся: глава государства, правительство и его глава, ведомство иностранных дел; органы, представляющие государство в одной из областей его международных связей. Зарубежные органы внешних сношений делятся на: 1) постоянные: дипломатические представительства (посольства и миссии); консульские представительства; торговые представительства; постоянные представительства при международных организациях; 2) временные: официальные представители, участвующие в мероприятиях политико-дипломатического характера; миссии, направленные в другие государства; делегации, участвующие в международных переговорах, конгрессах, конференциях. Для поддержания, развития и укрепления политических, экономических и культурных отношений, защиты интересов своего государства и его граждан, информирования правительства, аккредитующего государства об условиях и событиях в стране, пребывания одними государствами на территории других, с согласия последних учреждаются Консульские отношения представляют собой международные административно-правовые отношения, предназначенные для защиты прав и интересов физических и юридических лиц одного государства на территории другого. Консульские отношения устанавливаются и консульства учреждаются по соглашению государств. Консульское учреждение - это государственный орган внешних сношений, находящийся на территории другого государства в силу международного договора и выполняющий консульские функции по защите интересов своего государства, его граждан и организаций в пределах консульского округа. В настоящее время в мировой практике различают следующие классы консульских учреждений: генеральные консульства; консульства; вице-консульства; консульские агентства. Соответственно им имеются и главы консульских учреждений, являющиеся должностными лицами государства. Практике известны также внештатные почетные консулы . Почетные консулы могут быть не гражданами назначающего государства, и не состоят у него на службе, они получают вознаграждения только за исполнение консульских функций.Консульские учреждения выполняют три основных функции: 1) защиту интересов своего государства, его физических и юридических лиц; 2) содействие развитию дружественных отношений; 3) информацию в области консульской деятельности, в том числе и сообщение сведений заинтересованным гражданам и организациям. Функции консулов: 1. сообщение находящимся в консульском округе соотечественникам сведений о законах страны пребывания;2.выдача документов своим гражданам и виз иностранцам, желающим посетить представляемое консулом государство;3. совершение актов бесспорной юрисдикции и консульской легализации; 4.охрана интересов несовершеннолетних и иных не обладающих полной дееспособностью граждан своего государства, а также интересов граждан в случае смерти;5.представление или обеспечение представительства граждан своего государства в официальных учреждениях страны пребывания;6.выполнение поручений следственных и судебных органов своего государства;7.осуществление надзора и инспекции в отношении судов и самолетов своего государства и их экипажей, оказание им разного рода помощи и содействия;8.расследование любых происшествий на судне или самолете своего государства, имеющих место в пути, разрешение споров между капитаном и экипажем. Объем консульских привилегий и иммунитетов в целом аналогичен дипломатическим, но имеет также свою специфику.1.Консульское должностное лицо может быть лишено свободы, но только по приговору суда за совершение тяжкого преступления.2.В отношении консульского работника государство пребывания вправе возбудить уголовное дело, и он обязан являться в компетентные органы.3.Персонал консульского учреждения может быть вызван в суд в качестве свидетеля. Отказ консулов от дачи показаний недопустим.4.Предъявление иска консульским должностным лицом лишает его права ссылаться на свой иммунитет в случае предъявления ему встречного иска.5.Государство может отказаться от иммунитета консульских работников.6.Консульские отношения прекращаются только в исключительных случаях.

42. Понятие и функции дипломатического представительства. Зарубежные органы внешних сношений делятся на: постоянные и временные, к постоянным относятся дипломатические представительства (посольства, миссии)Для поддержания, развития и укрепления политических, экономических и культурных отношений, защиты интересов своего государства и его граждан, информирования правительства, аккредитующего государства об условиях и событиях в стране, пребывания одними государствами на территории других, с согласия последних учреждаются дипломатические представительства. Обязательным условием обмена дипломатическими представительствами являются : признание одного государства другим; установление дипломатических отношений между ними. В состав персонала дипломатического представительства входят: дипломатический персонал - сотрудники, имеющие дипломатические ранги; административно-технический персонал; обслуживающий персонал. Функции дипломатического представительства: представительство своего государства в стране пребывания; защита в государстве пребывания прав и интересов аккредитующего государства и его граждан; ведение переговоров с правительством принимающего государства; поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и страной пребывания; осуществление консульских функций. На основании международных договоров дипломатическое представительство и его персонал пользуются в стране пребывания дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Объектами дипломатических привилегий и иммунитетов являются дипломатические представительства, главы государств и правительств, дипломаты, делегаты международных конференций. Дипломатические представительства обладают: неприкосновенностью помещений; фискальным иммунитетом; неприкосновенностью средств связи, почты, архивов, документов представительства; свободой сношений представительства с аккредитующим государством; правом пользования эмблемой и флагом. Персонал дипломатического представительства обладает: неприкосновенностью личности и жилища; иммунитетом юрисдикции; фискальным иммунитетом; таможенными привилегиями; освобождением от личных повинностей. Прекращение деятельности дипломатического представительства происходит в следующих случаях: 1) прекращение или временное приостановление дипломатических отношений; 2) война; 3) когда одно из поддерживающих отношения государств прекращает свое самостоятельное существование в качества субъекта МП; 4) если в аккредитующем государстве или стране пребывания происходит коренное изменение государственного строя и не последовало подтверждения о готовности поддерживать отношения с новым субъектом МП.

43. Состав, привилегии и иммунитеты дипломатического представительства. В состав персонала дипломатического представительства входят: дипломатический персонал - сотрудники, имеющие дипломатические ранги; административно-технический персонал; обслуживающий персонал. На основании международных договоров дипломатическое представительство и его персонал пользуются в стране пребывания дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Объектами дипломатических привилегий и иммунитетов являются дипломатические представительства, главы государств и правительств, дипломаты, делегаты международных конференций. Дипломатические представительства обладают: неприкосновенностью помещений; фискальным иммунитетом; неприкосновенностью средств связи, почты, архивов, документов представительства; свободой сношений представительства с аккредитующим государством; правом пользования эмблемой и флагом. Персонал дипломатического представительства обладает: неприкосновенностью личности и жилища; иммунитетом юрисдикции; фискальным иммунитетом; таможенными привилегиями; освобождением от личных повинностей. Прекращение деятельности дипломатического представительства происходит в следующих случаях: 1) прекращение или временное приостановление дипломатических отношений; 2) война; 3) когда одно из поддерживающих отношения государств прекращает свое самостоятельное существование в качества субъекта МП; 4) если в аккредитующем государстве или стране пребывания происходит коренное изменение государственного строя и не последовало подтверждения о готовности поддерживать отношения с новым субъектом МП.

________________________________________________________________________________________