Довольно многим людям приходилось хоть раз в жизни заглядывать в офис Федеральной Службы Судебных Приставов. Кто-то просрочил кредит, кому-то закрыли выезд за границу за неуплату алиментов, а многим просто ошибочно начислили просроченный штраф ГИБДД. Многим нагрубили, кого-то довели до слёз. Да и вообще репутация у данной организации, ввиду рода ее деятельности, в народе, мягко говоря, не очень.

О том, что за люди там работают, почему они такие суровые и чем им приходится заниматься, Reconomica поговорила с сотрудницей ФССП. Попробуйте взглянуть на мир глазами судебного пристава.

Меня зовут Михеева Евгения Юрьевна, сейчас мне 27 лет, я работаю судебным приставом-исполнителем в маленьком городке Краснознаменске Калининградской области. Сейчас я работаю в этой структуре чуть больше пяти лет. Должность в службе судебных приставов стала моей первой серьезной работой.

Когда я училась на юридическом факультете в институте, я была полна надежд и амбиций. Молодая студентка, я была просто уверена, что если старательно учиться, проявлять себя на практике, то после выпуска я буду просто нарасхват. Каково же было мое удивление, когда после получения диплома, никто работу не предлагал. Началась бесконечная череда собеседований и отказов, которая продлилась несколько месяцев. У меня опускались руки, возможность устроиться на работу по специальности утекала сквозь пальцы.

Но, как обычно бывает, решение проблем пришло само. Моим родителям пришло «письмо счастья» о неуплате штрафа ГИБДД, и мы поехали в наш отдел, чтобы показать квитанцию об оплате. Это типичная ситуация, которая случалась, наверное, с каждым вторым российским водителем.

Отдел судебных приставов города Краснознаменска мне был очень хорошо знаком. Особенно его архив. Ведь на третьем курсе я проходила там практику. Я понесла квитанцию и встретила знакомую, которая, как оказалось, все еще работала в отделе. Мы с ней немного поболтали, и она рассказала об открытой вакансии. Моему восторгу не было предела. Я не стала затягивать, на следующий день поехала в Управление федеральной службы судебных приставов по Калининградской области.

Проверки соискателей при трудоустройстве. Кого берут на работу приставом и как проверяют

Здание меня впечатлило. При входе меня встретили суровые мужчины в форме, позже мне стало известно, что это судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС) . Они записали мои паспортные данные и отправили в отдел кадров. В отделе кадров мне предоставили внушительный перечень необходимых для трудоустройства документов.

Неделю я собирала документы - свои и ближайших родственников, проходила медицинскую комиссию. Собрав внушительную папку документов, пройдя комиссию и вооружившись несколькими своими фотографиями, я снова отправилась в отдел кадров. Там мне рассказывали о требованиях к будущему приставу и дали заполнить анкету. Оказалось, устроиться на работу в ФССП не так уж просто.

Судебным приставом можно стать только с 21 года, нужно иметь российское гражданство и законченное высшее юридическое или экономическое образование. У будущего пристава и его ближайших родственников не должно быть судимостей и долгов перед государством.

Заполнив анкету о себе и своей родне, доказав, что я соответствую всем требованиям, я отправилась к психологу для прохождения тестов. Я расправилась с тестом и думала, что на этом мои встречи с отедлом кадров закончатся. Но я ошибалась. Как оказалось, мои документы отправили на проверку, ну а меня саму - на двухнедельную стажировку.

В чем заключается работа судебного пристава

Ну вот, наконец-то, я дождалась, я могу начинать работать. Чем занимаются судебные приставы, я представляла себе весьма туманно. Ведь меня, как и большинство практикантов, к работе, как к таковой, не допускали. Я была знакома только с архивом.

Теперь мне нужно было выяснить, в чем же именно заключается работа судебного пристава-исполнителя. В первый день я толком с этим вопросом не разобралась.

Меня загрузили кипой бумаг: федеральные законы, регламенты и прочие нормативные акты, которые я должна была выучить и применять на практике.

Разобравшись с законами, внутренним распорядком и познакомившись с сотрудниками, я, наконец, раскрыла тайну – чем же я должна заниматься. Как выяснилось, основная задача судебного пристава-исполнителя – взыскивать долги с граждан и организаций различными способами. В теории, мне это казалось весьма несложным процессом.

После того, как я выучила все необходимые законы, меня посадили за компьютер учиться работать со специальной программой – базой. Все должники и сведения о них вносятся в программу, в которой и происходит часть работы по взысканию долгов.

Работа в базе для меня была темным лесом. Оказывается, что все судебные решения и постановления других органов (ГИБДД, например), вносят в базу – регистрируют, что первое время будет казаться очень сложным процессом. После регистрации возбуждается исполнительное производство о взыскании того или иного долга. Потом по этому производству начинают вестись работы.

Как успешно пройти стажировку

В общем, всю свою стажировку я боролась с нашей базой должников. Стажировка закончилась, и снова поехала в любимый отдел кадров. Мои документы на тот момент уже прошли полную проверку, психологические тесты тоже были успешно пройдены. Теперь меня ждало тестирование на знание законов и регламентов. Тест я прошла без проблем.

Но это был не конец эпопеи, теперь меня отправили на согласование. То есть, мне нужно было пройти по начальникам отделов и ответить на их вопросы. А самым последним нужно пройти собеседование с главным судебным приставом области – руководителем управления. Что я испытала, пока проходила согласование - словами не передать. Но я справилась. Со мной заключили контракт и взяли на работу с испытательным сроком полгода. Выдали форму и отправили в родной отдел.

Настоящая работа, или почему сотрудники ФССП такие нервные

Теперь я была полноценным сотрудником. Мне дали наставника, уже опытного пристава-исполнителя, чтобы я не приставала с вопросами ко всем подряд, и показали мой стол в кабинете.

Бумажная волокита

Ну вот и начались мои трудовые будни. Ура!

Радовалась я недолго. Уже через полчаса на моем столе стоял ряд коробок, плотненько забитых исполнительными производствами. А что с ними делать и как разбирать - непонятно. Их больше двух тысяч. Я была очень растерянна.

Пришлось разбирать все, что меня свалилось. Сначала я систематизировала бардак. Разложила все по категориям и начала работать. Мне было очень тяжело, я многого не знала. Порой, я не понимала, что делаю. На меня хлынул поток новой информации. Целыми днями я делала запросы, списывала деньги со счетов, возбуждала и прекращала исполнительные производства. Рутинная и однообразная работа выводила меня из себя.

Работа с должниками и их типажи

Скучать долго за компьютером мне не пришлось. Началась работа с должниками. Мне нужно было проводить беседы с людьми, которые приходят на прием. Нужно было объяснить, что именно у них за долг, как они могут его оплатить (принять деньги, при необходимости) и что им будет в случае неуплаты. Я не думала, что простые беседы смогут вымотать такого общительного и энергичного человека, как я. Приходилось по несколько раз объяснять одно и то же.

Люди, с которыми вам придется столкнуться в процессе, если вы пойдете работать судебным приставом, очень разные. Это не всегда милые, вежливые люди. Очень часто, это бабушки-пенсионерки, которые не понимают, за что именно у них долг, и считают, что вы пытаетесь их обобрать. Это местные пьяницы, которые плохо пахнут и могут болеть страшно подумать чем. Это частные предприниматели и должностные лица, которые уверены во вседозволенности и безнаказанности. Это матери-одиночки, которым нечем оплатить долги по коммуналке. Вы столкнетесь с каждым из них. Кто-то будет вас проклинать, кто-то - плакать. Нужно быть эмоционально готовой ко всему.

На первом приеме граждан самыми страшными мне казались плохо пахнущие маргиналы . Ровно до того момента, как ко мне в кабинет ворвался огромный разъяренный мужчина, с бешенным взглядом. Он очень громко кричал, угрожал мне. Так страшно мне еще не было. На его крики прибежал сотрудник ОУПДС , который должен нас защищать в подобных случаях, и вывел дебошира. Меня всю трясло, я просто сидела и плакала.

Это было мое боевое крещение. После этого я много раз сталкивалась с грубостью, открытой ненавистью и угрозами. Со временем я научилась на все это правильно реагировать.

Выездные мероприятия

Потом начались выезды по адресам должников. И тут, опять же, психологический аспект. Видишь всякое и сталкиваешься со всяким. Должники пытаются сбежать, спрятаться. Перед вами захлопывают двери, кидаются драться, травят собак. Вам приходится видеть своими глазами, как живут люди. Придется столкнуться людьми, которые . Научиться общаться со скандалистами.

Что думают об этом сами должники

От редакции : Мы прервем рассказ героини на один абзац. Чтобы посмотреть на взаимодействие пристава и должника под другим углом, мы опросили людей, которым приходилось ходить на прием к судебным приставам.

Мне пришла бумажка, что я не оплатил какой-то штраф ГИБДД. Я просто зашел спросить. Там на каждого входящего заранее смотрят, как на зэка. То есть, ты виноват уже тем, что попал в базу, не важно, правильно тебя внесли, или нет. Очень неприятное место.

Моему сыну пришел ошибочный просроченный штраф с камеры в двойном размере, который он уже оплатил по интернету. Он и с Яндекс-деньгами переписывался - там отфуболивают в ГАИ, и на портал ГИБДД писал - так тот вообще не работает, ноль реакции, а указанный на сайте телефон занят 24 часа в сутки - либо он один на весь регион одноканальный, либо там просто трубку повесили однажды пару лет назад, чтобы люди не трезвонили им.

В общем, сын живет в другом городе, попросил меня сходить с распечатками к судебным приставам, доказать, что он не верблюд. Отсидела я в очереди 3 часа в рабочий день - я-то хоть пенсионерка, а люди работают по будням, вообще-то. Приняли меня, проверили оплату, говорят, идите. Я говорю, что три часа отсидела, мол, бумагу-то хоть дайте, что претензий нет, высылаете честным людям ерунду всякую, потом опять придет - сиди снова в очереди весь день, доказывай. Дали нам справку, что мы не верблюды, но с таким видом, как будто мы находимся в здании суда, и они доказали виновность, а я при них судью подкупила черным налом.

И все это из-за бардака в их же собственной базе. Такое впечатление, что это сделано специально, чтобы людям неповадно было туда ходить, они плевали и по второму разу штрафы оплчивали. Казну так пополняют, наверное.

Зарплата и условия труда в ФССП

Но ко всему привыкаешь. После окончания испытательного срока опять тест и согласование. И если справляешься – дают классный чин. С присвоением классного чина, получаешь первые звезды на погоны и небольшую прибавку к зарплате.

В своей работе приставу приходится часто пересекаться с сотрудниками из других ведомств: прокуратура, полиция, налоговая, Пенсионный фонд. Участвовать в судебных заседаниях. Иногда - доказывать правомерность своих действий.

Рабочий день с 9 утра до 6 вечера. Но на практике постоянно приходится задерживаться, выходить на работу в выходные и праздники. Доплат за это ждать не стоит.

Зарплата у пристава очень скромная. Когда я только устроилась, я получала около 12000 рублей, спустя год - около 14000. На особо большую зарплату рассчитывать не приходится.

На сегодняшний день моя зарплата не дотягивает до 15000 рублей на руки.

Предусмотрено ежеквартальное премирование, но получают его не все и не всегда.
Со стороны руководства устанавливаются нормативы, за невыполнение которых вас могут наказать: дисциплинарное взыскание, лишение премий.

Эта работа очень ответственная. За нарушения вас могут не только депремировать или уволить, но и привлечь к уголовной ответственности.

Подводя итог, хочу сказать: работа судебным приставом требует ответственности, решительности, умения находить контакт с совершенно разными людьми и самоотдачи. Если вы не готовы за маленькую зарплату терпеть хамство и угрозы, проводить на работе выходные и праздники, то такая работа не для вас.

Работа в службе судебных приставов помогла мне приобрести массу полезных навыков, стать сильнее, приобрести опыт в судебных заседаниях, завести массу полезных знакомств и наработать трудовой стаж. По большому счету, такая работа очень хорошо подойдет начинающему юристу. Она позволит ему обзавестись всеми необходимыми навыками. Сейчас я планирую двигаться дальше и сменить место работы. Но я очень благодарна своему отделу ФССП за прекрасный старт и незаменимый опыт.

Справка

Судебные приставы - это должностные лица, которые исполняют решения судов и других полномочных органов в принудительном порядке, например, по выплате долгов, лишению родительских прав, выселению.

Эта профессия существовала на Руси еще в XII веке. Приставов тогда называли отроки, мечники или детские. Они имели гораздо больше полномочий: могли обращаться за помощью к полиции и воинским частям. За неисполнение решения, принятого судом, должника могли сослать на каторгу.

Востребованность профессии

Достаточно востребована

Представители профессии Судебного пристава являются достаточно востребованными на рынке труда. Несмотря на то, что вузы выпускают большое количество специалистов в этой области, многим компаниям и на многих предприятиях требуются квалифицированные Судебные приставы .

Вся статистика

Описание деятельности

Судебных приставов по основному виду деятельности разделяют на приставов, обеспечивающих порядок деятельности судов, и приставов-исполнителей судебных актов.

Первые следят за общественным порядком в зале суда во время заседания. Например, именно судебный пристав произносит фразу «Встать! Суд идет!» Кроме того, он сопровождает документы, тома дела из канцелярии к месту проведения заседания, обеспечивает присутствие всех свидетелей. Судебный пристав должен уметь своевременно распознать признаки опасности, криминальный оттенок происходящих событий в зале суда.

Судебный пристав-исполнитель принимает у себя в кабинете граждан, желающих заплатить или взыскать долг. Они много времени проводят за изучением правовой литературы, потому что действуют исключительно в рамках закона. Но больше всего времени и сил занимает у него личное посещение домов должников.

Рабочий день судебного пристава-исполнителя обычно ненормированный. Он может начаться в 6 утра и закончиться в 22 часа. Но когда дело не терпит отлагательств или создаются условия, угрожающие жизни и здоровью граждан, пристав-исполнитель может выйти на работу и в ночное время, и в выходные дни.

Зачастую приставы работают в сопровождении охраны.

Для судебных приставов предусмотрена форменная одежда черного или темно-синего цвета со знаками отличия.

Заработная плата

средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Уникальность профессии

Довольно распространенная

Большинство опрошенных считает, что профессию Судебного пристава нельзя назвать редкой, в нашей стране она достаточно распространена. Уже несколько лет на рынке труда наблюдается спрос на представителей профессии Судебного пристава , несмотря на то, что специалистов каждый год выпускается немало.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Какое необходимо образование

Высшее профессиональное образование

Данные анкетирования показывают, что для работы по профессии Судебного пристава обязательно нужно иметь диплом о высшем профессиональном образовании по соответствующей специальности или по такой специальности, которая позволяет работать Судебным приставом (смежная или похожая специальность). Среднего профессионального образования не достаточно для того, чтобы стать Судебным приставом .

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Трудовые обязанности

В зависимости от основного вида деятельности, судебные приставы исполняют разные обязанности. Пристав, обеспечивающий порядок деятельности судов, следит за безопасностью всех присутствующих в зале суда - от судьи до участников судебного процесса. В его обязанности входит охрана зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время. Пристав проверяет готовность судебных помещений к заседанию, доставляет уголовные дела и вещественные доказательства к месту проведения процесса. Он должен предупреждать возможные преступления и правонарушения в зале суда и, в случае необходимости задерживать нарушителей.

Приставы-исполнители имеют ряд других обязанностей. Главная из них - это принудительное исполнение решений судов и других полномочных органов. Это, в основном, подразумевает взыскание денежных средств или наложение ареста на имущество должника. Пристав должен предоставить сторонам дела возможность ознакомиться со всеми материалами, он рассматривает заявления сторон по поводу данного дела, выносит постановления.

Судебный пристав-исполнитель посещает должника по месту жительства. Кроме того, он, подобно детективу, наводит справки о его материальном положении, выясняет место и другую необходимую информацию.

При взыскании долгов по транспортному налогу или по штрафам за нарушения правил дорожного движения приставы проводят совместные рейды с инспекторами ГИБДД.

Вид труда

Преимущественно умственный труд

Профессия Судебного пристава - это профессия преимущественно умственного труда, которая в большей степени связна с приемом и переработкой информации. В работе Судебного пристава важны результаты его интеллектуальных размышлений. Но, при этом, физический труд не исключается.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Особенности карьерного роста

В зависимости от занимаемой должности и стажа работы судебным приставам присваиваются классные чины: от действительного государственного советника юстиции до младшего юриста. По административной карьерной лестнице пристав может подняться до руководителя службы судебных приставов.

Возможности карьерного роста

Минимальные карьерные возможности

По результатам анкетирования, Судебные приставы имеют минимальные карьерные возможности. Это совсем не зависит от самого человека, просто профессия Судебного пристава не имеет схемы карьерного роста.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Характеристика сотрудника

Работа судебного пристава требует огромного терпения и устойчивой психики. Ведь люди, которые не хотят добровольно исполнять решения суда, часто ведут себя неадекватно и угрожающе по отношению к приставам. Чувство такта и самообладание также не заменимы при общении с такой категорией людей. Судебный пристав должен быть уверенным в себе, смелым. Он может взять инициативу в свои руки, действуя в критических ситуациях.

Судебный пристав, обеспечивающий порядок в суде, способен длительное время концентрировать внимание и проявлять наблюдательность, так как он несет профессиональную ответственность за безопасность граждан в зале суда. От его способности вовремя распознать и предотвратить назревающий конфликт или опасную ситуацию могут зависеть даже жизни людей. При этом приставу немаловажно знать характеристики невербального общения: уметь определять по поведению, мимике людей их возможные намерения.

Судебные приставы должны отличаться хорошим физическим здоровьем и высокой работоспособностью, чтобы выдерживать все трудности ненормированного рабочего дня.

Кому подходит профессия

Мужчинам

Профессия Судебного пристава в нашем обществе относится к категории «мужские профессии». Безусловно, это не означает, что женщинам запрещается работать Судебным приставом . Просто данная профессия является физически тяжелой или грубой для женщины, поэтому, ее принято считать преимущественно мужской.

Как пользователи оценивали этот критерий:
  • 6. Понятие и сущность конституционных принципов правосудия;
  • 7. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и
  • 8. Состязательность и равноправие сторон в судебном процессе.
  • 9. Доступность судебной защиты (право на судебную защиту).
  • 10. Участие присяжных заседателей в осуществлении правосудия.
  • 11. Участие арбитражных заседателей в осуществлении правосудия.
  • 12. Гласность судебного процесса (открытое разбирательство дел в судах).
  • 13. Обеспечение обвиняемому права на защиту.
  • 14. Презумпция невиновности.
  • 15. Язык судопроизводства в рф.
  • 16. Независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей.
  • 17. Понятие судебной системы рф и особенности ее построения.
  • 18. Судебная система рф (схема).
  • 19. Понятие звена судебной системы и судебной инстанции, их отличия и
  • 20. Рассмотрение дел судами по первой инстанции.
  • 21. Рассмотрение дел судами по второй инстанции (апелляционный
  • 22. Рассмотрение дел судами по кассационной инстанции.
  • 23. Рассмотрение дел судами в порядке судебного надзора (надзорной
  • 24. Мировые судьи: место в судебной системе, порядок организации,
  • 25. Районные суды: место в судебной системе, порядок организации, состав и
  • 26. Областные и соответствующие суды: место в судебной системе, состав,
  • 27. Верховный Суд рф: место в судебной системе, состав, структура,
  • 28. Военные суды: место в судебной системе, общая подсудность дел, система
  • 29. Арбитражные суды: место в судебной системе, общая подведомственность
  • 30. Конституционный Суд рф: место в судебной системе, состав, компетенция.
  • 31. Особенности судопроизводства в Конституционном Суде рф.
  • 32. Конституционные (уставные) суды субъектов рф: место в судебной системе,
  • 33. Дисциплинарное судебное присутствие: место в судебной системе, состав,
  • 34. Формирование судейского корпуса: требования к кандидатам на должности
  • 35. Правовой статус судей: понятие и элементы (общая характеристика).
  • 36. Несменяемость судей и сроки их полномочий.
  • 37. Неприкосновенность судей.
  • 38. Место прокуратуры в государственном механизме России.
  • 39. Понятие прокуратуры рф и особенности ее организации.
  • 40. Система органов и учреждений прокуратуры рф (схема).
  • 41. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры.
  • 42. Цели, стоящие перед органами прокуратуры рф и основные направления
  • 43. Понятие прокурорского надзора и его особенности.
  • 44. Надзор прокуратуры за исполнением законов («общий» надзор
  • 45. Надзор прокуратуры за исполнением законов органами, осуществляющими
  • 46. Надзор прокуратуры за исполнением законов администрациями мест
  • 47. Участие прокурора в рассмотрении дел судами уголовных дел.
  • 48. Участие прокурора в рассмотрении дел судами гражданских дел.
  • 49. Требования, предъявляемые к кандидатам на должности прокуроров и
  • 50. Правовой статус прокурора.
  • 51. Понятие оперативно-розыскной деятельности и ее задачи. Органы,
  • 52. Органы предварительного следствия и их компетенция.
  • 53. Органы дознания и их компетенция.
  • 54. Понятие адвокатуры в рф и ее организация на федеральном уровне.
  • 55. Организация адвокатуры на уровне субъектов рф.
  • 56. Организация адвокатской деятельности (адвокатские образования).
  • 57. Статус адвоката.
  • 58. Понятие нотариата в рф. Организация нотариата: Федеральная нотариальная палата. Нотариальные палаты субъектов рф.
  • 59. Правовой статус нотариуса.
  • 60. Судебные приставы: требования, предъявляемые к судебным приставам, их
  • 61. Полиция в рф: назначение и организация полиции, права и обязанности
  • 62. Таможенные органы рф: система и компетенция.
  • 63. Федеральная служба безопасности рф: система, компетенция (основные
  • 64. Уполномоченный по правам человека в рф: понятие, правовой статус,
  • 65. Частная детективная деятельность в рф: понятие, виды сыскных услуг и
  • 66. Частная охранная деятельность:понятие, виды охранных услуг.Субъекты
  • 60. Судебные приставы: требования, предъявляемые к судебным приставам, их

    виды и компетенция.

    ФЗ «О судебных приставах» ФЗ «Об исполнительном производстве» УПК РФ.

    Судебным приставом может быть Гражданин РФ, достигший 21 лет, имеющий среднее общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава высшее юридическое образование) способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

    Не может быть назначен на должность судебного пристава: гражданин который был осужден за преступление по приговору, либо в отношении которого осуществляется уголовное преследование или уголовное преследование было прекращено за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием.

    Виды судебных приставов:

    А Приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов.

    1.Обеспечивать в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса;

    2.Выполнять распоряжения судей, связанные с соблюдением порядка в суде;

    3.Обеспечивать охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;

    4.Осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу - исполнителю;

    5.Доставлять в суд уголовные дела и вещественные доказательства по ним, а также обеспечивать их сохранность;

    6.Поддерживать общественный порядок в судебных помещениях;

    7.Предупреждать и пресекать преступления и другие правонарушения, задерживать правонарушителей с последующей передачей их сотрудникам полиции и т.д.

    Б Приставы, исполняющие акты судов и других органов (приставы-исполнители)

    1.Получать необходимую информацию, справки, объяснения;

    2.Проводить у работодателей проверки исполнения актов судов и других органов на работающих у них должников;

    3.Входить в помещения должников, осматривать помещения;

    4.Налагать арест на имущество должника, изымать имущество, передавать на хранение и реализовывать;

    5.Налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в кредитных учреждениях;

    6. Объявлять розыск должника и его имущества

    7. устанавливать временные ограничения на выезд должника из РФ и т.д.

    В Приставы, осуществляющие дознание по уголовным делам против интересов правосудия, например, злостное уклонение от уплаты по решению суда средств на содержание детей или нетрудоспособный родителей; вмешательство в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия.

    61. Полиция в рф: назначение и организация полиции, права и обязанности

    полиции.

    ФЗ «О Полиции»

    Полиция является составной частью единой центральной системы Министерства внутренних дел РФ.

    В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом РФ.

    Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции Министерства внутренних дел РФ, руководители территориальных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности для обеспечения общественной безопасности.

    Обязанности полиции:

    1)осуществлять оперативно-розыскную деятельность

    2)принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

    3)выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, административных правонарушениях, происшествиях.

    4)незамедлительно прибывать на место происшествия

    5)Оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений административных правонарушений и несчастных случаев, а так же лицам находящимся в беспомощном состояние, опасном для их жизни и здоровья.

    6)выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу.

    7)участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

    8)участвовать в пропаганде правовых знаний

    9)оказывать содействие органам здравоохранения в доставлении медицинские организации по решению суда лиц, уклоняющихся от явки по вызову в эти организации.

    10)осуществлять контроль за соблюдением лицами, освобожденных для них запретов и ограничений.

    11)обеспечивать безопасность граждан в общественных местах

    Права полиции

    1)требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий.

    2)проверять документы удостоверяющие личность гражданина

    3)вызывать в полицию граждан должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях.

    4)патрулировать населенные пункты и общественные места.

    5)требовать от гражданина покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия

    6)проверять документы на транспортное средство, на право пользования и управления транспортным средством, на перевозимый груз, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности транспортного средства.

    7)участвовать в налоговых проверках по запросам налоговых органов РФ.

    8)Запрещать эксплуатацию автотранспортных средств и прицепов к ним при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения.

    9)привлекать граждан с их согласия внештатному сотрудничеству

    10)принимать участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном водном или воздушном транспорте.

    "

    Комментируемая статья содержит основные требования, которые законодатель предъявляет к лицу, желающему замещать должность судебного пристава.
    Установленные критерии объективно обусловлены задачами, возложенными на ФССП России, и являются минимально необходимыми для успешного выполнения судебным приставом своих должностных обязанностей.
    Для замещения должности судебного пристава кандидат должен: во-первых, быть гражданином Российской Федерации, во-вторых, достигнуть возраста 21 год*(30), в-третьих, иметь среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, в-четвертых, не иметь судимости, в-пятых, быть способным по своим деловым и личным качествам исполнять обязанности судебного пристава, и наконец, в-шестых, обладать состоянием здоровья, позволяющим лицу замещать должность судебного пристава.
    Для старшего судебного пристава и его заместителя установлен повышенный образовательный ценз - он должен иметь высшее юридическое образование.
    Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной гражданской службе. Соответственно, гражданин, желающий стать судебным приставом, должен отвечать также и тем требованиям, предъявляемым к лицам, поступающим на государственную гражданскую службу, которые установлены Законом о государственной гражданской службе.
    Согласно ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"*(31) гражданством Российской Федерации признается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
    Документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации. Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации"*(32) был введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации. В развитие названного Указа Правительство РФ в изданном им Постановлении от 8 июля 1997 г. N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации"*(33) определило реквизиты паспорта.
    Документами, удостоверяющими гражданство Российской Федерации, могут выступать иные основные документы, содержащие указание на гражданство лица. В частности, к ним относятся:
    - дипломатический паспорт, выдаваемый МИДом России;
    - служебный паспорт;
    - паспорт моряка (удостоверение личности моряка).
    Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"*(34) определен следующий перечень лиц, которым выдается дипломатический паспорт: Президенту РФ, членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания РФ (на срок их полномочий), членам Правительства РФ, судьям КС РФ, судьям ВС РФ, судьям ВАС РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю Центрального банка РФ и лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации или государственные должности субъектов РФ, лицам, являющимся единоличными исполнительными органами государственных корпораций, а также дипломатическим сотрудникам и дипломатическим курьерам МИДа России.
    Членам семьи (супруге (супругу), несовершеннолетним детям, нетрудоспособным совершеннолетним детям) гражданина Российской Федерации, имеющего дипломатический паспорт и командированного за пределы территории Российской Федерации в официальное представительство Российской Федерации или в представительство Российской Федерации при международной организации за пределами территории Российской Федерации, проживающим или следующим совместно с ним, также выдается дипломатический паспорт.
    Служебный паспорт выдается МИДом России государственным служащим, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъектов РФ, и сопровождающим их в служебной командировке за пределы территории Российской Федерации работникам административно-технических служб и сотрудникам специальных служб, работникам аппаратов названных выше органов власти, военнослужащим, проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации, штатным работникам административно-технических служб дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, официальных представительств Российской Федерации, в том числе при международных организациях.
    Вместе с тем следует учитывать, что дипломатический и служебный паспорта после завершения командировки за пределы территории Российской Федерации подлежат возврату в организацию, которая направляла гражданина и, соответственно, едва ли могут быть предъявлены при поступлении на службу в ФССП России.
    Что касается паспорта моряка (удостоверения личности моряка), то он является документом для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию на судне, в судовую роль которого включен владелец паспорта моряка. Паспорт моряка хранится у владельца паспорта.
    Требования к его оформлению и содержанию в настоящее время содержатся в Положении о паспорте моряка, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1997 г. N 1508*(35). Следует обратить внимание на то, что в связи с реализацией положений Конвенции, пересматривающей Конвенцию 1958 г. "Об удостоверениях личности моряков", Правительство РФ утвердило Положение об удостоверении личности моряка, Положение о мореходной книжке, образец и описание бланка мореходной книжки*(36), в связи с чем названное выше Постановление Правительства РФ N 1508 с 1 января 2014 г. утратит силу.
    Достижение 21-летнего возраста как необходимая предпосылка замещения должности судебного пристава является более высоким условием по сравнению с предусмотренным ст. 21 Закона о государственной гражданской службе требованием о достижении 18-летнего возраста кандидатом на должность государственной гражданской службы. Это объясняется спецификой задач, возлагаемых как на судебных приставов-исполнителей, которые в своей деятельности испытывают достаточно сильные психологические нагрузки, так и на судебных приставов по ОУПДС, к психологическим нагрузкам которых добавляются еще и физические.
    Предельный возраст пребывания в своей должности судебного пристава как государственного гражданского служащего составляет 65 лет (ч. 2 ст. 21 Закона о государственной гражданской службе).
    В качестве общего правила для претендентов на должность судебного пристава установлен следующий образовательный ценз - наличие среднего (полного) общего или среднего профессионального образования.
    Следует учитывать, что исходя из ст. 19 Закона об образовании общее образование включает в себя три ступени: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, и лишь последнее является достаточным для замещения должности судебного пристава. Общее образовательное является обязательным. При этом документом государственного образца о соответствующем уровне образования является аттестат о среднем (полном) общем образовании. Форма данного документа определена Приказом Минобрнауки России от 4 декабря 2006 г. N 297 "Об утверждении формы документов государственного образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании и документов об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения*(37)".
    Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования (ст. 23 Закона об образовании).
    Документом государственного образца о среднем профессиональном образовании является диплом о среднем профессиональном образовании, оформленный и выданный в соответствии с требованиями, установленными Приказом Минобрнауки России от 9 марта 2007 г. N 80 "Об утверждении Инструкции о порядке выдачи документов государственного образца о среднем профессиональном образовании, заполнении и хранении соответствующих бланков документов"*(38).
    Необходимо подчеркнуть, что комментируемый Закон не предъявляет каких-либо особых требований к специальности кандидата, полученной им в рамках среднего профессионального образования.
    Установление столь невысоких требований к уровню образования судебного пристава вызывает определенные сомнения. Если еще для судебного пристава по ОУПДС образовательный ценз выглядит обоснованным и разумным, то осуществление своих полномочий судебным приставом-исполнителем в современных условиях становится решительно невозможным без глубоких познаний в области юриспруденции, а соответственно, уровень образования у него должен быть более высоким.
    Сегодня лишь для старшего судебного пристава и его заместителя предусмотрено обязательное наличие высшего юридического образования.
    Законодательством установлены следующие уровни высшего профессионального образования: бакалавриат, подготовка специалиста, а также магистратура.
    При решении вопроса о соответствии подготовки, полученной кандидатом в старшие судебные приставы (заместители старшего судебного пристава), и ее соответствии установленному в комментируемом Законе требованию о наличии высшего юридического образования следует учитывать, что квалификация (степень) "бакалавр", квалификация (степень) "специалист", квалификация (степень) "магистр" при поступлении на работу дают право претендовать на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование (п. 7 ст. 6 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"*(39)).
    Документами государственного образца о высшем профессиональном образовании являются соответствующие дипломы, форма которых утверждена Постановлением Госкомвуза России от 30 ноября 1994 г. N 9 "Об утверждении образцов государственных документов о высшем профессиональном образовании".
    Наличие судимости препятствует назначению гражданина на должность судебного пристава (п. 3 комментируемой статьи).
    Лицо считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости (ст. 86 УК РФ).
    Судимость погашается в отношении:
    1) лиц, условно осужденных, - по истечении испытательного срока;
    2) лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы, - по истечении 1 года после отбытия или исполнения наказания;
    3) лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, - по истечении 3 лет после отбытия наказания;
    4) лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении 6 лет после отбытия наказания;
    5) лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, - по истечении 8 лет после отбытия наказания.
    Безупречное поведение осужденного в период после отбытия наказания может привести к снятию с него судом судимости и до истечения срока ее погашения (ч. 5 ст. 86 УК РФ).
    Факт отсутствия судимости может подтверждаться справкой, выданной кандидату в соответствии с Приказом МВД России от 1 ноября 2001 г. N 965 "Об утверждении Инструкции о порядке предоставления гражданам справок о наличии (отсутствии) у них судимости"*(40).
    Немаловажным условием для замещения должности судебного пристава является способность лица по своим деловым и личным качествам исполнять обязанности судебного пристава. К определению деловых и личных качеств необходимо подходить с учетом признанных в обществе норм морали и нравственности, а также жизненного опыта лица, проводящего собеседование с кандидатом.
    Состояние здоровья также должно позволять лицу замещать должность судебного пристава. При этом установленное в комментируемой статье требование приобретает особое значение применительно к судебным приставам по ОУПДС, чья деятельность связана с высокими физическими нагрузками. Во многом именно вследствие этого Законом N 194-ФЗ ст. 11 комментируемого Закона была дополнена обязанностью судебного пристава по ОУПДС проходить наряду со специальной подготовкой также и военно-врачебную экспертизу (см. комментарий к ст. 11).
    Знание государственного языка Российской Федерации выступает в качестве общего требования для всех государственных гражданских служащих, в том числе и судебных приставов (ст. 21 Закона о государственной гражданской службе).
    Согласно ст. 68 Конституции РФ государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
    В развитие данного конституционного положения был принят Федеральный закон от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации"*(41), установивший обязанность использования государственного языка Российской Федерации в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, в том числе в деятельности по ведению делопроизводства (ст. 3).
    Необходимо учитывать, что на основании ч. 2 ст. 68 Конституции РФ республики в составе Российской Федерации вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации - русским языком. Вместе с тем ст. 21 Закона о государственной гражданской службе содержит указание на обязательность владения государственным языком Российской Федерации, что приводит к выводу о необходимости для кандидата на должность судебного пристава знания именно русского языка.
    На судебного пристава, обладающего статусом государственного гражданского служащего, распространяются определенные ограничения, препятствующие его нахождению на гражданской службе. К ним относятся следующие:
    1) признание лица недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
    2) осуждение его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или непогашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
    3) отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;
    4) наличие заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;
    5) близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
    6) выход из гражданства Российской Федерации или приобретение гражданства другого государства;
    7) наличие гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
    8) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
    9) непредставление установленных Законом о государственной гражданской службе сведений или представление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
    10) несоблюдение ограничений, нарушение запретов и неисполнение обязанностей, установленных Законом о противодействии коррупции (см. подробнее комментарий к п. 4 настоящей статьи).
    Законодательство о государственной гражданской службе устанавливает также ряд запретов для судебного пристава. Так, ему запрещается:
    1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
    2) замещать должность гражданской службы в случае:
    а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случаев, установленных указами Президента РФ;
    б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
    в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
    3) осуществлять предпринимательскую деятельность;
    4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
    5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено Законом о государственной гражданской службе и другими федеральными законами;
    6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта РФ и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных ГК РФ*(42). Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ;
    7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;
    8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
    9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
    10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;
    11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
    12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
    13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;
    14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;
    15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;
    16) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством РФ;
    17) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством РФ.
    Пункт 2 комментируемой статьи содержит указание на то, что судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. Как выше уже отмечалось, это распространяет на него действие законодательства о государственной гражданской службе.
    Поступление гражданина на государственную гражданскую службу осуществляется по результатам конкурса, что, безусловно, придает демократический и открытый характер процедуре.
    Сам конкурс в качестве своей цели имеет оценку профессионального уровня претендента на замещение должности судебного пристава, его соответствия установленным квалификационным требованиям к должности государственной гражданской службы.
    Приказом ФССП России от 29 марта 2007 г. N 107 утверждена Методика проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в Федеральной службе судебных приставов*(43), определяющая организацию и порядок проведения соответствующего конкурса.
    Конкурс не проводится:
    1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)";
    2) при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ;
    3) при заключении срочного служебного контракта;
    4) при назначении гражданского служащего на иную должность в случае невозможности исполнения должностных обязанностей по замещаемой должности по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением; а также в некоторых иных случаях.
    Конкурс может не проводиться: 1) при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну; 2) по решению директора ФССП России - главного судебного пристава РФ или руководителя территориального органа ФССП России - главного судебного пристава субъекта РФ - при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

    Судебный пристав это состоящее на государственной службе
    должностное лицо, назначенное и вступившее в соответствующую
    должность. Судебным приставом не может быть гражданин другой
    страны, или лицо, не достигшее двадцатилетнего возраста, не
    имеющее среднего образования (для старшего судебного пристава
    - высшего юридического образования), ранее судимое, либо не
    способное по своим деловым и личным качествам, а также по со-
    стоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.
    Различают два вида судебных приставов:
    - судебные приставы, обеспечивающие установленный поря-
    док деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ,
    Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и ар-
    битражных судов, или иначе - судебные приставы по обеспечению
    установленного порядка деятельности судов, и
    - судебные приставы-исполнители, исполняющие судебные
    акты и акты других органов (судебные приставы-исполнители).
    На судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению
    установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ,
    Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов об-
    щей юрисдикции и арбитражных судов, а также по исполнению су-
    дебных актов и актов других органов, предусмотренных федераль-
    ным законом об исполнительном производстве. В связи с чем судеб-
    ные приставы наделяются определенным кругом полномочий.
    Судебный пристав по обеспечению установленного порядка
    деятельности судов обязан:
    - обеспечить в суде безопасность судей, заседателей, участ-
    ников судебного процесса и свидетелей;
    - выполнять распоряжения председателя суда, а также судьи
    или председательствующего в судебном заседании, связанные с со-
    блюдением порядка в суде;
    - исполнять решения суда и судьи о применении к подсуди-
    мому и другим гражданам предусмотренные законом меры процес-
    суального принуждения;
    - обеспечивать охрану зданий судов, совещательных комнат
    и судебных помещений в рабочее время;
    - проверять подготовку судебных помещений к заседанию,
    обеспечивать по поручению судьи доставку к месту проведения су-
    дебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и
    их сохранность;
    - поддерживать общественный порядок в судебных помеще-
    ниях;
    - взаимодействовать с военнослужащими воинской части
    (подразделения) по конвоированию лиц, содержащихся под стражей,
    по вопросам их охраны и безопасности;
    - предупреждать и пресекать преступления и правонаруше-
    ния, выявлять нарушителей, а в случае необходимости задерживать
    их с последующей передачей органам милиции;
    - осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или
    к судебному приставу-исполнителю;
    - участвовать по указанию старшего судебного пристава в
    совершении исполнительных действий;
    - проходить специальную подготовку, а также периодиче-
    скую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с
    применением физической силы, специальных средств и огнестрель-
    ного оружия.
    При исполнении данных обязанностей судебный пристав име-
    ет право:
    - обращаться за помощью к сотрудникам милиции, органов
    безопасности, военнослужащим внутренних войск, а судебные при-
    ставы военных судов также к военному командованию;
    - в определенных случаях применять физическую силу, спе-
    циальные средства и огнестрельное оружие.
    Условия применения физической силы, специальных средств и
    огнестрельного оружия судебными приставами по обеспечению ус-
    тановленного порядка деятельности судов закреплены в Федераль-
    ном законе «О судебных приставах», согласно которому они вклю-
    чают в себя следующие положения.


    Статья 3. Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава

    1. Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 год, имеющий среднее общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава - высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

    2. Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу следующего содержания: "Клянусь при осуществлении своих полномочий соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, честно и добросовестно исполнять обязанности судебного пристава".

    3. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, который был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена, в отношении которого осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием.

    4. На судебных приставов распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".