От малоприятных встреч с ФССП не застрахован никто из россиян, и поэтому необходимо досконально ознакомиться с законом о судебных приставах 2019 года. Именно недостаток познаний в юридической сфере становится причиной большинства правовых проблем россиян, поэтому нужно тщательно изучить каждый правовой аспект, касающийся нашей жизни. И одним из первых в этом импровизированном списке должен быть федеральный законопроект (ФЗ) о судебных приставах, а также все нововведения 2019 года.

Разобравшись в основных положениях данного федерального закона, вы сможете трезво оценить все права и обязательства судебных приставов, и сможете избежать неправомерных действий с их стороны. В первую очередь нужно помнить, что статус должника не значит, что вы стали бесправным человеком. Из-за задолженности вы не должны пресмыкаться перед ФССП, и положения федерального законопроекта 2019 года это подтверждают.

Нас интересует федеральный закон (ФЗ) 118, который и устанавливает все права и обязанности представителей ФССП. Далеко не каждый гражданин РФ спешит выполнять распоряжения суда, считая их скорее рекомендациями. В таких случаях в дело вступает не полиция, так как судебный процесс уже прошел, а именно приставы, которые и должны вынудить нарушителя выполнить свои обязательства.

Основные положения закона о приставах

На момент 2019 года, федеральный закон о ФССП, который был принят еще в 90-х, претерпел некоторые изменения, и в большей степени в пользу сотрудников данной федеральной службы. Закон гласит, что в наши дни они обладают такими возможностями:

  • Действия для обеспечения выполнения обязательств, установленных исполнительными документами;
  • Анализ жалоб и заявлений всех сторон дела;
  • Обеспечение доступа ко всем документам и выпискам для всех участников дела;
  • Отказ от дела, если пристав хоть в какой-то степени имеет в нем свои интересы.

ФЗ 118 был официально принят в 1997 году, и с того момента не претерпел практически никаких изменений. Но в 2019 и 2019 годах назревают серьезные реформы, которые значительно усилят влияние ФССП. Теперь нарушители не могут относиться к представителям данной службы как к назойливым ребятам в жилетах, которые могут только названивать в дверь сутки напролет и заявляться на их рабочее место. Отныне судебные приставы станут больше похожи на полицию

Помимо широкого объема обязанностей, ФЗ 118 дает судебным приставам широкий спектр прав, благодаря которым они могут эффективно работать:

  • Вызывать всех лиц, касающихся разбирательства, для получения необходимых сведений;
  • Получать доступ к необходимой информации;
  • Организовывать проверки, если этого требует дело;
  • Получать доступ в помещения, при наличии соответствующего разрешения;
  • Объявлять нарушителя в розыск;
  • Арестовывать движимое и недвижимое имущество.

Когда в дело вступают сотрудники ФССП, это свидетельствует о том, что нарушитель явно не намерен мирно решать проблему. Поэтому такие жесткие меры, как объявление в розыск и арест имущества вполне оправданы - другими путями зачастую невозможно вернуть долг.

Рычаги воздействия сотрудников ФССП

Не стоит считать, что повышение полномочий судебных приставов приведет к неправомерным действиям с их стороны. Федеральный закон о сотрудниках ФССП от 21.07.1997 N 118-ФЗ достаточно конкретно обозначает их задачи, и об отклонении от положений законодательства не может быть и речи.

В первую очередь, следует осознавать тот факт, что дело может перейти к приставам только после соответствующего решения суда. Человеку, проигравшему в судебном процессе, придется столкнуться с данной федеральной службой только спустя 10 суток после вынесения вердикта. В течение этого срока он обязан добровольно выполнить все постановления суда, и только когда он отказывает это сделать, в игру вступают приставы.

В этот момент открывается исполнительное производство, которое и дает представителям ФССП право на решительные действия - так гласит ФЗ 118. Согласно закону, судебные приставы вправе прибегать к таким действиям:

  • Арестовывать различные объекты имущества - обычно все начинается с некоторых движимых объектов, таких как автомобиль и т.д.;
  • Принуждать к общественно-полезным работам;
  • Двукратное увеличение размера штрафа;
  • Изъятие прав на управление автомобилем;
  • Запрет на некоторые госуслуги;
  • Запрет на пересечение границы государства - если речь идет о крупной задолженности.

Принято считать, что для изъятия водительского удостоверения необходимо отдельное разрешение, но в 2019 году все стало гораздо проще. Теперь пристав вправе сразу отнять удостоверение, попросту уведомив о такой необходимости водителя, в устной форме. Такое возможно лишь в том случае, если нарушитель задолжал больше 10 000 рублей.

Все это ради одной цели - вынудить нарушителя выполнить свои законные обязательства. Все эти действия одобрены ФЗ 118, поэтому закон однозначно не встанет на сторону должника. Но помимо вышеперечисленных методов, существует и ряд других.

Судебные приставы часто устраивают своеобразную «моральную атаку» на нарушителя, начиная следовать за ним повсюду, допрашивать его близких и общаться с работодателем и коллегами. Все это значительно портит человеку социальную жизнь, может повредить семейной жизни и карьере. Но это является следствием нарушения закона со стороны должника, и поэтому в 2019 году подобные действия федеральных служб считаются оправданными.

Повышение полномочий приставов в 2019 году

А в 2019 году федеральный закон сотрудниках ФССП от 21.07.1997 N 118-ФЗ претерпел еще ряд изменений, давший еще больше полномочий приставам. Были приняты поправки, согласно которым сотрудники ФССП могут применять физическую силу и даже табельное оружие, если того требует ситуация. Раньше не было принято причислять судебных приставов к силовым структурам, но теперь поправки ФЗ 18 все изменили.

Министерство юстиции хочет сделать Федеральную службу судебных приставов «элитной службой», в которой захотят работать молодые и перспективные специалисты - именно таким было официальное заявление. Поэтому теперь на эту должность принимают только людей с высшим юридическим и экономическим образованием, а остальных попросту уволят (стоит отметить, что это больше половины состава, а во многих регионах ситуация еще хуже).

Поправка ФЗ 118 уже принята, и изменить ничего не удастся, но проблема в том, что зарплаты приставам так и не подняли, что не вяжется с термином «элитная служба». Так что не стоит ждать наплыва дипломированных юристов и экономистов в ФССП, а остатки личного состава определенно не смогут справляться со всеми объемами, что не может не отразиться на судебной системе.

Еще одно нововведение, вызванное принятой поправкой - пристав может претендовать на часть взысканных средств. По состоянию на 2019 год, этот закон еще не одобрен полностью, но сообщается, что часть изъятых денег пойдет в особый фонд, из которого приставам будут выплачиваться премии. Таким образом Министерство намерено повысить доходы сотрудников ФССП, но пока что это лишь планы.

Теперь закон на стороне заемщиков

Также были приняты еще некоторые поправки, и снова в пользу ФССП. Теперь банки имеют право взыскать деньги у должников в обход суда, не проводя разбирательство. В 2019 году они могут напрямую обратиться к судебным приставам, и потребовать возвращения средств. Возможности отстоять свою правоту в суде у должника не будет.

Обратиться в ФССП банки могут уже через 2 месяца после того, как злополучный клиент перестал платить взносы. Помимо этого, обращение к приставам возможно тогда, когда задолжавший клиент злостно нарушает график выплат.

Нарушителю должны за 2 недели сообщить о том, что его дело перешло к судебным приставам. Затем банк обращается к нотариусу, который изучает документы, подтверждающие факт займа средств. Если документы в порядке, и задолженность не старше двух лет, то нотариус одобряет обращение в ФССП.

Да, должник сможет подать в суд, но только в том случае, если захочет оспорить именно сумму, которую намерены с него взыскать. Но это не значит, что во время разбирательства приставы не могут изъять имущество - по сути, обращение в суд является лишь видимостью защиты, и ничего не меняет.

В подобных вопросах всегда есть немало подводных камней, и поэтому отличным шагом будет обращение к юрисконсульту. Дипломированный специалист сможет объяснить вам каждый аспект данного вопроса, и избежать возможных неприятностей с ФССП.

ФССП (Федеральная служба судебных приставов) - является органом, который находится в подчинении у Минюста РФ. Собственно, никаких претензий к работе службы у их кураторов не было – работники ФСПП прекрасно справлялись со своими профессиональными обязанностями, но прочему то на протяжении всего прошедшего года, слухи о грядущем реформировании структуры появлялись с завидной регулярностью. Речь шла о штатном сокращении, в результате которого более пяти тысяч сотрудников этого ведомства, в скором времени вынуждены будут искать себе другую работу. По мнению инициаторов этой реформы, именно такое число ныне находящихся при исполнении своих служебных обязанностей, штатных сотрудников ФССП, не имеют специальной подготовки и образования для того, чтобы занимать свою должность. Итак, последние новости из Госдумы о реформе ФССП в 2018 году говорят о том, что перемены все-таки в этой госструктуре возможны.

Какие изменения ожидают ФССП

Речь идет об изменении самой структуры ведомства и об уровне полномочий его сотрудников. Предоставляемые приставам полномочия планируется значительно расширить. На данный момент ФССП уже занимается регулированием рынка коллекторских услуг, а после принятия внесенных поправок, ведомство получит возможность ведения реестра долговых взысканий, а также применять меры по наказанию лиц и организаций, нарушивших законодательство в этой сфере.

Планируемым нововведениям, по замыслу авторов закона, будет предшествовать подъем уровня заработной платы сотрудникам ведомства на 50%, с последующим ее увеличением в два раза. По мнению Минюста, такие изменения направлены на популяризацию этой профессии среди молодых специалистов, которые в отношении нее собираются сделать свой профессиональный выбор.

Какие структурные изменения могут ожидать ФССП в этом году

Минюст РФ в конце прошлого года представил на рассмотрение Госдумы проект структурных изменений в подведомственной ему службе. Этим документом предусматривалось введение должности еще одного замдиректора ведомства и открытие новой управленческой структуры.

Отметим, что пять замов у главы этой службы на данный момент есть. Обязанности шестого заместителя, по замыслу авторов проекта, должны включать в себя координацию мероприятий, связанных с защитой физических лиц. Помимо этого, на плечи нового чиновника должны лечь кураторские функции в отношении региональных представительств этой службы.

Новое подразделение, о создании которого говорится в проекте – уже пятнадцатое по счету – должно будет осуществлять внутриведомственный финансово-аудиторский контроль.

Особый акцент в поданном на рассмотрение документе, делается на то, что все эти изменения не потребуют дополнительного финансирования из бюджета и увеличения количества сотрудников – введение новой должности и организацию новой структуры управления планируется сделать за счет внутренних резервов. Внутри ведомства будут приняты меры по перераспределению полномочий уже существующего штата сотрудников.

Реформа ФССП в 2018 году: последние новости из Госдумы по поводу новых полномочий сотрудников ведомства

ФССП является ведомством, которое функционирует в довольно напряженном и активном режиме. В связи с этим, регулярные изменения в его работу вносятся как самой службой, так и курирующим их Минюстом. То же самое касается и полномочий их сотрудников.

Одной из последних инициатив, было предоставление судебным приставам полномочий, связанных с розыском имущества, подлежащего по решению суда конфискации. Такие дополнения в ныне действующий закон, на практике ничего не изменят, поскольку такие права у них существуют на сегодняшний день и какое-либо их подтверждение в форме законодательных изменений, вовсе не требуется.

Представляет интерес другая поправка. В ней идет речь о совершенно новых возможностях погашения взыскиваемых через суд долгов. Поправка допускает взыскание задолженности с третьих лиц, которые, в свою очередь, имеют финансовую задолженность перед организацией, которая оказалась под судебными санкциями.

Выглядит это следующим образом. Предположим, у организации, в адрес которой пришел исполнительный лист, нет финансовой возможности оплатить долг. Однако есть сторонние организации, имеющие задолженность перед нею. С принятием этой законодательной поправки, приставы на вполне легальных основаниях, будут иметь право оформить погашение долга интересующей их коммерческой структуры, за счет перерасчета суммы долговых обязательств перед нею со стороны других юридических лиц.

Такой же порядок сможет применяться и в отношении физлиц. В таком случае, наличие долговых обязательств со стороны лица, готового погасить долги своего родственника или просто хорошего знакомого, вовсе не обязательно. На практике, вернуть долг государству вместо человека, попавшего в эту неприятную историю, теперь сможет любой желающий.

Судебные приставы в нашей стране являются государственными гражданскими служащими. Своей трудовой деятельностью они обеспечивают работу судов и исполнение судебных предписаний, в том числе в принудительном порядке. По сути, это и есть два основных направления их деятельности. Существует Федеральная служба судебных приставов, должностные обязанности, полномочия и задачи которой регламентируются соответствующим законодательством и Конституцией РФ.

Орган исполнительной власти, коим является эта служба, выполняет на самую простую, а, порой, опасную работу. Это, безусловно, должно оцениваться государством соответствующей оплатой труда. Также, в последнее время ведется активная борьба с коррупцией, а одним из важных требований, обеспечивающих ее успешность, является создание достойных условий труда государственным служащим. Людей, согласных работать за копейки на одном энтузиазме на благо Родины не так много, что логично.

Большинству сначала надо обеспечить себя, своих близких, удовлетворить базовые потребности, и лишь потом задумываться о высоких идеалах. И упрекнуть граждан, выполняющих такого рода работу, в подобном расчете сложно. Потому одними из самых актуальных тем, касающихся госслужащих, является обсуждение актуальных доходов, возможных сокращений, а также . Именно эти вопросы, а также причины, приведшие к нынешней ситуации, мы и рассмотрим в статье.

Реформа 2012

Многим известно, что с 2012 года государственная система обеспечения бюджетных организаций претерпевает ряд серьезных изменений. Реформы здравоохранения, культуры, пенсионная, образования объединены общей датой подписания соответствующего Указа Президента РФ – май 2012 года, и потому зачастую обозначаются как «майская» реформа. В соответствии с регламентированной последовательностью изменений, в период с 2013 по 2018 год планировалось осуществить два этапа изменений, направленных на повышение качества предоставляемых услуг населению и улучшение условий труда. Кроме подготовки, первый этап также предусматривал реорганизацию госучреждений, оптимизацию.

Были установлены законодательно новые условия и требования, которым должны соответствовать все работающие структуры: нагрузка, территория обслуживания, численность населения, получающего услуги и стандарты предоставляемых услуг. Во многих случаях это сопровождалось и продолжает сопровождаться сокращениями и закрытием неэффективных организаций. Первыми пострадали от такой оптимизации учреждения в небольших населенных пунктах. Второй этап подразумевал пересмотр требований к сотрудникам, оказывающим услуги, сами услуги и поднятие зарплаты судебному приставу и остальным работникам этой сферы до более высоких величин, также определенных законом.

Актуальная ситуация ФССП

В 2014 году был подписан Указ, касающийся вопросов Федеральной службы судебных приставов, регламентирующий, кроме прочего, оклады и численность штата. К нему ежегодно принимаются поправки с учетом актуальных временных изменений.



Так вот, согласно поправкам 2011 года, на 2012 год было установлено число людей, работающих в центральном аппарате ФССП 683 единицы, а сотрудников территориальных органов – 84 352 единицы. В изменениях Указа на этот год численность определена так: 615 работающих в центральном аппарате и 75 737 сотрудников территориальных органов. Цифры говорят сами и не требуют комментариев: за 4,5 года было сокращено около 8 600 сотрудников. Касаемо вопроса, будет ли сокращение судебных приставов в 2017 году, однозначного ответа пока нет.
Предыдущие поправки вносились в декабре, в этом году их также стоит ждать в конце. Однако уменьшение количества сотрудников все же весьма вероятно, но об этом ниже.

Начисление заработной платы приставам

Прежде, чем обсуждать повышение зарплат в судебной системе в 2017 году в РФ, стоит отметить, что в текущем году зарплата сотрудников ФССП, как и раньше, состоит из нескольких составляющих: окладная часть, должностная надбавка, ежемесячное поощрение, районный коэффициент. Индексируется и повышается обычно окладная составляющая, поскольку остальные величины напрямую от него зависят.

Не принимая в расчет повышающие коэффициенты, можно рассчитать доходы приставов в этом году, основываясь на данных официального портала ФССП:

  • 4541 рубль – оклад;
  • 4541 рубль – ежемесячное поощрение в размере оклада;
  • От 2 724 до 4 086 рублей – надбавка от 60 до 90% окладной части.
То есть судебный пристав получает от 13168 рублей без учета надбавок за чин. Данная цифра актуальна для новых сотрудников, работающих до полугода. Далее им присваивается чин, и зарплата увеличивается минимум на 1000 рублей. Также имеются надбавки за особые условия службы, за работу на Дальнем Востоке, на Севере. В столице также действуют повышающие коэффициенты. Меньшие доходы имеют обеспечивающие специалисты, или помощники: их оклады составляют от 2 500 до 3 650 рублей плюс поощрение и надбавка. Большие доходы – у руководителей.

Так, в результате усреднения руководящих, северных и обычных зарплат, получается, что в среднем доходы судебных приставов составляют чуть меньше 30 000 рублей.

По отношению к прошлому году размер окладов в ФССП изменился на 5,5%, то есть была проведена индексация, как и большинству граждан.

Изменения 2017

Многие сотрудники ФССП ждут будущего года – на это период ожидается повышение зарплат. Но пока не ясно, каков же будет размер повышения – то ли снова индексация на размер инфляции, то ли более серьезное повышение, в пределах 10-30%. Конечно же, индексация зарплат судебных приставов в 2017 году, равно как и остальным государственным служащим, будет проведена. Уже известно, что в плане бюджета на будущий год эти цифры заложены. А вот с большим повышением связано немало противоречивой информации. С одной стороны – нагрузка на работников увеличивается в связи с проводимой оптимизацией, требования повышаются. Стало быть, и зарплата должна расти. С другой – нехватка бюджетных средств не позволяет разово поднять всем зарплату на значительные цифры. Бюджета едва хватает на индексацию. Посему приходится изобретать иные способы для того, чтобы оценить труд служащих по достоинству. Так, согласно информации из СМИ, Министерство юстиции подготовило Законопроект, с предложением увеличить оклады за счет взысканных средств. Вроде как и затрат из бюджета не будет, и сотрудники будут замотивированы, и оклады подрастут. Но это проект, и будет ли он принят – еще не известно.

Однако некоторые гарантированные нововведения уже озвучиваются. Так, с 2017 года вступает в силу закон, согласно которому все принимаемые и уже работающие сотрудники должны иметь высшее образование . Под обновленные критерии не попадает порядка 5,5 тысяч человек. Они будут сокращены или им предложат должность помощника судебного пристава с соответствующей должности зарплатой: помощники могут работать без высшего образования или обучаться. Есть предположения, что повышение денежного содержания федеральным госслужащим в судебной системе в 2017 году ожидается именно за счет высвободившихся средств.

Заключение

Что будет с зарплатой судебных приставов в России – вопрос, актуальный для многих. И ответить достаточно сложно, и тому множество причин. Правительство РФ еще 4 года назад запланировало изменения, чтобы исправить, наконец, ситуацию с неприлично низкими доходами бюджетников и служащих. Непредвиденные обстоятельства 2014-2015 года вмешались в процесс, и отложили их на некоторый срок. Стабилизация экономической ситуации может повлиять на даты пересмотра заработных плат. К слову, многие эксперты, и российские, и зарубежные, ожидают этого в будущем году.

Подводя итог, можно сказать, что увеличение зарплаты судебному приставу в 2017 году в России гарантированно произойдет на величину прогнозируемой инфляции – 5%, и возможно увеличатся оклады до 30%. Но лишь в случае, если будут изысканы для этого средства. Пока есть несколько возможных источников, среди которых перевод сотрудников, не имеющих высшего образования, на должности помощников с понижением зарплат и повышение за счет взысканных средств. Пока же остается ждать конца года и официальной, законодательно подтвержденной информации.

С целью повышения эффективности работы судебных приставов правительство разработало новую реформу, которая начтён действовать с нового года. Власти собираются устроить квалификационную проверку приставов, а также внести изменения в заработанную плату. Самым неожиданным для приставов станет процедура сокращения штата.

Новая реформа ФССП 2018 года

Правительство приняло решение о внедрении совершенно новых механизмов работы сотрудников ФССП. Первым, что необходимо сделать - провести квалификационную комиссию сотрудников данного подразделения. В ходе проверки приставы, которые не будут соответствовать заявленным требованиям, будут уволены со службы. Одним из главных критериев является наличие высшего юридического либо экономического образования. По некоторым данным полагается, что отсеяно будет примерно 25% сотрудников.

Также для судебных приставов имеется ещё одно опасение - волна сокращений, которая должна будет пройти в 2018 году. Численность сотрудников учреждения будет исходить из особенностей региона. Власти уверены, что подобная процедура не повлияет на качество работы ФССП. Но сами приставы не поддерживают такого оптимизма властей, ведь сокращение штатов увеличит численность дел исполнительного производства на одного сотрудника в несколько раз, что скажется негативным образом на качество работы.

Планируется принимать на работу молодые кадры, желающие работать и выкладываться по полной. Власти рассчитывают наделить приставов дополнительными полномочиями, а также увеличить зарплату.

Каковы последствия новой реформы в экономическом плане?

Правительство намеренно стремиться привлекать новые кадры на работу в ФССП. В 2016 году сотрудникам ФССП присвоили специальную категорию государственных служащих. Данное нововведение позволило судебным приставам рассчитывать на получение надбавок, доплат к оплате труда. Так, в 2018 году рассчитывается, что зарплата приставов вырастет на 50% . Также будет улучшены условия, позволяющие сотрудникам отдыхать в санатории.

  1. Приставы, несущие службу в судах.
  2. Приставы-исполнители.
  3. Приставы-дознаватели.

Также правительство рассматривает вариант объединения служб, что будет способствовать созданию межрегиональных подразделений. Это, в свою очередь, положительно скажется на экономии бюджета.

О новых полномочиях ФССП

В 2018 году планируется наделить приставов дополнительными полномочиями. Например, пристав будет вправе лишить должника права управления ТС. При чём для данного действия не будет необходимости в получении судебного решения. Пристав лишь направит в ГИБДД уведомление. Подобные меры касаются должников, сумма задолженности которых составляет больше 10 тысяч рублей. Планируется наделить ФССП правом запрета регистрировать ТС либо накладывать запрет на сдачу экзаменов в ГИБДД с целью получения водительского удостоверения. Также приставы получат возможность оказывать некоторое воздействие на коллекторские организации. Следует напомнить, что деятельность коллекторов осуществляется не на законодательном уровне. Чтобы осуществлять контроль над коллекторами, ФССП нуждается в дополнительном финансировании. Планируется выделить им 16 миллиардов рублей в течение 3 лет.

Риски новой реформы ФССП

Повышение интереса к службе судебных приставов является положительным качеством. Но следует помнить, что без стимуляции работников служба в учреждении не будет настолько привлекательной, а значит молодые кадры могут не изъявлять желания устраиваться на работу в ФССП. Повышение заработанной платы судебным приставам в 2018 году на сегодняшний день остается лишь в планах правительства. Сокращение численности сотрудников не должно привести к негативным последствиям, касающихся качества работы.

Служба судебных приставов может превратиться в специальную полицию по взысканиям. Фото с сайта www.fssprus.ru

По информации «НГ», в середине апреля Совет Федерации обсудит инициативы по расширению полномочий Федеральной службы судебных приставов (ФССП). Среди них - перевод сотрудников ведомства из категории гражданских госслужащих в правоохранители. Сами приставы жалуются на чрезмерную загруженность и небольшие зарплаты. Эксперты «НГ» назвали такую «силовую» реформу ФССП своевременной.

О необходимости реформировать принципы деятельности ФССП говорят уже давно. Сейчас Минюст, в подчинении которого и находится эта служба, готовит законопроект «О судебных приставах и порядке прохождения службы». Он добавит приставам и полномочий, и соцгарантий.

К разработке этого проекта готовы подключиться и сенаторы. В апреле в СФ пройдет правительственный час, посвященный модернизации ФССП. Может быть поставлен вопрос о выведении приставов из-под закона о гражданской службе и придании им особого статуса.

По мнению руководителя УФССП по Вологодской области Василия Ларина, «решить проблему можно, изменив статус госслужбы судебных приставов с гражданской на правоохранительную или иную». «Эта мера позволит приравнять нас к сотрудникам органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы, а значит, и улучшить социальную защищенность», – считает пристав.

При этом надзор за деятельностью ФССП должна будет осуществлять прокуратура, а сама эта служба, как и прочие силовые ведомства, попадет в прямое президентское подчинение. Стоит отметить, что ФССП уже неоднократно ратовала за расширение своих полномочий, в частности, для проведения оперативно-разыскных действий.

Об этом говорят и в адвокатской среде. Юрист Сергей Савченко, к примеру, допускает, что ФССП и вовсе могут разделить на две части. Ту, что обеспечивает деятельность судов, как раз и оставить в составе Минюста, а другую – превратить в силовую и самостоятельную, поручив ей заниматься исполнительным производством в интересах государства в целом.

В Федеральной палате адвокатов (ФПА) «НГ» сообщили, что «ФССП обязательно нужно усиливать и расширять, чтобы судебные акты исполнялись». Кстати, судя по статистике, количество судебных постановлений растет с каждым годом. В 2016-м на рассмотрении ведомства было порядка 78 млн исполнительных производств, а в прошлом – уже свыше 84 млн. Если сравнивать с 2008 годом (не более 35 млн), то очевидно, что за 10 лет работы у приставов прибавилось вдвое. В среднем у одного пристава в 2017-м находилось 3,6 тыс. исполнительных листов. Правда, за последний год выросло и количество исполненных дел – с 34 до 41,3 млн. Однако взыскать долги удалось лишь у 14% граждан и юрлиц.

По словам правозащитника Владимир Осечкина, различные идеи по реформированию госаппарата, в том числе силового блока и Минюста, обсуждаются уже не первый год. Прежде их притормаживали в основном из-за отсутствия денег на реформу и нехватки профессионалов. Но сейчас, отметил эксперт, ситуация, видимо, изменилась. «Есть курс на усиление полномочий Росгвардии, именно ей в будущем планируется передать основную часть вооруженных подразделений ФСИН. То есть Минюст ослабнет, а потому для сохранения хотя бы какого-то влияния в спешке и готовится проект реформы ФССП, предусматривающий в том числе право ее сотрудников вести оперативно-разыскную деятельность».

По словам Осечкина, это значит, что приставы смогут вести слежку, проводить задержания и обыски, прослушивать телефонные переговоры и переписку. Также у них появится право на применение оружия и самостоятельные задержания. Осечкин убежден, что, поскольку речь идет о спорных гражданско-правовых отношениях, «их ни в коем случае нельзя решать в силовой плоскости». При этом реформа ФССП, по его словам, нужна, но прежде всего для исполнения судебных решений.

Как рассказал «НГ» адвокат Олег Скляднев, одно из предложений в новое законодательство – это предоставление приставам права задерживать должников.

По словам председателя правления Ассоциации юристов России (АЮР) Владимира Груздева, показатели работы приставов, несмотря на всю критику в их адрес, довольно неплохие – за год сумма, взысканная ими, выросла на 72,8 млрд руб., составив 663,6 млрд.

«Вряд ли служба судебных приставов нуждается в кардинальной реформе. Но определенная модернизация ее работы, безусловно, необходима. Часть проблем вызвана объективными причинами: высокая нагрузка, низкие зарплаты и, как следствие, текучесть кадров. В Москве на исполнении одного судебного пристава в течение года в среднем находилось 9 тыс. исполнительных производств. Возможно ли физически справиться с таким объемом?» – подчеркнул Груздев. По его словам, «АЮР готова оказать экспертную помощь в подготовке соответствующих проектов, необходимо активно внедрять информационные технологию в процедуру взыскания долгов».