Добрый день! Калимера*! Я паломник из России... А... нельзя ли у вас поселиться?
- Калимера. На ночь. Больше нельзя. Подходите после пяти, после службы и трапезы. Вещи можете оставить на стеллажах.
Так не очень-то, прямо скажем, приветливо встретили меня в архондарике нашего русского Свято-Пантилеимонова монастыря. Ни тебе традиционной на Афоне стопочки раки, ни чашечки кофе, ни даже стакана воды...
- У меня вот... письмо от владыки... - я протянул ему рекомендательное письмо на фирменном епархиальном бланке от нашего правящего архиерея с нижайшей просьбой поселить меня, обормота, на пару-тройку деньков в гостинице монастыря, но он даже не взглянул на него.
- Да нам хоть от самого вселенского патриарха Варфоломея! У нас тут свои порядки . Всё. Я ухожу.
Фондаричный, как их кое-где зовут на Афоне, отец Игорь, молодой, лет тридцати с небольшим, худощавый монах, в очках, оттеснил меня за порог приемной, закрыл на ключ дверь и куда-то стремительно сгинул.
«Да! - сказал я себе. - Такие дела...»
И вспомнил: «Ты где? На Афоне! Вот и смиряйся, терпи».
Стеллажи, в точности такие, как раньше стояли в камерах хранения на вокзалах, располагались прямо напротив двери приемной. Я сгрузил на нижнюю полку рюкзак, переметную сумку, приставил рядышком посох и пошел осмотреться, что тут да как...

Гостиница была в пять этажей. Очень большая гостиница, с широкими маршами лестницы, с площадками, холлами... Все это было, разумеется, построено до революции, когда одних паломников и трудников в Свято-Пантелеимонове размещалось до трех тысяч. Сейчас, судя по всему, было задействовано всего лишь два этажа, тот, на котором размещалась приемная, и еще один, выше, третий этаж... Правда, когда я входил по мостку, перекинутому через ров, отделяющий гостиницу от аллеи, на первом этаже, внизу, на самом дне рва, маячили какие-то люди, как я после узнал, грузины-рабочие.

Поднявшись на третий этаж, сразу недалеко от лестничной клетки я обнаружил небольшой «сапожок» с балконом, идущем по всему внешнему периметру стены. Балкон был, правда, на крепком запоре, но за окном и дверьми, ведущими на него, открывалось Эгейское море. Гостиница нависала прямо над кромкой берега, и хорошо было видно, как о прибрежные валуны плещутся пенные волны...

Под шум волны я прилег, как был, на какой-то диван, обитый искусственной кожей, в углу у стены и... в ту же минуту уснул. Бессонное многочасовое стояние всю ночь напролет до утра на престольной праздничной службе в монастыре Ксиропотам, обильная затем трапеза с раки и виноградным вином, пеший восьмикилометровый переход, без единого привала, с полной выкладкой, по узкой горной тропе по-над берегом моря - все это, конечно не могло не дать о себе знать... Я уснул как убитый.

Проснулся - время без пяти пять. До храма святителя Пантелеимона доскакал почти что вприпрыжку. Нашел в полумраке в притворе свободный стасидий и там еще подремал минут сорок. Служба была короткая, по-видимому, малое повечерие. После чего все на ней присутствовавшие, человек пятнадцать монахов, впереди священноначалие: игумен, настоятель монастыря, духовник и все остальные двинулись в трапезную, благо трапезные на Афоне почти все, какие я видел и до и потом, расположены строго напротив кафоликона - главного храма, в десяти-пятнадцати метрах. В Ксиропотаме так там даже на улицу выходить не надо - в трапезную попадаешь через крытую застекленную галерею.
Трапезная Свято-Пантелеимонова монастыря - нечто среднее между царской палатой и еще одним собственно храмом, только без алтаря, рассчитанное не на одну сотню одновременно вкушающих. Вдоль длинной высокой залы идут в два ряда деревянные столы и скамьи. Стены расписаны евангельскими сюжетами, а столпы ростовыми изображениями святых, среди которых был и преподобный Серафим Саровский. Росписи, стало быть, никак не ранее 1903 года... Ныне здесь спокойно, за двумя небольшими столами, один из которых - игуменский - разместились все присутствовавшие на службе, включая монахов, послушников и нескольких паломников , среди коих, кроме меня, был еще один питерский батюшка и двое по линии ОВЦС.
Была какая-то каша, были бобы, серый хлеб, репчатый лук, моченый чеснок, немного вина и, как везде на Афоне, много соленых маслин: ешь - не хочу...
По выходе из трапезной фондаричный отец Игорь, быстро проскользнув мимо меня, не оглядываясь, через плечо бросил:
- Я вас жду.
В приемной он попросил мой диамонтирион.
- Кем работаете?
- Главным редактором журнала.
Фондаричный даже не прореагировал. Зачем тогда спрашивал? Хоть бы спросил, какого... Ничего тут не «катит»: ни рекомендательное письмо , самого родного брата настоятеля Московского подворья монастыря Никона (Смирнова), ни почтенный все-таки возраст, ни «главный»...

Так. Только на одну ночь. Вы меня поняли?
«Так точно», - хотел сказать я, но не стал, так сказать, обострять...
- Пойдемте, я покажу. Третий этаж...
Очень он мне напоминал... вот не пойму только кого, то ли народовольца-революционера, какими я их всегда представлял, то ли нашего заместителя по науке, озабоченного не столько наукой, сколько отчетами и формальной дисциплиной: кто во сколько пришел и ушел и т.д.
Кстати, приехав уже домой, я наткнулся на такие слова афонского старца Паисия (Святогорца): «Самым большим беспорядком в монастыре является мирской порядок с военной дисциплиной, который не только утомляет, особенно современный уставший мир, но и изгоняет святую простоту, расточает духовные и телесные силы на земное, из-за чего человек забывает Бога». И ещё там: «Люди устроителям этой системы представляются чурбанами, и они безжалостно обтёсывают их, и, несмотря на то, что люди от этого страдают, радуются тем квадратам, которые из них делают (в стиле кубистов)».
Да! Как ни крути, ни верти, а все-таки правы были те, кто предупреждал меня в отношении Свято-Пантелеимонова монастыря, а таких было, минимум, трое. Представитель Паломнической службы Виктор сказал мне, что в Пантелеимонове очень неохотно принимают тех, кто едет не по линии их собственной паломнической службы от Подворья. Друзья говорили: «А зачем тебе «Пантелеимон»? Бывалые «афониты» давно уже объезжают его стороной и только в конце поездки на пару часов заскакивают туда, чтобы поклониться мощам» . Не хотелось им верить, но - убедился... Хотя приходилось встречать и другое - такое, кстати, к примеру, свидетельство: (конца, я думаю, 90-х - начала, 2000-х):
«Иеромонаха Исидора русскому богомольцу на Афоне не встретить нельзя. В соответствии с послушанием он - Пантелеимонов гостинник (по-местному - архондаричный), и именно от него зависит, где вам удастся преклонить голову после долгого святогорского пути... Итак, отец Исидор - обычно самый первый пантелеимоновец, вами встречаемый. Обязательное «откуда?» и запись в книге паломников (диамонитирион, то есть вид на жительство, он не спрашивает, как и архондаричные в других монастырях, - афонская этика построена на доверии). Затем - чай. Без спешки, но с лукумом. После вручения образка св. Пантелеимона вас проводят к месту временного пристанища... трудно представить себе более идеального гостинника, чем о. Исидор, встречающий вас как самых дорогих, долгожданных родственников. Длинная борода не может скрыть его радостную улыбку, так же как и очки - его лучезарные глаза. Добавьте к этому всегда доброжелательные, почти восторженные интонации. Но думается и другое - может, в этом суть монашеского делания, в котором после отсечения своего «эго», собственной воли, место начинает «красить человека». Архондаричный должен встречать гостей, как Самого Христа, и он так их встречает».

Впрочем, на все Божья воля (во всем, еще говорят, Божий промысел), и если бы все было идеально, без сучка и задоринки, я бы наверняка расслабился и не пошел в расстроенных чувствах гулять по набережной... А не пошел бы я туда гулять - не вышел бы впотьмах на мельницу Силуана - не встретил бы на обратном пути сиромаха** Варнаву - не попал бы с его помощью, на следующий день, в Старый Русик, к отцу Пахомию... Ну и так далее, вплоть до ночевки в настоящей - древней - монашеской келье при Тихвинском храме... Не пили бы мы поутру чай с 76-летним старцем, выходцем из Почаева, в беседке, увитой лозой с виноградными гроздьями, не вели бы с ним разговоров за Веру, «за жизнь», за Отечество, ну и прочая, прочая, прочая...

Осн. в начале X века, престольный праздник 27 июля/9 августа, в день св. Пантелеимона. Игумен: архим. Иеремия. Тел. (30-377) 23252.

Пантелеимонов монастырь

Монастырь Святого Пантелеймона или «монастырь русских» или просто «Руссик» («Русский») стоит у небольшого залива за Ксенофонтовым монастырем и на незначительном расстоянии перед Дафной, со стороны Сингитского залива. Посвящен монастырь Святому Пантелеймону (праздник – 27 июля).

Местонахождение монастыря на его нынешнем месте, у моря засвидетельствовано после 1765 года и особенно в первые десятилетия XIX века. Ранее он находился там, где теперь находится Палеомонастиро, т.е. старый монастырь Святого Пантелеймона или монастырь Фессалоникийца, основанный в начале XI века. Тогда на Афон прибыли монахи из России или Далмации, которые обосновались поначалу в Ксилурговом монастыре. Однако численность их постепенно возрастала, и Священный Кинот после соответствующих ходатайств настоятеля Лаврентия и прота уступил им покинутый к тому времени монастырь Фессалоникийца. Впоследствии Ксилургов монастырь был преобразован в существующий до сих пор скит Богородицы.

До ХIII века о Паинтелеймоновом монастыре и его истории нет никаких сведений. Возможно, причиной тому стал большой пожар, во время которого монастырь сгорел дотла вместе со всеми своими документами. Затем, как известно, Андроник II Палеолог подтвердил своим хрисовулом земельные владения и права монастыря, а позднее значительную заботу и материальную помощь оказали монастырю многие сербские правители, подарившие ему в частности несколько подворий и разного рода регалии.

Пантелеимонов монастырь

Однако хотя монастырь и называется Русским, настоятель его в те времена подписывался по-гречески – свидетельство того, что тогда среди монахов здесь было больше греков, чем русских. Эта ситуация продолжалась до 1497 года, после чего здесь численно стали преобладать русские, многие из которых прибыли сюда после освобождения России от татаро-монгольского ига.

В Третьем Уставе Святой горы (1394) монастырь Святого Пантелеймона занимает пятое место в ряду существовавших тогда монастырей. Однако после краткого периода подъема монастырь обеднел настолько, что оказался в долгах и был вынужден отдать в залог церковную утварь и ризы, а также многие свои земельные владения. Такое положение продолжалось до середины XVIII века, когда монастырские врата вообще оказались закрыты. Как сообщает путешественник Г. Барский, во время первого своего посещения монастыря он встретил здесь четырех монахов – двух русских и двух болгар, а во время второго – вообще не встретил никого. Таким образом, в монастыре снова обосновались греки, которые решили оставить старые здания и поселиться у моря в местности, где епископ Иерисский Христофор построил в 1667 году небольшую Воскресенскую церковь. Там они и построили новый монастырь Святого Пантелеймона с помощью правителей придунайских стран, в которых продали также принадлежавшие им владения.

Пантелеимонов монастырь

Строительство нынешнего монастыря, как было сказано выше, относится к концу XVIII века и двум первым десятилетиям XIX века. Основную помощь оказал при этом господарь Молдовлахии Скарлат Каллимах, построивший собор монастыря. Патриарх Каллиник V сделал монастырь общежительным в 1806 году и дал ему название «Подлинный Киновий Каллимахидов».

Однако с началом Национально-освободительной войны 1821 года монастырь снова пришел в упадок, а несколько позднее был впутан в судебные споры о границах с соседним Ксенофонтовым монастырем. Оказавшись после всего этого в поистине жалком состоянии, с 1840 года монастырь снова стал принимать монахов из России, которые очень скоро возросли в числе и стали составлять большинство. Таким образом, как и следовало ожидать, в 1875 году русские монахи впервые в новый период истории монастыря избрали настоятеля из своей среды, и монастырь стал полностью русским. К концу XIX века число монахов Пантелеймонова монастыря превышало 1000, а многие их соотечественники находились в других частях Афона.

Комплекс построек монастыря напоминает небольшой город с множеством многоэтажных построек и высокими куполами церквей. До последнего ужасного пожара (1968) архонтарик находился в одной из сторон монастыря и располагал просторным залом, в котором висело много фотографий царей. После этого архонтарик находится за пределами монастыря в одном из больших строений близ моря, которые использовались ранее для различных нужд, а в настоящее время закрыть.

Собор монастыря

Собор монастыря, как сообщает надпись над входом в литийный притвор, начали строить в 1812 году и завершили в 1821 году. Посвящен собор Святому Пантелеймону и напоминает своим видом прочие афонские соборы. Стены собора сооружены из тесаных прямоугольных камней, а над крышей возвышаются 8 похожих на луковицы куполов с характерными крестами. Такими же куполами располагают и часовни монастыря. Изнутри монастырь расписан в XIX веке фресками, выполненными русскими художниками. Русской работы является и богато декорированный иконостас храма. В соответствии с сигиллом 1875 года песнопения во время службы ведутся на двух языках – греческом и русском, что сохраняется и по сей день.

Напротив входа в собор находится трапезная монастыря – отдельно стоящее посреди двора прямоугольное здание, заложенное в 1890 году и расписанное фресками в 1897 году. Трапезная эта очень большая и просторная: она может обслуживать одновременно около 800 человек.

Над фасадом трапезной возвышается звонница, на которой висит множество русских колоколов разных размеров (один из них необычайно тяжел и огромен), а перед фасадом, слева от входа находится внешне отличающийся от прочих фиал водосвятия.

Пантелеимонов монастырь

Кроме собора, на территории монастыря и за ее пределами находится ряд часовен. На территории монастыря это прежде всего часовня Успения Богородицы в тыльной части собора и Святого Митрофана к западу от библиотеки: в первой из них служба ведется на греческом языке, во второй на русском. В северном крыле монастыря находятся часовни Вознесенская, Святого яСтергия, Святого Димитрия, Архангельская, Святого Герасима, Святых Константина и Елены, русских равноапостольных святых Владимира и Ольги и разделенная на два храма часовня Святого Александра Невского и Покровская с богато украшенным интерьером, множеством отделанных золотом переносных икон и позолоченным иконостасом. На южной стороне из 8 часовен после пожара остались две – Святого Саввы и Святого Николая.

За пределами монастыря сохранились две часовни – Святых Петра, Алексия, Ионы и Филиппа (все святые – московские митрополиты) на кладбище и Преображенская в нынешнем архонтарике. У монастыря есть также 5 келий – Святого Евфимия, Святых Бессребреников, Живоносного Источника, Святого Стефана и Святого Георгия. Две последние из них находятся в Карее, причем келья Святого Георгия является представительством.

Кроме того, монастырю Святого Пантелеймона принадлежат также четыре экзартимы – подворье Хромицы или Хромитиссы в начале полуострова, неподалеку от Уранополя (общежительное с немногими русскими монахами), скит Ксилургов или Богородицы (общежительный всего с несколькими болгарскими монахами) в районе Пантократорова монастыря, Новая Фиваида или Гурноскит (покинутый скит на юго-западной стороне Афона) и Палеомонастиро (т.е. Старый Монастырь, в настоящее время закрытый).

Пантелеимонов монастырь

Из сокровищ монастыря следует упомянуть прежде всего много переносных икон, в том числе Богородицы Иерусалимской, Предтечи, Святого Пантелеймона, мозаичную икону Святого Александра Невского и ряд других икон, множество церковной утвари, в основном русской работы, кресты, медальоны, части Животворящего Древа Креста Господня, мощи святых и др. Кроме того, в Покровской часовне хранятся замечательный священный потир и драгоценное печатное Евангелие – подарки великого князя Константина Николаевича, посетившего монастырь в 1845 году.

Очень богата монастырская библиотека , расположенная в отдельном двухэтажном здании посреди двора. Здесь хранится около 1320 греческих и 600 славянских рукописей, а также много листов пергаментных и бумажных кодексов в конвертах. Из множества иллюстрированных рукописей богатством своих иллюстраций выделяются две – Евангелие (№ 2) и 16 Речей Григория Богослова (№ 6). Кроме отдела рукописей в библиотеке есть более 20000 печатных книг на греческом и русском языках, в том числе и очень ценные старые издания.

Пантелеймонов монастырь является общежительным с 1803 года и занимает девятнадцатое место в иерархическом ряду 20 афонских монастырей. Здесь проживает около 30 монахов, из которых только один грек.

Предание.

Вмч. и целитель Пантелеимон

Святой великомученик и целитель Пантелеимон, особо почитаемый в России, пострадал за веру Христову, будучи усечен мечом. Предание гласит, что привязали его для свершения казни к старой маслине. Булатный меч палача, однако, сделался мягким, как воск, и не оставил следов не шее святого. Видя это, воины отказались было совершить указанное им, но святой Пантелеимон велел им исполнять приказ царя. Когда голова юного угодника Божия покатилась по земле, все увидели, что вместо крови из раны истекает молоко. Но это было лишь началом чудес! Молочно-белая жидкость впиталась в землю под старой сухой маслиной, и все, кто находился у места казни, не веря вначале своим глазам, увидели на ней прекрасные спелые оливки. Вскоре стало ясно, что они чудодейственны - съевший маслину получал исцеление от любой болезни прямо на глазах у изумленного народа.

Тогда нечестивый император Максимиан велел срубить маслину и сжечь — и ее, и тело святого. Маслина сгорела, но тело огонь даже не тронул. Вскоре старый корень дал побег, и это было как символ смерти и воскресения…

А сто лет назад некий русский монах взял косточку плода «воскресшей» маслины и посадил в Свято-Пантелеимоновом монастыре. Маслина выросла, сейчас на ней горит неугасимая лампада в жестяном ящичке, и за ней заботливо ухаживают насельники обители.
Существует предание о том, что, если это дерево начнет иссыхать, то это будет означать приближение эпохи угасания для всей Святой горы.



Пантелеимонов (Αγίου Παντελεήμονος, или Ρωσικό) – русский монастырь на Афоне, хранитель главы великомученика и целителя Пантелеимона. Монастырь Св. Пантелеимона построен на берегу небольшой бухты на юго-западе Св. Афонской Горы между пристанью Дафни и монастырем Ксенофонт. Русские на Афоне присутствуют с XI в. Первый русский монастырь на Афоне – Ксилургу (греч. древоделатель) с храмом в честь Успения Богоматери. Сегодня это скит Успения Пресвятой Богородицы (Ксилургу). Со строительства его в 1016 г. и началась история русского монашества на Афоне. В XII в. (1169г.) в связи с увеличением русской братии Протат дает русским новый монастырь «Фессалоникийца» во имя великомученика Пантелеимона. Ныне – это Старый или Нагорный Русик. Это – колыбель всего русского монашества на Афоне.

Монастырь Св. Пантелеймона построен на берегу небольшой бухты на юго-западе Святой Афонской Горы между пристанью Дафни и монастырем Ксенофонт.

Русский монастырь основан во времена св. равноапостольного князя Владимира и назывался обителью Богородицы Ксилургу.

Во второй половине XII века, вследствие многочисленности, братия переселилась в Нагорный Руссик, а в конце XVIII столетия иноки переселились на берег моря в обитель с храмом Вознесения Господня на месте нынешнего Пантелеимонова монастыря.

В целом архитектурный облик монастыря не носит традиционного крепостного характера, свойственного афонским обителям.

Многоэтажные корпуса, рассчитанные на многочисленность братии, окружают более старый, компактно расположенный в виде прямоугольной застройки центр с главным Соборным храмом, построенным в XIX веке и посвященным св. великомученику и целителю Пантелеимону (день памяти 27 июля по Юлианскому календарю).

В этом храме хранится глава св. великомученика Пантелеимона и частицы мощей следующих святых: Иоанна Предтечи, преподобномуч. Стефана Нового, Параскевы, великомуч. Марины, Иосифа Обручника, апостола Фомы, Иоанна Златоуста и многих других.

Второй Соборный храм Покрова Пресвятой Богородицы; здесь хранятся многочисленные мощи святых: Иоанна Предтечи, апостолов Петра, Андрея, Луки, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы; первомученика Стефана, Исаакия Далмацкого, Дионисия Ареопагита, бессребренников Космы и Дамиана, Кирила Иерусалимского, мученика Трифона и многих других.

Здесь же находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая "Иерусалимскою", икона св. Иоанна Предтечи, древняя икона св. великомученика и целителя Пантелеймона и икона священномученика Харалампия.

Третий храм посвящен во имя святителя Митрофана Воронежского чудотворца.

В обители находится также малый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и придельный к Покровскому храм во имя святых великих князей: равноапостольного Владимира и благоверного Александра Невского.

Кроме этих храмов еще несколько параклисов. Близь монастыря находится так называемая "гробница" - усыпальница с церковью св. первоверховных апостолов Петра и Павла.

Монастырская библиотека содержит более 20.000 книг и рукописей.

По сообщению древних путеводителей братства насчитывалось около 3000 человек, в настоящее время в монастыре Св. Пантелеймона 70 монахов.

Святыни монастыря Св. Пантелеймона

Фрагмент Животворящего Креста Господня;
Монастырская библиотека содержащая более 20 000 книг и рукописей
чудотворная икона Божией Матери «Иерусалимская»,
икона св. Иоанна Предтечи,
древняя икона св. великомученика и целителя Пантелеймона
икона священномученика Харалампия.

Святые мощи:


глава св. великомученика Пантелеимона

Частицы мощей следующих святых:
Иоанна Предтечи,
преподобномуч. Стефана Нового,
Параскевы,
великомуч. Марины,
Иосифа Обручника,
апостола Фомы,
Иоанна Златоуста и дрх.

Второй Соборный храм Покрова Пресвятой Богородицы, мощи святых:
Иоанна Предтечи,
апостола Петра,
апостола Андрея,
апостола Луки,
апостола Филиппа,
апостола Фомы,
апостола Варфоломея
апостола Варнавы;
первомученика Стефана,
Исаакия Далмацкого,
Дионисия Ареопагита,
бессребренников Космы и Дамиана,
Кирила Иерусалимского,
Трифона и многих других

Расположенный на западной стороне Афонского полуострова, между Ксенофонтовым и Ксиропотамовым монастырями, занимает девятнадцатое место в иерархии Святого Афона. Название обители происходит от святого великомученика Пантелеймона, которому она посвящена, но личность её основателя остаётся неизвестной. Основание монастыря приписывается русским инокам и датируется серединой XVIII века, если речь идет о сегодняшнем местоположении обители. В действительности же история братии монастыря святого Пантелеймона ведёт своё начало с конца X века, когда русские монахи поселились в монастыре Пресвятой Богородицы Ксилургу (Древодела), который в настоящее время существует как скит Успения Богородицы. Славянская традиция приписывает основание этого монастыря святому равноапостольному князю Владимиру (958-1015), правителю Киевской Руси.

В связи с увеличением числа русских монахов в скором времени монастырь Ксилургу был покинут. Русской братии в 1169 году была предоставлена обитель Фессалоникийца , посвященная святому великомученику Пантелеймону; в ней русские монахи оставались в течение шести веков, до 1765 года. Позже, когда и эта обитель была в основном покинута, она стала называться Палеомонастиро (Старый монастырь) или Старый Русик, став экзартимой главного монастыря.

Пребывание братства в монастыре Фессалоникийца было связано с различными испытаниями, как это происходило со всеми монашескими сообществами в те времена. В 1307 году обитель была разграблена пиратами, в результате чего большая часть её была разрушена. Несколько лет спустя, в 1345 году, монастырь нашёл поддержку в лице сербского правителя Стефана Душана и византийских императоров из династии Палеологов, а именно Андроника II, Иоанна V и Мануила II, при этом в 1394 году Третий Устав Святой Горы ставит обитель на пятое место в афонской иерархии.

В эпоху османского владычества монастырь переживает трудные времена, хотя до середины XVI века его развитие всё ещё продолжается; при этом братия, как представляется, состоит в равной мере из русских и греческих иноков. Однако с середины XVI до середины XVIII веков наступают периоды запустения.

С середины XVIII века начинается период восстановления при поддержке господаря Молдовы Иоанна Теодора Калдимаки (1690-1780), который был одним из главных благотворителей в этот новый период жизни монастыря. В 1760 год- братия перебирается в небольшую Воскресенскую обитель, которая была построена как раз на том месте, где сегодня расположен, тогда как бывшая обитель Фессалоникийца преобразуется, как уже говорилось, в его экзартиму. Поддержка правителей Молдовы продолжается со стороны Скарлата Калллимаки (1773-1821), и в итоге в 1803 году монастырь стал общежительным, а в 1806 году был назван Константинопольским патриархом Каллиником V “подлинной киновией династии Каллимаки”.

Во время Греческой национально-освободительной войны для Свято-Пангелеймонова монастыря снова настали тяжёлые времена, в то время как с 1835 года начали прибывать в обитель русские иноки, которые, ввиду численного преимущества и других исторических обстоятельств, сначала становятся большинством, ас 187 5 года берут на себя управление монастырем.

К концу XIX века (к 1895 году) число русских монахов достигло 1000 человек и продолжало расти до 1913 года, по с началом русской революции в 1917 году этот рост остановился полностью.

Как уже упоминалось, вернулся к общежительному устрою в 1803 году, в котором пребывает и до сих пор. Монастырь в настоящее время более известен как “Русский монастырь” (“Россикон”), в то время как церковное богослужение в соборе обители, в соответствии с сигиллием 1875 года, проводится па греческом и русском языках.

Кафоликон, освящённый в честь святого Пантелеймона (память отмечается 27 июля), построен в XIX веке; начал строиться в 1812 году, а завершён был в 1821 году. Соответствует афонскому тину в сочетании с элементами русского стиля, особенно заметными в характерных куполах. Фрески тоже характерны для русского искусства и относятся к XIX веку.

Монастырь недавно возвел новый филиал водосвятия, рядом с главным входом, в то время как старый, находящийся спереди и слева от входа в трапезную, отличается чем, что не имеет купола и столбов. Колокольня монастыря построена в 1893 году, имеет 32 колокола весом более двадцати тонн, при этом самый большой имеет окружность 8,71 метра и весит 13 тонн.

Трапезная, расположенная в западном корпусе, была построена и расписана русскими иконописцами в конце XIX века. Это одна из самых больших трапезных Святой Горы , которая вмещает до 1000 человек. Кухня также находится в западном корпусе монастыря, рядом с трапезной.

Кельи монахов занимают северный и южный корпусы обители. Архондарик до пожара 1968 года располагался в большом зале внутри обители, но с тех пор находится в здании за пределами её ограды, рядом с морем. Монастырь Святого Пантелеймона имеет свою аптеку, стоматологический кабинет, приют для престарелых, а также просфорное и свечное производство, фотолабораторию и мастерскую по реставрации икон.

Монастырь имеет около 35 пареклисов на своей территории и за её пределами. Особенно известны часовня святого благоверного князя Александра Невского и Покровская часовня, которая в действительности является внушительным храмом с большим количеством икон и позолоченным иконостасом, там же хранится и мозаичная икона святого благоверного князя Александра Невского. В часовне святого Митрофана, расположенной к западу от библиотеки, служба ведётся па русском языке, в то время как в часовне Успения Богородицы , находящейся сзади кафоликона, богослужение идет на греческом языке.

В ризнице монастыря хранится множество реликвий, таких как религиозная утварь, облачения, кресты, части Древа Животворящего Креста Господня и большое количество святых мощей. В хранилище икон обители есть очень много ценных образов, к примеру святого Иоанна Предтечи, святого великомученика Пантелеймона и Богородицы Иерусалимской.

В библиотеке монастыря имеется более 1.000 греческих рукописей н около 600 славянских, некоторые из них написаны на пергаменте, в то время как многие иллюстрированы. Библиотека также располагает богатой коллекцией греческих и русских печатных книг, общим числом более 25.000.

Свято-Пантелеймонову монастырю принадлежит скит Успения Божией Матери , называемый ещё и просто “Богородица”, являющийся бывшим монастырем Ксилургу. К остальным экзартимам обители относятся немало келлий, одна из которых, святого Георгия, является представительством монастыря в Кареях, и две кафизмы, одна из которых — это вышеупомянутая Палеомонастиро (Старый Русик). Монастырю принадлежит также покинутое поселение Новая Фиваида , или Гурноскит, а также подворье Хромицы , находящееся у границы Афона с регионом Уранополиса. Пристань обители построена совсем недавно.

Насчитывает сегодня в общей сложности около 80 иноков, живущих в самом монастыре и его экзартимах.

Услуги индивидуального гида, по организации паломничество на Афон, а также трансфер Салоники Урануполис, помощь в получении специальной визы «диамонитирион «,

    Василий Второй

    Среди известных эллинов есть и немало императоров Византийской империи, которые достойно держали бразды правления в своих руках и заслужили достойного почитания. Некоторые из них канонизированы Константинопольским патриархатом.

    Шубы в Греции,купить шубу в Греции

    Как правило, самым длинным сезоном в году считается зима, поскольку она самая холодная. В холодные зимние дни время тянется особенно долго. Поэтому, чтобы не мерзнуть даже в самые сильные морозы, женщины с древних времен носили меховые изделия. Но тогда это было скорее средство для согрева. Теперь же, шуба – не только согреет вас, а и подчеркнет вашу женственность, элегантность и статусность.

    Любовная поэзия в Древней Греции

    От Аристотеля к Рыболовлеву.Oстров Скорпиос

    Афины - советы для туристов

Года (под одним из актов, хранящихся в Великой Лавре, стоит подпись Герасима «монаха милостию Божией пресвитера и игумена обители Росов»).

Первоначально обитель Россов, посвященная Успению Пресвятой Богородицы, располагалась в дремучей дубраве на восточном склоне Святой Горы и носила название «Богородица» (другое название – Ксилургу , по-русски: Древоделя, что связано с основным занятием насельников обители).

Нагорный Руссик

В связи с увеличением численности насельников монастырь был переведен на новое место – в окруженную горами красивую лощину, где располагалась пришедшая к тому времени в упадок и находящаяся в полуразрушенном состоянии древняя славянская обитель Фессалоникийца с главным храмом во имя святого великомученика Пантелеимона.

Сохранился Акт Освященного собора Святой Горы Афон (Прота Иоанна и других игуменов), датированный годом, о передаче навечно игумену Ксилургу Лаврентию и его монахам монастыря святого великомученика Пантелеимона и о подтверждении их права собственности на Ксилургу. С тех пор обитель стала именоваться Нагорным Русиком.