судебный прецедент правовой акт

Стратегическими целями развития российской политической системы и государственности сегодня являются:

  • 1) построение такого государственно-правового механизма, который был бы действительно направлен на реальное обеспечение провозглашенного Конституцией РФ положения о правах человека как высшей ценности;
  • 2) отработка системы реального воздействия человека на государство через институты гражданского общества, которые пока находятся в стадии становления. Обе задачи глобальные и долговременные. От их решения, однако, будет зависеть реальность рассматриваемого здесь положения о субъекте как центре и основе российской правовой системы. В настоящее время это -- лишь идеал, цель нашего политико-правового развития.

Не менее важный элемент правовой системы -- правовое сознание, которое не существует в отрыве от субъекта и может рассматриваться отдельно лишь в ходе теоретического анализа.

Русская культура не имела достаточно времени для того, чтобы в ней естественным путем появились только собственные правовые формы и отношения. А потому наряду с последними действовали и заимствованные--византийские, литовские, шведские и др. Россия, как отмечал Ф.М. Достоевский, была предельно открыта чужому историческому опыту. Однако если правовые формы лишены прочной основы в общественном сознании, не вырастают из него, а лишь навязываются извне государством, то они очень легко отторгаются этим общественным сознанием и психологией, которые предпочитают праву иные, более понятные и хорошо знакомые ему формы регуляции общественных отношений: моральные, патриархально-семейные, традиционно-бытовые, религиозные и т. п. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и A.B. Маль-ко. М., 2003.

Правовое сознание возникает в индивидуализирующейся культуре, когда человек начинает осознавать себя, свою уникальность, свою собственную сущность. Личное самосознание, личное достоинство -- абсолютно необходимые предпосылки формирования правового сознания и правовой культуры в целом. Их отсутствие или слабость, а также авторитарная государственность, ряд других обстоятельств привели к формированию правового нигилизма -- системы взглядов и представлений, отрицательно оценивающих роль права в жизни общества. Широко известна крайняя нигилистичность по отношению к праву не только широких слоев российского населения, но и отдельных знаменитых его представителей: Л. Н. Толстого, всех лидеров коммунистического эксперимента, ряда современных общественных и культурных деятелей.

Если в общественном правовом сознании выделить правовую идеологию и психологию, то можно сказать, что в России правовой нигилизм проявляется на обоих уровнях. В правовую идеологию он проникал через марксизм-ленинизм -- «знамя нашей эпохи». Еще К. Маркс и Ф. Энгельс писали, что коммунисты находятся в оппозиции к праву и даже к такому его проявлению, как права человека, а В. Ленин определял диктатуру пролетариата как государственную власть, не связанную и не ограниченную никакими законами, опирающуюся непосредственно на насилие. В правовой психологии широких слоев населения в силу антинародной политики должностных лиц государства, попрания прав и свобод граждан было бы наивно искать положительное отношение к праву. Исключение составляли одиночки, положившие в середине 60-х гг. начало диссидентскому (правозащитному по сути) движению в СССР. И лишь с середины 80-х можно говорить о начале нового этапа в развитии общественного правового сознания в России, когда внимание общества стало сосредоточиваться на идеях прав и свобод личности, на идее обществейного договора и необходимости формирования такого политического устройства, при котором государство зависит от гражданского общества.

Следующий компонент правовой системы -- правовая деятельность, складывающаяся из правотворческой деятельности органов государственной власти, из право-применительной деятельности правоохранительных (суда, органов внутренних дел, прокуратуры и т.д.) и иных органов государства, а также из деятельности по реализации права всеми названными органами и иными организациями и субъектами российской правовой системы.

Через правотворческую деятельность, которая отражает основные социально-экономические, культурные и иные потребности общества, в нормативно-правовую систему включаются юридические предписания -- нормы, программы, модели поведения деятельности людей и органов (организаций) российского общества.

Крупная, можно сказать, глобальная задача, которую нужно решить в ходе правотворческой деятельности в ближайшие годы - формирование практически новой нормативно-правовой системы (системы законодательства), которая бы отражала и направляла происходящие в обществе изменения фундаментальных начал жизнедеятельности: переход от огосударствленной экономики к экономике, где значительную роль играют частная собственность, приватизированные предприятия, частнопредпринимательская деятельность; от всеобщей имущественной унификации в нищете (за малым исключением) к формированию среднего класса, созданию достойного человека уровня материального благосостояния; от навязываемой народу узкой группой партийного руководства политики к политике, основанной на интересах электората и определяемой в конечном счете избирателями; от имперской национальной политики к политике, основанной на равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и A.B. Маль-ко. М., 2003.

Для выполнения этих задач правотворческая деятельность должна отвечать ряду требований. Прежде всего она должна быть законодательно урегулированной так, чтобы был сформирован работающий механизм по выявлению, учету и согласованию интересов всех групп и слоев российского общества, по созданию юридически совершенных нормативно-правовых актов. На уровне Федерального Собрания РФ требуется выработка основополагающих в этой сфере нормативно-правовых документов -- регламентов палат, в особенности Государственной Думы; на уровне субъектов Федерации -- создание модельного регламента их законодательных (представительных) органов, в котором были бы отражены общие принципы и особенности их собственной законодательной деятельности и участия в федеральном законотворчестве. Особое внимание федеральный законодатель должен уделять системному, кодификационному правотворчеству, результатом которого станут крупные блоки правовых норм, комплексно регулирующие области, виды общественных отношений.

Вторым по значению после правотворчества видом юридической деятельности является правоприменение -- властное индивидуально-правовое регулирование общественных отношений. Основное предназначение правоприменительной деятельности -- проведение в жизнь правовых норм с учетом индивидуальных особенностей ситуации.

Кроме того, через правоприменение осуществляется государственное принуждение в случае нарушения правовых норм. И здесь на первое место выходит правосудие, органы которого тоже действуют на основании закона. Однако их деятельность не ограничивается применением права в точном смысле этого слова. «Правосудие,-- отмечает С. С. Алексеев,-- это не механическое претворение в жизнь писаных юридических предписаний (как это было в советскую эпоху), а само живое право, право в жизни». Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1981. Сказанное означает, что суды при решении конкретных дел могут и должны применять принципы и нормы международного права, которые в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы России. Они также должны ориентироваться и на фундаментальные правовые ценности-- права человека, которые могут быть закреплены лишь в самом общем виде в принципах права или правового сознания. «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.и обеспечиваются правосудием» (ст. 18 Конституции РФ). Если в ходе рассмотрения дела суд установит факт несоответствия акта государственного или иного органа закону, то решение принимается в соответствии с законом (ст. 120 Конституции РФ). Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 1999.

Термин «законодательство» в теории и на практике используется в широком и узком смысле. В узком смысле -- это система действующих законов. Законодательство в широком смысле слова означает все действующие в стране нормативные акты.

Важными новеллами являются следующие серьезные «приобретения» нашей правовой системы за время реформ.

Новелла первая. Конституция РФ имеет сейчас не только высшую юридическую силу (так было и раньше. хотя формально-теоретически), но и прямое действие, что означает право и обязанность суда, других органов государственной власти и управления, всех должностных лиц при отсутствии необходимого закона применять непосредственно Конституцию, на которую в таком случае делается прямая отсылка.

Новелла вторая. Согласно п.З ст. 15-Конституции РФ «неопубликованные законы не применяются». Данная норма направлена на искоренение практики «тайной дипломатии» советского государства против своего народа, которая была широко распространена и выражалась в том, что неопубликованные нормативные акты регулировали, а точнее, ограничивали права и свободы советских граждан, налагали на них новые обязанности. Но еще более важно положение п. 3 о том, что не только законы, но и «любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Новелла третья. В силу п.4 ст. 15 Конституции «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

В российской правовой системе происходят ныне и другие весьма важные изменения. Например, резко возрастает роль закона в системе источников права. Такое положение обусловлено общим духом и смыслом Конституции РФ, провозгласившей Россию демократическим федеративным правовым государством, прямым ее указанием на то, что законы имеют верховенство на всей территории РФ (п. 2 ст. 4), а суды, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимают решение согласно закону (ст. 120). Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и A.B. Маль-ко. М., 2003.

Сегодня в России идет процесс становления частного права. Государство встает на защиту тех договоренностей, которые заключили между собой частные лица. Этот процесс можно сравнить с разгосударствлением социалистической собственности, приватизацией. Как в сфере экономики появляется субъект, наделенный частной собственностью, так и в правовой сфере возникает субъект, наделенный существенной автономией, независимостью, возможностью самостоятельно, свободно и в своем интересе решать свои частные дела, не причиняя при этом ущерба правам и законным интересам" других лиц, т. е. субъект, частное право которого гарантируется государством. Это приводит к росту значения диспозитивного метода правового регулирования.

Принципиально новым феноменом в истории. российской правовой системы является наделение всех субъектов РФ правом издания законов, что приведет к формированию наряду с федеративной нормативно-правовой системой самостоятельных региональных нормативно-правовых систем, а в рамках федеративного права, кроме того, должна сложиться новая подсистема -коллизионное право (п. «п» ст. 71 Конституции РФ.) Это значительно усложняет правовое регулирование, но увеличивает «приближенность» субъекта регулирования к объектам, а также роль правосудия как центра разрешения всевозможных споров и коллизий.

Российская правовая система находится ныне в ситуации глубоких структурных реформ. При этом основным направлением ее развития- является построение правового государства на базе развитого гражданского общества, где центральным звеном, высшей ценностью выступали бы права человека, реально обеспеченные, гарантированные и защищенные.

Основное направление современной правовой реформы - развитие и укрепление судебной системы как самостоятельной ветви государственной власти, создание условий для осуществления ею независимой и эффективной деятельности по обеспечению защиты прав и свобод, закрепленных в Конституции Российской Федерации, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.

Определяющее влияние на развитие права оказывают социально-экономические и политические преобразования в стране. Они ведут к существенному изменению содержания права и обновлению законодательства. В. Д. Перевалов и В. И. Леушин выделяют в развитии системы права и законодательства три группы тенденций: 1) общие, характерные как для системы права, так и для системы законодательства; 2) тенденции развития структуры права; 3) тенденции совершенствования законодательства.

К общим тенденциям относятся следующие:

  • 1. Постепенное изменение соотношения «человек и право». Речь идет о создании такой правовой системы, где в центре внимания человек, его права и свободы. База для таких изменений заложена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, ряде других нормативных актов. Постепенно происходит также изменение соотношения методов правового регулирования: переход от императивных к диспозитивным методам, преобладание общедозволительного типа регулирования в отношениях между людьми. Речь идет о неуклонном расширении сферы действия частного права. В результате в настоящее время происходит выравнивание отношений между государством и отдельным человеком с точки зрения объема прав и обязанностей между ними, гарантий их реализации.
  • 2. Децентрализация правового регулирования. В условиях современной России существует объективная тенденция децентрализации правового регулирования. Речь идет о правотворчестве субъектов Федерации. Конституция РФ создала для этого необходимую базу. На этой основе субъекты федерации уже создали огромное правовое поле, иногда существенно отличающееся от федерального. Значительное развитие получают такие средства децентрализованного регулирования, как договоры, аналогия закона и права.
  • 3. Реальностью развития современной правовой системы России является интеграция в российское законодательство общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации. В первую очередь речь идет об унификации законодательства стран - участниц СНГ в экономическом, информационном пространстве, сфере борьбы с преступностью.
  • 4. Происходят расширение сферы правового регулирования и возрастание роли закона. Несомненно, для повышения эффективности правового воздействия необходимо наличие во всех областях, требующих правовой регламентации, достаточно полной системы законов и основанных на них подзаконных актов. Полнота правового регулирования приобретает в настоящее время особое значение для укрепления конституционной законности и правопорядка.
  • 5. Обращает на себя внимание изменение методов правового регулирования. Налицо трансформация в соотношении между дозволениями и запретами, стимулами и правоограничениями. Идея о том, что именно человек, его интересы должны быть в центре праворегулятивной политики, привели к широкому применению общедозволительного метода «разрешено все, что не запрещено законом».

В то же время нельзя не отметить, что в законотворческой деятельности сохраняется ряд серьезных недостатков.

Наиболее существенными недостатками принятых законодательных актов и законодательного процесса являются:

  • 1) отсутствие системности принятых законодательных актов, которые представляют собой совокупность разрозненных актов по узким вопросам, а не научно обоснованную и взаимосвязанную систему кодифицированных актов, не только часто не соотнесенных между собой, но не соотнесенных и с Конституцией России;
  • 2) внесение изменений в совокупность разрозненных законодательных актов в одном законе или пакете законов;
  • 3) узость тематики отдельных законодательных актов, их принятие по сравнительно мелким, частным вопросам, недостаточное внимание к подготовке кодифицированных актов, охватывающих обширную сферу отношений, что приводит к множественности нормативных актов, загромождает массив действующего законодательства, порождает пробелы, разночтения, а порой и прямые противоречия между нормами разных законодательных актов;
  • 4) большое количество отсылочных норм в принятых законах, что приводит к появлению множества подзаконных актов, регулирующих правовые отношения вместо законов.

В связи со сказанным первостепенное значение имеет совершенствование всей системы российского законодательства. Растущий массив правовых актов предъявляет высокие требования к упорядочению связей между ними. Особенно это относится к законам, которые служат опорной конструкцией системы правовых актов. Законодательство не может быть отождествлено с суммой законодательных актов. Оно должно представлять собой структурно упорядоченную совокупность законов в целях их объективного обзора, учета и систематизации, обновленного законотворчества и правильного применения. К сожалению, происходящий последние полтора десятилетия процесс законотворчества и правоприменение мало учитывали системность законодательства. Оно изменялось нередко по отдельным блокам, быстро вводились новые принципы регулирования, внутренние связи между отдельными частями законодательства рвались или плохо учитывались. В результате до сих пор нарастает объем внутренних юридических коллизий между законами, между законами и подзаконными актами, которые резко ослабляют целостность и эффективность законодательства.

Для устранения этих недостатков и поддержания прогрессивных тенденций развития законодательства необходимо:

  • а) обеспечить устойчивое регулирование основных сфер жизни общества, государства и граждан только с помощью законов. В программах проведения государственных реформ предусматривать раздел «Законодательное обеспечение»;
  • б) в ходе законопроектной деятельности обеспечить строгие внутрисистемные связи отраслей законодательства;
  • в) уделять при оценке деятельности всех органов и организаций первостепенное внимание реализации прав и свобод человека и гражданина и защите законных интересов; привлекать к ответственности виновных должностных лиц.

Слабость законодательного регулирования объясняется в немалой степени утратой четкого представления о его зависимости от реального состояния и тенденциях социально-экономического развития. Закон нередко воспринимается сам по себе как «индикатор» бедствия, его готовят и принимают без строгой связи с реальными общественными процессами. Разрабатываемые министерствами и утверждаемые Правительством России федеральные целевые программы, прогнозные оценки не всегда предопределяют в содержательном плане новые законы и иные правовые акты. «Набору» задач не соответствуют виды, основания и сроки подготовки и принятия законов и подзаконных актов. Законы то идут «впереди», то «сзади», то «сбоку».

Настало время создавать более эффективное законодательное обеспечение всех крупных преобразований. Речь идет о четком выделении в федеральных программах раздела «Нормативное правовое обеспечение». В нем следует определить сопряженность видов законов с решением стратегических и тактических задач, последовательность их принятия на разных этапах решения задач, связь с законами правительственных и ведомственных актов, которые надлежит принять или изменить.

Сказанным объясняется актуальность укрепления системных основ законодательства. Оно достижимо по трем направлениям: во-первых, путем более полной реализации конституционных принципов во всех отраслях законодательства; во-вторых, посредством обеспечения более четкого соотношения законов и иных правовых актов между собой, имея в виду как их баланс внутри отраслей, так и между ними; в-третьих, благодаря упорядочению законодательства субъектов Российской Федерации и их связи с федеральным законодательством. Эти направления должны быть строго согласованы между собой, отражать реальные социально-экономические изменения в стране и потребность удовлетворения публичных интересов.

Ближайшие годы потребуют интенсивного развития законодательства в следующих сферах общественной жизни.

Во-первых, совершенствование законодательных основ государственности и демократии, включая правовые меры по реализации административной реформы и повышению эффективности государственного управления, развитию демократических институтов и гарантий прав и свобод граждан, укреплению правовых устоев национальной безопасности России.

Во-вторых, реализация в экономической сфере активной промышленной и инвестиционной политики, сочетание эффективного государственного регулирования и гарантированной самостоятельности предпринимательства всех экономических субъектов.

В-третьих, интенсивное правовое регулирование социальной сферы путем стимулирования трудовой деятельности, совершенствования оказания публичных услуг гражданам и гарантирования их законных интересов, упорядочения статуса социальных учреждений.

В-четвертых, потребуется больше внимания законодателя к решению правовых вопросов охраны и рационального использования земельных, водных, лесных и иных ресурсов, к повышению роли экологической составляющей всех сфер жизни общества и всех видов деятельности.

В соответствии с этим предстоит:

  • а) продолжить упорядочение всех правовых актов и модернизацию базовых и иных отраслей законодательства;
  • б) укрепить связи отраслей законодательства и способы решения комплексных правовых задач;
  • в) форсировать развитие таких новых отраслей права, как информационное, медицинское, образовательное, инновационное.

Современная Российская Федерация по Конституции 1993 г. строится на основе координации интересов равноправных субъектов. Нет «вышестоящих» и «нижестоящих», каждый субъект в рамках его компетенции самостоятелен, при этом четко разграничены компетенция федеральных органов государственной власти, совместная компетенция и исключительная компетенция субъекта Российской Федерации, в рамках которой его решения обладают абсолютным превосходством.

Существенно изменились по Конституции и принципы формирования единой федеративной правовой системы. Ранее акты нижестоящих органов должны были безусловно соответствовать актам вышестоящих и в случае противоречия могли быть вышестоящими органами отменены. В доктрине конституционного права это объяснялось принципом подчинения меньшинства большинству: поскольку вышестоящий орган представляет территориальную общность более высокого уровня, его решения имеют абсолютный приоритет.

В новой системе федеративных отношений, закрепленных Конституцией России, данный вопрос решается значительно сложнее.

Во-первых, нормы федеральных органов власти имеют безусловный приоритет только по предметам ведения самой Российской Федерации, установленным в ст. 71 Конституции.

Во-вторых, появилась сфера совместной компетенции, в которой субъекты Российской Федерации могут осуществлять правовое регулирование по своей инициативе.

В-третьих, Конституция РФ выделила сферу самостоятельного правового регулирования субъектов Российской Федерации, указав, что в этой сфере законы и иные акты субъектов Российской Федерации имеют приоритет.

В-четвертых, даже в сфере исполнительной власти, где сохраняется определенная вертикальная подчиненность, Президент наделяется правом лишь приостанавливать акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, но не отменять их.

В-пятых, в правовой системе Российской Федерации активно формируется «договорное ядро», статус которого пока не вполне ясен и является предметом споров. За годы существования Государственной Думы первого и второго созывов проделан огромный объем законодательной работы.

Законодательная деятельность за этот период была направлена на решение беспрецедентных по объему и сложности задач формирования правовой базы новых общественных отношений. Приоритеты этой деятельности во многом диктовались динамичной текущей ситуацией, часто приобретающей все более острые кризисные черты. Тем не менее законотворчество велось достаточно целенаправленно, реакция на требования момента сочеталась с формированием базовых основ во многих отраслях законодательства.

В результате этой работы вступили в силу: более тысячи законов, в том числе большинство предусмотренных Конституцией РФ федеральных конституционных законов (о Конституционном Суде РФ, об арбитражных судах в России, о референдуме РФ, о судебной системе РФ, об Уполномоченном по правам человека в России, о Правительстве РФ и т. д.); целый ряд крупных кодифицированных актов : первая, вторая, третья части Гражданского кодекса, Гражданский процессуальный кодекс, первая и вторая части Налогового кодекса, Арбитражный процессуальный кодекс, Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс, Семейный кодекс, Водный, Лесной и Воздушный кодексы, Градостроительный кодекс, Бюджетный кодекс и др.

В сфере государственного строительства в соответствии с положениями Конституции РФ заложены законодательные основы построения правового демократического государства, обеспечения правовых гарантий конституционных прав и свобод личности, совершенствования федеративных и национальных отношений, формирования и функционирования системы органов законодательной, исполнительной и судебной власти, независимого надзора за режимом законности в стране, становления и развития местного самоуправления, значимых институтов гражданского общества, института уполномоченных по правам человека на федеральном уровне и в субъектах РФ, государственной и муниципальной службы.

В экономической сфере были приняты Гражданский, Гражданский процессуальный, Арбитражный процессуальный, Воздушный, Градостроительный и другие кодексы. Созданы правовые основы становления и развития гражданско-правовых отношений, реализации конституционных прав на частную собственность и свободу законной предпринимательской деятельности, регулирующей роли государства в российской экономике. Урегулирован судебный порядок разрешения экономических споров. Созданы определенные условия для эффективного перераспределения собственности, развития малого предпринимательства, повышения активности инвестиционной деятельности. Принят ряд законов, регулирующих правоотношения в отдельных отраслях народного хозяйства.

В социальной сфере законодательство формировалось в условиях изменения содержания государственных социальных гарантий. Базовым для регулирования основных отношений в этой сфере явился закон о прожиточном минимуме. Кроме того, законодатели принимали законы о повышении уровня минимальной заработной платы и минимальной пенсии, по изменению пенсионного обеспечения и социальной защиты различных категорий граждан. Значительное число законов было принято по вопросам семейных отношений, культуры, науки, образования, охраны здоровья. Урегулирован порядок разрешения коллективных трудовых споров. Приняты новые Трудовой и Семейный кодексы.

В бюджетной, налоговой и финансовой сфере созданы правовые основы бюджетного устройства, бюджетного процесса и межбюджетных отношений, налоговой системы, управления и контроля за состоянием государственного долга. Постоянно совершенствовалось законодательство, регулирующее деятельность Центрального банка РФ и банковской системы в целом, организацию страхового дела. Приняты новые законы, обеспечивающие создание и функционирование рынка ценных бумаг, восстановление и защиту вкладов граждан, усиление контроля за соблюдением финансового законодательства.

В сфере обороны и безопасности приведено в соответствие с Конституцией России и значительно расширено законодательство по вопросам обороны. Впервые урегулированы участие России в международных миротворческих акциях и военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами. Реформировано уголовное и уголовно-исполнительное законодательство. Усовершенствовано законодательство о правоохранительных органах и их деятельности, регламентирован оборот оружия и наркотических средств.

В сфере природопользования и охраны окружающей среды созданы определенные условия для рационального использования и восстановления природных ресурсов, урегулирован ряд вопросов обеспечения экологической безопасности хозяйственной и иной деятельности.

В сфере международных отношений Российской Федерации законодательно установлен порядок заключения выполнения и прекращения международных договоров Российской Федерации, регламентированы процедуры внесения, рассмотрения и принятия закона о ратификации (денонсации) международных договоров Российской Федерации.

В результате схема правовых взаимоотношений субъектов законотворчества значительно усложнилась. Возможно ли в этих условиях обеспечить единство законодательства в таком большом и сложном организме, каким является наше государство? Для этого, как показывает практика, требуется выполнение ряда условий.

  • 1. Необходима единая общегосударственная программа законотворчества. Она должна охватывать уровень федерального законотворчества, уровень субъектов Российской Федерации и уровень местного самоуправления. Такая программа - это план развития всего законодательства в целом, в котором каждому субъекту законотворчества определено особое место, чтобы он мог на основании данного документа выработать собственную стратегию законотворчества по крайней мере на десятилетие вперед. К сожалению, пока целостной общегосударственной программы законотворчества нет. Существуют лишь отдельные документы:
    • а) послания Президента России, в которых обозначены некоторые ориентиры и приоритеты законотворчества;
    • б) программа Правительства России, которую оно само себе утвердило, проинформировав об этом Государственную Думу;
    • в) план законопроектных работ Государственной Думы, сводка предложений субъектов законодательной инициативы; какой-либо концепции законотворчества он не содержит.

Разработать целостную программу законотворческих работ ни Президенту, ни Правительству, ни палатам Федерального Собрания, ни субъектам Российской Федерации, ни объединениям муниципальных образований самим по себе, по отдельности, такая задача не под силу. Она может быть решена только в результате взаимодействия всех перечисленных субъектов.

2. Следующий фактор обеспечения единства и системности законодательства - деятельность Конституционного Суда. Это специализированный орган, который дает толкование Конституции, признает законы конституционными либо неконституционными, а также решает споры о компетенции.

Подчеркивая ключевую роль Конституционного Суда в обеспечении единства правовой системы, хотелось бы отметить, что остаются нерешенными многие важные проблемы.

Первая и самая главная задача, от которой напрямую зависит эффективность конституционного правосудия, - разработка механизма исполнения решений Конституционного Суда. Да, Конституционный Суд может признать нормативный акт не соответствующим Конституции, но практика показывает, что ни Государственная Дума, ни субъекты Федерации отнюдь не торопятся изменять или отменять подобные решения. Более того, некоторые признанные неконституционными положения переносятся во вновь принимаемые нормативные акты.

Все более остро ощущается необходимость в укреплении института федерального вмешательства. В тех случаях, когда открыто попираются нормы Конституции, законов, не исполняются решения Конституционного Суда, должен действовать эффективный правовой институт принуждения.

3. Третий механизм обеспечения единства правовой системы, на который следует обратить внимание, - это взаимодействие федерального центра и субъектов Российской Федерации в процессе текущего законотворчества.

К сожалению, Конституция России не воспроизвела чрезвычайно важное положение Федеративного договора от 31 марта 1992 г. о том, что субъекты Российской Федерации участвуют в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации; реализовать этот режим на практике не получается.

Серьезной проблемой здесь является законотворческая активность федерального центра и субъектов Федерации, которые действуют каждый со своей колокольни.

Очевидно, что в области координации законотворчества в сфере совместной компетенции назрела необходимость предпринять ряд действий.

Во-первых, необходимо разработать на федеральном уровне процедуру согласования законопроектов, предусмотрев определенные формы ответственности за ее нарушение.

Во-вторых, самостоятельность регионального законодателя привела к тому, что во многих случаях он обгоняет федерального законодателя. Так, в ряде субъектов Российской Федерации уже приняты законодательные акты по проблемам, которые не имеют нормативного регулирования на федеральном уровне. Принятие общефедерального закона по таким вопросам встречается отнюдь не с восторгом, ибо субъектам Российской Федерации оно сулит тяжелую и неблагодарную работу по приведению своих законодательных актов в соответствие с федеральным законом. В подобных случаях федеральный законодатель должен в самом законе оговаривать сроки переходного периода для приведения актов в соответствие друг другу.

Необходимы также регулярные встречи руководителей федеральных законодательных органов и руководителей органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации по вопросам текущего законодательства.

В-третьих, необходимо упорядочить принятие договоров и соглашений о разграничении компетенции и предметов ведения.

В п. 1 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ по этому поводу записано: «В случае несоответствия положениям Конституции Российской Федерации положений Федеративного договора - Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт- Петербурга Российской Федерации, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации, а также других договоров между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации - действуют положения Конституции Российской Федерации».

Практика заключения подобных договоров еще не устоялась. Общим принципом этой работы должен быть следующий: Президент России и глава администрации (губернатор) могут перераспределять только свои собственные полномочия. В тех случаях, когда их решения затрагивают компетенцию других ветвей власти, договоры требуют ратификации или согласования в иной форме с законодательными (представительными) органами власти.

Разумеется, применительно к договорам и соглашениям должно действовать общее положение Конституции: любые нормативные акты, затрагивающие права и свободы, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения.

Как далеко может простираться договорное регулирование?

Большинство юристов полагают, что:

  • а) предметом договора не может быть конституционное устройство Российской Федерации;
  • б) предметом договора не могут быть конституционные права и свободы граждан Российской Федерации.

В серьезную проблему вырастают договоры между субъектами Российской Федерации, а также международные обязательства последних. Порой неизвестна даже суть договора, а вопросы решаются чрезвычайно серьезные, затрагивающие и интересы других субъектов, и интересы Федерации в целом. Поэтому должна существовать государственная регистрация подобных договоров - в МИДе или в Совете Федерации.

Необходимо также предотвратить «войну законов» между центром и регионами.

Стремление субъектов Федерации отстаивать свою самостоятельность путем игнорирования решений центра может привести к распаду единого правового пространства.

К чему это приводит, видно на примере распада СССР и событий, связанных с Чечней.

Еще один аспект - технико-юридический. Единство правовой системы Российской Федерации не в последнюю очередь обеспечивается единством терминологии, языка законотворчества, едиными стандартами оформления законов.

В этой сфере накопилась масса проблем. Каких-либо стандартов оформления регионального законодательства не существует, и здесь царит настоящая неразбериха.

Отнюдь не благополучно обстоят дела и с опубликованием принимаемых нормативных актов. Далеко не все законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации имеют официальный орган для опубликования своих решений. Еще меньше тех, кто издает на регулярной основе бюллетени или сборники законодательства. В итоге граждане подчас лучше информированы о федеральном законодательстве, чем о решениях своего регионального законодательного органа.

Справочно-правовые системы (информационно-правовые системы) - это особый класс компьютерных баз данных, который существует в России с 1975 года. Справочно-правовые системы это базы данных по законодательству. Кроме нормативных документов, базы данных содержат консультации специалистов по праву и бухгалтерскому учету, судебные решения, типовые формы деловых документов.

Справочно-правовые системы существенно облегчают жизнь специалистам (юристам, бухгалтерам, руководителям), многократно повышая их производительность труда при решении правовых вопросов.

В настоящее время растет конкуренция между фирмами, производителями справочных правовых систем. Повышаются запросы пользователей СПС. Если еще недавно было достаточно лишь найти нужный документ, то сегодня зачастую необходимо еще и проследить все возможные связи между документами, получить разъяснения, подготовить обзор по интересующей теме, создать свою пользовательскую базу данных.

Как следствие, в развитии коммерческих СПС проявляются сходные тенденции - расширение спектра хранящихся в системе документов, улучшение программной оболочки систем, введение новых технологических возможностей. Фирмы-разработчики вводят в свои технологии то лучшее, что используется конкурентами, уделяют больше внимания развитию сбытовых структур. Вместе с тем, между существующими правовыми системами сохраняется много отличий, связанных с различными подходами к построению баз, к принципам их пополнения.

Существует множество параметров, по которым можно сравнивать и оценивать справочные правовые системы. К ним относятся:

  • - объем информационного банка; формирования пользовательской базы; скорость поиска документов по базе; актуальность информации и оперативность поступления документов;
  • - степень аутентичности документов оригиналу;
  • - юридическая обработка документов;
  • - возможность удаленного доступа к базе через телекоммуникационные линии и ряд других важных характеристик.

Особо следует отметить возможность использования гипертекста. Гипертекст - это такая организация текста, при которой отображение и доступ к информационным блокам представлены в виде логических связей и явно указанных переходов.

Сегодня все распространенные системы осуществляют поиск по тематическому рубрикатору, названию принимающего документ органа, названию документа, дате принятия, типу документа и предусматривают вывод текста необходимого документа на печать или в текстовый файл.

Полнотекстный поиск по всему тексту информационной базы осуществляют программы «Кодекс», «Юсис», «Юрисконсульт». Полнотекстный поиск из слов своего словаря предлагают пользователю пакеты «Гарант», «Консультант Плюс», «Дело и право».

При поиске по слову в названии документа в большинстве пакетов пользователю самому необходимо ограничить длину слова. Однако, например, программа «Юрисконсульт» найдет нужные слова, даже если они стоят в другом падеже.

Очень помогает пользователям в работе встроенный редактор или возможность подключения внешнего редактора, как, например, в пакете «Кодекс». Проследить связи между документами позволяют или гипертекстовые средства, как в СПС «Консультант Плюс» и «Гарант», или система ссылок на документы с возможностью просмотра их текста, внедренная в пакете «Кодекс».

Возможность ведения собственной базы данных пользователя реализована в СПС «Консультант Плюс», «Гарант» и «Кодекс». Многооконный режим работы предусмотрен в системах «Консультант Плюс», «Кодекс».

Глубокой юридической обработке подвергаются документы, поступающие перед подключением в систему «Гарант». Анализируются нормативные акты в целом, выявляются прямые и косвенные связи между документами и правовыми нормами. В результате документы в СПС связаны перекрестными ссылками, не ограничивающимися случаями очевидных упоминаний одного документа в другом. Комментарии, вносимые в тексты документов юристами, подробно разъясняют, как применять данную правовую норму и значительно облегчают работу с документами, содержащими противоречивые формулировки.

План лекции:

1. Основные тенденции развития современных правовых семей.

2. Изменения в источниках права.

3. Новеллы в гражданском законодательстве.

4. Либерализация уголовного права европейских государств.

5. Развитие социального и трудового права стран Запада.

Новейший период истории зарубежных стран отмечен существенной демократизацией политических систем и конституций, государственного права современного постиндустриального общества, а также заметным преобразованием всей его правовой системы.

В праве буржуазных стран отчетливо проявились новые черты, не свойственные ранним этапам развития капитализма. Постепенно

видоизменяются некоторые классические правовые принципы и постулаты, казавшиеся в прошлом естественными и неоспоримыми. Так, характерный для права XVII-XIX вв. индивидуализм сменился в XX в. активной социально-правовой политикой.

Фундаментальное предназначение права в современных условиях состоит в том, чтобы, сохраняя демократические традиции, эффективно регулировать трансформацию сложившейся социально-политической структуры постиндустриального общества в соответствии с новыми социальными потребностями. Потому изменения в праве современных стран проявляются не столько в классовых, сколько в общесоциальных и общерегулятивных функциях права, связанных с объективным отражением в нем более высоких форм общественного сознания, с глобализацией проблем экологии, демографии и международного терроризма, борьбы с болезнями, принявшими характер пандемий и т.д.

Процесс развития права в одних регионах характеризовался высокой степенью правовой преемственности (мусульманская правовая система), в других он ознаменовался крупными реформами законодательства (западноевропейское право). Но в целом всем правовым системам современного мира присущи расширение сферы общественных отношений, требующих правового регулирования, увеличение правотворческой активности государственных органов, возрастание роли юридической формы социальных отношений, ориентация на право как на общепризнанную и самостоятельную ценность (идея правового государства).

Демонстрируя более высокую (по сравнению с политическими системами и государством) степень стабильности и преемственности, право XX-начала XXI веков отличается большой гибкостью, способностью регулировать общественные отношения при смене государственных режимов либо политического курса правящей элиты отдельных стран.

Источники современного права. Резкое увеличение нормативноправового материала, новые тенденции в развитии правовых систем привели к изменениям и в источниках права. На смену старым кодексам, принятым в XIX в., пришли новые, в большей мере соответствующие потребностям современного монополистического капитализма: в 1986 г. во Франции принят новый Гражданско-процессуальный кодекс, а наполеоновский УПК 1808 г. был усовершенствован и заменен в 1858 г., в Испании УК 1870 г. был заменен УК 1932 г. и пр. Крупные кодификационные работы проводились не только в странах континентального права, но и англосаксонского права: в США в 1926 г. был составлен (регулярно обновляется и переиздается) Федеральный свод законов. Значительно обновлено парламентское законодательство Великобритании (Акты о краже 1968 и 1978 гг., акт 1981 г.

О подлогах и фальшивомонетничестве, Акт об уголовном праве 1967 г. и пр.).

Существенные изменения произошли в соотношении источников права. Изменению в соотношении закона и подзаконных актов способствовал рост удельного веса актов исполнительной власти, что нашло конституционное закрепление, а законодательные правомочия парламента были ограничены определенными предметными рамками (например, ст. 34 Конституции Франции 1958 г.). Правительственное нормотворчество получило развитие в виде делегированного законодательства по уполномочию парламента и при его официальном контроле.

Правительственные и иные административные акты во всех странах Запада стали важным инструментом приспособления содержания правовых норм к быстро меняющимся общественным реалиям. Административные решения исполнительных органов власти привели к созданию административных прецедентов, за которыми фактически признается нормативная сила.

Возрастает также и значение судебной практики, оказывавшей все большее воздействие на развитие правовых институтов в тех странах континентальной правовой системы, где исторически судебный прецедент не признавался источником права, но решения высших судов по своему фактическому значению приобретали свойства прецедента. Наивысшую правотворческую роль играет судебное решение, выносимое в связи с толкованием законов.

Особое место среди источников права заняли решения конституционных судов, созданных под влиянием США после второй мировой войны во многих странах Европы и Азии (Италии, Японии, ФРГ, Индии, странах Латинской Америки и др.). Институт судебного конституционного контроля и созданные в процессе его осуществления конституционные доктрины способствовали «правлению права», укреплению либерально-демократических устоев политической жизни общества.

Эволюция системы современного капиталистического права. Четыре тенденции характеризуют развитие системы права современных стран. Первая проявляется в дифференциации системы законодательства и дроблении традиционных отраслей права (гражданского, административного

и др.) и появлении новых отраслей законодательства: семейного, патентного, авторского, банковского, страхового и т. д.

Другая тенденция заключается в тесном переплетении гражданскоправовых (диспозитивных) и административных (императивных) методов правового регулирования, что означало стирание четких граней между административным и гражданским правом, различий между публичным и частным правом.

Необходимость единообразного регулирования всей совокупности сложных экономических отношений привела к появлению комплексных отраслей права: «экономического права» во Франции и Бельгии, «делового права» в США, «хозяйственного права» в Германии. В юридической литературе входят в употребление новые правовые конструкции: предпринимательское право, хозяйственное право, деловое право, экономическое право, право торгового оборота и т. д.

Третья тенденция заключается в сближении региональных правовых систем, отражая объективные потребности развития мирового хозяйства, прежде всего, транснациональных компаний (ТНК), заинтересованных в единых правовых подходах при регулировании аналогичных экономических, финансовых отношений во многих странах мира. Интеграционные процессы в экономике породили усиление единообразия в праве разных регионов, привели к ослаблению контрастов между мировыми правовыми системами - континентальной, англосаксонской, мусульманской, индусской и пр.

Четвертая тенденция (особенно после второй мировой войны) заключается в значительном воздействии норм международного права на внутреннее право отдельных стран, их конституционное законодательство и всю правовую систему в целом, что было обусловлено глобализацией права, возникновением и распадом социалистического лагеря, активизацией национально-освободительного движения в странах Азии, Африки и Латинской Америки, а также развитием традиционного права в развивающихся национальных системах. В послевоенный период сложились новые геополитические условия, в которых невозможно обособленное существование замкнутых государственных образований. Вторая мировая война явилась катализатором в процессе создания межрегиональных экономических корпораций и общественно-политических объединений. Дипломатическая практика предвоенного периода показала, что

противостоять агрессивным внешнеполитическим устремлениям отдельных государств либо их союзам может только мировое и региональные сообщества. Поэтому после окончания второй мировой войны возникла объективная необходимость в создании надгосударственных структур, способных осуществить функции гаранта политической стабильности в регионе и в мире в целом. Эффективным средством достижения этой цели стало межгосударственное и межнациональное законодательство,

отразившее тенденцию глобализации правового развития.

Реализация (имплементация) норм международного права

осуществляется различными путями: ратификации и официальной публикации соответствующего международного договора (Франция), издания специального нормативного акта (Великобритания). Конституции ряда западноевропейских стран, особенно принятые в послевоенный период, исходят из принципа верховенства ратифицированного международного договора над внутренним законодательством.

Немаловажную роль в процессе унификации законодательства играют международные экономические и политические сообщества современных стран (Общий рынок и т. п.), в рамках которых вырабатываются многосторонние договоры, на основе которых государства-участники договора принимают либо корректируют соответствующее национальное законодательство (акционерное, патентное, антимонопольное и т. д.). Учредительные нормы международных политических и экономических сообществ нередко входят в национальное право стран-участников в силу самой ратификации договора, т.е. без принятия соответствующих нормативных актов (например, Римского договора 1957 г. о создании ЕЭС).

Итак, организационное становление европейского права относится к послевоенному периоду. Однако его история восходит к древнеримскому праву, которому было присуще деление на «право народов» и «цивильное право». В средние века идея европейской интеграции воплотилась в форме многочисленных политических союзов между монархами Европы, созданных в целях предотвращения внешнеполитических конфликтов. В начале XIX века И.Кант сформулировал идею создания европейской федерации как средства обеспечения мира на республиканских, демократических, правовых основах. В 1923 г. большой резонанс среди европейского сообщества вызвал лозунг Соединенных штатов Европы.

Современное европейское право осуществлялось сначала в рамках Организации объединенных наций. Его основы были сформулированы во Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей новые международные стандарты в области права. Государства, входившие в ООН, принимали на себя юридические обязанности по отношению к своим гражданам. В дальнейшем межгосударственная концепция прав человека уточнялась в международных конвенциях и пактах. На современном этапе в качестве неотъемлемых прав человека, признанных на международном уровне, рассматриваются: право на жизнь и личную безопасность, свободу мысли, религии и ассоциаций, право на невмешательство государства в личную жизнь своих граждан, запрет бесчеловечного обращения, жестоких наказаний, принудительного труда. Ко второму поколению прав человека относятся такие социальные гарантии, как право на образование и социальное страхование, на обеспечение психического и физического здоровья, на равноправие мужчин и женщин. На общеевропейском уровне был признан запрет на любые проявления дискриминации на национальной, расовой, религиозной, возрастной почве. В настоящее время дискутируется необходимость легитимного закрепления дополнительных прав, соблюдение которых должно гарантироваться европейскими государствами: на мир, на свободное развитие и здоровую среду обитания.

На современном этапе основным носителем европейского права является созданный в 1992 г. в Маастрихе Европейский союз. Объединяя 15 европейских государств, ЕС представляет собой конфедеративную организацию с постоянно действующими выборными учреждениями: Советом ЕС, Европарламентом и еврокомиссией. Европейское Сообщество обладает судебно-контрольными функциями. В соответствующих судебных инстанциях рассматриваются дела о невыполнении обязательств по Договорам сообществ, о причинении вреда со стороны организаций Евросоюза, даются разъяснения отдельным национальным судам по вопросам содержания и сферы применения права Сообщества. Европейское право включает следующие группы нормативных документов: договоры первичного учреждения Сообществ, включая договоры присоединения, общие принципы права, нормы обычного права, международные конвенции, документы Европейского суда, его общие и индивидуальные решения, договоры между государствами - членами Союза, судебные решения по вопросам выполнения условий этих договоров.

Европейское право включает в себя и совокупность экономических законодательных нормативных актов, предусматривающих общие принципы осуществления экономического сотрудничества и регулирования интеграционных процессов, что отражает процесс конституирования общего экономического и правового пространства в регионе.

К концу XX века сложилось понятие «общепризнанных прав человека», законодательно закрепленное более чем в 80 международных универсальных договорах, разработанных в рамках ООН.

Межгосударственное сотрудничество в области прав человека приобрело универсальный характер, детерминированное принятием Устава ООН и утверждением в качестве принципа международного права признания прав человека. В рамках ООН сложилась и развивается концепция межгосударственного сотрудничества в области прав человека, наиболее полно отраженная в Венской декларации и Программе действия, принятой Всемирной конференцией по правам человека 25 июня 1993 г.; создана широкая сеть международных механизмов и процедур и накоплен массив международных стандартов в области прав человека, т.е. конкретных обязательств государств международно-правового характера. Некоторые виды нарушения прав человека стали рассматриваться как международные преступления - совершаемые государствами тяжкие нарушения современного международного права, угрожающие международному сообществу в целом (геноцид, апартеид), а рассмотрение в международных органах нарушений прав человека (Страсбургский суд по правам человека и пр.) превратилось в эффективное средство давления на государства, совершающие подобные нарушения.

Наконец, стало активно развиваться региональное сотрудничество в данной области, наиболее разработанными системами такого сотрудничества являются европейская и межамериканская системы. В 1969 г. страны американского континента утверждают Американскую конвенцию о правах человека; африканские страны - члены ОАЕ - в 1981 г. приняли Африканскую хартию прав человека и народов; в 1994 г. в рамках Лиги арабских государств создана Арабская хартия прав человека.

Однако каждый регион имеет свои особенности по сравнению с международным законодательством. Например, Европейская конвенция предусматривает создание эффективной системы международного контроля за соблюдением прав человека в странах - участницах конвенции. В африканскую хартию включены т.н. коллективные права. Система межамериканского контроля распространяется не только на участников Конвенции, но при определенных условиях и на членов ОАГ, не присоединившихся к конвенции. Важный элемент исламского подхода заключается в том, что права человека, являющиеся «составной частью всего исламского порядка», имеют божественное происхождение, а потому «никакое правительство, никакая власть не могут ограничить, отменить или нарушить права человека, данные Аллахом, так же как никто не может поступиться ими». Азиатско-Тихоокеанский регион является единственным из определенных ООН географических регионов, в котором отсутствует собственная система защиты прав человека, ибо в силу обширности и неоднородности региона в нем отсутствует региональная политическая группировка типа ОАГ в Америке, Совет Европы в Европе, Африканский Союз в Африке.

Основные тенденции развития имущественных и договорных отношений в европейском праве XX века. Основной тенденцией развития гражданского права в XX веке являлось возрастание роли государственного регулирования и повышение значения институтов и конструкций частного права. В результате некоторые области гражданско-правовых отношений переносятся в сферу конституционного права, ибо это соответствовало интересам и потребностям общества в целом, ограждало от чрезмерного государственного вмешательства.

В большей степени эта тенденция коснулась вещного права. Собственность претерпела трансформацию из индивидуальной (абсолютной и никем не ограниченной) в социальный институт. Социализация собственности была реализована в правовых системах Англии. Франции, Германии и США.

XX век привнес в источники права дифференциацию в право собственности по объектам и субъектам. В связи с этим различают публичную и частную собственность. Субъектами права публичной собственности выступают государство, субъект федерации, муниципалитет, коммунальная община. Публичная собственность неделима и носит коллективный характер. В современных гражданско-правовых источниках исключительной государственной собственностью являются национальные парки, прибрежная полоса, пляжи. ценные природные ископаемые и пр. Под защитой государства, как правило, находится вода, почва, флора и фауна. В первой половине XX века и после второй мировой войны в Европе широко распространилась практика национализации. В первую очередь это было характерно для периодов социалистических революций, а также в процессе создания социалистического лагеря. Кроме радикальных вариантов национализации имели место и более умеренные, осуществленные государствами буржуазной демократии. Так, в Англии было проведена программа национализации общественно значимых, но убыточных отраслей: угольной, транспортной и электроэнергетической. Основным методом проведения национализации стал выкуп государством этих отраслей у прежних владельцев, а также создание общественных корпораций, в управлении которыми участвовали и представители профсоюзов. В качестве обязательных условий национализации современные законодательства европейских стран называют общественные интересы, законодательное закрепление, обязательную компенсацию, судебный порядок возмещения стоимости имущества в случае возникновения имущественных споров и претензий.

Дальнейшее развитие получил институт траста - доверительной собственности, возникший в Англии. Траст предполагает, что лицо, учредившее доверительную собственность, передает ее в управление другим лицам. Эта юридическая конструкция используется в целях защиты интересов недееспособных лиц, замужних женщин, а также благотворительных и иных учреждений. На основе трастов создаются различные инвестиционные объединения. В случае отчуждения доверительной собственности закон защищает права и интересы бенефициантов. Однако они лишь получали определенные выгоды, гарантированные правом справедливости, и не могли подавать иски для защиты своих прав. Таким образом, траст предусматривает расщепление собственнических прав между собственником (бенефициантом) и управляющим. Вещное право развивалось под влиянием корпоративного предпринимательства, что обусловило становление акционерного

(корпоративного) права. По мере развития рыночной экономики и интеграционных процессов возросло значение в праве юридических лиц. В системе общего права отсутствует понятие юридического лица. Фактически им являются акционерные общества. В послевоенный период обозначилась демократизация акционерного капитала, то есть юридически закрепленная возможность распространения ценных бумаг среди широкого круга лиц.

Важнейшие изменения произошли в сфере договорного права. В Романо-германской правовой системе обязательственное право

рассматривается в качестве центрального раздела гражданского права. Обязательство трактуется как обязанность одного лица совершать или не совершать какого-либо действия в интересах другого лица. Они могут возникать из закона или из деликта. Распространяется практика возмещения ущерба за угрозу возникновения деликта.

В современном праве расширяется и детализируется перечень убытков, подлежащих возмещению. В рамках германского права было разработано понятие «фиктивных» убытков. В этом случае исчисляются не только фактические убытки, но и потенциальные. Легитимно закрепляется новый вид обязательств - из необоснованного обогащения.

Важное значение продолжают сохранять обязательства из договоров. В юридической практике закрепляется правило, суть которого заключается в том, что обязательство не должно ущемлять интересы третьих лиц.

Несмотря на то, что в общем праве отсутствует дефиниция «обязательственное право», оно становится важнейшим элементом гражданского права Англии и США. Принцип свободы заключения договоров закреплен на конституционном уровне. Основным источником регулирования договорных отношений становится законодательство штатов. Закон закрепил новую разновидность договора - лизинг, сочетавший аренду- продажу товара. Новацией стал и договор о передаче научно-технической информации, обладающей коммерческой ценностью. Значительным изменениям подверглись традиционные договоры купли-продажи. Появилась продажа в кредит, с рассрочкой платежа, с аукциона и пр.

Вместе с тем в сферу гражданско-правовых отношений вторгаются нормы императивного характера, что было обусловлено широким распространением административных договоров.

Основные изменения в семейном праве современной Европы. Семейное право традиционно рассматривается в качестве важнейшего института частного права. Поэтому источниками регулирования правоотношений в этой области являются гражданские кодексы или иные акты гражданского законодательства, а также судебная практика по семейноимущественным делам. В Германии и Испании функционируют унифицированные нормы брачно-семейных отношений. В Англии и США параллельно сосуществуют несколько систем правовых норм, регулирующих данную сферу отношений. Это обусловлено многоуровневой системой национального законодательства. Так, в США функционируют как общефедеральные нормы, так и законы отдельных штатов, где наблюдаются значительные различия. С точки зрения источников, регулирующих семейные отношения, можно выделить страны, где эти нормы включены в гражданские кодексы и те, где функционируют обособленные законы о браке и семье.

Основной тенденцией развития брачно-семейного законодательства стала его демократизация. В 1960-70-х гг. во многих европейских странах были осуществлены реформы семейного права. Это стало результатом социальной и политической активизации молодежи и женщин, а также следствием охватившего Европу феминистского движения. Спор между гражданским и церковным браком закончился в пользу последнего.

Законодательство многих европейских стран подчеркивало, что брак является светским, а не религиозным институтом. В современном праве доминирует представление о браке как договоре, который, в силу определенных обстоятельств, может быть признан недействительным (например, когда один из супругов ввел другого в заблуждение относительно его материального положения).

В юриспруденции распространено мнение о том, что брак - это правоотношение, порождающее юридический статус. Данный тезис используется для обоснования государственного вмешательства в эту сферу гражданского права. Возраст брачного совершеннолетия в разных странах колеблется в значительных пределах: от 21 года для мужчин (в некоторых штатах США) до 12 лет у женщин (в Испании).

Повсюду запрещены браки между родственниками по восходящей и нисходящей линиям, а также между братьями и сестрами. Но законодательство различных европейских стран отличается разной степенью консерватизма. Так, в Швеции запрещены браки лишь между ближайшими родственниками. А в Ирландии запрет касается 28 степеней родства. Важнейшим условием заключения законного брака является ставшее традиционным для Европы требование к супругам не состоять в другом браке. В последнее время в законодательстве ряда европейских стран выдвигаются нетрадиционные требования к брачующимся, например, принадлежность к разному полу вступающих в брак. Это требование нашло отражение в английском брачном законодательстве. В Голландии, напротив, законодательно разрешено заключение однополых браков. В законодательстве ряда стран встречаются требования и ограничения относительно состояния здоровья вступающих в брак. В ряде американских штатов сохраняются ограничения временного характера на вступление в повторный брак обвиненного в супружеской неверности (если это стало причиной развода).

Новацией в XX столетии стало признание равного статуса в браке мужчин и женщин. Супруги стали рассматриваться как полноправные партнеры. Наиболее отчетливо тенденция либерализации проявилась в практике расторжения брака. Доказательств виновности одной из сторон не требуется. Хотя в некоторых штатах это правило действует до сих пор. В целом современное законодательство признает свободу развода. В Италии возможность развода была признана лишь в 1970 г., в Португалии - в 1976 г., а в Испании - в 1981 г.

В некоторых странах для получения развода достаточно заявления об этом обоих или даже одного из супругов. Примером такого подхода может служить Швеция, где в случае одностороннего заявления развод оформляется по истечению 6-месячного срока, даже если у супругов имеются несовершеннолетние дети. Однако и это ограничение не применяется, если супруги не проживали вместе в течение двух лет. В большинстве стран основанием для развода служит распад брака, признаками чего являются раздельное проживание супругов, разногласия между ними, супружеская неверность, жестокое обращение, злоупотребление алкоголем, уход из дома одного из супругов и пр. Во Франции брак может быть расторгнут вследствие прекращения семейной жизни, когда супруги не живут вместе в течение шести лет или когда один из супругов в течение такого же срока страдает психическими заболеваниями. Это так называемые «безвинные» основания для развода, к которым относится и несовместимость характеров.

Непосредственное решение о разводе принимают либо суды, либо органы регистрации актов гражданского состояния. В современной юридической практике существует понятие судебной сепарации (разлучения) супругов. Основанием разлучения могут являться брачные правонарушения: супружеская неверность, жестокое обращение и пр. В Англии и Франции решение о сепарации нередко используется в качестве промежуточной меры перед оформлением развода.

Расторжение брака влечет целый ряд юридических последствий для бывших супругов и их детей, затрагивающий раздел имущества и содержания. На регламентацию алиментирования повлияла утрата представлений о разводе как меры наказания за вину. Поэтому во многих европейских странах устанавливается одинаковый размер материальной помощи, которую должны оказывать супруги друг другу. При этом учитываются состояние здоровья, возраст, длительность брачных отношений, материальные нужды и потребности разведенных, наличие несовершеннолетних детей.

Уравниваются имущественные права супругов. Закон уделяет внимание регулированию как личных, так и имущественных отношений супругов. Наиболее обстоятельно регулируются вопросы режима имущества супругов. Порядка управления им и предоставление содержания. В современном европейском праве существует три вида правового режима имущества супругов: общности владения, раздельного владения и смешанный тип, который часто называют режимом «отложенной общности». Юридическим основанием применения того или иного режима являются брачный контракт либо соответствующие статьи закона (легальный режим). Средством защиты личных имущественных прав супругов стал рассматриваться брачный контракт. Он регламентирует статус добрачного имущества мужа и жены, режим имущества, нажитого в браке, а также имущественные санкции в случае развода. Легальный режим общности имущества предусмотрен в законодательстве Франции, Испании, некоторых американских штатов. Режим раздельного владения доминирует в ФРГ, Финляндии, Швеции, Дании и Норвегии.

Права и обязанности супругов регулируются по-разному в различных европейских странах в зависимости от степени либеральности семейного права. Так, в Англии господствует традиционное представление о том, что обеспечение жены всем необходимым и предоставление ей содержания является основной обязанностью мужа.

Демократизация коснулась и сферы отношений между детьми и родителями. Происхождение ребенка, рожденного в браке, устанавливается путем регистрации новорожденного с указанием его отца и матери по обоюдному согласию супругов. Установление родителей детей, рожденных вне брака, осуществляется их легитимацией путем вступления в брак родителей после их рождения, а также на основании добровольного заявления мужчины о признании отцовства. Законом допускается практика установления отцовства в судебном порядке. Несмотря на улучшение статуса

внебрачных детей, между ними и законнорожденными сохраняются

различия. Наиболее четко это проявляется в сфере наследственного права. Многие европейские государства не присоединились к международной Конвенции о правах детей, рожденных вне брака, от 1975 г. Этот документ декларировал равные права детей независимо от статуса законно- или незаконнорожденных.

Комплекс прав и обязанностей родителей связан с их взаимным алиментированием. Как правило, алименты на содержание детей выплачиваются родителями, проживающими отдельно, до достижения детьми совершеннолетия. После этого дети в свою очередь в предусмотренных законом случаях обязаны содержать родителей.

Во многих правовых системах устанавливается юридическая ответственность родителей за противоправные действия несовершеннолетних детей. Законодательное признание получают права детей на гуманное обращение, на среднее образование и пр. Их нарушение со стороны родителей влечет уголовную ответственность последних.

Развитие социального и трудового законодательства новейшего времени в Европе и США. Социальное и трудовое законодательство уходят своими корнями в XIX столетие - время бурного развития промышленной индустрии и становления новой социальной структуры общества, связанной с индустриализацией. Тогда рабочие впервые осознали потребность в законодательной регламентации и защите своих прав. В XX веке конституционное признание и закрепление получили социальноэкономические и культурные права граждан: на труд и свободный выбор профессиональной деятельности, на социальное обеспечение, на отдых, на безопасные условия труда, на защиту материнства и детства, на забастовку, на образование и пр. Подобные гарантии впервые декларировались в социалистических конституциях, а затем широко распространились в конституционном праве Германии, Франции, Испании, Италии и Португалии.

В 1948 г. социально-экономические права были признаны на международном уровне, что отразилось в тексте Всеобщей декларации прав человека. Они были детализированы в последующих документах европейского сообщества.

К послевоенному периоду относится формирование «третьего поколения» прав человека: на здоровую окружающую среду, на достойный уровень жизни, на пользование природными национальными богатствами и многие другие.

Важнейшей задачей социального законодательства является поддержание социальной стабильности и гражданского мира посредством предотвращения потенциальных социальных конфликтов. Необходимость социальной интеграции для эффективного эволюционного развития общества воплотилась в концепции солидаризма. Ее положения закреплены в новейших конституциях европейских стран. Принципиальной новацией стало введение понятия социального государства, что предполагает государственную поддержку определенных слоев населения.

Основа современной социальной политики - это распределение бремени социальных проблем между личностью и государством.

В начале XX века стало формироваться как самостоятельная отрасль трудового права. Первоначально трудовые отношения регулировались путем подписания договора (соглашения) между наемным работником и работодателем. Государство практически не вмешивалось в отношения, возникавшие между работником и предпринимателем. В 1920-30 гг. под давлением рабочего движения и под влиянием распространившейся социал- демократической доктрины создается система социального страхования, отличавшаяся тогда примитивизмом. Страховки предусматривались только в случае болезни, нетрудоспособности и инвалидности. В рамках этой тенденции в США были приняты законы Вагнера 1935 г. и Тафта-Хартли 1947 г., они регламентировали содержание коллективных трудовых договоров, правовой статус профсоюзов, продолжительность рабочего дня; предусматривались меры по охране труда женщин и подростков.

Значительная демократизация трудового законодательства наблюдалась в послевоенный период, когда принимаются законы об уравнении оплаты труда женщин и мужчин, о профсоюзах, о профессиональном обучении, о компенсациях. Быстрыми темпами развивается социальное обеспечение, важнейшим элементом которого стало пенсионное законодательство, претерпевшее эволюцию от установления пенсий в случае получения производственных травм или увечий до всеобщего пенсионного обеспечения.

Интересно проследить основные этапы становления американского социального законодательства, так как наблюдаются существенные различия между предметом социального законодательства в Европе и США. В англосаксонском праве приоритетное значение имеют личные и политические права, а в европейском континентальном праве традиционно большее внимание уделяется социально-экономическим правам. В юридической литературе обоснованно констатируется факт неприсоединения США к ряду важнейших международных пактов по правам человека. Это связано не с пренебрежением американского законодателя к общечеловеческим ценностям, а с тем обстоятельством, что интерпретация социальных законов Верховным судом США привела к превращению социальных прав в фундаментальное право страны.

В США на рубеже XIX-XX веков большинство законодательных предложений, предусматривавших позитивную реализацию социальноэкономических права, были отвергнуты как несоответствующие конституции. В стране господствовало представление о том, что реализация социально-экономических прав зависит не от принятия новых законов, а от уровня экономического развития. Следовательно, гарантии не имеют юридического характера и не могут обеспечиваться средствами судебной защиты.

Американская концепция прав человека отрицала социальные права, поскольку невозможно их точно определить и создать эффективный механизм защиты. Американскими юристами и политиками утверждалось, что права и свободы в американской традиции - это сферы деятельности индивида, свободные от вмешательства государства. В большей степени права человека рассматривались как естественное и субъективное право.

Однако уже тогда этот подход стал пересматриваться. Профсоюзы приобрели легальный статус, принимается закон об охране окружающей среды, неограниченная ранее свобода предпринимательской деятельности ставится под контроль общества. Постепенно приходит осознание того, что конфликт между экономикой и правом существует. Это стало отправной точкой развития социального законодательства в США.

Эволюция уголовного и процессуального права в новейшее время. Развитие уголовного права в XX столетии было вызвано изменившимися общественно-политическими и экономическими условиями, демократизацией, появлением новых форм собственности, усложнением процессуальных норм и пр. Во многих европейских странах основной тенденцией развития уголовного права стала его дальнейшая систематизация. В результате были разработаны новейшие уголовные кодексы - УК ФРГ 1975 г., Примерный УК США, УК Франции 1994 г., УК Испании 1995 г. В каждой из этих стран сложилась своя концепция наказуемого поведения, собственные дефиниции преступления, принципы трактовки таких вопросов, как самооборона, крайняя необходимость, невменяемость, неосторожность и соучастие.

Изменилась структура предусмотренных законом преступлений. На первое место по тяжести вышли преступления против личности. Многие законодательные акты предусматривают преступления против человечества: геноцид, депортацию, массовые казни без суда и следствия, репрессии, пытки и акты жестокости и пр. Современный законодатель предусматривает уголовную ответственность за проявление сексуальной агрессии, проведение биомедицинских экспериментов над человеком без его согласия, за посягательство на его частную жизнь. Важной новацией стало введение уголовной ответственности юридических лиц: предпринимательских объединений и территориальных единиц. Законодательство новейшего времени ввело уголовную ответственность за терроризм, производство и сбыт наркотиков, компьютерные преступления и др.

Существенные изменения произошли в уголовном праве англосаксонской системы. В Англии отменяется существовавшее веками традиционное деление на фелонии и мисдиминоры. На территории США оно сохранено, но вводится новая классификация преступлений.

Одна из основных тенденций заключалась в либерализации карательной системы, в основе которой лежало стремление законодателя к гуманизации и оптимизации. В центре внимания юридической и политической общественности стоит проблема применения смертной казни.

Во многих европейских странах в 1960-х гг. произошла фактическая отмена смертной казни, а некоторые штаты приняли закон об ее отмене. Верховный суд США предусматривает возможность применения этой меры наказания при совершении тяжкого убийства. Но присяжные должны иметь возможность выбора между смертной казнью и пожизненным заключением. На современном этапе смертная казнь предусмотрена законодательствами 36 американских штатов, а также федеральным законом при совершении тяжких государственных, воинских и уголовных преступлений.

Современная система наказаний ориентирована на защиту интересов общества и социальную адаптацию преступников.

Значительному реформированию подверглась судебная система и уголовный процесс. В качестве гарантии от судебного произвола рассматривается суд присяжных. В США его статус закреплен 7-й поправкой к конституции. Важным элементом судебной системы суд присяжных рассматривается и в Англии. Подбор присяжных становится

централизованным, отменяется имущественный ценз, снижается возрастной ценз. Во Франции допускается участие в суде не 12, а 9 присяжных заседателей и необязательно их единогласное решение. В Англии суд присяжных рассматривает исключительно уголовные дела.

Функционирование суда присяжных остается одной из наиболее спорных проблем юриспруденции. Одни настаивают на необходимости его применения как гарантии от судебного произвола, ссылаясь при этом на национальные традиции. Другие подчеркивают низкий профессиональный уровень принятых ими решений, а также длительность судебного разбирательства и большие финансовые затраты.

Показателем уровня демократизма современной уголовнопроцессуальной системы является предварительная санкция суда на арест подозреваемого, обыски и другие следственные действия, подразделение доказательств на допустимые и недопустимые (полученные незаконным путем), а также право на защиту и презумпция невиновности.

Важным аспектом сближения уголовного законодательства является заключение международно-правовых конвенций по борьбе с уголовными преступлениями. Они создаются в целях борьбы с международными преступлениями (угонами воздушных судов, фальшивомонетничеством, наркобизнесом и пр.). Государства - участники подобной конвенции обязуются предусмотреть в своем национальном законодательстве соответствующие уголовно-правовые нормы. Таким образом, однотипные меры начинают функционировать в законодательстве стран романогерманской, англосаксонской и мусульманской правовых систем.

Несмотря на относительно общие закономерности и тенденции развития современного уголовного права, сохраняются значительные расхождения как концептуального характера, так и национально-правового. В концептуальном плане существует множество спорных вопросов, касающихся теории уголовно-процессуального права и практики применения этих норм. Современные исследователи подчеркивают, что несмотря на то, что мир соткан из локализованных систем уголовной юстиции, начинают усиливаться и противоположные тенденции.

В качестве доказательства самобытности и национальной специфики существующих уголовно-правовых систем можно рассмотреть уголовное право современных США и Германии.

Действующее американское право отличается сочетанием общего и статутного права. Однако в отличие от английской правовой системы с ее консервативным стремлением сохранить старые нормы и институты, американское общее право пошло по пути «гибкого правотворчества». Не менее значимой особенностью стало отсутствие единой уголовно-правовой системы, что обусловлено спецификой американского федерализма. На территории США функционируют 53 самостоятельные правовые системы: общефедеральная, 50 штатов, округ Колумбия, «свободно

присоединившееся» государство Пуэрто-Рико. Таким образом, правовой дуализм продолжает сохраняться и в XX столетии. В США нет общефедерального уголовного кодекса. Актом Конгресса от 25 июня 1948 г. основная масса ранее действовавшего законодательства была пересмотрена и включена в состав 18-го раздела Свода законов США «Преступления и уголовный процесс». Казуистика, описательный характер правовых норм, наличие архаичных положений послужили причиной острой критики этого источника со стороны юридической и политической общественности. Многочисленные отзывы сводились к признанию того обстоятельства, что свод непригоден для использования и несправедлив. Было предпринято несколько попыток реформирования источника, но все они оказались безуспешными.

Большую роль в регулировании уголовно-правовых отношений на федеральном уровне играют подзаконные акты, издаваемые президентом, министерствами и ведомствами федерального правительства. Как правило, они детализируют и конкретизируют содержание федеральных законов. Но иногда и они предусматривают меру ответственности за совершение того или иного деяния. Так, согласно исполнительному приказу президента Р.Рейгана в 1986 г., изданному против Ливии, те американцы, которые не покинули территорию этой страны, могли быть подвергнуты тюремному заключению сроком до 10 лет и штрафу в размере 50 тыс. долларов.

Действие федерального уголовного законодательства ограничено, так как оно применяется в случае совершения преступлений с «федеральным элементом», то есть в отношении федеральных должностных лиц, если затронуты интересы нескольких штатов; в случае посягательства на федеральные учреждения или службы либо Соединенных штатов в целом (измена, шпионаж). Оно также может применяться в случае совершения любого преступления, но произошедшего на территории федерального значения: в национальных парках, заповедниках, в суде, на военных объектах, на судах, плавающих под американским флагом. Федеральные уголовные законы имеют более широкую компетенцию. Главный принцип функционирования местного и общефедерального законодательства заключается в том, что первое не может противоречить конституции страны. Большое внимание вопросам наказания уделяется и в конституциях штатов.

Необходимость реформирования уголовного права была осознана американской юридической общественностью. В результате в 1962 г. был опубликован окончательный вариант проекта Примерного уголовного кодекса. Этот документ явился итогом тщательного анализа и обобщения норм статутного права и общего с учетом уголовно-правовой доктрины. По мнению американских правоведов, этот документ стал приглашением к правовой реформе, а не догматическим утверждением единственно правильного решения. Не случайно он был назван «Примерным» уголовным кодексом. К настоящему времени реформировано уголовное право большинства американских штатов, где были разработаны и приняты новые уголовные кодексы.

Для новейшего периода истории характерны не только существенные изменения в по - литических системах, конституциях, государственном праве современного общества, но и заметная эволюция всей его правовой системы.

Правовые семейства современного мира, испытывают те же воздействия, которые ха - рактерны для отдельных отраслей, но только с неодинаковым эффектом, поскольку главным и определяющим фактором в таких воздействиях становится сила сопротив - ления.

Обновление, которое произошло в праве стран Запада в XX в., особенно во второй его половине, затронуло как его форму, так и содержание . Оно придало ему новые пер - спективы и возможности активно воздействовать на общественную жизнь. Это обнов - ление связано прежде всего с развитием самого капитализма , вступившего в пост - индустриальную фазу.

На современном этапе развития право:

Используется для решения новых общественных задач , обусловленных

ускоряющейся информационной и научно-технической революцией, услож -

нившейся и модернизирующейся экономикой, поисками разрешения старых

традиционных и вновь возникающих социальных противоречий.

Отражает меняющееся соотношение демократических и реакционных сил на международной арене, региональную политику и набирающие силу интегра - ционные процессы в сфере экономики и политики.

Проявляет черты, не свойственные ранним этапам развития капитализма и в то же время видоизменяет классические правовое принципы . Так, характер - ный для права в XVIII в. индивидуализм сменяется сильной социально-право-вой политикой.

изменяет свое назначение .Так,основная цель права в современных услови-ях состоит не только в защите социополитической структуры, но и в том,

чтобы, сохраняя это общество, трансформировать его, приспосабливая к но - вым общественным потребностям .


Процесс развития права в одних странах характеризовался высокой степенью право -

вой преемственности, в других он ознаменовался крупными реформами законода -

тельства. Но в целом всем правовым системам современного западного мира присущ


резкий рост самой сферы общественных отношений, требующих правового регулиро - вания, увеличение правотворческой активности государственных органов, возраста - ние роли юридической формы общественных отношений, ориентация на право как на

общепризнанную и самостоятельную ценность (идея правового государства).

Демонстрируя более высокую (по сравнению с политическими системами и государ -

ством) степень стабильности и преемственности, право в странах Запада в XX в. от -

личается большой приспособляемостью, гибкостью, способностью регулировать об -

щественные отношения при разных государственных режимах и при крутых поворо -

тах в политике правящих кругов отдельных государств.

Общие тенденции:

Расширение источников права, в особенности делегированного законода-

тельства (законодательства во исполнение законов по инициативе исполни - тельной власти).

Воздействие усложненного устройства государства,в частности,возникно-вение практики законодательства на конкурирующей основе в условиях

федеративного государственного объединения либо на базе остаточной ком-

петенции субъекта федерации и т. д. Сегодня в мире насчитывается около 25 федераций. Влияние их на систему источников права вполне определенное.

Видоизменение некоторых социальных функций права .Помимо его ос-

новной роли в регулировании конфликтов и поддержании социального кон - троля в обществе, все возрастающую роль приобретает функция социаль - ной защиты во всех ее сегодняшних внеправовых(негосударственных)ор-ганизационных формах и процедурах.