С 11 августа 2014 года официально действуют новые программы подготовки водителей 2014 года. Они предусматривают ряд новых требований к автошколам, условиям обучения и преподавателям. В Приказе Минобрнауки РФ от 26.12.2013 № 1408 «Об утверждении примерных программ проф. обучения водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий» установлены условия реализации примерных программ. Эти программы включают организационно-педагогическую, кадровую, информационно-методическую и материально-техническую базу.

В данной статье указаны и разъяснены основные требования к автошколам. Это поможет подготовиться учебным заведениям к проверке и получению разрешения, а также тем, кто только собирается открыть автошколу. Она будет полезна и желающим отучиться на права, они же тоже имеют право знать, что по новым правилам должна им предоставить автошкола.

Требования к оборудованию

Техническая оснащенность образовательного учреждения включает в себя следующие компоненты:

  • технические средства обучения (TCO);
  • аппаратно-программные комплексы тестирования и развития психофизиологических качеств (АПК);
  • тренажеры первоначального обучения навыкам вождения (далее — тренажеры)2;
  • учебные транспортные средства;

ТСО должны включать в себя компьютер, средства отображения информации, а именно проектор, экран, монитор, магнитные доски, с соответствующим программным обеспечением.

В состав АПК должны входить рабочие места экзаменатора и кандидатов в водители, сетевое оборудование, системное и прикладное программное обеспечение с базой данных комплекта экзаменационных задач.

Тренажеры должны обеспечивать первоначальное обучение навыкам вождения, отработку правильной посадки водителя в ТС, ознакомление с органами управления и контрольно-измерительными приборами, отработку приёмов управления ТС. В учебном заведении должны быть тренажеры-манекены для отработки навыков оказания медпомощи.

Учебное транспортное средство должно быть оборудовано дополнительными педалями привода сцепления и тормоза, отдельным зеркалом заднего вида для ученика и отдельным — для инструктора, опознавательными знаками «Учебное транспортное средство», видеорегистратором.

Отдельно следует отметить, что обучение вождению транспортных средств категории «А» осуществляется только на закрытых от движения площадках и автодромах. А для обучения вождению лиц с ограниченными возможностями здоровья, ТС должны быть оборудованы соответствующим ручным или другим управлением, предусмотренным для таких лиц.

Кроме того, автошколы обязаны иметь комплект учебных пособий для занятий: методички, плакаты, видеофильмы. В доступном месте должен быть расположен информативный стенд с учебными планами, расписанием занятий, копией лицензии и копией нормативных актов о защите прав потребителей, книгой жалоб.

У автошколы должен быть официальный сайт, на котором она должна размещать информацию о себе, свои разрешительные документы, программы подготовки и прочее.

Требования к закрытой площадке (автодрому)

Основное требование указывает на то, что размер территории, предназначенной для практических занятий, должен составлять не менее 0,24 гектара. Площадка должна иметь ровное и однородное асфальтобетонное или цементобетонное покрытие, а также технические средства организации дорожного движения. Площадка должна иметь ограждение, которое будет препятствовать движению по ней посторонних ТС и пешеходов.

В целях имитации реальных условий движения на площадке должны быть размещены перекресток, пешеходный переход, железнодорожный переезд, светофор и дорожные знаки , а также нанесена дорожная разметка. Должны применяться также разметочные (ограничительные) конуса, разметочные стойки и стержневые вехи.

Для мотошкол с сентября 2016 еще оно требования: длина площадки должна быть порядка 100 метров, ведь для проведения элемента «Скоростное маневрирование» нужно 80 метров, да еще где-то и затормозить нужно.

Запись практического экзамена

Транспортные средства для практического экзамена должны быть оснащены средствами аудио- и видеозаписи. Такая запись должна вестись в отношении:

  • дорожной обстановки спереди и сзади автомобиля;
  • водителя и лица, находящегося за дублирующими педалями;
  • дублирующих органов управления;
  • панели приборов (спидометр, указатели поворота и прочее);
  • экзаменатора (для фиксации команд).

Требования к преподавателям автошкол

Теперь преподаватели автошкол должны иметь высшее профессиональное образование либо среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения и к тому же дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика» без предъявления требований к стажу работы. Преподаватели и автоинструктора должны знать не только психологию и оперировать методами убеждения учеников, но и знать Конвенцию о правах ребенка. К тому же на согласовании сейчас находится профстандарт для автоинструкторов, поэтому могут появиться и новые требования .

Таким образом, обычные автолюбители не смогут теперь стать инструкторами автошкол. Кроме того, изменились и требования к лицам, принимающим экзамены. Так, рядовой инспектор не сможет этого сделать.

С рекомендациями Минобрнауки РФ об организации учебного процесса и более подробными требования к материально-технической базе Вы может ознакомиться . О том, как подать заявление о проверке и получения разрешения для дальнейшей деятельности автошколы можно узнать в статье «Как пройти проверку и получить заключение о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям».

Направляются для использования в практической деятельности к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств различных категорий, по их оснащению техническими средствами, а также к квалификации педагогических кадров, утвержденные Минобрнауки России и согласованные с Минтрансом России и МВД России (далее - Требования).

В целях повышения качества подготовки водителей транспортных средств, предлагаем:

1. Довести Требования и настоящую информацию до сведения руководителей образовательных учреждений и организаций, осуществляющих подготовку и переподготовку водителей транспортных средств.

2. Выдачу заключений о соответствии учебно-материальной базы для получения лицензий на осуществление образовательной деятельности, связанной с подготовкой водителей транспортных средств, осуществлять с 1 июля 2009 года с учетом указанных Требований.

Приложение: на 11 л.

Требования
к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств различных категорий, по их оснащению техническими средствами
(утв. Министерством образования и науки РФ от 12 декабря 2008 г.)

Требования к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств различных категорий , по их оснащению техническими средствами являются обязательной частью требований к их учебно-материальной базе.

Требования к учебно-материальной базе образовательных учреждений включают в себя требования к:

наличию учебно-программной и методической документации;

оснащенности учебным оборудованием, учебно-наглядными пособиями, учебной литературой;

информационным материалам;

технической оснащенности образовательных учреждений.

В образовательном учреждении должна быть в наличии следующая учебно-программная и методическая документация:

примерные программы подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий, утвержденные в установленном порядке;

примерные программы переподготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий, утвержденные в установленном порядке;

рабочие программы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств различных категорий, утвержденные руководителем образовательного учреждения;

материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, утвержденные руководителем образовательного учреждения.

Перечень требований к оснащенности учебным оборудованием, учебно-наглядными пособиями и информационным материалам представлен в Примерных программах подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий.

Перечень учебной литературы самостоятельно определяется образовательным учреждением.

Техническая оснащенность образовательного учреждения включает в себя следующие компоненты:

аппаратно-программные комплексы тестирования и развития психофизиологических качеств (далее - АПК);

тренажеры первоначального обучения навыкам вождения (далее - тренажеры) ;

учебные транспортные средства;

закрытые площадки для первоначального обучения вождению (автодромы, в т.ч. автоматизированные).

В образовательном учреждении должны быть в наличии следующие ТСО: компьютер, средства отображения информации (проектор, экран, монитор, ТВ и т.д.), с соответствующим программным обеспечением.

Требования к АПК

Аппаратно-программные комплексы тестирования и развития психофизиологических качеств водителя должны обеспечивать оценку и повышать уровень психофизиологических качеств необходимых для безопасного управления транспортным средством (профессионально важных качеств), а также формировать навыки саморегуляции его психоэмоционального состояния в процессе управления транспортным средством. Оценка уровня развития профессионально важных качеств производится при помощи компьютерных психодиагностических методик, реализованных на базе АПК с целью повышения достоверности и снижения субъективности в процессе тестирования.

АПК должны обеспечивать тестирование следующих профессионально важных качеств водителя:

психофизиологических (восприятие пространственных отношений и времени, глазомер, устойчивость, переключаемость и распределение внимания, память, психомоторику, эмоциональную устойчивость, динамику работоспособности);

свойств и качеств личности водителя, которые позволят ему безопасно управлять транспортным средством (нервно-психическая устойчивость, свойства темперамента, склонность к риску, конфликтность, монотоноустойчивость).

АПК для формирования у водителей навыков саморегуляции психоэмоционального состояния должны предоставлять возможности для обучения саморегуляции при наиболее часто встречающихся состояниях: эмоциональной напряженности, монотонии, утомлении, стрессе.

Технические требования к аппаратно-программным комплексам тестирования и развития психофизиологических качеств водителя утверждаются федеральным органом управления Госавтоинспекции.

Требования к тренажерам

Тренажеры, используемые в учебном процессе, должны обеспечивать:

первоначальное обучение навыкам вождения;

отработку правильной посадки водителя в транспортном средстве;

ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными приборами;

отработку приемов управления транспортным средством.

Требования к учебным транспортным средствам различных категорий

Требования к оборудованию учебного транспортного средства категорий "В", "С", "D", "ВЕ", "СЕ", "DE".

Учебное транспортное средство должно быть оборудовано:

дополнительными педалями привода сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза;

зеркалом заднего вида для обучающего;

опознавательными знаками "Учебное транспортное средство";

аппаратно-программным комплексом, обеспечивающим аудио-видеонаблюдение за проезжей частью, контрольно-измерительными приборами, основными и дополнительными органами управления автомобилем, действиями кандидата в водители и мастера производственного обучения (экзаменатора), а также регистрацию и хранение полученной информации. Технические требования к оборудованию учебных транспортных средств аппаратно-программными комплексами утверждаются федеральным органом управления Госавтоинспекции.

Практическое обучение вождению транспортных средств категории "А" осуществляется только на закрытых от движения площадках и автодромах, требования к дополнительному оборудованию данной категории транспортных средств не предъявляются.

Транспортные средства, используемые для обучения вождению лиц с ограниченными возможностями здоровья, должны быть оборудованы соответствующим ручным или другим предусмотренным для таких лиц управлением.

Учебные транспортные средства регистрируются в установленном порядке.

Требования к закрытым площадкам (автодромам, в том числе автоматизированным) для первоначального обучения вождению транспортных средств

Закрытая площадка (автодром, в том числе автоматизированный) для первоначального обучения вождению транспортных средств должна иметь ровное и однородное асфальтобетонное покрытие, а также технические средства организации дорожного движения, обеспечивающие их круглогодичное функционирование.

Наклонный участок должен иметь продольный уклон в пределах 8 - 16% включительно, использование колейной эстакады не допускается.

Коэффициент сцепления колеса с покрытием автодрома (в том числе наклонного участка) должен быть не ниже 0,4.

В случае проведения обучения в темное время суток освещенность автодрома должна быть не менее 20 лк.

Размеры автодрома и его обустройство техническими средствами организации дорожного движения должны обеспечивать выполнение каждого из учебных (контрольных) заданий, предусмотренных Примерными программами подготовки водителей транспортных средств, а также Методикой проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами соответствующих категорий .

В целях имитации реальных условий движения на площадке оборудуются перекресток, пешеходный переход, железнодорожный переезд, устанавливаются дорожные знаки, светофор и иные технические средства организации дорожного движения, а также наносится разметка в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования", ГОСТ Р 51256-99 "Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования", ГОСТ Р 52282-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний", ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств".

Применяются также конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые.

Если размеры автодрома не позволяют разместить на его территории все учебные (контрольные) задания, предусмотренные Примерными программами подготовки водителей транспортных средств, а также Методикой проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами соответствующих категорий, необходимо иметь съемное оборудование, позволяющее разметить границы выполнения соответствующих заданий: конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые, столбики оградительные съемные, лента оградительная, разметка временная.

Автоматизированные автодромы должны быть оборудованы техническими средствами, позволяющими осуществлять контроль, оценку и хранение результатов выполнения учебных (контрольных) заданий в автоматизированном режиме.

Технические требования к оборудованию автодромов утверждаются федеральным органом управления Госавтоинспекции.

Требования к квалификации педагогических кадров

Требования к квалификации преподавателей по предметам: "Основы законодательства в сфере дорожного движения", "Основы организации перевозок", "Эксплуатация транспортных средств и организация пассажирских перевозок" и "Основы безопасного управления транспортным средством"

Преподаватель по предметам: "Основы законодательства в сфере дорожного движения", "Основы организации перевозок", "Эксплуатация транспортных средств и организация пассажирских перевозок" и "Основы безопасного управления транспортным средством" должен иметь:

высшее или среднее профессиональное образование;

действительное водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории.

Требования к квалификации преподавателей по предмету "Устройство и техническое обслуживание транспортных средств"

Преподаватель по предмету "Устройство и техническое обслуживание транспортных средств" должен иметь высшее или среднее профессиональное образование технического профиля.

Требования к квалификации преподавателей по предмету "Оказание медицинской помощи"

Преподаватель по предмету "Оказание медицинской помощи" должен иметь высшее или среднее профессиональное образование медицинского профиля.

Требования к квалификации мастера производственного обучения

Мастер производственного обучения должен иметь:

образование не ниже среднего (полного) общего;

документ на право управления транспортным средством соответствующей категории;

документ на право обучения вождению транспортным средством данной категории;

непрерывный стаж управления транспортным средством соответствующей категории не менее трех лет.

Преподаватели и мастера производственного обучения, не имеющие педагогического образования, и лица, вновь поступившие на работу, должны в течение года с момента утверждения программы пройти обучение по программе повышения квалификации "Педагогические основы деятельности преподавателя (мастера) по подготовке водителей транспортных средств".

Преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет.

Квалификационные требования к преподавателям

Преподаватель должен:

планировать, организовывать и осуществлять деятельность по теоретическому и практическому обучению;

обеспечивать материально-техническое оснащение занятий, включая проверку безопасности используемого оборудования;

оценивать результаты обучения посредством проведения контрольных занятий, зачетов и экзаменов;

участвовать в разработке рабочих программ, учебных планов, задач, тестов, упражнений по соответствующей теме;

осуществлять выбор и использовать современные учебники и учебно-методические пособия;

своевременно и качественно осуществлять обслуживание применяемого в обучении оборудования.

Квалификационные требования к мастерам производственного обучения

Мастер производственного обучения должен:

планировать, организовывать и осуществлять деятельность по обучению вождению;

проводить занятия по практическому обучению вождению на тренажерах и учебном транспортном средстве для отработки и совершенствования навыков вождения;

проводить практические занятия по техническому обслуживанию транспортных средств;

обеспечивать проверку технического состояния используемых транспортных средств и оборудования;

оценивать результаты обучения посредством проведения контрольных занятий и экзаменов;

анализировать занятия, принимать решения по коррекции целей, содержания, методов и средств обучения;

осуществлять выбор и использовать в процессе обучения современные учебники и учебно-методические пособия;

разрабатывать учебно-методические материалы для проведения занятий по практическому вождению;

изучать, оценивать и использовать инновационные образовательные технологии;

обеспечивать соблюдение санитарных норм, правил охраны труда и пожарной безопасности;

бережно относиться к учебному транспортному средству;

своевременно и качественно осуществлять техническое обслуживание транспортного средства.

Согласовано:

_____________________________

*(2) В качестве тренажера может использоваться учебное транспортное средство

Письмо Министерства образования и науки РФ и МВД РФ от 30 декабря 2008 г. NN 13/5-255, ИК-2218/03 "О требованиях к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств"

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня (с инструктором по вождению в Великом Новгороде ) вновь возвращаемся к теме, как правильно сдать автодром (закрытую площадку ) в ГИБДД и какие нас ждут упражнения. Сделаем первые выводы по сдаче автодрома в соответствии с новым регламентом, который вступил в силу с 1 сентября 2016 года.

Экзамены по новым правилам принимаются третий месяц. Все мы ожидали, что сдать экзамен на автодроме по новой программе станет сложнее, но все оказалось немного иначе. Самое важное изменение, что добавили два новых упражнения (элемента ), вернее одно новое, а второе изменили. Как помним, раньше на автодроме было пять обязательных упражнений, «Остановка и начало движения на подъеме» (эстакада ), «Въезд в бокс задним ходом» (гараж ), «Парковка транспортного средства и выезд с парковочного места» (параллельная парковка ), «Разворот в ограниченном пространстве» и «Змейка». На экзамене необходимо было выполнить три упражнения из пяти, которые назначались экзаменатором. В программе сдачи экзамена на автодроме с первого сентября 2016 года, эти упражнения тоже присутствуют. К ним добавили «Повороты на 90 градусов» и изменили «Змейку». «Повороты на 90 градусов» полностью новое упражнение (вернее элемент упражнения «Маневрирование в ограниченном пространстве» ), при его выполнении кандидату в водители необходимо выполнить последовательно левый, затем сразу правый повороты под углом 90 градусов, более подробно упражнение рассмотрим ниже.

Как уже было выше сказано остальные упражнения на автодроме (закрытой площадке) остались без изменений, за исключением их размеров и некоторых изменений при выполнении. Только одно из упражнений претерпело значительные изменения, это змейка. И возможно эти изменения, для сдающих экзамен, в лучшую сторону. Что представляла прежняя змейка можно посмотреть в статье - Сдаем автодром , при выполнении нового упражнения кандидату в водители теперь необходимо выполнить всего два плавных поворота, первый налево, затем направо. При ширине проезда 3.9 метра, выполнить упражнение не очень сложно. Если при изучении прежней змейки, нужно было затратить достаточно много времени, чтобы начать безошибочно выполнять упражнение, то скажем так, новую змейку, получается выполнить как правило с первого раза.

Конечно, читая новые правила приема экзамена на автодроме с первого сентября 2016 года, возникает ощущение, что упражнений больше, значит труднее сдать экзамен, прежде было три обязательных упражнения и одно можно было в случае неудачи переделать, сейчас необходимо выполнить все пять упражнений. Но обратимся к регламенту приема экзамена на автодроме. На экзамене, при сдаче автодрома, необходимо выполнить пять из шести упражнений, эстакада, гараж, параллельная парковка присутствуют обязательно, а вот элементы: повороты на 90 градусов, разворот в ограниченном пространстве и змейка, входят в упражнение «Маневрирование в ограниченном пространстве» и из этих трех элементов необходимо выполнить два, которые определяются экзаменатором. Посмотрим, в случае совершения каких ошибок, кандидат в водители получает оценку не сдал.

Проведение экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством.

113. Оценка «НЕ СДАЛ» выставляется, если кандидат в водители:

113.1. Не приступил к выполнению испытательного упражнения в течение 30 секунд после получения команды (сигнала) о начале его выполнения.

113.2. Сбил разметочное оборудование 3 и более раза.

113.3. Выехал по проекции габарита транспортного средства за границы участков испытательных упражнений, обозначенные линиями дорожной разметки 1.1 белого цвета или 1.4 1 желтого цвета и разметочными конусами (разметочными стойками) 2 , или наехал колесом на линию разметки, обозначающую границы участков испытательных упражнений, в зависимости от условий выполнения испытательного упражнения.

113.4. Пересек линию «СТОП» по проекции переднего габарита транспортного средства в случаях, когда остановка перед линией «СТОП» предусмотрена условиями выполнения испытательного упражнения.

113.5. Не пересек контрольную линию внешними габаритами транспортного средства в случаях, когда пересечение контрольной линии предусмотрено условиями выполнения испытательного упражнения.

113.6. Отклонился от заданной траектории движения, предусмотренной условиями выполнения испытательного упражнения.

113.7. Допустил остановку двигателя 3 и более раза.

113.8. Остановился до соответствующей линии разметки на расстоянии, превышающем контрольное значение.

113.9. Осуществлял движение задним ходом в случае, если движение задним ходом не предусмотрено условиями выполнения испытательного упражнения.

113.10. Превысил общее время выполнения испытательных упражнений.

113.11. При сдаче экзамена на право управления транспортными средствами категорий «М», «А» или подкатегории «А1» превысил время выполнения элемента упражнения N 1 «Скоростное маневрирование».

113.12. При сдаче экзамена на право управления транспортными средствами категорий «М», «А» или подкатегории «А1» коснулся ногой (ногами) поверхности площадки 3 и более раз в случаях, когда касание не предусмотрено условиями выполнения упражнения либо допустил опрокидывание транспортного средства.

113.13. При выполнении упражнения «Остановка и начало движения на подъеме» допустил откат транспортного средства на подъеме более чем на 0,3 м.

113.14. При выполнении упражнения «Проезд регулируемого перекрестка» проехал перекресток (выехал на перекресток) либо пересек линию «СТОП» по проекции переднего габарита транспортного средства при запрещающем сигнале светофора.

113.15. Покинул экзамен (отказался от выполнения испытательного упражнения).

Раньше при подготовке к экзамену и на самом экзамене вызывало определенную трудность, остановка перед стоп-линией, которая присутствовала в начале каждого упражнения и по окончании выполнения, змейки, разворота в ограниченном пространстве. Трудность, в первую очередь была связана с тем, что при недостаточном навыке управления транспортным средством и желании разместить правильно автомобиль в начале упражнения, учащимся было довольно трудно это сделать. Сейчас стоп-линии полностью не исчезли, но их стало меньше.

Также уменьшилось количество обращений к стояночному тормозу, во время выполнения упражнений, теперь при остановке достаточно зафиксировать транспортное средство в неподвижном состоянии.

Важно, что комплекс упражнений на автодроме, во время экзамена в ГИБДД, проводится на время. В зависимости от конфигурации закрытой площадки, время рассчитывается по формуле, но могу заверить, времени на то, чтобы выполнить все упражнения хватит с запасом.

Рассмотрим теперь упражнения более подробно.

Общие указания.

Выполнение комплекса упражнений на автодроме начинается от линии «СТАРТ» (стоп-линии ). Вам необходимо поставить автомобиль, чтобы передний бампер не пересекал стоп-линию. Упражнения завершаете полной остановкой, у линии «ФИНИШ».

Маневрирование в ограниченном пространстве.

Выполнение элемента «Змейка».

По новой программе, перед началом и завершением выполнения упражнения «Змейка», останавливаться теперь не нужно. Кандидат в водители подъезжает к началу упражнения и сразу приступает к его выполнению, поочередно совершая левый и правый повороты по заданной траектории, по завершению, покидает упражнение.

Как уже писал выше, упражнение упростилось и для того, чтобы правильно выполнить змейку, необходимо выбрать правильную траекторию. Все наверное помнят, что при повороте, задние колеса автомобиля, пытаются «догнать» передние колеса по короткой траектории. Поэтому, чтобы этого не случилось во время выполнения змейки, необходимо до первого поворота двигаться по возможности правее, после поворота налево, двигаться ближе к левому краю коридора змейки. Это основные рекомендации к данному упражнению.

Следующий элемент упражнения «Повороты на 90 градусов» (с 1 сентября 2016 года ).

Выполнение элемента «Повороты на 90 градусов».

Как и при выполнении змейки, останавливаться перед началом и завершением выполнения упражнения не нужно, кандидат в водители поочередно совершает левый и правый повороты под углом 90 градусов, по заданной траектории.

Чтобы выполнить «Повороты на 90 градусов», начинаем движение ближе к правой стенке проезда, как только левое зеркало заднего вида поравняется с конусом (1), быстро поворачиваем рулевое колесо до упора влево и продолжая движение выравниваем автомобиль (руль в положение прямо ) по возможности вдоль левой стенки упражнения. На следующем этапе, как только правое зеркало заднего вида поравняется с конусом (2), быстро выкручиваем руль до упора вправо, после выполнения поворота, снова выравниваем колеса (руль в положение прямо ) и завершаем упражнение.

Сегодня мы рассмотрели два новых элемента, упражнения «Маневрирование в ограниченном пространстве». В ближайшем обзоре, рассмотрим остальные упражнения, которые выполняются на экзамене по первоначальным навыкам управления транспортным средством на автодроме (закрытой площадке ). Если у Вас остались вопросы, пишите.

Проект приказа носит замысловатое название: «Об утверждении порядка определения соответствия условий для проведения теоретического экзамена и (или) экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством, имеющихся у организации, осуществляющей образовательную деятельность, установленным требованиям» . Что лежит за этой сухой формулировкой?

По разрабатываемым новым правилам приема экзаменов предлагается принимать теоретические экзамены и первоначальные навыки управления ТС на площадке (практический экзамен), на территории автошкол. Проект разработан с целью создания юридических и технических условий при которых инспекторы ГИБДД смогли бы принимать в самих автошколах, а не на базе существующих экзаменационных подразделений ГИБДД. А при наличии в автошколе автоматизированного автодрома, будет засчитываться успешно сданный практический экзамен.

Как сказано в пояснительно записке к проекту приказа МВД, «Реализация требований проекта приказа позволит экзаменационным подразделениям использовать учебно-материальную базу образовательных организаций при проведении теоретических экзаменов и (или) экзаменов по первоначальным навыкам управления транспортным средством, что положительно скажется на уровне удовлетворенности гражданами получаемой государственной услуги». То есть как предполагается, подобное использование учебно-материальной базы должно снизить нагрузку на подразделения Госавтоинспекции, в связи с чем должно улучшится качество предоставляемых услуг. Но в действительности, подобное использование чужих площадок, как считают эксперты, преследует другие цели, а именно сокращение расходов самого ГИБДД.

В связи с тем, что с 1 сентября этого года, отделения Госавтоинспекции РФ должны будут принимать экзамены по новым правилам, экзаменационные площадки должны соответствовать гораздо более жестким требованиям. Для принятия экзаменуемых потребуется дозакупка автомобилей для сдачи на права разных категорий и прицепов к ним. Необходимо арендовать или строить площадку для проведения практических экзаменов, оборудовать ее в соответствии с требованиями регламента. Плюс в этому потребуется приобретение компьютерной техники, на которой установлено необходимое программное обеспечение в те отделения ГИБДД, в которых она отсутствует. Прибавьте сюда закупку и установку видеорегистраторов на автомобили на которых будут сдавать на права, и необходимость согласно новому регламенту, обустроить площадку и прилегающую к ней территорию. Траты большие, проще перекинуть финансовую лямку на коммерческие автошколы. По данным экспертов суммы дооборудования для автошкол обойдутся в сотни тысяч, а то и миллионы рублей.

Краткий список требований, предъявляемых к автошколам для проведения экзаменов на права:

Н аличие лицензии на осуществление образовательной деятельности на право оказывать образовательные услуги по программам профессионального обучения

Н аличие автоматизированной системы для проведения теоретического экзамена, соответствующей утвержденного комплекта экзаменационных задач

З акрытую площадку или автодром (автоматизированный автодром)

Т ранспортные средства, отвечающие требованиям к транспортным средствам, используемым для проведения практических экзаменов

К опии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании помещений, используемых для проведения теоретического экзамена, и (или) закрытой площадки, автодрома (автоматизированного автодрома) для проведения практического экзамена

С ведения об автоматизированной системе (аппаратно-программном комплексе) для проведения теоретического экзамена (копии технической документации, технических условий, документов, удостоверяющих качество продукции (сертификаты соответствия))

Р азработанные образовательной организацией схемы организации движения, размещения и обустройства зон выполнения испытательных упражнений с указанием их размеров

С ведения о транспортных средствах, используемых для проведения экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории (если образовательная организация предоставляет транспортные средства).

    «Союз Автошкол» представляет полный список изменений, которые вносит в процесс обучения «Новый административный регламент»

В 2014 году началась реформа системы образования в автошколах, в рамках которой произошло введение новых стандартов обучения и ужесточение требований к автошколам .

Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.12.2013 №1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий» вступил в действие 11 августа 2014 года. Примерные программы включают организационно-педагогическую, кадровую, информационно-методическую и материально-техническую базу. Они предусматривают ряд новых требований к автошколам, условиям обучения и преподавателям .

Чтобы продолжить свою деятельность, автошколы должны пройти проверку и получить заключение от ГИБДД о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям. Основные требования к автошколам изменились . Это касается как оборудования для изучения теоретической части, так и закрытой площадки (автодрома). Основное требование для площадки указывает на то, что размер территории, предназначенной для практических занятий, должен составлять не менее 0,24 гектара. Транспортные средства для практического экзамена должны быть оснащены средствами аудио- и видеозаписи .

Изменились и требования к преподавателям автошкол. Теперь преподаватели автошкол должны иметь высшее профессиональное образование либо среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения и к тому же дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика» без предъявления требований к стажу работы. Преподаватели и автоинструкторы должны знать психологию и оперировать методами убеждения учеников . Сейчас на согласовании находится профстандарт для автоинструкторов, поэтому могут появиться и новые требования. Таким образом, обычные автолюбители не смогут теперь стать инструкторами автошкол.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 24.10.2014 №1097 изменен порядок получения водительских прав. Теперь экзамен можно сдавать в любом экзаменационном отделении ГИБДД России в независимости от места жительства и прописки. Получить водительское удостоверение можно также в любом подразделении Госавтоинспекции. Подготовиться к экзамену экстерном нельзя, к сдаче экзамена допускают только после окончания обучения в автошколе . После обучения в автошколе следует сдача внутренних экзаменов, являющаяся промежуточной аттестацией ученика. Без успешной сдачи внутренних экзаменов свидетельство об окончании автошколы не выдается. После этого следуют экзамены в ГИБДД. Те, кто сдал теоретический и практический экзамен на автодроме в ГИБДД, получают заполненный экзаменационный лист. С ним можно сдавать практическую часть в условиях реального дорожного движения – «город» . А затем и получить водительские права.

Пересдача теоретического или практического экзамена на площадке может быть проведена не раньше, чем через одну неделю после последней попытки . Количество попыток неограниченно. Практический экзамен в условиях реального города можно сдать не более трех раз с тем же промежутком в одну неделю. Те, кто не смог сдать экзамен трижды, будут допущены к экзамену не раньше, чем через 30 дней. Каждая следующая попытка допускается также через 30 дней после предыдущей. Теоретический экзамен действителен 6 месяцев, в этот период времени нужно уложиться сдать практический экзамен . Если практика не будет сдана в течение 6 месяцев, то теорию придется пересдавать снова. Ранее результаты теоретического экзамена были действительны три месяца.

Новые программы обучения в автошколах составлены по модульному принципу. Это базовый, специальный и профессиональный модули. Тем, кто получает право управления ТС впервые, нужно будет пройти все три этапа обучения. Тем же, кто хочет получить новую водительскую категорию, базовый уровень вновь проходить не нужно . Количество часов обучения на самую распространенную категорию «В» увеличилось со 156 до 190. Из них 130 часов отводится на теорию, 56 – на практику и 4 – на экзамен. В программе обучения появились новые предметы. Например, психологические практикумы по предотвращению и решению конфликтных ситуаций на дороге и оказанию первой медицинской помощи.

Экспертное обсуждение новых стандартов обучения состоялось на , который прошел в Общественной палате РФ в декабре 2015 года . Мероприятие проводилось Комиссией ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК совместно с «Союзом Автошкол» Москвы. Эксперты обсудили актуальные вопросы системы подготовки и допуска водителей к управлению автомобилями, обеспечение общественного контроля в сфере работы автошкол и порядок их аккредитации, профессиональные стандарты преподавателей и многие другие острые вопросы.

Участники конгресса вместе с представителями МВД РФ также обсудили ход выполнения поручений Президента РФ по обеспечению безопасности дорожного движения и реализации плана мероприятий по совершенствованию порядка исполнения государственных функций и процедур, связанных с приемом экзаменов на права. В рамках отдельной сессии рассматривались проблемы дополнительного профессионального обучения водителей, работающих на коммерческом автотранспорте .

В итоге конгресса был выработан ряд предложений по совершенствованию системы подготовки и допуска водителей к управлению автомобилями.

Финальным этапом реформы образования водителей в России стал Административный регламент министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений. Административный регламент утвержден приказом МВД № 995 от 20 октября 2015 года. Он вступает в силу 1 сентября 2016 года .

Этого регламента ждали давно – в России изменились программы подготовки водителей, изменился порядок обучения водителей, к новому порядку добавились новые требования . Однако прием экзаменов в ГИБДД оставался на прежнем уровне, экзамены принимались на основании прежних действующих приказов МВД, которые не совсем подходили под новые стандарты подготовки водителей.

Регламентом изменены формы, методы и порядок проведения экзаменов на право управления транспортными средствами. Новшества основаны на международном опыте и направлены на повышение объективности оценки профессиональных качеств кандидата в водители .

При сдаче теоретического экзамена кандидатам в водители, допустившим одну ошибку либо допустившим две ошибки в разных тематических блоках комплекта экзаменационных задач, предоставляется возможность ответа на дополнительные вопросы. Теперь в случае одного неправильного ответа кандидат получит еще пять дополнительных вопросов из того же раздела комплекта билетов, ответить на которые будет нужно в течение 5 минут. В случае двух ошибок в двух разных тематических блоках кандидату в водители будет предоставлена возможность ответа на 10 дополнительных вопросов по пять из каждого блока в течение 10 дополнительных минут. Причем права на ошибку у него уже не будет .

При сдаче экзамена на площадке кандидату в водители нужно будет подтвердить приобретенные навыки управления транспортным средством, выполнив пять упражнений. При этом он находится в машине один, а экзаменатор контролирует ход выполнения упражнения, подает ему команды и фиксирует время выполнения упражнения секундомером. При спорных ситуациях время может быть проверено по записям регистраторов, которые установлены в экзаменационной машине. На автоматизированных автодромах время фиксируется автоматически. Упражнения адаптированы к сдаче экзаменов на автомобилях как с механической, так и с автоматической коробками передач .

Кандидатам в водители добавляется еще одно, шестое упражнение – проезд регулируемого перекрестка. Задание было добавлено по просьбе представителей автошкол, осуществляющих обучение на автоматизированных автодромах в связи с технологическими особенностями.

«Союз Автошкол» организовал пробные заезды по новому административному регламенту . На площадке одной из автошкол Союза все желающие могли попробовать сдать практический экзамен на площадке по обновленным правилам. Таким образом, изменения в порядке сдачи экзамена были проверены на практике.

В рамках круглого стола на тему «Анализ нового Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утвержденные приказом МВД РФ от 20 октября 2015 года. Общественное обсуждение его влияния на безопасность дорожного движения». Круглый стол проводился Комиссией по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ, Комиссией по безопасности Московской городской Думы, «Союзом Автошкол», Научно-методическим центром подготовки водителей при поддержке профильных министерств и ведомств.

«Союз Автошкол» дал экспертное заключение по новому административному регламенту . Председатель правления «Союза Автошкол» Москвы Александр Ачкасов считает, что новый регламент изменит систему приема экзаменов в лучшую сторону.

«Мы считаем новый регламент абсолютно правильным и своевременным. Такие нововведения, как ограничение времени на выполнение упражнений, позволят допустить к участию в дорожном движении только полностью подготовленных водителей. Также проведение экзаменов с использованием учебно-материальной базы автошкол поможет снизить нагрузку на экзаменационные подразделения ГИБДД и сократит очереди на сдачу экзаменов. Надеемся, что новый регламент положительно скажется на качестве подготовки водителей в стране и приблизит российскую систему автообразования к эталону», – подытожил он.

Основанные на многолетнем опыте изменения в системе допуска к управлению транспортными средствами требуют высокого уровня обучения в автошколе и ответственного подхода к процессу вождения со стороны водителя. Таким образом, реформы, проводимые за последние три года, должны значительно повысить уровень подготовки начинающих водителей, а значит повысить уровень безопасности дорожного движения в стране.