С 1 января 2018 года вступили в силу новые «Правила пограничного режима» , утвержденные приказом ФСБ России от 7 августа 2017 года № 454, передаёт пресс-служба погрануправления ФСБ по РК, пишет издание «Крымское информационное агентство ».

Вспомним, что учету в пограничных органах подлежат используемые во внутренних морских водах РФ (в пределах которых установлен пограничный режим) и в территориальном море РФ российские маломерные суда, подлежащие государственной регистрации в реестре маломерных судов.

Постановка на учет указанных судов осуществляется до нала их эксплуатации посредством уведомления по почте, факсимильной связи, электронной почте, или путём личного обращения в подразделение пограничного органа по месту их использования.

Суда, которые по своей массе или размеру не имеют возможность быть подняты на берег, разрешено содержать на воде поставленными на якорь или пришвартованными в пунктах базирования судов.

О смене пунктов базирования подразделение пограничного органа, в котором судно стояло на учете, уведомляется теми же способами, что и при постановке на учет.

Выход судов (средств) из пунктов базирования в море осуществляется только в случае уведомления подразделения пограничного органа владельцем судна не позднее, чем за 2 часа до выхода.

В случаях отказа от выхода или изменении времени выхода владельцы судов должны уведомить подразделения пограничного органа об этом до заявленного времени выхода.

По возвращении судов в пункты базирования их владельцы должны уведомить подразделение пограничного органа о фактическом времени возвращения.

В случае невозвращения судов в пункты базирования в установленное время владельцы судов не позднее, чем за час до предполагаемого времени возвращения уведомляют подразделение пограничного органа о причине несвоевременного возвращения.

Владельцам судов и лицам, находящимся на них, при выходе в море нужно при себе иметь документ, удостоверяющий личность (или копию страниц документа, удостоверяющего личность, содержащего установочные данные гражданина и реквизиты документа, удостоверяющего личность). Данное требование не распространяется на владельцев и лиц, находящихся на судах (не подлежащих учету в пограничных органах), используемых в светлое время суток на удалении не более 500 метров от берега в акватории, прилегающей к местам массового отдыха граждан.

Промысловая деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море РФ осуществляется с уведомлением подразделения пограничного органа по почте, факсимильной связи, электронной почте, или путём личного обращения в подразделение пограничного органа не менее чем за 2 часа до начала осуществления деятельности.

Уведомление подается однократно на весь промежуток времени осуществления деятельности, тем не менее не более чем на один календарный год.

В случае непоступления от подразделения пограничного органа подтверждения в получении уведомления «о постановке на учет» , «смене пристани, причала, другого пункта базирования» и «об осуществлении промысловой деятельности» владелец судна проверяет по телефонной связи получение указанного уведомления.

Уведомление владельцем судна подразделения пограничного органа о выходе судов из пунктов базирования в море, отказа от выхода, по возвращению в пункт базирования и в случае невозвращения в установленное время осуществляется по телефонной связи или радиосвязи.

Обновленные правила призваны установить благоприятный баланс, при котором, с одной стороны, приняты все необходимые меры по обеспечению безопасности государства, с другой – созданы оптимальные условия для осуществления жизнедеятельности на режимной территории.

Подробно ознакомиться с нормами и правилами данного приказа можно в сети Интернет, текст документа находится в свободном доступе.

Глава XVII . Организация безопасности плавания маломерных судов.

В целях безопасности плавания маломерных судов Советами Министров союзных и автономных республик, краевыми и областными Советами депутатов трудящихся устанавливаются «Правила пользования маломерными судами». Они действуют соответственно на территории этих республик, краев, областей.

В правилах устанавливается порядок эксплуатации маломерных судов, принадлежащих гражданам и организациям, не поднадзорных Регистру СССР и Речному Регистру.

В дополнение к «Правилам плавания по внутренним судоходным путям» и «Правилам предупреждения для столкновения судов в море» действие «Правил пользования маломерными судами» распространяется не только на судоходные пути и прибрежные зоны морей, но и на несудоходные водоемы, и на участки рек, озера и боковые речки, где нет движения транспортного или какого-либо другого флота, выполняющего народнохозяйственные задачи. По этим несудоходным водоемам обычно плавают только маломерные суда, предназначенные в основном для отдыха, туризма, спорта и других индивидуальных целей. Этими правилами регламентируется не только плавание или движение маломерных судов, но и устанавливается порядок эксплуатации баз-стоянок маломерных судов.

Правилами устанавливается порядок: регистрации маломерных судов; получения судовых билетов; номерных знаков; прохождения ежегодного технического освидетельствования на годность к плаванию; выдачи технических билетов. Могут указываться пункты технического осмотра. Правилами вводится в действие ряд нормативных документов по безопасности плавания и эксплуатации маломерных судов. Устанавливается порядок ответственности судоводителей этих судов за нарушение правил и порядок контроля за выполнением этих правил.

Правила предусматривают ответственность организаций и лиц, выдавших разрешение на выход маломерных судов с баз, в том случае, если судоводителями этих плавсредств не были выполнены все требования, обеспечивающие безопасность плавания. Причем каждый выход маломерного судна в плавание, планируемое время возврата на базу и фактическое время возвращения его должны отмечаться в специальном журнале по месту базирования.

Устанавливается порядок несения сигнальных огней на судах мощностью менее 25 л. с.; движения маломерных судов в местах, где большая интенсивность и плотность движения и т. д, порядок выдачи удостоверений на право управления маломерными судами и порядок прохождения судоводителями маломерных судов очередных проверок знаний.

§ 77. Движение и стоянка маломерных судов.

Правила пользования маломерными судами накладывают дополнительно ряд требований и устанавливают порядок эксплуатация маломерных судов, которые судоводитель маломерного судна во время движения и стоянки должен выполнять.

Правила предусматривают, что во всех случаях маломерные суда - катера, моторные и гребные лодки, парусные яхты и байдарки - не должны мешать движению транспортного флота, обязаны держаться ближе к кромке судового хода, во всех случаях заранее уходить в безопасную для них сторону, а где позволят условия - за кромку судового хода.

Этими правилами запрещается:

Выход в плавание и эксплуатация маломерных моторных, парусных и моторно-парусных судов при отсутствии у судоводителей этих судов следующих действительных документов: удостоверения на право управления судном с талонами нарушений и судового билета с техническим талоном о прохождении очередного ежегодного технического освидетельствования на годность к плаванию;

Движение моторных, парусных и гребных судов в тумане или других неблагоприятных метеорологических условиях, когда из-за отсутствия видимости ориентирование невозможно;

Пользоваться моторными, парусными, гребными и другими маломерными судами при нарушении требований и норм, установленных «Правилами навигационно-технического надзора за маломерными судами», внесенных в судовой билет и технический талон и обязательных для выполнения организациями и гражданами, эксплуатирующими маломерные суда;

Подходить гребным, парусным и моторным судам к транспортному и техническому флоту, пересекать им курс или следовать рядом;

Самовольная подбуксировка моторных, парусных, гребных лодок и катеров к транспортному, техническому и вспомогательному флоту (баржам), шаландам, земснарядам и т. д.;

Стоянка маломерных судов у пассажирских судов и дебаркадеров и около других транспортных и технических судов и подход к ним;

Запрещается или ограничивается движение академических гребных судов, парусных и моторных гоночных судов, гребных прокатных судов на судовых ходах;

Управлять маломерными судами лицам в нетрезвом состоянии, а также перевозить на судах лиц в нетрезвом виде;

Устанавливать паруса на гребных лодках при отсутствии соответствующей записи в судовом билете;

Выходить на гребных лодках в темное время суток без сигнального белого фонаря при работе под мотором любой мощности без сигналов, записанных в судовом билете;

Заходить моторным, парусным и гребным судам на акватории, отведенные для купания и пляжей, огражденных поплавками, буйками, а также подходить к плавучим знакам судоходной обстановки и навигационного оборудования и швартоваться за них;

Передоверять управление судном лицу, не имеющему на это права;

Движение на больших скоростях у пляжей и мест, отведенных для купания, и заход на их акватории;

Создавать аварийную обстановку и осложнять маневрирование и движение транспортных судов и другого крупного флота;

Заниматься браконьерством и перевозным промыслом;

Купаться с катеров, лодок и яхт и раскачивать их;

Лежать в маломерном судне, оставляя без наблюдения окружающую акваторию;

Транспортировка и вывоз маломерных судов, принадлежащих организациям и гражданам, к водоемам без опознавательных знаков, без постановки их на учет при отсутствии судовых билетов и действительных технических талонов;

Пересаживаться с одного маломерного судна на другое во время нахождения их на акватории;

Остановка под мостами или около них;

Расхождение и обгон судов в местах расположения аварийно-ремонтных заграждений, заградворот, паромных переправ, а также в пролетах мостов и в подходных каналах при подходе к шлюзам.

Нельзя выходить в плавание:

При течи в корпусе, неисправности водонепроницаемых переборок или палубы;

При перегрузке судна сверх установленных норм;

При неисправном рулевом и якорном устройстве;

При несоответствии якорей, противопожарного, водоотливного, сигнального, штурманского и других средств и оборудования нормам или при неудовлетворительном их состоянии;

Применять два мотора вместо одного и слишком мощный двигатель, не соответствующий нормам, записанным в судовом билете.

За невыполнение установленного порядка плавания маломерных судов, за нарушение положений, регламентирующих безопасность судоходства и мореплавания, работники контрольных органов на воде имеют право оштрафовать виновных в зависимости от тяжести нарушения, исключая случаи, когда нарушение влечет за собой уголовную ответственность. Если нарушитель не уплатит штраф, то штраф взыскивают через суд.

Работники контрольных на воде органов могут приостановить плавание судна или вообще запретить выход судна в плавание, если дальнейшая эксплуатация судна опасна. Это может быть произведено отбором судовых документов и удостоверений на право управления судном, постановкой судна на близлежащей базе с опломбированием рулевого устройства и т. д.

За нарушение правил судоводители могут временно лишаться прав на управление мотолодками и катерами.

Перечень нарушений, за которые плавательский талон, выданный к удостоверению судоводителя маломерного судна, просекается компостером или отбирается один или вместе с правами:

Неправильное расхождение при встрече и обгоне, пересечение курса, несвоевременный уход с фарватера при встрече с транспортными судами, неподача отмашки;

Выход в плавание с техническими нарушениями и без гостехосмотра или в район, где судно не имеет права плавать, за удаление от берега сверх установленного расстояния;

Превышение пассажировместимости и грузоподъемности;

Нарушение зрительной или звуковой сигнализации;

Неоказание помощи терпящим бедствие. Оставление без наблюдения своего судна в положении «на ходу»;

Другие нарушения правил плавания, местных правил и правил пользования маломерными судами.

За управление судном в нетрезвом виде, за передачу управления судном лицу, не имеющему на это права, занятие перевозным промыслом судоводитель-любитель лишается удостоверения на право управления маломерным судном.

По истечении срока лишения прав на управление и перед возвращением их нарушителю производится проверка знаний судоводителя, если эти знания неудовлетворительны, может быть назначен новый срок для прохождения проверки знаний.

С начала 2015 года сотрудники Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым пресекли более 30 нарушений российского законодательства в сфере соблюдения Правил пограничного режима. Самые распространенные из них - выход в море на плавсредствах, не поставленных на учет в пограничных органах, и выход в море без уведомления пограничной службы.

По данным пресс-службы Пограничного управления ФСБ РФ по Республике Крым, 16 апреля 2015 года в районе населенного пункта Семеновка двое братьев 1961 и 1971 г.р. промышляли ловлей рыбы на незарегистрированном судне и без уведомления пограничников о выходе в море. Рыбаки ходили в море по очереди. Одного из них задержали в 7 часов утра, второго в 14 часов. Рыбалка для нарушителей законодательства закончилась штрафами.

С целью недопущения совершения подобных правонарушений Пограничное управление ФСБ России по Республике Крым еще раз напоминает, что 15 октября 2012 года приказом ФСБ России № 515 утверждены Правила пограничного режима, в соответствии с которыми российские маломерные суда (кроме пассажирских, рыбопромысловых, наливных, нефтеналивных, буксирных, военных, судов и средств правоохранительных и контролирующих органов), используемые в пределах участков (районов) российской части вод пограничных водных объектов, внутренних морских вод РФ, где установлен пограничный режим, в территориальном море РФ, подлежат обязательному учету в ближайших подразделениях Пограничного управления и хранению в пунктах базирования.

Ставить суда и плавсредства на учет необходимо до начала их эксплуатации.

Перед выходом судов и средств из пунктов базирования в пределы участков российской части вод их владельцы обязаны не позднее чем за 4 часа до выхода и сразу по возвращении уведомить ближайшее подразделение пограничного органа.