Настоящий Закон в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации регулирует правоотношения в сфере социального партнерства в городе Москве в целях регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений и достижения общественного согласия.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

1. Социальное партнерство в городе Москве (далее - социальное партнерство) - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти города Москвы, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

2. Стороны соглашений - соответствующие профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами соответствующих профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, соответствующие объединения работодателей города Москвы, а также органы исполнительной власти города Москвы.

3. Система социального партнерства - совокупность трехсторонних (двусторонних) органов, формируемых работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами исполнительной власти города Москвы для реализации задач социального партнерства и заключаемых ими соглашений, коллективных договоров на различных уровнях регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в городе Москве, а также правовых актов, регламентирующих порядок и формы взаимодействия, соотношение указанных органов, последовательность разработки и сроки принятия соглашений, коллективных договоров.

4. Социально-трудовые нормативы - единые на всей территории города Москвы показатели объема и качества удовлетворения основных потребностей работников, возникающих и реализующихся в сфере социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

5. Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

6. Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.

7. Представители работников - профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами соответствующих профсоюзов, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

8. Представитель работодателя - индивидуальный предприниматель, руководитель организации или уполномоченное им лицо, а также соответствующее объединение работодателей.

9. Представители органов государственной власти города Москвы - руководители органов государственной власти города Москвы или другие уполномоченные лица.

10. Межрегиональные соглашения по социальному партнерству с участием города Москвы (далее - межрегиональные соглашения с участием города Москвы), межрегиональные отраслевые (межотраслевые) соглашения с участием города Москвы - правовые акты, устанавливающие общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемые между представителями работников города Москвы, представителями работодателей города Москвы, а в случае необходимости финансирования реализации положений соглашения из бюджета города Москвы и Правительством Москвы, и полномочными представителями сторон социального партнерства одного или более субъектов Российской Федерации.

11. Московское трехстороннее соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений в городе Москве, заключаемый Правительством Москвы, объединениями профсоюзов города Москвы, объединениями работодателей города Москвы в пределах их компетенции.

12. Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве - правовой акт, устанавливающий размер минимальной заработной платы в городе Москве, заключаемый Московской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений на основании переговоров между Правительством Москвы, объединениями профсоюзов города Москвы, объединениями работодателей города Москвы.

13. Городские отраслевые (межотраслевые) соглашения - правовые акты, устанавливающие нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников определенной отрасли (нескольких отраслей), заключаемые отраслевыми профсоюзами, отраслевыми объединениями работодателей и соответствующими отраслевыми органами исполнительной власти города Москвы.

14. Территориальные (окружные и районные) соглашения - правовые акты, устанавливающие условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями, заключаемые сторонами соглашений на уровне территориальных единиц города Москвы.

Статья 2. Правовая основа социального партнерства

1. Правовую основу социального партнерства составляют Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы и нормы международного права, а также правовые акты города Москвы, содержащие положения о социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях.

2. В правовую основу социального партнерства входят также Генеральное соглашение, межрегиональные соглашения с участием города Москвы, межрегиональные отраслевые (межотраслевые) соглашения с участием города Москвы, Московское трехстороннее соглашение, Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве, городские отраслевые (межотраслевые) и территориальные (окружные и районные) соглашения, коллективные договоры, заключенные в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

3. Если международные договоры, ратифицированные Российской Федерацией, а также федеральные нормативные правовые акты по вопросам совместного ведения Российской Федерации и города Москвы содержат положения, устанавливающие более благоприятные для работников условия по сравнению с настоящим Законом, то реализуются положения международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией, а также федеральных нормативных правовых актов.

Статья 3. Принципы социального партнерства

1) разрабатываются на основе переговоров и заключаются Правительством Москвы в лице уполномоченных отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города Москвы, соответствующими отраслевыми профсоюзами города Москвы и соответствующими отраслевыми объединениями работодателей города Москвы;

3) распространяются на работников и работодателей, органы исполнительной власти города Москвы, которые уполномочили своих представителей заключать такие соглашения от их имени, а также на работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения.

2. Условия, содержащиеся в городских отраслевых (межотраслевых) соглашениях, не могут ухудшать положение работников по сравнению с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, Генеральным соглашением, общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, межрегиональными соглашениями с участием города Москвы, с участием города Москвы, Московским трехсторонним соглашением на соответствующий период.

3. Городские отраслевые (межотраслевые) соглашения должны учитываться при принятии соответствующих нормативных правовых актов города Москвы.

4. Регулирование разногласий в ходе переговоров, при заключении и исполнении городских отраслевых (межотраслевых) соглашений осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Одобренный сторонами проект городского отраслевого (межотраслевого) соглашения подлежит обязательной экспертизе в Московской трехсторонней комиссии в соответствии с порядком регистрации коллективных договоров и соглашений в городе Москве, утвержденным Московской трехсторонней комиссией, после чего в трехдневный срок подлежит подписанию.

6. Дата принятия городского отраслевого (межотраслевого) соглашения является моментом окончания коллективных переговоров по его заключению.

7. Представитель Правительства Москвы, подписавший городское отраслевое (межотраслевое) соглашение, имеет право предложить работодателям и организаций, по тем или иным причинам не участвовавшим в заключении городского отраслевого (межотраслевого) соглашения, но в организациях которых не менее 50 процентов работников принадлежит к отрасли, профессии, в рамках которых заключено соглашение, присоединиться к данному соглашению.

8. Если работодатели или соответствующие представители работников в течение 30 календарных дней с момента получения предложения в соответствии с настоящей статьи не представили письменное мотивированное заявление о своем несогласии с данным соглашением в целом или его конкретными обязательствами, то указанное соглашение распространяется на данных работодателей и работников с момента получения предложения.

9. При внесении в соответствии с настоящей статьи мотивированного заявления о своем несогласии с содержанием городского отраслевого (межотраслевого) соглашения указанное соглашение действует в отношении организации, за исключением конкретных обязательств, по которым было внесено мотивированное заявление о несогласии.

10. Срок действия городского отраслевого (межотраслевого) соглашения определяется сторонами в соглашении и не может превышать трех лет.

Статья 15. Территориальные (окружные и районные) соглашения

1) разрабатываются на основе переговоров и заключаются территориальными органами исполнительной власти города Москвы, объединениями профсоюзов города Москвы в лице полномочных представителей в административных округах и районах города Москвы, территориальными (окружными и районными) объединениями работодателей города Москвы;

2) принимаются после принятия Московского трехстороннего соглашения;

3) распространяются на работников, работодателей, территориальный орган исполнительной власти города Москвы, которые уполномочили своих представителей разрабатывать и заключать такие соглашения от их имени.

2. Условия, содержащиеся в территориальных (окружных и районных) соглашениях, не могут ухудшать положение работников по сравнению с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, Генеральным соглашением, общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, межрегиональными соглашениями с участием города Москвы, межрегиональными отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями с участием города Москвы, Московским трехсторонним соглашением, городскими отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями на соответствующий период.

4. Регулирование разногласий в ходе переговоров при заключении и выполнении территориальных (окружных, районных) соглашений осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Одобренный сторонами проект территориального (окружного и районного) соглашения подлежит обязательной экспертизе в Московской трехсторонней комиссии в соответствии с порядком регистрации коллективных договоров и соглашений в городе Москве, утвержденным Московской трехсторонней комиссией, после чего в трехдневный срок подлежит подписанию.

6. Дата принятия территориального (окружного и районного) соглашения является моментом окончания коллективных переговоров по его заключению.

7. Представитель территориального органа исполнительной власти города Москвы, подписавший территориальное (окружное и районное) соглашение, имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему.

8. Если работодатели или соответствующие в течение 30 календарных дней с момента получения предложения в соответствии с настоящей статьи не представили письменное мотивированное заявление о своем несогласии с данным соглашением в целом или его конкретными обязательствами, то указанное соглашение распространяется на данных работодателей и работников с момента получения предложения.

9. При внесении в соответствии с настоящей статьи мотивированного заявления о своем несогласии с содержанием территориального (окружного и районного) соглашения указанное соглашение действует в отношении организации, за исключением обязательств, по которым было внесено мотивированное заявление о несогласии.

10. Срок действия территориального (окружного и районного) соглашения определяется сторонами в соглашении и не может превышать трех лет.

Статья 16. Коллективный договор

1. Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

2. Организации, заключившие коллективные договоры, обладают по представлению Московской трехсторонней комиссии и других органов социального партнерства при прочих равных условиях преимущественным правом на рассмотрение вопросов обеспечения социальной и экономической деятельности, социальной защиты работников в Правительстве Москвы, отраслевых, функциональных и территориальных органах исполнительной власти города Москвы, объединениях профсоюзов города Москвы, объединениях работодателей города Москвы.

Статья 17. Вступление в коллективные переговоры

1. Представители сторон, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием своих представителей для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий.

2. Неполучение инициатором проведения коллективных переговоров ответа в соответствии с настоящей статьи расценивается как отказ от вступления в коллективные переговоры.

Статья 18. Распространение действия соглашений, присоединение к соглашениям

1. В случае если на работников одновременно распространяются несколько соглашений, действуют условия соглашения, наиболее благоприятные для работников.

2. Организации профсоюзов города Москвы и их объединения, объединения работодателей города Москвы, не участвовавшие в переговорах по заключению Московского трехстороннего, городского отраслевого (межотраслевого) и территориального (окружного и районного) соглашений, могут присоединиться к ним, направив каждой из сторон письменное уведомление об этом и принятии на себя обязательств соответствующей стороны.

Статья 19. Порядок подписания, уведомительной регистрации соглашений, коллективных договоров в городе Москве

1. Порядок подписания соглашений, коллективных договоров определяется их сторонами.

2. Порядок уведомительной регистрации соглашений, коллективных договоров, а также внесения в них изменений утверждается Московской трехсторонней комиссией.

3. Вступление соглашений, коллективных договоров в силу не зависит от факта уведомительной регистрации.

Глава 3. Социально-трудовые стандарты и нормативы

Статья 20. Договорные социально-трудовые стандарты

1. Московским трехсторонним соглашением, городскими отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, территориальными (окружными, районными) соглашениями, коллективными договорами могут устанавливаться договорные социально-трудовые стандарты в области:

1) обеспечения занятости, в том числе высвобождаемых работников;

2) условий труда , в том числе женщин, молодежи, инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности;

3) обучения, переобучения, повышения квалификации работников за счет работодателя;

4) гарантий и льгот работникам, совмещающим работу с обучением;

5) экологической безопасности и охраны здоровья работников на производстве;

6) оздоровления и отдыха работников и членов их семей;

7) соблюдения интересов работников при приватизации организации;

8) обеспечения работников, привлекаемых к работам вне места постоянного проживания, за счет работодателя общежитиями, иными жилыми помещениями;

9) в иных областях.

2. Перечень и содержание договорных социально-трудовых стандартов устанавливаются в коллективных договорах, соглашениях и определяются их сторонами по итогам переговоров.

Статья 21. Содержание договорных социально-трудовых стандартов

1. Договорные социально-трудовые стандарты должны обеспечивать минимизацию расходов времени, действий, количества документов и иных ресурсов, требуемых для удовлетворения основных потребностей работников в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений.

2. Договорные социально-трудовые стандарты должны содержать:

1) перечень документов, определяющих состав и последовательность действий сторон;

2) требования к срокам совершения соответствующих действий и принятия решений;

3) условия доступа к достоверной экономической информации;

4) перечень исчерпывающих оснований отказа;

5) описание результата, который должен получить работник;

6) требования к сторонам коллективного договора, в том числе соблюдению ими норм служебного поведения и квалификации, по обеспечению и соблюдению договорных социально-трудовых стандартов;

7) порядок подачи, регистрации и рассмотрения претензий и жалоб на их несоблюдение;

8) порядок исправления их возможных недостатков и размер возмещения ущерба;

9) другие требования по согласованию сторон.

3. Договорные социально-трудовые стандарты могут содержать иные, помимо указанных в настоящей статьи, положения, необходимые для повышения качества и доступности удовлетворения основных потребностей работников в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.

4. Каждая из сторон социального партнерства вправе по собственной инициативе разработать проект договорного социально-трудового стандарта и внести его на рассмотрение в соответствующую комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.

5. Договорные социально-трудовые стандарты ежегодно рассматриваются Московской трехсторонней комиссией в рамках подготовки к заключению Московского трехстороннего соглашения на очередной год.

Статья 22. Социально-трудовые нормативы

1. Социально-трудовые нормативы для отдельных отраслей в городе Москве могут устанавливаться в соответствующих городских отраслевых соглашениях по итогам консультаций и переговоров.

2. Московским трехсторонним соглашением, городскими отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами могут устанавливаться следующие социально-трудовые нормативы:

1) рабочее время и время отдыха, включая предоставление и продолжительность отпусков;

2) размер оплаты труда;

3) размер пособий и компенсаций;

4) иные социально-трудовые нормативы, определенные сторонами.

3. Перечень в городе Москве устанавливается в коллективных договорах и соглашениях и определяется соответствующими сторонами по итогам переговоров.

4. Стороны соглашений предпринимают меры по увеличению социально-трудовых нормативов и повышению их уровня.

Статья 23. Соотношение социально-трудовых нормативов с государственными социальными и трудовыми гарантиями, обязательствами межрегиональных соглашений с участием города Москвы, межрегиональных отраслевых (межотраслевых) соглашений с участием города Москвы, Московского трехстороннего соглашения, городских отраслевых (межотраслевых) соглашений, территориальных (окружных и районных) соглашений и коллективных договоров

1. Социально-трудовые нормативы не могут быть ниже соответствующих гарантий, устанавливаемых Генеральным соглашением, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, заключаемыми на федеральном уровне.

2. Социально-трудовые нормативы, установленные Московским трехсторонним соглашением, не могут быть ниже социально-трудовых нормативов, установленных межрегиональными соглашениями с участием города Москвы и межрегиональными отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями с участием города Москвы.

3. Социально-трудовые нормативы, установленные иными соглашениями, заключенными в городе Москве, и коллективными договорами, не могут быть ниже социально-трудовых нормативов, установленных с участием города Москвы, межрегиональными отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями с участием города Москвы, Московским трехсторонним соглашением.

Глава 4. Права, обязанности и ответственность в сфере социального партнерства

Статья 24. Коллективные переговоры

1. Представители работников, представители работодателей имеют равные права на ведение переговоров по заключению соглашений, коллективных договоров.

2. Инициатором переговоров по разработке, заключению и изменению Московского трехстороннего соглашения, городских отраслевых (межотраслевых) соглашений, территориальных (окружных и районных) соглашений и коллективных договоров вправе выступить любая сторона, имеющая право на участие в заключении соответствующего соглашения или коллективного договора.

3. Сторона соглашения, коллективного договора, получившая письменное уведомление от другой стороны с предложением о начале переговоров по заключению соглашения, коллективного договора, обязана не позднее семи дней начать переговоры.

4. Если первичные профсоюзные организации, профсоюзы, объединения профсоюзов города Москвы выступают инициаторами ведения коллективных переговоров, то работодатели, объединения работодателей города Москвы, органы исполнительной власти города Москвы, имеющие право на участие в заключении соответствующего соглашения или коллективного договора, обязаны вести с ними переговоры и заключать соглашения, коллективные договоры на согласованных сторонами условиях.

Статья 25. Получение информации

1. Стороны соглашений, коллективных договоров обеспечиваются полной и достоверной информацией о социально-трудовых отношениях и связанных с ними вопросах, необходимой для ведения переговоров и консультаций, заключения соглашений, коллективных договоров, контроля за ходом их исполнения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Стороны соглашений, коллективных договоров обязаны своевременно предоставлять друг другу информацию, позволяющую предотвращать конфликтные ситуации в области социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений.

Статья 26. Посещение организаций

Представители сторон вправе посещать организации, на которые распространяются соглашения, коллективные договоры, в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством, соглашением, коллективным договором.

Статья 27. Инициатива в правотворчестве

Организации профсоюзов города Москвы и их объединения, объединения работодателей города Москвы вправе обращаться в Московскую городскую Думу, органы исполнительной власти города Москвы с предложениями по разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов города Москвы по социально-трудовым и иным непосредственно связанным с ними вопросам в установленном порядке.

Статья 28. Взаимные консультации

1. Стороны соглашений, коллективных договоров вправе проводить взаимные консультации по регулированию социально-трудовых отношений и связанным с ними вопросам, в том числе необходимые для ведения переговоров, заключения соглашений, коллективных договоров, контроля за ходом их исполнения. Инициатором проведения таких консультаций может выступать каждая из сторон соглашений, коллективных договоров.

2. Сторона соглашения, коллективного договора обязана приступить к консультациям с другой стороной не позднее семи дней после поступления от нее письменного уведомления.

Статья 29. Участие в рассмотрении социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними вопросов

Стороны соглашений, коллективных договоров вправе участвовать в рассмотрении социально-трудовых отношений и связанных с ними вопросов.

Статья 30. Распространение информации

Организации профсоюзов города Москвы и их объединения, объединения работодателей города Москвы имеют право в установленном ими порядке на распространение информации по социально-трудовым отношениям и связанным с ними вопросам через средства массовой информации.

Статья 31. Выполнение решений по вопросам соглашений, коллективных договоров. Рассмотрение обращений сторон

Стороны соглашений, коллективных договоров должны:

1) выполнять обязательства, включенные в соглашения, коллективные договоры;

2) рассматривать взаимные обращения по социально-трудовым отношениям и связанным с ними вопросам;

3) принимать решения, направленные на своевременное выполнение достигнутых договоренностей.

Статья 32. Эффективность функционирования системы социального партнерства

В городе Москве эффективность функционирования системы социального партнерства обеспечивается путем осуществления мероприятий, разработанных по результатам мониторинга в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, а также иных мер, определенных сторонами социального партнерства.

Статья 33. Ответственность сторон социального партнерства

1. Ответственность сторон социального партнерства наступает в порядке и на условиях, предусмотренных федеральным законодательством, законами города Москвы, уставами профсоюзов города Москвы и объединений работодателей города Москвы.

2. По требованию представителей работников обязан принять меры, предусмотренные федеральным законодательством, к руководителю, по вине которого нарушаются или не выполняются условия коллективного договора.

3. По требованию работодателя представительный орган работников обязан принять меры к работникам, по вине которых нарушаются или не выполняются условия коллективного договора.

Статья 34. Выполнение обязательств

Привлечение виновных лиц к ответственности за нарушения в сфере социального партнерства не освобождает стороны (сторону) от выполнения обязательств по соглашению, коллективному договору.

Глава 5. Заключительные положения

Статья 35. Вступление настоящего Закона в силу

1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

2. Признать утратившими силу:

2) Закон города Москвы от 19 декабря 2001 года N 72 "О внесении изменений в статью 24 Закона города Москвы от 22 октября 1997 года N 44 "О социальном партнерстве";

3) Закон города Москвы от 16 января 2002 года N 3 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 22 октября 1997 года N 44 "О социальном партнерстве";

4) Закон города Москвы от 19 мая 2004 года N 30 "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 22 октября 1997 года N 44 "О социальном партнерстве".

Мэр Москвы Ю.М. Лужков

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования

Придавая серьезное значение социальному партнерству законодатель посвятил этому Раздел 2 Трудового кодекса (ТК) Российской Федерации. Социальное партнерство как понятие отсутствует в законодательных актах западных стран. Да и МОТ предпочитает использовать в своих документах иной термин, а именно «социальный диалог». Для такого подхода есть основания, ибо термин «партнерство» несколько скрывает внутреннюю противоречивость взаимоотношений работника и работодателя. Однако российские законодатели считают, что главное не термин, а тот смысл, который в него вкладывается.

Статья 23 ТК впервые в законодательной практике дает определение понятия «социальное партнерства» как системы взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленной на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений . При этом подчеркивается, что «органы государственной власти и органы местного самоуправления являются субъектами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей…».

Согласно ст. 25 ТК, сторонами (субъектами) социального партнерства признаются «работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей…».

В соответствии со ст. 27 социальное партнерство осуществляется в формах:

Коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

Взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

Участия работников, их представителей в управлении организацией;

Участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров. Право работников участвовать в управлении организацией признавалось и КЗоТ РФ (ст. 235. 1), однако широкого практического применения данная норма (особенно в последние 10 лет его существования) не имела.

Проблема участия работников в управлении весьма неоднозначна. С одной стороны, предприниматели считают такое участие посягательством на свои права. С другой стороны, существует тенденция к демократизации управления, которая явственно обнаруживает себя в развитых странах. В Германии, Италии, Франции законодательно установлена обязательность участия (хотя и в разных формах) работников в управлении.


Участие в управлении обычно связывают с собственностью, так как управление – функция собственности. Согласно этому, если работник имеет акции, то он соответствующим образом участвует в управлении.

Собственность не единственное основание для участия в управлении. Работник находится в общем трудовом процессе, и ему не безразлично, как осуществляется этот процесс, каковы его результаты. Кроме того, он в известной мере ответственен за эти результаты, о чем ему не забывают напомнить, когда речь идет об оплате труда.

Более того, на данной основе образуется общность интересов работника и предпринимателя. Эта общность заключается в заинтересованности того и другого в росте производства и его эффективности с тем, чтобы полученный дополнительный эффект разделить между собой.

Управление производственной системой эффективно лишь тогда, когда все ее субъекты заинтересованы в успехе дела. Участие работников в принятии решений, непосредственно их затрагивающих, может привести к росту производительности и к уменьшению противостояния между руководством организацией и ее персоналом.

С учетом сказанного, включение в ТК РФ положений об участии работников, их представителей в управленииор ганизацией представляется актуальным и принципиально важным.

В развитие этих положенийТК устанавливает основы правового статуса социальных партнеров – представителей работников и работодателей. В соответствии со ст. 29 представителями работников в социальном партнерстве являются не только профессиональные союзы и их объединения, но и иные представители, избираемые работниками. При этом согласно ст. 31 «наличие иных представительных органов не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий».

Приведенные положения соответствуют нормам Конвенции МОТ № 135 «О защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях» (Женева, 2 июня 1971 г.), согласно которой в качестве представителя работников могут выступать : а) представители профессиональных союзов, а именно представители, назначенные или избранные профессиональными союзами или членами таких профсоюзов; б) выборные представители, а именно представители, свободно избранные работниками предприятия в соответствии с положениями национального законодательства или правил, или коллективных договоров, функции которых не включают деятельности, которая признана в качестве исключительной прерогативы профессиональных союзов в соответствующей стране.

Государство принимает соответствующие меры для того, чтобы поощрять сотрудничество по всем соответствующим вопросам между выборными представителями и заинтересованными профсоюзами и их представителями. Статья 32 ТК РФ налагает на работодателей обязанность «создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с настоящим Кодексом, законами, коллективным договором, соглашениями».

Вторым субъектом социального партнерства являются объединения работодателей. Они выполняют важную роль в жизни общества. Объединяя производителей, организаторов производства, подобные союзы помогают работодателям, имеющим свои, вполне определенные интересы в социально‑трудовой сфере, более четко сформулировать задачи, которые должны решаться путем коллективно‑договорного регулирования, определить позицию предпринимателей как социальных партнеров работников и государства при достижении социальной стабильности и социального мира.

Исходя из этого, в ТК РФ закрепляется, что представителем работодателя на уровне организации является ее руководитель, а для участия в различных формах социального партнерства, охватывающих местный, отраслевой, региональный и национальный уровень, создаются объединения работодателей.

Статья 33 Кодекса определяет объединение работодателей как «некоммерческую организацию, объединяющую на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления».

Кодекс предусматривает также (ст. 34), что «представлять работодателей – государственные и муниципальные предприятия, а также организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, могут органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на представительство законодательством или работодателем». При этом устанавливается, что при осуществлении социального партнерства они обладают правами, равными с правами объединений работодателей. Подобное дополнение представляется своевременным, поскольку органы, финансирующие государственные и муниципальные предприятия, могут иметь собственные интересы и должны быть полноправными участниками процессов социального партнерства.

Глава б ТК РФ «Коллективные переговоры» создавалась с учетом опыта применения Федерального закона от 11 марта 1992 г. № 2490‑1 «О коллективных договорах и соглашениях», обобщения судебной практики, что позволило устранить многие пробелы, противоречия и неточности действующего законодательства. Так, ст. 37 ТК РФ, определяющая порядок ведения коллективных переговоров, в отличие от ранее действовавшего законодательства, предусматривает, что «при наличии в организации двух или более первичных профсоюзных организаций ими создается единый представительный орган для ведения переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и его заключения. Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом представитель должен быть определен от каждой профсоюзной организации». Если такой орган не создан в течение 5 дней с момента начала коллективных переговоров, представительство интересов всех работников организации осуществляет профсоюзная организация, объединяющая более половины работников. В случае если ни одна из профсоюзных организаций не объединяет более половины работников, общее собрание (конференция) тайным голосованием определяет профсоюзную организацию, которой поручается проведение коллективных переговоров для подготовки и заключения коллективного договора.

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам, их объединениям. При наличии на этих уровнях нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе органа по ведению переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности между ними о создании единого органа для коллективных переговоров, право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

В организации может быть заключен только один, удовлетворяющий всехработников коллективный договор, а не несколько, что было возможно ранее. Данное положение является крайне важным, так как содействует сплоченности работников, выявлению у них общих интересов, обеспечивает реальное равенство всех работающих в организации. Такое положение важно и для представителей работников – профессиональных союзов, которые также должны теперь находить общие проблемы и избирать общие методы их решения, объединяться в целях представительства и защиты интересов работников, а не конфликтовать, как это нередко имело место ранее.

Наличие единого представительного органа позволяет учесть интересы всех работников, в том числе и не являющихся членами профсоюза, которые не имеют представительного органа или интересы которых представляют непрофсоюзные представители.

В соответствии с Кодексом (ст. 39) лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев.

ТК РФ устанавливает, что все затраты, связанные с участием в переговорах, компенсируются в порядке, предусмотренном законодательством, коллективным договором, соглашением. Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Ранее законодательство относило затраты на оплату труда приглашенных по договоренности сторон экспертов и посредников на органы исполнительной власти и местного самоуправления, работодателей, их объединения, иные уполномоченные работодателями органы. Теперь в Кодексе избран более правильный подход к данной проблеме, так как каждая сторона, обеспечивая участие в переговорах различного рода экспертов и специалистов, должна нести соответствующие затраты.

Согласно ранее действующему законодательству представители профсоюзов, их объединений, органов общественной самодеятельности, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могли быть без предварительного согласия, уполномочившего их на представительство органа, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу, перемещены или уволены по инициативе администрации. Кодекс вносит в данное положение корректировку и предоставляет работодателю возможность увольнения таких лиц за совершение дисциплинарного проступка.

Также ТК РФ более четко по сравнению с ранее действовавшим законодательством определяет понятие «коллективный договор». Согласно ст. 40 ТК, коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально‑трудовые отношения в организации и заключаемый работодателем и работниками в лице их представителей.

Статья 42 Кодекса устанавливает, что порядок разработки проекта и заключения коллективного договора определяются сторонами. В таком же порядке производятся изменение и дополнение коллективного договора. Включение в Кодекс данной нормы требует от работников и, особенно от их представителей – профессиональных союзов взвешенного и грамотного подхода к решению указанных вопросов, так как отсутствие тех или иных положений в коллективном договоре может быть только на руку работодателю, который, прежде всего, преследует соблюдение собственных интересов. Такой подход позволяет бороться с явлениями так называемого социального иждивенчества работников, корни которого – в некоторой избыточной защищенности трудовых прав работников, сложившейся еще в советское время.

Существенно, по сравнению с ранее действовавшим законодательством, изменилось определение понятия «соглашение». Теперь, в соответствии со ст. 45 Кодекса, соглашение есть правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально‑трудовых и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, отраслевом, региональном и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

При сложившейся социально‑экономической ситуации, многообразии организационно‑правовых форм работодателей, неоднородности самих организаций, существующего довольно значительного разрыва уровней жизни в различных регионах, неоднородности занятости населения, темпов социально‑экономического развития достаточно сложно на федеральном, отраслевом, региональном и территориальном уровнях спрогнозировать и заложить в подобные соглашения реально выполнимые регулятивные нормы, равно приемлемые для всех работников (и их представителей), работодателей (и их представителей) и органов государственной власти и местного самоуправления.

Статья 45 Кодекса также предусматривает, что в соглашении, независимо от уровня, могут решаться вопросы оплаты труда, условий и охраны труда, режимов труда и отдыха, развития социального партнерства, другие вопросы, определенные сторонами. В отличие от ранее действовавшего законодательства, сторонам предоставляется право определять содержание и структуру соглашения по договоренности представителей сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение.

ТК ограничивает право немногочисленных профессиональных союзов самостоятельно участвовать в переговорах по заключению соглашений. Такой подход представляется вполне оправданным, так как у всех профессиональных союзов, как традиционных, так и радикальных, есть одна, объединяющая их, цель: представительство и защита интересов членов. Именно осуществление представительства и защиты работников должно стимулировать различные профессиональные союзы объединиться для выработки взаимоприемлемого проекта соглашения любого уровня и делегировать своих представителей в единый представительный орган для разработки и заключения соглашения.

Статья 48 Кодекса, регламентирующая действие соглашения, содержит ряд важных положений, не закрепленных ранее действовавшим законодательством. Так, предусматривается, что действие соглашений распространяется на работников и работодателей, которые уполномочили соответствующих представителей сторон на коллективных переговорах разработать и заключить его от их имени, а также на работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения.

Предлагаемая норма содержит дополнительные гарантии для работников немногочисленных профсоюзов присоединиться к действию соглашения в том случае, если по каким‑то причинам данный профессиональный союз не смог выделить своего представителя для участия в работе органа по ведению переговоров.

Статья 48 Кодекса устанавливает, что соглашение распространяется на всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением.

Работодатель, желающий вступить в объединение работодателей, должен представлять себе, что он не только получает возможность решить свои конкретные задачи через подобное объединение, но и принимает на себя обязанность выполнять нормы, предусмотренные соглашением, заключенным данным объединением работодателей.

Глава 9 Кодекса впервые устанавливает ответственность обеих сторон социального партнерства, т. е. работников (их представителей) и работодателей (их представителей). Ответственность в виде применения штрафных санкций устанавливается за уклонение от участия в коллективных переговорах, за непредставление информации, необходимой для коллективно‑договорного регулирования и за невыполнение обязательства по коллективному договору и соглашению.

Таким образом, социальное партнерство – не только средство политической и экономической стабилизации, но и механизм эволюционных изменений в обществе. Оно цивилизованно решает проблему адаптации системы «организованного плюрализма интересов» к постоянно меняющимся реалиям. В экстремальных ситуациях система партнерских социально‑трудовых отношений успешно работает на основе целостной общественно признанной социально‑экономической политики государства.

Контрольные вопросы

1. Цель социального партнерства.

2. Дайте определение социального партнерства по действующему законодательству.

3. Субъекты социального партнерства.

4. Основные принципы социального партнерства.

5. Классификация типов социального партнерства существующих в мире.

6. Формы социального партнерства.

7. Кто может выступать в качестве представителей работников, согласно Конвенции МОТ?

8. В каких случаях создается единый представительный орган для ведения коллективных переговоров?

9. Если единый представительный орган для ведения коллективных переговоров не создан в установленные законом сроки, то кто представляет интересы работников?

10. Сколько может быть заключено коллективных договоров в организации?

11. На какой срок могут быть освобождены от основной работы с сохранением среднего заработка лица, участвующие в коллективных переговорах?

12. Каково законодательное определение понятия «коллективный договор»?

13. За что предусмотрена ответственность сторон социального партнерства в виде штрафных санкций?

Литература

1. Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2490‑1 «О коллективных договорах и соглашениях» (с изм. и доп.) // ВВС РФ. 1992. № 17. Ст. 890.

2. Колесников Н. Е. Социально‑трудовые отношения: современные проблемы теории и практики. СПб., 1993.

3. Комментарий к Трудовому кодексу РФ. М., 2002.

4. Конвенция МОТ № 135 «О защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях» (Женева, 2 июня 1971 г.) // Библиотечка РГ. 1999. Выпуск № 22–23.

5. Михеев ВЛ. Политика социального партнерства. М., 1999.

6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197‑ФЗ, СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 3.

7. Холостова Е. И. Социальная политика: Учеб. пособие. М., 2001.

Закон Московской области от 31 марта 1999 г. N 15/99-ОЗ «О социальном партнерстве в Московской области»).

Социальное партнерство — это система регулирования социально-трудовых отношений и согласования интересов наемных работников и работодателей путем заключения договоров и соглашений. Оно предполагает, что в сфере труда нет классового конфликта, а есть отношения партнеров, у которых совпадают цели. Социальное партнерство — это способ согласования интересов партнеров.

Стороны согласны разрешать свои противоречия в постоянном диалоге, и этим гарантируется мирная эволюция общества.

Глава 3

связанных с ними отношений. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

Территориальная организация Российского профсоюзаработников химических отраслей промышленностипо Санкт-Петербургу и Ленинградской области

Социальное партнерство в сфере труда — это система взаимоотношений между работниками (в лице их представителей) и работодателями (представителями работодателя), а также органами государственной власти и местного самоуправления, которые направлены на обеспечение согласования интересов сторон по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений.

На локальном уровне устанавливаются обязательства работодателя и работников в сфере труда посредством заключения коллективного договора (статья 26 Трудового кодекса РФ)

Генеральное Соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011-2013 годы.

Отраслевое тарифное соглашение по организациям химической, нефтехимической, биотехнологической и химико—фармацевтической промышленности Российской Федерации на 2012-2014 годы от 16 ноября 2011 года

Отраслевое тарифное соглашение по организациям нефтеперерабатывающей отрасли промышленности и системы нефтепродуктообеспечения Российской Федерации на 2012-2014 годы от 05.04.2012

Закон о социальном партнерстве в рф

В реализацию Плана мероприятий по продвижению идеи Общество Всеобщего Труда, утвержденного распоряжением Государственного секретаря РК от 30 октября 2015 года № 8, приказом Министра здравоохранения и социального развития учрежден конкурс «Еңбек жолы», определяющий лучшие трудовые династии и работников производства в преддверии празднования Дня труда и проведения Республиканского форума «К Обществу Всеобщего Труда» в текущем году в г.

Очередное заседание Республиканской трехсторонней комиссии по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений за II квартал под председательством Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Д.

Одной из главных тенденций современного социально-экономического развития государства является социальная ответственность бизнеса.

Не первый год в качестве эффективного инструмента по обеспечению высокого уровня жизни населения, а также стабильно развивающейся экономики выступает корпоративная социальная ответственность бизнеса.

Законодательная и нормативно-правовая база социального партнерства в Российской Федерации

Одним из важнейших направлений в сфере взаимодействия государства и общества в новых социально-экономических и политических условиях стала система социального партнерства, активно формирующаяся в нашей стране с начала 1990-х гг. Социальное партнерство как инструмент управления основывается и развивается на соответствующей законодательной и нормативно-правовой базе.

В ноябре 1991 г. был издан Указ Президента Российской Федерации

«О социальном партнерстве и разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов)»

В марте 1992 г. принят Закон «О коллективных договорах и соглашениях» (в 1995 г.

Социальное партнерство в сфере труда (далее — социальное партнерство) — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Часть вторая утратила силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

Статья 24. Основные принципы социального партнерства

Основными принципами социального партнерства являются:

равноправие сторон;

уважение и учет интересов сторон;

заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

полномочность представителей сторон;

свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Статья 25. Стороны социального партнерства

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

(часть вторая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 26. Уровни социального партнерства

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Социальное партнерство осуществляется на:

федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;

региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Статья 27. Формы социального партнерства

Социальное партнерство осуществляется в формах:

коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

участия работников, их представителей в управлении организацией;

участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 28. Особенности применения норм настоящего раздела

Особенности применения норм настоящего раздела к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации устанавливаются федеральными законами.

  • Общая характеристика трудового права
    • Трудовое право как отрасль российского права
    • Трудовое право и смежные отрасли права
    • Трудовое право как отрасль законодательства
    • Система трудового права
  • Предмет и принципы трудового права
    • Принципы трудового права
    • Предмет трудового права
    • Методы трудового права
  • Источники и система трудового права
    • Понятие и виды источников трудового права
    • Трудовое законодательство
    • Иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права
    • Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
    • Договорное регулирование трудовых отношений
  • Субъекты трудовых отношений
    • Субъекты трудового права и субъекты трудовых отношений
    • Работник как субъект трудовых отношений
    • Категории работников
    • Работодатель как субъект трудовых отношений
    • Категории работодателей
  • Социальное партнерство в сфере труда
    • Понятие и принципы социального партнерства. Участие работников в управлении организацией
    • Уровни и формы социального партнерства
    • Стороны социального партнерства
    • Органы социального партнерства
    • Процедуры в социальном партнерстве
    • Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах
  • Основания возникновения трудовых отношений
    • Особые основания заключения трудового договора
    • Избрание на должность
    • Избрание по конкурсу
    • Назначение на должность или утверждение в должности
    • Другие основания заключения трудового договора
  • Трудовой договор
    • Понятие и значение трудового договора
    • Содержание трудового договора
    • Виды трудовых договоров
    • Ученический договор
    • Стороны трудового договора, их права и обязанности
  • Заключение и изменение трудового договора
    • Порядок заключения трудовых договоров
    • Изменение трудового договора
    • Отстранение от работы
  • Защита персональных данных работника
    • Правовая природа института защиты персональных данных работника
    • Обработка персональных данных работника и гарантии их защиты
    • Ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных работника
  • Прекращение трудового договора
    • Расторжение трудового договора по соглашению сторон
    • Перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность)
    • Истечение срока трудового договора
    • Расторжение трудового договора по собственному желанию
    • Расторжение трудового договора в связи с отказом работника от продолжения работы при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизации
    • Расторжение трудового договора в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора в изменившихся условиях трудового договора
    • Расторжение трудового договора в связи с отказом работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением
    • Расторжение трудового договора в связи с отказом работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем
    • Основания увольнения по основаниям, связанным с виной работника
    • Увольнение по основаниям, не связанным с виной работника
    • Расторжение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон
    • Расторжение трудового договора по другим основаниям
  • Рабочее время
    • Развитие института «рабочее время»
    • Понятие рабочего времени и его продолжительность
    • Работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени
    • Режим рабочего времени
  • Время отдыха
    • Понятие и виды времени отдыха
    • Отпуск
    • Порядок предоставления и использования ежегодных оплачиваемых отпусков
  • Оплата труда
    • Социально-экономическое и правовое содержание заработной платы
    • Государственные гарантии по оплате труда
    • Системы оплаты труда. Симулирование достижений высоких результатов труда
    • Оплата труда при отклонении от нормальных условий труда
  • Дисциплина труда. Трудовой распорядок
    • Понятие дисциплины труда и ее обеспечение
    • Правовое регулирование трудового распорядка
    • Меры поощрения и материального стимулирования
  • Охрана труда
    • Понятие охраны труда
    • Основные направления государственной политики в области охраны труда. Государственные нормативные требования охраны труда
    • Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда
    • Организация охраны труда
    • Обеспечение прав работников на охрану труда
    • Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  • Гарантии и компенсации
    • Понятие гарантий и компенсаций. Гарантии имущественного и неимущественного характера
    • Гарантии при направлении работников в служебные командировки, другие служебные поездки и переезде на работу в другую местность
    • Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей
    • Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением
    • Другие гарантии и компенсации
  • Особенности регулирования труда отдельных категорий работников
    • Основания выделения отдельных категорий работников при установлении особенностей правового регулирования их труда
    • Категории работников, имеющие отличия в правовом регулировании их труда
  • Особенности труда женщин и лиц с семейными обязанностями
    • Основания выделения женщин и лиц с семенными обязанностями в особую категорию работников
    • Гарантии для женщин при трудоустройстве и прекращении трудового договора
    • Гарантии для женщин и лиц с семейными обязанностями в процессе применения их труда
    • Гарантии для жительниц сельской местности
  • Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет
    • Несовершеннолетние работники как особая категория
    • Прием на работу и увольнение несовершеннолетних работников
    • Особенности применения труда несовершеннолетних
  • Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
    • Лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, как особая категория работников
    • Заключение и расторжение трудового договора с лицами, работающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Компенсации и гарантии
    • Особенности регулирования оплаты труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
  • Особенности регулирования труда работников отдельных профессиональных групп
    • Работники транспорта
    • Педагогические работники
    • Спортивные работники
    • Медицинские работники
  • Трудовые споры
    • Понятие и виды трудовых споров
    • Индивидуальные трудовые споры
    • Альтернативная процедура урегулирования индивидуальных трудовых споров
    • Виды и порядок разрешения коллективных трудовых споров
  • Защита трудовых прав работников
    • Самозащита трудовых прав
    • Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
    • Защита трудовых прав работников профессиональными союзами
  • Правонарушения и ответственность в трудовом праве
    • Трудовое правонарушение
    • Дисциплинарный проступок. Дисциплинарная ответственность
    • Ответственность работодателей за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
  • Материальная ответственность сторон трудового договора
    • Понятие и признаки материальной ответственности
    • Материальная ответственность работодателя перед работником
    • Материальная ответственность работника перед работодателем
  • Основы трудового права зарубежных стран
    • Общая характеристика трудового законодательства зарубежных стран
    • Институт социального партнерства в трудовом праве зарубежных стран
    • Трудовая юстиция в зарубежных странах
  • Модельное трудовое законодательство стран СНГ
    • Общая характеристика модельного трудового законодательство стран СНГ
    • Концепция модельного Трудового кодекса
    • Модельный закон об охране труда
    • Модельный закон «О социальном партнерстве»
    • Соглашения и коллективные договоры
    • Участие работников в управлении организацией
    • Рекомендательный законодательный акт «Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ»

Модельный закон «О социальном партнерстве»

Модельный закон «О социальном партнерстве» определяет организационные, правовые и экономические основы функционирования системы социального партнерства как важнейшего механизма регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.

Основными принципами социального партнерства являются:

  • равноправие сторон;
  • доверие в отношениях сторон;
  • признание полномочности представительства сторон социального партнерства;
  • уважение и учет интересов сторон;
  • свобода выбора обсуждаемых вопросов;
  • добросовестность в отношениях сторон социального партнерства предполагающая искренность и конструктивность, исключение всякого неоправданного промедления в решении назревших вопросов, стремление прийти к согласию;
  • добровольность принятия сторонами определенных обязательств;
  • компромисс в разрешении возникающих в ходе переговоров разногласий;
  • обязательность выполнения достигнутых договоренностей;
  • взаимное информирование сторон об изменении ситуации;
  • ответственность сторон, их представителей, должностных и иных лиц за невыполнение принятых обязательств и решений;
  • полное информирование сторон в целях выполнения задач социального партнерства;
  • систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, коллективных договоров и решений;
  • главенство коллективных договоров и соглашений над индивидуальными трудовыми договорами при признании более благоприятных условий последних;
  • гласность принимаемых сторонами решений.

Под социальным партнерством с модельном законе понимается взаимодействие органов государственной власти, объединений работодателей и профсоюзов в определении и проведении в жизнь согласованной социально-экономической политики, политики в области трудовых отношений, а также двусторонние отношения между работодателями и профсоюзами, направленные на обеспечение согласования их интересов в порядке, определяемом законодательством.

Представителями работников здесь названы профсоюзы, их объединения (ассоциации), иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами профсоюзов, в лице их соответствующих органов или иные представители, уполномоченные работниками на представительство на общем собрании (конференции); представителями работодателей - руководители предприятий, учреждений, организаций (далее - организации) или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица объединения (ассоциации) работодателей в лице их органов, иные уполномоченные работодателями органы; в сферах деятельности, где полномочия по управлению имуществом осуществляют государственные органы исполнительной власти. на государственном (национальном) уровне - правительство и на административно-территориальном уровне - соответствующие органы исполнительной власти.

Социальное партнерство направлено на решение следующих основных целей и задач:

  • выработка и реализация согласованной социально-экономической политики и политики в области трудовых отношений;
  • достижение оптимального согласования социально-экономических и социально-трудовых интересов сторон социального партнерства
  • создание эффективного механизма регулирования социально- трудовых и связанных с ними экономических отношений;
  • совершенствование законодательства регулирующего социально-трудовые и связанные с ними экономические отношения;
  • содействие в обеспечении социальной стабильности и согласия в обществе;
  • предотвращение коллективных трудовых споров и конфликтов в области социально-экономических отношений.

Сторонами социального партнерства являются соответствующие органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления, работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Взаимодействие сторон осуществляется на следующих уровнях:

  • государственный (национальный) уровень;
  • отраслевой (межотраслевой) уровень;
  • административно-территориальный уровень;
  • уровень финансово-промышленной группы и транснациональной корпорации;
  • уровень организации.

Организация социального партнерства на государственном (национальном), отраслевом (межотраслевом), административно-территориальном уровнях, а также на уровне организации осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Социальное партнерство в финансово-промышленных группах и транснациональных корпорациях обеспечивается на основе международных договоров (соглашений) и национального законодательства

Для обеспечения регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, ведения коллективных переговоров (консультаций) и подготовки коллективных договоров и соглашений, их заключения, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии (или иные органы), наделенные необходимыми полномочиями. Комиссии формируются на основе добровольного участия сторон социального партнерства в их деятельности, самостоятельности и независимости при определении персонального состава своих представителей. При наличии у каждой из сторон социального партнерства нескольких представителей в комиссии формируется единый представительный орган соответствующей стороны.

На государственном (национальном) уровне образуются постоянно действующие трехсторонние комиссии по регулированию социально- экономических и социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с национальным законодательством. Членами данных комиссий являются представители правительства, национальных объединений профсоюзов, национальных объединений работодателей.

На административно-территориальном уровне могут создаваться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с национальным законодательством и (или) актами соответствующих административно-территориальных образований.

Отраслевые комиссии по регулированию социально-трудовых отношений могут образовываться на государственном (национальном), межрегиональном, административно-территориальном уровнях. Состав отраслевых комиссий, куда входят представители соответствующих органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления, профсоюзов, работодателей (или профсоюзов и работодателей), формируется сторонами. Деятельность отраслевых комиссий осуществляется в соответствии с национальным законодательством.

На уровне организации образуются двусторонние комиссии по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, разработке и заключению коллективного договора. В состав комиссии входят представители работодателя и работников.

На уровне финансово-промышленной группы и транснациональной корпорации образуются двусторонние (трехсторонние) комиссии (советы) по проведению коллективных переговоров (консультаций), разработке и заключению соглашения в данных хозяйственных объединениях, включая организации, находящиеся за пределами государства. В состав комиссии (совета) входят полномочные представители работодателей и представители работников. В указанные комиссии (советы) могут входить представители органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Стороны по взаимному согласию могут образовывать также комиссии (или иные органы) по другим направлениям социального взаимодействия в области трудовых и социально-экономических отношений.

Права, обязанности и ответственность комиссий (иных органов) регулируются в соответствии с национальным законодательством.

Формы социального партнерства предусмотрены ст. 11 модельного закона.

К ним относятся:

  • коллективные переговоры:
  • заключение коллективных договоров, соглашений, принятие иных актов;
  • взаимные консультации по вопросам проведения социально- экономической политики, политики в области трудовых отношений;
  • участие представителей работников в управлении организацией;
  • участие представителей сторон социального партнерства в подготовке и проведении мероприятий по обеспечению охраны труда и осуществлению контроля за соблюдением национального законодательства о труде;
  • участие представителей работодателей и работников в управлении государственным социальным страхованием;
  • проведение мониторинга по важнейшим направлениям социально-экономической политики;
  • участие представителей сторон в правотворчестве.

Профсоюзы и их объединения, организации работодателей и их объединения вправе обращаться в органы законодательной и исполнительной власти с предложениями по разработке проектов нормативных правовых актов по социально-экономическим и социально-трудовым вопросам. Органы законодательной и исполнительной власти рассматривают предложения сторон и органов социального партнерства при выработке и реализации социально-экономической политики, политики в области трудовых отношений и по совершенствованию национального законодательства.

Стороны социального партнерства вправе осуществлять общественную экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в области социально-экономической политики и социально-трудовых отношений. Органы власти рассматривают в соответствии с регламентом разработанные социальными партнерами предложения по проектам законодательных и иных нормативных правовых актов по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам.

Ведение коллективных переговоров (консультации) . Представители органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления, работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах (консультациях). Инициатором коллективных переговоров (консультаций) вправе выступать любая из сторон социального партнерства. Представители сторон, получившие письменное предложение о начале коллективных переговоров (консультаций), обязаны вступить в переговоры не позднее семи календарных дней со дня получения указанного предложения.

Стороны, не вступившие в переговоры в установленные сроки, несут ответственность в соответствии с настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами, а также коллективными договорами и соглашениями. Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров (консультаций) определяются сторонами социального партнерства. Участники коллективных переговоров (консультаций) свободны в выборе вопросов регулирования социально- трудовых и связанных с ними экономических отношений.

По результатам коллективных переговоров (консультаций) могут заключаться (изменяться) соглашения, коллективные договоры, приниматься социальные пакты, меморандумы, протоколы и иные акты.

Урегулирование разногласий . В случае прерывания коллективных переговоров (консультаций) по независящим от сторон причинам составляется протокол, в который вносятся предложения сторон о мерах по устранению этих причин и сроках возобновления переговоров. Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий достигается посредством примирительных процедур, предусмотренных действующим законодательством.

Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах (консультациях) . Лица участвующие в коллективных переговорах (консультациях), подготовке проектов соглашения или коллективного договора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, установленный соглашением сторон, но не более трех месяцев в течение года. Все затраты, связанные с участием в переговорах, компенсируются в порядке, предусмотренном национальным законодательством, иными нормативными правовыми актами, соглашением, коллективным договором. Оплата услуг экспертов, специалистов производится приглашающей стороной, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Представители работников, участвующие в коллективных переговорах (консультациях), в период их ведения не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, влекущего за собой в соответствии с национальным законодательством увольнение с работы.