Тамимова Галинур Раджабековна, ученица 11 класса

Актуальность данной работы заключается в том, что своей исследовательской работой автор внесит ясность во многие непонятные области российской системы образования, так как ученики выпускных классов стоя перед выбором профессии, университета, не знают основных правил поступления, не ориентируются в системе получения высшего образования (отсутствия понятия многоступенчатости образования).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кош-Агачская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

РЕФЕРАТ

Право детей на образование

Тамимова Галинур Раджабековна

Ученица 11 класса

Абитова Келбет Азанбековна

Учитель истории и обществознания

2014г.

Введение……………………………………………………………………….….3

История возникновения права на образование…………………………………4

Обзор документов об образовании………………………………………………5

Правовые основы приобретения человеком высшего профессионального образования……………………………………………………………………….9

Заключение………………………………………………………………………13

Список использованных источников…………………………………………..14

Введение

В настоящее время все чаще стало уделяться внимание правам ребенка. Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка – это те документы, которые в наибольшей степени помогают нам разобраться в тех или иных вопросах, касающихся наших прав. Меня, впрочем, как и многих подростков и их родителей, интересует вопрос: «Является ли в нашей стране право на бесплатное образование, действительно правом, или это всего лишь гарантировано Конституцией, но не действительно на практике?»

Заинтересованность мною этим вопросом вполне объяснима. Я обучаюсь в выпускном классе и в следующем году заканчиваю школу. Передо мною встает трудный вопрос: Что же делать дальше? Куда пойти учиться? Но вопрос этот возникает отнюдь не оттого, что я не могу определиться с выбором будущей профессии. Наоборот, у меня есть и цель, и мечта. Да вот только проблема в том, что получение «послешкольного» образования далеко не бесплатное.

Для того, чтобы выяснить, эти вопросы, я поставила перед собою следующие задачи: на практике проверить, как реализуется право граждан на бесплатное образование, и каким образом государство обеспечивают нам возможность получать знания.

Методы работы: изучение Всеобщей декларации прав человека, закона об образовании, Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Предметом исследования являлись: Конвенция ООН о правах ребенка, Всеобщая Декларация прав человека, «Закон об образовании», сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.

Актуальность моей работы заключается в том, что своей исследовательской работой я внесу ясность во многие непонятные области российской системы образования, так как ученики выпускных классов стоя перед выбором профессии, университета, не знают основных правил поступления, не ориентируются в системе получения высшего образования (отсутствия понятия многоступенчатости образования).

История возникновения права на образование

Право на бесплатное образование: реальность или декларация нашего правительства? Для ответа на этот вопрос мне пришлось немного углубиться в историю.

Право на образование является одним из основных и фундаментальных прав человека, предусматриваемых в международно-правовых актах и гарантируемых конституцией, однако занимает специфическое положение в системе прав граждан. В большинстве современных конституций оно производно от права на труд, а правовое регулирование права на образование во многих государствах перенесено на уровень отраслевого законодательства. Впервые в европейских странах право на образование как самостоятельное право было сформулировано в Конституции Французской Республики 1946 года.

В отличие от зарубежных государств, Россия имеет более давнюю традицию конституционно-правового регулирования права на образование как самостоятельного права личности. Уже в Конституции СССР 1936 года декларировалось, что «граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается всеобщеобязательным начальным образованием, бесплатностью образования, включая высшее образование, системой государственных стипендий подавляющему большинству учащихся в высшей школе, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах, машинотракторных станциях и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся» (ст. 121).

Конституция СССР 1977 года наряду с подтверждением ранее провозглашенного принципа бесплатности образования всех уровней закрепляет более высокую ступень обязательного образования: «Это право обеспечивается осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством» (ст. 45). Конкретизированы формы получения образования и закреплены льготы для учащихся и студентов: развитие заочного и вечернего образования; предоставление государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатная выдача школьных учебников; возможность обучения в школе на родном языке; создание условий для самообразования. В СССР право на получение образования было составным элементом конституционно-правового статуса личности.

Конституция РФ 1993 года, руководствуясь нормами международного законодательства (например, Декларацией прав человека 1948 года, Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 года и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 года), продолжила традицию закрепления права на образование в основном законе. Конституция РФ определила общие законодательные рамки функционирования системы образования в России.

По времени возникновения право на образование относят ко второму поколению прав и свобод человека (так называемые позитивные, возникшие на рубеже XIX-XX вв.), по основным сферам жизнедеятельности человека - к социально-культурным правам и свободам, иногда к социально-экономическим, чаще - к выделяемой в самостоятельную структуру группе культурных (духовных) прав и свобод.

Обзор документов об образовании

В настоящее время важнейшими международно-правовыми актами, закрепляющими универсальное право на образование, являются:

  • Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года (ст. 28, 29);
  • Всеобщая декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года (ст. 26);
  • Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод.
  • Пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года (ст. 13);
  • Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 14 декабря 1960 года.

Первый документ, который я решила рассмотреть для ответа на свои вопросы- Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод гласит, что «никому не может быть отказано в праве на образование». Данная формулировка подтверждает право каждого человека на образование, налагает запрет на какую бы то ни было дискриминацию в праве на образование, однако Конвенция не конкретизирует уровень получения образования.

Конвенция ООН, статья 28 сказано:

«1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:

a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;

b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;

c) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств;

d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;

e) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.

2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией.

3. Государства-участники поощряют и развивают международное сотрудничество по вопросам, касающимся образования, в частности, с целью содействия ликвидации невежества и неграмотности во всем мире и облегчения доступа к научно-техническим знаниям и современным методам обучения. В этой связи особое внимание должно уделяться потребностям развивающихся стран».

Анализируя документ и сопоставляя его с реальной ситуацией в нашей стране, можно отметить, что правительство поддерживается в своей политике данного документа. Школьная дисциплина поддерживается, посещаемость регулируют, развитие форм образования поощряется. Вот только пункт с) вызвал у меня непонимание. «Обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств».

Возникает вопрос: какими же способностями должен обладать выпускник, чтобы иметь право быть зачисленным в вуз на бюджетной основе? Как определяются эти способности? Уж не результатом ли Единого государственного экзамена? А, может, существуют еще какие-либо критерии?

Для выяснения данной ситуации мне пришлось изучить процедуру зачисления абитуриентов в учебные заведения. Все университеты, институты и академии, без исключения, принимают по результатам Единого государственного экзамена. Вне конкурса поступить могут победители и призеры российских и международных олимпиад. Вот, наверное, те самые способности – результаты ЕГЭ и олимпиад. Но насчет ЕГЭ я не сказала бы уверенно, что он действительно выявляет степень одаренности выпускника. Здесь все зависит от многих факторов и обстоятельств. Что же касается олимпиад, то вот здесь не поспоришь, победителями становятся действительно талантливые и одаренные дети. Но победителей, по той или иной дисциплине, единицы! Так почему бы не расширить перечень олимпиад и конкурсов, по которым можно будет принимать в высшие учебные заведения? Почему приемная комиссия перестала учитывать не только портфолио поступающих, но и наличие золотой медали? Разве это не показатель того, что у абитуриента есть способности к учебе, стремление к знаниям? Ведь за всем этим стоит огромный труд, а на деле выходит, что и в престижный вуз на бюджетную форму обучения такой выпускник поступить не может. Получается странная ситуация. Отсюда можно сделать вывод, что Конвенция ООН работает в нашей стране не в полной мере.

Следующим документом является Всеобщая декларация прав человека. В статье 26 декларации значится:

«1.Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

2.Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей».

Как мы видим, текст статьи Декларации в целом соответствует тексту статьи Конвенции. В обоих случаях даются общие цели образования, рекомендации государствам, которые также имеют сходства. Однако Всеобщая декларация прав человека, будучи документом высокого нравственного гуманистического значения, лишь закрепила основные приоритеты, принципы, цели и задачи в области прав человека, к реализации которых должны стремиться все государства - участники Декларации. Декларативный (т.е. провозглашающий) принцип права на образование был закреплен как обязательный для государств - членов ООН, ратифицировавших Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Рассмотрев международные документы, содержащие в себе статьи о получении права на образование, я решила перейти к законам, имеющим силу на территории нашего государства.

Здесь мое исследование началось с основного закона Российской Федерации – Конституции. В разделе содержание права на образование сказано (Глава 5, статья 2):

«1.1. Право на образование рассматривается как конституционное, основное, естественное право человека. Конституция РФ ст.43. Оно закреплено в ст.26 Всеобщей Декларации прав человека (1948), в ст. 134 Международного пакта об экономических, социальных культурных правах (1966), в ст.28 Конвенции о правах ребенка.

В Федеральном закон е от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 2) под образованием понимается - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения , являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

1.2 Составные части права на образование в Конституции РФ

Право на образование можно рассматривать как элемент права на жизнь, права на развитие.

В ст. 43 Конституции РФ право на образование включает следующие полномочия:

1.Право на дошкольное образование.

2.Право на основное образование.

3.Право на высшее образование».

Все эти права большинство людей сами реализовать не в силах, поэтому их обязаны обеспечить государственные и муниципальные образовательные учреждения, предприятия, органы управления образованием.

В системе прав и свобод человека и гражданина право каждого человека на образование занимает главенствующее положение. Под понятием «каждый» подразумевается любой человек, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Россия устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Далее я изучила Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Данный закон не только сохраняет существующие государственные гарантии прав граждан на образование, но и создаёт новые. В нем уточняется и дополняется перечень прав, которыми обладает обучающийся.

Хотя Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» расширил рамки общедоступного образования и гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, школьного образования, при этом предлагает различные формы получения образования, но не обозначил порядок осуществления альтернативных форм образования.

Правовые основы приобретения человеком высшего профессионального образования

Среди отличительных признаков образования в ХХI в. - демократизация, проявляющаяся в формах общедоступности высшего образования и создания системы непрерывного образования; многоуровневость и многовариантность образовательных программ; интернационализация, доказательством которой являются академическая и профессиональная мобильность студентов и преподавателей, признание документов об образовании.

После окончания школы следующим моим шагом будет получение высшего или средне-профессионального образования. Тут я заинтересовалась, что такое многоуровневость и многовариантность образовательных программ? В Федеральном закон е N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в главе 2 статье 10 Структура системы образования устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

В комментариях к Федеральному закон у от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» академик РАО, доктор юридических наук, профессор В.Е. Усанов отметил логическое несоответствие части 2 и 5 статьи 11 комментируемого Закона. Согласно части 2 ст. 11 Закона одним из видов образования является профессиональное обучение, которое обеспечивает возможность «реализации права на образование на протяжении всей жизни (непрерывное образование)». Нелогичность изложения нормы видится хотя бы в том, что, по логике законодателя, профессиональное образование, будучи частью системы образования, обеспечивает, реализацию в целом права на образование (в частности, любого вида образования). В соответствии с частью 5 ст. 11 Закона система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации преемственных основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющегося образования, квалификаций, опыта практической деятельности при получении образования.

Вместе с тем, эффективность функционирования отечественной высшей школы оставляет желать лучшего. Об этом говорят работодатели, вынужденные доучивать вчерашних выпускников учреждений высшего профессионального образования.

В ст. 43 Конституции РФ, кроме закрепления всеобщности права на образование, провозглашена гарантированность общедоступности и бесплатности, в том числе для высшего образования на конкурсной основе, а также введены федеральные государственные образовательные стандарты, реализация которых осуществляется за счет федеральных ресурсов. Способности каждого к высшему образованию определяются на основе конкурсного отбора.

По мнению И.Ф. Никитиной, анализируя только правовые основы приобретения человеком высшего профессионального образования, заложенные в Конституции РФ, можно сделать несколько противоречивых заключений. Во-первых, высшее профессиональное образование получается бесплатно, хотя и ограничено условиями конкурсного отбора. Платное же образование (по Конституции РФ) не предусмотрено, следовательно, существует принцип «разрешено то, что не запрещено». В таком случае правомерно ли в системе платного образования введение сдачи вступительного экзамена, собеседования или конкурсной основы? Ведь критерием отбора становятся не знания, а платежеспособность. Во-вторых, Конституция РФ гарантирует общедоступность всех уровней образования, заканчивая выделение этих уровней получением высшего профессионального образования. Однако реальность такова, что зачастую человеку приходится получать второе высшее образование, а отсутствие упоминания в Конституции РФ права на непрерывное совершенствование своего образовательного уровня и получение второго высшего образования означает, что оно становится только платным, поэтому принцип общедоступности снижается. Расплывчатая формулировка ч. 3 ст. 43 («Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении…») позволила Минобрнауки России и государственным высшим образовательным учреждениям интерпретировать содержание статьи следующим образом: раз бесплатное образование не гарантировано, значит можно уменьшать количество «бюджетных» (бесплатных) мест и увеличивать количество «контрактных» (платных), что в конечном счете приводит к негативным последствиям чрезмерной коммерциализации образования.

Эти заключения основаны на толковании положений ст. 43 Конституции РФ. Никитина смешивает толкование конституционной нормы со сложившейся противоречивой практикой. Действительно, опыт развития платных образовательных услуг при отсутствии четкого государственного регулирования и контроля привел к снижению уровня гарантированности бесплатного образования, фактической его недоступности для большинства населения, снижению качества образования. Причина этому - отсутствие должной нормативной регламентации платных образовательных услуг. Существование платного образования по принципу «разрешено то, что не запрещено» приводит к массовым нарушениям конституционного права на образование, практически исключает ответственность за качество предоставленного образования, делает образование одной из доходных форм коммерческой деятельности.

Необходима правовая регламентация порядка и условий оказания платных образовательных услуг. Принципиальное значение имеют следующие положения:

  • платное образование является не заменой бесплатного, а дополнительной, альтернативной возможностью получения образования. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях недопустимо преобладание коммерческих (платных) мест. Нужно законодательно закрепить допустимое соотношение численности коммерческих и бюджетных мест, при этом установить запрет на сокращение численности бюджетных мест и перевод их в коммерческие. Санкциями за подобные нарушения могут быть приостановление государственной аккредитации образовательного учреждения или приостановление действия лицензии на образовательную деятельность, а также штрафы;
  • для негосударственных образовательных учреждений следует установить четкие требования, ограничивающие возможность круглогодичного приема абитуриентов; установить обязательность проведения вступительного экзамена, собеседования или иного конкурсного испытания; усилить контроль за качеством предоставляемого образования (в форме ежегодных внешних аттестаций обучаемых). Целесообразно повысить престижность платного образования, его уровень, а также снизить его доступность;
  • в связи с тем что государство не может гарантировать получение бесплатного высшего образования всем желающим, следует развивать систему государственного долгосрочного кредитования на образовательные цели.

Совершенствование правовой регламентации порядка оказания платных образовательных услуг будет способствовать наиболее полной реализации конституционно закрепленного права человека на получение образования как самостоятельного элемента правового статуса личности.

Таким образом, в конце XX в. отношение ко всем видам (уровням) образования постепенно меняется. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний, принятию обдуманных и нестандартных решений. Школа является критически важным элементом в этом процессе.

Заключение

Важнейший фактор экономического, социального и духовного прогресса общества, необходимая предпосылка развития каждого человека, его культуры и благополучия - образование. Развитое общество не жалеет средств на образование, понимая окупаемость этих затрат в перспективе. Однако важно, чтобы сами граждане были заинтересованы в получении образования и имели реальную возможность его получить.

Изучив документы о праве на образование, я пришла к выводу, что законодательство в области образования достаточно серьезно и основательно разработано, что позволяет оптимистично смотреть на те процессы, которые происходят в русле модернизации российского образования.

Признаваемое и гарантируемое Российской Конституцией право на образование детализируется в соответствии с Федеральным закон ом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

На современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. Образование оказывает влияние на все виды деятельности человека. Окончив школу, одни поступают в институт, другие в техникум, третьи не поступают никуда. Это являет собой определённый фильтр в выборе дальнейшей профессии человека, хотя не редки случаи, когда, окончив институт, человек идёт работать продавцом мороженого, особенно в нашей стране.

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. №237. 25.12.1993.
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. № 5976. 31.12. 2012.
  3. Никитина И.Ф. Конституционно-правовые основы высшего профессионального образования в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2005.

Одним из наиболее часто встречающихся нарушений прав граждан, не имеющих возможности получить разрешение на регистрацию по месту их жительства (пребывания) является нарушение права на образование их детей.

Несмотря на все гарантии доступности и бесплатности дошкольного и школьного образования детей, декларируемые (как и многое другое) нашим государством, на практике все намного хуже.

В подавляющем большинстве случаев родителям детей, не имеющим возможности по независящим от них причинам оформить регистрацию по месту жительства (пребывания) отказывают в приеме в детские дошкольные учреждения и школы под любыми предлогами.

К примеру, одним из примеров незаконных действий администраций детских учреждений является неправомерное включение в список требуемых документов регистрацию в регионе расположения образовательного учреждения.

Однако, следует знать, что действующее законодательство не запрещает обучение в образовательных учреждениях детей, не имеющих регистрации по месту жительства или пребывания.

Так, п. 12 Приказа Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2012 г. № 107 " " указывает, что прием граждан в учреждение осуществляется по личному заявлению родителей (законных представителей) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя), либо оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в Российской Федерации.

В заявлении родителями (законными представителями) ребенка указываются следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) ребенка;
  • дата и место рождения ребенка;
  • фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) родителей (законных представителей) ребенка.

Родители (законные представители) детей, являющихся гражданами Российской Федерации, не зарегистрированных на закрепленной территории , дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка либо заверенную в установленном порядке копию документа, подтверждающего родство заявителя (или законность представления прав обучающегося).

Указанная норма коррелирует с положениями ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ " ", которая устанавливает один из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, как обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования. Кроме того, устанавливают, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование, которое гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства , отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Таким образом дети, не имеющие по независящим от них обстоятельствам возможности зарегистрироваться по месту жительства (пребывания) также имеют право на получение образования в школьных и дошкольных детских образовательных учреждениях. Единственное существующее ограничение состоит в том, что они принимаются во вторую очередь, после приема детей, зарегистрированных на данной территории. Полагаем, что данное ограничение является дискриминационным и может быть оспорено в судебном порядке.

В случае отказа в приеме ребенка в детское образовательное учреждение по мотиву отсутствия регистрации, вы можете подать жалобы в надзорные органы: прокуратуру, департамент образования, Рособрнадзор.

Надеемся, что органы власти Российской Федерации устранят дискриминационные положения норм о регистрации по месту жительства и пребывания, не позволяющие добросовестным гражданам зарегистрироваться по месту фактического проживания, что позволит детям получать образование в установленном порядке вблизи от дома.

Право на образование - конституционное право на получение определенной суммы знаний в соответствии с государственными образовательными стандартами. Закрепляя Право на образование, Конституция РФ (ст. 43) определяет различные подходы к получению основных видов образования. Государство обязано гарантировать гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего (в объеме 9 классов общеобразовательной школы), среднего (полного) общего образования (в объеме 10--11 классов) и начального профессионального образования. Конституция РФ включает в данный перечень также дошкольное и среднее профессиональное образование. Основное общее образование в РФ является обязательным. Получение полного общего образования -- индивидуальное право каждого. Сырых В.М. Образовательное право как отрасль российского права. М.2010.

Впервые в России Конституция 1993 года (ст.17 ч.2) закрепила положение: естественные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Ранее в нашем государственно-правовом механизме господствовала другая точка зрения о том, что права человеку принадлежат не от рождения, а предоставляются государством.

Хотя права и свободы - это определяющий фактор при строительстве права и государства, они не только имеют естественные ограничения, но и регулируются правом. Об их регулировании прямо говорит пункт «в» ст.71 Конституции РФ.

Право на образование принадлежит к совокупности основных прав и свобод человека. Оно закреплено во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) (ст. 26), в (1966 г.) (ст. 13, 14), в Конвенции о правах ребенка (1989 г.) (ст. 28, 29), в Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека (1995 г.) (ст. 27). Право на образование относится к тем правам, которые находятся под защитой Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) (Протокол № 1 (1952 г.) ст. 2). Право на образование закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 43) и «является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ» (преамбула Закона). Важно подчеркнуть, что в 1996 году Россия стала полноправным членом Совета Европы, подписав и ратифицировав (в 1998 г.) Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и Протоколы к ней, а так же целый ряд других документов Совета Европы, касающихся образования. Дальман С.В., Развитие системы управления образованием в России, Нестор - История СПБ, 2011

Право на образование не может быть передано другому лицу, группе лиц, обществу, государству ни по договору, ни в силу закона, ни на каком другом основании. По международным и российским стандартам основное общее образование является обязательным, поскольку без него невозможна нормальная социализация человека в современном обществе.

Но может ли государство гарантировать то же «образовательное» притязание гражданину другого государства? Не вдаваясь в подробности этой темы, ограничимся лишь замечанием, что в Российской Федерации (как, впрочем, и в любом другом современном демократическом государстве) действительно каждый может реализовать свои потребности и интересы образовательного свойства, но только в том случае, если этот «каждый» проживает на территории Российской Федерации на законном основании.

Право на образование, точнее, его реализация предполагает, как отмечалось, активную роль государства в гарантировании этого вида социального притязания.

Право на образование является, в известном смысле, и обязанностью. Боле того, как свидетельствует и законодательство, и юридическая практика, и сама жизнь в целом, многие права у людей «появляются» лишь после того, как человеком выполнены некие общественные (и юридические) обязанности. В свою очередь исполнение прав приводит к возникновению новых обязанностей, те - к появлению других прав (примером тому может служить реализуемое педагогом право преподавать определенную дисциплину и одновременно его обязанность этого преподавания).

Именно к такому роду прав относится и право на образование. До определенного возраста, до определенной ступени (уровня) системы образования (этот уровень также различен в разных странах), а также с учетом степени социально-экономической развитости общества, право на образование практически и юридически является обязанностью человека (гражданина) получить и освоить тот иной минимум знаний, умений и навыков, который (минимум) гарантирует необходимые и достаточные условия социальной коммуникации этого гражданина. Обычно данная обязанность получать «минимальное» образование связана с институтом школьного (общего) образования и юридически закрепляется в конституционных и других законодательных актах. Такая же обязанность предусмотрена, скажем, частью 2 ст. 53 Конституции Украины, частью 4 ст. 27 Конституции Испании, частью 2 ст.26 Конституции Японии и др. Другое дело, что обязательным в одних странах объявляется основное общее образование (Россия, Испания), в других - полное общее среднее образование (Украина), в третьих - начальное образование (Италия). А вот, например, по Конституции Польши обязательной является учеба для всех, не достигших 18 лет (часть 1 ст. 70). В той же части 2 ст. 26 Конституции Японии устанавливается обязанность всех, на чьем попечении находятся дети, обеспечить их образование, хотя о каком именно образовании идет речь, законом не оговаривается. Так, обязанность получения общего образования предусмотрена частью 1 ст.43 Конституции РФ.

Анализ многочисленных текстов статей международных актов, конституционных актов различных государств, а также ст. 43 Конституции Российской Федерации, посвященных праву на образование, изучение различных научных исследований и комментариев к законодательству, дают основания выделить, помимо сказанного, еще ряд важных черт этого права на образование.

- Право на образование есть интегральное право, которое, пусть и в разной степени, но может быть отнесено к различным группам прав и свобод человека - социальным, культурным, гражданским (личным). Социальным (а именно к этой группе его обычно относят) право на образование является уже потому, что образование, как уже было показано, есть, с одной стороны, одна из ведущих социальных подсистем общества. Кроме того, право на образование как социальное право предполагает создание системы государственных гарантий получения образования каждым человеком, выступающее важнейшим условием его успешной социализации. Сырых В.М. Образовательное право как отрасль российского права. М.2010.

Право на образование есть, наконец, и гражданское, личное право человека, которое реализуется им самостоятельно, по своему усмотрению после выполнения им (при помощи родителей или законных представителей) своей гражданской (общесоциальной) обязанности получить общее образование. Ведь человека, получившее общее образование, как известно, никто формально (юридически, в том числе Конституция РФ) не принуждает и не может принудить в обязательном порядке поступать в учреждения профессионального образования для продолжения учебы. Иное дело, что такое принуждение существует объективно в том смысле, что сама жизнь, потребности общества, потребности, наконец, самого человека, ставшим «зрелым», т.е. способным самостоятельно принимать социально значимые решения, гражданином после получения «аттестата зрелости», обусловливает необходимость выбора своего дальнейшего жизненного пути, а тем самым приобщения к конкретному виду профессиональной деятельности, ее критериями и требованиями См.: Сырых В.М. Образовательные услуги и образовательные правоотношения: дискуссионные взгляды и действительное содержания // Журнал российского права, 2010, №4..

Второе. Право на образование есть конституционное право. Это право закрепляется и, тем самым, гарантируется конституционными актами всех современных демократических государств. Уже одно это обстоятельство свидетельствует о том, что праву на образование государством и обществом посредством Основного закона придается исключительное значение. Помимо сказанного ранее, ст. 43 Конституции Российской Федерации, как и многие другие статьи, закрепляющие и гарантирующие иные права и свободы, подтверждает признаваемый частью 4 ст. 15 Конституции РФ примат международного права в российской правовой системе.

Третье . Право на образование есть право относительное. В теории прав человека выделяются абсолютные (основные) права человека и права относительные. Критерием такого различения выступает возможность ограничения того или иного права федеральным законодательством, в том числе в условиях в условиях чрезвычайного положения (часть 3 ст. 55 и ст. 56 Конституции РФ).

Четвертое . Право на образование - право всеобщее. На данную особенность уже было обращено внимание. Здесь лишь подчеркнем, что право на образование распространяется не только на всех без исключения граждан Российской Федерации (и лиц, проживающих на территории РФ на законных основаниях), но и лиц различного возраста. Это обстоятельство в последние годы становится все более актуальным как за рубежом, так и в нашей стране. Скажем, все больше граждан среднего и, что характерно, особенно пожилого (после 55 лет и даже значительно старше) возраста проявляют реальный интерес к получению первого или второго или даже третьего высшего образования. Такой феномен представляет интерес, прежде всего, для социологической науки, хотя экологические, педагогические и правовые исследования тоже не могут обходить его.

Пятое. Право на образование предполагает доступность образования для каждого. Доступность образования - это, прежде всего, свобода получать как общее, так и профессиональное и послевузовское образование в соответствии с убеждениями родителей, собственными желаниями и возможностями См.: Русакова Е.М.Образовательное право в системе российского права//Юридическое образование и наука, 2010, №3.. В этом плане доступность образования органически связана с всеобщностью соответствующего права. В то же время, как показывает практика, эта сторона права на образования является одной из наиболее проблематичных в силу самых разных причин. В современном мире отмечают целый ряд противоречий в развитии образовании, в том числе российского, с точки зрения обеспечения именно его доступности.

Значение ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ в Большом юридическом словаре

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ

Одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития как его личности, так и всего общества. Закрепляется практически во всех основных законах, начиная с Конституции Мексики 1917 г., причем содержание этого права имеет тенденцию расширяться. В настоящее время в демократических государствах П. на о. в широком смысле обычно включает право на: бесплатное начальное или среднее образование в государственных и муниципальных школах и некоторых других образовательных учреждениях; выбор родителями формы обучения (религиозное, светское) для своего ребенка; свободу преподавания; организацию частных учебных заведений. Многие конституции подкрепляют П. на о. обязанностью родителей (или лиц, их заменяющих) обеспечить получение детьми начального (или общего основного) образования. В РФ П. на о. закрепляет ст. 43 Конституции РФ.

Большой юридический словарь. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ
    - одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития как его личности, так и всего общества. …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-06 Time: 08:16:00 * Образование — это то, что остаётся после того, как забывается всё выученное в школе. ""(…
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Во сне испытывать сильное желание получить хорошее образование - предвещает Вам постоянную жажду знаний, которая проявится при любых обстоятельствах Вашей …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Новейшем философском словаре:
    многозначное понятие, обозначающее и сферу социокультурной практики, и отраслевую систему, и специально организуемый процесс, и определенный результат деятельности. История О. …
  • ПРАВО в Однотомном большом юридическом словаре:
    1) в объективном смысле система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения (позитивное право) либо …
  • ПРАВО в Большом юридическом словаре:
    - 1> в объективном смысле система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения (позитивное право) …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Энциклопедии Япония от А до Я:
    Начальная школа обучает детей с 6 до 12 лет. Государственный план включает предметы, аналогичные плану российской начальной школы. Оканчивая шестой …
  • ПРАВО
    ТРАНЗИТА - право следования лиц, транспортных средств и грузов одного государства через территорию (сухопутную, водную, воздушную) другого государства. П.т. предоставляется, …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    СОБСТВЕННОСТИ- 1) в объективном смысле - совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу ограниченных благ; 2) в субъективном смысле - …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    ПОСТОЯННОГО (БЕССРОЧНОГО) ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКОМ - в гражданском законодательстве РФ (ст. ст. 268-269 ПС РФ) - ограниченное вещное право в …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    ПЕТИЦИИ - одно из конституционных политических прав граждан, представляющее собой право обращения к властям с письменным требованием, предложением, жалобой, на …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    ОБЩЕЙ СОБСТВЕННОСТИ - совокупность правовых норм, регламентирующих отношения между двумя или более лицами по поводу имущества, которым она владеют пользуются …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА - в ряде конституций (например, Испании, РФ, Монголии, Словакии, Узбекистана) - обобщенное название комплекса …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    НА СОПРОТИВЛЕНИЕ УГНЕТЕНИЮ - особое конституционное политическое право граждан, в настоящее время встречающееся в конституционных актах крайне редко. Такое право …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ НАРОДОВ (НАЦИИ) - в науке конституционного права - право народов (наций) самостоятельно определять форму своего государственного существования, будь …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    НА ПРАВОСУДИЕ - комплекс конституционно закрепляемых процессуальных прав, призванных гарантировать защиту основных материальных прав и свобод человека. Включает обычно право …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    НА ОПРОВЕРЖЕНИЕ - право гражданина или организации потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    НА ОБРАЗОВАНИЕ - одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития как его личности, так и …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    ЗАЛОГОВОЕ - см. ЗАЛОГОВОЕ ПРАВО. ПРАВО ЗЕМЕЛЬНОЕ - см. ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. ПРАВО ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ - см ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    ГОЛОСА - право акционеров участвовал" в обсуждении дел компании с учетом своей доли в ее капитале. Большинство обычных акций дают …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    ВНУТРИКОНТИНЕНТАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ НА ДОСТУП К МОРЮ - в современном международном праве - принцип, в соответствии с которым не имеющие выхода …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    В ПЕРИОД ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ (МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО) - совокупность международных конвенционных и обычных норм, составляющих т.н. правила ведения войны, или …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    - 1) система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества. П. …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Словаре экономических терминов:
    ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ - см. ПРОФЕССИОНАЛЬНО -ТЕХНИЧЕСКОЕ …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Словаре экономических терминов:
    ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ - см ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Словаре экономических терминов:
    ПРАВОВОЕ - см ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Словаре экономических терминов:
    МУНИЦИПАЛЬНОЕ - см МУ -НИЦИПАЛЬНОЕ …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Словаре экономических терминов:
    АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ЗАКРЫТОЕ - см ЗАКРЫТОЕ АДМИНИСТРАТИВНО -ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ …
  • ОБРАЗОВАНИЕ
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Высказываниях известных людей:
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Словаре Одно предложение, определения:
    - то, что остаемся, когда все выученное забыто. Макс фон …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Афоризмах и умных мыслях:
    то, что остаемся, когда все выученное забыто. Макс фон …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Афоризмах и умных мыслях:
    это когда вы читаете изысканную литературу. ОПЫТ - то, что вы получаете, если вы этого не сделали. Пит …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Литературной энциклопедии:
    ежемесячный журнал, издававшийся в СПБ с 1892 по 1909 и переименованный из «Женского образования» . Редактор-издатель — В. Д. Сиповский, …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    , составная часть и одновременно продукт социализации. О. стоит на фундаменте научения, которое протекает в ходе социализации. Его отличие от …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Большом энциклопедическом словаре:
    процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном …
  • ПРАВО
    совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия. С помощью П. класс или …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе О. происходит передача от поколения к поколению знания всех …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    см. Системы образования и Начальное народное …
  • ПРАВО
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ПРАВО
    в узком значении - система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством в более широком понимании охватывает также правовые отношения …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Энциклопедическом словарике:
    целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Ведёт к овладению ценностями культуры и нравственно-эмоционального отношения к …
  • ПРАВО в Энциклопедическом словаре:
    , -а, мн. права, прав, правам, ср. 1. ед. Совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения …
  • ПРАВО
    ПР́АВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ, см. Хозяйственного ведения право …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "ОБРАЗОВ́АНИЕ", рос. изд-во, 1909-30, С.-Петербург - Ленинград. Учебники, науч., науч.-популярная и метод. лит-ра, гл. обр. по естеств. …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ОБРАЗОВ́АНИЕ, процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощённым в знаниях, умениях, творч. деятельности и …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? см. Системы образования и Начальное народное …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    образова"ние, образова"ния, образова"ния, образова"ний, образова"нию, образова"ниям, образова"ние, образова"ния, образова"нием, образова"ниями, образова"нии, …

Право на образование рассматривается как конституционное, основное, естественное право человека (ст. 43 Конституции РФ). В системе прав и свобод человека и гражданина право каждого человека на образование занимает главенствующее положение.
Российское государство, исходя из исключительной значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала страны, в Законе РФ от 10 июля 1992 г. "Об образовании" провозгласило область образования приоритетной. О внимании к сфере образования говорит и то обстоятельство, что в России первым Указом Президента РСФСР стал Указ "О первоочередных мерах по развитию образования в Российской Федерации" от 11 июля 199 1г. В нем предусмотрен целый комплекс организационных и правовых мер, направленных на укрепление материально-технической и социальной базы образовательных учреждений и на повышение уровня государственной социальной защиты работников сферы образования, учащихся, студентов, аспирантов.
Учебная программа по курсу "Образовательное право" была впервые разработана в России в 1996 г. Такой курс ввела Академия труда и социальных отношений в программу обучения на юридическом факультете.
Как известно, Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в п. 1 ст. 26 закрепила право каждого человека на образование. При этом "Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого". Это право закреплено также в ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и в ст. 28 Конвенции о правах ребенка 1989г.
Развивая приведенное положение Декларации 1948 г., ст. 2 Протокола № 1 к Европейской конвенции о правах человека и основных свободах 1952 г. устанавливает, что "Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при выполнении любых обязанностей, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать детям такое образование и обучение в соответствии с собственными религиозными и философскими убеждениями". Сама же Европейская конвенция 1950 г., кроме прочего, отмечает, что право на образование по своей природе и характеру требует государственного регулирования, а это - также важнейшая социально-политическая детерминанта системы образования любого государства.
Право на образование, по мнению генерального директора ЮНЕСКО, не следует сводить только к общему базовому образованию - оно должно реализовываться всю жизнь. Его следует рассматривать как право и обязанность человека на непрерывное образование. Он называет великой задачей - максимальное развитие огромного интеллектуального потенциала человека и отмечает, что в наше время в мире очень небольшому числу людей доступно его воплощение. Что же касается большинства, то его сначала нужно спасти от невежества, болезней, недоедания.
Указанное обстоятельство позволяет рассматривать право на образование как элемент права на жизнь, права на развитие.
14 декабря 1960 г. Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования.


  • Согласно ст. 1 этой Конвенции запрещается проявление любой дискриминации в области образования, в частности:
    • закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа;
    • ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования;
    • создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких-либо лиц или группы лиц по общему правилу;
    • создание положения, несовместимого с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или группа лиц, стремящихся к получению образования.

Российское законодательство практически не содержит дискриминационных положений. Так, согласно ст. 5 Закона РФ "Об образовании" гражданам гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
Немаловажным в условиях многонационального Российского государства является и положение о том, что граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, руководствуясь при этом общими принципами языковой политики в этой сфере, закрепленными в Законе РСФСР от 25 октября 1991 г. "О языках народов РСФСР". Это право граждан обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования (ст. 6). Государство оказывает также содействие в подготовке специалистов для осуществления образовательного процесса на языках народов Российской Федерации, не имеющих своей государственности.

  • В ст. 43 Конституции РФ право на образование включает следующие полномочия:
    • право на дошкольное образование;
    • право на основное общее образование;
    • право на среднее профессиональное образование;
    • право на высшее образование.

Все эти права большинство людей сами реализовать не в силах, и поэтому их обязаны обеспечить государственные и муниципальные образовательные учреждения, предприятия, органы управления образованием. Важной составной частью права на образование выступает положение о том, что совершеннолетние граждане имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования.
В ч. 2 ст. 43 гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только в соответствии со ст. 5 Закона РФ "Об образовании" 1992 г.

  • В ч. 2 ст. 43 Конституции РФ закреплены две важные государственные гарантии реализации права граждан на образование:
    • общедоступность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях;
    • бесплатность получения перечисленных видов образования в указанных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Эти гарантии отличает их взаимообусловленность: возможность бесплатного получения названных видов образования, естественно, содействует его общедоступности. Одновременно общедоступность образования для большинства населения страны немыслима без возможности получить его бесплатно. При этом, однако, следует учесть, что перечисленные виды образования граждане имеют право получить бесплатно лишь впервые. Что касается лиц, имеющих начальное и среднее профессиональное образование, то они, по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, вправе неоднократно получать его бесплатно (п. 7 ст. 50).
Для воспитания детей дошкольного возраста в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

  • В настоящее время государственные и муниципальные дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся на следующие виды:
    • детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);
    • детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
    • детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
    • детский сад комбинированного вида, включающий общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании;
    • центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Порядок деятельности этих дошкольных образовательных учреждений закреплен в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации 1 июля 1995 г. № 677.

  • Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ:
    • начальное общее образование;
    • основное общее образование;
    • среднее (полное) общее образование.

Порядок его получения регламентирован в ст. 19 Закона РФ "Об образовании".
Кроме того, существуют образовательные учреждения профессионального типа, которые осуществляют подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня согласно перечням профессий и специальностей, устанавливаемым Правительством Российской Федерации на основе профессиональных образовательных программ. Так, начальное профессиональное образование можно получить в профессионально-технических и иных училищах, учебно-производственных мастерских, межшкольных учебных комбинатах и т.п. Среднее профессиональное образование может быть получено в средних специальных учебных заведениях или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.
В системе образовательных учреждений страны существуют также учреждения специализированной направленности. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 676 утверждено Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Специализированные учреждения имеются и для детей с общественно опасным поведением, которые функционируют на основании Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением.
Как уже отмечалось, в РФ государство гарантирует гражданам бесплатность высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Обучение на платной основе допускается и в негосударственных образовательных учреждениях либо в учреждениях, создаваемых при научных центрах, предприятиях и т.д., при соблюдении учебным заведением требований государственного образовательного стандарта, получения лицензии и государственной аттестации.

  • Обучение с целью получения высшего образования осуществляется в следующих видах учебных заведений:
    • университет;
    • академия;
    • институт;
    • колледж.
  • Прием граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения для получения высшего профессионального образования на конкурсной основе производится по заявлениям граждан. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечивать зачисление наиболее способных и подготовленных граждан к освоению образовательной программы соответствующего уровня, с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы могут осваиваться в различных формах, отличающихся объемом обязательных занятий преподавателя со студентом:
    • очная форма;
    • очно-заочная (вечерняя) форма;
    • заочная форма;
    • экстернат.

Допускается сочетание этих форм.
Высшее учебное заведение, аккредитованное федеральным (центральным) государственным органом управления высшим образованием, выдает выпускникам диплом о высшем образовании государственного образца, действующий на всей территории Российской Федерации. Перечень изученных дисциплин приводится в приложении к диплому.
Лицам, имеющим диплом о высшем образовании, предоставляется возможность получения послевузовского профессионального образования с целью повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации, получения ученой степени.
Согласно ч. 4 ст. 43 основное общее образование и, следовательно, государственная аттестация по его завершении являются обязательными. Конституционная обязанность по обеспечению получения детьми основного общего образования возлагается на родителей или иных их законных представителей.
Вместе с тем ст. 19 Закона "Об образовании" устанавливает обязательность основного общего образования лишь до достижения обучающимся пятнадцатилетнего возраста, если соответствующее образование не было получено им ранее. В соответствии с Законом РФ "Об образовании" под основным общим образованием понимается окончание 9 классов общеобразовательной школы или иного, приравненного к ней по статусу, образовательного учреждения. Лицу, получившему такое образование (при успешном окончании процесса обучения), выдается документ государственного образца об уровне образования. Этот документ является необходимым условием для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении последующего уровня образования (ч. 2 и 4 ст. 27).
Получение основного общего образования в общеобразовательном учреждении с отрывом от производства ограничивается восемнадцатилетним возрастом обучающегося. Для лиц с отклонениями в развитии, с девиантным (общественно опасным) поведением, граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых учреждениях, предельный возраст получения основного общего образования в соответствии со ст. 19 Закона может быть увеличен.