Понятие о частице. Значения частиц
Частица – служебная часть речи, которая придает дополнительные смысловые оттенки, как словам, так и предложениям, а также служит для образования форм слов.
Частицы не изменяются, не имеют самостоятельного лексического значения и не являются членами предложений, но могут входить в состав членов предложения.
Частицы уточняют, выделяют, усиливают те слова, которые необходимы для более точного выражения содержания:
Многие русские писатели и поэты употребляли в своем творчестве частицы.
Например, А.С. Пушкин использовал частицу вот около 1000 раз. А частица даже прозвучала у поэта более 300 раз. Например: «Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала ». А кто не знает знаменитого «Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало .» ? Уж – частица с усилительным значением.
Частицы возникли позднее других частей речи. По происхождению частицы связаны с разными частями речи:
с наречиями (лишь, только, едва, уж, прямо и др.);
с глаголами (пусть, пускай, давай, дай, было, бы, ведь, вишь и др.);
с союзами (а, да, и, же и др.);
с местоимениями (все, оно, что за, то, это, себе и др.), с междометиями (вон, ну и др.).
Некоторые частицы не связаны с другими частями речи по происхождению: вот, ли, -ка и др.
В русском языке частиц немного. По частоте употребления они находятся в первой сотне самых используемых слов (так же, как и предлоги, союзы и некоторые местоимения). В эту сотню самых частотных слов входит 11 частиц: не, же, вот, только, ещё, уже, ну, ни, даже, ли, ведь .
Частицы могут «путешествовать» по предложению, но их место все-таки строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словом или словосочетанием, которое важно для автора.
Я не чемпион. Именно я чемпион. Неужели я чемпион?! Даже я чемпион.
Я все-таки чемпион.
Миниатюра Феликса Кривина «Бы, Ли, Же».
Бы, Ли, Же ... Это не просто служебные слова. Их нельзя смешивать с какими-то -Кое или -Нибудь, которые примазываются к членам предложения, держатся за них своей черточкой.
Частицы Бы, Ли, Же не таковы; несмотря на свое служебное положение, они вполне самостоятельны и пишутся отдельно от других слов – это нужно всегда помнить. Каждая из них занята своим делом – старается подчеркнуть главную мысль.
А в неслужебное время... О, о чем только не говорят служебные слова в неслужебное время!
– Если бы у меня было не две, а три буквы, – говорит частица Бы, – я бы такое сказала! Ах, эта частица Бы, какая она мечтательница!
– Вряд ли, – возражает ей частица Ли, верная своей привычке во всем сомневаться.
– Да нужна ли тебе лишняя буква?– Это же пустой разговор, – останавливает их Же, привыкшая реально смотреть на вещи.
– Тебе же вполне хватает двух букв – больше не положено по правописанию.
Так спорят в свободное время эти частицы. Хотя все они служебные слова, но у каждой свой характер, поэтому ведут они себя в тексте по-разному:
Бы- мечтает,
Ли- сомневается,
Же- утверждает.
И попробуйте прожить хоть без одной из этих частиц! Не проживете!
Разряды частиц:
1) Cмысловые: разве, неужели и др.
2) Формообразующие: бы, давай и др.
Формообразующие частицы:
бы(б), бывало, да, давай, давайте, пусть, пускай.
Эти частицы служат для образования форм слова.
1) Частица бы (б) участвует в создании условного наклонения глагола и может стоять в предложении как рядом с глаголом, так и отделяться от него другими словами.
Да, пожалуй, я поел бы и ушел. Если бы вы вчера не опоздали , сегодня вся работа была бы закончена.
2) Частицы пусть (пускай) и давай(давайте) участвуют в создании формы повелительного наклонения глагола. Пусть ребята отправятся в поход всем классом.
3) Частица бывало (было) образует особую форму прошедшего времени: Бэла, бывало , нам поёт песни или пляшет лезгинку. Прекратившийся было дождь, вдруг снова полил.
4) Частицы более, менее, самый образуют форму степеней сравнения прилагательных и наречий: самый отважный, более интересно .
Смысловые частицы
Смысловые частицы придают всему предложению или отдельным словам различные оттенки значения:
частицы неужели (неужто), разве, ли (ль) выражают вопрос.
Например: Неужели в самом деле все сгорели карусели? Разве может быть скучно в парке?
частицы что за, как, ну и передают восхищение, удивление, негодование. Например: Как Днепр широк!
частицы вот, вон выделяют тот предмет, на который нужно обратить внимание. Например: Вот мельница. Вон там я жил когда-то.
Часто эти частицы используются вместе с союзом а : А вот и брат приехал .
·
частицы даже, ведь, -то, все-таки, же, ни, уж, ну призваны усиливать определенное слово в предложении. Например: У тебя такие руки, что сбежали даже брюки.
·
частицы не, ни, вовсе не, далеко не по-разному выражают отрицание. Например: Не цвести цветам поздней осенью (отрицается все предложение). Не ветер бушует над бором (отрицается слово).
Частицы, выражающие :
вряд ли, едва ли . Например: Вряд ли я успею прочитать книгу за один день.
Частицы, выражающие :
именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь . Например: Именно этот вопрос мне попался на экзамене.
Частицы, выражающие :
только, лишь, исключительно, почти, единственно . Например: Только мама меня понимает.
Частица, выражающая :
-ка. Например: Подумай- ка хорошенько.
Раздельное и дефисное написание частиц.
1. Раздельное написание частиц
Раздельно пишутся частицы бы (б), же (ж), ли (ль): сделал бы, если б, вот же, однако ж, едва ли, всегда ль.
Не путайте с союзами чтобы, тоже, также , частицами даже, неужели .
Частица союз
Сравните: Что бы мне съесть? Чтобы перекусить, мы остановились на привал.
Раздельно пишутся частицы почти что, только что (я почти что закончил; она только что не плакала) .
2. Дефисное написание частиц
Через дефис пишутся частицы: -то, -либо, -нибудь, кое-, кой-, -ка, -де, -с, -тка, -тко.
Например: что -то , чей -либо , как -нибудь , частицы входят в состав неопределенных местоимений и становятся суффиксами;
скажи -ка , он -де , да -с , ну -ка , ну -тка , просторечные или устаревшие выражения.
Не путайте: будто пишется слитно.
Частица –то не только входит в состав неопределенных местоимений. Она присоединяется к словам для придания оттенка эмоциональности.
Например: Далеко -то он не убежит. Задачу -то решил?
Частицы кое-(кой-) пишутся отдельно , если отделены от местоимения предлогом: кое у кого, кое с кем.
· Частица -таки пишется через дефис:
После наречий: все-таки, довольно-таки,
После частиц: действительно-таки, неужели-таки ,
После глаголов: настоял-таки, ушел-таки.
В остальных случаях - таки пишется раздельно :
· Старик таки добился своего.
· Она таки бросила семью.
Морфологический разбор частиц
1. Часть речи. Общее значение.
2. Морфологические признаки: разряд, неизменяемая.
3. Синтаксическая роль.
Образец: Когда же вы начнете писать?
Же – частица.
1. Смысловая, усилительная.
2. Неизменяемое слово.
3. Не является членом предложения.
Отрицательные частицы.
Не, ни – наиболее частотные частицы. Кроме того: нет, вовсе не, отнюдь не .
Частица НЕ играет основную роль при выражении отрицания, придает следующие значения:
отрицательное значение всему предложению: Не бывать этому .
отрицательное значение отдельному члену предложения: Перед нами оказалась не маленькая, а большая поляна.
положительное значение, утверждение (через двойное отрицание с не): не мог не помочь, т.е. должен был помочь; не мог не сказать .
Чаще всего отрицательная частица не входит в состав сказуемого: Ночью не было дождя. (не было – сказуемое) Я не знаю. (не знаю – сказ.)
Частица НИ придает:
отрицательное значение в предложении без подлежащего: Ни с места!
усиление отрицания в предложениях со словом не (нет), которое выражает основное отрицание: Вокруг нет ни души. Не видно ни зги. На небе нет ни облачка.
Иногда ни употребляется без не: На небе ни облачка .
усиление и обобщение любого утверждения, сделанного в главном предложении (для этого в придаточном предложении используется частица ни): Что ни (= всё) делал бы, всё у него получалось. Куда ни (= всюду) посмотришь, везде поля и поля.
При повторе частица ни приобретает значение сочинительного (соединительного) союза: Ни солнце, ни воздух мне не помогут. (ни – союз)
К отрицательным частицам относится слово - нет .
Оно употребляется при отрицательном ответе на высказанный или невысказанный вопрос: Хочешь? Нет.
Для усиления отрицания слово нет повторяется или употребляется перед отрицательным сказуемым: Нет, я не хочу .
Частице нет соответствует по своей роли в предложении утвердительная частица да : Пойдешь? Да .
Различение частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ-
Приставка ни-
Ни входит в состав отрицательных местоимений и наречий: ни кто (местоимение), ни когда (наречие).
Если частица ни отделяется от местоимения предлогом, то она пишется отдельно: ни с кем, ни у кого.
Отличайте отрицательное местоимение с приставкой ни- от местоимения с частицей не .
Сравните: Это был не кто иной, как Дубровский. – Никто иной не мог этого сделать.
Запомни:
не что иное, как не кто иной, как |
ничто иное никто иной |
Повторяющийся союз ни…, ни…
В роли повторяющегося сочинительного союза ни…, ни… служит для связи однородных членов предложения или простых предложений в составе сложного.
Например: Не хочу я ни осуждать, ни прощать вас. Ни она никого не тронет, ни ее никто не обидит.
Частица ни .
Частица ни со словами пишется раздельно: У меня с утра во рту ни крошки.
Одиночные и двойные частицы ни входят в состав устойчивых оборотов и пишутся отдельно. Например: как ни в чём не бывало, во что бы то ни стало, ни жив ни мертв, ни стать ни сесть и др.
Дьяченко С.В.
младший научный сотрудник
ИРЯ им. В.В. Виноградова РАН
Как узнать частицу в предложении
Что такое частица? Как мы знаем из морфологии, частица – это служебная часть речи, которая помогает выразить разные оттенки значения. Но как именно участвуют частицы в изменении оттенков нашей речи?
Формообразующие частицы помогают нам образовать новые формы слов, например, условное или сослагательное наклонение глаголов: Я бы хотел побывать во Флоренции. Эти формы обозначают особые отношения говорящего с окружающим миром: его пожелания и мечты, чаяния, потребности, просьбы и приказы, оценки предметов и событий.
*Вспомните, что формообразующие частицы могут образовать также повелительное наклонение глаголов и степени сравнения прилагательных и наречий. Найдите в предложениях частицы и объясните их роль в каждом случае:
1. Концерт получился более продолжительным, чем хотели организаторы, так как артистов часто вызывали на бис.
2. Пусть этот год принесёт всем нам радость и успех!
3. Если бы я умел играть на фортепиано, я бы каждый вечер играл Шопена.
4. Это был самый красивый закат, который я видела в жизни.
5. Учитель сказал, что моё сочинение о Лермонтове вышло менее интересным, чем сочинение о Пушкине.
6. Да здравствует солнце, да скроется тьма!
7. Я бы с удовольствием показал Вам это письмо, да не могу.
8. На этот раз студент был более внимательным при подготовке и допустил в работе меньше ошибок.
9. «Скажи отцу, пусть возьмёт билеты не в бельэтаж, а в партер», – попросила мама.
10. Самым ужасным было то, что вместе с ключом пропала возможность достать из почтового ящика новенький журнал о путешествиях.
11. После командировки господин N стал выражаться ещё более высокопарно, чем раньше.
Конечно, кроме формообразующих частиц, существуют и более яркие, более понятные для нас частицы – смысловые . Они помогают выразить нам чувства и эмоции, которые связаны с предметом разговора: неуверенность и сомнение в чьих-то словах, удивление или безразличие. Кроме того, эти частицы помогают упорядочить информацию: они выделяют предмет, указывают на него, уточняют информацию или усиливают значение. Например, предложение Здесь всегда будет лето мы можем изменить с помощью частиц так, что получим совершенно разные значения (подумайте, какие):
Не всегда здесь будет лето.
Пусть всегда здесь будет лето .
А здесь всегда будет лето .
Разве здесь всегда будет лето?
Здесь же всегда будет лето .
А здесь всегда будет лето…
Итак, смысловые частицы помогают нам ненавязчиво выразить разные чувства и мысли и притом не привлекают к себе внимания – на то они и частицы ! Но кроме скромных маленьких частиц в предложениях действуют и другие части речи, призванные оформлять синтаксические связи и выражать эмоции. Как отличить частицу от союза, предлога или междометия?
Союз всегда связан с частями одного целого: он встречается при однородных членах или при частях сложного предложения. Именно поэтому у союза есть своё место в предложении, и он не может «бегать» по предложению туда и сюда: Если вы напишете диктант хорошо, мы на следующем уроке посмотрим фильм. Мы не можем перенести условный союз «если» в конец: *Вы напишете диктант хорошо если, мы посмотрим фильм – звучит комично и непонятно, не по-русски, как говорится. Частица, в отличие от союза, не так сильно зависит от соотношения частей, начала и конца предложения. Она может перемещаться свободнее, как частица «бы», или вместе со словом, к которому привязана: Какой-то мальчик подарил ветерану цветы. – Ветерану цветы подарил какой-то мальчик.
Как вы заметили, связь частицы со словом часто приводит к написанию через дефис или даже слитно – так возникают отрицательные приставки «не-» и «ни-»:
Я просила подать мне не большую сумку, а маленькую зелёную сумочку. – Я подал ей небольшую зелёную сумочку.
Предлог связан с падежами имён существительных и используется только при них. Мы не можем оторвать предлог от существительного и перенести его в другую часть предложения, как не можем и обозначить эмоцию или идею, которую предлог выражает: В течение пяти лет Олег усердно занимался музыкой.
Междометие по своим функциям очень близко стоит к частице: эта часть речи также выражает наши эмоции, тайные движения души и реакции на происходящее. Различить частицы и междометия поможет проверка на связь с другими членами предложения: обычно частица связана с остальным предложением, а междометие можно выделить в отдельное восклицание: Ах, как давно я не была в театре ! – Ах! Как давно я не была в театре !
! Запомните: если мы встретим предложение, состоящее из одного слова, выражающее сомнение или иронию, нам следует быть внимательными:
Я сегодня получил пятерку за диктант. – Неужели?
Мы же собирались сегодня в кино. – Разве?
* Подумайте, какой частью речи являются в этих предложениях слова неужели и разве . Ответ вы найдёте в конце статьи.
Задание. Найдите в предложениях предлоги, союзы, частицы и междометия. Объясните роль этих частей речи.
1.По прошествии многих лет история эта обросла подробностями и стала более захватывающей, чем многие современные детективы.
2.Я говорю исключительно о тех биологах, которые предпочитают полевые исследования.
3.А хоть бы и испугался, как ты сможешь меня проверить?
4.Увы, время летит слишком незаметно для молодых людей!
5.Вдали от родной земли сердцу становится зябко и неуютно.
6.Что за странный человек наш сосед!
7.Ах, как прекрасно встать июньским утром и выйти в дышащий росою сад!
8.И почему я не догадался Вам позвонить!
9.Именно благодаря горизонтальной протяжённости Евразии древние люди смогли обмениваться своими изобретениями, семенами растений и одомашненными животными.
10. Матушка даже не вспомнила о словах, сказанных за обедом.
11. Я бы с радостью бросил всё и уехал исследовать пустыню, но не мог нарушить обещание.
Ответ (задание на определение части речи слов неужели и разве :
Эти слова являются в данных предложениях смысловыми частицами – предложения неполные, поэтому остальные члены опущены.
Само по себе слово "частица", говорит, что это маленькая часть чего-то. Ещё со времен школы мы помним понятие частица с русского языка, а также элементарная частица из курса физики и химии. Давайте разберемся с тем, что такое частица в той или иной науке.
Что такое частица в русском языке?
В русском языке частицей называется незнаменательная или служебная часть речи, которая служит для придания оттенка различным словам, словосочетаниям, предложениям, а также для образования слов, например. Отличить частицы, как и другие служебные части речи – предлог, союзы, междометия, можно по тому, что к ним невозможно задать вопрос.
Существуют несколько видов частиц:
- Формообразующие – они служат для образования глагола условной и повелительной формы. Например, "бы", "пусть", "пускай", "давай". В отличие от других частиц, они являются компонентами глагольной формы и являются тем же членом предложения, что и глагол.
- Смысловые частицы – служат для выражения оттенков чувств говорящего человека. По смысловому значению частицы можно поделить на отрицательные (ни, не); вопросительные (неужели, разве); указательные (вот, это, то); уточняющие (именно, точь-в-точь); усилительные (даже, ведь, всё-таки), и другие.
Многие филологи считают, что частицы приближены к наречиям, союзам и междометиям, а также вводным словам. Своего значения частица не имеет, а значение принимает то, которое выражается ею в предложении.
Что такое элементарная частица?
Элементарными частицами называют мельчайшие неделимые объекты, которые входят в состав атома. Их строение изучается физикой элементарных частиц, а с 1932 года по сегодняшний день открыто уже более 400 элементарных частиц.
Все элементарные частицы принято делить на три большие группы, которые выделяются в зависимости от их электромагнитного и гравитационного поведения.
- Так, бозоны – переносчики слабого электромагнитного взаимодействия. Также бозоны характеризуются полуцелым спином. К этой группе относятся фотоны, нейтроны, протоны.
- Лептоны - непосредственные участники электромагнитного взаимодействия. На сегодняшний день известно порядка 6 лептонов. Самый известный из них – электрон (е), и эта элементарная частица обладает наименьшей атомной массой.
- Адроны – самые тяжёлые элементарные частицы, которые также участвуют в электромагнитном и гравитационном взаимодействии. По массе адроны делятся на три группы – барионы, мезоны и резонансы. Самым известным барионом является протон.
Каждая элементарная частица характеризуется массой, временем жизни, спином и электрический разряд. Открытие элементарных частиц позволило сделать большой шаг, как в ядерной физике, так и в молекулярно-кинетической. На сегодняшний день считается, что истинными элементарными частицами являются лептоны и кварки.
Итак, теперь вы знаете, что такое предлог, союз, частица, и чем частица отличается от других служебных частей речи. А, также чем характеризуются элементарные частицы в физике.
Ох уж эти частицы! Сколько учили, сколько тренировались, а не можем запомнить: то перепутаем их с союзами, то с наречиями. Так и хочется закричать: "Помогите!"
Прежде всего запомните, что выучить частицы "списком" не получится. Нужно разобраться с особенностями этой служебной части речи, состав которой постоянно пополняется.
Он растёт за счёт союзов (а, и, да, либо, ли), наречий (точно, прямо, едва, уж), местоимений (что, всё) и даже глаголов (вишь, бишь, пускай, давай, почти, нибудь). Такие частицы по своему происхождению считаются производными. Собственно частиц не очень много, самые известные - это НЕ, НИ, ЖЕ, ВОТ, ВОН, -КА. Эти частицы являются непроизводными.
По своему составу частицы делятся на простые и составные. Когда частица состоит из одного слова, то она называется простой (Вот незадача! Куда же она делась?). Если из двух слов, реже из трёх, то она уже составная (Как раз тебя я искала. А то нет?).
Только сравнивая похожие слова в определённом контексте, можно правильно определить, где сама частица, а где её омоним - союз или наречие. Выяснять различия лучше всего в предложении, потому что у частиц и их "двойников" здесь сразу проявляются особые свойства.
Для примера возьмём четыре предложения: Мир очень большой и очень красивый. И Москва не сразу строилась. Она объясняла всё просто и понятно. Просто я заблудился в незнакомом месте.
В первом предложении союз И связывает два однородных составных именных сказуемых "большой" и "красивый". Во втором - частица И усиливает значение подлежащего "Москва". Союзы связывают не только однородные члены, но и части сложного предложения. А частицы не могут быть средством связи, они играют совершенно другую роль: вносят дополнительные смысловые оттенки или помогают образовать форму слова, но об этом чуть позже. В третьем предложении наречие ПРОСТО зависит от сказуемого "объясняла" и выполняет роль обстоятельства образа действия. В четвёртом - частица ПРОСТО не является членом предложения, к ней нельзя поставить вопрос от сказуемого "заблудился", и она только усиливает смысл предложения.
Мы используем частицы практически в каждом предложении, но часто не замечаем этих маленьких "тружеников" языка. А без них нельзя обойтись, особенно в разговорной речи, где они объединяются друг с другом и становятся составными: Вот так задачка! Ай да Петька, милый плут! Вот и кончились уроки...
Быстро запоминаются и легко узнаются формообразующие частицы, их немного:
БЫ, Б служат для образования форм условного наклонения глагола, имеют значение возможности, предположительности действия, могут занимать в предложении разное место (Был бы я волшебником, я бы сделал всех людей счастливыми.);
ДА, ДАВАЙ, ДАВАЙТЕ, ПУСКАЙ, ПУСТЬ помогают глаголу образовать форму повелительного наклонения и иногда действуют заодно с частицей КА, выражающей смягчение требования или просьбы: ДАЙ-КА, ДАВАЙ-КА, ДАВАЙТЕ-КА, ДАЙТЕ-КА, НУ-КА (Да здравствует мир на планете! Дай-ка книгу почитать.).
Нельзя забыть и частицы, которые помогают образовывать некоторые сравнительные формы имён прилагательных и наречий. Составная сравнительная степень у прилагательных и наречий образуется с помощью частиц БОЛЕЕ, МЕНЕЕ: более сильный, менее быстрый; более быстро, менее сильно. А составная превосходная у прилагательных требует наличие частиц САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ, НАИМЕНЕЕ: самый сильный, наиболее быстрый, наименее удачный).
Есть элементы, которые считаются словообразовательными по своей сути: -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, КОЕ-, НЕ-, НИ-. Они участвуют в образовании неопределённых и отрицательных местоимений и наречий. Эти "строительные кирпичики" утратили свою принадлежность к частицам, так как перестали быть отдельными словами.
И всё же чаще всего мы имеем дело со смысловыми частицами, в некоторых школьных учебниках они называются модальными. Их виды по значению особенно многочисленны, и самое главное - трудно запоминаются. Итак, приготовьтесь! В начале таблицы указаны частицы, наиболее употребительные в речи. В самом конце приводятся три группы частиц, часто не попадающие в привычную классификацию.
Разряды частиц
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ служат для выражения вопроса |
Неужели, ужели, ужель, разве, ли, ль, что ли |
Неужели вы ушли? Ужели близок час свиданья? Ужель та самая Татьяна?.. Разве ты болен? Не закрыть ли окно? Ты ль вчера приходил? Пойдём, что ли? |
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ служат для выражения эмоций |
Что за, как, вот так, вот и, уж и, ишь как, ишь какой, ну, ну и, просто |
Что за прелесть, эти сказки! Как красиво кругом! Вот так чудеса! Вот и верь им! Уж и молодец! Ишь как раскричался! Ишь какой смелый! Ну красота, так красота! Ну и денёк! Просто прелесть! |
УКАЗАТЕЛЬНЫЕ служат для указания на предметы, явления, события |
Вот, вот и, вон, это |
Вот рощица, вот тропинка. Вот и конец. Вон лежит книга. Это стол накрыли к обеду. |
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ служат для выражения отрицания |
Не, отнюдь не, вовсе не, далеко не, ни, нет, никак нет |
Не могу спать. Отнюдь не жаркий день. Вовсе не ты виноват. Далеко не бедный человек. Ни с места! Нет, не уходите! - Готов? - Никак нет. |
УСИЛИТЕЛЬНЫЕ служат для усиления отдельных слов |
Ведь, даже, и, же, уж, ох уж, всё-таки, а всё ж таки, всё, ни, да и |
Ведь я говорил вам. Даже ты против. Она и не думала уходить. Чем же заняться? Уж вы знаете. Ох уж этот Федя. Он мне всё-таки друг. А всё ж таки она вертится! Она всё вяжет и вяжет. Ни слова не сказал. Да и мы пойдём домой. |
УТОЧНЯЮЩИЕ служат для уточнения смысла отдельного слова |
Именно, как раз, ровно, точно, прямо, приблизительно, чуть не, совсем |
Именно она готова идти за тобой. Как раз сегодня ты очень нужен. Я жду тебя ровно в пять. Ты точно как дедушка. Он прямо смеётся в глаза. Приблизительно в апреле начнём подготовку к выпускному. Я чуть не потеряла деньги. Он совсем замёрз. |
ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ служат для выделения и ограничения слов |
Только, лишь, только лишь, один лишь, всего лишь, разве что, исключительно, почти, -то, хоть, хотя бы |
Только во время работы я отдыхаю. Лишь он может помочь. Мы были там только лишь раз. Один лишь я остался. Всего лишь раз сады цветут. Я не буду ужинать, разве что чаю попью. Доверяли почту исключительно ему. Почти всё готово. Только Он-то не знал. Хоть воды напиться. Хотя бы раз ты прислушался к советам старших. |
СО ЗНАЧЕНИЕМ СОМНЕНИЯ служат для выражения сомнения |
Едва ли, вряд ли, как бы, вроде, разве что, вишь |
Едва ли теперь найдёшь грибы. Вряд ли мы сможем здесь пройти. Как бы чего не вышло. Она вроде обещала приехать. Разве что борща сварить. Вишь, что выдумал. |
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ |
Будто, будто бы, словно |
Будто я один виноват! Где-то будто бы слышны раскаты грома. Волны на Байкале словно на море. |
УТВЕРДИТЕЛЬНЫЕ |
Да, так, ладно, хорошо, так точно, вот именно, а как же, определённо |
Да, нехорошо получилось. Так, допустим. - Сделаешь? - Хорошо. - Выполняйте приказ! - Так точно! - Мы согласны с вами. - Вот именно. - Свет выключен? - А как же! - Вы готовы? - Определённо. |
СО ЗНАЧЕНИЕМ ЧУЖОЙ РЕЧИ |
Якобы, мол, дескать, -де |
Отец говорит, что якобы я его обидел. Ты, мол, не хотел. Объясняла, что, дескать, я не такой, как они. Смеялись, что вот-де шалопутный, а туда же лезет! |
Жаль, что учёные и методисты так не пришли к единой классификации частиц, поэтому в одних школьных учебниках называют всего пять разрядов, в других восемь. Как быть учителю и ученикам? Вопрос риторический!
Литература
1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И., Цапукевич В.В. Современный русский язык. Изд. 2, доп. и перераб.: изд-во "Высшая школа". - М., 1964. - С. 264-267.
2. Тихонов А.Н. Современный русский язык. (Морфемика. Словообразование. Морфология). Изд. 2, стереот. - М.: Цитадель-трейд, ИД Рипол Классик, 2003. - С. 436-442.
3. Дудников А.В., Арбузова А.И., Ворожбицкая И.И. Русский язык: Учебное пособие для средн. спец. учеб. заведений. - 7 изд., испр. - М.: Высш. шк., 2001. - С. 217-228.
4. Шклярова Т.В. Русский язык. Справочник для школьников и абитуриентов (пособие для средней школы). - М.: Грамотей, 2002. - С. 260-268.
5. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. - М.: Просвещение, 1996. - С. 127-137.
6. Булатникова А.Е. Особенности изучения частиц / Русский язык в школе. - 1981. - № 1. - С. 56-59.
7. Соколова Г.П. Ещё раз про НЕ и НИ... (Формирование орфографического навыка на уроках повторения) / Русский язык в школе. - 2003. - № 5. - С. 15-23.