Классификация (от лат. classis - класс и facio - раскладываю), система соподчиненных друг с другом классов предметов (объе-мов понятий) той или иной области знания.

Классификация всегда возникает как результат разбиения некоторого исходного множества объектов по их сходству и различию на соответствующие классы. Они играют большую роль в научном познании и практической деятельности людей. Обычно исследование любой совокупности объектов всегда завершается построением их классификации. Это позволяет правильно ориентироваться в окружающем мире, принимать верные решения и осуществлять эффективные (ведущие к достижению нужных целей) действия. В научном познании построение классификация всегда означает переход с уровня чисто эмпирического исследования на уровень теоретического обобщения накопленных фактов . Так как в основе любой классификации лежат объективно присущие предметам черты их сходства и различия, разбиение исходного множества на подклассы выражает собой некоторые объективные отношения, существующие между предметами.

Любая классификация может быть представлена в форме дерева понятий (см. схему). Дерево классификации выглядит как множество точек (вершин ), соединенных линиями (ребрами ). Каждая вершина представляет объем некоторого понятия, которое называют таксоном (таксономической единицей). Ребра же показывают, на какие подвиды разбиваются данные таксоны.

Вершина К 0 называется корнем дерева. Она репрезентирует (представляет) объем исходного делимого понятия . Таксоны группируются по ярусам. В каждом ярусе собраны таксоны, полученные в результате одинакового числа применений операций деления к объему исходного понятия. Те таксоны, которые в данной классификации уже далее не делятся на свои виды, называются концевыми таксонами. Классификация всегда осуществляется на многократном применении операции деления понятий .

Каждый таксон представляет собой некоторый класс предметов (объемов понятий), обладающих одинаковыми признаками. Эти классы последовательно членятся на свои подклассы, а последние в свою очередь членятся на свои подклассы. В результате возникает некоторая совокупность взаимосвязанных множеств (объемов понятий), которая наглядно показывает взаимоотношение между понятиями в данной области знания. При построении классификации, т.е. при переходе от некоторого класса к его подклассам должны выполнятся все требования. которые предъявляются к операции деления понятий, специфицированные относительно классификации. Так, требование, чтобы деление осуществлялось по одному основанию, сохраняется и при построении классификации, но теперь разрешается, чтобы каждый таксон делился по своему собственному основанию. Сохраняется и требование, чтобы члены деления исключали друг друга, но теперь это относится только к таксонам одного и того же яруса (ясно, что таксоны разных ярусов этому требованию удовлетворять не могут). Дополнительно вводится еще одно требование - классификация должна быть соразмерной, т.е. она должна быть непрерывной, без скачков (пропусков ярусов).

При построении классификации используются две ее разновидности - дихотомическое и по видоизменению основания. Примером дихотомической классификации может служить так называемо древо Порфирия , в которой греческий философ II века н.э. классифицировал философское понятие субстанции .

Примером классификации по видоизменению основания является классификация биологических организмов. Возникающие при этом члены деления распределяются по ярусам, получая в каждом ярусе специальные названия. Так, все организмы делятся первоначально на два множества, называемые царствами - царство животных и царство растений (мы представляем здесь не современную классификацию). Эти два множества образуют 1-й ярус - ярус царств. В свою очередь царства делятся на типы, типы на классы, классы на отряды, отряды на семейства, семейства на роды, роды на виды. Последние делятся на разновидности, а разновидности на расы и т. д.

Букановский В. М. Принципы и основные черты классификации современного естествознания

Одним из особых видов деления является классификация. Это планомерное, последовательное деление понятий с распределением видов во взаимообусловленную систему, в рамках которой последние делятся на подвиды, подвиды также разбиваются на члены деления и т. д.

Классификация имеет большое значение и применяется по большей части для целей науки и именно в силу этого существует длительное время. Классификации, часто применяемые в науке, подвергаются изменениям, дополнениям, но, несмотря на это, являются более постоянными, чем простое деление. Целью классификации является систематизация и сохранение знаний. Поэтому она имеет высокую точность, четкость и устойчивость. Члены деления обычно отражаются в различного рода таблицах, схемах и кодексах.

Существуют классификации растений, животных, юридические классификации. Зачастую классификации насчитывают огромное количество элементов. Эти элементы в рамках классификации объединены в единую систему, что делает удобным и оперативным доступ к отдельным ее частям и элементам. Отсутствие классификации привело бы к возникновению хаоса в большом массиве несистематизированной информации.

Нельзя не отметить относительность любой классификации, что связано с неоднозначностью многих предметов, явлений, процессов. Поэтому зачастую нет возможности отнести то или иное явление к одной группе. Из вопроса о неоднозначности явлений вытекает проблема выбора основания классификации. Одно и то же понятие может в зависимости от избранного основания выражать различные предметы, явления или толковаться с той либо иной стороны.

Научная классификация всегда является развивающейся системой. Она изменяется, по мере накопления информации улучшается ее структура. Бывает, что новая, более полная и развитая классификация заменяет предыдущую. Поэтому нельзя допускать ограничение операций над классификациями одним лишь их образованием. Нужно учитывать изменение массива знаний о предмете, динамику общественных отношений, множество иных факторов, так как любая информация, в том числе и закрепляемая в рамках различных классификаций, получается человеком исключительно из окружающего мира. Соответственно этому нужно своевременно вносить необходимые изменения.

В качестве примера неоднозначного явления можно привести семью. Несмотря на то что данный институт и называется социальным, ограничить его рамками только одной-двух областей социальной жизни невозможно.

Классификация может проводиться по видообразующему признаку, а может быть дихотомической. Классификация животных, насчитывающая более полутора миллионов видов, очевидно, основана на применении видообразующего признака. Дихотомическая классификация основана на особенностях дихотомического деления понятий.

Классификация бывает также естественная и вспомогательная. Различие между ними состоит в том, что первая проводится по существенным основаниям, вторая же – по несущественным. Естественная классификация позволяет определять свойства отдельного элемента классификации, зная общие признаки данной классификации или другого элемента. Вспомогательная классификация нужна для того, чтобы можно было быстро и правильно решать возникающие задачи. Для этого необходим оперативный, быстрый доступ к тому или иному элементу классификации. Удобный поиск и выбор нужного предмета зачастую служит основой эффективной деятельности. Именно достижение целей оперативности, быстроты и удобства обусловливает использование несущественных оснований. Такая классификация не дает нам никакого представления о свойствах предмета. Все мы знакомы с такими классификациями. Их много и они широко применяются в жизни человека. Как часто мы берем записную книжку с номерами телефонов, обозначенных отсортированными по алфавиту фамилиями знакомых. Это вспомогательная классификация. Взяв в руки книгу, посвященную тому или иному предмету науки, в первую очередь мы открываем алфавитно-предметный указатель. Это также вспомогательная классификация.

При создании классификаций используются операции над классами. Они позволяют достичь необходимого результата и получить такую классификацию, какая необходима в данный момент. Выделяют операции сложения, вычитания, умножения и отрицания.

Сложение (объединение классов). При использовании данной операции происходит объединение нескольких групп (классов) в одну классификацию, содержащую все элементы тех классов, которые объединяются.

Вычитание из большего класса выделяет отдельные классы. В результате получается класс, из которого убраны элементы выделенного класса.

Умножение (пересечение классов). Существует класс элементов, общих для нескольких классов. Они определяются при помощи операции умножения.

Отрицание (образование, дополнение). При помощи данной операции новый класс предметов выводится из более общего класса и рассматривается отдельно, как новый.

Практически в любой сфере деятельности человек сталкивается с понятием классификации, которое применяется для установления порядка явлений, предметов и т. д. Классификация или, как ее еще нередко называют, классифицирование, просто необходима для логичного распределения объема понятия на отдельные разновидности. Рассмотрим, что такое классификация и для чего она нужна.

Основное определение классификации

В дословном переводе с латыни понятие определяется как "делать разряд". Таким образом, ясно, что "классифицировать" - означает "подразделять", "упорядочивать, разбивать на разряды". Ярким примером классификации можно назвать подразделение в животном мире классов на виды, видов - на подвиды и т. д. При этом конкретные виды, образующие класс, обладают общими характерными признаками, по которым они и считаются разновидностями последнего.

Виды классификации и для чего они нужны

Различают два основных вида классификации - естественную и искусственную. В первом случае деление опирается на существенные признаки и направлено на выявление основных сходств и различий между предметами/явлениями. Такая классификация имеет познавательное значение.

Ее синонимом можно назвать типологию, поскольку данный вид основывается на понятии типа в качестве единицы деления. Это помогает составить полное представление о явлении или виде и максимально раскрыть его. Ведь условность и относительность граней между подвидами требует уточнения. В данном случае классификация помогает очертить более реальные границы.

Второй вид называют искусственным, потому что в его основе лежит не выявление главных признаков, а выбор конкретных особенностей, удобных в определенных случаях. Синонимом такой классификации можно назвать систематизацию. Ярким ее примером являются алфавитные каталоги.

Министерство образования республики Беларусь

Учреждение образования

Белорусский государственный университет транспорта

Кафедра «Философия, история и политология»

Контрольная работа №1

по дисциплине «Логика»

Классификация и её роль в познании

Гомель 2008

План работы:

1.

2.

.

4.Логические задачи

Введение

Достаточно широкие объёмы имён имеют многоуровневую структуру, выявление которой невозможно в результате одноактного деления. Необходимость обнаружения разнопорядковых видов в структуре объёма родового имени побуждает нас прибегнуть в этих целях к многоступенчатому, последовательному делению. Сущность его состоит в выделении в объёме родового имени видов первого порядка, в объёмах которых затем выделяются виды второго порядка по отношению к исходному объёму. Последние подвергаются делению на виды третьего порядка и т. д. Такое последовательное деление называется классификацией.

В отличие от простого деления, осуществляемого произвольно, в зависимости от сиюминутных потребностей, классификации представляют собой сохраняющиеся в науке устойчивые системы распределения предметов по классам. Устойчивый характер классификации обусловлен тем, что в их основе лежат наиболее существенные с научной точки зрения признаки, в силу чего в них закрепляются результаты длительного процесса познания предметов определённой области действительности. Научные классификации в сжатой форме содержат обширный объём информации об изучаемых объектах.

Актуальность темы заключается в том, что классификация играет большую роль в научном познании и практической деятельности людей. Она позволяет нам правильно ориентироваться в окружающем мире, принимать верные решения и осуществлять эффективные (ведущие к достижению нужных нам целей) действия.

Цель работы:

1)Изучить понятие и функции классификации;

)Проанализировать правила и ошибки классификации.

1. Понятие, функции классификации

Видовые понятия, получающиеся в результате деления объёма родового понятия, в свою очередь, сами могут подвергаться делению. Например, числа можно делить на действительные и мнимые, затем действительные числа - на рациональные и иррациональные, в свою очередь, рациональные - на целые дробные и т.д. Такое деление называется последовательным. Последовательное деление лежит в основе классификации. Классификация не может считаться особым видом деления наряду с делением по видоизменению признака и дихотомией, так как в ней одновременно могут быть использованы оба эти вида деления.

Классификацией называется систематическое распределение предметов по классам на основании какого-либо общего признака, произведённое таким образом, что каждый класс занимает по отношению к другим классам строго определённое и точное фиксированное место.

Термин «классификация» означает как сам процесс распределения предметов по классам, так и результат этого процесса, закрепляемый обычно в таблицах, схемах, графиках, кодексах и т.п.

Так как классификация представляет собой определённую систему наших знаний о предметах какой-либо области, то она характеризуется специфическими особенностями, отличающими её от других видов деления.

Во-первых, основанием или принципом классификации должен быть признак, наиболее пригодный для отыскания предметов в классификационной системе или определения их свойств.

Во-вторых, в отличие от рассмотренных выше видов деления, посредством которых предметы делятся в зависимости от возникающей на каждом шагу научной или практической потребности, классификация представляет собой устойчивую, применяющуюся в науке и повседневной жизни в течение длительного времени систему распределения предметов по классам. Классификация сохраняет своё значение до тех пор, пока не будет замена новой, более совершенной.

В-третьих, если в рассмотренных нами видах деления членами деления являются только виды одного порядка, то в классификации, кроме этого, иногда указываются виды других порядков. Таким образом, в классификации деление проведено последовательно от высшего класса к низшим. Она представляет собой разветвленную систему видовых понятий.

2. Виды классификации. Естественная и искусственная классификация

Различают два вида классификации: вспомогательную и естественную (научную).

Вспомогательная классификация создаётся с целью наиболее быстрого отыскивания какого-нибудь индивидуального предмета среди классифицируемых предметов. Цель в этой классификации определяет принцип её построения. В основу вспомогательной классификации ложится какой-либо внешний несущественный признак, который, однако оказывается полезным в процессе поиска.

Примерами вспомогательной классификации могут быть распределение студентов курса в списке в алфавитном порядке или такое же распределение библиотечных карточек в алфавитном каталоге и т.п. Зная порядок букв в алфавите, мы можем легко и быстро отыскать нужную нам фамилию в списке или данные о интересующей нас книге в каталоге.

Но знание того, какое место во вспомогательной классификационной системе занимает тот или иной предмет, не даёт возможности что-либо утверждать о его свойствах. Так, например, то что студент Архипов записан списке первым, а студент Яковлев - последним, ровным счётом ничего не говорит об их способностях и чертах характера. Поэтому вспомогательная классификация не является научной.

В отличие от вспомогательной естественная классификация представляет собой распределение предметов по классам на основании их наиболее существенных признаков. Наиболее существенными являются такие признаки предмета, которые обусловливают другие его признаки. Например, наиболее существенным признаком человека является его способность к труду. Этот признак предопределяет наличие у человека таких признаков, как прямохождение, способность к общению (труд предполагает коллектив), способность к мышлению и др.

Классификация имеет связь с определением понятий. Те признаки, в соответствии с которыми производится распределение предметов по классам, должны быть отличительными видообразующими признаками. Мы уже видели, что указание на видовой отличительн6ый признак является основной задачей определения, поэтому знание классификации предметов даёт возможность определять их. Чем более существенный признак лежит в основании классификации, тем более глубокие определения можно дать предметам, входящим в классификационную систему.

Таким образом, естественная классификация в отличие от вспомогательной позволяет по месту, занимаемому в ней тем или иным предметом, определять свойства этого предмета, не прибегая к опытной проверке. В некоторых случаях естественная классификация даёт возможность обнаружить закономерность в изменении свойств классифицируемых предметов, что позволяет предвидеть существование ещё не обнаруженных предметов и предсказать их основные признаки. Например, на основании периодической системы элементов Д.И. Менделеев предсказал существование таких неизвестных в то время и открытых позже элементов, как галлий, скандий и германий. Аналогичным образом американский физик Гелл-Манн на основании своей классификации элементарных частиц предсказал существование некоторых неизвестных ему частиц и определил их свойства. Позже эти частицы были обнаружены экспериментально.

Хотя классификация играет огромную роль в познании, но эту её роль нельзя абсолютизировать. Всякая классификация имеет относительный характер. Относительность классификации обусловлена двумя факторами: во-первых, относительность наших знаний и, во-вторых, тем, что в природе нет резких границ между отдельными видами.

С развитием науки происходит уточнение и дополнение классификации, так как ум человека постигает всё более глубокую сущность вещей. Вместо одной классификации может быть создана другая, более адекватная (соответствующая) действительности.

Со временем, признания естественной, классификация может превратиться в искусственную, если окажется, что в её основание был положен несущественный, второстепенный признак. Такая классификация отбрасывается как непригодная для науки и практики. История науки знает немало подобных примеров.

Искусственной оказалась и классификация растений, созданная шведским натуралистом Карлом Линнеем. Поскольку в основу был положен несущественный признак (число тычинок и способ их прикрепления к цветкам), то в результате классификации не были соблюдены элементарные правила деления. Родственные группы растений (например, злаки) оказались в различных, крайне несходных классах. И наоборот, совершенно несходные растения (например, дуб и один вид осоки) оказались в одном и том же классе.

Относительный, приблизительный характер классификации обусловлен ещё и тем, что в природе нет резко разграничительных линий, отделяющих класс предметов от другого. Существует множество переходных форм, которые стоят на грани между различными группами классификации, сохраняя черты как одной, так и другой группы. Ф. Энгельс по этому поводу писал: «Hard and fast lines (абсолютно резкие разграничительные линии) несовместимы с теорией развития. Даже разграничительная линия между позвоночными и беспозвоночными уже более не безусловна, точно так же между рыбами и амфибиями; а граница между птицами и пресмыкающимися с каждым днём всё более и более исчезает».

Классификация всегда оперирует понятиями, как вид, род, класс, соответственно распределяя классифицируемые предметы. По словам Ф. Энгельса, и эти понятия «благодаря теории развития стали текучими и тем самым относительными». Всё это придаёт классификации относительный, приблизительный характер. Но и в этом своём относительном значении классификация продолжает оставаться серьёзным средством научного познания, так как, прежде чем исследовать развитие и изменение, необходимо знать, что изменяется и развивается. Поскольку всякая классификация строится по единому принципу, поскольку она позволяет рассматривать классифицируемые предметы в их единстве, взаимосвязи и взаимодействии, позволяет устанавливать закономерности их развития.

3. Правила и ошибки (ловушки) классификации

Классификация подчиняется всем правилам логического деления. Кроме того, она имеет свои особые правила.

1. Правило непрерывности. Классификация должна быть непрерывной. Это значит, что классифицируя предметы, нужно переходить к ближайшим видам, не пропуская их. Например, при классификации членов предложений правильно будет выделить сначала главные и второстепенные члены предложений, затем главные подразделить на подлежащее и сказуемое, а второстепенные - на определение, дополнение, обстоятельство, и т.д. Тем самым осуществится последовательный переход от рода к ближайшим видам, подвидам и т.д. Но условие непрерывности будет нарушено, если от понятия члена предложения сразу перейти к понятиям подлежащего, сказуемого, определения, дополнения, обстоятельства, ибо последние не являются ближайшими видами по отношению к понятию члена предложения. Нарушение этого правила будет иметь место в случае перечня: главный член предложения, определение, дополнение, обстоятельство. Классификация такого рода называется скачкообразной, а допускаемая при этом погрешность - «скачком в классификации».

В ряде случаев установление ближайшего вида - не простая задача. Особенно это характерно для научных исследований, когда познание вторгается в область неизвестного. Здесь может оказаться полезным предписание, основанное на следующем отношении: если объём имени А" Включается в объём имени А, то А - более близкий вид по отношению к роду А.

. Правило существенности основания . Классификация должна производиться по существенным признакам. Критерием существенности того или иного признака является способность обладающего им предмета служить средством решения поставленной задачи. Множественность задач, решаемых с помощью одних и тех же предметов, порождает множественность классификаций этих предметов. Каждому выпускнику средней школы знакома современная классификация (типология) живых существ. В ней т.н. таксономические единицы (виды, роды, семейства, порядки, классы) выделены так, что становится ясным вопрос о происхождении жизни. Основанием этой классификации служит объективный процесс исторического развития видов.

Но известна и иная, более ранняя классификация, принадлежащая шведскому естествоиспытателю К. Линнею (1707-1778). Перед ним как сторонником креационизма, т.е. учения о сотворении мира богом из ничего, вопрос о происхождении видов даже не возникла, но, будучи опытным и наблюдательным исследователем, он не мог не заметить множество регулярностей в царстве живых существ. Чтобы привести его в систему, удобную для пользования, Линней предложил классифицировать организмы по сходству в строении их органов размножения. Растения, в частности, классифицировались по числу тычинок в цветке и способу их прикрепления. В результате сирень оказалась в тесном соседстве с золотым колоском (у обоих из них по две тычинки), морковь - со смородиной (у них по пять тычинок), камыш был зачислен в один класс с барбарисом (шесть тычинок). Аналогично дело обстояло и в системе животных, где к классу червей Линней отнёс одноклеточных, моллюсков, иглокожих и т.д. Такой подход давал учёному возможность во многих случаях оставаться в согласии с природой, но не решал главных задач, уже тогда вставших перед биологической наукой.

Свои классификации живых существ имеют многие народы. Индейцы североамериканского племени навахо классифицируют живые существа на говорящие и неговорящие. Неговорящие существа затем подразделяются на животных и растения. Потом первые на основе очевидных воспринимаемых свойств подразделяются на бегающих, летающих и ползающих. Далее каждая группа ещё раз делится на передвигающихся днём и передвигающихся ночью. Легко видеть, что данная классификация составлена в соответствии со сходством в способах охоты на животных. Она проверена многовековой практикой живущих в определённых условиях людей и потом вполне оправдана.

классификация группировка объект признак

4. Логические задачи

1. Нарушится ли требование адекватности (соразмерности) классификации , если объём класса «люди» разделить следующим образом: славяне, китайцы, негры, женщины, мужчины, верующие?

«Люди делятся на славян, китайцев, негров, мужчин, женщин, верующих». Требование адекватности (соразмерности) - это правило логического деления, которое гласит, что каждый из объёмов А1, А2, … Аn должен быть видом объёма А (в данном случае, «люди»), а сумма А1, А2, … Аn должна исчерпывать весь объём А.

В данном примере нарушение правила соразмерности привело к ошибке «неполное деление», когда не все виды делимого рода названы и сумма объёмов членов деление меньше объёма делимого имени «люди».

Соразмерным было бы деление объёма понятия «люди» на мужчин и женщин (при этом наличие в данной классификации членов деления «славяне» приводит к нарушению правила единственности основания и ошибке «смещение основания»).

2. Установить форму и правильность следующих делений , вид логической ошибки: Логические формы делятся на высказывания и силлогизмы. Силлогизмы бывают индуктивными и неиндуктивными. Удобрения делятся на органические, фосфорные и калийные. Самолёт состоит из фюзеляжа, крыльев, управляющей системы, шасси. Культура делится на материальную, духовную и нравственную. Люди бывают как плохие, так и хорошие. Люди делятся на мужчин, женщин и детей.

1. Логические формы делятся на высказывания и силлогизмы.

2. Силлогизмы бывают индуктивными и неиндуктивными. Дихотомическое деление. Правильное по форме, но не верное по содержанию (силлогизмы бывают только дедуктивными, т.е. «неиндуктивными» умозаключениями).

3. Удобрения делятся на органические, фосфорные и калийные. Деление по видоизменению признака. Ошибка «скачок в делении» (фосфорные и калийные удобрения являются видами неорганических удобрений).

4. Самолёт состоит из фюзеляжа, крыльев, управляющей системы, шасси. Аналитическое деление, представляет собой членение целого объёма на части.

5. Культура делится на материальную, духовную и нравственную. Деление по видоизменению признака. Ошибка: «деление с лишними членами» (лишний член деления - нравственная культура).

6. Люди бывают как плохие, так и хорошие. Деление по видоизменению признака. Ошибка: «неполное деление» (есть люди, которые не являются ни плохими, ни хорошими).

7. Люди делятся на мужчин, женщин и детей. Деление по видоизменению признака. Ошибка: «деление с лишними членами» (лишний член деления «дети»).

3. Найдите сумму объёмов классов А и В (АUВ) в каждом из следующих случаев : 1) поэт (А) - прозаик (В); 2) спортивное сооружение (А) - стадион (В); 3) чётное натуральное число (А) - нечётное натуральное число (В); 4)последняя буква русского алфавита (А) - тридцать третья буква русского алфавита (В); 5) король (А) - нынешний король Польши (В).

а) Писатель, б) спортивное сооружение, в) натуральное число, г) буква «Я», д) король.

Список литературы:

1.Бартон В.И. Логика: Учеб. пособие / В.И. Бартон. - Мн.: Новое знание, 2001. - 336с. - (Социально-гуманитарное образование).

2.Бочаров В.А., Маркин В. И. Основы логики: Учебник. - М.: ИНФРА - М, 1999. - 296с.

.Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд - во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001. - 528с.

.Гетманова А.Д. Логика: Словарь и задачник: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 1998. -336с.

.Логика: Учеб. пособие/ В.Ф. Берков, В.И. Бартон, И.И. Дубинин и др.; Под общ. ред. проф. В.Ф. Беркова. - Мн.: Выш. шк., 1994. - 296с.

.Логика: Учебник для вузов/ В.Ф. Берков, Я.С. Яскевич, В.И. Павлюкевич; Под общ. ред. проф. В.Ф. Беркова. - Мн.: ТетраСистемс, 2000. - 416с.

.Логика. Мн.; Изд-во БГУ, 1974. - 336с.

.Сборник упражнений по логике: Для вузов. - 3 - е изд., перераб. и доп./ Под ред. А.С. Клевчени и В.И. Бартона. - Мн.: Университетское, 1990. - 288с.

В зависимости от цели, которую преследуют, используют различные виды классификации:

1) учебные,

2) торговые,

3) товарно-стратегические,

4) экономико-статистические.

1. В учебных классификациях классификационный признак (по которому будет проводиться разделение какого-либо множества на подмножества) обычно выбирается с учетом логики изложения дисциплины, т.е. с учетом процесса обучения. Основная цель учебных классификаций, используемых в товароведении, это наиболее удобное, логичное и последовательное изучение вопросов товароведения с минимальной затратой времени. Примером такой классификации может быть изложение тем в учебниках по МФТ.

2. Торговые классификации используются в торговом процессе с целью совершенствования этого процесса. Примером такой классификации для аптечных организаций может быть минимальный ассортимент лекарственных препаратов, наличие которого обязательно для любой аптечной организации.

3. Товарно-стратегические классификации используются при выборе стратегии маркетинга для определенных групп товаров. Целью таких классификаций является достижение максимальной потребительской удовлетворенности и, таким образом, максимально возможного потребления товара. Примером такой классификации является разбивка товаров на группы на основе потребительских предпочтений:

1) товары повседневного спроса. Это товары, которые потребитель покупает часто, без раздумий и с минимальными усилиями на их сравнение между собой. Например, лекарственные препараты для лечения хронических заболеваний, которые потребитель покупает часто.

2) товары предварительного выбора. Это товары, которые потребитель в процессе выбора и покупки внимательно сравнивает между собой по показателям качества, цены, внешнего оформления и т.д. Например, дорогие лекарственные препараты и медицинские изделия.

3) товары особого спроса. Это, как правило, товары с уникальными характеристиками, ради приобретения которых потребитель готов затратить дополнительные усилия. Например, дорогие лекарственные препараты или медицинские изделия, выпускаемые конкретным производителем, который устраивает потребителя

4) товары пассивного спроса. Это товары, о существовании или эффективности которых потребитель не знает или знает, но обычно не задумывается об их покупке. Например, медицинские пиявки, а также самые новые лекарственные препараты и медицинские изделия.

4. Экономико-статистические классификации созданы для облегчения управления хозяйством на всех уровнях: начиная с федерального и заканчивая объектовым (конкретной организацией). Примером использования такой классификации является классификация, применяющаяся в Общероссийском классификаторе продукции (см. далее).

Кодирование медицинских и фармацевтических товаров

Кодирование – это упорядоченное образование условного обозначения (кода) и присвоение его объектам классификации.

Код – это знак или совокупность знаков, принятых для обозначения классификационной группировки (подмножества) или самого объекта классификации (например, конкретного товара).

Назначение кода:

1) код позволяет избегать сложных и разных наименований товаров,

2) код является необходимым условием автоматизации различных товароведческих операций путем применения компьютерной техники,

3) код облегчает проведение маркетинговых исследований.

Код должен быть:

1) кратким, но в то же время достаточным для охвата всей номенклатуры продукции,

2) наглядным,

3) легко расшифровываться.

При кодировании применяются следующие системы:

1) цифровая,

2) буквенно-цифровая,

3) штриховая,

4) магнитная,

5) радиочастотная.

Цифровая система кодирования может быть:

1) порядковая (товарам присваиваются коды в порядке их расположения без классификации),

2) десятичная и сотенная (используется при классификации и предполагает необходимость выделения каждому классу 10 или 100 цифр),

3) серийная (каждой классификационной группе присваивается серия номеров без какого-либо ограничения),

4) комбинированная (при построении кода используются разные системы условных обозначений).

Методы цифровой системы кодирования:

При кодировании товаров используют следующие методы:

1) классификационный,

2) регистрационный.

1. Классификационный метод кодирования – это кодирование, осуществляемое на основе классификации товаров.

Соответственно существуют 2 типа классификационного метода кодирования: а) последовательный – это метод кодирования, в основе которого лежит иерархический метод классификации,

б) параллельный – это метод кодирования, в основе которого лежит фасетный метод классификации.

2. Регистрационный метод кодирования – это кодирование, осуществляемое присвоением порядкового номера, а кодовым обозначением служат натуральные числа. Это наиболее простой метод кодирования, т.к. регистрация объектов осуществляется в порядке разработки и регистрации товаров.

Использование кодирования товаров:

Классификатор – это официальный документ, представляющий систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и объектов классификации.

Рассмотрим структуру классификаторов на примере Общероссийского классификатора продукции (ОКП). ОКП предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации и продукции в таких сферах деятельности как стандартизация, статистика, экономика и т.д.

ОКП представляет собой систематизированный свод 12-разрядных (т.е. 12-значных) кодов и наименований группировок (подмножеств) продукции, построенных по иерархической системе классификации.

ОКП состоит из 3-х частей:

1) классификационная часть (К-ОКП) – состоит из 6 разрядов (цифр),

2) ассортиментная часть (А-ОКП) – состоит из 4 разрядов (цифр),

3) контрольное число (КЧ) – состоит из 2 разрядов (цифр).

Классификационная часть ОКП содержит 6-значный цифровой код и представляет собой перечень построенных по иерархическому методу классификационных группировок (подмножеств): классов, подклассов, групп, подгрупп, видов.

Ассортиментная часть ОКП содержит закодированный ассортимент продукции определенных типов, марок, параметров, вариантов исполнения, лекарственных форм, комплектации и т.д.В некоторых случаях она соответствует таким классификационным группировкам (подмножествам) как подвид и разновидность.

Контрольное число предназначено для обнаружения ошибок при записи кодов на первичные документы, технические носители информации, при передаче их по техническим каналам связи и вводе в ЭВМ.

Структура кода ОКП приведена в следующем примере:

9 3 1 5 2 2 1 2 6 6 1 0

93 – класс (медикаменты, химико-фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения),

1 – подкласс (препараты химико-фармацевтические с общей структурой и полупродукты для производства медикаментов),

5 – группа (препараты сульфаниламиды),

2 – подгруппа (гетероциклические производные сульфаниламида),

2 – вид (норсульфазол).

На этом классификационная часть ОКП закончилась. Следующие 4 разряда – это ассортиментная часть ОКП:

12 – порядковый номер в группе при регистрации (в данном случае соответствует лекарственной форме с дозировкой и формой выпуска: Таб. 0,25 № 10 в контурной упаковке),

66 – фармакотерапевтическая группа для ЛС (в данном случае: сульфаниламидные препараты) или ассортиментная.

Следующие 2 разряда – это контрольное число:

10 – контрольное число.

Расчет контрольного числа производится по специальному алгоритму:

1) пронумеровать по порядку каждый разряд (цифру) классификационной и ассортиментной частей кода (1,2,3…10),

2) умножить каждый разряд кода на соответствующую по порядку цифру,

3) сложить полученные числа,

4) полученную сумму разделить на число11 ,

5) выделить целое числобез округления , а сотые и десятые части отбросить,

6) от суммы (из действия 3) вычесть результат умножения числа 11 на целое число из действия 5.